hramkgu.ru

ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ. ЧТО ЗНАЧИТ ВЗЯТЬ КРЕСТ СВОЙ | БОГОЯВЛЕНСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР В ЕЛОХОВЕ :: Официальный сайт

Святая Церковь 27 сентября торжественно вспоминает обретение Честного Креста Господня. Это радостное событие последовало спустя три века после Воскресения Господа, и совершено Равноапостольной Еленой, матерью Равноапостольного царя Константина.

Когда эта благочестивая царица посещала места, освященные жизнью и страданиями Богочеловека, то Дух Святой возбудил в ее сердце желание — обрести Крест Господень, который до того времени, из-за гонений, оставался в неизвестности.

Трудно было и для порфироносной искательницы совершить это обретение; ибо иудеи и язычники, не терпя поклонения Распятому Господу, старались стереть все следы Его жизни.

Крест Господень, вместе с крестами распятых с Ним на Голгофе разбойников, зарыт был в земле, и на том самом месте воздвигнут потом римлянами храм одному божеству языческому.

Но усердие равноапостольной царицы победило все трудности. Место Креста было найдено, по указанию одного иудея. И капище, на нем стоявшее, разрушено.

Когда потом начали раскапывать землю, то сначала ощутили необычное благоухание; потом открылись три креста, из которых на одном была надпись, та самая, которую Пилат положил на кресте Господа.

Несмотря на это указание, просвещенное благочестие царицы искало еще более точного признака. Святой Макарий, тогдашний Патриарх Иерусалимский, употребил для этого такое средство, какое могла внушить только самая живая вера в Распятого Господа Иисуса Христа. По его повелению принесен был один больной, находившийся при смерти.

Святитель прикоснулся к нему сначала одним, потом другим крестом, но безрезультатно. Когда же прикоснулся третьим, на котором была надпись, то больной встал совершенно здоровым. Это чудо вразумило всех, что это подлинный Крест Того, Который есть Воскресение и Жизнь.

Найденный Крест перенесен был торжественно в Храм Иерусалимский, где святой Патриарх воздвиг, поднял его перед народом с амвона, дабы все, и великие и простые люди, могли насладиться видом животворящего древа. Церковь же Святая, обрадованная обретением Божественного сокровища, учредила, чтобы память обретения и Воздвижения Креста Господня ежегодно была совершаема 14 (27) сентября.

Святитель Иннокентий Херсонский  пишет:

– Празднуя Воздвижение Креста Господня, вспомним, возлюбленные о Христе братья и сестры, и о другом кресте, на который указал Своим последователям Иисус  Христос: если кто хочет идти за Мной, сказал Он, тот отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мной (Мф. 16, 21).

Что это за крест, с которым надобно идти в след Господа, и из чего он составляется? Он слагается, братья мои, из тех печалей, скорбей и болезней, на которые осудило падшего человека правосудие Божие. Из тех тягостей, трудов и забот, которые обязан нести каждый, как член общества человеческого. Из тех огорчений, досад и неудач, которые каждый из нас встречает в жизни почти на каждом шагу, из тех недовольств, оскорблений, уничижений, озлоблений, которые так часто доводится нам терпеть в кругу своих ближних. В делах общественных и частных, внутри своего семейства и в обществе. Из тех потерь и лишений, несчастий и бедствий — общественных и частных, которые попускаются на нас или испытующею премудростью, или наказующей правдой Отца Небесного.

Почему необходимо нести этот крест? Потому что мы достойно и праведно осуждены на труды и болезни, на скорби и печали, на горести и бедствия во всю свою жизнь до смерти.

Засеяв сами всю землю терниями с колючками и шипами, можем ли не уязвляться ими?

Призывая сами грехами своими бедствия на мир Божий, можем ли не подвергаться им? Привлекая сами беззакониями и неправдами своими проклятие правды Божией, можем ли не чувствовать в себе его тяжести? Сделав сами себе крест из древа преслушания и преступления заповедей Божьих, можем ли не нести его? И действительно, каждый из нас несет этот крест от рождения до смерти.

Для чего же повелевается еще взять крест и нести, когда он есть уже на всех и все несут его? Для того, что, когда несем его по необходимости, поневоле, он есть только заслуженная казнь, которая необходимо постигает преступника, не делая его чрез это ничем более, как достойно казнимым преступником.

А свободно принятый и с верою несомый в след Господа Иисуса Христа, он делается очистительным средством и исцеляющим врачеванием от греха. Оба, распятые со Христом, разбойника терпели одну и ту же казнь. Но один из них погиб в своем неверии и ожесточении; другой же, с искренним раскаянием во грехах своих исповедуя себя достойно страждущим за свои беззакония, сказал Иисусу: помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем. И за это услышал из уст Самого Господа: днесь со Мною будешь в раю.

Так бывает и всегда. С одним и тем же крестом, по одному и тому же жизненному пути люди идут в противоположные стороны и приходят к противоположным концам.

Одни, чрез крест земных скорбей и печалей, подобно разбойнику благоразумному, восходят на небо и в рай; другие, подобно другому разбойнику, с креста временных скорбей нисходят на крест вечных мучений ада.

Когда же и как можем сделать крест свой подобным кресту Христову, спасающим? Когда приемлем подаваемый нам Богом крест с живою верой и искренним раскаянием. Несем его с полною покорностью и преданностью воле Божией и с упованием жизни вечной. Когда в терпении скорбей и напастей уподобляемся Самому Господу Иисусу Христу, последуя стопам Его.

Истинно верующий при всякой встречающейся скорби говорит: аще благая принял от руки Господа, злых ли не стерпим? Крест, который подает мне премудрость и благость Отца Небесного, не обязан ли я нести с сыновней покорностью? Егоже бо любит Господь, наказуетъ; бьет же всякого сына, его же приемлет.

И чем больше каким-либо бедствием сокрушается самолюбие наше, чем действеннее какая-либо скорбь смиряет нашу плоть и обуздывает страсти, обращает к смирению и покаянию, тем тверже можем быть уверены в любви и милосердии к нам Отца Небесного.

Тем усерднее должны молиться, да поможет нам Господь Своею благодатью донести возложенный Им на нас крест до конца нашей жизни с полною преданностью воле Отца Небесного. С твердым упованием на Его благость и милосердие. С утешительною надеждою вечной жизни и блаженства в Царстве Божьем.

27 сентября 2014

elohov.ru

ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ. Литургия

azbyka.ru

Воздвижение креста господнего


Воздвижение Креста Господня. О праздниках — Храм «Большое Вознесение» у Никитских ворот

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня — праздник, отмечаемый в исторических церквях, принадлежит к числу двунадесятых.

C VII века с этим днём стали соединять воспоминание о возвращении Животворящего Креста из Персии греческим императором Ираклием (629).

Икона «Воздвижение Креста Господня» (Новгород, XV век) неизвестен, Public Domain

Как при обретении, так и при прославлении Креста, возвращённого из Персии, предстоятель, чтобы дать возможность всем собравшимся на торжество видеть Святыню, воздвигал (то есть поднимал) Крест, обращая его ко всем сторонам света.

История праздника

Обретение Креста

Крест был найден приехавшей в Палестину матерью императора Константина Великого царицей Еленой и иерусалимским епископом Макарием (314—333).

В результате раскопок была найдена пещера Гроба Господня, а неподалёку от неё были обнаружены три креста.

Крест Иисуса Христа был определён тогда, когда больная женщина, на которую их поочерёдно возлагали, получила исцеление. По другому преданию, от соприкосновения с этим крестом воскрес умерший, которого несли по улице для погребения (отсюда и название Животворящий Крест).

Святая царица Елена ознаменовала места, связанные с земной жизнью Спасителя, основанием более 80 храмов, воздвигнутых в Вифлееме — месте Рождества Христова, на горе Елеонской, откуда Господь вознёсся на небо, в Гефсимании, где Спаситель молился перед Своими страданиями и где была погребена Божия Матерь после успения. В Константинополь святая Елена привезла с собой часть Животворящего Древа и гвозди.

Святые Константин и Елена вокруг Животворящего Креста Господня. (Картина В. К. Сазонова, XIX век) Василий Кондратьевич Сазонов (1789–1870), Public Domain

Равноапостольный император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу. Храм строился около 10 лет. Святая Елена не дожила до освящения храма; она скончалась в 327. Храм был освящён 13 сентября 335. На следующий день, 14 сентября, установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста.

Возвращение Креста

В этот день вспоминается ещё одно событие, связанное с Крестом Господним, — его возвращение из Персии после 14-летнего плена обратно в Иерусалим. Персидский царь Хозрой II в войне против греков разбил греческое войско, разграбил Иерусалим и увёз в плен Животворящий Крест Господень и патриарха Захарию (609—633).

Крест пробыл в Персии 14 лет и лишь при императоре Ираклии (610—641), который с помощью Божией победил Хозроя и заключил мир с его сыном, христианам была возвращена их святыня — Крест Господень.

С великим торжеством Животворящий Крест был принесён в Иерусалим. Император Ираклий в царском венце и порфире понёс Крест Христов в храм Воскресения. Рядом с царём шёл Патриарх Захария.

У ворот, которыми восходили на Голгофу, император внезапно остановился и не мог двинуться дальше. Святой Патриарх объяснил царю, что ему преграждает путь Ангел Господень, ибо Тот, Кто нёс на Голгофу Крест для искупления мира от грехов, совершил Свой Крестный путь в уничижённом виде. Тогда Ираклий, сняв венец и порфиру, надел простую одежду и беспрепятственно внёс Крест Христов в храм.

Воздвижения Животворящего Креста, русская икона (Палех), XIX в. неизвестен, Public Domain

В слове на Воздвижение Креста святой Андрей Критский говорит: «Крест воздвигается, и все верные стекаются, Крест воздвигается, и град торжествует, и народы совершают празднество».

Богослужение

Православная церковь

Богослужение аналогично богослужению Крестопоклонной Недели (3-я Неделя Великого поста) и Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня (1 августа).

Накануне (то есть 13 сентября) вечером совершается всенощное бдение. По уставу в состав этого всенощного бдения должна входить малая вечерня. На малой вечерне совершается перенесение Креста с жертвенника на престол. Однако сейчас совершение малой вечерни можно встретить в России лишь в редких монастырях. По этой причине в приходских храмах Крест кладётся на престол до начала богослужения (Евангелие ставится за антиминсом).

На утрене Евангелие читается в алтаре, после чтения Евангелия поётся «Воскресение Христово видевше» вне зависимости от дня недели. Целование Евангелия и помазание елеем после чтения Евангелия не совершаются. Перед Великим славословием настоятель надевает полное облачение.

Воздвижение Креста. Икона: Гурий Никитин, 1680 года Gury Nikitin (1620–1691), Public Domain

Во время Великого славословия при пении Трисвятого настоятель совершает вынос креста. Держа Крест на голове, настоятель, в предшествии диакона со свечой, постоянно кадящего Крест, совершает его вынос через северную дверь; остановившись на амвоне, он произносит «Прему́дрость, про́сти», затем при пении тропаря «Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́ и благослови́ достоя́ние Твое́, побе́ды правосла́вным христи́анам на сопроти́вныя да́руя, и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство» несёт Крест на середину храма и кладёт его на аналой.

Воздвижение Креста Господня. Русскаяикона, 1490-ые неизвестен, Public Domain

Затем совершается троекратное пение тропаря «Кресту́ Твоему́ поклоня́емся, Влады́ко, и Свято́е Воскресе́ние Твое́ сла́вим», во время которого трижды совершаются земные поклоны. Затем поются особые стихиры, во время которых священник совершает помазание елеем, а затем сугубая ектения, обычное окончание всенощного бдения и первый час.

На литургии вместо Трисвятого поётся «Кресту́ Твоему́ поклоня́емся, Влады́ко, и Свято́е Воскресе́ние Твое́ сла́вим» (без земных поклонов).

По традиции в этот день принято надевать облачения фиолетового цвета.

Крест лежит на аналое до 21 сентября — дня отдания Воздвижения. На отдание в конце литургии после заамвонной молитвы при пении тропаря и кондака Кресту Крест уносится священником в алтарь через Царские врата.

Тропарь, кондак и задостойник на Воздвижение Креста ГосподняНа греческомНа церковнославянском(транслитерация)На русском
Тропарь праздника, глас 1 (Ἦχος α')Σῶσον Κύριε τὸν λαόν σου καὶ εὐλόγησον τὴν κληρονομίαν σου, νίκας τοῖς Βασιλεῦσι κατὰ βαρβάρων δωρούμενος καὶ τὸ σὸν φυλάττων διὰ τοῦ Σταυροῦ σου πολίτευμα.Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́ и благослови́ достоя́ние Твое́, побе́ды правосла́вным христи́анам на сопроти́вныя да́руя, и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельствоСпаси, Господи, людей Твоих и благослови наследие Твоё, победы православным христианам над неприятелями даруя и Крестом Твоим сохраняя Твой народ.
Кондак праздника, глас 4 (Ἦχος δ')Ὁ ὑψωθεὶς ἐν τῷ Σταυρῷ ἑκουσίως, τῇ ἐπωνύμῳ σου καινῇ πολιτείᾳ, τοὺς οἰκτιρμούς σου δώρησαι, Χριστὲ ὁ Θεός. Εὔφρανον ἐν τῇ δυνάμει σου, τοὺς πιστοὺς Βασιλεῖς ἡμῶν, νίκας χορηγῶν αὐτοῖς, κατὰ τῶν πολεμίων· τὴν συμμαχίαν ἔχοιεν τὴν σήν, ὅπλον εἰρήνης, ἀήττητον τρόπαιον.Вознесы́йся на Крест во́лею, тезоимени́тому Твоему́ но́вому жи́тельству щедро́ты Твоя́ да́руй, Христе́ Боже, возвесели́ нас си́лою Твое́ю, побе́ды дая́ нам на сопоста́ты, посо́бие иму́щим Твое oру́жие ми́ра, непобеди́мую побе́ду.Вознесенный на Крест добровольно, соименному Тебе новому народу милости Твои даруй, Христе Боже; возвесели силою Твоею верных людей Твоих, подавая им победы над врагами, – да имеют они помощь от Тебя, оружие мира, непобедимый знак победы.
Задостойник праздника, глас 8 (Ἦχος πλ. δ')Μυστικῶς εἶ Θεοτόκε Παράδεισος, ἀγεωργήτως βλαστήσασα Χριστόν, ὑφ᾿ οὗ τὸ τοῦ Σταυροῦ, ζωηφόρον ἐν γῇ, πεφυτούργηται δένδρον· δι᾿ οὗ νῦν ὑψουμένου, προσκυνοῦντες αὐτὸν σὲ μεγαλύνομεν.Та́ин еси́, Богоро́дице, рай, невозде́ланно возрасти́вший Христа́, И́мже кре́стное живоно́сное на земли́ насади́ся Дре́во. Тем, ны́не возноси́му, покланя́ющеся Ему́, Тя велича́ем.Ты, Богородица, – таинственный рай, невозделанно произрастивший Христа, Которым на земле насаждено Креста живоносное древо; потому ныне, при воздвижении его, поклоняясь ему, мы Тебя величаем.

Величание

Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ и чтим Крест Твой святый,/ имже нас спасл еси// от работы вражия.

bolshoevoznesenie.ru

Воздвижение Креста Господня

26 Сентября – 3 октября

Воздвижение Креста Господня

27 сентября

Праздник в честь Воздвижения Креста Господня

27 сентября Церковь празднует Всемирное Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня – таково полное название праздника, который обычно коротко называют Воздвижением. Велико значение этого праздника, в Богослужебном круге Церкви он относится к двунадесятым, то есть, к двенадцати главным праздникам.

Праздник Воздвижения подобен Страстной неделе, которая бывает перед Пасхой, он также посвящен усиленной молитве и строгому посту, но если на Страстной мы вместе с Церковью плачем над Божественным Страдальцем, то в день Воздвиженья мы радуемся о плодах Его страданий: искуплении человечества от первородного греха и победе Спасителя над адом и смертью. Церковь воздвигает Честный Крест, как орудие этой победы, и в этот день особо чествует Его, как величайшую святыню.

В этот день, Крест торжественно выносится из алтаря на середину храма для поклонения.

«Да хранит вас Крест Христов, меч духовный, побеждающий врагов видимых и невидимых». 

Как праздновали Воздвиженье

(традиции праздника)

 

День Воздвижения креста Господня воспринимался русскими крестьянами как день борьбы между светлыми и темными силами: чистое борется с нечистым, правда с ложью, Бог с дьяволом. Светлое начало побеждает темное с помощью Честного и Животворящего Креста.

В этот важный день человек должен быть чистым перед Богом: должен думать о своих грехах и поститься. Пост в этот день соблюдался очень строго: «Кто скороми на Воздвиженьев день чурается, тому семь грехов прощается», «Кто не постит Воздвиженью — Кресту Христову, на того семь грехов воздвигнутся».

В народном сознании этот день также связывался с «движением» природы — постепенным переходом осени в зиму: «Воздвиженье осень зиме навстречу двигает», «Воздвиженье кафтан с плеч сдвинет, тулуп надвинет», «Воздвиженье — хлеб с полей сдвинулся», «На Воздвиженье последняя копна с поля движется, и последний воз на гумно торопится».

Воздвижение было также началом капустенских вечерок: «Воздвиженье — капустницы, капусту рубить пора», «Смекай баба про капусту, Воздвиженье пришло», «На Воздвиженье у доброго молодца капуста у крыльца».

Во многих местностях России нарядно одетые женщины ходили в этот день из дома в дом, поздравляя хозяев с началом капусток. Гостей угощали пирогами с капустой. «У доброго мужика на Воздвиженьев день и пирог с капустой» — говорит русская пословица

.

Крест

О вечный знак Небесной силы,

Рукотворенный Крест Святой.

Ты — украшение могилы,

Утеха в горести земной.

С безумной злобой презирали

Тебя всегда враги Христа...

А я не в силах без печали

Припасть к подножию Креста.

Тебя, как щит и огражденье,

Я на груди ношу своей...

Ты — всех страстей успокоенье,

Ты — радость страждущих людей.

О знак любви и всепрощенья!

Я песнь хвалы тебе пою...

Ты — дивный образ искупленья,

С тобой я кончу жизнь свою.

Податель мира, утешенья!

Когда засну могильным сном,

Ты дай мне с верой в воскресенье

Лежать спокойно под Крестом.

Семен Надсон

30 сентября

Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София

Рим второго века. Время Адриана.

В пелене столетий вижу те года…

Вижу, как страдали тяжко христиане,

Гибли, прославляя Господа Христа…

Там жила в ту пору женщина простая,

Овдовев, растила юных дочерей.

И её Софией, мудрой, называли,

И семьи в округе не было скромней.

Трёх своих дочурок, хрупких и прекрасных,

Воспитала мама, душу в них вложив.

Их сердца пылали верой христианской,

Их сердца не знали – зависти и лжи.

Три отроковицы, три девчушки нежных,

Имя старшей – Вера, чистый, светлый ум.

Средняя сестрица – кроткая Надежда,

И Любовью – третью нарекли сестру.

О младых девицах шла молва по Риму –

Дети не ходили на поклон к богам.

Люди возмущались в злобе нечестивой

И давали волю мерзостным словам.

Так о них прослышал сам градоначальник

И донёс немедля новость во дворец.

Адриан дивился, головой качая,

Пожелал всех вместе лицезреть их здесь.

Привели их скоро к трону его слуги.

Шли они неспешно, как сплетясь венком.

На девичьих лицах не было испуга.

Гордый император вопросил: «Вы кто?»

«Я – вдова София. Это – мои дочки.

Всё наше богатство – вера во Христа!»

Император грозно посмотрел им в очи,

И его смутила взглядов красота.

«Ладно, разберёмся», - Адриан ответил.

«В дом к матроне знатной отведите всех!»

И ушли под стражей мать и её дети,

И звучал им в спину неприятный смех…

Три дня и три ночи длилось их плененье.

Укрепляла в вере мама дочерей.

Ей они внимали с ангельским смиреньем,

Дух сестричек малых стал ещё сильней!

Пробил час, и снова девочки у трона.

Адриан, в них вперясь, громко говорит:

«Мне не покоритесь – накажу сурово!»

Говорит, и гневом взор его горит.

«Я, как ваш владыка, буду милосерден!

Вижу вашу юность, вижу чистоту.

Отпущу вас, только – принесите жертву!»

Девочки сказали: «Мы верны Христу!

Наш Отец Небесный – нас да не оставит!

На богов из камня – дружно мы плюём!

И твои угрозы – нас не напугают!

Во Христе живём мы! За Христа умрём!»

Адриан от злобы выпучил глазищи,

Удивился сильно и оторопел.

На высоком троне – он казался нищим,

Под румяной пудрой – побелел, как мел.

Он спросил Софию: «Сколько лет девицам?»

Твёрдости сестричек поразился он.

Начал не на шутку Адриан сердиться,

Никогда так страшно не был раздражён.

«Старшей моей Вере – уж двенадцать вёсен.

Десять лет Надежде – минуло едва.

А Любви – лишь девять». Хмыкнув бледным носом,

С изумленьем слушал Адриан слова.

И сказал он Вере: «Я повелеваю –

Артемиде, Вера, жертву принеси!

После - восвояси всех вас отпускаю.

Я же понимаю – хочется вам жить!»

Вера отказалась. Стали её мучить,

Донага раздевши, стали избивать.

Адриан, лютуя, почернел, как туча,

Принялся за пыткой хитро наблюдать.

Молча все страданья девица сносила,

Словно воздух били кулаки солдат.

В ярости никчёмной Адриан взбесился!

Новой жуткой пытки алчет его взгляд!

Взяв щипцы тупые, безымянный стражник

Медленно отрезал девичьи соски…

Но молчала Вера, и, не вскрикнув даже,

А у Адриана – пот прошиб виски!

Из двух ран ужасных, вместо струек крови,

С ароматом чудным молоко текло…

Вера улыбалась, будто ей не больно,

А невыразимо на душе легко…

А потом солдаты, раскалив решётку,

Веру положили прямо на неё…

Девочка, с улыбкой, лишь молилась кротко,

Вздулась пузырями кожа нежных ног.

Два часа страданье тягостно продлилось,

В изумленьи стража – девочка цела!

Сняли тут же Веру. Глядь – не опалилась!

А у Адриана – кругом голова!

Бросили девчушку во котёл кипящий,

Где бурлило адски масло и смола…

Вера лишь молилась, как в ручье звенящем.

Вновь её достали! Вновь – она жива!

Император, взвизгнув, бешено затопал:

«Отрубить ей быстро голову мечом!

Что стоите? Быстро! Или вы оглохли?

Почему, Юпитер,всё ей нипочём!?»

С сестрами и мамой девочка обнялась:

«Верую, Господь нас милостью спасёт!

Верю, оттого я смерти не боялась,

Что и смерть над нами власть не обретёт!»

Меч сверкнул над шеей, и упало тело…

«Так-то!» - ухмыльнулся слабо Адриан.

Мать же, славя Бога, целовала Веру.

Недвижим застывший тонкий детский стан…

Подвели Надежду. Гаркнул император:

«Артемиде жертву принеси скорей!

Видела мученья ты сестры упрямой?

Лучше не противься! Жизнь – куда ценней!»

«Я ли не сестра ей? – молвила Надежда.

«Я без страха участь Веры разделю!

Можешь меня мучить, ненавистный грешник!

Я, как и сестрица, Господа люблю!»

Сорваны одежды. Озверев, солдаты

Бьют её наотмашь! До бессилья бьют!

Адриан хохочет: «Вот тебе награда!»

А потом Надежду в печь, смеясь, суют…

Молится девчушка, пламенем объята,

Словно и не в пекле, а в воде сейчас.

Зашипел, беснуясь, в гневе император,

Завращал белками возбуждённых глаз.

К потолку Надежду, изувер, подвесил,

Чтоб железным когтем начали скрести.

Молится девчушка: «Господи! Вот здесь я!

Господи, помилуй! Господи, прости!»

А когда хотели в масло её бросить,

То котёл кипящий растопился вмиг.

Многих опалило – кто-то рухнул оземь,

Кто,ошпарив руки,дикий издал крик!

От стыда краснея, Адриан растерян:

«Голову снесите острым ей мечом!»

Палачи стояли, как остолбенели…

Девочка молилась Богу горячо.

Попрощавшись с мамой и сестрицей младшей,

Тело мёртвой Веры крепко обняла.

«Знайте, во Христе мне - умирать не страшно!»

Взмах – и покатилась на пол голова…

Подвели ко трону младшую сестрицу,

Посмотрел ехидно Адриан в лицо:

«Покорись, не мешкай, мне отроковица!

Неужели мало нынче мертвецов?

Принеси, раскаясь, жертву Артемиде!

И тогда вдвоём вас– отпущу домой.

Ты же наблюдала двух сестёр погибель?

Разве ты не хочешь, детка, быть живой?»

А Любовь сказала, с твёрдостью упорной:

«От любви от Божьей – что нас отлучит?

Теснота, гоненья, голод иль невзгоды?

Нагота, опасность, скорбь или мечи?»

Император рявкнул, сразу взбеленился!

Её растянули вдоль по колесу…

После каждый палкой грубо приложился,

Девочка молилась сквозь ударов шум.

Растопили печку. Адриан озлился:

«О богине нашей молви – велика!

Не упрямься, хватит, дерзкая девица!

Ну скажи – и станет жизнь твоя легка!»

 «Для меня велик лишь - только наш Спаситель!

Только Бог мой светлый – Иисус Христос!

Вам же с Артемидой – я сулю погибель!

Мучь! Но не увидишь, грешник, моих слёз!»

С этими словами в печь сама шагнула

И, молясь, ходила в пламени жива.

Пламя её тела даже не коснулось.

Печь потухла вскоре, а Любовь – цела.

Но мгновеньем раньше огненные плети

Вырвались из печи, захлестнув солдат!

Те,кто был поближе – обратились в пепел!

Адриан обжёгся,сам себе не рад.

После буравами девочку проткнули

И вертели долго, выбились из сил.

А она молилась, боли и не чуя:

«Боже милосердный! Не оставь, спаси!»

Император крикнул, мучимый ожогом:

«Голову рубите! Где мечи? Резвей!»

С матерью девчушка попрощалась кротко…

Голова слетела с девичьих плечей…

 Приказал Софии изверг удалиться

И тела дочурок разрешил забрать.

Три отроковицы, три отроковицы…

Он не смог их веру властью обуздать!

На холме высоком, недалече Рима,

Погребла София их в одном гробу.

И, три дня молившись, тихо тут почила,

Лишь едва оплакав дочерей судьбу…

Не забудьте ж, люди, в нынешнее время,

Трёх сестричек хрупких, подвиг их святой!

Трёх девчушек нежных… Имя старшей – Вера,

Средняя – Надежда, младшая – Любовь…

Пилат же слышав сие слово, изведе вон Иисуса, и седе на судищи, на месте глаголемем Лифостротон, еврейски же Гаввафа. Бе же пяток Пасце, час же яко шестый. И глагола Иудеом: се Царь ваш. Они же вопияху: возми, возми, распни Его. Глагола им Пилат: Царя ли вашего распну? Отвещаша архиерее: не имамы царя, токмо кесаря. Тогда же предаде Его им, да распнется. Поемше же Иисуса, и ведоша. И нося крест Свой, изыде в глаголемое Лобное место, еже глаголется еврейски Голгофа. Идеже пропяша Его и с Ним ина два, сюду и сюду, посреде же Иисуса. Написа же и титла Пилат, и положи на кресте. Бе же написано: Иисус Назорянин, Царь Иудейский. Сего же титла мнози чтоша от Иудей, яко близ бе место града, идеже пропяша Иисуса. И бе написано: еврейски, гречески, римски.

Итак, Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судейском престоле на месте, называемом «Каменный помост», а по-еврейски Гаввафа. Была же пятница перед Пасхой, и около шестого часа. И говорит он Иудеям: «Вот, Царь ваш». Они же закричали: «Возьми, возьми, распни Его!» Говорит им Пилат: «Царя ли вашего распну?» Ответили первосвященники: «Нет у нас царя, кроме кесаря». Тогда-то он и предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели. И неся Крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобным, которое зовется по-еврейски Голгофа, где Его распяли, и с Ним двух других, по ту и по другую сторону Его; посредине же – Иисуса. Написал же и надпись Пилат и поставил на кресте. Было же написано: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Так вот, эту надпись многие прочли из Иудеев, потому что близко было от города то место, где был распят Иисус, и было написано по-еврейски, по-гречески, по-римски.


Смотрите также