С воздвижением креста господня


Поздравления с Воздвижением Креста Господня: красивые пожелания

В честь нахождения креста с распятьем был установлен великий праздник. Поздравления в день Воздвижения Креста Господня звучат с 326 года, как говорит придание. Торжество отмечается 27 сентября. В этот день можно слышать пожелания здоровья, веры, чистой и искренней любви, щедрости и теплоты в доме.

Поздравления в стихах на Воздвижение Креста Господня

Воздвижение честного и Животворящего Креста, Праздник небесный, святого дня, Все христиане в храмы пойдут, В чащах молитву Христу вознесут. Славься земля, мы гордимся тобой, Боже любимый, творец дорогой, Солнце поднимется, счастье взойдет, Праздник Воздвижения любви поднесет.

С Воздвиженьем Креста Господня! Пусть будет божья благодать Всегда — и завтра, и сегодня Тебя везде сопровождать!

И пусть Господь оберегает Судьбу от горестей и бед, И ярче солнца засияет Любви, надежды, веры свет!

С праздником Воздвижение Животворящего Креста, Сегодня будет счастлива христианская семья, Любовь и честность, счастье – радость и любовь, Иисус Христос явится и будет здесь, с тобой. Восстановили веру, вернули крест туда, Где правдой и свободой он будет жить всегда, Вставайте Христиане, молите о добре, И будет вам здоровье и помощь извне.

Воздвиженье Креста Господня Мы вместе празднуем сегодня! Пусть защищает вас Всевышний От бед, забот, тревоги лишней!

Пусть вера в сердце огонечком Горит всегда — и днем, и ночью, Любите ближних и цените. И добродетельно живите!

Стекала по нему кровь православная, И было вбито в крест Иисуса тело славное, Спустя года воздвигли крест опять, Но только чтобы веру воссоздать!

Чтоб во спасение нас грешных крест стоял, На теле чтобы веры знак сиял, Знак силы православной и добра, Душа чтоб спасена была…

Животворящий крест взойдет и будет народ счастлив, Искорени Господь всё зло, утихомирь нам страсти, Любви и счастья поднеси, чтоб люди улыбались, Чтоб замолчали все враги, и чтоб не  надсмехались. Молитвой дьявола побьем, добро восторжествует, И крикнем дружно – Бог спасет, прошепчем Аллилуйя, Животворящий крест взойдет и будет народ счастлив, Искорени Господь все зло, утихомирь нам страсти.

Животворящий Крест Господень Благослословенье нам несет. Кто верует, тот и свободен, Его Господь всегда спасет.

Тебе желаю силы духа Сегодня, в праздник, в день любой, И веры не для показухи, Пусть будет Бог всегда с тобой.

Ты не отрекся от креста, Иисус, И пред тобою я о том молюсь, Чтоб ты и мне такой же силы дал, Чтоб сильным я и правым в вере стал!

Чтоб я свой крест достойно тоже нес, До пониманья истины дорос, Чтоб я не плакал, не стонал, не ныл, А праведно и честно в мире жил.

Чтоб нес Твой свет и людям бы дарил, И мною Ты гордился и хвалил, Чтоб сердце было мягко от любви, Меня на службу, Боже, призови!

Пусть крест Животворящий нам напомнит, Чьи муки окупили благо нам. Чтоб в сердце лед растаял, И стало совестно всем нам.

Хочу сегодня вас поздравить, Чтоб избежали лихих бед. Семья пусть ваша горестей не знает, Чтоб жили много-много лет.

Сегодня праздник, Воздвижение креста, Пусть он наполнит жизнь добром и благом, Молитву небу вознесут уста,

Родные люди будут вечно рядом.

Иисус за нас все беды перенес И жизнь свою отдать не побоялся, Так пусть тебя всю жизнь хранит Христос,

Ты только лишь молись, люби и кайся!

Сегодня праздник наш священный, И слышен колокольный звон, Ведь в этот день такой чудесный Был крест священный обретен! И с этим днем прекрасным, светлым Мы поздравляем христиан, Любви, здоровья вам желаем,

Благополучия всем вам!

В светлый, тихий праздник Воздвижения Креста Господня, Всем хотим напомнить мы сейчас: Победил Бог смело преисподнюю, На кресте Иисус нас спас. Пусть же жизнь течет спокойно, Под покровом честного креста, Чтобы радость и любовь лились рекою,

В добрые и чистые сердца.

Воздвижение Честного и Животворящего Креста – событие для всего христианского мира. Это один из самых древних православных праздников. И, конечно, каждый хочет поздравить родных необычно. Для вас подобрали красивые поздравления на Воздвижение Креста Господня.

Поздравления с Воздвижением Креста Господня в прозе

Поздравляю с великим праздником света и радости души — с Воздвижением Честного и Животворящего Креста Господня. Пусть этот день подарит благодать в семью и здравие, милосердие души и доброту сердца, свет и радость, счастье и мир.

Поздравляю с праздником Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Пусть в этот день станет чистой душа и светлыми помыслы, пусть сердце возрадуется, пусть в жизнь придёт счастье, любовь, благодать и надежда, пусть будет добрым здоровье и добрыми поступки. Желаю милосердия, добродушия и мира.

В светлый праздник, великий день Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня я желаю избавиться от обид и зависти, от плохих воспоминаний и дурных замыслов. Пусть душа будет чиста и открыта, пусть в семье царит любовь и счастье, пусть в доме будет благодать и радость. Желаю здравия души и тела, милосердия и неугасаемой веры и надежды.

В День Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня у христиан есть повод и для скорби, и для радости. Иисус был распят на кресте и страдал за наши грехи, но этот крест был дарован людям для утешения, как олицетворение огромнейшей веры, как символ христианства. Пусть крепнет вера ваша, братья и сестры, и все страдания утешатся крестом животворящим.

Поздравляю с праздником Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Желаю огромного верного вечного счастья тебе и твоим близким, желаю неутомимой веры и самой светлой надежды, желаю неисчерпаемой любви сердца и непобедимой жажды делать добрые дела. Храни тебя Господь и пусть каждый день в жизни для тебя будет радостным, блаженным.

Пусть в этот важный христианский праздник все наши молитвы будут услышаны, в семьях царит мир и благодать, злые и косые взгляды обходят стороной. Желаю здравия, добрых помыслов и Божьего милосердия.

В День Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня у христиан есть предлог и для скорби, и для радости. Иисус был распят на кресте и страдал за наши грехи, но этот крест был дарован людям для утешения, как олицетворение огромной веры, как символ христианства. Пусть крепнет вера ваша, братья и сестры, и все страдания утешатся крестом животворящим.

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5) Загрузка...

omolitvah.ru

Воздвижения Креста Господня

Воздвижение Господня Креста является великим двунадесятым празднеством, отмечающимся 27 сентября и посвященным Господню Кресту.

Немного об истории празднества

История, связанная с Воздвижением Господского Креста является весьма запутанной и длинной, включает в себя немало дат, а также немало разных событий. Когда началась новая эра, христиане были гонимы и уничтожаемы, как и их религия. Римские императоры не могли забыть о том, что страдавший и распятый Христос воскрес и явил тем самым миру чудо. В частности, Адриан отдал приказ о засыпке Голгофы землей, как и Господнего гроба. А на искусственно сооруженном холме было построено языческое капище, посвященное богине Венере. Там же установили статую Юпитеру. Впоследствии на месте начали собираться язычники, совершавшие:

  • жертвоприношения,
  • поклонения идолам.
  • Но время шло, и постепенно именно христианство завоевывало мир.

    Так Константином Великим, первым римским императором, еще в третьем веке была узаконена христианская вера посредством Миланского эдикта и потому гонения приверженцев это религии прекратились. Обращение Константина к христианству было обеспечено тем, что Бог помог ему победить в трех крупных войнах. И после того, как он одержал очередную победу, смелый Константин увидел знамение — Господний Крест вверху и даже надпись на кресте, гласившую «сим победивши». И поэтому император стал искать то пространство, в котором Крест Господен был захоронен. Он хотел заново воздвигнуть его и возвратить ему соответствующую честь со славой. Так им была отправлена царица Елена, являющаяся его благочестивой матушкой, к Макарию, патриарху в Иерусалиме, чтобы тот дал им все полномочия на поиск великого распятия.

    Елена в то время была уже пожилой женщиной, и прекрасно понимала величие миссии, которую ей доверили. Она занималась уничтожением языческих капищ и спрашивала каждого — и христианина, и идолопоклонника — где же может быть спрятан Христов Крест.

    На протяжении длительного времени эти поиски не давали никаких результатов. Однако один пожилой еврей смог указать Елене пространство, где захоронен Крест, а также Господен Гроб — это было под капищем, посвященным Венере.

    Потом начались раскопки и были найдено несколько крестов, стоявших на Голгофе. Для определения креста, на котором распяли именно Христа, кресты прикладывали к недавно умершему человеку. И после того, как к нему был приложен один из крестов — мертвец внезапно воскрес.

    В скором времени практически весь мир узнал об этой вести и люди потянулись в Иерусалим взглянуть на крест. Чтобы это удалось каждому желающему, Крест воздвигли, то есть подняли вверх. Это случилось в 326 г. н.э.

    Вышло так, что Святая Елена успешно исполнила данное ей поручение от Константина, то есть отыскала Животворящее Божье Древо и возвратила нему полагающуюся славу, но и впоследствии построила больше восьмидесяти церквей, посвященных Христову Рождеству.

    На протяжении десятка лет Константин занимался постройкой иерусалимской Церкви, посвященной Христову Воскресению. И в 335 году (это случилось 26 сентября) построенный храм был освящен, а на следующий день организовали празднество, посвященное Воздвижению Божьего Креста.

    Но это было вовсе не последнее чудо, связанное с Воздвижением. Уже в шестом веке Хозрой Второй, бывший персидским царем, смог разбить греков, разграбить Иерусалим и увезти на персидскую территорию Животворящий Крест. Там святыня находилась на протяжении четырнадцати лет. А затем Бог помог Ираклию, новому персидскому императору, разбить войска Хозроя Второго и Ираклий вернул Господний Крест обратно в Иерусалим. Но когда он был возле голгофских ворот, то не смог даже шагнуть вперед из-за того, что дорога была преграждена Божьим Ангелом, ведь Христа, несшего голгофский крест, унизили и оскорбили. Поэтому Ираклий избавился от своего венца и царской порфиры, надел самую обычную одежду, предназначенную для народа — и только в подобном виде внес Господен Крест внутрь Господнего Храма.

    О приметах, соблюдаемых на Воздвижение

    Воздвижение считается одним из наиболее важных празднеств и потому приметы праздника соблюдаются столетиями и к ним следует прислушиваться.

    Если кто будет поститься на этот праздник, то ему будут прощены его семь прегрешений.

    Птицы на этот праздник должны отправляться зимовать. И человек, наблюдающий их последний отлет, имеет право загадать какое-нибудь желание, должное исполниться.

    На этот праздник осень практически переходит в зиму. По народным поверьям именно на Воздвиженье заканчивается бабье лето и тепла можно больше не ждать.

    Необходимо, чтобы двери в домах вместе с воротами были закрытыми. Так необходимо, чтобы змеи, спешащие под землю, не смогли случайно заползти на какой-нибудь жилой двор, и не смогли спрятаться внутри дома, сарая, погреба или же внутри соломы.

    Нельзя на этот праздник гулять в лесу, поскольку этот день считается днем Лешего, устраивающего ревизию в собственном царстве. Люди верили, что те, кто отправляется погулять в лесу, обязательно там пропадут.

    Также в подобный праздник не нужно начинать важные и существенные дела, так как все может окончиться провалом или неудачей, если начинать именно с такого дня.

    Также люди проводили особенный обряд, именуемый крестовым. С помощью мела, уголька, чеснока или ножа всюду расставлялись кресты. Также крестики, сделанные из дерева, клали в стойла лошадей и коров. Когда же крестик отсутствовал, могли положить рябиновые ветви, заранее перекрещенные. Рябина же символизировала яркий свет, отпугивающий всякую нечисть. Также кресты клали в каждое место, считавшееся опасным и подвластным действию различной нечисти.

    А еще к данному празднику были приурочены гадания, связанные с погодой и дальнейшим плодородием. Служители церкви обходили дома и поля, читали молитвы про урожай, осуществляли крестные ходы вокруг деревень, поскольку считали, что ограждают село от беды на предстоящий год. Когда же такие обходы завершались, то каждого ребенка, участвующего в таком обряде, обсыпали зернами. Хозяйка бросала вверху зерно и приговаривала, чтобы пшеница выросла до самого верха.

    tradicii.com

    Воздвижение креста Господня

    Изображения события обретения Креста равноапостольной императрицей Еленой известны с IX века. Как правило, это миниатюры, композиционной основой которых является не историческая сцена с патриархом Макарием, а чин воздвижения Креста в соборе Святой Софии в Константинополе.

    В Псалтирях указанным образом нередко иллюстрируется псалом 98. Воздвигает Крест на амвоне святитель Иоанн Златоуст. Его память приходится на 14 сентября, и он считается одним из основоположников царьградской богослужебной традиции. Вероятно, данные обстоятельства и объясняют появление этого изобразительного сюжета.

    Обряд воздвижения Креста в Святой Софии с участием в нем императора подробно описан в трактате «О церемониях византийского двора» середины X века. Однако изображения василевса в этой сцене появляются только в палеологовскую эпоху (см. роспись монастыря святого Креста близ Платанистасы на Кипре, 1494).

    В русских иконах ХV–ХVI столетий изображение воздвижения Креста получает дальнейшее развитие. Многолюдная сцена предстает на фоне одноглавого храма, в центре на полукруглом амвоне стоит патриарх с поднятым над головой Крестом, украшенным веточками растений, его поддерживают под руки диаконы, справа под киворием – царь и царица, на первом плане – певцы. Самое раннее изображение такого извода, имеющего большую популярность, сохранилось на таблетке из новгородского собора Святой Софии (кон. XV в.).

    Другой вариант того же сюжета представлен на иконе 1613 года из монастыря Бистрица в Румынии: царь и царица стоят по сторонам от патриарха, молитвенно вытянув руки. Этот изобразительный вариант развился под влиянием парных изображений равноапостольных Константина и Елены с Крестом в руках, известных с X века (росписи церквей в Каппадокии).

    МОЛИТВЫ ЧЕСТНОМУ И ЖИВОТВОРЯЩЕМУ КРЕСТУ ГОСПОДНЮ

    Молитва первая

    Кресте честный, хранитель души и телу буди ми: образом своим бесы низлагая, враги отгоняя, страсти упраждняя и благоговение даруя ми, и жизнь, и силу, содействием Святаго Духа и честными Пречистыя Богородицы мольбами. Аминь.

    Молитва вторая

    Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его; яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога, и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, пречестный и животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго, и поправшаго силу диаволю, и даровавшаго нам тебе, Крест свой честный, на прогнание всякого супостата. О пречестный и животворящий Кресте Господень, помогай ми со святою Госпожею Девою Богородицею, и со всеми святыми во веки. Аминь.

    Молитва третья

    Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Древле убо был еси казни позорныя орудие, ныне же знамение спасения нашего присно почитаемое и прославляемое! Како достойне возмогу аз, недостойный, воспети Тя и како дерзну преклонити колена сердца моего пред Искупителем моим, исповедая грехи свои! Но милосердие и неизреченное человеколюбие Распеншегося на тебе смиренное Дерзновение подает ми, да отверзу уста моя воеже славити Тя; сего ради вопию Ти: радуйся, Кресте, Церкве Христовы красота и основание, всея вселенныя — утверждение, христиан всех — упование, царей — держава, верных — прибежище, Ангелов — слава и воспевание,  демонов — страх, губительство и отгнание, нечестивых и неверных — посрамление, праведных — услаждение, обремененных — ослаба, обуреваемых — пристанище, заблудших — наставниче, одержимых страстьми — раскаяние, нищих — обогащение, плавающих — кормчий, слабых — сила, во бранех — победа и одоление, сирых — верное покровение, вдов — заступниче, дев — целомудрия охранение, ненадеянных — надежда, недужных — врач и мертвых — воскресение! Ты, прообразованный чуцотворящим жезлом Моисея, животворный источник, напаяющий жаждущия духовныя жизни и услаждающий наши скорби; Ты — одр, на немже царственно почил тридневно Воскресший Победитель ада. Сего ради и утро, и в вечер, и полудне прославляю Тя, треблаженное Древо, и молю волею Распеншегося на Тебе, да просветит Он и укрепит Тобою ум мой, да открыет в сердце моем источник любве совершенней и вся деяния моя и путие, мои Тобою осенит, да выну величаю Пригвожденнаго на Тебе, грех моих ради, Господа Спасителя моего. Аминь.

    Молитва четвертая

    Пред дивною чудодейственною силою, Четвероконечный и Трисоставный Кресте Христов, у подножия твоего во прах распростертый, покланяюся ти, Честное Древо, отгоняющее от меня всякое демонское стреляние и освобождающее от всех бед, скорбей и напастей. Ты бо еси Древо Жизни. Ты еси очищение воздуха, освещение святаго храма, ограждение моего жилища, охранение одра моего, просвещение ума моего, сердца и всех моих чувств. Твое святое знамение ограждает мя со дня моего рождения, просвещает со дня моего крещения; оно со мною и на мне во вся дни живота моего: и на суше, и на водах. Оно же сопровождать мя будет до могилы, осенит и прах мой. Оно же, святое знамение чудодейственнаго Креста Господня, возвестит всей вселенней о часе всеобщаго воскресения мертвых и последняго Страшнаго и Праведнаго Суда Божия. О Кресте Всечестный! Осенением твоим вразуми, научи и благослови мя, недостойнаго, всегда несомненно верующего в непобедимую Силу Твою, огради мя от всякаго супостата и исцели вся недуги моя душевныя и телесныя. Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, силою Честнаго и Животворящаго Креста Твоего помилуй и спаси мя, грешнаго, от ныне и во веки веков. Аминь.

    ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ

     с сайта православие

    Пожалуй, Воздвижение Креста Господня – единственный праздник, получивший начало одновременно с самим событием, которому он посвящен.

    После того как свершились величайшие события в истории человечества – Распятие, Погребение, Воскресение и Вознесение Христовы, святой Крест, послуживший орудием казни Спасителя, был утерян. После разрушения Иерусалима римскими войсками в 70 году святые места, связанные с земной жизнью Господа, оказались в забвении, на некоторых из них были построены языческие храмы.

    Обретение Честного и Животворящего Креста состоялось в царствование равноапостольного императора Константина Великого.

    По сообщениям церковных историков IV века, мать Константина, равноапостольная Елена, отправилась по просьбе царственного сына в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Христа, а также святой Крест, чудесное явление которого стало для святого Константина знаком победы над противником. В литературе изложены три различные версии предания об обретении Креста Господня.

    Согласно наиболее древней (она приводится у церковных историков V века – Руфина Аквилейского, Сократа, Созомена и других и, вероятно, восходит к утраченной «Церковной истории» Геласия Кесарийского (IV в.), Честный Крест находился под языческим святилищем Венеры. Когда оно было разрушено, обнаружились три креста, а также табличка и гвозди, которыми Спаситель был пригвожден к орудию казни. Для того чтобы узнать, какой из крестов и есть тот, на котором был распят Господь, Иерусалимский епископ Макарий († 333) предложил приложить поочередно каждый из них к тяжелобольной женщине. Когда та исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на величайшую святыню Истинного Креста Господня, который и был поднят святителем для всеобщего обозрения.

    Вторая гипотеза, датированная первой половиной V века, относит это событие к I столетию: Крест был найден Протоникой, женой императора Клавдия I (41–54), а затем спрятан и вновь обретен в IV веке.

    Третий вариант предания, возникший, как и второй, в Сирии в V веке, сообщает: святая Елена пыталась узнать место пребывания Креста у иерусалимских иудеев, и в конце концов один престарелый еврей, по имени Иуда, сначала не хотевший говорить, после истязаний указал место – храм Венеры. Святая Елена повелела разрушить храм и делать раскопки. Там были найдены три креста. Явить Крест Христов помогло чудо – воскрешение через прикосновение к истинному Кресту мертвеца, которого проносили мимо. Об Иуде сообщается, что тот впоследствии принял христианство с именем Кириак и стал епископом Иерусалима.

    Нужно сказать, что наибольшей популярностью в средне- и поздневизантийскую эпохи пользовалась последняя версия. Именно на ней основано проложное сказание, предназначенное для чтения на праздник Крестовоздвижения согласно современным богослужебным книгам Православной Церкви.

    Точная дата обретения Честного Креста неизвестна. По-видимому, оно имело место в 325 или 326 году. После обретения святого Креста Константин начал строительство целого ряда храмов, где должны были совершаться богослужения с подобающей Святому городу торжественностью. Около 335 года была освящена воздвигнутая непосредственно возле Голгофы и пещеры Гроба Господня большая базилика Мартириум. День ее обновления (то есть освящения), а также ротонды Воскресения (Гроба Господня) и других построек на месте Распятия и Воскресения Спасителя 13 или 14 сентября стал праздноваться ежегодно с большой торжественностью, а воспоминание обретения Честного Креста вошло в праздничное торжество в честь обновления[1].

    Уже в конце IV века праздник обновления базилики Мартириум и ротонды Воскресения был в Иерусалимской Церкви одним из трех главных праздников года, наряду с Пасхой и Богоявлением.

    Западная паломница Этерия чрезвычайно подробно описывает его в своих записках[2]: обновление праздновалось в продолжение восьми дней; каждый день торжественно совершалась Божественная литургия; храмы украшались так же, как на Богоявление и на Пасху; на праздник в Иерусалим приходило множество людей, в том числе и из отдаленных областей – Месопотамии, Египта, Сирии. Особо подчеркивается, что обновление праздновали в тот же день, когда был обретен Крест Господень. Кроме того, Этерия проводит параллель между событиями освящения иерусалимских церквей и ветхозаветного храма, построенного Соломоном.

    Выбор 13 или 14 сентября как эортологической даты обновления, которую в настоящее время нельзя мотивировать бесспорно, мог быть обусловлен как самим фактом освящения храмов именно в эти дни, так и сознательным выбором. Обновление можно считать христианским аналогом ветхозаветного праздника Кущей – одного из трех главных праздников ветхозаветного богослужения (см.: Лев. 34: 33–36), отмечавшегося на 15-й день 7-го месяца по ветхозаветному календарю (данный месяц примерно соответствует сентябрю), тем более что освящение Соломонова храма также произошло во время праздника Кущей. Дата праздника обновления – 13 сентября – совпадает с датой освящения храма Юпитера Капитолийского в Риме, и христианский праздник мог быть установлен взамен языческого. Возможны соответствия между Воздвижением Креста 14 сентября и днем Распятия Спасителя 14 нисана, а также между Крестовоздвижением и праздником Преображения, празднуемым за 40 дней до того.

    Церковный историк Созомен утверждает: со времени освящения Мартириума при Константине Великом Иерусалимская Церковь совершает этот праздник ежегодно. На него преподается даже таинство крещения и церковные собрания продолжаются восемь дней[3].

    По свидетельству Иерусалимского Лекционария (в армянском переводе) V века, на второй день праздника обновления Честный Крест показывали всему народу.

    Иными словами, первоначально Крестовоздвижение было установлено как дополнительный праздник, сопровождающий собой основное торжество в честь обновления, – аналогично праздникам в честь Божией Матери на следующий день после Рождества Христова или в честь Иоанна Крестителя на следующий день после Крещения Господня.

    Начиная с VI века, Крестовоздвижение стало постепенно делаться более значительным праздником, чем праздник обновления. Если в житии преподобного Саввы Освященного, написанном в VI столетии преподобным Кириллом Скифопольским, еще говорится о праздновании обновления, но не Воздвижения, то уже в житии преподобной Марии Египетской, традиционно приписываемом святителю Софронию Иерусалимскому (VII в.), есть следующие указания: она направилась в Иерусалим на празднование именно Воздвижения, увидела большое стечение паломников, а самое главное – именно в этот праздник чудесно обратилась к покаянию.

    О праздновании Воздвижения 14 сентября в IV веке на Востоке есть свидетельство также в житиях святителя Иоанна Златоуста, Евтихия, патриарха Константинопольского († 582), Симеона юродивого († ок. 590).

    При этом примечательно, что в IV столетии поклонение Честному Кресту было приурочено в Иерусалимской Церкви еще не к рассматриваемому празднику, а к Великой пятнице.

    Само слово Воздвижение в сохранившихся памятниках впервые встречается у Александра Монаха (527–565) [4], автора похвального слова Кресту.

    К VII веку тесная связь праздников обновления и Крестовоздвижения перестала ощущаться – возможно, по причине нашествия персов на Палестину и разграбления ими Иерусалима в 614 году, когда Честной Крест был пленен, а архаичная иерусалимская литургическая традиция разрушена.

    Впоследствии эортологическая ситуация сложилась так, что именно Крестовоздвижение стало основным праздником. Празднование же обновления иерусалимского храма Воскресения хотя и сохранилось в богослужебных книгах вплоть до настоящего времени, но сделалось предпраздничным днем перед Крестовоздвижением.

    Понятно, что сначала это был чисто местный праздник Иерусалимской Церкви. Но достаточно скоро он распространяется и в других Церквях Востока, особенно в тех местах, которые владели частью Животворящего Креста, например в Константинополе.

    Особенно широкое распространение и усиление в торжественности праздник должен был получить по возвращении Креста из персидского пленения при императоре Ираклии в 628 году. Данное событие послужило временной точкой, от которой можно отсчитывать празднование Воздвижения на латинском Западе, в период понтификата папы Гонория I (625–638), с названием «день обретения Креста». И отмечалось оно 3 мая: «Это могло произойти от того, что Восток и до этого имел уже праздник в честь святого Креста 14 сентября и в новом не нуждался»[5].

    Ср. зеркальную гипотезу: «В “Месяцеслове Востока” по этому поводу высказано такое соображение: “Вероятно, сие празднование перенесено с мая на сентябрь, кроме соединения с памятью освящения храма, еще и потому, что оно в мае приходилось на дни Пятидесятницы и не согласовывалось с радостью сих дней”»[6].

    Что касается поста в день Воздвижения, то замечание о нем впервые появляется в Уставах иерусалимской редакции и в самых ранних рукописях. В соборных храмах постятся день, а в монастырях – два, включая 13 сентября. В Воздвижение дозволяется вкушение елея и вина, но не рыбы. Никон Черногорец свидетельствует: «Не могли мы ничего найти записанного о посте Воздвижения Честного Креста, но везде он совершается. Известно из примеров великих святых, что они имели обычай предочищаться к великим праздникам. Говорят, что и этим постом верующие положили предочищаться к целованию Честного Креста, так как и сам этот праздник для того установлен. В соборных церквях сей праздник совершается один день и держится пост, а в Типиконе Студитовом и Иерусалимском два дня – праздник и предпразднство»[7].

    ПРАЗДНИК В ПРАВОСЛАВНОМ БОГОСЛУЖЕНИИ

    Продолжая разговор о литургическом становлении Воздвижения, необходимо отметить: в уже упомянутом армянском переводе Иерусалимского Лекционария главным праздником остается обновление. На второй день праздника (то есть в день Воздвижения), 14 сентября, все собираются в Мартириуме, и повторяются те же антифон и чтения (прокимен из Пс. 64; 1 Тим. 3: 14–16; аллилуиарий со стихом из Пс. 147; Ин. 10: 22–42), что и накануне.

    Грузинская версия Лекционария (V–VII вв.) содержит такие сведения: праздник обновления 13 сентября продолжается восемь дней. При этом 14 сентября уже имеет особое название – «день Воздвижения Креста». В 3-м часу (9 часов утра – после утрени) совершается чин воздвижения святого Креста и поклонения ему, после которого следует Божественная литургия. Для нее указываются тропарь (видимо, входной) «Христа печать» со стихом из Пс. 27; чтения (Притч. 3: 18–23; Ис. 65: 22–24; Прем. 14: 1–7; Иез. 9: 2–6; 1 Кор. 1: 18–25; аллилуиарий со стихом из Пс. 45; Ин. 19: 16b–37), которые заимствованы из службы Великой пятницы; тропари на умовение рук и на перенесение даров – «Глас пророка Твоего» и «Ангелов лики Тебя славят». Также приведен прокимен на вечерне в день Воздвижения (из Пс. 97). Примечательно, что праздник обновления в Лекционарии является началом нового цикла литургийных чтений, воскресенья вслед за ним носят названия первого, второго т.д. по обновлении.

    В Иадгари (грузинском переводе иерусалимского Тропология – собрания гимнографических произведений), отражающем палестинскую литургическую практику VII–IX веков, праздник Воздвижения числится вторым днем восьмидневного торжества в честь обновления иерусалимских церквей. Большое количество песнопений, посвященных святому Кресту, свидетельствует о выделении Воздвижения в самостоятельный праздник.

    После X века древняя иерусалимская традиция уступила место константинопольской.

    В Царьграде праздник обновления церквей не имел такого значения, как в Иерусалиме – по вполне объективным причинам. Вместе с тем все возрастающее почитание Честного Древа Креста Господня сделало Воздвижение одним из великих праздников литургического года. Именно в рамках константинопольской традиции, которая в послеиконоборческий период стала определяющей в богослужении всего православного Востока, Воздвижение окончательно превзошло праздник обновления.

    По различным спискам Типикона Великой Церкви, отражающего послеиконоборческую соборную практику Константинополя IX–XII веков, праздник обновления иерусалимских церквей 13 сентября – однодневный или даже вовсе не отмечен. Праздник Воздвижения 14 сентября, напротив, представляет собой пятидневный праздничный цикл, включающий четырехдневный период предпразднства – 10–13 сентября и день праздника – 14 сентября.

    Поклонение Кресту начиналось уже в дни предпразднства: 10 и 11 сентября для поклонения приходили мужчины, 12 и 13 сентября – женщины. Обряд совершался между утреней и полуднем.

    13 сентября на утрене на Пс 50, на 3-м антифоне литургии и вместо литургийного Трисвятого предписано петь тропарь 2-го плагального, то есть 6-го, гласа.

    В день праздника 14 сентября богослужение отличалось большой торжественностью: накануне совершали праздничную вечерню (начальные антифоны, кроме 1-го, конечного и входного («Господи, воззвах»), отменены) с чтением трех паремий (Исх. 15: 22–26; Притч. 3: 11–18; Ис. 60: 11–16; каждую из них предваряют прокимны – из Пс. 92, 59 и 73 соответственно); в конце вечерни положен тропарь «Спаси, Господи, люди Твоя».Также служится паннихис – краткая вечерняя служба накануне праздников и особых дней. Утреня совершалась по праздничному чину («на амвоне»), к Пс. 50 припевали не один, а шесть тропарей. После великого славословия совершался чин воздвижения Креста. По окончании воздвижения и поклонения Кресту начиналась Божественная литургия. Ее антифоны отменялись, сразу пелся тропарь «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко», заменявший собой Трисвятое. Чтения литургии таковы: прокимен из Пс. 98; 1 Кор. 1: 18–22; аллилуиарий со стихами из Пс. 73; Ин. 19: 6b, 9–11, 13–20, 25–28, 30–35 (со сложным вступительным стихом). На вечерне в день Воздвижения пели прокимен из Пс. 113.

    Кроме чтений, неделя по Воздвижении имела и особую память священномученика Симеона, сродника Господня, со своим последованием.

    Праздник Воздвижения получил свой окончательный вид в IX–XII веках, когда большое распространение в православном мире имели различные редакции Студийского Устава. Корпус песнопений Воздвижения в разных его редакциях в целом один и тот же. Праздник имеет предпразднство и попразднство. Литургийные чтения праздника, суббот и недель перед и по Воздвижении заимствованы из Типикона Великой Церкви. Но наблюдаются и отличия. Так, первая паремия праздника на вечерне (Исх. 15: 22–26) обычно увеличивается на два стиха – до 16: 1. Евангелие субботы перед Воздвижением (Мф. 10: 37–42) читается на один стих больше – вплоть до 11: 1. Апостольское чтение литургии Воздвижения, напротив, сокращено: 1 Кор. 1: 18–24. И, конечно, из константинопольской традиции заимствован и чин воздвижения Креста на праздничной утрене.

    Вслед за Типиконом Великой Церкви во многих рукописях и изданиях Иерусалимского Устава в неделю по Воздвижении отмечается память священномученика Симеона. Обычно его последование сводится к прокимну и аллилуиарию на литургии, но некоторые памятники, например «Чиновник московского Успенского собора» 30-х годов XVII века, предписывают петь более полно последование священномученика.

    Во многих Иерусалимских (и Студийских) Типиконах 14 сентября указывается память кончины святителя Иоанна Златоуста. Но его последование в этот день обычно отменяется из-за неудобства соединять вместе две торжественные службы. Так, в южно-итальянских редакциях Студийского Устава последование святителя переносится на повечерие или полунощницу.

    В продолжение темы о Студийском Типиконе нужно отметить, что в многочисленных его вариантах богослужение праздника Воздвижения совершается по праздничному чину. На вечерне бывает вход и читаются паремии, состав которых, как и литургийных чтений, совпадает с указаниями Устава Великой Церкви. На утрене полагается чтение из главы 12 Евангелия от Иоанна, к которому прибавляется «Воскресение Христово видевшее»[8].

    На современном этапе праздник Воздвижения Креста Господня в Русской Православной Церкви причисляется к великим двунадесятым, является Господским, непереходящим. В день праздника установлен пост, подобный обычному посту в среду и пятницу, то есть без разрешения рыбы. Эортологический цикл включает в себя также один день предпразднства (13 сентября) и семь дней попразднства (с 15 по 21 сентября), отдание – 21 сентября.

    ЧИН ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА

    Чин воздвижения Креста является неотъемлемой частью богослужения праздника Крестовоздвижения.

    После события обретения Честного Креста в Иерусалиме скоро установился обычай ежегодно в память этого события, а также в память освящения (обновления) иерусалимского храма Воскресения Христова (храма Гроба Господня) совершать чин воздвижения Креста.

    Типикон знает большое число разнообразных вариантов этого чинопоследования – локальных и хронологических. Н.Д. Успенский полагает: «Многообразие чинов воздвижения объясняется тем, что обряд воздвижения Креста составлял непременную и общецерковную особенность праздничного богослужения»[9].

    Так, уже в Иерусалимском Лекционарии V века, сохранившемся в армянском переводе, упоминается церемония поднятия Креста для обозрения всеми молящимися.

    В грузинском переводе Лекционария, отражающем практику V–VII веков, чин воздвижения Креста описан подробно. Он совершался 14 сентября на третий час после рассвета и начинался с того, что священнослужители входили в диаконник, облачались, украшали Крест или даже три Креста и полагали их на святом престоле. Сам чин включал в себя три воздвижения (поднятия) Креста, каждое из которых предварялось группой молитв и песнопений и сопровождалось 50-кратным «Господи, помилуй». После третьего воздвижения Крест омывали благовонной водой, которая раздавалась народу после литургии, и все прикладывались ко Кресту. Затем его вновь полагали на святой престол и начинали Божественную литургию.

    По крайней мере, к VI веку чин воздвижения Креста уже был известен и совершался не только в Иерусалиме, но и в других местах христианского мира: Евагрий Схоластик сообщает о священнодействии поднятия Креста и его обнесения вокруг храма, происходившем в Апамее Сирийской. Составитель «Пасхальной хроники» VII века, отмечая празднование Крестовоздвижения в Константинополе в 644 году, говорит о третьем воздвижении, что указывает на существование уже к тому времени в Царьграде сложного чина[10].

    Согласно послеиконоборческому Типикону Великой Церкви, который встречается в позднейших славянских рукописях, в храме Святой Софии чин воздвижения Креста совершался после входа на утрене, вслед за тропарями в честь Креста. Сам чин описан кратко: патриарх, стоя на амвоне, возносил Крест, держа его в руках, а народ возглашал: «Господи, помилуй»; это повторялось трижды.

    В Типиконах студийской традиции чин воздвижения основан на константинопольском кафедральном кодексе, но по сравнению с ним упрощен. Чин включен в состав утрени, в ее заключительную часть. Вместо трех циклов по пять воздвижений совершается лишь один (состоящий из пяти воздвижений: дважды на восток и по одному разу на остальные стороны света)[11].

    В Иерусалимском Уставе, начиная с наиболее ранних его редакций и заканчивая печатными Типиконами, чин воздвижения Креста сохраняет характерные черты, известные по студийским памятникам: он совершается на утрене после великого славословия и пения тропаря «Спаси, Господи, люди Твоя», состоит из пятикратного осенения Крестом и возвышения его на стороны света (на восток, юг, запад, север и снова на восток). Важным изменением, по сравнению со студийскими памятниками, является добавление в чин пяти диаконских прошений (соответствующих пяти осенениям Крестом), после каждого из которых поется стократное «Господи, помилуй». Кроме того, согласно Иерусалимскому Уставу, прежде чем возвысить Крест, предстоятель должен склониться к земле так, чтобы его голова отстояла от земли на пядь – приблизительно на 18 сантиметров.

    В ходе исправления богослужебных книг в Русской Церкви во второй половине XVII века был изменен порядок осенения сторон света во время чина[12]: Крест воздвигается на восток, запад, юг, север и снова на восток. Такая схема сохраняется до настоящего времени.

    СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ЭКЗЕГЕЗА ПРАЗДНИКА

    На утрене или на всенощном бдении Воздвижения в византийских монастырских Типиконах в патристических Лекционариях предписывается читать одно или несколько из следующих святоотеческих творений: святителя Иоанна Златоуста, епископа Севериана Габальского (кон. IV – нач. V вв.), святителя Василия Селевкийского (V в.), Александра Монаха (VI в.), преподобного Андрея Критского (VIII в.), фрагмент о явлении Креста равноапостольному Константину и об обретении Креста, известный в целом ряде версий.

    В неделю по Воздвижении в некоторых списках Иерусалимского Устава указывается чтение ороса VI Вселенского Собора.

    Смысловым центром святоотеческой экзегезы, сопряженной с рассматриваемым праздником, безусловно, становится благоговейное почитание Креста: «Кресте Христов – прекрасная похвала христиан, честная проповедь апостолов, царский венец мучеников, драгоценное украшение пророков, блистательнейшее озарение всего мира! Кресте Христов… защити тех, кои прославляют тебя пламенным сердцем. Сохрани тех, кои с верою приемлют и лобызают тебя. Управи рабов твоих в мире и твердой вере. Сподоби всех достигнуть радостного и светлого дня воскресения, охраняя нас во Христе Иисусе, Господе нашем» (преподобный Феодор Студит)[13].

    ПРАЗДНИК В ДОХАЛКИДОНСКОЙ И ЗАПАДНОЙ ТРАДИЦИЯХ

    Поначалу в западной традиции Воздвижение не имело статуса самостоятельного праздника и отмечалось лишь как поклонение Кресту, дополняющее традиционную римскую память священномучеников Корнилия Римского и Киприана Карфагенского, приходящуюся на 14 сентября[14]. Постепенно празднование становилось более торжественным.

    Понтификальное богослужение праздника предполагало показ народу и поклонение реликвии Креста. Уже в VII–VIII веках обряд, независимо от папского, сложился в римских титульных Церквях. Праздник со временем был включен в литургический календарь, а поклонение реликвии сменилось поклонением изображению Креста.

    В Сакраментариях и Миссалах приводится ряд молитв для мессы на Воздвижение. В качестве чтений избираются Флп. 2: 5 (или 8) – 11 или Кол. 1: 26–29 и Мф. 13: 44, либо Ин. 3: 15 (или 16), либо Ин. 12: 31–36. Чтения Тридентского Миссала следующие: Флп. 5: 8–11 и Ин. 12: 31–36; а новейшего – Флп. 2: 6–11 и Ин. 3: 13–17.

    В день Воздвижения совершалось поклонение Кресту, состоявшее из молитвы и целования Креста, аналогичных поклонению Кресту в Великий пяток.

    В галликанском и испано-мосарабском обрядах вместо праздника Воздвижения был известен праздник обретения Креста 3 мая, о чем существует самое раннее в латинских источниках упоминание в Силосском Лекционарии, возникшем около 650 года. Сакраментарий Геласианский имеет в некоторых своих списках указания на праздники святого Креста и обретения святого Креста – так же, как и Григорианский Требник. Еще большее колебание относительно этих праздников обнаруживают списки месяцеслова, приписываемого блаженному Иерониму, но восходящего в древнейших списках к середине VII столетия, где этих праздников то нет вовсе, то они наличествуют оба, то в более поздней редакции сохранено только 3 мая (как и в месяцеслове Беды (VIII века) и в Падуанском Сакраментарии IX века).

    Таким образом, тогда как праздник возвращения святого Креста при Ираклии на западе 3 мая почти повсеместно распространен уже в VII веке, 14 сентября становится впервые известно под именем «Воздвижения Креста» (exaltatio Crucis) лишь в VIII веке, и то лишь по местам (но есть известие о введении его в Риме папой Гонорием I в VII веке)[15]. Ср.: «праздник 3 мая имеет римское происхождение и старше праздника 14 сентября»[16].

    Нужно указать также, что в некоторых Церквях, например, в Миланской, последний праздник вводится лишь в XI веке. Окончательная кодификация празднования события воздвижения Креста произошла только в 1570 году.

    [1] Скабалланович М.Н. Толковый Типикон. М., 2004. С. 272. [2] Подвижники благочестия Синайской горы. Письма паломницы IV века. М., 1994. С. 220–221. [3] Желтов М., диакон, Квливидзе Н.В., Лукашевич А.А. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня // Православная энциклопедия. Т. 9. М., 2005. С. 161. [4] Там же. С. 162. [5] Скабалланович М.Н. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Киев, 2004. С. 200. [6] Введенский В. Праздник Воздвижения Креста Господня // http://vozdvizhenie.paskha.ru/istoria/prazdnik/ [7] Скабалланович М.Н. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. С. 231. [8] Развернутый анализ указаний разных вариантов Студийского Типикона по поводу Крестовоздвижения см.: Желтов М., диакон, Квливидзе Н.В., Лукашевич А.А. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. С. 164–166. [9] Успенский Н.Д. Чин воздвижения Креста: историко-литургический очерк // Успенский Н.Д. Православная литургия: историко-литургические исследования. М., 2007. Т. 3. С. 257. [10] Желтов М., диакон, Квливидзе Н.В., Лукашевич А.А. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. С. 167. [11] Подробнее см.: Там же. С. 168. [12] Иные особенности чина воздвижения Креста на Руси описаны Н.Д. Успенским: Успенский Н.Д. Чин воздвижения Креста. С. 258–260. [13] «Приидите, вернии, Животворящему Древу поклонимся» (Из творений святого Феодора Студита) // Воздвижение Креста Господня. Служба на праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа с приложением минейного сказания, избранных статей, объяснительных примечаний и нотных песнопений. М., 1907. С. 21. [14] Cм. подробнее: Желтов М., диакон, Квливидзе Н.В., Лукашевич А.А. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. С. 169. [15] Скабалланович М.Н. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. С. 200–201. [16] Кунцлер М. Литургия Церкви. М., 2001. Кн. 3. С. 203. [17] Желтов М., диакон, Квливидзе Н.В., Лукашевич А.А. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. С. 171.

    krestovozdvig.cerkov.ru

    Воздвижение Креста Господня

    Празднование Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня совершается в Православной Церкви 27 сентября по новому стилю.

    История обретения Креста Господня

    Крест Христов является главной святыней христианства, поскольку через него было совершено Господом Иисусом Христом искупление всего человечества. Таким образом, Животворящий Крест является для верующих не только победоносным духовным оружием, но и символом любви Божией к человеку.После распятия Богочеловека Крест был утерян на несколько веков, однако в начале IV века по инициативе святой равноапостольной царицы Елены начинаются поиски этой величайшей святыни. Прибыв в Палестину, благочестивая царица с благословения Иерусалимского епископа начала раскопки в предполагаемом месте распятия Господа, и вскоре было найдено три креста. Следовало отличить Крест Господень от тех крестов, на которых, согласно Евангелию, были распяты два разбойника. Существуют различные предания о том, как был определен Крест Господень. Согласно наиболее известному преданию, мимо места раскопок проходила погребальная процессия и, когда усопшего положили на один из крестов, то он воскрес, благодаря чему Крест получил название Животворящего. Существует предание, согласно которому Крест Господень начал цвести. Оно нашло отражение в изображении Креста с растительными узорами, весьма известном в Армянской Церкви.Событие обретения Креста Господня в 326 году было настолько значительно для всего христианского мира, что в память об этом был установлен праздник Воздвижения Креста Господня. Кроме того, в Православной Церкви существует еще несколько праздников, посвященных прославлению Креста.После обретения Креста Господня царица Елена отвезла в Константинополь часть Животворящего Древа, гвозди, а также табличку с надписью «Иисус Назорянин, Царь Иудейский», которая, согласно евангелистам, была помещена на Кресте. Позже Животворящий Крест Господень был разделен на множество частиц, и эта святыня была разнесена по всему христианскому миру.Все четыре евангелиста, рассказывая о распятии Господа Иисуса Христа, не сообщают никаких подробностей о самом Кресте. Однако издавна в христианской Церкви существовало множество преданий и апокрифических сказаний, повествующих о том, что Животворящий Крест был сделан из одного из райских деревьев. Целью подобных апокрифов было не прославление самого Креста, значение которого для христиан никогда не оспаривалось, но желание показать связь Ветхого и Нового Заветов.

    Богослужебные особенности праздника

    Воздвижение Креста Господня является единственным из двенадцати основных церковных праздников, который служит не воспоминанием какого-либо эпизода Нового Завета, но в своей основе имеет более поздние события церковной истории.Богослужебной особенностью этого праздника является вынос креста на всенощном бдении из алтаря и положение его на аналое в середине церкви для того, чтобы верующие могли поклониться кресту. Цвет священнических облачений в этот день фиолетовый или темно-красный, что символизирует крестные страдания Спасителя, в память о которых в этот день Православной Церковью был также установлен строгий пост. В текстах богослужения есть обращения, посвященные Кресту Господню, однако следует понимать, что, поклоняясь Кресту, верующие молитвенно обращаются и почитают распятого на нем Господа Иисуса Христа.

    Иконография праздника

    Начало празднования Воздвижения Креста Господня относится к первой половинеIV века, а первые иконописные изображения, посвященные этому великому празднику, появились не ранее XII века. На иконе на фоне храма изображается патриарх, держащий Крест Господень. Его руки поддерживают два диакона, а справа и слева от патриарха стоят царь Константин Великий и его мать царица Елена. На некоторых иконах праздника Крест украшен цветами и зелеными ветвями.

    Тропарь, глас 1:

    Спаси, Господи, люди Твоя/ и благослови достояние Твое,/ победы на сопротивныя даруя// и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

    Кондак, глас 4:

    Вознесыйся на Крест волею,/ тезоименитому Твоему новому жительству/ щедроты Твоя даруй, Христе Боже,/ возвесели нас силою Твоею,/ победы дая нам на сопостаты,/ пособие имущим Твое оружие мира,// непобедимую победу.

    Величание:

    Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ и чтим Крест Твой святый,/ имже нас спасл еси// от работы вражия.

    Молитва:

    Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго и поправшаго силу диаволю, и даровавшаго нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякаго супостата. О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь.

    xn--90agckdaxqir9f.xn--p1ai


    Смотрите также