Успение пресвятой богородицы это что за праздник


28 августа - Успение Богородицы. История праздника, традиции и молитвы.

28 августа 2018: Успение Богородицы Полное название праздника — Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Что значит слово «Успение» «Успение» — это устаревшее слово. В переводе на современный русский язык значит «смерть, кончина».

Что такое Успение Богородицы

Полное название праздника — Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Это один из двунадесятых православных праздников. Двунадесятые праздники догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Успение — Богородичный праздник.

Праздник, который отмечается в Русской Православной Церкви 28 августа по новому стилю (15 августа по старому стилю), установлен в память о смерти Божией Матери. К нему христиан ведет двухнедельный Успенский пост, по строгости сравнимый с Великим постом. Интересно, что Успение – последний двунадесятый праздник православного церковного года (заканчивающегося 13 сентября по новому стилю).

Когда празднуется Успение Богородицы

Праздник Успения Пресвятой Богородицы отмечается 28 августа по новому стилю. У него есть 1 день предпразднства и 9 дней попразднства. Предпразднство – один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство — такие же дни после праздника.

Что можно есть на Успение Богородицы

28 августа, в праздник Успения Божией Матери, если он выпадает на среду или пятницу, можно вкушать рыбу. В таком случае разговение переносится на следующий день. А вот если Успение выпадает на другие дни недели, то поста нет. В 2016 году праздник Успения — не постный день.

События Успения Богородицы

Все, что мы знаем о смерти Матери Господа Иисуса Христа, почерпнуто из церковного Предания. В канонических текстах мы не прочитаем ничего о том, как и при каких обстоятельствах Богородица отошла ко Господу и была погребена. Предание — один из источников нашего вероучения, вместе со Священным Писанием.

Из Нового Завета мы узнаем, что Спаситель, распятый на кресте, попросил своего ближайшего ученика — апостола Иоанна Богослова — заботиться о Марии: Увидев матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! Се, сын твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе(Ин 19:26-27). После распятия Христова Богородица вместе с учениками своего Сына пребывала в молитве и посте. В день Сошествия Святого Духа на апостолов (Пятидесятницу) она тоже получила дар Святого Духа.

В письменных памятниках начиная с IV века мы находим упоминания о том, как дальше жила Божия Матерь. Большинство авторов пишут, что она была телесно восхищена (то есть взята) с земли на небо. Произошло это так. За три дня до смерти Богородице явился Архангел Гавриил и возвестил о предстоящем Успении. В то время она пребывала в Иерусалиме. Все случилось именно так, как сказал Архангел. После смерти Пречистой Девы апостолы погребли ее тело в Гефсимании, там же, где покоились родители Богородицы и ее супруг — праведный  Иосиф. На церемонии присутствовали все, кроме апостола Фомы. На третий день после погребения Фома захотел увидеть ее гроб. Гроб открыли, но тела Богородицы в нем уже не было — лишь ее плащаница.

История празднования Успения Богородицы

Достоверные сведения об истории праздника Успения начинаются лишь с конца VI века. Большинство церковных историков полагают, что праздник установили при византийском императоре Маврикии, который правил в 592–602 годы. Скорее всего, до этого времени Успение было в Константинополе поместным, то есть не общецерковным праздником.

Икона Успения Богородицы

Традиционно иконописцы изображают Богородицу в центре образа — она лежит на смертном одре, по сторонам от нее — плачущие апостолы. Чуть позади ложа стоит Спаситель с душой Богоматери, изображаемой в виде спеленутого младенца.

В XI веке распространился расширенный вариант иконографии Успения, так называемый «облачный тип». Мы можем увидеть его, например, на фреске из церкви Святой Софии в Охриде в Македонии. В верхней части такой композиции изображаются апостолы, летящие к смертному одру Богоматери на облаках. Самый древний пример «облачного Успения» на Руси — это икона начала XIII века, которая происходит из новгородского Десятинного монастыря. В верхней части иконы изображен голубой полукруглый сегмент неба с золотыми звездами и фигуры ангелов, уносящих душу Богоматери. Сейчас этот образ хранится в Третьяковской галерее.

Часто у ложа Богородицы иконописцы изображают одну или несколько горящих свечей, которые символизируют молитву Богу.

Богослужение Успения

У праздника Успения есть один день предпразднства и 9 дней попразднства. Предпразднство – один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство — такие же дни после праздника.

Отдание праздника совершается 5 сентября по новому стилю. А предшествует Успению Божией Матери двухнедельный Успенский пост. Он длится с 14 по 27 августа.

Существует особая Служба погребению Богоматери. Ее совершают по подобию службы Утрени Великой Субботы; во время нее читают 17-ю кафизму — «Блаженни непорочнии». В настоящее время Чин погребения Богоматери можно увидеть во многих кафедральных и приходских храмах на второй или третий день праздника. Богослужение начинается со всенощного бдения. На великом славословии духовенство храма выходит к лежащей посреди храма плащанице с изображением Богоматери; кадит ей, а потом обносит ее вокруг храма. После этого всех молящихся помазывают елеем (освященным маслом). И наконец читаются ектении (ряд молитвенных прошений) и отпуст (благословение молящихся на выход из храма по окончании богослужения).

Стихиры Успения в V веке написал Константинопольский патриарх Анатолий. А в VIII веке Косма Маюмский и Иоанн Дамаскин написали два канона этого праздника.

Молитвы Успения Богородицы

Тропарь Успения Богородицы

глас 1

В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

Перевод:

При рождении Христа Ты, Богородица, сохранила девство и по преставлении не оставила мира; Ты перешла к вечной жизни, Мати Жизни, и молитвами Твоими избавляешь от смерти души наши.

Кондак Успения Богородицы глас 2:

В молитвах Неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование/гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь к животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную.

Перевод:

Богородицу, в молениях неустанную и в ходатайствах надежду неизменную, гроб и омертвение не удержали, ибо к жизни перенёс Её, как Матерь Жизни, Вселившийся в Ее утробу вечнодевственную.

Величание Успения Богородицы

Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим успение Твое.

Перевод:

Величаем Тебя, Пренепорочная Матерь Христа Бога нашего, и всеславное славим Успение Твое.

Митрополит Антоний Сурожский: Проповедь на Успение Божией Матери

(28 августа 1981 года)

Мы празднуем сегодня престольный праздник наш; мы все стоим перед единым и единственным Престолом, который существует: престол, на котором восседает Бог наш; но, как сказано в Священном Писании, Бог во святых почивает: не только в святых местах, но в сердце и в уме очищенных подвигом и благодатью, в жизни и в самой плоти святых.

И сегодня мы празднуем день Успения Святейшей всех святых — Божией Матери. Она уснула сном земли; но как Она была живой до самых глубин Своего естества, так и осталась Она живой: живой душою, вознесшейся к престолу Божию, живой и воскресшим телом Своим, которым Она предстоит теперь и молится о нас. Поистине Она является престолом благодати; в Нее вселился Живой Бог, в утробе Ее Он был, как на престоле славы Своей. И с какой благодарностью, с каким изумлением мы думаем о Ней: Источник жизни, Живоносный Источник, как называет Ее Церковь, прославляя Ее в одной из икон, — Живоносный Источник, Богородица, кончает Свою земную жизнь, окруженная трепетною любовью всех.

Но что же Она оставляет нам? Одну только заповедь и один дивный пример. Заповедь — те слова, которые Она сказала слугам в Кане Галилейской: Что бы ни сказал Христос — то исполните… И они исполнили; и воды омовения стали добрым вином Царства Божия. Эту заповедь Она оставляет каждому из нас: пойми, каждый из нас, слово Христово, вслушайся в него и не будь только слушателем, но исполни его, и тогда все земное станет небесным, вечным, преображенным и прославленным…

И Она оставила нам пример: о Ней говорится в Евангелии, что каждое слово о Христе и, конечно, каждое слово Христово Она складывала в Свое сердце как сокровище, как самое драгоценное, что у Нее было…

Станем и мы учиться так слушать, как слушают всей любовью и всем благоговением, вслушиваться в каждое слово Спасителя. В Евангелии много сказано; но сердце каждого из нас отзывается то на одно, то на другое; и на что отозвалось мое или твое сердце — это слово, сказанное Спасителем Христом тебе и мне лично… И это слово нам надо сохранить как путь жизни, как точку соприкосновения между нами и Богом, как признак нашего родства и близости с Ним.

И если так будем жить, так слушать, так складывать в сердце своем слово Христово, как сеют семя во вспаханную землю, тогда и над нами исполнится то, что Елизавета сказала Божией Матери, когда Она к ней пришла: Блаженна веровавшая, ибо исполнится все, сказанное Тебе от Господа… Да будет это и с нами; да будет Матерь Божия нашим примером; воспримем Ее единственную заповедь, и только тогда прославление Ее нами в этом святом храме, который Ей дан в жилище, будет истинным, потому что мы поклонимся тогда Богу в Ней и через Нее и духом и истиной. Аминь.

Успенский собор Московского Кремля

В Успенском соборе в Кремле на протяжении шести веков возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь побед.

Первое каменное здание собора заложили в 1326 году. Это сделали лично первый Московский митрополит Петр и князь Иван Калита. В конце XV века великий князь Иван III Васильевич повелел перестроить собор, в 1479-ом над этим проектом работал итальянский архитектор Аристотель Фиораванти.

Современный облик собора определился к середине XVII века. Именно тогда были созданы сохранившиеся до наших дней росписи и иконостас. Перед иконостасом стоят моленные места царя, царицы и патриарха. Также в XIV – XVII веках Успенский собор в Кремле был усыпальницей митрополитов и патриархов Русской Православной Церкви.

После революции 1917 года храм стал музеем. Богослужения в нем вновь начали проводить в 1990 г.

Успенский собор во Владимире

Успенский собор во Владимире построили в 1158—1160 годах по повелению владимирского князя Андрея Боголюбского. Первоначально собор возвели из белого тесаного камня, он был одноглавым с тремя небольшими притворами и башнями у западных углов.

В 1185—1189 годах при князе Всеволоде Большое Гнездо притворы и башни разобрали и заменили на высокие галереи. Собор перестроили — в частности, он стал пятиглавым.

Живопись собора сохранилась до наших дней лишь фрагментарно. К росписи 1161 относятся фигуры пророков между колонками в северной галерее, к росписи 1189 — фигуры Артемия и Авраамия в юго-западном углу древней части собора.

В 1408 году Успенский собор во Владимире расписали преподобный Андрей Рублев и Даниил Черный. Сохранились отдельные изображения большой композиции «Страшного суда», занимавшей всю западную часть храма, и еще несколько фресок. Именно для иконостаса этого собора иконописцы создали грандиозный деисусный чин и иконы праздничного ряда, которые сейчас хранятся в Третьяковской галерее в Москве.

Народные традиции празднования Успения

Православный праздник Успения Пресвятой Богородицы совпадал по времени с жатвой. В эту пору года русские крестьяне были заняты на уборке урожая. Именно поэтому в народном сознании на церковные традиции Успения наложились земледельческие обычаи.

У восточных славян к Успению приурочивали так называемые «Обжинки». Обжинки — праздник жатвы хлебов. Кроме того, этот день называли «Госпожинки», «Госпожи», «Госпожин день» — в этих словах нашло отражение почитание Богородицы, к которой верующие обращаются как к Госпоже, Владычице.

На следующий после Успения день — 29 августа — отмечали «Ореховый (или Хлебный) Спас». Его назвали так в честь традиции собирать в это время лета орехи. К концу августа начинали также собирать грибы, делали овощные и плодовые заготовки на зиму. Старались засеять озимые: «Озимь сей за три дня до Успенья и три — после».

«Ореховый, или Хлебный, Спас»

«Ореховый, или Хлебный, Спас» — так простой русский народ называл праздник Перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа, который отмечается 29 августа (по новому стилю). Этот праздник приходился на первый день после окончания Успенского поста, то есть на следующий день после Успения Пресвятой Богородицы.

«Ореховый (или Хлебный) Спас» назвали так в честь традиции собирать в это время лета орехи и завершать жатву хлебов.

Проповедь на Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Святитель Феофан Затворник После крестной смерти Иисуса Христа Пречистая Его Матерь около пятнадцати лет жила в Иерусалиме, в доме святого апостола Иоанна Богослова, которому поручил Ее Сам Господь со креста. Вот приблизилось время переселиться ей в небесную обитель Сына Своего. Когда Матерь Божия молилась на горе Елеонской, Ей, – рассказывает предание, – явился Архангел Гавриил, принесший финиковую ветвь, и известил о Ее кончине через три дня.

Пречистая несказанно обрадовалась, услышав такое известие, и начала готовиться. Ко дню Ее преставления, по повелению Божию, чудесно явились в Иерусалим, кроме апостола Фомы, все апостолы, рассеянные для проповеди по всему миру. Они были свидетелями Ее мирной, тихой, святой и блаженной кончины. Сам Господь Иисус Христос, во славе небесной, окруженный бесчисленным множеством Ангелов и праведных духов, явился принять душу Пречистой Матери Своей и со славой вознес Ее на небо.

Так окончила земную жизнь Свою Пресвятая Дева Мария! С возжженными светильниками и пением псалмов апостолы понесли тело Богоматери в Гефсиманию, где погребены были Ее родители и Иосиф. Неверующие первосвященники и книжники, пораженные величием погребального шествия и озлобленные почестями, воздаваемыми Богоматери, послали слуг и воинов, чтобы разогнать провожавших и сжечь самое тело Богоматери.

Возбужденный народ и воины с яростью устремились на христиан, но были поражены слепотой. В это время проходил мимо иудейский священник Афоний, который бросился ко гробу с намерением повергнуть его на землю; но едва коснулся он руками одра, как Ангел отсек ему обе руки: отрубленные части их повисли у одра, а сам Афоний упал на землю с криком.

Апостол Петр остановил шествие и сказал Афонию: «Убедись, что Христос истинный Бог». Афоний тут же исповедал Христа истинным Мессией. Апостол Петр велел Афонию с усердной молитвой обратиться к Богоматери и приложить останки рук к частям, повисшим у одра. По исполнении этого руки срослись и излечились, а на месте отсечения остались лишь знаки. Ослепший же народ и воины с раскаянием прикоснулись к одру и получили зрение не только телесное, но и душевное, и все с благоговением присоединились к шествию.

На третий день после погребения Божией Матери прибыл отсутствовавший, по воле Божией, апостол Фома, и пожелал видеть Ее гроб. По его желанию гроб был открыт, но в нем не нашли тела Богоматери. Вечером того же дня, во время трапезы своей, апостолы увидели в воздухе Пресвятую Деву на небесах, живую, со множеством Ангелов. Стоящая и неизреченной славой осияваемая Богоматерь сказала апостолам: «Радуйтесь! Я всегда с вами»; апостолы воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам». Это явление Богоматери совершенно убедило апостолов, а через них и всю Церковь в Ее воскресении. В подражание Пресвятой Деве Марии, часто посещавшей места, которые Сын Ее и Бог освятил стопами пречистых ног Своих, возник обычай между христианами – посещать святые места.

 На заставке: Хайме Серра. Успение Богородицы (фрагмент). 1361-1362 

Источник

ladylike.su

Успение Пресвятой Богородицы: история праздника

Ежегодно Успение Богородицы празднуется 28 августа. Историческое событие этого памятного дня окрашено одновременно печалью и радостью. Именно в этот день Пречистая Дева окончила свой жизненный путь и наконец воссоединилась с Сыном.

Успение Пресвятой Девы считается одним из главнейших православных праздников. Это празднество имеет отношение к истории, о которой не написано в Библии, тем не менее известно всем и каждому, благодаря рассказам церковных служителей.

Успение, или иными словами смерть, Богородицы — праздник счастья и радости. Но далеко не всем понятно, как столь печальный момент может служить достоянием для православных христиан. Для этого следует обратиться к истокам жития Богородицы и познать истину христианской веры.

Житие Богородицы

После распятия Христа о Деве Марии в Библии сказано мало слов. Известно лишь то, что после Вознесения Иисуса в Царствие Небесное она жила в столице Израиля, до тех пор, пока не началось гонение христианского народа. Иоанн Богослов, коему было поручено самим Христом охранять и заботиться о Матери Господа, помог ей перебраться в Эфес. Каждый день Приснодева навещала епископа Лазаря Четверодневного, а также посещала гору Афон, которую в дальнейшем она обозначила местом для молитв и обращения к Богу.

Перед своей смертью, Пресвятая Дева вернулась в Иерусалим. Там она каждодневно предавалась молитвам и ходила в те места, которые были связаны с жизнью Сына ее Иисуса Христа. В молитвенных просьбах Богоматерь умоляла о свидании с Сыном на небесах.

Однажды, на Елеонской горе, пред Девой Марией явился Архангел Гавриил. Он рассказал ей, что жить ей осталось ровно три дня, а после Божья Матерь уйдет на вечное упокоение. Что покинет она землю и отправиться в рай небесный к Сыну Своему. Мария обрадовалась этой новости, ведь все молитвы были услышаны, она прошла испытание жизнью, наблюдая за тем, как издеваются над чадом ее, как страдает и умирает единственный Сын. Богородица устремилась поделиться благой вестью с Иоанном, который был добр к ней и выполнил наставление Христа. Известие облетело всю столицу и окрестности Израиля, как некогда ранее, новость о рождении Спасителя. Апостолы, прославляющие слово Божье по всей земле, незамедлительно вернулись в Святой город, дабы успеть проститься с их общей матерью.

Сама же Богородица перед смертью оставила все сбережения своим служанкам — вдовам. И дала им указание, чтобы похоронили ее рядом с родителями у подножия горы Елеонской, в селе Гефсимания.

История праздника Успения Пресвятой Богородицы

В тот день, когда Дева Мария скончалась, все жители столицы пришли попрощаться с ней. Всех проповедников и верующих людей под одной крышей собрала весть о том, что для Божьей Матери пробил смертный час. За ее успением наблюдали все, каждый явился, чтобы проститься с Блаженной Девой. Весть о кончине Первой Матери разлетелась по всему миру, ведь чудо, которое произошло в тот день изумило даже самого строгого и безбожного человека.

Богородица уходила из мира живых со светом, ярким, ослепительным и чистым, ее окружали ангелы, среди которых появился пред нею сам Христос. Мария обратилась к Сыну своему с просьбой о спасение и благословение всех тех, кто находится рядом с ней в этот день, и кто молится о ней. Дева Мария также воззвала к Иисусу в молитве защитить ее силой Господа-Бога от демонов и сатаны, а затем, в счастье и в упоение, полностью отдалась в руки Господа. Иисус Христос лично вознес свою мать на руках в Царствие Небесное.

В течении трех дней и трех ночей, апостолы воспевали библейские псалмы возле гроба Пресвятой Девы. И только на третий день они получили истинное и полное успокоение от Образа Святого, представшим им в лице Божией Матери и речи ее. Она востребовала ликовать и радоваться, воспеть духом, так как с этого момента она будет рядом с каждым, вечно оберегая и покровительствуя. После воскресения, тело Матери покинуло этот мир, отправляясь к Господу на небеса.

Многие люди могут подумать, что это полный абсурд праздновать день Успения, то есть день, когда скончалась Матерь Божия. Ведь для большинства людей смерть ничто иное, как боль, страдание и печаль. Но истинно верующим людям известна истина: смерть — это лишь начало вечной жизни. Только после упокоения начинается настоящая, счастливая жизнь на небесах, рядом с Господом нашим. Христиане знают, что не кончина несет за собой страдание, а поступки, что сотворяют люди, живя на земле.

Праздник Успение Пресвятой Богородицы дает нам понять, что Дева Мария покинула этот мир в радости и с покоем на душе. Что жизнь — это лишь тяжелый, но вынужденный путь, для обретения вечной и истинной жизни. Поэтому Успение Богородицы — это блаженный праздник для христиан, ведь только через смерть мы познаем истинное счастье. Мы желаем вам отличного настроения, крепкой веры. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

В православном мире есть особая икона, которая пользуется популярностью во всех странах. Ее название «Скоропослушница», ...

В церковном календаре особое место занимают праздники, связанные с земной жизнью Иисуса Христа, и Сретение ...

4 декабря христиане отмечают один из главных православных праздников. Молитвы, обращенные к Пресвятой Богородице в ...

Икона Божией Матери «Утоли моя печали» прославилась многими чудесами. 7 февраля православные христиане возносят ей ...

dailyhoro.ru

Успение Пресвятой Богородицы: история праздника, приметы, традиции, что означает

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм  Господи, Спаси и Сохрани † -  https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ .  В сообществе больше 30 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

28 августа Успение Пресвятой Богородицы – один из двенадцати самых главных православных праздников. Его очень почитают в православном мире, доказательством чего является много Успенских храмов, церквей, монастырей.  Многие верующие не совсем понимают понятие «успение». Поэтому далее будет рассмотрен вопрос — что означает праздник Успение Пресвятой Богородицы, какие приметы существуют в этот день и как правильно молиться Деве Марии.

Какого числа Успение Пресвятой Богородицы

Упоминание об этом празднике относит верующих далеко в прошлое, к V веку. Именно тогда стали отмечать Успение Девы Марии, но название было несколько иным – «Память Блаженной», и праздновали этот день только жители Сирии.

Сегодня этот праздник отмечают в один и тот же день каждый год. И выпадает он на 28 августа. Этому дню предшествует недолгий пост — успенский (14 августа – 28 августа), но он очень строгий и идет вторым после Великого поста по значимости. Во время этого поста отмечают еще два праздника – Медовый спас(14 августа) и Яблочный Спас (19 августа).

Праздник Успения Пресвятой Богородицы называют еще Первой Пречистой или Пасхой Богородицы. В церквях в этот день к иконе с изображением усопшей Богородицы преподносят цветы и прикладываются.

На Пречистую следует освятить в церкви хлеб. Такая выпечка будет иметь по истине целебные свойства. Потерять или уронить такой хлеб было очень плохой приметой.

По традиции в праздник Пресвятой Богородицы устраивали складчину. Верующие собирались вместе, накрывали на стол, пекли пироги, варили медовуху. Принято было не забывать и о нуждающихся православных верующих.

Успение Пресвятой Богородицы, история праздника

По преданию после того, как Христа распяли, Пресвятая Дева каждый день ходила на Голгофу и молилась у гроба Спасителя. В один из таких дней к ней явился Архангел Гавриил и сообщил ей о скорой кончине. Эта новость была для нее радостной, ведь ее смерть означала скорую встречу с сыном, поэтому последние земные дни, а их было три, она проживала, молясь Господу, и призывая остальных поступать также.

Когда Пресвятая Дева отходила, к ней явился Спаситель в окружении всех своих ангелов и архангелов.

Тело Девы было похоронено в родовой гробнице, где уже покоились ее родители и супруг. Похороны были очень торжественны и как-будто загорожены большой стеной от внешнего мира. Многие пытались помешать похоронить тело, но они были наказаны за свои попытки.

Гробницу Пресвятой Девы закрыли плотно камнем. Через три дня после похорон пришел в Иерусалим апостол Фома. Он не успел на процессию и слезно просил открыть могилу, чтобы проститься с Девой. Когда камен отодвинули и вошли внутрь гробницы, тела не оказалось, были только одеяния Богородицы.

Все апостолы собрались вместе за общим столом, что бы отметить воскрешение Пресвятой Девы,  и пришла к нам Богородица, молвив: «Возрадуйтесь! – Я с вами». Поэтому, хотя и успение – это смерть, но праздник этот нужно отмечать. Ведь Пресвятая Дева находится рядом со всеми верующими, и не только в этот день.

У вас есть телеграм? Если да, тогда вам понравится наша православная группа в телеграме: https://t.me/molitvaikona, заходите, мы ждем Вас!

Исторически сложилось так, что именно в этот день священники проводят службу в светло-голубом одеянии. В этот праздник проводится самое развернутое богослужение, чего нет ни на один другой святой день.

Успение Пресвятой Богородицы, приметы

28 августа праздновали в народе обжинки, что означало конец жатве. В начале дня старались освятить те поля, где росли пшеница и жито.

Этот праздник приходиться на конец лета, поэтому по погодным условиям в этот день судили, какой будет осень:

  • если появляется радуга на небе – осенние дни будут теплыми;
  • если погода на Успение ясная и солнечная, тогда осень будет дождливой и пасмурной;
  • много паутины – ранняя, морозная и малоснежная зима;
  • если после Успения наступают морозы, то осень будет очень продолжительной;
  • наблюдали за тем, как ведет себя вода. Если не волнуется, тогда осень будет безветренная, а зимой не будет метелей;
  • если в день Успения очень туманно, следует ожидать большого урожая грибов, и теплое время будет еще немного радовать людей;
  • иней на растениях 28 августа сулит очень короткую осеннюю пору, а морозы наступят очень скоро.

Особое значение предавали в этот день обуви, в которой ходили целый день. Натереть мозоль означало приобрести длительный и сложный путь к успеху. Поэтому старались обувать старую разношенную обувь.

Обязательно к прочтению:  Где должен быть красный угол в доме

На Пречистую принято было засылать сватов. Именно начиная с этого дня проводили помолвки и сватанье. Ведь осень – пора свадеб, и, кто не успевал найти свою пару, оставались одни до следующего года. По такому случаю говорили: «Несет сватов нечистая – пришла Пречистая».

Также у православных христиан в этот день отмечается праздник одного из главных символов Украины – калины. Это празднество было только для девчат, среди которых устраивали соревнования. Первая добежавшая до куста и сорвавшая ягоду должна была и первой быть засватана. Калиной было принято украшать весь двор, она является очень сильным оберегом.

Успение Пресвятой Богородицы, что нельзя делать

Так как перед праздником Успения Пресвятой Богородицы следует пост, то очень важно 28 числа при выходе из поста не согрешить. Имеется в виду не придаваться чревоугодию, что очень любят делать православные за пышным застольем.

  • В это день нельзя заниматься работай ни на поле, ни в саду, ни в огороде, ни в доме. Считается плохим знаком воткнуть в этот день нож в землю. Последующий урожай будет плохим.
  • Веряне утверждают, что в день Успения нельзя ходить босиком по земле. А то многие болезни нападут. Также не стоит обижать близких родственников и соседей, браниться с ними.
  • Молодым девушкам 28 августа нельзя стричь волосы и выбрасывать их. Таким образом ,они могут навлечь слезы Девы Марии.
  • Не желательно в этот день разводить огонь, чтобы не привлекать разные напасти в дом.

Единственное что делают на Успение Пресвятой Богородицы — это снимают порчи и различные заговоры.

В день Пречистой принято было заниматься консервацией овощей, особенно огурцов и помидоров. Свежие овощи уже отходили, а заготовки на зимнюю пору необходимо было сделать. Также в этот день собирали урожай в саду: калину, груши и яблоки.

Молитвы Деве Марии

Светлый праздник Первой Пречистой следует обязательно совместить с молитвами. Молитвы на Успение Пресвятой Богородицы направлены на упоминание Девы Марии, преклонение перед ней и приближение к Богородице. Основная молитва достаточно продолжительна и имеет следующий текст:

«О Пресвятая Богородице, Дево, Владычице, вышшая Ангел и Архангел, и всея твари честнейшая, ангельское великое удивление, пророческая высокая проповедь, апостольская преславная похвало, святителей изрядное украшение, мучеников крепкое утверждение, иноков спасительное наставление, постников неизнемогающее воздержание, девствующих чистото и слово, матерей тихое веселие, младенцев мудросте и наказание, вдовиц и сирых кормительнице, нагих одеяние, болящих здравие, пленников избавление, по морю плавающих тишино, обуреваемых небурное пристанище, блуждающих нетрудная наставнице, путешествующих легкое прехождение, труждающихся благое покоище, в бедах сущих скорая Заступнице, обидимых покрове и прибежище, ненадеющихся надеяние, требующих помощнице, нищих неистощимое богатство, печальных присное утешение, ненавидимых любовное смирение, грешников спасение и к Богу присвоение, правоверных всех твердое ограждение, непобедимое поможение и заступление. Тобою нам, Владычице, невидимый видим бысть, и Тебе мольбу приносим, Госпоже, грешнии раби Твои: о премилостивая и пречудная света умнаго Царице, рождшая Царя Христа Бога нашего, Живодавца всех, от небесных славимая и от земных хвалимая: ангельский уме, светозарная звездо, святых пресвятейшая, Царице цариц, владычице всех тварей, Боголепная Девице, нескверная Невесто, палато Духа Пресвятаго, огненный престоле невидимаго Царя, небесный кивоте, носило Слова Божия, огнеобразная колеснице, покоище живаго Бога, неизреченное составление Плоти Христовы: гнездо Орла Небеснаго, горлице Богогласная, голубице кроткая, тихая и незлобивая, мати чадолюбивая, милостей бездно, разверзающая тучу гнева Божия, неизмеримая глубино, неизреченная тайно, несведомое чудо, нерукотворенная церкве единаго Царя всех век, благоуханное кадило, честная багрянице, Боготканная порфиро, душевный раю, живоноснаго сада отрасле, цвете прекрасный, процветший нам небесное веселие, грозде спасения нашего, чаше Царя Небеснаго, в нейже растворися от Духа Святаго вино неизчерпаемая благодати, Ходатаице закона, зачало истинныя веры Христовы, непоколебимый столпе, еретиков пагубо, мечу ярости Божия на Богопротивных, бесов устрашение, во бранех побеждение, христиан всех неложная хранительнице, и мира всего известное спасение.»

  «О всемилостивая Госпоже, Дево, Владычице, Богородице, услыши нас молящихся Тебе и яви милость Твою на людех Твоих, моли Сына Своего избавитися нам от всякаго зла, и сохрани обитель нашу, и всяку обитель, и град, и страну верных, и люди благочестно прибегающыя и призывающыя имя Твое святое, от всякия напасти, губительства, глада, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников, междоусобныя брани, от всякия болезни, и всякаго обстояния: да ни ранами, ни прещением, ни мором, ни всяким праведным гневом Божиих умалятся раби Твои: но соблюдай и спасай милостию Своею, Госпоже, за ны молящися, и полезное благорастворение воздуха ко времени плоднаго приношения нам даруй: облегчи, возстави и помилуй, премилостивая Владычице, Богородице препетая, во всякой беде и нужде сущыя.

Помяни рабы Твои, и не презри слез и воздыхания нашего и обнови нас благостию Своея милости, да со благодарением утешаемся обретше Тя Помощницу. Умилосердися, Госпоже Пречистая, на немощныя люди Твоя, надеждо наша: разсеянныя собери, заблуждшыя на путь правый настави, отпадшия от благочестивыя отеческия веры паки возврати, старость поддержи, юныя накажи, младенцы воспитай, и прослави славящыя Тя, изрядне же Церковь Сына Твоего соблюди, и сохрани в долготу дний.»

  «О милостивая и премилостивая Царице небесе и земли, Богородице Приснодево! Ходатаиством Твоим помилуй страну нашу и христолюбивых жителей ея, и вся православныя христианы, сохраняющи их под покровом милости Твоя, ризою Твоею честною защити: и моли из Тебе воплощшагося без семене Христа Бога нашего, да препояшет ны свыше силою на вся видимыя и невидимыя враги наша, на иноплеменники и единоплеменники, воюющыя на ны и на веру нашу православную. Спаси же и помилуй, Госпоже, святейшия патриархи, митрополиты, преосвященныя архиепископы и епископы православныя, иереи же и диаконы, и весь причет церковный, и вся правоверныя люди покланяющыяся и молящыяся пред честною Твоею иконою. Призри на всех призрением милостивнаго Твоего заступления: Воздвигни нас из глубины греховныя, и просвети очи сердечныя ко зрению спасения, милостива нам буди зде, и на страшном суде Сына Твоего о нас умоли, преставльшыяся во благочестии от жития сего рабы Твоя, в вечной жизни со Ангелы и Архангелы, и со всеми святыми причти, да одесную Сына Твоего и Бога предстанут: и молитвою Твоею сподоби вся православныя христианы со Христом жити, и радости ангельския в небесных селениих наслаждатися. Ты бо еси, Госпоже, слава небесных и упование земных, Ты наша надежда, и заступница всех притекающих к Тебе, и Твоея святыя помощи просящих: Ты молебница наша теплая к Сыну Твоему и Богу нашему: Твоя матерняя молитва много может на умоление Владыки, и Твоим предстательством ко престолу благодати Пресвятых и Животворящих Его Таин приступати дерзаем аще и недостойнии.

Темже всечестный образ Твой, и рукою Твоею держимаго Вседержителя видяще на иконе, радуемся грешнии, со умилением припадающе, и любовию сей целуем, чающе, Госпоже, Твоими святыми Богоприятными молитвами дойти небесныя безконечныя жизни, и непостыдно стати в день судный одесную Сына Твоего и Бога нашего, славяще Его купно со Безначальным Отцем, и Пресвятым, Благим, Животворящим и Единосущным Духом, во веки веков. Аминь»

Молитва в этот день к Богородице – обязательна тем, кто поклоняется Деве Марии, и кто осознанно постился во время Успенского поста. Это поможет приблизиться к Пресвятой Деве и духовно обогатится.

Таким образом, изложив, что означает Успение Пресвятой Богородицы, уверенно можно сказать, что смерть не следует воспринимать, как трагедию. Христос Спаситель после своего распятия взял все грехи на свой счет, а все, кто после умирают, не погибают, а усыпают (засыпают), таким образом, переходя в вечное царство. Поэтому день Успения Девы принято праздновать, соблюдая некие правила и традиции.

ikona-i-molitva.info

Успение Пресвятой Богородицы: традиции праздника

Успение Богородицы — один из самых значительных религиозных праздников в жизни верующего человека. Традиции празднования этого дня издавна передавались народом из поколения в поколение. Благодаря этому в сознании людей сохранились важность и значимость этого события.

Предание об Успении Богородицы

После вознесения своего сына, Иисуса Христа, Дева Мария возносила непрестанные молитвы Господу, чтобы скорее воссоединиться с сыном. И однажды с небес к ней спустился архангел Гавриил, чтобы сказать, что Бог скоро позволит ей вознестись, и это станет концом ее земной жизни.

Перед смертью Богоматерь простилась с двенадцатью апостолами. Сам Христос пришел за ее душой, чтобы помочь ей отправиться сразу на небеса. После кончины апостолы отнесли гроб с телом Девы Марии в Гефсиманию, захоронили в глубине пещеры и еще три дня не уходили, непрестанно молясь. К погребению не успел вовремя апостол Фома. Чтобы позволить и ему проститься с покойной, апостолы открыли гроб и обнаружили, что тела Богородицы там нет. Так они узнали о ее чудесном воскресении. Чистая душа и сохраненное девство уготовили ей нетленную кончину.

Праздничные традиции Успения

На Руси праздник Успения Богородицы отмечали 28 августа. В этот день завершали Успенский пост и заканчивали жать хлеба. Последний сноп по традиции ставили рядом с иконами. Его наряжали в красивый сарафан и украшали лентами — так сознании народа символический «последний сноп» закреплялся за образом Богородицы. Этим же днем было принято освящать семена, зерна и колоски разных хлебов, чтобы на столе всегда было изобилие.

Традиционным в этот день является праздник в складчину, когда каждый вносил посильный вклад в общее празднование. Совместно пеклись пироги и готовились праздничные напитки, а богатые угощали бедных. Поэтому и сейчас широкое застолье и от чистого сердца розданные милостыни будут уместными и сейчас.

Считается, что с этого дня начинается бабье лето, а с ним и пора заготовки овощей на зиму. Помочь в этом просили Богородицу: обращались к ней всегда с уважением, называя Госпожой или Владычицей.

По окончанию полевых работ водили хороводы, а девушки присматривались к парням: считалось, что жених, встреченный в это время, станет достойным человеком и хорошим мужем. Отправлялись в лес за грибами, орехами и ягодами. И в наши дни эти продукты обязательно нужно иметь на столе в такой значительный день.

Обязательно помолитесь Богородице, чтобы приблизиться к Богу и очистить душу от грешных помыслов. Молитва в этот день — не повинность или обязанность, а благое дело для каждого верующего человека. Чтобы помолиться, не нужно много времени, только обращенное к Богу сердце и чистота помыслов. Именно к этому готовились люди, соблюдая строгий Успенский пост.

Отмечайте Успение правильно, следуя традициям и канонам Церкви. В этот светлый день не таите ни на кого зла, помните о тех, кто нуждается, старайтесь посвятить себя светлым делам. Празднуйте всей семьей и не забывайте нажимать на кнопки и

В православии есть множество важных праздников, одним из которых является Сретение Господне. Этот день наполнен ...

Двадцать восьмого октября верующие традиционно поклонятся чудотворной иконе Божией Матери «Спорительница хлебов», прося ее о ...

Одним из самых строгих постов в православном христианстве является — Успенский. Две недели верующие воздерживаются телесно и духовно, чтобы ...

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы православный мир неизменно отмечает 14 октября. Чудесное событие, заложенное в основу праздника, и по сей ...

dailyhoro.ru


Смотрите также