Александр Невский, краткая биография которого представлена в этой статье, был не только великим князем, но и прославленным полководцем, чьи заслуги почитают до сих пор. Ведь благодаря его победам в таких сражениях как Невская битва и Ледовое побоище, наша страна осталась не только независимой, но и самоутвердилась среди других государств.
За свои подвиги перед Отечеством и твердую православную веру Александр Невский прославлен в лике святых как Святой Благоверный князь.
Оглавление:
Краткая биография Александра Ярославича
Исторический портрет Александра Невского
Детство Александра Невского
Родители великого князя
Женитьба Александра Ярославича
Дети Александра Невского
С кем воевал Александр Невский
Кратко о подвигах великого полководца
Ледовое побоище и победа Александра Невского
Итоги правления Александра Ярославича
Смерть князя
Образ Александра Невского в искусстве
Интересные факты об Александре Невском
Заключение
Краткая биография Александра Ярославича
Александр Невский появился на свет 13 мая 1221 года в семье Владимирского князя Ярослава Всеволодовича и княгини Ростиславы Мстиславовной. Он был вторым из девяти по счету ребенком. До девяти лет княжич жил в Переяславле-Залесском, а после вместе со старшим братом Федором отбыл править в Великий Новгород.
Через 3 года старший брат умер, а еще через 3 года отец князя переехал править в Киев. Поэтому Александр Невский уже к 16 годам стал самостоятельным правителем Новгорода – одного из самых богатых и влиятельных городов 13 века.
Исторический портрет Александра Невского
Александр Ярославич правил, начиная с 1236 по 1263 год в Новгородском, Киевском и Владимирском княжестве.
Свою историю он начал как воин. Будучи еще совсем юным, он сразился на Ижоре, впадающей в Неву, с немецкими рыцарями. Чуть позже он сражался за Псков с тевтонскими рыцарями и участвовал в Ледовом побоище.
На время правления Александра Ярославича Древнерусскому государству выпала нелегкая доля, приходилось платить дань Золотой Орде и защищать государство от западных интервентов. В то время каждый князь, желающий получить титул великого, должен был ехать в Орду за золотым ярлыком. Александр Невский не стал исключением.
После кончины отца он отправился в Монголию просить Владимирское княжество. Всего в Орде Александр Ярославич побывал 2 раза. Во второй раз он отправился туда из-за неудачного похода его братьев против Орды, чтобы спасти русские города от гнева татаро-монгол. Он смог убедить хана не нападать на Русь, но по дороге домой скончался.
Детство Александра Невского
О детстве и юношестве Александра Ярославича практически ничего не известно. Когда Александру было 5 лет, его и брата Федора отец посвятил в воины. Через 3 года братья были отправлены княжить в Великий Новгород.
На его мировоззрение большую роль сыграла жизнь в Новгороде с его свободным и воинственным нравом. Александр знал с детства, что когда-нибудь ему предстоит стать воином и возглавить войско, как когда-то его отец.
В 1237 году Русь постигла беда – русские города сожгли и ограбили воины Батыя. В то время многие князья были убиты, а выжившие взяты в плен. Чтобы уберечь свои земли и сохранить жизнь своих детей, Ярослав Всеволодович договорился с Батыем об уплате дани.
Однако самое страшное ждало Русское государство впереди. Узнав о бедственном положении русских князей, папа Римский решил насильно крестить русский народ в католическую веру, а отвоеванные территории отдать семьям рыцарей Ордена.
Как раз в это время 17-ти летний Александр Невский смог зарекомендовать себя как мудрый правитель и хороший полководец, поставив на реке Шелони несколько оборонительных пунктов и вступив в неравный бой с крестоносцами.
Родители великого князя
Отцом Александра Невского был Ярослав Всеволодович, княживший во Владимире. Его дедом был Всеволод Большое Гнездо, а прадедом — Юрий Долгорукий, которые также вошли в историю, как великие деятели Руси.
Отец Александра Невского князь Ярослав Всеволодович
О матери мальчика, кроме того, что она была княжеского рода, больше ничего неизвестно. В некоторых источниках рассказывается, что она была дочерью Мстислава Удалого (Удачливого) – одного из прославленных воинов и князей того времени.
Женитьба Александра Ярославича
В 1239 году в Торопце князь обвенчался с Александрой, дочерью Полоцкого князя. У них было 5 детей – 4 сына и 1 дочь.
Дети Александра Невского
Точные даты рождения сыновей Александра Невского неизвестны. Старший сын Василий предположительно родился до 1245 года. В наследство ему достался Новгородский удел.
Следующий сын князя Дмитрий появился на свет в 1250 году. Он был правителем Новгорода, Переславля и Владимира. Андрей (1255 год) был правителем Костромского, Владимирского и Новгородского княжества после смерти старших братьев.
Наиболее прославленным из его детей стал младший сын – Даниил, который прозван первым собирателем земель вокруг Москвы и первым Московским князем.
Дочь Невского Евдокия вышла замуж за князя Константина Ростиславича, правившего в Смоленске.
С кем воевал Александр Невский
За свою короткую, но славную жизнь, Александр Невский смог совершить немало важных для государства побед. Для этого ему пришлось сражаться с несколькими иноземными захватчиками практически одновременно.
Его врагами стали шведы из Ливонского ордена, которые в 1240 году появились у стен Великого Новгорода. Также Александр Невский в 1242 году сражался с немецкими рыцарями и в 1245 году с литовскими отрядами.
Кратко о подвигах великого полководца
Сегодня его ставят в один ряд с самыми выдающимися полководцами за всю историю России. И это не случайно. На его счету сразу несколько значимых для всего русского мира побед.
Первая победа им была одержана 15 июня 1240 года на реке Ижоре против шведских завоевателей. Летом того года под стенами Новгорода появились рыцари Левонского и Тевтонского ордена, которые пришли на Русь, чтобы обратить людей в католическую веру.
Шведская часть объединенного ордена не стала ждать немцев и выступила. Александр Невский не дождавшись помощи отца, выступил против интервентов и разбил их.
Второй подвиг Александра Ярославича известен в истории под названием Ледовое побоище. Произошло оно 5 апреля 1242 года на Чудском озере, которое к тому моменту находилась уже на обжитой территории немецких рыцарей-крестоносцев.
Последняя победа Невского относится к 1245 году. Битва против литовских захватчиков велась несколько дней и закончилась победой дружины Невского.
Ледовое побоище и победа Александра Невского
Ледовое побоище или сражение против Тевтонского ордена произошло 5 апреля 1242 года на Чудском озере. Благодаря находчивости и хитроумной тактике молодого князя, войска ордена были окружены с флангов и разбиты.
Остатки тевтонцев еще долго догоняла княжеская дружина по замерзшему озеру. В результате этого сражения в озере утонуло около 500 рыцарей, и еще 50 было взято в плен.
В последние годы все чаще ведутся оживленные дискуссии, касающиеся того, почему так много рыцарей утонуло. Согласно одной из версий рыцари были облачены в тяжелые доспехи, из-за которых лед на Чудском озере не выдержал и потрескался. Однако по другим сообщениям это информация появилась недавно и никакого отношения к реально происходящим событиям не имеет.
Так или иначе, это сражение имело большое значение для государства. После него было заключено соглашение, которое положило конец набегам крестоносцев.
Итоги правления Александра Ярославича
Время правления Александра Невского признано одним из благотворных для государства. Ведь за время Невского у власти, страна усилила свое влияние на Западе, во многом благодаря победам над Орденом.
Кроме этого, многие русские города смогли вздохнуть спокойно, ведь грабительские набеги баскаков прекратились за счет грамотной политики Александра в сторону Золотой Орды. Он добился того, чтобы князья снова могли самостоятельно собирать дань и отвозить ее в Орду.
Смерть князя
Умер князь во время одного из походов на землю татаро-монгол. Случилось это 14 ноября 1262 года на обратном пути из Орды. Существует несколько версий его гибели. Самые популярные предположения – болезнь или отравление.
Известно, что перед смертью князь принял христианство и взял себе имя Алексей. Было ему около 42 лет. Похоронили его во Владимирском Рождественском монастыре.
Образ Александра Невского в искусстве
Подлинного изображения с князем до наших дней не осталось. Его образ восстанавливали по описаниям из разных источников, что нашло отражение в русской литературе, искусстве, кинематографе. Словесный портрет князя можно найти в его житии, содержание которого повествует о его многочисленных подвигах.
Один из самых популярных портретов Александра Невского написан с актера из одноименной картины режиссера Сергея Эйзенштейна. С него также взят прообраз для ордена великого князя.
Кроме этого, по имени князя названо множество улиц и храмов не только в нашей стране, но и за рубежом. Во многих городах России можно встретить посвященные ему памятники и монументы.
Интересные факты об Александре Невском
Существует не один десяток интересных фактов о деятельности этого знаменитого человека. Самые интересные и актуальные из них в этой подборке.
Почему князя назвали Александром Невским?
Свое прозвище – Невский, Александр получил за блестящую победу над немецкими рыцарями на Неве. Это не только прославило его, но и надолго отбило желание у западных государств нападать на Русь.
Каков был рост Александра Невского?
Примечательно, что Александр Невский был небольшого, даже маленького по современным меркам роста – не более 156 см. Такие выводы ученые сделали на основания белокаменной гробницы, которая якобы принадлежит Невскому.
Когда отмечается день памяти Александра Невского Православной церковью?
Православные христиане признают сразу две памятных даты Благоверного князя – 12 сентября и 6 декабря. Первая дата обозначает перенесение святых мощей с Владимирской земли в Санкт-Петербург. Вторая дата обозначает торжественные похороны князя, которые по старому стилю произошли 23 ноября 1263 года.
Когда княжич первый раз пошел на войну?
Воевать Невский начал еще за долго того, как сам встал во главе армии. Первый его бой прошел, когда ему было 13 лет. Тогда отец взял его на сражение против литовцев в Дерпт. Именно тогда юный княжич понял, кто его враги на самом деле.
Заключение
Александр Невский – выдающийся князь и полководец, который заслуживает особого места в истории. Ведь если не этот святой воин, то неизвестно каким было бы наше государство сегодня.
1001student.ru
Образ Александра Невского в русской литературе и кинематографе
Образ Александра Невского в русской литературе достаточно популярен. Это связано с тем, что личность князя – это звено исторической цепи, которое определило развитие целого государства на мировой арене.
Для многих русских людей Невский – это герой, чей подвиг перед Родиной вряд ли будет обесценен или забыт. Поэтому образ Александра Невского в культуре и литературе никогда не канет в Лету. Его личность освещает жизненный путь молодежи, наполняет наши сердца гордостью за родную землю, а его отвага – это пример русской силы духа!
Жизнеописание полководца
Так как наш с вами разговор затронул образ Александра Невского в культуре и литературе, то следует уточнить некоторые сведения об этом выдающемся человеке.
Невский Александр Ярославич был рожден в мае 1221 года в городе Переяславле-Залесском. Умер в возрасте 42 лет 14 ноября 1263 года в Городце. За свою недолгую жизнь успел побывать князем Новгородским, Киевским и Владимирским.
Александр был не первенцем, он был рожден вторым сыном в семье Ярослава Всеволодовича. Сыновья приняли княжеский постриг. Этот обряд означал посвящение в воины, случилось это в Переяславле в Спасо-Преображенском соборе. Обряд проводил святитель Суздаля Симон.
Под отцовским стягом в 1234 году Александр впервые отправился в поход на Дерпт.
Деятельность молодого князя
Самостоятельное княжение Невского началось с 1236 года. Время было неспокойное, так как Новгородские земли находились в состоянии вражды с соседями (монголы, Тевтонский орден). И в 1238 году Новгород разворачивает наступательную операцию.
Александр отдает приказ о возведении укреплений на юго-западе Новгорода. В 1240 году шведы направились к Новгороду. В ночь на 15 июля Александр и ладожане застали врасплох короля шведов Биргера и его армию, нанесли полное поражение. Это было сражение, которое позже именовали Невской битвой. В ту ночь Александр сражался в первых рядах и лично лишил жизни шведского «краля» Биргера. Победа в этом сражении продемонстрировала тактику, силу и талант Александра.
События, на основе которых сняли фильм в ХХ веке
Образ Александра Невского в русской литературе и кинематографе был запечатлен благодаря печальным историческим событиям на русской земле. Фильм «Александр Невский» Сергея Эйзенштейна повествует о том, как капризные новгородские горожане рассорились с Александром. Он их покинул, правя в отцовском Переяславе-Залесском. Но враг не дремал и использовал эти события в своих целях. Ливонские немцы осадили город Псков, тут не обошлось без городских предателей, которые способствовали немцам. Псковская земля была обложена данью. Караваны торговцев нещадно грабили враги. Новгородцы испытывают страх и панику, они несколько раз посылали к Ярославу за Александром. Первый раз на борьбу с немцами отец-князь направил младшего сына Андрея. Новгородцы по-прежнему просили выдать им Александра. Так в 1241 году все-таки Невский озарил своим присутствием земли Новгорода. Очистил земли от врага и направился в Псков, Чудскую землю – гнездо Ордена.
5 апреля 1242 года случилось сражение, именуемое Ледовым побоищем, на границе с Орденом Ливона на Чудском озере. Точный ход события так и остается неизвестным, но исследователи ливонских и отечественных хроник смогли прийти к единому взгляду и выстроить события того времени. Но есть некоторые различия. В немецких записях описываются действия, как русские окружили рыцарей, а в новгородских летописях сказано, что наши воины гнали ливонцев семь верст по льду. Освидетельствовано, что немцы потеряли около полутысячи бойцов, еще 50 попали в плен и были за руки приведены в Новгород.
Благодаря фильму Эйзенштейна образ Александра Невского в русской литературе и кинематографе запечатлен более чем реалистично и мужественно.
Еще одна победа
Через три года литовцы совершили нападение на новгородские земли под предводительством князя Миндовга. Князь Александр молниеносно отправляется на захватчиков. Литовцы, получив вести о наступлении Невского, бросились бежать с награбленным из его владений. Наш смелый князь нагнал нечестивцев и разбил их в сражении у озера Жизца.
Так почему же образ Александра Невского в литературе и искусстве так преданно чтится? Да потому, что защита Руси под его крылом в течение шести лет привела к тому, что немцы отказались от последних завоеваний, а также передали новгородцам часть земли Латгалии.
Вторая жизнь образа князя Невского
Талантливый полководец, блестящий дипломат и грамотный политик – все эти слова об Александре Невском. Все эти слова подтверждаются его победами в борьбе против немцев. Такой образ Александра Невского в русской литературе не мог остаться незамеченным в период 1941-1945 годов, когда советский народ отстаивал свои земли в борьбе с фашистской Германией.
Художник П. Д. Корин написал картину «Александр Невский» в самый разгар страшной Великой Отечественной войны, в эти годы подобный героический образ воина с немцами был особо востребован.
Образ Александра Невского в русской литературе и кинематографе кратко
Кинематография – один из важнейших видов искусств, который особым образом чтит и хранит образ князя Невского. В 1938 году народ Советского Союза в кинотеатрах увидел фильм «Александр Невский», снятый режиссером Сергеем Эйзенштейном. Сегодня эта картина считается классикой кинематографа 1930-х годов.
Этот фильм дважды выходил в прокат. Как вы думаете, в каком году его показали в кино второй раз? Да, именно в 1941 году, когда немцы напали на Советский Союз. Правительство СССР сделало ставку на то, что просмотр фильма поднимет боевой дух советских солдат. И не прогадало! В эти годы фильм имел еще больший успех, чем в годы первого проката.
В 1991 году режиссер Георгий Кузнецов снимает фильм «Житие Александра Невского», где в роли князя снялся Анатолий Горгуль.
Спустя 17 лет копилку исторических кино пополнила лента «Александр. Невская битва», снятая Игорем Каленовым, а главную роль исполнил Антон Пампушный.
Образ святого Александра Невского в культуре и литературе, а также и в этом фильме значим. Ведь наш князь показан в героическом образе, который искренне защищал свои земли и свой любимый народ!
Чтят образ князя и филологи. Его воспевали многие поэты и писатели в своих произведениях. Самое первое упоминание об Александре в литературе зафиксировано современником. Текст «Житие Александра Невского» литературоведы относят к историческим памятникам эпохи Древней Руси. В произведении автор рассказывает о великих подвигах князя, его храбрости и мужестве.
Заключение
Итак, образ Александра Невского в русской литературе, кинематографе, истории, религии, архитектуре, живописи и других искусствах прочно закреплен и является одним из основных. Переоценить деятельность князя Невского очень трудно, хотя некоторые историки пытаются это сделать, уже не раз совершались попытки «подкопать» под его личность, однако по сей день они не увенчались успехом, а в 2008 году на телевизионном конкурсе «Имя России» стала победителем личность святого князя Александра Невского.
fb.ru
Г.Н. Моисеева. «Образ Александра Невского в творчестве М.В. Ломоносова»
Образ великого русского полководца и государственного деятеля Александра Невского занял большое место в творчестве М.В. Ломоносова.
Рано пробудившийся интерес к истории России, чтение древних летописей еще в годы обучения в Славяно-греко-латинской академии сформировали научное мировоззрение юного Ломоносова. Историческими ассоциациями проникнута его первая ода 1739 г. «На взятие Хотина», присланная им в Петербург из Германии. Ломоносов вспоминает здесь победоносные походы царей Ивана IV и Петра I.
Приступив к занятиям химией и физикой в Петербургской Академии наук после возвращения из Германии в 1741 г., Ломоносов находил время и для занятий русской историей. Он регулярно присутствовал как член Исторического собрания, учрежденного 24 марта 1748 г.,1 на его заседаниях и принимал деятельное участие в обсуждении сочинения Г.-Ф. Миллера «О происхождении имени и народа российского» и «Истории Сибири». Глубокое знание русской истории и исторических источников, которое было обнаружено Ломоносовым в процессе научной дискуссии, связанной с трудами Г.-Ф. Миллера, обусловило обращение к нему И.И. Шувалова со своего рода правительственным заказом: «написать его слогом Российскую историю». Таким образом, с самого начала 50-х годов XVIII в. в отчетах Ломоносова, представляемых им в Петербургскую Академию наук, всегда присутствуют сведения о проделанной им работе над «Российской историей».
Наброски плана «Российской истории», относящиеся к 1751 г., позволяют нам представить широту замысла Ломоносова и его целостную концепцию истории России от древнейших времен до царствования Елизаветы Петровны.2 Ломоносов привлек для своей работы многочисленные исторические источники, которые он видел в Москве и Киеве. Библиотека Петербургской Академии наук явилась наиболее фундаментальной базой его исторических исследований. Ломоносов серьезно занимался историческими разысканиями: изучал летописи, степенные книги, хронографы, жития святых, разрядные и родословные книги.3
В сентябре 1758 г. Канцелярия Петербургской Академии наук дала указание Академической типографии напечатать первый том «Российской истории» Ломоносова.4 К великому сожалению, рукопись этого труда не сохранилась и об исторической концепции Ломоносова, об оценке им деятельности исторических лиц мы можем судить только по опубликованному им в 1760 г. «Краткому российскому летописцу». Во вступлении Ломоносов писал о том, что этот труд лишь «сокращенное из сочиняющейся пространной истории». В 1766 г., уже после смерти Ломоносова, была напечатана часть его «Российской истории» — «Древняя российская история», охватившая период от древнейшей поры («О России прежде Рурика») до 1054 г. — года смерти великого князя Ярослава Мудрого.
«Краткий российский летописец» построен по «династическому принципу» правлений потомков Рюрика сначала на Киевском великом княжении, потом на Владимирском и Новгородском, с Ивана Калиты — на Московском великом княжении, с Василия III — на Всероссийском. Поэтому о деятельности Александра Ярославича Невского говорится в одиннадцатой «степени от Рурика», начало его владения — 1252 г., «лет владения» (т. е. великого княжения) — 12, «лета жизни» — 44. Краткая характеристика содержит следующие сведения: «Александр Ярославич Невской, будучи на княжении новгородском, храбро побеждал шведов и ливонских немцев, нападавших на Великий Новгород. По смерти отца своего призван в Орду, где Батый, удивясь его красоте, дородству и мужеству, с честию отпустил на великое княжение Владимирское, о котором меньшие его братья, Святослав и Михайло Ярославичи, между собою спорили. По четвертом хождении в Орду, на возвратном пути, постригшись, преставился».5
В 1746 г. на Петербургском Монетном дворе началось сооружение серебряной раки Александру Невскому для установления в одном из храмов Александро-Невского монастыря. В 1750 г. Кабинет обратился к Ломоносову с предложением сочинить надпись к раке. В том же году Ломоносов написал стихотворение, одобренное императрицей Елизаветой Петровной и вскоре вырезанное художником-гравером М.И. Махаевым. Текст его следующий: «Надпись, которая изображена на великолепной серебряной раке святому благоверному и великому князю Александру Невскому, построенной высочайшим повелением ея величества государыни императрицы Елисавета Петровны в Троицком Александро-Невском монастыре:
Снятый и храбрый Князь здесь телом починает, По духом от небес на град ссй призирает И на брега, где он противных побеждал, И где невидимо Петру споспешствовал. Являя Дщерь Его усердие святое Сему Защитнику воздвигла раку в честь От перваго сребра, что недро Ей земное
Открыло, как на трои благоволила сесть.6
Стихотворение это совершенно ясно по содержанию. Комментарий нужен, пожалуй, лишь к двум последним строкам: дело в том, что на раку было израсходовано то серебро, которое было доставлено в Петербург с Колывано-Воскресенских заводов А.Н. Демидова, где это серебро было впервые открыто в 1742 г., т. е. в первый год царствования Елизаветы Петровны.
В 1751 г. Ломоносову было поручено императрицей Елизаветой Петровной «к большей, позади раки стоящей пирамиде приделать два ангела со щитами, на которых надпись вновь назначить, дабы от всякого видна была». В августе 1752 г. Ломоносов представил новую надпись: «Богу Всемогущему и Его Угоднику, Благоверному и Великому князю Александру Невскому, Россов усердному защитнику, презревшему прещение мучителя, тварь боготворить повелевавшему, укротившему варварство на Востоке, низложившему зависть на Западе, по земном княжении в вечное царство преселенному в лето 1263, усердием Петра Великого на место древних и новых побед пренесенному 1724 года, Державнейшая Елисавета, отеческого ко святым почитания подражательница, к нему благочестием усердствуя, сию мужества и святости Его делами украшенную раку из первообретенного при Ея благословенной державе сребра сооружать благоволила в лето I752».7
Вместе с русским текстом Ломоносов одновременно подал и собственноручный его перевод на латинский язык. Оба текста новой надписи были вырезаны на двух щитах, которые держат приделанные к пирамиде серебряные ангелы.
Образ Александра Невского нашел отражение и в творчестве Ломоносова-художника. В 1757—1758 гг. на основанной им в 1753 г. мозаичной фабрике был изготовлен портрет Александра Невского. Крупнейший специалист по изучению Ломоносовских мозаик В.К. Макаров полагал, что этот портрет изготовлен «с типично русского иконного изображения середины XVIII века».8 Можно согласиться с тем, что при создании мозаичного портрета Невского героя Ломоносов учитывал и его иконописные изображения, которые появились в России в XVII в.9 Но основным источником Ломоносова явился рукописный «Титулярник», созданный в Посольском приказе в 1672 г. по указу царя Алексея Михайловича. При активном участии сподвижника царя боярина Артемона Матвеева были привлечены художники московской Оружейной палаты для создания портретов великих русских князей и царей.
Мозаичный портрет св. Александра Невского. Мозаика М. В. Ломоносова. ГРМ
На мозаичном портрете изображено красивое лицо русского великого князя Александра Невского (вспомним, что в «Кратком российском летописце» Ломоносов писал, что хан Батый был удивлен красотой, дородством и мужеством Александра Невского), обрамленное черное бородой. Великий князь в княжеской шапке с красным верхом, на плечах красная, опушенная горностаем мантия поверх голубовато-серых лат. Великолепная красная смальта передает бархат княжеской мантии.
Помимо внешнего сходства изображений Александра Невского в мозаике Ломоносова и в «Титулярнике» 1672 г. в пользу нашего наблюдения свидетельствует и то, что Ломоносов располагал рукописной книгой, названной им «Монархия государства Российского». 18 апреля 1757 г. он передал ее в Академическую библиотеку,10 а мы помним, что именно в 1757 г. была в основном закончена работа над мозаичным портретом Александра Невского.
В мозаичной мастерской Ломоносова были изготовлены два портрета Александра Невского. Оба, к счастью, сохранились: один находится в Русском музее, второй — в Музее М.В. Ломоносова.
К образу Александра Невского Ломоносов обратился в одной из последних своих работ, которую он готовил в начале 1764 г. По поручению императрицы Екатерины II, переданному И.И. Бецким, Ломоносов «выбрал из российской истории знатные приключения для написания картин», которые должны были «украсить при дворе некоторые комнаты». Ломоносов подробно разработал «идеи», т. е. сюжеты для картин из истории России, характеризующие наиболее героические, как говорят теперь — судьбоносные, ее эпизоды. Здесь и крещение Руси великим князем Владимиром, и единоборство Мстислава с Редедею, и сражение великого князя Святополка на днепровских порогах с печенегами, поход великого князя Олега на Царьград, Минин и Пожарский, патриарх Гермоген в темнице. Всего двадцать одна картина была подготовлена Ломоносовым для художественного воплощения. Восьмая из них названа так: «Победа Александра Невского над немцами ливонскими на Чудском озере». Текст к ней следующий: «Сражение случилось на Чудском озере апреля 5 дня. При сем деле то может представиться отменно, что происходило на льду, где пристойно изобразить бегущих, как они, стеснясь и проломив тягостию лед, тонут. Иные друг друга изо льда тянут, иные, напротив того, друг друга погружают и колют как неприятелей. Кровь по льду и с водою смешанная особливый вид представит».11
Внимание к образу великого русского полководца и политического деятеля XIII в. Александра Невского характеризует высокие патриотические идеалы М.В. Ломоносова — поэта, историка и художника.
Примечания
1. Летопись жизни и творчества М.В. Ломоносова. М.; Л., 1961. С. 117.
2. Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений. М.; Л., 1952. Т. 6. С. 85.
3. Моисеева Г.Н. М.В. Ломоносов и древнерусская литература. Л., 1971.
4. Летопись жизни и творчества М.В. Ломоносова. С. 298.
5. Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений. Т. 6. С. 308—309.
9. Розов Н.Н. Книга в России в XV веке. Л., 1981. С. 85.
10. Летопись жизни и творчества М.В. Ломоносова. С. 267.
11. Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений. Т. 6. С. 369.
www.a-nevsky.ru
18. Образ полководца в «Житии Александра Невского».
«Житие Александра Невского» - один из выдающихся памятников древнерусской литературы. Создан в конце 13 века. Написано было человеком, который лично знал князя Александра. Это произведение агиографической литературы и в то же время тесно связанное с традицией написания воинской повести.
Цель Жития - прославить мужество и храбрость Александра Невского, дать образ идеального воина-христианина, защитника Русской земли. В центре повести - повествование о битвах на Неве и на льду Чудского озера.
Образ Александра Невского представляет собой воплощение феодала нового типа, ведущей фигуры и подлинного героя русского народа в эпоху татарского нашествия. Духовный склад этого героя глубоко отличен от духовного склада героев традиционной воинской повести. Это уже не дружинный герой,; феодальный витязь превратился в покорного данника Золотой Орды.
Жизнь укрепляет его в убеждении, что для преуспения в жизненной борьбе недостаточно только воинской силы и доблести, а нужна ещё и вера, покорность воле господней.
Портрет Александра автор рисует не чертами богатыря дружинной поэзии. Александра и его воинство глубоко проникнуты религиозным смирением. Герой «воинского жития» говорит языком книг священного писания и церковных проповедей.
Создав своё произведение, автор нашёл художественно совершенную форму для изображения героя своего времени, носителя русской патриотической и политической мысли эпохи татарской неволи.
Новое в жанре жития:
«Житие Александра Невского», оставаясь воинской повестью, заключает в себе признаки другого жанра - жития, представляет собой тот гибридный жанр, который принято называть «воинским житием». В Житии тесно переплетаются стили воинской повести и жития. В житийном жанре описана благочестивая кончина князя, посмертные чудеса. Зато баталии, описания битвы написаны в типичном стиле традиционной воинской повести. Это говорит о новом веянии в древнерусской литературе - смешение двух совершенно разных по стилю жанров.
19. Победа на Куликовом поле и русское Предвозрождение
В 1380 году Московский князь Дмитрий Иванович сплотил под своими знамёнами почти всю Северо-восточную Русь и нанёс сокрушительный удар Золотой Орде.
После одержанной победы на Куликовом поле вопрос об окончательном свержении монголо-татарского ига был лишь вопросом времени.
Победа, одержанная над Мамаем, значительно укрепила авторитет Москвы в глазах всего народа. Она сыграла немаловажную роль в развитии литературы и искусства.
Исторические события 1380 года получили широкое отражение в устном народном творчестве, а также в различных жанрах литературы: летописной повести, «Задонщине», «Сказании о Мамаевом побоище».
Летописная повесть о Куликовской битве.
Повесть «Побоище великого князя Дмитрия Ивановича на Дону с Мамаем» была создана по горячим следам событий.
Здесь даётся эмоционально-экспрессивная публицистическая оценка событий. Центральный герой летописной повести - великий князь московский. В произведении подчёркивается его благочестие и воинская доблесть. «Христолюбивый» и «боголюбивый» князь - идеальный христианин, постоянно обращающийся с молитвами к богу.
Идеальный воин-христианин противопоставлен в летописной повести «безбожному», «нечестивому» Мамаю и его союзникам - «поганому» литовскому князю Ягайло и предателю, рязанскому князю Олегу.
Сама битва изображается при помощи характерных для воинской повести выражений и приёмов.
Основная цель Летописной повести - показать превосходство храбрости русских войск над высокоумием и лютостью «безбожных татар» и «поганой» Литвы, заклеймит позором измену Олега Рязанского.
«Сказание о Мамаевом побоище».
В середине 15 века на основе летописной повести о Куликовской битве, «Задонщины» и устных преданий было создано «Сказание о Мамаевом побоище», дошедшее до нас в многочисленных списках, в четырёх редакциях.
В «Сказании» значительно усилен религиозный момент. Многочисленными монологами-молитвами подчёркивается благочестие Дмитрия. «Сказание» стремилось подчеркнуть полное единение светской и церковной власти.
«Сказание» построено на контрастном сопоставлении стойкости, мужества, христианского благочестия русских и хвастовства, гордости, нечестивости татар, Мамая и его союзников. Автор «Сказания» не жалеет чёрной краски для изображения врагов Русской земли.
Характерная особенность «Сказания о Мамаевом побоище» - наличие художественного вымысла, «речей» персонажей, элементов психологизма.
В стиле «Сказания» широко представлена книжная риторика, сочетающаяся с поэтическим стилем воинской повести и элементами деловой письменности.
Проникнутое патриотическим пафосом прославления героического подвига русских людей «Сказание» подчёркивало политическое значение Москвы и Московского великого князя, объединившего всех русских князей и благодаря этому одержавшего победу.