Рождество богородицы икона


Иконы Рождества Богородицы

Наиболее древние иконы и фрески, изображающие событие Рождества Пресвятой Богородицы, относятся к X-XI вв., что не исключает возможности существования этого иконографического сюжета и в более раннее время. В качестве примера можно привести роспись грузинского храма VII века в Атени, посвященного Богородице. Сохранившаяся стенопись XI в., по всей вероятности, является поновлением более древней монументальной живописи, возможно, доиконоборческого периода.

В числе древнейших сохранившихся изображений праздника Рождества Богородицы можно назвать русские фрески в апсиде Киевского Софийского собора (первая половина XI века) и в Преображенском соборе Мирожского монастыря (XII век), а также широко известную сербскую композицию в церкви Иоакима и Анны монастыря Студеница (1304 г.).

Иконография ранних изводов праздника Рождества Богородицы еще достаточна скупа в изображении различных бытовых подробностей, последнее будет свойственно иконам более позднего времени. На ранних образах в центре композиции изображается праведная Анна, полулежащая на высоком ложе. Фон икон составляют традиционные архитектурные кулисы на античный манер. Фигура прав. Анны, по сравнению с другими персонажами, отличается значительно более крупными размерами. Святой Анне предстоят жены с дарами, а перед ее ложем изображаются повивальная бабка и служанки, омывающие Богородицу в купели. Существуют и варианты изображения подношения Девы Марии св. Анне, или представления Младеницы в колыбели.

Иконы более позднего времени содержат много подробностей, рисующих живую обстановку дома праведных Иоакима и Анны. На них появляются изображения стола с принесенными дарами и угощениями, водоема, птиц. Введение этих деталей, подчеркивающих земной, человеческий строй всего изображения, несомненно, имеет глубокий смысл. Авторы иконографического сюжета преследовали цель сделать простых зрителей причастниками радостного события, которое не только некогда освятило дом праведников, но и озарило всю вселенную.

Развернутая история Рождества Пресвятой Богородицы нередко изображается на клеймах икон этого праздника или на фресках в рамках иконографического цикла, посвященного данному событию. Их содержание следует дословно событиям, описанным в древнем предании: праведный Иоаким приносит свою жертву в Иерусалимский храм; первосвященник отказывается принять жертву у безчадного как имеющего тайные грехи; плач Иоакима в пустыне; плач Анны в саду; моление Иоакима; моление Анны; благовестие Иоакиму и благовестие Анне; встреча супругов у Золотых ворот Иерусалимского храма; беседа Иоакима и Анны; собственно Рождество Богородицы; ласкание Девы Марии (Иоаким и Анна сидят рядом, придерживая Новорожденную).

Говоря об изображениях Рождества Пресвятой Богородицы, нельзя не упомянуть и о таком дивном памятнике древнерусской монументальной живописи, как роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, исполненная Дионисием в 1502 г. Монументальная фреска над порталом главного входа трогательно изображает обстоятельства Рождества Богоматери: святую Анну на ложе, купель, приходящих поклониться Рожденной жен и дев с сосудами в руках. Бесчадствовавшие Иоаким и Анна изображены справа от портала ласкающими Младеницу.

А. Васильева. Портал СЛОВО

Явление ангела Иоакиму. Мозаика церкви Успения Богоматери в Дафни . Около 1100 Мозаика. Церковь Успения Богоматери, Дафни

Святые Иоаким и Анна

Зачатие Пресвятой Богородицы (г.Усть-Илимск)

Зачатие Пресвятой Богородицы

Рождество Богоматери с избранными святыми. Новгород. Конец XIV – начало XV вв. Третьяковская галерея, Москва

Пьетро Каваллини. Рождество Богородицы. Базилика св. Марии, Рим. 1296-1300

Новгород. Середина XIVв. Третьяковская галерея, Москва

Рождество Богородицы. Фреска Дионисия XV век

Икона РождестваБогородицы в Глинской пустыни (начало XVI в.). Являлась главной святыней Глинской пустыни, принадлежавшей Курской губернии. В исторических записях обители сохранились описания многочисленных случаев исцеления по молитвам перед чудотворной иконой.

Икона праздника Рождества Пресвятой Богородицы (95×75 см) письма архимандрита Зенона (Теодора), 1998 г., переданная автором в дар общине храма при Санкт-петербургской консерватории

Рождество Богородицы с клеймами земной жизни Россия. Начало XVI в. Происходит из местного ряда Богородице-Рождественского собора

Рождество Богородицы Болгария. Икона XVIII века

Рождество Пресвятой Богородицы. Болгария Конец XVIIIв. Крипта.

Рождество Пресвятой Богородицы – Уральская икона. Живописная, резная и литая икона XVIII — начала XIX в. Екатеринбург

Ярославль. Конец XVIIIв. г. Молога Ярославской области. Частное собрание

Рождество Богородицы Россия. XIX век

Рождество Богородицы Болгария. Середина XIX века.

Рождество Пресвятой Богородицы. Тверь

Рождество Богородицы. Болгарская икона

Рождество Богородицы. Палица Россия, Московские мастерские (?) XVII век.

Подобие иконы Рождества Богородицы (Глинской), находящееся в Санкт-Петербурге

Мозаичная икона Рождества Богородицы на апсиде Богородице-Рождественской церкви в поселке Велегож Заокского района Тульской области.

Рождество Пресвятой Богородицы

Рождество Пресвятой Богородицы

Святые Иоаким и Анна с младенцем Марией

Святые Иоаким и Анна с младенцем Марией

Святые Иоаким и Анна с младенцем Марией

Рождество Богородицы.

Рождество Богородицы.

Рождество Богородицы.

Рождество Пресвятой Богородицы – работа на иконой еще не окончена

www.pravmir.ru

Рождество Пресвятой Богородицы. Иконография. « Иконописное отделение СПбДА

В Священном Писании, в его канонических книгах, нет никакой информации о Рождестве Богородицы, о Её родителях. Об обстоятельствах Её рождения известно из текста, принадлежащего Священному Преданию, — апокрифического Протоевангелия Иакова (II-III вв.) и Евангелия Псевдо-Матфея (IX в.). Предание повествует, что Пресвятая Богородица родилась от благочестивых родителей, праведных Иоакима и Анны, живших в Назарете Галилейском. Иоаким происходил из царского рода Давидова, а Анна была дочерью Матфана, священника из племени Ааронова. Оба супруга были праведны пред Господом, соблюдали Его заповеди и отличались смирением и милосердием. Единственным горем в жизни праведной четы являлось неплодство Анны. По понятиям того времени бесчадие считалось бесславием, что было особенно прискорбно для потомков Давида, через которых в мир должен был войти обетованный Мессия. Несмотря на преклонные года Иоаким и Анна не переставали просить Господа о даровании им дитя, и дали обет, если у них родится младенец, посвятить его на служение Богу. За терпение, несокрушимую веру, любовь к Богу и друг к другу Господь даровал им великую радость. В еврейский праздник дня обновления храма праведный Иоаким принес жертву в дар Богу, но первосвященник не принял ее, укорив праведника бесчадием «ради тайных грехов». В большом горе святые Иоаким и Анна встали на усердную молитву, прося у Бога отъять от них поношение дарованием чада. Во время молитвы произошло чудесное явление (Иоакиму в пустыне, а Анне в саду) Архангела Гавриила, принесшего радостную весть о рождении у них Дочери Марии, через Которую будет даровано спасение всему миру. Анна встречает Иоакима у Золотых ворот, и спустя некоторое время у них родилась дочь. Композиция иконы Рождества Богородицы иллюстрирует слова Протоевангелия Иакова «После явления ангелов настал день родить и роди Анна и рече бабы что родих, она же рече: женеск пол и даст сосец отроковици и нарече имя ей Мария». В переводе с еврейского Мария — «госпожа и надежда». Престарелые родители дали обет посвятить ребенка Богу и отдать его в храм для служения до совершеннолетия. Поскольку девочка была посвящена Богу, Анна оберегала Её от всякой скверны и нечистоты с младенчества. Когда Марии исполнилось шесть месяцев, Анна поставила Её на землю, и дитя сделало несколько шагов. После этого Анна взяла её на руки и дала обещание, что Младенец не будет ходить по земле до поры, пока Она не будет введена во храм. Так, по преданию, ноги Девы Марии не касались земли до трехлетнего возраста, пока её не привели в иерусалимский храм. Рождество Богородицы празднуется Церковью, как один из двунадесятых праздников, (8 / 21 сентября). Установление праздника Существует мнение, согласно которому установление праздника относят к началу IV века, когда согласно некоторому преданию святая Елена построила в Иерусалиме храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Праздник Рождества Богородицы также упоминается в 418 правиле Номоканона, заимствованном у отцов Неокесарийского собора 315 года. Указание на его служение присутствует также в «Беседах» святых отцов IV-V вв.: свт. Иоанна Златоуста, свт. Прокла, архиепископа Константинопольского, Кирилла Александрийского и др. Официальное введение праздника Рождества Пресвятой Богородицы относится ко времени правления византийского императора Маврикия (ок. 539-602 гг.). Таким образом, следует считать, что празднование Рождества Богородицы получило свое начало не позже V в., а к VII в. этот праздник стал уже всеобщим и торжественным. В настоящую православную церковную службу праздника входят многие творения древних песнописцев: свт. Андрея Критского, прп. Иоанна Дамаскина, патриарха Германа Константинопольского, епископа Анатолия Солунского, Стефана и Сергия Святоградцев. Сам тропарь Рождеству Пресвятой Богородицы является наиболее древним, принадлежащим V-VII вв. Рождество Пресвятой Владычицы Богородицы и Приснодевы Марии празднуется Церковью как «день всемирной радости» (св. Иоанн Дамаскин). На Земле родилась единственная, предуставленная от века Божественным Промыслом Дева, Которая стала достойной сделаться Матерью Господа Иисуса Христа и орудием спасения мира от тяготевшего на нем проклятия и смерти. Настоящий праздник, по св. Андрею Критскому, есть «начало праздников и служит дверью к благодати и истине», приближая на земле Царство Божие. Пресвятая Богородица, являясь Матерью Бога Слова, по обетованию Спасителя, данному Им в крестных муках апостолу Иоанну Богослову, является и Матерью для всего рода человеческого, милосердной Заступницей всех прибегающих к Ней с верой и сыновним дерзновением. Гимнография и догматическое значение праздника. Из церковной гимнографии следует, что причина почитания Пресвятой Девы в событии Рождества Богородицы заключается в том, что Она не только принесла человечеству избавление от вечной смерти и возможность обожения уже самим фактом Своего предопределенного рождения, но и как посредница боговоплощения участвует в восстановлении человеческого рода из состояния падения Своим молитвенным заступничеством. Тропарь отображает значение, которое имеет для всего мира Рождество Богоматери, как радости для всей вселенной. Так как именно благодаря Её рождению над миром смогло воссиять новое Солнце – Христос, Который уничижил Своим искупительным подвигом проклятие за грех и смерть и вместо них даровал людям благословение и вечную жизнь, поэтому Спаситель назван Солнцем Правды. О догматическом значении праздника и его влиянии на человечество св. Андрей Критский говорит так: «Настоящий праздник есть для нас начало праздников. Он служит дверью к благодати и истине. Ныне Создателю всего устроился одушевленный храм и тварь (в лице Девы Марии), уготовляется в новое жилище Творцу», «Рождается убо (Дева), и мир с ней обновляется». Следует заметить, что иконой Рождества Богородицы начинается праздничный ряд высокого иконостаса, который и раскрывает историю спасения человечества. Рождество Богородицы святые отцы называют «начатком нашего спасения», оно является «приготовлением» к Боговоплощению, началом новой евангельской истории, истории человеческого спасения. Ожидание спасения и грядущего воссоединения праведных с Богом – одна из главных тем святоотеческих поучений на этот праздник и праздничного богослужения («днесь всемирныя радости предвозвещение, днесь возвеяша ветри, спасения провозвестницы» — стихира не вечерне; «начало нашего спасения днесь бысть» — стихира на литии, глас 1 и др.) Иконография. Сцена Рождества Богородицы входит в состав росписей Богородичного цикла, известна во многих отдельных иконах и клеймах житийных икон Богоматери. Иконография праздника основана на двух источниках: египетском Протоевангелии Иакова и латинском Евангелии Псевдо-Матфея, отражающих устное предание, а также на ранее разработанной иконографии Рождества Господня с сохранением характерных деталей. Древнейшие изображения Рождества Богородицы до наших дней не сохранились по причине достаточно длительного иконоборческого периода. Но доказательством того, что они существовали служит пластина из слоновой кости из собрания Эрмитажа, датируемая VI-VII вв. На ней представлено явление ангела праведной Анне, сидящей в саду. Эта пластина, очевидно, являлась частью многосоставного складня, где могла присутствовать и сцена Рождества Богородицы. К концу IX века относится несколько сохранившихся до наших дней древнейших протоевангельских циклов в монументальной живописи. Один из них находится в Риме в церкви Санта Мария ин Граделис и датируется периодом между 872 и 882 гг. Другой находится в часовне правденых Иоакима и Анны в Кызыл-Чукуре в Каппадокии. Здесь сцена Рождества Богородицы решена лаконично: Анна покоится на ложе, а служанка держит перед ней дитя. Таким образом, повитуха показывает матери новорожденную, и в этом проявляется полное следование тексту Протоевангелия, где Анна спросила «ходившую за ней женщину: «Кого я родила?» и та ответила: «Дочь»». Ложе праведной Анны является композиционным центром всех образов Рождества Богородицы подобно тому, как в богослужебных текстах возвеличивается сама Анна, которая была бесплодна, и наконец, родила младенца. Кроме того, мы видим, что композиция Рождества Богородицы повторяет композицию Рождества Христова, центром которой является лежащая на ложе фигура Богородицы. Этим подтверждается то, что Рождество Пресвятой Богородицы явилось последним, завершающим действом человеческого рода к принятию Божества. Образ самой Приснодевы не занимает центрального места в композиции, что свидетельствует о высоте Её будущего смирения. Вот как пишет об этом инок Григорий (Круг): «На иконе праздника «Рождество Матери Божьей» Она (Богородица) изображается обычно не посредине, не занимает какого-либо центрального места, но изображается или спеленутой на руках повивальной бабки, или стоящей в купели, наполненной водой, и ожидающей омовения. Но изображение Матери Божьей на иконе этого праздника по существу является самым важным, самым значительным изображением иконы. Быть может, в этой скромности изображения Божьей Матери выразилось то, что было в Ней неизменно – полнота смирения».

Классическая византийская иконография праздника Рождества Богородицы складывается в XI веке, как мы её видим, например, на мозаике в Дафни или в росписях Софии Киевской, где в нижней части композиции Рождества Богородицы помещается сцена купания младенца, унаследованная византийским искусством от античности и часто воспроизводимая в иконах «Рождество Богородицы», имеет близкую аналогию в композициях «Рождество Христово». В последних она трактуется как прообраз крещения Христа и всего человечества, обновление и очищение человеческого рода. Та же трактовка возможна и в данном случае. Подтверждением этому служат тексты молитв, посвященных празднику Рождества Богородицы, в которых варьируется мысль о явлении в мир Богородицы — матери Спасителя мира, о будущем очищении человечества. Омовение младенца Марии также является символом чистоты и непорочности Девы Марии. В XI веке Богородица изображается внутри купели, без пелен и одежды. Её обнаженные плечики виднеются в воде. (Храм Успения в Дафни, Греция, вторая половина XI века и Атени Сиони в Грузии, конец XI века). В сцене омовения обычно представлено только одна или две служанки – юные девы, ведь по протоевангельскому рассказу, «чистых дев» приглашает Анна ухаживать за своей дочерью.

Рождество Богоматери. Мозаика в Дафни (Греция). Вторая половина XI в.

Рождество Богоматери. Роспись южного алтаря собора Святой Софии в Киеве. XI в.

Рождество Богоматери. Атени Сиони. Грузия. Конец XI в.

Также в XI веке в композиции появляются девушки с сосудами в руках, подходящие к ложу Анны. Количество девушек увеличивается от трех в XI-XIII веке до пяти-шести в более позднее время. Подобные процессии стали частью иконографии Рождества Богородицы вслед за реально существовавшей традицией поздравления византийских цариц с рождением ребенка знатными женщинами-патрицианками, что подробно описано в книге «Церемоний Византийского двора» императора Константина Багрянородного (сер. X века). Однако в иконографии праздника отразились не только исторические реалии: чаши в руках идущих к Анне девушек – это символы Матери Божьей, которая в песнопениях и сочинениях отцов церкви называлась «сосудом девства», «вместилищем невместимого Бога». Тем самым указывалось на грядущее воплощение Сына Божия. В мозаике монастыря Хора, среди четырех служанок с подношениями, одна изображена с большим сосудом в руках, напоминающем по форме ветхозаветную стамну, в которой хранилась божественная пища, манна, ниспосланная народу с неба для пропитания в пустыне. Кувшин-стамна является одним из прообразов Богородицы как об этом говориться в восхваляющих Её молитвах «Радуйся, стамно, манну носящая, услаждающая всех благочестивых».

Рождество Богоматери. Мозаика главного храма монастыря Хора (Кахрие-Джами). 1314 г.

Часто одна из девушек в процессии держит в руке опахало. В русских иконах, как, например, на иконе-таблетке из Новгородского Софийского собора, с подобными опахалами иногда изображаются две девы: одна – в центре процессии подходящих к Анне с дарами, а другая – внизу, у кроватки Марии. За свой яркий, закручивающийся узор, возможно, являвшийся символом солнца, эти опахала на длинных тонких шестах получили название солнечников.

Двусторонняя икона. Конец XV – начало XVI вв. Из святцев собора Св. Софии в Новгороде. Новгородский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Из византийский иконографии Рождества Богородицы в русскую довольно рано попадает образ стоящей на первом плане служанки, на которую, положив руку на её плечо, опирается Анна, как на иконе из праздничного ряда Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. В некоторых случаях она изображается не перед ложем, а за ним. Служанка в этом случае, как будто поправляет лежащие на ложе покров и подушку. Такая деталь присутствует на некоторых иконах XVI века (например, икона из собрания ГРМ), а также на фреске Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря.

Рождество Богородицы. Церковь св. Пантелеимона, Нерези, Македония. 1164 г.

Рождество Богоматери. Около 1497 г. Икона из праздничного ряда иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря.

Рождество Богоматери. Начало XVI в. Тверь. ГРМ.

В росписи Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря (конец 1130-х – начало 1140-х гг.) в композиции Рождества Богородицы представлена сцена, где одна из девушек укладывает спеленатую Марию в колыбель. Под головой у малышки лежит небольшая подушечка. Эта деталь отсылает нас к образам Успения Богоматери, где та представлена покоящейся на ложе, на подушке, в окружении оплакивающих Её смерть учеников Христа.

Рождество Богоматери. Роспись Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря. Псков. Конец 1130-х – начало 1140-х гг.

В дальнейшем, на иконах часто изображается сцена у колыбели с Новорожденной. Мария изображена лежащей в люльке, её качают и над ней веют опахалом девы. Колыбель с младенцем Марией, часто изображенной в белоснежных пеленах, напоминает каменные ясли Христа в сцене Рождества Христова и воспринимается как прообраз этого грядущего события. Подтверждением этому служат тексты служб, посвященных празднику Рождества Богородицы. «Радуйся, Иоаким, Сын будет рожден Дочерью!» — пишет Иоанн Дамаскин. С конца XIII века композиция Рождества Богородицы включает в себя фигуру Иоакима. Иоаким может изображаться в ожидании в стороне от Анны, беседующим с ней или молящимся. Одно из ранних изображений Иоакима у ложа Анны присутствует при росписи македонской церкви Богородицы в Сушице под Скопье (1280-е гг.). Исследователями высказывалось мнение о том, что Иоаким появляется в иконографии Богородицы под влиянием композиции Рождества Христова, где изображается сидящий возле пещеры Иосиф Обручник. В палеологовскую эпоху широкое распространение получает мотив велума — красной ткани, перекинутой с одной архитектурной формы на другую, как на композиции из монастыря Хора. Эта перевязь с одной стороны указывает на то, что сцена происходит в интерьере, в доме Иоакима, а с другой стороны символизирует символизирует связь Ветхого и Нового Завета, — своего рода мост между ними, которым явилось рождение Девы. На мозаиках Хоры мы также впервые видим стол на резных ножках в центре композиции, предназначенный для даров, который прообразует жертвенник христианского храма. А вместе с ним группа идущих друг за другом дев напоминает торжественное ритуальное шествие, а сосуды в их руках и опахала – таинственное священнодействие. Сюжет «Ласкание родителями младенца Марии» известен в искусстве византийского круга с конца XIII века. В русской иконописи он получает достаточно широкое распространение с начала XVI в., например, на фреске Дионисия из Ферапонтова монастыря. При описании Рождества в тексте Протоевангелия Иакова, послужившего литературным источником композиции, о ней не упоминается. Основой её могли стать заключительные слова о семи первых шагах Богородицы: «Пришла на лоно ея; и взяла её мать, говоря: Жив Господь Бог Мой, не будешь ходить по земле сей, пока не введу Тебя в храм». В то же время сцена может восприниматься как зримый образ слов Иоанна Дамаскина на праздник Рождества: «Блаженны руки, носившие Тебя, и уста, наслаждавшиеся Твоими чистейшими лобзаниями – уста одних только родителей, чтобы ты всегда и во всем пребывала Девою». Описание композиции сложного извода можно сделать по списку Сводного иконописного подлинника XVIII века Г. Филимонова: «Анна на одре лежит, пред нею девицы стоят, держат дары, а инии солнечник и свещи, девица Анну держит под плечи, Иоаким зрит из верхния палати, баба святую Богородицу омывает в купели до пояса, девица в купель воду льет из сосуда. Посторонь палата празелень, а внизу той палати сидит Иоаким и Анна на престоле и держат Богородицу…». Но местоположение этой сцены в композиции Рождества не всегда устойчиво. Чаще всего для неё создается специальное архитектурное обрамление в нижней правой части иконы, как, например, на иконе из ц. Рождества Богородицы в Старом Симонове в Москве и на иконе «Рождество Богоматери со сценами жития» из Рождественского собора Антониева монастыря. Другим вариантом расположения «Ласкания» является огороженное стеной и увенчанное вычурной башенкой место в самой верхней части иконы, над ложем роженицы, как, например, на тверской иконе из музея им. Андрея Рублева. Возможно, в таком особом «высоком» расположении этого эпизода художник стремился показать, что маленькая Богоматерь не касалась своими ногами земли, была удалена в доме от всего земного в буквальном смысле.

Икона из музея им. Андрея Рублева включает в себя также сцены моления Иоакима и Анны о даровании дитя и явления им Ангела, они помещены в верхней части средника.

Рождество Богоматери. Третья четверть XVI в. Тверь. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва.

В иконах Рождества Богородицы XVI-XVII веков развитие получает тема чистого источника: в композицию вводится изображение фонтана, из которого пьют белые птицы, изогнутыми длинными шеями и тонкими ногами напоминающие цапель. Вероятно происхождение этого мотива связано с сюжетом «Благовестия Анне», молившейся о рождении ребенка в саду у источника, окруженного птицами, как об этом говориться в апокрифах. Изображение многоярусного фонтана встречалось в византийской живописи второй половины XI в., оно присутствует в мозаике греческой церкви Успения Богоматери в Дафни. Основой для введения этого символа в иконографию Рождества служат слова ветхозаветного пророка Исайи, читаемые на богослужении в день отдания праздника Рождества: «Радуйся, пустыня жаждущая, да веселится пустыня и да цвете, яко крин… И на жаждущей земле источник водный будет. Тамо будет веселие птицам… И собрании Господом обратятся и придут в Сион с радостию» (Ис. 35:1-10). Не случайно фонтан как символ плодородия изображается рядом с Анной, ведь она была той самой жаждущей пустыней, и дала плод, цветок – Богоматерь. Роскошный фонтан, но без птиц вокруг, присутствует на иконе из собора Антониева монастыря (1560-е гг., НГОМЗ). Здесь он нарочито выделен затейливым орнаментальным «ковром», на фоне которого хорошо видна прямоугольная чаша, куда стекают многочисленные живые струи воды.

Рождество Богоматери. Икона из ц. Рождества Богородицы в Старом Симонове в Москве. Музей-заповедник «Коломенское». Нач. XVII века.

Икона «Рождество Богоматери со сценами жития» из Рождественского собора Антониева монастыря. 1560-е гг. НГОМЗ.

При сравнении иконы Рождества Божьей Матери с другими иконами двунадесятых праздников, обращает на себя внимание прежде всего земной, человеческий строй этого изображения. Праздничная икона как бы вводит нас в семью Иоакима и Анны и делает причастниками радостного события, — исполнения многолетнего ожидания появления Младенца. Инок Григорий (Круг) описывает икону следующим образом: «В левой стороне иконы изображена святая Анна. Лик Её выражает радость. Справа от святой Анны изображены служанки, несущие святой Анне еду и питье. Изображение служанок очень жизненное, является подробностью домашнего уклада Иоакима и Анны. Ниже, в правом углу иконы, изображены повивальные бабки, которые готовят воду для омовения Новорожденной. И все эти домашние подробности не бессмысленны, но становятся частью святыни, неотторжимой от святого события, и свидетельствуют о том, что нет в священном событии ничего незначительного, и самое скромное участие делает присутствующих причастных общему светлому празднику. В Рождестве Божьей Матери освящаются и семейное начало, и бытовое, потому что Рождество Её становится приготовлением встречи Великого Царя». Развернутая история Рождества Пресвятой Богородицы нередко изображается на клеймах икон этого праздника или на фресках в рамках иконографического цикла, посвященного данному событию. Их содержание следует дословно событиям, описанным в древнем предании: праведный Иоаким приносит свою жертву в Иерусалимский храм; первосвященник отказывается принять жертву у безчадного как имеющего тайные грехи; плач Иоакима в пустыне; плач Анны в саду; моление Иоакима; моление Анны; благовестие Иоакиму и благовестие Анне; встреча супругов у Золотых ворот Иерусалимского храма; беседа Иоакима и Анны; собственно Рождество Богородицы; ласкание Девы Марии (Иоаким и Анна сидят рядом, придерживая Новорожденную). Композиция Рождества Богородицы в монументальной живописи. В византийском, а впоследствии древнерусском искусстве, сложились особые принципы размещения различных сюжетов в составе росписи храмов. Традиционным местом расположения сцен их жизни Иоакима, Анны и юной Марии во фресковых ансамблях стал жертвенник. В этом обособленном пространстве в северной части алтаря совершается приготовление Евхаристии, которое является основополагающим Таинством Церкви: хлеб и вино прелагаются в Тело и Кровь Христову, а затем верующий народ становится причастником этого великого Таинства. Поскольку рождение Богоматери – это предвосхищение Рождества Христова, Его воплощения, и поскольку история Иоакима и Анны предшествует всем Евангельским событиям, то и её сюжеты размещаются в той части храма, где происходит вступительная часть главного христианского богослужения, Литургии. Эта часть богослужения называется «проскомидией» (от греческого – «принесение»), во время неё из особого круглого хлеба, просфоры, вынимается центральная часть, символически представляющая Агнца, приносимого в жертву. В богословских толкованиях Матерь Божия сравнивается с этой просфорой, поскольку Ею был рожден Агнец – Христос, принесший себя в жертву за грехи всего мира. Именно эти сложные сопоставления давали основу для изображения богородичного цикла в жертвеннике храмов.

Говоря об изображениях Рождества Пресвятой Богородицы, нельзя не упомянуть и о таком дивном памятнике древнерусской монументальной живописи, как роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, исполненная Дионисием в 1502 г. Монументальная фреска над порталом главного входа трогательно изображает обстоятельства Рождества Богоматери: святую Анну на ложе, купель, приходящих поклониться Рожденной жен и дев с сосудами в руках. Бесчадствовавшие Иоаким и Анна изображены справа от портала ласкающими Младеницу.

Дионисий и сыновья. Фрагмент роспись западного фасада и портала собора Рождества Богоматери. 1502 г.

Иконографические особенности этой фрески не только раскрывают символическое содержание праздничного сюжета, но также указывают на его связь с остальными росписями храма. Изображение Анны на ложе, традиционно располагавшееся в центре композиции, здесь представлено слева. В центре же композиции, в непосредственной близости к порталу, изображена купель, возле которой сидит служанка с младенцем Марией на коленях. Над купелью возвышается изящная фигура девушки с кувшином, вошедшей в дом Анны через высокий полукруглый портик. Она не движется к ложу, она стоит, и, кажется, сейчас наклонится и зачерпнет сосудом воды из купели. Так тема принесения даров роженицы сменяется в трактовке Дионисия темой прихода дев к Марии как к источнику жизни, дарующему верующим Царствие Небесное. Об этом поется в стихире праздника Рождества Богордицы: «Придите, все любители девства и ревнители чистоты, придите, примите хвалу девства, текущий их твердого камня источник Жизни…». Правую часть росписи фасада собора Ферапонтова монастыря занимают сцены младенца Марии в колыбели и ласкания Марии родителями. Колыбель, в которой изображена маленькая Мария, напоминаете по форме каменные ясли в сценах «Рождества Христова». Купель и ясли, расположенные по обе стороны от килевидного завершения портала, становятся, таким образом, символами спасения – очищения и обновления человеческого естества и возвращения обновленного человека к Богу. В правой части композиции, в сцене ласкания Марии, Иоаким и Анна сидят на трехступенчатом возвышении и держат очень маленького хрупкого младенца в белой рубашке с короткими рукавами. Анна, в порыве материнской любви, прижимает девочку, а та необычайно трогательно касается маленькой ручкой большой раскрытой ладони Иоакима. Так выражается родительская нежность к долгожданному вымоленному ребенку, и так выражается любовь к Богу – вскоре отец и мать расстанутся с дочерью, чтобы посвятить Её Господу и отдать в храм. Список источников: 1. Алексеев С. Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы. – СПб.: «Библиополис», 2012. 2. Алешкина Л.В. «Гимнография двунадесятых праздников в богословском и иконографическом осмыслении. Учебное пособие, — М.: Издательство ООО «Киновек», 2013 год. – 240 с. 3. Бобров Ю.Г. Основы иконографии древнерусской живописи. – СПб.: Мифрил, 1995. – 256 с. (Малая история культуры). 4. Липатова С.Н. Рождество Богородицы. – СПб.: Метропресс, ООО «Метропресс», 2013 – 76 с. 5. Нерсесян Л.В. Дионисий иконник и фрески Ферапонтова монастыря. – М.: Северный паломник, 2002. – 132 с.: ил. 6. «Пречистому образу Твоему поклоняемся…» Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. Государственный Русский Музей, С.-Петербург, 1994 г. 7. http://www.pravmir.ru/rozhdestvo-bogorodicy-ikony-prazdnika/

8. http://www.icon-art.info

Анна Голубева

icon.spbda.ru

Рождества Пресвятой Богородицы: икона, ее описание и история

В православной церкви с особенным почитанием относятся к иконе Рождество Богородицы. Сегодня создано несколько вариантов этой иконы, на них изображена сама дева Мария в период младенчества, а также можно найти изображения Анны и Иоакима, которые были родителями Марии.

В христианской церкви верующие празднуют большой праздник под названием Рождество Богородицы. Ведь именно рождение девы Марии, принесло в мир Спасителя для земли

История родителей пречистой девы Марии

Икона Рождество Богородицы находится в каждом большом храме и церкви, поэтому каждый может

Икона Богородицы находится в каждом большом храме и церкви.

помолиться и попросить помощи. Но для начала стоит рассказать о том, какова история родителей святой девы. В Евангелие практически ничего не рассказывается о том, кем были родители пресвятой Марии.

Все же священное писание можно дополнить апокрифической литературой, которая позволила выяснить их имена. Протоевангелие Иакова была написана много веков назад, именно это писание считается самым древним, исходящим из истоков происхождения христианства.

Анна была девушкой из вифлеемской священнической семьи. Родители назвали девушку так, потому что имя Анна означает “милость и благодать”. Даже сегодня в Иерусалиме сохранилось место, где стоял Иоакима. На этом месте спустя годы был построен храм, возвели его крестоносцы.

Иоаким же родился в Галилеи, он был выходцем из знатной и очень богатой семьи, которая имела власть. Даже имя этого святого мужчины несло в себе особенный смысл, так как переводилось, как “Приготовления для Господа”. Святой Иоаким скончался, когда дева Мария была еще совсем мала.

По писанию известно, что пара была бесплодна, и не могла в течение всей своей супружеской жизни завести ребенка. Супруги много времени проводили в молитвах, чтобы им подарили ребеночка. Когда Иоаким достиг пожилого возраста, он отправился один в пустыню, где прожил сорок дней.

Именно тогда к нему явился ангел и сказал, что его молитвы услышаны, и он получил малыша. Супруга должна родить дитя, которое станет радостью для всего мира. Это предсказание сбылось, и у Иоакима родилась прелестная дочь, которую на пятнадцатый день назвали Марией.

Семья Иоакима и Анны

Икона Рождество Пресвятой Богородицы появилась благодаря супругам Анне и Иоакиму, которыепроизвели на свет Марию. В святых письменах говорят о том, что этот брак был оправдан законом только потому, что пара выполнила долг перед обществом. Как говорили законы, брак будет заключен только после того, как будет принят закон о деторождении.

В те времена у иудеев это правило было очень суровым и строгим. И эта традиция была завершена именно этой знаменитой супружеской парой. Именно Анна и Иоаким стали символом верности и искренней любви.

Икона Рождество Пресвятой Богородицы появилась благодаря супругам Анне и Иоакиму, которые произвели на свет Марию.

По древним законам считалось, что пара обязана была иметь хотя бы одного ребенка, это была обязанность семьи. Если женщина в браке не могла зачать младенца, то мужчина мог развестись с ней и найти себе ту жену, которая родит на свет малыша.

Но Анна не могла иметь ребенка, и несмотря на закон и такое расположение судьбы, Иоаким не бросил свою возлюбленную. От мужчины отвернулись все знатные люди, но он продолжал быть верным своей супруге. Именно поэтому и появилась икона Рождества Пресвятой Богородицы, так как муж чтил и любил свою жену.

Эти святые проживали в одном из Галилейских городов под названием Назарет. Супруги были глубоко верующими, по этой причине они оба крайне переживали из-за отсутствия в их семье детей. Этим людям приходилось видеть презрение в глазах родных и друзей. Со временем люди перестали скрывать свое презрение и стали унижать Иоакима и его жену. В один из дней первосвященник не принял жертву от мужчины, что заставило его покинуть храм со стыдом.

По древним законам считалось, что пара обязана была иметь хотя бы одного ребенка, это была обязанность семьи.

И чем больше эта пара переживала за отсутствие малыша, тем больше они молились Богу, чтобы он подарил им младенца. Прошло много лет, но однажды к мужчине снизошел архангел, который рассказал, что очень скоро в доме появится маленький ребенок. Узнав такую новость, супруги стали больше молиться, делать добрые дела и соблюдать строгий пост. Иоаким и Анна готовились к появлению в доме ребенка с большим усердием, и хотели стать лучшими родителями. Новорожденная девочка появилась на свет ровно в установленный срок, на пятнадцатый день ей дали имя Мария. Спустя многие годы мучений и унижений, в этой семье появилась радость и счастье. Когда малышке исполнилось три года, ее впервые привели в храм. В тот момент ее родителям было уже больше восьмидесяти лет. Через несколько лет умер отец Марии, а за ним, через два года, ушла и Анна.

Описание иконы

Икона Рождества Пресвятой Богородицы известна каждому верующему, который посещает церковь. К ней могут обратиться люди с самыми разными проблемами. Святая Анна расположена на ней с левой стороны, женщина рада и счастлива. Справа на изображении расположены несколько служанок, которые несут женщине питье и яства. Так как прислужницы не были вымышленными персонажами, их прорисовкой занимались особенно тщательно, чтобы они были сделаны максимально детально и жизненно.

Иконы Рождения Пресвятой Богородицы.

Снизу в правом углу изображены на божьей иконе старые женщины, их звали повивальные бабки, они должны были приготовить воду, чтобы омыть новорожденную девочку. Производя описание Рождества Богородицы, невозможно сказать, что на полотне есть хоть одна лишняя деталь, так как картина описана в деталях, чтобы каждый мог проникнуться той важной минутой.

Икона рождества Пресвятой Богородицы является знамением начала нового счастья в семье, при этом не только бытового, но и общего между двумя людьми. Матерь божья же здесь изображена не в главной роли, она находится на руках у старой женщины, которая должна ее омыть в воде.

Как защищает икона?

Каждый верующий может обратиться к Рождеству Богородицы, чтобы попросить семейного счастья. Икона отводит беду от дома и защищает в сложные времена. Чаще всего к Богородице обращаются, чтобы спасти  свою человеческую душу от сомнений, соблазнов и негативных мыслей. Все это должно привести к исцелению души и спасению. Читать молитву нужно несколько раз в неделю, в этом случае Богородица обязательно услышит мольбы о помощи.

Итог

Значимой является не только икона, но и сам праздник Рождество Богородицы, он приходится на 21 сентября. В этот день принято посещать церковь и читать молитвы у этой иконы. Но это не значит, что верующие могут просить помощи у Богородицы только в праздничный день.

Также существуют рекомендации по произнесению молитвы. Например, чтобы обратиться к Святой, не обязательно идти в церковь или храм, сделать это можно и дома, главное иметь у себя такую икону. Читать молитву необходимо в любое время дня и ночи, но делать это нужно регулярно, а не только в те времена, когда в жизни начались неудачи. При обращении следует очистить свои мысли и душу, а также просить только хорошее, без злого умысла. В противном случае можно получить не помощь, а наказание.

ddmoroz.ru

Икона «Рождество Пресвятой Богородицы» – в чем помогает?

Значимой для христиан является икона «Рождество Пресвятой Богородицы», которая выделяется среди других образов тем, что на ней изображена земная жизнь людей. Она обладает огромной силой и перед ней можно молиться не только в святой праздник, но и в любое другое время.

Иконография «Рождества Богородицы»

В православии в честь знаменательного события были созданы следующие иконы:

  1. Глинская старинная икона «Рождества Пресвятой Богородицы» способна творить чудеса и она помогает женщинам бороться с гинекологическими проблемами и даже бесплодием.
  2. Исааковская икона считается защитницей маленьких детей, и она оберегает их от разных проблем. Ее случайно нашли люди между веток ивы на берегу реки.
  3. Лукиановская икона названа в честь монаха, который первым увидел образ и построил на месте, где она была найдена, новый храм и монастырь. Описание иконы «Рождества Пресвятой Богородицы» указывает, что она способна творить чудеса.

Кто изображен на иконе «Рождества Богородицы»?

Представленный образ рассказывает о важном событии в семье Иоакима и Анны и делает верующих причастными к великому событию. Стоит разобраться, кто изображен на иконе «Рождество Пресвятой Богородицы», так, в левой части образа расположилась святая Анна, лицо которой выражает радость. С другой стороны к ней идут служанки, которые несут еду и воду. Отметим, что прислужницы не являются вымышленными персонажами, поэтому они прорисованы со всеми деталями.

Снизу в правом углу иконы «Рождество Пресвятой Богородицы» представлены повивальные бабки, которые занимаются подготовкой воды, чтобы омыть младенца. Каждая деталь образа имеет свое значение, в подробностях описывая святое таинство. Священнослужители указывают, что икона не только олицетворяет собой начало семейного, но и общечеловеческого счастья, ведь на свет появится Богородица.

Молитвенные произношения перед образом Божьей Матери будут непременно услышаны, независимо от того, в чем смысл просьбы, главное, чтобы она не имела дурного умысла. Богородица является заступницей всех верующих людей. Молятся ей о защите от разных проблем и несчастий. Икона «Рождество Богородицы» должна быть в доме людей, которые хотят укрепить веру, научиться делать правильный выбор и защититься от сомнений. Женщины молятся перед образом, чтобы забеременеть и родить без проблем.

Икона «Рождество Пресвятой Богородицы» помогает замолить грехи и получить помощь и совет от Высших сил. Священнослужители советуют молиться перед образом о спасении души. Ежедневные мольбы помогут разрушить соблазны и найти правильную дорогу в жизни, чтобы прийти к спасению и исцелению. Стоит заметить, что обращаться стоит не только к Богородице, но и к ее родителям Анне и Иоакиму.

Молитва иконе «Рождество Пресвятой Богородицы»

Значимым для верующих является праздник Рождество Богородицы, и выпадет он на 21 сентября. В этот день следует читать молитвы. Зная, о чем молятся иконе «Рождество Пресвятой Богородицы», важно понимать, что произносить представленный текст разрешено не только в великий праздник, но и в любой другой день, когда просит душа. Есть несколько рекомендаций, как следует правильно молиться:

  1. Чтобы обратиться к Богородице, не обязательно идти в храм, поскольку можно делать это дома, главное, чтобы перед газами была икона.
  2. Молиться перед иконой «Рождество Пресвятой Богородицы» можно утром, вечером или в любое другое время. Важно делать это регулярно, а не только, когда возникла нужда.
  3. Обращайтесь к Деве Марии от души и без дурного умысла, иначе можно получить не помощь, а наказание.

Акафист иконе «Рождество Пресвятой Богородицы»

Как и в случае молитвы, произносить (петь) акафист можно не только в праздник, но и в любое другое время. Важно знать, что песнопение не выполняется сидя, и исключением являются только больные и пожилые люди, которые не могут стоять. Важна икона праздника Рождества Пресвятой Богородицы, которая должна быть перед глазами во время песнопения. Можно даже слушать акафист, который помогает справиться с переживаниями и другими проблемами.

Статьи по теме:
Икона «Спас Нерукотворный» – от чего защищает, в чем помагает?

Огромное значение имеет икона «Спас Нерукотворный», поскольку это единственный портрет Иисуса Христа. Есть несколько важных деталей, касающихся изображения, в которых заложен глубокий смысл. Образ обладает огромным значением для людей.

Икона «Вера, Надежда, Любовь» – о чем молятся иконе, в чем помогает?

Красивую историю имеет икона «Вера, Надежда, Любовь», которая обладает важным значением для всех верующих. Она наделена огромной силой, и молиться перед ней можно для избавления от разных проблем и привлечения счастья.

Казанская икона Божией Матери – как выглядит и в чем помогает?

Огромной силой обладает Казанская икона Божией Матери, история появления которой похожа на чудо. Есть специальная молитва и акафист и их нужно читать перед этим образом, чтобы решить разные проблемы в жизни.

Икона «Знамение Божьей Матери» – о чем молятся и в чем помогает?

Икона «Знамение Божией Матери» является чудотворной, поэтому верующие регулярно обращаются к ней за помощью. У этого лика очень интересная история появления. Важно знать, в чем помогает образ, как правильно молиться и читать акафист.

womanadvice.ru


Смотрите также