Платье которое видят все по разному


«То самое платье»: почему мы видим его по-разному — National Geographic Россия

С 25 февраля по Сети ходит фотография платья, чей цвет люди видят по-разному. Это различие в восприятии буквально раскололо интернет: многим трудно поверить, что наряд, который им кажется светлым, на самом деле черный.

Старт «вирусным дебатам» дала публикация на сайте Tumblr: обладательница платья решила спросить мнения о его цвете у пользователей интернета после того, как обнаружила подобные разногласия в кругу своих близких. Ответы оказались диаметрально противоположными: от синего с черным до белого с золотым. При этом тому, кто видит наряд темным, сложно поверить, что «оппонент» не шутит и в действительности видит представленную на фото одежду светлой (и наоборот). Фотография с соответствующим вопросом тут же облетела виртуальное пространство. Свою версию цветовосприятия дали даже звезды: так, Ким Кардашьян увидела белый и золотой вариант, Леди Гага высказалась за голубой и песочный, а Тейлор Свифт уверена, что платье имеет синий и черный цвета. Только за первые сутки публикации на одном из сайтов, BuzzFeed, фотография набрала 28 миллионов просмотров. Сейчас уже точно известно, что платье выполнено в темных тонах (это показали и анализ снимка с помощью профессиональных фотоинструментов, и признание владелицы «спорной одежды»), однако тем, кто видит платье светлым, все равно трудно в это поверить. Ученые рассказали о причине этой оптической иллюзии. Система цветовосприятия выработалась у человека в процессе эволюции. У нас развито дневное зрение, при котором мы различаем все элементы окружающего мира, включая цвет. Свет входит в глаз через хрусталик, попадая на сетчатку в задней части глаза. Волны разной длины по-разному активизируют нейронные связи в зрительной коре, которая переводит сигналы в изображения. Ночное зрение позволяет нам видеть контуры и движение объектов, но их цветовая гамма теряется. Однако и при дневном свете цветовосприятие не всегда бывает однозначным: при различном освещении цветовая гамма предмета воспринимается по-разному, и мозг это тоже учитывает. Один и тот же цвет на рассвете может казаться нам розово-красным, днем – бело-голубым, а на закате – красным. Мозг принимает решение о «реальности» цвета, в каждом случае делая поправку на сопутствующие факторы. Именно этим объясняется разница в восприятии одного и того же изображения разными людьми. Те, кто принимает свет на фоне за солнечный, решают, что платье находится в тени, поэтому его светлые участки, очевидно, голубые. Кому-то при том же ярком освещении привычнее увидеть белизну платья. Это наиболее распространенная версия. Однако мозг около 30% людей вообще не учитывает свет на фоне – и в этом случае платье кажется ему синим, а золотые фрагменты тогда «становятся» черными. Каждый человек имеет свой зрительный опыт, свой уровень концентрации, свои специфические движения глаз. Уровень освещения в собственной обстановке, цветовая гамма предметов, которую мозг зафиксировал перед переключением внимания – все это вместе взятое и дает разницу в восприятии.

Ученым этот фактор был известен давно. Но сами по себе фундаментальные научные знания не привлекают столь широкого внимания общественности: это стало возможным только в период повсеместного развития интернета в сочетании с интересной темой для обсуждения. Нейробиолог из Университета штата Вашингтон Джей Неиц в интервью Wired.com рассказал, что индивидуальные различия в цветовом восприятии он изучал на протяжении 30 лет. По его словам, нынешний пример – наиболее показательный за все годы его исследований. К слову, сам Неиц видит платье белым и золотым.

www.nat-geo.ru

Голубой или розовый: Почему люди видят разные цвета одной и той же одежды

В сети снова разгорелись споры о цвете атрибута одежды. Теперь причиной разногласий стал кроссовок. Часть считают кроссовки серо-голубыми, часть бело-розовыми. На какой стороне вы?

“На самом деле кроссовки оказались розовыми”, – говорится в интернете.

В целом, этот феномен учёные объяснили ещё в 2015 году, когда по интернету гуляло чёрно-синее или золотисто-белое платье.

В четверг, 26 февраля 2015 года, пользовательница Tumblr выложила в Сеть снимок платья. Девушка спрашивала своих друзей, какие цвета они видят на фотографии — белый и золотой или синий с чёрным. Вопрос кажется очень простым, но именно этот интернет-пост разделил всех пользователей Всемирной паутины на два лагеря. На самом деле, платье на фото сине-чёрное.

Одни учёные объяснили различность мнений тем, что всё зависит от “дневного” или “ночного” восприятия. По их словам, система цветовосприятия выработалась у человека в процессе эволюции.

“У нас развито дневное зрение, при котором мы различаем все элементы окружающего мира, включая цвет. Свет входит в глаз через хрусталик, попадая на сетчатку в задней части глаза. Волны разной длины по-разному активизируют нейронные связи в зрительной коре, которая переводит сигналы в изображения. Ночное зрение позволяет нам видеть контуры и движение объектов, но их цветовая гамма теряется. Однако и при дневном свете цветовосприятие не всегда бывает однозначным: при различном освещении цветовая гамма предмета воспринимается по-разному, и мозг это тоже учитывает. Один и тот же цвет на рассвете может казаться нам розово-красным, днем — бело-голубым, а на закате — красным. Мозг принимает решение о «реальности» цвета, в каждом случае делая поправку на сопутствующие факторы”, – заметили в исследователи и пояснили, что именно этим объясняется разница в восприятии одного и того же изображения разными людьми.

Те, кто принимает свет на фоне за солнечный, решают, что платье находится в тени, поэтому его светлые участки, очевидно, голубые. Кому-то при том же ярком освещении привычнее увидеть белизну платья. Это — наиболее распространенная версия. Однако мозг около 30% людей вообще не учитывает свет на фоне — и в этом случае платье кажется ему синим, а золотые фрагменты тогда «становятся» черными.

Невролог из Вашингтонского университета, Джей Нитц пояснил, что свет проходит в глаз через линзу — разные длины волн соответствуют разным цветам. Свет попадает в сетчатку в задней части глаза, где пигменты активируют нейронные связи в визуальном контексте, части мозга, которая обрабатывает эти сигналы и превращает в изображение. Чрезвычайно важно, что свет, который освещает все в этом мире и по сути имеет одну длину волны, отражается от того, на что вы смотрите. Мозг самостоятельно выясняет, какого цвета свет, отразившийся от предмета, на который вы уставились, и самостоятельно выделяет нужный цвет из «настоящего» цвета объекта.

«Наша визуальная система умеет отбрасывать информацию об источнике света и выделять информацию от конкретного отражателя, — говорит Джей Нитц. — Но я изучал индивидуальные различия в видении цветов более 30 лет, и это конкретное различие — одно из самых больших на моей памяти».

Обычно эта система работает замечательно. Но это изображение каким-то образом затрагивает границу восприятия. Частично это может быть связано с тем, как настроены люди. Люди эволюционировали, чтобы видеть в дневном свете, но дневной свет меняет цвет. Эта хроматическая ось варьируется от розовато-красного рассвета, идет через сине-белый полдень, а затем уходит обратно в красноватые сумерки.

«В данном случае ваша визуальная система смотрит на эту вещь и вы пытаетесь не учитывать хроматическое смещение оси дневного света, — говорит Бевил Конвей, невролог, изучающий цвет и зрение в колледже Уэлсли.

По другой версии, причиной различного восприятия цветов является нарушение цветового зрения.

Эти нарушения можно установить с помощью таблиц Рабкина. Цветовосприятие зависит от зрительного пигмента, этот показатель чаще всего врожденный, но также может быть и приобретенный — после травмы или невритов.

Также, по мнению психологов, на восприятие цвета влияют условия жизни, состояние человека в данный момент, профессиональная подготовка и общее состояние органов зрения.

Ещё одно интересное объяснение:

Оптические иллюзии

Оптические иллюзии часто поражают человеческое воображение, но лишь немногие из них способны заставить людей столь яростно спорить друг с другом об увиденном. К примеру, многие помнят gif-изображение девушки, вращающейся вокруг своей оси: кто-то видит, что она вращается по часовой стрелке, а кто-то — что против. Авторы этого трюка сообщают, что люди с правосторонним мышлением видят, что девушка вращается по часовой стрелке, а с левосторонним — что наоборот. Так от чего же зависит восприятие цветов платья или кроссовка?

Для ответа на этот вопрос учёные просят вспомнить оптическую иллюзию с тенью на шахматной доске: “белая” и “чёрная” клетки на самом деле оказываются одного и того же цвета, хотя наш мозг, знакомый с понятиями “тень” и “шахматная доска” осознаёт, что цвета клеток должны быть разными. Дело в том, что мы думаем, что объекты, находящиеся в тени, на самом деле светлее, чем кажутся, хотя в реальности это может быть далеко не так.

Аналогичная ситуация происходит с двумя цветными изображениями кубика Рубика. Две одинаковые фигуры изображены рядом друг с другом, но одна из них просматривается через синий фильтр, а другая — через жёлтый. Так, человек видит один квадратик на верхней стороне кубика синим, а другой — жёлтым, тогда как оба они, на самом деле, являются серыми.

“Всё это происходит в силу того, что наш мозг на бессознательном уровне научился учитывать важность влияния источника света”, — объясняет доктор Эрин Годдард (Erin Goddard), когнитивный психолог из Университета Маккуори в Австралии.

Доктор Годдард предлагает участникам спора представить, что они держат в руках лист белой бумаги из офисного принтера. На улице, в тёмном баре, под искусственным освещением у себя дома или даже в лаборатории с холодным светом человек понимает, что лист белый, какого цвета бы он ни казался. Так, можно сказать, человек “делает скидку” на источник света.

Точно то же происходит и с оптическим иллюзиями, объясняют учёные. Глядя на серый квадратик в синем “освещении”, мы думаем, что он жёлтый, а рассматривая точной такой же серый квадратик в жёлтом фильтре, мы догадываемся, что он должен быть синим.

Главное, что нужно понимать, рассматривая кружевное платье, это то, что мы делаем “скидку” на освещение. Однако в отличие от предыдущих примеров, у данного снимка есть свои особенности, которые заставляют разных людей видеть платье в разных цветах. Прежде всего, следует понять, что цветовая композиция фотографии представляет собой очень сложный “коктейль”.

“Если вы посмотрите на значения чёрно-золотого участка платья в палитре RGB, то они окажутся жёлто-охрово-коричневыми. Остальные полосы платья в той же палитре оказываются светло-голубыми с фиолетовыми оттенками”, — говорит профессор Барт Андерсон (Bart Anderson) из Университета Сиднея, который исследует проблемы визуального восприятия у людей.

Другая особенность, которую учёные считают ключом к проблеме, заключается в том, что по снимку невозможно определить, при каком источнике света было сфотографировано платье. Как поясняет доктор Годдард, на снимке не видно, находится ли платье в тени или на свету, в помещении при искусственном освещении или же на улице при дневном свете и соответствующих тенях.

“В дополнение к тому факту, что тени заставляют вещи казаться более тёмными, они имеют ещё одну особенность. Прямой солнечный свет представляет собой желтоватый фильтр, который, в свою очередь, заставляет нас видеть вещи более синими — как в иллюзии с кубиком Рубика. Художники знают об этом, и добавляют синюю краску к теням, чтобы сделать их более убедительными”, — поясняет доктор Годдард.

Таким образом, оказавшись без подсказки об источнике света, люди начинают домысливать, в каких условиях был сделан снимок платья. Те, кто подсознательно считают, что фотография была сделана в условиях естественного солнечного освещения с его тенями, видят платье бело-золотым, а те, кто догадываются о том, что платье сфотографировали при искусственном освещении в помещении без окон, уверены, что платье сине-чёрное.

Так или иначе, случайно сделанный снимок платья, является крайне интересным и даже из ряда вон выходящим примером оптической иллюзии. Доктор Джей Нейтц (Jay Neitz) из Вашингтонского университета, который одним из первых взялся расследовать феномен, заявил, что он уже тридцать лет исследует индивидуальные различия в цветовом восприятии, но впервые столкнулся со столь мощным примером в своей практике.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

yorick.kz

Так почему же мы видим цвет платья по-разному?

Мы тоже устали от этой темы, но эта версия заслуживает внимания.

Пока ты не удалила из соцсетей всех друзей, которые до сих пор спрашивают тебя о цвете полосатого платья, мы решили показать тебе интересный рисунок, который все объясняет!

Создатели мультфильма XKCD преобразовали оригинальное изображение с некорректной экспозицией, разместив его по центру. Затем отрегулировали свет, падающий на платье с обеих сторон. Это позволило объяснить тот факт, что наш мозг автоматически преобразует цвет платья, опираясь на количество света вокруг него. В рисованной версии цвет платья одинаков с обеих сторон, однако фоны на двух картинках абсолютно разные. Слева, на темно-синем фоне платье оказывается бело-золотым, справа, где фон светло-желтого цвета, – платье черно-синее!

Таким образом, можно сказать, что люди по-разному судят о свете, падающем на предмет, а значит, и по-разному воспринимают его цвета. Удивительно, но это так!

Настоящий цвет платья мы узнали благодаря модели Лоре Колман, которая снималась в нем для британского бренда одежды. На самом деле оно сине-черное! Если все же ты видишь его бело-золотым – не отчаивайся, поверь, ты не одинока! Многие знаменитости до сих пор спорят.

www.ellegirl.ru

Серый или розовый: Почему мы по-разному видим цвета

Фото кроссовок разделило людей на два лагеря, как когда-то знаменитое платье

Только, казалось бы, спал ажиотаж двухлетней давности вокруг платья-хамелеона, которое одним казалось бело-золотым, а другим — сине-черным, как в соцсетях начался новый спор. Британка Николь Култхард выложила в Facebook  фотографию кроссовок Vans и рассказала, что они с подругой по-разному видят цвет обуви: у одной кроссовки были серые с бирюзовыми шнурками, а у другой — розовые с белыми.

В редакции The Village десять человек отдали голоса за серый цвет, и только трое увидели розовый. У некоторых к концу дня цвет обуви изменился. На самом деле кроссовки оказались розовыми.

Чтобы прекратить споры, мы поговорили с офтальмологом, психологом и художником и разобрались, почему люди видят цвета по-разному и что на это влияет.

Светлана Снытко

гендиректор Центра терапевтической офтальмологии, офтальмолог

Причиной различного восприятия цветов является нарушение цветового зрения. Эти нарушения можно установить с помощью таблиц Рабкина. Цветовосприятие зависит от зрительного пигмента, этот показатель чаще всего врожденный, но также может быть и приобретенный — после травмы или невритов.

Полихроматические таблицы Рабкина используют для выявления дальтонизма. По степени цветовосприятия различают: трихромантов (норма), протоанопов (люди с нарушением восприятия в красном спектре) и дейтеранопов (людей с нарушением цветовосприятия зеленого цвета).

Сергей Ключников

психолог, директор центра практической психологии

На восприятие цвета влияют условия жизни, состояние человека в данный момент, профессиональная подготовка и общее состояние органов зрения. К физиологическим причинам относятся дефект зрения, например дальтонизм, а также ситуативное настроение. В мрачном расположении духа человек реагирует на темные оттенки, а при позитивном настроении картинка для него становится солнечной и более чистой.

Также играет роль изощренность в определении цветов. Этот аспект может быть связан с природными условиями или специальной подготовкой. Северные народы, которые живут на Чукотке или Аляске, различают намного больше цветов снега, так как от этого зависит успешность охоты и выживание. Роль играет и профессиональное образование: у художников палитра восприятия острее.

Обычному человеку достаточно увидеть примерно, и он уже делает вывод о картинке. Из-за визуальной культуры, которая сейчас обрушилась на нас, массива цветовой информации люди перестают узнавать оттенки, они определяют их скорее по форме. Цвет перестал быть индикатором в наших условиях.

Михаил Левин

художник, куратор программ Pre-foundation Art & Design и «Современное искусство» в Британской высшей школе дизайна

С точки зрения эмоционального восприятия цвета на него влияют и культурный бэкграунд, и социальное положение, и воспитанность видения цвета. Людей, связанных с творческой деятельностью, отличает насмотренность цветов. Когда человек постоянно соприкасается с этим, то он чутче и глубже видит цвет, сильнее расставляет акценты.

Чтобы цвет воспринимался спокойнее или, наоборот, вызывал эмоциональный всплеск, создается определенная гармония цветов. И эта комбинация как раз может влиять на восприятие. Один и тот же красный может восприниматься по-разному в зависимости от цвета вокруг него. Есть научные труды Джозефа Альберта об инструментах влияния на восприятие цветов.

Восприятие различается и от условий, места. Потому и художники всегда работают при дневном свете — в естественной среде цвета воспринимаются лучше.

Эти эксперименты с платьем, кроссовками похожи на некий иллюзорный трюк. Я думаю, так получается, потому что изображение показано на цифровом носителе. Человеческий глаз по-разному реагирует на картинку на экране. Есть настройки, которыми можно настроить цветопередачу. Кому-то больше подходит, когда цвет более насыщенный, а кому-то высокий контраст начинает резать глаз.

Опять же, о культурном восприятии: можно провести параллель с выставкой Мураками. Для человека, воспитанного в японской культуре, типично буйство цвета, а для европейца — нет. Многие мои студенты жалуются на эту выставку как на болезненный опыт: у некоторых даже начинает болеть голова. Просто мы не привыкли воспринимать такую интенсивность красок.

www.the-village.ru


Смотрите также