Основные положения буддизма


Основные положения учения буддизма.

05.04.2012

Религиоведение. Баранов Алексей Владимирович.

Экзамен.

I. Теория религиоведения. Религиоведение как наука.

II. Буддизм

III. Ислам

IV. Христианство

Пособие: Религиоведение для студентов педагогических ВУЗов. Под ред. А.Ю. Григоренко. 2008, изд. Питер.

Энциклопедия мифы народов мира. 2 тома.

Религиоведение как научная и учебная дисциплина.

Предмет Религиоведения – религия.

Объекты изучения – все что угодно в связи с религией.

Методов множество, и они представлены различными научными школами.

Наука возникла на стыке нескольких областей знания:

· философия (религия, как форма духа; сущность религии)

· психология (наука о душе)

· история (религия как составная часть исторического процесса; история религии)

· социология (религия как социальный феномен)

· этнография

o соответственно основными направлениями изучения религии стали: философское, психологическое, историческое, социологическое.

Во вт. Половине 19 века – начале 20 века. В западной Европе: Германия, Франция, Англия, Италия, Голландия, Россия. Формировалось и в России, но отдельной дисциплины не сложилось. Отдельная дисциплина в России появилась в 90-е годы 20 века.

Religio от лат. Связывать, привязывать. Взаимосвязь. Воссоединение.

Связь между человеком и Богом. Связь человек-человек. Связь между людьми обусловлена первым типом связи.

Религия – это абстрактное научное понятие.

С.Н.Трубецкой. Религия – есть организованное поклонение высшим силам, и предполагает не только признание существования этих сил, но и деятельность воли, направленную к этим силам.

Три основных аспекта изучения религии. Три поля потенциальных объектов изучения.

1. Вера и\или знание.

2. Формы культа – выращенный образ (возделывание).

3. Аспект организации.

06.04.2012

Сам представитель религии может не называть свою деятельность и веру – религией.

В историческом времени религия существует как традиция.

Tradition – от лат. Передача, трансляция – передача всего, чего угодно: деньги, имущество, знания, атрибутика, символика, священные тексты, архитектурные формы, строй богослужения, стиль, психотип на почве христианства, протестантства и пр.

Традиция – это передача смыслов, параметров, характеристик, черт в историческом времени. В роли передатчиков могут выступать люди, институты, группы. Адресат может быть и передатчиком традиции. Каким образом осуществляется передача, способ, механизм передачи. Условия передачи в историческом времени. Традиция отличается от консервации. Консервация – это сохранение, как рациональное, так и иррациональное. Для консервации нужно создать определенную среду для сохранения.

Традиция предполагает не только сохранение, но и изменение, трансформацию, более того, традиция сама может санкционировать изменение или выступает инициатором перемен.  Именно традиция обеспечивает идентификацию – опознание.

Мировые религии –это абстрактное научное понятие, которое служит целям классификации. Критерии выделения мировых религий:

1. По числу приверженцев

2. Ареал распространения

3. Роль и место в мировых процессах (историческом, политическом, экономическом, культурном )

4. Надэтнический характер религии, супер этнические общности – потенциально охватывает всех. Надэтническому характеру религии соответствует универсальная форма мировоззрения.

По всем четырем критериями мировыми религиями можно считать христианство и ислам, и с некоторыми оговорками, касающимися 1 и 4 – численности и надэтничностью – буддизм и иудаизм.

БУДДИЗМ.

Самая ранняя по времени возникновения из ныне существующих религий. 6 век до новой эры, Древняя Индия. Буддизм возник на богатой религиозной почве.

Предпосылки появления. В Индии уже существовала – ведическая религия, основанная на ведах. Веды – древнейший индийский памятник религиозно-мифилогического содержания, письменный текст. Так же брахманизм, индуизм. Веды (письменный вариант) – 2 тыс. до новой эры, устное изложение существовало еще раньше. Веды пришли в Индию из вне. В Индии веды стали священным текстом традиции, на которых основана вся ведическая система. Ведическая традиция – политеистическая, идея множественности божественных существ. Различные боги – связанные с природными явлениями (огонь, ветер, вода), и не связанные (Бог богов). Ядром культа становились ритуалы жертвоприношения богам. Брахма – ритуал. Брахман – жрец, приносит жертву. Жрец сосредоточен на сфере сакрального и священного. Брахманы составляли высшее сословие в Древней Индии. 4 основных сословия (варна): жрецество (самая замкнутая группа, хранители традиций и знания), воины, ремесленники, слуги (шудры). Очень жесткая система сословий – горизонтальное перемещение практически невозможно. Касты – ритуальные и профессиональные сообщества.

В Индии существовала параллельная культура – культура ухода. Культура ухода создана теми, кто добровольно, сознательно совершает уход из сословной системы – культура аскетизма.

Аскета обозначает ограничении, в более широком смысле самоограничение. Аскетами были организованы школы, базовая структура аскетизма учитель-ученик, высокая нормативность. Самосознание и самосовершенствование – формула аскетизма. В аскетизме получила развитие психофизическая практика (йога).

Буддизм - это аскетическая школа, с системой учитель-ученик, психотехника. В Древней Индии ее называли – неправильная школа. Правильными считались школы, которые осознавали авторитет вед. Буддизм – школа, которая отвергла священность вед. Появился конфликт брахманизма и буддизма. Конфликт длился веками. С течением времени буддизм был изгнан из Индии. Буддизм распространил в соседних странах Азии.

Буддизм связывает свое возникновение с конкретной исторической личностью – Сиддхартха Гаутамд. Источники не дошли до нашего времени, поэтому происхождение неизвестно. Буддизм сам рассказывает о своем возникновении. Иных источников не сохранилось. Историки полагаются на более поздние источники. Биография Сиддхартхи описана в рамках буддизма. Религиозная биография – это изложение основ учения.

1. Родился в семье правителя-раджи. Наследник престола, варна воинов. Детство, отрочество, юность основатель буддизма провел во дворце. Отец изолировал его от жизни, все детство провел в неге, изобилии. Образ дворца – символ чувственно-телесных удовольствий; символ неведения. В 20 лет герой покидает дворец, и сталкивается с реальной жизнью. Акцент на человеческой немощи, горе, боли, движение человека от рождения к смерти. Ключевое буддийское понятие – дукха – страдание. Сиддхартха встречает отшельника-монаха, и становится аскетом. Рвет все связи с миром, и становится «социальным трупом».

2. Меняет имя на Шакьямуни – аскет из племени Шакья. Ведет жить аскета и занимается психофизической практикой, йогой. При помощи психофизических практик – происходит пробуждение сознания. Будда – это термин, который служит для обозначения особого, наивысшего психофизического состояния. Будды – все те, кто когда-либо достигал просветленного состояния. На картине нет намека на высшие силы и инстанции. Религия человека. Сидххартха сам достигает наивысшего просветления. Сижххартха становится совершенным учителем, который преодолел все аффекты сознания и авидье. Будда, как учитель создает монашескую группу (первая состояла из 5 человек). Основатель общины, проповедник. Умирает в глубокой старости. При смерти достигает великой нирваны.

Самый ранний буддизм – это культ учителя и учение о пробуждении.

Три драгоценности буддизма. Будду – просветление сознания - называют первой драгоценностью буддизма. Вторая драгоценность буддизма – учение – ДХАРМА. Третья драгоценность – монашеская община – САНКХА.

Буддийский канон – порядок книг, библиотека буддизма. Так же называют «палийский текст», от названия языка - пали. Канон называется «Три питака» - «Три корзины». Три раздела:

1. Сутра питака – беседы учителя с учениками.

2. Виная питака – изложение монашеской дисциплины.

3. Философия и космология буддизма – Абхидхарма питака.

Буддизм – самая развитая книжная религия. Буддизм делает ставку на книжное знание. Авторитет монаха обеспечивает не только знание психотехники, но и авторитет книжного знания. Развития книжная традиция.

Доктрина (учение) буддизма приписывается самому Будде, тексты исходят из его уст, хотя составлены намного позже.

07.04.2012

Монашество – наилучший удел человека, именно этот путь приводит к спасению.

В буддизме общество делится на монахов и мирян, монахи – элита. Монахи очень почитаемы, учителя. Буддийское общество строится вокруг монастыря. Монашество открыто для мужчин и женщин. Женщин меньше из-за того, что ей сложнее осуществить уход из социального мира.

Основные положения учения буддизма.

1. Срединный путь. «Двух крайностей следует избегать тому, кто оставил свой дом, ушел из социального мира: 1 – приверженность плотских удовольствий, 2 – умерщвление плоти и самоистязание». В буддизме нет крайней аскезы. Буддизм не рассматривает тело как источник зла и греха. Буддизм говорит, что ты стал заложником телесного дома.

2. Четыре благородные истины. (четыре факта, который изложил Благородный)

a. Истина о страдании. Рождение, старость, болезнь, смерть, горе, боль, тоска, не получение желаемого, печаль – страдание.

b. Истина о возникновении страдания (причина страдания). Жажда, желание – причина страдания, связана с наслаждением и страстью, задает условие нового существования. Жажда существования и жажда несуществования.

c. Истина о прекращении страдания. Прекращение состоит в полном бесстрастном устранении жажды.

d. Истина о пути, ведущем к прекращению страдания – восьмеричный путь. Путь состоит из 8 элементов. Путь охватывает сферу поведения (правильное), сферу сознания, сферу особой психофизической практики, йога.

Мысль, знание, свет. Страдание, постигнутое пробужденным страданием. Акцент от страдания перенесен на сознание. Факт страдания должен быть постигнут сознанием. Сложность буддизма в том, что это учение о знании. Страдает тот, кто не знает страдания, и тот кто знает страдание – не страдает. Буддизм повязан на сознании, часто его называют не религией, а психологической школой.

В буддизме космос подчинен сознанию. Буддизм не поощряет эстетического отношения к миру. Вопрос о мире подчинены психологии, учению о сознании. Буддизм не говорит, что мир кто-либо создал, учения о создании мира нет. Есть учение, которое отрицает Бога-творца. Мир существует бесконечно и безначально, время образует циклы, движется по кругу. Т.к. мир познается в сознании, то получается, что мир мерцает.

Буддисты отрицают идею всемогущего божества. Буддизм в некотором смысле атеистическая религия. Великой иллюзией является собственное Я. Я, эго – узел всех страданий; отказаться от я и от эго. Концепция «не душа» - анатма. Буддисты отрицают то, что утверждают большинство психологий мира: наш внутренний мир – это единая субстанция, неизменная подоснова, которая при всех трансформациях остается сама собой. Психика человека, по мнению буддистов, состоит из мгновенных состояний – дхармы. «Дхармы уже нет в тот момент, когда она появляется». Потоки мгновенных возникающих и пропадающих состояний.

Дхармы выступают и объектом, и субъектом.

Буддизм разделяет учение о переселении души – метемпсихоз.

1. Сансара (символ колесо) – круговорот рождения и смерти. Все живые существа пребывают в круге рождения и смерти. В круге нет ничего постоянного, есть лишь движение от рождения к смерти. Люди, животные, боги – все пребывают в круге. Пропасти нет между человеком и богом, между человеком и богом. Боги – разряд живых существ на ряду с животными и человеком.

2. Карма– закон, которому подчинено всё живое. Закон нельзя отличить от поступков человека. Вся совокупность поступков – это и есть карма. Поступки, связанные причинно-следственным образом. Карма – это способность живого существа своим поведением определять параметры будущего рождения. Ни одно рождение не является целью. Апатичное отношение к будущим рождениям, с ним не испытывают надежд. Нет возможности искупления грехов. Жить по нормам, установленным сообществом.

3. Нирвана– процесс угасания.Нирвана с кит. – нет рождений. Отрицание. Цель буддизма: пробуждение и нирвана.

4. Сансара-Нирвана.

Цель йогической практики – благородный, серединный, восьмеричный путь к пробуждению и нирване.

Два направления буддизма. Спорным вопросов является: Что есть Будда?

1. Малая колесница – ХИНАЯМА, ТХЕРАВАДА.Что есть Будда? Учитель, указывающий путь к спасению. Архат – монах, который пошел по пути, указанному учителем, идеал аскета. Освобождение возможно только монаху, только монах может достичь цели, мирянам это не постигнуть. Строгий путь. Распространен на юге, юго-востоке от Индии: о. Цейлон, страны Индокитая – Бирма, Таиланд, Лаос, Вьетнам, Камбоджа.

2. Великая колесница – МАХАЯНА.Широкий путь. Включает в себя много противоречащих школ, часто друг друга исключающих. Будда – это историческая личность Шакьямуни; историческая личность как воплощение космического принципа Будда. Здесь буддизм близок к теизму. В махаяне открывается путь для мирян, мирянин тоже может достичь пробуждения. Отсюда буддизм приобретает мировой характер. Появляются теории мгновенных пробуждений. Фактор веры – искренняя вера может пробудить человека. Новый образ аскета – бодхисатва – пробужденное существо. Главная характеристика Бодхисатвы – милость ко всем существам, образ обращен к сансаре, забота о спасении всего живого. Распространен в странах юго-восточной Азии, в Японии, Корее, Китае, Тибете (ламаизм, тибетский буддизм: Тибет, Монголия, Бурятия, Тува, Колмыкия). Тибетский буддизм имеет выраженное эзотерическое учение, внутреннее учение. Эзо – внутреннее, экзо – открытое, явное. Учение Алмазная колесница – ВАДЖРАЯМА. Тантрическая система. Тантризм – мистическое учение о двух мировых началах мужском и женском.

В 20-м веке буддизм активно распространяется в Европе и Америке (США – тибетский буддизм).

Библиография – в мифах и учебнике Григоренко.

ИСЛАМ.

Возникновение - 7 век новой эры. Самая поздняя мировая религия мира.

В 7 веке новой эры в Аравии появляется новое, мощное религиозное движение. Аравия на стыке Африки и Азии. В древности Аравия была центром. В 7 веке аравийское общество было развитым родоплеменным строем на грани феодализма.

Ислам стал идеологией объединения арабских племен в единое государство. Религиозная почва ислама: языческие культы (многобожие, политеистические формы), монотеизм – христианство, иудаизм, ханифы (люди чистой веры) = вера Авраама.

Ханифы – арабские монотеисты, которые опирались на арабские устные придания, по духу ближе всего к исламу. Главный храм – КААБА, в городе Мекка. Мекка – торговый город, религиозный центр арабских племен.

В.Ф. Панова «Жизнь Мухаммеда».

Основатель ислама – Мухамме(а)д происходил из семьи хранителя храма Кааба. Аристократический род, принадлежность к семье хранителя традиции. Ислам связывает свое возникновение с определенной личностью. Пользовался авторитетом в арабской среде, был талантливым врачом, ораторское дарование, в одном лице – духовный вождь и глава государства. Мухаммед организовал общину-государство. В исламе нет монашества, нет ухода от мирской жизни. Мухаммед провозгласил новые принципы, учение социально-политическое. Глава движения – главный политик. Мухаммед-пророк.

Пророк –проповедник. В проповедях пророки создают новую перспективу. Особый источник проповеди. Пророк говорит от имени бога.

16.04.2012

Религия откровения. Откровением называется такая форма знания, которая дается человеку непосредственно из божественного источника, передана сверхразумным образом – мистически.

ТАУХИД –идея единства бога.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 2

Аллах –не является личным именем божества по типу бог Зевс, бог Перун.

Аллах –Бог (с большой буквы) - понятие, которое не является элементом множества.

Генотеизм – один из богов, элемент.

Мухаммед – не единственный пророк, ислам стремится включить в число пророков множество фигур и связывает их с монотеизмом. Первым пророком был Адам, и от Адама к Мухаммеду. Коран выделяет 9 стойких пророков:

1.Ной – Нух

2.Авраам – Ибрахим

3.Иаков – глава всех патриархов Йакуб

4.Иосиф (ветхий завет) – Йусуф

5.Иов – Айуб

6.Моисей – Муса

7.Давид – Дауд

8.Иисус – Иса – великий пророк, Слово Божие, миссия, представление о человеке. Иисус становится предшественником Мухаммеда.

9.Мухаммед

Три характеристики Бога в исламе.

1. Бог – абсолютное начало.

2. Начало трансцендентное – абсолют всегда по ту сторону нашего опыта, в нашу жизнь абсолют никогда не вместить.

3. Абсолют связан с миром. Абсолют творит мир (creatio), человеку дано слово.

Человек рассматривается как совершенное творение Бога. Всё живое: ангелы, демоны.

Бог простил Адама и повел его путем прямым – т.е. дал ему слово. Кто идет путем божьим – будет ему спасение.

Дьявол – падший ангел, ангельское существо – Иблис.Ангел, который отказался поклониться человеку, и был низвергнут в гиену огненную.

Эсхатология – учение о последних временах, учение о конце мира. Фигура Антихриста – Даджаль – ложный миссия. История заканчивается страшным судом. Страшный суд открывает Иса. Эсхатология в исламе содержит идея воздаяния по делам.

Идеи Рая и Ада. Рай – совершенный сад где праведники, Ад – воронка, в которой грешники.

Основной источник учения ислама – Книга Откровения Коран. Коран состоит из проповедей пророка Мухаммеда – 114 сур (глав) – Суры (сура). Каждая глава состоит из стихов – АЯТ. Коран написан рифмованной прозой, поэтический труд. Коран составлен в 7 веке, когда и была прочитана проповедь. Коран – основной источник учения и права.

Перевод Крачковского, Саблукова, Шумовский Т.А., Османов, Порохова В.

Второй источник учения и права – СУННА – норма или закон.Сунна – это предание. Содержание сунны – рассказы о словах и делах пророка – ХАДИСЫ.

Идея закона – центральна, слово-откровение рассматривается как закон. Шариат – религиозный закон. В исламе нет монашества. Ислам сосредоточен на теме общества, социума. Социальная религия. Умма - исламская община, модель нового общества. Социальные отношения. Твои деяния получают юридическую и политическую оценку. Сложнейшая система права. Правовые школы – мазхабы. 4 основные школы – мазхаб.

Круг основных обязанностей верующего – 5 столпов.

1.Шахада – поступки мусульманина рассматриваются как свидетельство (формула: единобожие и признание Мухаммеда пророком).

2.Уставная молитва – САЛЯТ (арабский).  5-тикратная молитва. Молитва – это и есть форма богослужения в исламе. В исламе нет института церкви. Нет института служения, нет иерархии чинов служения, нет рукоположения. Богослужение без священников. Мечеть – дом\место молитвы. По пятницам коллективная молитва, общинная. Мужчины и женщины молятся раздельно. Ведущий молитвы – ИМАМ. Имам читает проповеди. Полицентрическое устройство. Центры – религиозные университеты. УЛЕМ – знаток, ученый. Критерий власти – образование.

3.Закят – очищение – материальная помощь нуждающимся. Благотворительный сбор. Форма государственного налога. 2,5% от дохода.

4.Соблюдение поста – САУМ. В течении месяца – рамазан, рамадан – священный месяц исламского календаря, когда Мухаммед прозрел. Месяц самоограничения во всех сферах: от интеллекта до физиологии. Время мира – прекращения военных действий. Аскетизм отсутствует.

5.Паломничество – ХАДЖ. Совершается в город Мекка, в Каабу. Хотя бы раз в жизни.

2 направления ислама – СУННИЗМ и ШИИЗМ. Спор о принципах власти.

ХРИСТИАНСТВО.

По месту возникновения – Палестина (входила в состав Римской империи). Христианство появилось в  1 веке новой эры. По всем 4 критериям считается мировой религией, с самого начала носит надэтнический характер. С самого начала монотеизм. Возникает на богатой философской и религиозной почве.

Источники христианства.Источники влияния (!!!!) на формирование христианства.

1.Иудаизм.

2.Иудейские секты (откол, носящий самостоятельный характер). [ессеи]

3.Восточные мистические культы – культ бога Митры

4.Античная философия – стоицизм и Нео-платоники

5.Римское право

Христианство связывает себя с исторической личностью. Два взгляда на Христа: мифологический и исторический. Христианство с самого начала характеризуется, как единое вероучение. Учительская традиция. Христианство дает единый тип организации.

Учительская традиция. Первый учитель – Иисус. Иисус основатель школы и проповедник.

1. Апостол и ученики

2. Мужи апостольские – ученики учеников – с 1 по 2 век новой эры.

3. Патристика (патер) – учение отцов церкви (цепь учителей). Начало 3 века, верхней границы нет. Расцвет патристики – основные труды, имена – 4в. – 8 в. Это период оформления основной догматики, период формирования церковного института, период формирования канона книг, оформление богослужения – Апостольское предание.

Вселенские соборы (собрания христиан) – важнейшие решения в области культа, учения и организации.

Преданиеявляется основным источником христианского учения.

Вторым источником является священный текст – канон книг – Библия.

В канон включены книги Ветхого (Старого) и Нового завета.  Книги Старого Завета входят в состав канонов двух религий – христианства и иудаизма. Традиция сама задает правила чтения и понимания текста.

Тора – Пятикнижие Моисея. Книги пророков – НЕВИИМ. Писания – ХЕТУБИМ. ТАНАХ – Тора, Невиим, Хетубим.

Ветхий и Новый завет – противопоставляются как закон и благодать, страх и любовь.

Идеи раннего христианства –идея миссии; ХИЛИАЗМ – тысячелетнее царство Христа на земле; Эсхатология – учение о конце времен; Этика любви – новая форма этики, которая противопоставлена этике закона.

Христианство было преследуемо государством, государственной религией стало к 4 веку.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 3

ЭККЛЕСИЯ – первая организация, собрание верующих. Первая функция – учительство. Руководили учителя. Структура усложнялась, и возникла иерархия чинов служения. Верховное положение – Епископ, глава общины: учитель и глава администрации. Единый тип богослужения. Богослужение-мистерия, таинство – тайное священнодействия. Ядро культа – центральное таинство ЕВХАРИСТИЯ, причастие-причащение.  «Под видом хлеба и вина вкушается плоть и кровь Христа.» Христианство отменяет необходимость кровавой жертвы божеству.

Христианская традиция со временем получила догматическую форму. Вся доктрина – это догматика: устоявшиеся неизменные формы, незыблемая формула. Догмат – основа учения. Цели: сохранение, защита от внешних посягательств, удобство обучения. Догма может быть препятствием к развитию. Догматы образовали систему. Учение о Боге, о мире, о человеке вошло в систему в догматике.

1. Монотеизм предстает в триединстве, учение о Троице, три лица единого божества, что требует сложного философского подкрепления.

2. Учение о Христе. Богословы называют Христа – богочеловек. Догмат о двух природах во Христе: природа Бога и природа человека. Абсолют понимается как личность. «Учение о богочеловеке».

3. Идея Воскресения – идея вечной жизни, идея воскресения из мертвых.

2 основных направления: православие и католицизм. Окончательный раскол произошел в 11 веке. Католическая церковь – всеобщая церковь. Православие – ортодоксальная церковь.

Католическая церковная организация. Строгая централизованная иерархия во главе, которой стоит Римская Христианская община, основана Апостолом Петром. Во главе римской общины – епископ. Епископ римской общины становится главой всей церкви, по праву наследования апостола Петра. Римский Епископ – приемник Петра. Авторитет во всех церковных делах. Папа выше соборов. Римская церковная власть возвышается над светской властью. Римский папа – глава государства: теократия – власть наместника Христа на земле, духовный приемник Апостола Петра. Католики пошли по пути наращивания догматов.

Православная церковная организация.Управление в православии – коллегиальное. Не стала наращивать новые догматы. Симфония властей – власть императора и власть патриарха наравне.

Раскол католической церкви: протестантизм.Мартин Лютер – лютеранство. Жан Кальвин – кальвинисты. Англиканская церковь. Смысл протестантского движения – очищение церкви от нововведений, вернуться к чистоте заветов, борьба с индульгенциями. Протестанты делают ставку на библейский текст. С именем Лютера связан перевод Библии на немецкий язык. Лютеране – новозаветное христианство. Кальвинисты – старозаветное христианство.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

studopedia.ru

4 основных принципа буддизма

Четыре Благородные Истины – это 4 принципа буддизма, провозглашенные Буддой и позволяющие достичь нирваны.  

Истина о страдании.

Этот принцип утверждает, что человек страдает не только когда ему плохо, но и когда хорошо. Страдания, как таковые, делятся на три категории:

  1. Страдания телесные – рождение, болезни, старость, смерть;
  2. Страдания чувственные – разъединение с любимыми, принуждение к жизни с нелюбимыми, несвобода;
  3.  Страдания абстрактные – непостоянство мира, наличие страданий в мире, разочарование в достигнутых целях.

Страдают все – люди, животные и даже боги, которые тоже умирают и рождаются. Согласно первому принципу буддизма, страдание абсолютно.

Истина о причине страданий.

Этот принцип можно назвать коротко и всеобъемлюще – карма.  Придавая малейшему жизненному аспекту (положительному или отрицательному) хоть какую-то значимость,  человек испытывает к нему привязанность, которая неизбежно является причиной следующего рождения. В основе любой привязанности лежит желание – желая что-то иметь, человек сосредотачивается на этом желании, желая что-то не иметь, человек, опять-таки, сосредотачивается на этом желании. Попадая в зависимость от собственных желаний, люди перерождаются снова и снова, бесконечно испытывая страдания при этом. И только отсутствие желаний дает избавление от страданий.

Истина о прекращении страданий.

Третий принцип буддизма говорит о том, каким образом можно избавиться от страданий, о контроле над ними. Человек, овладевший своими желаниями и привязанностями, в дальнейшем сможет полностью отрешиться от них и достигнуть состояния, где страдание отсутствует как таковое, то есть, нирваны.

Истина о Пути.

Четвертый принцип является конкретной духовной практикой, называющейся Благородным восьмеричным путем. Этот путь, состоящий из трех этапов, ведет к полному избавлению от любых зависимостей, а значит и от страданий.

  1. Этап мудрости, на котором человек усваивает и принимает все 4 принципа буддизма, а так же становится на путь просветления.
  2. Этап нравственности, на котором слова человека не могут кому-то навредить, поведение и действия никому не причинят вреда, а образ жизни исключительно честный и порядочный.
  3. Этап сосредоточения – достижение всеохватывающего контроля над всеми психофизическими процессами при состоянии полной осознанности.

автор: OleMash

2014-11-19 18:04:11

www.astrostar.ru

Буддизм 1.Возникновение буддизма 2.Основные положения буддизма 3.«Четыре благородных истины» и «восьмеричный путь» 4.Нормы поведения и этики 5.Упадок буддизма. - презентация

1 Буддизм 1.Возникновение буддизма 2.Основные положения буддизма 3.«Четыре благородных истины» и «восьмеричный путь» 4.Нормы поведения и этики 5.Упадок буддизма в Индии и его распространение в других странах

2 Возникновение буддизма По времени возникновения буддизм (санскр. буддха просветленный) является первой мировой религией. Он получил широкое распространение в странах Центральной, Восточной и Юго-Восточной Азии. Буддизм зародился в VI в. до н. э. в северо- восточной части Индии. В этот период в жизни древнеиндийского общества происходили большие перемены: роль человека в обществе стала определяться его имущественным положением возвышение второго благородного сословия индийцев варны кшатриев (воинов и светских правителей) недовольство привилегированным положением брахманов отрицание авторитета Вед возникновение десятков новых религиозных школ, которые вели между собой ожесточенные споры

3 Возникновение буддизма Основателем буддизма считается Сиддхартха Гаутама. Согласно преданию, Сиддхартха Гаутама (VII-VI вв. до н. э.) был сыном царя небольшого государства народа шакьев, которое находилось на границе между Непалом и Индией. В предании говорится о том, что рождение Сиддхартхи сопровождалось чудесными событиями. Чтобы узнать судьбу сына, царь Шуддходана пригласил во дворец астролога Ашиту, который объявил, что тот станет либо великим государем и властителем мира, либо святым, познавшим истину.

4 Возникновение буддизма Юность Сиддхартхи проходила в праздности и развлечениях, но как-то он увидел нищего, прокаженного, похоронную процессию и аскета- отшельника. Потрясенный увиденным, Сиддхартха начал размышлять о причинах страдания. В 29 лет он покинул Царский дворец и 6 лет бродил по долине Ганга, ведя жизнь странствующего аскета и постигая учения разных религиозных школ. Но ни в одном из этих учений Сиддхартха так и не смог найти ответ на мучивший его вопрос Как избавиться от страданий. Однажды, сидя под баньяном (позднее названным Древом Просветления) в окрестностях горда Гаи, он погрузился в глубокое созерцание. На 49-й день созерцания Сиддхартха достиг просветления и стал Буддой («Просветленным»). Познав причину страданий и путь избавления от них, Будда решил возвестить свое открытие людям. Он пришел в город Варанаси произнес свою первую проповедь. Пять аскетов, перед которыми была произнесена эта проповедь, стали учениками Будды.

5 Основные положения буддизма Нет представления о существовании Бога творца мироздания Мир есть непрекращающееся страдание Страданием пронизана вся человеческая жизнь: рождение, болезни, конфликты с окружающими, разлука с любимыми людьми, невозможность достичь поставленной целик, наконец, старость и смерть Очередное перерождение в этом мире не только продлевает, но и увеличивает страдание. Причиной страданий является жажда бытия, стремление к наслаждениям, к власти и богатству. Для выхода из мира страданий и достижения подлинного спасения необходимо уничтожить в себе ненасытную жажду желаний, отказаться от суетною мира. Тогда наступит просветление и полное освобождение от щи перерождений нирвана. Нирвана вечное блаженное состояния, в котором происходит полное угасание всех страстей и желаний, соединяющих одну жизнь с другой, что прерывает цепь перерождений и, соответственно, страданий.

6 По учению буддизма человек сам создает свою судьбу. От того, насколько добродетельными или порочными были поступки человека, зависит и форма его нового перерождения. Сила, которая определяет конкретные черты нового перерождения человека, называется кармой. Карма это сумма всех добродетелей и пороков человека, причем не только в его настоящей жизни, но и на протяжении всех прежних перерождений. Мир, в котором происходит этот бесконечный переход из одного существования в другое, получил название сансара. Буддийское учение предполагает, что все живые существа равны, начиная с богов и кончая любыми животными. Именно учение о равенстве всех живых существ и людей, независимо от их социального положения и этнической принадлежности, позволило буддизму быстро распространиться за пределами Индии и стать мировой религией. Основные положения буддизма

7 Традиционное тибетское изображения колеса Сансары

8 «Четыре благородных истины» В Бенаресской проповеди Будда выразил это учение в «четырех благородных истинах»: 1.Существует страдание 2.Существует причина страдания 3.Существует освобождение от страданий 4.Существует путь, ведущий к освобождению от страданий («восьмеричный путь»)

9 «Восьмеричный путь» - путь освобождения от страданий 1.Праведное воззрение (следует понять, что мир наполнен страданиями и что необходимо подавить в себе страсти) 2.Праведное стремление (надо решительно определить свой путь и ограничить страсти и стремления) 3.Праведную речь (она должна быть правдивой, доброжелательной и не подталкивать к совершению зла) 4.Праведное поведение (надо делать добрые дела и избегать дурных поступков) 5.Праведную жизнь (надо честно добывать средства к существованию и не причинять вреда живому) 6.Праведное усилие (надо следить за направлением своих мыслей и отгонять все дурное) 7.Праведное размышление (надо постоянно помнить о том, что жизненные страсти только мешают человеку достичь освобождения) 8.Праведное созерцание (необходимо научиться сосредотачивать мысли для углубленного поиска истины и достижения внутреннего спокойствия)

10 Нормы поведения и этики Наиболее действенным шагом на пути к спасению еще при жизни человека буддизм считает отказ от мирской жизни и вступление в монашескую общину сангху. Человек, вступающий в сангху, отказывался от семьи и собственности, соблюдал целомудрие, носил особые одежды оранжевого цвета и жил на подаяния мирян. Мирянин-буддист должен почитать «три драгоценности» Будду, его учение и сангху, а в повседневной жизни соблюдать 5 моральных заповедей. отказ от убийства любого живого существа отказ от воровства лжи супружеской неверности употребления алкоголя

11 Нормы поведения и этики Трудовая этика Проповедует отказ от мира Запрет на труд монахам (обязаны жить только подаянием) Мирянам положено трудиться, но трудиться надо ровно столько, чтобы обеспечить себе жизненный минимум. Излишний труд, порожденный стремлением к благополучию, может привести к появлению у человека других страстей, мешающих его лучшему перерождению.

12 Упадок буддизма в Индии и его распространение в других странах В первые века нашей эры буддизм и буддийская культура достигают в Индии своего наивысшего расцвета. Но с начала VII в. индуизм реформирует свой культ и обрядность и делает их более доступными и привлекательными для широких масс. Индийские цари тоже постепенно перестали поддерживать буддизм и возвратились в лоно индуизма. В итоге буддизм был почти полностью поглощен религиозно-культурным комплексом индуизма и стал его составной частью. Однако в сопредельных с Индией странах буддизм прочно утвердился и получил свое дальнейшее развитие. Традиционными районами России, где исповедуется буддизм, являются Бурятия, Тыва и Калмыкия.

13 Распространение буддизма По современным оценкам, в настоящее время буддизм исповедуют около 500 млн. человек, из них подавляющее большинство в странах Азии

www.myshared.ru

Буддизм. Основные положения

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Оглавление.

1. Введение………………………………………………………………………..2

2. Буддийские направления и школы……………………………………………3

3. Будда……………………………………………………………………………4

4. Четыре благородные истины………………………………………………….6

5. Библиография…………………………………………………………………12

Введение.

Буддизм - огромная и сложная тема, поэтому следует воздерживаться от обобщений, построенных на изучении какой-либо одной его части. Так, надо осторожно относиться к высказываниям, которые начинаются со слов «буддисты считают…» или «буддизм учит…». Они требуют уточнения: какие буддисты имеются в виду, какому направлению буддизма они следуют, к какой школе или направлению они принадлежат и т.д., иначе эти высказывания не многого стоят.

Кроме того, многие западные ученые предлагают такую интерпретацию буддизма, которая обязана скорее их собственным представлениям и воспитанию, чем самому буддизму.

Помимо того, что личное восприятие подвержено разного рода субъективным влияниям, существует еще и риск построения культурных стереотипов, возникающий при любом столкновении с «чужим».

В западном искусстве и литературе есть тенденция создавать некий образ «Востока», который представляет собой скорее отражение собственных подспудных идей, чем достоверное описание существующей реальности. Эти заблуждения порождены идеей о том, что западные категории и концепции присущи и другим культурам и цивилизациям.

Буддийские направления и школы.

За многовековую историю буддизма в нем возникло много различных направлений и школ. Главная граница проходит между консервативным южно-азиатским буддизмом, распространенным в таких странах, как Шри-Ланка, Бирма, Таиланд, и более прогрессивным - в Тибете, Центральной Азии и Японии.

В Южной Азии преобладает тхеравада, что означает «неизменное учение» или «первоначальное учение», хотя обычно переводится как «путь старейшин». Эта школа считает себя хранителем истинного учения Будды.

Школы Северной Азии принадлежат к направлению, которое называется махаяна, или «большая колесница». Верующие определяют свою принадлежность к одному или другому из этих двух «семейств» как мусульмане причисляют себя к суннитам или шиитам, а западные христиане - к протестантам или католикам.

Будда.

Условные даты жизни Будды -566 - 486 гг. до н.э., хотя, по данным последних исследований, он умер около 410 г. до н.э. (в хронологии допускается погрешность в пределах десяти лет). По традиционным источникам, Будда и его род принадлежали ко второй из четырех индийских варн - варне воинов-аристократов кшатриев.

Рождение Будды, как и рождение Иисуса, окружено чудесными событиями. Царица Майя родила сына в роще близ Лумбини, держась за ствол дерева сал. Божества с небес спустились на землю, чтобы присутствовать при этом великом и радостном событии. Ребенок сразу же встал на ноги, сделал семь шагов и возвестил, что это его последнее рождение. Мальчика назвали Сиддхаттха Готама. Сиддхаттха означает «Достигающий цели», а Готама - родовое имя, производное от имени древнего индийского мудреца. Всего через семь дней после рождения Будды Майя умерла, его вырастила сестра матери Паджапати, которая стала второй женой его отца Шуддходаны.

Будда жил в роскоши во дворце своего отца. Жизнь там была спокойной и безмятежной, но скучной, а Будда стремился к более глубокому пониманию действительности, к духовной жизни.

В легендах эта неудовлетворенность представлена в истории о том, как Будда четыре раза выезжал из дворца на колеснице. Оберегавший его отец испытывал постоянный страх, опасаясь, что сын уйдет из дома, чтобы стать духовным наставником, как было предсказано во сне Майе. Он сделал так, что улицы были полны пышущих здоровьем, улыбающихся людей, поэтому на своем пути Будда не встречал ни старых, ни немощных. Но однажды, в результате вмешательства богов, он увидел старика. Юноша был ошеломлен открытием о существовании старости. Вернувшись во дворец, он погрузился в раздумья о жизни. Во время второй поездки он встретил прокаженного, а во время третьей - увидел похоронную процессию. Эти встречи помогли ему осознать бренность человеческого существования, он понял, что от страдания и смерти не могут уберечь даже дворцовые стены. Когда он в четвертый раз выехал из дворца, ему встретился странствующий монах (самана), отшельник, и его вдохновила мысль о том, что он сам может найти духовное решение проблем бытия людей. В ту же ночь Будда покинул дворец, чтобы стать аскетом-отшельником.

Первый наставник Будды Алара Калама учил его технике медитации, вводящей в состояние глубокого транса.

Овладев этой методикой, Будда стал обучаться у другого наставника Уддака Рамапутта. Он учил Будду более сложной технике, позволявшей входить в «сферу ни осознанного, ни неосознанного», еще более высокое состояние, в котором само сознание почти полностью исчезает.

После опытов медитации Будда обратился к аскетизму, целью которого было обуздание чувств и желаний. Вскоре он так ослаб, что не мог прямо сидеть, у него начали выпадать волосы. Поняв, что эта форма самоистязания не приведет к просветлению, он отказался и от нее. Он понял, что любые крайности ни к чему не приведут. Будда пришел к выводу, что самый правильный образ жизни - это умеренность, при которой желания не подавляются полностью.

Однажды ночью, когда он сидел под большим развесистым фиговым деревом, на него снизошло великое озарение - познание истины, к которой он стремился. Во время первого ночного бдения ему было видение его прошлых жизней во всех подробностях; во время второго - он достиг способности ясновидения; во время третьего - он узнал, что его духовные несовершенства исчезли, что он достиг нирваны и положил конец перерождениям. Потом его охватило сострадание к людям, и он решил проповедовать миру свое учение - Дхарму.

Четыре благородные истины.

Конечная цель буддизма - избавление от страдания и перевоплощений. Будда сказал: «И в прошлом и в настоящем я говорю только одно: страдание и уничтожение страдания». Несмотря на негативную исходную позицию этой формулы, поставленная в ней цель имеет и позитивный аспект, потому, что положить конец страданию можно только реализовав свой человеческий потенциал доброты и счастья. О том, кто достигает состояния полной самореализации, говорят, что он достиг нирваны. Нирвана - это величайшее благо в буддизме, конечное и высшее добро. Это одновременно и понятие, и состояние. Как понятие она отражает определенное видение реализации человеческих возможностей, очерчивает контуры и формы идеальной жизни; как состояние она с течением времени воплощается в человеке, стремящейся к ней.

В буддизме высоко ценится праведная жизнь; жить добродетельно - необходимое условие для достижения нирваны. Но высоконравственная жизнь - лишь часть человеческого совершенства, необходимого для погружения в нирвану. Добродетель является одним из главных элементов этого идеала, но она не может быть самодостаточной и нуждается в дополнении.

Этот другой необходимый элемент - мудрость ,способность к восприятию. «Мудрость» в буддизме означает глубокое философское осмысление состояние человека. Она требует проникновения в природу реальности , достигаемого с помощью длительных и глубоких размышлений. Это один из видов гнозиса, или непосредственного постижения истины, который со временем углубляется и в итоге достигает вершины в просветлении, испытанном Буддой. Итак, нирвана - это единство добродетели и мудрости; добродетель и мудрость - необходимые условия нирваны, наличие только одного из них недостаточно.

Истину, воспринятую Буддой в ночь просветления, он впоследствии изложил в своей первой проповеди, где говорится о четырех положениях, известных как Четыре Благородные Истины. В них утверждается, что:

1. жизнь - это страдание;

2. страдание порождается желанием или жаждой наслаждений;

3. страдание можно прекратить;

4. существует путь, ведущий к избавлению от страданий.

Будду иногда сравнивают с врачевателем, нашедшим лекарство от недуга жизни.

Согласно первой Истине, страдание - неотъемлемая часть жизни, и определяет состояние человека как состояние «не-удовлетворенности». К ней относится много видов страдания, начиная с физических, таких ,как рождение, старение, болезнь и смерть. Чаще всего они связаны с физической болью, и существует гораздо более серьезная проблема - неизбежность повторения этого цикла в каждой последующей жизни как для самого человека, так и для его близких. Люди бессильны перед лицом этих реалий и, несмотря на новейшие открытия в медицине, по-прежнему подвержены болезням и несчастным случаям в силу своей телесной природы. Кроме физической боли Истина страдания указывает на его эмоциональные и психологические формы: «горе, скорбь, печаль и отчаяние». Они могут иногда представлять более мучительные проблемы, чем физические страдания: мало у кого жизнь обходится без горя и скорби, при этом существует много тяжелых психологических состояний, полностью избавиться невозможно.

Помимо этих очевидных примеров Истина страдания упоминает о более утонченном виде страдания, которое можно определить как «экзистенциальное». Это следует из утверждения «Недостижимость желаемого есть страдание», т.е. неудача, разочарование, крушение иллюзий, переживаемые, когда не сбываются надежды и реальность не соответствует нашим желаниям. Будда не был пессимистом и ,разумеется, знал из собственного опыта, когда был молодым принцем, что в жизни могут быть приятные моменты. Проблема, однако, состоит в том, что хорошие времена не длятся вечно. Страдание в буддизме имеет более абстрактное и глубокое значение: оно указывает на то, что даже лишенная тягостей жизнь может не приносить удовлетворения и самореализации.

Будда указывал, что человеческая натура не может быть основой постоянного счастья. Страдание вплетено в саму ткань нашего существа.

Многие считают, что оценка положения человека в буддизме пессимистична, но буддисты утверждают, что их религия не пессимистична и не оптимистична, а реалистична, что Истина страдания лишь объективно констатирует факты. Если она и кажется пессимистичной, то это связано с давней склонностью людей избегать неприятных истин и «искать во всем светлую сторону». Именно поэтому Будда отмечал, что Истина страдания крайне трудна для понимания. Это похоже на осознание человеком того факта, что он серьезно болен, чего никому не хочется признавать, и что вылечиться нельзя.

Если жизнь - это страдание, то как оно возникает? Вторая благородная истина - Истина возникновения - объясняет, что страдание возникает из страстного желания или «жажды жизни».

Страсть воспламеняет страдание, как огонь - дрова. В своей проповеди Будда говорил о том, что весь человеческий опыт «полыхает» желаниями. Огонь - удачная метафора для желания, поскольку он поглощает то, что его питает, не получая удовлетворения. Он быстро распространяется, переходит на новые предметы и причиняет боль, как и неутоленные желания.

Именно желание жить, получать удовольствие от жизни служит причиной перерождения.

Истина возникновения утверждает, что страстное желание проявляется в трех основных формах, первая из которых - жажда чувственных удовольствий. Она принимает форму стремления к наслаждению через объекты восприятия, например, приятный вкус, ощущение, запахи, звуки. Вторая - жажда «процветания». Это касается глубинного, инстинктивного стремления к существованию, которое толкает нас к новым жизням и новым переживаниям. Третий вид проявления страстного желания - стремление не к обладанию, а к «уничтожению». Это оборотная сторона жажды жизни, воплощенная в инстинкте отрицания, отвержения того, что неприятно и нежелательно. Жажда разрушения может привести также к самоотвержению и самоотрицанию. Низкая самооценка в крайних формах может привести к самоубийству.

Но значит ли это, что любое желание - зло? Здесь «желание» имеет более узкое значение - желания, в некотором смысле извращенного неумеренностью или дурной целью. Оно обычно направлено на чувственное возбуждение и наслаждение.

Однако не все желания таковы, и в буддийских источниках часто говориться о положительных желаниях. Стремиться к позитивной цели для себя и для других (например, к достижению нирваны), желать счастья другим, хотеть, чтобы мир, который останется после тебя, стал лучше, - вот примеры положительных и благотворных желаний.

Если дурные желания сдерживают и сковывают человека, то добрые дают ему силу и свободу.

Третья Благородная Истина - Истина прекращения. Она гласит, что при избавлении от жажды жизни прекращается страдание и приходит нирвана. Как мы знаем из истории жизни Будды, нирвана имеет две формы: первая наступает при жизни («нирвана с остатком»), а вторая после смерти («нирвана без остатка»). Будда достиг в возрасте 35 лет нирваны при жизни. Когда ему было 80, он погрузился в последнюю нирвану, из которой нет возвращения через перерождение.

«Нирвана» буквально означает «угасание» или «задувание», подобно тому, как гаснет пламя свечи. Но что именно угасает? Может быть это душа человека ,его «я», его индивидуальность? Это не может быть душа, поскольку буддизм вообще отрицает ее существование. Это и не «я» или самосознание, хотя нирвана, безусловно, предполагает коренное изменение состояния сознания, освобожденного от привязанности к «я» и «мое». На самом деле гаснет пламя триады - страсти, ненависти и заблуждения, которая ведет к перевоплощению. Это явление психологическое и нравственное, трансформированное состояние личности, которому присущи покой, глубокая духовная радость, сострадание, утонченное и проникновенное восприятие. Негативные психические состояния и эмоции, такие, как сомнение, тревога, беспокойство и страх, в просветленном разуме отсутствуют.

Некоторые или все эти качества присущи святым во многих религиях, в какой-то мере некоторыми из них могут обладать и обычные люди. Однако Просветленным, подобным Будде, присущи в полном объеме.

Что происходит с человеком, когда он умирает? Ясного ответа на этот вопрос в ранних источниках нет. Трудности в понимании этого возникают именно в связи с последней нирваной, когда гаснет пламя жажды жизни, прекращаются перерождения и человек, достигший просветления, не рождается вновь. Будда сказал, что спрашивать, где находится Просветленный после смерти ,все равно что спрашивать, куда уходит пламя, когда его задувают. Пламя, разумеется, никуда не «уходит», просто прекращается процесс горения. Избавление от жажды жизни и неведения равносильно прекращению доступа кислорода, необходимого для горения.

Четвертая Благородная истина - Истина пути - разъясняет, как должен происходить переход в нирвану. В суете повседневности мало кто останавливается, чтобы подумать о наиболее полноценном образе жизни.

Будда полагал, что высшая форма жизни - это жизнь, ведущая к совершенствованию добродетели и знания, а «восьмеричный путь» определяет образ жизни, с помощью которого можно осуществить это на практике. Его называют также «срединным путем», поскольку он проходит между двумя крайностями: жизнью в излишествах и строгим аскетизмом. В него входит восемь ступеней, подразделенных на три категории - нравственность, сосредоточение (медитация) и мудрость. Они определяют параметры человеческого блага.

Хотя «путь» состоит из восьми частей, не следует представлять их себе как этапы, которые человек проходит, приближаясь к нирване, оставляя их позади. Напротив, восемь ступеней представляют собой пути постоянного совершенствования «нравственности», «медитации» и «мудрости». «Правильные воззрения» означают сначала признание буддийского учения, а затем их эмпирическое подтверждение; «правильное размышление» - приверженность к формированию верных установок; «правильная речь» - изречение правды, проявление вдумчивости и заинтересованности в разговоре, а «правильное поведение» - воздержание от дурных поступков, таких, как убийство, воровство или плохое поведение (чувственные удовольствия). «Правильный способ поддержания жизни» подразумевает отказ от поступков, приносящих вред другим; «правильное приложение сил» - обретение контроля над своими мыслями и развитие позитивных умонастроений; «правильная память» - развитие постоянного понимания; «правильное сосредоточение» - достижение состояния глубочайшего спокойствия разума, на что направлены различные приемы концентрации сознания и интегрирования личности.

В этом отношении практика «восьмеричного пути» - это своего рода процесс моделирования; путь самотрансформации, интеллектуальная, эмоциональная, нравственная перестройка, в ходе которой человек переориентируется с узких, эгоистичных целей на развитие возможностей самореализации.

Библиография.

1. Дамьен Кеоун. Буддизм. Москва , 2001.

2. Кочетов А.Н. Буддизм. Москва, 1983.

3. Джаммапада. Москва, 1960.

knowledge.allbest.ru


Смотрите также