Третий спас когда


Третий Спас

(16/29 ав­гу­ста)

Тро­парь Пре­чи­сто­му Об­ра­зу

Мы по­кло­ня­ем­ся Пре­чи­сто­му Тво­е­му Об­ра­зу, о Бла­гой Хри­стос Бог наш, про­ся про­ще­ния гре­хов на­ших, ибо Ты бла­го­во­лил доб­ро­воль­но взой­ти пло­тью на крест, чтобы из­ба­вить со­здан­ных То­бою от вра­же­ско­го раб­ства. За это мы с бла­го­дар­но­стью вос­кли­ца­ем Те­бе: «Спа­си­тель наш, Ты, при­шед­ший спа­сти мир, всё ис­пол­нил с ра­до­стью!»

Хри­стос и Ав­гарь

Царь Авгар получает НерукотворныйОбраз от апостола Фаддея(икона X в. из монастыря

Св. Екатерины у горы Синай)

Ле­то на ис­хо­де: на сле­ду­ю­щий день по­сле Успе­ния на­сту­па­ет по­след­ний из трех ав­гу­стов­ских «Спа­сов». В цер­ков­ном ка­лен­да­ре этот празд­ник на­зы­ва­ет­ся «Пе­ре­не­се­ние из Эдес­сы в Кон­стан­ти­но­поль Неру­ко­твор­но­го об­ра­за (Убру­са) Гос­по­да Иису­са Хри­ста (944 г.)» и име­ет ин­те­рес­ную предыс­то­рию.

Во вре­ме­на зем­ной жиз­ни Иису­са Хри­ста в се­вер­ной Ме­со­по­та­мии су­ще­ство­ва­ло го­су­дар­ство Ос­роэна. Его сто­ли­цей был го­род Эдес­са, а ца­рем – Ав­гарь (Аб­гар) V Чер­ный (13–50 гг. н. э.). Узнав от сво­их по­слов в Иеру­са­ли­ме о чу­дес­ных де­я­ни­ях, со­вер­ша­е­мых там неким необык­но­вен­ным Че­ло­ве­ком, он буд­то бы на­пра­вил Ему пись­мо сле­ду­ю­ще­го со­дер­жа­ния.

«Ав­гарь Уха­ма, то­парх, – бла­го­му Спа­си­те­лю, объ­явив­ше­му­ся в пре­де­лах иеру­са­лим­ских, – здрав­ство­вать!

Слы­шал я о Те­бе и о Тво­их ис­це­ле­ни­ях, ко­то­рые без ле­карств и ко­ре­ньев То­бой со­вер­ша­ют­ся. Го­во­рят, что Ты сле­пых де­ла­ешь зря­чи­ми, хро­мых – хо­дя­чи­ми и про­ка­жен­ных очи­ща­ешь, и нечи­стых ду­хов и де­мо­нов Ты из­го­ня­ешь, и му­чи­мых дол­говре­мен­ной бо­лез­нью ис­це­ля­ешь, и мерт­вых вос­кре­ша­ешь. И всё это услы­шав о Те­бе, по­ло­жил в уме сво­ем (по­ду­мал) од­но из двух: или что Ты Бог и, со­шед­ши с неба, со­вер­ша­ешь та­кое, или Сын Бо­га, тво­ря­щий это. И по­это­му я счел нуж­ным про­сить Те­бя, чтобы Ты взял за труд прий­ти ко мне и бо­лезнь, ко­то­рая у ме­ня есть, ис­це­лить. Слы­шал так­же, что иудеи роп­щут на те­бя и хо­тят при­чи­нить Те­бе зло. Го­род же ма­лень­кий есть у ме­ня и пре­крас­ный, ко­то­рый до­ста­то­чен для обо­их».

Иисус Хри­стос, удо­сто­ив Ав­га­ря от­ве­та, на­пи­сал ему:

«Бла­жен ты, Ав­гарь, и го­род твой, ко­то­рый на­зы­ва­ет­ся Эдес­са. Бла­жен ты, что уве­ро­вал в Ме­ня, не уви­дев Ме­ня, по­это­му здо­ро­вье бу­дет те­бе обес­пе­че­но все­гда. О том же, что ты на­пи­сал Мне, чтобы Я при­шел к те­бе, от­ве­чу: Мне сле­ду­ет преж­де все­го ис­пол­нить то, для че­го Я сю­да по­слан. И по­сле ис­пол­не­ния Я бу­ду взят к по­слав­ше­му Ме­ня От­цу. Я по­шлю же те­бе од­но­го из уче­ни­ков Мо­их по име­ни Фад­дей, он же Фо­ма, ко­то­рый и бо­лезнь твою ис­це­лит, и жизнь веч­ную и мир те­бе обес­пе­чит и всем тем, кто с то­бой...»[1] (Ра­зу­ме­ет­ся, эта пе­ре­пис­ка Ав­га­ря с Хри­стом недо­сто­вер­на, но от­ра­жа­ет факт ран­не­го при­ня­тия Эдес­сой хри­сти­ан­ства.)

Спас Нерукотворный. Новгородскаяикона XII в., Государственная

Третьяковская галерея.

Со­глас­но од­ной из ле­генд, Ав­гарь не слиш­ком на­де­ясь уви­деть са­мо­го Хри­ста, дал по­ру­че­ние сво­е­му слу­ге и пись­мо­нос­цу Ана­нии при­вез­ти в Эдес­су хо­тя бы Его изо­бра­же­ние. При их встре­че, Иисус, про­чи­тав невы­ска­зан­ную еще прось­бу Ана­нии, омыл ли­цо и, отер­шись пла­том, от­пе­ча­тал на нем Свой лик. По­лу­чив порт­рет, Ав­гарь ис­це­лил­ся, по­сле че­го об­ра­тил­ся в хри­сти­ан­ство сам и кре­стил свой го­род. А Неру­ко­твор­ный об­раз, как ве­ли­чай­шая свя­ты­ня, был по­ме­щен в од­ном из за­лов цар­ско­го двор­ца. Позд­нее Осро­эна ста­ла рим­ской про­вин­ци­ей, а в VII сто­ле­тии бы­ла за­ня­та ара­ба­ми-му­суль­ма­на­ми.

Воз­ник­но­ве­ние же са­мо­го празд­ни­ка от­но­сит­ся к со­бы­ти­ям, слу­чив­шим­ся уже в X ве­ке, ко­гда Ви­зан­тий­ская им­пе­рия пы­та­лась вер­нуть по­те­рян­ные зем­ли на Во­сто­ке. От­во­е­вав несколь­ко го­ро­дов, ви­зан­тий­цы при­ну­ди­ли эми­ра Эдес­сы за­клю­чить с ни­ми мир и пе­ре­дать им дра­го­цен­ную ре­лик­вию, пе­ре­не­се­ние ко­то­рой и встре­ча в Кон­стан­ти­но­по­ле бы­ли весь­ма тор­же­ствен­ны­ми. Араб­ский ис­то­рик Яхья Ан­тио­хий­ский пи­сал:

«И был он (об­раз) до­став­лен ту­да в 15-й день ме­ся­ца Аба (ав­гу­ста). И вы­шли Сте­фан и его брат, пат­ри­арх Фе­о­фи­лакт, и Кон­стан­тин, сы­но­вья ца­ря Ро­ма­на, к «Зо­ло­тым во­ро­там», чтобы встре­чать об­раз. И шли пе­ред ним все са­нов­ни­ки го­су­дар­ства с мно­ги­ми све­ча­ми, и был он при­не­сен в ве­ли­кий со­бор Свя­той Со­фии и от­ту­да во дво­рец. И бы­ло это в 24-м го­ду сов­мест­но­го цар­ство­ва­ния стар­ца Ро­ма­на с Кон­стан­ти­ном, сы­ном Льва (т. е. в 944 г.)».

По­сколь­ку 15 ав­гу­ста (по юли­ан­ско­му ка­лен­да­рю) празд­ну­ет­ся Успе­ние Бо­го­ма­те­ри, то че­ство­ва­ние Неру­ко­твор­но­го об­ра­за ста­ло со­вер­шать­ся Гре­че­ской Цер­ко­вью на сле­ду­ю­щий день. Об­раз хра­нил­ся в сто­лич­ной церк­ви Бо­го­ро­ди­цы Фа­рос­ской, и о даль­ней­шей его судь­бе до­сто­вер­ных све­де­ний нет.

Хри­сти­ан­ская Русь за­им­ство­ва­ла этот празд­ник у гре­ков, при­чем с Неру­ко­твор­но­го об­ра­за ста­ли пи­сать не толь­ко по­ме­ща­е­мые в хра­мах ико­ны, но и вы­ши­вать его на во­ин­ских зна­мё­нах (вспом­ним стяг кня­зя Дмит­рия Дон­ско­го). В на­ро­де Тре­тий Спас на­зы­ва­ли «Спа­сом на хол­стах» или «Спа­сом на по­лотне», а так­же «хлеб­ным», по­то­му что пек­ли пи­ро­ги из но­во­го хле­ба. Дру­гое на­зва­ние, «оре­хо­вый Спас», от­ме­ча­ет со­зре­ва­ние в ле­су оре­хов. И ещё од­на пе­чаль­ная при­ме­та осе­ни – по­сло­ви­ца «Ла­сточ­ки от­ле­та­ют в три ра­за, в три Спа­са».

Юрий Ру­бан,канд. ист. на­ук, канд. бо­го­сло­вия

См. также:

«Августовские „Спасы“». Первый Спас «Преображение Господне. Второй Спас»

При­ме­ча­ния

[1] Цит. по: Ме­щер­ская Е. Н. Ле­ген­да об Ав­га­ре – ран­не­хри­сти­ан­ский ли­те­ра­тур­ный па­мят­ник. М., 1984.

azbyka.ru

Три Великих Спаса в августе 2018: даты праздников, что нужно сделать

Узнайте, что обязательно нужно сделать в эти дни!

В августе многие народы отмечают праздники, связанные с окончанием сбора урожая. Есть такие праздники и в православной традиции. Учредил их 950 лет назад князь Вышгородский Андрей Боголюбский и названы они были Спасами. С тех пор ежегодно весь православный мир отмечает – Медовый, Яблочный и Ореховый Спас. С этим светлыми праздниками связано много примет и традиций. Как их правильно отмечать? Что можно и нельзя делать в эти дни?

Дни Спасов особенные, ведь названы они в честь Иисуса Христа, который, как принято считать в православии, умер на кресте за грехи человеческие, и спас людские души от адова пламени. Символами этих светлых праздников являются ароматный мед, спелые яблочки, лесные орешки и свежий хлеб на столе. Узнайте даты и приметы трех Спасов в августе 2018

Первый Спас: Медовый или Маковый (Маковей)

Отмечают его 14 августа и именуют праздником Животворящего Креста Господня. Это связано с тем, что много веков назад в Константинополе люди начали массово умирать в августовский зной от неизвестной болезни. Чтобы избавить народ от недуга было решено пронести по городу частицу креста, на котором был распят Спаситель. Именно так появилось название Спас.

В народе праздник 14 августа принято называть Медовым Спасом, так как именно в это время на пасеках начинают сбор меда. Вечером на Спас принято было пробовать первый мед. Хозяйки в этот день пекли блины с медом, коврижки, плюшки и пирожки и угощали ими каждого вошедшего в дом. С этим связана поговорка: «На Первый Спас и нищий медку попробует». Поскольку праздник совпадал с началом Успенского поста угощения были постными.

14 августа также отмечается день памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев. В народе переосмыслили название праздника и связали его с маком, который созревает к этому времени. Поэтому часто этот спас называют Макавеем и несут в церковь святить маковые головки, пекут выпечку  и блины с маком и медом.

Второй Спас: Яблочный

Второй Спас принято отмечать 19 августа именно с него начинаются проводы лета. Назван он яблочным, так как именно в это время начинался сбор яблок и есть их до Спаса православным запрещалось. Отведать сладкие ароматные яблочки можно было не ранее 19 августа и после освящения их в церкви.

Матери, которые потеряли своих детей, приносили освященные яблочки к ним на могилки. Считалось, что если мать не вкусила яблок до Спаса, ее ребенок будет есть райские яблочки.

Также возле яблонь можно было увидеть молодых незамужних девиц. Прислонившись к яблоньке, они шепотом просили у нее красоты, неувядающей молодости и хорошего жениха.

В это время хозяйки начинали варить яблочное варенье, пастилу, компоты и пекли яблоки.

Третий Спас: Ореховый или Хлебный

Отмечают Ореховый Спас 29 августа. Этот праздник был основан в честь празднования перенесения Нерукотворного образа Господня в Константинополь. В это время в лесу спеют орешки, которые после сбора принято освещать в храме. Также на Спас было принято торговать и покупать ткани для рукоделия в зимнее время. Поэтому в народе этот праздник еще называют Спас на полотне.

На столах в Ореховый Спас  было много хлеба и другой выпечки, ведь только закончилась жатва зерновых. Плохой приметой в этот день считалось оставить на столе недоеденную корочку или обронить кусочек хлеба на пол.

Источник

greenwhite.su

ТРИ СПАСА

 

Август – время трех праздников – Спасов. С каждым Спасом связано определенное религиозное событие. А по народным традициям у каждого из Спасов тоже имеется множество особенностей. В чем суть этих значимых августовских дней и какие обрядовые действия им присущи, мы и расскажем здесь.

МЕДОВЫЙ СПАС

14 августа – Медовый Спас. Православная Церковь празднует в этот день изнесение честных древ Животворящего Креста Господня. Дело в том, что после того, как Иисус Христос, распятый на кресте, освятил его тем самым своими страданиями, в кресте стала проявляться необыкновенная чудодейственная сила. Праздник этот зародился еще в IX веке в Константинополе. В православных церквях в этот день происходит крестный ход и поклонение кресту, малое освящение воды, а также меда. Поэтому-то в народе праздник и окрестили «Спасом на воде» и Медовым Спасом. Молятся в этот день о том, чтобы Господь силой креста оградил от всех врагов видимых и невидимых. Народное название праздника – Спас – дано в честь Христа-Спасителя. И по народным поверьям, спасать себя надо, употребляя в этот день определенную ритуальную пищу. В случае с Медовым Спасом это мед и мак, так как еще одно народное название этого Спаса – Маковей. Так в народной традиции переосмыслилось то, что это день памяти семи ветхозаветных мучеников – Макковеев. На Медовый Спас пекут постные блины на меду, медовые пряники, булочки, пышки и рулеты с маком и медом. А еще 14 августа – день, когда женщинам прощаются все «бабьи грехи»: нужно замаливать свои не замоленные грехи. На Спас на Воде принято освящать и чинить колодцы, а купание в освященной воде смывает болезни и сглаз.

Постный рулет с маком

Налейте в миску 200 мл теплой воды и разведите в ней 1,5 чайных ложки сухих дрожжей. Хорошенько размешайте, чтобы дрожжи растворились однородно. Поставьте в теплое место на 15 минут. Возьмите 600 грамм муки, как следует просейте, чтобы не было комочков. Постепенно, частями, вводите муку в миску с разведенными дрожжами, тщательно помешивая. В процессе добавьте 230 грамм сахара и 2,5 чайной ложки соли. При необходимости добавьте газированной минеральной воды – но тесто должно быть густое, вам его еще руками вымешивать! Вымесив руками, добавьте в тесто 4-5 столовых ложек растительного масла и помесите еще минут 15 до эластичного состояния. Тесто не должно липнуть к рукам! Затем присыпьте тесто мукой, накройте полотняным – хлопчатобумажным или льняным – полотенцем и оставьте на 40 минут. За это время тесто должно увеличиться в объеме в 2 раза. Пока тесто подходит, приготовьте начинку. Насыпьте в миску 300 грамм мака, залейте крутым кипятком и пусть запаривается минут 10. Затем откиньте мак на сито, чтобы вода стекла. Положите мак в ступку, добавьте сахару по вкусу и тщательно разотрите до однородной массы. В эту массу добавьте 1-2 столовых ложки освященного меда – еда-то ритуальная, чтобы здоровье обрести, не поленитесь сходить и освятить мед! Выложите тесто из миски на рабочую поверхность, присыпанную мукой. Разрежьте тесто на 2 или 3 части, из каждой сформируйте шар. Каждый шар раскатайте в квадрат. На полученные квадраты равномерно нанесите маковую начинку и скатайте их в рулеты. Края и шов рулетов хорошенько защипите. Положите рулеты швом вниз на смазанный растительным маслом противень на некотором расстоянии друг от друга, смажьте их водой с разведенным сахаром. Оставьте в тепле на 20 минут, чтобы подошли. Духовку разогрейте до 200 градусов и выпекайте рулеты в течение 30 минут. Затем остудите, посыпьте сахарной пудрой – и приятного аппетита!

ЯБЛОЧНЫЙ СПАС

19 августа – день Яблочного Спаса. На этот день в православии приходится великий праздник – Преображение Господне. Он установлен в честь события, описанного в Евангелиях – как Иисус Христос явил перед тремя учениками свою божественную природу, оставаясь при этом в своем человеческом облике: «…лицо Его просияло как солнце, одежды сделались белы, как свет. Явились два ветхозаветных пророка — Моисей и Илия — и беседовали с Господом о Его близком отшествии. Их осенило облако, и из него раздался глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих, Его слушайте». Таким образом, этот праздник – в честь соединения Божественного и человеческого в лице Иисуса Христа. В конце праздничной литургии происходит освящение плодов земных. Изначально это был виноград нового урожая. Но там, где винограда не выращивали, в частности в средней полосе России, освящались яблоки. Поэтому праздник в народе и получил название Яблочный Спас. По русской традиции на Яблочный Спас освящались не только яблоки, но и другие плоды, поспевающие на ту пору в садах – груши, сливы. Вообще-то, по правилам есть яблоки нового урожая до Спаса было нельзя. Особенно матерям, у которых умерли дети – по народным поверьям умершие дети, родители которых не ели яблок до Спаса, одаривались на том свете гостинцами. Те же дети, родители которых этого правила не соблюли, гостинцев не получали. Освященные яблоки и другие плоды не только ели на праздничной трапезе, несколько яблок родители обязательно относили на могилку усопших детей. Оставляли яблоки и на могилах всех умерших родственников, или прямо в церквях – в качестве пожертвования. Девушки же, разговляясь яблочком нового урожая, загадывали на женихов, произнося старинный заговор: «Что загадано – то надумано! Что надумано – то сбудется! Что сбудется – не минуется!». Кроме яблок и других садовых даров к праздничной трапезе подавались всевозможные постные пироги с яблоками, ягодами да грибами (шел Успенский пост), а также мед, фруктовые и ягодные настойки и наливки.

Постный яблочный пирог

Возьмите одно большое яблоко. Очистите от кожуры и семян и натрите в миску на крупной терке. Затем всыпьте туда же полстакана сахара, перемешайте. Влейте полстакана растительного масла и снова перемешайте. Потом туда же добавьте полтора стакана муки и чайную ложку разрыхлителя и хорошенько вымешайте тесто. Оно должно получиться достаточно густым. Затем приготовьте карамель для начинки. Для этого в глубокую небольшую сковороду или кастрюлечку положите 2 столовые ложки сахара, 2 столовые ложки меда и 1 столовую ложку воды. Доведите до кипения и варите, помешивая, 3-4 мин. до растворения сахара. Вылейте карамель в форму. Очистите от кожуры и семян 2 крупных яблока, нарежьте дольками и выложите на карамель. На яблоки выложите тесто. Выпекайте в разогретой до 200 градусов духовке 40-45 мин. Форму переверните на тарелку, чтобы яблоки оказались сверху, а тесто – внизу. Дайте пирогу остыть и подавайте к столу.

ОРЕХОВЫЙ СПАС

29 августа – день Третьего Спаса, называемого также Хлебным или Ореховым. По церковному календарю в этот день почитается перенесение Нерукотворного образа Спасителя, а также мученик Диомид-врач и Феодоровская икона Божьей матери. К Диомиду обращаются за помощью в исцелении от недугов, а перед Феодоровской иконой Божией матери молятся за разрешение житейских и семейных проблем, помогает она и будущим матерям, облегчая роды. Обрядовая еда на Третий Спас – хлеб из зерна нового урожая, каши, и, конечно же, орехи. По народным приметам, если урожай орехов обилен – значит, на следующий год хорошо уродится хлеб. Потому как замечено, что в один год не бывало хорошего урожая и на хлеб, и на орехи. Если хлеб уродился богато – орехов мало, если орехи уродились – хлеба недород.

Ореховый пирог

Разбейте в миску два яйца, добавьте 150 гр. сахара, 150 гр. Растопленого сливочного масла, полстакана сметаны, щепотку соли и чайную ложку ванильного сахара и хорошенько взбейте. В другой миске смешайте 4 столовых ложки (с верхом) муки, 1 чайную ложку разрыхлителя и стакан измельченных грецких орехов. Потом эту смесь постепенно введите в яично-масляную смесь и как следует промешайте. Форму смажьте маслом и выложите туда тесто. Выпекайте пирог в разогретой до 200 градусов духовке 35-45 минут. Готовый пирог остудите, выньте из формы на блюдо и украсьте по вкусу.

Галина Богометова

Газета ОРАКУЛ

sacralis.com

Ореховый Спас: история и традиции праздника

По православному Церковному календарю Ореховый Спас отмечают 29 августа. Это третий Спас после медового и яблочного вариантов праздника, которые также приходятся на последний летний месяц. Другие название Орехового Спаса – Хлебный Спас.

Христиане отмечают событие в самом конце лета, 29 августа. Кроме уже двух упомянутых названий, праздник в некоторых регионах называется также Спас на холсте. Что касается православного и церковного названия этого дня, то в календаре он записан как Нерукотворный Спас.

Из истории праздника

Ореховый Спас: история праздника и традиции уходят своими корнями в далекое прошлое. Нерукотворным этот праздник называется по той причине, что когда Иисус Христоc умывался, то вытер свой лик полотенцем. На этом полотенце отпечаталось его лицо. Нерукотворный Образ Христа является символом этого дня. Образ не был создан руками человеческими – его создал сам Бог.

Именно из-за этой библейской истории, связанной с полотенцем, на Ореховый Спас традиционно в народе ходили освящать натуральные ткани. В старину женщины сами делали эти ткани, затем освящали их в церкви и шили одежды для всей семьи. Народное название Ореховый Спас получил из-за того, что в это время года в деревнях уже собирали урожай орехов. Их также было принято освящать в церкви – традиция сохраняется во многих регионах до сих пор.

Традиции на Ореховый Спас

Ореховый Спас: история праздника и традиции, фото праздничного дня в церкви показывают, что сейчас до сих пор популярен образ сбора орехов к этому дню и освящения их в церкви. Раньше с этим праздником уже заканчивалась уборочная, практически была собрана пшеница. Именно в этот день пекли хлеб из пшеницы нового урожая. Отсюда и еще одно название праздничного церковного дня – Хлебный Спас. Интересно! Среди основных сельских традиций, которые можно выделить на этот праздник, сохранились обычаи чистки колодца, святых источников, освящение новых колодцев. В этот день было принято пить чистую водицу из нового источника.

Народные приметы этого дня

На Руси на каждый Спас было много примет и обычаев, которые люди старались соблюдать. Говорили, что если летом собрано много орешков, то в следующем году зерновые культуры отлично уродятся. 29 августа в Ореховый Спас именно ветки орехового дерева обладали силой целительной и волшебной. Если такая возможность имеется, то можно сделать из этой древесины какой-то сувенир и для себя, и в качестве презента. Интересно! Веник, собранный в этот праздник из веточек ореха, выгонял из дома болезни.

Также говорили, что 29 августа уже отлетают на юг птицы. Журавли, по крайней мере, к этому Спасу уже полностью улетали зимовать в теплые края.

Обязательно на Третий Спас нужно купить какую-то вещь, маленький сувенир. Если этого не сделать, то в народе считали, что весь год пройдет при плохом и нестабильном финансовом положении. Обязательно нужно сходить в церковь.

Обычно на Ореховый Спас заготавливаются банные веники, конечно, именно те, что делаются из орешника. Такие веники могут прогнать болезни и укрепить силы человека. Принято на третий Спас печь хлеб, но уже из урожая зерна этого года. Отлично, если в хлеб будут добавлены орехи.

Интересно! Раньше первый каравай, испеченный из муки нового помола, относили в церковь на освящение. В определенных областях страны этот обряд существует до сих пор. Кусочек хлеба потом оборачивают в чистую ткань и кладут за иконы, чтобы приманить благополучие для семьи, чтобы в течение года в доме всегда был хлеб.

Народные поговорки на Ореховый Спас

  • Третий Спас нам хлеба припас.
  • Если много орехов в этом году, то будет много хлеба в будущем году. 
  • Ласточки отлетают на юг зимовать три раза, в три Спаса. 

На третий Спас приходится последний отлет ласточек.

Если журавли отлетают только к третьему Спасу, значит, на Покров на дворе будет мороз.

Ореховый Спас: история праздника и традиции, как видно, существуют уже много веков и передают из поколения в поколение. Это красивый церковный праздник, имеющий глубокие народные корни. Три Спаса в августе люди почитали всегда, и приятно, что эта традиция сохранилась и в наше время.

По материалам открытых источников

STSL.Ru

www.stsl.ru


Смотрите также