Вера надежда любовь и мать их софия история


Святитель Димитрий Ростовский. Страдание святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии / Православие.Ru

Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София     

В царствование императора Адриана жила в Риме вдова, родом итальянка, по имени София, что в переводе значит премудрость. Она была христианка, и сообразно своему имени, жизнь свою вела благоразумно — по той премудрости, которую восхваляет Апостол Иаков, говоря: «мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов»[1] (Иак.3:17). Сия премудрая София, живя в честном супружестве, родила трех дочерей, коим нарекла имена, соответствующие трем христианским добродетелям: первую дочь назвала она Верою, вторую — Надеждою, а третью — Любовью. Да и что иное могло произойти от премудрости христианской, как не Богу угодные добродетели? Вскоре после рождения третьей дочери София лишилась супруга. Оставшись вдовой, она продолжала жить благочестиво, угождая Богу молитвою, постом и милостынею; дочерей же своих она воспитывала так, как может сделать это премудрая мать: она старалась их приучить проявлять и в жизни те христианские добродетели, имена коих они носили.

По мере того как дети росли, возрастали в них и добродетели. Они хорошо уже знали пророческие и апостольские книги, привыкли внимать поучениям наставников, прилежно занимались чтением, были усердны в молитве и в домашних трудах. Повинуясь святой и богомудрой матери своей, они преуспевали во всем и восходили от силы в силу. А так как они были чрезвычайно красивы и благоразумны, то на них вскоре все начали обращать внимание.

Слух об их премудрости и красоте распространился по всему Риму. Услыхал о них и начальник области Антиох и пожелал их видеть. Как только он увидел их, тотчас же убедился, что они — христианки; ибо они не желали скрывать своей веры во Христа, не сомневались в надежде на Него и не ослабевали в своей любви к Нему, но открыто пред всеми прославляли Христа Господа, гнушаясь богомерзкими идолами языческими.

О всём этом Антиох известил царя Адриана, и тот не замедлил сейчас же послать слуг своих с тем, чтобы они привели девиц к нему. Исполняя царское повеление, слуги отправились в дом Софии и когда пришли к ней, то увидали, что она занимается поучением дочерей своих. Слуги объявили ей, что царь зовет к себе ее вместе с дочерьми. Уразумев, с какою целью зовет их царь, они все обратились к Богу с такою молитвою:

— Всесильный Боже, сотвори с нами по Твоей святой воле; не оставь нас, но пошли нам Твою святую помощь, чтобы сердце наше не устрашилось гордого мучителя, чтобы не убоялись мы страшных его мучений, и не пришли в ужас от смерти; пусть ничто не отторгнет нас от Тебя, Бога нашего.

Сотворив молитву и поклонившись Господу Богу, все четверо — мать и дочери, взяв друг друга за руки подобно сплетенному венку, пошли к царю и, часто взирая на небо. с сердечным воздыханием и тайною молитвою вручали себя помощи Того, Кто повелел не бояться «убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф.10:28). Когда подошли они к царскому дворцу, то осенили себя крестным знамением, говоря:

— Помоги нам, Боже, Спаситель наш, прославления ради Твоего святого Имени.

Их ввели во дворец, и они предстали пред царем, который горделиво восседал на своем троне. Увидев царя, они воздали ему подобающую честь, но стояли пред ним без всякой боязни, без всякого изменения в лице, с мужеством в сердце и смотрели на всех веселым взором, как будто бы они призваны были на пир; с такою радостью явились они к царю на истязание за Господа своего.

Видя их благородные, светлые и бесстрашные лица, царь стал спрашивать, какого они рода, как их зовут и какова их вера. Будучи премудрою, мать отвечала так благоразумно, что все присутствующие, слушая ее ответы, дивились такому ее разуму. Упомянув кратко о своем происхождении и имени, София начала говорить о Христе, Коего происхождение разъяснить никто не может[2], но Имени Коего должен поклоняться всякий род[3]. Она открыто исповедала свою веру в Иисуса Христа, Сына Божия и, назвавши себя Его рабою, прославляла Его Имя.

— Я христианка, — говорила она, — вот то драгоценное имя, коим я могу похвалиться.

При этом она сказала, что и дочерей своих обручила она Христу, дабы нетленную свою чистоту они сохранили для нетленного Жениха — Сына Божия.

Тогда царь, увидав пред собою столь мудрую женщину, но не желая вступать с ней в продолжительную беседу и судить ее, отложил это дело до другого времени. Он послал Софию вместе с дочерьми к одной знатной женщине, по имени Палладии, поручив ей наблюдать за ними, а через три дня представить их к нему на суд.

Живя в доме Палладии и имея в своем распоряжении не мало времени для научения своих дочерей, София утверждала их в вере день и ночь, поучая вдохновенными от Бога словами.

— Дочери мои возлюбленные, — говорила она, — ныне время вашего подвига, ныне настал день уневещения вашего бессмертному Жениху, теперь-то вы сообразно именам вашим должны показать веру твердую, надежду несомненную, любовь нелицемерную и вечную. Настал час торжества вашего, когда мученическим венцом вы будете венчаться с прелюбезным Женихом своим и с великой радостью войдете в пресветлый Его чертог. Дочери мои, ради сей чести Христовой не жалейте юной вашей плоти; не жалейте красоты вашей и молодости, ради Краснейшего добротою более сыновей человеческих, и ради жизни вечной не скорбите о том, что лишитесь сей жизни временной. Ибо ваш небесный Возлюбленный, Иисус Христос, есть вечное здравие, несказанная красота и жизнь нескончаемая. И когда тела ваши ради Него будут замучены до смерти, Он облечет их в нетление и раны ваши сделает светлыми, как звезды на небе. Когда красота ваша будет чрез муки за Него отнята от вас, Он украсит вас небесною красотою, коей глаз человеческий никогда не видел. Когда же лишитесь вы временной жизни, положив души за Господа своего, то Он наградит вас жизнью бесконечною, в коей прославит вас во веки пред Отцом Своим небесным и пред Его святыми ангелами, и все небесные силы нарекут вас невестами и исповедницами Христовыми. Вас восхвалят все преподобные, о вас возвеселятся мудрые девы и примут вас в свое общение. Дочери мои дорогие! не давайте соблазнить себя прелестями вражьими: ибо, как я думаю, царь будет расточать вам ласки и сулить большие дары, предлагая вам славу, богатство и честь, всю красоту и сладость сего тленного и суетного мира; но вы не возжелайте ничего подобного, ибо всё сие, как дым исчезает, как пыль ветром разметается и как цвет и трава засыхает и обращается в землю. Не устрашайтесь, когда увидите лютые мучения, ибо, пострадав немного, вы победите врага и восторжествуете на веки. Верую в Бога моего Иисуса Христа, верую, что Он не оставит вас страждущих во имя Его, ибо Он Сам сказал: «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя» (Ис.49:15), неотступно Он пребудет с вами во всех ваших муках, взирая на ваши подвиги, укрепляя немощи ваши и уготовляя вам в награду венец нетленный. О, дочери мои прекрасные! вспомните мои болезни при рождении вашем, вспомните труды мои, в коих я вскормила вас, вспомните слова мои, какими я учила вас страху Божию, и утешьте мать вашу в ее старости вашим добрым и мужественным исповеданием веры во Христа. Для меня будет торжество и радость, и честь, и слава среди всех верующих, если удостоюсь я именоваться матерью мучениц, если я увижу ваше доблестное за Христа терпение, твердое исповедание Его Святого Имени и смерть за Него. Тогда душа моя возвеселится, и дух мой возрадуется, и старость моя подкрепится. Тогда и вы будете воистину моими дочерьми, если, послушав наставления своей матери, будете стоять за Господа своего до крови и умрете за Него с усердием.

Выслушав с умилением такое наставление своей матери, девицы испытывали сладость в сердце и радовались духом, ожидая времени мучения как брачного часа. Ибо будучи святыми ветвями от святого корня, они желали всею душою того, к чему наставляла их премудрая их мать София. Они принимали к сердцу все ее слова и приготовляли себя к подвигу мученичества, как будто собирались в светлый чертог, ограждая себя верою, укрепляясь надеждою, и возжигая в себе огонь любви ко Господу. Ободряя и утверждая друг друга, они обещали матери своей все ее душеполезные советы осуществить с помощью Христа на самом деле.

Когда настал третий день, они приведены были к беззаконному царю на суд. Думая, что они легко могут послушаться его соблазнительных слов, царь начал так говорить к ним:

— Дети! видя вашу красоту и щадя вашу молодость, я советую вам, как отец: поклонитесь богам, властителям вселенной; и если вы послушаете меня и исполните то, что вам приказано, то я назову вас своими детьми. Я призову начальников и правителей и всех моих советников и при них объявлю вас своими дочерьми, и вы от всех будете пользоваться похвалою и почетом. А если вы не послушаете и не исполните моего повеления, то причините себе великое зло, и старость матери своей огорчите, и сами погибнете в то время, когда бы могли более всего веселиться, живя беспечно и весело. Ибо предам я вас лютой смерти и, раздробив члены тела вашего, брошу их на съедение псам и будете вы попираемы всеми. Итак для вашего же собственного блага послушайте меня: ибо я люблю вас и не только не хочу губить красоты вашей и лишить вас сей жизни, но желал бы стать для вас отцом.

Но девы святые единогласно и единодушно отвечали ему:

— Отец наш — Бог, на небесах живущий. Он промышляет о нас и нашей жизни и милует наши души; мы хотим быть Им любимыми и желаем называться Его истинными детьми. Поклоняясь Ему и храня Его повеления и заповеди, на твоих богов плюем, а твоей угрозы не боимся, ибо мы того только и желаем, чтобы страдать и переносить горькие мучения ради сладчайшего Иисуса Христа, Бога нашего.

Услыхав от них такой ответ, царь спросил мать Софию, как зовут ее дочерей и сколько им лет.

Святая София отвечала:

— Имя первой моей дочери Вера, и ей двенадцать лет; вторая — Надежда — имеет десять лет, а третья — Любовь, коей всего девять лет.

Царь был весьма удивлен, что при таком юном возрасте они обладают мужеством и разумом и могут так отвечать ему. Он начал снова принуждать каждую из них к нечестию своему и сначала обратился к старшей сестре Вере, говоря:

— Принести жертву великой богине Артемиде.

Но Вера отказалась. Тогда царь велел раздеть ее до нага и бить ее. Мучители, нанося ей удары без всякого милосердия, говорили:

— Пожри великой богине Артемиде.

Но она молча терпела страдания, как будто били не по ее телу, а по чужому. Не достигнув никакого успеха, мучитель повелел отрезать ее девические сосцы. Но из ран вместо крови потекло молоко. Все смотревшие на мучение Веры дивились сему чуду и терпению мученицы. И, покачивая головами, втайне укоряли царя за его безумие и жестокость, говоря:

— Чем эта красивая девица согрешила, и за что так страдает? О, горе безумию царя и его зверской жестокости, бесчеловечно губящей не только старцев, но даже и малых детей.

После сего была принесена железная решетка и поставлена на сильном огне. Когда она раскалилась, как горячий уголь, и от нее летели искры, то положили на нее святую девицу Веру. Два часа лежала она на сей решетке и, взывая ко Господу своему, нимало не опалилась, что всех привело в изумление. Затем она была посажена в котел, стоящий на огне и наполненный кипящей смолою и маслом, но и в нем осталась невредимою, и сидя в нем, как бы в прохладной воде, воспевала Бога. Мучитель, не зная, что еще сделать с нею, чем бы он мог ее отвратить от веры Христовой, приговорил ее к усечению мечом.

Услыхав сей приговор, святая Вера исполнилась радости и сказала матери своей:

— Помолись за меня, мать моя, чтобы мне окончить шествие мое, дойти до желанного конца, увидеть возлюбленного Господа и Спасителя моего и насладиться лицезрением Его Божества.

А сестрам сказала:

— Помните, любезные мои сестры, Кому мы дали обет, Кому уневестились; вы знаете, что мы запечатлены святым крестом Господа нашего и вечно должны служить Ему; посему претерпим до конца. Одна и та же мать родила нас, одна воспитала и научила нас, посему и мы должны принять одинаковую кончину; как единоутробные сестры, мы должны иметь одну волю. Пусть буду я для вас примером, дабы и вы шли обе за мною к призывающему нас Жениху нашему.

После сего она поцеловала свою мать, потом, обнявши сестер, также целовала их и пошла под меч. Мать же нисколько не скорбела о дочери своей, ибо любовь к Богу победила в ней сердечную печаль и материнскую жалость к детям. Она о том только сокрушалась и заботилась, как бы какая-либо из ее дочерей не устрашилась мук и не отступила бы от Господа своего.

И сказала она Вере:

— Я тебя родила, дочь моя, и из-за тебя претерпела болезни. Но ты воздаешь мне за сие благом, умирая за имя Христово и проливая за Него ту самую кровь, которую приняла в моей утробе. Иди к Нему, возлюбленная моя, и обагренная своею кровию, как бы облеченная в багряницу, предстань прекрасною пред очами Жениха твоего, помяни пред ним убогую мать твою и помолись Ему о своих сестрах, чтобы и тех укрепил Он в том же терпении, какое проявляешь ты.

После сего св. Вера усечена была в честную главу и отошла к Главе своей Христу Богу. Мать же, обняв многострадальное тело ее и целуя его, радовалась и славила Христа Бога, принявшего дочь ее Веру в небесный Свой чертог.

Тогда нечестивый царь поставил пред собой другую сестру Надежду и сказал ей:

— Любезное дитя! Прими мой совет: я говорю это, любя тебя так же, как отец, — поклонись великой Артемиде, чтобы не погибнуть и тебе, как погибла твоя старшая сестра. Ты видела ее страшные муки, видела ее тяжкую смерть, неужели и ты захочешь так же страдать. Поверь мне, дитя мое, что я жалею твою молодость; если бы ты послушала моего приказания, я объявил бы тебя своею дочерью.

Святая Надежда отвечала:

— Царь! Разве я не сестра той, которую ты умертвил? Разве я не от одной с нею матери родилась? Не тем же ли молоком я вскормлена и не то же ли получила я крещение, как и святая сестра моя? Я росла вместе с нею и от одних и тех же книг и от одного наставления матери научилась познавать Бога и Господа нашего Иисуса Христа, веровать в Него и Ему одному поклоняться. Не думай, царь, чтобы я поступала и думала иначе, и желала не того же, чего и сестра моя Вера; нет, я хочу идти по ее следам. Не медли и не старайся разубеждать меня многими словами, но лучше приступи к самому делу и ты увидишь мое единомыслие с сестрою.

Услыхав такой ответ, царь предал ее на мучение.

Раздев ее до нага, как и Веру, слуги царские долго били ее без всякой жалости, — до тех пор пока не устали. Но она молчала, как бы совсем не чувствуя никакой боли, и только смотрела на мать свою блаженную Софию, которая стояла тут, мужественно взирая на страдания своей дочери и моля Бога о том, чтобы Он даровал ей крепкое терпение.

По повелению беззаконного царя св. Надежда брошена была в огонь и, оставшись невредимою подобно трем отрокам, прославляла Бога. После сего она было повешена и ее строгали железными когтями: тело ее падало кусками и кровь лилась потоком, но от ран исходило чудное благоухание, а на лице ее, светлом и сияющем благодатью Св. Духа, была улыбка. Св. Надежда стыдила еще мучителя в том, что он не в силах победить терпение такой малолетней отроковицы.

— Христос моя помощь, — говорила она, — и я не только не боюсь муки, но желаю ее как сладости райской: так приятны для меня страдания за Христа. Тебя же, мучитель, ожидает мука в геенне огненной вместе с бесами, коих ты почитаешь за богов.

Такая речь еще больше раздражила мучителя, и он приказал наполнить котел смолою и маслом, — поджечь его и бросить в него святую. Но когда хотели бросить святую в кипящий котел, он немедленно как воск растопился, а смола и масло разлились и опалили всех окружающих. Так чудодейственная сила Божия не оставляла св. Надежду.

Гордый мучитель, видя всё сие, не хотел познать истинного Бога, ибо сердце его было омрачено прелестью бесовскою и пагубным заблуждением. Но, осмеянный малою отроковицею, он испытывал великий стыд. Не желая долее переносить такой позор, он осудил, наконец, святую на усечение мечом. Отроковица, услыхав о приближении своей кончины, с радостью подошла к матери и сказала:

— Мать моя! да будет с тобою мир, будь здрава и поминай дочь свою.

Мать же, обняв, целовала ее, говоря:

— Дочь моя Надежда! Благословенна ты от Господа Бога Вышнего за то, что на Него надеешься и ради Него не жалеешь пролить свою кровь; иди к сестре твоей Вере и вместе с нею предстань к твоему Возлюбленному.

Надежда целовалась также с сестрою своею Любовью, смотревшею на ее мучения, и сказала ей:

— Не оставайся здесь и ты, сестра, предстанем вместе пред Святою Троицею.

Сказав сие, она подошла к бездыханному телу сестры своей Веры и, с любовию обняв его, по свойственной природе человеческой жалости, хотела плакать, но по любви ко Христу переменила слезы на радость. После сего, преклонив свою главу, св. Надежда была усечена мечом.

Взяв тело ее, мать прославляла Бога, радуясь мужеству дочерей своих, и побуждала к таковому же терпению своими сладкими словами и мудрыми увещаниями и младшую свою дочь.

Мучитель же призвал третью отроковицу Любовь и старался ласками склонить ее, как и первых двух сестер к тому, чтобы она отступила от Распятого и поклонилась Артемиде. Но напрасны были старания обольстителя. Ибо кому же так твердо пострадать за Своего возлюбленного Господа, как не Любви, так как и в Писании сказано: «крепка, как смерть, любовь… Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее» (Песн.8:6-7).

Не угасили в сей отроковице огня любви к Богу многие воды мирских соблазнов, не потопили ее реки бед и страданий; ее великая любовь особенно ясно видна была из того, что она готова была положить душу свою за своего Возлюбленного, Господа Иисуса Христа, а ведь, нет большей любви, как положить душу свою за друзей (Иоан.15:13).

Мучитель, видя, что ничего нельзя сделать ласками, решил предать на страдания и Любовь, думая разными мучениями отвлечь ее от любви ко Христу, но она отвечала, по Апостолу:

— Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? (Рим.8:15).

Мучитель приказал, растянув ее по колесу, бить палкой. А растянута она была так, что члены тела ее отделялись от составов своих и она, будучи ударяема палкою, покрылась как багряницею кровию, которою напоялась и земля, как бы от дождя.

Потом была разожжена печь. Указывая на нее, мучитель говорил святой:

— Девица! скажи хоть только, что велика богиня Артемида, и я отпущу тебя, а если не скажешь сего, то сейчас же сгоришь в этой разожженной печи.

Но святая отвечала:

— Велик Бог мой Иисус Христос, Артемида же и ты с нею погибнете!

Мучитель, разгневанный такими словами, повелел предстоящим тотчас же ввергнуть ее в печь.

Но святая, не дожидаясь того, чтобы кто бросил ее в печь, сама поспешила войти в нее и, будучи невредимой, ходила по средине ее, как бы в прохладном месте, поя и благословляя Бога, и радовалась.

В то же время из печи вылетело пламя на неверных, окружающих печь, и некоторых пожгло в пепел, а иных опалило и, достигнув до царя, обожгло и его, так что он далеко бежал.

В печи той были видны и другие сияющие светом лица, которые ликовали вместе с мученицей. И превозносилось имя Христово, а нечестивые были посрамлены.

Когда погасла печь, мученица, прекрасная невеста Христова, вышла из нее здравою и веселою, как из чертога.

Тогда мучители, по повелению царя, провертели члены ее железными буравами, но Бог подкреплял святую Своею помощью и в этих муках, так что и от них она не умерла.

Кто бы мог претерпеть таковые мучения и не умер бы мгновенно?!

Однако возлюбленный Жених, Иисус Христос, подкреплял святую, чтобы как можно более посрамить нечестивых, а ей воздать большую награду, и чтобы крепкая сила Божия прославилась в немощном сосуде человеческом.

Разболевшийся от ожога мучитель повелел, наконец, усекнуть святую мечом.

Она же, услыхав о сем, радовалась и говорила:

— Господи Иисусе Христе, возлюбивший рабу Твою Любовь, — пою и благословляю многопетое имя Твое за то, что вчиняешь меня вместе с сестрами, сподобив и меня претерпеть за имя Твое то же, что и они претерпели.

Мать ее св. София, не переставая, молилась Богу о младшей дочери своей, чтобы Он даровал ей терпение до конца и говорила ей:

— Третья моя ветвь, чадо мое возлюбленное, подвизайся до конца. Ты идешь добрым путем и для тебя сплетен уже венец и отверзся уготованный чертог, Жених уже ожидает тебя, взирая с высоты на твой подвиг, чтобы, когда ты преклонишь под меч свою голову, взять твою чистую и непорочную душу в свои объятия и упокоить тебя с сестрами твоими. Помяните и меня, мать вашу, в царстве Жениха своего, чтобы он оказал милость и мне и не лишил меня участвовать и пребывать с вами в славе Его святой.

И тотчас св. Любовь была усечена мечом.

Мать, приняв ее тело, положила его в дорогой гроб вместе с телами святых Веры и Надежды и, украсив тела их как должно, поставила гроб на погребальную колесницу, отвезла их из города на некоторое расстояние и с честью похоронила дочерей на высоком холме, плача от радости. Находясь на могиле их три дня, она усердно молилась Богу и сама почила о Господе. Верующие погребли ее там же вместе с дочерьми. Таким образом и она не лишилась с ними участия в Царстве небесном и мученического венчания, потому что если не телом, то сердцем своим и она страдала за Христа.

Так премудрая София и жизнь свою окончила премудро, принеся в Дар Святой Троице трех добродетельных дочерей своих Веру, Надежду и Любовь.

О, святая и праведная София! Какая женщина спаслась чрез чадородие[4] так, как ты, родившая таких детей, кои уневестились Спасителю и, пострадав за Него, ныне с Ним царствуют и прославляются? Поистине ты мать, достойная удивления и доброй памяти; так как, смотря на страшные, тяжкие муки и смерть возлюбленных своих чад, ты не только не скорбела, как свойственно матери, но, утешаемая благодатью Божиею, больше радовалась, сама научила и умоляла дочерей не жалеть временной жизни и без пощады пролить кровь свою за Христа Господа.

Наслаждаясь ныне зрением пресветлого Его лика вместе со святыми твоими дочерьми, пошли и нам премудрость, чтобы мы, сохранив добродетели веры, надежды и любви, сподобились предстать Пресвятой, Несозданной и Животворящей Троице и славить Ее во веки веков. Аминь.

Кондак, глас 1:

Софии честныя священнейшыя ветви, Вера, и Надежда, и Любовь показавшеся, мудрость обуиша еллинскую[5] благодатию: и пострадавше, и победоносицы явившеся, венцем нетленным от всех Владыки увязошася.

pravoslavie.ru

История святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

Акафист

Конда́к 1 Избра́нным раба́м Го́спода Вседержи́теля, Ве́ре, Наде́жде и Любви́, и му́дрей ма́тери Софи́и, похва́льная вам пе́ния умиле́нно возно́сим. Вы же, я́ко дерзнове́ние ко Христу́ Бо́гу иму́ще, моли́тися за ны, во е́же изба́витися нам грехо́в и скорбе́й, да благода́рственно вопие́м вам:

Ра́дуйтеся, Ве́ро, Наде́ждо и Любы́, ку́пно с Софи́ею, ма́терию ва́шею прему́дрою.

И́кос 1 А́нгели на Небеси́ ра́довахуся, доброде́тельное житие́ ва́ше зря́ще, е́же провожда́сте в чте́нии Писа́ний Боже́ственных, в труде́х, посте́, моли́тве и ми́лостыни, ма́терию ва́шею непреста́нно су́щи поуча́еми, да явите́ся о́брази живи́и трие́х богосло́вских доброде́телей, и́хже имена́ми наречены́ бы́сте. Мы же, такове́й му́дрости ма́тере ва́шея и соверше́нному благоразу́мию ва́шему дивя́щеся, благогове́йно рцем вам:

Ра́дуйтеся, единомы́сленныя сестры́, трие́м доброде́телем тезоимени́тыя; ра́дуйтеся, в повинове́нии богому́дрей ма́тери ва́шей на сте́пени соверше́нствования вше́дшия.

Ра́дуйтеся, а́ки три ра́йския ве́тви, в злове́рнем Ри́ме возра́сшия; ра́дуйся, Софи́е, дще́рем твои́м имена́ доброде́телей наре́кшая, я́же ве́щию исполня́ти научи́ла еси́.

Ра́дуйся, Ве́ро, ве́рою неви́димое, я́ко ви́димое, зре́ти нам помога́ющая; ра́дуйся, в нетле́ние облече́нная.

Ра́дуйся, Наде́ждо, наде́ждою страда́ния на́ша во юдо́ли ско́рби ослабля́ющая и в го́рняя десни́цею указу́ющая; ра́дуйся, Ца́рствие Небе́сное унасле́довавшая.

Ра́дуйся, Любы́, любо́вию Боже́ственною блаже́нство безсме́ртныя жи́зни нам открыва́ющая; ра́дуйся, благода́тию Ду́ха Свята́го осия́нная.

Ра́дуйся, Софи́е, си́есть прему́дрость, прему́дре дще́ри твоя́ воспита́вшая; ра́дуйся, в доброде́телех ве́ры, наде́жды и любве́ нас утвержда́ющая.

Ра́дуйтеся, Ве́ро, Наде́ждо и Любы́, ку́пно с Софи́ею, ма́терию ва́шею прему́дрою.

Конда́к 2 Ви́дящи му́драя Софи́я слуги́, прише́дша зва́ти ю со дще́рьми ко царю́ Адриа́ну, и позна́вши вину́ призва́ния своего́, ста со ча́ды свои́ми на моли́тву, по́мощи Бо́га прося́щи. По моли́тве же, е́мшеся за ру́це, я́коже вене́ц уплете́нный, идя́ху вку́пе, пою́ще Христу́ Бо́гу: Аллилу́иа.

И́кос 2 Ра́зум несумне́нный име́ли есте́, святы́я, егда́ бо в пала́ты ца́рския введены́ бы́сте, царе́ви Адриа́ну предста́сте с лице́м све́тлым, очесы́ весе́лыми и се́рдцем му́жественным. Царь же, зря честна́я лица́ ва́ша неустраше́нна и му́дрость Софи́и уве́дев, отложи́ на и́но вре́мя суд свой и отсла́ вы к не́коей благоро́дней жене́, у нея́же пребы́сте три дни, ма́тери ва́шей прему́дрей богодухнове́нными словесы́ день и нощь вас поуча́ющей. Те́мже ублажа́юще вас, взыва́ем си́це:

Ра́дуйтеся, три непоро́чныя а́гницы Христо́вы, вене́ц доброде́телей в себе́ совокупи́вшия; ра́дуйтеся, три доброде́тельныя сестры́, тве́рдую ве́ру, несумне́нную наде́жду и нелицеме́рную любо́вь ко Го́споду Бо́гу яви́вшия.

Ра́дуйтеся, не пощади́вшия красоты́ и мла́дости ва́шея, Красне́йшаго ра́ди добро́тою па́че сыно́в челове́ческих; ра́дуйся, Софи́е, ча́да твоя́ возлю́бленная на по́двиг му́ченический за Христа́ наставля́вшая.

Ра́дуйся, Ве́ро, муче́нием за Христа́ ве́ру твою́ испове́давшая; ра́дуйся, сестры́ твоя́ кре́пкою ве́рою воздвиза́вшая.

Ра́дуйся, Наде́ждо, тве́рдое наде́яние на Христа́ возлага́вшая; ра́дуйся, сестры́ твоя́ неосла́бною наде́ждою укрепля́вшая.

Ра́дуйся, Любы́, му́ками за Христа́ любо́вь твою́ де́йственную показа́вшая; ра́дуйся, сестры́ твоя́ огне́м любве́ огражда́вшая.

Ра́дуйся, Софи́е, сла́дкая ча́да твоя́ увещава́вшая презре́ти сла́ву и бога́тство и всю сла́дость ми́ра сего́ тле́ннаго; ра́дуйся, до́брыя дще́ри твоя́ до кро́ве ста́ти за Го́спода и умре́ти за Него́ усе́рдно учи́вшая.

Ра́дуйтеся, Ве́ро, Наде́ждо и Любы́, ку́пно с Софи́ею, ма́терию ва́шею прему́дрою.

Конда́к 3 Си́лою Боже́ственною осенены́ бя́ху му́ченицы, я́же доброде́тели име́н свои́х яви́ша де́лом в по́двизех му́ченических, воспева́юще Бо́гу: Аллилу́иа.

И́кос 3 Иму́ще в себе́ святы́я му́ченицы столп ве́ры, криле́ наде́жды и огнь любве́, в сла́дость послу́шающия от слове́с ма́тере своея́, еди́на другу́ю в долготерпе́нии утвержда́ху и ра́достно идя́ху, жела́юще честна́го му́ченичества, е́же за Христа́. Тому́ покланя́ющеся, я́ко Бо́гу на́шему, сицевы́ми вас воззва́ньми почита́ем:

Ра́дуйтеся, ни ма́ло не поскорбе́вшия о лише́нии вре́меннаго сего́ живота́ ве́чныя ра́ди жи́зни; ра́дуйтеся, че́сти ра́ди Христо́вы плоть на му́ки преда́вшия.

Ра́дуйтеся, три многоце́нныя сосу́ды ве́ры, наде́жды и любве́ Бо́гу в дар прине́сшия; ра́дуйся, Софи́е, я́ко, любве́ ра́ди презе́льныя ко дще́рям твои́м, всем се́рдцем возжеле́ла еси́, да Ца́рствие Бо́жие насле́дуют.

Ра́дуйся, Ве́ро, ду́ши на́ша ве́рою озаря́ющая; ра́дуйся, к ти́хому приста́нищу нас вознося́щая.

Ра́дуйся, Наде́ждо, сердца́ на́ша сла́достию наде́жды оживля́ющая; ра́дуйся, из пучи́ны отча́яния нас извлека́ющая.

Ра́дуйся, Любы́, страда́ния и ско́рби на́ша в ра́дость прелага́ющая; ра́дуйся, окамене́нная сердца́ на́ша во умиле́ние преводя́щая.

Ра́дуйся, Софи́е, му́дростию на благо́е нас наставля́ющая; ра́дуйся, потемне́нное о́ко душ на́ших просвеща́ющая.

Ра́дуйтеся, Ве́ро, Наде́ждо и Любы́, ку́пно с Софи́ею, ма́терию ва́шею прему́дрою.

Конда́к 4 Бу́ря я́рости мучи́телевы нападе́ на тя, свята́я Ве́ро, но не поколеба́ тя. Кто бо возмо́жет ве́ру неодоли́мую подви́гнути, адама́нта крепча́йшую, я́же ве́рных научи́ла есть пе́ти с тобо́ю Бо́гу: Аллилу́иа.

И́кос 4 Слы́шащи му́драя ма́ти дще́ри своя́ пред царе́м небоя́зненно Христа́ испове́дающия и глаго́лющия, я́ко того́ еди́наго жела́ют, е́же бы страда́ти и терпе́ти го́ркия му́ки сла́дкаго ра́ди Иису́са Христа́, ра́довашеся вельми́ и моля́ше Бо́га, да укрепи́т я в предлежа́щих му́ках. Сие́ у́бо изволе́ние похваля́юще, пе́рвейшей дще́ри му́дрыя ма́тере та́ко воспое́м:

Ра́дуйся, Ве́ро, немилосе́рдая бие́ния Сладча́йшаго ра́ди Иису́са сла́дце прие́мшая; ра́дуйся, уре́занная сосца́ твоя́, а́ки два кри́на чистоты́, в же́ртву Го́споду прине́сшая.

Ра́дуйся, я́ко от я́звы твоея́ вме́сто кро́ве млеко́ истече́; ра́дуйся, я́ко на раскале́нное желе́зо положе́на была́ еси́.

Ра́дуйся, я́ко в коно́б кипя́щ вве́ржена су́щи, ни ма́ло не опали́лася еси́, ниже́ вреди́лася еси́; ра́дуйся, пла́мень страсте́й на́ших небе́сною прохла́дою утиша́ющая.

Ра́дуйся, огнь муче́ний на́ших в боле́знех угаша́ющая; ра́дуйся, зна́мением ве́ры посреде́ напа́стей нас зна́менающая.

Ра́дуйся, щито́м ве́ры во бра́ни со враго́м нас покрыва́ющая; ра́дуйся, честну́ю главу́ твою́ за Главу́ Це́ркве, Христа́ Бо́га, под мечь ра́достно прекло́ншая.

Ра́дуйся, я́ко обагре́нием кро́ве твоея́, а́ки червлени́цею оде́яна, яви́лася еси́ очесе́м Безсме́ртнаго Жениха́ твоего́; ра́дуйся, к жела́нному кра́ю прише́дшая и люби́маго Спа́са и Го́спода узре́вшая.

Ра́дуйтеся, Ве́ро, Наде́ждо и Любы́, ку́пно с Софи́ею, ма́терию ва́шею прему́дрою.

Конда́к 5 Богозда́нным звезда́м уподо́билися есте́, Ве́ро, Наде́ждо и Любы́, всем бо се́рдцем прилепи́вшияся ко еди́ному ве́чному Животу́ и Красоте́ неизрече́нней, Иису́су Христу́, ско́ро ше́ствовасте, во е́же умре́ти за Него́ и наслади́тися Боже́ственнаго Его́ виде́ния, пою́ще Ему́: Аллилу́иа.

И́кос 5 Ви́девше добропобе́дныя сестры́ святу́ю Ве́ру ра́достно за Христа́ пострада́вшу, и са́ми хотя́ху ду́ши своя́ за Него́ положи́ти: царь же Наде́жду святу́ю нача́т испы́товати, и ви́дев ю с сестро́ю единомы́сленну су́щу, на му́ки вдаде́ ю, оба́че ничто́же успе́. Мы же, Наде́жду святу́ю о сицево́м ея́ мудрова́нии ублажа́юще, воспои́м и просла́вим ю́:

Ра́дуйся, Наде́ждо, жесто́ко бие́нная, оба́че пресве́тлую наде́жду на Го́спода не потеря́вшая; ра́дуйся, му́ки твоя́ безро́потно в молча́нии терпе́вшая.

Ра́дуйся, и нам кре́пкое терпе́ние подаю́щая; ра́дуйся, я́ко в разжже́нней пещи́ неопаля́ема бы́вши, хвалу́ Бо́гу возсыла́ла еси́.

Ра́дуйся, я́ко и нас во страда́ниих хвали́ти Бо́га науча́еши; ра́дуйся, я́ко ногтьми́ желе́зными стро́гана была́ еси́.

Ра́дуйся, нас, су́щих в ско́рбех, луча́ми наде́жды осиява́ющая; ра́дуйся, я́ко чу́дное не́кое благоуха́ние от язв твои́х исхожда́ше.

Ра́дуйся, непоколеби́мое упова́ние на Го́спода Иису́са неизме́нно сохра́ншая; ра́дуйся, безнаде́жность и безси́лие в сердца́х на́ших истребля́ющая.

Ра́дуйся, ме́чное посече́ние за Христа́ ра́достно прии́мшая; ра́дуйся, я́сная денни́це, нам, печа́льми земны́ми угнете́нным, мир ве́чный раскрыва́ющая.

Ра́дуйтеся, Ве́ро, Наде́ждо и Любы́, ку́пно с Софи́ею, ма́терию ва́шею прему́дрою.

Конда́к 6 Пропове́дником и апо́столом богоно́сным подо́бны бы́сте, богому́дрыя сестры́: доброде́тельми бо ва́шими пропове́дасте всем ве́рным ве́ру, наде́жду и любо́вь ко Го́споду, Влады́це всех, Тому́ пою́ще: Аллилу́иа.

И́кос 6 Возсия́ла еси́, а́ки со́лнце, Любы́ свята́я, кто бо си́це за возлю́бленнаго Го́спода своего́ можа́ше ста́ти, я́коже любы́, поне́же пи́сано есть: «Крепка́ я́ко смерть любы́, вода́ мно́га не мо́жет угаси́ти любве́, и ре́ки не потопя́т ея́». Мо́лим ти ся ны́не, Любы́ свята́я, серафи́мским пла́менем любве́ ко Го́споду горя́щая, обнови́ окамене́нная и изсо́хшая сердца́ на́ша, возжги́ в нас, оскуде́вших любо́вию, свет любве́, да возлю́бльше Го́спода и вся бли́жния на́ша, тебе́ я́ко моли́твенницу на́шу, восхва́лим си́це:

Ра́дуйся, Любы́, я́ко любве́ твоея́ ко Христу́ воды́ мно́ги пре́лестей мирски́х не угаси́ша; ра́дуйся, я́ко вся ласка́ния и да́ры царе́вы отве́ргши, ду́шу твою́ за Го́спода положи́ла еси́.

Ра́дуйся, я́ко любве́ твоея́ ре́ки бед и страда́ний не потопи́ша; ра́дуйся, за Го́спода Иису́са на колеси́ протя́гнутая, же́злием бие́нная, све́рдлами прободе́нная и в пещь о́гненную вве́рженная.

Ра́дуйся, я́ко в лю́тых му́ках твои́х си́лою Бо́жиею укрепля́ема была́ еси́; ра́дуйся, кро́вию твое́ю, любве́ ра́ди к Безсме́ртному Жениху́ твоему́ Христу́ излия́нною, в хла́дных сердца́х на́ших любо́вь возбужда́ющая.

Ра́дуйся, я́ве показа́вшая нам, я́ко любве́ ра́ди вся муче́ния сла́дце претерпева́ются; ра́дуйся, яви́вшая нам, я́ко любы́ Боже́ственная приво́дит к животу́ ве́чному.

Ра́дуйся, са́мою ве́щию уве́рившая, я́ко любы́ Боже́ственная открове́ние есть безсме́ртия; ра́дуйся, я́ко ника́яже мучи́тельства возмого́ша разлучи́ти Любо́вь от любве́ Христо́вы.

Ра́дуйся, в му́ках апо́стольски веща́вшая, я́ко не разлучи́т тя от любве́ Бо́жия ни скорбь, ни теснота́, ни гоне́ние, ни глад, ни нагота́, ни беда́, ни меч; ра́дуйся, любве́ ра́ди Христо́вы мече́м во главу́ усече́нная.

Ра́дуйтеся, Ве́ро, Наде́ждо и Любы́, ку́пно с Софи́ею, ма́терию ва́шею прему́дрою.

Конда́к 7 Хотя́ще скоре́е от те́ла разлучи́тися и со Христо́м бы́ти, святы́я де́вы, егда́ на ме́чное посече́ние идя́ху, еди́на другу́ю и ма́терь свою́ Софи́ю объе́млюще лобыза́хуся, дру́жескому нас любле́нию поуча́юще, да вси ку́пно пое́м Бо́гу: Аллилу́иа.

И́кос 7 Но́вое чу́до показа́ Госпо́дь, егда́ по́мощь Свою́ посла́ страда́вшим за испове́дание и́мене Его́ толи́ко ю́ным де́вам: ве́рою бо, наде́ждою и любо́вию укрепля́емы и возноси́мы бы́вше, до́блественне по́двиги своя́ сконча́ша. Мы же в единомы́слии и единоду́шии до конца́ живота́ пребы́вших мо́лим вас, да и нам низпо́слете единомы́слие в соверше́нии до́брых дел, умиле́нно велича́ющим вас:

Ра́дуйтеся, Ве́ро, Наде́ждо и Любы́, еди́нем путе́м муче́ний до врат небе́сных ше́дшия; ра́дуйтеся, в пресве́тлый черто́г прелюбе́знаго Жениха́ ва́шего во гла́се ра́дования вше́дшия.

Ра́дуйтеся, я́ко Иису́с Христо́с просвети́, я́коже зве́зды на небеси́, ра́ны на телесе́х ва́ших; ра́дуйся, Софи́е, до́блественне на му́ки чад твои́х взира́вшая.

Ра́дуйтеся, я́ко небе́сною красото́ю, ея́же о́ко не ви́де, украси́ Госпо́дь добро́ту ва́шу, му́ками отъя́тую; ра́дуйтеся, венцы́ воздая́ния прие́мшия.

Ра́дуйтеся, а́ки три звезды́, Со́лнцем пра́вды озаре́нныя; ра́дуйся, Софи́е, в му́жественнем испове́дании дще́рьми твои́ми и́мене Христо́ва утеше́ние ве́лие обре́тшая.

Ра́дуйтеся, мглу сомне́ний на́ших разсеява́ющия; ра́дуйтеся, нас удруче́нных страда́ньми душе́вными и теле́сными, подкрепля́ющия.

Ра́дуйтеся, красото́ю любве́ сердца́ на́ша украша́ющия; ра́дуйся, Софи́е, кре́посте и утеше́ние изнемога́ющих в беда́х и ну́ждах.

Ра́дуйтеся, Ве́ро, Наде́ждо и Любы́, ку́пно с Софи́ею, ма́терию ва́шею прему́дрою.

Конда́к 8 Стра́нное и непоня́тное нам немощны́м, в мирски́х сласте́х погря́знувшым, зрим де́ло, я́ко Софи́я свята́я, возлю́бленных чад свои́х ви́дящи лю́тыя и го́рькия му́ки и сме́рти, ни ма́ло не поскорбе́, но возра́довася зело́ ду́хом, пою́щи Бо́гу: Аллилу́иа.

И́кос 8 Вся бе в вы́шних му́драя Софи́я, егда́ дще́ри своя́ сла́дкими словесы́ и му́дрыми увеща́ньми на муче́ния подвиза́ше. А́ще же от естества́ к слеза́м преклоня́шеся а́бие, от любве́ Христо́вы прелага́шеся на ра́дость, печа́ль бо серде́чную и боле́знь о ча́дех ма́тернюю победи́ в ней любы́ Бо́жия. Ве́лиею у́бо любо́вию дще́ри своя́ лю́бящи, па́че всего́ тем Ца́рствия Небе́снаго жела́ше. Сего́ ра́ди, чудя́щеся му́дрости и вели́цей любви́ твое́й ко дще́рем и сла́вяще тя, взыва́ем:

Ра́дуйся, Софи́е, я́ко возвесели́ся душа́ твоя́ о блаже́нней кончи́не дще́рей твои́х, свято́е и́мя Го́спода дерзнове́нно испове́давших; ра́дуйся, в му́ченичестем венча́нии чад твои́х честь и сла́ву прия́вшая.

Ра́дуйся, уча́стия му́ченическаго и спребыва́ния со дще́рьми в небе́сней сла́ве Христа́ Бо́га сподо́бльшаяся; ра́дуйся, честна́я телеса́ дще́рей твои́х с ра́достными слеза́ми погре́бшая.

Ра́дуйся, три дни гро́бу их приседе́вшая и сном сме́рти о Го́споде почи́вшая; ра́дуйся, а́ще и не пло́тию, оба́че се́рдцем за Христа́ страда́вшая.

Ра́дуйся, я́ко три доброде́тельныя дще́ри, си́ми ве́ру, наде́жду, любо́вь к Бо́гу яви́вши, в дар Пресвяте́й Тро́ице принесла́ еси́; ра́дуйся, я́ко чадоро́дия ра́ди спасла́ся еси́.

Ра́дуйся, ди́вная ма́ти, благи́я па́мяти досто́йная; ра́дуйся, дще́ри твоя́, да кровь свою́ за Христа́ пролию́т, моли́вшая.

Ра́дуйся, умудря́ющая ны, да блюде́м непрело́жно доброде́тели ве́ры, наде́жды и любве́; ра́дуйся, Животворя́щей Тро́ице за ны моля́щаяся.

Ра́дуйтеся, Ве́ро, Наде́ждо и Любы́, ку́пно с Софи́ею, ма́терию ва́шею прему́дрою.

Конда́к 9 Вси А́нгели дивля́хуся о страда́ниих ва́ших, святы́я му́ченицы, и побе́ду ва́шу над диа́волом торжеству́юще, ду́ши же ва́ша к Небеси́ провожда́юще, воспева́ху Христу́ Бо́гу: Аллилу́иа.

И́кос 9 Вити́и велере́чивии вся страда́ния ва́ша за Христа́ не возмо́гут изрещи́, дивя́щеся же толи́ким подвиго́м, во млады́х ле́тех подъя́тым, немо́тствуют. Мы же о честне́й кончи́не ва́шей Бо́га прославля́юще, велича́ем вас си́це:

Ра́дуйтеся, Ве́ро, Наде́ждо и Любы́, пою́щия хвалу́ Бо́гу, на не́бо небесе́ возше́дшему; ра́дуйтеся, щи́те ве́ры, броне́ наде́жды и свети́льниче любве́.

Ра́дуйтеся, зре́нием пресве́тлаго лица́ Бо́жия наслажда́ющияся; ра́дуйся, Софи́е, благочести́выя ма́тери на му́дрое воспита́ние чад их наставля́ющая.

Ра́дуйтеся, поуча́ющия ны, да взы́щем Го́спода, и жи́ва бу́дет душа́ на́ша; ра́дуйтеся, с ве́рою, наде́ждою и любо́вию прибега́ющих к вам те́плыя моли́твенницы.

Ра́дуйтеся, вразумля́ющия ны, я́ко вся сла́дость и пре́лесть ми́ра сего́ я́ко дым изчеза́ет, я́ко прах от ве́тра размета́ется и в персть обраща́ется; ра́дуйся, Софи́е, всем се́рдцем Го́спода Бо́га возлю́бльшая.

Ра́дуйтеся, а́ки трие́ све́тлии ключи́, ко еди́ному Исто́чнику жи́зни прите́кшии; ра́дуйтеся, а́ки трие́ благово́ннии цве́ти, на еди́ней благопло́дней ве́тви прозя́бшии.

Ра́дуйтеся, а́ки три зерца́ла, безпреде́льную красоту́ Бо́жию в себе́ отража́ющая; ра́дуйся, Софи́е, а́ки ма́слина, три ве́тви, отягче́нныя изоби́льными плоды́ даро́в Бо́жиих, произра́стшая.

Ра́дуйтеся, Ве́ро, Наде́ждо и Любы́, ку́пно с Софи́ею, ма́терию ва́шею прему́дрою.

Конда́к 10 Спасти́ хотя́ще ду́ши своя́ святы́я му́ченицы, любве́ ра́ди Христо́вы ласка́ния царе́ва и бога́тства ми́ра сего́ тле́ннаго презре́ша и ра́достно кончи́ну му́ченическую за Христа́ прия́ша, пою́ще Ему́: Аллилу́иа.

И́кос 10 Стена́ми ве́ры, наде́жды и любве́ явля́ются святы́я му́ченицы всем, прибега́ющим к ним с те́плою и усе́рдною моли́твою и си́це в печа́лех и напа́стех к ним взыва́ющим:

Ра́дуйтеся, язв грехо́вных до́брыя цели́тельницы; ра́дуйтеся, во тьме печа́ли на́шея све́том упова́ния ны озаря́ющия.

Ра́дуйтеся, посреде́ напа́стей и скорбе́й ди́вный поко́й нам посыла́ющия; ра́дуйся, Софи́е, о нас, в злострада́ниих пове́рженных, му́дрое попече́ние явля́ющая.

Ра́дуйся, Ве́ро, крест спасе́ния пред на́ми воздвиза́ющая; ра́дуйся, не́мощи на́ша по моли́твам к тебе́ изцеля́ющая.

Ра́дуйся, Наде́ждо, я́корь избавле́ния нам подаю́щая; ра́дуйся, уны́ние серде́ц на́ших бла́гостно отъе́млющая.

Ра́дуйся, Любы́, твои́м ко Го́споду хода́тайством в злей напа́сти от неча́янныя сме́рти ны огражда́ющая; ра́дуйся, изнемога́ющия си́лы на́ша на бо́дрость возставля́ющая.

Ра́дуйся, Софи́е, приле́жная о нас к Бо́гу моли́твеннице; ра́дуйся, в до́брех де́лех на́ших му́драя наста́внице.

Ра́дуйтеся, Ве́ро, Наде́ждо и Любы́, ку́пно с Софи́ею, ма́терию ва́шею прему́дрою.

Конда́к 11 Пе́ние сие́ похва́льное, а́ще бы и тмочи́сленное приноша́хом вам, святы́я му́ченицы, не бы довле́ло ко прославле́нию доброде́телей и по́двигов ва́ших. Оба́че хвалу́ Бо́гу возсыла́юще за вся, я́же во святы́х Свои́х нам явля́ет, Тому́ пое́м: Аллилу́иа.

И́кос 11 Све́том небе́сным пред Го́сподем горя́щим свеща́м подо́бны Ве́ра, Наде́жда и Любы́, ку́пно с ма́терию их Софи́ею, к ни́мже припа́даем, моля́ще, да просветя́т ны, омраче́нныя печа́льми и из глубины́ серде́ц зову́щия:

Ра́дуйтеся, ри́зы ва́ша в кро́ви А́гнчей на земли́ убели́вшия; ра́дуйтеся, живота́ ве́чнаго нам хода́таицы.

Ра́дуйтеся, душ, и́щущих поко́я в милосе́рдии Бо́жии, утвержде́ние и хране́ние; ра́дуйся, Софи́е, от суеты́ мирски́я ны огражда́ющая.

Ра́дуйся, Ве́ро, доброце́нная кади́льнице, фимиа́м хвалы́ Бо́гу вознося́щая; ра́дуйся, нас гре́шных ве́рою просвеща́ющая.

Ра́дуйся, Наде́ждо, в ско́рби утеше́ние и прибе́жище на́ше; ра́дуйся, в печа́лех на́ших лучеза́рная ве́стнице избавле́ния.

Ра́дуйся, Любы́, незло́бие и кро́тость в сердца́ на́ша влива́ющая; ра́дуйся, та́инственная звездо́, от тесноты́ земны́я горе́ ны вознося́щая.

Ра́дуйся, Софи́е, му́драя и пречестна́я детоводи́тельнице; ра́дуйся, богому́драго жития́ моля́щимся ти устрои́тельнице.

Ра́дуйтеся, Ве́ро, Наде́ждо и Любы́, ку́пно с Софи́ею, ма́терию ва́шею прему́дрою.

Конда́к 12 Благода́ть Бо́жию прия́ти сподо́бившияся, моли́те о нас, святы́я му́ченицы, Пречи́стаго Влады́ку Христа́, да ми́лостив бу́дет к нам гре́шным, с ве́рою, наде́ждою и любо́вию Ему́ Еди́ному, Го́споду и Спа́су на́шему, смире́нно пою́щим: Аллилу́иа.

И́кос 12 Пое́м ва́ша кре́пкия по́двиги, ве́рою, наде́ждею и любо́вию проникнове́нныя, почита́ем страда́ния ва́ша презе́льная, хва́лим ди́вное терпе́ние ва́ше, ублажа́ем кончи́ну, за Христа́ ва́ми ра́достно подъя́тую, велича́ем необори́мое му́жество ва́ше, святы́я му́ченицы Ве́ро, Наде́ждо и Любы́, и му́драя ма́ти Софи́е, и прославля́юще вас, взыва́ем си́це:

Ра́дуйтеся, а́ки три струи́ мо́лниины, от восто́к да́же до за́пад доброде́тельми свои́ми просия́вшия; ра́дуйтеся, фиа́ли ве́ры, наде́жды и любве́, животво́рным питие́м ду́ши на́ша напая́ющии.

Ра́дуйтеся, трие́ светоза́рнии путие́, ко престо́лу сла́вы Госпо́дни нас веду́щии; ра́дуйся, Софи́е, чад ра́ди твои́х от ли́ка святы́х похвале́нная.

Ра́дуйся, Ве́ро, цве́те ве́ры, па́че сне́га беле́йший; ра́дуйся, услажде́ние стра́ждущих.

Ра́дуйся, Наде́ждо, угнете́нных серде́ц возноше́ние; ра́дуйся, а́ки пото́к цельбоно́сный, жа́жду скорбя́щих душ утоля́ющая.

Ра́дуйся, Любы́, ве́нче из ми́ра, ра́дования и бла́гости соплете́нный; ра́дуйся, у́мная зарни́це ве́чности.

Ра́дуйся, Софи́е, же́зле си́лы, кро́тце и му́дре ча́да наказу́яй; ра́дуйся, богове́дения пресве́тлая луче́, душа́м на́шим возсиява́ющая.

Ра́дуйтеся, Ве́ро, Наде́ждо и Любы́, ку́пно с Софи́ею, ма́терию ва́шею прему́дрою.

Конда́к 13 О святы́я и достохва́льныя му́ченицы Ве́ро, Наде́ждо и Любы́, и му́драя ма́ти Софи́е, ны́не прие́мше ма́лое сие́ моле́ние на́ше, от вся́ких ны бед, боле́зней и скорбе́й моли́твами ва́шими изба́вите, да сподо́бльшеся во Ца́рствии Небе́снем зре́ти безсме́ртнаго Го́спода Иису́са, с ва́ми вку́пе воспое́м Ему́: Аллилу́иа.

Этот конда́к чита́ется три́жды, зате́м 1-й и́кос «А́нгели на Небеси́…» и 1-й конда́к «Избра́нным раба́м…».

pravoslavie.wiki

Святые: Вера, Надежда, Любовь, и мать их Софья — история

Святые: Вера, Надежда, Любовь, и мать их Софья — история

София жила в Риме в честном супружеском браке и родила трех дочерей. Затем она овдовела. Дочерей звали: Вера, Надежда и Любовь. Воспитывала она их в вере в Бога. Император призывал отречься от Бога всех дочерей и мать их. Но они были готовы стоять до конца и даже принять смерть ради Христа. Пораженный смелостью девочек император, отправил детей на пытки.

Сначала палачи взяли Веру и сильно били ее розгами, отрывая от нее части плоти. Затем бедную искалеченную девочку положили на раскаленную решетку из железа. Но огонь по воле Божьей не принес ей страданий. Тогда ее бросили в кипящий котел со смолой. Он охладел по милости Божьей и не доставил ей вреда. Когда святую Веру отправили на казнь мечом, она смиренно положила свою голову под оружие убийства и предала дух Господу. Ее сестра Надежда видя все муки, без боязни подошла к императору, который тут же отдал ее на мучения. Она мужественно терпела все издевательства, не произнесла ни звука. Ее избивали и видя ее непреклонность отправили на скрежет железных когтей, а затем бросили в раскаленную печь. Ее жизнь сохранил ангел Божий и она не погибла от тяжких мучений. Тогда ее зарубили мечом.

Самая маленькая девятилетняя девочка была привязана к колесу, ее били розгами до изнеможения, пока ее плоть не превратилась в кровавое месиво. Затем ее мучали сверлами и кинули в печь огненную. Мать Веры, Надежды и Любви, София, замученная страшнейшими страданиями своих детей, телесным издевательствам не подверглась. Она похоронила останки тел своих дочек и пребывала на могиле два дня. На третий день Господь забрал ее душу к себе. Она переживала огромные душевные мучения, за что была приставлена к лицу святых.

Святые мученицы Вера Надежда Любовь, которым было всего 12, 10 и 9 лет, тоже стали причислены за свои тяжкие муки к святым. Они перенесли мученическую смерть ради Христа, доказали всем, что сила духа намного сильнее физической боли. Святые Вера Надежда Любовь, мощи мучениц хранятся частично в раке с другими святыми, одна часть находится в саркофаге.

Мать Веры Надежды и Любви, София

София была очень благочестива, после того, как она овдовела, она вела богоугодную жизнь: постилась, молилась, растила детей. Они беспрекословно ее слушались, читали апостольские книгу, молились и помогали по дому. Девочки были очень красивыми и разумными. Они не скрывали свою веру в Господа. Когда они узнали, что скоро их будут казнить, они все устремились в молитве к Богу, поклонившись Господу, взялись за руки. Придя к императору, они знали, что их ждет смерть, но стояли мужественно все четверо, как будто пришли не на казнь, а на пиршество.

У них были веселые лица и радость в глазах, не было страха. Благоразумнейшая мать девочек давала ответы на все вопросы императора с такой мудростью, что все дивились ее ответам. Она открыто говорила о Христе и что ему поклоняется. Дочерям, когда настало время их казни, она говорила, что пришло время для их подвига во имя Христа. Что они сейчас должны показать твердую веру в Бога, несомненную надежду на спасение душ и любовь ко Христу вечную.

Она говорила им о том, что не нужно жалеть своей плоти и временной жизни на земле. Так как Иисус – это вечное, радость, красота и счастье безграничное. Что раны их от жестокости людей превратятся в звезды на небе. Все земное богатство, сладость мира исчезнет, как дым, засохнет, как трава на лугу. Пострадав, можно победить зло и повергнуть врагов.

 

Праздник Вера Надежда Любовь 2016

День поминовения трех святых мучениц: Веры, Надежды и Любови, а также их матери святой Софии отмечается в один день. А все представительницы прекрасного пола отмечают этот день, особенно те, которые носят имена: Вера, Надежда Любовь. Дата праздника – 30 сентября.

Мучения, которые стали основой для поминовения святых мучениц, произошли около двадцати веков назад. В то время христианство только начинало распространяться по Европейским странам, и оно стало сталкиваться с непринятием новой религии. Стали забывать про таких святых как Вера Надежда Любовь, история праздника тоже на некоторое время была забыта.

Через несколько веков стали появляться их судьбы и житие на многочисленных языках мира. Православные славяне приняли версию на греческом языке и дали святым мученицам русские имена: Вера, Надежда, Любовь. Обычно при переводе с иностранных языков на русский имена не изменяют, а переносят в похожем звучании. В истории с тремя мученицами было сделано исключение. Таких исключений всего три во всей истории веков. Имя их матери не нужно было калькировать, София обозначает мудрость, об этом знали уже на Руси. Именно ей мы обязаны множеством построенных в всем мире соборов Святой Софии.

Святой источник Вера Надежда Любовь

В Подмосковье есть святой источник трех мучениц: Веры, Надежды, Любови. Называется от «Гремячий», в него стекаются три потока ключевых вод. Он расположен в 14 км от Сергиева Посада. Святые мученицы являются покровительницами семейного благополучия. Все они откликаются на прошения мирян о создании семьи, наступлении беременности, легких родах и здоровье всех членов семьи. Сестры и их мать София помогают всем по искренней молитве.

Читайте так же нашу статью: «Зачем посещать святые места и купаться в святых источниках».

holiday-for-you.ru

Страдания святых мучениц Веры, Надежды, Любови и их матери Софии | Милосердие.ru

В ожидании Христа

Когда читаешь древние жития про зверские пытки детей взрослыми дядями-палачами в окружении интересующейся публики — как-то не сразу понимаешь, как со всем этим быть.  Да было ли это? Да как такое можно вытерпеть? Но что мы вообще знаем о людях того времени?

В царствование императора Адриана (2 в.) жила в Риме знатная вдова по имени София. У нее было три дочери: Вера 12-лет, Надежда 10-лет и Любовь 9-ти лет.

Святая София принадлежала к тому первому поколению христиан, которые жили в напряженном ожидании скорого второго пришествия Христа.

И эта весть о пришествии для них была не «концом света» в том смысле, в котором мы его нередко понимаем. Это была весть о конце зла, победе добра над злом.

Второе пришествие предсказывалось в Евангелиях от Марка, Матфея, Луки, которые тогда еще не были записаны, но события которых устно пересказывались в христианских общинах, а также апостолами, особенно Павлом (1 Фес.1:2-10).

Как пишет библеист, архимандрит Ианнуарий Ивлеев, «Второе пришествие виделось как конец этого мира, но не полный конец, несущий разрушение всего творения, а его преображение, возрождение, как ожидание воскресшего и прославленного Господа.

И поэтому ожидание христиан было совсем не мрачное (что все сгорит и всех накажут, как появляется в апокалиптических настроениях сегодня). Это было ожидание-надежда.

Знак времени не позволял пустить корни в мир, зацепиться за земное. Раз Христос скоро придет, зачем мне собирать сундуки с добром?

Но, что очень важно для понимания мироощущения первохристиан, это было не просто ожидание – того, что придет когда-то; это было пребывание — «Царствие Божие внутри вас»». И Христос действительно приходит к тому, кто Его ищет.

Попросту говоря, первые христиане старались — и некоторые умели — жить на земле по закону духа. И дела делать, и Богу молиться. В ожидании Небесного Царства, они, по мере возможного, старались исполнять его на земле: из посланий апостолов мы знаем, что многие добровольно отказывались от собственности, принося свое имущество общине.

Поэтому мать воспитывала девочек больше для вечной жизни, а не для земной, конечной.

О жизни дочерей святой Софии известно, что они читали апостольские послания, чтили память известных им мучеников за Христа. Очевидно, что постепенно для них Христос становился подлинной реальностью, благодатно (сверхчувственно, сверхестественно) утверждая Царство Небесное в сердце еще здесь, на земле.

Мученики в правовом государстве

Публий Элий Траян Адриан, красивый и умный, по личному приказу которого казнены святые дети-мученикы

Императору Адриану донесли, что София воспитывает детей в христианской вере. Император пожелал лично встретиться с ней.

Поскольку христианская вера в те времена была вне закона, жить было опасно. Христиан в любое время могли призвать к ответу. И если человек от своей веры не отрекался, его ждала не просто смерть, а смерть после лютых мучений, порой публичных, — римляне были большими сибаритами по части острых ощущений.

Адриан не был самым злостным гонителем христиан. Его почитали как справедливого правителя. При его предшественнике императоре Траяне, под большие праздники толпа могла потребовать схватить человека и, обвинив в последовании Христу, публично казнить без всякого суда и следствия.

Адриан запретил рассматривать анонимные доносы на христиан, учредил строгое судопроизводство всех подозреваемых, а на крики толпы велел не обращать внимания. Если после судебного разбирательства обвинения подтверждались, человека казнили, если же нет, подвергался наказанию сам обвинитель — за клевету.

Мать готовит детей на страдания

Новгородская икона (XVI век, ГТГ)

Как говорит текст жития святых мучениц, когда святая София с дочерьми услышали приказ императора, они поняли, для чего их зовут их к государю. Св. София старалась подготовить дочерей к предстоящему им страданию.

«Настал час вашего веселья, – говорила она дочерям, – и вы будете венчаться мученическим венцом со Христом. Не жалейте своей молодости и не скорбите о лишении жизни. Когда царь будет ласкать вас и обещать вам славу и богатство, не соблазняйтесь.

Слава этого мира проходит. Она непрочна и суетна. Христос – истинное благо, истинная красота, здравие и жизнь. Ради Него вы оставляете жизнь тленную, не бойтесь, Он дарует вам вечную в непреходящей радости и неизреченной славе Своей».

Император потребовал мучениц на суд. «Если послушаете меня и поклонитесь богам нашим, то будете мне вместо родных дочерей, я полюбил вас и не хочу вашей смерти», – говорил отроковицам царь. Но они отвечали: «У нас отец – Господь. Мы хотим Его любви и желаем называться Его детьми. Ему мы поклоняемся и за Него готовы умереть».

Адриан велел мучить Веру, но Господь хранил ее среди мучений, так что мучитель не знал, что делать с нею, и приказал умертвить мечом. Она простилась с матерью и сестрами и с радостью приняла смерть.

Тогда император обратился к Надежде, та сказала ему: «Разве я рождена не от той же матери? Разве я не сестра той, которую ты убил? И я готова умереть за Христа». Ее начали мучить, и она оставалась также невредимою среди мучений. Простившись с матерью и сестрою и сказав сестре: «И ты не отстань от нас, чтобы всем нам вместе предстать к Господу», – скончалась под мечом.

Адриан начал уговаривать самую младшую, девятилетнюю Любовь, но с удивительной для ребенка твердостью она отвергла его «доброту». Император приказал посадить ребенка в разженную печь. Но Любовь сама вошла туда с молитвою и осталась невредимою. И ее умертвили мечом.

Все три девочки, как повторяет житие, оставались «невредимыми» среди мучений, — значит, Господь сохранял Своей благодатью в ответ на их готовность терпеть страдания. Своими силами такие муки, по естеству, вынести невозможно.

По преданию, во время казней св. София не проявляла «эмоций», не произнесла ни слова. Как Богородица у креста Спасителя, когда «оружие проходило душу».

Св. Софию Адриан казнить не велел, оставил в живых, правильно понимая, что она уже претерпела самые страшные муки. Св. София погребла тело дочерей-мучениц и оставшись рядом, на могиле, молилась. На третий день Бог забрал ее к дочерям и Себе.

Мощи святых мучениц Софии, Веры, Надежды и Любви в 777 году были привезены во Францию и хранились в аббатстве Эшо под Страсбургом, в церкви святого Трифона. Во время Французской революции аббатство было разрушено, мощи утеряны. Позже сюда были принесены новые частицы мощей св. Софии — ковчежец с мощами на фото внизу

Со временем гонения на христиан стали ослабевать. Пришли тихие годы. И историки Христианства потом отмечали интересный факт:

Именно после тихих лет, наполненных благополучием, когда начиналась очередная волна гонений, отступников-христиан становилось больше:

за тихое время расслаблялась душа, разделялась на «земное и небесное», затягивали земные, житейские дела, хлопоты, которых становилось все больше, а единое на потребу – Тот, ради кого вся жизнь, отодвигалось за всем этим в сторону.

Тем удивительней подвиг св. Софии, хоть и ужасаешься всему этому строго по-человечески, — суметь не разделить свою жизнь и передать эту неразделенность, преданность Богу — детям.

www.miloserdie.ru


Смотрите также