Преуспеяние пресвятой богородицы


Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы

Праздник Успения Пресвятой Богородицы, принадлежащий к числу двунадесятых, отмечается 15 августа по старому стилю (28 августа по новому стилю). В этот день Святая Церковь воспоминает праведную кончину Божией Матери — событие, окрашенное одновременно печалью об окончании жизненного пути Предстательницы за род человеческий и радостью о соединении Пречистой Матери Господней с Сыном Своим. 

Праздник Успения Богоматери установлен Церковью с давних времен. О нем упоминается в сочинениях блаженного Иеронима, блаженного Августина и Григория, епископа Турского. В IV веке он уже повсеместно праздновался в Византии. По желанию византийского императора Маврикия, одержавшего победу над персами 15 августа, день Успения Богоматери (с 595 г.) сделался праздником общецерковным.

Но первоначально праздник совершался не в одно время: в одних местах — в январе месяце, в других — в августе. Так, на Западе, в Римской Церкви (в VII в.) 18 января праздновалась «Кончина Девы Марии», а 14 августа — «Взятие на небо». Общее празднование Успения 15 августа в большинстве восточных и западных Церквей устанавливается лишь в VIII—IX вв.

Основной целью установления праздника было прославление Богоматери и Ее Успения. К этой основной цели в IV—V веках присоединяется и другая — обличение заблуждений еретиков, посягавших на достоинство Богоматери, в частности, заблуждения коллиридиан, еретиков IV века, отрицавших человеческую природу Пресвятой Девы (вследствие чего отрицавших и Ее телесную кончину).

В V веке написаны стихиры на этот праздник свт. Анатолием, патриархом Константинопольским, а в VIII веке — два канона св. Космою Маиумским и преп. Иоанном Дамаскиным.

«Иисус, увидев Матерь и ученика, тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: «Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин. 19, 26—27).

Евангелие от Иоанна повествует о том, что Иисус, претерпевая Крестные страдания, поручает свою Мать заботам любимого ученика Иоанна. Пресвятая Богородица поселилась в доме Иоанна Богослова недалеко от Елеонской горы. Она была с теми, кто поддерживал и утверждал молодую христианскую Церковь. Уверовавшие во Христа приходили в Иерусалим из дальних стран, чтобы увидеть и услышать Богородицу. Апостолы записали все, что Она рассказывала о Своей жизни и о земной жизни Своего Сына. Церковный историк Никифор Каллист подробно изложил предание, которое передает обстоятельства Успения Божией Матери. Предание основано на свидетельстве священномученика Дионисия Ареопагита и сочинении епископа Сардийского Мелитона, составленного во II в.

Никифор Каллист писал о том, что многие из тех, кто не верил в учение Христа, покушались на жизнь Матери Божией. Из дома Она выходила только в церковь и всегда в сопровождении близких. Нередко Она приходила к Святому Гробу Господню на Голгофу и там молилась.

В одно из таких посещений Ей явился Архангел Гавриил и поведал о скором Ее переселении из этого мира в мир небесный, вручив Ей в залог пальмовую ветвь. Пресвятая Богородица рассказала об этом Иосифу из Аримафеи как о благой вести, потому что скоро Она должна была увидеть Своего Сына.

По молитве Божией Матери сделалось так, что ко времени Успения в Иерусалим из дальних стран стали собираться Апостолы. Св. Иоанн Дамаскин говорил, что они слетелись, подобно облакам и орлам, чтобы послужить Матери Божией. Она сообщила им, что скоро покинет их.

Во время беседы с Апостолами пред Ней чудным образом предстал Апостол Павел со своими учениками. Наступил час, когда должно было свершиться Успение Божией Матери. Апостолы окружили ложе, на котором пребывала Дева Мария. Внезапный свет затмил пламя горевших свечей, и сошел сам Христос, окруженный Ангелами и Архангелами. Видевших это охватил священный трепет.

Божия Матерь произнесла: «Величит душа Моя Господа и возрадовался дух Мой о Бозе Спасе Моем, яко призре на смирение рабы Своея».

Без страдания, как бы во сне, душа Пресвятой Девы покинула этот мир и отошла к Вечной жизни.

Святые Апостолы Петр, Павел, Иаков и другие понесли одр, на котором лежало тело Пресвятой Богородицы, через весь Иерусалим в Гефсиманию. Над процессией появилось облако света и послышались звуки небесной музыки.

О погребальном шествии донесли первосвященникам. Послали стражу, чтобы разогнать процессию, но облако спустилось к земле и закрыло ее от нападавших. Были слышны шаги и пение, но никого не было видно. Первосвященник Афония попытался опрокинуть одр, но его руки были отсечены невидимой силой. Афония ужаснулся и раскаялся, он получил исцеление и стал исповедовать учение Христа.

К вечеру святые Апостолы положили тело Пресвятой Богородицы во гроб и закрыли вход в пещеру большим камнем.

По Божиему промыслу Апостол Фома не присутствовал при погребении Богородицы. Он пришел в Иерусалим по прошествии двух дней на третий и стал плакать возле гроба. Апостолы сжалились над ним и отвалили камень от гроба, чтобы Апостол Фома мог приложиться к святому телу Приснодевы. Но тело Ее исчезло, и в пещере лежали только погребальные пелены.

Пречистая Богородица была взята на небо в теле. Вечером того же дня за трапезой им явилась Матерь Божия и произнесла: «Радуйтеся, яко с вами есмь во вся дни». В ответ Апостолы воскликнули при преломлении хлеба: «Пресвятая Богородица, помогай нам».

Праздник Успения Пресвятой Богородицы торжественно совершается в Гефсимании, на месте Ее погребения. Здесь возведен храм, в котором хранятся погребальные пелены Богородицы. В IV в. священный покров был перенесен во Влахернский храм. В 866 г. русский флот подошел к Константинополю, и город был осажден язычниками. Император и Патриарх Константинопольский молились всю ночь во Влахернском храме, а затем погрузили погребальную ризу Богоматери в море. Внезапно поднялась буря и разметала русские корабли в разные стороны. Русь потерпела поражение, которое знаменовало победу христианства.

Кончину Богородицы Церковь называет успением, а не смертью, потому что смерть как возвращение земле ее персти, а духа — Богу, «Иже даде его», не коснулась Благодатной Заступницы нашей. «Побеждены законы природы в Тебе, Дева Чистая, — воспевает Святая Церковь в тропаре праздника, — в рождении сохраняется девство, и со смертию сочетается жизнь: пребывая по рождении Девою и по смерти Живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Твое». Она лишь уснула, чтобы в то же мгновение пробудиться для жизни вечноблаженной и после трех дней с нетленным телом вселиться в небесное нетленное жилище. Она опочила сладким сном после тяжкого бодрствования Ее многоскорбной жизни и «преставилась к Животу», то есть Источнику Жизни, как Матерь Жизни, избавляя молитвами Своими от смерти души земнородных, вселяя в них Успением Своим предощущение жизни вечной.

Тропарь, гл.1. 

В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота,и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

Кондак, гл.2.

В молитвах неусыпающую Богородицу, и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь, к животу престави, во утробу Вселивыйся приснодевственную.

Величание.

Величаем Тя, пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим успение Твое.

Четыре удела Пресвятой Богородицы

Четыре места на Земле Пресвятая Богородица взяла под особое Свое покровительство. Это Ее земные жребии, или земные уделы, — Иверия, Афон, Киев и Дивеево. В письме Императору Николаю I от 7 марта 1854 года «служка Серафимов и Божией Матери» Николай Александрович Мотовилов поясняет: «Благословение Ея для всех сих четырех мест состоит в том, что Она по три часа каждодневно обещалась быть Сама лично в каждом их сих мест — и ни одного из жителей их не допустит до погибели».

Иверия

 

По вознесении Господа апостолы в Сионской горнице бросили жребий: кому в какую страну идти проповедовать Евангелие. Богоматерь сказала, что и Она желает принять вместе с апостолами жребий и иметь страну, которую изволит дать Ей Сам Бог. Жребий пал на Иверию. Пречистая Богородица с радостью приняла Свой жребий и тотчас, по сошествии Святого Духа в виде огненных языков, хотела идти в Иверскую страну, чтобы проповедовать там слово Божие, но Ангел Божий сказал Ей: «Страна, выпавшая Тебе, просветится впоследствии, и Твое владычество утвердится там; по прошествии некоторого времени Тебе предстоит труд благовестия в земле, в какую направит Тебя Бог». Господь же возвестил Ей волю Свою: «О Матерь Моя, не отвергну жребия Твоего и не оставлю народа Твоего без участия в небесных благах ходатайством Твоим. Но пошли вместо Себя первозванного Андрея в удел Твой».

После этого явления Пресвятая Богородица призвала к Себе апостола Андрея и сказала ему: «Я буду хранительницей жизни людей Иверской страны и, воздевая о них руки к Сыну Моему, буду испрашивать им от Него помощи во всем». Вскоре после этого святой Андрей отправился на проповедь слова Божия, и вера, проповедуемая им, стала укореняться в Иверии. Окончательное же утверждение христианства и объявление ее господствующей религией в Иверии совершилось в начале IV века равноапостольной Ниной, которой Пресвятая Богородица повелела: «Иди в Иверскую страну, в Мой жребий, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа и обрящешь у Него благодать, и Я буду тебе покровительницей».

В 48 году, Пресвятая Богородица вместе с апостолом Иоанном Богословом, спасаясь от гонений, воздвигнутых Иродом в Палестине, направилась на Кипр, где епископом в то время был воскрешенный Господом четырехдневный Лазарь. Во время морского путешествия они попали в бурю и, спасаясь от непогоды, пристали к берегу Афонской горы, в том месте, где впоследствии была основана Иверская обитель.

Пресвятая Богородица, восхищенная красотой этого места и с благоговением встреченная жителями, обратилась к Сыну Своему, чтобы Он даровал Ей всю Гору Афонскую. Тогда прозвучал глас с небес: «Пусть это место станет Твоим уделом, и садом, и раем, а еще — убежищем для тех, кто жаждет спасения». Проповедь Матери Божией просветила местных жителей, и они приняли святое крещение. «Это место будет Мне от Сына и Бога Моего. Пусть же будет благодать Божия на месте этом и на живущих здесь, с верой исполняющих заповеди Сына Моего. Все необходимое для жизни земной будут иметь они, и не оскудеет к ним милость Сына Моего и Бога до конца века. Этому месту Я буду Заступницей и буду просить о нем перед Богом», — сказала Пречистая.

Сама Царица Небесная дивным образом приводила на Афон подвижников. Первым из них стал преподобный Петр, которому Божия Матерь сказала: «Для служения Богу нет лучшего места, чем гора Афонская, которую Я приняла от Сына Моего и Бога в наследство Себе, чтобы те, которые хотят отойти от мирских хлопот и соблазнов, приходили сюда и служили Богу. Велика любовь Моя к этому месту, и придет время, когда оно из конца в конец, на север и на юг наполнится многими иноками. И если они от всей души будут служить Богу и хранить заповеди Его, то еще здесь, на земле, получат они Мою помощь; Я стану облегчать болезни и труды их, дам возможность иметь все необходимое, ослаблю вражеские брани против них и плод их прославлю во всей поднебесной».

В первой половине XI века на Афоне, возле монастыря Эсфигмен, подвизался и принял постриг выходец из Киевской Руси монах Антоний, будущий великий преподобный. Матерь Божия открыла игумену монастыря Феоктисту, что Антонию следует идти к себе на родину. В напутствие ему игумен сказал такие слова: «Иди обратно в русскую землю, пусть там живущие через тебя преуспевают и утверждаются в вере христианской, да будет с тобой благословение Святой горы!» Антоний прибыл с Афона в 1013 году. Он ископал пещеру в горе около селения Берестово, но через некоторое время возвратился на Афон. После утверждения в 1019 году на великокняжеском престоле в Киеве Ярослава Мудрого игумену Феоктисту в афонском монастыре Эсфигмен вновь было Божественное откровение о том, что необходимо послать монаха Антония в Русскую землю. Игумен призвал к себе Антония и сказал: «Иди опять в Россию, и да будет с тобой благословение Святой горы! Ибо многие черноризцы от тебя имеют произойти». В 1028 году Антоний вернулся на Русь и поселился в пещере на берегу Днепра, близ города Киева. Там он неустанно молился Богу и постился. К нему стали приходить христиане за благословением и советом. Некоторые из них постриглись в монахи. Так создалась великая Киево-Печерская лавра — Третий Удел Пресвятой Богородицы. Произошло это около 1028 года в правление великого князя Ярослава Мудрого.

Первоначально молитвенная жизнь монастыря сосредотачивалась в пещерах, где помещались и церковь, и трапезная с кельями. Но когда число братии умножилось, в пещерной церковке стало слишком тесно. Тогда преподобный Антоний благословил постройку деревянной церкви на горе. Так образовалась славная обитель, которая была названа Печерской, как основанная над пещерами. Ведя рассказ об этом, летописец замечает, что хотя и существуют многие монастыри, устроенные богатством царей и бояр, однако они не могут сравниться с теми, которые строятся молитвами святых, их слезами, пощением и бдением. Так и преподобный Антоний не имел золота, но своими трудами возрастил обитель, несравнимую с другими, которая явилась первым духовным центром Руси.

Начало Дивеевской общины ознаменовано чудесным участием Матери Божией. Урожденная дворянка Нижегородской губернии Агафия Семеновна Белокопытова вышла замуж за подпоручика Мельгунова, богатого помещика, владевшего имениями в Ярославской, Владимирской и Рязанской губерниях. Вскоре она овдовела, оставшись с младенцем-девочкой. Желая сохранить в чистоте свое вдовство, Агафия Семеновна оставила мир и посвятила себя иноческой жизни в киевском Флоровском монастыре. Однажды после полунощной молитвы Агафия Семеновна сподобилась в тонком видении увидеть Пресвятую Богородицу и услышать от Нее следующее: «Это Я, Госпожа и Владычица твоя, Которой ты всегда молишься. Я пришла возвестить тебе волю Мою. Не здесь хочу Я, чтоб ты окончила жизнь свою. Но как Я раба Моего Антония вывела из Афонского Жребия Моего, Святой горы Моей, чтоб он здесь, в Киеве, основал новый Жребий Мой, лавру Киево-Печерскую, так тебе ныне глаголю: изыди отсюда и иди в землю, которую Я покажу тебе. Иди на север России и обходи все великорусские места святых обителей Моих. И будет место, где Я укажу тебе окончить богоугодную жизнь твою, и прославлю имя Мое там, ибо в месте жительства твоего Я осную великую обитель Мою. Иди же, раба Моя, в путь, и благодать Божия, и сила Моя, и благодать Моя, и милость Моя, и щедроты Мои — да будут с тобою!»

Посоветовавшись с киевскими старцами, Агафия Семеновна оставила Флоровский монастырь и пошла на север. Обходя многие места и монастыри, она направилась к Сарову. Это было около 1760 года. За двенадцать верст от монастыря, в селе Дивеево Нижегородской губернии Ардатовского уезда, она присела отдохнуть возле небольшой деревянной церкви и в дремоте сподобилась вторичного видения Богоматери. «Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать на севере России...— сказала Пресвятая Богородица матушке Александре.— И вот здесь предел, который Божественным Промыслом положен тебе: живи и угождай здесь Господу Богу до конца дней твоих. И Я всегда буду с тобою, и всегда буду посещать место это, и в пределе твоего жительства Я осную здесь такую обитель Мою, равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете. Это Четвертый Жребий Мой во вселенной. И как звезды небесные и как песок морской умножу Я тут служащих Господу Богу и Меня Приснодеву, Матерь Света, и Сына Моего Иисуса Христа величающих; и благодать Святого Духа Божия и обилие всех благ земных и небесных, с малыми трудами человеческими, не оскудеют от этого места Моего возлюбленного».

sacralis.com

Слово на Успение Пресвятой Богородицы

Предлагаем вашему вниманию еще одну ранее не издававшуюся проповедь Батюшки в день Успения Пресвятой Богородицы.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие мои, други наши!

«Придите всемирное Успение Всенепорочныя Богородицы празднуем».

Сегодня Пресвятая наша Матерь Царица Небесная созвала нас славить Ее  божественное преставление и воспевать Ее, благословенную от всех родов человеческих во веки веков.

День сей особый, ибо только со дня Своего Успения по духу святыни Дева Мария открылась в силе Пресвятой, Пречистой, Преблагословенной Богородицы.

Земная жизнь Божией Матери сокровенна, но беспримерный, неповторимый подвиг Ее жизни обручил творение с Творцом, человека с Богом.

Господь – Сын Божий и Сын человеческий, Ее Сын прошел путь человеческой жизни от рождения до смерти, воскрес и восшел туда, где был первее, возведя Собой в Царство Небесное к Престолу Божию и плоть человеческую. А вслед за Ним, Своим Сыном, взошла к Триипостасному Божеству и тоже с плотию Дщерь человеческая Пресвятая Мария.

Ее Успение явилось вратами, сквозь которые хлынул в мир свет славы безвестной дотоле жизни. И свет этот освятил путь в Царство Небесное всем земнородным.

Воспоминания о Деве Марии в Священном Писании крайне скудны, но таинственная тень Ее жизни высвечивается жизнью тех, с кем рядом идет по ней Она. Ее родители Иоаким и Анна еще вне христианства, еще подзаконные, но они так верили Богу, что это вменилось им в праведность. Они жили верой и молитвой, неся до глубокой старости скорбь о бездетности и боль поруганий. Теперь мы назвали бы это крестоношением. И Божие благословение на рождение дщери, вопреки законам естества, увенчало их подвиг.

Дщерь – плод их молитвы и праведности – унаследовала от родителей их праведность, но и по естеству общий всем земнородным первородный грех. Она вполне и всецело дщерь рода человеческого от зачатия и рождения до смерти. Обет же, данный родителями Богу, привел Ее, трехлетнюю юницу Марию, в храм Божий «воспитатися от Святая святых ». Первосвященник Захария, исполняя таинственное Божие веление, на удивление всех вводит Ее  туда, куда и сам то входит лишь единожды в год. И опять покров тайны на время скрывает Деву.

Архангел Гавриил возвещает благую весть о рождении Сына 14-летней отроковице. Минутное смущение и боязнь обольщения сменяются в ней полным доверием к Богу и божественному посланцу. Ее покорное и кроткое «се раба Господня, буди ми по глаголу твоему» – низводит на землю Бога.

Свершилось сверхъестественное, божественное и непостижимое – «Сын Божий, Сын Девы бывает». И никто бы не узнал о свершившемся чуде, если бы Пречистая Дева позднее Сама не приоткрыла эту тайну верующему сердцу апостола Луки. Он единственный пишет об этом в своем Евангелии. Неведомая еще миру Дева Мария пророчески вещает о будущей славе Богородицы, о Своей будущей славе. «Се бо отныне ублажат мя вси роди».

А жизнь Ее скромная и безвестная продолжается. Присутствие же Духа Святого в человеке утаится не может, а в Ней, Пресвятой и Пречистой, произошло вселение Самого Триипостасного Божества в душе, теле и во всем составе человеческом. Но это опять пока тайна, познаваемая лишь верою. Старец-обручник Иосиф Святым Духом проникает в Ее тайну. А мир устами людей говорит о Матери-Деве и о Ее Сыне. «Не плотников ли Он Сын, не Его ли Мать называется Мария и братья Его..., и сестры Его не все ли между нами?». Мир не подозревает о величии дел Божиих, совершаемых в Марии. И останется в таком неведении вплоть до Успения Богородицы, когда слава Ее жизненного подвига откроется в величии дел, явленных миру уже из Царства Небесного.

Богородица же одна молча слагала в сердце Своем чудные пророчества и извещения жизни о божестве Ее Сына. Она не ищет от людей ни понимания, ни известности, ни тем более славы. Она одна благоговеет пред Божеством, Она одна – хранительница Таин Божиих.

Пророчество старца Богоприимца Симеона свершилось над Ней. Оружие проходит и ранит Ее душу, ибо великий и страшный подвиг Ее Сына свершился. Он на Кресте, и Она со Своим крестом неотлучно стоит у подножия Великого Спасительного Креста Своего Сына. Крестоношение же Пресвятой Девы Богородицы началось задолго до Его Гологофского подвига. Не угладил Господь Ее жизненный путь радостями. Боль непонимания, страдания за Сына пронесла Она сквозь всю Свою жизнь. Не имея нужды в очищении сердца, Она страдание предочистилась и возвеличилась до такой святости и чистоты, которые могут и должны быть названы богоподобием. Горестями и многими тяжкими потрясениями, способными надломить и сокрушить человеческие силы, Пресвятая Дева Богородица была искушена вполне. Но Ее совершеннейшая преданность воле Божией давала Ей силы и мужество. В Ее великом терпении рождалось и великое сострадание и понимание человеческих бед и немощей. И по слову Евангелия: «Сама искушена быв, может и искушаемым помогать».

Церковь Божия Духом Святым знает глубину терзаний сердца Богоматери и думы Ее ума. Она хотела бы на Голгофе умереть вместе с Сыном. Но в чем воля Божия?

Воля Божия и воля Сына Божия именно у креста – предела страданий, с Креста вручает Богородице Марии сынов и дщерей Божиих всего человечества. «Жжено – се сын Твой» – слышит Она из уст божественного страдальца. И это Его предсмертное завещание усыновляет Ей всех верующих Богу и Сыну Божию. Пресвятая Дева снова утверждается в подвиге материнства. Но здесь на Голгофе пока об этом знают лишь Она и юноша Иоанн. Два человека с сердцами девственными и чистыми, безгранично любящими Христа, с сердцами всецело и беспредельно отданными Богу.

Вера и доверие, чистота и смирение –  вот путь Богу в человеческое сердце и путь человека к Богу.

Преданность Богу – это начало и совершение христианства и вечного спасения.

В день Сошествия Святого Духа на апостолов среди них и Пресвятая Богородица, и Она становится соучастницей апостольского служения. Об этом нам повествует Предание.

Еще пятнадцать лет Она разделяет с апостолами труды по созиданию Церкви. С названным Своим сыном апостолом Иоанном Она посетила Малую Азию, Антиохию и остров Кипр, получила в Свой удел полуостров Афон, где прорекла ему будущую славу, обещав Свою помощь и покровительство. В трудах по устроению Церкви на земле при содействии Божией благодати Она достигает вершин совершенства, предела святости, доступного человеку. И великая слава Богоматери уже не может скрываться под покровом Ее  глубочайшего смирения. Свет Ее святости становится очевиден. До нас дошли свидетельства самовидцев Пресвятой Богородицы. Святой Дионисий Ареопагит видел Богородицу в Иерусалиме уже в преклонном возрасте, и так пишет об этом в письме апостолу Павлу: «Невероятно казалось мне, исповедую пред Богом, чтобы кроме Самого Высшего Бога был кто-либо преисполнен такой божественной силы и благодати. Никто из людей не может понять, что я увидел и уразумел при посредстве не только душевных, но и телесных очей. Я видел очами моими Богообразную и более всех небесных духов Святейшую Матерь Иисуса Христа Господа нашего. Свидетельствую Богом, имевшим жительство в чистейшей утробе Девы, что если бы я не содержал в памяти и новопросвещенном уме моем твое божественное учение, то я признал бы Деву за истинного Бога, и воздал бы Ей поклонение, подобающее Единому Истинному Богу, потому что человеческий ум не может представить себе никакой чести и славы для человека, прославленного Богом, которая была бы выше того блаженства, какое я, недостойный, удостоился вкусить. Благодарю Бога моего, благодарю Деву, благодарю великого апостола Иоанна и тебя, милостиво оказавшего мне столь великое благодеяние».

Святые Епифаний и Никифор Калист повествуют о Божией Матери: «на современников Она производила неизгладимое впечатление. Высота святости и величия сияла в Ней сквозь покров глубочайшего смирения и как бы соединяла в Ней естество человеческое с естеством ангельским».

В последние годы Своей земной жизни Богородица пребывает в Иерусалиме, обходит места, освященные стопами Своего божественного Сына, и молится там в уединении. За пятнадцать лет до Своего Успения на горе Елеонской Она получает от Архангела Гавриила благовестие о скором Ее отшествии от земли. Получив это известие, Своей молитвой к Сыну Она чудесно «от конец» собирает апостолов, рассеянных по миру. Собирает их – верховных представителей земной Христовой Церкви во знамение и уверение того, что Ее союз с верующими на земле не только не прерывается с  Ее исходом, но становится отселе тще крепче, обширнее и деятельнее.

И этим Дева Богородица засвидетельствовала, что живущая в Ней благодать, столь долго скрываемая от мира, откроется из Ее гроба и наполнит Вселенскую Церковь Ее величием, славой и могуществом; и именно с этого дня ублажат Богородицу вси роды. За три дня до Успения благовестник Гавриил вручает Ей светозарную райскую ветвь. В момент преставления Богоматери слава явившегося Христа озарила собравшихся, и Он принял на Свои божественные руки Ее душу, «честь Ей, как Сын Матери даруя».

И смерть претворилась в Успение. Смерть и гроб не смогли удержать обожженное Духом тело Богоматери, которая подвигом жизни подвигом совершеннейшей веры преодолела естественные человеческие законы и «преставилась к Животу, Мати сущи живота». Пресвятая Богородица воскресла и с телом вознеслась в Царство Небесное, чтобы воцариться с сыном Своим и Богом. Удостоверение об этом апостолы получили через три дня по Ее погребении, апостол Фома промыслом Божиим опять был избран в священное орудие извещения миру величайшего чуда в истории земли – воскресения и вознесения Дщери человеческой, Пресвятой Богородицы на небеса.

Дева Мария – единственное человеческое существо, удостоившееся послужить тайне нашего спасения. В этом Ее неповторимое величие. Она единственная восприяла высочайший дар благодатного обожения, пройдя путь постепенного неуклонного возвышения к Богу. В Пресвятой Деве олицетворилось человечество в истинной своей сущности, каким было замыслено Творцом.

Мария явила красоту Божьего образа в человеке и показала, что «житие наше на небесах есть». Своей совершеннейшей преданностью Богу, примером всей Своей жизни Она учит человечество, как жить с Богом и в Боге на радость жизни. Ее жизнь для нас – свидетельство и удостоверение о спасительном пути в Царство Небесное.

Шестьдесят два года освящала Богородица землю Своим житием на ней. Милостивая же власть Ее, и слава, и сила простирается на вечность, только приди к Ней, припади с молитвой, любовью и покаянием, и Она – Мать всех скорбящих, Нечаянная Радость и Заступница Усердная вразумит, утешит и поможет и нам идти по пути спасения к вечной радости, к Богу.

Дорогие наши, будем же постоянно носить в сердцах своих благоговейную молитвенную память о присутствии в нашей жизни Матери Небесной,  совершенно покоясь в Ее материнской любви и заботе. Ежедневно утром и вечером обращаясь к Ней с молитвой благовестия «Богородице, Дево, радуйся, благодатная Мария...» и мы, как многие божии и святые люди почувствуем Ее милость и Ее покров над собой. Почувствуем себя малыми детьми Ее.

«Радуйся обрадованная, во успении Твоем нас не оставляющая».

azbyka.ru

Успение Пресвятой Богородицы

Содержание

Событие и предание о нем

Гефсимания Внутренняя сторона события Служба Успению Пресвятой Богородицы Вечерня Стихиры на Господи воззвах Паремии Стихиры на литии Стихиры на стиховне Тропарь Утреня Седальны по кафисмах Величание Седален по полиелее Прокимен Евангелие Стихира после Евангелия Канон Песнь 1-я 1-го канона Вечная память Тропари Песнь 1-я 2-го канона Царица-Мать Тропари Песнь 3-я 1-го канона Церковь и живой храм Божий Тропари Песнь 3-я 2-го канона Смерть и погребение Ипакои Песнь 4-я 1-го канона Земля и небо Песнь 4-я 2-го канона Успение и воплощение Песнь 5-я 1-го канона Успение и просвещение Песнь 5-я 2-го канона Преставление Песнь 6-я 1-го канона Нетление и святость Песнь 6-я 2-го канона Жизнь Кондак и икос Песнь 7-я 1-го канона Духовный праздник в противоположность мирскому Песнь 7-я 2-го канона Средоточное положение в творении преставившейся Богоматери Песнь 8-я 1-го канона Ходатайственное значение Успения Песнь 8-я 2-го канона Возвышение над творением Преставившейся Песнь 9-я 1-го канона Преставление к Сыну Песнь 9-я 2-го канона Наше участие в событии Светилен Стихиры на хвалитех Литургия Прокимен Апостол Аллилуарий Евангелие Задостойник Причастен Святоотеческие чтения на службе Напевы праздника Пост, предпразднство и попразднство Таблица гласов и подобное В попразднство Успения История праздника История поста Приложение. Служба праздника в Римо-Католической Церкви Молитва Антифоны и респонсорий небиблейские Антифоны и респонсорий библейские Псалмы Чтение На литургии    
Событие и предание о нем

Будучи итогом жизни, смерть у различных людей должна быть так же не одинакова, как непохожи одна на другую их жизнь и они сами. Отсюда самое естественное предположение, что у такой необыкновенной личности, как Пресвятая Дева, с такой исключительной судьбой, и смерть не могла не быть единственной в своем роде. По убеждению Церкви, не только православной, но и католической, кончина Богоматери и была такой, какой не была ни у кого, кроме Нее. Она не изъята была из закона смерти, как и Сын Ее; но Она, подобно Сыну, восторжествовала над смертью, хотя восторжествовала не так славно, очевидно и самостоятельно, как Он. Воскресение Ее произошло сокровенно и долго даже не было общим предметом веры в Церкви. Ина слава солнцу и ина слава луне.

Вообще, вся жизнь Пресвятой Богородицы проходит в какой-то тайне для христиан. Можно сказать, из святых жизней ни об одной не известно так мало. С приближением же к смерти эта жизнь как бы все более скрывается от глаз окружающих. До IV в. ни у одного из христианских писателей не находится какого-либо указания на судьбу Богоматери по вознесении на небо Ее Сына. Это и не удивительно, если принять во внимание скудость тогдашней христианской письменности и отсутствие поводов говорить об этом предмете. Когда такие поводы даны были ересью Нестория, оказалось, что христианский мир вовсе не осведомлен о жизни и кончине Богоматери, но что в богатой сокровищнице предания, всегда, а особенно тогда составлявшего главный нерв церковной жизни, есть достаточно данных об этом.

По этому преданию (в том виде, какой оно получило окончательно), Богоматерь по воскресении Спасителя жила в Иерусалиме до гонения, воздвигнутого Иродом на Церковь (Деян. 12:1–3); затем переселилась с ап. Иоанном Богословом в Ефес; отсюда Она посетила прав. Лазаря на о.Кипре и Афонскую гору, которую благословила. Незадолго до кончины Своей Она возвратилась на жительство в Иерусалим. Здесь Она часто посещала места, с которыми были связаны важнейшие события в жизни Ее Божественного Сына и особенно последние дни Его на земле: Вифлеем, Голгофу, гроб Христа, Гефсиманию, Елеон. Там она усердно молилась, при чем деревья Елеонской горы одновременно с Ней склоняли верхи свои к земле и выпрямлялись. Здесь иудеи покушались убить Ее, для чего даже поставили стражу у гроба Христова; но она была ослепляема при посещении Богоматерью гроба. Она пребывала в постоянном желании поскорее отойти к Своему Сыну. Во время молитвы Ее на Елеоне за три дня о смерти Ей была возвещена кончина архангелом Гавриилом, который вручил ей райскую светящуюся ветвь – символ победы над смертью и нетления (ср. вход Христа в Иерусалим). Эту ветвь Святая Дева завещала ап. Иоанну нести перед Ее гробом. О дне близкой кончины Ее ап. Иоанн известил ап. Иакова, брата Господня, тогдашнего епископа Иерусалимской Церкви, а последним об этом заблаговременно были оповещены иерусалимские и окрестные христиане. Богородица пересказала собравшимся на Ее погребение слова архангела, показала им райскую ветвь и сделала предсмертные распоряжения. Свое скудное имущество, состоявшее из двух хитонов, она завещала двум бедным вдовам, усердно служившим Ей; похоронить себя Она завещала в Гефсимании между могилами своих праведных родителей и обручника. Во время предсмертных распоряжений Святой Девы послышался шум, напоминавший по силе раскаты грома, и в дом ворвался вихрь: это по велению Божию ангелы восхитили и принесли на облаках расшедшихся по концам вселенной апостолов. Сами апостолы, видя друг друга, выражали изумление необычному собранию. Собраны были не только 12 апостолов, но и 70. Позже других явился ап. Павел. 15 августа Святая Дева возлежала на одре, усыпанном цветами, ожидая пришествия Своего Сына. Вдруг воссиял несказанный свет, помрачивший светильники; кровля горницы открылась и вошел Сам Христос с тьмами ангелов, со святыми праотцами и пророками. Она обратилась к Сыну со словами: «Величит душа моя…», «Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое» (Пс.56:8) и просила Его благословить чтущих Ее память. Богородица просила также защитить Ее от темной сатанинской силы, т.е. от воздушных мытарств. Затем Богоматерь безболезненно предала душу в руки Господа, и тотчас раздалось ангельское пение, в котором часто повторялись слова благовещенского приветствия: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!» (Лк. 1:28). Апостолы провожали очами уносимую Господом душу Богородицы. От благоухающего тела Ее больные получали исцеление. Началось торжественное перенесение тела Ее со свечами и кадилами руками апостолов из Иерусалима в Гефсиманию с пением псалмов (в частности Пс. 113 с припевом «аллилуиа») и молитв. Над одром появился облачный круг в виде венца, озаренный сиянием. Этот венец плыл за процессией до самого места погребения, при чем раздавалось немолчное пение ангелов. За процессией, дивясь ей, шли иудеи, не веровавшие в Христа. Узнав об этом, архиереи и книжники пришли в ярость и послали слуг и воинов разогнать процессию, убить учеников Христа и сжечь тело Богоматери. Когда преследователи начали настигать процессию, облачный венец спустился на землю и, как стеною, окружил процессию. Преследователи слышали пение, но ничего не видели за облаком. К тому же парившие ангелы поразили их слепотою: одни разбивали головы о городские стены, другие искали проводников. Встретившийся иудейский священник Афоний (по иным – Иефоний, по другим – Софония), коснувшийся одра, чтобы опрокинуть его, чудесно наказан отсечением рук, которые повисли на одре, но после раскаяния получил исцеление. Получили исцеление и ослепшие после раскаяния. Положив тело Богоматери в гроб, апостолы пробыли при гробе трое суток и воспевали днем и ночью псалмы. И все это время в воздухе слышалось пение небесных сил. Затем для опоздавшего ап. Фомы открыта была гробница: тела Богоматери там не оказалось. Но в этот же день, после вечерней трапезы, апостолы услышали ангельское пение и увидели в воздухе стоящую Богоматерь, сияющую и окруженную ангелами. Они невольно, вместо «Господи Иисусе Христе, помогай нам», воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам!» После этого апостолы опять на облаках возвратились в те места, откуда были взяты.

Сказание о смерти Богоматери, конечно, не может притязать на такую степень достоверности, как евангельские повествования, будучи, как дальше увидим, значительно позднее их и не принадлежа к боговдохновенным писателям. Но в общем сказание это рисует кончину Богоматери достойно своего предмета и не заключает чего-либо противного духу христианства (в чем повинны иногда бывают так называемые благочестивые предания). В сказании немало чудесного элемента, но, по взгляду богословия, это требовалось самим достоинством Богоматери: «слава Твоя боголепная, богоподобными сияющи чудесы». И само по себе чудо не может подрывать достоверности какого-либо сказания (иначе пришлось бы оспаривать многие страницы Библии). Нужно только, чтобы чудо носило характер библейских чудес. А с такой точки зрения едва ли можно поставить упрек сказанию об Успении. Собрание апостолов к одру умирающей Богоматери представляется по аналогии с тем сверхъестественным перемещением, которое испытывал иногда пророк Иезекииль (Иез.3:14, 15), испытал и Филипп по крещении евнуха (Деян. 8:39–40, ср. Дан. 14:34–36). Кара дерзкого иудея не противоречит христианской любви, так как, по сказанию, пострадавший тотчас же был исцелен. Сказание является выражением православного взгляда на лицо Пресвятой Богородицы, в частности – на образ кончины Ее и предупреждением против возможных заблуждений на этот счет. Римо-Каталическая Церковь склонна совершенно отрицать телесную смерть Богоматери, исходя из своего взгляда на Нее как на совершенно изъятую от скверны прародительского греха. После провозглашения догмата о непорочном зачатии Пресвятой Девы ревностные католики стали выражать желание о возведении на степень догмата и учения о телесном вознесении Богоматери на небо. Фрейбургский католический конгресс в 1902 г. поставил просить об этом папу. А аббат Минь еще раньше открытым письмом просил папу Пия IX очистить богослужение на праздник Успения от всего того, что указывает на смерть Пресвятой Девы1. Сказание об Успении и важно тем, что констатирует телесную смерть Богоматери вопреки последнему мнению и лежащей в нем догматической тенденции. «Аще и непостижный Сея Плод, имже небеса быша, погребение прият волею, яко мертв, како погребения отвержется неискусомужно Рождшая?» – поучает одна песнь св. Дамаскина на праздник2. Сказание хотя и допускает оживление тела Богоматери, но такое, какое имело место и в других случаях воскрешения мертвых, и этим кладет резкую грань между воскресением Спасителя и Его Матери3. По учению св. Иоанна Дамаскина, смерть Богоматери, хотя, подобно рождению, была безболезненная (какая возможна и для обыкновенного человека), но называется только θάνατος ζωτικός (жизненная), ζωηφόρος (живоносная), в отличие от смерти Христовой, которая у него называется θάνατος ζωοποιός (животворящая)4. И в Римской Церкви Успение Богоматери называется assumptio (взятие, т.е. на небо), ascensio (вознесение).

Не приписывая Богоматери той чести, какая подобает и в смерти одному лишь Богочеловеку, сказание о Ее кончине в то же время отдает все должное высокому Ее достоинству. «Если Енох из мира допотопного, – говорит авторитетнейший русский агиолог, – и пророк Илия из мира подзаконного восхищены на небо с плотию, ужели пречистая плоть Честнейшей херувимов и Славнейшей серафимов предана тлению? Сонмы мучеников и подвижников прославлены нетлением благоухающих мощей, изливающих токи исцелений; телеса многих из них, бывшие безвестными, после немаловременного пребывания в земле, открыты верным видениями и чудесами, а пречистое тело Богоматери, хотя бы и нетленное, где-либо сокрывается в земле, в безвестности! Нет ни в одном углу мира части мощей Богоматери: это потому, что вера в восшествие Ее на небеса с пречистою плотию весьма древняя»5.

Не так легко сказание об Успении Богоматери может выдержать историческую критику. Появляется оно у церковных писателей не с первых веков и не сразу во всех подробностях.

В «Хронике» Евсевия Кесарийского IV в. под 48 годом значится: «Дева Мария, Матерь Христа, вземлется к Сыну на небо, как некоторые пишут, что это им открыто»6. Когда в IV-V веках стала у некоторых писателей проскальзывать мысль о мученической смерти Богоматери (мысль эта могла быть внушена известным предсказанием Симеона Богоприимца Пресвятой Деве: «Тебе Самой душу пройдет оружие», точнее: меч, ῤομφαία)7, другие писатели, на основании древних преданий, оспаривали эту мысль. «Ни буква (Писания), ни история не учат нас тому, что Мария отошла из сей жизни вследствие страданий от телесных язв», – говорит св. Амвросий Медиоланский в толковании на Лк. 2:61. Св. Епифаний Кипрский против еретиков антидикомарианитов, отрицавших девство Богоматери, говорит, что в Писании ничего нельзя найти «о смерти Марии, о том, умерла ли Она или не умерла, погребена ли Она или не погребена; также когда Иоанн направлял путь свой в Азию, то нигде не говорится, взял ли он с собою Святую Деву. Писание просто умолчало об этом… Я не говорю, что Она осталась бессмертною, но не утверждаю и того, что Она умерла» (против ересей, 78, 11). Против еретиков коллиридиан, признавших в Святой Деве богиню, Епифаний говорит, что «Ее смерть возможна, но Она может быть чтима как божественная, подобно другим умершим святым» (78, 23). Для бл. Августина смерть Богоматери – несомненный факт: «Мария от Адама умерла за грех (первородный), Адам умер за грех (свой), Христос же – для уничтожения грехов» (бес. 2 на Пс.78:23). Приблизительно к этому времени (IV-VI вв.) относит ученая критика сочинения, приписываемые Дионисию Ареопагиту; в одном из них, «Об именах Божиих» (гл. 3) о кончине Богоматери Дионисий в письме Тимофею вспоминает, как они с апостолами и еп. (афинским) Иерофеем и «большинством из св. братий наших пришли для созерцания оного живоначального и богоприемного тела, был брат Господень Иаков и верховная глава богословов Петр; и угодно было, чтобы все старейшины святых (т.е. 12 апостолов), каждый сообразно со своими силами, восхвалили бесконечную благость и божественные милости. Насколько помнится, некоторые отрывки тех хвалений я слышал от тебя. Однако эти дела тайные, как недоступные всем и как известные тебе, мы оставляем». Более подробных и точных сведений о событии естественнее всего ждать на месте совершения его, т.е. в Иерусалиме и Иерусалимской Церкви. Так и оказывается. По известию у св. Иоанна Дамаскина (VIII век), ссылающегося на какого то Евфимия, когда благочестивой императрице Пульхерии, супруге императора Маркиана, построившей несколько храмов в Константинополе в честь Пресвятой Богородицы, пришла мысль в одном из них положить самое тело Богоматери, то за советом насчет того, как устроить это и где найти пречистое тело, царица обратилась к тогдашнему патриарху Иерусалимскому Ювеналию. Патриарх ответил ей, что желание ее неосуществимо, так как тело Богоматери, по свидетельству предания, сохранившегося в Иерусалимской Церкви, не оказалось во гробе уже на третий день по смерти Ее. Вместо тела патриарх прислал благочестивой царице погребальные пелены Богоматери, которые царица и положила в одном из построенных ею Храмов – Влахернском (слово на Успение). Григорий Турский († 596 г.) представил8 предание в таком виде: «Когда Мария была при конце Своего поприща земного, собрались по божественному внушению все апостолы из всех стран в Ее дом иерусалимский. Вот тогда явился Иисус со Своими ангелами, взял душу от Нее и передал ее архангелу Михаилу. Апостолы перенесли бездушное тело на следующее утро в гробницу. И пока они там стояли, опять внезапно появился Господь, взял тело в облако и принес его в рай, где душа опять с ним соединилась». Модест, патриарх Иерусалимский († 632 г.), от имени которого имеется древнейшее праздничное слово на Успение, жалуется на то, что об успении Богоматери нет определенных сведений. С VII века становится известно то с именем св. Иоанна Богослова, то с именем Мелитона, епископа – то Сардийского, то Лаодикийского (II в.), «Сказание о успении Св. Богородицы». Слово это «Сакраментарий» папы Геласия (492–496) ред.VII в. считает апокрифическим. Оно содержит пространное предание, но известно было в различных версиях, иногда противоречащих повествованию книги Деяний9. Св. Андрей Критский († ок. 713 г.) в слове на Успение, по-видимому, имеет в виду сказание приблизительно в редакции Григория Турского, когда уподобляет успение Богоматери сну Адама во время создания Евы, – когда говорит, что Богоматерь исполнила закон природы, хотя не так, как мы, и когда отшествие Ее из этого мира сравнивает с «преложением» Еноха и Илии. Песнописцам VIII века – Косме Маюмскому и Иоанну Дамаскину – сказание известно в более пространной редакции.

Вообще издавна существовало несколько сказаний, или преданий о событии, неодинаковых по объему и разнящихся по в подробностях. Так в армянском сказании Моисея Хоренского († 493 г.) не упоминается об облачном путешествии апостолов, об осенении облаком гроба и пении ангелов при погребении; по упомянутому «Сказанию ап. Иоанна», гробница открывается для ап. Варфоломея; умершие ко времени успения Богоматери апостолы Андрей, Филипп, Лука, Симон и Фаддей были возбуждены Духом Святым из гробов («Апокрифические сказания о Божией Матери», Правосл. Обозр. 1873 г., IV, 594).

В «Синаксаре» Великой Константинопольской церкви IX-X вв. под 15 авг. помещено следующее сказание об Успении: «Должно знать, что записанные чудеса при успении пресв. Богородицы, с течением времени искаженные еретиками, отцы пересмотрели, и впоследствии Иоанн, святейший архиепископ Фессалонитский, исследовав их, вредное выбросив, а правильное и душеполезное оставив, описал наиболее точное успение. (Его) история заключает следующее. Когда Владычице нашей Богородице предстояло отойти из этой плотской жизни, за три дня до этого пришел к Ней великий ангел и дал Ей знак награды (βραβει̑ον – собственно, приз на играх). Это была финиковая ветвь, чтобы апостолы держали ее, воспевая (при погребении) о том, что многие чудеса будут через Нее. И пошла Мария на гору; увидя Ее, растения наклонили верхушки и поклонились Ей. Когда вошла Она в дом Свой, потряслось место, и Она помолилась Богу, говоря: «Господи, Ты обещал Мне прийти за душою Моею». Затем приглашает Она родственников Своих и соседей, велит зажечь светильники и оставаться при Ней до третьего дня, в каковые дни Она ободряла и учила их. После этого приходит Иоанн, беседует с Нею с плачем; войдя с ним в Свою кладовую (ταμει̑ον), Она, при пении совне дев, показала ему (приготовленное для) погребения Своего и велела двум вдовам дать два хитона Свои, показав ему и тот знак награды; без апостолов богослов не хотел взять его. С происшедшим громом были опущены к дверям апостолы и, приветствовав друг друга, помолились; и было открыто им, что ввиду успения Матери Господней собраны они. Войдя к Ней, они благословили Ее, и Она прославила их, и воспели рожденного от Нее Господа; Она показала им погребение Свое. Петр, обратившись к предстоящим, учил дев и присутствующих. Утром с восходом солнца Мария вышла из дому и, воздев руки, помолилась. Войдя, Она возлегла на ложе (σκίμπους – кровать на ножках, походная), исполнив домостроительство Свое. Петр сел у изголовья, а Иоанн у ног; апостолы окружили ложе. Часу в третьем был гром и запах благоухания, так что всех объял сон, кроме одних апостолов. И вот предстал Господь с Михаилом архангелом и приветствовал апостолов. Пресвятая, увидев, прославила Его, что Он исполнил обещание, и так предала блаженную душу Свою, с улыбкой и восторгом на лице. Взяв святую душу Ее, Господь передал Ее на руки Михаилу, облекши ее как бы в оболочку (ἐν δέρρισιν; δέρρις– необработанная кожа), славу которой невозможно изречь; и виднелась честная душа Ее белой, как свет, πєπληρωμένη έν πα̑σι μέλεσι του̑ ἀνθρώπου, χωρìς του̑ ἄρρενος καὶ τη̑ς θηλείας. Погребая Ее, апостолы покрыли знаком победы ложе и пели перед Нею, неся одр. У одного же из священников, который простер руки, чтобы выбросить из одра честные останки Ее, отняло руки у локтей, и он увидел их на одре; после раскаяния его Петр с молитвою приложил к плечам отсеченные руки и они приросли, и он исцелился. Дав ему ветку со знака победы, его послали в Иерусалим возложить ее на ослепших священников, и, кто из них уверовал, исцелились. Апостолы же, похоронив тело, стерегли его три дня; слышен же был до третьего дня голос ангелов поющих. Один же из апостолов опоздал на погребение живоначального тела; когда ему открыли гроб, чтобы и он взглянул на святое тело и поклонился ему, то его там не нашли. Ибо его преставил Христос, родившийся из Нее без семени по плоти, как Он один знает»10.

В более пространной по местам, но и более очищенной редакции имеет сказание о событии Синаксарь нынешней греческой Минеи и Пролог (см. ниже). Никифор Каллист (XIV в.) в своей Истории (II, 21–23) и Четьи-Минеи имеют сказание в предпосланной обширной редакции.

* * *

azbyka.ru

Успение Пресвятой Богородицы в 2017 году: какого числа, что за праздник, как отмечать, приметы, традиции и обычаи

28 августа православная церковь празднует Успение Пресвятой Богородицы – день ее перехода из одной жизни в другую. Этот праздник, посвященный Божьей Матери, завершает августовский двухнедельный Успенский пост.

Когда Успение Пресвятой Богородицы в 2017 году?

Православная церковь отмечает 28 августа 2017 года один из двенадцати главных праздников в году — Успение Пресвятой Богородицы. В этот день христиане вспоминают о смерти Девы Марии, а слово «успение» здесь означает не смерть, а вознесение к Богу.

История праздника Успение Пресвятой Богородицы

После того, как Иисус Христос вознесся на Небеса, Дева Мария осталась на попечении апостола Иоанна. Начавшиеся гонения Царя Ирода на христиан вынудили Богородицу с Иоанном поселиться в Эфесе. Там святая Дева преклоняла колени в молитвах, прося Бога взять ее к себе, и вот однажды к ней явился Архангел Гавриил и рассказал, что ее земная жизнь закончится в через три дня.

Перед кончиной Дева Мария собрала всех апостолов. Они собрались возле ее ложа, где она приняла смерть. Гроб с телом Богородицы захоронили в пещере, и апостолы еще три дня оставались у ее подножия и молились. На погребение опоздал апостол Фома. Ему разрешили пройти в гроб и совершить поклонение телу святой, однако внутри ничего не оказалось, что ознаменовало собой вознесение духа и тела Богородицы.

Смысл праздника

Славянское слово «успение» означает сон. Как говорят, возможно, смысл праздника Успения в понимании того, что нет конечной смерти, а соответственно и страха перед ней. Есть жизнь на Земле в физическом теле, и жизнь в другом пространстве и измерении. У каждой жизни есть свои законы существования. У каждого человека на Земле есть все необходимое для того чтобы создать свою жизнь такой, какой он ее хочет видеть. И каждый из нас имеет выбор, чем наполнять свою жизнь, что приобретать, чему радоваться и в каком направлении двигаться. Главное, быть честной с собой и своими желаниями.

Успение Пресвятой Богородицы — это праздник особенный для всех христиан, поскольку посвящен Божьей Матери. А именно: ее успению. Отмечают его каждый год 28 августа. В народе этот праздник еще называют Первая Пречистая.

Что обязательно надо сделать на Успение

Сходить в храм на службу

В старые времена в эти дни в церковь несли колосья пшеницы из нового урожая для освящения. Сейчас такое не практикуется. Но служба в этот день происходит особенная — торжественная и праздничная. Также надо непременно поставить свечу, вспомнив при этом всех родных и близких.

Помолиться за детей

Матерь Божья, как верили наши предки, в этот день особенно чутко прислушивается к молитвам за детей. Поэтому нужно попросить Деву Марию и о здоровье для малышей, и о том, чтобы счастливо сложилась судьба у девушек на выданье.

Раздать милостыню и накормить неимущих в этот день считается правилом. Потому что в такой день, как Успение Пресвятой Богородицы, должны почувствовать радость и защиту все люди, в том числе и те, у кого нет финансовой стабильности.

Делать заготовки на зиму не только можно, но и нужно! Считалось, что уже в ближайшее время на огороде не будет того разнообразия овощей, которое можно приготовить про запас. Особенное внимание при этом уделялось засолке огурцов.

И, конечно, в этот день можно посвататься. Принять сватов и обсудить детали предстоящей свадьбы — очень хорошая примета, которая сулит счастливую супружескую жизнь.

Успение Пресвятой Богородицы — это очень важный и почитаемый праздник. Поэтому, не удивительно, что с ним связанно огромное количество различных традиций, поверий, и, конечно же, запретов.

Что нельзя делать на Успение Пресвятой Богородицы

В этот день ни в коем случае нельзя ходить босыми ногами по росе: считается, что таким образом можно собрать только хвори.

Нельзя надевать неудобную обувь: это может навлечь несчастья и беды.

Наши предки верили, что в этот день нельзя ничего втыкать острого в землю, потому что она должна отдохнуть.

В этот день также нельзя резать ножом продукты. Поэтому хозяйки даже старались ничего не готовить в этот день на кухне. Готовили праздничные блюда в преддверии Успения, а хлеб ломали руками.

И особенно на Успение нельзя ни с кем ссориться: иначе склоки в доме будут весь год.

Традиции на Успение Пресвятой Богородицы

Праздник Успения Богородицы совпадает с концом Успенского поста, который считается строгим.

Тому, кто соблюдал пост две недели, можно начинать питаться разнообразной пищей. Но, если же Успение Богородицы попадает на среду или пятницу, то нужно подождать еще один день.

В этот день верующие идут в церковь, чтобы почтить память о Пресвятой Богородице. Люди попросят помощи и покровительства у Пресвятой Богородицы.

Молитва на Успение Пресвятой Богородицы

«О, великая Дева Мария, мы тебе молимся, прошу, услышь нас, избавь нас от страхов и ужасов, от нечисти всякой и зла. Сохрани дом наш, город наш и страну нашу. Имя твое все праведные призывают и молятся тебе. Спаси нас от бед, от хвори, потопа, от нашествия врагов наших, от пожаров и напастей. Помилуй нас и прости грехи все наши. Да прославим имя твое, и Сына Твоего Иисуса Христа. Избавь нас от мучений, о, Святая Дева Мария. Возрадуемся воссоединению Твоему с Сыном Твоим на Небесах! Да пусть будет мир на земле и пусть имя Твое славится! Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Отныне и на века. Аминь!»

Народные приметы на Успение Пресвятой Богородицы

  • После Успения начинается бабье лето, которое продлится весь сентябрь. В древности говорили: «Успение провожай, а осень встречай».
  • Если в этот день появилась радуга на небе — осень будет теплой. А хорошая погода на праздник — бабье лето будет прохладным.
  • Много паутины символизирует, что зима будет морозной и малоснежной.
  • В этот период украинцы завершают жатву: в полях на Успение оставляли последний сноп, а в церковь приносили семена и колосья разных хлебов для освящения.
  • После праздника Успения в лесах начинали собирать грибы и орехи и запасали их на зиму.

Источник, Источник

Успение Пресвятой Богородицы 2017: картинки, открытки с поздравлениями

Успение Пресвятой Богородицы 2017: картинки, открытки. Наступил один из величайших православных праздников — Успение Пресвятой Богородицы. Праздник ежегодно отмечают в один и тот же день – 28 августа. Праздник посвящен прославлению Божией Матери.

Успение Пресвятой Богородицы предваряет строгий Успенский пост, который длится в течение двух недель, накануне праздника в церквях проводится всенощное бдение.

В этот светлый и важнейший для всего православного мира день верующие поздравляют друг друга с праздником. Предлагаем ознакомиться с подборкой поздравлений с Успением Пресвятой Богородицы в виде открыток и картинок в электронном виде.

Успение Пресвятой Богородицы 2017: картинки, открытки с поздравлениями

Источник

www.pravda-tv.ru


Смотрите также