Паломничество в дивеево


Паломничество в Дивеево к мощам Серафима Саровского

Дивеево расположенное в Нижегородской области — одно из самых важных мест в России для православных верующих. Многие едут сюда за исцелением, а бездетные пары за возможностью зачать ребенка. Здесь происходят чудеса и сюда стоит совершить поломничество.

История Дивеевского монастыря и Серафима Саровского

В Дивеевском монастыре хранятся мощи Серафима Саровского, святого, который при жизни имел дар исцеления и творил чудеса. В Дивеево в 1789 году им была основана женская обитель и Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, где стали происходить чудеса исцеления. А после смерти отец Серафим неоднократно являлся в образе святого молящегося монахиням и священнослужителям монастыря и ободрял их в служении.

Один из паломников стал свидетелем чуда уже в наше время. Находясь в Дивеево, он фотографировал пейзажи, когда начал проявлять снимки, то увидел, что на одном из них рядом с часовней возник молящийся силуэт отца Серафима.

По преданию незадолго до смерти Серафима Саровского в Дивеевский монастырь явилась Богородица поблагодарить его за прижизненные труды. Она прошла по монастырской земле и пообещала каждому, кто повторит ее путь, отпустить грехи и спасти во время Страшного суда.

В память этого события Серафим повелел построить там, где ноги Матери Божьей коснулись земли, тропу, названную Святой Канавкой. Сестры сделали там насыпь. Считается, что вся земля и растения, произрастающие рядом, обладают целительными и чудодейственными способами, а местная глина — дороже золота.

Чудеса Святой Канавки

Канавка Царицы Небесной снимает порчу. В том числе на здоровье и на бездетность. Поэтому особую надежду на чудодейственную тропу возлагают люди, страдающие от телесных и душевных недугов, а также бездетные семьи. По поверью, если в семье мечтают о малыше, а жена не может забеременеть в силу тех или иных причин, им стоит приехать в местный монастырь и выполнить специальный обряд.

Нужно встать на вымощенную дорожку и неторопливо идти по ней, читая про себя молитву Богородице. После этого следует мысленно передать ей свою просьбу. Затем следует с благословения монахинь взять немного земли в течение года пить воду из дивеевских источников, расположенных на территории монастыря. Тогда Божья матерь пошлет помощь в зачатии и рождении ребенка.

Земля со Святой Канавки считается сильным защитным талисманом. Для того, чтобы она смогла противостоять негативной энергетике, ее нужно ссыпать ее в мешочек или завернуть в ткань, а затем применять по собственному усмотрению. Некоторые прикладывают такой оберег к больным местам и после прочтения молитвы Богородице ожидают облегчения. Оберег можно положить дома или в машине — он будет отгонять злых духов.

Источники в Дивеево известны своими целебными свойствами. Верующие считают, что вода из них способна улучшить самочувствие и прогнать болезни. Если вы хотите испытать на себе их действие, то сами можете выбрать — на какой поехать. В самом Дивеево расположен источник в честь Казанской Божьей Матери (старинный), Матушки Александры (новый) и источник в честь Иверской иконы (новый).

Рядом с деревней Цыгановка находится источник Преподобного Серафима Саровского, в Кременках — «Явленный», а неподалеку от села Автодеево — источник в честь Святой троицы. К нему можно добраться (если вы не располагаете личным транспортным средством) на автобусах, которые ходят от паломнического центра.

Советы верующим, совершающим паломничество

Круглый год верующие совершают паломничество в Дивеево за исцелением и помощью. Вот несколько полезных советов, которые вам безусловно пригодятся, если вы решите приехать в монастырь и побывать в на дивееских источниках.

Возможно остановится на территории комплекса, где предусмотрены места для временного проживания. Однако нужно заранее связаться с паломническим центром и уточнить подробности. Также можно снять комнату у местных жителей. Цены варьируются в зависимости от комфорта проживания. Как правило, сдаются койко-места в частных домах с удобствами на улице. Некоторые местные жители предоставляются паломникам бесплатное проживание, а те взамен помогают им по хозяйству и на огороде.

Если вы решили самостоятельно приехать и помолиться, имейте в виду, что вечерняя служба в монастыре начинается в пять, а зимой — в четыре.

В обители работает бесплатная церковная трапезная, где по отзывам паломников кормят вкусно, большими порциями и можно попросить добавки. После того, как трапеза заканчивается, сестры совершают ежедневный путь по Святой Канавке с иконой Богоматери и чтением молитвы. Те, кто желает, может присоединиться к шествию и посмотреть как нужно правильно просить заступничества.

Паломничество в Дивеево для многих людей является не только данью православной религии, но и отличным способом побывать в особенном месте. Туристы описывают Дивеево как село с доброжелательными, приветливыми жителями, а церковный комплекс вызывает у них настоящий восторг. Будьте здоровы и не забывайте нажимать на  и

Молитвы — это известный каждому верующему человеку способ оказаться ближе к Небесам и попросить у ...

Серафим Саровский является одним из самых почитаемых православных святых. С этим человеком связано множество необычных ...

В православной культуре нашей страны имеется множество святых, каждый из которых внес определенный вклад в ...

В православии существует большое количество самых разных икон. Каждая из них имеет уникальную историю и ...

dailyhoro.ru

Где разместиться

При монастыре действуют 16 паломнических корпусов, которые могут предложить паломникам комфортные и удобные номера. Оформление на проживание осуществляется в Паломническом центре, который расположен у входа в Обитель. Размещение в паломнических корпусах — за фиксированное пожертвование. При оформлении необходимо иметь паспорт с отметкой о регистрации или водительское удостоверение.

Бронирование

Паломнический центр принимает заявки на размещение в паломнических корпусах монастыря. Бронирование возможно за 2-3 месяца до предполагаемой даты приезда, но не позднее, чем за 3 дня до момента заезда. Заявки на бронь принимаются по телефону каждый день, кроме понедельника и воскресенья, с 8.00 до 17.00, в субботу — с 8 до 16.00. Прибыв в Обитель, для размещения по брони необходимо обратиться в Паломнический центр монастыря.

Телефон для бронирования: +7 (83134) 4-39-63, e-mail: [email protected]

Внимание!

Заявки на бронь, поданные через сайт или по телефону, считаются принятыми (бронь оформлена), только после получения подтверждения по телефону или электронной почте. Если Вы не получили подтверждение, обязательно свяжитесь с нами по телефону или e-mail.

Подтверждение брони

За неделю до прибытия в монастырь Вам необходимо позвонить по телефонам: +7 (83134) 4-39-63, +7 (83134) 4-34-45 или отправить подтверждение через обратную форму подтвердить приезд

Время заселения паломников.

Дом паломника Современный паломнический корпус, с кондиционерами и со всеми удобствами в номерах

Октябрьская,6 Деревянные коттеджи в 20 метрах от монастыря

Арзамасская, 12 Монастырский корпус повышенной комфортности расположен в шаговой доступности от Паломнического центра

Первомайская,2 Паломнический корпус находится на исторической монастырской территории

Жирякова,16 Корпус находится на исторической монастырской территории, недалеко от восточного конца святой Канавки

Пантурова,6 Паломнический корпус с трех- и четырехместными номерами находится на исторической монастырской территории

Полевая,30 Современный паломнический корпус в 20-ти минутах ходьбы от монастыря

Российская,11 Двухэтажный особняк с комнатами на 2, 3, 4, 5 человек

Садовая,8 Корпус на 19 человек: пять комнат на 1, 4, 6 человек. Удобства в корпусе

Первомайская,1 Корпус находится на исторической монастырской территории, в нем размещаются только женщины

Жирякова,17 Номера рассчитаны на 4, 5 и 7 человек. Здесь мужчины и женщины селятся отдельно

Строителей,30 Двухэтажный особняк с комнатами на 2 и 4 человека. Рассчитан на 14 человек

Мартынова, 2-2 Небольшой паломнический корпус на 14 человек в 15 минутах от монастыря

Мухтоловский Дом Паломнический корпус на 61 место находится за Казанским источником

Корпус Северный Расположен на северной окраине села Дивеево. Проживание бесплатное

Скит Вознесенский Вознесенский скит находится в живописном месте в 40 километрах от Дивеевского монастыря

diveevo-palomnik.ru

Дивеево и окрестные святыни – путеводитель для паломников

Свято-Троицкая Серафимо-Дивеевская женская обитель является одной из главных святынь Православного мира. Она, наравне с Афоном, Иверией и Киевом, считается одним из четырёх земных уделов Божией Матери.

Здесь расположена Святая Канавка, вырытая на месте тропки, которой сама Богородица обошла избранную Ею святую обитель. Также тут покоятся мощи знаменитого святого чудотворца – преподобного Серафима Саровского и мощи святых основательниц окормляемой им женской обители.

Многие православные христиане мечтают побывать в этом месте, прикоснуться к его святыням, пройти с молитвой Святую Канавку и омыться в здешних святых источниках. Где расположены эти святые места? Как сюда добраться? Что именно стоит здесь увидеть и как удобнее делать это, чтобы везде успеть?

Как правильно поклоняться святыням? Где в Дивеево лучше остановиться и как договориться об этом заранее? Где в обители можно поесть? Какие святыни и важные достопримечательности расположенные рядом с Дивеево тоже стоило бы посетить? На все эти вопросы благочестивого паломника как раз и призван ответить наш небольшой путеводитель.

Дивеево: немного краеведения и географии

Свято-Троицкая Серафимо-Дивеевская женская обитель находится в самом центре села Дивеево, основанного в 1559 году и расположенного в Нижегородской области. Село находится в 180 километрах к юго-западу от Нижнего Новгорода и в 60 километрах к юго-западу от Арзамаса. На данный момент в районном центре Дивеево проживает около 6500 человек. Помимо обители в селе есть ещё одно значимое учреждение – Дивеевская птицефабрика на которой также работают многие местные жители.

Сам монастырь основан значительно позднее села Агафьей Семёновной Мельгуновой (в монашестве Александрой), дворянкой по происхождению, получившей откровение от Бога о необходимости постройки храма и устройстве девической общины в указанном ей месте. Этим местом и оказалось Дивеево, близ которого подвизался преподобный Серафим Саровский, ставший позднее духовным наставником сестёр обители. Монастырь начался созидаться с постройки Казанского храма, который был заложен в 1767 году.

Сейчас Серафимо-Дивеевская обитель является одним из самых крупных и значимых женских монастырей в России. Существует предсказание преподобного Серафима, что однажды она станет первой в мире женской монашеской лаврой.

Прежде чем приезжать в Дивеево обязательно нужно прочесть житие преподобного Серафима Саровского и, желательно, хотя бы краткую Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. Много интересной информации об истории этих мест и сведений, полезных для паломников, можно почерпнуть на портале «Дивное Дивеево».

Добраться до Дивеевской обители можно несколькими маршрутами

Самый простой из них – доехать на поезде до Арзамаса. В самом городе сесть на автобус №1 до Соборной площади, с неё спуститься метров 50 до арзамасской авто станции, а оттуда уехать в село регулярным автобусом. Автобус «Арзамас-Дивеево» ходит весь день до позднего вечера с интервалом в один час и обойдётся примерно в 150 рублей на человека.

Также можно долететь на самолёте или доехать на поезде до Нижнего Новгорода, а оттуда добраться до Арзамаса электричкой или автобусом и далее проследовать по вышеприведённому маршруту.

Есть и третий вариант основного маршрута. Если вы заранее бронируете гостиницу, квартиру или дом в Дивеево, то зачастую можете договориться с хозяевами о том, чтобы вас забрали с арзамасского вокзала на машине.

Помимо пути через Арзамас существует ещё и маршрут от Москвы. Там можно сесть на автобус до Сарова, который проездом останавливается в Дивеево. В этом случае в пути придётся провести не менее девяти с половиной часов. Обойдётся междугородний автобус примерно в 1000 рублей.

Где в Дивеево остановиться, за сколько, и как договориться об этом заранее?

Самый лучший способ, опробованный на личном опыте – остановиться у знакомых, у которых вы останавливались ранее. Однако предположим, что вы совершаете паломничество в это святое место в первый раз.

Тогда лучше всего воспользоваться сервисом Booking.com, где вы сможете не только заранее забронировать себе жильё на нужные вам даты без каких-либо предоплат и штрафных санкций, но и найти предложения на разный вкус и достаток – и комнаты в гостевых домах (гостиницах), и квартиры, и частные дома. На одного человека или на нескольких. Неплохую квартиру на сайте можно найти примерно  за 600-700 рублей в сутки на человека.

Также можно забронировать жильё в одной из многочисленных тематических групп ВКонтакте или на портале «Дивное Дивеево». Но этот вариант менее удобен, чем первый. Можно снять дом или квартиру, либо номер в одном из многочисленных гостевых домов села. В гостевых домах предлагают разнообразный дополнительный сервис, питание, но и номера там стоят примерно вдвое выше (1000-1200 рублей в сутки), чем среднее жильё в городе (500-600 рублей в сутки).

Наконец, можно обратиться в паломнический центр монастыря. Заранее или по приезде в обитель. Здесь вы найдёте приют только в групповых номерах от четырёх человек и более. А обойдётся вам это лишь немногим дешевле, чем в селе (500-600 рублей в сутки). При этом вы будете жёстко привязаны к распорядку монастыря, и никто не поручится за сохранность ваших вещей. Зато можно молиться всем вместе и найти себе новых друзей…

Где и чем здесь можно питаться?

Итак: вы добрались до святой обители и нашли ночлег в селе или в монастырской ограде… Но прежде чем рассматривать сами святыни, затронем ещё один немаловажный вопрос – вопрос питания.

Если вы поселились в гостевом доме, то у вас будет два варианта: включить питание в стоимость номера или покупать себе что-нибудь в магазине. Также можно поступить и если вы снимаете дом или квартиру.

Если же вы поселились в монастырской гостинице, то скорее всего пойдёте питаться в трапезную для паломников – платную или бесплатную (впрочем, этими вариантами вы можете воспользоваться даже проживая в селе).

Здесь можно дать два совета. Первый: ни в коем случае не обедайте в платной трапезной! Дорого и невкусно. Второй: обязательно хотя бы раз поешьте в бесплатной трапезной монастыря. Пища там без особых изысков, но удивительно, просто невероятно вкусная. Видимо потому, что готовят её на святой воде и с молитвой… В общем, туда сходите обязательно!

Бесплатная трапезная расположена в Александро-Невском храме монастыря. Если не хотите питаться там просто так, можете свою кашу отработать и попроситься на какое-нибудь нужное монастырю послушание.

Если вы планируете попасть на ужин или на обед в бесплатную трапезную, то лучше приходить туда сразу после богослужения. После литургии – с 11.00 до 13.00, после всенощного бдения – с 19.00 до 20.00.

Какие святыни можно посетить в Серафимо-Дивеевском монастыре

Прежде всего, это Святая Канавка. Канавка длиной 777 метров огибает Благовещенский собор обители и монастырскую больницу. Над Канавкой возведён вал с перилами и выложенной плиткой дорожкой. Проходить по Канавке, которую наметила своими шагами сама Царица Небесная, преподобный Серафим советовал, читая молитву «Богородице, Дево, радуйся…» 150 раз.

«Эту канавку сама Матерь Божия своим пояском измерила… Тут стопочки Богородицы прошли… Кто канавку с молитвой пройдет да полтораста «Богородиц» прочтет, тому все тут и Афон, и Иерусалим, и Киев», — говаривал святой.

Если идти от главных ворот вглубь обители, то вначале справа от вас будет Казанский собор, в нижнем ярусе которого находится храм Рождества Богородицы, а справа – монастырская гостиница и паломнический центр монастыря. Потом вы пройдёте под многоярусной колокольней обители, и перед вами, как раз в центре монастыря, окажется зелёный храм с серебристыми куполами – собор во имя Святой Живоначальной Троицы.

Справа от Троицкого собора можно увидеть жёлтый корпус трапезного храма во имя Александра Невского, а с тыльной стороны будет виднеться самый крупный собор обители – Преображенский.

Белоснежный Преображенский собор увенчан пятью позолоченными главами. Между Троицким и Преображенским соборами небольшая территория отведена под монастырское кладбище, где похоронены люди, наиболее значимые для истории обители: иеромонах Владимир (Шикин), игумения Мария (Ушакова), храмосоздатель Фёдор Долгинцев, помощник преподобного Серафима Николай Мотовилов и другие.

Последний собор женской лавры, Благовещенский, находится слева за собором в честь Преображения Господня. Он, как было сказано выше, почти полностью окружён Святой Канавкой, сразу за которой территория обители заканчивается.

В нижнем храме Казанского собора, освящённом в честь Рождества Богородицы, для поклонения паломников выставлены мощи святых матушек-основательниц обители: монахини Александры (Мельгуновой), схимонахини Марфы (Милюковой) и монахини Елены (Мантуровой). В самом Казанском храме почивают мощи ещё четырёх дивеевских святых жён: преподобноисповедницы Матроны (Власовой) и блаженных Параскевы (Паши) Саровской, Пелагеи и Марии. А в Троицком соборе обители вы можете поклониться мощам самого преподобного Серафима Саровского.

Литургия в обители чаще всего служится в Преображенском соборе. По её окончании там же паломникам раздают небольшими порциями освящённое масло и сухарики, приготовленные в котелке батюшки Серафима. Всенощное бдение также чаще всего совершается в соборе во имя Святой Троицы.

После окончания вечернего богослужения (примерно в 19.00) жизнь в монастыре постепенно замирает и всё закрывается. Так что к святыням лучше приходить до этого времени. Если же рано спать ложиться вы не планируете – рекомендуется посвятить последующий вечер походу на один или несколько святых источников с тем, чтобы помолиться рядом, искупаться в целебных водах и набрать святой воды с собой. Многие местные жители и паломники, пока живут в Дивеево, делают это каждый вечер и готовят на святой воде всю свою пищу.

Святых источников, только в самом Дивеево, пять. Иверский источник и источник матушки Алексанры находятся неподалёку от главного входа в монастырь (подробнее можно посмотреть на схеме возле главных ворот). Если идти от него к автостанции – слева и вниз от основной дороги. Территория источников снабжена закрытыми купальнями, колодцами для набора воды, воронками и скамейками. Неподалёку протекает небольшой ручей, в котором весной можно покормить красивых уток.

Ещё три источника также расположены близ главного входа в обитель и отмечены на её схеме. Чтобы дойти к ним, придётся повернуть в сторону, противоположную автостанции и, пройдя по главной дороге, также повернуть налево и миновать мостик. Посвящены источники святому Пантелеимону и двум иконам Божией Матери — «Казанской» и «Умилению».

Как правильно поклоняться святыням

Как уже было сказано выше, прежде чем приехать к святыне или к мощам святого, стоит почитать написанное о ней или о нём. Кроме того, не нужно брать с собой в паломничество много различных устройств, часто выходить в сеть и звонить кому-то, смотреть по вечерам телевизор. Все дела и развлечения должны остаться дома… Нужно устраниться от суеты.

Другой важный аспект паломничества – литургическая жизнь. В Дивеево стоит почаще посещать богослужения и причащаться. Не относитесь к этому месту, как к достопримечательности – впитывайте его святость всей своей жизнью здесь. Пейте святую воду, прикладывайтесь к мощам святых и чудотворным иконам, ходите с молитвой по канавке.

Время, проведённое в Дивеево, стоит посвятить созерцанию. Созерцанию красоты сотворённого Богом мира, созерцанию глубин своей души. Принести покаяние за совершённые грехи, подумать о том, как исправить свою жизнь.

Наконец, молитва за близких. Не забудьте, что ваши родные и друзья тоже хотели бы побывать в Дивеево. Обязательно подайте за них записки, поставьте свечи, купите им небольшие памятные подарки. За вашу заботу Господь обязательно благословит вас!

Окрестные святыни, которые тоже стоит увидеть

Прежде всего, вокруг Дивеево находятся ещё несколько святых источников, к которым можно съездить. Все они расположены относительно недалеко от монастыря и посетить их можно с другими верующими на автобусах монастырского паломнического центра или договорившись с частниками. Ту всё зависит от маршрута. Один источник можно посетить примерно за 200-400 рублей с человека.

Возле деревни Цыгановка есть источник преподобного Серафима. Согласно преданию, он образовался в ХХ веке после явления здесь самого преподобного, когда дивеевские источники были недоступны из-за политики большевистских властей. Многие отмечают, что этот ключ весьма холодный, но вместе с тем очень целебный.

В километре от села Кременки находится «Явленный» источник Божией Матери, возникший здесь ещё в 1670 году. Возле села Автодеево расположился источник во имя Святой Троицы, а у деревни Маёвка – во имя Архангела Михаила.

Также в нескольких десятках километров от Серафимо-Дивеевской обители расположены святые места, которые можно посетить с экскурсией из паломнического центра монастыря или по договорённости с местными жителями. Правда съездить к ним будет уже заметно дороже – 700-1500 рублей с человека. Это Саров, Санаксарский монастырь и Муром.

И не забудьте про Арзамас! На Соборной площади этого замечательного города стоит целый ряд красивейших храмов, среди которых Преображенский собор-памятник героям Отечественной войны 1812 года. А в зимнем кафедральном соборе в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» в левом приделе находится редкая икона Богородицы, которой молятся о даровании чад.

В Сарове можно попасть в Свято-Успенскую Саровскую пустынь, в которой начинал свой подвиг преподобный Серафим. В советские годы пустынь была разорена и закрыта, но сейчас активно восстанавливается. Неподалёку от Сарова находятся Ближняя и Дальняя пустыньки батюшки Серафима. В Дальней пустыньке святой совершал самый известный из своих подвигов – тысячедневное моление на камне. Первый камень паломники давно раздробили и разнесли по домам, как святыню, но вместо него установили новый, похожий, который там можно увидеть.

В лесах Мордовии притаился Санаксарский мужской монастырь. В этой обители в уникальной деревянной раке, напоминающей корпус корабля и элементы его такелажа и рангоута, покоятся мощи святого праведного Фёдора Фёдоровича Ушакова, адмирала российского флота, много раз приносившего нашей стране громкие победы. Там же можно поклониться мощам дяди адмирала – преподобного Фёдора Санаксарского и мощам Александра Санаксарского, одного из игуменов обители.

До недавнего времени в Санаксаре подвизался старец Иероним (Верендякин), у которого было множество духовных чад по всей России. Теперь он похоронен в стенах обители, его могилу посещает множество паломников, а книги с его наставлениями расходятся по стране огромными тиражами.

Санаксарский монастырь расположен в удалении от основных дорог в очень живописном месте на берегу озера и порадует глаз ценителей архитектуры. Единственный минус путешествия сюда – очень плохое качество мордовсих дорог…

Наконец, из Дивеево можно съездить в Муром – на родину преподобного богатыря Илии Муромца.

Здесь паломники найдут святых покровителей брака Петра и Февронию Муромских, перед мощами которых смогут сотворить молитву в Свято-Троицком женском монастыре. А в Муромской Николо-Набережной церкви, расположенной на берегу реки Оки, стоит поклониться мощам ещё одной покровительницы брака – святой Иулиании Лазаревской.

Напротив Свято-Троицкой обители находится мужской Благовещенский монастырь. Он был основан Иваном Грозным после взятия Казани в 1552 году, на месте захоронения князя Константина и его семьи, причисленных к лику святых за распространение христианства на муромской земле.

Архитектура древнего Мурома будет интересна для ценителей старины. Здесь есть много красивейших храмов четырёх- пяти- и даже шестивековой давности постройки.

Три музея, в которых стоит побывать отправляясь в Дивеево

В самом Дивеево есть два музея, связанных с историей обители, в которые небезынтересно будет зайти и благочестивому паломнику. Первый Музеев посвящён истории Серафимо-Дивеевской обители в XX веке, а второй представляет собой дом блаженной Параскевы Дивеевской (Паши Саровской) с аутентичной обстановкой. Нужно постараться посетить их до 15.00, так как они рано закрываются.

Ещё один замечательный музей, в котором нужно побывать каждому, находится в Арзамасе. Это музей патриаршества, единственный в России. Он расположен на Соборной площади в трехсотлетнем здании арзамасской ратуши. В этом музее выставлены личные вещи патриархов и созданы посвящённые им экспозиции.

Не все знают, что с Нижегородской землёй связаны судьбы как минимум четырёх из шестнадцати патриархов. У патриарха Алексия I и патриарха Кирилла отсюда родом родственники, а патриархи Никон и Сергий (Страгородский) сами появились на свет в Нижегородской области.

Также в музее патриаршества есть выставки, посвященные истории самого Арзамаса и жизни преподобного Серафима Саровского. От опытных местных экскурсоводов вы совершенно точно узнаете множество исторических фактов, связанных с Первоиерархами Русской Церкви, которых ранее не знали. Рекомендую. Музей работает со вторника по пятницу с 10.00 до 17.00, а в субботу и воскресенье с 10.00 до 19.00. Стоимость билета составит 80 рублей.

Надеюсь, что составленный мною путеводитель будет небесполезен вам, когда вы решитесь отправиться в Дивеево в гости к преподобному Серафиму. Желаю душе каждого из наших читателей совершить этот благочестивый путь хотя бы однажды. Поверьте, это паломничество запомнится вам на всю жизнь!

Андрей Сегеда

pravoslavie.fm

Паломничество в Дивеево.

Поездка в Дивеево, точнее подготовка к ней, началась еще в феврале, когда наша паломническая группа отправилась в Курские пределы, «земную родину этого истинно небесного человека, милостиво покрываемую чудотворною иконою Божией Матери Знамения, именуемою «коренною», — в места, освященные памятью преподобного Серафима.

Соприкасаясь со святынями, имеющими самое непосредственное отношение к житию Всемирного Светильника, так назвал его в своей книге митрополит Вениамин Федченков, невольно проникаешься промыслительностью происходящего.

Как отправляться в места духовных подвигов преподобного Серафима Саровского, не побывав прежде там, где родился, возрастал отрок Прохор, сын благочестивых его родителей Исидора и Агафии Мошниных. Где чудесным образом силой благодати Божией избежал он гибели при падении с колокольни, был исцелен Божией Матерью от тяжелой болезни, откуда избранник Духа Святаго и Божией Матери был призван в места подвижничества – Саровскую обитель.

И, следующая за этой, поездка в Муром также промыслительно протянула духовные нити к Серафимо-Дивеевской обители. Здесь после закрытия Дивеевского монастыря поселилась игумения Александра (Траковская) с 40 монахинями. Они сохраняли долгое время вывезенные из монастыря святыни: икону Божией Матери «Умиление» и вещи, принадлежавшие преподобному Серафиму. В их маленьком домике у стен Благовещенского монастыря часто бывал иеромонах Пимен, будущий Патриарх. Молодой пастырь и его небольшая иноческая паства были объединены любовью к преподобному Серафиму Саровскому. Это духовное единение сохранилось и в дальнейшем. До конца своей жизни Патриарх Пимен имел попечение о дивеевских матушках. 

И вот, теперь наш путь лежит в Серафимо-Дивеевскую обитель, место, где почивают святые мощи преподобного Серафима Саровского, по сей день окормляющего своих сироток.

Как и год назад, с Божиим благословением, молебным и, в виде извергающейся с небес обильной влаги, мы отправились в путь.

Не прекращающийся дождь с порывами ветра, серое, без просветов небо, не добавлял оптимизма нашей группе.

Только после изрядной информационной нагрузки от прослушивания сообщений нескольких наших паломниц, участники поездки отвлеклись от погодной темы.

Дивеево поразило нас невероятно теплой погодой. Тепло было сродни тому, какое бывает перед грозой. Парило. Паломнический корпус на территории обители и его келии, удобные во всех отношениях, не вызвали ни у кого никаких смущений, а посему, быстро разместившись, мы отправились в Спасо-Преображенский собор.

Всенощное бдение уже началось, когда мы вошли в необыкновенно величественный Спасо-Преображенский собор, огромный, светлый.

А прекрасное пение сестер наполняло душу внутренним трепетом, настраивало на особый лад, даже силы прибавляло.

После богослужения скудная трапеза, в виде каши, трех кусочков соленых помидоров и горьковатого травяного чая, на улице под навесом, за длинными деревянными столами с такими же длинными скамьями, сначала озадачила паломников.

Но после, не отягощающий ужин очень порадовал своей простотой и сытностью.

Вопреки нашим ожиданиям, пройти по Канавке вместе с монахинями, следуя их четкому и размеренному темпу, нам не довелось. Прошли одни, следуя, каждый своему внутреннему темпу, снова, поражаясь погодному теплу, несмотря на периодически моросящий дождь.

Все набрали земли со Святой Канавки, освященной стопами Пресвятой Богородицы, и которую, как говорил батюшка Серафим, «Сама Царица Небесная Своим пояском измерила».

Однако чуть не опоздали к закрытию корпуса, что нам почти по-Афонски грозило заночевать у запертых врат.

Ранним и уже заметно похолодавшим утром, мы отправились на Воскресное богослужение, каждый со своими чаяниями, но, пожалуй, в одном все были едины: побыть наедине со святым старцем, преподобным Серафимом, к которому были устремлены сердца, мысли, прошения о молитвенной помощи

Рака под сенью, горящие лампады, строгие монахини у изголовья святого, неотступная мысль, что именно сейчас не должно быть суетных, недостойных мыслей, движений души. Ведь все они – зримы преподобным.

Как стыдно и горько было бы внутренне услышать: «Гряди, гряди вон». И лишь, веруя, что никто от него «тощ и не утешен не отыде», припадают к нему все.

Закончилась Литургия, молебен с Акафистом. Последний поклон у мощей. И – вновь пора отправляться в путь.

Мало, кто не побывал в этом святом месте, пережившем и расцвет, и поругание на своем, более, чем 200-летнем веку.

Дивеевская земля — особая святая земля, которую Царица Небесная взяла в последний Четвертый Свой Удел.

О первых трех Жребиях Божией Матери во вселенной известно следующее. Первый — Иверия — выпал Богородице, когда апостолы метали жребий, кому отправиться в какую страну для проповеди Евангелия. Но явившийся ангел возвестил Ей, что Иверия просветится впоследствии. Когда Божия Матерь отправилась на остров Кипр навестить святого Лазаря, воскрешенного Господом, поднялся сильный ветер. Бурей корабль был отнесен к берегу Афонской горы, населенной язычниками. Пресвятая Дева, видя в этом указание воли Божией на данный Ей Жребий на земле, вышла на берег и возвестила язычникам евангельское учение. Сотворив много чудес, Она отплыла на Кипр. Святая гора Афон — Второй Жребий Богоматери на земле.

В XI веке в одном из афонских монастырей подвизался монах Антоний, уроженец Черниговской губернии. Матерь Божия открыла игумену монастыря, что новопостриженному Антонию следует идти к себе на родину, в Россию, и послушный Антоний, дойдя до Киева, основал Киево-Печерский монастырь — Третий Жребий Божией Матери на земле.

Начало Четвертого Вселенского Жребия Богородицы было положено здесь же, в Киеве. Около 1758 года прибыла в Киев богатая рязанская помещица Агафья Семеновна Мельгунова. Овдовев еще в молодые годы, она решила посвятить свою жизнь Богу. В Киево-Флоровском монастыре она приняла монашеский постриг с именем Александры и проводила жизнь в посте и молитве под руководством старцев Киево-Печерской Лавры.

Однажды после долгого полунощного молитвенного бдения, будучи то ли в легкой дремоте, то ли в ясном видении, сподобилась матушка Александра видеть Пресвятую Богородицу и слышать от Нее следующее: «Это — Я, Госпожа и Владычица твоя, Которой ты всегда молишься. Я пришла возвестить тебе волю Мою. Не здесь хочу Я, чтоб ты окончила жизнь свою. Но как Я раба Моего Антония вывела из Афонского Жребия Моего, святой горы Моей, чтоб он здесь, в Киеве, основал новый Жребий Мой, Лавру Киево-Печерскую, так тебе ныне глаголю: изыди отсюда и иди в землю, которую Я покажу тебе. Иди на север России и обходи все великорусские места святых обителей Моих. И будет место, где Я укажу тебе окончить богоугодную жизнь твою, и прославлю имя Мое там, ибо в месте жительства твоего Я осную великую обитель Мою. Иди же, раба Моя, в путь, и благодать Божия, и сила Моя, и благодать Моя, и милость Моя, и щедроты Мои — да будут с тобою!»

С благословения старцев Киево-Печерской Лавры мать Александра отправилась странствовать по России. Путь ее лежал в 1760 году к одной из знаменитых русских обителей — Саровскому монастырю. Он находился в глубине дремучих лесов на высокой горе, в месте слияния двух небольших речек — Сатиса и Саровки. В селе Дивеево матушка Александра остановилась для отдыха у западной стены деревянной приходской церкви. Здесь она в легкой дремоте вновь увидела Божию Матерь. «Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать на севере России… — сказала Пресвятая Богородица матушке Александре. — И вот здесь предел, который Божественным Промыслом положен тебе: живи и угождай здесь Господу Богу до конца дней твоих. И Я всегда буду с тобою, и всегда буду посещать место это, и в пределе твоего жительства Я осную здесь такую обитель Мою, равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете. Это Четвертый Жребий Мой во вселенной».

По совету саровских старцев мать Александра поселилась вблизи Дивеева в деревне Осиновка. После смерти единственной дочери она продала все свои имения и окончательно переселилась в Дивеево. Сначала она благоустроила в Дивееве старинную деревянную церковь.

В дальнейшем ее усердием была сооружена каменная Казанская церковь с приделами во имя святителя Николая и первомученика архидиакона Стефана.

Как и все в Дивееве, первая церковь новой обители была построена матушкой Александрой по благословению Царицы Небесной.

В конце жизни матушка Александра стала устраивать общину, чтобы вполне исполнить указание Божией Матери. Жила община по строгому Саровскому уставу. Наставником сестер был саровский старец Пахомий. Пища привозилась один раз в сутки с саровской трапезы. Сестры шили, вязали для саровской братии, вели жизнь нестяжательную, в трудах и молитвах.

В 1789 году матушка заболела и по ее желанию была пострижена в схиму. Через несколько дней ее навестили Саровский строитель иеромонах Пахомий с казначеем иеромонахом Исаией и иеродиаконом Серафимом, бывшие в Дивееве проездом. Получив извещение от Господа о скорой кончине, она умоляла отцов-подвижников позаботиться об обители, обетованной ей Царицей Небесной. Ссылаясь на свой преклонный возраст, строитель Пахомий указал ей на молодого иеродиакона Серафима, известного своей духовностью.

Матушка Александра просила отца Серафима заботиться об обители, как Сама Царица Небесная изволит его на то наставить.

Преподобная Александра отошла ко Господу 13/26 июня 1789, оставив сестер на попечение старцев Саровской обители. В день ее похорон шел такой проливной дождь, что ни на ком не осталось сухой нитки, но отец Серафим по своему целомудрию не согласился даже обедать в обители и тотчас после погребения ушел пешком в Саров. С тех пор он никогда более в Дивеевской обители не бывал.

В 1793 году отец Серафим был рукоположен в сан иеромонаха. Вскоре после кончины старца Пахомия, который передал отцу Серафиму заботу о Дивеевской обители, подвижник удалился в Саровский лес.

Дремучий вековой сосновый бор, окружавший обитель, служил для преподобного Серафима местом особого подвига, продолжавшегося 30 лет. Здесь «ангельски пожил» Святой в ничем не прерываемом предстоянии Богу в дневной и ночной молитве. Пройдя пустынножительство, невинное страдание, столпничество (моление на камне), молчальничество и затвор, Преподобный в 1825 году по благословению Царицы Небесной вышел на служение людям. Как яркая свеча, поставлен был святой Старец в конце жизни своей на духовном подсвечнике Сарова. «Радость моя, Христос Воскресе!» — так встречал Преподобный всех приходящих к нему.

Казанская община, основанная матушкой Александрой, к этому времени разрослась: число сестер в ней достигло 50 человек.

Строгий устав, скудная пища, принимаемая раз в день, тяжелые работы и ежечасное молитвенное правило были не под силу многим из поступавших в обитель сестер (принимались и девицы, и жены, и вдовы). Батюшка Серафим просил Ксению Михайловну Кочеулову, бывшую тогда начальницей, смягчить строгость устава, но она не согласилась.

Вскоре в Саровском лесу было Батюшке видение Царицы Небесной.

И велела Божия Матерь Батюшке создать особую девичью общину, взяв с прежней общинки восемь сестер, которых назвала по именам, а место указала на востоке Дивеева, против алтаря церкви Казанского явления Своего. И указала, как обнести это место канавою и валом; и с сих восьми сестер повелела ему начать обитель сию, Ее Четвертого вселенского Жребия, для которой приказала сначала из Саровского леса срубить двухпоставную ветряную мельницу и кельи первые, а потом, по времени, соорудить в честь Рождества Ее и Сына Ее Единородного двухпрестольную церковь для сей обители, приложив ее к паперти церкви Казанского явления Своего. И Сама дала ему для сей обители устав новый и нигде до того времени ни в какой обители еще не существовавший. И за непременное правило поставила заповедь, чтобы в сию обитель не дерзала быть принимаема ни одна вдовица, а всегда принимались бы лишь одни девицы, на прием которых Сама Она изъявит Свое благоволение, и обещалась Сама быть всегдашней Игуменией сей обители Своей, изливая на нее все милости Свои и всех благодатей Божиих благословения со всех Своих прежних Жребиев: Иверии, Афона и Киева».

9/22 декабря 1826 года состоялась закладка мельницы на месте, указанном преп. Серафиму Царицей Небесной. Новая общинка стала называться Мельничной. Сестры должны были вести строгую жизнь и кроме духовных подвигов заниматься физическими трудами. Еще наказывал «непрестанно молиться, за все благодарить Господа и всегда бодрствовать и быть радостными, дабы никогда не допускать духа уныния». Не изнуряя себя непосильными ныне подвигами поста по древним обычаям, Батюшка приказывал сестрам быть сытыми и кушать вволю, только бы не унывать. «Я, отец ваш, попекусь о вас и в сем веке и в будущем, и кто в моей пустыни жить будет, всех не оставлю и роды ваши не оставлены будут, — говорил он мельничным сестрам, и заботился о них во всех телесных и духовных нуждах. — …Кто даже помогать будет обители моей, и те муки будут избавлены».

Через преподобного Серафима Царицей Небесной даны были Дивеевской обители следующие правила.

Дабы вечно, неугасимо горела свеча перед местной иконой Спасителя в верхней Рождества Христова церкви, и вечно — неугасимая же лампада у храмовой иконы Рождества Богоматери в нижней Рождества Богородицы церкви.

В этой же нижней Рождественской церкви, которую всегда Батюшка называл усыпальницей мощей, предсказывая, что четверо мощей будут открыто почивать в ней, завещал на вечные времена читать денно и нощно неусыпаемую Псалтирь по усопшим, начиная с царских родов, иерархов Православной Церкви, благотворителей обители и кончая всеми просящими молитв о себе и присных своих, говоря, что она будет вечно питать обитель.

По предсказанию преподобного в этой церкви почивают три преподобные дивеевские: Александра, Марфа и Мария, а в верхней Казанской – три блаженные: Параскева, Пелагия и Мария.

Также завещал на вечные времена неопустительно по воскресным дням перед Литургией служить Параклис Божией Матери, весь нараспев, по нотам, оба канона попеременно, как в Саровской пустыни. «Если это исполнят, никакие беды обитель не постигнут, если же не исполнят, Царица Небесная накажет и без беды беду наживут», — строго заповедовал много раз Угодник Божий.

После смерти батюшки Серафима Мельничная девичья обитель самостоятельно просуществовала всего десять лет. В мирную жизнь сестер двух общин — Мельничной и Казанской — самовольно стал вмешиваться саровский послушник Иван Тихонов (впоследствии иеромонах Иоасаф). Батюшка Серафим при жизни запрещал ему это, но честолюбивый послушник в мечтах видел себя попечителем и духовником обители. В 1842 году Иван Тихонов выхлопотал указ об объединении двух общин. Он старался обратить к себе сестер, отвлечь их от исполнения заветов великого Старца. Ему удалось запечатать Рождественские храмы и нарушить все заповеди Царицы Небесной. 29 лет продолжалась смута, результатом которой стали нищета и долги: в обители нечем было даже замесить хлеба, а главное — разладилась духовная жизнь.

Смута завершилась после личного вмешательства Государя и Святейшеого Синода в 1862 года, когда община была возведена в монастырь и была назначена игумения Мария (Елисавета Алексеевна Ушакова).

За 42 года ее управления монастырем обитель в основном приобрела свой неповторимый архитектурный облик,. Были построены предсказанный преподобным Серафимом Троицкий собор, игуменский корпус с храмом св. равноап. Марии Магдалины, трапезный храм во имя св. блгв. князя Александра Невского, колокольня, а также около 30 корпусов для послушаний и жилья сестер.

В отдельных корпусах помещались богадельня для тяжело больных и престарелых сестер, зубоврачебный кабинет и больница. При монастыре был устроен приют для девочек, преимущественно сирот, где их учили священники, а рукоделию и духовному пению обучали сестры обители.

Вне ограды монастырю принадлежали гостиницы (как для дворян, так и для простого народа), конный двор с необходимыми постройками: кузницей и двумя избами для рабочих, а также пять домов для священников и диаконов с надворными строениями и садом. При монастыре было три штатных священника и один диакон.

Хор сестер был многочисленный. Пение было доведено до высокой степени совершенства, и все службы, даже в будничные дни, отправлялись благоговейно и торжественно.

К началу ХХ века Серафимо-Дивеевский монастырь стал крупнейшим иноческим общежитием. «Это не монастырь, а целая область, раскинувшаяся на три версты», — так отозвался о нем Нижегородский епископ Иоанникий. Только благоустроенное, хорошо отлаженное хозяйство позволяло содержать в порядке монастырь.

В те годы, приезжавшие в Дивеево, видели и слышали, что дивеевские сестры жили и дышали батюшкой Серафимом. «Батюшка сказал!» — поминутно слышалось в их разговорах. С. А. Нилус так писал об обители в 1900 году: «Святыня — это весь Дивеев и вся его святая любовь, которая прорывается, бьет ключом из каждого уголка этого удивительного места, из каждой келлии, из каждого ласкового слова как самой игумении, так и всех виденных мной сестер».

После кончины игумении Марии в 1904 году по ее указанию сестрами была выбрана в игумении казначея монахиня Александра (Траковская), остававшаяся настоятельницей обители до ее закрытия. В 1917 году в монастыре проживало по списку 270 монахинь и 1474 послушницы, а численность населения с. Дивеево была всего 520 человек. В 1919 г. монастырь был преобразован в трудовую артель, но храмы не были закрыты, богослужения продолжались. Все земли, хозяйства, хутора — все было изъято. Сестрам пришлось нести трудовую повинность: работать на национализированной земле, получая за это паек.

Но, несмотря на трудности жизни, обитель до разгона в 1927 году была крупным паломническим центром и принимала тысячи людей, тянувшихся в эти трудные годы к святыням Дивеева.

Батюшка Серафим говорил: «Придет время и мои сиротки в Рождественские ворота посыпятся как горох». Недоумевали сестры: «Какие же это ворота будут?» В 1927 году на праздник Рождества Богородицы начался разгон. В проповеди на Литургии в этот день епископ Дмитровский Серафим (Звездинский) сказал сестрам: «Монастырь закрывается, но монашества с вас никто не снимает. Сейчас каждой из вас поднесена Чаша, и кто как ее выпьет, насколько достойно? До сих пор вы горели одной общей свечой, а теперь разделяетесь на отдельные маленькие свечечки. Нужно сохранить этот огонь».

Так сбылось предсказание батюшки Серафима.

Игумения Александра, поселившаяся в Муроме, сохранила часть дивеевских святынь, которые потом передала своей келейнице монахине Марии (Бариновой), а та, в свою очередь, — протоиерею Виктору Шиповальникову, которые были им переданы возрожденному монастырю в 1999 году.

Все эти святыни, в числе которых — личные вещи преподобного Серафима Саровского: знаменитый крест, которым благословила юного Прохора его мать перед отправлением в Киево-Печерский монастырь, одежда, обувь, шапка, рукавицы, — благоговейно сохраняются в Свято-Троицком соборе вблизи от раки с мощами преподобного.

Молитвенная дивеевская жизнь не прекращалась все эти годы ни на один день. Сестры тайно собирались на молитву, правила не оставляли. До закрытия в 1937 году ежедневно ходили на службу в Казанскую церковь. Многих арестовывали и ссылали в лагеря. Возрождение в Дивееве церковной жизни началось в 1988 году. В Лазареву субботу 22 апреля 1989 года освятили деревянную церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. Затем в апреле 1990 года был вновь освящен Троицкий собор.

21 июля 1991 года было объявлено в печати решение Священного Синода о возобновлении Серафимо-Дивеевского монастыря. 29 июля в Дивеево торжественно прибыли святые мощи преп. Серафима Саровского, обретенные в Санкт-Петербурге в Казанском соборе, бывшем тогда музеем атеизма и религии. 17 ноября 1991 года митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) торжественно, при большом стечении народа посвятил в сан игумении Серафимо-Дивеевского монастыря монахиню Сергию (Конкову), до этого исполнявшую послушание благочинной в Спасо-Преображенской пустыни Рижского монастыря.

Постепенно сбываются пророчества преподобного Серафима о величии монастыря. Более 400 сестер собралось на сегодня в обители. «Сама Матерь Божия обителью управит, всему Она Сама научит, все устроит и укажет, кого нужно изберет и приведет, кого нет — ими же весть судьбами изженет из обители Своей; что полезное утвердит, что не полезное разорит и все, все Сама совершит, как Ее токмо единой воле здесь то угодно!» — говорил батюшка Серафим.

Центром духовной жизни остается Троицкий собор с великой, неоценимой святыней — святыми мощами преподобного Серафима, Саровского чудотворца. В 2000 году состоялось прославление в лике местночтимых святых Нижегородской епархии схимонахини Александры (Мельгуновой), схимонахини Марфы (Мелюковой) и монахини Елены (Мантуровой), которые явились новыми помощницами всем прибегающим к ним с молитвами о себе и ближних.

Важными событиями в жизни монастыря явились торжества 100-летия канонизации и 250-летия со дня рождения преп. Серафима Саровского, торжественно отмеченные всеми православными христианами соответственно в 2003 и 2004 годах.

В Дивеевской обители были проведены грандиозные работы по реставрации соборов и зданий, восстановлению Святой Канавки Пресвятой Богородицы, перепланировке монастырской территории, а также благоустройству гостиниц и трапезных для приема многочисленных гостей.

В день 100-летия со дня канонизации преп. Серафима Святейший Патриарх Алексий II обратился к верующим со словами приветствия: «… В одном из предсказаний Преподобного говорится, что среди лета запоют Пасху. Разве не Пасха сегодня у нас, когда мы вместе прославляем память и отмечаем 100-летие с момента прославления преподобного Серафима Саровского… Пусть каждый из вас унесет эту пасхальную радость от общения с Преподобным. Я желаю, чтобы молитвы преподобного Серафима укрепляли бы, давали бы силы, мужество, давали бы внутренний духовный мир каждому из вас на вашем жизненном пути».

По случаю 250-летия со дня рождения преподобного Серафима, был освящен главный престол восстановленного Казанского храма и прославлены в лике святых Нижегородской епархии блаженные старицы Пелагия, Параскева и Мария Дивеевские. К празднику были завершены работы на последнем тридцатиметровом отрезке Богородичной Канавки.

В конце Канавки, на месте, где по указанию Божией Матери в 1827 году возвели мельницу для Девичьей общины, была построена и освящена деревянная часовня. В 2004 году в основном завершилось благоустройство территории центральной части обители.

По всему миру рассеяны люди, духовно близкие к Дивеевской обители, которые, побывав однажды в этом месте, почувствовали, что «счастлив всяк, кто у убогого Серафима в Дивееве пробудет… от утра и до утра, ибо Матерь Божия, Царица Небесная, каждые сутки посещает Дивеево». Благодетельствуя обители, они помнят обещание преподобного Серафима: «Кто заступит за них (дивеевских сестер) и в нужде защитит и поможет, изольется на того велия милость Божия свыше. Кто даже воздохнет да пожалеет их, и того Господь наградит».

Такое счастье посетило и нас всех, пробывших в Обители «от утра и до утра».

В беседе с одной из наших паломниц, коснулись темы любви.

К Богу, к людям.

И вот какие мысли посетили нашу паломницу, которыми она поделилась. «С тем сонмом святых, что есть в Русской Православной Церкви, со знанием их житий, не редко задумываюсь — какие подвиги люди совершали из-за любви к Богу. Понимаю, что я не имею и капельку этой любви. Так относиться к своему телу, жить в лесу, где грызут клещи. Тут нежиться хочется, да покомфортнее отдыхать. Есть ли сейчас такие святые люди. Может мы о них и не знаем, да и безбожное время не без следа прошло».

Со времен апостольских возжигает Господь для нас эти светильники для того, чтобы мы не заблудились. Именно их назвал Господь светом мира, чтобы, люди за их добрые дела, по Его слову, «славили Небесного Отца». И нельзя нам оправдываться тем, что мы слабые и изнеженные. В книге «Несвятые святые» архимандрита Тихона (Шевкунова), о. Рафаил говорил, что Господь не любит боязливых.
Святые – не из их числа. Но ведь и нам стремиться надо, пока живем.
Без креста, не увидим Христа. Все, что несем, — его часть.
Будем учиться любить Бога. И – «неудобных» людей.

iverhram.ru


Смотрите также