Веры надежды любови


Вера, Надежда, Любовь

Эти имена, понятные любому русскому человеку, многие считают исконно славянскими. На самом деле они появились на Руси благодаря христианству. Их история такова.

Во II столетии по Рождестве Христовом, в царствование римского императора Адриана, в Риме жила вдова по имени София, что значит «мудрость». У нее было три дочери — Пистис, Элпис и Агапе. Старшей было 12, средней — 10, а младшей — всего 9 лет. Будучи глубоко верующей христианкой, София воспитала дочерей в любви к Богу, уча не привязываться к земным благам.

Слух о принадлежности к христианству этого семейства дошел до императора, и он пожелал лично увидеть трех сестер и воспитавшую их мать. Все четверо предстали перед императором и безбоязненно исповедали веру во Христа.

Удивленный смелостью юных христианок, император стал настойчиво требовать, чтобы они принесли жертву язычески богам. Но девочки с негодованием отвергли его приказ.

Тогда разгневанный Адриан велел предать детей различным мучениям. Первой пострадала старшая сестра: после жестоких пыток ей отсекли голову. Затем мучениям была предана Элпис, и, наконец, настал черед младшей девочки. Палачи думали устрашить ее видом казни, но она поцеловала мертвые тела сестер и бесстрашно приняла смерть. Случилось это в 137 году, 30 сентября по новому стилю.

Святую Софию не тронули, но обрекли ее на еще более сильные душевные мучения от разлуки с казненными детьми. Страдалица погребла останки своих дочерей и два дня не отходила от их могилы. На третий день Господь послал ей тихую кончину. София вместе с дочерьми были причислены Церковью к лику святых.

Когда древнерусские книжники переводили эту историю для русских святцев, они назвали трех дочерей Софии Верой, Надеждой и Любовью, ибо именно это значение имеют в греческом языке имена Пистис, Элпис и Агапе. Так в русском именослове появились одни из самых любимых нашим народом имен, в которых заложен глубокий религиозно-философский смысл.

1. София

Это имя в переводе с древнегреческого означает «мудрая».

Понятие мудрости у древних греков и христиан было неодинаковым. Греки понимали под мудростью силу человеческого интеллекта. Слово «философия» переводится как любовь к мудрости. А философ — это мудрец, который добывает истину собственным умом.

В христианском богословии подлинной премудростью обладает один лишь Бог. Поэтому в христианстве сформировалась идея Святой Софии Премудрости Божией, воспринятая из Ветхого Завета. В Притчах царя Соломона говорится: «Премудрость создА себе дом и утверди столпов семь». Изречение это понималась двояко. По самому распространенному толкованию, Премудрость Божия есть Христос, утвердивший свою Церковь («дом») на семи таинствах и семи вселенских соборах. Но некоторые богословы разумели под Софией — Богородицу, которая стала «домом» для воплотившегося в ней Христа.

Собор Св.Софии в Киеве. Изначальный вид

Икона Софии Премудрости Божией — одна из самых почитаемых в православии. На ней изображается Богородица под семистолпной сенью, стоящей на амвоне с семью ступеньками, которые есть вера, надежда, любовь, чистота, смирение, благость и слава.

Христианская идея Софии Премудрости Божией оказала глубокое влияние на великого русского философа Владимира Соловьева, создавшего учение о Вечной Женственности.

В русской истории первой женщиной, носившей это имя, была София Палеолог — вторая супруга великого князя Ивана III Васильевича. Она была дочерью Фомы Палеолога — родного брата последнего византийского императора Константина, погибшего во время взятия Константинополя турками. Ее брак с московским князем был заключен при содействии римского папы. Летописец утверждает, что под влиянием Софии Иван III покончил с ордынским игом и принял герб Византийской империи — двуглавого орла.

Среди знаменитых женщин имя София — не редкость. Его носили: Екатерина II, урожденная принцесса Анхальт-Цербстская София Фредерика Амалия Августа, выдающийся математик Софья Ковалевская, Софья Перовская — одна из организаторов убийства Александра II. Можно помянуть и западных кинодив — Софи Лорен и Софи Марсо.

Но в народе это имя никогда не было популярным. Сейчас его носит одна женщина из тысячи в городе, а на селе и вовсе единицы.

Ну и наконец, не забудем, что именем София названа столица Болгарии.

2. Вера

Это имя — русский перевод древнегреческого имени Пистис, означающего «вера, верование».

В христианских святцах Вера — это старшая из трех сестер-мучениц, которые по приказу римского императора Адриана 30 сентября 137 года были обезглавлены пред глазами их матери Софии.

В народе Верины именины называются всесветными бабьими именинами. В этот день русские женщины устраивали маленькие праздники-посиделки.

В имени Вера заложен глубокий смысл. Вера — одна из фундаментальных христианских добродетелей, которая позволяет человеку преодолеть законы земного естества. «По вере вашей воздастся вам», — говорит Евангелие.

Отец Павел Флоренский, один из создателей науки об именах, утверждал: «Натура Веры отличается честностью, и честность, кроме того, есть первая заповедь Веры...».

Вера Засулич

В истории России Веры оставили заметный след. Например, один из первых террористических актов в нашей стране совершила Вера Засулич. 24 января 1878 года она стреляла в петербургского градоначальника Трепова, приказавшего высечь политического заключенного Боголюбова за то, что он не снял перед ним шапки. Присяжные заседатели вынесли Засулич оправдательный приговор, который, однако был опротестован, после чего Засулич тайно уехала за границу, где стала одной из основательниц «группы освобождения труда» — нового тогда в России социал-демократического направления.

Вера Холодная

Вера Холодная — легендарная актриса русского немого кино. Она была необычайно хороша собой. Играла главным образом в салонных мелодрамах, создавая обаятельные лирические образы красивой, печальной женщины, обманутой или непонятой. Ее боготворили, носили на руках, осыпали цветами. В 1919 году, спасаясь от большевиков, Вера Холодная уехала в Одессу, где и умерла от «испанки» — опаснейшей формы гриппа.

Не забудем и гениального скульптора Веру Мухину, чей монументальный памятник «Рабочий и колхозница» наконец-то выглядит так, как его задумал автор.

В наши дни это имя по-прежнему любимо. Еще недавно его давали двадцати из тысячи новорожденных девочек.

3. Надежда

Это имя является буквальным переводом древнегреческого имени Элпис.

Древние греки рассматривали надежду как одно из главных зол, которое способствует продлению человеческих несчастий. Помните миф о ящике Пандоры, из которого вылетели все земные бедствия, а на дне осталась только надежда? Согласно представлениям древних греков, боги оставили ее человеку, чтобы он утешался призрачными мечтами и ложными упованиями.

Христианское богословие в корне переосмыслило понятие надежды. Надежда в православии — целительное средство против смертного греха уныния. Разумеется, при условии, что человек надеется на Бога, а не на собственные силы.

Первой известной Надеждой в истории России была знаменитая «кавалерист-девица» и писательница Надежда Андреевна Дурова. Ее мать, страстно мечтавшая иметь сына, возненавидела дочь. Воспитание маленькой Надежды поручили гусару Астахову. «Седло, — вспоминала Надежда Андреевна, — было моей первой колыбелью; лошадь, оружие и полковая музыка - первыми детскими игрушками и забавами».

В 1806 году Надежда переоделась в казацкое платье и поступила в конный уланский полк. За храбрость в битвах с наполеоновской армией она была награждена Георгиевским крестом и произведена в офицеры. Выйдя в отставку в чине штаб-ротмистра, Надежда Дурова постоянно ходила в мужском костюме и сердилась, когда обращались к ней как к женщине. Ее мемуары под названием «Записки кавалерист-девицы» имели большой успех. Скончалась она в 1866 году и была погребена с воинскими почестями.

Имя Надежда в дореволюционной России больше любили благородные сословия. Например, в XVIII веке из тысячи дворянок Надежд было 40, из тысячи купчих — 20, а на тысячу крестьянок их приходилось всего 5.

Пик популярности этого имени пришелся на 1961-1970 годы, когда из тысячи девочек его получали 29 новорожденных. Это действительно было время надежд, когда Советский Союз одну за другой брал мировые вершины — в космосе, в науке, спорте, искусстве. Сейчас же имя Надежда перешло во вторую десятку популярных имен.

4. Любовь

Имя Любовь пришло на Русь вместе с православием и является буквальным славянским переводом аналогичного греческого имени Агапе. Его носила младшая из трех сестер-мучениц.

Любовь — вершина триады Вера-Надежда-Любовь. Апостол Павел в послании к коринфянам писал, что «теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше». И дальше он сложил бессмертный гимн любви. Послушайте, как звучит этот маленький шедевр: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится...»

Из многих знаменитых русских женщин, носивших это имя, я напомню вам Любовь Евгеньевну Белозерскую — жену и творческую музу Михаила Афанасьевича Булгакова, который посвятил ей свой роман «Белая гвардия». На столе Булгакова всегда находился портрет Любови Евгеньевны. И хотя в 1932 году они разошлись, но дружеской связи не оборвали. На сборнике «Дьяволиада», подаренном бывшей супруге, писатель оставил такой необычный автограф: «Моему другу, светлому парню, Любочке».

Имя Любовь всегда было популярным и любимым, хотя сейчас оно встречается реже, чем раньше, и на селе чаще, чем в городах.

Вера, Надежда, Любовь — сквозные темы русского искусства, в том числе и рок-музыки. Все, наверное, хорошо помнят одноименную песню группы «Воскресение», «Верку, Надьку и Любку» Александра Башлачева и «Три сестры, три создания нежных» Андрея Макаревича из альбома «Песни под гитару».

Ссылка на историю http://zaist.ru/~fbO2r

zaist.ru

Вера, Надежда, Любовь -

Вера, Надежда, Любовь и мать их София

30 сентября православной церковью отмечается День святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Также в этот день свои именины празднуют все женщины, носящие эти имена.

Во 2 веке, в царствование императора Адриана (117—138) в Риме жила благочестивая вдова София (София значит премудрость). У нее были три дочери, Вера, Надежда и Любовь, носившие имена трех главных христианских добродетелей. Будучи глубоко верующей христианкой, София воспитала дочерей в любви к Богу, уча не привязываться к земным благам.

Слух о принадлежности этого семейства к христианству дошел до императора, и он пожелал лично увидеть трех сестер и воспитавшую их мать. Все четверо предстали перед императором и безбоязненно исповедали веру во Христа, воскресшего из мертвых и дающего вечную жизнь всем верующим в Него.

Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София

Удивленный смелостью юных христианок император отослал их к одной язычнице, которой приказал убедить их отречься от веры. Однако, все доводы и красноречие языческой наставницы оказались напрасными, и пламенеющие верой сестры христианки не изменили своих убеждений. Тогда их снова привели к императору Адриану, и он стал настойчиво требовать, чтобы они принесли жертву языческим богам. Но девочки с негодованием отвергли его приказ.

Тогда разгневанный Адриан велел предать детей различным пыткам. Святую Софию не подвергли телесным мучениям, но обрекли ее на еще более сильные душевные мучения от разлуки с замученными детьми. Страдалица погребла честные останки своих дочерей и два дня не отходила от их могилы. На третий день Господь послал ей тихую кончину и принял ее многострадальную душу в небесные обители. Святая София, претерпев за Христа большие душевные муки, вместе с дочерьми причислена Церковью к лику святых.

Пострадали они в 137 году. Старшей, Вере, тогда было 12 лет, второй, Надежде, — 10, а младшей, Любови, — лишь 9 лет. Так три девочки и их мать показали, что для людей, укрепляемых благодатью Святого Духа, недостаток телесных сил нисколько не служит препятствием к проявлению сил духа и мужества. Мощи святых мучениц с 777 года покоятся в Эльзасе, в церкви Эшо.

Изначальные греческие имена девушек — Пистис, Элпис и Агапэ — были переведены на русский язык, а имя матери — София (что означает «мудрость») — сохранило оригинальное звучание.

Мучениц Веру, Надежду и Любовь, носящих имена трех главных христианских добродетелей, издавна почитали на Руси. Да и на сегодняшний день имена Вера, Надежда и Любовь остаются очень популярными.

Вера, Надежда, Любовь — праздник, который имеет трагическую историю, но воспринимается он светло и радостно. Верующие чтят память мучениц, отдавая дань их беспримерному мужеству и стойкости, огромной силе духа.

С именами мучениц в народе связано много пословиц и поговорок. Например, в старину говорили: “Надейся, Надежда, на добро, а жди худа”, “Бабушка Надёжа, на чужое-то надейся, да свое паси”, “Люба парню девка Любаша – к венцу, а не люба – к отцу” и т. д.

На Руси в этот день праздновали свои именины многие девушки и женщины, ведь эти четыре имени были очень популярны в народе. Поэтому со временем начали отмечать большой праздник — Вселенские бабьи именины. С ним поздравляли всех женщин.  Именины праздновали обычно три дня, прославляя материнскую мудрость и женские добродетели — веру, надежду и любовь.

В день поминания святых Веры, Надежды и Любови женщинам на Руси разрешалось не работать, но обязательным было посещение утренней службы в церкви и пышный обед. В этот день каждой женщине полагалось поплакать о себе, о своих родных и близких. После этого с чистым сердцем принимались за хозяйство, пекли именинные пироги и кренделя.

Как правило, праздник в память Веры, Надежды и Любови выдается ясным и теплым. Наши предки подмечали: если журавли полетят в этот день на юг, то на Покров уже будет мороз.

Заговор на двенадцать свечей чтобы обрести любовь.

Для этого обряда необходимы церковные свечи. Другие не подойдут. Обряд следует начинать с самого утра. Пойти в церковь и приобрести дюжину свечей. Только две из них необходимо взять домой. Остальные – оставить возле икон. Четыре разместить возле ликов Веры, Надежды, Любви и их матери Софии. По три свечи поставить возле икон Богородицы и Распятия Спасителя.

Прийти домой, дождаться заката. Теперь следует зажечь принесенную пару свечей. Сконцентрироваться на желании встретить спутника жизни и двенадцать раз произнести заговор:

«Смилуйся, Господь. Смилуйся, Мать Божья. Как эти две свечи горят, так пусть и сердце мужское воспламенится».

Заговоров поможет встретить любовь. Но это случится только в том случае, если проведение ритуала станет не развлечением, а серьезным обрядом. Нельзя смеяться и пренебрежительно относиться к текстам заговоров и процедуре проведения сеанса. Только так можно получить гарантированный эффект от ритуала.

ПОЗДРАВЛЯЮ

Я хочу от души всех поздравить, Пожелать только счастья, добра. Поздравленья на память оставить, Чтобы громче стучали сердца!

С Верой вас и с Надеждой, с Любовью! Пусть они окружают всегда. Пусть всегда заслоняют собою, И по жизни идут до конца.

И Софиям почет и удача, Радость, мир и Божественный свет. Пусть решаться легко все задачи — Вот такой мой горячий привет.

Если вам понравилось, пожалуйста, поделитесь со своими друзьями и знакомыми, кликнув по кнопкам. Я буду вам благодарна!Спасибо!

Похожее

magnitiza.ru

Вера Надежда Любовь. Стихи поздравления молитва. Приметы обычаи в День Веры Надежды Любови Софии

Когда настал третий день, они приведены были к беззаконному царю на суд. Думая, что они легко могут послушаться его соблазнительных слов, царь начал так говорить к ним:

- Дети! видя вашу красоту и щадя вашу молодость, я советую вам, как отец: поклонитесь богам, властителям вселенной; и если вы послушаете меня и исполните то, что вам приказано, то я назову вас своими детьми. Я призову начальников и правителей и всех моих советников и при них объявлю вас своими дочерьми, и вы от всех будете пользоваться похвалою и почетом. А если вы не послушаете и не исполните моего повеления, то причините себе великое зло, и старость матери своей огорчите, и сами погибнете в то время, когда бы могли более всего веселиться, живя беспечно и весело. Ибо предам я вас лютой смерти и, раздробив члены тела вашего, брошу их на съедение псам и будете вы попираемы всеми. Итак для вашего же собственного блага послушайте меня: ибо я люблю вас и не только не хочу губить красоты вашей и лишить вас сей жизни, но желал бы стать для вас отцом.

Но девы святые единогласно и единодушно отвечали ему:

- Отец наш - Бог, на небесах живущий. Он промышляет о нас и нашей жизни и милует наши души; мы хотим быть Им любимыми и желаем называться Его истинными детьми. Поклоняясь Ему и храня Его повеления и заповеди, на твоих богов плюем, а твоей угрозы не боимся, ибо мы того только и желаем, чтобы страдать и переносить горькие мучения ради сладчайшего Иисуса Христа, Бога нашего.

Услыхав от них такой ответ, царь спросил мать Софию, как зовут ее дочерей и сколько им лет.

Святая София отвечала:

- Имя первой моей дочери Вера, и ей двенадцать лет; вторая - Надежда - имеет десять лет, а третья - Любовь, коей всего девять лет.

Царь был весьма удивлен, что при таком юном возрасте они обладают мужеством и разумом и могут так отвечать ему. Он начал снова принуждать каждую из них к нечестию своему и сначала обратился к старшей сестре Вере, говоря:

- Принести жертву великой богине Артемиде.

Но Вера отказалась. Тогда царь велел раздеть ее до нага и бить ее. Мучители, нанося ей удары без всякого милосердия, говорили:

- Пожри великой богине Артемиде.

Но она молча терпела страдания, как будто били не по ее телу, а по чужому. Не достигнув никакого успеха, мучитель повелел отрезать ее девические сосцы. Но из ран вместо крови потекло молоко. Все смотревшие на мучение Веры дивились сему чуду и терпению мученицы. И, покачивая головами, втайне укоряли царя за его безумие и жестокость, говоря:

- Чем эта красивая девица согрешила, и за что так страдает? О, горе безумию царя и его зверской жестокости, бесчеловечно губящей не только старцев, но даже и малых детей.

После сего была принесена железная решетка и поставлена на сильном огне. Когда она раскалилась, как горячий уголь, и от нее летели искры, то положили на нее святую девицу Веру. Два часа лежала она на сей решетке и, взывая ко Господу своему, нимало не опалилась, что всех привело в изумление. Затем она была посажена в котел, стоящий на огне и наполненный кипящей смолою и маслом, но и в нем осталась невредимою, и сидя в нем, как бы в прохладной воде, воспевала Бога. Мучитель, не зная, что еще сделать с нею, чем бы он мог ее отвратить от веры Христовой, приговорил ее к усечению мечом.

Услыхав сей приговор, святая Вера исполнилась радости и сказала матери своей:

- Помолись за меня, мать моя, чтобы мне окончить шествие мое, дойти до желанного конца, увидеть возлюбленного Господа и Спасителя моего и насладиться лицезрением Его Божества.

А сестрам сказала:

- Помните, любезные мои сестры, Кому мы дали обет, Кому уневестились; вы знаете, что мы запечатлены святым крестом Господа нашего и вечно должны служить Ему; посему претерпим до конца. Одна и та же мать родила нас, одна воспитала и научила нас, посему и мы должны принять одинаковую кончину; как единоутробные сестры, мы должны иметь одну волю. Пусть буду я для вас примером, дабы и вы шли обе за мною к призывающему нас Жениху нашему.

После сего она поцеловала свою мать, потом, обнявши сестер, также целовала их и пошла под меч. Мать же нисколько не скорбела о дочери своей, ибо любовь к Богу победила в ней сердечную печаль и материнскую жалость к детям. Она о том только сокрушалась и заботилась, как бы какая-либо из ее дочерей не устрашилась мук и не отступила бы от Господа своего.

И сказала она Вере:

- Я тебя родила, дочь моя, и из-за тебя претерпела болезни. Но ты воздаешь мне за сие благом, умирая за имя Христово и проливая за Него ту самую кровь, которую приняла в моей утробе. Иди к Нему, возлюбленная моя, и обагренная своею кровию, как бы облеченная в багряницу, предстань прекрасною пред очами Жениха твоего, помяни пред ним убогую мать твою и помолись Ему о своих сестрах, чтобы и тех укрепил Он в том же терпении, какое проявляешь ты.

После сего св. Вера усечена была в честную главу и отошла к Главе своей Христу Богу. Мать же, обняв многострадальное тело ее и целуя его, радовалась и славила Христа Бога, принявшего дочь ее Веру в небесный Свой чертог.

Тогда нечестивый царь поставил пред собой другую сестру Надежду и сказал ей:

- Любезное дитя! Прими мой совет: я говорю это, любя тебя так же, как отец, - поклонись великой Артемиде, чтобы не погибнуть и тебе, как погибла твоя старшая сестра. Ты видела ее страшные муки, видела ее тяжкую смерть, неужели и ты захочешь так же страдать. Поверь мне, дитя мое, что я жалею твою молодость; если бы ты послушала моего приказания, я объявил бы тебя своею дочерью.

Святая Надежда отвечала:

- Царь! Разве я не сестра той, которую ты умертвил? Разве я не от одной с нею матери родилась? Не тем же ли молоком я вскормлена и не то же ли получила я крещение, как и святая сестра моя? Я росла вместе с нею и от одних и тех же книг и от одного наставления матери научилась познавать Бога и Господа нашего Иисуса Христа, веровать в Него и Ему одному поклоняться. Не думай, царь, чтобы я поступала и думала иначе, и желала не того же, чего и сестра моя Вера; нет, я хочу идти по ее следам. Не медли и не старайся разубеждать меня многими словами, но лучше приступи к самому делу и ты увидишь мое единомыслие с сестрою. Услыхав такой ответ, царь предал ее на мучение.

www.abc-people.com

Мученицы Вера, Надежда и Любовь и их мать София

Дата публикации или обновления 15.12.2017

  • К оглавлению: Жития святых
  • Святые мученицы Вера, Надежда и Любовь и София. Галерея икон Щигры.

    Святые мученицы Вера, Надежда и Любовь родились в Италии.

    Их мать, святая София, была благочестивой вдовой-христианкой.

    Назвав своих дочерей именами трех христианских добродетелей, София воспитывала их в любви ко Господу Иисусу Христу.

    Святая София и дочери ее не скрывали своей веры во Христа и открыто исповедовали ее перед всеми. Наместник Антиох донес об этом императору Адриану (117 - 138 гг.), и тот велел привести их в Рим. Понимая, зачем их ведут к императору, святые девы горячо молились Господу Иисусу Христу, прося, чтобы Он послал им силы не устрашиться предстоящих мук и смерти.

    Когда же святые девы с матерью предстали перед императором, все присутствовавшие изумились их спокойствию: казалось, что они были званы на светлое торжество, а не на истязания. Призывая по очереди сестер, Адриан убеждал их принести жертву богине Артемиде. Юные девы (Вере было 12, Надежде - 10 и Любови - 9 лет) оставались непреклонны.

    Вера, Надежда, Любовь и матерь их София.

    Тогда император приказал жестоко истязать их: святых девиц жгли на железной решетке, бросали в раскаленную печь и в котел с кипящей смолой, но Господь Своей Невидимой Силой хранил их. Младшую, Любовь, привязали к колесу и били палками, пока тело ее не превратилось в сплошную кровавую рану.

    Перенося невиданные муки, святые девы прославляли своего Небесного Жениха и оставались непоколебимыми в вере. Святую Софию подвергли иной, тяжелейшей, пытке: мать была вынуждена смотреть на страдания своих дочерей. Но она проявила необыкновенное мужество и все время убеждала девиц вытерпеть мучения во Имя Небесного Жениха. Все три девицы с радостью встречали свою мученическую кончину. Они были обезглавлены.

    Чтобы продлить душевные страдания святой Софии, император разрешил ей взять тела дочерей. София положила останки их в ковчег и отвезла с почестями на колеснице за город и похоронила на высоком месте. Три дня святая София, не отходя, сидела у могилы дочерей и, наконец, предала там свою душу Господу.

    Верующие погребли тело ее на том же месте.

    Мощи святых мучениц с 777 года покоятся в Эльзасе, в церкви Эшо.

    В начало

    www.vidania.ru


    Смотрите также