Людям, не читавшим Библию, может быть непонятно значение великого православного праздника Преображения Господня. Как в 2019 году стоит отметить это событие и почему оно столь значимо для всех верующих предлагаем узнать в статье.
Чудо преображения
Чтобы понять всю важность святого события, необходимо узнать для чего и кого предназначалось это удивительное Господне перевоплощение. Для этого стоит совершить экскурс в прошлое и вспомнить, о чем говорит нам Библия. В 2019 году история Преображения Господня остается одной из самых поучительных, загадочных глав библейских сказаний.
Иисус знал, что примет мученическую смерть и незадолго до похода в Иерусалим стал рассказывать ученикам о грядущих событиях. Весть, что Учитель будет распят и встретит смерть в муках ввела апостолов в уныние, несмотря на слова Христа о скором воскрешении. Дабы успокоить и укрепить веру учеников, Иисус пообещал явить им Славу Божию, которая будет у него после воскрешения.
Спаситель и ученики отправляются в Иерусалим. Дойдя до Галилеи, и сделав привал возле горы Фавор, Христос предлагает троим ученикам взойти на гору и помолиться. На Фавор с учителем отправились Петр, Иаков и Иоанн. Путь наверх утомил учеников. Взойдя на гору, они прилегли отдохнуть и заснули, а когда проснулись глазам их предстало чудо. Их Учитель преобразился: лицо Господне светилось, а вся одежда стала белой. Иисус беседовал с Моисеем и Ильей (пророки, жившие задолго до рождения Христа), их окружало сияние, подобное лучам солнца.
Ученики смотрели на чудо как вдруг подле Иисуса и пророков появилось белое облако. Из него раздался голос, гласящий, что Христос сын Божий и его надлежит слушаться. Ученики испугались и упали, уткнувшись лицом в землю, а когда приподнялись увидели только Учителя в привычном, земном обличии. Спускаясь с горы, Иисус сказал ученикам, что не стоит рассказывать об увиденном до его воскрешения.
Таким образом, суть чудесного Преображения Господня – укрепление веры учеников. Это было необходимо, чтобы грядущие муки Спасителя и распятие его на кресте не вызвали отчаянья и страха апостолов. Кроме того, Иисус своим преображением показал, что ждет истинно верующих. Они обретут Славу Господню и жизнь вечную в Царстве Небесном.
Когда же отмечают православный праздник Преображения Господня в 2019 году? Праздничная дата не меняется, ежегодно святое чудо воплощения в Христе божественного и человеческого верующие отмечают 19 августа. Католическая церковь отмечает праздник почти на две недели раньше – 6 августа.
Праздничные ритуалы
День празднования святого Преображения Господня имеет и народное название – Яблочный Спас.
На Руси существовала традиция раздавать часть плодов людям немощным и бедным. Те, кто этого не делал имели репутацию жадных, непорядочных. Позднее церковь постановила освещать все дары земли и читать молитву перед тем, как употреблять их в пищу. Поэтому сегодня, после праздничной службы, принято святить фрукты и овощи.
Следует отметить, что по церковному календарю праздник выпадает на пост, посвящённый Успению Богородицы. Двухнедельный пост длится с 14 до 27 августа. Поскольку Преображение Господне – великий двунадесятый праздник, то соблюдающим аскезу разрешено ослабить пост. На столе допускается рыба и вино, а вот мясо, молоко и яйца по-прежнему остаются под запретом.
Что же можно делать на праздник Преображение Господня в 2019 году? Издавна в народе отмечали праздничное событие и устраивали гулянья, ярмарки. Люди провожали лето и готовились встречать осень. Девушки водили хороводы, пели песни и прощались с летом, а вечером провожали солнце в поле. Хозяйки варили варенья, компоты, готовили выпечку с яблоками и другими фруктами. Ею угощали всех односельчан. Непременно нужно было съесть кусочек освященного яблока и при этом загадать желание. Люди верили, что оно обязательно исполнится.
Церковь рекомендует всем мирянам на святой православный праздник Преображения помолиться в храме и поставить свечу за здравие родных и близких. Кроме того, для всех, кто хочет войти в Царствие Небесное, необходимо стремиться к “своему преображению”. Человек должен работать над своими слабостями и меняться в лучшую сторону. Понятно, что сделать мир идеальным невозможно, но если люди станут добрее, научатся смирению, терпению, милосердию, то и жизнь вокруг них преобразится.
Народная мудрость и церковные запреты
Что же нельзя делать на праздник Преображение Господня в 2019 году?
В праздничный святой день нельзя ссориться и желать зла другим. Люди верили, что все плохое вернется к тому, кто шлет дурные пожелания, причем в многократном размере. Поэтому все старались быть лучше и не грешить не только делами, но и мыслями.
Работать на праздник Преображения Господня разрешалось только в саду или на кухне. Тяжелый физический труд – запрещен. Не рекомендуется заниматься рукоделием.
Интересно, что на праздник существовал запрет сгонять с себя или убивать насекомых. Особенно это касалось мух. В народе говорили, что севшая два раза на руку муха, принесет исполнение загаданных желаний, и всяческие блага. Если же пчела прилетит на мед, то семья в течение следующего года будет процветать.
Народным запретом считается есть до Спаса яблоки, виноград, груши. Люди, у которых есть усопшие родственники должны соблюдать это правило особо рьяно. Существует вера в то, что все умершие станут в праздник есть плоды с нового урожая, а родные тех, кто отведал запретные фрукты до праздничной даты, останутся ни с чем.
Народные приметы
На православный праздник Преображения Господня в 2019 году существуют приметы, дошедшие до нас из глубин веков. Люди вели наблюдения за погодой и полученные знания собирали и передавали потомкам. Не только погода, но и поведение животных, птиц становилось объектом пристального внимания. Зная, что предвещает то или иное событие, можно было сохранить урожай, а значит и достаток в семье.
Так, люди знали, что оставив урожай зерновых на поле после праздника, можно его потерять. Дожди и ветер испортят его. Даже если дождя не будет, такое зерно будет плохо храниться и иметь неприятный запах плесени.
Из погодных примет:
Теплая погода в праздник предвещает мягкую зиму.
Проливной дождь – готовься к суровой, снежной зиме.
Ясный, прохладный день предвещает холодную зиму.
Если сухо – осень будет также сухой.
По тому, какая погода в праздник Спас люди определяли, какие погодные условия их ждут на Покров (отмечается 14 октября). Другие народные приметы:
Если стадо вечером ревет – жди дождь.
Стали свиньи валяться в грязи – к ненастью.
Если аисты еще не улетели, то осенью будет тепло, зима предстоит поздняя, а весна – затяжная, холодная.
Если на деревьях много скворцов – ждет суровый, морозный январь.
Пожелтеет листва на деревьях – быстро придут холода.
Набухли и плохо развязываются узлы на пеньковой веревке, значит будет сырая погода.
Отмечаемый в 2019 году православный праздник чудесного Преображения Господня напоминает нам о необходимости преображать и свою душу. Путь в Царствие Небесное начинается на Земле, поэтому стоит молитвой, покаянием, добрыми делами менять душевные качества, улучшая их. Ежедневно работая над собой, мы сможем сделать мир вокруг нас лучше и увидеть отблески света Фаворской горы на Земле.
novyjgod.com
Преображение Господне в 2019 году
Преображение Господне в 2019 году отмечается 19 августа. Это один из 12 великих православных праздников. Он посвящен воспоминаниям о преображении Иисуса Христа перед тремя своими учениками во время молитвы на горе Фавор. В народе этот день называют Яблочным, или Вторым Спасом.
История праздника
Преображение Господне приурочено к событиям из жизни Иисуса Христа. За 40 дней до распятия он открыл ученикам свое предназначение: умереть мученической смертью во имя человечества. Иисус и три его ученика: Петр, Иоанн и Иаков поднялись на гору Фавор. Когда Христос начал читать молитвы, его одежда стала белоснежной, а лицо озарилось светом. Иисус запретил своим ученикам рассказывать о случившемся событии. Когда они спустились с горы, Христос велел собрать яблоки, чтобы освятить их.
Преображение Господне начали отмечать с IV века, когда на горе Фавор был открыт храм. Православная Церковь назначила празднование на август, чтобы торжество не приходилось на дни Великого поста.
Традиции и обряды праздника
В храмах проводится утренняя служба, во время которой в центр выносится крест, проходит обряд поклонения, крестный ход и освящение плодов. На литургии поется канон о Великом Преображении. Священнослужители облачаются в одежду белого цвета, который символизирует Божий свет.
По народным традициям в этот день хозяйки сушат яблоки, готовят из них варенье и компоты на зиму, пекут пироги. 19 августа люди начинают собирать урожай винограда, гороха.
В этот праздник принято чтить память умерших родственников. После богослужения люди приносят на кладбище освященные яблоки и кладут их на могилы.
На Руси в этот день встречали осень. Люди выходили в поле и с закатом провожали лето.
Что можно и что нельзя кушать в Преображение Господне
Преображение Господне приходится на строгий Успенский пост, на протяжении которого запрещается употреблять в пищу мясные и молочные продукты, яйца. Но в этот праздник Православная Церковь разрешает кушать рыбу и блюда из морепродуктов, пить небольшое количество вина.
Что нельзя делать в Преображение Господне
В этот праздник нельзя заниматься тяжелым физическим трудом. Хозяйкам рекомендуется воздержаться от уборки в доме, шитья и вязания.
На Преображение Господне запрещается убивать насекомых. Если на человека сядет муха или пчела, то следует дождаться, пока она улетит.
Приметы и поверья на Преображение Господне
Какая погода на Преображение Господне, такая будет и на праздник Покрова (14 октября).
Стоит ясная погода – примета холодной зимы.
Если родители, чьи дети умерли, не будут до 19 августа есть яблоки, то Господь на том свете одарит их райскими яблоками.
Если на Преображение Господне угостить кого-то урожаем из своего сада, то следующий год пройдет в достатке и изобилии.
Собранные в этот день яблоки будут хорошо храниться зимой.
my-calend.ru
Праздник Преображения Господня в 2019 году
Кондак 1
Возбранный Воеводо и Царю славы, Тебе небеси и земли Создателя, зрящи на горе Фаворстей преобразившася со славою, вся тварь удивися, небес вострепеташа, и вси земнороднии возрадовашася, мы же недостойнии Твоему нас ради Преображению благодарственно поклонение приносяще, с Петром от души вопием Ти: Иисусе, Превечный Боже, добро нам всегда быти под кровом благодати Твоея.
Икос 1
Ангелом недоведомое и человеком неприступное Твое, Светодавче Христе, Божество, незаходительными молниями и лучами Невечерняго Света Твоего, явил еси на горе Фаворстей начальнейшим учеником Твоим, тии же Божественным изменишася ужасом, облаком осиявшеся светлым и глас Отечь слышавше, разумеша Твоего вочеловечения таинство, вопиюще Тебе таковая: Иисусе, Сыне Божий Безсмертный, просвети нас светом Лица Твоего осияннаго. Иисусе, Благий Боже Всесильный, возбуди нас спящих из глубины тьмы сна греховнаго. Иисусе, во свете живый неприступнем, из области темныя изведи нас. Иисусе, Славою Твоею исполнивый весь мир, во обители райския введи нас. Иисусе, Свете мира, от мира лукавого свободи нас во тьме седящих. Иисусе, Солнце Правды, силою и правдою облеки нас, в сени смертней спящих. Иисусе, Превечный Боже, добро нам всегда быти под кровом благодати Твоея.
Кондак 2
Видя, яко ученицы Твои, Человеколюбче Господи, непросвещенни еще суще, не разумеют, яко подобает Тебе идти во Иерусалим и тамо много пострадати и убиену быти, Ты оттоле начал еси сказовати им, яко вся сия належит Тебе волею претерпети нашего ради спасения. Обаче тии не возмогоша еще мыслити, яже суть Божия, но яже суть человеческая, сего ради по днех шестих поял еси Петра, Иакова и Иоанна и возвел еси я на гору Фаворскую показати им прежде Креста Божественную Славу Твою, да и во время страданий Твоих разумно воспоют Тебе: Аллилуиа.
Икос 2
Разума неуразуменна вольнаго Твоего страдания не разумеша ученицы Твои, Господи. Сего ради прежде Креста Твоего нощию глубокою возвел еси на гору высоку лучшия ученики Твоя, да видят чудо страшнаго Преображения Твоего и нестерпимое Божественного пришествия Твоего издалеча присносущное благолепие, да егда Тя узрят распинаема, страдание убо Твое, да уразумеют вольное. Сего ради вопием Тебе сице: Иисусе, от удолий на гору высоку возведый Твоя ученики, возведи и нас горе, да горних научимся искати наслаждений. Иисусе, от житейских попечений и множества народнаго отлучивый Петра и Зеведеовых, отлучи наш ум от благ земных, да дольных навыкнем избегати пристрастий. Иисусе, многими труды на превелию высоту вознесый други своя, и нас многими труды и поты научи по вся дни подвизатися. Иисусе, в молчании ночныя молитвы Преображение Твое учеником показавый, и ныне верным Твоим сподоби сладостию словес Твоих в нощи просвещатися. Иисусе, трех точию свидетелей славы Твоея в тишине Фаворстей явивый, и ныне безмолвным и пустынным даждь славу Твою всегда созерцати. Иисусе, Фавор и Ермон о Имени Твоем возвеселивый, даждь нам призыванием сладчайшаго Имени Твоего восход горе совершати. Иисусе, Превечный Боже, добро нам всегда быти под кровом благодати Твоея.
Кондак 3
Силою свыше избранныя Твоя Апостолы облекий, Иисусе, на Фавор возвел еси я, да навыкнут вышних искати и горняя мудрствовати, а не земная, облецы и нас, долу поникших и немощию плоти всегда побеждаемых, силою и славою Твоею, да сила Твоя в немощи нашей совершится, чесо ради с любовию воспоем Тебе: Аллилуиа.
Икос 3
Имеяй прежде Креста и вольнаго страдания Твоего явити учеником отчасти Божества Славу Твою, Христе Спасе наш, Ты трех точию от живущих на земли избираеши, да зрителие Божественныя Твоея славы будут, ибо тии три пред очима Твоима лучши бяху паче всех народов и язык: Петр, яко паче иных Тебе возлюбивый, и яко первый от всех Сына Божия Тебе исповедавый, Иаков, яко первый во Апостолех надежды ради будущих благ под меч главу свою преклонивый и тако начало мучеником Твоим положивый, Иоанн же, яко девственник и паче всех чистоту плоти и духа целомудренно сохранивый и сего ради благодать особную паче иных получивый к зрению неизреченных откровений и Божественныя Славы Твоея. С нимиже приими и от нас похвалы Тебе сицевыя: Иисусе, от Петра прежде Преображения Твоего исповедание веры приемый, приими и мое теплое исповедание. Иисусе, тому же Петру на Фаворе дерзновение даровавый глаголати с Тобою, возглаголи благая и мирная в сердце моем. Иисусе, сынов Зеведеевых за пламень любви их сынами громовыми нарекий, громом гнева Твоего не порази мя. Иисусе, тем же учеником огнь с небесе на Самарян низвести не попустивый, огнь страстей угаси во мне. Иисусе, с девственным Иоанном в чистоте плоти и духа на Фавор горний возведи мя. Иисусе, с мужественным Иаковом, первее чашу Твою испившим, в рай введи мя. Иисусе, Превечный Боже, добро нам всегда быти под кровом благодати Твоея.
Кондак 4
Буря Богоявления Твоего на горе Синайстей бысть, егда во громех и молниях даровал еси закон угоднику Твоему Моисеови, такожде и на горе Хориве бысть дух крепок, разоряяй горы, трус и огнь, егда Илия пророк хотяше зрети Тя, обаче не в вихре бурне, не в трусе и не во огне Господь, но во гласе хлада тонка Ты показал еси им Лице Свое и славу Божества Своего, егда на горе Фаворстей Ты предстал еси им, с радостию вопиющим Тебе: Аллилуиа.
Икос 4
Слышавше Моисей и Илия на Фаворе глаголы Твоя о исходе Твоем, егоже хотяше скончати во Иерусалиме, быша всему миру свидетелие Твои, Господи, яко Ты еси воистину Сын Божий на спасение людей от Бога Отца посланный и гласом с небесе Тем показанный. Моисей убо от мертвых призван бысть да свидетельствует во аде держимым Твое в мир пришествие. Илия же от рая призван бысть, да скажет Еноху Славу Твою в Преображении пречистыя Плоти Твоея виденную. Мы же, чудящеся тайне пророк Твоих на Фаворе явления, со умилением зовем Тебе: Иисусе, Боговидцу Моисею, Лице Твое узрети восхотевшему, на Фаворе Лицем к лицу явивыйся, яви нам в грядущем веце Лица Твоего сладость превожделенную. Иисусе, в боговидении задних Твоих древле Моисею сияние Славы Твоея Показавый, покажи нам во Царствии Твоем лицем к Лицу Зрака Твоего доброту неизреченную. Иисусе, в тишине и гласе хлада тонка Илию откровением Своим наставивый, настави мя чудно в тишине безстрастия божественнаго. Иисусе, на огненней колеснице неопальнаго небошественника Твоего Илию в рай возведый, возведи мя дивно на высоту жития совершеннейшаго. Иисусе, древле с пророки многообразно глаголавый, и на Фаворе исход Свой им возвестивый, глаголами живота вечнаго напитай алчущую душу мою. Иисусе, при устех двою свидетелей Тайну Преображения учеником Твоим открывый, воздыханьми неизглаголанными Святаго Духа воспламени хладную веру мою. Иисусе, Превечный Боже, добро нам всегда быти под кровом благодати Твоея.
Кондак 5
Боготечней звезде в нощи возсиявшей, уподобися, Светодавче Господи, неизреченное осияние пречистыя Плоти Твоея, егда учеником спящим и нощи, уже ко утру приближающейся, Ты возносил еси Отцу Твоему на высоте горы премирную молитву Свою. Тогда просветися Лице Твое, яко солнце, и ризы Твоя быша блещащяся, белы зело, яко снег. Апостоли же от нашедшия Божественный силы убудившеся, увидеша Славу Твою, яко Единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины, и стояху трепетни, поюще Тебе: Аллилуиа.
Икос 5
Видевше Апостоли Тя на Фаворе во образе человечестем сущаго, славою же Божественною Преобразившася и с Моисеом и Илиею о исходе Твоем беседующа, разумеша присносущную силу Твою и Божество под покровом плоти сокрываемо, и ужасни быша, послушающе глаголемых и наслаждающеся зрения Твоея Божественныя славы, юже толико видеша, елика телесных очес зрение их вместити можаше. С нимиже и мы поем Тебе таковая: Иисусе, возсиявый учеником Твоим неизреченную и Богосиянную Славу Твою, возсияй в душах наших Свет Твой присносущный. Иисусе, причастивый первостоятели закона и благодати премирнаго Света Твоего, причащением Того собери ум наш приснозаблудший. Иисусе, сокровенную во плоти молнию Божества Твоего на Фаворе мало обнаживый, обнажи сокровенныя грехопадения в убогой совести моей, Иисусе, несозданнаго Света Твоего лучами из Плоти Твоея Святую гору озаривый, озари свет заповедей Твоих во мрачней души моей. Иисусе, Преображением причистыя Плоти Твоея просветивый мира концы, просвети и украси нас помраченных. Иисусе, блистанием Фаворскаго Света Твоего очистивый, яко снег, твоя ученики, очисти и обнови нас потемненных. Иисусе, Превечный Боже, добро нам всегда быти под кровом благодати Твоея.
Кондак 6
Видевше преблагостное и спасительное собеседование Твое, Христе Боже наш, со Моисеом и Илиею на горе Фаворстей, возрадовашеся зело ученицы Твоя: Петр, Иаков и Иоанн. Петр же гласом любве божественней исполненным рече: “Господи, добро сеть нам зде быти: аще хощеши, сотворим зде три сени, Тебе едину, и Моисеови едину, и едину Илии”. Мы же недостойнии, не дерзаем прямо Тебе вопрошати, обаче смиренно о помиловании молим Тя и гласом трепетним вопием Ти: Аллилуиа.
Икос 6
Возсия на Фаворе во знамение всей вселенней облак светел, Петру о сенях вопрошающу, откровение гласа Отеческаго возвещающ и Духа Святаго пришествие, и егда осени Апостолы, верх горы окружающе, тии паче убояшася и во облак со страхом вступивше, ощутиша Твое неприступное Божество, и со дерзновением многим возопиша к Тебе таковая: Иисусе, Израиля древле столпом облачным в пустыне путеводивый, Сам и ныне путь во Царствие Твое нам укажи. Иисусе, Апостолы Твоя во облаце светле на Фаворе осенивый, росою Духа Твоего Святаго нас осени. Иисусе, во Храме нерукотвореннем Живый на небеси, храм световиден и сень пречистую покажи ми Твоего Божества. Иисусе, скиний рукотворенных не восхотевый на земли, внутреннюю благообразную скинию Духа Твоего сотвори мя, во еже взыти на небеса. Иисусе, одеяйся светом, яко ризою, облеки мя обнаженнаго в боготканныя ризы целомудрия и чистоты. Иисусе, простираяй небо, яко кожу, одени мя острупленнаго в снегосветлыя одежды Твоея небесныя красоты. Иисусе, Превечный Боже, добро нам всегда быти под кровом благодати Твоея.
Кондак 7
Хотя открыти сокровенную от века тайну Твоего, Христе, Божества, Отец Твой Небесный паки якоже прежде на Иордане во время Крещения Твоего, Богосыновство Твое возвести и тако гласом из облака бывшим свидетельствова, глаголя: “Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Того послушайте”. Апостоли же от великаго ужаса крепости своея лишившися, падоша ниц на землю, вопиюще Тебе: Аллилуиа.
Икос 7
Новая видевше и преславная на Фаворе бывшая, Словесе Твоего, Владыко Господи, самовидцы и слуги, и глас Отеческий и шум из облака слышавше, ужасни быша и новым светолитием внезапу освещахуся, друг друга зряху, удивляющеся и к земли падше ниц, Тебе Владыце всяческих поклонишася, похвалы Тебе возсылая таковыя: Иисусе, Образе Пресветлыя Ипостаси Отчия, преобрази мрачное и нечистое житие мое. Иисусе, Славы Отчия Сияние, просвети падшую и во тьму воглубльшуюся душу мою. Иисусе дивный и страшный во славе Божественнаго зрака Твоего, тлением растленный душевный наш зрак обнови. Иисусе тихий, любви полный, неизреченною светлостию Плоти Твоея всю нечистоту плоти моея паче снега убели. Иисусе, Свете Безначальный, во свете Твоем, на Фаворе явленном, Свет покажи нам Отца. Иисусе, Свете неизменный, в незримом Свете Царства Твоего, Свет покажи нам и Духа. Иисусе, Превечный Боже, добро нам всегда быти под кровом благодати Твоея.
Кондак 8
Дивно и странно явистася Тебе Моисей и Илия на Фаворе, Владыко Господи, начертание Божественныя Ипостаси видевше, и глаголаста о вольном страдании Твоем, священнолепно предстояще Тебе. Осенившу же их облаку светлу и гласу с небесе бывшу, взятся Слава Господня от видения ученик Твоих, взяшася же и пророцы во своя места, поюще Тебе: Аллилуиа.
Икос 8
Весь был еси от вышних, Неисчетный Слове Божий, егда пречистая Плоть Твоя преображашася на Фаворе, но и от нижних никакоже отступил еси, егда отшедшим пророком и видению уже скончавшуся, Ты приступил еси к лежащим страха ради на земли Твоим учеником, и рукою коснувся их, глаголал еси им: “востаните, не бойтеся”. Ученицы же, возведше очи свои и никогоже видевше, точию Тебе Единаго с ними сущаго, возрадовахуся зело и возблагодариша Бога, поюще Тебе таковая: Иисусе, имеяй глаголы Живота вечнаго, всегда пребуди с нами во странствии земном. Иисусе, насытивый нас зраком Твоего Божества, не остави нас сирых на служении Твоем. Иисусе, прежде Креста Твоего Тайну вольнаго страдания уяснивый, подаждь нам всегда памятовати Твое нас ради истощание. Иисусе, прежде еже умрети, нам славу Твою Показавый, подаждь нам всегда да разумети Твоея Плоти обожение. Иисусе, образе непременный Сущаго, обнови в души моей вожделеннаго зрака Твоего образ и подобие. Иисусе, печате равнообразная Отца, запечатлей во плоти моей неизреченныя доброты Твоея благообразие. Иисусе, Превечный Боже, добро нам всегда быти под кровом благодати Твоея.
Кондак 9
Все естество смятеся, зря Твое преславное на Фаворе Преображение, Христе Спасе: Ангели, незримо предстояще, со страхом и трепетом служаху Тебе, небеса убояшася, подвижеся и трепетна бысть вся земля, видящи славу Господа, “гора Фавор, прежде мрачна и дымна”, светлым облаком покрывашеся, “на нейже” пречистии “нозе Твои стоясте”, ученицы же Твои, Господи, не терпяще зрети нестерпимаго зрака Твоего, повергоша себе долу на землю, лица покрывающе, дондеже Ты Сам, видению скончавшуся, воздвигл еси я, Тебе вопиющих: Аллилуиа.
Икос 9
Витии суемудреннии, благодатиею непросвещеннии, не могут разумети Твоего преславнаго Преображения таинства, Господи. Сего ради, егда со ученики сходил еси с горы, дню возсиявати начинающу, Ты заповедал еси другом Твоим, да никомуже поведят видения бывшаго, дондеже по приятии страдания и смерти воскреснеши в третий день от гроба. И тии умолчаша, и никомуже возвестиша в тыя дни ничесоже от тех, яже видеша и слышаша, обаче точию в сердце своем вопияху Тебе сице: Иисусе, во всего Адама оболкийся, очерневшее древле естество человече просвети. Иисусе, во облаце, огни и мраце носимый, Твоею светлостию весь мрак душевный в нас потреби. Иисусе, сиянием Божественного шума Апостолы Твоя усладивый, услаждай нас всегда глаголами Божественного Твоего откровения. Иисусе, росодательным облаком ученики Твои Просветивый, просвещай нас всегда зарями преславнаго Твоего Преображения. Иисусе, пречистыми ногами Твоими гору Фаворскую освятивый, направи нозе наша на присное служение Тебе. Иисусе, с неповинными руками на гору Твою восходити повелевый, возбуди руце наши на молитвенное воздеяние горе. Иисусе, Превечный Боже, добро нам всегда быти под кровом благодати Твоея.
Кондак 10
Спасти хотяй мир, на Фаворе преобразился еси нас ради, Господи, да сотвориши ны достойны уготованныя избранным Твоим небесныя славы и да преобразиши тело смирения нашего, яко быти ему сообразну телу Славы Твоея во общее всех воскресение и в безконечном Твоем Царствии, еже уготовал еси от сложения мира любящим Тя, в немже да сподобиши и нас, яко Моисея и Илию на Фаворе лицем к лицу лицезрети Тя и со всеми святыми воспевати Тебе вечную песнь: Аллилуиа.
Икос 10
Царю Превечный! Вся твориши нашего ради спасения. Мене ради восприял еси плоть пречистую от Пресвятыя Девы Марии и в зраце раба пришел еси в мир сей. Такожде и преобразился еси на святей горе, не Себе угождая, не требует бо Свет просвещения, но нас ради осужденных, да нашу просветиши тьму и нас, во тьме седящих и среди сени смертныя, от сынов гнева в возлюбленныя чада Твоя да преобразиши. Сего ради благодарственно вопием Тебе таковая: Иисусе, зрак рабий на Фаворе преобразивый, да нас из рабов греха чада Божия сотвориши. Иисусе, даже до плоти Себе истощивый, да наше падшее естество с Собою преобразиши. Иисусе, неизреченное благолепие Царства Твоего на Фаворе явивый, радость, мир и правду о Дусе Святе в нас утверди. Иисусе, Божественным блистанием плоти Твоея всю тварь обоживый, обожением плоти во Втором пришествии Твоем нас обнови. Иисусе, огнь Божества Твоего на Фаворе явивый, огнем невещественным грехи моя попали. Иисусе, сладчайшею беседою Твоею тамо ученики Своя напитавый, Святыми Тайнами Твоими гладную душу мою освяти. Иисусе, Превечный Боже, добро нам всегда быти под кровом благодати Твоея.
Кондак 11
Пение всеумиленное приношу Ти недостойный, Твоего Преображения совершая светлое торжество и вопию Тебе: высоту небеснаго жития и славы присносущныя Божественное сияние даруй ныне рабом Твоим, сердцем же чистым сподоби нас мысленно взыти на гору святую Твою, видети разумными очесы преславное Преображение Твое, да светло воспоем Тебе: Аллилуиа.
Икос 11
Свет Сый Неприступен и Света Податель, Иисусе, Безначальный и Присносущный Свете, Свет Твой в мир принесл еси, егда с пречистою плотию Твоею вшел еси на гору Фаворскую и тамо Несозданный и Божественный Свет явил еси учеником Твоим, Славы Отчия показуя образ. Сего Света Твоего преестественнаго причастники быти желающе, из глубины души вопием Тебе таковая: Иисусе Христе Свете Истинный, помыслы добрыми душу мою живи во вся дни земнаго странствия моего. Иисусе Царю, Свете Безначальный, угасший светильник души моея паки возжги до дне скончания моего. Иисусе, Свете тихий, живот даяй, свет и живот низпосли души моей в час ужасный смерти моея. Иисусе, Свете Святый, светяй и горяй, из огня неугасимаго и тьмы кромешныя изхити мя тогда. Иисусе, Сладчайший и Святейший Свете, к свету небеснаго чертога Твоего среди горьких мытарств воздушных проведи мя. Иисусе, солнца всякого Светлейший Свете, во светлостях святых Твоих в невечернем дни Царствия Твоего просвети мя. Иисусе, Превечный Боже, добро нам всегда быти под кровом благодати Твоея.
Кондак 12
Благодать Твою подаждь мне, Иисусе Боже мой, юже на Фаворе даровал еси избранным учеником Твоим Петру, Иоанну и Иакову, и приими нас, якоже оных, да облеченнии силою Твоею свыше и Духом Святым просвещеннии, сердце же чисто имущи и дух обновлен, взыдем на мысленный Фавор, восходяще от силы в силу, наипаче же в посте и молитве подвизающеся, в целомудрии же и в чистоте пребывающе, и тамо да воспоем Тебе: Аллилуиа.
Икос 12
Поюще пречистыя Плоти Твоея преславное Преображение, прославляем Божественную Славу Твою на Фаворе явленную, поклоняемся присносущней Силе Твоей и Божеству, Егоже зарю малую тамо обнажил еси, Христе, и веруем с Петром, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешныя спасти, тем же и вопием с ним из глубины души: добро нам зде быти с Тобою. Сего ради не посрами нас в Тя право верующих, обаче немощных и плотию обложенных и покрый нас Светом Богосиянныя Плоти Твоея, с любовию зовущих Тебе сице: Иисусе, Солнце Незаходимое, на Фаворе возшедшее. Твоим Божественным сиянием осияй мя, Иисусе, Свете несокрываемый в Преображении явленный, Твоея благодати причащением согрей мя. Иисусе, Храме Предвечный Небеснаго Иерусалима, в скинию Божию с человеки всели мя. Иисусе, Цвете Благовонный Рая Всесвятаго, небесными ароматами святыни и чистоты облагоухай мя. Иисусе, Огню чистительный, небо и землю от всякия скверны очистити хотяй, от скверны плоти и духа очисти мя. Иисусе, Каменю вседрагий, Горний Сион вместо солнца красотою Божественною освещати имеяй, от зрения иныя красоты паче Тебе избави мя. Иисусе, Превечный Боже, добро нам всегда быти под кровом благодати Твоея.
Кондак 13
О, Пресладкий и Всещедрый Иисусе, на Фаворе Божественною славою просиявый! Приими ныне малое моление сие наше, и якоже приял еси от ученик Твоих на святей горе поклонение, тако и нас сподоби преславному Преображению Твоему поклонитися, во свете добрых дел сияюще, да просветится Тобою тьма греховная в нас живущая, и да явимся достойны быти наследники безконечнаго Царствия Твоего на небеси, идеже со всеми святыми сподоби и нам воспевати Тебе: Аллилуиа. (Трижды).
(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)
Молитва Преображению Господню
Господи Иисусе Христе, Боже наш, во Свете живый неприступнем, Сияние сый Славы Отчия и Образ Ипостаси Его! Егда прииде исполнение времен, Ты за милосердие неизреченное к падшему роду человеческому Себе умалил еси, зрак раба приял еси, смирил еси Себе, послушлив бысть даже до смерти. Обаче прежде Креста и вольныя страсти Твоея на горе Фаворстей преобразился еси в Божественней Славе Своей пред святыми Твоими ученики и Апостолы, мало скрыв плоти восприятие, да егда Тя узрят распинаема, и смерти предаваема, уразумеют убо страдание Твое вольное и Божество. Даруй же и нам всем, пречистыя Плоти Твоея Преображение празднующим, чистым сердцем и нескверными умы взыти на Святую гору Твою, в селения святыя славы Твоея, идеже глас чист празднующих, глас несказаннаго радования, да тамо купно с ними лицем к лицу узрим Славу Твою в невечернем дни Царствия Твоего, и со всеми святыми, от века Тебе благоугодившими прославим Всесвятое имя Твое со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом ныне и присно и во веки веков.
azbyka.ru
Преображение Господне 2019
Праздник Преображения Господня в народе еще именуют Яблочным спасом. Это празднество уходит корнями к языческим временам, поэтому объединило в себе народные и религиозные традиции. Главная идея этого торжества показать, что в каждом из нас есть частичка Бога, именно поэтому важно соблюдать все учения Господа и всегда быть чистыми, душой и помыслами.
Слово преображение означает «изменение формы», «метаморфоза», «видоизменение в другой облик». В Типиконе (устав православной религии) это празднество именуется Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Это торжество относится к двенадцедесятым праздникам, которые отмечают основные события из жизни Иисуса Христа и Богородицы на Земле, и относится к разряду Господних, т.е. посвященных жизни и чудесам Спасителя.
Задолго до окончания своей земной жизни, Иисус Христос знал, что умрет насильственной смертью, в мучениях, тем самым искупив грехи людей. Он хотел заранее подготовить своих учеников-апостолов, к тому, что вскоре его не станет, а также показать им свое истинное призвание. Дело в том, что апостолы считали, что Спаситель должен быть царем Израиля, в то время как сам Иисус говорил, что он истинный сын Господа Бога, явился не Землю для спасения человеческих жизней, а вовсе не как еврейский Миссия. Поэтому он хотел, чтоб сам Господь предстал перед его учениками и поведал им о «что распят он будет не по беспомощности своей, а ради спасения».
Один день, Сын Божий, взял с собой своих самых любимых последователей, Петра, Иакова и Иоанна, и повел их на самую высокую гору, которая была поблизости, на Фавор, чтобы вознести свои молитвы Богу. Во время молитвы, апостолы задремали, а открыв глаза, они узрели преображенного Иисуса Христа. Лицо Спасителя светилось необычно чистым светом, а одежда стала кипельно-белой, такой же чистой и светлой, как его душа. А рядом с ним стояли и беседовали пророки Моисей и Илья, они рассказали Иисусу про его поход в Иерусалим, распятие и воссоединение с Богом. После над апостолами спустилось облако, откуда звучал голос Господень, величавший что «Иисус есть мой сын и в нем спасение и благословение ваше». Тогда ученики в порыве страха и благоговения упали ниц перед Сыном Божьим и лежали в такой положении, до тех пор пока Спаситель не коснулся их и не разрешил встать. В конце, Иисус попросил не рассказывать об увиденном никому, вплоть до его воскрешения.
Отмечать празднество Преображения Господня начали еще в IV веке. Именно тогда римской императрицей Еленой был построен Храм Преображения на горе Фавор. Так же упоминание о празднование этого торжества можно встретить в писаниях Ефрема Сирина, Иоанна Златоуста, Андрея Критского.
Если раньше этот день приходился на 6 августа (по юлианскому календарю), то с 1917 в России это праздник стал отмечаться 19 августа (по григорианскому календарю). Таким образом, торжество в 2019 выпадает на спонедельник, но официальным выходным он не является.
У православных в России этот праздник так же называется Яблочный Спас. Традиция отмечать этот день позаимствованы у наших далеких предков и тесно связаны с празднованием сбора урожая и началом осени, и связаны именно с яблоками:
Каждый прихожанин приносит на службу в церковь в этот день корзинку с яблоками, чтобы освятить их. Освященными фруктами потом угощают друзей, близких, случайных знакомых.
На праздничной службе читаются специальные молитвы и песнопения, которые призывают очистить свои мысли и души от грехов.
До этого празднества не разрешалось есть яблоки, их разрешалось впервые попробовать именно на этот праздник. Для этого есть два объяснения. Православные христиане верили, что в этот день, на небесах, Господь Бог, раздает детишкам сладости. Дети тех родителей, кто соблюдал пост, получат особенный подарочек, райское яблоко. Вторя версия, пришла из народа, до Яблочного спаса не разрешалось, есть яблоки, т.к. до этого времени плоды могли не до конца созреть, что могло привести к расстройству желудка.
Домохозяйки в этот день закрывали сок из яблок, варили варенье или джем. Такое кушанье получалось особенно вкусным, а главное полезным.
В этот праздник не разрешалось работать дома, только в саду.
Песнопения на праздник Преображения Господне
Тропарь (глас 7)
Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху, да возсияет и нам, грешным, Свет Твой присносущный молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе.
Кондак Преображения Господня (глас 7)
На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша, да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее сияние.
Среди самых актуальных и распространённых примет на Яблочный спас, стоит выделить следующие:
Чтобы урожай следующего года выдался хорошим, яблоки собранные 19 августа нужно раздать нищим и нуждающимся.
Если к вам на руку или плечо сядет летающая букашка, особенно муха, не убивайте ее, вместе с ней к вам прилетит удача.
Наши прадеды считали, что если в этот праздник посидеть, хоть десять минут под деревом, это принесет здоровье и восстановит жизненные силы.
Если 19 августа выдастся солнечным и сухим, то зима будет теплой, а если погода будет дождливой, то январь месяц будет снежным и особенно лютым.
Сегодня празднество Преображения Господня празднуется повсеместно. Этот день нужно провести в молитвах, уединении, размышлениях. Воспользуйтесь случаем, съездите за город или на дачу, соберите новый урожай яблок и попросите у Господа Бога здоровья для себя и своих близких.