Мария магдалина кто она


Равноапостольная Мари́я Магдалина, мироносица

Кондак 1

Уготованная Господом к равноапостольному служению, святая Марие Магдалино, возлюбленному ти Христу последовала еси: темже песньми с любовию восхваляем тя; ты же, яко имущая дерзновение велие ко Господу, от всяких нас бед молитвами твоими избави, да с радостию выну зовем ти:

Радуйся, святая равноапостольная Марие Магдалино, паче всех благ Сладчайшаго Господа Иисуса возлюбившая.

Икос 1

Ангелов Творец и Господь сил, предуведевый благое произволение твое, святая мироносице, от града Магдалы избра тя, свободив от диавольския сети; ты же по сих верная служительница Господеви явилася еси, ревнующи о прославлении Его житием и служением. Мы же, чудящеся таковому о тебе Божию смотрению, в умилении сердец зовем ти:

Радуйся, от Сына Божия из тьмы диавольския в чудный свет Его призванная; радуйся, Того благодатию телом и духом до конца чиста пребывшая.

Радуйся, с чистотою сердца и нищету духовную до конца сохранившая; радуйся, первее всех воскресшаго Христа узрети сподобившаяся.

Радуйся, силу вражию добре победившая; радуйся, крепкою верою и теплою любовию ко Христу Богу просиявшая.

Радуйся, всем сердцем Спаса Христа возлюбившая; радуйся, верно Тому даже до смерти послужившая.

Радуйся, душею твоею благодатно обновившаяся; радуйся, проповедь Евангелия в сокровище сердца своего вместившая.

Радуйся, проповедь воскресения апостолом возвестившая; радуйся, ангельскою беседою почтенная.

Радуйся, святая равноапостольная Марие Магдалино, паче всех благ Сладчайшаго Господа Иисуса возлюбившая.

Кондак 2

Видящи святая Мария себе от седьми лютых бесов избавлену, всем сердцем победителю ада Христу Богу прилепися, вся люди научающи не усты токмо, но и всем житием Богу служити, вопиющи Тому: Аллилуиа.

Икос 2

Разум человеческий недоумевает, помышляя, из каковыя беды на высоту ангелоподобнаго жития благодатию Христовою возшла еси, достохвальная Марие Магдалино. Темже и мы, добрую тя предстательницу имуще, молимся тебе тепле: избави и нас от бездны греховныя, да любовию вопием ти таковая:

Радуйся, лютаго демонскаго рабства избегшая; радуйся, лесть лукавых бесов яве обличившая.

Радуйся, в напасти вражией ко Христу Богу прибегати всех научившая; радуйся, никомуже отчаяватися в велицей греховней скорби побуждающая.

Радуйся, ко святости всем грешником путь показавшая; радуйся, всемощную силу благодати Христовы познавшая.

Радуйся, достойнаго Богу благодарения добрая наставнице; радуйся, истиннаго богохваления верная учительнице.

Радуйся, в житии твоем правый путь земнаго течения нам показавшая; радуйся, всем грешником пред Богом благая заступнице.

Радуйся, душ наших от лести сатанинския защитнице; радуйся, во всякой скорби теплая ко Христу наша ходатаице.

Радуйся, святая равноапостольная Марие Магдалино, паче всех благ Сладчайшаго Господа Иисуса возлюбившая.

Кондак 3

Силою Божественныя благодати, купно же и своим благим произволением безпечально оставила еси дом отца твоего, якоже древле Авраам, и радостно последовала еси Христу Богу; темже молим тя, ученице Христова, славная Марие, молитвами твоими и наша сердца просвети любовию к Богу, да и ныне и присно взываем Тому: Аллилуиа.

Икос 3

Имущи богодарованную ти премудрости силу, мужески отвергла еси, Марие Магдалино, сего мира красная, и яко ученица добрая, премногим милосердием обнищавшему за ны Слову истинно послужила еси. Сего ради и мы со умилением вопием ти:

Радуйся, добрая Христова ученице; радуйся, истинныя любве к Богу наставнице.

Радуйся, суету мира сего добре познавшая; радуйся, мужески его радости отвергшая.

Радуйся, красная мира ни во чтоже вменившая; радуйся, чину иноческому добрый путь жития предпоказавшая.

Радуйся, всех ко Христу Богу путеводствующая; радуйся, для дел милосердия из дому земнаго изшедшая.

Радуйся, Христово милосердие зде и на Небеси обретшая; радуйся, яко тем блаженства вечнаго достигшая.

Радуйся, мудрая агнице, от злых волков к доброму пастырю Христу прибегшая; радуйся, во двор словесных овец Его вшедшая.

Радуйся, святая равноапостольная Марие Магдалино, паче всех благ Сладчайшаго Господа Иисуса возлюбившая.

Кондак 4

Буря бесовския ярости превеликою силою устремися на храм души твоея, святая Марие, но того поколебати до конца не возможе: обрела бо еси спасение на твердем веры Христовы камени, на немже ты, мудрая жено, недвижимо стоящи, учиши всех всеблагому Богу воспевати песнь: Аллилуиа.

Икос 4

Слышаще, богомудрая Марие, яко в последовании Христу обрела еси истинное веселие сердца, правду, мир и радость о Дусе Святе, тщимся и мы явитися в лице причастник сего Царства Божия. Тебе же, яко причастнице того сущей и путь нам к нему показавшей, рцем вси таковая:

Радуйся, небесную Иисусову сладость возлюбившая; радуйся, жизнь истинную во Христе обретшая.

Радуйся, тояжде образ и нам верно показавшая; радуйся, в радости небесней ныне присно живущая.

Радуйся, райския снеди выну вкушающая; радуйся, огнь любве к Богу в сердце твоем возжегшая.

Радуйся, Христом Богом, яко раба Ему верная, возлюбленная; радуйся, прилежная о нас к Богу молитвеннице.

Радуйся, в бедах наших помощнице; радуйся, наша благая и кроткая учительнице.

Радуйся, Духа Святаго пречестное жилище.

Радуйся, святая равноапостольная Марие Магдалино, паче всех благ Сладчайшаго Господа Иисуса возлюбившая.

Кондак 5

Боготечная звезда, спутствующи Христу, славная Марие, посреде мироносиц явилася еси. С ними же ныне выну предстоящи Святей Троице, и нас молитвами твоими к священному тех лику совокупи, путь темный жития нашего светом твоим озаряющи, да радостно возопием Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видящи, святая Марие, Христа Бога на кресте висяща, дивное мужество показала еси: мнози бо от ученик Учителя своего оставиша; ты же, непрестанными божественными ученьми Того душу и мысль разжегши, немощь естества женскаго превозмогла еси и тако причастилася еси спасительней Христовой страсти. Сего ради мы, сицевое твое доблественное мужество зряще, вопием ти:

Радуйся, мудрых жен красото и удобрение; радуйся, христиан всех доброе радование.

Радуйся, Христу Богу, на кресте висящу, сострадавшая; радуйся, непоколебимей любви к Тому нам путь показавшая.

Радуйся, сицевою любовию в предстательстве о нас к Богу дерзновение велие обретшая; радуйся, женам доброто и похваление.

Радуйся, христианом крепкое прибежище; радуйся, паче сильных мужей крепчайшая.

Радуйся, мудрецов мира сего мудрейшая; радуйся, яко тебе тайная премудрости Своея Бог явил есть.

Радуйся, яко тебе истинному богословию Сам Бог Слово научил есть; радуйся, Христа Бога паче жизни своея возлюбившая.

Радуйся, святая равноапостольная Марие Магдалино, паче всех благ Сладчайшаго Господа Иисуса возлюбившая.

Кондак 6

Благодатию Твоею немощная врачуеши и некрепкия сосуды тверды соделоваеши, Христе Царю. Мироносицы бо жены у Креста Твоего мужески предстоят и благодать крестную всем небоязненно возвещают; лицы же мудрых жен, ликам ангельским уподобитися тщащеся, бодренно выну взывают Троице Святей: Аллилуиа.

Икос 6

Взыскующи озаритися светом истиннаго богоразумия, егда Бога на Кресте висяща видела еси, глаголала еси слезящи, дивная Марие: како Жизнь смерть вольную ныне приемлет? Мы же, славное просвещение твое благодатию Святаго Духа ведуще, вопием ти сицевая:

Радуйся, Христа распята от глубины души оплакавшая; радуйся, веселие вечное в селениих небесных обретшая.

Радуйся, нам образ добраго плача показавшая; радуйся, яко ты еси наше непрестанное радование.

Радуйся, всех скорбящих утешение неложное; радуйся, яко Христу, Его ради, на земли спострадала еси.

Радуйся, яко с Ним о Нем на Небеси прославляешися; радуйся, всех врагов наших крепкая победительнице.

Радуйся, во всех скорбех наших скорая помощнице; радуйся, яко всем христианом воспоминание твое пресладко.

Радуйся, яко всей Церкви Христовой имя твое пречестно; радуйся, истинная лозо винограда Христова.

Радуйся, святая равноапостольная Марие Магдалино, паче всех благ Сладчайшаго Господа Иисуса возлюбившая.

Кондак 7

Хотящи уразумети Креста всепобедительную силу, до конца Христовой страсти предстояла еси у креста Спасова со иными женами, преславная Марие. Матери же Господни болезненно состраждущи, тако недоуменно вопияла еси: что сие есть странное чудо? Содержай всю тварь пострадати изволи. Мы же на Живоносный Крест волею Вознесшемуся любовию вопием: Аллилуиа.

Икос 7

Дивная жена явилася еси, блаженная Марие, любовию твоею ко Христу Богу: тую бо горестными изъявляя рыданьми, ко снятому со Креста припадающи, слезами пречистыя язвы Его омыла еси. Еще же благообразному Иосифу и правдолюбивому Никодиму последующи, ко гробу Спасову со иными святыми женами текла еси, ово плачущи, ово плачущу неутешно Матерь Его Пренепорочную, Ей же душу лютое оружие пройде, утешающи. Мы же, таковую твою доблесть ведуще, смиренно взываем ти:

Радуйся, пречистыя язвы Христовы слезами омывшая; радуйся, Матери Того Пренепорочней яве сострадавшая.

Радуйся, Христа даже до гроба не оставившая; радуйся, во гроб полагавшуюся Жизнь недоуменно зревшая.

Радуйся, слезам покаяния наша добрая учительнице; радуйся, теми слезами греховныя скверны омывати нас наставляющая.

Радуйся, теми же сердце наше окамененное умягчати побуждающая; радуйся, образ истинной мудрости нам показавшая.

Радуйся, памятовати выну страсти Христовы нас научающая; радуйся, славная Марие, купно с Пренепорочною Девою Мариею, наша верная ходатаице.

Радуйся, добрая слуго Христова; радуйся, Господеви, а не человеком угождавшая.

Радуйся, святая равноапостольная Марие Магдалино, паче всех благ Сладчайшаго Господа Иисуса возлюбившая.

Кондак 8

Странно, богомудрая Марие, явися тебе погребение всем жизнь подающаго Жизнодавца: Того любовию уязвляема, еще сущей тьме, ко гробу Его принесла еси миро и слезныя пролила еси ароматы. Темже и пребываеши ныне во благовонных рая селениих, со ангельскими лики взывающи выну Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Весь сладость, весь радость, весь жизнь тебе бысть Иисус, святая Марие, Того ради, видевши камень взят от гроба, Сего же не обретши, рыдающи текла еси к живому веры камени Симону и другому, егоже любляше Иисус, ученику, болезненно глаголющи има: взяша Господа от гроба и не вем, где положиша Его. Ныне же ты, свободившися от скорби тоя, со Христом вечно радуешися на Небеси. Мы же на земли в таковую радость молитвами твоими внити чающе, со умилением вопием ти тако:

Радуйся, сиянием любве твоея ко Христу тьму ночную победившая; радуйся, нощному бдению в молитве нас научившая.

Радуйся, светом вечным на Небеси осиянная; радуйся, нищетою духовною Царство Небесное купившая.

Радуйся, яко по скорби о страстех Христовых обрела еси обильное утешение; радуйся, жено кроткая, наследнице земли Небеснаго рая.

Радуйся, алкавшая и жаждавшая правды Христовы, яко ты ныне насыщаешися трапезы Небесныя; радуйся, милостивая, милость Владыки обретшая и о нашем помиловании Того усердно просящая.

Радуйся, ты бо ныне, яко чистая сердцем, Бога лицем к лицу зриши; радуйся, яко сподобилася еси первее всех видети воскресение Христа, Вечнаго Мира.

Радуйся, изгнанная правды ради Христовы, яко твое есть Царство Божие; радуйся, приобретшая вечное веселие и мзду многу на Небесех.

Радуйся, святая равноапостольная Марие Магдалино, паче всех благ Сладчайшаго Господа Иисуса возлюбившая.

Кондак 9

Всяк чин ангельский удивися великой тайне славнаго воскресения Твоего, Христе Царю; ад же притрепетен бысть, видев, яко снизшел еси в преисподняя земли и сокрушил еси вереи вечныя, содержащия связанныя, Христе. Мы же радости жен мироносиц сорадующеся, с веселием вопием: Аллилуиа.

Икос 9

Витий многовещанных языки не довлеют достойно изрещи великую скорбь твою, славная Марие, егда стояла еси вне гроба плачущи. Кто бо возможет рещи болезнь души твоея, егда не обрела еси во гробе паче жизни своея возлюбленнаго ти Господа? Прискорбное сердце твое не возможе внимати утешению Ангелов светлых. Сицевую скорбь твою со умилением воспоминающе, воспеваем ти таковая:

Радуйся, видети Христа Иисуса в пещеру приникшая; радуйся, ныне Того на Престоле Славы седяща зрящая.

Радуйся, светлых небожителей еще сущи на земли узревшая; радуйся, от тех глас радости воскресения Христова приимшая.

Радуйся, яко ты с ними ныне присно радуешися; радуйся, любовию миро Христу принесшая.

Радуйся, во благоухающую мира Христова воню сладце притекшая; радуйся, отвергшая радостей мира греховнаго горечь.

Радуйся, возлюбившая небесную Иисусову сладость; радуйся, добрая леторасле сада Иисусова.

Радуйся, благоплодная лозо вертограда Божия; радуйся, преукрашенный храм Духа Всесвятаго явльшаяся.

Радуйся, святая равноапостольная Марие Магдалино, паче всех благ Сладчайшаго Господа Иисуса возлюбившая.

Кондак 10

Спасти хотя мир, аще и во гроб снизшел еси безсмертне, но адову разрушил еси силу и воскресл еси, яко победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся. С ними же и мы ныне песнь радости приносим Ти: Аллилуиа.

Икос 10

Стены каменныя твердое бысть любовь твоя к возлюбльшему тя Христу, мироносице славная Магдалино Марие. Темже едина видела еси прежде инех Живота нашего из гроба возставша. Вертоградаря же Того непщевала еси быти и вопияла еси Тому, забывши естества немощь: «Аще ты еси взял Его, повеждь ми, где еси положил Его, и аз возьму Его». Но сладостный Того глас показа ти Учителя, нас же глашати научи тебе сице:

Радуйся, истиннаго Вертоградаря воскресша первее инех узревшая; радуйся, в вертограде Небеснем водворившаяся.

Радуйся, гроздием Божия благодати ныне выну питающаяся; радуйся, вином райских радостей веселящаяся.

Радуйся, яко твоя любовь к Богу естество победила есть; радуйся, яко тая и нас ревности Божией научила есть.

Радуйся, из уст Христовых вещание воскресения первее приемшая; радуйся, апостолом глаголы радости первее возвестившая.

Радуйся, вечную радость на Небеси обретшая; радуйся, яко ты и нас к той радости тобою зовеши.

Радуйся, яко о сем о нас к Богу выну ходатайствуеши; радуйся, яко Тому молитвы о нас тепле приносиши.

Радуйся, святая равноапостольная Марие Магдалино, паче всех благ Сладчайшаго Господа Иисуса возлюбившая.

Кондак 11

Ни едино же слово довлеет воспети по достоянию божественную радость воскресения Христова, юже со иными женами, славная Марие, апостолом возвести в сей нареченный и святый день, праздников праздник и торжество из торжеств. Темже, пред величием неизреченных щедрот Твоих, Христе Царю, на нас бывших, преклоняющеся, со смирением и любовию зовем Ти: Аллилуиа.

Икос 11

Светозарная звезда греховному миру явилася еси, Магдалино Марие, егда по славнем Спасове вознесении, грады и веси преходящи и слово Евангелия всюду возвещающи, многи подклонила еси под благое иго Христово. Достигши же даже до древняго Рима, мужески Тиверию кесарю предстала еси и тому образом краснаго яйца и мудрыми словесы живоносную силу Христа уяснила еси, лукаваго же Пилата и безбожнаго архиерея обличала еси, да по беззаконным делом своим достойная приимут, таковому подвигу апостольства твоего дивящеся, радостно вопием ти сице:

Радуйся, Христова учения славная благовестительнице; радуйся, языческия тьмы светозарная прогонительнице.

Радуйся, греховные узы многих человек разрешившая; радуйся, Христовой мудрости всех научившая.

Радуйся, многие люди из тьмы неведения в чудный Христа свет приведшая; радуйся, образ твердаго стояния за правду Христову нам показавшая.

Радуйся, спасение душ грешников паче своея жизни возлюбившая; радуйся, заповеди Христовы добре уразумевшая.

Радуйся, тем верно последовавшая; радуйся, тьму языческую дерзновенно обличившая.

Радуйся, гнева кесарева не убоявшаяся; радуйся, злобу и коварство врагов Христовых тому показавшая.

Радуйся, святая равноапостольная Марие Магдалино, паче всех благ Сладчайшаго Господа Иисуса возлюбившая.

Кондак 12

Благодати от Бога изобильно исполненная, множество душ ко Христу привела еси, славная Марие, по сем же пришла еси во Ефес, идеже апостольски любовию с Апостолом любве спасению человек послуживши, блаженным успением ко Господу преставилася еси, Емуже ныне с многочисленными небесными певцы выну поеши: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще твое достохвальное житие на земли и славу, яже на Небеси, радостно славим, поем и величаем дивнаго во святых Своих Царя Небеснаго, зане не токмо сама ты, святая Марие, Того благодатию в селениих праведных ныне ликуеши, но и нас веселиши на земли, оставивши нам многоценное миро мощей твоих, яже мудрый Лев царь из Ефеса в Константин град пренести повеле. Тыя и мы, яко источающия благодать неоскудную всем любовию притекающим, верою и любовию мысленно лобызающе, умильно воспеваем ти таковая:

Радуйся, на земли любовию ко Христу горевшая; радуйся, на Небеси в райския обители Того вселившаяся.

Радуйся, верным твердое заступление; радуйся, благовонное миро, Церковь благоухающее.

Радуйся, кадильнице златая, фимиам молитвы о нас к Богу выну приносящая; радуйся, источник исцелений неоскудный.

Радуйся, сокровище Божией благодати неиждиваемое; радуйся, ангельских ликов верная соучастнице.

Радуйся, Небесных чертогов славная жительнице; радуйся, яко мзда твоя многа есть на Небесех.

Радуйся, яко радость твоя вечна есть во обителех святых; радуйся, яко ты и нам прияти радость, благодать же и славу выну ходатайствуеши.

Радуйся, святая равноапостольная Марие Магдалино, паче всех благ Сладчайшего Господа Иисуса возлюбившая.

Кондак 13

О пречудное и предивное жен украшение, всем же христианом похвала и радование, апостолом равная явльшаяся, мироносице славная Магдалино Марие! Нынешнее наше моление приемши, от всяких нас бед и скорбей душевных и телесных и от враг видимых и невидимых, на нас находящих, избави и к Царствию Небесному ходатайством твоим направи всех, со умилением и любовию поющих о тебе Богу: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос: «Ангелов Творец...» и 1-й кондак «Уготованная Господом…»

Молитва первая

О святая мироносице и всехвальная равноапостольная Христова ученице Магдалино Марие! К тебе, яко верней и мощней о нас к Богу ходатаице, грешнии и недостойнии, ныне усердно прибегаем и в сокрушении сердец наших молимся. Ты в житии своем страшныя козни бесовския испытала еси, но благодатию Христовою явно тех свободилася еси, и нас молитвами твоими от сети бесовския избави, да выну во всем житии нашем делом, словом, мыслию и тайными помышлении сердец наших верно послужим единому Святому Владыце Богу, якоже Тому обещалися есмы. Ты паче всех благ земных сладчайшаго Господа Иисуса возлюбила еси и Тому чрез все житие добре последовала еси, Божественными учении Его и благодатию не токмо свою душу питающи, но и множество людей от тьмы языческия ко Христа чудному свету приводящи; то ведуще, просим тя: испроси нам у Христа Бога благодать просвещающую и освящающую, да, ею осеняеми, преуспеваем в вере и благочестии, в подвизех любве и самоотвержения, да неленостно тщимся служити ближним в их нуждах духовных и телесных, памятующе пример твоего человеколюбия. Ты, святая Марие, бодренно благодатию Божиею протекла еси житие на земли и мирно отшла еси во обители Небесныя, моли Христа Спаса, да молитвами твоими сподобит нас непреткновенно совершити странствие наше в сей юдоли плача и в мире и покаянии скончати живот наш, да тако и в святости на земли поживше, вечныя блаженныя жизни на Небеси сподобимся и тамо с тобою и всеми святыми вкупе выну восхвалим Троицу Нераздельную, воспоим Едино Божество, Отца и Сына и Духа Всесвятаго, во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О святая мироносице, равноапостольная Магдалино Марие! Ты теплою любовию своею ко Христу Богу попрала еси злыя козни вражия и обрела еси безценный бисер, Христа, и достигла еси Царства Небеснаго. Сего ради к тебе припадаю и умиленною душею и сокрушенным сердцем вопию ти, аз, недостойный: призри с высоты Небесныя на мя, боримаго греховными искушении, виждь, коль многими грехи и бедами на всяк день враг запинает мя, ища моея погибели. Славная и всехвальная ученице Христова Марие! Умоли возлюбленнаго тобою и возлюбившаго тя Христа Бога, да подаст ми оставление многих моих прегрешений, укрепит мя благодатию Своею трезвенно и бодренно шествовати путем святых заповедей Его и да соделает мя благоуханный храм Духа Святаго, да тако в мире непостыдно скончаю многотрудное житие мое на земли и вселюся во светлыя и блаженныя обители рая Небеснаго, идеже ты со всеми святыми выну радостно славословиши Единосущную Троицу, Отца, Сына и Духа Всесвятаго. Аминь.

azbyka.ru

Иеромонах Иов (Гумеров). Была ли грешницей Мария Магдалина? / Православие.Ru

У моей подруги возник вопрос о жизненной судьбе Марии Магдалины. Была ли она грешницей до того, как Иисус Христос изгнал из нее семерых бесов? На Западе ее образ трактуется как раскаявшейся грешницы, но нигде в евангельских текстах мы не нашли этому подтверждения. Только то, что Мария Магдалина стала одной из жен-мироносиц, верно следующей за Христом вплоть до Его крестной смерти.

Святая равноапостольная Мария Магдалина была родом из галилейского города Магдала (колено Иссахара), расположенного на западном берегу Генисаретского озера, близ Капернаума. Ее упоминают все четыре евангелиста. После того как Господь исцелил ее от злых духов (см.: Лк. 8: 2), она присоединилась к тем благочестивым женам, которые всюду сопровождали Господа во время Его земной жизни и служили Ему своим именем. Она была свидетельницей крестных страданий Спасителя и присутствовала при Его погребении. На рассвете первого дня по прошествии субботы она с другими благочестивыми женами пошла ко гробу Иисуса Христа, чтобы помазать Его тело благовониями. Поэтому Церковь называет их женами-мироносицами. Им первым ангел возвестил о Воскресении Господа (см.: Мк. 16: 1–8). За великую преданность и жертвенную любовь к своему Учителю она сподобилась первой увидеть воскресшего Спасителя. Он поручил ей возвестить апостолам о Своем воскресении. Святая Мария Магдалина явилась для апостолов благовестницей. Об этом поется в стихире Пасхи (творение преподобного Иоанна Дамаскина):

«Приидите от видения жены благовестницы, и Сиону рцыте: приими от нас радости благовещения Воскресения Христова; красуйся, ликуй и радуйся, Иерусалиме, Царя Христа узрев из гроба, яко жениха происходяща».

О том, что святая Мария Магдалина была грешницей, в Новом Завете нет ни единого слова. Мнение это укоренилось только в западной культуре. Определенным этапом в формировании этого мнения явилось отождествление Марии Магдалины с женщиной, помазавшей миром ноги Иисуса в доме Симона фарисея (см.: Лк. 7: 36–50). Евангельский текст не дает никаких оснований для такого утверждения. Господь простил той женщине ее грехи, сказав: «Вера твоя спасла тебя, иди с миром» (Лк. 7: 50). При этом ничего не говорится об изгнании бесов. Если это Спаситель сделал раньше, то почему тогда же не были прощены и грехи? Вслед за этим евангелист Лука сразу же (8-я глава) говорит о благочестивых женах, служивших Господу. Упоминание о Марии Магдалине сопровождается замечанием («из которой вышли семь бесов»), которое однозначно показывает, что о ней говорится впервые.

Джотто. Сцены из жизни Марии Магдалины. Мария Магдалина получает одеяние отшельника Зосимы (sic!). Источник: wga.hu     

Окончательному утверждению на Западе произвольного и ошибочного мнения о святой Марии Магдалине как о бывшей грешнице способствовала книга итальянского монаха-доминиканца, архиепископа Генуэзского Иакова из Ворагина (ныне Varazze) «Золотая легенда» («Legenda Aurea»), создание которой относится к 1260 году. Этот сборник легенд и жизнеописаний святых стал источником сюжетов для живописи и литературы. Автор сборника отождествляет Марию Магдалину с Марией, сестрой праведного Лазаря и Марфы. Он пишет, что имена их родителей – Сирус и Евхария, и происходили они из царского рода. Дети их разделили богатое наследство: Марии досталась Магдала, Лазарю – часть Иерусалима, а Марфе – Вифания. В этом рассказе нетрудно увидеть наивную проекцию феодальных отношений средневековой Европы на древнюю Палестину. Прибыв на корабле в Массилию (совр. Марсель), Мария проповедовала язычникам. Потом повествуется о ее удалении в пустыню, где нет воды и пищи, но где она получала небесную пищу. Там она провела 30 лет. «Свидетелем этому становится некий священник, поселившийся неподалеку. Он знакомится с Марией Магдалиной, которая говорит ему о своей скорой кончине и поручает сообщить об этом блаженному Максимину. Встретившись в определенный день с блаженным Максимином и приняв от него последнее причастие, она умирает. Максимин погребает ее и приказывает после своей смерти похоронить себя рядом со святой. В качестве источника этой части Яков представляет нам “какой-то трактат” Иосифа Флавия и “книги самого Максимина”. О каких произведениях идет речь, неизвестно» (Нарусевич И.В. Житие Марии Магдалины в «Золотой легенде» Якова Ворагинского).

Деревянная статуя Марии Магдалины работы Донателло Легко заметить смешение сюжетов: легендарного жизнеописания Марии Магдалины и адаптированного жития преподобной Марии Египетской († ок. 522). Это соединение двух личностей – святой благовестницы и раскаявшейся блудницы, ставшей затем великой пустынницей, – из «Золотой легенды» переходит в европейское искусство и становится устойчивым явлением. Так, около 1310 года Джотто ди Бондоне с учениками расписал капеллу Марии Магдалины Нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи. На стене над входом в капеллу изображена сцена, которая является прямым заимствованием из Жития преподобной Марии Египетской, – «Мария Магдалина получает одеяние отшельника Зосимы».   Тонированная под бронзу деревянная скульптура Донателло (1445) выразительно изображает изнуренную подвигом пустынницу. Тело ее прикрывает обветшавшее рубище. Этот шедевр мало связан с реально-историческим образом святой Марии Магдалины. Вновь видим смешение образов двух святых. Постепенно создается обширная галерея картин на тему «Кающаяся Мария Магдалина». Достаточно вспомнить таких художников, как Вечеллио Тициан (1477–1576), Эль Греко (1541–1614), Микеланджело да Караваджо (1573–1610), Гвидо Рени (1575–1642), Орацио Джентилески (1563–1639), Симон Вуэ (1590–1649), Хосе де Рибера (1591–1652), Жорж Дюмениль де Латур (1593–1652), Франческо Хайес (1791–1882); скульпторов Педро де Мена (1628–1688), Антонио Канова (1757–1822) и других.

Православная Церковь в повествовании о жизни святой равноапостольной Марии Магдалины строго придерживается евангельских свидетельств и достоверного церковного предания. Святая проповедовала Евангелие в Риме. Некоторые исследователи полагают, что апостол Павел в Послании к римлянам имеет в виду именно святую Марию Магдалину: «Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас» (Рим. 16: 6).

Джотто. Сцены из жизни Марии Магдалины. Воскрешение Лазаря. Источник: wga.hu     

В последние годы святая помогала в Эфесе апостолу Иоанну Богослову проповедовать Евангелие. Там же она скончалась. При Льве Мудром в 886 году ее святые мощи были перенесены из Эфеса в Константинополь. Память ее празднуется 22 июля / 4 августа и в неделю жен-мироносиц.

21 октября 2009 г.

pravoslavie.ru

Мария Магдалина - краткая биография, факты, личная жизнь

Александр Дюма, «Сорок пять»

В православной иконописи Мария Магдалина в отдельных сценах изображается крайне редко, по преимуществу — как жена-мироносица с сосудом благовоний. Изображения с пасхальным яйцом — ещё более редки. В конце XVI — начале XVII века её фигуру можно заметить на семейных иконах в группе святых покровителей семьи царя Бориса Годунова, поскольку она была покровительницей царицы Марии. Во 2-й половине XIX века в Российской империи встречается на иконах в паре со святым Александром Невским, поскольку оба были покровителями императора и его жены — Александра III и Марии Фёдоровны

В Европе Мария Магдалина опознается по следующим атрибутам:

  • Сосуд или ваза с притираниями (миром) — в руке или у ног
  • Распущенные волосы

Её могут сопровождать следующие надписи:

  • Ne desperetis vos qui peccare soletis, exemploque meo vos reparate Deo (с лат. — «Не отчаивайтесь, вы, впавшие во грех; вернитесь на путь истинный по моему примеру и через Бога»).
  • Optimam partem elegit (лат. (Мария же) избрала благую часть — Лк., 10:42)

Искусство знает несколько вариантов изображения святой:

С сосудом благовоний

Традиционное изображение святой с каким-либо атрибутом, в данном случае — с флаконом благовоний (алавастром), знаком Марии Магдалины и как омывшей ноги, и как жены-мироносицы.В западноевропейском искусстве может быть изображена до обращения — в этом случае она богато одета, украшена драгоценностями, может носить перчатки (тип Любви земной).

Омывающая ноги Иисусу

Западноевропейская иконография: блудница Мария Магдалина омывает ноги Иисусу миром, вытирая их своими роскошными волосами. Поэтому у неё обычно изображены красивые длинные волосы.

Свидетельница Распятия

В православии Мария Магдалина изображается в числе предстоящих Распятию святых жён (хотя иногда там лишь 2 свидетеля — Богоматерь и Иоанн Богослов).Западноевропейские художники её пишут рыдающей у подножия Креста, обнимающей его основание и даже целующей стопы (ср. Омовение ног).

Кающаяся Мария Магдалина

Западноевропейская иконография: раскаявшаяся блудница Мария Магдалина изображена в виде отшельницы, подчас в пещере, с черепом, возможно, без одежды или в рубище, покрытая только волосами.В качестве кающейся грешницы Мария Магдалина носит только простой плащ, либо обнажена, прикрыта длинными волосами. Здесь её атрибуты обычно — распятие и череп, иногда плетка и терновый венок. Она может читать, размышлять или «каяться» (поднимать заплаканные глаза к небесам. Местом действия таких изображений является пещера во Франции, место её отшельничества.

Участница Оплакивания

В православии отдельной иконы для этой сцены страстей нет, элементы встречаются в «Положении во гроб».В западном искусстве обычно изображается, как плачущая Мария Магдалина придерживает стопы Иисуса.

Во славе (Вознесение)

Западноевропейская иконография: покрытая волосами пустынница на руках у ангелов парит над землей.Сюжет встречается уже в ренессансном искусстве, но традиционным становится с конца XVI века, в эпоху Контрреформации. В ранний период её пишут полуодетой, возносящейся в молитвенной позе, а в эпоху барокко — обнаженной или прикрытой волосами, иногда — полулежащей среди облаков, подобно Венере.

Участница Положения во гроб

В православии икона может иметь элементы предыдущей сцены Оплакивания Христа.В западном искусстве Мария Магдалина обычно придерживает ноги или руки Иисуса.

Последнее причастие Марии Магдалины

Западноевропейская иконография: отшельница Мария Магдалина принимает последнее причастие из рук священника (или ангела). Редкая иконографическая тема; ещё более редко изображается смерть отшельницы.

В числе жен-мироносиц

В обеих традициях сцена изображается по Евангелиям: Мария Магдалина входила в число женщин, которые пришли умастить тело Иисуса, но обнаружили пустой гроб и ангела, поведовавшего им об воскресении.

Noli me tangere

В православном искусстве встречается редко, обычно лишь в поздних греческих иконах (критская школа) и под влиянием западноевропейских образцов.Сцена явления Христа Марии Магдалине после его воскресения. Она сначала не узнает его, принимая за садовника, потом пытается прикоснуться к нему, но Иисус отстраняется от неё.

Иисус в доме Марфы и Марии

В классическом варианте «Иисус в доме Марфы и Марии» изображения этой Марии именно как Магдалины-блудницы не заметно. Мария сидит и слушает Учителя, в то время как Марфа хлопочет.

Марфа и Мария

Иногда западноевропейские художники изображали сестер только вдвоем, и в таком случае на первом плане могли фигурировать атрибуты прошлой греховной жизни Магдалины-Марии из Вифании и акцентироваться противопоставление обеих женщин.Марфа может держать зеркало, символ Тщеславия (Vanitas), также могут присутствовать аллегории порока и добродетели (напр. «Марта, упрекающая Марию за её тщеславие»).Могут быть запечатленными два эпизода — более ранний, в котором Марфа упрекает сестру за суетность, и следующий — в момент отречения Марии от суетности света. В этой сцене она изображается в момент сбрасывания плаща и драгоценностей в присутствии Марфы, иногда Христа.

Обращение Марии Магдалины

Редко встречающийся сюжет, развивающий тему Тщеславия. Мария-блудница изображена на фоне символов роскоши, но с внезапным осознанием слов Христовых.

В апокрифических, еретических и конспирологических изложениях

Святая Мария Магдалина рассказывает святым Апостолам об явлении ей Иисуса Христа и Его Воскресении, 1120-е гг. Редкая иконография изображения святой.

Образ Марии Магдалины и её место в истории христианства в культуре Западной Европы на протяжении долгих веков вызывает множество различных спекуляций. Основные сюжеты:

  • Магдалина была выставлена католической церковью как блудница нарочно. Цель — дискредитация той, кто на самом деле была самой любимой и лучшей ученицей Христа и положила начало Церкви, захват власти над ранней Церковью мужчинами, и в частности апостолом Петром. Источники — опора на апокрифические евангелия, в особенности от Филиппа.
  • Магдалина и Иисус Христос были женаты или же находились в телесной связи.
  • Магдалина родила Иисусу ребёнка, который впоследствии стал родоначальником династии Великих Хранителей Священного Грааля .

Никаких источников для этого, кроме текстов, признанных официальной Церковью апокрифическими («Пистис София», «Евангелие от Марии», «Евангелие от Филиппа», «Евангелие от Фомы» и др.) или даже еретическими, нет. Точное авторство этих текстов пока не установлено, их датировка относится к нескольким столетиям после Распятия. Историчность существования Марии Магдалины — равно как и самого Иисуса Христа и, соответственно, всех персонажей из его окружения — остается не доказанной.

Гностики

Образ Марии Магдалины играл важную роль в богословии гностицизма — религиозного направления с большим влиянием античной философии и язычества, где она выступала как получательница откровения («Пистис София», «Евангелие от Филиппа») и истинная восприемница заветов Христа, его любимая ученица.

[Господь любил Марию] более [всех] учеников, и он [часто] лобзал её [уста]. Остальные [ученики, видя] его [любящим] Марию, сказали ему: Почему ты любишь её более всех нас? Спаситель ответил им, он сказал им: Почему не люблю я вас, как её?

— «Евангелие от Филиппа»

Обычно её называют не «Мария Магдалина» (как в Евангелиях), а именует «Мариям» или «Мариамне». Это, по мнению католических исследователей — признак того, что сама её личность не важна; важно то, что она является именно гностиком. В гностических текстах она — практически единственная женщина, вместе с апостолами слушающая тайные откровения Иисуса, иногда она задает вопросов больше, чем апостолы-мужчины.

В гностических апокрифах очевидно противодействие, которое оказывают ей апостолы-мужчины, особенно Пётр. «Эти данные обычно толкуются как отражение официальной полемики Церкви против духовного лидерства женщины, которую поддерживали некоторые группы».

Папирус с «Евангелием от Марии», 120—180 гг.Левий возражает Петру: «Петр, вечно ты гневаешься: вот и теперь рассуждаешь ты так о женщине [Магдалине] как противящийся ей. Раз уж Спаситель счел её достойной, ты кто такой, чтобы отвергать её? Действительно, прекрасно зная её, Он предпочел её остальным. Устыдимся и, облекшись в совершенного человека, что предписано нам, то исполним: возвестим Евангелие, не устанавливая запретов и законов, как велел Спаситель». Сказав это, Левий ушёл и начал проповедовать Евангелие [от Марии].

— «Евангелие от Марии»

Другие гностические тексты о Марии:

  • «Вопросы Марии» — характеризуется кощунственными для ортодоксального христианина натуралистическими подробностями (напр. «Он помолился и взял Магдалину сбоку»), сохранился только в цитировании отца церкви Епифания Кипрского под названием «Панарион» (IV век), который, полемизируя с гностиками, частично пересказал этот текст.
  • «Родословие Марии» — не сохранился.

Гностики, считавшие себя последователями Марии Магдалины, были признаны еретиками после того, как в III веке последователи Двенадцати апостолов образовали единую Церковь. Апокриф «Евангелие от Марии», по мнению гностических сторонников версии «истинной восприемницы заветов Христа», не был включен в Новый Завет именно тогда, как результат победы над преданными Марии Магдалине (как и другие тексты, в которых слишком большая роль отводилась женщинам). В современное время есть гипотеза, что Мария Магдалина была автором Евангелия от Иоанна, и именно её в Евангелиях называют «Возлюбленный ученик Иисуса».

Катары и альбигойцы

«Распятие», картина Симоне Мартини, 1333 г. Магдалина в красном платье с распущенными волосами обнимает основание креста

В XIII веке в Европе (Южная Франция и Рейнская область) возникла ересь катаров или альбигойцев, которую можно считать поздней формой гностицизма. Католический Альбигойский крестовый поход, начавшийся в 1208 году, привел к массовым зачисткам, поэтому трудно сказать что-то определенное о теологии катаров, хотя известно об отрицании ими папской власти и особенном почитании Марии Магдалины.

Как именно их воззрения на дуализм плоти и духа и двойственность Бога соотносятся с их учением о Марии Магдалине — точно неизвестно, но скорей всего, оно было похоже на точку зрения, выраженную в «Евангелии от Филиппа». Этот апокриф, равно как и «Пистис София», скорей всего, прямым или косвенным способом был источником теологии катаров. Они придерживались воззрения, что между Иисусом Христом и Марией Магдалиной были сексуальные отношения, что противоречит ортодоксальной христианской точке зрения о непорочности Христа. Об этом воззрении известно из пересказа католического хрониста Пьера из Во-де-Серне в своей «Альбигойской истории»:

«Еретики верили в существование двух создателей: один был невидимым, они называли его „добрым“ Богом, другой был видимым, и они называли его „злым“ Богом. (…) Эти еретики говорили на своих тайных собраниях, что Христос, который родился в земном и видимом Вифлееме и умер распятым, был дурной Христос и что Мария Магдалина была его сожительницей: она и была той женщиной, взятой в прелюбодеянии, о которой говорится в Евангелиях. На самом деле, говорили они, добрый Христос никогда не ел и не пил и не облекался настоящей плотью: он явился в мир лишь чисто духовным образом, воплотившись в теле святого Павла…»

В период правления Карла II Неаполитанского, очевидно, с политическими целями «обретшего» мощи Магдалины в Сен-Максимен-ла-Сент-Бом, «Золотая легенда» с её версией истории Марии Магдалины активно использовалась доминиканцами в их проповедях против катаров. Рост культа Марии Магдалины и почитания её мощей в Провансе связывают именно с этой борьбой против катаров.

Конспирология

«Дева Святого Грааля», картина Данте Габриэля Россетти, 1874 г.

Поиски настоящего значения слова «Грааль» породили множество конспирологических построений в XIX—XXI веках. Наибольшую известность получили варианты, озвученные в романе «Код да Винчи» и предшествующей книге Майкла Бейджента, Ричарда Ли и Генри Линкольна «Святая Кровь и Святой Грааль» — восходящие к оккультным изысканиям Отто Рана в книге «Крестовый поход против Грааля»:

  • Грааль — это кровь потомков Иисуса от Марии Магдалины, «sang raal», «sang real», или «sang royal», «королевская кровь», верными хранителями которой были тамплиеры, прямо происходившие от Сионской Общины.
  • в широком смысле — это грудь Марии Магдалины, затем сама Мария Магдалина, культ которой, зародившийся в начале Средних Веков, по мнению конспирологов, со временем смешался с культом Девы Марии.

Храмы

В искусстве

  • В прозе: повесть «Мария Магдалина» (1912, Густав Даниловский; на основе Нового Завета и католических легенд), персонаж новеллы «Лета Ацилия» (Анатоль Франс). Яков Кротов, обсуждая проблему секса в Евангелиях, пишет: «Евангельская фантастика изначально тяготела к тому, чтобы в центре повествования оказывался даже не столько Иуда, сколько Мария. В начале XX века героиней делали Марию Магдалину, которая оказывалась „целомудренной развратницей“ в духе романтических прелестниц: гордая, чуткая, умная, превосходящая апостолов (кроме разве что Иуды) по всем показателям». В ряде романов XX века Мария Магдалина выведена как жена Иисуса — таков роман Н. Казандзакиса «Последнее искушение Христа» (в одноименной экранизации её играет Барбара Херши). Как его жена она также выведена в романе «Евангелие от Иисуса» Жозе Сарамаго.
  • В поэзии: стихотворения «Мария Магдалина» (1861, Николай Огарёв), поэма «Магдалина» (1875, Иннокентий Анненский), ранняя поэма «Магдалина» (1919, Анатолий Мариенгоф), цикл стихотворений «Магдалина» (Марина Цветаева), стихотворение «Магдалина» (Борис Пастернак), «Пьета» (Райнер Мария Рильке) и прочие.
  • В музыке: в рок-опере Эндрю Ллойда Вебера «Иисус Христос — суперзвезда» Марии Магдалине принадлежит ведущая женская вокальная партия.
  • В кинематографе: в различные годы более или менее канонические воплощения образа создавали Орнелла Мути, Жюльет Бинош, Моника Беллуччи, Миранда Ричардсон, Энн Бэнкрофт, Ирина Мирошниченко и т. д.
    • См. Мария Магдалина (англ.) на сайте Internet Movie Database

worldofaphorism.ru

Кто такая Мария Магдалина?

И по сей день Мария Магдалина, если судить по каноническим Евангелиям, остаётся наиболее таинственной и загадочной фигурой. При описании жизни Спасителя о ней упоминается только один раз и только в Евангелии от Луки, где сказано про её исцеление и служение Иисусу имением своим.

Зато во всех четырёх Евангелиях сказано, что она в числе других женщин (но почти везде её имя упоминается первым) присутствовала при распятии Христа, сидела у его гроба, первой обнаружила, что гроб опустел, и ей первой явился воскресший Спаситель. Роль Марии Магдалины в становлении и развитии раннего христианства несомненна и подтверждается многими письменными источниками того времени, несмотря на глухое молчание относительно этой женщины в Новом Завете.

Вообще огромный вклад, сделанный женщинами в развитие раннего христианства, был сведён к минимуму церковью на протяжении всей её истории, хотя именно и только женщины были свидетелями Воскресения Иисуса и свидетельствовали об этом перед остальными. Сегодня многие считают, что Евангелие от Иоанна, самое позднее из четырёх канонических по дате обнародования, сочинил не святой Иоанн Зеведеев (Богослов), а упоминающийся в тексте этого Евангелия «любимый ученик», имя которого почему-то сохранено в тайне.

В традициях того времени автором книги считался не тот, кто держал в руке перо, а тот, чьи мысли и идеи в ней отражены. Судя по тексту Евангелия от Иоанна, его автор был непосредственным участником многих описанных в нём событий, верных и с исторической точки зрения. Было ли сокрытие имени защитой «любимого ученика» от преследования? Это маловероятно. Когда окончательный вариант Евангелия от Иоанна увидел свет, «любимый ученик» уже умер. А автор текста не мог не знать имени «любимого ученика», проповедовавшего вместе с ним. Здесь скрыта какая-то загадка. Мария Магдалина была вполне реальной исторической личностью. Только реальность эта, видимо, не всем пришлась по вкусу, судя по тому, что её роль оспаривал сам святой Пётр.

В последнее десятилетие западная печать и кинематограф стали уделять повышенное внимание религиозной тематике, особенно личностям Иисуса Христа, Марии Магдалины и их взаимоотношениям. И, как всегда, появилось много выдумок и инсинуаций, особенно в отношении Марии Магдалины. Их источниками были разногласия между католической, православной и другими традициями христианства, а также вновь открытые апокрифические (запрещённые церковью) тексты, в которых Мария Магдалина предстаёт совсем в другом свете. Стало ясно, что каноническая христианская литература очень сильно, мягко говоря, «подправлена» в направлении понижения роли и искажения морального облика этой великой женщины. Однако, основываясь на новых древних источниках, средства информации сами допускают множество преувеличений, домыслов и искажений, чтобы придать раннехристианской истории оттенок сенсационности.

В то же время в найденных в ХХ веке древних апокрифических документах, в том числе и тех, которые датированы концом первого столетия н.э., Мария Магдалина, вне всякого сомнения, отождествляется с «любимым учеником». Особенно явственно это звучит в Евангелии от Филиппа, где Мария Магдалина многократно названа «любимым учеником» и спутницей Спасителя. Видимо, в канонических Евангелиях, в тех местах, где это было возможно, имя «Мария Магдалина» заменено на «любимый ученик» или «другой ученик». Признание Марии Магдалины фактическим автором четвёртого Евангелия никак не ставит под сомнение его апостольское происхождение. Даже римская католическая церковь, приписавшая Марии Магдалине в VI веке н.э. некую «греховность», о чём в Новом Завете нет никаких упоминаний, удостоила её наименования «апостол апостолов» за то, что Мария первая возвестила о Воскресении Христа и впоследствии твёрдо отстаивала истинность этого факта.

В православии Мария Магдалина почитается как равноапостольная святая, которая после распятия Спасителя вместе с его матерью отправилась к Иоанну Богослову и помогала ему в его трудах. В Библии же сказано, что Мария Магдалина благовествовала в Риме (Послание апостола Павла к римлянам, 16:6). Её даже принял император, так как её рассказ был подтверждён письменным докладом прокуратора Иудеи Понтия Пилата.

Надо пояснить, что из числа своих последователей Иисус Христос выделил 12 человек ближнего круга (по числу колен Израилевых) и 70 человек по числу известных ему народов мира, объявил их апостолами и поручил нести Новый Завет людям (апостол — последователь, ревностный последователь идеи). И со слов апостолов было написано множество жизнеописаний Иисуса Христа с основами Его учения. Из числа апостолов только 12 были непосредственно Его учениками, впоследствии и у них были ученики, поэтому в письменных источниках того времени содержится множество противоречий и расхождений.

Из числа наиболее полных жизнеописаний церковь выбрала 4, содержащие меньше всего противоречий, а остальные объявила апокрифами, то есть запрещёнными. Как ни странно, в четырёх канонических Евангелиях содержится очень мало упоминаний о Марии Магдалине. Зато в уцелевших апокрифах говорится, что Иисус отличал Марию Магдалину среди своих учеников, любил её больше, чем их. Ей Он доверял то, о чём не говорил другим, так как она понимала Его лучше других, безоговорочно верила Ему, в отличие от других. Поэтому ей можно было сказать больше и самое важное.

Есть данные, что легендарная Чаша Грааля, или Святой Грааль, — это не золотая чаша с драгоценными камнями, куда один из апостолов якобы собрал кровь из раны распятого Спасителя (это маловероятно, так как у нищих апостолов не могло быть драгоценностей, да и сами они в страхе разбежались и попрятались, а апостол Пётр при этом трижды клятвенно отрёкся от Христа), а дочь Христа Сара, родившаяся уже после казни, которую Мария Магдалина укрыла у доверенных людей на юге Франции.

В этой местности построено множество соборов и церквей, посвящённых Марии Магдалине. Сара имела многочисленное потомство, с которым связывала себя королевская династия Меровингов. Интересно, что леди Диана, бывшая жена принца Чарльза, была тщательно выбрана для продолжения рода английских королей именно потому, что она — потомок Меровингов. А это позволяет теперь исчислять английской короне свой род не от каких-то разбойничьих завоевателей-викингов, а от самого Иисуса Христа.

Мы должны помнить, что Мария Магдалина не только следовала за Иисусом и была первым свидетелем Его Воскресения. Она была лидером раннего христианства и сыграла в нём важную роль. Она была личной и любимой ученицей Христа. Она, единственная из учеников Христа, нашла в себе смелость присутствовать при казни, в то время как другие ученики разбежались и спрятались. Именно Мария Магдалина первая увидела Воскресение Христа и убедила в этом остальных. И поскольку её роль оспаривал сам апостол Пётр, она была в христианстве не менее важна, чем все 12 апостолов.

Мария Магдалина действительно выделялась среди учеников Христа, уже хотя бы потому, что была женщиной, а в те времена это было очень необычно. И именно эта выдающаяся женщина, убедившая всех в Воскресении Христа, сделала христианство мировой религией. Это, конечно, вызывало ревность со стороны других учеников Христа, которых она явно превосходила своим интеллектом и знаниями, поэтому они (Андрей, Пётр и др.) неоднократно требовали удалить Марию Магдалину из окружения Христа. Но, пока Спаситель был жив, они были вынуждены терпеть и даже обращались к ней за разъяснениями. Зато потом многие века имя Марии Магдалины подвергалось клевете, её роль всячески принижалась. В православии же клеветы на неё не было никогда, хотя и заслугам её не было воздано должного. И хорошо, что положительная память о ней, о её деяниях сейчас возвращается.

Воздать должное — как это важно! Это важно и по отношению к своему народу, к его историческим личностям, к тем, кто старается на благо людям сейчас. Но особенно это важно по отношению к близким людям. И не случайно сказано: «Возлюби ближнего своего, как самого себя».

shkolazhizni.ru


Смотрите также