Как проявляются способности человека


Как проявляются способности человека

Как проявляются способности человека?

Ответ

Способности, дарования человека проявляются и развиваются в процессе деятельности.

Ребёнок играет. Складывает из кубиков дом. Строит из песка крепость. Собирает модель из деталей конструктора. Играет в маму, укладывая спать куклу, в лётчика, продавца, водителя автомашины, космонавта. В игре он повторяет действия старших, приобретая первый опыт человеческой деятельности. Игра учит ребёнка планировать свои действия, намечать их цели, искать подходящие средства. В игровой деятельности развиваются многообразные человеческие качества.

Наступает время, когда рядом с игровой развивается учебная деятельность. В ней шаг за шагом осваивается опыт. Изучая учебные тексты, читая произведения художественной литературы, решая задачи, выполняя разнообразные учебные задания, человек приобретает необходимые для жизни в обществе знания и умения, совершенствует мышление и речь, развивает свои творческие способности, приобретает профессию. Наряду с учёбой появляется трудовая деятельность. Сначала это работа по дому, затем, возможно, в школьной мастерской, на приусадебном участке и далее труд взрослого человека — профессиональная деятельность на производстве, в сфере услуг, интеллектуальная деятельность. Труд расширяет творческие возможности человека, способствует формированию целеустремлённости, самостоятельности, настойчивости, общительности и других человеческих качеств.

Трудовая деятельность может быть различной. Обработанные поля, орудия труда, жилые дома и храмы — всё это плоды производственной деятельности. Русская Правда, Судебник 1497 г., другие законодательные акты — результат государственной деятельности. Расширение границ, формирование многонационального государства — следствие политической деятельности. Победы на Чудском озере, на Куликовом поле, в Северной войне или Отечественной войне 1812 г. — результат военной деятельности. Открытия М. В. Ломоносова, изобретения И. П. Кулибина, труды Д. И. Менделеева — продукт интеллектуальной деятельности. Знаменитый русский балет, картины передвижников — воплощение художественной деятельности.

schoolotvety.ru

Как проявляются способности человека

При равных внешних условиях разные люди будут с неодинаковой степенью эффективности приобретать знания, умения и навыки. Там, где один человек все «схватывает на лету», другой тратит много времени и сил. Один достигает высшего уровня мастерства, а другой, при всем своем старании, — лишь определенного среднего уровня. Все зависит от способностей человека.

Способность — это психическое свойство личности, отражающее такие ее особенности, которые позволяют успешно заниматься и овладевать одним или несколькими видами деятельности.

Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но они обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение; успешность в деятельности и общении определяется не одной, а системой различных способностей. При этом они могут взаимно компенсироваться. Исключительно большую роль в развитии способностей играет потребностно-мотивационная сфера личности, желание и стремление человека заниматься тем или иным видом деятельности.

Способности бывают специальные и общие. Специальные (профессиональные) способности определяют возможности к развитию отдельных психических процессов и качеств личности для какого-то конкретного вида деятельности. Общие способности — это благоприятные возможности развития особенностей психики человека, которые одинаково важны для многих видов деятельности. Такими общими способностями, например, являются находчивость, сообразительность и т.п. Совокупность общих и специальных способностей, свойственных конкретному человеку, составляет одаренностъ.

Высокая степень одаренности, реализованная человеком в определенной области, называется талантом. Талант выражается в чрезвычайно высоком уровне развития качеств и в особом своеобразии проявлений индивидуальных особенностей личности.

Высокая степень одаренности, выражающаяся в результатах, достигнутых одновременно в ряде областей деятельности, называется гениальностъю. Творчество гениального человека имеет для общества историческое и обязательно положительное значение. Отличие гения от таланта не столько в степени одаренности, сколько в том, что гений создает эпоху в области своей деятельности.

У каждого человека при рождении формируются определенные предпосылки его способностей — задатки. Задаткими называются врожденные анатомо-физиологические особенности организма, которые облегчают развитие способностей. Задатки многозначны. На основе одного задатка могут формироваться самые различные способности. Последние определяются окружающей средой, характером тех требований, которые предъявляются к избранной человеком деятельности. Не развитые вовремя задатки исчезают. Многим известны случаи, когда дети, попав в логово зверей и не получив, таким образом, возможности развивать свои задатки, теряли их навсегда.

Важно понять, что, несмотря на биологическую обусловленность способностей, их конкретное развитие определяется социальными

факторами. Условиями и предпосылками их развития являются в первую очередь обстоятельства жизни и деятельности: влияние социальной и культурной среды; обучение в детстве пользованию соответствующими предметами, например музыкальными инструментами; участие в сложных, высокоорганизованных видах деятельности и общения; наличие круга людей, которые в состоянии передать необходимые знания, умения и навыки с помощью эффективных средств и методов обучения и воспитания.

Источник: Библиотека ГумерПри равных внешних условиях разные люди будут с неодинаковой степенью эффективности приобретать знания, умения и навыки. Там, где один человек все «схватывает на лету», другой тратит много времени и

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/krysko/71.php

Способности личности – это особенности психики субъекта, которые влияют на успешность приобретения умений, знаний, навыков. Однако сами способности не сводятся к наличию таких умений, знаков и навыков. Другими словами, способность личности – это своеобразная возможность для приобретения умений и знаний. Способности проявляются только в такой деятельности, осуществление которой невозможно без их наличия. Они обнаруживаются не в умениях, знаниях и навыках, а в процессе их приобретения и входят в структуру личности. Способностями обладает каждый человек. Они образуются в процессе жизнедеятельности субъекта и изменяются совместно с изменениями жизненных объективных обстоятельств.

Способности в структуре личности являются ее потенциалом. Структурное строение способностей имеет зависимость от развития личности. Существует две степени формирования способностей: творческая и репродуктивная. На репродуктивной стадии развития индивид показывает значительное умение овладевать знаниями, деятельностью и реализовывать ее по явному образцу. На творческой стадии индивид способен создавать новое, уникальное. Соединение выдающихся способностей, которые обуславливают очень успешное, оригинальное и самостоятельное совершение различной деятельности носит название талант. Гениальность – высший уровень талантливости. Гениями называют тех, кто может создавать что-то новое в социуме, литературе, науке, искусстве и т.д. Способности субъектов неразрывно связаны со склонностями.

Способности личности к механическому запоминанию, ощущению, эмоциональной возбудимости, темперамента, психомоторики формируются на основе задатков. Возможности развития анатомических и физиологических свойств психики, которые обусловлены наследственностью, называют задатками. Развитие задатков зависит от тесного взаимодействия с окружающими обстоятельствами, условиями и средой в целом.

Совершенно ни к чему не способных людей не бывает. Главным является помочь индивиду найти свое призвание, раскрыть возможности и развить способности. Каждый здоровый человек имеет все необходимые общие способности для обучения и те способности, которые развиваются при определенной деятельности – специальные. Итак, главным фактором, влияющим на развитие способностей, является деятельность. Но для того, чтобы способности развивались, самой по себе деятельности мало, нужны еще определенные условия.

Способности нужно развивать с детства. У детей занятие каким-либо определенным видом деятельности должно вызывать позитивные, постоянные и сильные эмоции. Т.е. такая деятельность должна приносить радость. Дети должны чувствовать удовлетворение от занятий, что приведет к формированию стремления продолжать и дальше заниматься без принуждения со стороны взрослых.

Немаловажным в развитии способностей детей является творческое проявление деятельности. Так, например, если ребенок увлечен литературой, то для развития его способностей, необходимо, чтобы он постоянно писал сочинения, произведения, пусть и небольшие, с последующим их разбором. Огромную роль в развитии способностей младших школьников играет посещение различных кружков, секций. Не следует заставлять ребенка заниматься тем, что было интересно родителям в их детстве.

Деятельность ребенка должна быть организована так, чтобы она преследовала цели, немногим превосходя его возможности. Если дети уже проявили к чему-либо способности, то постепенно следует усложнять даваемые ему задания. Обязательно необходимо развивать у детей наряду со способностями и требовательность к себе, целеустремленность, настойчивость в стремлении одолеть трудности и критичность в суждении своих поступках и себя. Вместе с тем нужно формировать у детей верное отношение к их способностям, достижениям и успехам.

Самым главным в развитии способностей в раннем возрасте является искренняя заинтересованность своим малышом. Необходимо как можно больше уделять внимания своему ребенку, заниматься вместе с ним какой-либо работой.

Решающим критерием развития социума является воплощение способностей индивидов.

Каждый субъект индивидуален, а его способности отражают характер индивида, увлеченность и склонность к чему-либо. Однако реализация способностей непосредственно зависит от желания, регулярных тренировок и постоянного совершенствования в каких-либо конкретных областях. Если у индивида отсутствует увлеченность чем-либо или желание, то способности развить невозможно.

Многие ошибочно полагают, что к творческим способностям относят только рисование, сочинительную деятельность и музыку. Однако, это абсолютно неверно. Так как, развитие творческих способностей личности тесно взаимосвязано с восприятием индивидом мира в целом и ощущения себя в нем.

Высшей функцией психики, отражающей действительность, являются творческие способности. С помощью таких способностей вырабатывается образ несуществующего в этот момент предмета или вообще никогда не существовавшего. В раннем возрасте в ребенка закладываются основы творчества, которые могут проявляться в формировании способностей к замыслу и его осуществления, в умении соединять свои представления и знания, в искренности передачи чувств. Развитие творческих способностей детей происходит в процессе различной деятельности, например, игры, рисование, лепка и т.д.

Индивидуальные особенности субъекта, которые обуславливают успешность выполнения индивидом какой-либо творческой деятельности называют творческими способностями. Они представляют собой объединение множества качеств.

Многие известные научные деятели в психологии объединяют способности к творчеству с особенностями мышления. Гилфорд (психолог из Америки) полагает, что творческим индивидам свойственно дивергентное мышление.

Люди, имеющие дивергентное мышление, при поиске решения какой-либо задачи не сосредоточивают все усилия на установлении единственного верного ответа, а ищут различные решения в соответствии со всеми вероятными направлениями и рассматривают множество вариантов. В основе творческого мышления лежит дивергентное мышление. Творческое мышление характеризуется быстротой, гибкостью, оригинальностью и законченностью.

А. Лук выделяет несколько разновидностей творческих способностей: нахождение проблемы там, где другие ее не замечают; сворачивание мыслительной деятельности, при этом трансформируя несколько понятий в одно; использование навыков, которые были приобретены при поиске решения одной проблемы к другой; восприятие реальности целиком, а не дробление ее на части; легкость в нахождении ассоциации отдаленными понятиями, а также умение выдавать необходимую информацию в определенную минуту; выбирать один из альтернативных вариантов решения задачи до его проверки; проявлять гибкость мышления; вводить новые сведения в уже существующую систему знаний; видеть вещи, предметы, такими как они есть на самом деле; выделять подмеченное из того, что предлагает интерпретация; творческого воображения; легко генерировать идеи; доработки конкретных деталей для оптимизации и совершенствования первоначальной идеи.

Синельников и Кудрявцев выделили две универсальные творческие способности, которые сложились в процессе исторического развития социума: реализм воображения и умение видеть целостность картины раньше, чем ее составные части. Образное, предметное схватывание некоторой значимой, общей закономерности или тенденции формирования целостного объекта, до того, как индивид имеет о ней четкое представление и может ввести ее в систему четких категорий логики, называется реализмом воображения.

Творческие способности личности – это совокупность черт и свойств характера, характеризующих уровень их соответствия определенным требованиям какого-либо вида учебной и творческой деятельности, которые определяют степень результативности такой деятельности.

Способности должны обязательно находить опору в естественных качествах личности (умениях). Они присутствуют в процессе постоянного усовершенствования личности. Сами по себе творческие способности не могут гарантировать творческое достижение. Для достижения необходим своеобразный «двигатель», который способен запустить в работу мыслительные механизмы. Для творческой успешности необходимы воля, желание и мотивация. Поэтому выделяют восемь компонентов творческих способностей субъектов: направленность личности и творческая мотивационная активность; интеллектуальные и логические способности; интуитивные способности; мировоззренческие свойства психики, моральные качества, способствующие успешной творческой и учебной деятельности; эстетические качества; коммуникативные способности; способность личности к самоуправлению своей учебной и творческой деятельностью.

Индивидуальные способности личности – это общие способности, которые обеспечивают успешность усвоения общих знаний и реализацию различных видов деятельности.

Каждый индивид имеет различные «наборы» индивидуальных способностей. Их сочетание формируется на протяжении всей жизни и обуславливает своеобразность и уникальность личности. Также и успешность какого-либо вида деятельности обеспечивается наличием различных сочетаний индивидуальных способностей, которые работают на результат такой деятельности.

В процессе деятельности одни способности имеют возможность заменяться другими, похожими по свойствам и проявлениям, но имеющие различия в своем происхождении. Успешность аналогичных видов деятельности могут обеспечиваться различными способностями, поэтому отсутствие какой-либо способности компенсируется другой или набором таких способностей. Поэтому субъективность комплекса или сочетания некоторых способностей, которые обеспечивают успешное выполнение работы, называют индивидуальным стилем деятельности.

Сейчас современные психологи выделяют такое понятие, как компетенция, которое означает интегративные способности, направленные на достижение результата. Иными словами – это необходимый набор качеств, нужных работодателям.

Сегодня индивидуальные способности личности рассматриваются в 2-х аспектах. Один основан на единстве деятельности и сознания, который сформулировал Рубинштейн. Второй рассматривает индивидуальные свойства в качестве генеза природных способностей, которые связаны с задатками и типологическими и индивидуальными особенностями субъекта. Несмотря на существующие различия в данных подходах, их связывает то, что индивидуальные особенности обнаруживаются и формируются в настоящей, практической социальной деятельности индивида. Такие умения проявляются в работоспособности субъекта, в активности, саморегуляции деятельности психики.

Активность является параметром индивидуальных особенностей, в ее основе лежит быстрота прогностических процессов и вариативность быстроты процессов психики. Так, в свою очередь, саморегуляция описывается воздействием совокупности трех обстоятельств: чувствительностью, конкретным ритмом установки и пластичностью.

Голубева связывает различные типы активности с преобладанием одного из полушарий мозга. Люди, с доминирующим правым полушарием, отличаются высокой лабильностью и активностью нервной системы, формированием невербальных познавательных процессов. Такие индивиды успешнее учатся, отлично решают поставленные задачи в условиях нехватки времени, отдают предпочтение интенсивным формам обучения. Люди, с преобладающим левым полушарием, отличаются слабостью и инертностью нервной системы, успешнее усваивают гуманитарные предметы, могут более успешно планировать деятельность, обладают более развитой саморегулирующей произвольной сферой. Отсюда следует сделать вывод, что индивидуальные способности личности имеют взаимосвязь с его темпераментом. Кроме темперамента, существует определенная взаимосвязь способностей и направленности личности, ее характера.

Шадриков полагал, что способность – это функциональная особенность, которая проявляется в процессе взаимодействия и функционирования систем. Например, нож способен резать. Отсюда следует, что сами способности в качестве свойств объекта обуславливаются его структурой и свойствами отдельных элементов структуры. Иными словами, индивидуальная психическая способность – это такое свойство нервной системы, в котором осуществляется функция отражения объективного мира. К ним относят: способности воспринимать, ощущать, мыслить и д.р.

Данный подход Шадрикова, позволил найти верное соотношение между способностями и задатками. Так как способности – это некоторые свойства функциональных систем, следовательно, элементами таких систем будут нейронные цепи и отдельные нейроны, которые специализируются согласно своему назначению. Т.е. свойства цепей и отдельных нейронов и являются специальными задатками.

Социальные способности личности – это такие свойства индивида, которые приобретаются в процессе его развития и отвечают требованиям значимой социальной деятельности. Они изменяются в процессе воспитания и в соответствии с существующими социальными нормами.

В процессе социального общения социальные свойства более выражаются в совокупности с культурной средой. Одно из другого нельзя исключать. Так как именно социально-культурные качества играют основную роль в формировании субъекта как личности.

В процессах межличностного взаимодействия теряется социально-культурная ценность, и социальные способности не могут проявиться в полной мере. Применение индивидом социальных способностей позволяет обогатить свое социально-культурное развитие, улучшить культуру общения. Также их применение значительно влияет на социализацию субъекта.

Итак, социальные способности личности – это индивидуальные психологические особенности индивида, которые могут позволить ему жить в социуме, среди людей и являются субъективными обстоятельствами успешного коммуникативного взаимодействия и взаимоотношений с ними в любых видах деятельности. Они обладают комплексной структурой. Основой такой структуры являются: коммуникативные, социально-нравственные, социально-перцептивные свойства и способы их проявления в обществе.

Социально-перцептивные способности – это индивидуальные психологические свойства индивида, возникающие в процессе его взаимодействия и взаимоотношений с другими индивидами, обеспечивающие адекватное отображение их особенностей, поведения, состояний и отношений. Такой вид способностей заключает в себе и эмоционально-перцептивные.

Социально-перцептивные способности составляют сложную совокупность коммуникативных способностей индивида. Потому что именно коммуникационные свойства позволяют субъектам понимать и чувствовать другого, устанавливать взаимоотношения и контакты, без которых эффективное и полноценное взаимодействие, общение и выполнения совместной работы невозможно.

Главным психологическим ресурсом, вкладывающим человеком в процесс труда и деятельности, являются профессиональные способности.

Итак, профессиональные способности личности – это индивидуальные психологические свойства индивида, которые отличают его от других и отвечают требованиям трудовой и профессиональной деятельности, а также являются главным условием выполнения такой деятельности. Такие способности не сводятся к конкретным умениям, знаниям, приемам и навыкам. Они формируются у субъекта на основе его анатомических и физиологических особенностей и задатков, однако в большинстве специальностей строго не обуславливаются ими. Более успешное выполнение того или иного вида деятельности чаще связано не с одной конкретной способностью, а с их определенным сочетанием. Именно поэтому профессиональные умения обуславливаются посредством успешной специализированной деятельностью и формируются в ней, однако имеют зависимость и от зрелости индивида, систем его отношений.

Деятельность, способности личности на протяжении жизни индивида регулярно меняются местами, являясь то следствием, то причиной. В процессе осуществления какого-либо вида деятельности в личности и способностях формируются психические новообразования, которые стимулируют дальнейшее развитие способностей. При ужесточении обстоятельств деятельности или при изменениях условий задач, самих задач может случиться включение различных систем способностей в такую деятельность. Вероятные (потенциальные) способности являются базисом новейших видов деятельности. Так как деятельность всегда подтягивается к уровню способностей. Итак, профессиональные способности – это и результат, и условие успешной трудовой деятельности.

Общечеловеческие способности – это такие психологические свойства, которые необходимы для вовлечения индивида в любую профессиональную и трудовую деятельность: жизнеспособность; трудоспособность; способность к саморегуляции и активности, которая включает в себя прогноз, предвосхищение исхода, целеполагание; способность к эмпатии, духовному обогащению, сотрудничеству и общению; способность ответственности за социальный исход труда и к профессиональной этике; способность к преодолению преград, помехоустойчивости, противостоянию неприятным обстоятельствам и условия.

На фоне вышеперечисленных способностей образуются и специальные: гуманитарные, технические, музыкальные, художественные и т.д. Это индивидуальные психологические характеристики, которые обеспечивают успешность произведения индивидом определенных видов деятельности.

Профессиональные способности личности образуются, основываясь на общечеловеческие способности, однако позднее их. Также они опираются и на специальные способности, если они возникли одновременно с профессиональными или раньше.

Профессиональные умения, в свою очередь, подразделяются на общие, которые определяются предметом деятельности в профессии (техника, человек, природа) и специальные, которые определяются конкретными условиями труда (нехватка времени, перегрузки).

Также способности могут быть потенциальными и актуальными. Потенциальные – проявляются при возникновении перед индивидом новых задач, которые требуют новых подходов к решению, а также при условии поддержки индивида со стороны, что создает стимул для актуализации потенциала. Актуальные – уже сегодня осуществляются в процессии деятельности.

В успехе индивида, определяющим фактором являются взаимоотношения и взаимодействие с окружающими субъектами. А именно – коммуникативные способности. От степени их развитости зависит успех субъекта в профессиональной деятельности и в других жизненных областях. Развитие таких способностей у индивида начинается практически с рождения. Чем раньше малыш сможет научиться говорить, тем легче ему будет взаимодействовать с окружающими. Коммуникативные способности субъектов образуются у каждого индивидуально. Определяющим фактором в раннем развитии этих способностей являются родители и взаимоотношения с ними, позже влияющим фактором становятся сверстники, а еще позже – коллеги и собственная роль в социуме.

Если в раннем детстве индивид не получает необходимой поддержки со стороны родителей и других родственников, то не сможет в дальнейшем приобрести нужный коммуникативный навык. Такой ребенок может вырасти неуверенным в себе и замкнутым. Следовательно, его коммуникативные способности будут на низком уровне развития. Выходом из такой ситуации может служить развитие коммуникативных навыков в обществе.

Коммуникативные способности имеют определенную структуру. В них входят следующие способности: информационно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная и регуляционно-коммуникативная.

Умение начать и поддержать беседу, грамотно ее завершить, привлечь интерес собеседника, применять невербальные и вербальные средства для общения называются информационно-коммуникативными способностями.

Возможность улавливания эмоционального состояния партнера по общению, правильное реагирование на такое состояние, проявление отзывчивости и уважения к собеседнику – это аффективно-коммуникативная способность.

Умение помогать собеседнику в процессе общения и принимать поддержку и помощь от других, способность к решению конфликтов, применяя адекватные методы, называется регуляционно-коммуникативными способностями.

В психологии различают два мнения о природе интеллекта. Одно из них утверждает, что есть общие условия интеллектуальных способностей, по которым судят об интеллекте в общем. Объектом изучения в этом случае будут ментальные механизмы, определяющие интеллектуальное поведение индивида, его способность к адаптации к окружающей среде, взаимодействие его внешнего и внутренних миров. Другое предполагает присутствие множества структурных компонентов интеллекта, не зависящих друг от друга.

Г. Гарднер предложил свою теорию о множественности интеллектуальных способностей. К ним относят лингвистические; логико-математические; создание в уме модели расположения предмета в пространстве и ее применение; натуралистические; корпусо-кинестетические; музыкальные; умение понимать мотивацию поступков других субъектов, способности формирования правильной модели себя и применение такой модели для более успешной реализации себя в обыденной жизни.

Итак, интеллект – это уровень развития мыслительных процессов индивида, которые обеспечивают возможность приобретения новых знаний и их оптимально применять на протяжении жизни и в процессе жизнедеятельности.

По мнению большинства современных ученых, общий интеллект реализуется, как универсальная способность психики.

Интеллектуальные способности – это особенности, которые отличают одного индивида от другого, возникающие на основе задатков.

Интеллектуальные способности группируются в более широкие области и могут проявляться в различных сферах жизнедеятельности индивида, его социальной роли и статусе, моральных и нравственных качествах.

Таким образом, следует сделать вывод, что интеллектуальные способности обладают достаточно сложной структурой. Интеллект личности проявляется в способности индивида к мышлению, принятию решений, целесообразности их применения и использования для успешной реализации конкретного вида деятельности.

Интеллектуальные способности индивида заключают в себе огромное количество различных компонентов, тесно взаимосвязанных между собой. Они реализуются субъектами в процессе проигрывания им различных социальных ролей.

Источник: Как проявляются способности человекаСпособности личности – это особенности психики субъекта, которые влияют на успешность приобретения умений, знаний, навыков. Однако сами способности не сводятся к наличию таких умений, знаков и навыков.

http://psihomed.com/sposobnosti-lichnosti/

Мир Психологии

Способности как проявление индивидуального в психике

Глава 5. Общее и индивидуальное в психике человека, типологии личности

2. Способности как проявление индивидуального в психике

Индивидуальные (индивидуально-психологические) различия — это особенности психических явлений (процессов, состояний и свойств), отличающих людей друг от друга. Индивидуальные различия, природной предпосылкой которых выступают особенности нервной системы, мозга, создаются и развиваются в ходе жизни, в деятельности и общении, под влиянием воспитания и обучения, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром в самом широком значении этого слова. Индивидуальные различия являются предметом изучения дифференциальной психологии.

Индивидуальные особенности человека обусловливают индивидуальный стиль деятельности (Е.А. Климов), который представляет собой:

  1. устойчивую систему приемов и способов деятельности,
  2. эта система обусловлена определенными индивидуальными личными качествами,
  3. эта система является средством эффективного приспособления к объективным требованиям,
  4. это те особенности стиля деятельности, которые обусловлены типологическими свойствами нервной системы человека.

способности — это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение.

способности можно классифицировать на:

  1. природные (или естественные) способности, в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей;
  2. специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде.

Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на:

а) общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т.д.), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т.д.);

б) теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;

в) учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) — талантом;

г) способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т.д.

Человек, способный ко многим и различным видам деятельности и общения, обладает общей одаренностью, т.е. единством общих способностей, обусловливающим диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень и своеобразие деятельности и общения.

Таким образом, способности — индивидуально психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами способности не сводятся к знаниям и умениям.

Исследованиями установлено, что способности — прижизненные образования, что их развитие идет в процессе жизни, что среда, воспитание активно формируют их.

Глубокий анализ проблемы способностей был дан Б.М. Тепловым. Согласно развиваемой им концепции, врожденными могут быть анатомо-физиологические и функциональные особенности человека, создающие определенные предпосылки для развития способностей, называемые задатками.

Задатки — это некоторые генетические детерминированные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу (предпосылку) формирования и развития способностей.

способности — не статичные, а динамические образования, их формирование и развитие происходит в процессе определенным образом организованной деятельности и общения. Развитие способностей происходит поэтапно.

Задатки весьма многозначны, они — лишь предпосылки развития способностей. способности, развивающиеся на их основе, обусловливаются, но не предопределяются ими. Характерным для задатков является то, что они сами по себе еще ни на что не направлены. Задатки влияют, но не решающим образом, на процесс формирования и развития способностей, которые формируются прижизненно в процессе деятельности и воспитания. Задатки обусловливают разные пути формирования способностей, влияют на уровень достижения, быстроту развития.

Каждая способность имеет свою структуру, в ней различают ведущие и вспомогательные свойства. Например, ведущими свойствами литературных способностей являются: особенности творческого воображения и мышления; яркие, наглядные образы памяти; чувство языка; развитие эстетических чувств. А ведущими свойствами математических способностей являются: умение обобщать; гибкость мыслительных процессов; легкий переход от прямого к обратному ходу мысли. Для педагогических способностей ведущими являются: педагогический такт, наблюдательность; любовь к детям; потребность в передаче знаний.

Выделяют следующие уровни способностей: репродуктивный, который обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения, и творческий, обеспечивающий создание нового, оригинального. Но следует учитывать, что репродуктивный уровень включает элементы творческого, и наоборот.

У одного и того же человека могут быть разные способности, но одна из них может быть более значительной, чем другие. С другой стороны, у разных людей наблюдаются одни и те же способности, но различающиеся между собой по уровню развития. С начала XX века предпринимались попытки измерить способности (зарубежные психологи Айзенк, Кеттел, Спирмен, Бине и др.). Для измерения способностей использовались тесты. Но более верный путь определения способностей — это выявление динамики успехов в процессе деятельности. Успешность выполнения любой деятельности определяется не какими-то отдельными способностями самими по себе, а лишь сочетанием способностей, своеобразным у каждого человека. Успех в овладении деятельностью может достигаться различными путями. Так, недостаточное развитие той или иной отдельной способности может быть компенсировано развитием других способностей, от которых также зависит успешное выполнение той же самой деятельности.

Компоненты педагогических способностей: конструктивные, организаторские, коммуникативные. Конструктивные способности проявляются в желании и умении развивать личность ученика, отбирать и композиционно строить учебный материал применительно к возрастным и индивидуальным особенностям детей. Организаторские способности проявляются в умении включать учащихся в различные виды деятельности и умело воздействовать на личность каждого ребенка. Коммуникативные способности проявляются в умении устанавливать правильные взаимоотношения с детьми, чувствовать настроение всего коллектива, понять каждого ученика.

Исследование различных видов специальных способностей проводится главным образом в связи с профессиональной ориентацией и профотбором. Все многообразие профессий было предложено (Е.А. Климов) разделить на пять основных типов в зависимости от объекта, на который они направлены:

  • П — природа (растения, животные),
  • Т — техника (машины, материалы),
  • Ч — человек, группы людей,
  • 3 — знаковая информация (книги, языки, коды, модели),
  • X — художественные образы (искусство).

При решении задач профориентации целесообразно определить прежде всего склонности молодого человека к перечисленным типам профессий.

Педагог не только передает ученику некие знания, умения, но и формирует, развивает способности ученика, помогает ему ориентироваться в мире профессий, чтобы выбрать наиболее подходящую в зависимости от индивидуальных склонностей и способностей человека.

Развитие общих способностей человека предполагает развитие его познавательных процессов памяти, восприятия, мышления, воображения.

Важным моментом у детей в развитии способностей является комплексность — одновременное совершенствование нескольких взаимодополняющих друг друга способностей.

Источник: Мир Психологиив раздел Оглавление «Основы психологии» Глава 5. Общее и индивидуальное в психике человека, типологии личности 2. Способности как проявление индивидуального в психике

http://www.persev.ru/book/sposobnosti-kak-proyavlenie-individualnogo-v-psihike

Способности человека

Способности человека. Уровни развития способностей: диагностика, развитие

Часто говорят о способностях того или иного человека, подразумевая его склонность к определенному виду деятельности. При этом мало кто задумывается о том, что это понятие научное и подразумевает уровень развития данного качества, а также возможности его совершенствования. Какие уровни развития способностей существуют, как работать над их улучшением и научиться максимально использовать, знает далеко не каждый. Между тем мало обладать какой-либо способностью, данное качество необходимо постоянно развивать, если вы хотите действительно добиться успеха в определенной области.

Что такое способности, уровень развития способностей

Согласно научному определению, способность – индивидуальная и психологическая особенность конкретного человека, определяющая его умение осуществлять конкретную деятельность. Врожденные предпосылки к появлению определенных способностей – это задатки, которые, в отличие от первых, закладываются в личности с рождения. Следует учитывать, что способности — понятие динамическое, что означает их постоянное формирование, развитие и проявление в различных сферах деятельности. Уровни развития способностей зависят от множества факторов, которые следует учитывать для постоянного самосовершенствования. По Рубинштейну их развитие происходит по спирали, что означает необходимость реализации возможностей, предоставляемых одним уровнем способностей, для того чтобы произошел дальнейший переход на более высокий.

Уровень развития способностей личности делится на два вида:

— репродуктивный, когда личность демонстрирует способность успешно овладевать различными умениями, усваивать и применять знания, а также реализовывать деятельность по уже предложенному образцу или идее;

— творческий, когда личность обладает умением создавать что-то новое, оригинальное.

В ходе успешного приобретения знаний и умений человек переходит с одного уровня развития на другой.

Кроме того, способности также делят на общие и специальные, согласно теории Теплова. К общим относятся те, которые демонстрируются в любой области деятельности, в то время как специальные проявляются в конкретной сфере.

Выделяются следующие уровни развития данного качества:

Для того чтобы сформировалась одаренность человека, нужно, чтобы присутствовало органичное сочетание общих и специальных способностей, а также необходимо их динамичное развитие.

Одаренность подразумевает совокупность разнообразных способностей, которые развиты на достаточно высоком уровне и обеспечивают личности возможность успешно освоить какой-либо вид деятельности. В данном случае подразумевается конкретно возможность освоения, так как от человека, помимо прочего, требуется непосредственное овладение необходимыми навыками и умениями для успешной реализации идеи.

Одаренность бывает следующих видов:

— художественная, подразумевающая большие достижения в художественной деятельности;

— общая — интеллектуальная или академическая, когда уровни развития способности человека проявляются в хороших результатах в обучении, овладении различными знаниями в разнообразных научных областях;

— творческая, предполагающая умение генерировать новые идеи и демонстрировать склонность к изобретательству;

— социальная, обеспечивающая высокий социальный интеллект, выявление лидерских качеств, а также умение строить конструктивные отношения с людьми и обладание организаторскими способностями;

— практическая, проявляющаяся в умении личности применять собственный интеллект для достижения поставленных целей, знании слабых и сильных сторон человека и умении пользоваться этим знанием.

Кроме того, существуют виды одаренности в разнообразных узких сферах, например математическая одаренность, литературная и т. д.

Талант – высокий уровень развития творческих способностей

Гениальность – самый высокий уровень развития способностей

Человека называют гениальным в том случае, если его деятельность оставила ощутимый след в развитии общества. Гениальность — высший уровень развития способностей, которым обладают единицы. Это качество неразрывно связано с незаурядностью личности. Отличительным качеством гениальности, в отличие от других уровней развития способностей, является то, что она, как правило, проявляет свой «профиль». Какая-либо сторона в гениальной личности неизбежно доминирует, что приводит к яркому проявлению определенных способностей.

Выявление способностей до сих пор является одной из сложнейших задач психологии. В разное время многие ученые выдвигали собственные методы исследования данного качества. Однако в настоящее время нет методики, которая позволяет с абсолютной точностью выявить способность человека, а также определить ее уровень.

Основная проблема заключалась в том, что способности измерялись количественно, выводился уровень развития общих способностей. Однако на самом деле они являются качественным показателем, которое необходимо рассматривать в динамике. Разные психологи выдвигали собственные методы измерения данного качества. Например, Л. С. Выготский предлагал оценивать способности ребенка через зону ближайшего развития. Это предполагало двойную диагностику, когда ребенок решал задачу сначала вместе со взрослым, а затем самостоятельно.

Другой метод измерения способностей при помощи тестирования предложил основатель дифференциальной психологии — английский ученый Ф. Гальтон. Цель методики заключалась в выявлении не только наличия способности, но и уровня ее развития. В первую очередь изучались уровни развития интеллектуальных способностей при помощи тестов на общий интеллект, затем испытуемый отвечал на блок вопросов, выявляющих наличие специальных способностей, а также их уровень.

Следующий метод диагностики принадлежит французским ученым А. Бине и Симону. Здесь также в первую очередь определялся уровень интеллектуальных способностей при помощи 30 задач, расположенных по возрастанию уровня сложности. Главный упор делался на способности понимать задание и уметь рассуждать логически, как его можно решить. Ученые предполагали, что именно это умение лежит в основе интеллекта. Им принадлежит понятие умственного возраста, который определяют уровнем решения интеллектуальных задач. Каждое выполненное задание являлось критерием определения данного показателя. После смерти ученых тесты перевели на английский язык и представили в США. Позже, в 1916 году, американский ученый Льюис Терман модифицировал тест, и новый вариант, которому дали название «шкала Стэндворд-Бине», стал считаться универсальной методикой для выявления способностей.

Существует множество методов выявления конкретных способностей, однако все они основаны на определении интеллектуальных показателей в первую очередь. Связано это с мнением ученых о том, что для развития творческих и иных способностей уровень интеллектуального развития должен быть выше среднего.

Уровень интеллектуального развития человека предполагает его умение использовать свой ум для мышления, понимания, слушания, принятия решений, наблюдения, восприятия взаимосвязей и других мыслительных операций. Одной из самых широко используемых методик для определения степени развития данного качества являются IQ-тесты, в которых предлагается определенный набор заданий, а на их выполнение отводится фиксированное количество времени. Шкала баллов, которые можно набрать при прохождении данного теста, составляет от 0 до 160 и представляет собой диапазон от дебильности до гениальности. IQ-тесты предназначены для людей любого возраста.

Другая популярная методика — ШТУР — также выявляет способности. Уровень развития способностей интеллектуальных у школьников является целью диагностики данного метода. Включает в себя 6 субтестов, в каждом из которых присутствует от 15 до 25 однотипных заданий. Первые два субтеста направлены на выявление общей осведомленности школьников, а остальные выявляют:

— умение находить аналогии;

— нахождение правила построения числового ряда.

Метод предназначен для группового исследования и ограничен во времени. Высокие статистические показатели методики ШТУР позволяют судить о достоверности выявляемых результатов.

Универсальная методика для измерения уровня творческих способностей – методика Гилфорда, существующая в различных модификациях. Качества креативности, которые можно выявить при помощи данного метода:

— оригинальность в составлении ассоциаций;

— семантическая и смысловая гибкость;

— умение создавать новые идеи;

— уровень развития образного мышления.

В данном исследовании испытуемому предлагаются различные ситуации, выход из которых возможен только при нестандартном подходе, что предполагает наличие творческих способностей.

Качества, которыми должен обладать респондент для успешного прохождения теста:

— восприятие и правильное понимание предлагаемых заданий;

— дивергентность — умение обнаружить оригинальное в обычном;

— конвергентность — умение опознавать объект по качественно разным признакам.

Высокое развитие творческих способностей, как правило, предполагает интеллектуальное развитие на соответствующем уровне, а также присутствие у личности уверенности в себе, чувства юмора, беглой речи и импульсивности.

Основное отличие тестов для выявления творческих способностей от аналогичных инструментов, призванных определять способности интеллектуальные, – это отсутствие временного ограничения на решение заданий, сложное строение, предполагающее возможность нескольких способов решения, а также косвенная конструкция предложений. Каждое успешно выполненное задание в тесте свидетельствует о наличии способности к той или иной сфере творческой деятельности.

Другие методики для диагностики уровня развития способностей

Способности человека могут проявиться в любом возрасте. Однако чем раньше они будут выявлены, тем больше вероятность их успешного развития. Именно поэтому сейчас в образовательных учреждениях с самого младшего возраста требуется проведение работы, в ходе которой выявляются уровни развития способностей у детей. По результатам работы со школьниками ведутся занятия для развития выявленных склонностей к той или иной области. Такая работа не может ограничиваться только школой, родителям также следует принимать активное участие в работе в данном направлении.

Методики, наиболее широко используемые для диагностики способностей, как общих, так и специальных:

— «Проблема Эверье», призванная оценить целенаправленность мышления, т. е. то, до какой степени человек может сконцентрироваться на поставленной задаче.

— «Исследование памяти с помощью методики заучивания десяти слов», направленное на выявление процессов памяти.

— «Вербальная фантазия» — определение уровня развития творческих способностей, в первую очередь воображения.

— «Запомни и расставь точки» — диагностика объема внимания.

— «Анаграммы» — определение комбинаторных способностей.

— «Аналитические математические способности» — выявление аналогичных склонностей.

— «Способности» — выявление успешности выполнения деятельности в той или иной сфере.

— «Ваш творческий возраст», направленный на диагностику соответствия паспортного возраста с психологическим.

— «Ваш творческий потенциал» — диагностика творческих возможностей.

Количество методик и их точный список определяются исходя из целей диагностического обследования. При этом конечным результатом работы является не выявление способности человека. Уровни развития способностей должны постоянно повышаться, именно поэтому после диагностики обязательно должна проводиться работа по совершенствованию определенных качеств.

Условия для повышения уровня развития способностей

Одним из важнейших критериев повышения данного качества являются условия. Уровни развития способностей должны постоянно находиться в динамике, переходя с одного этапа на другой. Для родителей важно обеспечить своему ребенку условия для реализации его выявленных склонностей. Однако успех почти полностью зависит от работоспособности человека и его нацеленности на результат.

То, что у ребенка изначально присутствуют определенные задатки, совсем не гарантия того, что они трансформируются в способности. В качестве примера можно рассмотреть ситуацию, где хорошей предпосылкой для дальнейшего развития музыкальных способностей выступает наличие у человека тонкого слуха. Но специфичное строение слухового и центрального нервного аппарата — это только предпосылка к возможному развитию данных способностей. Определенное строение мозга не влияет ни на выбор будущей профессии своего обладателя, ни на возможности, которые будут ему предоставлены для развития его задатков. Кроме того, благодаря развитости слухового анализатора, возможно, будут формироваться абстрактно-логические способности, помимо музыкальных. Вызвано это тем, что логика и речь человека находятся в тесной связи с работой слухового анализатора.

Таким образом, если вы выявили свои уровни развития способностей, диагностика, развитие и возможный успех будут зависеть только от вас. Помимо соответствующих внешних условий, вы должны осознавать, что только ежедневный труд превратит природные задатки в умения, которые в будущем могут перерасти в настоящий талант. А если ваши способности проявляются необычайно ярко, то, возможно, результатом самосовершенствования станет признание вашей гениальности.

Источник: Способности человекаЧасто говорят о способностях того или иного человека, подразумевая его склонность к определенному виду деятельности. При этом мало кто задумывается о том, что это понятие научное и подразумевает уровень развития данного качества, а также возможности его совершенствования.

http://fb.ru/article/248659/sposobnosti-cheloveka-urovni-razvitiya-sposobnostey-diagnostika-razvitie

(Visited 4 times, 1 visits today)

blogfact.ru

Как проявляются способности человека? - Обществознание

Как проявляются способности человека?

Всего ответов: 1

0 AnnStar 11.04.2017 оставил(а) комментарий: Способности, дарования человека проявляются и развиваются в процессе деятельности. Ребёнок играет. Складывает из кубиков дом. Строит из песка крепость. Собирает модель из деталей конструктора. Играет в маму, укладывая спать куклу, в лётчика, продавца, водителя автомашины, космонавта. В игре он повторяет действия старших, приобретая первый опыт человеческой деятельности. Игра учит ребёнка планировать свои действия, намечать их цели, искать подходящие средства. В игровой деятельности развиваются многообразные человеческие качества. Наступает время, когда рядом с игровой развивается учебная деятельность. В ней шаг за шагом осваивается опыт. Изучая учебные тексты, читая произведения художественной литературы, решая задачи, выполняя разнообразные учебные задания, человек приобретает необходимые для жизни в обществе знания и умения, совершенствует мышление и речь, развивает свои творческие способности, приобретает профессию. Наряду с учёбой появляется трудовая деятельность. Сначала это работа по дому, затем, возможно, в школьной мастерской, на приусадебном участке и далее труд взрослого человека — профессиональная деятельность на производстве, в сфере услуг, интеллектуальная деятельность. Труд расширяет творческие возможности человека, способствует формированию целеустремлённости, самостоятельности, настойчивости, общительности и других человеческих качеств.

Трудовая деятельность может быть различной. Обработанные поля, орудия труда, жилые дома и храмы — всё это плоды производственной деятельности. Русская Правда, Судебник 1497 г., другие законодательные акты — результат государственной деятельности. Расширение границ, формирование многонационального государства — следствие политической деятельности. Победы на Чудском озере, на Куликовом поле, в Северной войне или Отечественной войне 1812 г. — результат военной деятельности. Открытия М. В. Ломоносова, изобретения И. П. Кулибина, труды Д. И. Менделеева — продукт интеллектуальной деятельности. Знаменитый русский балет, картины передвижников — воплощение художественной деятельности.

ingvarr.net.ru

Способности человека и их виды

У каждого из нас есть способности к определенной деятельности. Как их распознать, а затем развить? В каком возрасте они начинают проявляться? Какие их виды встречаются? Бывает ли так, что способность только одна, или, в основном, их несколько? Можно ли утверждать, что способности – это врожденные качества, или они все-таки могут появляться в течение всей жизни? Чем они отличаются от задатков и склонностей? В статье содержатся ответы на поставленные вопросы.

Что такое способности?

Способности — это свойства личности, позволяющие успешно заниматься определенным видом деятельности. Они развиваются из задатков в процессе обучения и практики. Способности и задатки – не одно и то же. Способности — результат развития задатков, которые обусловлены наследственностью. Это врожденные особенности анатомии или физиологии, способствующие лучшим результатам, нежели у обычных людей. Задатки обусловлены генами, которые передаются из поколения в поколение.

В семье спортсменов запросто может родиться ребенок, который также посвятит себя спорту. Сын известного кулинара, вероятно, пойдет по стопам отца. А дочь актрисы сама со временем попробует себя на большой сцене. И, скорее всего, у нее тоже получится пробиться в этой профессии. Хотя генотип ребенка формируется под влиянием генов обоих родителей. Даже у настоящего гения может родиться не самый развитый наследник, если от матери ему достанутся менее «гениальные» гены.

Способности и задатки взаимосвязаны, но имеют разную природу. Задатки мы получаем еще до рождения, а умения нуждаются в развитии. К примеру, у кого-то задатки к альпинизму. Они не превратятся в способности, если этот человек всю жизнь проживет в степи или пустыне. Задача взрослых, как можно быстрее выявить задатки своего ребенка, чтобы помочь ему их реализовать.

На базе способностей развиваются склонности – предпочтения относительно определенных видов деятельности. То есть, чем интереснее заниматься. Склонности – важный мотивирующий фактор к развитию личности.

Следующее важное понятие – одаренность, которая зависит от сочетания разных способностей, позволяющих достигнуть вершин в определенной профессии. Одаренность не гарантирует успех, но дает возможности к его достижению.

Способности в психологии занимают базовый уровень, на котором могут развиваться таланты, а в отдельных случаях, даже гениальность. Способности человека – это фундамент для его самореализации.

Какие виды способностей бывают?

Отвечая на вопрос, какими бывают способности, психология, как наука, выделяет несколько классификаций. По одной из них, способности бывают общие и специальные. В первом случае, речь идет об особенностях личности, позволяющих ей добиваться успеха во многих видах деятельности. Например, развитый интеллект, креативность и пытливость одинаково пригодятся как в науке, так и журналистике, политике и других профессиях. Во втором случае, подразумевается предрасположенность к конкретному занятию. Это может быть умение отчетливо различать звуки или тональности, помогающее в музыке, либо способность человека визуализировать свои мысли на холсте.

Чаще всего общие и специальные умения взаимосвязаны. Например, у кого-то имеется талант художника, но в этом ему помогает развитое пространственное и образное мышление, являющиеся более широкими понятиями.

Также, способности человека бывают таких видов:

  • Интеллектуальные;
  • Конструктивно-технические;
  • Логико-математические;
  • Творческие;
  • Литературные;
  • Музыкальные;
  • Физические;
  • Межличностно-коммуникативные.

Интеллектуальные определяют возможность усваивать новую информацию, воспроизводить ее в конкретной ситуации. Особенно значительную роль они играют для учеников, студентов и ученых.

Конструктивно-технические позволяют создавать новые механизмы или улучшать существующие. Присущи людям, у которых руки не только «золотые», но и растут оттуда, откуда надо.

Логико-математические актуальны не только для математиков, но и для экономистов, бухгалтеров, программистов, а также людей, увлекающихся азартными играми.

Творческие зависят от уровня развития фантазии, умения визуализировать свои мысли или эмоции. Они оказываются полезны даже на бытовом повседневном уровне, когда приходится оригинально выходить из различных нестандартных ситуаций.

Следующими идут литературные, которые хоть и являются также творческими, но охватывают сугубо писательскую парафию, от оригинальных СМС-сообщений до прозы или поэзии.

Музыкальные настолько же древние, как само человечество. Умение чувствовать ритм, самому воспроизводить мелодии, всегда ценились одинаково высоко.

Физические позволяют максимально эффективно использовать возможности своего тела. Применимы они во многих сферах, от танцев до спорта или военной подготовки.

Межличностно-коммуникативные характеризуют уровень развития эмпатии, умение налаживания связей. Они особенно эффективны для бизнесменов, политиков, общественных деятелей, журналистов, психологов.

Как развить способности?

Поскольку умения появляются из задатков только в процессе обучения и практики, то для их развития требуются регулярные тренировки либо упражнения.

Во-первых, следует понять, к чему они имеются. Как говорилось ране, в этом могут пригодиться склонности. Необходимо понять, что нравится, чем хотелось бы заниматься. Если речь идет о детях, то им не всегда бывает легко сформировать свои мысли. Поэтому взрослым необходимо внимательно наблюдать за поведением своего ребенка. Уделить внимание тем занятиям, которые вызывают у него наибольший интерес.

Во-вторых, важно собрать как можно больше информации. К примеру, очевидно, что есть задатки к боксу. Необходимо узнать об этом направлении спорта как можно больше, понять его перспективы, опасности. Взвесив все «за» и «против», думать дальше. Выяснить имеются ли поблизости секции, поспрашивать отзывы о тренерах и т.д.

В-третьих, конечно же, приступить к изучению и практике. Ведь без теории практика не знает куда двигаться, а без практики теория – пустой звук. Это справедливо, как для занятий спортом, так и литературой, наукой или любой другой дисциплиной. Теоретическая часть помогает получить необходимые знания, а практика дарит бесценный опыт.

Способности – это хороший фундамент для дальнейшего успеха, но не гарантия его. Для их реализации необходим длительный самоотверженный труд. Одно дело обнаружить способность к чему-нибудь, а другое – ее развивать и улучшать. Но именно в труде появляются достойные люди, которые сумели поднять свои способности до уровня таланта или даже гениальности. Так что, даже самому способному человеку стоит поначалу «засучить рукава», чтобы потом насладиться плодами своих трудов.

wikigrowth.ru


Смотрите также