Святой богородицы праздник


Богородичные праздники. О праздниках — Храм «Большое Вознесение» у Никитских ворот

Facebook

Twitter

Вконтакте

Google+

Почитание различных дней памяти, связанных с именем Девы Марии начинается уже в ранней церкви. Большое влияние на их формирование по причине отсутствия в канонических Евангелиях подробностей её земной жизни оказали апокрифические евангелия детства, особенно Протоевангелие Иакова.

Также влияние на формирование Богородичных праздников оказало почитание мест, связываемых верующими с её земной жизнью (например, со II века почиталось место Благовещения в Назарете, ещё до Первого Вселенского собора почитали гробницу Богородицы в Иерусалиме).

Особое развитие Богородичные праздники получают после IV века когда Рождество Христово начинают отмечать 25 декабря. Древнейшие проповеди на этот праздник (Зенона Веронского, Максима Туринского, папы Льва I и др.) прославляют Деву Марию, а впоследствии на следующий день после праздника Рождества Христова на востоке был установлен праздник Собора Пресвятой Богородицы (празднование закреплено на Шестом Вселенском соборе).

Первыми собственно Богородичными праздниками являются Благовещение (празднование установлено в IV веке) и Успение (с конца VI века). Рождество Богородицы стали праздновать с VII века, а Введение Богородицы во Храм с VIII века.

Богородичные праздники

В число Богородичных праздников в Православной церкви входят:

Название праздникаИзображениеДата празднованияСтатус праздникаПеснопение
Рождество Пресвятой Богородицы

8 сентябрядвунадесятый

Тропарь, глас 4

Рождество Твое Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

День памяти святых Иоакима и Анны, родителей Богородицы

9 сентябрямалый

Кондак, глас 2

Радуется ныне Анна, неплодства разрешившися соуз, и питает Пречистую, созывающи вся воспети Даровавшаго от чрева ея человеком едину Матерь и Неискусомужную.

Введение во храм Пресвятой Богородицы

21 ноябрядвунадесятый

Кондак, глас 4

Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, Яже в Дусе Божественном, Юже воспевают Ангели Божии: Сия есть селение Небесное.

Зачатие праведной Анной Пресвятой Богородицы

9 декабрямалый

Тропарь, глас 4

Днесь безчадия узы разрешаются, Иоакима бо и Анну услышав, Бог паче надежды родити тем яве обещавает Богоотроковицу, из Неяже Сам родися Неописанный, Человек быв, Ангелом повелев вопити Ей: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Собор Пресвятой Богородицы

26 декабрямалый

Кондак, глас 6

Иже прежде денницы от Отца без матере родивыйся, на земли без отца воплотися днесь из Тебе. Тем же звезда благовествует волхвом, Ангели же с пастырьми поют несказанное Рождество Твое, Благодатная.

Благовещение

25 мартадвунадесятый

Тропарь, глас 4

Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Тем же и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Суббота Акафиста

5-я суббота Великого поста

Кондак, глас 7

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои Богородице: но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: Радуйся Невесто Неневестная.

День освящения храма Пресвятой Богородицы у Живоносного Источника в Константинополе

пятница Светлой седмицы

Тропарь, глас 4

Почерпем, человецы, цельбы душам и телом молитвою, Река бо всем предтечет — Пречистая Царица Богородица, источающи нам чудную воду и измывающи сердец черности, греховныя струпы очищающи, души же освящающи верных Божественною благодатию.

Положение ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне

2 июлямалый

Кондак, глас 4

Одеяние всем верным нетления, Богоблагодатная Чистая, даровала еси, священную ризу Твою, еюже священное тело Твое прикрывала еси, покрове всех человеков, еяже положение празднуем любовию и вопием со страхом Ти, Чистая: радуйся, Дево, христиан похвало.

Успение праведной Анны

25 июлямалый

Тропарь, глас 4

Жизнь рождшую во чреве носила еси, Чистую Богоматерь, богомудрая Анно. Тем же к приятию Небесному, идеже веселящихся жилище, в славе радующися, ныне преставилася еси, чтущим тя любовию прегрешений просящи очищение, присноблаженная.

Успение Пресвятой Богородицы

15 августадвунадесятый

Тропарь, глас 1

В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

Положение пояса Пресвятой Богородицы в Халкопратии

31 августамалый

Тропарь, глас 8

Богородице Приснодево, человеков покрове, ризу и пояс пречистаго Твоего телесе державное граду Твоему обложение даровала еси, безсеменным рождеством Твоим нетленна пребывающи, о Тебе бо и естество обновляется и время. Тем же молим Тя мир граду Твоему даровати и душам нашим велию милость.

Также особые празднования установлены в честь почитаемых богородичных икон. Относительно праздника Сретения Господня отмечают, что он по своим богослужебным особенностям также может считаться Богородичным праздником.

В Русской церкви к Богородичным праздникам относится Покров Пресвятой Богородицы (1 октября), который по своим богослужебным особенностям соответствует двунадесятому празднику, но не имеет такого статуса и относится к великим.

Богослужение на двунадесятые Богородичные праздники имеет свои особенности по сравнению с Господскими двунадесятыми праздниками. Перед ними также совершается всенощное бдение, но если праздник выпадает на будние дни и на субботу, то служится служба празднику, если на воскресенье, то происходит соединение двух служб — Богородичной и воскресной. Ряд Богородичных праздников сопровождается днями предпразднства и попразднства.

bolshoevoznesenie.ru

Богородичные праздники - это... Что такое Богородичные праздники?

«Владимирская икона Божией Матери»

Богородичные праздники – праздники ряда христианских церквей, установленные в честь Пресвятой Богородицы.

Происхождение

Почитание различных дней памяти, связанных с именем Девы Марии начинается уже в ранней церкви. Большое влияние на их формирование по причине отсутствия в канонических Евангелиях подробностей её земной жизни оказали апокрифические евангелия детства, особенно Протоевангелие Иакова. Также влияние на формирование Богородичных праздников оказало почитание мест, связываемых верующими с её земной жизнью (например, со II века почиталось место Благовещения в Назарете, ещё до Первого Вселенского собора почитали гробницу Богородицы в Иерусалиме).

Особе развитие Богородичные праздники получают после IV века когда Рождество Христово начинают отмечать 25 декабря. Древнейшие проповеди на этот праздник (Зенона Веронского, Максима Туринского, папы Льва I и др.) прославляют Деву Марию, а впоследствии на следующий день после праздника Рождества Христова на востоке был установлен праздник Собора Пресвятой Богородицы (празднование закреплено на Шестом Вселенском соборе).

Первыми собственно Богородичными праздниками являются Благовещение (празднование установлено в IV веке) и Успение (с конца VI века). Рождество Богородицы стали праздновать с VII века, а Введение Богородицы во Храм с VIII века.

Православная церковь

В число Богородичных праздников в Православной церкви входят:

Название праздника Изображение Дата празднования[1] Статус праздника Песнопение
Рождество Пресвятой Богородицы 8 сентября двунадесятый Тропарь, глас 4

Рождество Твое Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

День памяти святых Иоакима и Анны, родителей Богородицы 9 сентября малый Кондак, глас 2

Радуется ныне Анна, неплодства разрешившися соуз, и питает Пречистую, созывающи вся воспети Даровавшаго от чрева ея человеком едину Матерь и Неискусомужную.

Введение во храм Пресвятой Богородицы 21 ноября двунадесятый Кондак, глас 4

Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, Яже в Дусе Божественном, Юже воспевают Ангели Божии: Сия есть селение Небесное.

Зачатие праведной Анной Пресвятой Богородицы 9 декабря малый Тропарь, глас 4

Днесь безчадия узы разрешаются, Иоакима бо и Анну услышав, Бог паче надежды родити тем яве обещавает Богоотроковицу, из Неяже Сам родися Неописанный, Человек быв, Ангелом повелев вопити Ей: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Собор Пресвятой Богородицы 26 декабря малый Кондак, глас 6

Иже прежде денницы от Отца без матере родивыйся, на земли без отца воплотися днесь из Тебе. Тем же звезда благовествует волхвом, Ангели же с пастырьми поют несказанное Рождество Твое, Благодатная.

Благовещение 25 марта двунадесятый Тропарь, глас 4

Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Тем же и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Суббота Акафиста 5-я суббота Великого поста Кондак, глас 7

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои Богородице: но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: Радуйся Невесто Неневестная.

День освящения храма Пресвятой Богородицы у Живоносного Источника в Константинополе пятница Светлой седмицы Тропарь, глас 4

Почерпем, человецы, цельбы душам и телом молитвою, Река бо всем предтечет — Пречистая Царица Богородица, источающи нам чудную воду и измывающи сердец черности, греховныя струпы очищающи, души же освящающи верных Божественною благодатию.

Положение ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне 2 июля малый Кондак, глас 4

Одеяние всем верным нетления, Богоблагодатная Чистая, даровала еси, священную ризу Твою, еюже священное тело Твое прикрывала еси, покрове всех человеков, еяже положение празднуем любовию и вопием со страхом Ти, Чистая: радуйся, Дево, христиан похвало.

Успение праведной Анны 25 июля малый Тропарь, глас 4

Жизнь рождшую во чреве носила еси, Чистую Богоматерь, богомудрая Анно. Тем же к приятию Небесному, идеже веселящихся жилище, в славе радующися, ныне преставилася еси, чтущим тя любовию прегрешений просящи очищение, присноблаженная.

Успение Пресвятой Богородицы 15 августа двунадесятый Тропарь, глас 1

В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

Положение пояса Пресвятой Богородицы в Халкопратии 31 августа малый Тропарь, глас 8

Богородице Приснодево, человеков покрове, ризу и пояс пречистаго Твоего телесе державное граду Твоему обложение даровала еси, безсеменным рождеством Твоим нетленна пребывающи, о Тебе бо и естество обновляется и время. Тем же молим Тя мир граду Твоему даровати и душам нашим велию милость.

Также особые празднования установлены в честь почитаемых богородичных икон. Относительно праздника Сретения Господня отмечают, что он по своим богослужебным особенностям также может считаться Богородичным праздником.[2]

В Русской церкви к Богородичным праздникам относится Покров Пресвятой Богородицы (1 октября), который по своим богослужебным особенностям соответствует двунадесятому празднику, но не имеет такого статуса и относится к великим.

Богослужение на двунадесятые Богородичные праздники имеет свои особенности по сравнению с Господскими двунадесятыми праздниками. Перед ними также совершается всенощное бдение, но если праздник выпадает на будние дни и на субботу, то служится служба празднику, если на воскресенье, то происходит соединение двух служб — Богородичной и воскресной. Ряд Богородичных праздников сопровождается днями предпразднства и попразднства.

Католическая церковь

В Католической церкви отмечаются некоторые из Богородичных праздников, существующих в православии, а также существует ряд собственных праздников. Богородичные праздники могут иметь статус торжества (высший ранг), праздника или памяти.

Название праздника Изображение Дата празднования Статус праздника Песнопение
Торжество Пресвятой Богородицы 1 января торжество Входное песнопение

Радуйся, Матерь Святая, родившая миру Владыку; Он на земле и на небе Царь во веки веков

Благовещение 25 марта торжество Коллекта

Боже, Ты соблаговолил, чтобы Слово Твоё во чреве Девы Марии восприняло человеческую плоть; сподобь нас, исповедующих Искупителя нашего как Бога и Человека, стать общниками Его Божественного естества.

Посещение Девой Марией Елизаветы 31 мая праздник Коллекта

Всемогущий, вечный Боже, Ты вдохновил Пресвятую Деву Марию, носившую во чреве Сына Твоего, посетить Елизавету; молим Тебя, чтобы и мы, вдохновлённые Твоим Духом, вместе с Богородицей всегда могли величать Тебя.

Праздник Непорочного Сердца Марии на тринадцатый день после Дня Святой Троицы память Входное песнопение

Сердце моё возрадуется о спасении Твоём; воспою Господу, облагодетельствовавшему меня.

день памяти Её родителей святых Иоакима и Анны 26 июля память Входное песнопение

Восхвалим святых Иоакима и Анну, родителей Пресвятой Богородицы, Приснодевы Марии, ибо Господь дал им благословение, которого ожидали все народы

Успение и Вознесение Девы Марии 15 августа торжество Входное песнопение

Славное возвещается о Тебе, Мария, ибо ныне возносишься над хором ангельским и вовеки торжествуешь с Христом

Рождество Пресвятой Богородицы 8 сентября  праздник Входное песнопение

Будем с радостью праздновать Рождество Пресвятой Богородицы, ибо из неё взошло Солнце правды - Христос, Бог наш.

Дева Мария Скорбящая 15 сентября  память Входное песнопение

Сказал Симеон Марии: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, - и Тебе самой оружие пройдёт душу.

Пресвятая Дева Мария Розария 7 октября память Коллекта

Просим Тебя, Господи Боже, исполни Твоей благодати сердца наши. Из ангельского благовестия узнали мы о воплощении Сына Твоего; через Его страдания и Крест приведи нас ради заступничества Пресвятой Девы Марии к славе Его воскресения.

Введение Богородицы во храм 21 ноября  память Коллекта

Господи, мы чтим славную память Пресвятой Богородицы и молим Тебя, по Её заступничеству удостой нас полноты благодати Твоей.

Непорочное зачатие Девы Марии 8 декабря торжество Коллекта

Боже, непорочным зачатием Девы Марии Ты приготовил достойную обитель для Сына Твоего и заслугами смерти Её Сына, которую Ты предвидел, уберёг Её от всякого порока. Просим Тебя, ради Её заступничества сохрани и нас в чистоте, чтобы мы удостоились прийти к Тебе.

Праздник Сретения Господня также иногда причисляют к числу Богородичных праздников, второе название этого праздника в католичестве — «Очищение Марии». Праздник Благовещения считается как Богородичным праздником, так и праздником, посвящённым Спасителю, в связи с чем на равных употребляются два названия «Благовещение Девы Марии» и «Благовещение Господа Иисуса Христа». Существуют также праздники в честь некоторых признанных церковью явлений Девы Марии, наиболее известные из них — Дева Мария Лурдская (11 февраля), Дева Мария Фатимская (13 мая) и Дева Мария Гваделупская (12 декабря). На богослужениях в Богородичные праздники вне зависимости от их статуса духовенство носит облачения белого, праздничного цвета.

См. также

Примечания

  _  Богородица   Христианство

dic.academic.ru

ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ ЧУДОТВОРЦА НИКОЛАЯ НА ВОДАХ - БОГОРОДИЧНЫЕ ПРАЗДНИКИ

Богородичные праздники – дни церковного календаря, посвященные особенному прославлению Божией Матери.

Начало почитания различных событий из жизни Богородицы прослеживается уже в древности. Большое значение для установления литургического почитания Богородицы имели апокрифические памятники, особенно «Протоевангелие Иакова» (2-я пол. II в.), послужившее основой для некоторых праздников. Формирование Богородичных праздников связано также с почитанием мест, где произошли важнейшие события в жизни Пресвятой Богородицы. Надписи II–III вв. и более поздние рассказы паломников свидетельствуют о почитании места Благовещения в Назарете; еще до I Вселенского Собора (325) особенным образом чтилась гробница Пресвятой Девы в Иерусалиме [1]. 

Святогорская икона Божией Матери

Важной вехой в истории формирования Богородичных праздников стало повсеместно распространившееся в IV–V вв. празднование 25 декабря Рождества Христова, что явилось литургическим утверждением догмата о Боговоплощении. Воспоминание Рождества тесно сплеталось с прославлением Матери Рожденного – это отражено в проповедях на Рождество Христово мн. древних церковных авторов (Зинона, еп. Веронского (кон. IV в.), Максима, еп. Туринского (V в.), Петра Хрисолога (IV–V вв.), Льва I Великого (+461) и др.), а также в церковных песнопениях, составленных для этого праздника.

Впоследствии 26 декабря был установлен праздник Собора Богоматери; по православной традиции в этот день повторяются песнопения Рождества Христова, но уже в честь Богородицы; служба Собора Богоматери содержит только один собственный текст (если не считать чтений на литургии) – кондак 6-го гласа «Иже прежде денницы родих Тя», но он также повествует о Рождестве Христа. Т.о., Рождество Христово можно назвать первым Богородичным праздником. Во мн. обрядах дни, посвященные прославлению Богородицы, стоят в непосредственной близости к Рождеству [2]. В Иерусалиме в V в. посвященное Божией Матери общее празднество, согласно древнему арм. Лекционарию, совершали 15 августа [3].

Из праздников в честь отдельных событий из жизни Божией Матери на Востоке первыми возникли Благовещение и Успение Пресвятой Богородицы.

Благовещение стали праздновать, как полагают, в IV в. (согласно арм. автору VIII в. Григору Аршаруни, установлен свт. Кириллом I Иерусалимским), что также связано с распространением празднования Рождества Христова.

Успение Пресвятой Богородицы, по свидетельству Никифора Каллиста (XIV в.), было установлено имп. Маврикием (592–602); известно также, что имп. Пульхерия (399–453), не зная, что Христос воскресил Свою Мать и взял Ее на небо на 3-й день после смерти, хотела положить останки Пресвятой Богородицы в одном из храмов Константинополя [4].

Рождество Пресвятой Богородицы отмечено уже в Иерусалимском Лекционарии VII в. [5], где приведен тропарь «Рождество Твое, Богородице Дево» – тот же, что поется на этот праздник и в наст. время.

Праздник Введения Пресвятой Богородицы во храм впервые зафиксирован в греч. месяцесловах VIII в., но в греч. Церкви отмечался с IX в., причем долгое время не имел той торжественности, которая присуща др. богородичным праздникам. Праздник упомянут в Синайском канонаре IX–X вв., в Типиконе Великой Церкви, по ркп. Patm. 266 (IX–X вв.) при нем не дается никакой службы [6], а в рукописи S. Crucis. 40 (X в.) указана служба с литией [7]. В слав. Остромировом Евангелии 1056–1057 гг. служба Введения совмещена со службой св. Иулиании [8]. После XII в. служба Введения уподобляется службам остальных великих Богородичных праздников.

В соврмеменном православном богослужении в число богородичных праздников входят:

  • Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября);
  • память Ее родителей, св. праведных Иоакима и Анны (22 сентября);
  • Введение во храм Пресвятой Богородицы (5 декабря);
  • Зачатие прав. Анной Пресвятой Марии (22 декабря);
  • Собор Пресвятой Богородицы (8  января);
  • Благовещение (7 апреля);
  • Суббота Акафиста (5-я суббота Великого поста);
  • Обновление (т.е. день освящения) храма Пресвятой Богородицы у Живоносного Источника в Константинополе  (пятница Светлой седмицы),
  • Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (15 июля);
  • Успение праведной Анны (7  августа);
  • Успение Пресвятой Богородицы (28 августа);
  • Положение пояса Пресвятой Богородицы в Халкопратии (13 сентября);

а также многочисленные праздники в честь чудотворных икон Божией Матери. Кроме этих праздников в Византии торжественно отмечались дни освящения наиболее известных храмов во имя Богоматери.

4 важнейших богородичных праздника, касающихся основных событий жизни Пресвятой Богородицы (Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение, Успение), были со временем включены в число двунадесятых праздников (со днем Введения во храм это произошло значительно позже других – в XIV в.).

Прочие богородичные праздники, относящиеся к событиям из жизни родителей Пресвятой Богородицы или посвященные святыням, оставшимся на земле после Успения Пресвятой Девы (поясу, ризе), не имеют статуса двунадесятых. По Типикону на эти праздники обычно назначается служба с полиелеем или славословием, иногда со всенощным бдением. С большой торжественностью в нашей Церкви празднуется Покров Пресвятой Богородицы (14 октября; греч. аналог праздника – 28 октября).

Свято-Покровская Голосеевская пустынь

Page 2
Page 3

hram-nikola.kiev.ua


Смотрите также