Праздник рождества пресвятой богородицы


Православный праздник Рождество Пресвятой Богородицы — 21 сентября 2019 года

Православный праздник Рождество Пресвятой Богородицы означает великое торжество веры и явление Миру Матери Иисуса Христа, Сына Господня. Ее появление на Свет Божий было чудом, равно как и непорочное зачатие, явившее Миру Спасителя.

История празднования

Согласно Преданию, Дева Мария родилась в Иерусалиме.

Но в РПЦ распространена версия, которой повсеместно придерживался святитель Димитрий Ростовский, что Ее появление на свет Божий случилось в Назарете, где и проживали ее родители Иоаким и Анна.

Рождение Богородицы

Итак… К северу от Иерусалима в горной области около Эздрелонской долины лежал небольшой городок Назарет. Ничем знаменательным этот град, как и его жители, не прославился, поэтому среди евреев существовало мнение о том, что из Назарета ничего доброго не может происходить.

Но в этом городке проживала супружеская чета, именно их Бог избрал быть родителями Матери Спасителя Мира. Выходец из царского рода и дочь первосвященника, Иоаким и Анна, были людьми зажиточными, имели богатство, прислугу и хозяйство. Но это не помешало им благоговейно относиться друг к другу, вести богобоязненное житие, проявлять дела милосердия. За эти качества горожане очень любили благочестивое христианское семейство.

Другие праздники Рождества:

  • Рождество Иоанна Крестителя
  • Богослужение на Рождество Христово

Но супругов очень удручало отсутствие детей, к тому же в те времена это являлось знаком наказания (гнева) Божиего. Но супруги не роптали, они постоянно умоляли о даровании им радости в жизни в виде долгожданного малыша, хотя в их преклонных летах рождение чада в принципе уже и не представлялось возможным.

Богородица и ее родители

Весть Ангела

Однажды Иоаким удалился в пустыню, дабы усиленно молиться и держать строгий пост. Праведная супруга, признав в себе вину бесчадия, сильно скорбела и стала еще усерднее молиться Богу о даровании дитя. И тут случилось чудо — Ангел Господний спустился с Небес и возвестил ей о том, что мольба услышана Создателем и скоро свершится зачатие, от которого в семье родится дочь, благословенная, выше всех земных дочерей, и велел дать ей имя Мария.

Этот же Ангел явился к Иоакиму. Он возвестил ему о скором рождении дочери. В ответ праведный муж пообещал, что если так и случится, что Анна родит дочь, то он непременно отдаст ее на служение Богу.

Праведник направился в Иерусалим, где у золотых ворот его ожидала Анна, вместе же они вернулись в Назарет. А по истечении срока чревоношения женщина произвела на свет дочь, которую родители нарекли Марией, как и велел Ангел.

Иоаким устроил грандиозное застолье, на которое было созвано множество народа. Во время пира отец поднял Дочь и испросил священников благословить ее.

Рождество Богородицы. Фреска Джотто

Значение праздника

Именно в то время, когда в мире наблюдался сильнейший упадок нравственных ценностей и существовала огромная потребность в возрождении веры, родилась Пресвятая Дева. Именно Она была избрана Творцом быть достойнейшей из достойных дабы быть Богородицей и явить миру в образе человеческого естества сына Божия.

О других Богородичных праздниках:

  • Благовещенье
  • Успение
  • Введение во храм

Появление на свет Марии приблизило земной мир к Царству Божию, к познанию истины и вечной жизни во Христе. А Самой Богородице была уготована судьба быть милосердной Заступницей православных христиан.

Как отмечают праздник Рождество Богородицы

Начиная с VI века, верующие люди спешат в храмы, где совершаются торжественные богослужения. Люди славят Бога и тот день, когда Господь даровал миру в виде Пречистой Девы надежду на приход в мир Спасителя.

Хозяюшки пекли хлеба с буквами «Р» и «Б», что означало «Рождество Богородицы». Их раздавали всем членам семьи, родственникам, друзьям, а хранили под иконой Иисуса Христа, до дня Его Рождества. Считалось, что вкусив кусочек этого хлеба с молитвой, возможно излечиться от всевозможных хворей.

На Святой Земле Иерусалим и Назарет в эти праздничные дни становятся центром паломничества. Огромный поток верующих стекается к святыням, связанным с земные житием Царицы Небесной. Особенно люди стремятся посетить источник Девы Марии и церковь Благовещения Богородицы в Назарете, греческую церковь Рождества Богородицы в Иерусалиме. Согласно Преданию, она построена на том месте, где ранее стоял дом родителей Марии.

В этот день Небеса слышат все молитвы православных христиан, поэтому необходимо покаяться во грехах, благодарить Творца и молитвенно испрашивать исполнения просимого.

Важный момент! В день Рождества Пресвятой Богородицы нельзя употреблять спиртные напитки, мясо и непостные продукты. Это день постный! Запрещена физическая работа, табу на ссоры, осуждения. Необходимо соблюдать душевную чистоту, совершать добродетель, помогать словом и делом. Икона «Рождество Пресвятой Богородицы»

Обычаи праздника: что можно и стоит делать в этот день

  • Рождество Богородицы в миру считается женским праздником, когда каждую даму следует почитать как продолжательницу рода.
  • Бездетные женщины посещают праздничное богослужение, после чего устраивают обед и приглашают за стол бедняков, дабы те после еды помолились за хозяюшку, мечтающую о даровании малыша. Считается, что молитвы Божией Матери о даровании детей, вознесенные именно в день Ее Рождества, имеют особую силу.
  • Ранее этот Богородичный праздник считался началом нового года. Принято было зажигать лучину и не гасить ее даже ночью. Когда первая догорала, от нее возжигалась следующая и так далее. В современное время некоторые верующие придерживаются этой традиции: у них постоянно, днем и ночью, горит лампада у икон.
  • День Рождества Богородицы начинал отсчет сватовства: с этого дня в дома незамужних девиц засылали сватов. В этот день так же хорошо играть свадьбу — семья всегда будет под Покровом Царицы Небесной.
  • С древних времен и по сегодняшний день существует традиция: женщины рано утром отправлялись к водоему. Считается, если девушка или женщина умоет лицо до восхода солнца, то красота ее лица сохранится до преклонных лет. Конечно, в этом есть что-то языческое, но вреда нет никакого.
  • С недели Рождества хозяйки убирали лук с грядок, а до ее начала необходимо было убрать весь прочий урожай с полей. Сельчане засевали поля рожью, а пчеловоды готовили ульи к зимовке.

Народные приметы

21 сентября — это день осеннего равноденствия. С этой даты световой день постепенно уменьшается, а ночь, наоборот, становится длиннее. По погоде люди определяли то, какой будет предстоящая осень и зима.

  • Птицы поднимаются ввысь, в небо — осень наступит не скоро. Если же стаи птиц жмутся к земле и ищут корм, то следует ожидать суровой и голодной зимы.
  • Ясное солнце на Богородицу — означает продолжение осени и сохранение тепла до октября.
  • Утреннее небо звездное, ясное — к скорому наступлению морозов.
  • Туман на Рождество — предвестник дождей. Если он быстро рассеивается — нужно ожидать чередование дождливой и ясной погоды.
  • Дождь с раннего утра — ненастье еще на 40 дней и холодная зима.
  • Роса на Богородицу означает, что через месяц ляжет иней.
  • Сохнет быстро роса — к малоснежной зиме, если же она сохнет долго, до обеда — то следует ожидать много снега.
  • Ветер 21 сентября — к зиме малоснежной и ветреной.
  • С утра погода хорошая, теплая, а после обеда приморозело — нужно ожидать суровую, холодную зимушку.
  • Яркое и теплое солнышко — к частым оттепелям в холодную зиму.

Всемирно известный святитель Андрей Критский (Иерусалимский), христианский богослов, проповедник и автор духовных гимнов, назвал Рождество Богородицы «Началом всех праздников».

Действительно, появление на свет Божий Девы Марии — Невесты Неневестной, предуготовило воплощение в мир земной Сына Божия, Его проповедь, Спасительную Жертву и великое Чудо Воскресения.

Посмотрите видео о Рождестве Пресвятой Богородицы

molitva-info.ru

21 сентября 2018: Рождество Богородицы - Православный журнал "Фома"

21 сентября православные христиане вспоминают Рождество Пресвятой Богородицы. Это событие — рождение Матери Господа нашего Иисуса Христа от праведных родителей Иоакима и Анны — описано в Церковном Предании. Мы расскажем об истории, смысле и народных традициях, связанных с праздником.

Что такое Рождество Богородицы

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — полное название праздника, который Русская Православная Церковь отмечает 21 сентября по новому стилю (8 сентября по старому стилю). Это один из двунадесятых православных праздников. Двунадесятые праздники догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Рождество Богородицы — Богородичный праздник.

Событие, которое мы празднуем в этот день, не описано в Новом Завете. Знания о нем пришли к нам из Церковного Предания, одного из источников нашего вероучения, вместе со Священным Писанием.

Предание, рассказывающее о Рождестве Девы Марии, а именно — Протоевангелие Иакова — было написано во II веке. А отмечать праздник как отдельный значимый день стали ко второй половине V века. Об этом мы, например, читаем у Константинопольского патриарха Прокла (439-446 года) и в требнике (богослужебной книге) Папы Геласия (492-426 годы).

Когда празднуется Рождество Богородицы

Православные христиане празднуют Рождество Девы Марии 21 сентября по новому стилю (8 сентября по старому стилю). Это непереходящий праздник, то есть дата его остается неизменной каждый год.

Праздник по православной традиции продолжается 6 дней, с 20 по 25 сентября. Этот период включает предпразднство и попразднство. Предпразднство – один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство — такие же дни после праздника.

Что можно есть на Рождество Богородицы

В 2018 году праздник выпадает на пятницу, постный день, в честь праздника верующим разрешается есть рыбу.

События Рождества Пресвятой Богородицы

В Новом Завете мы не найдем практически ничего о земной жизни Богородицы. Евангелия не дают сведений о том, кто были родители Девы Марии и при каких обстоятельствах она родилась.

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы основан на Церковном Предании. Существует так называемое Протоевангелие Иакова, написанное в II веке. В нем мы читаем, что Мария родилась от благочестивых родителей, Иоакима и Анны. Иоаким был выходцем из царского рода, а Анна — дочерью первосвященника. Они дожили до преклонных лет и были бездетны. Это было источником скорби для пары и вызывало общественное порицание.

Однажды, когда Иоаким пришел в Храм, первосвященник не разрешил ему принести жертву Богу, сказав: «Ты не создал потомства Израилю». После этого безутешный Иоаким удалился в пустыню для молитвы, Анна же осталась дома и тоже молилась. В это время им обоим явился ангел и каждому возвестил: «Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире».

Узнав радостную новость, супруги встретились у Золотых ворот Иерусалима.

После этого Анна зачала. Как пишет Протоевангелие Иакова, «прошли положенные ей месяцы, и Анна в девятый месяц родила». Праведники дали обет посвятить своего ребенка Богу и отдали дочь Марию в Иерусалимский храм, где она служила до совершеннолетия.

История празднования Рождества Богородицы

Праздник Рождества Богородицы христиане начали отмечать только к V веку. Первые упоминания о нем мы читаем у Константинопольского патриарха Прокла (439-446 года) и в требнике (богослужебной книге) Папы Геласия (492-426 годы). Также о празднике пишут святители Иоанн Златоуст, Епифан и Августин. А в Палестине существует предание о том, что святая равноапостольная царица Елена построила в Иерусалиме храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Икона Рождества Богородицы

Самые древние изображения событий Рождества Божией Матери мы встречаем к X-XI веках. Это иконы и фрески. Например, роспись грузинского храма VII века в Атени. Весь этот храм посвящен Богородице (празднику Успения Богородицы).

Есть и другие древние изображения праздника: фрески в Киевском Софийском соборе (первая половина XI века) и в Преображенском соборе Мирожского монастыря (XII век), композиция в церкви Иоакима и Анны сербского монастыря Студеница (1304 год).

Традиционно на ранних иконах и фресках иконописцы изображали в центре композиции праведную Анну — мать Девы Марии. Роженица полулежит на высоком ложе, перед ней стоят женщины с дарами, акушерка и служанки, которые омывают Богородицу в купели.

С каждым веком этот иконописный сюжет обогащался все новыми и новыми подробностями. К примеру, стали изображать стол с принесенными дарами и угощениями, водоем, птиц. Сейчас икону Рождества Богородицы часто делают житийной, то есть дополняют основной сюжет отдельными композициями (клеймами) — сюжетами из истории события. Плач Иоакима в пустыне, благовестие Иоакиму и благовестие Анне, встреча супругов у Золотых ворот Иерусалимского храма и так далее.

До наших дней дошла роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, которую в 1502 году выполнил великий иконописец Дионисий. Это фреска над главным входом, которая изображает святую Анну на ложе; купель; приходящих поклониться Рожденной жен и дев с сосудами в руках; Иоакима и Анну с Девой Марией на руках.

Богослужение Рождества Богородицы

В VI веке преподобный Роман Сладкопевец написал кондак Рождеству Богородицы, но текст его не сохранился до наших дней. Самое древнее песнопение праздника — тропарь «Рождество Твое, Богородице Дево». Скорее всего, он был составлен в V—VII веках. Кроме того в современную службу праздника входят, например, песнопения святителя Андрея Критского (VII век), преподобного Иоанна Дамаскина VIII век), Константинопольского патриарха Германа (VIII век).

Тропарь Рождества Богородицы

Глас 4:

Рождество Твое Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

Перевод:

Рождество Твое Богородица Дева, радость возвестило всей вселенной: ибо из Тебя воссияло Солнце правды – Христос Бог наш, и, разрушив проклятие, дал благословение, и, уничтожив смерть, даровал нам жизнь вечную.

Кондак Рождества Богородицы

Глас 4:

Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и питательницу жизни нашея.

Перевод:

Иоаким и Анна освободились от поношения за бездетность, а Адам и Ева – от смертной гибели святым Твоим Рождением, Пречистая. Его празднуют и люди Твои, избавившиеся от тяготы греховной, громко Тебе восклицая: неплодная рождает Богородицу и питательницу Жизни нашей.

Величание Рождества Богородицы:

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое.

Перевод:

Величаем Тебя, Пречистая Дева, и почитаем святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое.

Молитва первая на Рождество Богородицы

О, Пресвятая Владычице, Христа Спасителя нашего Богоизбранная Мати, у Бога святыми молитвами испрошенная, Богу посвященная и Богом возлюбленная! Кто Тебе не ублажит или кто не воспоет, Твоего преславного рождества. Рождество бо Твое бысть началом спасения человеков, и мы, седящии во тме согрешений, зрим Тя, Неприступного Света жилище. Сего ради витийствующий язык не может песнословити Тя по достоянию. Паче бо серафим возвысилась еси, Пречистая. Обаче приими от недостойных раб Твоих нынешнее похваление и не отрини мольбы нашея. Твое величие исповедуем, Тебе во умилении припадаем и скорую в заступлении чадолюбивую и благоусердную Матерь дерзновенно просим: умоли Сына Твоего и Бога нашего даровати нам, много согрешающим, искреннее покаяние и благочестное житие, да возможем творити вся Богу угодная и душам нашим полезная. Возненавидим вся злая, укрепляемии Божественною благодатию во благом произволении нашем. Ты непостыдная надежда наша в час смерти, даруй нам христианскую кончину, безбедное шествие на страшных мытарствах воздушных и наследие вечных и неизреченных благ Царствия Небеснаго, да со всеми святыми немолчно исповедуем Твое о нас заступление и да славим единаго Истиннаго Бога, во Святей Троице покланяемаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Молитва вторая на Рождество Богородицы

Преблагословенная Дево Марие, Царице небесе и земли, Твоему чудотворному образу припадающе, умиленно глаголем: призри милостиво на рабы Твоя и Твоим всесильным ходатайством ниспосли коемуждо потребная. Вся верныя чада Святыя Церкви спаси, неверныя обрати, заблуждших на путь правый настави, старость и слабость сил поддержи, юных в вере святой возрасти, мужество ко благу направи, грешников к покаянию приведи и всех христиан мольбы услыши, болящих уврачуй, скорби утоли, путешествующим спутешествуй. Ты веси, Всемилостивая, яко немощны, яко грешнии, яко озлобляеми и недостойни прощения Божия, обаче буди нам в помощь, да ни коим грехом самолюбия, соблазна и диавольского прельщения прогневляем Бога: Тя имамы Предстательницу, Иже не отринет Господь. Аще бо восхощеши, вся даровати нам можеши яко благодатный источник, верно поющим Ти и превозносящим преславное Твое рождество. Избави, Владычице, грехопадений и бед всех, благочестно призывающих святое имя Твое и покланяющихся честному образу Твоему. Ты бо молитвами беззакония наша туне очищаеши, темже Тебе припадаем и паки вопием: отжени от нас всякаго врага и супостата, всякия напасти и губительнаго неверия; молитвами Твоими, подающи дожди благовременны и земле обильное плодоносие, вложи в сердца наша страх Божественный ко исполнению заповедей Господних, да вси тихо и мирно поживем во спасение душ наших, во благо ближних и во славу Господа, Ему бо, яко Творцу, Промыслителю и Спасителю нашему всякая подобает слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва третья на Рождество Богородицы

О, Пречистая и Преблагословенная Дево, Владычице Богородице, от неплодове по обетованию рождшаяся и чистоты ради души и тела Твоего сподобльшаяся быти Материю Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, с Нимже ныне на небеси пребывавши и имаши велие дерзновение ко Пресвятой Троице, от Неяже, яко Царица, венцем вечнаго царствования увенчана еси. Темже смиренно к Тебе прибегаем и просим: исходатайствуй нам у Всемилостиваго Господа Бога прощение всех прегрешений наших вольных и невольных; страждущему отечеству нашему спасения, мира, тишины и благочестия возстановление, времена мирны и безмятежны, крамол злых непричастны; ко изобилию же плодов земных, воздуха благорастворения, дожди мирны и благовременны. И вся, яже к житию и спасению нашему потребная, испроси нам у Сына Твоего, Христа Бога нашего. Наипаче же благопоспеши нам украситися благими нравы и добрыми делы, да, елико мощно, подражатели будем святому Твоему житию, имже от юности на земли украшалася еси, благоугождающи Господу; сего ради явилася еси честнейшая Херувим и славнейшая Серафим. Ей, Госпоже Пресвятая, буди нам во всем скорая Помощница и премудрая ко спасению Наставница, да Тебе последствующи и Тобою воспомоществуеми, сподобимся наследницы быти Небеснаго Царствия, страданиями Сына Твоего исходатайственнаго, исполнителям же святых заповедей Его обещаннаго. Ты бо еси, Госпоже, едина наша по Бозе надежда и упование, и Тебе весь живот наш предаем, чающе Твоего ради ходатайства и заступления не посрамлены быти в час исхода нашего от жития сего, и на Страшном Суде Сына Твоего, Христа Бога нашего деснаго Его стояния сподобитися, и тамо вечно радоватися со всеми от века Ему благоугодившими и немолчно славити, хвалити, благодарити и благословляти Его со Отцем и Духом во веки веков. Аминь.

Проповедь митрополита Сурожского Антония на Рождество Пресвятой Богородицы

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Всякий праздник Матери Божией — это чистая радость. Это радость не только о любви Божией к нам, но радость и о том, что земля — наша простая, родная, обычная земля — может так ответить на любовь Господню. В этом для нас радость особенная.

Когда мы от Бога получаем милость — ликует наше сердце; но иногда делается тоскливо: чем, чем мне воздать любовью за любовь, где найти ту святость, ту ласку, ту способность отзываться всем естеством на милость Божию? И тогда, хотя мы знаем, что каждый из нас слаб и немощен в любви, мы можем подумать о Матери Божией. Она за всех нас ответила совершенной верой, никогда не колеблющейся надеждой и любовью такой широкой, что Она сумела обнять этой любовью и небо и землю, открыться любовью так, что воплотился Сын Божий, и так открыться любовью к людям, что все, самые грешные, могут к Ней прийти и получить милость. Это — ответ всей земли, это ответ всей вселенной на любовь Господню.

И вот, будем радоваться и унесем радость сегодня из этого храма — не только на одно мгновение: будем её хранить изо дня в день, будем изумляться этой радости, будем ликовать этой радостью и станем эту радость давать людям, чтоб всякое сердце возликовало и утешилось и просветилось этой радостью о том, что земля может вместить небо, что человек может ответить Богу так, что Бог стал бы человеком.

И теперь, из века в век, пока мир стоит, Бог среди нас, Христос Тот же Самый среди нас, изо дня в день. И когда будет проявлена, открыта слава земли и неба, Господь Иисус Христос, истинный Бог, но и истинный человек, будет среди нас пребывать Божией Матерью, Которая дала Ему плоть Свою любовью, верой, святостью, благоговением.

Будем хранить, беречь, растить эту радость и ею жить во дни скорби, во дни тёмные, во дни, когда нам кажется, что ни на что мы не способны, что ничем не может земля ответить на любовь Божию. Ответила земля, и стоит этот Ответ вовек с воздетыми руками, молясь о нас всех, о добрых и о злых, никогда не стоя поперёк пути спасения, всем прощая — а Она имеет, что простить: ведь люди Сына Ее убили — и к Ней мы прибегаем. Потому что если Она простит, то никто нас не осудит.

С какой верой приходим мы к Божией Матери, как глубока она должна быть, чтобы каждый из нас, который своими грехами и своим недостоинством участвует в смерти Господней, мог бы сказать: Матерь, я погубил Сына Твоего, но Ты прости. И заступается за нас, и милует, и спасает, и вырастает во весь рост любви Господней.

Слава Богу за это, слава Матери Господней за эту Ее любовь. Аминь.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Проповедь на Рождество Пресвятой Богородицы

Долго скорбели о своем неплодии праведные родители Приснодевы, долго и горячо молились Господу о разрешении неплодия, считавшегося наказанием от Бога за грехи; много творили милостыни, чтобы преклонить на милость Всемилостивого, и терпели оскорбления от соплеменников, и в этой скорби и непрестанной молитве и благотворении постепенно очищались духом и воспламенялись больше и больше любовью и преданностью к Богу и таким образом были уготовляемы Провидением Божиим к благословенному рождению Преблагословенной Дщери, избранной от всех родов в Матерь воплощенному Слову.

Тесным и скорбным путем Господь ведет к славе и блаженству избранных Своих, ибо и Самой Матери Бога по плоти предречено было Симеоном, что душу Ее пройдет оружие и Она испытает тяжкие скорби в душе во время страдальческой жизни Сына Ее, да откроются многих сердец людских помышления (Лк. 2, 34-35). Так скорбен и тесен путь всех избранников Божиих, ибо мир и миродержец, т. е. враг Бога и человеков, крайне теснит людей Божиих; и Сам Господь попускает им идти тесным путем, поскольку он способствует им устремляться к Богу и на Него единого возлагать свое упование.

Но обратим взор от скорби к радости. Какую же радость доставляет нам Рождество Богоматери? Разъясним подробнее церковную песнь, изъясняющую причины радости праздничной. Через рождество Приснодевы, через единородного Сына Ее и Бога проклятое и отверженное человечество примирилось с Богом, безмерно оскорбленным их грехами, ибо Христос стал Посредником примирения (Рим. 5,10-11), освободилось от проклятия и смерти вечной, удостоилось благословения Отца Небесного; оно соединилось и срастворилось с естеством Божественным; возведено в первое достояние свое этим срастворением, по выражению церковной песни; отверженный прежде человек удостоился усыновления Отцу Небесному, получил обетование славного воскресения и вечной жизни на небесах вместе с ангелами.

Все это совершено и совершается воплотившимся из Пречистой девы от Духа Святого Сыном Божиим и ходатайством Пречистой Его Матери. Как почтено и возвеличено человечество через святую Деву Богородицу, ибо Она удостоилась обновления и усыновления Богу; и Сама Она удостоилась по Своему безмерному смирению и величайшей чистоте и святости быть Матерью Богочеловека! Она всегда пребывает самой сильной Ходатаицей и Предстательницей рода христианского пред Своим Сыном и Богом! Она — наша Надежда непостыдная; Она отводит от нас тучи праведного гнева Божия, отверзает нам древний рай Своим могучим ходатайством; Она поддерживает престолы царей и хранит их непоколебимо вовек. Она тысячекратно спасала и спасает Россию с начала и доныне; Она ее возвеличила, прославила, утвердила и утверждает ее; Она Поручница грешных во спасение. К Ней христиане обращают свои безчисленные моления, прошения, хвалы, славословия и благодарения; Она совершила и совершает в Церкви безчисленные чудеса, благотворные во всех концах мира.

Будем же все светло торжествовать праздник Рождества Пресвятой Девы Марии, украшаясь сами всякими добродетелями христианскими. Аминь.

Дом Иоакима и Анны

Дом Иоакима и Анны — одна из христианских достопримечательностей Иерусалима. Как говорит Церковное Предание, Дева Мария родилась в доме своих родителей — праведных Иоакима и Анны. Располагался он в северо-восточной части Иерусалима, ныне это территория Мусульманского квартала Старого города, около Львиных ворот.

Православные и католики до сих пор спорят о том, где точно стоял дом, и построили монастырь и базилику на расстоянии 70 метров друг от друга. Православный монастырь святой Анны — место паломничества для многих христиан мира. На первом этаже обители — церковь в честь Рождества Божией Матери, а под зданием монастыря — древняя пещерка. Считается, что эта пещерка — часть дома Иоакима и Анны.

Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине

Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкино — духовный центр московского района Отрадное. Адрес: Алтуфьевское шоссе, дом 4.

Владыкино — одно из самых древних подмосковных сел. Первым владельцем села был благоверный князь Даниил Московский, сын святого Александра Невского и прямой потомок равноапостольных князя Владимира и княгини Ольги. В 1322 году село пожаловали в вотчину тысяцкому Протасию Вельяминову, прибывшему на службу к московскому князю. От его имени село и получило свое первое название — Вельяминово.

Спустя три столетия, в 1619-ом, царь Михаил Федорович жалует Вельяминово князю Дмитрию Михаиловичу Пожарскому, но вскоре село переходит к князю Ивану Ивановичу Шуйскому. Именно при нем здесь строится деревенская церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы (взамен обветшавшей церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая).

После 1653 года Святейший Патриарх Никон делает село своей вотчиной и дает ему новое название — Владыкино. Во Владыкино строят патриарший путевой дворец и еще один храм — в честь Иверской иконы Божией Матери.

Первый каменный храм во Владыкино был построен в 1770 году. Колокольня была возведена графом К. Г. Разумовским, владельцем соседнего села Петровское. К средине XIX века каменный храм сильно обветшал. В 1854-ом на месте старого построили новый, на этот раз трехпрестольный, храм с приделами архангела Михаила и архангела Гавриила. Главный престол в честь Рождества Пресвятой Богородицы был освящен святителем Филаретом, митрополитом Московским и Коломенским.

В советские годы храм не закрывался, даже во времена самых жестоких гонений на Церковь. Во время Великой Отечественной войны в него не попал ни один снаряд, хотя немцы стояли совсем близко. В 70-е годы были попытки снести храм при строительстве эстакады в начале Алтуфьевского шоссе, но прихожане смогли отстоять его.

Рекомендовано для использования на уроках ОПК. 

foma.ru

Рождество Богородицы: история, традиции и приметы праздника

Рождество Пресвятой Богородицы, как и Рождество Христово, — один из важных православных праздников. С этим торжеством связаны важные традиции, которые должен соблюдать каждый православный верующий.

21 сентября во многих храмах нашей страны будут проходить торжественные службы в честь Рождения Великой Божией Матери. Именно в этот день родилась Дева Мария, которая впоследствии подарила миру Спасителя — Иисуса Христа.

Рождество Богородицы традиционно отмечалось с размахом и считалось одним из крупнейших православных событий. Многие традиции праздника, которые чтили наши предки, сейчас забываются. Чтобы этого не произошло окончательно, эксперты сайта dailyhoro.ru собрали для вас наиболее важные из них.

История праздника

К сожалению, до нашего времени дошло мало сведений об истории дня Рождества Богородицы. Но известно, что праздник начали отмечать в начале 7 века. Богоматерь родилась во времена правления Великого Ирода, в маленьком городе недалеко от Иерусалима. В то время там проживала верующая бездетная пара — супруги Анна и Иоаким, которые каждый день молили Господа даровать им ребенка. Однажды к ним явился ангел, оповестивший о том, что Бог услышал их молитвы и послал семейной паре девочку, которую они назвали Марией.

Великий церковный праздник Рождества Богородицы связывали с народным праздником сбора урожая — Осенинами.

Рождество Пресвятой Богородицы, как и другие церковные праздники, имеет свои традиции. Испокон веков люди чтили и соблюдали их. Для верующих этот день обладал особой духовной силой.

Женщины и девушки 21 сентября шли рано утром на речку. Считалось, что если женщина умоется до восхода солнца, ее красота сохранится до старости. Если незамужняя девушка умоется до восхода, то в этот год будет сосватана.

Молодожены звали своих родителей в гости. Считалось, что родители должны в этот день давать советы по хозяйству невесте и жениху. Молодая жена готовила праздничный пирог и угощала гостей. Если пирог подгорал, то ее мужу вручали кнут, чтобы он наказал жену за испорченное блюдо. В свою очередь жених показывал, как он ведет хозяйство во дворе. Если в завершение праздника гости были довольны, они вручали подарки молодым и благодарили за гостеприимство.

Для женщин в этот праздник было обязательной традицией посещать церковь, чтобы поставить свечку Пресвятой Богородице. Свечку обматывали бумажкой, на которой заранее писали свои просьбы. Какие желания сгорят, те и будут исполнены. Если сгорали все желания, значит, все просьбы исполнятся.

Приметы на Рождество Богородицы

Помимо традиций, которые было необходимо соблюдать, с этим праздником было связано множество народных примет, большая часть которых касается погоды.

Чтобы узнать, насколько холодной будет зима, в этот день наблюдали за птицами. Если они летают низко и жмутся друг к другу, ожидали холодную зиму, если летали высоко в небе — теплую.

Если Рождественское утро туманное, значит, осенью погода будет дождливая, а если небо утром безоблачное, то следует ожидать сухой и холодной погоды.

Считалось, что в Рождество Богородицы Солнце и Месяц играют в прятки. С этого времени наступало осеннее равноденствие, когда длина дня оказывалась равной длине ночи. После день будет становиться короче.

Женщины, которые в Рождество не подадут просящим, могли не надеяться в ближайший год родить детей. Это связано с особой символикой праздника и значением Богородицы в православной культуре, которая всегда считалась покровительницей матерей и материнства.

Не только наши предки уделяли внимание важным церковным событиям, но и в настоящее время люди с уважением относятся к православным праздникам. В этот день в церквях и храмах вы можете увидеть много верующих людей, которые пришли помолиться, попросить у Святой Девы прощения, благословения и, конечно же, здоровья. Берегите себя и своих близких и не забывайте нажимать на кнопки и

Успение Пресвятой Богородицы — единственный праздник в честь блаженной и благочестивой Девы Марии. Именно в ...

Ежегодно к великому празднику Рождества Христова верующие готовятся заранее, очищая душу и тело. Чтобы не ...

Воздвижение является одним из самых важных православных праздников. Он связан с событиями 4 века нашей ...

В старину многим событиям придавали особое значение. И даже начало «бабьего лета» не обошло стороной ...

dailyhoro.ru

Рождество Пресвятой Богородицы. Литургическое освещение праздника. История праздника. + Православный Церковный календарь

Литургическое освещение праздника.

Стихиры и каноны на праздник Рождества Пресвятой Богородицы составлены несколькими церковными песнопевцами. В числе авторов стихир упоминаются имена Константинопольских Патриархов: святых Анатолия, Германа и Сергия; святого Андрея, архиепископа Критского, Стефана святоградца. Каноны подписаны именами преподобного Иоанна Дамаскина и святого Андрея Критского. Упомянутые авторы в своих творениях раскрывают историю и общецерковное значение Рождества Богородицы. История праздника у них передается сжато.

Литургическое изложение истории Рождества Пресвятой Богородицы изобилует библейскими терминами, сопоставлениями исторических сведений с ветхозаветными пророчествами.

Младенец Мария была чисто небесным даром от Бога праведникам. Неплодные ложесна Анны отверз именно Сын Божий и повелел изойти из бесчадной утробы Источнику Жизни. Так, Богосыновним мановением святая Анна соделалась плодоносной бороздой, произведшей добрый колос – Богородицу.

Можно себе представить радость праведных родителей, осчастливленных чадородием. Иоаким, ликуя, говорил всем: «Мне родился жезл, от которого прорастет цвет — Христос». Праведная же Анна, кормя младенца своим млеком, была готова от радости плескать руками и говорила мысленно: «Я, неплодная, родила Божию Матерь, ради Которой разрешится осуждение Евы.... Сорадуйтесь мне, вси сыны Израиля, ибо вот Господь дал мне Одушевленную Палату Его Божественной славы, в общее веселие, радость и спасение».

Счастливые родители обещали посвятить свою Дочь на служение Богу. По достижении Ею трехлетнего возраста они действительно отвели Ее на жительство в Иерусалимский храм для воспитания и вскормления рукою Ангела.

Говоря библейски, от Анны — малого чертога — родилась Мария, Божий град, имеющий выход от утробной двери, но не знающий входа плотского общения.

Рождество Пресвятой Богородицы, многозначительное для всего человеческого рода, торжественно чтится во Вселенской Церкви по устроению Сына Божия. Иоакиму и Анне, высшим всех земных родителей, сорадуется мир ангельский и человеческий не без глубокого основания.

Рождение Пресвятой Богородицы Марии служило преддверием явления на землю во плоти Солнца правды — Христа. Оно означа­ло приближение времени разрушения греха, осуждения и смерти, тяготевших над людьми, указывало на скорое воссияние Божьего благословения и вечной жизни на земле.

В Лице Пресвятой Девы Марии Благодать родила Предызбранную из всех родов в жилище Христу Богу, начаток человеческого спасения и Ходатаицу о нем.

Всецарица Богородица есть по своему достоинству Матерь Жизни, Скиния всечеловеческого примирения грешных с Богом, Божий одушевленный престол, Чертог неприступного света Божества и Книга Слова жизни. Пророк Иезекииль назвал Ее Божественной Девической Дверью, обращенной к востоку и ожидающей входа чрез Нее во вселенную великого Святителя Христа. Как Дверь Единородного Сына Божия, Пресвятая Мария превзошла сиянием плоды чрева всех светлых жен на земле. Ввиду этого Ее рождение, предвозвещающее начало спасения людей от духовного бесплодия, вызывает «шум празднующих» и созидает церковное благолепное торжество.

Весть о рождении Богоматери, по словам песнопевцев, достигает прародителей Адама и Евы. Отлагая печаль, они побуждаются говорить:

«Чрез Тебя, Пречистая, мы с явлением Христа избавимся от клятвы». Праматерь же Ева ублажает свою Внучку приветственным восклицанием: «Мне родилось ныне избавление. Ради Девы я освобожусь от адских уз».

Подобно Адаму и Еве, о рождении Пресвятой Девы Марии радуется и праотец Ее Давид и объявляет всем: «Бог мне клялся и исполнил клятву, дав мне от плода моего чрева Девицу. Из Нее родится на Моем престоле Царь Христос, имеющий вечно незыблемое Царство».

К приведенным общим упоминаниям о значении Рождества Богородицы церковные песнопевцы присоединяют еще ряд замечаний об участии Богоматери в восстановлении человеческого рода из состояния падения.

В богослужебных песнях и тропарях канонов праздника, например, высказывается мысль, что Чистая Богоматерь и Раба Христа Бога непрерывно ходатайствует пред Ним о даровании людям первого блаженства. Для склоняющихся к аду Она — мост жизни. Ею попран бесстыдный ад, а всеродная Ева введена в твердую жизнь. Она отверзла вход в рай, затворенный древним преступлением и, как непорочная Агница, привела в наше существо Агнца Христа. От Неё родился Богомладенец — Огнь по Божеству и Отчее Слово — и в Ее чреве из всечеловеческой персти создал тело, не всеянное земным отцом.

Некогда уста Патриарха Иакова, благословляющего сына своего Иуду, назвали Богородицу Летораслью, произращающей Сына Божия действием Святого Духа.

Пречистая Дева действительно была посредницей Боговоплощения. Во время Архангельского благовещения, по благоволению Бога Отца, Её осенил Божественный Дух и вселилось в Нее Слово Отчее. Рождением воплотившегося Сына Божия Она облагоухала миром благодати концы мира.

После всего сказанного выше становится понятною причина всемирного почитания зачатия и рождения Пресвятой Богородицы. Верующие люди по всей земле достойно чтут песнями и хвалами Ту, Которая рассеяла в мире тьму безблагодатности и принесла человечеству избавление от вечной смерти и дарование обожения.

История праздника.

Событие, воспоминаемое в этот праздник, сохранилось только в древнем церковном предании (см. в книгах блаженного Иеронима, св. Епифания Кипрского и др.).

Святой Андрей Критский в своем слове в день Рождества Пресвятой Богородицы говорит: «Настоящий праздник есть для нас начало праздников. Он служит дверью к благодати и истине. Ныне Создателю всего устроился одушевленный храм, и тварь (в лице Девы Марии) уготовляется в новое жилище Творцу». По словам святого Иоанна Дамаскина, «день Рождества Богородицы есть праздник всемирной радости, потому что Богородицею весь человеческий род обновился и печаль праматери Евы пременилась в радость». «Раждается убо (Дева), и мир с Нею обновляется».

Праздник в воспоминание Рождества Пресвятой Богородицы установлен Церковью в глубокой древности. Указание на него имеется уже в IV веке. Св. равноапостольная Елена в начале этого века, по свидетельству древнего предания, построила в Палестине храм в честь Рождества Божией Матери. Другие сведения можно найти в творениях святого Иоанна Златоуста, св. Прокла, св. Епифания и блаж. Августина. В честь праздника составлены многие песнопения святыми песнотворцами (в V в. – Анатолием, архиепископом Константинопольским, в VI в. — Стефаном Святоградским, в VII в. — святым Андреем Критским, в VIII в. — святым Иоанном Дамаскиным и Германом, патриархом Константинопольским, в IX в. – преп. Иосифом Студитом). Их песнопения и теперь поются за богослужением в этот праздник. Так с древних времен «язык всяк православных похваляет и блажит и славит Пречистое Рождество Девы Марии, Богоневесты».

days.pravoslavie.ru


Смотрите также