cyprusiana.ru

Киккская икона божией матери


Киккская икона божией матери. Пресвятая Дева с Сыном

Предание гласит, что Киккская икона Божией Матери была написана апостолом Лукой и является прижизненным изображением Богородицы, собственноручно благословившей эту святыню.

Описание и значение

Образ, относится к разновидности «Елеуса», что означает «Милостивая» отличается тем, что лики Богоматери и Младенца на нём соприкасаются. Эта деталь является символом божественной любви, распространяющейся на всё живое.

Подобно Смоленскому лику Небесной Царицы, Киккоса в определённой степени напоминает «Одигитрию», поскольку чело её увенчано короной.

Один из особо почитаемых в России списков изображения находится в Никольском монастыре (г. Мукачев).

Почему Дева закрыта?

Неизвестно, когда точно это произошло, но Киккское изображение Пресвятой Девы с Сыном до срединной своей части (наискосок от нижнего правого до верхнего левого угла) «укрылась» пеленой.

Этот покров не даёт молящимся увидеть лики Матери и Сына, но никто не стремится нарушить их уединение. Более того, вся Киккская икона Божией Матери целиком скрыта от посторонних взглядов под покрывалом красного бархата.

Этот необычный факт породил огромное количество слухов и легенд:

  • возможно, что данное правило было введено по указанию Императора Алексия Комнина;
  • энергетика Киккской иконы Божией Матери так велика, что из-за неё можно ослепнуть;
  • возраст святыни и уважение, которое испытывают к ней прихожане, заставляют скрывать её под тканью.

Но ежегодно на один день лики Девы и Спасителя открывают и выносят на соседнюю гору Трон, для совершения молебна. Однако и тогда они не должны смотреть образ.

Существует предание о том, Патриарх Александрийский Герасим оказался достаточно дерзок, чтобы взглянуть на лики без покрова. За это он и был наказан слепотой. Осознав свой грех, священнослужитель дни и ночи проводил в молитве, прося Всевышнего о снисхождении.

История

Начальным местом пребывания Киккской иконы Божией Матери стала одна из первых египетских христианских общин, куда она была передана самим автором. Далее (в 980 году, когда начались первые гонения на христиан) богородичный лик переправили в Константинополь, где он и оставался до начала 12-го века, когда на престол взошел Алексий Комнин.

Тогда-то отшельник Исайя и увидел знамение, и которого узнал, что его стараниями святыня попадёт на остров Кипр. Для того чтобы претворить своё видение в жизнь, старцу потребовалось потратить очень много сил, но его старания были не напрасны.

Жестокий наместник

История «переселения» святыни началась с того, что византийский наместник Мануил Вутомис, прославившийся своей жестокостью и бессердечием, отправился троодосские дебри на охоту, где отстал от сопровождающих его людей и заблудился. На одной из горных троп он столкнулся с отшельником.

Погружённый в молитву старец не увидел наместника и не поприветствовал его должным образом. Мануил вспылил и сразу же ударил Исайю. Немного погодя он вновь нашёл свою свиту и благополучно вернулся домой.

Однако позднее его охватила необычная, парализовавшая всё тело хворь. Тело наместника непрерывно ослабевало и чахло. Почувствовав приближение смерти, он решил исповедаться. Повествуя священнику о своих прегрешениях, Мануил вспомнил об избиении старца.

В этот миг он осознал, что нынешнее его состояние – это наказание за жестокость в отношении монаха.

Видение отшельника

В то же время Исайя, как и всегда, молился вблизи раскидистого дуба. И там ему было видение о том, что на скале Киккос будет возведён монастырь, в который придёт Небесная Дева и останется там навечно.

Созданием монастыря, согласно божественному замыслу, должен был заняться сам старец. Монаха, озарённого неожиданным видением, обнаружила свита наместника, которая и привела его к больному.

Молитва благочестивого старца исцелила Мануила, а после Исайя попросил его доставить Милостивую икону из византийского дворца на остров Кипр.

Визит к императору

Преисполненный благодарности Вутомис поспешил к императору Алексию, дочь которого страдала от недуга подобного тому, который ранее охватил Мануила. Узнав о беде своего повелителя, наместник рассказал о том, как ему помог монах.

Старец, оказавшись во дворце, первым же делом попросил отдать ему икону, если императорская дочь выздоровеет. После он сразу же совершил молитву, и наследница немедленно выздоровела.

Испытание

Однако возникла проблема, «Милостивая» была одной из любимых икон Алексия и отдавать он её не хотел. Тогда император сделал копию образа и предложил Исайе угадать, какой из ликов является подлинным.

Сделать выбор было сложно, и монах обратился к Господу, прося о помощи. В это мгновение во дворец залетела пчела и села на настоящую икону, обозначив её собой. С того времени, пчелу используют как отличительный знак игумена Киккского монастыря.

Появление образа на Кипре

Киккскую икону Божией Матери жители острова встречали с великой радостью и почтением. До самой вершины горы её сопровождали крестным ходом. Святыню чествовали не только люди, но и природа – преклонённые деревья до сих пор являются одной из наиболее удивительных особенностей этого места. Постройку посвящённого образу монастыря оплачивал лично сам Мануил Вутомис.

Только оказавшись на острове «Киккоса» прославилась, как чудотворный образ. И по нынешний день в обитель, выстроенную в её честь, приезжают верующие, чтобы исцелиться от своих недугов и хворей.

Особенно любопытен тот факт, что помощь у Киккской иконы Божией Матери просят и получают не только христиане. «Милостивая» отвечает на молитвы всех страждущих, никого не оставляя в беде.

Монастырь Киккос

Именно в этом стравропигиальном мужском монастыре хранится образ Богоматери «Милостивая». Другое название этой богатейшей и известнейшей кипрской обители – Священный царский монастырь Киккского образа Богородицы.

Основателем скита стал повелитель Византии Алексий Комнин. Его здания расположены на высоте 1140 метров над уровнем моря, вблизи Троодоса (горной системы). Постройки, существующие там на данный момент можно отнести к разным историческим периодам.

Центральную часть комплекса занимает храм. По его периметру располагаются:

  • монашеские кельи;
  • приёмные залы;
  • соборная комната;
  • дом настоятеля;
  • музей;
  • библиотека.

Недалеко от монастыря стоит колокольня, отстроенная в 1882 году. В ней размещается громадный, более тонны весом, колокол – дар обители от Царской России. Кроме того, на территории монастыря обустроен мощёный двор с вырытым по центру колодцем.

Изначально все помещения были деревянными, поскольку вершина горы Киккос расположена вблизи пафского леса, и дерево было наиболее доступным материалом для выполнения построек. Внутренняя поверхность скита была украшена фресками и мозаиками, однако произошло это только в 1991-1993. Авторами изображений были братья Кипола, а также другие румынские и греческие мастера.

О чём молятся и в чём помогает

Киккская икона Божией Матери почитается как наиболее драгоценная реликвия кипрского монастыря. Она помогает в любых делах, но чаще обычного к ней обращаются за исцелением от душевных и телесных недугов.

В монастыре можно увидеть многочисленные свидетельства божественно силы лика Богородицы, например:

  • язык рыбы-меч, точнее его небольшая часть (существует легенда о том, что это создание пыталось разрушить корабль и плывущие на нём паломники чуть не утонули, но Царица Небесная спасла их всех);
  • слепок отсохшей руки язычника, желавшего осквернить или уничтожить чудотворный лик.

Киккскую икону Божией матери можно просить:

  • о дожде в засушливые времена;
  • о зачатии младенца (об излечении бесплодия);
  • об избавлении от глухоты и немоты, головных болей, кровотечений;
  • о прекращении стихийных бедствий;
  • о налаживании отношений в семье, прекращении ссор;
  • о прекращении безденежья;
  • о разрешении от напастей;
  • о спасении от эпидемий.

В редких случаях со всей страстью помолившись перед образом можно практически вытащить человека с того света.

Дни почитания иконы: 8 января, 25 ноября.

obikonah.ru

Чудеса киккской иконы Божьей Матери милостивая

Высоко в скалистых ущельях Троодос, на западе Кипрского острова расположен богатейший монастырь Киккос. Там происходят настоящие чудеса. История аббатства наполнена невероятными происшествиями. В святом месте находится мировая легенда – Киккская икона Божией Матери.

Чествование Божественного Киккского образа устраивают 26 декабря (8 января по новому стилю). Образ Небесной Царицы бережно хранится в имперской обители, возведенной в ее честь.

Согласно древнейшему преданию Киккская икона Божьей Матери была сотворена апостолом Лукой при земном существовании Девы Марии. Она же собственноручно благословила эту святыню.

В мире христианства различают три разновидности образов Богородицы: «Елеуса» («Милостивая»), «Оранта» («Возносящая молитвы») и «Одигитрия» («Направляющая на путь»).

Киккская легендарная икона Божией Матери, хранящаяся на Кипре, относится к «Елеусе». Отличие в том, что лики святых на образе соприкасаются. Это символизирует беспредельную любовь ко всему живому, что есть на земле.

Именно здесь, в Киккском монастыре на Кипре хранится чудесная икона

История

До того, как Милостивая святыня очутилась в скалах Киккоса, ею владела христианская община в Египте (первая на землях фараонов). Святой образ передал туда апостол Лука. После начала христианских гонений (980 год) образ Божьей Матери переправили в Византию (Константинополь) и бережно хранили до царствования Алексия Комнина (XII век).

Путь святыни на Кипр

Наместник Византии на Кипре Мануил Вутомис, слывший жестким и бессердечным человеком, охотился в густых лесах Троодоса. Он отстал от своих сопровождающих и заблудился в лесной чаще. Блуждая по горным тропинкам, он наткнулся на монаха-отшельника Исайю. Старец был настолько занят своими молитвами, что не заметил приблизившегося Мануила Вутомиса и не поприветствовал его.

Рассерженный наместник избил старца Исайю и вскоре нашел дорогу обратно к своей свите. Спустя некоторое время его одолел странный недуг – он слабел, чах с каждой минутой.

Когда Мануил Вутомис находился уже на смертном одре, он призвал священника, чтобы исповедаться. Говоря о своих грехах, Мануил Вутомис припомнил избитого им старца. Прояснившийся разум подсказал наместнику, что его странный недуг – это наказание за оскорбление монаха. Правитель срочно послал людей для поиска монаха Исайи, чтобы извиниться перед ним.

Божественное провидение

Монах Исайя в это время читал молитвы рядом с раскидистым дубом. Внезапно во время богослужения к дереву прилетела птичка божественной красоты и прочирикала, усевшись на ветви:

«Скала Киккос, Киккос гора. Возведен в ущелье Кикский будет Монастырь. Небесная Дева туда зайдет и никогда больше не покинет».

Старцу в ту же минуту пришло видение, что красивая птичка эта – посланница Бога и ему, служителю Исайе, выпала священная миссия – создать в скалах Троодоса монастырь Киккской иконы Божией Матери, которую нужно перевезти на Кипр, забрав с Византии.

Трудности старца

К этому моменту к монаху подоспела свита наместника и доставила Исайю в покои Мануила Вутомиса. Он исцелил Вутомиса силой своей молитвы. А затем обратился с прошением. Монах желал, чтобы Милостивая икона была доставлена из Византии на остров. Мануил Вутомис поспешил к своему императору Алексию с прошением. У Алексия Комнина накануне тяжело заболела обожаемая дочь. Ее болезнь была точно такой же, как у Мануила Вутомиса.

Мануил Вутомис рассказал своему императору о происшествии с ним и посоветовал призвать во дворец Исайю, чтобы он молитвами исцелил императорское дитя.

Исайя, незамедлительно прибывший в царский храм, попросил взамен выздоровления дочери Алексия образ Божьей Матери. После его обращения к Богу, наследница Алексия Комнина пошла на поправку.

Но Алексию Комнину было жаль прощаться с любимым образом. Он сделал копию ее и представил перед Исайей оба лика, предложив угадать, какая из образов Милостивая. Исайя попросил Господа о помощи в сложном выборе. Сразу после молитвы во дворец залетела пчела и села на подлинный святой лик, обозначив его.

С этого случая пчела стала отличительным знаком игумена Киккской обители.

Даже и после чудодейственного знака свыше Алексий Комнин не хотел отдавать Богородицу, он медлил с отправкой ее в монастырь, который должен быть создан на Кипре. Во сне к нему пришла сама Богоматерь с повелением выполнить обещанное. Алексий Комнин тут же подготовил богатое судно и с почестями отправил священный образ на остров.

В центре золоченого иконостаса расположена святыня под красным бархатным покрывалом, скрытая от посторонних глаз

Икона пришла на Кипр

Милостивая икона была встречена жителями острова с превеликим счастьем. До самих Киккских вершин святыня сопровождалась крестным ходом. Не только христиане чествовали образ. Природа также творила чудеса. Перед священным ликом преклонялись деревья и поднимались с глубин моря жемчужные раковины.

И сейчас на горах Тириллии по пути в монастырь находятся склоненные деревья – уникальное свидетельство почитания природы божественному.

На личные средства Мануила Вутомиса на Киккской вершине был возведен монастырь в честь пришедшей Богоматери. Рядом с обителью расположена колокольня постройки 1882 года. Царская Россия подарила монастырю огромный колокол, весом более тонны с дарственной надписью.

Легендарный монастырь не смогли очернить ни аравийские племена, ни крестоносцы, грабившие Византию, ни османцы. Обитель много раз подвергалась страшным пожарам, каждый раз монастырь сгорал дотла. Но Милостивая икона оставалась нетронутой.

В 1750 году во время восстановления обители после сильного пожара на строителей обрушилась арка уже почти законченного храма. Но все рабочие остались живы – их защитила Святая Богоматерь. Чудеса начинались с явления монахам Девы Марии.

С ее лика было написано множество образов, которые хранятся сейчас в Грузии, России, Эфиопии, Болгарии, Египте и Греции. В 1577 году лик покрыли серебряной фелонью с позолотой. Обновили ризу в 1976 году. В храме в середине XVIII века был оборудован иконостас. Милостивая икона расположена в центральной его части.

Чудеса святого образа

Образы Младенца и Богоматери спрятаны под подкладом, повторяющим контур изображения (прорись). Сам оклад надежно закрыт драгоценной, тяжелой, бархатной пеленой. Лик Божьей Матери не виден никому и никогда не открывается. Это порождает массу легенд и слухов:

  • Считается, что таковым было повеление Императора Алексия Комнина.
  • Милостивая икона несет настолько мощную энергетику, что она может ослепить.
  • Святыня слишком стара и внушает огромное уважение, ее лик спрятали для хранения.

Богоматерь Киккская является уникальным феноменом. Ведь все подобные ей иконы имеют открытые лики Младенца и Марии. Только раз в году она покидает монастырь и открывает лик. Монахи выносят святыню на вершину соседней горы Трон и оставляют ее там для молебна. И даже в это время они не имеют права смотреть на образы.

Некоторые старцы рассказывают, что богато украшенный полог может немного подниматься сам собой перед некоторыми паломниками. Это расценивается как особая благодать, ниспосланная Богоматерью на этих людей.

Есть предание, что александрийский Патриарх Герасим в 1670 году дерзнул открыть покров, чтобы посмотреть на божественные лики. За серьезное богохульство он ослеп и со слезами просил денно и нощно прощения у Всевышнего.

К большому сожалению посетителей монастыря, икону невозможно увидеть — она всегда скрыта под покрывалом. Но если вы однажды попадете на Кипр, в киккский монастырь, то смело можете просить чудотворную святыню о помощи. Она всегда поможет.

В чем помогает святыня?

Народ боготворит Богородицу. Существует множество песен-восхвалений в ее честь. Милостивая икона – самое священное, что есть на острове. Древняя монастырская летопись свидетельствует о многочисленных чудотворений, происходящих от Киккской иконы Божией Матери, разнообразные чудеса происходят и в наши дни.

Паломники, шествуя к Святой Земле, в обязательном порядке посещали Кипр, чтобы почтить легендарную святыню. И сегодня в монастырь приезжает огромное число верующих разных религий со всех уголков земного шара.

Ее божественная мощь помогает исцелять не только христиан, но и иноверцев. Богоматерь слушает всех, кто приходит к ней в скорби, печали и хворобах. Ее не зря называют «Милостивая». Зайдя в монастырь, можно увидеть многочисленные подношения, свидетельства чудесной силы Богородицы.

  • Кусочек языка мистической рыбы-меч. По преданию это существо в 1720 году разрушило судно с паломниками, и оно стало тонуть. Богоматерь помогла выбраться и спастись всем.
  • Один язычник захотел уничтожить и осквернить образ, он поплатился рукой (она отсохла). Свидетельство об этом (слепок руки осквернителя) находится подле образа.
  • В силах Священного лика было призвать дождь в пору засух, Киккская Богородица помогает зачать бесплодным женщинам, излечить больных (здесь вылечился один немой, другой, находившийся при смерти, ожил).
  • Островитяне просили монахов подносить святыню в деревни, чтобы остановить эпидемии, стихийные бедствия, напасти. Только одного присутствия святыни оказывалось достаточно, чтобы прекратить все беды.

Милостивая икона дарует добро всем, кто приходит к Божией Матери, в чем нуждается просящий, помогает излечивать от бесплодия, головной боли, кровотечений. Она исполняет просьбы о прекращении семейных ссор, бедственных ситуаций, безденежья. Ее чудесная сила воспевается в многочисленных стихах.

Стихотворные произведения о Киккской Богоматери много раз публиковались в отдельных сборниках, издаваемых для широких масс. И по сей день к святыне стекается масса верующих с просьбами и мольбами. Киккская Милостивая Богоматерь помогает всем!

Читать далее...

www.cyprus-guru.com

Киккская икона Божией Матери: значение, в чем помогает

Согласно преданию, еще при жизни Богоматери евангелист Лука написал множество ее образов, одним из которых стала Киккская икона Божией Матери, получившая Ее благословение (на Руси она стала называться икона Божией Матери «Милостивая»).

История

Первоначально икона находилась в Египте, в одной из первых христианских общин, которой ее передал сам апостол Лука. В 980 году, когда завоевавшие Египет арабы-мусульмане стали преследовать христиан, Киккскую икону доставили в Константинополь.

В начале XII века отшельнику Исайе было явлено знамение, что он должен посодействовать, чтобы икона Богородицы Киккская попала на остров Кипр

Так в итоге и произошло, но этому предшествовала долгая история.

Как-то Исайя шел по горной тропе, погрузившись в молитву, и не заметил византийского наместника Мануила Вутомиса, который заблудился здесь во время охоты. Вспыльчивый Мануил ударил старца, так как тот не поприветствовал его, как положено.

Через некоторое время наместник был охвачен непонятным недугом, парализовавшим его. Чуя смерть, он исповедался священнику в своих грехах и вспомнил в том числе, как он избил старого монаха. Тут он понял, что болезнь – это кара за совершенный грех, и велел разыскать старца.

Когда приближенные разыскали Исайю, тому во время молитвы как раз было видение, что на Кипре, на скале Киккос следует выстроить монастырь для Пресвятой Богородицы, который станет ее вечным прибежищем.

После молитвы отшельника Мануил исцелился, а Исайя в благодарность за это попросил, чтобы Киккскую икону Божией Матери перевезли из Византии на Кипр.

Как Киккская икона Божией Матери попала на Кипр

Исцелившись, Мануил сразу же отправился к императору Алексию, у которого дочь была больна подобным недугом, и рассказал о чудотворной молитве монаха. Исайя согласился исцелить девушку, но поставил условие: передать ему икону в случае ее выздоровления. После его молитвы девушка исцелилась, но императору очень не хотелось отдавать икону «Милостивая», и он пошел на хитрость.

С иконы сделали точный список, и Исайя должен был распознать подлинник. Ему помогла пчела, севшая на настоящую икону, и императору пришлось выполнить свое обещание.

Когда икона прибыла на Кипр, жители встретили ее торжественным крестным ходом, и даже деревья преклонились перед святыней (такими они остаются до сих пор).  На средства исцеленного Мануила был выстроен монастырь на горе Киккос, по которой она и получила свое название. К чудотворной иконе и поныне стекаются паломники, причем она помогает не только христианам, но и всем страждущим, независимо от веры.

Покрывало Богородицы

Точно неизвестно, когда икона Божией Матери Киккская «Милостивая» покрылась пеленой, закрывающей святые лики, и теперь она постоянно скрыта за красным бархатным покрывалом. Лишь раз в году лик Богородицы открывают при совершении молебна, но существует предание, что дерзнувший взглянуть Ей прямо в глаза патриарх некогда ослеп.

Описание иконы

По иконографическому типу икона Божией Матери «Милостивая» относится к виду «Елеуса» (Милостивая, Умиление), который характеризуется тем, что Младенец Иисус прижимается щекой к щеке Матери.

Значение этого жеста заключается в выражении безграничной любви не только между Сыном и Матерью, но и в их любви ко всему человечеству

В греческом иконописном каноне такой тип икон именуется Гликофилуса (Сладкое лобзание). В то же время есть определенное сходство с «Одигитрией», так как обе главы увенчаны коронами.

В чем помогает Киккская икона Божией Матери

В России особым почитанием пользуется икона Божией Матери «Милостивая» в Зачатьевском монастыре

К ней обращаются с любыми просьбами общего и частного характера, будь то спасение от стихийных бедствий, эпидемий или засухи и вплоть до молитвы Киккской иконе об исцелении от бесплодия, глухоты, немоты, кровотечений и др. Чудотворная икона помогает разрешить любые напасти: восстанавливает мир в семье, решает финансовые проблемы.

Почитание иконы 25 ноября и 8 января.

Молитва иконе

О Пресвятая и преблагословенная Мати Господа, Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Милостивая Богородице и Приснодево Марие! Припадая к святей и чудотворней иконе Твоей, смиренно молимся Тебе, Благой и Милосердой Заступнице нашей: вонми гласу грешных молений наших, не презри воздыханий от души, виждь скорби и беды нас обышедшия, и яко любвеобильная воистину Мати потщися на помощь нам безпомощным, унылым, во многия и тяжкия грехи впадшим и присно прогневляющим Господа и Создателя нашего, Егоже умоли, Предстательнице наша, да не погубит нас со беззаконими нашими, но явит нам человеколюбную Свою милость. Испроси нам, Владычице, у благости Его, телесное здравие и душевное спасение, благочестное и мирное житие, земли плодоносив, воздуха благорастворение, дожди благовременны и благословение свыше на вся благая дела и начинания наша, и якоже древле призрела еси милостиво на смиренное славословие послушника Афонскаго, воспевавшаго Ти песнь хвалебную пред Пречистою иконою Твоею, и послала еси к нему Архангела Гавриила научити его пети песнь небесную, еюже славословят Тя ангели горе, сице приими благоутробно и наше ныне усердно приносимое Тебе молитвословие, и принеси е Сыну Твоему и Богу, да милостив будет Он нам грешным, и пробавит милость Свою всем чтущим Тя и с верою покланяющимся Святому Образу Твоему.

О Царице Всемилостивая, Мати Божия Всеблагая, простри к Нему Богоносныя Твои руки, имиже Его, яко младенца носила еси, и умоли Его вся ны спасти и избавити погибели вечныя. Яви нам, Владычице, Твоя щедроты: болящия исцели, скорбящия утеши, бедствующим помози: благопоспеши всем нам носити иго Христово в терпении и смирении, сподоби нас благочестно житие сие земное скончати, христианскую непостыдную кончину получити, и Небесное Царствие унаследити, Матерним ходатайством Твоим к рождшемуся от Тебе Христу Богу нашему, Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5) Загрузка...

omolitvah.ru

Богоматерь Киккская

Икона Киккской Богоматери под окладом

Как мы все знаем, православное христианство с особым почтением относится к иконам. Созерцая их, молящийся возносится к первообразу, то есть, молясь перед иконой святой Девы, он смотрит на саму Богородицу. К особо почитаемым образам специально приходят, их облик воспроизводят в сотнях списков, в «меру и подобие», а также в уменьшенном формате, чтобы икону могли видеть те, кто не может добраться до святыни. Есть и другие причины. Например, когда Богоматерь Владимирская оказалась в Москве, в Успенском соборе, с нее была сделана точная копия и отослана во Владимир, чтобы святыня оставалась и там, оберегая свой город. Я немного упрощаю, но суть в том, что иконы предназначены для их созерцания, и самые выдающиеся из них многократно воспроизводятся.

В этом смысле икона Богоматери Киккской, одна из главных святынь Кипра, представляет собой уникум. Хотя «посетить» ее может всякий, видеть икону нельзя никому. Она закрыта окладом, вроде бы повторяющим изображение, а оклад  − драгоценной пеленой. 

Все почитаемые иконы со времени Средневековья имеют оклады и ризы из золота, серебра и драгоценных камней. Два оклада и риза Богоматери Владимирской выставлены в Оружейной палате. Оклады чудотворных икон Афона до сих пор находятся in situ, украшая образы. У некоторых икон есть разные драгоценные уборы для обычных дней и для праздников.  Но сколь бы пышным и богатым ни был оклад, он оставляет видимыми лики (пусть и неоднократно переписанные). Исключением в этом ряду выступает Богоматерь Киккская, потому что лики Марии и Младенца закрывает тяжелая бархатная пелена. Видна только нижняя часть чеканного оклада, который воспроизводит контуры фигур. Я хочу подчеркнуть еще раз, что икона, которую нельзя видеть − это уникальный феномен. А вот как это получилось, и на что может быть похоже изображение − давайте разбираться.

Для начала немного истории, точнее, легенды. Считается, что икону Богоматери Киккской написал евангелист Лука, который по профессии был художником, еще при жизни Девы. Луке приписывают большую часть древних почитаемых икон, в том числе Богоматерь Владимирскую, которая в действительности датируется ΧΙΙ веком. Итак, Лука написал икону Богоматери, впоследствии названную Киккской, для христиан Египта. Но в эпоху иконоборчества (в восьмом − первой половине девятого века) икону отправили в Византию, чтобы спасти ее от уничтожения. Это звучит немного странно, потому что Константинополь, собственно, и был в то время центром гонений на образы.

Иконоборец замазывает известью икону Христа. Миниатюра Хлудовской Псалтири. Около 850 года. Византия. Исторический музей (Москва)

Так или иначе, до Царьграда икона не доехала, потому что по дороге корабль захватили пираты. Пираты были сарацинами, то есть арабами, и иконой они не заинтересовались: ничто так не спасает памятники культуры, как забвение и равнодушие (кстати, они могли уничтожить икону, потому что ислам не одобряет изображения человека). Так или иначе, в 980 году или около того, эти пираты потерпели поражение от греков, и икона попала в Константинополь, где на тот момент всякая иконоборческая ересь была побеждена, восторжествовало православие, и произведению кисти Луки евангелиста уже ничто не угрожало.

Следующий этап истории образа относится к концу ΧΙ века, когда икона оказалась на Кипре. Она хранилась в покоях императора Алексея Комнина (годы правления 1082–1118), которому Богородица явилась во сне и велела отправить икону туда. О том же самом Алексея попросил тогдашний правитель острова Мануил Вутомит. Отшельник Исайя, живший на горе, где сейчас стоит Киккский монастырь, также был предупрежден в видении о прибытии чудотворного образа. Предание гласит, что Алексею была так дорога чудотворная икона, что он не мог примириться с мыслью, что теперь ее сможет взять и увидеть кто угодно, и потому распорядился закрыть ее от чужих глаз. Драгоценности и реликвии во все века прятали, а еще на Востоке так до сих пор зачем-то поступают с живыми людьми.

Впрочем, Алексей Комнин был не одинок в своем стремлении укрыть домашнюю святыню от чужих глаз. Моя коллега Ирина Стерлигова в свое время обратила внимание на шитые предметы, впервые упомянутые в описи личного имущества Ивана Грозного. Предметы эти были частью убора почитаемых икон и назывались «застенками», или «пеленами стенными». Они представляли собой завесы из тонкой ткани, богато украшенные дробницами, усыпанные жемчугом и драгоценными камнями, которые прикрепляли к верхнему полю иконы так, чтобы закрыть священное изображение. В середине этих «застенков» (наверное, от слова «застить», то есть закрывать) были вышиты «имена образов», то есть названия икон.

Иконы с «застенками» во время некоторых богослужений и церемоний выносили из дворцовых церквей и царских покоев в соборы. Это были очень личные и глубоко почитаемые предметы, и «застенки» скрывали их от суетных или даже еретических глаз, которые могли глянуть на святыню, пока ее несут через Соборную площадь. Скорее всего, обычай закрывать святые образы не придумали в кремлевских палатах, а переняли у византийцев.

Кстати, чудотворная икона Влахернской Богоматери в Константинополе тоже была большую часть времени скрыта завесой, которая чудесным образом поднималась каждую неделю на пятничной вечерней службе, являя лик Богоматери молящимся. В воскресенье пелена опускалась. С этим «обычным чудом» (так византийцы это называли) связан праздник Покрова Богоматери, но это отдельная тема. Позже практика пошла в народ: в крестьянских домах иконы в красном углу тоже занавешивали. Но все это лишь указывает на корни феномена Богоматери Киккской: все эти застенки и занавески скрывали образ только от нежелательной публики и в определенные моменты. Принципиально то, что царь, великий князь и император свою домашнюю святыню как раз созерцали, не говоря о множестве людей во Влахернском храме, созерцающих «обычное чудо» явления иконы. И только Киккскую Богоматерь видеть никому нельзя. Совсем.

Так или иначе, лик иконы закрыт, а любопытных, согласно монастырским хроникам, небесная Царица довольно жестоко карает. Например, Александрийский патриарх в 1669 году приподнял покров и тут же ослеп. Правда, зрение к нему вернулось после того, как он признал, что был неправ, и раскаялся. Можно считать, что образ закрыт для нашей же безопасности. Знаменитый путешественник Василий Григорович-Барский, исходивший в XVIII веке остров Кипр вдоль и поперек, подозревал, что лик Богоматери можно увидеть,  оставшись в храме на ночь, и что он все же открывается, когда меняют на нем обветшавшую пелену, а происходит это раз в три-четыре года. Судя по запискам, «пешеходец» все же не рискнул заночевать в храме, а пелена во время обоих его визитов не нуждалась в замене. Ваш покорный слуга тоже заглядывать под покров не стала. Под окладом может быть еще один, или имитация тканевой завесы в серебре. И вообще, глаза − важный орган для искусствоведа, а почтение к традициям мест, которые посещаешь − лучшая техника безопасности.

Икону выносят из храма только по особым случаям, с великими почестями, и при этом стараются на нее не смотреть. Это делается, например, когда в засуху нужно вызвать дождь, и Владычица всегда выручает островитян.

Версия насчет ревности Алексея Комнина к его домашней реликвии легендарна, и  наличие копий-списков иконы, появляющихся в окрестных церквах уже в ΧΙΙΙ веке, наводят на мысль, что какое-то время икону все-таки можно было видеть. Когда же она закрылась? Так или иначе, это произошло довольно давно. Версий несколько.

Самый первый вариант − после пожара 1365 года. Монастырь тогда весь выгорел, а икона, по источникам, осталась невредимой. У нас на Руси тоже такое часто случалось. Например, как-то раз от почитаемой иконы в результате пожара в Кремле осталась одна доска, а изображение сгорело. Знаменитый художник Дионисий, помнивший оригинал, загрунтовал уцелевшую доску и написал образ заново. Не исключаю, что здесь произошло что-то подобное. Икона могла обгореть или закоптиться. Реставрировать ее по каким-то причинам не стали, − или было некому, или побоялись испортить. Может быть, с тех пор лик ее и закрыт. До этого момента икона должна была быть доступна, чему свидетельство довольно древние списки, но о них позже. Пожары в монастыре случались и позднее, в частности, в 1542, 1751, 1813 годах.

Второй вариант даты сокрытия иконы − это 1576 год. Именно тогда икона получила роскошный оклад (скорее всего, не первый): серебряный, позолоченный, украшенный черепаховыми панцирями, инкрустированными перламутром. Он сохранился и, кажется, выставлен для обозрения, просто смонтирован на другую доску. Современный оклад относится в концу ΧVIII века. Именно с ним связана последняя и самая поздняя дата, когда икону можно было увидеть − это последняя смена оклада, 1795 год.

Теперь обратимся к самому изображению, попытаемся мысленно его реконструировать. Судя по многочисленным спискам, например, по этой иконе конца XIII первой половины XIV века из монастыря св. Иоанна Лампадиста, мы видим, эта икона принадлежит к типу Елеуса, или по-русски Умиление, то есть такая, где мать ласкает сына, скорбя о его будущих страданиях.

Богоматерь Киккская. Конец XIII – первая половина XIV века. Музей при монастыре св. Иоанна Лампадиста, селение Калопанайотис

Кроме того, ее тип можно определить как Взыграние, то есть дитя подскакивает на руках у матери, а она пытается его удержать. В этом богословы тоже видят отсылку к будущим страстям, потому что, оплакивая сына, Мария говорила, что раньше в детстве он прыгал у нее на руках, а сейчас лежит мертвый. Одним словом, амбивалентный тип, одновременно трогательный и трагический.

Сложная поза младенца, вырывающегося из рук матери, это первая отличительная черта образа. На большинстве списков младенец сидит слева от нас, хотя бывают и зеркальные варианты. Вторая особенность − это дополнительное покрывало на голове Девы Марии. Кстати, такие иконы, с двумя покрывалами, и довольно древние, известны и у нас на Руси. Это так называемая Богоматерь Умиление Старорусская (от названия города Старая Русса)

Богоматерь Умиление Старорусская. Начало ΧΙΙΙ века. Русский музей (Санкт-Петербург)

и просто Богоматерь Умиление из Успенского собора Московского Кремля, обе начала XIII века.

Богоматерь Умиление. Начало XIII века. Успенский собор Московского Кремля

Правда, на этом сходство с Киккской заканчивается: младенец на обеих этих иконах не вырывается из рук, а наоборот обнимает мать. И сидит он справа, а не слева. Третья характерная (но необязательная) деталь иконографии Киккской Богоматери − это очертания этого самого второго покрывала, край которого младенец поднимает ручкой. У нас на Руси этот вариант появился только в ΧVII веке. Первый такой образ, подписанный по-гречески «Киккская», появился в 1668 году. Ее написал знаменитый царский иконописец Симон Ушаков для церкви Григория Неокесарийского в Москве.

Богоматерь Киккская. Симон Ушаков, 1668 год. Третьяковская галерея (Москва)

Тогда был велик интерес ко всему греческому, и связано это с патриархом Никоном, которого потом пришли судить все те же самые греческие иерархи. Ушаковская икона очень точно воспроизводит все то, о чем шла речь, даже надписи все − греческие (русский перевод рядом), только вот композиция − зеркальное отражение. Скорее всего, мастер делал очень точную копию, снимая ее механическим способом, а потом забыл перевернуть лист. Это бывает, даже у великих мастеров. Потом икону Ушакова копировали, и не раз. Например, единственное подписное произведение рыбинского иконописца Леонтия Тюменева 1693 года − это Киккская Богоматерь.

Богоматерь Киккская. Леонтий Тюменев, 1693 год. Рыбинский музей. Копия с иконы Ушакова

До произведения Симона Ушакова мне известна только одна икона, напоминающая Киккскую: на ней изображена Богоматерь с дополнительным, красным головным покрывалом, и тоже Взыграние  младенца. Ее можно датировать XVI веком, второй половиной или даже концом столетия.

Богоматерь Взыграние младенца. Москва. Конец XVI века

Правда, «смотрит» она тоже не в ту сторону, и мелкие детали не совпадают. Это значит, про Киккскую икону в России конца XVI века что-то знали. Об отношениях России и Кипра в Позднем Средневековье я заговорила неслучайно, и мы к ним еще вернемся.

Собственно на Кипре есть копии XIII, XVI и XVIII века. Их немало, и происходят они из селений, расположенных именно в той части острова, где возвышается гора, на которой стоит Киккский монастырь. И в XVI веке, и позже, сохраняется устойчивый тип: Богоматерь Взыграние. На голове Марии накинуто второе, дополнительное покрывало, красное, либо почти черное, имеется в виду пурпурное, затканное золотыми узорами. Кстати, название «Киккская» встречается на иконах с XIII века.

Богоматерь Киккская. ΧΙΙΙ век. Церковь Панагия Кивотос в селении Агиос Феодорос, округ Лимассол

На иконе так и написано: ΚΗΚΟΤΗΣΑ. При этом, некоторые списки, точно повторяющие описанные выше тип, подписаны вовсе не как «Киккотисса». Например, икона из церкви св. Марины в Калопанайотис подписана как «Афанасиотисса» (Αθανασιότησσα). Икона опубликована в небольшом разрешении, да и лик плохо сохранился, поэтому изображение не даю.

Икона XVI века, подписанная как «Киккотисса», хранящаяся в Византийском музее в Педулас, сохранила и имя художника. Его, как и художника-евангелиста, звали Лукой.

Богоматерь Киккская. Кипр, XVI век. Византйиский музей в селении Педулас

Итак, все иконы Богоматери Киккской очень узнаваемы, благодаря позе младенца и второму мафорию (накидке). Иногда, как на этой иконе XVIII века из монастыря пресвятой Богородицы Амасгу, основное изображение дополняли.

Богоматерь Киккская. Кипр, XVIII век. Монастырь пресвятой Богородицы Амасгу в селении Монагри

По сторонам от лика Богоматери добавили ангелов, а ниже − Луку евангелиста, автора оригинала иконы, и святителя Николая, потому что он был небесным покровителем заказчика. Об этом гласит надпись-молитва на нижнем поле иконы, где ктитор просит Христа не пренебрегать рабом Божиим Николаем и его родителями.

Но все же, что изображено на закрытой от глаз иконе? Казалось бы, все сходится. Там, судя по этим копиям и по очертаниям фигур на окладе оригинала, − поясное изображение Богородицы с младенцем на руках. Но все не так просто.

В фондах Государственной Публичной библиотеки Санкт-Петербурга, в коллекции Погодина есть рукописный сборник, а в нем − Повесть о Кипрском острове конца XVI века. Она короткая, но в ней, в немного путаном виде, рассказано многое об истории острова. Опубликовавшая этот источник О.А. Белоброва считает, что записано это со слов местного жителя. О регулярных отношениях России с Кипром  можно говорить как раз с конца XVI века. Представители острова, в основном духовные лица, приезжали в Московию и им неизменно оказывали помощь и радушный прием. Один из патриархов эпохи Смутного времени, критянин Игнатий, по его же словам, занимал одну из кафедр на Кипре (правда, не говорил, какую). До этого о Кипре в древнерусской литературе встречаются лишь причудливые упоминания. Например, игумен Даниил, посетивший в ΧΙΙ веке Константинополь и Святую землю, побывал также на Кипре и писал, что там, в горах Троодос, «…родится фимиам, ладан: он спадает с небес, и его собирают на деревцах. Много ведь в тех горах деревцев низких, с травой равных, на них и падет фимиам тот хороший. Собирают его в июле месяце и в августе; в другие же месяцы не выпадает; но только в те два родится». Не спрашивайте меня, что это значит. О Киккском монастыре Даниил ничего не говорит, только о реликвии Крестного Древа, которая находится в той же части острова, в монастыре Честного Креста (Τιμίος Σταυρός).

Описание этого монастыря есть и в Повести о Кипрском острове, а еще там есть описание некоего Успенского монастыря, где хранится чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Правда, согласно Повести, он расположен ближе к городу Киринее (северная часть острова), что не соответствует положению Киккского монастыря, но святыня напоминает Киккскую, судите сами: «Близ же того града (Киринеи − Ю.Б.) монастырь именуется Успенский, а в нем в церкви образ пречистые Богородицы с превечным младенцем на престоле, а младенец против грудей ее, благословляет обеими руками, письма Луки евангелиста. Коли архиепископ и люди захотят молиться от нахожения иноплеменных, или просить дождя или вёдра, и как пойдут по тот образ поднят его на собор и как отворят церковь, а тот пречистые образ вышедши сии ота стоит у двери на воздухе, а на всем лице ее государыни пот; по том упознавают благодарная. Иереи, тот образ приняв, понесут на собор, а как церковь отворят, а образ стоит в киоте, и его уже поднять не могут, а в ту пору от образа от очей слезы, и по тому познавают скорбная». В общем, речь идет о том, что икона − письма Луки евангелиста, Богоматерь на престоле, младенец благословляет обеими руками, и что иконе молятся о погоде и в случае иноземных вторжений. Если Дева расположена помочь людям, икона выходит из храма сама, и по лику Марии струится пот. Когда все плохо, икону нельзя поднять, и она плачет.

Не исключено, что икона, описанная в Повести, представляет собой собирательный образ Киккской и какой-то другой. Интересно, что престол, упомянутый в описании, и отсутствующий на всех списках, есть на одной иконе ΧΙΙ века, которая может считаться самым древним списком кипрской иконы.

Богоматерь на престоле, с пророками и святыми. ΧΙΙ век, монастырь св. Екатерины на Синае

Эта икона хранится в монастыре св. Екатерины на Синае, в общем-то не так далеко от Кипра. У нее очень сложная и утонченная программа, на которой я сейчас не буду останавливаться. Важно то, что средник иконы, Богоматерь с младенцем на престоле, во всем, кроме жеста Младенца, совпадает с описанием, данным в «Повести о Кипрском острове». Кроме того, эта икона один в один повторяет изображения Киккской Богоматери. Только изображена она в полный рост, сидящей на троне (или престоле) с подушками. А в остальном − та же поза младенца, который вцепился в покрывало и упирается ногой в плечо матери, тот же дополнительный платок на голове Марии. Вариантом этого типа является икона-складень, тоже происходящая из монастыря св. Екатерины.

Складень-диптих со св. Прокопием и Богоматерью Киккской. 1280-е годы, монастырь св. Екатерины на Синае

Здесь, правда, младенец не играет, а лежит на руках матери. Но почему-то исследователи публикуют ее как Киккотиссу. Из вышесказанного получается, икона «Богоматерь на престоле, со святыми и пророками» XII века из синайского монастыря может представлять собой самую точную копию образа, который никому нельзя видеть.

Если вышесказанное − правда, то можно считать, что иконы Киккской Богоматери, распространившиеся по Кипру, а потом и дальше, через Афон по всему православному миру, вплоть до Москвы, представляют собой камерный поясной вариант чудотворного образа, скрытого от людских глаз, неважно, благочестивых, негодных или просто любопытных. Возникновение сокращенного варианта может быть оправдано очень сложной программой иконы, с множеством дополнительных фигур, а молились люди все-таки Богородице, и самым распространенным типом икон были поясные изображения. Потому в списках воспроизвели только самое главное.

В заключение хочу еще раз подчеркнуть, что икона, которую нельзя видеть − это уникальный культурный феномен. Будем надеяться, что когда-нибудь мы сможем узнать, что же на ней действительно изображено. Было бы очень любопытно.

Юлия Бузыкина

ПОМОЩЬ САЙТУ cyprusiana.ru


Смотрите также