Ореховый спас отмечают 29 августа. В православном мире у лета долгие и веселые проводы: на август выпадает сразу несколько значительных церковных дат.
После завершения Успенского поста и празднования Успения Пресвятой Богородицы, финальным аккордом отмечают Ореховый спас. 29 августа люди готовятся к приходу осени и благодарят природу за щедрый урожай.
История праздника Ореховый спас
То, что в народе почитают как шумные проводы лета, церковь трактует по-своему. Верующие отмечают в этот день перенесение Нерукотворного образа Христа из Эдессы в город Константинополь. Или, коротко говоря, Нерукотворный спас.
Согласно преданиям, заболевший проказой эдесский царь Авгарий уверовал во Христа, ни разу его не видев.
Чтобы помолиться хотя бы его лику об исцелении, он послал живописца сделать портрет Иисуса. Но труды художника были напрасны, ему не удалось запечатлеть лицо Спасителя.
Христос увидел его старания, узнал о просьбе царя, а затем попросил у мирян полотенце и воду. Иисус умылся и вытер лицо, как вдруг чудесным образом его лик отпечатался на полотне.
В последствии этот холст был передан в Эдессу и оказался чудотворным: царь быстро излечился от проказы. Нерукотворному образу стали поклоняться, именно с него написаны первые иконы, изображающие Иисуса Христа.
Народные обычаи – как отметить Ореховый спас
Праздник также называют Спас на полотне, Третий, Хлебный, Нерукотворный или Холщовый спас, но более всего закрепилось слово «Ореховый».
К концу лета в лесу поспевали орехи и начинались организованные сборы ценного продукта.
Первой в чащу посылали пожилую даму и ждали, сколько лещины ей удастся набрать. То, что приносила женщина, становилось эталоном: остальные мужчины и девицы должны были собрать столько же или больше. Добытые орешки освящались в церкви.
Хозяйки в этот день не скучали. Они готовили к столу ароматную выпечку с фундуком, медом, грибами и маком. Главным угощением во время застолья становился роскошный каравай, испеченный из муки урожая этого года.
Орехи заготавливали на зиму как ценный источник витаминов и микроэлементов. Хранились они хорошо, и потому в тугое, суровое время заменяли овощи и фрукты.
Из древесины орешника делали кресты, из веток мастерили обереги. Их вешали на входную дверь, защищая жилище от нечисти и сглаза.
Заботливые хозяйки старались заготовить в этот день и целебную настойку. Ее делали из водки и грецких орехов (точнее, из их горьких перемычек), и использовали в течение года при болезнях.
Кроме того, именно в этот день плели банные ореховые веники, причем сушили их вдали от прочих. Верующие наделяли их особой силой, полагая, что те способны и исцелить, и сил придать.
Среди обычаев на третий, Хлебный Спас, обязательным было посещение баньки. Парились свежими вениками, собранными их веток орешника, укрепляя веру, тело и дух.
В эти даты сеяли озимую рожь. Женщины устраивали для мужчин, идущих в поле, торжественные проводы – с хлебом и солью. Днем молились о добром урожае, а вечером непременно готовили пирог с ароматной кашей.
Ореховый или Хлебный спас: приметы и суеверия
По лесу в эти дни бродили осторожно, особенно в вечерние часы. С собой всегда брали защитные обереги.
Все потому, что крестьяне верили: в августовский день ведьмы отправляются в чащу за древесиной орешника, чтобы изготовить из нее волшебные палочки. Может, не зря это дерево считали магическим?
Крестьяне полагали, что одновременно хлебом и орехами природа в должном объеме не балует. Поэтому, если в одном году выше всех похвал был урожай орехов, значит, на будущее лето хорошо вызреет хлеб.
Многие птицы (журавли, ласточки) на Ореховый спас вылетают на юг. Если на август выпало много гроз, значит, осень будет теплая, комфортная и сухая.
Раньше 29 августа стартовали народные ярмарки, повсюду начинали торговать холстами и не только. Время для купцов было очень прибыльным.
Считалось, что с праздника нельзя уходить без покупки, иначе не видать благополучия на следующий год. Поэтому народ сметал с прилавков практически все – красивые полотна, наряды для малышей, обереги.
Сегодня в этот день в церкви проходит обряд малого освящения. Прихожане могут принести корзины, наполненные орехами, медом, хлебом, садовыми фруктами и другими продуктами земледелия.
Кроме того, на Третий спас освящают колодцы, воду и питьевые источники.
dobro.pw
Ореховый или Хлебный Спас: народные традиции и приметы
Этот праздник является заключительным, Третьим Спасом и завершает строгий Успенский пост. Он имеет точную дату - 29 августа, и широко отмечается среди населения России.
Ореховый Спас связан с православным праздником Нерукотворного образа Христа Спасителя. Третий Спас сочетает в себе христианские и народные традиции, которые с течением времени прочно переплелись друг с другом. Свое название этот день получил потому, что в народе приурочивали к этой дате полное созревание орехов и начинали их заготовку на зиму.
Народные традиции и приметы на Ореховый Спас
В этот день христиане приносят новый урожай орехов и спелые хлебные колосья, чтобы освятить их во время Богослужения. Согласно народным поверьям, количество орехов в лесу говорит о том, каков будет урожай ржи в следующий год. Также несут плоды своего труда: яблоки, виноград, мед, свежий хлеб.
В Ореховый Спас, так же как и в Медовый, освящают колодцы и источники с ключевой водой, которая по поверьям обладает исключительной силой исцелять любые недуги. Ее обязательно запасали для того, чтобы уберечься от болезней в сезон простуд и других вирусных заболеваний.
В день Орехового Спаса принято печь пироги и хлеб из свежей муки, намолотой сразу после окончания жатвы.
29 августа принято сажать озимые. Тот, кто промедлит, может остаться без урожая. С утра после обязательной молитвы перед образами хозяйки собирали мужчин на посевные, собирая им в дорогу свежий хлеб и соль. На поле трудяг обязательно встречали гречневой кашей, которая помогала набраться сил перед тяжелой работой.
На Ореховый Спас открывались ярмарки, на которых торговали дарами природы, тканями и иными товарами. Считалось, покупка любой вещицы в этот день отгоняла от людей нищету и избавляла от денежных трудностей на весь год.
В день Орехового Спаса новый урожай грецких орехов использовали для изготовления настойки, которая избавляла от простудных заболеваний. Одним из сохраненных до наших дней рецептов было заливание крепким спиртным перепонок из скорлупок и настаивание микстуры в темном месте около недели.
Смотрели в Спас и за поведением птиц. Отлет журавлей сулил мороз в Покров день. Если к этому дню улетали стрижи, значит наступление скорой осени и похолодания не за горами.
Любые орехи в этот день обладали магическими силами, способными отогнать нечисть и болезни. Для этого горсть орехов полагалось съесть каждому домочадцу, а затем развесить по дому ветки орешника, прогоняющие злые силы прочь из жилища.
Традиционным было и гадание на орехах. Любой желающий загадывал заветное желание, а затем выбирал из горстки орехов один приглянувшийся. Если ядро было спелым и вкусным, значит желаемое сбудется до зимних морозов. Если же ядро оказывалось двойным или тройным, на него читали заговор для отворота козней и негатива, а затем прятали в укромное место.
В этот день никто не ступал в лес без личного оберега, который защищал от нечистой силы. Для леших обязательно оставляли угощение, чтобы те не кружили сборщиков урожая по бурелому и быстро вывели на поляну с орешником.
В день Орехового Спаса многие наши предки прибегали к различным заговорам, приносящим в дом удачу и благополучие. Для этого они толкли свежие орехи, поливали их медом, мазали получившуюся пасту на хлеб и оставляли в укромном месте для домового. Если к утру угощение исчезало или убавлялось, значит домашний защитник дал свое молчаливое согласие на защиту и покровительство дома и семьи.
Проводите Ореховый Спас согласно древним традициям, чтобы ваш дом был полной чашей. Не забывайте и про блюда с использованием позднего урожая которыми вы сможете угостить приглашенных близких. Желаем вам счастья и везения, и не забывайте нажимать на кнопки и
Последний месяц лета богат на народные праздники. В августе православные отмечают сразу три Спаса, последний из которых называется ...
Духов день — один из важнейших православных праздников. Эта дата отмечается многие века и содержит ...
Одним из самых строгих постов в православном христианстве является — Успенский. Две недели верующие воздерживаются телесно и духовно, чтобы ...
В последний месяц лета, православные верующие отмечают три крупных праздника, три Спаса — Медовой, Яблочный и Хлебный. Узнайте, ...
dailyhoro.ru
Яблочный Спас, Медовый Спас, Хлебный Спас: традиции и обычаи праздников.
«Первый Спас — на воде стоят, второй Спас — яблоки едят, третий Спас — на зеленых горах холсты продают». Спас в христианстве — от имени Иисуса Христа, Спасителя. В народе есть свое объяснение названию праздника — в лучших традициях сбора урожая: «спасаться», запасая урожай на долгую зиму. У каждого Спаса августа — своя история и даже свои праздничные угощения к столу. В традициях этих праздников разбиралась Наталья Летникова.
14 августа — Медовый Спас, или Спас на воде
Начинается история Медового Спаса еще в дохристианские времена. В эти дни отмечали праздник урожая. В Константинополе IХ века были свои традиции. В самый жаркий месяц года было принято выносить Честное Древо Креста на дороги и улицы. Верующие уповали на помощь Иисуса Христа в отвращении болезней и природных напастей — засухи и пожаров.
На Руси в этот день совершается празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Верующие вспоминают славную победу Андрея Боголюбского над волжскими булгарами в 1164 году. В поход благоверный князь отправился с чудотворной иконой Владимирской Богоматери и Святым Крестом. По преданиям, в борьбе с врагами помогли христианские святыни.
Еще одно название праздника 14 августа — Спас на воде. В честь малого водосвятия. И в храмах, и в хозяйстве. В это время на Руси освящали новые колодцы, шли крестным ходом на реки и озера, купались сами и купали домашний скот, испрашивая здоровья.
А что народ?
В народе с религиозным праздником были связаны свои традиции. К середине августа как раз поспевает мед нового сбора — «сок от ночной росы, той, что пчелы собирают с цветов благоухания». Пасечники вырезали из ульев первые соты и несли в храм для освящения. Христиане воспринимали мед не просто как лакомство или полезный продукт, но как воплощение Божией благодати и милости. Одаривали детей и нищих.
Традиционное угощение для Медового Спаса — выпечка с медом: пряники и блины. Главное условие: чтобы сладости были постные. С 14 августа у православных христиан начинается Успенский пост.
Главный напиток Медового Спаса — питной мед. Настаивался такой мед десяток лет. Изучал старинные рецепты историк и кулинар Вильям Похлебкин. «Ставленный» мед состоял на треть из ягод и на две трети из самого меда. Выдерживали эту смесь в смоляных бочках от 10 до 40 лет. Самым «сырым» считался мед-пятилеток. Ускорить естественный процесс помогал медовый уксус и хмель.
19 августа — Яблочный Спас, или Спас на горе
Пора Яблочного Спаса приходит в праздник Преображения Господня. В память о евангельских событиях на горе Фавор, когда Иисус Христос, взяв трех своих учеников, дабы поддержать их веру, поднялся на вершину и предстал во всем своем величии. Как Сын Божий. Спаситель показал людям, какими они станут в жизни грядущей и как преобразится земной мир.
В этот день верующие приносят в храм для освящения плоды нового урожая: яблоки, сливы, виноград. Считалось, что плоды — своеобразная награда за год тяжкого труда и, освящая яблоки, Божией благодатью можно освятить и все труды земные.
Как праздновали первые осенины
Яблочный Спас — как старт своеобразной кулинарной яблочной кампании. С этого дня на Руси пекли постные пирожки и пироги с яблоками, варили варенье. На закате провожали солнце с песнями: природа разворачивалась к осени и зиме. Яблоки — главное украшение праздничного стола на Преображение, подарок каждому гостю и даже нищему. «На Второй Спас и нищий яблочко съест», — утверждали в народе.
29 августа — Ореховый, Хлебный Спас, или Спас на холстах
В этот день христиане отмечают день Спаса Нерукотворного — в память перенесения образа в Константинополь. Появление чудотворного образа связывают с историей о правителе Авгаре. Больной царь послал к Христу своего служителя-художника с письмом и просьбой прийти в Эдессу и исцелить его, если же это невозможно — написать образ. Христос лишь умыл лицо, отер его полотном, на котором и сохранился образ Спасителя, ставший первой христианской иконой. С этим холстом связывают множество чудес и исцелений. В древности в этот день освящались ткани с изображением Спасителя. Во время военных походов использовали полотна как стяги.
В мирной жизни в самый ярмарочный месяц домотканое полотно везли на торг. Жатва хлебов должна быть закончена еще к празднику Успения. Оставалось лишь досеять озимые. Заполнены закрома — самое время пополнить семейный бюджет и освободить место под новые холсты. Впереди — длинные зимние вечера.
«Третий Спас — хлеба припас»
День торжественный, в который пекли первый хлеб из зерна нового урожая и благодарили Господа за хлеб насущный на каждый день. Уборка на полях уже закончена, а в лесу как раз поспевали орехи. Ореховый Спас — время заготовки на зиму целебной ореховой настойки. Готовили ее хозяйки из перемычек грецких орехов. Свежеиспеченный хлеб и орехи подавали в этот день к столу.
Старались отметить последний праздник лета щедро и с душой. «Коль хорош третий Спас — зимой будет квас». Провожали в это день птиц и отмечали, какую ждать осень: если журавль отлетит к третьему Спасу, на Покров будет морозно.
www.culture.ru
Третий Спас - ореховый хлебный холщовый
Последний праздник щедрого лета, время окончания сбора урожая, последний из трех Спасов — Ореховый, Холщевый, Хлебный, Спас на полотне приходится на 29 августа. В этот день подходит к завершению Успенский пост, поэтому наши предки отмечали этот праздник с особым размахом.
Ореховый Спас
В этот день приступали к заготовке лещины и грецких орехов (в южных районах). На Руси орехи всегда были особым лакомством, ведь из них на меду готовили разнообразные сладости и выпечку.
Неспроста, пищей для ума считали орехи древние Русичи. Дело в том, что лесные орехи такие, как лещина и фундук, содержат в себе ценный уникальный комплекс микроэлементов и биоактивных компонентов, оказывающих благотворное влияние на сердечно-сосудистую систему.
По своим целебным свойствам кедровые орешки ничем не уступают земляным. Напротив, даже их превосходят. Масло, извлекаемое из кедровых орехов гораздо ценнее оливкового. Спиртовые настойки кедрового ореха эффективно используются в традиционной медицине при лечении заболеваний суставов. Все орехи относят к высококачественной диетической, питательной пище, их белок прекрасно заменяет животный.
Хлебный Спас
«Третий Спас – хлеба припас», время окончания Успенского Спаса было временем окончания жатвы. Причем, урожай к этому дню полагалось не только собрать, но и смолоть. Хозяйки пекли хлеб и пироги из новой муки. Поэтому святили в церкви не только орехи, но и пышные караваи.
Окончание страды сопровождалось древними, имеющими языческие корни, обрядами. Так в деревнях средней полосы России было принято оставлять полоску (кулижку) на один сноп с зерном самого высокого качества напоследок, к Хлебному Спасу. Кулижку жали последней, приговаривая: «Два поля дожавши, третье запахавши, отдай да положь».
Срезанные пшеничные колосья складывали кучками, последнюю из них следовало вырвать из земли руками с такими словами: «Жниво, мое жниво, я тебя жала, силу теряла, вот тебе жнивье, а мне отдай мою силу». Далее крестьянки пересчитывали кучки, если выходило их нечетное количество, то семью ожидали перемены, либо умрет кто, либо девку замуж выдадут.
В других областях, наоборот, кулижку оставляли «Илье на бороду» на поле не сжатою. После этого жницы шли к реке или озеру, где совершали символическое обмывание серпа: «Ива, ива, отдай мою силу до второго жнива».
По окончании жатвы жницы пели веселые песни, собирали ритуальный сноп, украшая его лентами и бусами, несли его тожественно к дому, у порога «именинника» окропляли свяченой крещенской водой.
Последними колосками крестьянки обвязывали серпы, клали их под образа и в таком виде хранили до следующей жнивы.
Холщовый Спас
На это же время приходится окончание ткацких работ, полотна ткани были сотканы, отбелены и покрашены. Вместе с караваем несли люди холсты на освящение в церковь. Только после этого их использовали для пошива детской одежды или везли на ярмарку, на продажу. Ох и славные были ярмарки на Руси в старые времена на Холщовый Спас!
Христианские традиции празднования Третьего Спаса – дня величания Нерукотворного Образа Христа
Правитель месопотамского города Эдесса (сейчас Турция) страдал проказой. Прослышав о чудесах исцеления, творимых Христом, послал царь к нему живописца Анания с тем, чтобы тот написал портрет Мессии. Как ни пытался Ананий написать портрет Христа, ничего не вышло. Иисус, устав сидеть, позируя художнику, взял полотенце и вытер им пот с лица. В тот же час лик Христа отпечатался на нем. Взял один из учеников Мессии полотенце, привез больному правителю, и исцелился царь.
Почти век Нерукотворный Образ Христа хранился в Эдессе. 29 августа 944 г.н.э. его перевезли в Константинополь. Спустя 2 века чудотворная реликвия была утеряна во время одного из средневековых крестовых походов. В 1204 году в Средиземном море затонул корабль, на котором его перевозили.
Поскольку нерукотворный образ принадлежал восточному обряду, то, вероятней всего, первые древнерусские и византийские иконы с ликом Христа были писаны именно с этой древней реликвии.
Хорошей традицией было в эти дни помогать неимущим соседям (вдовам, солдатским матерям, сиротам) справиться с уборкой урожая до осенних дождей. Жаль, что эта традиция помогать «всем миром» не сохранилась до наших дней, чаще всего мы отворачиваемся от бедных и незащищенных людей.
На праздник Нерукотворного Образа полагалось идти на службу в церковь с корзинкой, наполненной щедрыми дарами лета:
душистым караваем,
виноградом,
орехами,
яблоками,
медом.
Отслужив торжественный молебен, православные отправлялись с Крестным ходом к убранным полям с благодарением за щедрый урожай и просьбами подарить более хороший в будущем году.
Богатая снедь из праздничной корзинки попадала на праздничный стол, на который уже кроме постных, ставили уже и мясные, и рыбные блюда. Но царили в этот день на столах, разумеется, пироги, испеченные из муки нового урожая.
Часто в деревнях устраивались мировые пиры, на которых все жители собирались за общим столом, отдыхая и обсуждая окончание страды, веселясь и запивая вкусную снедь братским пивом. Возле стола водружали «именинника» — праздничный сноп, вокруг него, как правило, пели песни и водили хороводы.
«Жнивка, жнивка, отдай мою силку, На пест, на мешок, на колотило, на молотило Да на новое веретено».
По окончании гуляний «именинника» заносили в избу в красный угол, где полагалось ему стоять до конца зимы. С его помощью предсказывали будущий урожай. В конце зимы, перед тем как обмолотить дожиночный сноп, из него в произвольном порядке вытаскивали три колоска. Далее зерна из колосков высеивали в разные ящички и дожидались всходов.
Первый колос дал дружные всходы – жди хорошего урожая от раннего сева.
На Третий Спас было принято заготавливать ореховые ветки. Считалось, что в это время они приобретают магическую силу. Из орешника делали обереги на счастье для дома и членов семьи. Ореховые ветви включали в банные веники, считалось, что они способны излечить любую хворь.
В этот день, также как и на Мокрый Спас, наши предки чистили колодцы и освящали воду. Запасались водой из подземных источников, ведь она в этот день была наделена волшебной целебной силой.
Третий спас для наших предков являл собой границу между окончанием жнивы и началом высевания озимых. Крестьяне старались завершить летний цикл полевых работ до наступления сырой осенней непогоды. Поэтому в деревнях особо пышных празднеств не устраивали, в отличие от городов и местечек с их великоденскими гуляньями.
Первый Спас — Медовый или Маковей
Традиции и приметы Яблочного Спаса
Приметы и поговорки на Третий Спас
К Третьему Спасу следили за отлетом птиц. Отлетели журавли – жди на Покрова морозов. Если аист за неделю до праздника приготовился улететь, то грядет ранняя, морозная зима и теплая весна. Аист отлетел после Спаса – жди поздней теплой зимы и холодной весны.
Хорош Третий Спас — зимой будет квас.
Хорошо, если Спас на полотне, а хлебушко на гумне.
Орехи дали щедрый урожай – джи богатых хлебов в следующем году.
Два года подряд орехи щедро не плодоносят.
Первый Спас — на воде стоят, второй Спас — яблоки едят, третий Спас — на зелёных горах холсты продают.
До Петрова дни взорать, до Ильина заборонить, до Спаса посеять.