Page 2

studbooks.net

Происхождения лунного и лунно-солнечного календарей — Tooya.ru

Мы каждый день смотрим на него, по нему мы узнаем какой сегодня день недели и число, с его помощью мы знаем, когда будет праздник и какой. Вы, наверное, уже догадались, о чем речь? Правильно – это календарь!

А что мы о нем знаем? Знаете ли Вы, какие календари бывают? Кто их придумал и когда? Наша статья расскажет Вам о нескольких видах календарей, которые были придуманы еще за долго до нашей эры. А именно о лунном и лунно-солнечном.

Лунный календарь

За ним год длится на 12 календарных месяцев, и продолжительность каждого из них сопоставляется с изменением фаз Луны. В 12 синодических месяцах насчитывается 354 суток. Лунный календарь употребляют в странах, где исповедуется ислам.

Поскольку же год в солнечном календаре имеет 365 или 366 суток, а месячный календарный год на 11 (или 12) дней короче солнечного, то начало лунного года — 1-е Мухаррама — смещается на 11 суток назад относительно дат солнечного календаря.

Лунно-солнечный календарь

Говорят, что его официально используют в Израиле. Однако на его основе проводят вычисления особых дат, таких как христианская Пасха и связанные с ней другие праздники (в частности, для каждого «какого-то воскресенье после Пятидесятницы» указывают «глас» и Евангелие на ранней).

В лунно-солнечных календарях вычисления коротких промежутков времени согласовывают с изменением фаз Луны. Календарных месяцев в году берут 12 или 13 так, чтобы средняя за сравнительно небольшой промежуток времени продолжительность календарного года была достаточно близка к продолжительности тропического года.

Год с 13 месяцев, назван емболисмичним (от гр. «Емболос» — вставка). В Древнем Риме и в средневековой Европе вставленный дополнительный день или месяц, который называли интеркаляцией (от лат. Intercalatio – вставка), а дополнительный 13-й месяц — интеркалярием.

Среди нескольких вариантов согласования изменения фаз Луны и времен года точным оказался 19-летний метонов цикл, изобретенный (независимо от древневавилонских астрономов) в 432 г. до н. э. греком Метоном.

Вставка 13-го месяца осуществляется 7 раз за каждые 19 лет.

Еврейский лунно-солнечный календарь в его нынешнем виде введен где-то в 500 г. н. э. В нем как простой, так и емболисмичний год может быть коротким (или недостаточным) — 353 или 383 суток; правильным (или полным) — 354 или 384 суток; избыточным (или продвижением) — 355 или, соответственно, 385 суток. Годы разной продолжительности комбинируют так, чтобы их начало точно совпадали с моментами сообщений Луны с Солнцем. Однако, учитывая специфику в праздновании отдельных праздников (как вот, запрет любой работы) начало Нового года в еврейском календаре — 1 Тишри — иногда переносят на 1-2 дня вперед. Именно поэтому Новый год евреи отмечают только в один из четырех дней недели — в понедельник, вторник, четверг или в субботу. Соответственно, больше из своих праздников — Пасху (15 Нисана) евреи отмечают во вторник, четверг, в субботу или воскресенье (от Пасхи 15 Нисана — до Нового года — 1 Тишри — в еврейском календаре насчитывается 163 дня, то есть 23 недели и 2 дня).

В прошлом лунно-солнечными календарями пользовались, почти все народы мира. Наши предки также, об этом свидетельствует, в частности, запись в Лаврентьевской летописи: упоминается прибытия князя Всеволода в Киев 5 марта еще «предыдущего» «лета 6646», новое же «лето 6647» начинается летописцем с 6 марта, и именно тогда «появился «на небе узкий серп нового Луны.

tooya.ru

Лунно солнечный календарь


КАЛЕНДАРЬ

Содержание статьи

КАЛЕНДАРЬ (от лат. calendae или kalendae, «календы» – название первого дня месяца у древних римлян), способ деления года на удобные периодические интервалы времени. Основными задачами календаря являются: а) фиксация дат и б) измерение интервалов времени. Например, в задачу (а) входит регистрация дат природных явлений, как периодических – равноденствий, затмений, приливов, – так и непериодических, таких, как землетрясения. Календарь позволяет регистрировать исторические и общественные события в их хронологической последовательности. Одна из важных задач календаря – определение моментов церковных событий и «дрейфующих» праздников (например, Пасхи). Функция (б) календаря используется в общественной сфере и в быту, где процентные платежи, заработная плата и прочие деловые отношения основаны на определенных интервалах времени. Многие статистические и научные исследования также используют временные интервалы.

Существует три основных типа календарей: 1) лунный, 2) солнечный и 3) лунно-солнечный.

Лунный календарь

основан на продолжительности синодического, или лунного месяца (29,53059 сут), определяемого периодом смены лунных фаз; при этом не принимается во внимание продолжительность солнечного года. Примером лунного календаря служит мусульманский календарь. Большинство народов, использующих лунный календарь, считает месяцы поочередно состоящими из 29 или 30 сут, поэтому средняя длина месяца равна 29,5 сут. Длина лунного года в таком календаре составляет 12ґ29,5 = 354 сут. Истинный лунный год, состоящий из 12 синодических месяцев, содержит 354,3671 сут. Календарь не учитывает эту дробную часть; таким образом за 30 лет набирается расхождение в 11,012 сут. Добавление этих 11 сут каждые 30 лет восстанавливает соответствие календаря лунным фазам. Основной недостаток лунного календаря в том, что его год короче солнечного года на 11 сут; поэтому начало определенных сезонов по лунному календарю приходится год от года на все более поздние даты, что вызывает определенные трудности в общественной жизни.

Солнечный календарь

согласован с длительностью солнечного года; в нем начало и продолжительность календарных месяцев не связаны со сменой лунных фаз. Солнечные календари были у древних египтян и майя; в наше время большинство стран также пользуется солнечным календарем. Истинный солнечный год содержит 365,2422 сут; но гражданский календарь, чтобы быть удобным, должен содержать целое число суток, поэтому в солнечном календаре обычный год содержит 365 сут, а учет дробной части суток (0,2422) происходит раз в несколько лет путем добавления одного дня к так называемому високосному году. Солнечный календарь обычно ориентируется на четыре основные даты – два равноденствия и два солнцестояния. Точность календаря определяется по тому, насколько точно равноденствие приходится на один и тот же день каждого года.

Лунно-солнечный календарь

– это попытка согласовать продолжительность лунного месяца и солнечного (тропического) года путем периодических подгонок. Чтобы среднее количество дней в году по лунному календарю соответствовало солнечному году, каждые 2 или 3 года добавляют тринадцатый лунный месяц. Эта уловка требуется для того, чтобы сельскохозяйственные сезоны каждый год приходились на одни и те же даты. Пример лунно-солнечного календаря дает еврейский календарь, официально принятый в Израиле.

ИЗМЕРЕНИЕ ВРЕМЕНИ

В календарях используются единицы счета времени, основанные на периодических движениях астрономических объектов. Вращение Земли вокруг своей оси определяет длительность суток, обращение Луны вокруг Земли дает продолжительность лунного месяца, а обращение Земли вокруг Солнца задает солнечный год.

Солнечные сутки.

Видимое движение Солнца по небу задает истинные солнечные сутки как интервал между двумя последовательными прохождениями Солнца через меридиан в нижней кульминации. Если бы это движение отражало только вращение Земли вокруг своей оси, то оно происходило бы очень равномерно. Но оно связано также с неравномерным движением Земли вокруг Солнца и с наклоном земной оси; поэтому истинные солнечные сутки переменны. Для измерения времени в быту и в науке используются математически вычисленное положение «среднего солнца» и, соответственно, средние солнечные сутки, которые имеют постоянную длительность. В большинстве стран начало суток приходится на 0 ч, т.е. на полночь. Но это не всегда было так: в библейские времена, в Древней Греции и Иудее, а также в некоторые другие эпохи начало дня приходилось на вечернее время. У римлян в различные периоды их истории день начинался в разное время суток.

Лунный месяц.

Первоначально продолжительность месяца определялась периодом обращения Луны вокруг Земли, точнее – синодическим лунным периодом, равным промежутку времени между двумя последовательными наступлениями одинаковых фаз Луны, например, новолуний или полнолуний. Средний синодический лунный месяц (так называемая «лунация») длится 29 сут 12 ч 44 мин 2,8 с. В библейские времена лунацию считали равной 30 сут, но римляне, греки и некоторые другие народы приняли как стандарт измеренную астрономами величину 29,5 сут. Лунный месяц – удобная в общественной жизни единица времени, поскольку она длиннее суток, но короче года. В древности Луна привлекала всеобщий интерес как инструмент для измерения времени, ибо весьма несложно наблюдать выразительную смену ее фаз. Кроме того, лунный месяц был связан с различными религиозными потребностями и поэтому играл важную роль при составлении календаря.

Год.

В обыденной жизни, в том числе и при составлении календаря, под словом «год» понимают тропический год («год сезонов»), равный интервалу времени между двумя последовательными прохождениями Солнца через точку весеннего равноденствия. Сейчас его продолжительность составлет 365 сут 5 ч 48 мин 45,6 с, причем каждые 100 лет она уменьшается на 0,5 с. Еще древние цивилизации использовали этот сезонный год; по записям египтян, китайцев и других древних народов видно, что длина года вначале принималась равной 360 сут. Но уже довольно давно длину тропического года уточнили до 365 сут. Позже египтяне приняли его продолжительность равной 365,25 сут, а великий астроном древности Гиппарх уменьшил эту четверть суток на несколько минут. Гражданский год не всегда начинался с 1 января. Многие древние народы (как и некоторые современные) начинали год с момента весеннего равноденствия, а в Древнем Египте год начинался в день осеннего равноденствия.

ИСТОРИЯ КАЛЕНДАРЕЙ

Греческий календарь.

В древнегреческом календаре обычный год состоял из 354 сут. Но поскольку ему нехватало 11,25 сут для согласования с солнечным годом, то каждые 8 лет к году добавляли 90 сут (11,25ґ8), разделенные на три одинаковых месяца; этот 8-годичный цикл назывался октаэтеридой. После примерно 432 до н.э. греческий календарь основывался на цикле Метона, а затем на цикле Каллиппа (см. ниже раздел о циклах и эрах).

Римский календарь.

Согласно древним историкам, вначале (ок. 8 в. до н.э.) латинский календарь состоял из 10 месяцев и содержал 304 сут: пять месяцев по 31 сут в каждом, четыре месяца по 30 и один месяц с 29 сут. Год начинался 1 марта; отсюда сохранились названия некоторых месяцев – сентябрь («седьмой»), октябрь («восьмой»), ноябрь («девятый») и декабрь («десятый»). Новые сутки начинались в полночь. Впоследствии римский календарь претерпел немалые изменения. Перед 700 до н.э. император Нума Помпилий добавил два месяца – январь и февраль. Календарь Нумы содержал 7 месяцев по 29 сут, 4 месяца по 31 сут и февраль с 28 сут, что составляло 355 сут. Около 451 до н.э. группа из 10 высших римских чиновников (децемвиров) привела последовательность месяцев к нынешнему виду, перенеся начало года с 1 марта на 1 января. Позже была учреждена коллегия понтификов, которая провела реформу календаря.

Юлианский календарь.

К 46 до н.э., когда верховным понтификом стал Юлий Цезарь, календарные даты явно расходились с природными сезонными явлениями. Поступало столько жалоб, что возникла необходимость радикальной реформы. Чтобы восстановить прежнюю связь календаря с сезонами, Цезарь по совету александрийского астронома Созигена продлил 46-й год до н.э., добавив месяц из 23 сут после февраля и два месяца из 34 и 33 сут между ноябрем и декабрем. Таким образом, в том году было 445 сут и его прозвали «годом путаницы». Затем Цезарь закрепил длительность обычного года в 365 сут с введением раз в четыре года одного добавочного дня после 24 февраля. Это позволило приблизить среднюю продолжительность года (365,25 сут) к длительности тропического года. Цезарь умышленно отказался от лунного года и выбрал солнечный год, поскольку при этом все вставки, кроме високосного года, стали ненужными. Таким образом Цезарь установил продолжительность года в точности равной 365 сут и 6 ч; с тех пор повсеместно используется именно это значение: после трех обычных лет следует один високосный год. Цезарь изменил продолжительность месяцев (табл. 1), положив в обычном году февраль из 29 сут, а високосном – из 30. Этот Юлианский календарь, который сейчас часто называют «старым стилем», был введен 1 января 45 до н.э. Тогда же месяц квинтилис был переименован в июль в честь Юлия Цезаря, а весеннее равноденствие было сдвинуто к своей исходной дате 25 марта.

Августианский календарь.

После смерти Цезаря понтифики, видимо, неправильно поняв инструкцию о високосных годах, в течение 36 лет добавляли високосный год не раз в четыре, а раз в три года. император Август исправил эту ошибку, пропустив три високосных года в период с 8 до н.э. до 8 н.э. Начиная с этого момента, високосными считались только года с номером, кратным 4. В честь императора месяц секстилис был переименован в август. Кроме того, количество дней в этом месяце было увеличено с 30 до 31. Эти сутки были взяты из февраля. Сентябрь и ноябрь были сокращены с 31 до 30 сут, а октябрь и декабрь увеличены с 30 до 31 сут, что сохраняло общее количество суток в календаре (табл. 1). Таким образом сложилась современная система месяцев. Некоторые авторы считают не Августа, а все же Юлия Цезаря основателем современного календаря.

Таблица 1. Продолжительность месяцев трех римских календарей
Таблица 1. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ МЕСЯЦЕВ ТРЕХ РИМСКИХ КАЛЕНДАРЕЙ (в сутках)
Название месяца Календарь децемвиров (ок. 414 до н.э.) Календарь Юлия (45 до н.э.) Календарь Августа (8 до н.э.)
Януариус 29 31 31
Фебруариус 28 29–30 28–29
Мартиус 31 31 31
Априлис 29 30 30
Майус 31 31 31
Юниус 29 30 30
Квинтилис1) 31 31 31
Секстилис2) 29 30 31
Септембер 29 31 30
Октобер 31 30 31
Новембер 29 31 30
Децембер 29 30 31
1) Юлиус в календарях Юлия и Августа.2) Август в календаре Августа.

Календы, иды и ноны.

Эти слова римляне использовали только во множественном числе, называя так особые дни месяцев. Календами, как упоминалось выше, называли первый день каждого месяца. Иды были 15-м днем марта, мая, июля (квинтилиса), октября и 13-м днем остальных (коротких) месяцев. При современных расчетах нонами называют 8-й день перед идами. Но римляне учитывали сами иды, поэтому ноны у них были 9-м днем (отсюда их название «nonus», девять). Мартовскими идами было 15 марта или, менее определенно, какой-либо из семи предшествующих дней: с 8 до 15 марта включительно. Ноны марта, мая, июля и октября приходились на 7-й день месяца, а в прочие, короткие месяцы – на 5-й день. Дни месяца отсчитывались назад: в первую половину месяца говорили, что столько-то дней осталось до нон или ид, а во вторую половину – до календ следующего месяца.

Григорианский календарь.

Юлианский год продолжительностью 365 сут 6 ч длиннее истинного солнечного на 11 мин 14 с, поэтому с течением времени наступление сезонных явлений по юлианскому календарю приходилось на все более ранние даты. Особенно сильное недовольство вызывало постоянное смещение даты Пасхи, связанной с весенним равноденствием. В 325 н.э. Никейский собор издал декрет о единой дате Пасхи для всей христианской церкви. В последующие столетия было внесено много предложений по усовершенствованию календаря. Наконец, предложения неаполитанского астронома и врача Алоизия Лилия (Луиджи Лилио Джиральди) и баварского иезуита Кристофера Клавия были одобрены папой Григорием ХIII. Он издал 24 февраля 1582 буллу, вводящую два важных дополнения в юлианский календарь: из календаря 1582 года изымалось 10 сут – после 4 октября следовало 15 октября. Это позволяло сохранить 21 марта как дату весеннего равноденствия, каковой она была, вероятно, в 325 н.э. Кроме того, три из каждых четырех вековых лет следовало считать обычными и только те, которые делятся на 400, считать високосными. Таким образом, 1582 стал первым годом григорианского календаря, часто называемого «новым стилем». Франция перешла на новый стиль в том же году. Некоторые другие католические страны приняли его в 1583. Прочие страны переходили на новый стиль в разные годы: например, Великобритания приняла григорианский календарь с 1752; к 1700 високосному году по юлианскому календарю различие между ним и григорианским календарем составляло уже 11 сут, поэтому в Великобритании после 2 сентября 1752 наступило 14 сентября. В том же году в Англии начало года было перенесено на 1 января (до этого новый год начинался со дня Благовещения – 25 марта). Ретроспективное исправление дат стало причиной большой путаницы на многие годы, поскольку папа Григорий XIII распорядился внести поправки во все прошлые даты, вплоть до Никейского собора. Григорианский календарь используется сегодня во многих странах, включая США и Россию, которая отказалась от восточного (юлианского) календаря лишь после Октябрьской (в действительности – ноябрьской) большевистской революции 1917. Григорианский календарь не абсолютно точен: он на 26 с длинее тропического года. Разница достигает одних суток за 3323 года. Для их компенсации вместо исключения трех високосных лет из каждых 400 нужно было бы исключать один високосный год из каждых 128 лет; это поправило бы календарь настолько, что лишь за 100 000 лет разница между календарным и тропическим годами достигла бы 1 сут.

Еврейский календарь.

Этот типичный лунно-солнечный календарь имеет очень древнее происхождение. Его месяцы содержат попеременно 29 и 30 сут, а раз в 3 года добавляют 13-й месяц Веадар; его вставляют перед месяцем Нисан каждый 3-й, 6-й, 8-й, 11-й, 14-й, 17-й и 19-й год 19-летнего цикла. Нисан – первый месяц еврейского календаря, хотя отсчет годов ведется от седьмого месяца Тишри. Вставка Веадара приводит к тому, что весеннее равноденствие всегда приходится на лунацию в месяце Нисан. В григорианском календаре два вида годов – обычный и високосный, а в еврейском – обычный (12-месячный) год и эмболисмический (13-месячный). В эмболисмическом году из 30 сут, вставленных перед Нисаном, 1 сут относятся к шестому месяцу Адару (который обычно содержит 29 сут), а 29 сут составляют Веадар. На самом деле еврейский лунно-солнечный календарь еще сложнее, чем описано здесь. Хотя он и годится для исчисления времени, но из-за использования лунного месяца его нельзя считать эффективным современным инструментом этого рода.

Мусульманский календарь.

До Мухаммеда, умершего в 632, у арабов был лунно-солнечный календарь со вставными месяцами, похожий на еврейский. Считается, что ошибки старого календаря заставили Мухаммеда отказаться от дополнительных месяцев и ввести лунный календарь, первым годом которого стал 622. В нем за единицу отсчета приняты сутки и синодический лунный месяц, а сезоны вообще не принимаются во внимание. Лунный месяц считается равным 29,5 сут, а год состоит из 12 мес, содержащих попеременно 29 или 30 сут. В 30-летнем цикле последний месяц года в течение 19 лет содержит 29 сут, а остальные 11 лет – 30 сут. Средняя продолжительность года в таком календаре 354,37 сут. Мусульманский календарь широко распространен на Ближнем и Среднем Востоке, хотя Турция в 1925 отказалась от него в пользу григорианского календаря.

Египетский календарь.

Ранний египетский календарь был лунным, о чем свидетельствует иероглиф «месяц» в виде лунного серпа. Позже жизнь египтян оказалась тесно связана с ежегодными разливами Нила, которые и стали для них точками отсчета времени, стимулируя создание солнечного календаря. Согласно Дж.Брестеду, этот календарь был введен в 4236 до н.э., и эта дата считается самой древней исторической датой. Солнечный год в Египте содержал 12 мес по 30 сут, а по окончании последнего месяца шло еще пять дополнительных суток (эпагомены), что в сумме давало 365 сут. Поскольку календарный год был на 1/4 сут короче солнечного, со временем он все больше и больше расходился с сезонами. Наблюдая гелиакические восходы Сириуса (первое появление звезды в лучах утренней зари после ее невидимости в период соединения с Солнцем), египтяне определили, что 1461 египетский год по 365 сут равен 1460 солнечным годам по 365,25 сут. Этот интервал известен как период Сотис. Длительное время жрецы препятствовали любому изменению календаря. Наконец в 238 до н.э. Птолемей III издал декрет о добавлении одного дня к каждому четвертому году, т.е. ввел подобие високосного года. Так родился современный солнечный календарь. День у египтян начинался с восходом Солнца, их неделя состояла из 10 сут, а месяц – из трех недель.

Китайский календарь.

Доисторический китайский календарь был лунным. Около 2357 до н.э. император Яо, недовольный существующим лунным календарем, повелел своим астрономам определить даты равноденствий и с помощью вставных месяцев создать сезонный календарь, удобный для сельского хозяйства. Чтобы согласовать 354-суточный лунный календарь с 365-суточным астрономическим годом, каждые 19 лет добавляли 7 вставных месяцев, следуя подробной инструкции. Хотя солнечный и лунный годы в целом были согласованы, лунно-солнечные различия оставались; их исправляли по достижении ими заметной величины. Тем не менее календарь все еще был несовершенен: годы имели неодинаковую продолжительность, а равноденствия приходились на разные даты. В китайском календаре год состоял из 24 полумесяцев. Китайский календарь имеет 60-летний цикл, началом которого считается 2637 до н.э. (по другим данным – 2397 до н.э.) с несколькими внутренними периодами, причем каждый год имеет довольно забавное название, например, «год коровы» в 1997, «год тигра» в 1998, «зайца» в 1999, «дракона» в 2000 и т.п., которые повторяются с периодом в 12 лет. После западного проникновения в Китай в 19 в. в коммерции стали использовать григорианский календарь, а в 1911 он официально был принят в новой Китайской республике. Однако крестьяне еще продолжали пользоваться древним лунным календарем, но с 1930 он был запрещен.

Календари майя и ацтеков.

Древняя цивилизация племени майя обладала весьма высоким искусством счета времени. Их календарь содержал 365 сут и состоял из 18 мес по 20 сут (каждый месяц и каждый его день имели свое название) плюс 5 добавочных суток, не относящихся ни к одному месяцу. Календарь состоял из 28 недель по 13 пронумерованных дней в каждой, что составляло всего 364 сут; одни сутки оставались лишними. Почти таким же календарем пользовались и соседи майя – ацтеки. Большой интерес представляет календарный камень ацтеков. Лицо в центре изображает Солнце. В четырех примыкающих к нему больших прямоугольниках изображены головы, символизирующие даты четырех предшествующих мировых эпох. Головы и условные знаки в прямоугольниках следующего круга символизируют 20 сут месяца. Большие треугольные фигуры изображают солнечные лучи, а в основании внешнего круга два огненных змея представляют жар небес. Календарь ацтеков похож на календарь майя, но названия месяцев иные.

ЦИКЛЫ И ЭРЫ

Воскресные буквы

– это схема, показывающая связь между числом месяца и днем недели в течение любого года. Например, она позволяет определять воскресные дни, а исходя из этого составить календарь на весь год. Таблицу недельных букв можно записать так:

Таблица недельных букв
  A B C D E F G

Январь

1 2 3 4 5 6 7
  8 9 10 11 12 13 14
  15 16 (и т.д. до конца года)

Каждый день года, кроме 29 февраля високосных лет, обозначается буквой. Определенный день недели всегда обозначается одной и той же буквой в течение всего года, за исключением високосных лет; поэтому та буква, которая обозначает первое воскресенье, соответствует и всем остальным воскресеньям этого года. Зная воскресные буквы любого года (от A до G) можно полностью восстановить порядок дней недели в этом году. Полезна следующая таблица:

День недели - Воскресная буква
День недели 1 января Воскресная буква
Воскресенье   A
Понедельник   G
Вторник   F
Среда   E
Четверг   D
Пятница   C
Суббота   B

Чтобы определить порядок дней недели и составить календарь любого года, нужно иметь таблицу воскресных букв для каждого года (табл. 2) и таблицу строения календаря любого года с известными воскресными буквами (табл. 3). Например, найдем день недели для 10 августа 1908. В табл. 2 на пересечении столбца столетий со строкой, содержащей две последние цифры года, указаны воскресные буквы. Високосные годы имеют две буквы, а для полных столетий, таких как 1900, буквы указаны в верхнем ряду. Для високосного 1908 года воскресными буквами будут ED. Из части для високосного года табл. 3 по буквам ED находим строку дней недели, а пересечение с ней даты «10 августа» дает понедельник. Таким же образом находим, что 30 марта 1945 было пятницей, 1 апреля 1953 – средой, 27 ноября 1983 – воскресеньем, и т.д.

Таблица 2. Воскресные буквы для любого года от 1700 до 2800
Таблица 2. ВОСКРЕСНЫЕ БУКВЫ ДЛЯ ЛЮБОГО ГОДА ОТ 1700 ДО 2800 (по А. Филипу)
Последние две цифры года   Вековые годы
  1700 2100

2500

1800 2200

2600

1900 2300

2700

2000 2400

2800

00 C E G BA
01 02 03

04

29 30 31

32

57 58 59

60

85 86 87

88

B A G

FE

D C B

AG

F E D

CB

G F E

DC

05 06 07

08

33 34 35

36

61 62 63

64

89 90 91

92

D C B

AG

F E D

CB

A G F

ED

B A G

FE

09 10 11

12

37 38 39

40

65 66 67

68

93 94 95

96

F E D

CB

A G F

ED

C B A

GF

D C B

AG

13 14 15

16

41 42 43

44

69 70 71

72

97 98 99

. .

A G F

ED

C B A

GF

E D C

BA

F E D

CB

17 18 19

20

45 46 47

48

73 74 75

76

. . . . . .

. .

C B A

GF

E D C

BA

G F E

DC

A G F

ED

21 22 23

24

49 50 51

52

77 78 79

80

. . . . . .

. .

E D C

BA

G F E

DC

B A G

FE

C B A

GF

25 26 27

28

53 54 55

56

81 82 83

84

. . . . . .

. .

G F E

DC

B A G

FE

D C B

AG

E D C

BA

Таблица 3. Календарь на любой год
Таблица 3. КАЛЕНДАРЬ НА ЛЮБОЙ ГОД (по А. Филипу)
Обычный год
Воскресные буквы и начальные дни недели A G F E D C

B

Вс Пн Вт Ср Чт Пн

Сб

Пн Вт Ср Чт Пт Сб

Вс

Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Пн

Ср Чт Пт Сб Вс Пн

Вт

Чт Пт Сб Вс Пн Вт

Ср

Пт Сб Вс Пн Вт Ср

Чт

Сб Вс Пн Вт Ср Чт

Пт

Месяц Дней в месяце              
Январь Октябрь 31 31 1 8 15 22

29

2 9 16 23

30

3 10 17 24

31

4 11 18

25

5 12 19

26

6 13 20

27

7 14 21

28

Февраль Март

Ноябрь

28 31

30

5 12 19

26

6 13 20

27

7 14 21

28

1 8 15 22

29

2 9 16 23

30

3 10 17 24

31

4 11 18

25

Апрель Июль

30 31

2 9 16 23

30

3 10 17 24

31

4 11 18

25

5 12 19

26

6 13 20

27

7 14 21

28

1 8 15 22

29

Май

31

7 14 21

28

1 8 15 22

29

2 9 16 23

30

3 10 17 24

31

4 11 18

25

5 12 19

26

6 13 20

27

Июнь

30

4 11 18

25

5 12 19

26

6 13 20

27

7 14 21

28

1 8 15 22

29

2 9 16 23

30

3 10 17

24

Август

31

6 13 20

27

7 14 21

28

1 8 15 22

29

2 9 16 23

30

3 10 17 24

31

4 11 18

25

5 12 19

26

Сентябрь Декабрь

30 31

3 10 17 24

31

4 11 18

25

5 12 19

26

6 13 20

27

7 14 21

28

1 8 15 22

29

2 9 16 23

30

Високосный год
Воскресные буквы и начальные дни недели AG GF FE ED DC CB

BA

Вс Пн Вт Ср Чт Пн

Сб

Пн Вт Ср Чт Пт Сб

Вс

Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Пн

Ср Чт Пт Сб Вс Пн

Вт

Чт Пт Сб Вс Пн Вт

Ср

Пт Сб Вс Пн Вт Ср

Чт

Сб Вс Пн Вт Ср Чт

Пт

Месяц Дней в месяце              
Январь Апрель

Июль

31 30

31

1 8 15 22

29

2 9 16 23

30

3 10 17 24

31

4 11 18

25

5 12 19

26

6 13 20

27

7 14 21

28

Май

31

6 13 20

27

7 14 21

28

1 8 15 22

29

2 9 16 23

30

3 10 17 24

31

4 11 18

25

5 12 19

26

Февраль Август 29 31 5 12 19

26

6 13 20

27

7 14 21

28

1 8 15 22

29

2 9 16 23

30

3 10 17 24

31

4 11 18

25

Март Ноябрь 31 30 4 11 18

25

5 12 19

26

6 13 20

27

7 14 21

28

1 8 15 22

29

2 9 16 23

30

3 10 17 24

31

Июнь

30

3 10 17

24

4 11 18

25

5 12 19

26

6 13 20

27

7 14 21

28

1 8 15 22

29

2 9 16 23

30

Сентябрь Декабрь

30 31

2 9 16 23

30

3 10 17 24

31

4 11 18

25

5 12 19

26

6 13 20

27

7 14 21

28

1 8 15 22

29

Октябрь

31

7 14 21

28

1 8 15 22

29

2 9 16 23

30

3 10 17 24

31

4 11 18

25

5 12 19

26

6 13 20

27

Цикл Метона

показывает соотношение лунного месяца и солнечного года; поэтому он стал основой для греческого, еврейского и некоторых других календарей. Этот цикл состоит из 19 лет по 12 месяцев плюс 7 добавочных месяцев. Назван он по имени греческого астронома Метона, открывшего его в 432 до н.э., не подозревая, что в Китае о нем знали с 2260 до н.э. Метон определил, что период в 19 солнечных лет содержит 235 синодических месяцев (лунаций). Он считал длину года равной 365,25 сут, поэтому 19 лет у него составляли 6939 сут 18 ч, а 235 лунаций равняются 6939 сут 16 ч 31 мин. В этот цикл он вставлял 7 добавочных месяцев, поскольку 19 лет по 12 мес дают в сумме 228 мес. Считается, что Метон вставлял добавочные месяцы в 3-й, 6-й, 8-й, 11-й, 14-й и 19-й годы цикла. Все годы, помимо указанных, содержат по 12 мес, состоящих попеременно из 29 или 30 сут, 6 лет среди упомянутых выше семи содержат по дополнительному месяцу из 30 сут, а седьмой – 29 сут. Вероятно, первый Метонов цикл начался в июле 432 до н.э. Фазы Луны повторяются в те же дни цикла с точностью до нескольких часов. Таким образом, если даты новолуний определены в течение одного цикла, то они легко определяются для последующих циклов. Положение каждого года в цикле Метона указывает его номер, принимающий значения от 1 до 19 и называемый золотым числом (поскольку в античную эпоху фазы Луны начертывались золотом на общественных памятниках). Определить золотое число года можно по специальным таблицам; им пользуются для вычисления даты Пасхи.

Цикл Каллиппа.

Другой греческий астроном – Каллипп – в 330 до н.э. развил идею Метона, введя 76-летний цикл (= 19ґ4). Циклы Каллиппа содержат постоянное число високосных лет, тогда как в цикле Метона их число переменно.

Солнечный цикл.

Этот цикл состоит из 28 лет и помогает установить связь между днем недели и порядковым днем месяца. Если бы не было високосных лет, то соответствие дней недели и чисел месяца регулярно повторялось бы с 7-летним циклом, поскольку в неделе 7 дней, и год может начинаться с любого из них; а также потому, что обычный год на 1 сутки длинее 52 полных недель. Но введение раз в 4 года високосных лет делает цикл повторения всех возможных календарей в прежнем порядке 28-летним. Интервал между годами с одинаковым календарем изменяется от 6 до 28 лет.

Цикл Дионисия (пасхальный). Этот цикл из 532 лет имеет компоненты лунного 19-летнего и солнечного 28-летнего циклов. Считается, что он был введен Дионисием Малым в 532. Согласно его расчетам, как раз в том году начинался лунный цикл, первый в новом Пасхальном цикле, что и указывало дату рождения Христа в 1 н.э. (эта дата часто является предметом спора; некоторые авторы называют датой рождения Христа 4 до н.э.). Цикл Дионисия содержит полную последовательность пасхальных дат.

Эпакт.

Эпактом называют возраст Луны от новолуния в сутках на 1 января любого года. Эпакт был предложен А. Лилием и введен К. Клавием в период подготовки новых таблиц для определения дней Пасхи и других праздников. Каждый год имеет свой эпакт. Вообще для определения даты Пасхи требуется лунный календарь, но эпакт позволяет определить дату новолуния и далее вычислить дату первого полнолуния после весеннего равноденствия. Следующее после этой даты воскресенье и есть Пасха. Эпакт совершеннее золотого числа: он позволяет определять даты новолуний и полнолуний по возрасту Луны на 1 января, не рассчитывая лунные фазы на весь год. Полная таблица эпактов вычислена на 7000 лет, после чего вся серия повторяется. Эпакты пробегают циклически серию из 19 чисел. Для определения эпакта текущего года нужно к эпакту предыдущего года прибавить 11. Если сумма превышает 30, то нужно вычесть 30. Это не очень точное правило: число 30 приблизительное, так что вычисленные по этому правилу даты астрономических явлений могут отличаться от истинных на сутки. До введения григорианского календаря эпакты не использовали. Считается, что цикл эпактов начался в 1 до н.э. с эпактом 11. Инструкции для расчета эпактов кажутся очень сложными, пока не вникнешь в детали.

Римские индикты.

Это цикл, введенный последним римским императором Константином; им пользовались для ведения коммерческих дел и сбора податей. Непрерывную последовательность лет делили на 15-летние интервалы – индикты. Цикл начался 1 января 313. Следовательно, 1 н.э. был четвертым годом индикта. Правило определения номера года в текущем индикте такое: прибавить 3 к григорианскому номеру года и разделить это число на 15, остаток и является искомым числом. Так, в системе римских индиктов 2000 год имеет номер 8.

Юлианский период.

Это универсальный период, используемый в астрономии и хронологии; введен французским историком Ж.Скалигером в 1583. «Юлианским» Скалигер назвал его в честь своего отца, известного ученого Юлия Цезаря Скалигера. Юлианский период содержит 7980 лет – произведение солнечного цикла (28 лет, по прошествии которых даты юлианского календаря приходятся на те же дни недели), цикла Метона (19 лет, по прошествии которых все фазы Луны приходятся на те же дни года) и цикла римских индиктов (15 лет). Началом юлианского периода Скалигер выбрал 1 января 4713 до н.э. по продолженному в прошлое юлианскому календарю, поскольку все три перечисленных выше цикла сходятся в этой дате (точнее, 0,5 января, поскольку за начало юлианских суток принят средний гринвичский полдень; поэтому к полуночи, с которой начинается 1 января, уже проходит 0,5 юлианских суток). Текущий юлианский период завершится в конце 3267 н.э. (23 января 3268 по григорианскому календарю). Для того чтобы определить номер года в юлианском периоде, нужно прибавить к нему число 4713; сумма и будет искомым номером. Например, 1998 имел номер 6711 в юлианском периоде. Каждый день этого периода имеет свой юлианский номер JD (Julian Day), равный количеству суток, прошедших с начала периода до полудня этого дня. Так, 1 января 1993 имел номер JD 2 448 989, т.е. к гринвичскому полдню этой даты от начала периода прошло именно столько полных суток. Дата 1 января 2000 имеет номер JD 2 451 545. Юлианский номер каждой календарной даты приводится в астрономических ежегодниках. Разность юлианских номеров двух дат указывает количество суток, прошедших между ними, что весьма важно знать при астрономических расчетах.

Римская эра.

Годы этой эры отсчитывались от момента основания Рима, которым считается 753 до н.э. Перед номером года ставили аббревиатуру A.U.C. (anno urbis conditae – год основания города). Например, 2000 год григорианского календаря соответствует 2753 году римской эры.

Олимпийская эра.

Олимпиады – это 4-летние интервалы между греческими спортивными состязаниями, проводившимися в Олимпии; их использовали в хронологии Древней Греции. Олимпийские игры устраивали в дни первого полнолуния после летнего солнцестояния, в месяце гекатомбейоне, что соответствует современному июлю. Вычисления показывают, что первые Олимпийские игры были проведены 17 июля 776 до н.э. В то время использовали лунный календарь с добавочными месяцами цикла Метона. В 4 в. христианской эры император Феодосий отменил Олимпийские игры, и в 392 Олимпиады были заменены Римскими индиктами. Термин «Олимпийская эра» часто встречается в хронологии.

Эра Набонассара.

Введена одной из первых и названа в честь вавилонского царя Набонассара. Эра Набонассара представляет особый интерес для астрономов, поскольку использовалась для указания дат Гиппархом и александрийским астрономом Птолемеем в его «Альмагесте». По-видимому, в Вавилоне в эту эру начались детальные астрономические исследования. Началом эры считают 26 февраля 747 до н.э. (по юлианскому календарю), первый год правления Набонассара. Птолемей начинал счет суток со среднего полдня на меридиане Александрии, а год у него египетский, содержащий ровно 365 сут. Неизвестно, пользовались ли в Вавилоне эрой Набонассара в эпоху ее формального начала, но в более поздние времена ею, по-видимому, пользовались. Помня о «египетской» длине года, легко вычислить, что 2000 год по григорианскому календарю является 2749 годом эры Набонассара.

Еврейская эра.

Начало еврейской эры – это мифическая дата сотворения мира, 3761 до н.э. Еврейский гражданский год начинается около дня осеннего равноденствия. Например, 11 сентября 1999 по григорианскому календарю был первым днем 5760 года по еврейскому календарю.

Мусульманская эра,

или эра хиджры, начинается 16 июля 622, т.е. с даты переселения Мухаммеда из Мекки в Медину. Например, 6 апреля 2000 по григорианскому календарю начинается 1421 год мусульманского календаря.

Христианская эра.

Началась 1 января 1 н.э. Считают, что христианскую эру ввел Дионисий Малый в 532; время течет в ней в согласии с циклом Дионисия, описанным выше. Дионисий принял за начало 1-го года «нашей» (или «новой») эры 25 марта, поэтому день 25 декабря 1 н.э. (т.е. 9 мес спустя) был назван днем рождения Христа. Папа Григорий XIII перенес начало года на 1 января. Но историки и хронологи давно уже считали днем Рождества Христова 25 декабря 1 до н.э. По поводу этой важнейшей даты было много споров, и только современные исследования показали, что скорее всего Рождество приходится на 25 декабря 4 до н.э. Путаницу в установление подобных дат вносит то обстоятельство, что астрономы часто называют год рождения Христа нулевым годом (0 н.э.), которому предшествовал 1 до н.э. Но другие астрономы, а также историки и хронологи считают, что нулевого года не было и сразу за 1 до н.э. следует 1 н.э. Нет согласия и в том, считать ли такие годы, как 1800 и 1900, концом столетия или началом следующего. Если принять существование нулевого года, то 1900 будет началом столетия, а 2000 – еще и началом нового тысячелетия. Но если нулевой год отсутствовал, то 20-й век истекает лишь в конце 2000. Многие астрономы считают вековые годы, заканчивающиеся на '00, началом нового столетия.

Как известно, дата Пасхи постоянно меняется: она может прийтись на любой день с 22 марта по 25 апреля включительно. По правилу Пасха (католическая) должна быть в первое воскресенье после полнолуния, следующего за весенним равноденствием (21 марта). К тому же, согласно Английскому требнику, «... если полнолуние наступает в воскресенье, то Пасхой будет следующее воскресенье». Эта дата, имеющая большое историческое значение, служила предметом многих споров и дискуссий. Поправки папы Григория XIII приняты многими церквами, но поскольку расчет даты Пасхи основан на лунных фазах, она не может иметь определенную дату в солнечном календаре.

РЕФОРМА КАЛЕНДАРЯ

Хотя григорианский календарь очень точен и вполне согласуется с природными явлениями, его современная структура не вполне соответствует потребностям общественной жизни. Уже давно ведутся разговоры об усовершенствовании календаря и даже возникают различные ассоциации по проведению такой реформы.

Недостатки григорианского календаря.

Этот календарь имеет около дюжины дефектов. Главным среди них является переменность количества дней и недель в месяцах, кварталах и полугодиях. Например, кварталы содержат 90, 91 или 92 дня. Существуют четыре основные проблемы:

1) Теоретически гражданский (календарный) год должен иметь ту же продолжительность, что и астрономический (тропический) год. Однако это невозможно, поскольку тропический год не содержит целого числа суток. Из-за необходимости время от времени добавлять в год дополнительные сутки существует два типа годов – обычный и високосный. Поскольку год может начинаться с любого дня недели, это дает 7 типов обычных и 7 типов високосных лет, т.е. всего 14 типов лет. Для их полного воспроизведения нужно ждать 28 лет.

2) Продолжительноть месяцев различна: они могут содержать от 28 до 31 дня, и эта неравномерность приводит к определенным трудностям в экономических расчетах и статистике.

3) Ни обычный, ни високосный годы не содержат целого числа недель. Полугодия, кварталы и месяцы также не содержат целого и равного количества недель.

4) От недели к неделе, от месяца к месяцу и даже от года к году изменяется соответствие дат и дней недели, поэтому трудно устанавливать моменты различных событий. Например, день Благодарения всегда приходится на четверг, но число месяца при этом меняется. Рождество всегда приходится на 25 декабря, но на разные дни недели.

Предлагаемые усовершенствования.

Существует множество предложений по реформе календаря, из которых перечисленные ниже обсуждаются чаще других:

Международный фиксированный календарь

(International Fixed Calendar). Это улучшенная версия 13-месячного календаря, предложенного в 1849 французским философом, основоположником позитивизма О.Контом (1798–1857). Разработал ее английский статистик М.Котсворт (1859–1943), основавший в 1942 Лигу фиксированного календаря. Этот календарь содержит 13 мес по 28 дней в каждом; все месяцы одинаковые и начинаются с воскресенья. Оставив первым шести месяцам из двенадцати их привычные имена, Котсворт вставил между ними 7-й месяц «Соль» (Sol). Один лишний день (365 – 13ґ28), названный Днем года, следует после 28 декабря. Если год високосный, то вставляют еще Високосный день после 28 июня. Эти «уравновешивающие» сутки в счете дней недели не учитываются. Котсворт предлагал упразднить названия месяцев и использовать для их обозначения римские цифры. 13-месячный календарь весьма равномерен и удобен в употреблении: год легко делится на месяцы и недели, а месяц делится на недели. Если бы в экономической статистике вместо полугодий и кварталов использовался месяц, то такой календарь имел бы успех; но 13 мес трудно поделить на полугодия и кварталы. Проблемы вызывает и резкое отличие этого календаря от ныне действующего. Для его введения потребуются большие усилия, чтобы получить согласие влиятельных групп, приверженных традиции.

Всемирный календарь

(World Calendar). Этот 12-месячный календарь разрабатывался по решению Международного коммерческого конгресса 1914 и усиленно пропагандировался многими сторонниками. В 1930 Э.Ахелис организовала Ассоциацию всемирного календаря, издающую с 1931 «Журнал реформы календаря». Основной единицей Всемирного календаря служит квартал года. Каждые неделя и год начинаются с воскресенья. Первые три месяца содежат 31, 30 и 30 сут соответственно. Каждый следующий квартал такой же, как первый. Названия месяцев сохраняются нынешними. День високосного года (июнь W) вставляется после 30 июня, а День окончания года (День мира) – после 30 декабря. Противники Всемирного календаря считают его недостатком то, что каждый месяц состоит из нецелого числа недель и поэтому начинается с произвольного дня недели. Защитники же этого календаря считают его преимуществом подобие ныне действующему календарю.

Вечный календарь

(Perpetual Calendar). Этот 12-месячный календарь предлагает У.Эдвардс из Гонолулу (Гавайи). Вечный календарь Эдвардса разбит на четыре 3-месячных квартала. Каждая неделя и каждый квартал начинаются с понедельника, что весьма выгодно для бизнеса. Первые два месяца каждого квартала содержат по 30 дней, а последний – 31. Между 31 декабря и 1 января располагается праздник – День нового года, а раз в 4 года между 31 июня и 1 июля появляется День високосного года. Приятной особенностью Вечного календаря является то, что пятница в нем никогда не попадает на 13-е число. Несколько раз в Палату представителей США даже вносили законопроект об официальном переходе на этот календарь.

www.krugosvet.ru

Книга: Лунно-Солнечный календарь

Каждый день лунного месяца имеет свои особенности. Поэтому приведем краткие характеристики лунных дней.

1-й день, символ «Светильник», благоприятен для творчества, работы в уединении, планирования будущих дел, для добрых начинаний. Все хорошие дела в этот день будут успешны. Но не следует переутомляться, употреблять алкоголь и острую пищу. Проявите особое внимание к своему здоровью: болезнь, зародившаяся в этот день, всегда оказывается тяжелой.

Рожденные в первый день Луны – большие мечтатели. Они всегда ждут от жизни чего-то несбыточного, и это иногда подталкивает их на совершение ярких, неординарных поступков.

2-й день, символ «Рог изобилия», «Пасть» – ни в коем случае нельзя злиться и гневаться, наоборот, следует проявлять доброту и щедрость, они будут вознаграждены, а зло наказано. Маги утверждают, что во второй день лунного месяца можно узнать, кто есть кто среди ваших знакомых. Для этого надо выпить утром стакан воды с несколькими каплями лимонного сока и подумать о том, в ком вы сомневаетесь. Если появится тошнота, это верный признак того, что от данного человека лучше держаться подальше. В этот день рекомендуется особое внимание уделить зубам и деснам: может сломаться зуб, появиться флюс или воспаление десны.

В этот день рождаются добрые, состоятельные люди.

3-й день, «Леопард» или «Барс» – день агрессии, подозрений и коварства. Опасайтесь их со стороны других и сдерживайте в себе. Избегайте общения с настырными людьми – они могут втянуть вас в скандал. Маги предупреждают: опасайтесь разлить масло в этот день, если это произойдет, значит, вы сошли с верного пути. Рекомендуется всем баня. Обратите особое внимание на свои уши и затылок – возможны травмы черепа и заболевания ушей.

В этот день рождаются люди экстремальных профессий.

4-й день, «Древо познания добра и зла», «АУМ». День служит для сосредоточенности и возвышенных мыслей. Его лучше провести в уединении и не принимать поспешных решений. Прежде чем начать новое дело, обдумайте все хорошенько. В этот день «работает» верная примета: если вы увидите во сне спутанные нитки или волосы, сразу же отменяйте все дела, так как вас ждет неудача.

Рожденные в этот день являются носителями сокровенной информации, которую необходимо разгадать в течение жизни.

5-й день, «Единорог». Счастливый день. Успешно будут идти все дела, поездки и путешествия. Хроническим больным можно есть все, что захочется. Только необходимо позаботиться о своем желудке, чтобы не обострились старые болячки. Слезы в этот день очищают душу.

Людям этого дня следует тщательно следить за получаемой информацией, больше путешествовать, меньше суетиться и строго соблюдать свои принципы.

6-й день, «Птица» или «Журавль» – это день религии и магии. Хорош для прощения своих врагов, для очищения души и обретения через них благодати Божьей любви. Благоприятен для телепатических контактов, предсказаний, работы с космическими энергиями. Берегите горло: высока вероятность заболевания дыхательных путей, ОРЗ и ангиной.

В этот день рождаются преобразователи и толкователи космической энергии и небесных знамений.

7-й день, «Роза ветров», «Ключи», «Жезл» – очень благоприятен для проведения магических обрядов, поэтому его еще называют «магическим» днем. Деловым людям следует соблюдать осторожность при работе с документами и ценными бумагами. Плохо, если кому-то приснится петух – это предвестник близкого несчастья с вами или вашими близкими. В этот день особенно уязвимы легкие.

Родившиеся в это время могут быть проводниками высших сил, собирателями тайной информации.

8-й день, «Пожар», «Феникс» – похож на шестой. Сходите в церковь, покайтесь в грехах. В храме постойте, глядя на пламя свечи, оно очистит вас от негативной энергетики. Вообще постарайтесь провести этот день наедине с собой, не перенапрягаясь, так как любое напряжение может стать причиной болезни. Чтобы помочь своему организму, посидите на легкой диете.

Рожденные в этот день наделены высокой интуицией и тягой к изучению химии. Некоторые привыкают к алкоголю и наркотикам.

9-й день, «Летучая мышь», «Нетопырь», «Млечный путь» – сатанинский. День обмана и пустых иллюзий. Будьте предельно осторожны при любых контактах: даже верные партнеры могут преподнести вам неприятные сюрпризы. Тщательно прорабатывайте все предложения и собственные ходы. Не обращайте внимания на сны этого дня: все они ложные.

Примечание: Разлитое молоко и разбитое зеркало – знаки несчастья в этот день. Берегите свое сердце, оно особенно уязвимо. Можно снимать порчу. Люди, рожденные в этот день, трудно идут по жизни, им постоянно нужно защищаться от дурного влияния и проводить очистительные процедуры.

10-й день, «Фонтан», «Гриб», «Источник воды», «Фаллос» – благоприятен для новых начинаний, умственного и физического труда, общения с друзьями. Заранее спланируйте ваши дела, чтобы этот день посвятить отдыху. Накопленные в течение этого дня силы помогут долго сохранить энергичность и работоспособность.

Рожденные в этот день способны открывать для себя дополнительные энергоисточники.

11-й день, «Корона», «Хребет», «Огненный меч», «Лабиринт». Его часто называют днем здоровья. Именно этому и следует посвятить этот день. Благоприятен он и для занятий белой магией. Все дела, начатые утром этого дня, обязательно нужно закончить к вечеру, иначе не будет удачи.

Для людей опасных профессий велика вероятность травмы. Предвестником скорой беды будет падение колющего или режущего предмета.

Люди этого дня обладают недюжинной физической и духовной силой и часто попадают в экстремальные ситуации.

12-й день, «Сердце» и «Чаша» – удачен для новых дел, размышлений о смысле вашей жизни и для бракосочетания. Принесет избавление от беспокойства молитва, а поданная нищему милостыня особенно угодна Богу. Берегите сердце и легкие; хорошо в этот день устроить себе разгрузку – ничего не ешьте, пейте только воду и соки.

В этот день рождаются жалостливые, сердобольные люди.

13-й день, «Кольцо», «Колесо», «Прялка», – особенно удачен для научной и творческой работы. Маги считают его «днем предсказаний»; сделанные в этот день, они могут круто изменить вашу судьбу. Устройте себе «праздник желудка» – все прекрасно усвоится и не принесет вреда.

В этот день рождаются отличные оккультисты и талантливые последователи их учений.

14-й день, «Труба» и «Призыв», – любые магические действия могут иметь для вас плохие последствия. Зато любые новые начинания будут успешными. Хорошо в этот день заняться физической работой. Возможны приступы меланхолии и депрессии, одолеют тоска и навязчивые мысли. Не употребляйте алкоголь и берегите глаза, чтобы избежать травм и заболеваний.

Люди этого дня наделены талантами, умеют приспосабливаться к любым обстоятельствам, умны, хитры, но бескорыстны и готовы на подвиг.

15-й день, «Змей», «Шакал с крыльями», – день дьявольских искушений, сатанинский. Обуздывайте свои страсти, избегайте ссор, не затевайте новых проектов. Любой сон в этот день сбывается. Берегите здоровье в целом, особенно поджелудочную железу – не перегружайте ее. Болезнь, начавшаяся в этот день, часто становится долгой и изнурительной.

Примечание: В этот день приходят вещие сны, в них часто содержится и подсказка. Люди этого дня легко поддаются плотским искушениям и плохо – внушению.

16-й день, «Голубь» или «Бабочка» – предназначен для очищения души, гармонии и равновесия. Гасите в себе порывы злобы, зависти, жадности, не затевайте ссор. Благоприятен для бракосочетаний, но очень неблагоприятен для коротких сексуальных связей и флирта. Соблюдайте растительную диету, она пойдет вам на пользу.

В этот день рождаются люди с чистыми помыслами, способные всерьез заниматься мудрыми науками, они романтики и мечтатели.

17-й день, «Гроздь винограда», «Набат» и «Колокола»,

пройдет под знаком добра и неожиданностей. Подходит для увеселений и пирушек. Следуйте совету Омара Хайяма: «Ищите истину в вине». Но не перебарщивайте, ведь это день неожиданностей; безумства могут завести вас в очень неприятные ситуации. Благоприятен для свадеб.

Родившиеся в этот день не могут жить без брачного партнера или постоянного объекта обожания.

18-й день, «Зеркало», «Обезьяна», «Аспид», – очень лукавый: одновременно является и днем любовных свиданий, и днем любовных обманов. С одинаковой вероятностью вы можете испытать на себе подлость и эгоизм, любовь и доброту. Пьянство может стать в этот день причиной несчастий. Обратите особое внимание на почки. Аспид – это один из вампиров, поэтому день не очень хороший.

В этот день рождаются актеры, комедианты, люди, лишенные жизненного стержня, или духовные врачеватели.

19-й день, «Паук» и «Сеть», – сатанинский, или «роковой». Не планируйте на этот день ничего нового, не заключайте контрактов, договоров. Любая работа у вас не заладится. Проведите его в покое и чтении молитв, окружив себя церковными свечами. Особого внимания требует желудок.

Примечание: Желательно, чтобы весь день горела в помещении свеча. Не поддавайтесь на жалобы энергетических вампиров: они захотят налить яду в вашу душу и отнять у вас силы. Идет процесс астрального очищения, нравственной чистки души.

В этот день рождаются непризнанные гении, либо искусные обольстители и хитрецы.

20-й день, «Орел-стервятник», «Орел с кроличьим хвостом», будет счастливым для вас, если вы проведете его в душевном смирении. День преображения и познания космических законов. Высокомерие и гордыня могут сильно навредить вам. Нельзя проводить магические ритуалы. Велика опасность переломов костей.

Рожденные в этот день всегда стремятся к совершенству, они жертвуют собой ради дела. В худшем случае – свысока смотрят на окружающих, становятся диктаторами и лжеучителями.

21-й день, «Конь», «Табун лошадей», «Колесница». Его нередко называют «днем достижения поставленной цели». Хорош как для напряженной умственной работы, так и для физических упражнений, требующих большого расхода энергии.

Удачен для военных, спортсменов, путешественников, отправляющихся в путь именно в этот день. Противопоказано все, что может принести вред кровеносной системе и печени.

В этот день рождаются высокомерные гордецы, идущие по трупам к цели, либо сильные духом защитники справедливости.

22-й день, «Слон», «Свиток (книга)» и «Золотой ключик», – удачен для магических занятий; для деловых людей и ученых. Можно устроить себе «праздник желудка» – лунное влияние нейтрализует все негативные последствия переедания. Берегите позвоночник, очень вероятны неприятные травмы.

Человек, рожденный в этот день, либо хранитель традиций, гуру, либо замшелый консерватор.

23-й день, «Крокодил», «Цербер», «Химера» и «Ехидна», – сатанинский. Будьте начеку: со всех сторон на вас обрушатся беды – поломки, протечки, пожары, разрушения. Вы можете подвергнуться насилию. Не назначайте на этот день любовных свиданий. Рекомендуется воздержание, смирение и контроль над эмоциями. Сдерживайте инстинкты, рвущиеся изнутри вас наружу, быстро реагируйте на внешние неприятности. Ни в коем случае нельзя проводить хирургические операции.

Примечание: Противопоказан секс, он будет разрушительным для здоровья. Сны, приснившиеся в эту ночь, принимайте с точностью до наоборот (приснилось объяснение в любви, значит ждите неудачи в личной жизни, и т. д.)

Рожденные в этот день отличаются максимализмом, но те, у кого благие помыслы, становятся божественными вершителями правосудия.

24-й день, «Медведь», «Шива», – удачен для любых новых дел – в будущем они принесут вам успех и деньги. В этот день воздается возмездие за насилие, совершенное ранее. Все в этот день испытывают нервозность, суетливы. Старайтесь контролировать себя. Избыток энергии хорошо снять спортивными упражнениями.

Рожденные в этот день наделены огромной физической и духовной силой. Среди них много скитальцев и отшельников.

25-й день, «Черепаха», «Раковина», – полон непредсказуемых поворотов в событиях. Контролировать их можно, только опираясь на интуицию, логике они не подвластны. Если не удастся достигнуть поставленной цели, не идите напролом, удачи не будет. Повремените со старой задумкой, а день используйте, чтобы начать что-то новое. В этот день Луна помогает слабовольным, благоволит путешественникам, сделает отдых у водоема необычайно приятным. Правда, плавать, кататься на лодке не рекомендуется – в этот день бывает много утопленников.

Примечание: Если приснился опасный или плохой сон, проснувшись, посмотрите в окно и скажите трижды: «Куда ночь, туда и сон». Затем, умываясь, откройте кран, нагнитесь к струе воды и шепотом расскажите ей свой сон. Его смоет водой. После этого хорошо бы прочесть молитву.

Рожденные в этот день наделены мудростью, медлительны в делах и мыслях, у них хорошо развита интуиция, они видят вещие сны.

26-й день, «Жаба» и «Болото», – всегда скандальный, суетливый, полный насмешек и унижения. Лучше заранее спланировать его как день отдыха, чтобы избежать неприятностей. Увиденная во сне молния предупреждает: у вас непомерная гордыня и тщеславие, пора перестать надуваться как мыльный пузырь – можно и лопнуть.

Рожденные в этот день – мытари, всю жизнь они вынуждены давать и выполнять обеты и обещания.

27-й день, «Трезубец», «Жезл», «Корабль», – счастливый для всех, кто творит добрые дела. Луна покровительствует людям, решившим потратить его на решение семейных проблем, помощь престарелым родителям, попавшим в беду или больным друзьям.

Рожденные в этот день – либо отшельники, чудаки, бродяги и пьяницы, либо музыканты, целители и проводники космического Разума.

28-й день, «Лотос» и «Карма», хорош для ясновидения, предсказания судьбы, расшифровки сновидений. Удачно завершатся старые дела. Но он же наведет тоску и уныние, не поддавайтесь им. Следите за давлением и сердечной деятельностью.

Рожденные в этот день могут быть высокодуховными людьми или циниками без принципов и «царя в голове».

29-й день, «Спрут» и «Гидра», «Майя (иллюзия)», – сатанинский, причем самый опасный из всех сатанинских дней лунного месяца. Может возникнуть необъяснимая тоска, депрессия. Дела лучше отложить, все равно они пойдут наперекосяк. Сходите в церковь, почитайте молитвы, священные книги. Остерегайтесь ссор и скандалов, они могут слишком далеко зайти. В доме должен гореть яркий свет, чтобы не было ни одного темного угла. Особое внимание уделите нервной системе.

Примечание: Эти лунные сутки могут быть последними в лунном месяце. Если они последние – пришло время подводить итоги и завершать все начатое ранее.

Люди, рожденные в этот день, – долгожители, но неудачники, они козлы отпущения и вынуждены постоянно бороться за свое существование.

30-й день, «Золотой лебедь», очень счастливый. И дела будут ладиться, и отношения с людьми сложатся ровно и по-доброму. Успешными будут финансовые операции. Проявляйте милосердие и любовь к ближнему. Избегайте слишком бурных эмоций и физического переутомления – они негативны для вашего здоровья.

Примечание: Обратите внимание – эти лунные сутки бывают не каждый месяц и бывают очень маленькие. Родиться в такой день – очень большая награда для человека, для семьи.

Люди, рожденные в этот день, верны своим принципам и идеалам, они добры, предупредительны и щедры. Им дарована Божья благодать.

www.e-reading.club

Лунно-солнечный календарь

Теория. В основу теории лунно-солнечных календа рей положены две астрономические величины:

1 тропический год = 365,242 20 суток;

1 синодический месяц = 29,530 59 суток.

Отсюда получаем:

1 тропический год = 12,368 26 синодических месяцев.

Другими словами, в солнечном году содержится 12 полных лунных месяцев и еще примерно одна треть. Следовательно, год в лунно-солнечном календаре может состоять из 12 или из 13 лунных месяцев. В последнем случае год называется эмболисмическим (от греческого «эмболисмос» - вставка).

Заметим, что в Древнем Риме и средневековой Европе вставку дополнительного дня или месяца было принято называть интеркаляцией (от латинского intercalatio - вставка), а сам добавленный месяц - интеркалярием.

В лунно-солнечном календаре начало каждого календарного месяца должно как можно ближе располагаться к новолунию, а средняя на протяжении цикла продолжительность календарного года должна быть близкой к продолжительности тропического года. Вставка 13-го месяца производится время от времени так, чтобы начало календарного года поддерживать по возможности ближе к какому-то моменту астрономического солнечного года, например, к равноденствию.

Солнечный календарь

В основе солнечного календаря лежит продолжительность тропического года - 365,24220 суток. Отсюда сразу видно, что календарный год может содержать либо 365 либо 366 суток. Теория должна указать порядок чередования простых (в 365 дней) и високосных (366 дней) годов в каком-то определенном цикле с тем, чтобы средняя продолжительность календарного года за цикл была по возможности ближе к продолжительности тропического года.

Таким образом, цикл состоит из четырех лет, и на протяжении этого цикла производится одна вставка. Другими словами, из каждых четырех лет три года имеют по 365 дней, четвертый 366 дней. Такая система високосов существовала в юлианском календаре. В среднем продолжительность такого календарного года на 0,0078 суток больше продолжительности тропического года, и эта разность примерно за 128 лет составляет целые сутки.

С 1582 г. страны Западной Европы, а позже и многие другие народы мира перешли на счет времени по григорианскому календарю, проект которого был разработан итальянским ученым Луиджи Лилио (1520-1576). Продолжительность календарного года здесь принята равной 365,24250 суток. В соответствии с величиной дробной части года /( = 0,2425 = 97/400 в промежутке времени в 400 лет дополнительный 366-й день в году вставляется 97 раз, т. е. по сравнению с юлианским календарем здесь трое суток в 400 лет выбрасывается.

Вторая календарная система - новоюлианский календарь, предложенный югославским астрономом Милутином Миланковичем (1879-1956). В данном случае средняя продолжительность календарного года равна 365,24222.

Вставки дополнительного 366-го дня в году здесь должны производиться 218 раз в каждые 900 лет. Это значит, что по сравнению с юлианским в календаре новоюлианском в каждые 900 лет выбрасывается 7 суток. Предложено високосными считать те вековые годы, у которых число сотен при делении на 9 дает в остатке 2 или 6. Ближайшими такими годами, начиная с 2000 г., будут еще 2400, 2900, 3300 и 3800. Средняя продолжительность новоюлианского календарного года больше продолжительности года тропического на 0,000022 средних солнечных суток. А это значит, что расхождение в целые сутки такой календарь дает лишь за 44 000 лет.

Особенности григорианского календаря

В григорианском календаре простой год также имеет 365 дней, високосный 366. Как и в юлианском календаре, високосным является каждый четвертый год - тот, порядковый номер которого в нашем летосчислении делится на 4 без остатка. При этом, однако, те вековые годы календаря, число сотен которых не делится без остатка на 4, считаются простыми (например, 1500, 1700, 1800, 1900 и т. д.). Високосными же являются столетия 1600, 2000, 2400 и т. д. Таким образом, полный цикл григорианского календаря состоит из 400 лет; кстати, первый такой цикл закончился совсем недавно-15 октября 1982 г., причем в нем содержится 303 года по 365 дней и 97 лет по 366 дней.

Ошибка этого календаря в одни сутки набегает за 3300 лет. Следовательно, по точности и четкости системы високосов (облегчающей ее запоминание) этот календарь следует признать весьма удачным.

Давным-давно человек заметил цикличность многих явлений природы. Солнце, поднявшись над горизонтом, не остается висеть над головой, а опускается на западной стороне неба, чтобы вновь подняться через какое-то время на востоке. То же происходит с Луной. Долгие теплые летние дни сменяются короткими и холодными зимними, и обратно. Наблюдаемые в природе периодические явления послужили основой для счета времени.

Наиболее популярный период времени - это сутки, определяемые сменой дня и ночи. Известно, что смена эта обусловлена вращением Земли вокруг своей оси. Для исчисления больших промежутков времени сутки малопригодны, нужна большая единица. Таковыми стали период смены фаз Луны - месяц, и период смены сезонов - год. Месяц обусловлен вращением Луны вокруг Земли, а год - вращением Земли вокруг Солнца. Разумеется, мелкие и крупные единицы нужно было соотнести друг с другом, т.е. привести в единую систему. Такая система, а также правила ее применения для измерения большим промежутков времени, стала называться календарем.

Календарем принято называть определенную систему счета продолжительных промежутков времени с подразделениями их на отдельные более короткие периоды (годы, месяцы, недели, дни).

Потребность измерять время возникла у людей уже в глубокой древности, и определенные методы счета времени, первые календари возникли много тысячелетий назад, на заре человеческой цивилизации.

1. Арчаков И.Ю. Планеты и звезды. СПб.: Дельта, 1999.

2. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М.:Центр, 2000.

3. Дуничев В.М. Концепции современного естествознания: Учебно-методическое пособие / Дуничев В.М.- Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство, 2000. - 124 с.

4. Климишин И.А. Календарь и хронология М: «Наука» Главная редакция физико-математической литературы, 1985 г., 320 с

5. Мур П. Астрономия с Патриком Муром/ пер. с англ. М.: ФАИР - ПРЕСС, 1999.


Смотрите также