Главная » Разное » Как приготовиться к исповеди и причастию
Как приготовиться к исповеди и причастию
Подготовка к исповеди и причастию 📋 [советы священников]
📌 Исповедь – это одно из Таинств православной церкви, когда прихожанин рассказывает о грехах и просит о них прощения перед архиереем или священником. Слова исповеди направлены к Господу, служитель церкви выступает «посредником», который только принимает слова раскаяния и отпускает грехи от имени Бога.
📌 Причастие – это ещё одно Таинство, установленное для христиан Иисусом Христом. Последняя трапеза Сына Божьего на земле или тайная вечера стала последней, когда Христос вкушал земную еду. Во время ужина Иисус преломил хлеб, дал его ученикам со словами «сие есть тело моё». После налил в чашу вина, дал апостолам со словами «сие есть кровь моя». В православной церкви Причастие приобщает и соединяет с Богом, дарит верующему благодать.
Исповедь
Когда нужно исповедоваться
Любой из нас грешит постоянно - делом, словом или помыслом. Чтобы очиститься от грехов приходят на исповедь.
Православная церковь не даёт чётких правил по частоте исповеди, приходить в Храм для снятия греха нужно тогда, когда об этом просит сердце.
Исповедоваться обязательно перед некоторым церковными Таинствами, например, Причастием, в остальных случаях частоту визитов храм выбирает прихожанин.
Приходят на исповедь тогда, когда осознают тяжесть прегрешений и искреннее в них раскаиваются. По этой причине нет смысла говорить о регулярности исповеди, важно чтобы визит в церковь не стал формальностью.
После исповеди верующего нахлынывает благодать, и чем искреннее исповедуется человек, тем большую благодать получает. Поход в храм, как подъём в гору с тяжёлым мешком, чем тяжелее идти наверх, тем легче станет, когда достигается вершина и сбрасывается груз.
О каких грехах нужно говорить на исповеди
Тут важно, чтобы исповедь стала покаянием, а не рассказом священнику о своих ошибках. Получить прощение можно только после раскаяния. Раскаиваются в тех грехах, которые давят на душу.
📌 Вот основные грехи, которые называют прихожане чаще всего:
злословие,
употребление спиртных напитков или табакокурение,
алчность,
прелюбодеяние,
гнев,
чревоугодие,
зависть,
уныние и другие.
С большим списком женских грехов и кратким мужским для исповеди вы можете ознакомиться по этой ссылке.
Не надо в деталях рассказывать священнику о грехе, достаточно называть его, раскаяться и попросить об искуплении.
Если вы оскорбили кого-то, то перед исповедью попросите у него прощения, затем в церкви раскайтесь перед Господом за грех, но не перечисляйте священнослужителю слова оскорбления.
Не всегда вспоминаются все проступки, поэтому напоследок раскаиваются в забытых грехах.
Подготовка к исповеди
Чтобы исповедь принесла облегчение и благодать, надо к ней правильно подготовиться.
Сначала постарайтесь исправить то, в чем чувствуете свою вину, например:
Помиритесь с тем, кого обидели,
Почините сломанное,
Верните долг,
Навестите близких и тому подобное.
Православная церковь не требует соблюдения постов и молитвенных правил перед раскаиванием. Обязательно нужно верить, чувствовать тяжесть грехов, иметь желание с ними расстаться.
Нелишним будет читать покаянные молитвы несколько раз в день перед визитом в церковь.
Если тяжесть греха велика, то возможен пост, по этому поводу желательно поговорить со священником за несколько дней или недель, до раскаяния.
Если память вас подводит, то допускается составление списка совершённых грехов.
📹 Видео: как правильно подготовиться к исповеди - совет епископа Пантелеимона
Как подготовить к исповеди ребенка
Главная ответственность за подготовку ребёнка к первой исповеди ложится на родителей.
Они должны научить чадо выстраивать цепочку между поступками и их последствиями. Родителям надо чаще вести с ребёнком беседы о добре и зле, о совести и честности. Также объясняется, что за плохие поступки просят прощения. Упрекать ребенка за каждую ошибку не надо, просто объясните, почему он поступил плохо.
Стоит чаще рассказывать о Боге и его милосердии. Никакого давления оказывать не надо, пользуйтесь вместо этого добротой, как учил нас Иисус Христос. Покажите ему, что Господь всех нас любит, как детей и всё вокруг создано по его милости. Не пугайте ребёнка Богом, не говорите, что он накажет за недобрые поступки – так вы расстроите малыша.
Научите ребёнка простым молитвам и попросите читать их раз-два в день перед иконой.
Спросите ребенка, за какие проступки ему стыдно. Объясните, как их озвучить батюшке.
Особенность исповеди в первый раз
Первая исповедь даётся верующему человеку тяжелей, так как придётся вспоминать все прегрешения на данный момент.
Конечно, всё не упомнить, но большие ошибки сохраняются в памяти хорошо. На первой исповеди каются в грехах, совершённых после 7 лет.
Ещё одна сложность – первый разговор со священником. Многие боятся рассказать правду, думая, что он будет упрекать их или втайне посмеётся. Об этом переживать не следует. По долгу службы священники слышали многое, поэтому их ничем не удивишь.
Желательно заранее составить список грехов и прийти в Храм заблаговременно. Ещё лучше, если исповедь будет утром, а кающийся придёт на вечернюю службу за день до этого и после неё поговорит со святым отцом.
Советуем оставить стеснения вне церкви, не спешить во время исповедания, осознать каждый совершённый грех. Искреннее покаяние освободит сердце от многих грехов. Какое деяние считается непростительным читайте в предыдущей статье.
📹 Совет священника о подготовке к первой исповеди [видео]
Причащение
Как подготовиться к причастию
Основные правила при подготовке к Причастию:
Трехдневный пост,
Отказ от секса и развлечений за 3 дня,
Соблюдение ежедневных утренних и вечерних молитв,
Прохождение исповеди,
Посещение вечернего богослужения.
На Причастие приходят натощак.
📹 Видео: подготовка к причастию - ответ Алексея Ильича Осипова
Как подготовить детей
Детям от 7 лет рекомендуется за 3 дня до Причастия читать молитвы (хотя бы 1 раз в день).
Ограничьте круг развлечений ребёнка, сделайте упор на духовное просветление. Поговорите о Боге, почитайте вместе Новый Завет (но не перегружайте дитя).
Расскажите, что будет происходить в церкви во время Причастия и как нужно себя вести.
Если на Таинство вы ведёте малыша, то рассказывать ему о значение Церкви не нужно.
Важно, чтобы у ребёнка остались добрые воспоминания о первом Таинстве. Для этого сделайте из визита в Храм небольшой праздник.
Советуем по приходу с Причастия домой дать ребёнку что-нибудь вкусное и создать радостную обстановку. Это даст чаду возможность понять значение церкви и не вызовет у него отторжения от Господа.
📹 Совет протоиерея Владимира Головина о причащении детей
Правила причастия в церкви
После поста и посещения вечерней службы приходит время причащения.
🔸 Во время Таинства при подходе к Чаше скрещивают руки на груди, при этом правая рука накрывает левую.
🔸 Перед самой Чашей не надо кланяться и креститься. После Таинства обязательно целуют край Чаши.
🔸 Православные участвуют в чтении молитв пока священнослужитель не выйдет из-за алтаря с чашей в руках и не призовёт к Причастию.
🔸 Подойдя к священнику, называют своё имя и открывают рот, куда служитель Храма положит лжицу с частичками Тела и Крови Христа.
🔸 После отходят от амвона и берут «запивку» (частичка просфоры и вино со святой водой).
🔸 После Таинства остаются в церкви на некоторое время, чтобы послушать молитвы благодарения.
Дьякон Андрей Кураев советует на причащении забыть об окружающем мире и полностью сосредоточить мысли на Таинстве.
На этот срок перед верующим не должно быть ничего иного, кроме Бога, так как дьявол не спит и будет пытаться встать между христианином и Господом.
Также Кураев советует обязательно причаститься в Великий пост на первой седмице.
Причащение впервые
Главное требование для участия в Таинстве Причастия – вера в Господа.
По словам отца Иоанна, христианин должен знать и принимать все заповеди Христа. Взрослым перед Таинством советуют ходить в церковь и участвовать в служениях.
В остальном первое причащение отличий не имеет и проходит так, как об этом написано выше.
vsereligii.info
Как правильно подготовиться к исповеди и причастию
Опубликовал admin - Ноябрь 7th, 2015
Наши предки к исповеди и причастию всегда готовились с особой тщательностью и благоговением. Это был праздник Души! Многое мы утратили с тех пор, но в наших силах это изменить!
Так как же правильно подготовиться к исповеди и причастию мы постараемся рассказать в этой статье. Принимайте с радостью и применяйте во благо!
Таинство Исповеди
Умудренные старцы называют ее «Баня для Души». Это когда человек от грязи грехов избавляется. Человек вольно или невольно, сознательно или несознательно, но их набирает.
Как есть правила гигиены для тела – умывание каждый день, душ, баня, так и в плане духовном есть гигиена Души.
Подготовка к исповеди
Собравшись на исповедь, нужно вспомнить грехи с той поры, когда последний раз исповедовались. Если никогда не исповедовались, то за все время прошедшее после крещения.
Если Вас крестили в младенчестве, то вспоминаете грехи с той поры, как Вы начали себя осознавать.
В плане приготовления к исповеди, готовьтесь не спеша: сегодня вспомнили один грех, завтра другой и так далее. Но… Нести на исповедь надо все сразу, а не частями!
Ведь не бывает так, пришел человек в баню, помыл руку и ногу, все теперь он чистый! Конечно, нет! Человек моется весь!
На исповедь человек приносит всю грязь, которую набрал и отвечает только за себя, не уличая кого-либо в подстрекательстве его на грех – он такой – перетакой, из-за него я нагрешил, тем самым, оправдывая себя. Это уже не покаяние!
Грех – это всегда личный выбор!
Грехи называются конкретно, без детальных рассказов с целью обелить себя. Иначе получается, что Вы не выкинули «мусорную кучу», а всего лишь обнесли «красивым забором».
Покаяться нужно с полным пониманием того, что так жить нельзя! Это не может являться нормой, это против своего нутра, против сознания, против Души.
Поэтому делайте шаг к тому, чтобы этой грязи не набирать.
Понятно, что есть вероятность набрать грехи вновь, но ведь и моемся мы регулярно. Душу тоже нужно мыть регулярно.
Что по стыду на исповеди?
Многие люди стыдятся исповедаться, но… Стыдиться надо совершать грех, а не каяться в нем. Бог знает все наши грехи, от нас же он ждет искренности.
Возможно смущение перед священником. Священник – он только свидетель покаяния.
Батюшка за многие годы служения выслушивает столько исповедей, что его уже ничем не удивишь. Увидев искреннее покаяние пришедшего, священник никогда не осудит, а только обрадуется за человека!
Господь же прощает нам больше, когда мы больше делаем усилие над собой.
При полном понимании всего этого, но если решимости все равно не наблюдается, напишите на бумаге, но принесите, чтобы все было принесено. Не с грязью же ходить!
Никто не требует непосильных трудов! Важно то, что человек трудится над собой!
Ведь Господь оценит не количество сделанного, а само делание, где у нас в этот момент сердце и разум.
Таинство Причастия возможно только после Таинства Исповеди.
Приготовление ко Причастию:
По церковному уставу положена неделя поста.
Пост – это не голодание. Это ограничение, воздержание в пище, то есть исключение из рациона: молочные продукты, мясо, яйца. Рыбу можно. Исключение составляет течение Великого и Успенского постов.
Воздержание в плотском отношении, воздержание от худых слов, от худых дел, от помыслов худых, понуждения себя ко всякому добру и венчает все молитва – эта совокупность и есть пост.
Если человек, например, не ел мясо, а разругался и мириться не желает, это говорит о том, что пост не соблюдается.
Допустим, человек не наделен богатырским здоровьем, тогда, в плане воздержания пищи, срок уменьшается до трех дней. Остальное также распространяется на неделю.
Бывают сложные болезни. В таком случае необходимо хотя бы день накануне попоститься. Все-таки малый труд, но понести должен.
Более прилежно нужно выполнять утреннее и вечернее молитвенное правило.
Вечером, накануне того дня, когда собираетесь идти причащаться, нужно быть на вечерней службе. Церковный день начинается с вечера. Вечернее богослужение, утреннее богослужение – это и есть церковный день.
С 12 часов ночи ничего не есть и не пить до момента Причастия. Если человек курит, от курения тоже должен воздержаться.
Причастие – это питание Силам Духовным!
Человек – существо немощное. Ему свойственно грешить, спотыкаться и падать.
Но как встать, когда враг силен и подняться не дает?
И правила элементарной логики подсказывают – ОБЪЕДИНЯЙСЯ С СИЛЬНЕЙШИМ! А поскольку мы знаем, что Господь сильнее, мы с НИМ и объединяем свои усилия слабые. И поэтому у нас есть возможность греху противиться, противостоять ему, не сдаваться.
Благодарность за прощение
Получив от Господа прощение и укрепив нас, хотелось бы, чтобы в нас проснулась БЛАГОДАРНОСТЬ! Проявите ее, придя домой, прочитайте Благодарственные молитвы по Святому Причащению.
Конечно, нет гарантии, что повторных грехов не будет, потому что Господь нам помог. Искушение обязательно будет! Но Господь человека без человека не спасает!
Мы должны сами находиться в этом состоянии, чтоб Господь был рядом.
Ф.М. Достоевский писал в романе «Братья Карамазовы»:
«Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей».
Человеку нужно определиться – он с кем? Все зависит от нас, к кому мы примкнем!
Господь, он с нами! Он не врывается в нашу душу, он стучит! А дверь изнутри открывается!
Винокурова Юлия Сергеевна и Протоиерей Владимир
acvu.ru
Как готовиться к причастию и исповеди
Цель христианской жизни — познание Бога, единение с Ним в той мере, в какой оно может быть достигнуто на земле. Но поскольку здесь человек обременен грехом, телесной немощью, Господь подает чудесную помощь в церковных Таинствах. Данная статья подробно объясняет, как готовиться к главному из них — Причастию.
Установка Таинства
Каждый, кто прочел Евангелие, знает, что накануне крестной смерти Христос совершил с учениками Тайную Вечерю. Сюжет многократно был изображен разными художниками, эта сцена присутствует над алтарем любого православного храма. Иисус в тот вечер установил новую бескровную жертву, заменяя ей жертвоприношения, которые существовали у иудеев. Поэтому иногда Пасха называется Новозаветной. Есть существенные различия, хотя еврейский праздник является прообразом нынешнего христианского.
Вместо невинного ягненка на Кресте был заклан Агнец Божий. Его кровь искупила христиан, которые являются новозаветными первенцами, по аналогии с израильскими.
Переход через морские воды символизирует Крещение, которое избавляет христиан от подчиненности грехам.
Хождение в пустыне — это аналогия земной жизни, исполненной страданий.
Прообразом же Причастия стала манна небесная. Вместо нее Христос дал апостолам освященные хлеб и вино.
Иудеи готовили себя к восприятию Божиих даров тем, что проводили свою жизнь, выполняя Его прямые указания, данные через Моисея. Соблюдали они и множество обрядов. Современным же людям к Причастию надо готовиться по другим правилам. Причастие доступно только членам Церкви, то есть тем, кто крестился в Православном храме. Крещение на дому допускается только если человек находится при смерти. Иногда вызывают священника и в реанимационную палату. Сразу после Крещения Причастие подается без подготовки.
Воздержание тела
Человек состоит из души, духа и тела. Случается так, что желания плоти становятся более важными, чем духовные потребности. Такая жизнь уже не является христианской. Чтобы избежать рабства слабому телу, члены Церкви обязаны держать под контролем это свое начало. Важным этапом правильной подготовки к Причастию является пост. Как именно поститься — подскажет церковный календарь. Это зависит от периода — иногда допускается рыба, иногда — лишь растительное масло и невареная пища.
Количество дней — не меньше 3-х. Чтобы участвовать в Евхаристии в воскресное утро, начать пост необходимо в четверг. Хотя никаких официальных документов, утвержденных Церковью на этот счет, просто не существует. В Греческой православной церкви причащают вообще без подготовки. Но в России такова повсеместная практика.
Если человек является постоянным прихожанином, соблюдает все существующие посты (а их в году более половины дней), то высшее церковное духовенство рекомендует не накладывать на таких христиан дополнительные посты перед Таинством. Однако, окончательное решение остается за приходским священником.
Для людей, которые посещают храм достаточно редко, 3 или 7 дней поста будут лишь во благо. Затруднения может вызвать необходимость поститься в субботу, когда дома вся семья, которая придерживается привычного режима питания. Следует заранее позаботиться о своем рационе — приобрести орехи, сухофрукты, которые помогают поддерживать необходимый уровень энергии. Можно пить соевое или кокосовое молоко. Но во всем следует придерживаться меры.
Также весьма желательно в этот период воздерживаться от супружеских отношений, хотя бы перед Причастием. Однако, если муж не крещен, не следует доводить ситуацию до противостояния. Если супруг резко возражает, то следует рассказать священнику на исповеди — он должен посоветовать, как следует вести себя, чтобы не обострять отношения в семье.
Как приготовиться к исповеди
Параллельно необходимо готовиться к исповеди. Если она предстоит впервые, желательно почитать специальную литературу — ее можно взять в церковной библиотеке или у знакомых, которые давно посещают храм. Таинство это предназначено для очищения от грехов, иногда его сравнивают с повторным крещением. Милость Божия подобна водам Иорданским.
Многие считают, что не совершая воровства, прелюбодейства и прочих страшных грехов, не имеют нужны в покаянии. Но это самообман. Краткие Божии заповеди надо уметь понимать в полной мере. Чтобы подготовиться к исповеданию и причастию, надо хорошо припомнить свои грехи и записать их. Отступления от заповедей делятся на два вида:
Против Господа: ропот на Бога, пустая болтовня, праздность, маловерие, увлечение магией, азартные игры, непосещение храма, несоблюдение постов, редкое чтение Библии, отчаяние и т.д.
Против ближних (всех людей, а не только друзей и родственников): раздражение, пренебрежение христианским воспитанием детей, гордыня, мстительность, ссоры, аборт, клевета (сплетни), жадность и т.д.
Как готовить список грехов? Не надо описывать все те обидные слова, которые были сказаны подруге. Просто написать — клевета на ближнего. Не следует вдаваться в подробности и живописать все свои проступки, тем более оправдываться разными обстоятельствами, обвинять других в том, что они вас спровоцировали. Таким образом совершается еще один грех — осуждение.
В пост (в том числе и Великий) подготовка к причастию не требует каких-то дополнений. Поститься надо по церковному уставу, посещать службы. Именно поэтому большинство прихожан причащаются как раз по время постных недель. А вот если хочется приступить к Чаше во время праздников, надо посоветоваться с духовником.
Как готовить к причастию детей?
Ребенку до 7 лет необязательно поститься, просто с утра перед Литургией его нельзя кормить, чтобы таинство принималось натощак. Но родители должны готовить его морально:
вместе читать Священное Писание;
сократить количество развлечений, в том числе просмотр телепрограмм;
молиться утром и вечером;
поговорить с ребенком о его поведении.
Когда ребенку исполнится 7 лет, он уже во время подготовки к Причастию должен идти на исповедь. Следует более подробно разобрать его поведение. Пропускает ли он службы, воскресную школу? Всегда ли молится утром и вечером? Знает ли обязательные молитвы — Символ Веры, Отче наш? Не следует слишком давить, священник проведет Таинство самостоятельно. Задача родителей — привести ребенка, подавать правильный пример.
Для беременных женщин подготовка к причастию проходит также, как и для всех остальных. Только поститься будущим матерям необязательно — это дело добровольное. Духовенство советует в особом положении приступать к Таинству как можно чаще, хотя в целом это сугубо индивидуальный вопрос, который надо решать с духовником.
Молитвы
Естественный способ общения с Богом — молитвы. Поэтому и готовясь к причастию, надо посвятить им больше времени, чем обычно. Что именно необходимо читать и когда?
3 канона (Христу, Борогодице, Ангелу Хранителю);
Последование (особые молитвы перед причастием);
Утреннее и вечернее правило (как обычно).
Если читать все в день накануне таинства, неподготовленному человеку это покажется очень тяжелым испытанием. Мало того, что необходимо посетить вечернюю службу, сходить на исповедь, еще и посвятить 2-3 часа молитвам! Поэтому каноны можно распределить нескольких дней. Дальше готовятся следующим образом — после вечерней службы читается правило, причастный канон. Оставшиеся молитвы переносятся на утро.
Допустят ли к причастию, если нет возможности посетить службу накануне вечером? Об этом надо сообщить священнику, если человек готовился (исповедался, постился, молился) то обычно это не становится препятствием.
Причастие в церкви проходит в конце Литургии, утренняя служба, которая бывает по воскресеньям и субботам. Она может проходить и в другие дни, об этом обычно можно прочесть в храмовом расписании, которое висит при входе. Все вопросы по поводу участия в Таинстве причастия надо задавать священнику не стесняясь.
Да будет принятие святых Христовых Тайн в спасение души и жизнь вечную!
Как подготовиться к исповеди и причастию — видео-ответ
Как готовиться к причастию и исповеди was last modified: Июль 8th, 2017 by Bogolub
bogolub.info
Как готовиться к Исповеди и Святому Причащению.
Последнее обновление: 28.Марта.2018, 16:16
[ОСНОВЫ]
Есть люди, осознающие себя православными, не впадающие в тяжкие смертные грехи, которые, однако, причащаются всего три-четыре раза в год и не чувствуют потребности в большем. Я не думаю, что их следует понуждать или даже уговаривать причащаться чаще. Хотя по возможности разъяснять всем христианам смысл и спасительность Таинства Тела и Крови я стараюсь.
Если православный человек причащается во все воскресные и праздничные дни, это естественно для христианина. Если так почему-либо не получается, пусть будет как получается. Раз в месяц, мне кажется, всякий человек может выбраться в храм для причастия, но, если это невозможно, что поделаешь. Господь и намерение приветствует. Только не нужно причащение Святых Христовых Тайн считать подвигом! Если так, то лучше совсем не причащаться. Тело и Кровь Христовы -- не наш подвиг, а милость Божия. Если же кто-то на Светлой седмице хочет причаститься несколько раз подряд, не в порядке подвига, а в простоте, то что в этом плохого? Если человеку ничто не препятствует, я обычно не возражаю. Но чтобы постоянно причащаться каждый день, должны быть серьезные основания. Само по себе это никогда не было церковной нормой. Вот святитель Феофан Затворник в последние годы своей жизни причащался каждый день. Пусть каждый смотрит, что его реально побуждает к экстраординарно частому причащению: благодать Божия или собственные тщеславные фантазии. Неплохо и с духовником посоветоваться.
протоиерей Константин Островский
Подготовка ко Святому Причащению – говение
К Таинству Святого Причащения необходимо себя подготовить говением, то есть молитвой, постом, христиански-смиренным настроением и поведением и исповедью.
Молитва домашняя и церковная
Желающий достойно причаститься Св. Христовых Таин должен, по крайней мере, неделю молитвенно готовить себя к этому: больше и усерднее молиться дома утром и вечером и, по возможности, ежедневно в течение недели посещать утром и вечером церковные Богослужения. Если работа или служба препятствуют регулярному посещению всех Богослужений, то надо ходить, насколько позволяют обстоятельства, и, во всяком случае, обязательно быть на вечернем Богослужении накануне дня причащения.
Для достойной молитвенной подготовки ко Св. Причащению существует особое «Правило ко Св. Причащению», которое помещается в более полных молитвенниках. Оно состоит из чтений накануне с вечера канонов: Иисусу Сладчайшему, Пресвятой Богородице, Ангелу Хранителю, канона и молитв ко Св. Причащению и молитв на сон грядущим, а утром утренних молитв.
+ основной материал: Как правильно молиться, крестится, церковные правила и основные молитвы
Пост
С молитвой соединяется пост, то есть воздержание от скоромной пищи – мяса, молочных продуктов, масла, яиц, и вообще умеренность в пище: надо есть и пить меньше обыкновенного.
+ основной материал: Православные посты
Настроение и поведение
Готовящийся ко Св. Причащению должен проникнуться глубоким осознанием своей греховности, своего ничтожества перед Богом и непотребства; должен примириться со всеми и беречь себя от чувства злобы и раздражения, удерживаться от осуждения и всяких непотребных мыслей и разговоров, отказаться от посещения увеселительных мест и домов, могущих дать повод ко впадению в грех. Должен размышлять о величии Таинства Тела и Крови Христового, проводя насколько это возможно, время в уединении, чтении слова Божия и книг духовного содержания.
Исповедь
Желающий причаститься должен, лучше всего, еще накануне, до или после вечернего Богослужения исповедоваться – принести искреннее раскаяние в своих грехах перед священником, чистосердечно раскрыв свою душу и не утаивая ни одного содеянного греха. Перед исповедью необходимо примириться с обидчиками, так и с обиженными, смиренно попросив у всех прощения. Прощение, обычно, осуществляется в такой форме «Прости меня, грешнаго(-ую), что согрешил(-ла) пред тобою», на что принято отвечать: «Бог тебя простит, прости и ты меня, грешнаго(-ую)». Во время исповеди лучше не дожидаться вопросов священника, а высказать самому все, что тяготит душу, ни в чем себя не оправдывая и не перекладывая вины на других. Для избавления от ложной стыдливости в исповедании своих грехов их можно написать на листке бумаги и подать священнику во время исповеди.
Правильнее исповедаться накануне с вечера, чтобы утро все посвятить молитвенной подготовке ко Св. Причащению. В крайнем случае, можно исповедоваться и утром, но приходить на исповедь, когда Божественная литургия уже началась, это крайнее неуважение к великому таинству. Неисповедовавшиеся не допускаются ко Св. Причащению, кроме случаев смертельной опасности.
Исповедавшись, необходимо принять твердое решение не повторять вновь своих грехов. Есть добрый обычай - после исповеди и до Св. Причащения не есть и не пить. Безусловно запрещается это после полуночи. К воздержанию от пищи и питья перед Св. Причащением надо приучать и детей, с самого раннего возраста.
Перед и во время Св. Причащения
В церковь необходимо прийти заранее, до начала чтения Часов. Во время Божественной литургии, до открытия царских врат и выноса Св. Даров, вскоре после пения «Отче наш», нужно приблизиться к ступенькам алтаря и ожидать выноса Св. Даров при возгласе: «Со страхом Божиим и верою приступите». Первыми причащаются (а также подходят ко кресту, помазываются) братия монастыря, затем дети, после мужчины и в конце женщины. Подходя к Чаше, нужно еще заблаговременно, издали сделать земной поклон, а в воскресеные дни и Господские праздники – поясной поклон, коснувшись рукой пола, и сложить крестообразно руки на груди – правую поверх левой. Перед Св. Чашей ни в кое случае не креститься, чтобы случайно не толкнуть Св. Чаши, внятно произнести свое полное христианское имя, широко открыть рот и благоговейно, с полным осознанием святости великого Таинства, принять Тело и Кровь Христову и сразу же проглотить.
После Св. Причащения
Приняв Св. Тайны, не крестясь, поцеловать край Чаши и сразу же подойти к столику с теплотой, чтобы запить и вкусить частицу антидора.
До окончания Богослужения из церкви не уходить, но обязательно выслушать благодарственные молитвы. В этот день – день Св. Причащения не есть слишком много, не упиваться спиртными напитками и вообще вести себя благоговейно и благочинно, дабы «честно соблюсти в себе Христа приятого».
Все вышеизложенное обязательно и для детей, начиная с семилетнего возраста, когда дети в первый раз приходят исповедоваться.
Кому нельзя причащаться и кто недопускается к причастию
Ко Св. причащению нельзя приступать:
имеющим вражду на ближнего своего,
некрещеным,
неносящим постоянно нательного креста,
не бывшим накануне на вечернем богослужении и не исповедовавшимся,
евшим с утра,
опоздавшим на Божественную литургию,
не постившимся
не читавшим Правила ко Св. Причащению,
женщинам, имеющим неподобающие для церкви состояние здоровья и вид, а именно: в период месячного очищения, с непокрытой головой, в брюках, с косметикой на лице и в особенности накрашенными губами.
Основанием для запрещения в причащении на больший или меньший срок может быть только или тяжкий грех (блуд, убийство, воровство, колдовство, отречение от Христа, явная ересь, грехи хулы на Духа Святого: Отчаяние - чувство, отрицающее в Боге отеческую благость и доводящее до самоубийства. Упорство в неверии, отрицание любых доказательств бытия Божия, даже очевидных чудес. Чрезмерное упование на Бога, или коснение в греховной жизни в одной надежде на милосердие Божие. грехи, вопиющие на небо об отмщении за них: Умышленное человекоубийство, особенно отцеубийство, братоубийство или цареубийство. Содомский грех, искусственная смена пола (транссексуалы). Притеснение человека убогого, беззащитной вдовы и малолетних сирот. Удержание у малоимущего работника честно заработанной им платы; обман и обирательство нищего, присвоение имущества заключенного или больного человека.
Огорчение родителей и нанесение им тяжких обид или даже побоев), или совершенно несовместимое с причащением нравственное состояние (например, отказ от примирения с раскаявшимся обидчиком).
Отлучение от Евхаристии - в православии епитимья, состоящая в отлучении от причастия Святых Таин, назначалась за грехи явные и более важные. Существовало такое указание правил святых отцов относительно сроков отлучения:
еретикам и раскольникам — доколе не отрекутся от своих заблуждений, кровосмесникам — на 12 лет, прелюбодеям — от 9 до 15 лет, убийцам — до 25 лет, мужеложникам — до 15 лет, скотоложникам — до 15 лет или до конца жизни, клятвопреступникам — до 10 лет, волшебникам — до 25 лет,
гробокопателям — на 10 лет.
Епитимья – это особое послушание, которое исповедующий священник предлагает исполнить кающемуся грешнику для его душевной пользы. В качестве епитимьи может назначаться запрет на причащение в течение определенного времени, увеличение повседневного молитвенного правила, дополнительное к правилу чтение псалтири, канонов, акафистов с определенным числом земных поклонов. Иногда в качестве епитимьи назначается усиленный пост, паломничество к святыням Церкви, милостыня, конкретная помощь ближнему.
Также неправославным, кто посещает приходы неканонических, раскольнических церковных объединений (Греко-Католической и Римо-Католической церквей, украинской Автокефальной Православной церкви, Украинской Православной церкви – Киевский Патриархат и др.) и сект. Такие люди должны принести покаяние в том, что сознательно или бессознательно пребывали в расколе и этим пренебрегали божественным учением о Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, нарушая при этом постановления Вселенских Соборов.
Господу Богу Вседержителю, во Святей Троице славимому и покланяемому Отцу и Сыну и Святому Духу все мои грехи вольные и невольные, словом, или делом, или помышлением.
Согрешил(-а):
Грехи от порабощения гордыней:
надменность,самолюбие,честолюбие,лицемерие и притворство, высокомерие в манерах, хвастовство в словах, пышность в одежде, неумеренность желаний, недружелюбие, дух мщения, презрение к ближнему и любой грех противный любви, чрезмерно высокое мнение о себе и пренебрежение к другим; заносчивость, высокомерие, зазнайство. Обида, самолюбие, неуступчивость, правдоискательство, самооправдание, ропот, потребительское отношение к Богу, Церкви и людям, своеволие, эгоизм, отсутствие великодушия.
Грехи от порабощения тщеславием:
отрекались от веры, чтоб не потерять авторитет в обществе;одобряли смертные грехи, чтобы сохранить уважение к себе со стороны безбожников; приступали к церковным таинствам напоказ;стыдились отстаивать истину (догматы, каноны, заповеди, если кто-то грубо их попирал);стыдились исповедовать свои грехи услаждались своим мнимо-духовным состоянием;пресмыкались перед начальниками, сильными мира сего, чтобы получить их внимание и расположение;приписывали своим заслугам блага, получаемые от Бога ;желали похвалы от людей и искали авторитета хвастались, приукрашивали речь, преувеличивали для большей убедительности;приобретали знания, опыт, мастерство положительно оценивали свои душевные качества (самодовольство);
Грехи от порабощения унынием:
Святитель Игнатий (Брянчанинов) определяет греховную страсть уныния следующим образом: «леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитвенному... Небрежение…Праздность. Излишнее успокоение сном, лежанием и всякого рода негою. Перехождение с места на место... Нерадение. Пленение. Лишение страха Божия. Ожесточение. Нечувствие. Отчаяние»
Грехи от порабощения печалью:
св. Игнатий (Брянчанинов) определяет печаль и уныние таким образом. Печаль – это огорчение, тоска, отсечение надежды на Бога, неблагодарение Богу, малодушие, нетерпеливость, несамоукорение, ропот, скорбь на ближнего, отречение от креста
Грехи от порабощения гневом:
раздражительность, вспыльчивость, страстные споры, злопамятство, ненависть, жажда отмщения, непрощение обид, любовь к словопрениям, спорам. Неимением любви к ближнему, нетерпеливостью, обидчивостью, раздражительностью, гневом, причинением вреда ближнему, неуступчивостью, враждою, зло за зло воздаянием, непрощением обид, злопамятством, ревностью, завистью, зложелательством, мстительностью, оклеветанием, осуждением, лихоимством, несострадательностью к несчастным
Святитель Игнатий Брянчанинов перечисляет грехи, порождаемые страстью любодеяния:«Блудное разжжение, блудные ощущения и пожелания тела, блудные ощущение и пожелание души и сердца (скоктание), принятие нечистых помыслов, беседа с ними, услаждение ими, соизволение им, медление в них. Блудные мечтания и пленения. Осквернение истицанием. Нехранение чувств, в особенности осязания, в чем дерзость, погубляющая все добродетели. Сквернословие и чтение сладострастных книг. Грехи блудные естественные: блуд и прелюбодеяние. Грехи блудные противоестественные: малакия, мужеложство, скотоложство и им подобные»
Грехи от порабощения чревоугодием:
Святитель Игнатий (Брянчанинов) перечисляет страсти, относящиеся к чревоугодию: «Объедение, пьянство, нехранение и разрешение постов, тайноедение, лакомство, вообще нарушение воздержания. Неправильное и излишнее любление плоти, ее живота и покоя, из чего составляется самолюбие, от которого нехранение верности к Богу, Церкви, добродетели и людям».
Грехи против Господа:
Маловерием, неверием, сомнением, колебанием в вере, от врага всеваемым против Бога и Святой Церкви, самомнением, суеверием, гаданием, самонадеянностью, нерадением, отчаянием в своем спасении, Забвением о правосудии Божием и неимением достаточной преданности воле Божией, непокорностью к действиям Промысла Божия, нестаранием в познании о Боге, воли Его, веры в Него, благоговения к Нему, страха пред Ним, надежды на Него, и ревности о славе Его. Неблагодарностью к Господу Богу за все его великие благодеяния, в изобилии изливаемые на меня и в целом на весь человеческий род и непамятованием о них, роптанием на Бога, неимением к Нему любви, ни страха и неисполнением святой воли Его.
Грехи против Церкви:
Божбою, неисполнением обетов, принуждением других к божбе и клятве, неблагоговением к святыне, хулою на Бога, на святых, на всякую святыню, кощунством, святотатством (похищением церковных вещей), призыванием имени Божия всуе, в худых делах, желаниях. Непочитанием праздников Божиих, нехождением в храм Божий по лености и по нерадению, неблагоговейных стоянием в храме Божием, разговорами и смехом, невниманием к чтению и пению, рассеянностью ума, блужданием мыслей, хождением по храму во время Богослужения, преждевременными выходами из храма, в нечистоте приходил(-а) в храм и прикасался(-ась) святыням его. Нерадением к молитве, оставлением утренних и вечерних молитв, нехранением внимания во время молитвы, оставлением чтения святого Евангелия, Псалтири и др. Божественных книг. Утаиванием грехов на исповеди, самооправданием в них, покаянием без сердечного сокрушения, и нестаранием о должном приготовлении к Причащению святых Таин Христовых, не примирившись со своими ближними приходил(а) на исповедь и в таком греховном состоянии дерзал(-а_ приступать ко Причащению. Нарушением постов и постных дней: среды и пятницы, невоздержанием в пищи и питии, небрежным и неблагоговейным изображением на себе крестного знамения.
Унынием, печалью, зрением, слухом, вкусом, обонянием, осязанием, похотью, нечистотой и всеми моими чувствами, помышлениями, словами, желаниями, делами (здесь нужно назвать грехи, которые не были перечислены и тяготят душу), и в прочих моих грехах, о которых не помню.
Назвав грехи, нужно внимательно выслушать ответ священника, который в конце прочитает разрешительную молитву.