Главная » Разное » Какой праздник религиозный сегодня
Какой праздник религиозный сегодня
Какой церковный праздник сегодня, 10 марта 2019, чтут православные
Вот и наступило воскресенье. Для православных христиан оно особое. Какой церковный праздник сегодня, 10 марта 2019 года, отпразднуют россияне, расскажем в нашей статье.
Сегодня, 10 марта 2019 года, православные отмечают Прощеное воскресенье. Уже завтра начнется 40-дневный пост, который завершится в апреле праздником Пасхи. Обо всех важных событиях сегодняшнего дня можете узнать из нашего материала.
Прощеное воскресенье 2019
Прощеное воскресенье – последний день перед Великим постом, который, в свою очередь, призван подготовить христианина к Пасхе, главному празднику в году для православных христиан. В этот день православные верующие не едят мясо, хотя в остальном можно питаться скоромной, то есть не постной, пищей – в частности, яйцами и молочными продуктами. Кстати, это одна из причин, по которым славяне также называли воскресенье перед Великим постом «Сыропустие» – в этот день «отпускали» сыр, то есть готовились к тому, чтобы на некоторое время отказаться от употребления его в пищу. Предыдущее воскресенье, после которого православные воздерживались от мяса, называлось «мясопустным».
Часто в Прощеное воскресенье много ели и веселились в преддверии поста, во время которого следовало ограничивать себя и в том, и в другом. Также в этот день было принято ходить в баню.
Просить прощение принято, по возможности, с утра, причем человеку следует подумать о моментах, когда он действительно огорчал окружающих, и раскаяться в этом, однако не обязательно вспоминать подобные эпизоды вслух.
Вечером в Прощеное воскресенье поминали усопших и ходили на кладбище к родственникам. Остатки праздничной еды сжигали, а посуду тщательно мыли.
Церковные праздники 10 марта 2019 года
10 марта 2019 года в православной церкви: Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье, исключается мясная пища.
Установлены следующие памятные даты:
День памяти святителя Тарасия, архиепископа Константинопольского;
День памяти священноисповедника Сильвестра (Ольшевского), архиепископа Омского;
День памяти священномученика Александра Виноградова, пресвитера;
День памяти преподобномученицы Мстиславы (Фокиной), монахини;
День памяти священномученика Николая Троицкого, пресвитера.
Какой еще церковный праздник отмечают 10 марта?
Народный праздник «Тарас Бессонный» отмечается 25 февраля по старому стилю (по новому – 9 марта (високосный год) или 10 марта (невисокосный год)). В православном календаре это день почтения памяти святителя Тарасия Константинопольского, архиепископа. Другие названия праздника: «Тарас», «Тарас Кумашник», «Кумоха», «Вешняя дрема». Бессонным день Тараса прозвали потому, что считалось, что в этот день нельзя днем ложиться спать. Суеверия гласят, что так в организм проникает болезнь. Сперва она убаюкивает человека, а затем входит в спящего. Детям также не давали дремать до захода солнца.
Святитель Тарасий родился в конце VIII века в Константинополе. Родители дали ему хорошее образование. Благодарю этому он стал царским советником. В 784 году, пройдя все монашеские ступени, вступил в должность патриарха. Следующие 22 года, до самой кончины, Тарасий управлял Церковью. Он отличался мудростью, аскетизмом и исключительной добротой. Большую часть времени уделял старикам, нищим, больным, сиротам и вдовам. Во время праздника Пасхи накрывал для них стол, за которым прислуживал сам. В 806 году епископ скончался. На Руси в этот день молились святому Тарасию и просили у него защиты от лихорадки.
ftimes.ru
Религиозный календарь 2019 подскажет, какой церковный праздник сегодня, 30 марта
Татьяна Орлонская , Опубликовано 30 Мар 2019, 1:00
На вопрос, какой церковный праздник сегодня, 30 марта 2019 года, ответить просто, если заглянуть в религиозный календарь. Верующие православной церкви в этот день чтут память святого Алексия, человека Божия.
Святой Алексий родился в Риме в знатной семье. В вечер своей свадьбы он покинул отчий дом и посвятил себя служению Богу. Молодой человек отдавал все свои заработанные деньги нуждающимся, а сам жил при церкви на паперти. Через 18 лет Алексий вернулся в Рим и поселился в доме своего отца. Он не сознался родителям, что является их сыном, а поселился в образе блаженного. Так он прожил 17 лет. Когда Алексий умер в 411 году, отец, мать и жена узнали его только по оставленному письму.
Православные праздники 30 марта 2019 года
30 марта 2019 года в православной церкви: Седмица 3-я Великого поста. Поминовение усопших, постный день.
Установлены следующие памятные даты:
День памяти преподобного Алексия, человека Божия;
День памяти преподобного Макария, игумена Калязинского, чудотворца;
День памяти мученика Марина Кесарийского (Палестинского);
День памяти святителя Патрикия, просветителя Ирландии, епископа;
День памяти преподобного Парфения Киевского, иеросхимонаха;
День памяти священномученика Александра Поливанова, пресвитера;
День памяти священномученика Виктора Киранова, пресвитера.
Народный праздник «Алексей Теплый»
Сегодня отмечается народно-церковный праздник Алексей Теплый. Другие названия праздника: «Алексей», «Алексий — Божий человек», «Алексей Водотек», «Солногрей». Тёплым день называли потому, что погода 30 марта, как правило, была уже теплой. Считалось, что на Руси 30 марта шло бурное снеготаяние.
На Алексея Теплого принято было почитать березу. В этот день собирали березовый сок и делали взвар с медом и пряностями. Этот напиток придавал людям силы. Также собирали почки березы для приготовления заживляющих бальзамов и лекарства против ревматизма. По народному поверью, в этот день они обретают целебную силу.
Березы на Руси всегда были любимы. Наши предки сложили красивую легенду об этом прекрасном и нежном дереве. Однажды Солнце увидело русалок, задержавшихся на берегу после рассвета, — и влюбилось. Стало горячими поцелуями обжигать нежную кожу и не пускать красавиц в речную прохладу. Мать-Река, решив спасти своих дочерей, превратила их в белоствольных красавиц, но на их телах навсегда остались черные ожоги от поцелуев Солнца.
ftimes.ru
Какой церковный праздник сегодня, 4 ноября, чтят православные христиане
4 ноября сегодня отмечается 3 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.
Церковные православные праздники сегодня 4 ноября
Казанская осенняя
Празднование в честь Казанской иконы Божией Матери
Праздник установлен в 1649 году, в знак благодарности чудотворному образу Пресвятой Богородицы за избавление Москвы и всей России от нашествия польских войск в 1612 году.
Равноапостольного Аверкия, епископа Иерапольского, чудотворца
Церковь празднует память святого Аверкия родом из г. Иераполя (Фригия). Обладал даром чудотворений. За великие труды его именовали равноапостольным.
Семи отроков, иже во Ефесе: святых Максимилиана, Иамвлиха, Мартиниана, Дионисия, Антонина, Ексакустодиана (Константина) и Иоанна
Посвящен семи Ефесским отрокам, жившим в III веке. Они были друзьями с самого детства, все несли военную службу. Пострадали за веру в Христа при императоре Декии.
Церковные православные праздники 4 ноября
Казанская осенняя
Празднование в честь Казанской иконы Божией Матери.
Праздник установлен в 1649 году в знак благодарности чудотворному образу Пресвятой Богородицы за избавление Москвы и всей России от нашествия польских войск в 1612 году.
Ничто и никто на Земле не живет без воды – озерной, речной, дождевой, родниковой. Нужная всем без изъятия, вода все же бывает разной. Иногда Бог дает источникам целебную силу, и тогда вода не просто питает, но обновляет силы и возвращает здоровье. Эти целебные родники и ключи могут быть горячими, могут обладать особым вкусом, цветом и химическим составом. Зверь – чутьем и человек – умом находят эту воду, а с нею – и милость Создателя. Почему одни родники обычны, а другие чудотворны, знает Тот, Кто создал небо и землю и все, что в них.
То же самое видим и в отношении икон. Их много. В храмах и жилищах, большие и маленькие, древние и новые, они смотрят на нас глазами Христа, Богоматери, святых угодников. И через некоторые из них Бог благоволит творить чудеса и являть милость. Так он решил, и это Он Сам совершил избрание. Почему этот образ, а не иной, и почему сейчас, а не раньше или не позже, тоже – Его воля. Такова икона Казанская.
Ее почитание связывает нас с личностями и событиями. Главная личность – Патриарх Ермоген, защитник Отечества и мученик. Будучи еще просто священником, он стал очевидцем чудес от новоявленной иконы. Стал описателем этих чудес и творцом тропаря Богородице.
«Заступнице усердная, Мати Господа Вышнего, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего, и всем твориши спастися…».
А главное событие – это смута. Ее не с чем сравнить, разве что с революцией 1917-го и последующей чередой кошмаров. Привычно жалуясь на жизнь и выражая недовольство всем на свете, мы с трудом можем представить, что такое смута междуцарствия, когда Рюриковичи пресеклись, а Романовы еще не явились, когда огромная страна, как раненный зверь попала в зубы бесчисленных шакалов. Жалости у шакалов нет.
Крестьянин тогда не пашет, потому что урожай все равно отберут. Купец не выходит на дорогу, потому что будет ограблен. Села тогда пустеют и крыши в брошенных домах провисают. Псам в пустых селах и деревнях в это время не на кого гавкнуть. Правители меняются так быстро, что народ не успевает запомнить их имена. Целуя крест на верность то одному, то другому, то третьему, люди совершенно перестают ощущать святость присяги и крестного целования.
Все профанируется и обесценивается. Жизнь становится игрушкой, и брошенные трупы никто не хоронит. Первыми развращаются те, кто ближе к власти, кто погружен в интриги. Те, кто сидит на двух стульях и мечтает о короне, но трепещет за собственную шкуру. Они становятся циниками, а беззащитный народ перестает кому-либо доверять. И вот уже ставленники польского короля носят шапку Мономаха, а в Кремле поют Литургию по латыни.
Выход из Смуты был чудесен и непредсказуем заранее. Народ организовался, воодушевился и, построившись в полки, пошел освобождать Белокаменную – Дом Пресвятой Богородицы. Вожди были самые неожиданные, как неожиданным был когда-то победитель Голиафа – Давид. На хоругвях и иконах Лик Богородицы шел впереди народного войска.
Ермогену, умиравшему от голода в монастырском подвале, явились святые, среди которых был авва Сергий, и сказали, что заступлением Богородицы суд об Отечестве переложен на милость.
Здесь, очевидно, есть какой-то ответ на наши частые вопрошания и недоумения. Ведь есть заморская неволя, есть усталость мужика, есть опустевшие деревни. Есть и цинизм вельмож, не любящих страну, которой правят, и готовых, если надо, слушать другую службу на незнакомом языке. (Это – если надо, а так – лучше без служб обойтись).
Но есть и Богоматерь. Есть у людей любовь к Ней. Есть и Ее молитва к Сыну, якоже иногда в Кане Галилейской. Там
Она говорила : «Вина у них нет». Ныне говорит, быть может: «Ума у них нет. Силы воли у них нет. Любви у них нет. Вера у них слаба».
И как тогда вода стала вкусным вином после просьбы Марии, так и сегодня ничто не помешает трусости измениться в смелость, мелочному эгоизму – в благородство, и глупости – в мудрость.
Если, конечно, Она помолится.
Если, конечно, мы Ее об этом попросим.
Равноапостольного Аверкия, епископа Иерапольского, чудотворца
Церковь празднует память святого Аверкия родом из г. Иераполя (Фригия). Обладал даром чудотворений. За великие труды его именовали равноапостольным.
Святой равноапостольный Аверкий, епископ Иерапольский, чудотворец, прославился во II веке во Фригии. Город Иерапольв те времена населяли в основном язычники. Святитель молился Господу о спасении их душ и обращении к Истинному Свету. Явившийся Ангел повелел святому Аверкию сокрушить идолов в языческом капище. С ревностью исполнил святой повеление Божие. Услышав, что идолопоклонники хотят умертвить его, святитель пришел на место народных собраний и открыто обличил заблуждения язычников.
Язычники пытались схватить святителя. В это время в толпе закричали три бесноватых юноши. Народ пришел в замешательство, святитель же молитвой изгнал из них бесов. Видя юношей здоровыми, иерапольцы попросили святителя Аверкия научить их христианской вере, а потом приняли святое Крещение. После этого святитель отправился по соседним городам и селам, исцеляя больных и благовествуя о Царствии Божием. С проповедью он обошел Сирию, Киликию, Месопотамию, посетил Рим и везде обращал ко Христу множество людей.
Святитель Аверкий за свои великие труды назван равноапостольным. Много лет он ограждал Церковь от еретиков, утверждал христиан в вере, наставлял заблудших на истинный путь, исцелял больных и распространял славу Христову.
Семи отроков, иже во Ефесе: святых Максимилиана, Иамвлиха, Мартиниана, Дионисия, Антонина, Ексакустодиана (Константина) и Иоанна
Семь Ефесских отроков: Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан (Константин) и Антонин, жили в III веке.
Святой Максимилиан был сыном ефесского градоначальника, остальные шесть юношей – сыновьями других знатных ефесских граждан. Юноши были друзьями с детства, и все состояли на военной службе. Когда император Декий (249-251) прибыл в Ефес, он повелел всем гражданам явиться для принесения жертвы языческим божествам; непокорных же ожидали мучения и смертная казнь.
По доносу искавших расположения императора к ответу были призваны и семь ефесских отроков. Представ перед императором, святые отроки исповедали свою веру во Христа. С них немедленно были сняты знаки воинского отличия – военные пояса. Однако Декий отпустил их на свободу, надеясь, что они изменят решение за то время, пока он находится в походе.
Юноши ушли из города и скрылись в пещере горы Охлон, где проводили время в молитвах, готовясь к мученическому подвигу. Самый младший из них – святой Иамвлих, одеваясь в нищенское рубище, ходил в город и покупал хлеб. В один из таких выходов в город он услышал, что император вернулся и их ищут, чтобы представить на суд. Святой Максимилиан воодушевил друзей выйти из пещеры и добровольно явиться на суд. Узнав, где скрываются отроки, император велел заложить вход в пещеру камнями, чтобы отроки умерли в ней от голода и жажды. Двое из сановников, присутствовавших при замуровании входа в пещеру, были тайными христианами. Желая сохранить память о святых, они вложили среди камней запечатанный ковчежец, в котором находились две оловянные дощечки. На них были написаны имена семи отроков и обстоятельства их страданий и смерти.
Но Господь навел на отроков чудный сон, продолжавшийся почти два столетия. К тому времени гонения на христиан прекратились, хотя при святом благоверном царе Феодосии Младшем (408-450) явились еретики, отвергавшие воскресение мертвых во Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа.
Одни из них говорили: «Как может быть воскресение мертвых, когда не будет ни души, ни тела, так как они уничтожатся?» Другие утверждали: «Только одни души будут иметь воздаяние, так как невозможно телам восстать и ожить после тысячи лет, когда не останется от них и праха».
Тогда-то Господь и открыл тайну ожидаемого воскресения мертвых и будущей жизни через Своих семь отроков.
Владелец участка земли, на которой находилась гора Охлон, начал каменную постройку, и рабочие разобрали вход в пещеру. Господь оживил отроков, и они проснулись словно от обыкновенного сна, не подозревая, что прошло почти 200 лет. Тела их и одежды были совершенно нетленны. Готовясь принять мучения, отроки поручили святому Иамвлиху еще раз купить им хлеба в городе для подкрепления сил. Подойдя к городу, юноша поразился, увидев на воротах святой крест. Услышав свободно произносимое Имя Иисуса Христа, он стал сомневаться, что пришел в свой город. Расплачиваясь за хлеб, святой отрок подал торговцу монету с изображением императора Декия и был задержан, как скрывший клад старинных монет.
Святого Иамвлиха привели к градоначальнику, у которого в то время находился Ефесский епископ. Слушая недоуменные ответы юноши, епископ понял, что Бог открывает через него какую-то тайну, и сам отправился вместе с народом к пещере. У входа в пещеру епископ вынул из груды камней запечатанный ковчежец и открыл его. Он прочел на оловянных дощечках имена семи отроков и обстоятельства замурования пещеры по повелению императора Декия. Войдя в пещеру и увидев в ней живых отроков, все возрадовались и поняли, что Господь, через пробуждение их от долгого сна открывает Церкви тайну воскресения мертвых.
Вскоре сам император прибыл в Ефес и беседовал с юношами в пещере. Тогда же святые отроки на глазах у всех склонили головы на землю и опять заснули, на этот раз до всеобщего воскресения. Император хотел каждого из отроков положить в драгоценную раку, но, явившись ему во сне, святые отроки сказали, чтобы тела их были оставлены в пещере на земле. В ХII веке русский паломник игумен Даниил видел в пещере эти святые мощи семи отроков.
Вторично память семи отроков празднуется 22 октября. По одному преданию, которое вошло в русский Пролог, отроки вторично уснули в этот день; по заметке греческой минеи 1870 года, они в первый раз уснули 4 августа, а пробудились 22 октября. Святые отроки упоминаются и в службе церковного новолетия – 1 сентября.
kulinarnij-sayt.ru
Какой церковный праздник сегодня, 10 марта, чтят православные христиане
В воскресенье, 10 марта, отмечается 2 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых.
Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.
Церковные православные праздники 10 марта
Масленица
7-й день
Сплошная седмица. Неделя перед Великим постом. Название праздника говорит о том, что в этот период можно употреблять в пищу молочную продукцию, яйца.
Седьмой день Масленицы. Прощёное воскресенье. В последний день Масленицы все друг у друга просили прощения, новобрачные ездили по своим родным, одаривали тестя и тещу, сватов и дружек за свадебные подарки. Ездили также одаривать кума с кумой: считалось, что самый почетный подарок для кума – полотенце, для кумы – кусок мыла.
В воскресенье сжигали чучело, как символ зимы, которая закончилась. А пепел развевали над полями – «на богатый урожай». Вечером между родными и близкими происходило Прощение: дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения, после них приходили все близкие и родные. Все просят друг у друга прощения, освобождаясь от грехов перед Великим постом. Кланяются в ноги. А в ответ слышат знакомое: «Бог простит».
Уходит Масленица, а вместе с ней и зима. Уходит под звук капели. Весна вступает в свои права. Таким образом люди освобождались от старых обид, накопленных за год, и встречали новый год с чистым сердцем и легкой душой.
Чествование святителя Тарасия, патриарха Константинопольского. Вел суровую аскетическую жизнь. Управлял Церковью 22 года. Умер в 806 году.
Св. Тарасий, светоч Православия, родился в Константинополе в видной семье, члены которой обладали почетным титулом патрициев. От отца, известного судьи, он унаследовал понятия о неподкупности и долге защищать слабых и невиновных, а от матери — великое благочестие. Окончив полный курс светского образования, он был возведен в ранг консула и стал государственным секретарем (протасикритом) в 780 г., в правление Ирины и ее сына Константина VI. Блистая политическими талантами, он никогда не забывал, что обязан ими Богу.
В это время патриарх Павел IV (780-784), вернувшийся к Православию от иконоборчества, устрашился запутанной ситуации, в которой находилась Константинопольская Церковь. Он отказался от кафедры и удалился во Флорский монастырь. На суровые упреки императрицы-регентши и ее сына он ответил, что не имеет больше сил сражаться, и порекомендовал им Тарасия в качестве единственного человека, способного восстановить истинную веру и возобновить общение Константинопольской Церкви с другими патриархатами.
Смущенный этим предложением и ссылаясь на то, что он мирянин, Тарасий вначале отказался. Но под давлением государей, сената и собравшегося народа вынужден был подчиниться. Он, однако, выставил условие — немедленно созвать Вселенский Собор, который должен положить конец ереси. 25 декабря 784 г. он был рукоположен в архиепископа Константинополя.
Подобный светильнику, поставленному на подсвечник Церкви (ср.: Мф 5, 15; Лк 8, 16; 11, 33), св. Тарасий осиял ее светом своих добродетелей: постом, долгими ночными бдениями, посвященными молитве и размышлениям над словом Божиим, делами евангельского милосердия. Подражая Господу, он считал себя слугой всех и каждого, и не переносил, чтобы кто-либо оказывал ему хоть малейшее услужение. Он одевался очень просто и был смиренен во всех поступках. Так, проповедуя собственным примером, Тарасий боролся с неслыханной роскошью, которой предавался в то время клир.
Милостыню архиепископ раздавал с таким рвением, что получил прозвище Новый Иосиф. По его повелению строились приюты и странноприимные дома, бедные делили с ним его скромные трапезы, нуждавшимся выплачивалось месячное содержание, учет которому велся в специальных папирусных регистрах. Зимой он сам, облачившись в священнические одежды, раздавал бедным обильную пищу.
Подавая пример добродетельной жизни, он подвигнул многих учеников отказаться от мира и создал для них большой монастырь на левом берегу Босфора, при впадении его в Черное море. Оттуда вышли многие епископы, например, св. Михаил Синадский и св. Феофилакт Никомидийский — столпы возрождавшегося Православия.
Следуя обещанию, патриарх при поддержке государей созвал великий Собор епископов в Константинополе, в церкви Святых Апостолов. Он должен был открыться в августе 786 г. Однако иконоборцы ворвались в церковь и выгнали отцов. Восстание было с трудом подавлено. Тогда Собор перенесли в Никею, где первое заседание состоялось 24 сентября 787 г. Св. Тарасий председательствовал, мудро и авторитетно вел диспуты, которые привели к осуждению ереси и восстановлению почитания святых икон.
Затем пастырь добрый приложил все усилия, чтобы мягко вернуть еретиков в лоно Святой Церкви, не пугая их слишком суровыми наказаниями. Это вызвало недоверие к нему некоторых особенно строгих студитов: прп. Платона и его племянника прп. Феодора. Он радел также об искоренении симонии в среде священства. Патриарх Тарасий сам выступал за внедрение права убежища в церквях: так он защитил магистрата, который, украв государственные деньги, пришел в Святую Софию искать спасения в углу алтаря, а воинов, решивших взять его силой, отлучил.
Когда Константин VI стал единодержавным императором (790), он возомнил себя выше церковных законов и отверг свою супругу Марию Армянскую, чтобы жениться на своей служанке Феодоте. Патриарх отказался благословить прелюбодейный брак и сурово осудил императора, пригрозив отлучением, если тот будет коснеть во грехе. Разгневанный император приказал заключить Тарасия и никого к нему не пускать. Законную супругу Константин вынудил принять схиму, а новый брак благословил склонный к интригам священник Иосиф, эконом Великой Церкви. Суд Божий, однако, не заставил себя ждать — на следующий год Константин VI пал жертвой заговора, был ослеплен и свергнут с трона.
Св. Тарасий, вновь обретя свободу, отлучил Иосифа, примирился со студитами, которые отказывали ему в общении, увлекши в раскол многих верующих. Сохраняя, подобно Иову, спокойствие, душевный мир и сосредоточенность во всяких треволнениях, святой патриарх продолжал наставлять народ укреплять возрожденную веру исполнением заповедей. Церковь наконец обрела мир с приходом императора Никифора I (802-811), и св. Тарасий завершил свое дело.
На двадцать второй год патриаршества его постигла тяжелая болезнь, но он не переставал каждый день служить Божественную литургию, опираясь на посох. Когда патриарх оказался на пороге смерти, можно было видеть, что он ведет страшную битву с бесами, которые старались обвинить его во мнимых грехах. Чистая совесть перед Богом дала ему силы отгонять их рукой, потому что говорить он уже не мог. Когда же в церкви запели: Приклони, Господи, ухо Твое иуслыши мя (Пс 85, 1), его блаженная душа освободилась от телесного одеяния и отправилась в Небесные чертоги, сопровождаемая стенаниями всего города. Св. Тарасий был похоронен в своем монастыре 25 февраля 806 г. От масла, горевшего в лампаде над его могилой, произошло множество чудес.
В 820 г. император Лев Армянин, пять лет поддерживавший иконоборцев и жестоко преследовавший православных, увидел во сне суровый лик св. Тарасия, который приказывал некоему Михаилу пронзить императора мечом. И действительно, через шесть дней Лев был убит Михаилом Травлом, который захватил власть.