Родительская суббота когда


Родительские субботы - Православный журнал "Фома"

«Сегодня родительская!» — фраза, которую мы слышим несколько раз в году. У Бога все живы, и память и молитва о наших усопших родных и друзьях — важная часть христианской веры. Мы расскажем о том, какие бывают родительские субботы, о церковных традициях дней особого поминовения усопших, о том, как молиться за умерших и надо ли ездить на кладбище в родительские субботы.

Что такое родительская суббота

Родительские субботы (а их в церковном календаре несколько) — это дни особого поминовения усопших. В эти дни в православных храмах совершается особое поминовение умерших православных христиан. Кроме того по традиции верующие посещают могилы на кладбищах.

Название «родительская» скорее всего произошло от традиции называть покойных «родителями», то есть отошедшими к отцам. Еще одна версия — «родительскими» субботы стали именоваться, потому что христиане молитвенно поминали в первую очередь своих почивших родителей.

Среди прочих родительских суббот (а их в году семь) выделяют Вселенские, в которые Православная Церковь молитвенно поминает вообще всех крещеных христиан. Таких суббот две: Мясопустная (за неделю до Великого поста) и Троицкая (накануне праздника Пятидесятницы). Остальные родительсике субботы не относятся к вселенским и отведены специально для частного поминовения дорогих нашему сердцу людей.

Сколько в году родительских суббот

В календаре Русской Православной Церкви семь дней особого поминовения усопших. Все, кроме одного (9 мая — Поминовение усопших воинов), имеют переходящую дату.

Суббота мясопустная (Вселенская родительская суббота)

Суббота 2-й седмицы Великого поста

Суббота 3-й седмицы Великого поста

Суббота 4-й седмицы Великого поста

Радоница

9 мая — Поминовение усопших воинов

Суббота Троицкая

Суббота Димитриевская

Родительские субботы в 2019 году

2 марта— Суббота мясопустная (Вселенская родительская суббота)

23 марта — Суббота 2-й седмицы Великого поста

30 марта — Суббота 3-й седмицы Великого поста

6 апреля—  Суббота 4-я седмицы Великого поста – в 2019 году отменяется, так как выпадает на канун праздника Благовещения, которое отмечается 7 апреля.

7  мая— Радоница

9 мая — Поминовение усопших воинов

15  июня— Суббота Троицкая

2 ноября  – суббота Димитриевская.

Что такое вселенские родительские субботы

Среди прочих родительских суббот (а их в году семь) выделяют Вселенские, в которые Православная Церковь молитвенно поминает вообще всех крещеных христиан. Таких суббот две: Мясопустная (за неделю до Великого поста) и Троицкая (накануне праздника Пятидесятницы). В эти два дня совершаются особые богослужения — вселенские панихиды.

Что такое вселенские панихиды

В родительские субботы Православная Церковь совершает вселенские или родительские панихиды. Словом «панихида» христиане называют заупокойное богослужение, на котором верующие молятся об упокоении умерших, испрашивают у Господа для них милосердия и прощения грехов.

Что такое панихида

Панихида в переводе с греческого значит «всенощный». Это заупокойное богослужение, на котором верующие молятся об упокоении умерших, испрашивают у Господа для них милосердия и прощения грехов.

Вселенская (мясопустная) родительская суббота

Суббота мясопустная (Вселенская родительская суббота) — это суббота за неделю до начала Великого поста. Мясопустной она называется, потому что приходится на Мясопустную неделю (неделя перед Масленицей). Называют ее также Малой масленицей.

В этот день православные христиане поминают всех крещеных усопших, в храмах служится вселенская панихида — «Память совершаемая всех от века усопших православных христиан, отец и братии наших».

Троицкая родительская суббота

Троицкая — это вторая вселенская родительская суббота (после Мясопустной), в которую Православная Церковь молитвенно поминает вообще всех крещеных христиан. Приходится она на субботу, предшествующую празднику Троицы, или Пятидесятницы. В этот день верующие приходят в храмы на особую вселенскую панихиду — «Память совершаемая всех от века усопших православных христиан, отец и братии наших».

Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста

Во время будних дней Великого поста обычная Литургия не совершается, если нет большого праздника. Следовательно и главно литургическое поминовение усопших тоже совершается реже. Чтобы не лишать умерших молитвенного представительства о них Церковь установила три особых дня для молитвы о них Великим постом.  Это субботы 2-й, 3-й и 4-й недель поста.  Тут важен факт возможности быть лично на Литургии и молиться за усопших. То есть не просто подать записку о упокоении или заказать сорокоуст, чтобы в храме поминали в течение сорока дней или сорока Литургии, а лично принять участие в молитве.

Радоница

Радоница, или Радуница, — это один из дней особого поминовения усопших, который приходится на вторник после Фоминой недели (второй недели после Пасхи). В Фомино воскресенье христиане вспоминают, как после воскресший Иисус Христос сошел во ад и победил смерть, и Радоница, непосредственно с этим днем связанная, тоже говорит нам о победе над смертью.

На Радоницу по традиции православные идут на кладбище, и там, у могилок своих родных и близких людей, славят Христа Воскресшего. Радоница, собственно, называется так именно по слову «радость», радостная весть о Воскресении Христовом

Поминовение усопших воинов — 9 мая

Поминовение усопших воинов — это единственный день особого поминовения усопших в году, который имеет фиксированную дату. Это 9 мая, день победы в Великой Отечественной войне. В этот день после литургии в храмах служат панихиду о воинах, которые отдали свою жизнь за Родину.

Дмитриевская родительская суббота

Димитриевская родительская суббота — суббота перед днем памяти святого великомученика Димитрия Солунского, который отмечается 8 ноября по новому стилю. Если день памяти святого приходится тоже на субботу, родительской все равно считается предыдущая. В 2017 году Дмитриевская родительская суббота перенесена на 28 октября (из-за совпадения с праздником Казанской иконы Божьей матери 4 ноября).

Димитриевская родительская суббота стала днем особого поминовения усопших после победы русских воинов в Куликовой битве в 1380 году. Сначала в этот день поминали именно тех, кто погиб на поле Куликовом, потом, с течением веков, традиция менялась. В новгородской летописи XV века мы читаем о Димитриевской родительской субботы уже как о дне поминовения всех умерших.

Заупокойное поминовение в родительскую субботу

Накануне родительской субботы, то есть вечером в пятницу, в православных хармах служится великая панихида, которую также называют греческим словом «парастас». В саму субботу, утром, служат заупокойную Божественную литургию, после нее — общую панихиду.

На парастас или на заупокойную Божественную литургию можно подать записки об упокоении с именами близких вашему сердцу умерших. А еще в этот день, по старой церковной традиции, прихожане приносят в храм еду — «на канон» (или «на канун»). Это постные продукты, вино (кагор) для совершения литургии.

Зачем приносят еду «на канун»?

Отвечает протоиерей Игорь ФОМИН, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО:

— Приносить подукты в храм — «на канун» — это древняя практика совершения общих тризн, то есть поминовений усопших. По традиции, прихожане храма собирали больший общий стол, для того чтобы всем вместе вспомнить близких их сердцу умерших людей. Сейчас продукты, которые верующие приносят и кладут на специальный столик, идут потом на нужды прихода и на помощь малоимущим людям, которых приход опекает.

Мне кажется, это добрый обычай — поминать своих почивших близких добрым делом. В данном случае –  помогая нуждающимся или облегчая бремя людей, которые служат в храме (конечно, это не только священнослужители, но и свечницы и все те, кто бесплатно, по воле сердца помогает в Доме Божием). Принося продукты в храм, мы и служим ближнему, и поминаем наших усопших.

Молитва об усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Имена удобнее прочитывать по помяннику – небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые и в домашней молитве, и во время церковного богослужения, православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

Молитва об усопшем христианине

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь

Молитва вдовца

Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! В сокрушении и умилении сердца моего молюся Тебе: упокой, Господи, душу усопшия рабы Твоея (имя), в Небеснем Царствии Твоем. Владыко Вседержителю! Ты благословил еси супружесткий союз мужа и жены, егда рекл еси: не добро быти человеку единому, сотворим ему помощника по нему. Ты освятил еси союз сей во образ духовнаго союза Христа с Церковию. Верую, Господи, и исповедую, яко ты благословил еси сочетати и мене сим святым союзом с единою из рабынь Твоих. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти у мене сию рабу Твою, юже дал еси мне, яко помощницу и сопутницу жизни моея. Преклоняюся пред сею Твоею волею, и молюся Ти от всего сердца моего, приими моление мое сие о рабе Твоей (имя), и прости ей, аще согреши словом, делом, помышлением, ведением и неведением; аще земное возлюби паче небеснаго; аще о одежде и украшении тела своего печеся паче, неже о просвещении одеяния души своея; или аще небреже о чадех своих; аще преогорчи кого словом или делом; аще поропта в сердце своем на ближняго своего или осуди кого или ино что от таковых злых содела.Вся сия прости ей, яко благий и человеколюбивый: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Не вниди в суд с рабою Твоею, яко созданием Твоим, не осуди ю по грехом ея на вечныя муки, но пощади и помилуй по велицей милости Твоей. Молю и прошу Тя, Господи, сил даруй ми по вся дни жизни моея не преставая молитися о усопшей рабе Твоей, и даже до кончины живота моего просити ей у Тебе, Судии всего мира, оставления согрешений ея. Да яко же Ты, Боже, положил еси на главу ея венец от камене честна, венчая ю зде на земли; тако увенчай ю вечною Твоею славою в Небеснем Царствии Твоем, со всеми святыми, тамо ликующими, да вкупе с ними вечно воспевает всесвятое имя Твое с Отцем и Святым Духом. Аминь.

Молитва вдовы

Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! Ты плачущих утешение, сирых и вдовиц заступление. Ты рекл еси: призови Мя в день скорби твоея, и изму тя. Во дни скорби своея прибегаю к Тебе аз и молюся Ти: не отврати лица Твоего от мене и услыши моление мое, приносимое Тебе со слезами. Ты, Господи Владыко всяческих, благоволил еси сочетати мя с единым из рабов Твоих, во еже быти нам едино тело и един дух; Ты дал еси мне сего раба, яко сожителя и защитника. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти от мене сего раба Твоего и оставити мя едину. Преклоняюся пред сею Твоею волею и к Тебе прибегаю во дни скорби моея: утоли печаль мою о разлучении с рабом Твоим, другом моим. Аще отъял еси его от мене, не отыми от мене Своея милости. Яко же некогда приял еси вдовицы две лепты, тако приими и сие моление мое. Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего (имя), прости ему все согрешения его, вольная и невольная, аще словом, аще делом, аще ведением и неведением, не погуби его со беззаконми его и не предаждь вечной муке, но по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих ослаби и прости вся согрешения его и вчини его со святыми Твоими, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. Молю и прошу Тя, Господи, даруй ми во вся дни жизни моея не преставати молитися о усопшем рабе Твоем, и даже до исхода моего просити у Тебе, Судии всего мира, оставления всех согрешений его и вселения его в Небесные обители, яже еси уготовал любящим Тя. Яко аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно Отца и Сына и Святаго Духа православно даже допоследняго своего издыхания исповеда; тем же веру его, яже в Тя, вместо дел ему вмени: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, Ты един кроме греха, и правда Твоя – правда во веки. Верую, Господи, и исповедую, яко Ты услышиши моление мое и не отвратиши лица Твоего от мене. Видя вдовицу, зельне плачущу, умилосердився, сына ея, на погребение несома, воскресил еси: тако умилосердився, утиши и скорбь мою. Яко же отверзл еси рабу Твоему Феофилу, отшедшему к Тебе, двери милосердия Твоего и простил еси ему прегрешения его по молитвам Святыя Церкве Твоея, внемля молитвам и милостыням супруги его: сице и аз молю Тя, приими мое моление о рабе Твоем и введи его в жизнь вечную. Яко Ты еси упование наше. Ты еси Бог, еже миловати и спасати, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом. Аминь.

Молитва родителей о почивших детях

Господи Иисусе Христе, Боже наш, Владыко живота и смерти, Утешителю скорбящих! С сокрушенным и умиленным сердцем прибегаю к Тебе и молюся Ти: помяни. Господи, во Царствии Твоем усопшего раба Твоего (рабу твою), чадо мое (имя), и сотвори ему (ей) вечную память. Ты, Владыко живота и смерти, даровал еси мне чадо сие. Твоей же благой и премудрой воле изволися и отъяти е у мене. Буди благословенно имя Твое, Господи. Молю Тя, Судие неба и земли, безконечною любовию Твоею к нам, грешным, прости усопшему чаду моему вся согрешения его, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением. Прости, Милостиве, и наша родительская согрешения, да не пребудут они на чадех наших: вем, яко множицею согрешихом пред Тобою, множицею не соблюдохом, не сотворихом, якоже заповедал еси нам. Аще же усопшее чадо наше, нашея или своея ради вины, бяше в житии сем, работая миру и плоти своея, и не паче Тебе, Господу и Богу своему: аще возлюби прелести мира сего, а не паче Слово Твое и заповеди Твоя, аще предавшеся сластем житейским, а не паче сокрушению о гресех своих, и в невоздержании бдение, пост и молитву забвению предавше – молю Тя усердно, прости, преблагий Отче, чаду моему вся таковыя прегрешения его, прости и ослаби, аще и ино злое сотвори в житии сем. Христе Иисусе! Ты воскресил еси дщерь Иаира по вере и молитве отца ея. Ты исцелил еси дщерь жены-хананеянки по вере и прошению матери ея: услыши убо и молитву мою, не презри и моления моего о чаде моем. Прости, Господи, прости вся согрешения его и, простив и очистив душу его, изми муки вечныя и всели со всеми святыми Твоими, от века благоугодившими Тебе, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, но Ты Един еси кроме всякаго греха: да егда имаши судити мирови, услышит чадо мое превожделенный глас Твой: приидите, благословенные Отца Моего, и наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Яко Ты еси Отец милостей и щедрот. Ты живот и воскрешение наше, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва детей об усопших родителях

Господи, Иисусе Христе, Боже наш! Ты сирых хранитель, скорбящих прибежище и плачущих утешитель. Прибегаю к тебе аз, сирый, стеня и плача, и молюся Тебе: услыши моление мое и не отврати лица Твоего от воздыханий сердца моего и от слез очей моих. Молюся Тебе, милосердый Господи, утоли скорбь мою о разлучении с родившим и воспитавшим {родившей и воспитавшей) мя родителем моим (материю моею), (имя) (или: с родившими и воспитавшими мя родителями моими, имена их) — , душу же его (или: ея, или: их), яко отшедшую (или: отшедшие) к Тебе с истинною верою в Тя и с твердою надеждою на Твое человеколюбие и милость, приими в Царство Твое Небесное. Преклоняюсь пред Твоею святою волею, еюже отъят (или: отъята, или: отъяты) бысть у мене, и прошу Тя, не отыми точию от него (или: от нея, или: от них) милости и благосердия Твоего. Вем, Господи, яко Ты Судия мира сего, грехи и нечестия отцев наказуеши в детях, внуках и правнуках даже до третьяго и четвертого рода: но и милуеши отцев за молитвы и добродетели чад их, внуков и правнуков. С сокрушением и умилением сердца молю Тя, милостивый Судие, не наказуй вечным наказанием усопшаго незабвеннаго (усопшую незабвенную) для мене раба Твоего (рабу Твою), родителя моего (матерь мою) (имя), но отпусти ему (ей) вся согрещения его (ея) вольная и невольная, словом и делом, ведением и неведением сотворенная им (ею) в житии его (ея) зде на земле, и по милосердию и человеколюбию Твоему, молитв ради Пречистыя Богородицы и всех святых, помилуй его (ю) и вечныя муки избави. Ты, милосердый Отче отцев и чад! Даруй мне, во все дни жизни моея, до последняго издыхания моего, не преставати памятовати о усопшем родителе моем (усопшей матери моея) в молитвах своих, и умоляти Тя, праведнаго Судию, да вчиниши его (ю) в месте светле, в месте прохладно и в месте покойне, со всеми святыми, отнюду же отбеже всяка болезнь, печаль и воздыхание. Милостиво Господи! Приими днесь о рабе Твоем (Твоей) (имя) теплую молитву мою сию и воздай ему (ей) воздаянием Твоим за труды и попечения воспитания моего в вере и христианском благочестии, яко научившему (научившей) мя первее всего ведети Тя, своего Господа, в благоговении молиться Тебе, на Тебе Единаго уповати в бедах, скорбех и болезнех и хранити заповеди Твоя; за благопопечение его (ся) о моем духовном преуспеянии, за тепле приносимыя им (ею) о мне моления пред Тобою и за все дары, им (ею) испрошенные мне от Тебе, воздай ему (ей) Своею милостию. Своими небесными благами и радостями в вечном Царствии Твоем. Ты бо еси Бог милостей и щедрот и человеколюбия, Ты покой и радость верных рабов Твоих, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, и ныне и присно и во веки веков. Аминь

Надо ли ездить на кладбище в родительскую субботу?

Отвечает протоиерей Игорь ФОМИН, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО:

— Главное — не стоит ехать на кладбище вместо службы в храме. Нашим умершим родным и близким людям гораздно важнее наша молитва, чем посещение могилы. Так что попробуйте проникнуться богослужением, вслушайтесь в песнопения в храме, обратите ваше сердце к Господу. Если же это удасться совместить с поездкой на кладбище – тоже хорошо, но необязательно. Посетить кладбище можно и в какой-то другой день, более удобный по погодному сезону и т.д.

Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на Поминовение православных воинов, погибших на поле брани

(11 сентября 1969 г.)

Мы привыкли в нашей жизни, что о всякой нужде, по поводу всякого случая мы обращаемся к Богу за Его помощью. И на каждый наш зов, на каждый крик тоски, страдания, страха мы ожидаем, что Господь вступится за нас, защитит, утешит; и мы знаем, что Он делает это постоянно и что предельную Свою заботу о нас Он явил, став Человеком и умерев за нас и ради нас.

Но иногда бывает в жизни нашего мира, что Бог обращается за помощью к человеку; и это бывает постоянно, но часто еле заметно, или вовсе остается нами незамеченным. Постоянно Бог обращается к каждому из нас, прося, моля, уговаривая быть в этом мире, который Он так возлюбил, что жизнь за него положил, быть Его живым присутствием, быть Его живой заботой, зрячей, добродействующей, внимательной. Он нам говорит: что бы мы ни сделали доброго для какого бы то ни было человека — мы для Него сделали, призывая этим нас быть как бы на Его месте.

А порой Он некоторых людей зовет к более личному служению Ему. В Ветхом Завете мы читаем о пророках: пророк Амос говорит, что пророк — это человек, с которым Бог делится мыслями Своими; но и не только мыслями, но и Своим делом. Помните пророка Исаию, который в видении созерцал Господа озирающегося и говорящего: Кого послать Мне? — и пророк встал и сказал: Меня, Господи!.

Но вот, среди пророков, среди людей, которые Богу послужили сердцем неразделенным, всей большой силой души, есть один, память которого мы совершаем сегодня и которого Христос назвал величайшим среди рожденных на земле.

И действительно, когда вдумаешься в его судьбу, кажется, нет судьбы более величественной и более трагичной. Вся судьба его была в том как бы, чтобы не быть, для того, чтобы в сознании и в видении людей возрос Единственный, Который есть: Господь.

Вспомните первое, что говорится о нем в Евангелии от Марка: Он глас, вопиющий в пустыне… Он только голос, он настолько уже неотличим от своего служения, что он стал только Божиим голосом, только благовестником; словно его, как человека плоти и крови, человека, который может тосковать, и страдать, и молиться, и искать, и стоять, в конечном итоге, перед грядущей смертью, — словно этого человека нет. Он и его призвание — одно и то же; он — голос Господень, звучащий, гремящий среди пустыни людской; той пустыни, где души пусты — потому что вокруг Иоанна были люди, а пустыня от этого оставалась неизменной.

И дальше. Сам Господь говорит о нем в Евангелии, что он — Друг Жениха. Друг, который так сильно, так крепко любит жениха и невесту, что он способен, забыв себя, служить их любви, и служить тем, чтобы никогда не оказаться лишним, никогда не быть там и тогда, когда он не нужен. Он — друг, который способен защитить любовь жениха и невесты и остаться вне, хранителем тайны этой любви. Тут тоже великая тайна человека, который способен как бы не стать для того, чтобы что-то большее, нежели он, было.

И дальше говорит он о себе по отношению к Господу: Мне надо умаляться, сходить на нет, для того чтобы Он возрос… Надо, чтобы обо мне забыли, а помнили только о Нем, чтобы мои ученики от меня отвернулись и ушли, как Андрей и Иоанн на берегу Иордана, и последовали неразделенным сердцем за Ним только: я живу лишь для того, чтобы меня не стало!.

И последнее — страшный образ Иоанна, когда он уже был в темнице, когда вокруг него суживалось кольцо смерти, когда у него уже не было выхода, когда эта колоссально великая душа заколебалась… Шла на него смерть, кончалась жизнь, в которой у него не было ничего своего: в прошлом был только подвиг отречения от себя, а впереди — мрак.

И в тот момент, когда заколебался в нем дух, послал он учеников спросить у Христа: Ты ли Тот, Которого мы ожидали?. Если Тот — то стоило в юных летах заживо умереть; если Тот — то стоило умаляться из года в год, чтобы его забыли и только образ Грядущего возрастал в глазах людей; если Тот — тогда стоило и теперь умирать уже последним умиранием, потому что все, для чего он жил, исполнено и совершено.

Но вдруг Он не Тот?. Тогда потеряно все, погублена юность, погублена зрелых лет величайшая сила, все погублено, все бессмысленно. И еще страшнее, что случилось это, поскольку Бог будто обманул: Бог, призвавший его в пустыню; Бог, отведший его от людей; Бог, вдохновивший его к подвигу самоумирания. Неужели Бог обманул, и жизнь прошла, и возврата нет?.

И вот, послав учеников ко Христу с вопросом: Ты ли Тот? — он не получает ответа прямого, утешающего; Христос не отвечает ему: Да, Я Тот, иди с миром!. Он только дает пророку ответ другого пророка о том, что слепые прозревают, что хромые ходят, что мертвые воскресают, что нищие благовествуют. Он дает ответ из Исаии, но Своих слов не прибавляет — ничего, кроме одного грозного предупреждения: Блажен тот, кто не соблазнится о Мне; пойдите, скажите Иоанну…

И этот ответ достиг Иоанна в предсмертном его ожидании: верь до конца; верь, не требуя ни знамений, ни свидетельств, ни доказательств; верь, потому что слышал ты внутри, в глубинах души твоей глас Господень, повелевающий творить дело пророка… Другие каким-то образом могут опереться на Господа в их порой величайшем подвиге; Иоанна же Бог поддерживает только тем, что повелел ему быть Предтечей и для того явить предельную веру, уверенность в вещах невидимых.

И вот почему дух захватывает, когда мы думаем о нем, и вот почему, когда мы думаем о подвиге, которому предела нет, мы вспоминаем Иоанна. Вот почему из тех, которые родились среди людей рождением естественным и возносились чудесно благодатью, он из всех самый великий.

Сегодня мы празднуем день усекновения его главы. Празднуем… Слово «праздновать» мы привыкли понимать как «радость», но оно значит «оставаться без дела». И без дела можно остаться потому, что захлестнет душу радость и уже не до обычных дел, а может случиться, что руки опустились от горя и ужаса. И вот таков сегодняшний праздник: за что возьмешься перед лицом того, о чем мы слышали сегодня в Евангелии?

И в этот день, когда перед ужасом и величием этой судьбы опускаются руки, Церковь призывает нас молиться, о тех, которые тоже в ужасе, и трепете, и недоумении, а иногда в отчаянии умирали: умирали на поле битвы, умирали в застенках, умирали одинокой смертью человека. После того как вы приложитесь ко кресту, мы помолимся о всех тех, кто на поле брани жизнь положил, чтобы другие жили; склонились к земле, чтобы воспрянул другой. Вспомним тех, кто не только в наше время, а из тысячелетия в тысячелетие погибали страшной смертью, потому что они умели любить, или потому, что другие любить не умели, — вспомним всех, потому что всех объемлет Господня любовь, и за всех предстоит, молясь, великий Иоанн, который прошел до конца через всю трагедию жертвы умирания и смерти без единого слова утешения, а только по властному повелению Божию: «Верь до конца, и будь верен до конца!» Аминь.

Митрополит Антоний Сурожский. О смерти

У меня отношение к смерти своеобразное, и мне хочется объяснить, почему я к смерти отношусь не только спокойно, но с желанием, с надеждой, с тоской по ней.

Мое первое яркое впечатление о смерти — разговор с моим отцом, который мне как-то сказал: «Ты должен так прожить, чтобы научиться ожидать свою смерть так, как жених ожидает свою невесту: ждать ее, жаждать по ней, ликовать заранее об этой встрече, и встретить ее благоговейно, ласково». Второе впечатление (конечно, не сразу, а много спустя) — смерть моего отца. Он скончался внезапно. Я пришел к нему, в бедную комнатушку на верхушке французского дома, где была кровать, стол, табуретка и несколько книг. Я вошел в его комнату, закрыл дверь и стал. И меня обдала такая тишина, такая глубина тишины, что я, помню, воскликнул вслух: «И люди говорят, что существует смерть!. Какая это ложь!» Потому что эта комната была преисполнена жизнью, причем такой полнотой жизни, какой вне ее, на улице, на дворе я никогда не встречал. Вот почему у меня такое отношение к смерти и почему я с такой силой переживаю слова апостола Павла: Для меня жизнь — Христос, смерть — приобретение, потому что пока я живу в плоти, я отделен от Христа… Но апостол прибавляет дальше слова, которые меня тоже очень поразили. Цитата не точна, но вот что он говорит: он всецело хочет умереть и соединиться со Христом, но прибавляет: «Однако, для вас нужно, чтобы я остался в живых, и я буду продолжать жить». Это последняя жертва, которую он может принести: все, к чему он стремится, на что он надеется, чего он делает, он готов отложить, потому что он нужен другим.

Смерть я видел очень много. Я пятнадцать лет работал врачом, из которых пять лет на войне или во французском Сопротивлении. После этого я сорок шесть лет прожил священником и хоронил постепенно целое поколение нашей ранней эмиграции; так что смерть я видел много. И меня поразило, что русские умирают спокойно; западные люди чаще со страхом. Русские верят в жизнь, уходят в жизнь. И вот это одна из вещей, которые каждый священник и каждый человек должен повторять себе и другим: надо готовиться не к смерти, надо готовиться к вечной жизни.

О смерти мы ничего не знаем. Мы не знаем, что происходит с нами в момент умирания, но хотя бы зачаточно знаем, что такое вечная жизнь. Каждый из нас знает на опыте, что бывают какие-то мгновения, когда он живет уже не во времени, а такой полнотой жизни, таким ликованием, которое принадлежит не просто земле. Поэтому первое, чему мы должны учить себя и других, это готовиться не к смерти, а к жизни. А если говорить о смерти, то говорить о ней только как о двери, которая широко распахнется и нам даст войти в вечную жизнь.

Но умирать все-таки не просто. Что бы мы ни думали о смерти, о вечной жизни, мы не знаем ничего о самой смерти, об умирании. Я вам хочу дать один пример моего опыта во время войны.

Я был младшим хирургом в прифронтовом госпитале. У нас умирал молодой солдатик лет двадцати пяти, моих лет. Я пришел к нему вечером, сел рядом и говорю: «Ну, как ты себя чувствуешь?» Он посмотрел на меня и ответил: «Я сегодня ночью умру”. — «А тебе страшно умирать?» — «Умирать не страшно, но мне больно расставаться со всем тем, что я люблю: с молодой женой, с деревней, с родителями; а одно действительно страшно: умереть в одиночестве». Я говорю: «Ты не умрешь в одиночестве». — «То есть как?» — «Я с тобой останусь». — «Вы не можете всю ночь просидеть со мной…» Я ответил: «Конечно, могу!» Он подумал и сказал: «Если даже вы и просидите со мной, в какой-то момент я этого больше сознавать не буду, и тогда уйду в темноту и умру один». Я говорю: «Нет, вовсе не так. Я сяду рядом с тобой, и мы будем разговаривать. Ты мне будешь рассказывать все, что захочешь: о деревне, о семье, о детстве, о жене, обо всем, что у тебя в памяти, на душе, что ты любишь. Я тебя буду держать за руку. Постепенно тебе станет утомительно говорить, тогда я стану говорить больше, чем ты. А потом я увижу, что ты начинаешь дремать, и тогда буду говорить тише. Ты закроешь глаза, я перестану говорить, но буду тебя держать за руку, и ты периодически будешь жать мне руку, знать, что я тут. Постепенно твоя рука, хотя будет чувствовать мою руку, больше не сможет ее пожимать, я сам начну жать твою руку. И в какой-то момент тебя среди нас больше не будет, но ты уйдешь не один. Мы весь путь совершим вместе». И так час за часом мы провели эту ночь. В какой-то момент он действительно перестал сжимать мою руку, я начал его руку пожимать, чтобы он знал, что я тут. Потом его рука начала холодеть, потом она раскрылась, и его больше с нами не было. И это очень важный момент; очень важно, чтобы человек не был один, когда уходит в вечность.

Но бывает и по-другому. Иногда человек болеет долго, и если он тогда окружен любовью, заботой — умирать легко, хотя больно (я об этом тоже скажу). Но очень страшно, когда человек окружен людьми, которые только и ждут, как бы он умер: мол, пока он болеет, мы пленники его болезни, мы не можем отойти от его койки не можем вернуться к своей жизни, не можем радоваться своим радостям; он, как темная туча, висит над нами; как бы он умер поскорее… И умирающий это чувствует. Это может длиться месяцами. Родные приходят и холодно спрашивают: «Ну как тебе? ничего? тебе что-нибудь нужно? ничего не нужно? ладно; ты знаешь, у меня свои дела, я еще вернусь к тебе». И даже если голос не звучит жестоко, человек знает, что его посетили, только потому что надо было посетить, но что его смерти ждут с нетерпением.

А иногда бывает иначе. Человек умирает, умирает долго, но он любим, он дорог; и сам тоже готов пожертвовать счастьем пребывания с любимым человеком, потому что это может дать радость или помощь кому-то другому. Я позволю себе сейчас сказать нечто личное о себе.

Моя мать в течение трех лет умирала от рака; я за ней ходил. Мы были очень близки, дороги друг другу. Но у меня была своя работа, — я был единственным священником лондонского прихода, и кроме того раз в месяц должен был ездить в Париж на собрания Епархиального совета. У меня не было денег позвонить по телефону, поэтому я возвращался, думая: найду я мать живой или нет?. Она была жива, — какая радость! какая встреча! .. Постепенно она стала угасать. Бывали моменты, когда она позвонит в звонок, я приду, и она мне скажет: «Мне тоскливо без тебя, побудем вместе». А бывали моменты, когда мне самому было невмоготу. Я поднимался к ней, оставляя свои дела, и говорил: «Мне больно без тебя». И она меня утешала о своем умирании и своей смерти. И так постепенно мы вместе уходили в вечность, потому что когда она умерла, она с собой унесла всю мою любовь к ней, все то, что между нами было. А было между нами так много! Мы прожили почти всю жизнь вместе, только первые годы эмиграции жили врозь, потому что негде было жить вместе. Но потом мы жили вместе, и она меня знала глубоко. И как-то она мне сказала: «Как странно: чем больше я тебя знаю, тем меньше я могла бы о тебе сказать, потому что каждое слово, которое я о тебе сказала бы, надо было бы исправлять какими-нибудь дополнительными чертами». Да, мы дошли до момента, когда знали друг друга так глубоко, что сказать друг о друге ничего не могли, а приобщиться к жизни, к умиранию и к смерти — могли.

И вот мы должны помнить, что каждый умирающий в таком положении, когда какая бы то ни была черствость, безразличие или желание «наконец бы это кончилось» — невыносимы. Человек это чувствует, знает, и мы должны научиться преодолевать в себе все темные, мрачные, скверные чувства и, забывая о себе, глубоко задумываться, вглядываться, вживаться в другого человека. И тогда смерть делается победой: О смерть, где твое жало?! О смерть, где твоя победа? Воскрес Христос, и мертвых ни один во гробе…

Я хочу сказать еще нечто о смерти, потому что то, что я уже сказал, очень лично. Смерть нас окружает все время, смерть — это судьба всего человечества. Сейчас идут войны, умирают люди в ужасном страдании, и мы должны научиться быть спокойными по отношению к собственной смерти, потому что мы в ней видим жизнь, зарождающуюся вечную жизнь. Победа над смертью, над страхом смерти заключается в том, чтобы жить глубже и глубже вечностью и других приобщать к этой полноте жизни.

Но перед смертью бывают другие моменты. Мы не сразу умираем, не просто телесно вымираем. Бывают очень странные явления. Мне вспоминается одна наша старушка, такая Мария Андреевна, замечательное маленькое существо, которая как-то ко мне пришла и говорит: «Отец Антоний, я не знаю, что с собой делать: я больше спать не могу. В течение всей ночи в моей памяти поднимаются образы моего прошлого, но не светлые, а только темные, дурные, мучающие меня образы. Я обратилась к доктору, просила дать мне какое-нибудь снотворное, но снотворное не снимает это марево. Когда я принимаю снотворное, я больше не в силах как бы отделить от себя эти образы, они делаются бредом, и мне еще хуже. Что мне делать?» Я ей тогда сказал: «Мария Андреевна, знаете, я в перевоплощение не верю, но верю, что нам дано от Бога пережить нашу жизнь не раз, — не в том смысле, что вы умрете и снова вернетесь к жизни, а в том, чтo сейчас с вами происходит. Когда вы были молоды, вы, в узких пределах своего понимания, порой поступали нехорошо; и словом, и мыслью, и действием порочили себя и других. Потом вы это забыли и в разном возрасте продолжали в меру своего понимания поступать подобно, опять-таки, себя унижать, осквернять, порочить. Теперь, когда у вас больше нет сил сопротивляться воспоминаниям, они всплывают, и каждый раз, всплывая, как бы говорят вам: Мария Андреевна, теперь что тебе за восемьдесят лет, почти девяносто — если бы ты оказалась в том же положении, которое тебе сейчас вспоминается, когда тебе было двадцать, тридцать, сорок, пятьдесят лет, ты поступила бы так, как поступила тогда?. Если вы можете глубоко вглядеться в то, что было тогда, в свое состояние, в события, в людей и сказать: нет, теперь, со своим опытом жизни, я ни за что не могла бы сказать это убийственное слово, не могла бы так поступить, как я поступила! — если вы можете это сказать всем своим существом: и мыслью, и сердцем, и волей, и плотью своей, — это от вас отойдет. Но будут приходить другие, еще и еще другие образы. И каждый раз, когда будет приходить образ, перед вами Бог будет ставить вопрос: это твой прошлый грех или это все еще твой теперешний грех? Потому что если вы когда-то возненавидели какого-нибудь человека и не простили ему, не примирились с ним, то тогдашний грех — ваша теперешняя греховность; она от вас не отошла и не отойдет, пока вы не покаетесь».

В этом же роде могу дать и другой пример. Меня вызвала однажды семья одной нашей ветхой старушки, светлой-пресветлой женщины. Она явно должна была умереть в тот же день. Она поисповедалась, и напоследок я ее спросил: «А скажите, Наташа, вы всем и все простили или у вас какая-то заноза еще есть в душе?» Она ответила: «Всем я простила, кроме своего зятя; ему не прощу никогда!» Я сказал на это: «В таком случае я не дам вам разрешительной молитвы и не причащу Святых Таин; вы уйдете на суд Божий и будете отвечать перед Богом за свои слова”. Она говорит: «Ведь я сегодня умру!» — «Да, вы умрете без разрешительной молитвы и без причащения, если не покаетесь и не примиритесь. Я вернусь через час» — и ушел. Когда через час я вернулся, она меня встретила сияющим взором и говорит: «Как вы были правы! Я позвонила своему зятю, мы объяснились, примирились — он сейчас едет ко мне, и я надеюсь, до смерти мы друг друга поцелуем, и я войду в вечность примиренная со всеми».

Фото www.flikr.com, _ghosty_, фрагмент

Читайте также:

18 февраля 2017: РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА

С ЛЮБИМЫМИ НЕ РАССТАВАЙТЕСЬ!

ДНИ ПОМИНОВЕНИЯ УСОПШИХ. ИНФОГРАФИКА

foma.ru

Поминальные родительские субботы в 2019 году

Многие знают о том, что усопших принято поминать во второй вторник после Пасхи. Однако вместе с тем, интересно и то, когда наступает родительская суббота, что это за день, в чем его особенности.

На самом деле в православном календаре мы можем найти не одну, а целых 8 поминальных дней. Каждый из них имеет свое название и особенности, о которых подробно рассказывается далее.

Родительские субботы 2019: полный список дат

Есть несколько ответов на вопрос, когда в этом году наступит родительская суббота:

  1. Вселенскую родительскую Мясопустную субботу отмечают 2 марта.
  2. Во время Великого поста выпадает сразу три родительских субботы – на 2, 3 и 4 неделях (т.е. 23, 30 марта и 6 апреля).
  3. А дальше делается перерыв, связанный со Страстной неделей и празднованием Пасхи. Следующий день – Радоница (его часто называют родительским), которая выпадает на 7 мая 2019 года.
  4. Затем вспоминают всех павших, сражавшихся за Родину в годы Великой Отечественной войны, т.е. 9 мая.
  5. После этого поминают усопших в день Троицкой субботы – 15 июня.
  6. Затем отдают честь всем павшим воинам за Царя и Отечество 11 сентября.
  7. Последняя родительская суббота отмечается 2 ноября 2019 года (ее называют Дмитриевская).

Даты этих дней тесно связаны с важнейшими церковными событиями (Великим постом, Пасхой и праздником Троицы). Поэтому все даты являются переходящими – они меняются из года в год. Исключение составляет только день памяти 9 мая, который по понятным причинам отмечается только в эту дату.

Что это такое — родительская суббота

Интересно также понять, что такое родительская суббота – ведь фактически поминальный день может выпасть и на другие дни недели (хотя в большинстве случаев это именно 6 день).

На этот счет существует несколько версий. Заслуживают внимания по крайней мере две из них:

  1. Прежде всего, Библия описывает сотворение мира за 6 дней, после чего Бог отдыхал от всех своих дней и назвал его субботой (долгое время именно она и была 7 днем недели, а не воскресенье). Состояние покоя хорошо гармонирует с настроем человека, который желает помянуть усопшего. В таком деликатном вопросе нет места суете, да и рутинные дела лучше отложить на потом.
  2. А еще есть мнение, что само слово суббота дословно означает «ходатайство» (перевод с древнегреческого). И в этом случае тоже все становится на свои места: поминая покойных, люди пытаются ходатайствовать об усопшем перед Богом. Вот почему принято усиленно молиться за бессмертную душу, покинувшую наш мир, а еще – раздавать милостыню, чтобы оказать умершему духовную помощь.

Особые дни поминовения

Когда говорят о ближайшей или любой другой родительской субботе, важно учесть, о каком именно дне идет речь. Даты поминовения имеют разное значение – например, в православной церкви усиленно вспоминают усопших в особые 5 дней:

В эти дни принято служить заупокойную за всех усопших православных, а не только за родителей. Конечно, это не означает, что в другие дни вспоминать их запрещается.

Просто именно эти 5 дат в году являются наиболее значимыми и масштабными для поминания. Причем Мясопустная и Троицкая субботы относятся ко вселенским – в церквях служатся вселенские панихиды в память обо всех крещеных, которые уже ушли в мир иной.

Частные родительские дни

А эти дни согласно церковному уставу не значатся как заупокойные, однако службы все равно проходят – причем именно в трех православных церквях:

  • Русской;
  • Болгарской;
  • и Сербской.

К таким дням относятся:

  1. Основная дата – это Радоница (она всегда выпадает на второй вторник после Пасхи), которую отмечают в этом году (2019) — 7 мая. Традиционно принято посещать церковь и затем отправиться на кладбище, чтобы навести полный порядок на могиле. А вот оставлять там еду и тем более водку, да еще и самому принимать алкоголь крайне не рекомендуется.
  2. 9 мая – не только День Победы, но еще и день скорби. Мы вспоминаем обо всех жертвах чудовищной и страшной войны. Служат панихиды и в церквях, поэтому каждый человек может совершить заупокойную молитву и раздать милостыню.
  3. Еще один частный день – это 11 сентября. История этой даты уходит в далекий 18 век, когда императрица Екатерина Великая издала указ о поминовении погибших в Русско-турецкой войне. Принято отдавать последнюю дань уважения всем православным солдатам.
  4. Также к этим датам относится и Дмитриевская (Димитриевская) родительская суббота (в этом году 2 ноября 2019), которая приурочена к дню памяти Великомученика Димитрия Солунского. Интересно, что традиция сложилась еще со времен Дмитрия Донского, который помянул своего павшего товарища после Куликовской битвы 1380 года.

Субботы малых постов

Наконец, есть и еще три памятных дня – это субботы, которые наступают накануне памятных постов:

  • Рождественского;
  • Петрова;
  • Успенского.

В такие дни можно также помянуть усопшего человека – помолиться за него и подать милостыню.

Таким образом, если говорить о том, сегодня или нет поминальная родительская суббота, стоит сразу обратиться к церковному календарю. Дней для памяти близких действительно много, и самое главное – вспомнить человека и отдать ему дань уважения.

Лучше всего отправиться в храм, а затем навести порядок на могиле. А вот употребление водки, оставление на могиле продуктов крайне нежелательно.

zavedeno.com

Родительские субботы

Суббота Дата Описание
Вселенские родительские субботы
Троицкая суббота В субботу перед праздником Святой Троицы В Троицкую и Мясопустную субботы совершается вселенская панихида.
Мясопустная суббота За седмицу до Великого поста Мясопустной она называется, потому что предшествует Мясопустной Неделе (воскресенью перед Масленицей).
Родительские субботы Великого поста
Субботы Великого поста Субботы 2, 3, 4-ой седмиц Великого поста Во время будних дней Великого поста обычная Литургия не совершается, если нет большого праздника. Следовательно и главное литургическое поминовение усопших тоже совершается реже. Чтобы не лишать умерших молитвенного представительства о них, Церковь установила эти три особых дня для молитвы о них.
Частные родительские субботы
Радоница 9-й день после Пасхи, вторник  Радоница – от слова радость, т.к. этот день всегда выпадает на пасхальный период. Обычно в этот день совершается панихида, в которую включаются и пасхальные песнопения. После службы верующие посещают кладбище – помолиться об усопших.
День памяти православных воинов 11 сентября Поминовение было установлено во время Русско-турецкой войны (1768-1774)
Димитриевская родительская суббота Суббота, предшествующую дню памяти великомученика Димитрия Солунского (8 ноября) Установлена благоверным князем Димитрием Донским после возвращения в Москву с битвы на Куликовом поле (8 сентября 1380 г.). По возвращении с поля брани, Димитрий Иоаннович посетил заупокойное богослужение в Троице-Сергиевой обители. Со временем сложилась традиция совершать такое поминовение ежегодно.
День поминовения всех погибших в годы Великой Отечественной войны 9 мая После Литургии служится панихида. Особое поминовение всех погибших в годы гонений за веру во Христа совершается в день памяти новомучеников и исповедников Российских (первое воскресенье после 25 января)

Роди́тельские суббо́ты – девять дней сугубого поминовения усопших православных христиан. Всякая суббота посвящена в церковном календаре поминовению усопших, но есть и особо выделенные субботние дни. Родительскими они именуются потому, что родители — самые близкие нам люди, однако молятся в эти дни не только за родственников.  Все родительские субботы, кроме одной (9 мая), имеют переходящую дату.

В эти дни совершаются заупокойные богослужения — парастасы, панихиды, заупокойные литии. Необходимо иметь в виду, что общественные богослужения могут начинаться накануне вечером (т.е. в пятницу), т.к. богослужебный день начинается с вечера.

Из девяти дней сугубого поминовения усопших, выделяются две Вселенские поминальные субботы: Мясопустная и Троицкая. Основной смысл этих «вселенских» (общих для всей Православной Церкви) заупокойных богослужений – в молитве за всех почивших православных христианах, независимо от их личной близости нам.

***

Родительская суббота – обобщенное наименование дня особого поминовения усопших. Особого не в плане какого-то другого, а в плане усиленного. В этот день вся полнота Церкви молится об упокоении душ умерших православных христиан. Для нас – живых – этот день памяти наших близких и любимых следует, по возможности, провести в молитве. Лейтмотив всех молитв об упокоении – прощение грехов. Мертвым уже некогда каяться и просить прощения, зато мы можем приложить все силы и просить Бога о милости к ним. И Господь, видя наше рвение, принимая во внимание наши подвиги молитвы и милостыни (а за усопших можно подавать милостыню) может простить все грехи умершего человека. В родительские субботы православному христианину, по возможности, нужно посетить заупокойную литургию и панихиду, молиться во время богослужения не только за наших близких, но и за все умерших православных христианах (по церковнославянски – «от века усопших»), после этого посетить кладбище и там совершить уже частную молитву – панихиду, литию или, если позволяет время, прочитать 17 кафизму Псалтири. Это самое главное. А насчет трапезы – церковными правилами эта сторона жизни никак не регламентируется. Правило одно – умеренность. Во всем. И не забывайте: главное в этот день – молитва.

иерей Павел Коньков (журнал «Фома»)

***

Когда в храме совершаются заупокойные богослужения родительских суббот?

Богослужебный день начинается с вечера, поэтому заупокойные службы часто начинаются с вечера предыдущего дня. Самое важное поминовение — на Литургии (обычно служится утром).

Нужно ли ездить на кладбище в родительскую субботу?

Молитвенное поминовение в храме несравненно важнее для усопших, чем посещение могилы, однако первое не исключает второго. Важно соблюсти иерархию: богослужение в первую очередь, поездка на кладбище — во вторую. На могиле христиане совершают поминовение мирским чином или приглашают священника. 

Зачем в храм приносят еду?

Изначально продукты приносили для совместной поминальной трапезы. В наше время — в качестве жертвы священно- и церковнослужителям на помин души.

Следует трезво относиться к традиции приносить еду «на канун«, исходя из современных реалий. Батюшкам при всём усердии не скушать 30 батонов хлеба или 20 пачек пряников, поэтому из продуктов имеет смысл приносить то, что длительно сохраняется. Пожертвование можно совершить и в церковную кружку, у храма много нужд, не только пищевых.

Page 2

• алфавитный указатель •

Религиозным может считаться человек, который в своей жизни сделал хотя бы один поступок по религиозным соображениям. Не по моральным принципам, а именно ради Бога. Православный же человек – это тот, кто судит себя по заповедям Евангелия и Церкви.Человеку неверующему рассуждать о религии – это всё равно, что слепому рассуждать об особенностях Рембрандта. Религия – это мир опыта.диакон Андрей

Всё, что совершается в видимом мире, имеет в себе некую духовную сущность: прп. Амвросий говорил, что всё нужно оценивать взглядом оттуда, а святитель Николай Сербский – что весь видимый мир является символом невидимого.

azbyka.ru

Родительские субботы и дни особого поминовения усопших

Когда в Церкви молятся об усопших?

Учение Православной Церкви о душе говорит о том, что смерть не является завершением земной жизни, а только переходом в иной мир. У Бога все живы — именно поэтому Церковь постоянно молится не только за живых своих членов, но и за всех почивших. Чтобы показать, насколько важна роль поминальных молитвословий, перечислим основные моменты их присутствия в богослужении:

1) молитвы об упокоении совершаются в Церкви ежедневно (на литургии, во время панихид);

2) по церковному уставу каждый из семи дней недели посвящен определенному событию и имеет свои особенности богослужения. Суббота посвящается памяти святых и всех почивших христиан;

3) частное поминовение умерших совершается в 3-й, 9-й и 40-й дни после смерти, а также на годовщину. Ежегодно панихиды по родным заказывают на именины или в день рождения покойного;

4) дни общего церковного поминовения именуются родительскими субботами. Две из шести родительских суббот (Мясопустная и Троицкая) носят название вселенских, так как полностью посвящены молитвословию о почивших во все времена и имеют исключительный богослужебный порядок.

В течение года количество заупокойных молитв разнится от наименьшего в предпраздничные и праздничные дни до наибольшего во вселенские родительские субботы, которые почти полностью состоят из заупокойных молитвословий.

Что такое родительские субботы?

Дни особого поминовения в Православной Церкви именуются родительскими субботами. Такое название объясняется тем, что в эти дни христиане молятся об упокоении своих родителей (это слово следует понимать шире — дедов, прадедов и всех предков своего рода (прародителей)), а также всех усопших православных христиан. Люди в эти дни посещают кладбища, ухаживают за могилами, заказывают панихиды в храмах или совершают богослужения над могилами самостоятельно — мирским чином (чтение литии).

Вселенские родительские субботы

Субботы перед Масленицей и Духовым днем (Пятидесятницей) — это дни, когда все православные христиане призываются к усиленной молитве об усопших членах Церкви — знакомых и незнакомых, далеких и близких.

Мясопустная суббота предшествует Неделе (воскресенью), в которую Церковь вспоминает о Страшном Суде и сугубо молится обо всех почивших. Это поминовение вообще всех умерших православных людей говорит о единстве Церкви, тело которой составляют души не только живых, но и мертвых, объединенные во Христе.

Троицкая суббота связывается с сошествием Святого Духа в пятидесятый день после Воскресения Христова. Это событие является одним из ключевых для понимания учения о спасении. Святой Дух, сошедший на апостолов, является для всего человечества свидетельством присутствия Божия рядом с людьми, обещанием спасения. Считается, что в день Пятидесятницы была образована апостольская Церковь.

Чин богослужения двух вселенских суббот составлен особенным, исключительным образом: некоторые произносимые в этот день молитвы не присутствуют ни в каких других службах. Если в этот день выпадает память святых, то она переносится на следующий день. Если же выпадает престольный или двунадесятый праздник, заупокойная служба совершается в отдельной части церкви — усыпальнице либо переходит на предыдущую субботу или четверг.

Нужно отметить, что в первую очередь во время вселенских суббот поминаются все усопшие от века православные христиане, а уже во вторую очередь — непосредственно наши сродники. Однако, чтобы дать людям помолиться более лично и усердно именно о своих родных, кроме поминовения на утрени и вечерне совершается еще и великая панихида. В чем отличие между этими поминовениями? Если утреня и вечерня совершаются по исключительному, специально составленному для двух этих дней порядку и носит всеобъемлющий характер, то во время панихиды произносятся молитвы более общие по содержанию и употребляющиеся также при других обстоятельствах (например, канон из обычных заупокойных субботних служб). Еще одним важным отличием является то, что на утрене поминание совершается без указания конкретных имен, но за всех «праотец, отец и братий...», а на панихиде оно происходит по церковным синодикам и личным помянникам.

Субботы Великого поста

Нарочитое (особенное) поминовение усопших совершается также в субботы 2-й, 3-й и 4-й недель Великого поста. Эти субботы являются своего рода восполнением того, что во время Четыредесятницы практически не совершается литургическое поминовение. Перечисленные субботы также называются родительскими, но их чинопоследование не носит такого особенного характера, как в случае с Троицкой и Мясопустной субботами, поэтому родительские субботы Великого поста не называют вселенскими.

Еще одно отличие состоит в том, что во вселенских субботах на первый план выходит поминовение всех умерших во все века существования человечества, а в великопостные субботы главная роль отдается все-таки молитвам об усопших родственниках (совершается во время утрени и вечерни). Отдельная вселенская панихида в этот день не служится. Родительские субботы Великого поста отличает от вселенских и то, что в эти дни не отменяется прославление святых, а если суббота совпадает с Благовещением, престольным праздником либо полиелеем, то заупокойная служба не переносится на другой день, а просто опускается.

Частные родительские дни

Некоторые дни поминовения встречаются лишь в практике Русской Православной Церкви. К ним относятся Димитриевская суббота, Радоница, 9 мая (память погибших в Великой Отечественной войне) и 11 сентября (день памяти православных воинов, установленный указом императрицы Екатерины II, совершается нерегулярно).

Димитриевская суббота

Как гласит предание, этот день был утвержден благоверным князем Димитрием Донским в субботу перед днем памяти его святого покровителя — великомученика Димитрия Солунского (26 октября) — в год Куликовской битвы (1380). Тогда князь впервые повелел отслужить в обители преподобного Сергия Радонежского заупокойную службу в память воинов, павших на Куликовом поле.

Со временем связь этого дня с его историческим истоком ослабела, и сегодня Димитриевская суббота является поминальной родительской субботой, без частного соотнесения с событиями 700-летней давности.

Радоница

Радоница является, пожалуй, самым известным (даже в нецерковных кругах) днем поминовения усопших. В этот день всегда объявляется государственный выходной, чтобы все люди (как верующие, так и светские) имели возможность посетить родные могилы.

Дата Радоницы является переходящей — зависящей от даты Пасхи. Чаще всего она назначается на вторник (если не совпадает с важными праздниками) Фоминой седмицы (вторая неделя после Пасхи).

Установление такого особого дня поминовения связано с Великим постом. Дело в том, что на протяжении постных седмиц очень часто нарочитое поминовение умерших (которое всегда совершается в 3-й, 9-й и 40-й дни) не может быть совершено из-за особенностей великопостного богослужебного устава. Поэтому к концу поста накапливается множество неотслуженных панихид, которые переносятся на первый день, когда можно совершить полную литургию и панихиду. Таким днем и является Радоница.

Поскольку Радоница всегда совпадает с попразднством, в этот день нет никаких специальных заупокойных молитвословий ни на литургии, ни на утрени и вечерне. Поминальные молитвы присутствуют только на полунощнице, а также служится великая панихида после вечерни.

Суеверия, связанные со смертью и поминками

Удивительно, но факт: в мире победившей науки, где люди часто ставят под сомнение все мировые религии, всё еще невероятно сильны так называемые народные приметы, или суеверия.

Этимология слова «суеверие» говорит сама за себя: суетная вера, вера в нечто пустое, несуществующее.

Поскольку смерть для любого человека является темой, окруженной многими тайнами и вопросами, к ней, как к магниту, притягивается и такое же количество различных суеверий. Так, очень распространены многочисленные предрассудки, связанные с организацией поминок. Часто по усопшему устраивается настоящая тризна с большим количеством разнообразных яств и алкоголя. Однако церковные люди должны понимать, что поминки организуются главным образом для того, чтобы проявить милость к людям, которые присутствовали на отпевании и похоронах. Еда нужна живым, душа же покойного нуждается в молитвах.

Абсолютно бессмысленны и все приметы, связанные непосредственно с поминальной едой. Некоторые особенно суеверные люди считают, что еду с поминок нельзя уносить домой, потому что она «обладает отрицательной энергетикой». Это утверждение является ни на чем не основанным суеверием. Еда была приготовлена для того, чтобы накормить людей, и если она остается — ее можно и нужно раздать.

Масса суеверий связывается с подготовкой к похоронам. Часто приходится наблюдать, как в доме завешивают зеркала (чтобы случайно в них не увидеть покойника), переворачивают стулья, на которых стоял гроб (чтобы живые не сели на них) и многие подобные вещи. Как верующие христиане, мы должны всячески искоренять подобные языческие предрассудки в окружающем обществе, объяснять людям полную бессмысленность таких действий.

Абсурдной и одновременно неискоренимой является традиция приносить на кладбище еду или сладости, а также оставлять стопку водки «для покойника». Стоит ли говорить обо всей нелепости подобных обычаев? Душа, которая уже не имеет материальной оболочки, не нуждается ни в чем материальном, в том числе в пище. Чтобы почтить память наших родных, мы можем заботиться об их могилах, о поддержании их в чистоте и порядке. Можем приносить на кладбище цветы и венки. Но самое главное, что мы можем сделать, — это послужить над могилой литию, попросить Господа помянуть усопшего.

В христианстве нет места магии. Цель жизни христианина — очистить собственную душу. Цель его смерти — соединиться с Богом в Царстве Небесном. В отличие от бытовых суеверий и предрассудков, каждое религиозное действие имеет высокую цель. Об этом мы должны твердо помнить и отличать одно от другого.

Даты родительских суббот и дней поминовения усопших в 2019 году

Поминовение пострадавших в годину гонений за веру Христову — 10 февраля.

Вселенская родительская суббота (мясопустная) — 2 марта.

Суббота 2-й седмицы Великого поста — 23 марта.

Суббота 3-й седмицы Великого поста — 30 марта.

День поминовения всех погибших в годы Великой Отечественной войны — 9 мая.

Радоница — 7 мая.

Троицкая родительская суббота — 15 июня.

Димитриевская родительская суббота — 2 ноября.

obitel-minsk.ru


Смотрите также