Успение пресвятой богородицы сегодня


Сегодня Успение Пресвятой Богородицы

Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии – один из двунадесятых, то есть самых больших православных праздников, посвящённый событию, о котором не сказано в Евангелии, но о котором хорошо известно из Священного Предания Церкви. Праздник Успения Пресвятой Богородицы является непереходящим, всегда отмечается 28 августа (15 августа по старому стилю).

Праздник Успения Пресвятой Богородицы – светлый и радостный для каждого христианина. В день блаженной кончины Богоматери всё человечество обрело Молитвенницу и Небесную Заступницу, Ходатаицу пред Господом. Этот Богородичный праздник имеет не четыре обычных дня попразднства, а восемь, столько же, сколько один из величайших Господских праздников – Крещение. Отмечаемому событию предшествует строгий пост, по степени воздержания занимающий первое место после Великого поста.

Упоминание об этом празднике относит верующих далеко в прошлое, к V веку. Именно тогда стали отмечать Успение Девы Марии, но название было несколько иным – «Память Блаженной», и праздновали этот день только жители Сирии.

Праздник Успения Пресвятой Богородицы называют ещё Первой Пречистой или Пасхой Богородицы. В церквях в этот день к иконе с изображением усопшей Богородицы преподносят цветы и прикладываются.

Согласно Священному Писанию, Матерь Божия после смерти, Воскресения и Вознесения Спасителя находилась в Иерусалиме. Затем Она в сопровождении Иоанна Богослова переместилась в Эфес. Часто посещала Она праведного Лазаря, живущего на Кипре, в одно из своих посещений Лазаря Матерь Божия подарила ему епископский омофор и поручи, сделанные собственными руками. Посетила Она и Гору Афонскую, которую в дальнейшем благословила, сказав: «Это место да будет Моим жребием, данным Мне от Сына и Бога Моего! Да почиет благодать Его на месте и на живущих здесь с верою и благоговением и сохраняющих заповеди Сына и Бога Моего! Всё нужное для земной жизни они будут иметь в изобилии и с малым трудом, и будет уготована им небесная жизнь, и не оскудеет к ним милость Сына Моего до скончания века. Я буду Заступницей этому месту и тёплой о нём Ходатаицей перед Богом!» (Деяния апостолов)

Незадолго до смерти Своей Матерь Божия снова прибыла в ранее покинутый Ею Иерусалим. Здесь Она постоянно пребывала в молитве и наиболее часто посещала места, связанные с самыми важными жизненными событиями Сына Её Божественного.

В один из дней Её пребывания на Елеоне предстал пред ней Архангел Гавриил. Он известил Её о том, что через три дня по воле Божьей наступит Её Успение и Она покинет землю, воздавшись на небеса к Сыну Своему.

«Сын Твой и Бог наш, – сказал небесный посланник, – ждёт Тебя с архангелами и ангелами, Херувимами и Серафимами, со всеми небесными духами и душами праведных, чтобы взять Тебя, Матерь Свою, в Горнее Царство, где Ты будешь жить и царствовать с Ним вечно!»

В знак того, что смерть не имеет власти над Богородицей и что Её кончина будет напоминать сон, через который Она войдёт в вечную славу, Архангел вручил Ей ветвь из райских обителей, она приняла вид земной финиковой пальмы, но продолжала сиять светом небесной благодати. По слову Архангела Гавриила, эту ветвь нужно было нести перед одром с телом Богородицы в день Её погребения. (Деяния Апостолов).

Пресвятая Богородица поделилась произошедшим с апостолом Иоанном, который спешно оповестил о предстоящей кончине Матери Божией брата Господня, апостола Иакова. Он же в свою очередь – всю Иерусалимскую Церковь, впоследствии сохранившую предание об Успении Богородицы.

Перед кончиной Своей Матерь Божия велела после смерти захоронить Себя рядом со Своими праведными родителями в Гефсимании.

В день Успения Пресвятой Богородицы в Иерусалиме собрались для прощания с Ней практически все апостолы, странствующие по миру с проповедью о Слове Божием. Её уход сопровождал свет несказанный, при появлении которого Сам Христос предстал пред Нею в окружении многочисленных ангелов. Богородица обратилась к Нему с молитвой и сердечной просьбой о благословении всех тех, кто чтит Её память. Она также призвала в молитве Сына Своего окружить Её защитой Божией от силы Сатанинской и мытарств воздушных, а после, в радости и благодати, отдала душу Свою в Господни руки.

Три дня и три ночи пребывали у гроба Богородицы апостолы, воспевая псалмы. И лишь на третьи сутки к ним пришло совершенное и полное утешение от Великого образа Божией Матери и слов Её, призывающих ликовать и радоваться, воспеть духом, так как с этого момента Она будет рядом с каждым, вечно оберегая и покровительствуя. После воскресения тело Божией Матери покинуло этот мир, отправляясь ко Господу на небеса.

Праздник Успения Пресвятой Богородицы даёт нам понять, что Дева Мария покинула этот мир в радости и с покоем на душе. Что жизнь – это лишь тяжёлый, но вынужденный путь для обретения вечной и истинной жизни. Поэтому Успение Богородицы – это блаженный праздник для христиан, ведь только через смерть мы познаем истинное счастье.

Икона Успение Пресвятой Богородицы

Икона Успение Пресвятой Богородицы считается очень сильной и одной из самых чудотворных. Молясь перед этой иконой, Деву Марию просят о защите детей и взрослых от болезней, о помощи в принятии правильного решения в сложных проблемных вопросах.

Именно икона Успение Пресвятой Богородицы помогает достойно пройти свой земной путь и преодолеть страх перед смертью.

Успенский собор

Успенский собор, расположенный на Соборной площади Московского Кремля, входит в Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль».

Первое каменное здание собора было заложено в 1326 году первым Московским митрополитом Петром и князем Иваном Калитой. В конце XV в. Великий князь Иван III, объединивший под властью Москвы все русские княжества, начал создание новой резиденции с перестройки Успенского собора. Возвёл его в 1479 году специально приглашённый итальянский архитектор. Торжественное назначение определило особое внимание к убранству храма. Современный облик собора определяют памятники середины XVII в. – это и росписи 1642–1643 гг., и грандиозный иконостас 1653 года.

Перед иконостасом стоят моленные места царя, царицы и Патриарха. Успенский собор являлся усыпальницей глав Русской церкви – митрополитов и патриархов. После революции 1917 года Успенский собор был превращён в музей. Создавая его экспозицию, сотрудники постарались максимально сохранить его интерьер. Благодаря постоянным реставрационным работам практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей. С 1990 года в соборе возобновились богослужения.

Успенский собор на протяжении шести столетий был государственным и культовым центром России: здесь венчали на царство, короновали императоров; возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов; оглашали государственные акты; служили молебны перед военными походами и в честь побед. Стенопись собора, многочисленные иконы и разнообразная утварь являются произведениями искусства мирового значения.

В соборе сохраняется Гвоздь Господень и посох святителя Петра, митрополита Киевского и всея Руси.

С 1395 года в соборе находилась Владимирская икона Божией Матери (с 1930 года в Третьяковской галерее, в храме святителя Николая в Толмачах).

Собор был местом погребения большинства московских святителей до учреждения Святейшего Синода.

Здесь были похоронены московский князь Юрий Данилович (его могила утрачена в древности) и св. митрополит Пётр. Усыпальница задумывалась как место погребения и светских, и духовных владык московского княжества, но с постройкой в 1333 году Архангельского собора произошло разделение некрополя. В Успенском соборе стали хоронить только глав Русской церкви. Наиболее почитаемые захоронения Успенского собора: св. Петра, св. Феогноста, св. Ионы, св. Филиппа II (Колычёв) и свмч. Патриарха Гермогена.

Традиции праздника Успения Пресвятой Богородицы

В праздник Успения Богородицы православным следует задуматься о своей матери, оказать ей помощь. Праздник принято отмечать в кругу родных и близких, непременно с родителями, за богатым столом и вкусными угощениями.

Все верующие в этот день молятся и просят помощи и заступничества у Пресвятой Богородицы.

После Успения хорошо солить огурцы. Считалось, что тогда они до весны не покроются плесенью. К Успению убирали весь урожай.

После Успения начинается «Бабье лето». И если на праздник идёт дождь, то «Бабье лето» будет тёплым.

На 28 августа, в день Успения, пекли хлеб из муки нового урожая, святили в церкви и по возвращении из храма домой все отламывали по кусочку, а остатки убирали под икону и берегли. Считалось, что такой хлеб обладает мощной целительной силой и может лечить больных.

В этот день не следует брать в руки колющие и режущие предметы, а также варить пищу. Верующие ломают хлеб руками, так как ножом пользоваться нельзя. Также нельзя на Успение втыкать в землю ножи, лопаты и другие острые предметы.

На Успение нельзя ходить босиком. Считалось, что таким образом можно собрать все болезни. Роса в этот день – это слёзы природы о том, что Богородица покинула этот мир и не может находиться с людьми и помогать им.

Также все те, кто держал пост перед Успением, избавились от «покушения лукавого на душу». Также нельзя надевать старую или неудобную обувь в этот день, чтобы избежать проблем в жизни. Если натрёте ногу в этот день, то ждёт трудная, полная проблем и неудач жизнь.

А вот работать в это день разрешалось, особенно если вы не закончили какое-то начатое дело или кому-то нужно помочь.

Публикацию подготовил Леонид Буланов, председатель Кипрского отделения ИППО

www.ippo.ru

Сегодня - Успение Пресвятой Богородицы

Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — один из двунадесятых, то есть самых больших православных праздников, посвящённый событию, о котором не сказано в Евангелии, но о котором хорошо известно из Священного Предания Церкви. Праздник Успения Пресвятой Богородицы является непереходящим, всегда отмечается 28 августа (15 августа по старому стилю).

Праздник Успения Пресвятой Богородицы – светлый и радостный для каждого христианина. В день блаженной кончины Богоматери всё человечество обрело Молитвенницу и Небесную Заступницу, Ходатаицу пред Господом.

Этот Богородичный праздник имеет не четыре обычных дня попразднества, а восемь, столько же, сколько один из величайших Господских праздников – Крещение. Отмечаемому событию предшествует строгий пост, по степени воздержания занимающий первое место после Великого поста.

Упоминание об этом празднике относит верующих далеко в прошлое, к V веку. Именно тогда стали отмечать Успение Девы Марии, но название было несколько иным – «Память Блаженной», и праздновали этот день только жители Сирии.

Праздник Успения Пресвятой Богородицы называют ещё Первой Пречистой или Пасхой Богородицы. В церквях в этот день к иконе с изображением усопшей Богородицы преподносят цветы и прикладываются.

Согласно Священному Писанию, Матерь Божия после смерти, Воскресения и Вознесения Спасителя находилась в Иерусалиме. Затем Она в сопровождении Иоанна Богослова переместилась в Эфес. Часто посещала Она праведного Лазаря, живущего на Кипре. В одно из своих посещений Лазаря Матерь Божия подарила ему епископский омофор и поручи сделанные собственными руками. Посетила Она и Гору Афонскую, которую в дальнейшем благословила, сказав:

«Это место да будет Моим жребием, данным Мне от Сына и Бога Моего! Да почиет благодать Его на месте и на живущих здесь с верою и благоговением и сохраняющих заповеди Сына и Бога Моего! Всё нужное для земной жизни они будут иметь в изобилии и с малым трудом, и будет уготована им небесная жизнь, и не оскудеет к ним милость Сына Моего до скончания века. Я буду Заступницей этому месту и тёплой о нём Ходатаицей перед Богом!» (Деяния апостолов)

Незадолго до смерти своей Матерь Божия снова прибыла в ранее покинутый Ею Иерусалим. Здесь Она постоянно пребывала в молитве и наиболее часто посещала места, связанные с самыми важными жизненными событиями Сына Её Божественного.

В один из дней Её пребывания на Елеоне предстал пред ней Архангел Гавриил. Он известил Её о том, что через три дня по воле Божьей наступит Её Успение, и Она покинет землю, воздавшись на небеса к Сыну Своему.

«Сын Твой и Бог наш, – сказал небесный посланник, – ждёт Тебя с архангелами и ангелами, Херувимами и Серафимами, со всеми небесными духами и душами праведных, чтобы взять Тебя, Матерь Свою, в Горнее Царство, где Ты будешь жить и царствовать с Ним вечно!»

В знак того, что смерть не имеет власти над Богородицей и что Её кончина будет напоминать сон, через который Она войдёт в вечную славу, Архангел вручил Ей ветвь из райских обителей, она приняла вид земной финиковой пальмы, но продолжала сиять светом небесной благодати. По слову Архангела Гавриила, эту ветвь нужно было нести перед одром с телом Богородицы в день Её погребения. (Деяния Апостолов)

Пресвятая Богородица поделилась произошедшим с апостолом Иоанном, который спешно оповестил о предстоящей кончине Матери Божией брата Господня, апостола Иакова. Он, в свою очередь, – всю Иерусалимскую Церковь, впоследствии сохранившую предание об Успении Богородицы.

Перед кончиной Своей Матерь Божия велела после смерти захоронить Себя рядом со Своими праведными родителями в Гефсимании.

В день Успения Пресвятой Богородицы в Иерусалиме собрались для прощания с Ней практически все апостолы, странствующие по миру с проповедью о Слове Божием. Её уход сопровождал свет несказанный, при появлении которого Сам Христос предстал пред Нею в окружении многочисленных ангелов. Богородица обратилась к Нему с молитвой и сердечной просьбой о благословении всех тех, кто чтит Её память. Она также призвала в молитве Сына Своего окружить Её защитой Божией от силы Сатанинской и мытарств воздушных, а после, в радости и благодати, отдала душу Свою в Господни руки.

Три дня и три ночи пребывали у гроба Богородицы апостолы, воспевая псалмы. И лишь на третьи сутки к ним пришло совершенное и полное утешение от Великого образа Божией Матери и слов Её, призывающих ликовать и радоваться, воспеть духом, так как с этого момента она будет рядом с каждым, вечно оберегая и покровительствуя. После воскресения тело Божией Матери покинуло этот мир, отправляясь к Господу на небеса.

Праздник Успения Пресвятой Богородицы даёт нам понять, что Дева Мария покинула этот мир в радости и с покоем на душе. Что жизнь – это лишь тяжёлый, но вынужденный путь для обретения вечной и истинной жизни. Поэтому Успение Богородицы – это блаженный праздник для христиан, ведь только через смерть мы познаём истинное счастье.

Икона «Успение Пресвятой Богородицы»

Икона «Успение Пресвятой Богородицы» считается очень сильной и одной из самых чудотворных. Молясь перед иконой Успения, Деву Марию просят о защите детей и взрослых от болезней, о помощи в принятии правильного решения, в сложных проблемных вопросах.

Именно икона «Успение Пресвятой Богородицы» помогает достойно пройти свой земной путь и преодолеть страх перед смертью.

Гефсимания. Гробница Пресвятой Богородицы

Гробница Пресвятой Богородицы – место, где, согласно преданию, апостолами была погребена Пресвятая Богородица. Находится в Гефсимании, у подножия западного склона Елеонской горы, в долине Кедрон, в Восточном Иерусалиме. Над гробницей построена пещерная церковь Успения Богородицы.

Храм Успения Богородицы (грот) находится в собственности Иерусалимского Греко-православного Патриархата. Храм находится под землёй. От входа вниз ведёт широкая каменная лестница из 48 ступеней. Подземная церковь имеет форму креста и в ней находится мраморная кувуклия с гробом Богородицы.

При спуске по лестнице справа находится придел в честь святых Иоакима и Анны, родителей Богородицы. В нём два престола: в честь святого Иоакима – у восточной стены придела (по преданию, святой Иоаким похоронен под этим престолом) и в честь святой Анны – у северной стены придела (по преданию, она похоронена под этим престолом).

Кувуклия имеет два входа, один с запада, второй с севера. Обычно паломники заходят в западный, а выходят через северный вход.

За кувуклией, в восточной части храма, находится почитаемая чудотворная Иерусалимская икона Божией Матери русского письма, которая помещена в киот из розового мрамора. Слева от неё, у стены, расположен православный жертвенник. 

Успенский собор

Успенский собор, расположенный на Соборной площади Московского Кремля, входит в Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль».

Первое каменное здание собора было заложено в 1326 году первым Московским митрополитом Петром и князем Иваном Калитой. В конце XV в. Великий князь Иван III, объединивший под властью Москвы все русские княжества, начал создание новой резиденции с перестройки Успенского собора. Возвёл его в 1479 году специально приглашённый итальянский архитектор. Торжественное назначение определило особое внимание к убранству храма.

Современный облик собора определяют памятники середины XVII века – росписи 1642–1643 гг. и грандиозный иконостас 1653 года. Перед иконостасом стоят моленные места царя, царицы и патриарха. Успенский собор являлся усыпальницей глав русской церкви – митрополитов и патриархов. После революции 1917 года Успенский собор был превращён в музей. Создавая его экспозицию, сотрудники постарались максимально сохранить его интерьер. Благодаря постоянным реставрационным работам практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей. С 1990 года в соборе возобновились богослужения.

Успенский собор на протяжении шести столетий был государственным и культовым центром России: здесь венчали на царство, короновали императоров. В Успенском соборе возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь побед. Стенопись собора, многочисленные иконы и разнообразная утварь являются произведениями искусства мирового значения.

В соборе сохраняется Гвоздь Господень и посох святителя Петра, митрополита Киевского и всея Руси.

С 1395 года в соборе находилась Владимирская икона Божией Матери (с 1930 года в Третьяковской галерее, в храме святителя Николая в Толмачах).

Собор был местом погребения большинства московских святителей до учреждения Святейшего Синода.

Здесь были похоронены московский князь Юрий Даниилович (его могила утрачена в древности) и святой митрополит Пётр. Усыпальница задумывалась как место погребения и светских, и духовных владык московского княжества, но с постройкой в 1333 году Архангельского собора произошло разделение некрополя. В Успенском соборе стали хоронить только глав Русской Церкви. Наиболее почитаемые захоронения Успенского собора святого Петра, Феогноста, святого Ионы, святого Филиппа II (Колычёва) и свмч. Патриарха Гермогена.

Традиции праздника Успения Пресвятой Богородицы

В праздник Успения Богородицы православным следует задуматься о своей матери, оказать ей помощь. Праздник принято отмечать в кругу родных и близких, непременно с родителями, за богатым столом и вкусными угощениями.

Все верующие в этот день молятся и просят помощи и заступничества у Пресвятой Богородицы.

После Успения хорошо солить огурцы. Считалось, что тогда они до весны не покроются плесенью. К Успению убирали весь урожай.

После Успения начинается «Бабье лето», и если на праздник идёт дождь, то «Бабье лето» будет тёплым.

На 28 августа, в день Успения, пекли хлеб из муки нового урожая, святили в церкви и по возвращении из храма домой все отламывали по кусочку, а остатки убирали под икону и берегли. Считалось, что такой хлеб обладает мощной целительной силой и может лечить больных.

В этот день не следует брать в руки колющие и режущие предметы, а также варить пищу. Верующие ломают хлеб руками, так как ножом пользоваться нельзя. Также нельзя на Успение втыкать в землю ножи, лопаты и другие острые предметы.

На Успение нельзя ходить босиком. Считалось, что таким образом можно собрать все болезни. Роса в этот день – это слёзы природы о том, что Богородица покинула этот мир и не может находиться с людьми и помогать им. Также все те, кто держал пост перед Успением, избавились от «покушения лукавого на душу».

Также нельзя надевать старую или неудобную обувь в этот день – чтобы избежать проблем в жизни. Если натрёте ногу в этот день, то ждёт трудная, полная проблем и неудач жизнь.

А вот работать в это день разрешалось, особенно если вы не закончили какое-то начатое дело или кому-то нужно помочь.

Публикацию подготовил председатель Кипрского отделения ИППО Леонид Буланов

www.ippo.ru

Сегодня празднуют Успение Пресвятой Богородицы - Орен.Ру

В этот день верующие вспоминают о смерти Девы Марии, а слово «успение» в этом контексте означает не смерть, а вознесение к Богу.

После того, как Иисус Христос вознесся на Небеса, апостол Иоанн стал заботится о Деве Марие. Из-за начавшихся гонений Царя Ирода на христиан Богородице с Иоанном пришлось поселиться в Эфесе. Там святая Дева преклоняла колени в молитвах, прося Бога взять ее к себе, и вот как-то к ней явился Архангел Гавриил и сообщил, что ее земная жизнь прекратится через 3 дня.

Перед смертью Дева Мария собрала всех апостолов возле своего ложа, где она и приняла смерть. Гроб с телом Богородицы был захоронен в пещере, и апостолы еще на протяжении 3-х дней оставались у ее подножия и молились. Апостол Фома опоздал на погребение, поэтому ему разрешили пройти в гроб и совершить поклонение телу святой, но внутри ничего не оказалось, что свидетельствовало о вознесение духа и тела Богородицы.

Церковь особенно торжественно празднует День Успения Пресвятой Богородицы. Этот праздник имеет 1 день предпраздненства и 8 дней постпраздненства. В День Успения Пресвятой Богородицы представители духовенства одевают на себя одежду голубого цвета.

Накануне этого праздника в центр храма выносится Плащаница с ликом Богородицы, затем совершается всенощное бдение, на котором исполняются стихиры и каноны, читаются паремии, исполняется тропарь Успению Богоматери. На 2-й или 3-й день праздника во многих кафедральных и приходских храмах проводится Чин погребения Богоматери. На утрене священнослужители выходят к находящейся в центре храма Плащанице Пресвятой Богородицы и кадят ее, затем святыню обносят вокруг храма, а священники помазывают прихожан освященным маслом (елеем).

Успение Пресвятой Богородицы

Перед Успением Пресвятой Богородицы верующие придерживаются Успенского поста, а 28 августа они разговляются. Готовятся праздничные блюда, которыми чествуют семью, а также нуждающихся. По народным традициям, в этот праздник христиане собирают овощи и фрукты, делают заготовки на зиму, а парни сегодня традиционно сватаются.

Существует поверье, что на Успение Пресвятой Богородицы запрещается надевать новую или неудобную обувь, иначе весь год будет ощущаться дискомфорт.

В этот день также запрещается ругаться матом, обижать других, отказывать в помощи нуждающимся, грубить и находится в плохом настроении.

Люди на Руси отождествляли Божью Матерь с Матерью-Землей, соответственно на Успение Пресвятой Богородицы нельзя ходить босиком и втыкать в почву острые предметы. Считалось, что такими действиями можно обидеть Землю и навлечь неурожай.

Согласно народным приметам, дождь на Успение Пресвятой Богородицы говорит о том, что осень будет сухая. Если этот день совпадет с «бабьим летом», следовательно осень будет морозной и малоснежной.

Считалось, что девушка, которая не нашла парня до Успения, до весны пробудет в девках. Хорошей приметой считалось закончить начатые раньше дела или помочь другу.

Если в это праздник натереть или ранить ногу, это говорило о том,что впереди ожидаются жизненные трудности.

«О, великая Дева Мария, мы тебе молимся, прошу, услышь нас, избавь нас от страхов и ужасов, от нечисти всякой и зла. Сохрани дом наш, город наш и страну нашу. Имя твое все праведные призывают и молятся тебе. Спаси нас от бед, от хвори, потопа, от нашествия врагов наших, от пожаров и напастей. Помилуй нас и прости грехи все наши. Да прославим имя твое, и Сына Твоего Иисуса Христа. Избавь нас от мучений, о, Святая Дева Мария. Возрадуемся воссоединению Твоему с Сыном Твоим на Небесах! Да пусть будет мир на земле и пусть имя Твое славится! Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Отныне и на века. Аминь!»

oren.ru

Успение Пресвятой Богородицы: вхождение в небесную славу

Евангелие довольно мало повествует о жизни Женщины, от решения Которой зависела судьба человечества. Пресвятая Богородица всегда упоминается в связи со Своим Сыном, Иисусом Христом: после рождества они скрываются от царя Ирода и его агентов в Египте, по возвращении в Иудею мы встречаем Святое семейство в Иерусалиме, видим Деву Марию на браке в Кане Галилейской, Сын встречается с Ней в Капернауме, и в конце евангельской истории – у Распятия и в день Пятидесятницы.

Все остальные важные вехи жизни Девы Марии, Ее рождество, вхождение в Иерусалимский храм, годы после Воскресения Христа и, наконец, Ее успение, известны из Предания.

Последние дни Своей жизни Она встретила в Иерусалиме, священном городе иудеев и христиан. За три дня до кончины к Деве Марии вновь явился Архангел Гавриил, вестник определений Божиих, однажды уже посещавший Пресвятую Деву с Благой вестью. Теперь он появился, чтобы сообщить о дне Ее успения.

Об этом были извещены и апостолы, вполне вероятно, что в то время все они, или большинство из них, были собраны в одном месте, в Иерусалиме. Двенадцать апостолов выполняли миссии в различных странах, но главным штабом для них оставалась столица Иудеи. Подобным образом в Иерусалиме они собирались около 49 года, для проведения Апостольского собора.

Теперь же для того, чтобы проводить Матерь Спасителя мира, «на небо идущую». Церковные песнопения, посвященные этому празднику, описывают мгновения успения как встречу Неба и земли. Сам Господь с сонмом ангелов сошел, чтобы встретить Свою Матерь, Которая прошла с Ним всю Его жизнь от яслей в Вифлееме до Голгофы.

На иконе Успения видно, как Христос стоя над телом усопшей Матери и принимает Ее душу в Свои руки.

После кончины апостолы вместе с другими христианами иерусалимской общины, к тому времени значительно увеличившейся, торжественно погребли тело Богородицы в пещере Гефсимании. Три дня находились они возле места погребения, совершая молитвы.

Апостол Фома, который как мы помним из евангельской истории, не присутствовал при первой встрече воскресшего Спасителя с учениками, отсутствовал и в этот раз. Он опоздал на погребение и прибыл в Иерусалим на третий день него. Фома сильно сокрушался, что не успел проститься с Девой Марией, и апостолы, пожалев собрата, отвалили камень от пещеры, где лежало тело Пресвятой Богородицы. Но его там не оказалось!

Этот эпизод с Фомой является символичным, таким образом Церковь говорит о том, что произошло с Богородицей. После смерти «не могло не последовать воскресение Всесвятой и вознесение Ее во плоти».

Православная Церковь не облекла это учение в форму догмата, это является тайной, которую «Церковь хранит в сокровенных глубинах своего внутреннего сознания».

Как пишет великий богослов Владимир Лосский, Пресвятая Богородица «разделяет славу Своего Сына, царствует вместе с Ним, рядом с Ним правит судьбами Церкви и мира, развивающимися во времени, Она ходатайствует за всех перед Грядущим судить живых и мертвых».

Неисчислимы случаи чудесной помощи Всецарицы, хотелось бы рассказать о малоизвестном и необычном. Игумен одного русского монастыря (дело происходило в XIX веке) очень почитал Божию Матерь, кроме обычных для монаха молитв, он ежедневно на протяжении всей своей иноческой жизни читал акафист Богородице. Но при этом у него была одна слабость, он любил заглянуть в стакан.

Нельзя сказать, что игумен злоупотреблял, но пристрастие было. Однажды, будучи еще не старым, он скоропостижно скончался, священники монастыря его отпели, братия собралась хоронить, но неожиданно для всех покойник поднялся из гроба.

Единственное, что он сообщил, это что Божия Матерь ради его любви к Ней, возвращает его к жизни и дарует время для покаяния и для избавления от зависимости. Всю оставшуюся жизнь этот человек провел в строжайшем посте и воздержании. Очевидно, увиденное и пережитое им потрясло его до глубины души.

Поэтому так сильно христиане почитают Божию Матерь, ибо нет у нас иной помощи, кроме Бога и Его Матери.

rusplt.ru


Смотрите также