Какая традиция в сочельник описана автором


Рождественский сочельник: коротко о празднике - Православный журнал "Фома"

Рождественский сочельник – предпразднество, последний день поста перед Рождеством и Святками. Православная Церковь отмечает Рождество Христово 7 января, а Рождественский сочельник приходится на 6 января.

Материал по теме

Сочельник

Сочельник, или, как его еще называют, Навечерие Рождества Христова – это день накануне праздника. Почему он так называется, чем отличается от других дней в году и, правда ли, что накануне Рождества можно гадать?

В Рождественский сочельник пост отличается особой строгостью, но в то же время день этот наполнен радостным ожиданием великого события. В этот день было принято готовить сочиво – постное блюдо из пшеницы (или других зерен) с медом, отсюда и название «сочельник». Богослужебное название сочельника – навечерие. Из всех двунадесятых, т.е. важнейших после Пасхи двенадцати православных праздников только два предваряются сочельником – Рождество и Крещение, что подчеркивает их особую значимость.

Служба Рождественского сочельника длиннее, чем обычная, и торжественнее: Великие, то есть особым образом совершаемые лишь три раза в год (в Рождественский и Крещенский сочельники и в Великую Пятницу) часы, состоящие из псалмов, молитв и чтения Евангелия, Литургия и вечерни, которая перенесена в этот день с вечера на первую половину дня. После Литургии на середину храма выносится свеча, и священники поют перед ней тропарь Рождества. Эта свеча символизируют Вифлеемскую звезду, которая возвестила миру, что родился Христос (именно до этого момента многие верующие отказываются в сочельник от пищи вообще).

Все это – специально выделенное в церковном календаре предпразднество, необычная служба, даже традиция особенным образом поститься – помогает приблизиться к пониманию того, что произошло в следующую за этим днем ночь две тысячи лет назад. Всемогущий Господь, Которого никто и никогда не видел, пришел на землю и явил Себя человечеству во плоти, стал на одну ступеньку с человеком, чтобы дать возможность человеку прийти к Богу…

В ночь с 6 на 7 января большинство православных верующих отправляются уже на Рождественское праздничное богослужение, чтобы соприкоснуться со всеобщей радостью, пришедшей в мир вместе со Спасителем. На заставке фрагмент фото maf04

(11 votes, average: 5,00 out of 5) Загрузка...

foma.ru

Рождество в литературе: «Ночь перед Рождеством», «Мальчик у Христа на елке», «Ангелочек».

Рождество как символ предчувствия, ожидания и в конце концов свершения чуда — привычный сюжет в литературе различных жанров. Мы решили проследить за эволюцией этого мотива в русской литературе — и тем, как он трансформировался с течением времени.

Народные традиции

Константин Трутовский. Колядки в Малороссии. 1864

Фольклорные обычаи и обряды празднования занимают в литературе отдельное место — отчасти благодаря повести «Ночь перед Рождеством» Николая Гоголя, который в России стал одним из первых авторов, положивших канун святого праздника в основу литературного сюжета. Церковь не особо поощряла народные традиции, прежде всего потому, что в их основе лежали языческие обряды. Остановимся отдельно на самом распространенном из них — колядках.

Аполлон Коринфский в своем труде «Народная Русь» писал, что понятие «коляда» имело разное значение в зависимости от региона.

«Коляда» («коледа») на севере — это рождественский сочельник, колядование — это обряд хождения по домам на Рождество с поздравлениями и песнями. В Новгородской губернии колядой называли подарки, которые получены при этих «хождениях». В южных и юго-западных полосах, как отмечает Коринфский, колядой называют сам праздник Рождества и даже все Святки. В Беларуси «колядовать» означает «Христа славить». А вот в смоленских землях «колядовать» будет означать «побираться».

Колядовали по всей Руси. Молодежь после всенощной или заутрени шла целой толпой, устраивала «хождения», или колядования. При этом сопровождалось все песнями:

На сивом море Корабель на воды, В том кораблейку Трое воротцы; В перших воротейках Месячок светичи, В других воротейках Сонечько сходит, В третьих воротейках Сам Господь ходит, ― Ключи примая,

Рай вотмикая…

По старинному преданию, как пишет Коринфский, «накануне Рождества, в самую полночь, отверзаются небесные врата, и с высот заоблачных сходит на землю Сын Божий. «Пресветлый рай» во время этого торжественного явления открывает взорам праведных людей все свои сокровища неоценимые, все свои тайны неизъяснимые. Все воды в райских реках оживают и приходят в движение; источники претворяются в вино и наделяются на эту великую ночь чудодейной целебной силой; в райских садах на деревьях распускаются цветы и наливаются золотые яблоки. И из райских пределов обитающее в них солнце рассылает на одетую снежной пеленою землю свои дары щедрые-богатые. Если кто о чем будет молиться в полночь, о чем просить станет — все исполнится-сбудется, как по писаному, говорит народ».

Так, обычай ждать волшебных чудес под Рождество, вышел из народных обычаев и впоследствии укоренился в литературе как мощный архетип. При этом непосредственное описание традиций чаще встречается в сюжетах волшебных сказок.

Православное Рождество

Василий Верещагин. Рождество Христово (фрагмент). Храм Христа Спасителя, Москва. 1875–1880

Другой традиционный образ, используемый в литературе, — Рождество православное. Несмотря на живучесть народных традиций, Православной церкви понадобилось всего несколько столетий, чтобы христианские обряды стали равноценными — а впоследствии и доминирующими.

С конца II до IV века Рождество как событие упоминалось в день Богоявления — 6 января, об этом пишет Климент Александрийский. Рождество как отдельный праздник, который отмечается 26 декабря, упоминается в середине IV века. В Римской империи 25 декабря праздновался языческий культ Непобедимого Солнца — день зимнего солнцестояния.

Самый подробный рассказ о рождении Иисуса Христа мы встретим в Новом Завете у Луки и Матфея (Евангелие от Матфея, 1-я глава):

«В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. Пошёл также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обручённою ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» (Лк. 2:1–7).

После рождения Иисуса первыми ему пришли поклониться пастухи, которых известил о рождении Мессии ангел, а на небе была явлена чудесная звезда, которая привела к младенцу Иисусу волхвов. Они преподнесли дары — золото, ладан и смирну не как младенцу, а как Царю (Мф. 2:1-3).

Царь Иудеи Ирод узнал о рождении Мессии, нового царя. Он приказал убить всех младенцев в возрасте до двух лет, чтобы его уничтожить. Ангел явился Иосифу и повелел ему бежать в Египет вместе с семьей, где они и жили до смерти Ирода (Мф. 2:16).

Эта событийная канва впоследствии становится сюжетом для переосмысления многими авторами, но чаще всего встречается в поэтических произведениях разных лет.

Рождество в светской литературе

Александр Семенов. В Рождество. 1975

Наряду с волшебными сказками по мотивам народных обычаев и рождественскими рассказами с каноническим сюжетом выделяют авторский рассказ, традиция которого пришла в Россию из Европы — вместе с традициями светского праздника как такового. В первой половине XIX века авторы еще обращались к русскому Средневековью, фольклору и теме фантастического и сказочного. Например, в «Святочных рассказах» Николая Полевого («Московский телеграф», 1826, № 23, 24) сюжет рассказывает о событиях в Великом Новгороде. В рассказе автор, как и первые рождественские рассказчики, передает истории, которые сам слышал, а все предания обретают форму исторических фактов. В это время рассказы с рождественским сюжетом еще не приобрели массовой популярности — лишь во второй половине XIX века святочный рассказ оформился как массовый жанр. Основателем жанра в данном случае считаются Чарльз Диккенс и Ханс Кристиан Андерсен. Сюжет сказки последнего — «Девочка со спичками» — просматривается у Достоевского в рассказе «Мальчик у Христа на елке», а также в рассказе «Ангелочек» Леонида Андреева.

Рождественские мотивы настолько прочно укореняются в литературе того времени, что произведения с рождественским сюжетом начинают публиковаться в специальных святочных сборниках и альманахах. Так рождается жанр святочного рассказа. Традиция семейного устного пересказа истории рождения Христа в канун праздника существовала к тому времени уже несколько веков, поэтому с развитием печати святочный рассказ молниеносно приживается и получает свою историю становления.

Святочный рассказ

Леонид Соломаткин. Славильщицы (фрагмент). 1868

В названии жанра святочного рассказа очевидна отсылка к понятию святок. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона дает такое определение:

«Святки, т. е. святые дни — двенадцать дней после праздника Рождества Христова, до праздника Богоявления. Они называются и святочными вечерами, может быть в воспоминание событий рождества и крещения Спасителя, совершившихся в ночное или вечернее время. Святить двенадцать дней после праздника Рождества Христова церковь начала с древних времен...»

Почти все крупные писатели, которые работали в периодических изданиях во второй половине XIX века, писали святочные рассказы: Николай Лесков, Михаил Салтыков-Щедрин, Глеб Успенский, Антон Чехов, Дмитрий Мамин-Сибиряк, Владимир Короленко, Павел Засодимский, Леонид Андреев, Максим Горький. В рождественских номерах журналов «Игрушечка» и «Задушевное слово» были опубликованы рассказы «Христос в гостях у мужика», «Неразменный рубль», «Дурачок» Николая Лескова. А Павел Засодимский в 1883 году выпустил два тома детских «Задушевных рассказов». Дмитрий Мамин-Сибиряк пишет детские святочные рассказы для сборника «Зарницы. Второй сборник рассказов для старшего возраста».

Часто святочные рассказы создавались не для развлечения, а для поучения детей. Авторы обращались к христианским темам и создавали на их основе простые и понятные детям истории. Формат святочного рассказа был удобен для обучения — сюда органично вписываются темы нравственности, святости, доброты, самопожертвования и честности.

В дальнейшем жанр святочного рассказа стал развиваться в двух направлениях. Сам по себе жанр рассказа стал настолько массовым, что к нему обращались все писатели — и профессиональные, и начинающие, так что святочные рассказы превращались в легкое сентиментальное чтение без особых литературных изысков. В то же время святочный рассказ для многих писателей стал полем для экспериментов и способом формирования нового литературного направления.

Структура традиционного святочного рассказа

Федот Сычков. Христославы (Дети старой деревни) (фрагмент). 1935

Первоначально святочный рассказ формировался по принципу реализма — здесь не было места чудесам, фантазиям, мистике, сверхъестественному. Если какое-то чудо и было частью сюжета, то в конце оно объяснялось и оказывалось никаким не чудом. Зачастую авторы объясняли такой ход тем, что мистический флер Рождества берет начало в народных верованиях и обрядах, которые были популярны на заре христианства. Для такого построения сюжета была характерна структура «рассказ в рассказе» — так было удобнее всего разделить две реальности рассказа — ту, в которой существуют герои рассказа, и фэнтезийную, в которой творятся чудеса.

Еще одна характерная черта сюжета святочного рассказа — путь героя и изменения, которые происходят с ним за рождественскую ночь. В этом случае чудо выступает главным двигателем сюжета — благодаря ему герой оглядывается на свою жизнь и решает ее изменить. Но это побочный рассказ с элементом чуда, саму эту историю нам излагает рассказчик.

В рассказе Николая Лескова «Христос в гостях у мужика» рассказчиком выступает старый сибиряк, который верит в правдивость всего, что произошло с его приятелем Тимофеем Осиповичем. Наталья Старыгина приводит пример в своей аналитической статье:

«Тимофей однажды в саду читал Евангелие. «Вот тут в эту самую минуту и случилося чуду начало, о котором Тимофей мне так говорит:— Гляжу, говорит, вокруг себя и думаю: какое у меня всего изобилие и довольство, а Господь мой ходил в такой бедности... И наполнились все глаза мои слезами и никак их сморгнуть не могу; и все вокруг меня стало розовое, даже самые мои слезы. Так — в роде забытья, или обморока и воскликнул я: Господи! Если б ты ко мне пришел, — я бы тебе и себя самого отдал. А ему вдруг в ответ откуда-то как в ветерке в розовом дохнуло:— Приду!»».

Случается, что само чудо — это внутреннее повествование рассказчика или воспоминание о рождественской истории. Причем чудо — это обязательное условие этой легенды, тогда читатель будет воспринимать его как нечто, не относящееся к реальности рассказа. Это приводит к тому, что читатель сам ищет реалистичное объяснение чуду. Случается и так, что легенда с фигурирующим в ней чудом уступает место сну героя, как это происходит в рассказах «Неразменный рубль» Николая Лескова, «Ангелочек» Леонида Андреева, «Сон Макара» Владимира Короленко. Чудо может быть представлено как больное или слишком богатое воображение героя, например «Пугало» Лескова, «Мальчик у Христа на елке» Достоевского. А иногда чудо — это мистификация, как в рассказе «Художник и черт» Антона Чехова, а иногда — лишь удачное стечение обстоятельств, как, например, в рассказах Лескова «Жемчужное ожерелье» и «Старый гений». Порой вместо чуда герой сталкивается с людьми, которые готовы прийти на помощь в трудную минуту, ведь Рождество — время добра и сострадания. Чудо может и вовсе не быть частью святочного рассказа — писатели обращаются к реализму и предпочитают показывать эпизоды из жизни — например, рассказы «Перед печкой», «Неразлучники», «На большой дороге» Павла Засодимского.

Со звездой. Репродукция с картины Михаила Гермашева. 1916

Как правило, в святочном рассказе все события разворачиваются за одну рождественскую ночь, в течение которой герои меняют свою жизнь и свои принципы. Например, так происходит в рассказах Александра Чехова «Тришкина душа», «Нарушитель закона», «Тяжкий грех», «Звезда», «Ночной трезвон». Уже позже авторы стали более изобретательны в сюжетных конвенциях святочного рассказа. Например, в рассказе «Художник и черт» действие начинается за четыре дня до Рождества.

В святочном рассказе мы можем встретиться с героями, которые не знакомы друг с другом, но именно в рождественскую ночь их истории пересекаются, как в рассказе Александра Чехова «Сочельник в снежном заносе» и рассказе Николая Лескова «Отборное зерно». Рассказ Лескова «Обман» тоже начинается с такой структуры: «Под самое Рождество мы ехали на юг и, сидя в вагоне, рассуждали…»

Однако, как бы ни изменялась структура святочного рассказа, как бы ни менялись принципы построения сюжета, главным в жанре остается одно — нравственная и поучительная составляющая. В финале истории неизменно следует мораль — то, ради чего герои пережили все рождественские приключения, ради чего творились чудеса. Например, в рассказе «Зверь» Лескова (1883) проповедь священника растопила сердце сурового человека, изменила его отношение к жизни и к своим близким. Рассказ «Христос в гостях у мужика» (1881) завершается моралью автора:

«Так научен был мужик устроить в сердце своем ясли для рожденного на земле Христа. И всякое сердце тоже может быть такими яслями, если оно исполняет заповедь: «любите врагов ваших, благотворите обидевшим вас», и Христос придет в сердце его, как в избранную горницу, и сотворит себе там обитель».

К началу ХХ столетия вместе с общественно-политическими изменениями в стране происходит упадок жанра. Сама традиция Рождества постепенно упраздняется, и акцент в зимних праздниках смещается на Новый год, который, как по эстафете, принимает обычай наряжать елку, дарить подарки, верить в чудеса — и становится, в свою очередь, центральным сюжетом для целого ряда волшебных, теперь уже новогодних, произведений.

www.culture.ru

Традиции и особенности празднования сочельника перед Рождеством

Молодые люди часто задают вопросы: сочельник что это за праздник либо что такое сочельник и когда он бывает?

Действительно, понятия сочельник, Рождество Христово очень тесно связаны и одно событие непосредственно следует за другим. В старые времена вечер в канун Рождества представлял собой тихий семейный ужин с кутьёй и колядками.

Канун Рождества имеет множество названий: Богатая кутья, Богатый вечер, Свят-вечер, Вилия. К этим зимним праздникам готовились ещё задолго до их прихода. Важно, что в это время был установлен строгий пост, заканчивающийся в полночь с 6 на 7 января.

На самом деле, традиции в этот день намного более разнообразные, и мы поговорим обо всех.

Содержание статьи

  • Что означает слово сочельник?
  • Когда празднуют сочельник?
  • Традиции в сочельник
    • Церковные христианские традиции в сочельник
    • Католические традиции в сочельник
    • Застольные традиции в Свят-вечер
    • Славянские традиции в Свят-вечер
  • Кушанье в сочельник
    • Колядование перед Рождеством
    • Приметы в сочельник

Что означает слово сочельник?

Современному человеку не сразу понятно, что такое сочельник и почему так называется. Чтобы понять, что означает слово сочельник, нужно вернуться к корням старославянского языка.

Это слово связано с таким предметом, как «сочень» – так назывались лепёшки, выпекавшиеся на Рождество на конопляном масле.

Из теста также лепили маски, сквозь которые нужно было смотреть на встречных на улице и судить о будущем по их внешнему виду.

Вообще же сочельник – это то, как называется канун Рождества или Крещения, то есть, каждый из этих двух важный христианский праздников предваряется днём, называемым сочельник.

Этим можно кратко ответить на вопрос, что такое сочельник, но мы расскажем вам об этом празднике намного больше!

Когда празднуют сочельник?

Вопрос, когда празднуют сочельник, всецело завязан на календаре, которым пользуется та или иная христианская конфессия. Там, где действует григорианский календарь, рождественский сочельник приходится на 24 декабря (по новому стилю).

В тех же церквах, которые остались приверженцами старого юлианского календаря и отказались от перехода на григорианский (РПЦ, другие православные конфессии, греко-католики), Рождество оказалось сдвинутым на 2 недели, и здесь дата сочельника падает на 6 января (по старому стилю).

На рубеже III-IV веков христиане объединили празднование Рождества и Крещения в единый день – 6 января, который назвали Богоявлением. Армянская апостольская церковь и в наши дни придерживается этой традиции. Но в середине IV века католики выделили для Рождества отдельный день – 25 декабря, разделив его с Крещением.

Поэтому правильным ответом на вопрос, какого числа празднуется сочельник по новому стилю, будет именно 24 декабря.

Но это мы поговорили, что значит сочельник в мире христианском, ведь очень многие христианские праздники проросли на месте гораздо более древних языческих вех. То же касается и Свят-вечера, который ничего общего с христианским не имел и не мог иметь, поскольку был задолго до прихода христианства на Русь. Среди таких традиций были святочные гадания.

Кроме того, наши пращуры в этот день отмечали праздник «Корочун», в котором приветствовали и славили Солнце. Другие источники говорят о праздновании в этот день Сварога.

По убеждению наших предков, земля в Свят-вечер наделяла всё живое (людей, животных и даже растений) особой энергией, позволявшей впоследствии уберечь и приумножить урожай, сберечь скот от падежа и дать ему богатый приплод.

Церковные христианские традиции в сочельник

Что делать в сочельник перед Рождеством – часто возникающий вопрос. В этот день христиане усиленно готовятся к предстоящему Рождеству Христову. Женщины убирали в доме и готовили вкусный ужин.

Пост

Но если вы спросите, какая традиция в сочельник соблюдалась строже всего, то это пост, продолжавшийся до появления на небе первой звезды – если говорить образно, а на практике – до наступления полуночи.

В одной замечательной рекламе 90-х годов прекрасно показано, что такое сочельник перед Рождеством у русских православных – когда граф Александр Суворов отказывался приступить к трапезе с императрицей, пока не появится первая звезда, которая тут же и оказалась на его мундире по распоряжению быстро смекнувшей царицы. Появление этой традиции поститься до наступления темноты связано с библейской историей о появлении на небе Вифлеемской звезды, которая дала знак волхвам, что где-то родился Мессия.

Начинать трапезу после поста было принято с «сочива» – размоченных зёрен пшеницы (а позднее и других злаков), в которые добавлены фрукты и мёд. Из этого готовились вкусные лепёшки. Позднее это блюдо трансформировалось в привычную нам кутью.

Богослужения

С наступлением вечера приходила пора богослужения, во время которого читались Евангелия, молитвы, вспоминалась история с волхвами, а также служилась литургия.

Если же сочельник приходился на субботу или воскресенье, то в основном богослужения проводились пятничным вечером, а на сам сочельник переносилась только литургия.

Если же по неким причинам не удавалось прийти в церковь, то в этот праздник разрешалось всей семьёй прочитать дома молитвы, после которых можно было переходить к праздничной трапезе.

Католические традиции в сочельник

Католические традиции в сочельник выглядят более мягко – они не требуют строгого поста. Вечером семья усаживается за торжественный стол, на котором представлены постные блюда.

Перед началом трапезы кто-то должен обязательно прочитать евангельский отрывок на тему рождения Иисуса. В некоторых странах Восточной Европы во время этой трапезы преломляют облатки (специальные рождественские хлебцы).

Когда семейная трапеза заканчивается, все вместе идут в храм к вечерней службе, посвящённой Рождеству Христову.

Застольные традиции в Свят-вечер

В сочельник принято было надевать самую новую одежду. Если же на обновки не хватало средств, то достаточно было облачиться во всё чистое. В этой традиции прослеживалось стремление очищения от старых грехов и стремление к обновлению.

Традиции в сочельник перед Рождеством касались и определенных правил проведения ужина. В сочельник за столом необходимо было проявлять спокойствие и сдержанность, а до его окончания нельзя было даже вставать из-за стола. Домочадцы не могли оставить без внимания ни одного выставленного на столе угощения – каждый хоть по ложке, но должен был попробовать всего.

Хорошей приметой было, если за столом оказывалось чётное число едоков, а в противном случае хозяйка ставила ещё один прибор для усопшей родни.

В процессе непринуждённого разговора во время трапезы полагалось касаться только добрых поступков. Хотя сочельник и был семейным праздником, но правильным считалось приглашение к столу одинокого соседа или знакомого, даже если он исповедовал иную веру.

Иногда гость мог и вовсе оказаться случайным человеком или нищим, поскольку поверье гласило, что в этот вечер в образе попрошайки в дом может заглянуть сам Бог.

Хозяин во время трапезы поздравлял даже домашних животных, а за порог выставляли миску с угощением для бездомной животинки.

Славянские традиции в Свят-вечер

Славянское народное название рождественского сочельника – Свят-вечер, он также был очень популярен у наших предков и отмечался очень торжественно.

В родительский дом на него собиралась вся многочисленная семья, хозяйка же прибиралась в доме и готовила праздничное угощение. На стол накрывали новую белую скатерть, а под неё подкладывалось немного сена. Рождественский стол требовал особого украшения.

На него ставили большую свечу, которая в переплетении с христианской верой позднее стала обозначать Вифлеемскую звезду.

Также у славян был дидух – сноп сена в горшке, который вносили в дом и ставили на стол в качестве главного украшения. Готовили дидух ещё летом – сжинали немного ржаных или пшеничных колосьев и сохраняли их необмолоченными до зимы. В других местностях было принято отделять дидух от последнего необмолоченного снопа хлеба.

Глава семьи брал дидух в одну руку, а сноп сена – в другую. За ним следовал старший сын, нёсший в каждой руке по снопу сена. Находясь во дворе, старший приговаривал:

«Сено трусись, скотинку корми. Пусть её душечкам будет мягко, пусть и Святому Дитяти будет мягко вместе со скотинкой на сене лежать!» и одновременно вместе с сыном он разбрасывал по двору сноп сена.

Перед входом в избу глава провозглашал: «Святки идут!». На что сын должен был ответить «Святки пришли!». А мать же подыгрывала такими словами: «Чтим Дидуха и просим его и вас пожаловать в дом».

Этот дидух сохраняли до Щедрого вечера, после которого его предавали огню вместе со старыми вещами и хламом, а также одежду того члена семьи, который тяжело болел. Так предки пытались избавиться от негативного наследия ушедшего года.

Кушанье в сочельник

Главное кушанье в сочельник – это сочиво (позднее кутья), которую готовили изначально из варёных зёрен пшеницы или ячменя, куда добавлялся мёд. Позднее появился вариант кутьи с рисом.

Дальнейшая перемена блюд также подчинялась строгим правилам. Вначале были закуски, после которых подавался суп (грибной, борщ или уха) с пирожками, лепёшками или ушками, называемыми также сочнями. В конце уже шли сладости – медовики, рулеты с маком, кисель с пирогами и прочее. Также к сочельнику хозяйки старались обязательно сделать сладких пряников.

Лакомым блюдом был и узвар, который сейчас превратился в компот из сухофруктов. В него шли яблоки, вишня, сливы, груши, изюм и другие доступные фрукты. Во время трапезы все блюда принято было запивать этим самым узваром.

На столе должно было присутствовать 12 блюд, и каждое из них имело символическое значение:

  1. Кутья была символом пролитой крови и принесённой драгоценной жертвы.
  2. Вкусный борщ готовится хозяйкой из самых обычных продуктов, что говорит о том, что ежедневный и настойчивый труд обязательно выливается в прекрасный результат. К тому же, верующим он напоминает о коварном приказе царя Ирода об убиении всех младенцев мужского пола.
  3. Капустник символизировал надёжность и простоту.
  4. Голубцы олицетворяли любовь Бога к человеку.
  5. Рыба – древнейший христианский символ.
  6. Горох вселял надежду, как весна, напоминая, что человек после упадка способен вновь возродиться.
  7. Вареники олицетворяют достаток и то, что верующим уготована райская жизнь в райских кущах.
  8. Блины по внешнему виду напоминали горячее солнце. Хотя традиция выпекания блинов уходит в недра язычества, но позднее их стали олицетворять с Христом, как новым солнцем.
  9. Каша означала крепость семьи и продолжение рода.
  10. Пирожки были символами счастья и здоровья.
  11. Узвар помогал очиститься от скверны, ведь он – символ подаренной Богом жизни.
  12. Пампушки значили вечную жизнь, которая ожидает христианина после смерти.

Трудно представить, чтобы в простой семье на праздничном столе появились бы разом все эти разнообразные блюда. Поэтому, как правило, хозяйки упрощали задачу, стремясь приготовить дюжину постных блюд. А уже к предстоящему Рождеству готовилась свиная голова, домашняя колбаса, студень, блюда из мяса, рыбы, грибов, а также кисель.

Колядование перед Рождеством

Для молодёжи самое интересное начиналось после праздничной трапезы – все спешили на гуляния, а особенно все любили колядки. Девушки и парубки собирались возле церкви или другого «пятачка», к ним нередко присоединялись и ещё не успевшие жениться мужчины.

Собравшись вместе, они выбирали Берёзу – заводилу, который будет командовать колядками, а кроме него, звездаря, казначея, латкового и других персонажей. Все участники колядования наряжались в причудливые костюмы и придумывали сценарий рождественской буффонады.

Чаще всего главным персонажем была коза, символизирующая богатство.

Сейчас колядуют не так, как это происходило в прежние времена. Например, раньше не стучали и не входили в дом, а вместо этого вызывали хозяев снаружи криками «Коляда идёт!».

Если кто-то выходил из дома, то ему доставалось представление с пением народных песен и колядок. Хозяину желали в наступающем году всего наилучшего.

И только потом хозяин мог пригласить всех в дом, где им доставались разнообразные подарки.

Приметы в сочельник

На Рождество предки придумали множество примет, поскольку по этому дню стремились заглянуть немного в будущее, и понять, что год грядущий им готовит.

Поскольку подготовка к Рождеству шла подготовка именно в сочельник, то и всю еду к праздничному столу стремились сделать до восхода солнца, что, согласно поверьям, должно было принести в дом богатство и достаток.

Приметы же отмечали следующие:

  • Ясная погода в Рождество сулила хороший урожай на следующий год.
  • Россыпь звёзд на небе намекала на хороший урожай гороха, ягод и грибов, а также на приплод скота.
  • Если в рождественскую ночь разыгралась метель, то летом уродится пшеница, будут хорошо роиться пчёлы и дадут много мёда.
  • Но если на Рождество будет оттепель, то не миновать холодной весны и плохого урожая овощей.
  • Если снег падает хлопьями или всё украшено инеем, то летом уродятся хлеба.
  • Если стожары на небе почти не видны – быть ненастью.
  • Чем обильней будет угощение в сочельник, тем тучнее окажется грядущий год.
  • Начиная с сочельника, домочадцы стремились избегать всяческих разногласий и не ссориться, чтобы потом не браниться весь оставшийся год.
  • В сочельник запрещалось ловить рыбу и охотиться, иначе год преисполнится лишений и несчастий.
  • Очень плохим занятием на Рождество считалось шитьё. Работающая в праздник рукодельница могла накликать на кого-то из домочадцев слепоту.

А как Вы отмечаете сочельник? Есть ли в Вашей семье свои обычаи или Вы придерживаетесь традиционных церковных? Расскажите об этом – другим читателям будет интересно узнать об этом!

Источник:

Сочельник перед Рождеством: гадания, традиции, приметы

Канун Рождества, который называется рождественский Сочельник и отмечается 6 января вечером, является важным днем для христиан.

Сочельник и ночь перед Рождеством, в народной традиции, связаны со множеством поверий и обрядов, в том числе с девичьими гаданиями.

Сочельник, всегда считался особенным. По народным поверьям, в ночь перед Рождеством, которая по православному календарю наступает с 6 на 7 января, все запреты снимаются и на Землю проникают таинственные силы.

Сочельник — последний день рождественского поста, установленного для того, чтобы люди покаянием, молитвой и постом очистили себя, и встретили праздник Рождества Христова с чистым сердцем.

Канун Рождества стали называть Сочельником, как полагают, из-за традиции обязательно вкушать в этот день сладкую кашу — «сочиво», зерна пшеницы и других злаков, варенные на меду.

Каша имела особый смысл — зерно символизировало воскресшую жизнь, а мед — сладость будущей блаженной жизни.

В рождественский сочельник христиане вспоминают евангельский рассказ о поклонении Богомладенцу восточных мудрецов. Волхвы с востока принесли новорожденному Спасителю дары: золото, ладан и смирну.

В Сочельник пост не такой строгий, как в другие дни последней недели Рождественского поста.

В Сочельник служба вечерни соединяется с литургией и совершается утром, поэтому и православные постятся до того момента, когда в центр храма выносится свеча и перед которой поется тропарь Рождеству Христову.

По традиции на стол также подавали взвар из груш, вишен, яблок, слив, изюма и других плодов, сваренных в воде. Стол, на котором располагалась трапеза, устилался сеном или соломой, как напоминание о тех яслях, в которые уложили новорожденного Иисуса.

В старину на Руси в Сочельник нельзя было использовать колющие и режущие предметы, так как могло привести к болезням. По традиции, в эти дни мужчины не ходили на охоту и не резали скотину, а женщины и девушки откладывали шитье и вязание до завершения праздничных дней.

Люди считали, что хлопоты по хозяйству могут также принести в дом неприятности.

Гадания

Рождественский сочельник с давних времен считался лучшим временем для гадания, так как оно сбывались практически всегда. Поэтому, пользуясь необычностью этой ночи, люди гадали, пытаясь предугадать.

Ворожба на Рождество на протяжении многих веков пользовались большой популярностью. В старину гадали на свечах, тенях, башмаках и так далее. Не теряет актуальности гадание и в наше время.

Святочные гадания и колядки

Наибольший интерес гадания на Рождество вызывали у девушек, которые хотели узнать имя будущего супруга, а может и увидеть в зеркале или в обручальном кольце его отражение.

Церковь к любому проявлению ворожбы и магии относится негативно, потому осуждает и любые попытки узнать будущее, тем более в Рождество. Несмотря на это люди гадали и продолжают гадать.

Суженый-ряженый

Наиболее популярными остаются гадания на исполнение желания, на суженого или невесту или на будущее.

Девушки в ночь на Рождество могли узнать имя будущего супруга и даже увидеть его лицо в зеркале. Для этого девушка в полночь садилась в темноте между двумя зеркалами, зажигала свечи и начинала вглядываться в отражение, надеясь увидеть суженого.

Гадали девушки с зеркалом и на перекрестке — стоя к месяцу спиной, смотря в зеркало и загадывая: «Суженый, ряженый, покажись мне в зеркале». Как некоторые уверяют, через некоторое время суженый появляется в зеркальце.

Святочные гадания и колядки в Челябинске

Одно из наиболее старинных в Рождество гаданий — на воске. Для этого нужно налить воды в прозрачный стакан или глубокую тарелку и положить на дно кольцо без камня, желательно снятое с пальца гадающего.

Растопите воск в ложке над пламенем свечи со словами «гори-гори свеча, топись-топись воск, назови мне имя суженого».

Затем резко вылить расплавленный воск в центр кольца в воду и внимательно разглядеть форму застывшей восковой фигуры.

Уличные гадания

Имя будущего мужа в ночь на Рождество можно узнать и следующим способом. Для этого девушки выходили на улицу и первого встречного мужчину спрашивали его имя. Как он представится, так звать будут и суженого.

Узнать будущее поможет и следующее гадание — для этого в рождественскую ночь, в полночь нужно просто выйти за порог своего дома. Судьбу предскажут первые звуки, которые вы услышите — звон колоколов означает быть вам счастливой невестой.

Суженый уже спешит к вам, если услышите мужской веселый голос. Если же услышите ссору или просто разговор на повышенных тонах — в этом году ваша личная жизнь вряд ли устроится.

Святочные гадания

Но с башмачком уличное гадание на Рождество — самое знаменитое. Девушки бросали свои башмаки через забор и смотрели, куда носок смотрит, соответственно жених оттуда и приедет.

Узнать будущее в замужестве можно было и обхватив забор вытянутыми руками. Если девушка обхватывала кольев-досок четное количество, это означало счастливую супружескую жизнь. Нечетное количество предвещало несчастливый брак.

Другие гадания

В рождественский сочельник также гадали на снах. Съесть на ночь нужно было селедку или что-то соленое, не запивая водой. Женихом будет тот, кто во сне подаст воды.

Характер будущего супруга также можно было узнать с помощью гадания. В четыре одинаковых стакана с водой положите ложку меда, лимонной кислоты, соли и вина.

Перемешайте содержимое стаканов, поставьте их на поднос и накройте толстой салфеткой и покрутите с закрытыми глазами поднос, чтобы не знать содержимое стаканов.

Затем выключите свет в комнате, снимите салфетку со стаканов и, выбрав один из них, сделайте один глоток из него. Ваш муж будет обладать великолепным характером, если вам попался стакан с медом. Стакан с солью означает, что вам предстоит пролить с мужем немало слез, с кислотой — унылая скучная жизнь. Стакан с вином указывает на то, что ваш муж будет слишком много выпивать.

На пол будущего ребенка гадали с кольцом или иглой. Опускали кольцо в стакан, протыкали иглой шерстяную ткань, а затем предмет подвешивали на волоске или нитке и медленно опускали возле руки мужчины. Если кольцо или игла начинала совершать маятникообразные движения — родится мальчик, если круговые — девочка, а если предметы не двигались — детей не будет.

Приметы

Хорошей приметой в Сочельник является увидеть падающую звезду, так как считается, что желание, загаданное в ночь перед Рождеством, сбывается. Поэтому в Сочельник нужно обязательно посмотреть на небо.

Встречать Рождество в одежде темных цветов считается плохой приметой — в такой светлый и веселый праздник нельзя быть в печали. Весна будет ранней, если в рождественскую ночь поднимается сильная метель.

В народе верили, что в будущем году у вас будет богатый урожай, если вы готовите праздничные блюда и у вас постоянно что-то из продуктов падает.

Если вы в канун Рождества спотыкаетесь, будьте осторожны, можете получить плохую весть.

В течение всех праздников сны, которые вы будете видеть, будут вещими, поэтому постарайтесь запомнить их и правильно понять, что предрекает вам судьба.

Материал подготовлен Sputnik Грузия на основе открытых источников

Источник:

Сочельник — ночь перед Рождеством

У православных христиан принято Сочельник — ночь перед Рождеством — проводить в храме за молитвами. Готовясь к рождественским праздникам, на Руси строго соблюдали одно важное правило — тщательно убирали дом. Ну, может, не так основательно, как к Пасхе, но все-таки скоблили полы, натирали до блеска кастрюли-сковородки, чистили столовое серебро. Дом украшают елкой.

Поскольку 7 января заканчивается пост и разговеться следует видимо с размахом. На рождественском столе непременно в изобилии должно быть мясо, рыба, вино и сладости.

Традиционные блюда к этому празднику — холодец, пельмени, запеченный поросенок с хреном, щи из кислой капусты, пирожки с мясом, рисом или повидлом.

Перед торжественным обедом раньше подавали «жирную кутью» — рассыпчатую рисовую или пшеничную кашу с изюмом и медом, политую растопленным сливочным маслом.

Хотя Рождество и сугубо семейный праздник, большим грехом считается отказать в угощении случайно оказавшимся рядом обездоленным людям. Конечно, звать их за домашний стол, может, и не стоит, но ведь нетрудно отнести несколько пирожков и горсть конфет к ближайшей церкви. Или раздать соседским ребятишкам по шоколадке — тоже не в тягость.

Особенно пожилым родственникам, стоит позвонить и поинтересоваться здоровьем. Традиционно на Рождество подносили съедобные подарки, причем не только в православном, но и в католическом мире: годятся и самодельные конфеты, и баночки с вареньями-соленьями, и торты. Из несъедобного годятся любые игрушки и сувениры, зимние аксессуары вроде варежек или шарфов и другие мелочи.

Говорят, что в рождественскую ночь надо обязательно надеть что-то новенькое, а если такового нет, то хотя бы один предмет белого цвета. Кроме того, известно, что сразу после Рождества наступают Святки, когда можно наряжаться во всякие карнавальные костюмы.

До первой звезды в Сочельник обычно сидят в тишине и думают. К счастью, зимой первая звезда на небе появляется довольно рано, примерно в половине шестого вечера.

Потом надо сесть за стол, выпить-закусить и по-хорошему идти на улицу — петь песни, играть в снежки и кататься на санках.

Приветствуются огненные забавы типа салютов и фейерверков и обход соседей с целью позвать повеселиться вместе.

Канун рождества, Коляды, называют также Рождественским сочельником. Это название связано с обычаем православных христиан употреблять в этот день пищу сочиво — сушеные хлебные зерна, размоченные в воде, попросту говоря — кашу.

Сочивом называли не только кашу и всякую постную пищу, а также сок; или, как говорили раньше, «молоко» разных семян: маковое, конопляное, подсолнечное, горчичное, ореховое, миндальное и другие.

Этим «молоком» приправляли каши во время 40-дневного Филиппового поста перед Рождеством и в рождественский сочельник.

Сочивом начиналась трапеза в Рождественский и Крещенский сочельники, на родинах, крестинах, поминках, с той лишь разницей, что эта каша была разной по составу.

В сочельник у православных варили кутью, у католиков — бигилию. Рождественскую кутью готовили постной. Но на второй день Рождества готовили «Бабину кашу», или «бабкину кутью». Такую кашу в древности обычно приносили в числе даров в дом, где появился новорожденный.

В отличие от рождественской постной кутьи «бабкину кашу» готовили «богатой». Сочельник — вечерняя трапеза накануне Рождества, сопровождаемая многими традициями и обрядами.

В Рождественский сочельник церковь приписывала строгий пост до вечернего богослужения, и в этот день это первая трапеза, которой заканчивается предрождественский пост.

По традиции она начинается с появлением первой звезды, в память Вифлеемской звезды, возвестившей пастухам рождение Христа. «В Сочельник, под Рождество бывало, до звезды не ели, — описывал русский писатель — эмигрант И. С. Шмелев обычай встречи Рождества в рассказе «Лето Господне».

— Кутью варили из пшеницы, с медом; взвар — из чернослива, груши, шепталы… Ставили под образа, на сено. Почему?.. А будто — дар Христу. Ну… будто, Он на сене, в яслях. Бывало, ждешь звезды, протрешь все стекла… Первая звезда, а вон — другая… На черном небе так и кипит от света, дрожит, мерцает. А какие звезды!..

Усатые, живые, бьются, колют глаз. В воздухе-то мерзлость, через нее-то звезды большие, разными огнями блещут, — голубой хрусталь, и синий, и зеленый, — в стрелках. И звон услышишь. И будто это звезды — звон-то! Морозный, гулкий, — прямо, серебро… В Кремле ударят, — древний звон, степенный, с глухотцой.

А то — тугое серебро, как бархат звонный. И все запело, тысяча церквей играет.

Такого не услышишь, нет. Не Пасха, перезвону нет, а стелет звоном, кроет серебром, как пенье, без конца-начала… — гул и гул.

Уже в IV в. было установлено Православной Церковью, как праздновать повечерие Рождества Христова. В V в. Анатолий, Патриарх Константинопольский, затем Анатолий и Софроний Иерусалимские (VI в.), Козма Маюмский и Иоанн Дамаскин (VIII в.

) написали для празднества Рождества Христова священные песнопения, которыми Церковь и в настоящее время прославляет празднуемое событие.

В повечерие издавна совершались Царские Часы, называемые так из-за того, что на них было положено возглашать многолетие царю, всему царствующему дому и всем православным христианам.

Подготавливаются же к достойному празднованию Рождества Христова верующие сорокадневным рождественским постом — Филиппов. В церквях в вечерние часы шла торжественная служба, а те, кто не пошел на богослужение, готовились к восходу звезды дома.

К этому времени все члены семьи одевались по-праздничному и собирались вместе, стол был накрыт белоснежной скатертью, сервирован лучшей посудой, приборами, заставлен традиционными блюдами. Блюд насчитывалось 13, к столу должно было садиться четное количество человек. В случае, когда собиралось нечетное количество, подавался один свободный прибор.

Под скатертью на всей поверхности стола разостлано было сено, символизирующее то сено, на котором в яслях лежал новорожденный Христос. Стол украшался ветками ели, свечами, ленточками. В центре стола находилась композиция из веток ели, свечи и прочих рождественских атрибутов.

В углу комнаты или в ее центре устанавливали любовно украшенную елочку, под нее клали подарок каждому присутствующему. В крестьянских семьях в ожидании звезды все вместе читали молитву, старшие рассказывали детям о рождении Христа, о волхвах, дары приносящих.

Появления первой звезды ждали с нетерпением дети, их радостное сообщение о ее появлении было сигналом для начала трапезы. Трапеза начиналась с общей молитвы, затем самый почитаемый член семьи женского пола (как правило, хозяйка дома) поздравлял всех с праздником. У католиков обряд начинался с обмена облаткой — символом хлеба, богатства и благополучия.

Хозяйка дома сначала делилась облаткой с мужем, затем с сыновьями по старшинству, потом с дочерьми тоже по старшинству, с внуками и всеми остальными. Обряд этот заканчивался, когда все присутствующие обменялись облаткой, пожелав друг другу счастливого Рождества, прощая все обиды. Это был момент всеобщего примирения. У православных трапеза начиналась с приема кутьи.

У католиков ее наличие не было обязательным. Варили кутью из пшеницы, гороха, риса, обдирного ячменя. Приправляли медом, маковым, конопляным, подсолнечным или другим постным маслом. Зерно было символом воскресающей жизни, а мед или сладкая приправа означали сладость благ будущей блаженной жизни.

Порядок приема пищи регламентировался строгими правилами: сначала подавались закуски (селедка, рыба, салаты), затем красный (слегка подогретый) борщ, грибной или рыбный суп. К борщу, грибному супу подавались ушки или пирожки с грибами, а у православных сочни — жареные на конопляном масле мучные лепешки.

Под конец трапезы на стол подавались сладкие блюда: рулет с маком, пряники, медовики, клюквенный кисель, компот из сухофруктов, яблоки, орехи.

За столом каждый должен был отведать все приготовленные блюда. Не допускалось проявление своих индивидуальных вкусов. Такое требование — хороший воспитательный момент для детей. Трапеза была безалкогольной. Все блюда были постными, жареными и заправленными растительным маслом, без мясной основы, без молока и сметаны. Не подавались горячие блюда, чтобы хозяйка постоянно находилась за столом.

Во время трапезы велась непринужденная беседа только о добрых делах. Несмотря на то, что это был сугубо семейный праздник, считалось необходимым пригласить к столу одиноких знакомых, соседей (независимо от их вероисповедания). За стол усаживался каждый случайный гость, в том числе и нищий.

Существовало поверье, что в этот день в виде нищего может предстать Бог. Вообще все религиозные праздничные традиции были направлены на укрепление гуманизма, доброжелательного отношения друг к другу и к окружающей среде.

В сочельник хозяин поздравлял с праздником домашних животных, выносилось угощение и бездомным животным (на крыльцо, за порог выставлялась миска с едой).

Потом начиналась самая веселая часть сочельника — раздача подарков. При наличии в доме детей один из домочадцев переодевался в Деда Мороза — Святого Николая. Он же и приносил подарки в мешке. Раздавая их, высказывал пожелания, согласно необходимым требовани-ям, предъявляемым к получающему.

Для детей это был хороший воспи-тательный момент, в отношении к взрослым он был окрашен долей шутки. Вообще большинство трад-ций и обрядов Рождества было направлено на воспитание у детей самодисциплины, внимания к присутствующим, соблюдения и участия в ритуальной стороне, терпения, выдержки.

Это был один из немногих случаев, когда дети садились за стол вместе со взрослыми. А что касается подарков, это был хороший обычай дарить их друг другу, притом ценились подарки, приготовленные своими руками. Они нарядно оформлялись цветной бумагой, веточками ели, ленточками. Содержание подарков должно было быть сюрпризом.

Все было овеяно таинственностью и поднимало настроение. Подарки тут же разворачивались, радость и благодарность хозяйке и друг другу переполняли сердца всех.

Колодки, Колядки, Калитки — маленькие выпечные изделия из ржаного пресного теста с различными начинками, наливками, намазками или припеками.

Состав: для теста: 1 стакан пшеничной муки, 1 стакан ржаной муки, 0,25 стакана воды, 0,25 стакана молока, 0,25 стакана простокваши или кефира, 0,25 стакана сметаны, растительное масло, соль; для начинок: 7-8 картофелины, 2-3 ст. ложки растительного масла, соль; 500 гр. свежих грибов или 100 гр. сушеных, 1-2 ст. ложки растительного масла, 1 луковица, зелень укропа или петрушки, соль; 500 гр. творога, 1-2 ст. ложки сахара.

Тесто: Смешайте муку, воду, молоко, простоквашу и сметану, немного посолите и вымесите тесто. Накройте салфеткой и дайте отстояться 20 минут.

Начинки: Очистите картофель, вымойте и отварите в подсоленной воде. Разомните картофель в пюре, добавьте масло и тщательно перемешайте. Очистите грибы, промойте и отварите. Нарежьте грибы и обжарьте в масле. Отдельно обжарьте измельченный лук. Смешайте вместе грибы с луком, посолите и подержите на огне 10-15 минут. Остудите и перемешайте с нарубленной зеленью.

Творог протрите через сито, добавьте сахар и перемешайте. Сформируйте из теста колбаску, нарежьте на равные кусочки и раскатайте в лепешки. Выложите в лепешки начинку и залепите. Положите колядки на противень, поставить в разогретую до 200-220 градусов духовку и выпекать до готовности. Готовые колядки смажьте маслом.опубликовано econet.ru

Источник:

Сочельник — что это такое? Когда начинается сочельник?

Сегодня уже позабыт, к сожалению, великий церковный праздник сочельник. Что это такое, теперь знают единицы. А во времена наших прабабушек его славили более, чем Рождество Христово. Расскажем о том, как готовились к этому дню и как отмечали его наши далекие предки.

Что такое сочельник перед Рождеством?

Откуда произошло название данного праздника? Оказывается, от слова «сочиво» — это блюдо, которое готовили специально в этот день для угощения всех домашних.

Для этого хозяйка замачивала обваренные зерна злаков (пшеница, ячмень, чечевица, рис) в соке семян (маковом, миндальном или ореховом). Блюдо получалось постным. Масла в него не клали.

Допускалось лишь добавление ложки меда, чтобы сделать кушанье более питательным. Иногда его заменяли кутьей.

Сочиво люди употребляли в этот день в подражании библейскому пророку Даниилу. Притча эта относится к ветхозаветным временам.

Язычник Юлиан Отступник, желая покуражиться над верующими постящимися людьми, приказал все продовольствие на рынке обрызгать кровью животных, принесенных в жертву идолам.

Тогда пророк Даниил приказал своим отрокам-послушникам питаться размоченными зернами и сухофруктами. Так верующие смогли избежать принятия оскверненной языческой трапезы.

Когда празднуется?

Наши далекие предки очень любили сочельник. Когда начинается он, знали все, от мала до велика. Святую традицию его празднования чтили и передавали из поколения в поколение. Примечательно, что много лет назад сочельник отмечался не один раз в год, а несколько.

Так, 24 декабря (по старому стилю), или 6 января (по новому) люди праздновали канун (навечерие) Рождества Христова. Именно этот день сегодня и принято называть сочельником.

Но также соблюдали данную традицию и накануне Богоявления – 5 января (по старому стилю), или 18 января (по новому), и на Благовещение, и в субботу первой седмицы Великого поста.

Сочельник в разных странах

Многие государства сегодня отмечают этот большой церковный праздник. Русская православная и греко-католическая церкви чествуют его 6 января (по Юлианскому календарю). С 7 по 19 января — время Святок (когда уже закончился сочельник). Что это такое, знают теперь, пожалуй, только в деревнях.

О том, как проводятся эти две святочные недели, будет рассказано ниже. Страны, которые живут по Грегорианскому календарю, отмечают Рождественский сочельник 24 декабря. Примечательно, что название у данного праздника в разных государствах отличается.

Так, в Сербии, Черногории, Боснии и Герцеговине это Бадняк, или Баднидан, в Словении — Sveti večer, в Болгарии — Бъдни вечер, в Украине – Святвечір.

Православный сочельник

Известно, что данному празднику предшествует строгий Рождественский пост, который длится с 28 ноября по 6 января. В сочельник у православных принято не есть до первой звезды. Ее появление связано с преданием о Вифлеемской звезде, которая возвестила о рождении святого младенца.

Вечером люди на стол не собирали и ужинать не садились. Делать это можно было с появлением на небосклоне первого огонька. После этого наши предки накрывали стол белоснежной скатертью, клали на него пучок сена в память о яслях, где родился Спаситель, и ставили двенадцать постных блюд — по числу учеников Иисуса Христа.

Ели сочиво и славили Господа.

Традиция в католичестве

Не все страны соблюдают строгий пост, готовясь отмечать сочельник. Традиции католической церкви гласят, что это считается хорошим правилом, но не обязательным к исполнению.

В странах Европы на сочельник собираются, как правило, широким семейным кругом за праздничным столом, уставленным постными блюдами. Главная фигура здесь – отец семейства. Перед началом трапезы он читает отрывок из Евангелия о Рождестве. Затем присутствующие вкушают дары щедрого дома.

Как правило, за столом всегда оставляют свободное место и ставят прибор на тот случай, если кто-то еще присоединится к празднованию.

А еще у католиков существует традиция обмениваться облатками — ржаными хлебцами с фигурками. Хлеб надламывают, и тот, кого угощают кусочком, должен сказать доброе пожелание присутствующим.

Крещенский сочельник. Что это такое?

Много хороших, но, к сожалению, сегодня уже позабытых обрядов соблюдали наши предки. Как уже говорилось выше, сочельник православные люди праздновали не только перед Рождеством, но и перед днем освящения воды – Крещением. С ним были связаны свои традиции.

Например, такие как проводы умерших родственников и изгнание всякой нечисти. Для этого в Крещенский сочельник в некоторых губерниях парни ходили по дворам с метлами, ударяли ими по воротам и кричали, что есть мочи. Считалось, что таким образом они прогоняли нечистую силу.

За трапезой в этот праздник собиралась вся родня. Готовили обязательно кутью, компот из сухофруктов или кисель, пекли блины, варили гороховую кашу. На стол ставили зажженную свечу и клали немного еды на блюдце для родственников, ушедших в мир иной.

Во многом Крещенский сочельник напоминал Рождественский.

Святки

7 января — сразу после сочельника — люди праздновали Рождество.

А потом начинался период Святок, который так и назвали — «время от звезды до воды», то есть от появления первого огонька на небе в сочельник до освящения воды в Крещение. Само слово «святки» означает «святые, праздничные дни».

Издавна на Руси в этот период не играли свадеб, однако время проводили очень весело: в песнях, танцах, гуляниях, переодеваниях и сатирических представлениях.

Парни и девушки из разных деревень устраивали игрища. Они переодевали в зверей и мифологических животных, ходили вечерами по домам и пели песни, вознося хвалу хозяевам, стараясь выпросить у них для себя угощение. Этот обычай называется колядованием.

Святки – это время разгула нечистой силы и прихода душ умерших родственников на землю. Во многих селениях Руси существовали свои традиции, связанные с этим. Так, например, на улицах Центральной и Южной России в сочельник около изб жгли костры из соломы, чтобы умершие родственники могли прийти и «погреться».

Нередко в них бросали липовые веники, чтобы покойники имели возможность попариться в баньке. А еще в сочельник на стол иногда ставили кутью, блины и кисель – традиционные угощения во времена поминок по усопшим. Делалось это для того, чтобы умершие родственники могли разделить трапезу с живыми.

В период Святок молодушки устраивали гадания, проводили магические обряды, произносили заговоры.

Как сделать сочиво?

Наши прабабушки знали, что готовить на сочельник. Эти древние рецепты приготовления Рождественских блюд не позабыты. И сегодня любая хозяйка при желании сможет сварить сочиво. Вот рецепт этого блюда:

  • 1 граненый стакан зерен пшеницы;
  • 100 г мака;
  • 100 г ядрышек грецких орехов;
  • 1 или 2 столовые ложки жидкого меда;
  • немного сахара.

Зерна пшеницы положить в деревянную ступку и истолочь пестиком до того состояния, чтобы оболочка зерен отошла. При этом нужно подливать в массу понемногу теплой кипяченой воды. Затем шелуху удаляют, промывая зерна.

Пшеницу заливают водой, ставят на огонь и разваривают до готовности. Получается рассыпчатая каша. В деревянной ступке таким же образом растирают мак до появления макового молочка. Добавляют его в кашу, кладут туда мед, сахар и тщательно перемешивают.

В конце в массу кладут толченые ядра грецкого ореха. Сочиво готово.

Как готовились к празднику?

Как рассказывалось ранее, строгое воздержание от скоромной пищи предшествовало такому празднику, как сочельник. Когда начинается этот пост, мы знаем — 28 ноября.

Пять недель нельзя было употреблять в пищу продукты животного происхождения: мясо, рыбу, молоко, яйца, масло топленое, творог, кефир и сметану.

Зато разрешалось все постное: вареная картошечка с солеными грибами или огурцами, пареная репа, каши на воде, постный хлеб, квас.

Перед сочельником убирались в доме, стараясь заглянуть во все уголки. А затем жарко топили баню, мылись и меняли одежду. Люди считали, что в чистоте нужно держать и тело, и мысли. Поэтому прежде, чем сесть за праздничный стол, они зажигали свечи у икон в доме и творили благодарственную молитву Господу.

Народные приметы на сочельник

  • На праздник на стол с белой скатертью ставили восковую свечу и зажигали ее со словами: «Гори, свеча, праведное солнце, свети душечкам в раю и нам, живым, грей землю-матушку, нашу скотинку, наши нивы». Если огонек горит весело, значит, год будет благополучным и урожайным, если моргает и трепещет – придется затянуть пояса потуже.
  • Вечером смотрели в окошко: если ночь ясная и звездная – лето будет щедро на урожай ягод, а год будет хорош для приплода домашнего скота.
  • Если перед сочельником разыгралась метель – пчелы будут хорошо роиться.
  • Какого числа сочельник? 6 января. Самый разгар русской зимы. Ожидалось, что на дворе в это время будут свирепствовать морозы. Однако не всегда бывает именно так. Неожиданно могла начаться оттепель. И если вдруг случится на праздник капель, значит, не стоит ждать доброго урожая со своего огорода. А вот греча наверняка будет хороша.
  • На праздник иней на деревьях – к добрым хлебам.

Праздничное богослужение в церкви

Как церковь отмечает праздник сочельник? У православных людей и по сей день сохранилась традиция после вечерней трапезы посещать храм для того, чтобы совершить всенощное Рождественское бдение.

Там в это время совершается служба, состоящая из Великих часов с чтением отрывков из Евангелия и краткого свершения Изобразительных. Проходит она следующим образом: священнослужители читают молитвы на амвоне и облачаются.

Затем наступает время Великой Вечерни с чтением паремий и Литургии Василия Великого, в конце которой совершается Великое водосвятие.

А вот как отмечается католический сочельник в церкви. Здесь, как обычно, 24 декабря утром служат мессу по чину Адвента, а навечерие Рождества начинается затемно, в полночь. В некоторых странах Европы и Польше эту служба называется «пастыркой».

Мы рассказали о большом церковном празднике, предваряющем Рождество Христово, который называется сочельник. Что это такое, как его отмечали, какое значение он имел в религии разных стран — всю необходимую информацию можно найти в этой статье.

Источник:

Сочельник – ночь перед Рождеством

Ночь перед Рождеством. Время, наполненное таинственностью и загадочностью. Именно в рождественскую ночь, которая начинается с момента появления на небе первой звезды, случаются чудеса. Сегодня исполняются самые заветные желания, если их загадать, увидев падающую звезду. И этот святой вечер, который получил название Сочельник, имеет еще множество интересных обрядов, традиций, примет.

Для многих из нас Сочельник ассоциируется с вечером перед Рождеством. Действительно вечер 6 января по всем церковным канонам и называется Сочельником.

Но встретить подобное название еще можно в канун других великих христианских праздников. О сочельнике упоминается перед Крещением, то есть в вечер 18 января.

Упоминается сочельник в церковной литературе и перед Благовещением, а также в первую субботу Великого поста в честь памяти Феодора Тирона.

Традиции Рождественского Сочельника

Фактически в сочельник христиане готовятся к празднованию важнейших церковных событий. А название такие вечера получили, так как на стол подается особое блюдо – сочиво.

Готовится сочиво из пшеницы, которую размачивают в подслащенной воде или в соке семян. Реже сочиво готовят из гороха, ячменя или чечевицы. В него положено добавлять мед, фрукты, семена, орехи.

Вкушают такое блюдо обязательно первым за вечерней трапезой. Традиция эта очень древняя.

Особое значение христиане придают сочельнику перед Рождеством, так как этот праздник один из самых величественных и главных. Предшествует Рождеству зимний пост, что приближает верующих к торжественному моменту. В ночь перед Рождеством идет торжественная служба, проводится ночная литургия. Таких служб на протяжении года не так много, поэтому она особенно торжественная и уникальная.

Традиционно за стол в сочельник никто не садится до первой звезды. Именно этот знак связывают с Вифлеемской звездой, но в самом церковном уставе никаких пометок на этот счет не существует.

Именно с рождественского сочельника начинаются народные зимние гуляния, которые будут длиться целых две недели, вплоть до Крещения. Эти гуляния получили название Святки.

История праздника

Первые христиане самым главным праздником считали Пасху. Традиция отмечать Рождество появилась только к концу III века.

Интересно, что Рождество и Крещение сразу не разделялись. А был единый праздник – Богоявление, который по старому стилю приходился как раз на 6 января. Такая традиция сохранилась, например, в Армянской церкви.

Но православная церковь московского патриархата отмечает два праздника. Это Рождество 7 января и Крещение – 19 января. Поэтому и зимних сочельников стало два, перед каждым январским христианским праздником.

Современные и древние обычаи сочельника

Первое, что приходит на ум при упоминании сочельника – это веселые колядки. Молодежь носит по селению ряженую коляду, распевая ритуальные песни.

Но сочельник это еще множество интересных обрядов, традиций. Не все они имеют отношение к церковным канонам, но с удовольствием соблюдаются православными и атеистами.

Большое значение придается тому, что будет стоять на столе во время вечери. Так как рождественский пост еще не закончился, а 6 января считается особенно строгим в отношении питания, пищу стараются не употреблять в течение дня.

К вечере хозяйки готовят 12 постных блюд, каждое из которых имело свое значение. Стол мог быть достаточно обильным, но обязательно постным. Выставляли на столы:

  1. кутью, символизирующую жертвенность;
  2. горох, как возрождение;
  3. капусту – символ надежности;
  4. борщ – воспитание силы воли;
  5. голубцы – знак Божьей любви;
  6. рыбу – символ христианства;
  7. кашу – продолжение рода;
  8. вареники – достаток;
  9. блины – символ света;
  10. пирожки – здоровья;
  11. узвар – символ жизни и очищения;
  12. пампушки – символ вечной жизни.

И только на следующий день, когда заканчивался Рождественский пост, накрывались богатые столы, и начиналось празднование Рождества.

Поздравления в Сочельник

В каждый дом пришел рождественский сочельник. Значит совсем скоро Рождество. За окном кружатся снежинки, в камине трещат дрова. Это теплый, уютный домашний вечер. И пусть в твоем доме будет добро и счастье. Ведь сегодня над Вифлеемом зажглась звезда. Пусть в канун Рождества каждая мелочь, каждое мгновение приносят радость и, конечно, сердце переполняется верой.

  • И в Рождественский сочельник
  • Мы пойдем колядовать.
  • Будем счастье и здоровье,
  • В каждой дом мы зазывать.
  • Соберет пусть всех сочельник
  • Нас за праздничным столом.
  • Пусть сегодня семья вместе.
  • Призовет достаток в дом.

Источник:

Сочельник

Он известен традицией подавать к столу специальное постное блюдо – сочиво. Собственно, поэтому день и имеет такое название. Сочельник бывает дважды в году – в канун Рождества и в канун Крещения. Связано это с тем, что раньше два этих праздника отмечали в один день.

Рождественский сочельник – высшая ступень на пути к празднику. В этот день установлен особенно строгий пост. Если соблюдать его по всем правилам, то принимать пищу можно только раз – после Вечерни, когда на середину храма будет вынесена зажженная свеча.

Она символизирует Вифлеемскую звезду. Обычай не есть до первой звезды может быть связан именно с этой звездой — свечой. Раньше это богослужение совершалось днем накануне Рождества.

 Сейчас Вечерня сочельник служится, как правило, утром 6-ого января вместе с литургией.

Правда, у этого обычая есть и другое, вполне житейское объяснение: зимой рано темнеет, и обед-ужин предполагается, когда первая звезда уже взошла. Люди, которые чтят церковный устав, и сегодня стараются придерживаться этой традиции. А те, кому такая строгость не по силам, просто ограничивают свой дневной рацион ради ожидания Рождества.

Бытует поверье, что в ночь под Рождество, а потом и на Святках, то есть вплоть до праздника Крещения, можно гадать. Якобы в это время все тайны будущего становятся известны. Обычай этот уходит корнями в языческие времена.

Стоит ли говорить, что к реальному событию Рождества он не имеет никакого отношения? Конечно, всем нам хочется чуда, особенно в новогодне-рождественские дни. И кажется, что стоит заглянуть за реальную грань бытия – и сразу же узнаешь что-то важное о своей жизни. Однако Церковь не раз высказывалась против гаданий.

Христиане не случайно выражают свое религиозное чувство не словом «знание», а словом «вера». Вера предполагает полную свободу в духовной жизни. А гадание такую свободу нарушает, ведь люди пытаются «взять за шиворот» духовный мир и вытрясти из него нужную информацию, сделать ее предметом знания, а не веры. С точки зрения психологии, гадания тоже неприемлемы.

Человек попадает в зависимость от того, что он видит на звездном небе, в кофейной гуще или на картах. Его как бы программируют на определенные действия и поступки. Подсознательно он начинает стремиться именно к тому, что ему «предписано», и, таким образом, тоже лишается свободы действий и возможности маневрировать.

Как следствие, человек как будто лишается и ответственности за свои действия – ведь он, так сказать, следовал указаниям. Однако это иллюзия: отвечать-то все равно придется, и если действия окажутся ошибочными – то отвечать по всей строгости. Все это может вылиться в серьезную проблему.

Потому Церковь и запрещает гадания. Ведь Бог только там, где свобода. Это выразилось в том, что Он родился не в римском императорском дворце, не в палатах царя Ирода.

Он появился на свет в пещере, где в непогоду прячут животных. Его Рождество не сопровождалось громом и молниями. Бог никому не хотел доказывать, что Иисус – Тот Самый Божий Сын, Которого все ждут.

Он предоставил человеческому сердцу свободу выбора: поверить в Рождество или нет.

Итак, до Рождества Христова остались считанные часы. Впереди самое строгое время поста. Но не стоит относиться к этому трагически. Есть в Евангелии замечательные слова – «всегда радуйтесь». Они относятся ко всему, что делает человек, даже к посту. В противном случае ни пост, ни Сочельник просто не имеют смысла.

Источник:

fakt777.ru

Рождественский сочельник и Рождество Христово

Рождественский сочельник (Навечерие Рождества Христова) – это последний день Рождественского поста, канун Рождества Христова. Дата праздника 6 января.

Рождественский сочельник – праздник перед Рождеством

6 января – Навечерие Рождества Христова, или Рождественский сочельник, – последний день Рождественского поста, канун Рождества Христова. В этот день православные христиане особенно готовятся к наступающему празднику, весь день наполнен особым праздничным настроением. Утром в Сочельник по окончании Литургии и следующей за ней вечерней в центр храма выносится свеча и священники поют перед ней тропарь Рождеству Христову. Службы и пост Сочельника имеют ряд особенностей, поэтому именно в эти дни на наш сайт приходит множество вопросов о том, как правильно провести Сочельник. Ответить на эти вопросы мы попросили протоиерея Александра Ильяшенко.

Как поститься в Сочельник?

– Отец Александр, самый часто задаваемый нашими читателями вопрос – как правильно поститься в Сочельник, до какого времени нужно воздерживаться от вкушения пищи? Что значит “пост до первой звезды”? Одинакова ли мера воздержания для работающих и неработающих в этот день? Сколько длится пост до причастия?

Само название происходит, как полагают, от слова «сочиво» (то же, что «коливо» — вареные зерна риса или пшеницы). Вкушать «сочиво», или «коливо», положено в канун праздника только после литургии, которая соединяется с вечерней. Таким образом, часть Сочельника проходит в полном неядении.

Традиция не вкушать пиши до первой вечерней звезды, связана с воспоминанием явлении звезды на Востоке (Мф.2:2), возвестившей о рождении Христа, однако уставом эта традиция не предписана.

Действительно, Типикон предписывает пост до конца вечерни. Однако служба вечерни соединяется с Литургией, служится утром, поэтому и постимся мы до того момента, когда в центр храма выносится свеча и перед свечой поется тропарь Рождеству Христову.

Очевидно, что находящиеся в храме люди постятся, многие в этот день причащаются. Хорошо, если и те, кто не могут быть на службе в храме, кто работает, почтят этот день более строгим постом. Мы помним, что, по русской пословице «Сытое брюхо к молитве глухо». Поэтому и более строгий пост готовит нас к грядущей радости праздника.

Те, кто причащаются на ночной Литургии, по церковной традиции, вкушают пищу в последний раз не менее, чем за шесть часов до времени Причастия, или примерно с 6 часов вечера. И здесь дело не в конкретном количестве часов, что 6 или 8 часов нужно пропоститься и ни минутой меньше, а в том, что устанавливается некая граница, мера воздержания, помогающая и нам соблюсти меру.

– Батюшка, много вопросов приходит от людей больных, которые не могут соблюдать пост, спрашивают, как им поступить?

Больные люди, конечно, должны соблюдать пост в той мере, в какой это согласуется с приемом лекарств и с предписаниями врачей. Речь идет не о том, чтобы немощного человека уложить в больницу, а в том, чтобы укрепить человека духовно. Болезнь – это уже тяжелый пост и подвиг. И здесь человек уже должен стараться определить меру поста по своим силам. Любую вещь можно довести до абсурда. Например, представьте себе, что священник, который придет причастить умирающего человека, станет спрашивать, когда человек последний раз ел?!

– Как правило, верующие стараются встретить Рождество Христово на ночной праздничной литургии. Но во многих храмах служится еще и всенощная и Литургия в обычное время – 5 вечера и утром. В связи с этим часто спрашивают, не грех ли молодому человеку, не немощному, без детей, пойти на службу не ночью, а утром?

Посетить ночную службу или утреннюю – это нужно смотреть по силам. Встретить праздник ночью – конечно, это особая радость: и духовная, и душевная. Таких служб в году очень мало, в большинстве приходских храмов ночные литургии служатся только на Рождество и Пасху – особо торжественные службы по традиции совершаются ночью. А вот например, на Афоне воскресные всенощные бдения служатся ночью. И все равно таких служб не так много, чуть более 60 за год. Церковь так устанавливает, учитывая человеческие возможности: число ночных бдений в году ограничено.

Торжественные ночные службы способствуют более глубокому молитвенному переживанию и восприятию Праздника.

– Закончилась праздничная Литургия, начинается праздничное застолье. И здесь два вопроса нам задают. Первый – можно ли праздновать Рождество сначала в приходе, а не сразу устраивать семейное торжество?

Конечно, хорошо праздновать вместе с близкими, друзьями, семьей, хорошо разделить дарованную нам в празднике радость с ближними. Если прихожане могут объединиться и, помолившись вместе в храме, могут сесть вместе за праздничный стол – это очень хорошо. Такое совместное проведение праздника объединяет, дает поделиться радостью друг с другом. Собираются и семьи, и друзья.

– Второй вопрос связан с тем, что на Рождественской Литургии многие причащаются. И люди испытывают некоторое смущение: ты только что причастился, в книгах святых отцов написано о том, что для удержания благодати нужно стараться оградить себя от разговоров, тем более смеха, и постараться провести время после причастия в молитве. А тут праздничное застолье, пусть даже и с братьями и сестрами во Христе…Люди боятся потерять молитвенный настрой..

Те правила, которые отцы – пустынники предлагали монашествующим, нельзя в полной мере переносить на мирскую жизнь, тем более нельзя переносить их на большие праздники. Речь идет о подвижниках – аскетах, особенно богато наделенных благодатными дарами Божиими. Для них внешняя часть второстепенна. Конечно, духовная жизнь стоит на первом месте и для мирян, но мы не можем здесь провести такую же четкую грань между духовным и земным.

Апостол Павел заповедовал нам “Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите Господа” (1Фес 5:16-18). Если мы встречаем праздник с радостью, молитвой и благодарностью Богу, то мы исполняем апостольский завет.

Конечно, этот вопрос нужно рассматривать индивидуально. Конечно, если человек чувствует, что за шумным торжеством он теряет благодатный настрой, то, возможно, ему стоит ненадолго сесть за стол, уйти раньше, сохранив духовную радость.

– Отец Александр, а не стоит ли здесь разграничить нам самим в себе два состояния – когда мы действительно боимся расплескать полученное в храме чувство, и когда своим отказом от участия в празднике мы можем огорчить ближних, и нередко отказываемся от совместной радости с немирным сердцем. Родственники смирились с тем, что их ревностный член семьи наотрез отказался встретить с ними новый год, казалось бы, пост закончился, человек должен бы «вернуться» к семье, разделить вместе радость праздника, а он опять хлопает дверь и говорит «Какое «посиди с нами», у меня праздник великий, такая благодать, потеряю с вами весь молитвенный настрой!!»

Своему молитвенному состоянию в таком случае человек едва ли повредит, так как подобное поведение говорит о том, что человек в нем не пребывает. Состояние созерцания, молитвенности всегда связано с приливом духовной радости, благодати, которую Господь щедро изливает на своих рабов. А такое отношение к ближним больше похоже на ханжество и фарисейство.

– Обязательно ли посещение вечерней службы в сам день праздника – вечер праздника Рождества?

– Это каждый должен решить для себя сам. После ночной службы нужно восстановить силы. Не все, из – за возраста, здоровья и духовного уровня способны пойти   в храм и принять участие в службе. Но нужно помнить, что Господь вознаграждает за каждое усилие, которое ради Него человек делает.

Вечерняя служба в этот день недлинная, особенно одухотворенная, торжественная и радостная, на ней возглашается Великий Прокимен, поэтому, конечно, хорошо, если получится ее посетить.

Поздравляю всех читателей нашего сайта с грядущим праздником Христова Рождества!

Вопросы подготовили Лидия Доброва и Анна Данилова

www.pravmir.ru


Смотрите также