www.wedma.fantasy-online.ru

Ивана Купала — гадания, заговоры, обряды в праздник и приметы

Ночь на Ивана Купала наполнена волшебством. Этот праздник отмечали массово еще несколько веков назад. Уделяют ему внимание и сейчас, но далеко не все желают соблюдать традиции предков и прислушиваться к приметам. А зря — на Купала можно укрепить здоровье, заговорить себя от бед, исполнить заветное желание и погадать на суженного с помощью венка.

В статье:

История праздника

Ивана Купала — это народный славянский праздник, который отмечали в дохристианские времена. Он посвящен летнему солнцестоянию и наивысшему расцвету природы, а в некоторых регионах еще и именинам Водяного. Сейчас его отмечают 7 июля, но исторически, по старому календарю дата праздника в честь летнего расцвета приходилась с 22-го по 24 июня. Однако особым волшебством наполнен не день 7 июля, а ночь с шестого на седьмое.

В старину люди старались не ложиться спать в это время, и дело было не только в том, что нечистая сила особенно активна в этот день. Знающие люди использовали каждую минуту пропитанных магией праздников, чтобы оздоровиться, узнать будущее и обрести богатство — столько всего нужно успеть сделать, что спать было попросту некогда.

По времени данная дата совпадает с православным праздником Иоанна Крестителя. Ему в этот день принято молиться людям, страдающим от сильных головных болей. Также святому молятся родители больных детей за их выздоровление.

В истории постхристианской Руси день Ивана Купала сочетает в себе языческие и христианские корни. Многие считают, что существует божество из славянского пантеона — Купала. Это не так. Ошибка была допущена летописцем в 17 веке, а Купала, к которому обращаются и сейчас в текстах заговоров и праздничных песнях является только персонификацией торжества. Первоначальное название праздника до наших дней не дошло. Нынешнее название — результат сплава христианских и языческих традиций.

Ивана Купала — волшебное время. Много легенд и поверий сложено о нем. Славяне творили обряды, гадали, а те, кому были известны тайны магии, старались не пропускать особенное для колдовства время.

Как праздновали Ивана Купала на Руси

Основная часть празднования приходилась на вечер и ночь. Но у предков имелись и традиции по дневной части праздника. Так, днем 6 июля старались успеть искупаться до захода солнца. При этом купались как в природных водоемах, так и в банях. В последнем случае обязательно использовали собранные в этот же день травы, которые также наделялись целебными свойствами.

Несколько веков назад купания были массовыми, купаться предпочитали в святых источниках — боялись русалок и прочей нечисти. Купальскую воду наделяли особыми свойствами, ведуны запасались ей на целый год вперед. Считается, что любая вода в это время омолаживает и улучшает здоровье. По поверьям, до Ильина дня, который сейчас приходится на 2 августа, нечисть уходит из водоемов.

Раньше верили, что во время праздника летнего солнцестояния деревья могут перебираться с места на место, а все растения говорят между собой.

Работать в этот день было не принято. Практически каждый житель села собирал травы, веря что магичиская сила их на Купала увеличивалась. Запасались ими от болезней, для защиты от ведьм и нечисти, для омоложения и увеличения привлекательности. Делали обереги от стихийных бедствий, нападения хищников, порчи, нечисти. Обязательно рвали полынь, чтобы не стать жертвой русалки или ведьмы. Собирали также росу — ей умывались для сохранения молодости и здоровья и кропили дом, чтобы прогнать насекомых.

Молодежь и дети играли в игры, принимали участие в спортивных состязаниях, украшали дома растениями для защиты от нечистой силы. Пока не разведен костер, хороводы водили вокруг купальского деревца — украшенного срубленного или растущего в удобном месте дерева. Если оно было срубленным, в конце празднования его топили в реке или сжигали.

Была еще одна традиция — публично ругать и насмехаться над односельчанами и жителями соседних сел, которые в этом году нарушили нравственные нормы, принятые в их местности.  Об этом даже сочиняли песни.

Ближе к заходу солнца разводили костры, как правило, на возвышенностях, но место подбирали еще и с учетом того, чтобы могли свободно передвигаться все празднующие, которых собиралось немало. В гуляниях принимала участие молодежь, но все женщины села должны были подойти к костру, иначе их ожидали обвинения в черном колдовстве, битье крапивой и обливания холодной водой. Сходились к купальскому костру и молодожёны, сыгравшие свадьбу зимой, и женщины, которые хотели сохранить молодость или родить еще одного ребенка в этом году. Матери старались сжечь одежду больных детей, чтобы болезнь ушла.

Огонь полагалось разводить трением кому-то из стариков. Костры были высокими, в центре иногда устанавливали шесты, на которых могли находиться колеса, бочки и даже черепа животных.

Возле костра веселились, водили хороводы, пели купальские песни и, разумеется, прыгали через него. Эти занятия были общими для всех восточных славян, а в зависимости от региона отличались традиции, связанные с купальским костром. Например, в Белоруссии еще днем компании молодежи ходили по дворам и просила ненужные вещи, которые потом сжигались. Кроме костра, поджигали колеса и бочки, и скатывали их с холмов.

Ночью девушки гадали на венках, которые сплели утром и носили на голове целый день, а вечером пустили по течению реки. Затем предсказывали будущее следя за ним:

  • уплыл далеко — к долгой жизни с любимым;
  • утонул — не повезет в любви;
  • горящая свеча символизировала сколько отведено жить;
  • чей венок уплывет дальше будет самым счастливым.

Под утро огонь от купальского костра разносили по домам. От него зажигали дрова в печи. Славяне верили, что этот огонь очистит жильё от всего негативного, что накопилось за целый год. Ему приписывали и свойство изгонять нечистую силу. Пепел от костра тоже разносили по домам и хранили до следующего года. Он имеет сильные защитные свойства.

История Ивана Купалы — праздника именно в таком виде, каким он был века назад, была бы неполной без брачных обрядов. В этот день молодые люди и девушки выбирали суженых. Пары прыгали за руки через костер и обменивались венками. Свадьбы играли, по большей части, после сбора урожая, и сватов посылали уже ближе к этому времени. То же, что происходило на летнем празднике после распространения христианства, было ближе к современному Дню святого Валентина.

Секс на Ивана Купала

В дохристианский период секс на Ивана Купала не был чем-то предосудительным. Напротив, пары венчались в процессе празднования по языческому обряду. В старину говорили — «Купала повенчал». Такие браки считались законными до Х века, с наступлением христианства на Русь эта традиция сошла на нет. В наши дни ходят слухи о обычае заниматься сексом с первым встреченным в лесу человеком в купальскую ночь и запрете на отказ ему в этом. Такого не было, но вот купальские венчания с последующим уединением на лоне природы — явный факт из жизни русичей.

Дети, зачатые на Ивана Купала, считались счастливчиками. Им везло в любых начинаниях, такие люди проживали долгую и благополучную жизнь. Сейчас же многие верят, что секс на Ивана Купала лечит от женских болезней, устраняет проблемы в отношениях и избавляет от фригидности.

Обряды на Ивана Купала

Купальские ритуалы всегда связаны с огнем, водой и растениями. Празднование Ивана Купала по традициям предков — это система обрядов, направленных на оздоровление, очищение от негатива и сохранение молодости.

Прыжки через костер избавляют от нажитого за год негатива и болезней. На огнище можно сжечь то, от чего желаете избавиться. Напишите на листе бумаги свои проблемы и сожгите их в купальском огне. Если имеется возможность принять участие в хороводе вокруг костра, когда будете кружиться, шепотом или про себя попросите у огня удачи — это действительно работает.

Днем обязательно стоит искупаться в природном водоеме, сходить в баню или хотя бы облиться водой из источника. Хорошо, если утром удастся собрать росу и умыть ей лицо и руки, окропить посуду, стены дома и кровати. Можно набрать воды из колодца или родника впрок, она поднимает настроение и улучшает самочувствие. А если в волшебной воде подержать всю праздничную ночь монеты и не тратить их, в ваш дом придет богатство.

Не избегайте и стирки на Купалу — эта одежда будет улучшать самочувствие и даже помогать от болезней.

Сбор трав — неотъемлемая обрядовая часть празднования. Можете попробовать отыскать волшебный папоротник, что делается ближе к полуночи. На рассвете же поищите плакун-траву (дербенник), одоленья-траву (кувшинка), девясил, полынь и крапиву. Из этих растений можно делать защитные обереги, амулеты на любовь и устранение препятствий.

Защитный обряд на Ивана Купала

В купальскую ночь можно провести мощный обряд для защиты. Он может быть как одиночным, так и групповым. Заранее подберите безлюдное место возле реки, чтобы никто не помешал защитному колдовству. Утром каждому участнику обряда следует сплести венок из березовых веток, а также приобрести в церкви три свечи. Поминте, при покупке свечей нельзя брать сдачу.

К венку нужно прикрепить свечи в виде треугольника, что можно сделать уже на месте проведения ритуала. Разведите костер, в полночь встаньте перед ним и прочитайте:

Я, раб (имя), матерью рожденный, святой церковью окрещённый, кладу оберег на себя и рабов (раба) божьих (божьего) (имена присутствующих). Огонь купальский! Именем светлым Иоанна Предтечи благослови нас и оборони от недругов и противников, от меча и ружья, от хвори и горестей, от нутряных болей. Заклинаю Христом богом нерушимый заслон на один год. Во имя отца и сына и святого духа. Аминь.

Перепрыгните костер и попросите сделать это всех, на кого ставите защиту, по очереди. При перепрыгивании следует представлять, как вокруг вас появляется защитный кокон, образуемый купальским огнем. После этого искупайтесь в реке, представляя, как вода смывает с вас весь негатив. Выходя из воды, скажите:

Как господь в Иордане крестился, так и я, раб божий (имя) от лиха и хворобы очистился. Аминь.

Купаться могут все одновременно, а читать слова по выходу из воды должен каждый за себя. После купания нужно зажечь свечи на своем венке, пустить его по течению и сказать:

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Как венок в воду уйдет, так и мой оберег меня сбережет. Аминь.

Эта защита будет действовать ровно год, до следующего дня Ивана Купала. Ритуал можно и даже нужно повторять каждый год, он защитит вас и ваших близких от любого негатива.

Гадания на Ивана Купала

Гадания в ночь на Купала просты в исполнении и доступны каждому. По большей части, это гадания на любовь и будущее в личной жизни — такова специфика этого праздника. Для того чтобы узнать, будет ли в этом году свадьба, в полночь девушки рвали полевые цветы и помещали их под подушку. Наутро считали, сколько было разных видов цветов. Если двенадцать или больше — свадьба случится в этом году. Насчитали меньше двенадцати? В этом году замуж не выйдете.

Без гаданий на жениха не обходился ни один крупный праздник. Для того чтобы увидеть суженого-ряженого во сне, под подушку нужно положить подорожник с такими словами:

Трипутник-попутник, живёшь при дороге, видишь малого и старого, покажи моего суженого!

Трипутник — старинное название подорожника.

Нельзя не упомянуть и самое известное купальское гадание на венках. Этим лучше заниматься вместе с незамужними подружками. Сплетите венки, закрепите на них лучины или свечи и ночью пустите по течению реки. Чем дольше горит свеча, тем дольше будет жизнь владелицы венка. Чем дальше уплывет сам венок, тем счастливее будете. Если венок пристал к берегу или запутался в камышах — замуж в этом году не выйдете, а если уплыл далеко и скрылся из виду — под венец пойдете уже в этом году. Если он утонул, значит, вас разлюбили.

Поскольку днем стремились искупаться в бане, гадали также на вениках. После бани их бросали за спину. В какую сторону упадет веник, в той стороне и живет суженый.

Заговоры

Заговоры на Ивана Купала будут помогать вам на протяжении всего следующего года. Например, можно заговорить одоленья-траву, собранную с утра 6 июля:

Одолень-трава

Еду я во чистом поле, а во чистом поле растет одолень-трава. Одолень-трава! Не я тебя поливал, не я тебя породил: породила тебя Мать-Сыра Земля, поливали тебя девки простоволосые, бабы-самокрутки. Одолень-трава! Одолей ты злых людей: лихо бы о нас не думали, скверного не мыслили: отгони ты чародея ябедника. Одолень-трава! Одолей мне горы высокие, долы низкие, озера синие, берега крутые, леса темные, пеньки да колоды. Спрячу я тебя, одолень-трава, у ретивого сердца во всем пути и во всей дороженьке.

Заговоренную одолень-траву носят с собой и обязательно берут в дальнюю дорогу.

Заговаривают по утрам и росу, которой собираются умываться. Соберите росу на чистое полотенце и перед умыванием наговорите:

Сила царская, сила земная! Дай красы бесконечной, молодости вечной. Аминь.

Купальской росой лечат женские болезни. Для этого ее собирают на чистое полотенце и наговаривают:

Как огонь очищает и все пожирает, так бы и эта роса всю болезнь смыла и пожрала. Как не устоять летуну летучему, ползуну ползучему, скакуну скачущему перед великой бурей, так не устоять болезни-хворости перед моим крепким словом. Ключ, замок, язык. Аминь. Аминь. Аминь.

Наговоренным полотенцем, смоченным в росе, обтирают тело. Делайте это сразу же после того, как прочитаете заговор.

В росе можно смочить новую ночную сорочку, а затем прочитать на нее заговор на красоту:

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Свяжись между собой роса и красота. Ложись, красота, на мое тело, на мое лицо. Чтобы моя краса светом ярким горела, Чтобы люд честной на меня смотрел, любовался, Белизной лица восхищался, Станом тонким любовался. Выйду я павой – не быть среди баб мне равной!

На ныне, на вечно, на бесконечно.

Аминь. Аминь. Аминь.

После его прочтения сорочку нужно сразу же надеть и прилечь в ней ненадолго в кровать, а лучше — подремать хотя бы пару часов.

Во время купания в реке или озере, что полагается делать по старинным традициям на Купалу, тоже можно читать заговоры. Так, например, есть мощный заговор на счастье и удачу. Брызгайте на себя водой во время купания и говорите девять раз:

Первое дерево — Ильин, второе дерево — купорее. Третье — притворное, Господу Богу покорное. Так чтобы Счастье покорилось мне (имя). Под деревом притворным, Господу Богу покорным, сизый папоротник растет. Под тем сизым папоротником великое счастье живет. Оно растет, оно подрастает, к моему телу белу припадает. Кто Иванов заговор знает, девять раз под Иванов день читает, к тому, как эта вода, счастье и удача прилипают. Слова свои закрываю, дела свои замыкаю. Ключ, замок, язык. Аминь. Аминь. Аминь.

В старину на праздник Купала не ложились спать. Сохранилось множество заговоров, которые читались на рассвете 7 июля. Например, так можно заговорить себя на удачу:

Солнце ясное, солнце красное, на небо взойдет, мне великую удачу принесет. Я его лучи первый увидал, я теперь самым удачливым стал.

Будет у меня все получаться, будет мое счастье прибавляться.

Рассветный заговор наудачу читается семь раз.

Купальской ночью можно сварить курицу на удачу и счастье. Заверните выпотрошенную курицу в новый головной платок, опустите ее в кипяток с такими словами:

Кто съест, тот мне даст счастье, величие, силу. Аминь.

После этого оставляйте кастрюлю с курицей на плите, подходить к ней можно только для того, чтобы снять ее с огня. Пока курица не готова, не приближайтесь к плите. Как при этом приготовить курицу? Отмерьте среднее время приготовления этого блюда, позаботьтесь о том, чтобы бульон не залил конфорку. Когда курица будет готова, выключите плиту, но курицу из кастрюли не забирайте. Так пусть и стоит эта кастрюля на плите до утра.

Утром 7 июля достаньте курицу из платка, упакуйте любым удобным способом. С ней идите к церкви и отдавайте курицу нищим. Пока не отдадите курицу, вам нельзя пить и есть. Шестого и седьмого июля, а также еще три дня после праздника нельзя отдавать ничего из дома, иначе свое счастье отдадите.

Существует сильный заговор на деньги, который можно читать только в Иванов день. Соберите серебряные монеты, умойтесь с них и прочитайте заговор:

Как люди злато-серебро любят, Так пусть деньги мой кошель не забудут, Ко мне идут, липнут и пристают.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Ныне и присно и во веки веков.

Если на купальских гуляниях присутствует ваш любимый, вы можете приворожить его на костер. Смотрите на огонь и говорите так, чтобы вас никто не услышал:

Огонь жарко горит, ночь ярко осветит, тайну любви Мне поможет открыть, (имя) к себе приворожить.

Едва с ним мы за руки возьмемся, страстной любовью нальемся.

Огонь нашу любовь скрепит, наши сердца навек соединит.

Теперь вам нужно уговорить его прыгнуть через костер или затащить в хоровод так, чтобы он держал вас за руку. Есть похожий приворотный заговор, и читается он на реку:

Вода, вода! Тела и души наши омой, сердце (имя) для любви открой. Чтоб как только он в тебя окунулся, враз ко мне душой и телом обернулся.

Как мы вместе в тебя войдем, так по жизни вместе пройдем.

После прочтения нужно войти в реку вместе с человеком, которого вы любите.

Для того чтобы муж не обижал, существует действенный старинный заговор. Его читают купальской ночью, ближе к полуночи. Вам потребуется рубашка мужа. Постелите ее на порог, встаньте сверху ногами и скажите:

Слава Богу, Мир моему порогу, Вода тушит огонь, А ты, раб Божий (имя), Меня, рабу Божью (имя), не тронь! Во имя Отца и Сына И Святого Духа.

Ныне и присно И во веки веков.

Аминь.

Рубашку ваш супруг должен надеть на следующий день.

Ивана Купала — самое время для того, чтобы вдове или вдовцу отчитывать себя от тоски по умершему любимому человеку. Соберите ночью зверобой и сплетите из него венок. Бросьте его в воду реки с такими словами:

Мать быстрая река, Песчаные берега, Прими от меня зверобой,

А мою тоску-печаль успокой.

На Купалу читают еще оберег от утопления. Делают это каждый год. Можно читать этот обережный заговор для другого человека, например, матери в старину так часто заговаривали детей:

Иисус Христос шел по воде. Выше волн и над волнами. Господь всегда с нами. Возьми, Господь, Рабу Божью (имя) Под свое крыло, Под свою опеку. Проведи по волне И над волнами. Огороди щитом От водной пучины, От зряшного утопа. Слово крепко,

Вера вечна.

Аминь.

Приметы на Ивана Купала

В старину была примета, которая запрещала есть вишни до Иванова дня. Женщинам же нельзя было вообще есть ягод до этого праздника, суеверия обещали нарушительницам смерть детей в младенчестве. Вишни и другие ягоды были компонентом поминальной каши, которую готовили на Ульянин день, за два дня до Ивана Купала по старому календарю.

В ночь накануне Ивана Купала ведьмы получают большую силу. Чтобы защититься от них, на подоконник кладут свежую крапиву, собранную до заката 6 июля. Защищает от проделок нечистой силы также полынь, зверобой и другие травы. По поверьям, цветок папоротника появляется всего раз в году, да и то на несколько мгновений. Найти его сложно, но в старину это не останавливало желающих завладеть таким ценным артефактом. Разыскать такой можно было только в купальскую ночь. Если верить приметам, он давал власть над животными, нечистой силой и стихиями, умение открывать любой замок и видеть закопанные клады.

Иван-да-Марья — двуцветное растение, в которое превратились брат и сестра, между которыми вопреки запретам появилась любовная связь. Цветок символизирует связь огня и воды — стихий летнего праздника, которые «дружат» только в это время. Считается, что если нарвать таких цветов с утра 6 июля и положить их по углам дома, можно защититься от воровства. Фиолетовые цветки будут разговаривать с желтыми, а вор решит, что это хозяева между собой общаются.

Для того чтобы исполнить любое желание, нужно в купальскую ночь перелезть через забор двенадцати чужих огородов или участков. Сейчас последовать этому суеверию сложнее, чем несколько веков назад. В старину этим занимались, по большей части, парни. Зачастую таким образом «исполняли желания» целыми компаниями, что не оставалось незамеченным.

Скорая свадьба и счастливую семейную жизнь обещается девушке и парню, перепрыгнувшим через костер, не разомкнув рук. А если влюбленные искупаются вместе ночью, они никогда больше не расстанутся, ведь купальская вода соединяет судьбы людей.

В целом, Ивана Купала был основным летним праздником, посвященным огню, воде, солнцу и целебным растениям. Все созданное природой в эти дни наполняется особой энергетикой. Используя это, можно обрести здоровье, сохранить молодость, а также получить удачу и улучшить материальное положение. Традиции, приметы, заговоры и обряды, которые дошли к нам сквозь века истории от наших прабабушек, помогут вам наладить свою жизнь.

Вконтакте

Одноклассники

Facebook

Мой мир

grimuar.ru

Ночь на ивана купала


Ночь Ивана Купалы 2018: когда наступает, обряды и традиции, купания и гадания на суженого

Середина лета, и, хотя погода радует не везде, но тем не менее в свой срок наступает ночь Ивана Купалы, с которой на Руси традиционно связано много примет, обрядов, преданий и гаданий.

Когда отмечается ночь Ивана Купалы

Иван Купала — это народное имя одного из самых почитаемых в христианстве святых — Иоанна Крестителя (Предтечи), рождество которого отмечается 24 июня. Церкви, живущие по григорианскому и совпадающему с ним новоюлианскому календарям, уже отметили этот праздник, который также называют Иванов день.

Русская православная церковь и другие церкви, придерживающиеся юлианского календаря, отмечают Рождество Иоанна Предтечи 7 июля. Ну, а вечер 6 июля — это канун праздника. Так что ночь Ивана Купалы, или купальская ночь, — это ночь с 6 на 7 июля.

Почему Рождество Иоанна Крестителя связано с купанием

Пророк Иоанн Креститель был одним из предшественников (предтеча) Иисуса Христа. Иоанн крестил Иисуса в водах реки Иордан, а в переводе с греческого «креститель» означает — тот, кто купает, погружает в воду. Поэтому праздник Рождество Иоанна Крестителя, он же Иван Купала, связан с водой, купанием, омовением и очищением.

Иван Купала и летнее солнцестояние

Хотя праздник Ивана Купалы является христианским, на самом деле он гораздо древнее и связан с земледельческим календарем древних славян. В древние времена праздник приходился точно на летнее солнцестояние. Поэтому обрядовая часть праздника связана с различными летними традициями, важнейшими из которых являются купание в открытых водоемах, а также разжигание ритуальных костров.

Подробнее о связи Ивана Купалы с летним солнцестоянием и обрядах, связанных с этим праздником, читайте в материале Федерального агентства новостей.

Традиции купальской ночи

В народной традиции ночь накануне Ивана Купалы (купальская ночь) имеет очень важное значение. Это время сбора целебных трав, поиска заветного цветка папоротника, ритуальных костров и, конечно, массовых купаний.

Считается, что первое купание в открытом водоеме стоит совершить в одиночестве вечером 6 июля до захода солнца, а уж потом ночью участвовать в массовых «заплывах».

Купания в это время у славянских народов считались очень полезными и даже обязательными. Согласно народным поверьям, в ночь накануне Ивана Купалы русалки, водяные и другая водная нечисть крепко засыпают на дне водоемов и не могут побеспокоить купальщиков. Вода в это время считалась чистой и целебной, обладающей лечебными и магическими свойствами.

В ночь на Ивана Купалу девушки выбирали себе «суженого», с которым вместе прыгали через костер, купались, менялись венками, вместе искали цветок папоротника и вообще вели себя достаточно свободно. В славянской традиции незамужней девушке позволялось много вольностей, которые были недопустимы после брака.

Купаться можно было только до Ильина дня (2 августа), после чего вода, по поверью, становилась холодной, нечистой и даже опасной для здоровья.

Купальский костер

Ближе к закату накануне Ивана Купалы молодежь обычно разжигала у водоемов специальные костры-купальцы, ведь в купальскую ночь две стихии — огонь и вода — тесно дружат.

Костер — один из важнейших символов купальской ночи, связанный с очищением и обновлением. Прыжки через огонь символизируют очищение, поэтому по традиции в купальскую ночь все женщины села должны были прыгать через костер, иначе их могли счесть нечистыми и даже ведьмами и наказать.

«Женихи» и «невесты», обручившиеся в купальскую ночь, прыгали через костер вместе, взявшись за руки. Считалось, что такая совместная забава ведет к реальному браку — главное, не разомкнуть рук при прыжке.

В ночь накануне Ивана Купалы в селах были распространены довольно нескромные забавы, в том числе купания нагишом и различные не вполне приличные игры. Со времен Средневековья церковь боролась с этими традициями, жестоко наказывая ослушников. Но традиция достаточно бурно отмечать ночь накануне Ивана Купалы сохранилась до сих пор.

Гадания накануне Ивана Купалы

Все гадания в это время так или иначе связаны с водой. На Руси в купальскую ночь в основном гадали девушки, загадывая на суженого или на будущую жизнь.

Для гадания традиционно использовали венки, которые девушки как бы невзначай роняли с головы в воду. Уплыл венок — скоро жених посватается; закружился на месте или расплелся — пока замужество не светит; утонул — быть беде: либо кто-то умрет, либо жених бросит.

Можно было бросить в воду камушек или монетку и считать круги на воде: четное — все будет хорошо, нечетное — удачи не видать.

Считалось, что девушка или пара, которая найдет ночью цветок папоротника, будет счастливой и богатой. Беда только, что папоротник не цветет, так что это гадание носило скорее ритуальный характер.

Кроме того, в ночь накануне Ивана Купалы в ходу были обычные девичьи гадания, традиционные для других гадательных периодов — перед Рождеством, Крещением или Троицей.

Автор: Ольга Василенко

riafan.ru

Любопытное и полезное для дам и барышень

Раз в году — в ночь с 6 на 7 июля, в ночь на Ивана Купала, ты можешь стать дикаркой, которая поклоняется огню и собирает целебные травы, или русалкой, одной из тех, что обладают неземной дивной красотой, волшебно-белой кожей, длинными волосами и заманивают путников прекрасными песнями. Попробуй! Ведь в эту ночь дозволено все. И даже больше…

Не спать! По народному календарю Купала - древнейший праздник солнца и зрелости лета. Купальские праздники совершались во времена язычества в честь Бога Солнца - Даждьбога. Наши предки верили, что Даждьбог покровительствует свадьбам, встречает жениха на рассвете в день бракосочетания, замыкает зиму и отмыкает лето. Непосредственно перед этим днем отмечали праздник, посвященный Яриле - символу плодородия и мужской сексуальной мощи.

Иван Купала - народное прозвище Иоанна Крестителя, рождение которого празднуется 7 июля. По преданию, Иоанн стал ближайшим предвестником Иисуса Христа. В зрелом возрасте он удалился в Иудейскую пустыню и знаком покаяния и духовного обновления избрал крещение - омовение в воде. Сам Христос принял крещение от Иоанна. С этой легендой церковь соединила земледельческие народные обряды, призванные обеспечить урожай, здоровье и благополучие. В песнях, которые распевались в деревнях, Купала назывался любовным, чистоплотным и веселым.

День накануне праздника, 6 июля, носит еще и название святой Аграфены Купальницы. На Аграфену обязательно мылись и парились в банях. В этот день по всему Северу России крестьяне заготавливали банные веники на целый год. Аграфена Купальница, идущий за ней Иван Купала и еще через несколько дней «Петры-Павлы» (12 июля) сливались в один большой праздник, наполненный для древнерусского человека огромным смыслом и потому включающий множество обрядовых действий, песен, приговоров, примет, гаданий, легенд и поверий.

В ночь на Ивана Купала веселье, любовь и наслаждение сливаются воедино, и праздник по праву считается самым веселым и сексуальным в году. В наше время из народного праздник стал fun-мероприятием, символом сближения с природой. Купальская ночь - самая короткая в году, и этой ночью никто не должен спать.

Не спят, кстати, в эту ночь не только на Руси. В Литве этот праздник называют Ладо, в Латвии - Лиго, в Польше - Соботки, в Беларуси и на Украине - Купало или Купайло. От Карпат до севера России все празднуют мистический, загадочный, но в то же время разгульный и веселый праздник Ивана Купалы.

Праздник Купала – как это было! К празднику готовились загодя. С утра девушки собирали травы и цветы, плели венки и припасали травы-обереги (полынь, зверобой, крапиву) для всех участников праздника. Парни срубали березку и устанавливали на месте про-ведения гуляний (обычно на берегу реки или озера). Девушки украшали дерево цветами и цветными лоскутами. Дерево это называли «Купала». Под него прилаживали изображение Ярилы - куклу в половину человеческого роста, которую вязали из соломы или лепили из глины. Ярилу облачали в одежду, украшали венком, цветами и лентами, приделывали ему деревянный, окрашенный в красный цвет, внушительных размеров символ мужского достоинства и плодородия. Перед Ярилой на блюде располагались яства.

Юноши заготавливали дрова и складывали неподалеку от деревца два костра. Один, большой («Купалец»), в середине его - высокий шест, на вершине которого деревянное просмоленное колесо или пук соломы - символ солнца. Возле этого костра было самое веселье. Другой костер, сложенный в виде колодца, поменьше. Это - погребальный костер (крада), для сожжения лика Ярилы. Огонь для костров добывали только трением дерева о дерево. Венки, крапива для купания и травы-обереги волхвы освящали водой и огнем.

Праздник начинался около четырех часов дня. Все выстраивались вокруг березки. По рядам пускали братину с хмельным напитком и славили Ярилу. Вокруг деревца заводили хоровод, на-игрывали в гудки, трещотки и бубны, запевали песни проводов Ярилы. Затем кто-либо из пляшущих ненароком задевал чучело Ярилы и оно падало (Ярила умер). Чучело сжигали на погребальном костре или бросали в реку.

Так проводив весну, встречали лето. Все выстраивались полукругом вокруг березки. Волхв славил Купалу. Потом, взяв у каждого дань (хлеб, блины, пироги, зерно, печенья), освящал еду и проходил вдоль ряда с большим караваем. Каждый касался хлеба правой рукой, загадывая желание.

Девушки водили хоровод вокруг березки. Парни совершали набеги на хоровод, стараясь выхватить березку, и бежали с ней к реке, где волхвы отламывали от березки кусочки и раздавали. Потом их бросали в воду. Эти кусочки считались плодородными. В воду же кидали цветы, крапиву (оберег от русалок) и, обнажившись, купались. В сумерках собирались к костру - Купальцу. Тут начиналось настоящее гулянье: Творится веселье, загадывают загадки, ходят ряжеными, устраивают игрища. Парни бои на потеху показывают. Девушки суженых приглядывают.

Когда костер прогорит, начинается выбор суженых. Девушка хлопает парня по плечу и убегает, а тот бежит ее догонять. Поймав, ведет к костру, через который они прыгают, держась за куклу на палке. Если при прыжке руки не разойдутся, то пара составилась.

Подле костра устраивали пир с кашей, яйцами, салом, блинами и пивом. Пели песни, рассказывали былины и небылицы. В темноте зажигали деревянное колесо и катили его до воды. Там влюбленные обменивались венками, каждый клал венок на плотик из веток и соломы и пускал по воде. «На берегу зажигают огонь, пары, разойдясь и обнажившись, купаются в ночной реке, а после творят любовь. Не нашедшие пары собираются при костре-Купальце. Волхвы с ночи до зари собирают целебную купальскую росу, срезают волшебные травы. Смельчаки ищут в ночи цветы папоротника. На рассвете праздник заканчивается. »

Пусти венок по реке Иван Купала принадлежал к числу самых почитаемых, самых веселых, самых разгульных праздников в году, в нем принимало участие все население. Традиция требовала активного участия каждого во всех обрядах, действах, особого поведения, обязательного выполнения и соблюдения ряда правил, запретов, обычаев. И неслучайно, по преданию, в Купальскую, самую короткую ночь, нельзя спать, потому что оживает и становится активной всякая нечисть: ведьмы, оборотни, упыри, водяные, русалки…

Ведьмы собираются на Лысой горе и празднуют там свою ночь. Колдуны отбирают у коров молоко, портят хлеба, леший пугает вошедших в лес, заводит их в чащобу, слепая змея медянка получает зрение на целые сутки и потому в это время делается очень опасной: бросаясь на человека, как стрела, может пробить его насквозь. Можно проводить гадания на Ивана Купалу

Купание в ночь на Купалу небезопасно, так как в Иванов день считается именинником сам водяной, который терпеть не может, когда в его царство лезут люди, и мстит им тем, что топит всякого неосторожного. Поэтому пьяных в реку не пускают. В Купальскую ночь особой силой обладают и русалки - они могут утащить на дно реки кого угодно. Чтобы задобрить речных дев, самые красивые девушки плетут из полевых цветов венки и пускают их по воде. По преданию, русалки, приняв человеческий облик, выходят на берег полюбоваться издали купальскими огнями и, встретив в лесу пригожего парня, могут заворожить его. Чары перестают действовать, когда проходит Иванов день.

Автор - Борис Тарасов

Статьи на эту тему:

ЛЮБОПЫТНОЕ В МАГАЗИНЕ ПОДАРКОВ:

www.info-arch.ru

ВЕДЬМА: НОЧЬ ИВАНА КУПАЛЫ

24. Иванов день.— Купало.— Обряды

 Народное празднество, отправляемое на Руси в Ивановскую ночь, известно во всем славянском мире. Отличительные обряды этого празднества составляют: зажженные костры, песни, игры, перепрыгивание чрез огонь и крапивные кусты, купанье ночью в росе, а днем в реках, пляски вокруг дерева марины и погружение его в воду, зарывание трав, поверье о полете ведьм на Лысую гору.

 Купало и Купальские огни известны более в Великой России, Малоруссии и Белоруссии. Новейшие мифографы включили Купало в число славянских божеств; но его не было ни в Киеве, ни в других славянских землях. Об нем не говорят ни Нестор, ни другие писатели; это слово известно в наших письменных памятниках с XVII столетия.

 Русское Ивановское празднество известно у чехов, сербов, моравов, карпато-россов, болгар и поляков. Там Ивановская ночь известна под именем Соботок. Самое величественное торжество этого дня совершается славянами в Силезии и чехами. Там ивановские огни горят на Карпатских горах, Судетах и Крконошах на пространстве нескольких сот верст. Гулевой народ опоясывается перевязями из цветов, на головы надевают венки из трав, составляют хороводы, поют песни, старики добывают из дерев живой огонь. После перепрыгивания чрез костры огней купаются в росе. Поляки, по описанию Кохановского, отправляли этот день в черном лесу в Сендомирском воеводстве. В песне купальской они поют там, что это празднество передали им матери:

Takto matki nam podaly,

Same takze z drugich mialy

Ze na dzien Swietego Jana

Zawzdy Sobotka palana.

Так-то матери нам передали

Сами также у других переняли,

Чтобы на день святого Яна

Всегда была Соботка опалена (польск.).

Голембовский говорит, что польские поселяне, опоясанные чернобыльником, целую ночь прыгают около огней. Ивановские празднества в Кракове отправлялись на Кремионках, в Варшаве на берегу Вислы и на острове Саксонском. Огиер, путешествовавший по Польше  в   1635 г.,  говорит,  что  огни изжигались на площадях, около лесов и в разных окрестностях, в дома сносились цветы, травы. Ивановский огонь назывался тогда у них: kresz. Польский писатель Мартин свидетельствует об участии поляков XVI века в этом торжестве: «С вечера Иванова дня женщины зажигали огни, плясали кругом их, пели песни, воздавая честь и мольбы демону. Сего языческого обычая доселе не оставляют в Польше, приносят жертвы из травы чернобыльника, зажигают костры огнем, полученным чрез трение дерево об дерево». Сербы думают, что Иван дан столь велик, что для него солнце на небе трижды останавливается. У Вука Стефановича находим сербские Ивановские песни: «Иваньско цведье, Петров-ско» и проч. Литовцо-руссы называют Ивановское празднество — праздником росы. С вечера, под Ивановскую ночь они собираются на избранном месте, на поляне ставят шалаши, разводят огни, поют песни, пляшут с факелами и перескакивают чрез огонь. Рано утром отправляются в лес — на росу. Утренние сборы называются у них стадом, а пляска коркодоном. Утром сбирались травы для врачевания и чарования. Литовцо-руссы верят и в папоротников цвет.  

 В письменных памятниках великорусские ивановские обряды известны не ранее XVI века. О псковских обрядах говорит игумен Памфил в своем послании к псковскому наместнику: «Егда приходит великий праздник день Рождества Предтечева, исходят огньницы, мужие и жены чаровицы по лугам, и по болотам, и в пустыни, и в дубровы, ищущи смертные отравы и приветрочрева, от травного зелия на пагубу человеком и скотом; тут же и дивии корения копают на потворепие мужем своим. Сия вся творят действом диаволим в день Предтечев с приговоры сатанинскими. Егда бо нриидет самый праздник Рождество Предтечево, тогда во святую ту нощь мало не весь град возмятется, и в селех возбесятся в бубны, и в сопели, и гудением струнным и всякими неподобными играми сатанинскими, плесканием и плясанием, женам же и девкам и главами киванием и устнами их неприязнен кличь, вся скверные бесовские песни, и хребтом их вихляния и йогам их скакание и топтание; что же бысть во градех и и селех».

 На Стоглавом соборе говорили: «Против праздника Рождества великого Иоанна Предтечи, и в ночи на самый праздник, и в весь день и до нощи, мужи и жены и дети в домех и по улицам ходя и по водам глумы творят всякими играми, и всякими скомраше-ствы, и песни сатанинскими и плясками, гусльми и иными  многими  виды  и  скаредными  образовании.  И егда нощь мимо ходит, тогда отходят к роще с великим кричанием, аки бесы омываются росою».  

В указе 1721 года, 17 апреля сказано: «К тому ж будто бы воспоминают   мерзких   идолов,   в   них   же   был   некий   идол Купало, ему же на Велик день приносили жертву оным купанием; о чем пространно зрится в Летописце Киевском».  О  малорусских обрядах Ивановской ночи Ги-зель  в своем Синопсисе писал по-своему: «Пятый идол Купало, его же бога плодов земных быти мняху, и ему прелестию     бесовскою    омрачении    благодарения    и жертвы в начале жнив приношаху.  Того же Купало бога,   истинны   беса,   и   доселе   по   некиим   странам российским еще память держится; наипаче же в навечерии   Рождества   св. Иоанна   Крестителя,   собравшеся ввечеру   юноши   мужеска,   девическа  и  женска  пола соплетают себе венцы от зелия некоего и возлагают на главу   и   опоясуются   ими.   Еще   на   том   бесовском игралище кладут и огнь, и окрест его емшеся за руце нечестиво   ходят  и  скачут  и  песни  поют,  скверного Купала  часто  повторяюще  и  чрез  огнь прескачуще, самих себя тому же бесу Купале в жертву приносят».

 В Потребнике 1639 года находим: «Нецыи пожар запалив, предскакаху  по  древнему  некоему  обычаю». 

 Таковы известия, сохранившиеся в наших письменных памятниках. Перейдем теперь к описанию народного празднества, отправляемого в разных местах. Следы обрядов Ивановского празднества, сохранившегося в новгородских окрестностях, суть следующая:

 В старой Ладоге Ивановские огни совершаются на горе Победище, при впадении речки в Волхов. Там сей огонь, добытый при трении из дерева, известен под именем: живого, лесного, царя огня, лекарственного. Тихвинцы купаются в озере, находящемся близ Антониева Дымского монастыря.

 После купают там и лошадей хворых. В окрестностях Петербурга, по рижской дороге бывали в XVIII веке ивановские огни, где участвовали вместе с русскими и ижорцы. Последние это игрище называли: кокуем. В Лужском уезде, по реке Луге, Ивановское празднество известно более под именем Соботок. Вероятно, что это название занесено из Литвы.

 В Парголове ростовские переселенцы справляют ивановские огни со всеми обрядами. Зажженные костры, игры, песни и купанье там одинаковы со всеми другими обычаями, встречаемыми в московских окрестностях.  

 В московских окрестностях ивановские огни зажигались на горах, полях и по берегам рек. Чрез эти огни перескакивали мужчины и женщины, перегоняли скот. Игры и песни продолжаются до утренней зари.. Заметим важное обстоятельство: великоруссы не поют песен с именем Купало, как это находим у малоруссов. Москвитяне Иванов день празднуют на трех горах. В 'Гуле это празднество отправлялось близ Щегловской часеки. Вечером 23 июня крестьяне выходят в поле в чистых белых рубашках, составляют костры из хворосту; другие приносят с собою дегтярные баклаги. Старики садятся в кружок и начинают чрез трение добывать огонь из двух старых, сухих дерев. Кругом их все стоят в глубоком молчании. Едва показался огонь, все ожило, запело и завеселилось. Зажигаются костры и баклаги. Молодые поют и пляшут, старики сидят в кружках, беседуют о старине и от радости попивают винцо. Часто случалось видеть, как над этим костром старушки-матери сжигали сорочки, взятые с больных детей, с полною уверенностью, что от сего обряда прекратятся болезни. Наш народ думает, что перескакивание чрез огонь избавляет от очарования. В купаньи утренней росою они полагают очищение тела и избавление от болезней. Других поверий мне не случилось слышать.

 Напрасно я доискивался проверить на месте остроумные замечания наших изыскательных археологов, которые в празднествах Купалы и Купальницы отыскивают мифы физические и астрологические, видят в них почитание солнца и луны, находят благоговение к стихиям природы — огню и воде. Наш народ этого не знает и не понимает. Может быть, или самое время истребило эти понятия в народе, или гг. археологи слишком умствуют в идеях водопоклонения и травоволхвования. По крайней мере, остается одно верным, что в этих идеях не участвует великорусский народ.  

 В малорусских селениях ивановские огни соединяются с особенными обрядами, которых нет у великорусского народа. Здесь видим: крапивный куст, куклу, пирование около дерева марины; здесь слышим песни с именем Купало. В Харьковской губернии поселяне собираются в назначенное место и перепрыгивают чрез крапивный куст. В старину перепрыгивание бывало чрез зажженную солому с песнями купальскими. Другие срубают дерево марину, украшают его венком из цветов и относят его в отдаленное место. Здесь под деревом сажали куклу, изукрашенную разными уборами. Подле дерева ставили стол с горилкою и закусками. Молодые, схватясь руками, ходили вокруг дерева и пели песни.  

 По окончании игр снимали дерево с песнями и относили к реке. Во время сего поезда пьют горилку и едят закуски. С приходом к реке начинали все   купаться.   Дерево   марину  потопляли   в  реке.   В других местах куклу делали не более трех четвертей аршина, украшали цветочным венком и с ней перепрыгивали чрез  огонь. Иные делали куклу из соломы в рост  человека,  одевали  в женскую  рубашку,  голову убирали лентами и намистами. Кукла с именем Купала ставилась подле дерева марины, черноклена. Женщины одевались  в   праздничное   платье,   венки  для   головы сплетались   из   цветов   и   перевивались   кануфером   и другими душистыми травами. Венками закрывали лица до  половины.  В  некоторых местах,  когда приносили дерево и куклу к реке, то прежде снимали с себя венки, которые или прямо бросали в воду, или надевали на куклу. Другие тайно уносили с собой венки и вешали их в   сенях,   для   предохранения   от   бед   и  напастей.   В селениях Подольской и Волынской губерний поселяне, приходя в назначенное место, приносили с собой ветвь вербы, убранной цветами. Эта верба, называемая у них Купайло, утверждалась в землю, вокруг ее ходили и пели купальские песни.  После песен девицы становились  подле  вербы,  а  мужчины  отходили в сторону. Потом вдруг мужчины нападали на девиц, похищали вербу и обрывали ее в клочки.

 Зарывание трав на Иванов день производится великоруссами и малоруссами. Поверье о цвете папоротника,  или кочедыжника, цветущего огненным цветом в Ивановскую   ночь,   есть   общее   в   народе.   Знахарки отыскивают разрыв-траву, терлич и архилин. О последней  говорят,  что  «она растет при большой реке, срывать   ее   должно   чрез   золотую   или   серебряную гривну, а кто носит на себе, и тот не будет бояться ни дьявола, ни еретика, ни злого человека». Народ собирает свои травы: купаленку, медвежье ушко, богатеньку. Эту последнюю траву поселяне Новгородской губернии вешают на стену на имя каждого человека. Чей цвет завянет,   тот  или  умрет,  или  заболеет  на  этот  год. Тихвинцы и ладожане в истопленную баню приносят веники   с   травою   Иван-да-Марья  и  парятся   ими   на здоровье. В муравьиных кочках отыскивают целебное масло. В садах, под корнем чернобыльника, отыскивают   земляной   уголь,   исцеляющий   черную   немочь  и падучую   болезнь.  

 В   Малоруссии   сбирают:   голубые сокирки, красные пахучие васильки, пунцовые черевички, панский мак, желтый зверобой, ноготки, разноцвет, мяту, канупер, колокольчики, полынь. Из этих трав  свивают  купальский венок, а полынь носят под мышками, в предохранение от обаяния нечистой силы.

 И Белоруссии есть народное предание о мужике, которому цвет папоротника попал в лапоть. Этот счастливец знал, где закопаны были клады, где лежали деньги; но он его как-то под хмельком потерял, а с ним исчезло и все знание о кладах.

 Народное предание о полете ведьм на Лысую гору известно по всей Руси. Народ твердо уверен, что они в Ивановскую ночь летают на эту гору на помелах. Малоруссы знают, что они слетаются на Чертово Беремище под Киевом. У поляков эта Лысая гора известна под Сендомиром. Белоруссы говорят, что сборище ведьм бывает на горе Шатрии, где могила Альциса и где угощает их чародейка Яусперита. Подробности о ведьмах будут изложены в демонологии. Белоруссы из предосторожности запирают в Ивановскую ночь лошадей, боясь, чтобы на них не поехали ведьмы на Лысую гору. Малоруссы для защиты от ведьм вешают на окнах и порогах дверей жгучую крапиву. Великоруссы думают, что с этой ночи появляются светляки — ивановские червячки. Дети, кладя их на ладонь, говорят: «Иванушка, Иванушка! полетай за Волгу, там тепленько, а здесь холодненько». Наши огородники по обильной ивановской росе угадывают о большом урожае огурцов.


Смотрите также