Главная » Разное » Какой двунадесятый праздник в календаре предшествует крещению
Какой двунадесятый праздник в календаре предшествует крещению
Двунадесятые праздники: краткий справочник
1. 25 декабря (7 января) — Рождество Христово
2. 6(19) января — Крещение Господне (Богоявление)
3. 2(15) февраля — Сретение Господне
4. 25 марта (7 апреля) — Благовещение Пресвятой Богородицы
5. за неделю до Пасхи — Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье)
6. 40-й день после Пасхи — Вознесение Господне
7. 50-й день после Пасхи — День Святой Троицы (Пятидесятница)
8. 6(19) августа — Преображение Господне (Спас)
9. 15(28) августа — Успение Богородицы
10. 8(21) сентября — Рождество Богородицы
11. 14(27) сентября — Воздвижение Креста Господня
12. 21 ноября (4 декабря) — Введение во храм Пресвятой Богородицы
1. Рождество Пресвятой Богородицы. (1-ый двунадесятый праздник). В городе Назарете жили праведные Иоаким и Анна. Оба они дожили до старости, но детей не имели. Они усердно молились, чтобы Господь дал им сына или дочь, и дали обещание, — если родится у них ребенок, посвятить его на служение Богу при храме. Господь услышал их молитву: у них родилась дочь, которую они назвали Марией.
Рождество Пресвятой Богородицы празднуется 8/21 сентября. Тропарь, глас 4-й: Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.
Кондак, глас 4-й: Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и Людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и питательницу жизни нашея.
2. Введение во храм Пресвятой Девы Марии. (2-й дв. пр.). Когда Деве Марии исполнилось три года, Иоаким и Анна исполнили свое обещание и привели Ее в Иерусалимский храм. Первосвященник встретил Деву Марию при входе и, по внушению Святого Духа, ввел Ее в особенное место, во святое святых, куда и сам мог входить только один раз в год. Дева Мария осталась жить при храме и большую часть времени проводила в молитве и чтении священных книг. Пресвятая Дева Мария жила при храме до 14-ти лет. После этого, по закону, Она должна была вернуться к родителям или выйти замуж. Но Иоаким и Анна к этому времени уже умерли, замуж же Дева Мария не хотела выходить, так как дала обещание остаться девой. Тогда священники обручили Ее дальнему родственнику, восьмидесяти- летнему старцу Иосифу, чтобы он заботился о Ней как о своей дочери. Иосиф жил в Назарете: он был человек небогатый и занимался плотничеством. Введение во храм Пресвятой Богородицы празднуется 21 ноября/4 декабря.
Тропарь, глас 4-й: Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание: в храме Божии ясно Дева является, и Христа всем предвозвещает, Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение.
Кондак, глас 4-й: Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, яже в Дусе Божественнем, Юже воспевают Ангели Божии: Сия есть селение небесное.
3. Благовещение Пресвятой Девы Марии. (3-й дв. пр.) (Луки 1:26-38). Когда Дева Мария жила у Иосифа, к Ней послан был от Бога Архангел Гавриил сообщить благую новость о рождении от Нее Спасителя мира. Он явился к Ней с такими словами: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах». Дева Мария смутилась и подумала: что значит это приветствие? Архангел продолжал: «Не бойся, Мария, Ты обрела благодать у Бога; Ты родишь Сына и назовешь Его Иисус». Дева Мария в недоумении спросила: «Как это может быть, когда я не замужем»? Архангел ответил Ей: «Дух Святой найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя, поэтому и рождаемое Святое назовется Сыном Божиим». Дева Мария со смирением сказала: «Я раба Господня, пусть будет Мне по слову Твоему». И ангел отошел от Нее. Благовещение Пресвятой Богородицы празднуется 25 марта/7 апреля.
Тропарь, глас 4-й: Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление, Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.
Кондак, глас 8-й: Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице: но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.
4. Рождество Христово. (4-й дв. пр.). (Луки 2:1-21). Римский император Август приказал сделать в подчиненной ему Иудейской земле народную перепись. Для этого каждый иудей должен был идти записаться в том городе, где жили его предки. Иосиф и Мария отправились для записи в город Вифлеем. Здесь они не могли найти место в доме, так как по случаю переписи в Вифлееме собралось очень много народа, и остановились за городом в пещере, куда пастухи загоняли скот в плохую пагоду. Здесь ночью Пресвятая Дева родила Младенца, спеленала Его и положила в ясли. В ночь Рождества Христова пастухи вифлиемские пасли свои стада в поле. Вдруг явился им ангел. Пастухи испугались. Но ангел сказал им: «Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость: в эту ночь родился Спаситель мира и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях». В это время на небе появилось много ангелов, которые славили Бога и пели: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Когда ангелы скрылись, пастухи стали говорить: «Пойдем в Вифлеем и посмотрим, о чем возвестил нам Господь». Они пришли в пещеру и нашли Марию, Иосифа и Младенца, лежащего в яслях. Они поклонились Ему и рассказали Иосифу и Марии, что видели и слышали от ангелов. На восьмой день после рождения Ему было дано имя Иисус. Рождество Христово празднуется 25 декабря/7 января.
Тропарь, глас 4-й: Рождество Твое, Христе Боже наш, Возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу правды и Тебе ведети с высоты Востока: Господи, слава Тебе!
Кондак, глас 3-й: Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит: Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Отроча младо, превечный Бог.
5. Сретение Господне. (5-й дв. пр.). (Луки 2:22-39). У евреев был закон, чтобы первого сына в сороковой день по его рождении приносить в храм для посвящения Богу. В этом случае приносили в жертву: богатые — ягненка и голубя, а бедные двух птенцов голубиных. Когда Иисусу Христу исполнилось сорок дней, Дева Мария и Иосиф принесли Его в Иерусалимский храм и так как они были бедные, то принесли в жертву двух голубей. В этот же день пришел в храм старец Симеон, которому было предсказано, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя. Он встретил Марию с Младенцем и, взяв Его на руки, сказал: «Теперь я могу умереть спокойно, потому что мои глаза увидели Спасителя мира». В храме была вдова Анна пророчица, 84 лет, которая сказала присутствующим, что этот Младенец есть Спаситель мира. Сретение Господне празднуется 2/15 февраля. Молитва св. Симеона Богоприимца, (поется на Вечерни, 1-ая часть Всенощной):
Ныне отпущаеши раба Твоего Владыко, по глаголу Твоему с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля. (Луки 2:29-32).
6. Крещение Господне. (6-й дв. пр.). (Матфея 3:13-17; Марка 1:9-11; Луки 3:21-22; Иоанна 1:32-34). Когда Иисусу Христу исполнилось 30 лет, Он пошел на реку Иордан к Иоанну Крестителю, чтобы креститься от него. Иоанн сначала отказывался, говоря: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне». Но Иисус сказал ему в ответ: «Оставь, нам нужно исполнить всякую правду». Тогда Иоанн крестил Его. Когда Иисус Христос вышел из воды, вдруг отверзлись над Ним небеса и Дух Божий сошел на Него в виде голубя и послышался с неба голос Бога Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение». Так как во время Крещения Господня явилась Святая Троица, этот праздник называется еще Богоявлением. Крещение Господне празднуется 6/19 января. На этот праздник, в церкви, освящается вода два раза. Первый раз после Литургии которая служится в день до праздника (5/18 января). Эта вода называется «Вечерняя Вода». Второй раз в день праздника после Литургии, совершается Крестный ход, который называется «Хождение на Иордань». Во время этого Крестного хода освящается вода, которая называется «Крещенская вода».
Тропарь, глас 1-й: В Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя сына именуя: и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение: явлейся Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.
Кондак, глас 4-й: Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси Свет неприступный.
7. Преображение Господне. (7-й дв. пр.). (Матфея 17:1-13; Марка 9:2-13; Луки 9:28-36). Незадолго до Своих страданий, Иисус Христос взял с Собою троих из учеников Своих: Петра, Иакова и Иоанна и взошел с ними на гору Фавор помолиться. Пока Он молился ученики заснули. Когда они проснулись, то увидели, что Иисус Христос преобразился: Лицо Его сияло как солнце, а одежда была белая, как снег, и к Нему явились во славе Моисей и Илья и беседовали с Ним о страданиях и смерти, которые Ему надлежало претерпеть в Иерусалиме. Когда Моисей и Илья отходили от Иисуса Христа, Петр воскликнул: «Господи! хорошо нам здесь; сделаем три палатки: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии». Вдруг светлое облако осенило их, и они услышали из облака голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте». Ученики в страхе бросились на землю. Иисус Христос подошел к ним, коснулся их и сказал: «встаньте, не бойтесь»! Ученики встали и увидели Иисуса Христа в обыкновенном виде. Преображение Господне празднуется 6/19 августа.
Тропарь, глас 7-й: Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху: да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе.
Кондак, глас 7-й: На горе пеобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша: да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние.
8. Вход Господень в Иерусалим. (8-й дв. пр.). (Матфея 21:1-17; Марка 11:1-19; Луки 19:29-48; Иоанна 12:12-19). За шесть дней до Пасхи, Иисус Христос отправился из Вифании в Иерусалим. На половине дороги, по его просьбе, ученики привели к нему ослицу с осленком, чтобы Ему ехать на них. Они покрыли их своими одеждами и Иисус Христос сел и поехал в Иерусалим. И когда Он ехал, множество народа вышло навстречу из Иерусалима. Одни снимали с себя одежду и постилали по дороге; другие срезали пальмовые ветки, несли их в руках или бросали по дороге и все громко восклицали: «Осанна Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне! Осанна в Вышних»! Особенно дети усердно и радостно приветствовали Спасителя и даже в храме кричали Ему: «Осанна Сыну Давидову»! Вход Господень в Иерусалим празднуется в воскресенье, неделю до Пасхи. Во время богослужения освящается и раздается верба (вместо пальмовых веток). Это бывает во время Великого поста, до Страстной недели. В этот день обыкновенно причащаются ученики с родителями и преподавателями.
9. Воздвижение Креста Господня. Преследования христиан продолжались около трехсот лет, и окончились только при императоре Костантине Великом, который сам принял христианскую веру. Мать его благочестивая царица Елена, отправилась в Иерусалим чтобы найти крест, на котором был распят Господь Иисус Христос. Царице указали, что крест Христов зарыт в землю, и на том месте построен языческий храм. Когда, по приказанию Елены, сломали здание и стали рыть землю, то нашли три креста и возле них дощечку с надписью: «Иисус Христос Назарянин, Царь Иудейский.» Чтобы узнать, который из трех Крестов Господень, стали возлагать их на умершего. От двух крестов не произошло никакого чуда, когда же возложили третий крест, умерший воскрес, и таким образом узнали крест Господень. Всем, бывшим при этом, хотелось видеть святой крест. Тогда патриарх иерусалимский Макарий и царица Елена стали на возвышенном месте и воздвигали крест, а народ покланялся ему и восклицал: «Господи, помилуй!» Тропарь (Глас 1-й) Спаси Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, * победы православным христианом * на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. По русски: Спаси Господи, люди Твои, и благослови достояние Твое, победы православным христианам на врагов даруй, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
Кондак (Глас 4-й) Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительство щедроты Твои даруй, Христе Боже: возвесели силою Твоею православныя христианы, победы дая им на сопостаты, пособие имущым Твое оружие мира, непобедимую победу.
По русски: Вознесся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительство щедроты Твои даруй, Христе Боже: возвесели силою Твоей православных христиан, победы дай им на врагов, пособие имущим Твое оружие мира, непобедимую победу.
georgievka.cerkov.ru
Двунадесятые православные праздники: переходящие и непереходящие праздники
Двунадесятые праздники известны каждому православному человеку, при этом высоко почитаются им. Некоторые ошибочно приписывают к этим праздником Воскресение Господне. Но Пасха стоит ступенью выше по важности, выделяясь в отдельную категорию (торжества из торжеств).
Как несложно догадаться по названию, в категории двунадесятых – 12 Великих православных праздников. Они делятся на две подкатегории: Господские и Богородичные. Господские праздники посвящены почитанию важнейших вех из жизни Иисуса Христа, соответственно, Богородичные являются праздниками почитания Девы Марии. Кроме того, различают также переходящие и непереходящие. Эта классификация основывается на датах празднеств. Знать даты и особенности обрядности в эти дни должен любой истинно верующий православный человек.
Переходящие двунадесятые праздники
Переходящие праздники – малая категория церковных дат, не имеющих конкретного дня в году. Их еще называют зависящими от Пасхи.
Вход Господень в Иерусалим традиционно отмечается за неделю до Пасхи, т. е. в последнее воскресенье. Его в народе также называют Вербным (за традицию светить веточки вербы в церкви).
В Иудее, откуда и пошла традиция изначально, светили не вербу, а пальмовые листья.
Этот праздник имеет глубокое символическое значение. В начале христианской эры Иудея была порабощена и оккупирована римскими ставленниками. Еще в Ветхом Завете им был предсказан Мессия, который освободит земли от иностранных захватчиков, поэтому вход Иисуса в город – признание евреями Его божественного предначертания. Но также этот праздник имеет второй символический образ. Он отсылает нас ко входу Иисуса в Царство Небесное.
Примечательно, что въехал Христос в Иерусалим на осле. В восточной традиции это являлось символом мирных намерений. Тем самым Сын Божий подчеркнул, что миром, а не силой, Он вернет иудейскую землю евреям.
Вознесение Господне отмечается на сороковой день после Пасхального воскресенья. Праздник этот может выпадать только на четверг.
Согласно каноническим текстам, все эти сорок дней Иисус проповедовал апостолам и рассказывал им о Царстве Божьем. Сорок дней спустя, он собрал их снова и велел не расходиться, предсказав скорое явление Святого Духа. В «Деяниях апостолов» также было указано, что однажды свершится второе пришествие Мессии («таким же образом, как и взошел Он на небо»).
Вознесение у православных славян также было связано с аграрным календарем, при этом означало кульминационную точку весны (полный поворот от холодов к лету). А весь период от Пасхи до Вознесения считался временем, когда стирались границы между Раем, Адом и землей.
День Святой Троицы (Пятидесятница) отмечается на пятидесятый день после Пасхи. День этот всегда выпадает на воскресенье. Праздник является логическим продолжением Вознесения, ведь именно тогда апостолам было предсказано явление Святого Духа.
По каноническим текстам, свершилось сошествие Святого Духа в еврейский праздник Шавуот, когда апостолы и Дева Мария были в том самом помещении, где происходила Тайная Вечеря. Огненные языки явились с небес, при этом коснулись каждого из присутствующих, даруя возможность говорить на всех языках мира, чтобы проповедовать христианство. Образ Святого Духа, предсказанного Иисусом, указывает на тройственную природу Бога.
В православии существует традиция устилать полы храмов и домов свежескошенной травой и луговыми цветами. Также считается, что с трав, собранных на Троицу и засушенных, надо заварить отвар на Чистый четверг следующего года, чтобы помыться им.
Даты переходящих двунадесятых праздников по годам
В 2018 году даты этих трех событий следующие:
Вербное воскресенье – 1 апреля
Вознесение – 17 мая
Троица – 27 мая
В 2019 году Пасха будет поздней, соответственно, праздники также сильно сместятся в календаре:
Вербное воскресенье – 21 апреля
Вознесение – 6 июня
Троица – 16 июня
В 2020 году в календаре отмечаем следующие даты:
Вербное воскресенье – 12 апреля
Вознесение – 28 мая
Троица – 7 июня
Непереходящие двунадесятые праздники
Те торжества, у которых есть фиксированная дата, не меняющаяся от Пасхального цикла, называют неподвижными или непереходящими. Большинство событий в категории двунадесятых праздников являются именно такими. Для удобства сразу разделим их на Господские и Богородичные.
Господские непереходящие даты
Рождество Христово – один из центральных праздников христианства. Отмечается он православной церковью 7 января.
По преданиям, Иосиф и его жена Мария отправились в Вифлеем, чтобы принять участие в переписи, объявленной римским правителем Августом. Придя на родину Иосифа, они остановились в доме его родственников, а так как гостиница, т. е. комната для гостей, уже была занята, рожать Марии пришлось в главной комнате дома, где жили хозяева. Там же палестинцы держали корм для скота и запускали животных на ночь. Отсюда известное заблуждение, будто Иисус родился в хлеву.
Крещение Господне также называют Богоявлением. Его дата – 19 января.
Согласно Библии, в возрасте тридцати лет Иисус пришел к реке Иордан, где ждал Его Иоанн Креститель. Проповедовавший о скором пришествии Мессии Предтеча был изумлен, и спросил у Него, точно ли Иисус должен принять от него крещение. В тот момент, когда происходило крещение, небеса разверзлись. С них спустился в образе белого голубя Святой Дух, нарекая Иисуса возлюбленным Сыном Божьим.
На Крещение русские люди традиционно освящают воду. Существует мнение, что для этого достаточно выставить воду на мороз в крещенскую ночь. А вот любимые многими крещенские купания – традиция относительно новая, появившаяся не так давно. В дореволюционные времена в императорской России вместо этого совершался крестный ход к реке (Водосвятие).
Преображение Господне свершилось 19 августа.
Иисус привел своих ближайших учеников (Петра, Иакова и Иоанна) на гору Фавор для того, чтобы показать им Небесную духовную славу, что ждет его после непродолжительных земных страданий. В традиции праздника – идея единения Божества и рода человеческого в лице Спасителя. Дав ученикам узреть Преображение, Иисус предостерег их от страха перед грядущими страданиями. На Руси этот праздник также называют Яблочным Спасом из-за традиции святить поспевшие яблоки как дар Господа.
Воздвижение Креста Господня, 27 сентября – последний непереходящий Господский праздник.
Описываемое событие произошло в 326 году. Тогда Римской империей правил Константин Великий, первый император, который прекратил христианские гонения. Его мать, Елена, была направлена императором в Иерусалим после того, как явилось ему видение Божьего Креста. Так как из-за содействия императоров-язычников Голгофа была засыпана землей, святой Елене пришлось долго искать это место. Когда же гору отыскали и разрыли, то обнаружили Гроб Господень и кресты. Один из них обладал чудодейственной силой исцелять больных и воскрешать умерших. Так был обретен Крест Животворящий, и патриарх Макарий воздвигнул (поднял) его, чтобы больше христиан могло увидеть Древо и поклониться ему.
Богородичные двунадесятые праздники
На сороковой день от Рождества, как известно, младенца Иисуса принесли во храм. Там он встретил старца Симеона, знаменитого богослова, переводившего священное писание. По легенде, он хотел изменить слово «Дева» на «жена» в той части, где говорилось о рождении Сына Божьего. Но его руку остановил ангел и сказал, что Симеон будет жить до тех пор, пока не убедится сам в правильности пророчества и не встретится с Богом лицом к лицу. Встречи с Иисусом Симеон Богоприимец ждал три сотни лет.
В день этот, по преданиям, архангел Гавриил явился к непорочной Деве Марии с вестью о том, что будет она матерью Сына Божьего. Центральный момент события – добрая воля самой Марии, когда та соглашается с Божьей волей, принимая его дар, и говорит «быть мне по слову Твоему». Зачатие Иисуса – своеобразное начало новой эпохи человеческого развития.
28 августа – Успение Пресвятой Богородицы.
В этот день вспоминают кончину Девы Марии в доме родителей Иоанна Богослова. Всю свою жизнь после вознесения Христа Мария проповедовала о христианстве и рассказывала верующим о чудесных событиях, сопровождавших ее.
Рождество Богородицы – 21 сентября.
В этот день, по преданию, родилась мать Сына Божьего. Ее родители, назаретяне Иоаким и Анна, были уже в преклонных годах, но не имели детей. Однажды Анна молилась и плакала под лавровым деревом, когда явился к ней ангел и предрек рождение дочери по имени Мария. Спустя девять месяцев, родилась благословенная дочь, подарившая радость всему миру.
Введение во храм Пресвятой Богородицы отмечается 4 декабря.
Анна и Иоаким, молясь о ребенке, дали обет, что родившееся дитя посвятит жизнь Богу. Когда же Марии исполнилось три года, привели они ее в Иерусалимский храм. Там до 15-ти лет Мария находилась на воспитании, и родители спокойно вручили ее воле Отца Небесного.
Богослужение двунадесятых праздников
Богослужение двунадесятых Господских праздников
Организация служб в эти дни выдает их высокий приоритет в церковной иерархии торжеств. Даже когда праздник выпадает на воскресенье, то воскресная литургия отменяется, а вместо нее служат праздничную службу. В большинстве Господских торжеств одеяния священников белого цвета, символизирующего божественный свет, однако на Вербное воскресенье и Троицу одеяния заменяют на зеленые (цвета вечной жизни). Еще одна черта богослужений в эти дни – усиленное моление, когда вспоминают поместных святых, просят у них избавления от бедствий.
Богослужение двунадесятых Богородичных праздников
Если какой-то из Богородичных дней выпадает на воскресенье, то литургии объединяют в одну, так как нельзя отменять Господский праздник из-за меньшего. В остальные дни обязательно проводится Всенощное бдение. В дни Богородицы церковные песнопения отличаются от других служб своей красотой. Одеяния служителей церкви – голубые, за исключением Сретения. Тогда священники надевают белые одежды, так как Сретение – праздник, имеющий черты как Господских, так и Богородичных.
pravednik.info
Двунадесятый праздник. Все двунадесятые православные праздники
Ежедневно церковь чтит память какого-либо святого или празднует какое-нибудь событие. Любое церковное празднество несет в себе глубокий смысл – этим-то такие торжества и отличаются от светских: они всегда назидательны, воспитывают людей, побуждают их к добрым делам и настраивают на правильный лад.
Чтобы лучше осмыслить, что такое двунадесятые праздники, следует поискать в светском календаре им аналогичные. К примеру, может ли быть подобным аналогом День города? Конечно, нет - это веселье пускай и с поводом, но без причины. Или Новый год? Это торжество, любимое всеми, однако пустое – посидеть за накрытым столом, пошуметь ночью, а утром с пола собрать осколки посуды, разбитой гостями, - вот и весь смысл! Единственное событие, пожалуй, которое чем-то напоминает двунадесятый праздник, - это День Победы. Данное торжество вдохновляет, дает жизненные ориентиры, наставляет. То же происходит в душе верующего во время церковных празднеств.
Направленность народных традиций
Двунадесятые православные праздники – особые дни, которые посвящены главным событиям мирской жизни Христа и его матери Пресвятой Богородицы. Всего таких торжеств - двенадцать, потому и именуются они двунадесятыми. Еще тысячу лет назад возникла традиция их празднования, и сейчас они отмечаются во всем мире не только православными христианами, но и убежденными атеистами. Такая заинтересованность не случайна – именно церковные праздники (двунадесятые) выразительно и превосходно отражают обычаи и национальную культуру общества. На славянской земле они утверждались ступень за ступенью, отметая бесовскую обрядность и темные предрассудки и наполняясь элементами древнеславянских традиций. Становление их было длительным и сложным. Только благодаря Православной Церкви большинство таких торжеств сохранилось. Именно она, бранимая, запрещаемая и преследуемая более 8 десятилетий 20 века, взяла христианскую веру под защиту и сберегла народно-православное наследие.
Что значат двунадесятые праздники для людей
Эти дни для верующих - вершины ликования в году, дни приближения к Иисусу, дни спасения. Они радуются от того, что Господь обратил на людей свое внимание, что Матерь Божья, будучи человеком, таким же, как и мы все, стала в Царствии Небесном, и каждый может к ней обратиться со словами: «Спаси нас». Верующие празднуют то, что уже здесь, на земле, человек может соединиться с Богом. Такие торжества дают людям надежду, укрепляют веру, пробуждают любовь в сердцах.
Общие понятия
Двунадесятые праздники разграничиваются в зависимости от:
содержания - Господские (Господние), Богородичные, дни святых;
Для прославления Иисуса Христа установлены восемь дней, для почитания Девы Марии – четыре, вот почему одни называются Господскими, а другие – Богородичными. Пасха к таким торжествам не относится – это самое главное и прекрасное празднество. Если двунадесятые дни – как звезды, радующие людей своим мерцанием, то святейшая Пасха – как солнце, без которого жизнь на Земле невозможна, и перед блеском которого любые звезды меркнут.
Далее кратко расскажем про каждый двунадесятый праздник.
21 сентября – Рождество Богородицы
Эта дата – день рождения матери Иисуса, Девы Марии. Немного известно о мирской жизни женщины, всему миру давшей спасение. Согласно легенде, у благочестивых Анны и Иоакима долго не было детей. Однажды при молитве они дали обет, что если родится дитя, то предназначат его для служения Богу. После этого одновременно обоим приснился ангел, он возвестил, что скоро появится необыкновенный ребенок, и слава о нем прозвучит по всей великой земле. Как свидетельствуют известные каждому последовавшие события, это пророчество сбылось.
14 сентября – Воздвижение Креста Господня
Данный двунадесятый праздник посвящен поклонению Кресту, на котором Спаситель принял муки и смерть. Этот Крест, а также место захоронения Христа были найдены на святой земле царицей Еленой спустя триста лет.
21 ноября – Введение во храм Пресвятой Богородицы
Когда исполнилось Деве Марии три года, праведные родители решили, что настало время исполнить обет, данный Господу. Для посвящения Богу оставили они свою единственную дочь в храме, где она, непорочная и безгрешная, стала усиленно готовиться к Богоматеринству.
7 января – Рождество Христово
Это один из самых главных христианских праздников. Официально он объявлен днем рождения Иисуса. В Евангелии рассказывается, что Мария и Иосиф – родители Христа – вынуждены были целую ночь провести в пещере, там младенец и появился на свет. После его рождения пещера озарилась светом, а на небе вдруг засияла ярчайшая звезда.
19 января – Богоявление, или Крещение Господне
В 30 году новой эры в городе Вифавара, на берегу Иордана, в этот самый день произошло крещение безгрешного тридцатилетнего Иисуса. Каяться ему было не нужно, он пришел, дабы собой освятить воду и даровать ее нам для святого Крещения. Затем Спаситель на 40 дней отправился в пустыню в поисках божественного просветления.
15 февраля – Сретение Господне
Этот двунадесятый праздник посвящен сретению, то есть встрече богоприемца Симеона, ожидавшего с нетерпением Спасителя мира, с Иисусом - 40-дневным младенцем, которого родители впервые принесли в храм для посвящения Богу.
7 апреля – Благовещение Пресвятой Девы Марии (Пресвятой Богородицы)
Судя по всему, в истории людского рода есть два первостепенных события: это рождение и воскрешение Христа. От Архангела Гавриила 25 марта (по старому стилю) получила Дева Мария благую весть о том, что преднамечено рождение ею Спасителя мира. Отсюда и такое название – Благовещение.
Накануне Пасхи, в воскресенье – Вербное воскресенье
После проведенных в пустыне сорока дней Иисус вошел в Иерусалим. В эту дату верующие печалятся, осознавая, какие мучения и страдания предстояли в последующие дни Христу. Начинается строгий пост Страстной недели.
Спустя 40 дней после Пасхи, в четверг – Вознесение Господне
Двунадесятый праздник в честь того дня, когда Иисус вознесся на небеса, но пообещал вернуться. Заметим, что число 40 - не случайно. В священной истории это тот срок, когда заканчиваются все подвиги. В случае с Иисусом это завершение его земного служения: в 40-й день после Воскресения он должен был войти в Храм своего Отца.
На 50-й день после Пасхи, в воскресенье – Святая Троица
Иногда Троицу называют Пятидесятницей. На апостолов именно в этот день снизошел Святой Дух и сделал их пророками. В этом явлении раскрылось таинство святой Троицы.
19 августа – Преображения Господне (Спас)
Христос за небольшое время до Крестных мучений вместе со своими учениками Иоанном, Петром и Иаковом взошел на гору Фавор для совершения молитвы. Пока Иисус молился, ученики уснули, а проснувшись, увидели, что Он говорит с Богом-отцом. В этот момент Христос преобразился полностью: Его лик сиял, как солнце, а одежда стала белоснежной.
28 августа – Успения Божией Матери (Пресвятой Богородицы)
Это символический день (он не указан в канонических текстах) смерти Девы Марии. Богородица прожила довольно долгую жизнь – семьдесят два года по меркам первого века новой эры.
Иконография
Свои символические изображения имеют все двунадесятые праздники. Икона какого-либо торжества, в честь которого освящен храм, может быть размещена на иконостасе во втором ряду снизу или в местном ряду. В храмах, где имеется полный иконостас, иконы двунадесятых праздников, как правило, размещают между деисусным и местным рядами.
fb.ru
12 главных православных праздников
В православии существуют двенадцать самых значимых праздников — это дюжина особенно важных событий церковного календаря, помимо главенствующего праздника — великого события Пасхи. Узнайте, какие празднества называются двунадесятыми и наиболее торжественно отмечаются верующими людьми.
Двунадесятые переходящие праздники
Существуют непостоянные праздничные числа в церковном календаре, которые каждый год оказываются разными, как и дата Пасхи. Именно с ней и связан переход важного события на другое число.
Вход Господень в Иерусалим. Православные чаще всего называют данное событие Вербным Воскресением и отмечают, когда до Пасхи остается неделя. Связано оно с пришествием Иисуса в святой город.
Вознесение Господне. Отмечают спустя 40 дней после того, как Пасха заканчивается. Ежегодно выпадает на четвертый день недели. Считается, что в этот момент Иисус во плоти явился к своему небесному Отцу, нашему Господу.
День Святой Троицы. Выпадает на 50 сутки за окончанием Великой Пасхи. Спустя 50 день от воскрешения Спасителя на Апостолов сошел Святой Дух.
Двунадесятые неподвижные праздники
Часть особенно важных дней в церковном календаре остаются неподвижными и ежегодно отмечаются в одно и тоже время. В независимости от Пасхи, эти торжества всегда выпадают на одно и тоже число.
Рождение Девы Марии, Богородицы. Праздник отмечается 21 сентября и посвящен рождеству земной матери Иисуса Христа. Церковь убеждена, что рождение Богородицы не было случайностью, Ей изначально была отведена особая миссия для спасения человеческих душ. Родителям Небесной Царицы, Анне и Иоакиму, которые долго не могли зачать дитя, было послано провидение с Небес, где сами ангелы благословили их на зачатие.
Успение Пресвятой Богородицы. Православные отмечают день вознесения Девы Марии на небеса 28 августа. К этому событию приурочен Успенский пост, который оканчивается именно 28 числа. До самой смерти Богородица проводила время в постоянных молитвах и соблюдала строжайшее воздержание.
Воздвижение Креста Господня. Христиане отмечают это событие, связанное с обретением Животворящего Креста, 27 сентября. В 4 веке на поиски Креста отправилась палестинская царица Елена. Около гроба Господня было выкопано три креста. Определили истинно тот, на котором был распят Спаситель, с помощью больной женщины, которая обрела исцеление у одного из них.
Введение в храм Пресвятой Богородицы, справляемое 4 декабря. Именно в это время ее родители дали обет о посвящении своего ребенка Богу, чтобы, когда дочери исполнилось три года, отвести ее в Иерусалимский храм, где она пробыла до самого воссоединения с Иосифом.
Рождество Христово. Православные отмечают это богоугодное событие 7 января. День связан с земным рождением Спасителя во плоти, от своей матери Девы Марии.
Крещение Господне. Событие ежегодно выпадает на 19 января. В тот самый день Иоанн Креститель совершил омовение Спасителя в водах Иордана и указал на особую миссию, которая ему предначертана. За что в последствие праведник поплатился головой. По-другому праздник называется Богоявлением.
Сретение Господне. Праздник проходит 15 февраля. Тогда родители будущего Спасителя принесли божественного младенца в Иерусалимский Храм. Ребенка принял из рук Девы Марии и святого Иосифа праведник Семеон Богоприимец. Со старославянского языка слово «сретение» переводится как «встреча».
Благовещение Пресвятой Богородицы. Отмечается 7 апреля и приурочен к явлению Архангела Гавриила к Богородице. Именно он возвестил ее о скором рождении сына, которому предстоит выполнить великое деяние.
Преображение Господне. День выпадает на 19 августа. Иисус Христос читал молитву на горе Фавор вместе со своими ближайшими учениками: Петром, Павлом и Иаковом. В этот момент явились к ним два пророка Илия и Моисей и сообщили Спасителю, что придется принять ему мученическую смерть, но воскреснет он спустя три дня. И услышали они голос Божий, который указал, что выбран Иисус для великого дела. Именно с таким событием связан этот двунадесятый православный праздник.
Каждый из 12 праздников является важным событием в христианской истории и особенно почитается среди верующих людей. В эти дни стоит обратиться к Богу и посетить церковь. Берегите себя и своих близких и не забывайте нажимать на кнопки и
15.09.2015 00:30
В православном мире к Пасхе и Троице начинают готовиться заранее. Праздничные даты не имеют определенного ...
Православная Троица — великий праздник христиан. Данное празднество так же важно, как Рождество и Пасха. ...
В православии и в христианстве в целом существует большое количество икон, которые можно назвать чудотворными. ...
День Преображения Господа — светлый праздник, который отмечается ежегодно 19 августа. Узнайте какие традиции несет в себе этот ...