pravoslavie.ru

Икона знамение пресвятой богородицы


Виктор Кутковой. Икона Божией Матери «Знамение» / Православие.Ru

Новгородская икона Божией Матери «Знамение». XII в. Софийский собор. Великий Новгород Самым древним на Руси образом Божией Матери «Знамение» является новгородская икона, написанная во второй четверти – середине XII века. Но название «Знамение» начинает связываться с ней, как ни странно, только в конце XV столетия, особенно четко – с XVI века, а окончательно закрепляется в XVII. Отмечать праздник иконы 27 ноября стали, по всей видимости, еще до явления ею чуда новгородцам, что случилось 25 февраля 1169 года (1170). В Новгородской первой летописи сообщается, что новгородцы одолели суздальцев «силою крестною и святою Богородицею»[1], то есть какое-либо наименование с иконой еще не связывается. Икону летописец называет просто «святою Богородицею», без конкретного эпитета. Слово «знамение» тогда по обыкновению употреблялось в том же значении, что и у В.И. Даля: «Знамение – знак, признак, примета; клеймо, тамга, печать; явление природы или чудо для знаменования, доказательства; предвещенье чего-либо»[2].

Этимология слова «знамение» напрямую связана с глаголом «знать». Индоевропейское ĝen – «знать» тождественно ĝen – «рождать, рождаться» и происходит из этого последнего[3]. Именно понятия «рождать(ся)» и «знать» составляют смысл слова «знамение».

Рассмотрим символический и богословский смыслы иконографии образа. При этом не будем забывать об условности языка иконы и о разнице между изображением и изображаемым. И.К. Языкова пишет: «В момент созерцания иконы молящемуся как бы открывается святая святых, внутренняя Марии, в недрах Которой Духом Святым зачинается Богочеловек»[4]. Подчеркнем это «как бы». С такой оговоркой одно из значений круга, в котором изображен Эммануил, следует понимать и воспринимать как символ откровения. Но все-таки откровения – Божественного знамения. И хотя нам открывается самое сокровенное, тем не менее это только первая ступень беседы иконы с нами, когда знамение есть «предвещение чего-либо». На второй ступени Богородица, зная Спасителя еще до Рождества, еще во чреве, рождает – на иконе как бы извечно отправляет – Богомладенца в мир для спасения рода человеческого.

Икона Божией Матери «Знамение». Кон. XVI в. Собрание П.Д. Корина Руки Богородицы воздеты к небу, они распахнуты навстречу Тому, Кто выше всей вселенной, и в то же время они благословляют молящихся. Это очень древний молитвенный жест: по свидетельству Тертуллиана, руки христианами его времени воздевались и распростирались, «подражая страсти Господней»[5]. Молитвенно воздетые руки Богородицы означают также заступничество за людей пред Богом. Надпись на одной из византийских печатей начала XIII века гласит: «Простирая Свои руки и принося заступничество Свое всей вселенной, дай и мне Свой покров, о Пречистая, для того, что я должен совершить»[6]. С руками, воздетыми к небу, молился и Моисей во время битвы израильтян с амаликитянами: «И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик; но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем, Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной стороны, а другой с другой стороны. И были руки его подняты до захождения солнца» (Исх. 17: 11–12). Здесь наглядно подтверждается значение всей психофизической стороны моления: мало произносить слова в сердце, не последнюю роль играет поза молящегося и его жесты. Обратим также внимание на тему света и благодати, сопровождающую этот жест. Имя «Аарон» переводится как «гора света», «Ор» – «свет». А руки самого Моисея были «подняты до захождения солнца», то есть руки, поддерживаемые «светами», протягивались к Свету и получали благодать Божию. Точно так же во время литургии перед престолом протягивает руки священник, возглашая: «Горе имеем сердца». Потому можно говорить о каноничности данного жеста, издревле применяемого в литургии, о своеобразной связи через этот жест Ветхого и Нового Заветов. Богоматерь «Великая Панагия». Ок. 1224 г. ГТГ То же самое заложено в иконографии Богородичного образа «Знамение». И здесь мы видим исполнение Ветхого Завета в Новом. Богомладенец в изобразительном отношении условно, но извечно рождается в мир на его спасение. Потому Он нередко и помещен в мандорле, сквозь круги которой как бы исходят в мир Божественные энергии (опять тема света и благодати, отраженная даже в цвете одежды Эммануила). Мандорла в данном случае выступает в роли знака движения – движения Младенца и света. И когда при осаде Новгорода стрела суздальцев попала в икону и икона отвернулась от нападавших, то суздальцы тем самым лишились света и благодати, а новгородцы, напротив, получили эту благодать для решительных действий и победы над противником. Напомним, что греч. ενέργεια переводится как действующая сила, а знамение, по В.И. Далю, есть знак. Но по греч. знамение – σημειον – это чудесный знак, а не обычный. В новгородской Праздничной минее (ок. второй четверти XIV в.) данное слово в отношении чудотворной иконы употребляется именно в значении «предзнаменование», «чудо». Другое назначение мандорлы в данном случае – подчеркнуть христоцентризм иконы: и концентрическими кругами вокруг Богомладенца – «Свет пришел в мир» (Ин. 3: 19)[7], и своим высоким иерархическим статусом в системе иконописных символов. Простертые из медальона руки Богомладенца в Великой Панагии (от греч. Παναγία – Всесвятая) указывают на проникновение вечности во время[8], а значит – на упразднение времени, что характерно для православного мировосприятия[9].

Итак, первый смысл иконы «Знамение» – откровение. Вместе с тем в ней кроется и другое значение: христиане со своей стороны узнают Рождение и приход в мир Спасителя, знают Его и свидетельствуем о Нем как об узнанном. То есть рождение (γέννησις), собственно, и происходит во имя творения (γένεσις), чтобы вернуть творение к Божественному плану: дабы человек стал тварным богом по благодати. Иначе говоря, без разделения и смешения возникает двойственное единство «Бога и меня» – единство, о котором писал в свое время С.Л. Франк. Напомним, что слово «Божество» указывает в богословии на свойство, на природу, а слово «Бог» – на Личность. В качестве сверхвременного или вневременного акта происходит исполнение слов пророка Исаии: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему Эммануил, что значит: с нами Бог» (Ис. 7: 14; Мф. 1: 23). В XV веке этот текст Исаии приводится не только на иконах пророческого чина иконостаса, как в Успенском соборе Кирилло-Белозерского монастыря[10], но и служит основой для вольных литературных переложений, в которых по отношению к пророчеству употребляется слово «знамение»[11].

Религиозный опыт молитвенного общения с иконой позволяет обнаружить в себе новое состояние, исполненное Божественных энергий. Для его обозначения подходит греческий термин ένθεος[12] – букв. «наполненный божеством». На это состояние указывают слова Христа: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17: 21). Мы облечены во Христа, а Христос пребывает в нас. В этом случае на личном уровне между Первообразом и человеком при посредстве иконы устанавливается реальная взаимосвязь, а на общественном – икона становится общенародной святыней. Так священной охранительницей Великого Новгорода стал образ именно Божией Матери «Знамение». Эта икона считалась в Византии и на Руси также покровительницей Церкви, чем объясняется частое употребление ее иконографии на печатях монастырей, епархий и митрополий[13], в люнетах над входом в храм[14], в конхах апсид[15]. Есть основания для установления связи образа Божией Матери «Знамение» с иконой Благовещения. Если в недрах Марии «Духом Святым зачинается Богочеловек», как богословски верно отметила И.К. Языкова, то это и есть начало исполнения пророчества об Эммануиле: благая весть перешла в стадию своего осуществления. Поэтому Э.С. Смирнова совершенно права, считая изображения на обратной стороне иконы образами Иоакима и Анны, а не апостола Петра и мученицы Наталии, как полагал В.Н. Лазарев с последователями. Тема Боговоплощения – центральная для иконы «Знамение» (поэтому данная иконография и канонична для центра пророческого чина иконостаса). Обе стороны знаменитого новгородского образа с нарастанием содержания свидетельствуют именно о Боговоплощении. В противном случае теряется богословская связь между аверсом и реверсом этой иконы, что приходит в противоречие практике церковной жизни. Подобная связь присутствовала в подавляющем большинстве выносных православных образов.

Оранта. Фрагмент росписи свода. Вторая половина III в. Катакомбы Каллиста. Рим С иконой «Знамение» непосредственно связан особый чин в честь Матери Божией, получивший название «Чин возношения Панагии». Но мы знаем, что Панагией называется и энколпион – небольшое изображение Богородицы, носимое архиереем на груди поверх облачения, и просфора, из которой на литургии изъята частица в память Пречистой. Просфора во время трапезы обязательно ставилась на специальное блюдо – панагиар – с изображением Богоматери «Знамение», часто в окружении пророков. На византийских панагиарах XII–XIII веков можно видеть надпись: «Христос есть Хлеб. Дева дарует тело Богу Слову». Надпись наносилась не только ради украшения; смысл ее заключался в том, чтобы таинственно соединить чин Панагии и смысл святого хлеба – тела Христова, полученного Им от Своей Матери. Так чин Панагии возвращает нас к теме Боговоплощения.

Родословная иконографии «Знамения» восходит к изображению Оранты, которую на Руси называли еще «Нерушимой стеной», потому что «считали заступницей “всех городов, предградий и весей” в борьбе против извечных врагов – степных кочевников»[16]. Правильно ли считать, что Оранту изображали как заступницу, начиная с росписей катакомб? В них можно видеть немало похожих по иконографии изображений: так первоначально изображались, например, души умерших, которые молились за еще живых христиан.

Ампула Монцы. VI–VII вв. Византия, Палестина Оранта была и есть символ Небесной Церкви. Она стала таковым в полной мере и осознанно с того момента, когда была отождествлена с личностью Богородицы. Уже в катакомбах «под образом молящейся жены древние христиане имели обыкновение изображать иногда не кого другого, как Пресвятую Деву Марию»[17], сопровождая фрески надписями «Maria» и «Mara». Тем не менее, «в этих орантах мы имеем не портретный, индивидуальный тип Богоматери, но условное Ее изображение, принятое для каждой степенной христианской женщины»[18]. Однако в клейме «Вознесение» ампулы Монцы (иконография клейм восходит к IV–VI вв.) мы видим Оранту уже, несомненно, в лице Божией Матери, видим Ее как персонификацию апостольской Церкви.

С IX века Пречистую начали писать в конхе апсиды. Как отмечает И.К. Языкова, с тех пор «тема заступничества обретает более широкий аспект: молитва Богоматери связывает воедино Небесное Царство, представленное в верхней части храма, с “миром дольним” – у Нее под ногами. Богоматерь Оранта как бы раскрывается навстречу Христу, Который снисходит чрез Нее на землю, воплощается в человеческом образе и освящает Своим Божественным присутствием человеческую плоть, превращая ее в храм – отсюда Богоматерь Оранта трактуется как олицетворение христианского храма, а также всей новозаветной Церкви»[19].

Образ Божией Матери «Оранта». Фреска. Сербия. XIV в. Сербскими изографами в XIV веке написана фреска по типу новгородской иконы «Знамение», где Матерь Божия, изображенная в рост, одета не в привычную тунику, а в хитон с клавами. Подобные примеры можно видеть на некоторых фресках Оранты в катакомбах. Богородица в данном случае понималась как сама Церковь и как посланница. Если раньше заступничество Пречистой подразумевало движение от дольнего к горнему, то здесь оно понимается как апостольское и направлено от горнего к дольнему.

Протографы образа Богоматери «Знамение» известны тоже с IV века (катакомбы святой Агнессы в Риме) и, судя по отсутствию нимба у Богомладенца, созданы были до I Вселенского Собора, то есть до 325 года. А в V–VI веках их писали уже на иконах и в настенных росписях храмов, чеканили на монетах, воспроизводили на печатях византийских императоров, что говорит об их константинопольском происхождении. Особенно широкое распространение данная иконография получает с XI–XII веков и становится популярной во всей православной ойкумене. Тем не менее, многие искусствоведы считают временем появления этого извода лишь середину XI столетия, ссылаясь на сохранившиеся изображения монет (номисма императриц Зои и Феодоры, 1042 г.) и на сфрагистику (печати императрицы Евдокии Макремволитиссы, жены Константина Х в 1059–1067 гг. и Романа IV в 1068–1071 гг.). По всей видимости, путаница здесь происходит из-за нечеткой классификации названий иконографических типов, поскольку традиция закрепления устойчивых наименований того или иного типа Богородичных икон складывается лишь ко времени заката Византийской империи, а возможно и позже – уже в поствизантийское время.

По мнению И.К. Языковой, иконография Оранты есть сокращенный и усеченный вариант образа Богоматери «Знамение». Такое мнение не может не вызвать возражения. Поскольку извод Оранты древнее «Знамения», то первый не может быть «сокращенным вариантом» второго: усекать можно лишь то, что уже есть. Здесь мы имеем дело не с сокращением иконографии образа, а его строительством. Поэтому схема «Знамения» и сложней схемы Оранты, причем не только внешне, но и внутренне. «Это наиболее богословски насыщенный иконографический тип», – убеждена и сама И.К. Языкова[20].

Икона Божией Матери «Влахернитисса». Сер. XIII в. Монастырь св. Екатерины. Синай Мы уже удостоверились на примере кипрских фресок[21] в несомненной связи изображений образа «Знамение» с образом Богоматери Влахернитиссы[22], что лишь подтверждает понимания слова «знамение» как чуда, ведь события 910 года, имевшие место во Влахернском храме[23], уже более восьмиста лет отмечаются Русской Православной Церковью как праздник Покрова Божией Матери. Видимо, закономерно, что икона именуется «Знамение» только на Руси и нигде больше. В других странах она известна под иными названиями, преимущественно взятыми из акафистов.

В искусстве византийского круга для данной иконографии использовалось несколько терминов, которыми часто оперируют и историки искусства: «Платитера» (от «Πλαντυτέρα τόν ουρανόν» – «Ширшая небес», из литургии Василия Великого), «Эпискепсис» («Επίσκεψις» – «Покровительница, Заступница»), «Мегали Панагия» («Μεγάλη Παναγία» – «Великая Всесвятая»)»[24]. Добавим сюда «Пантонассу» («παντο» – «все» + «νάσσα» от «ναίω» – «жить, обитать; находиться; населять»).

Икона Богоматери «Платитера». XV в. Греция Следует отметить и определенную иконографическую связь между образом Божией Матери «Знамение» и иконой Богоматерь Никопея (Победотворная)[25]. При реставрации Влахернского храма (1030–1031) во время правления императора Романа III Аргира строителями была обнаружена замурованная в стене икона, которую спрятали от иконоборцев, скорее всего, в VIII веке при императоре Константине Копрониме. Найденный образ описал свидетель событий Иоанн Скилица. Его текст достаточно долго понимался как описание извода, идентичного тому, что и извод новгородской иконы «Знамение», однако современные исследователи сделали более точный перевод, из которого следует, что Богородица держит мандорлу с Богомладенцем в Своих руках. Так была найдена Никопея, известная с доиконоборческих времен. До наших дней дошла аналогичная Синайская икона VII века. Роль этого извода, по мнению академика Н.П. Кондакова и В.Н. Лазарева, перекликается с той ролью, которую призвана играть новгородская святыня – икона Богоматери «Знамение». Икона Богоматери «Пантонасса». XV–XVI вв. Греция Отметим, насколько точно наши предки дали название образу! Чудо неразрывно связано с этой иконой. Особенно для новгородцев. Чудесным образом они получили от нее помощь при осаде города суздальцами. В 1356 году пожар, возникший в церкви, утих после молебна перед этой иконой. В 1611 году из Знаменского собора были выброшены шведы, пытавшиеся его ограбить. Сравнительно недавно многие присутствовавшие были свидетелями небесного явления: 15 августа 1991 года при передаче иконы из музея, где она долго хранилась, Новгородской епархии, радуга окружила кольцом золотой купол Софийского собора, а потом стала подниматься и растворилась в чистом, без единого облачка, небе.

В заключение напомним, что слово «чудо» образовано от глагола «чути» – то есть «слышать, ощущать». Бог, учитывая человеческую природу, для спасения Своего народа обращается к нему при помощи знамений. Пока мы будем «чуять» всеприсутствие Божие и всемирный покров Богородицы, можно надеяться на Ее заступничество и помощь в скорбях. А через Ее образ «Знамение» будет и дальше нисходить на нас светоносная благодать Божия.

pravoslavie.ru

Неразрывная связь с Чудом иконы «Знамение» Пресвятой Богородицы

В мире православия одной из самых почитаемых является икона Знамение Пресвятой Богородицы. Богатый опыт религиозно-молитвенного общения со святыней обнаруживает в людях обретение нового состояния. Наполняется оно Божественными энергиями. На личном уровне икона обеспечивает реальную взаимосвязь между человеком и Первообразом, на общественном – становится народной святыней.

«Знамение» как тип иконографии

Сакральный образ «Знамение» связан с обличением и объяснением пагубности человеческого неверия. С развитием культовых традиций основное значение икон этого типа сместилось к образам Благовещения, предзнаменования Рождества, последующих евангельских событий.

Икона Пресвятой Богородицы Знамение принадлежит к иконописному типу Оранта. На Руси ее изображения часто сопровождались словесной формулой «Нерушимая стена». От других иконографических типов Оранта отличается особой величественностью и монументальностью. Поза, присущая Богородице, предельно статична. К этому добавляется симметричная композиция. Такая традиция отражает стиль настенных росписей или мозаик.

Икона Знамение изображает Богоматерь с молитвенно поднятыми и раскинутыми руками. Этот жест означает главное психофизическое содержание моления: недостаточно произносить заветные слова. Для установления сакральной беседы важную роль играют жесты и поза молящегося. Руки, воздетые к небу, издревле применялись в литургии. Этот жест стал своеобразным связующим звеном между Ветхим и Новым Заветом.

На груди Божьей Матери изображается Божественный младенец. Обычно его образ обрамляется круглым медальоном. Образ Богомладенца был полупрозрачным (чуть видимым), размещался на уровне груди (чуть ниже области сердца) Божьей Матери.

При внимательном рассмотрении Знамения важно упомянуть еще об одном значении. Перед созерцающим священный лик открывается одно из таинств. Икона символически демонстрирует чудо зачатия Богомладенца. Светящаяся сфера, в которую он облачен, символизирует материнское лоно. Это общие качества и персонажи, свойственные иконам типа Оранта и Знамение.

Изображается Богородица как стоящей (полный рост), так и по пояс. На новгородском варианте «Знамение» и Курском Коренном Божья Матерь написана по пояс. С дальнейшим развитием иконографии Знамением стали усложнять композицию икон типа «Неупиваемая Чаша».

Распространение по Руси

Иконописные образы Божьей Матери, подпадающие под название «Знамение», появились на Руси с XI–XII веков. Новгородское чудесное событие начала 1170 года положило начало традиции использования наименования «Знамение». Икона, написанная на землях Новгорода (вторая четверть – середина XII столетия) стала на Руси самым древним образом Божьей Матери Знамение.

Многочисленные списки икон на этот сюжет широко распространились по Руси. Конкретизировались их названия по местам явления различных чудес. Известно Знамение Абалацкое, Албазинское, Дионисиево-Глушицкое, Курское, Серафимо-Понетаевское и другие.

Расцвет иконописи в Новгороде и его окрестностях, припадающий на XV столетие, также послужил распространению сюжета о Чуде, произведенном иконою «Богоматерь Знамение». Популярность чудодейственной святыни подтверждается рядом произведений древнерусской литературы. Окончательно наименование «Знамение» закрепляется с XVII века. Основной смысл этого названия закреплен в значениях понятий «знать» и «рождать(ся)».

Новгородская Чудотворная икона

Новгородский вариант Знамения написан на прямоугольной основе размером 59´52,7 см. Икона является двусторонней. На обратной стороне изображаются праведные Иоаким и Анна. Они стоят перед Иисусом в молении.

Новгородская икона принадлежит к типу выносных (процессионных). Поэтому она оснащена древком. На таких иконах расписывались обе стороны. Образцом для создания выносных икон служила «Одигитрия» (Путеводительница).

От первоначальной живописи лицевой стороны сохранились фрагменты:

  • мафория, покрывающего Богородицу;
  • платья Божьей Матери;
  • медальона вокруг изображения младенца Христа.

Лицевая сторона новгородской святыни обновлялась в XVI веке. По утверждению некоторых источников, возможным мастером был архиепископ Макарий, ставший митрополитом Московским. На обратной стороне полностью сохранилось древнее изображение.

Историческое досье

Летопись повествует о том, как новгородцы благодаря силе крестной и святой Божьей Матери одолели суздальцев. Случилось это в 1170 году. Тогда соединенные войска нескольких удельных князей под предводительством Мстислава, одного из сыновей Андрея Боголюбского, осадили Новгород.

Неравенство сил подтолкнуло новгородцев искать заступничества бога. В молитвах Господу слышалось: «Помогите!» В третью ночь осады Иоанн, архиепископ Новгородский, услышал глас. Блюстителю велели обнести крепостные стены города иконописной Пресвятой Богородицей.

Осаждающие выпустили темную тучу стрел по крестному ходу. Одна из них поразила святой образ. Когда стрела суздальцев попала в священный лик, то икона отвернулась от нападающих. Тем самым суздальцы лишены были света и благодати. Осаждающих объял неизъяснимый ужас. Враги, побивая своих же, стали спешно бросать оружие и отходить от городских стен. А новгородских защитников эта благодать подвигла на решительные действия и победу над противником.

Свидетельства о чудотворных свойствах

Основным свидетельством чудотворных качеств Знамения считают историю об осаде новгородцев их супротивниками – суздальцами. Тогда защитникам города икона Божьей Матери даровала высшее заступничество.

В 1356 году церковь была охвачена внезапным страшным пожаром. Пламя утихло после совершения молебна перед иконописным ликом Божьей Матери Знамение.

Еще одно испытание выпало на 1611 год. Тогда шведы пытались ограбить Знаменский собор, в котором находилась икона. Неведомой силой враги были выброшены из стен храма.

В наши дни икона продолжает связываться с чудеснейшими событиями. Так, 15 августа 1991 года святыня передавалась из музея, где она хранилась длительное время, епархии. Многочисленные присутствующие стали свидетелями яркого небесного явления. Золотой купол новгородского Софийского собора был окружен кольцом радуги. На небе не было ни единого облачка. Разноцветная дуга поднялась и растворилась в чистой небесной глади.

Чудодейственные свойства Знамения означают всеприсутствие Божие. Вседержитель обращается к спасаемым при помощи знамений. Благодать Божья нисходит через заступничество Богородицы, дарованную людям в скорбях ее помощь.

Иконописные особенности Курской Коренной Божьей Матери Знамение

Среди многих икон, подпадающих под название «Знамение», одно из особых мест занимает чудодейственная святыня, которую часто именуют Коренною либо Курскою. Название закрепило первое явление людям «при корнях дерева» неподалеку от Курска. Впоследствии икона обрела символическую популярность, ее история наполнилась многими преданиями о чудесных событиях.

О чем гласят предания

В эпоху Средневековья на день Рождества Пресвятой Богоматери (8 сентября 1295 года) неподалеку от сожженного и опустошенного татарами Курска была найдена икона. В лесу ее подобрал охотник из Рыльска. Он заметил на корне одного из деревьев лежащую лицом вниз небольшую икону.

Из любопытства и для лучшего рассмотрения охотник поднял доску. Из-под иконы забила родниковая струя. Благочестивый охотник срубил небольшую часовню на месте находки. В эту часовенку и помещена была икона.

Жители Рыльска начали посещать место явления. Местный князь Василий Шемяка распорядился перенести Чудотворную в Рыльск. Однако князь не вышел навстречу святыне за город. За это он был наказан слепотой. Только после раскаяния и усердной молитвы перед святым ликом князь получил исцеление. Из чувства благодарности Шемяка поставил в Рыльске церковь, славившую Пресвятую Божью Матерь. Там помещена была икона.

Образ часто исчезал из храма. Находили его неизменно на месте явления при корнях дерева. Тогда оставили святыню в часовне. Из Рыльска перевели священника, чтобы отправлял богослужения.

Очередное пагубное татарское нашествие на Курские владения пришлось на 1383 год. Часовня была сожжена, священник пленен, а икона разрублена пополам. Через некоторое время отца Боголюба выкупили из плена. Он вернулся в родные места, нашел части расколотой татарами иконы. Священник сложил вместе разрозненные куски. Они срослись, икона стала опять цельной.

Отечественный исторический этап

Повелением царя Федора Иоановича предписывалось доставить святыню в Москву. После этого по краям добавили изображения ветхозаветных пророков, Господа Саваофа. Было это в конце XVI века (1597 год).

Через 18 лет скитаний (в 1615 году) по наказу царя Михаила Федоровича святыню вернули на Курскую землю. Царь распорядился, чтобы на месте расположения часовни основали монастырь. Так появилась Коренная Пустынь – знаменитый мужской монастырь. А с 1618 года основным и почетным местом хранения иконы становится собор Знаменского монастыря (г. Курск). Там святыня провела более 300 лет.

Революция, последовавшая за ней гражданская война, внесли свои поправки к истории бытования чудодейственного лика. Вместе с отступающими войсками генерала А. И. Деникина иконе предстоял сложный путь через многие города. В 1919 году она побывала в Белгороде, Таганроге, Ростове-на-Дону, Екатеринодаре, Новороссийске.

Зарубежные пути

Это было начало марта 1920 года. Пароходом «Святой Николай» святыню привез в Сербию курский епископ Феофан (Гаврилов). Ранней осенью того же года Чудотворный Образ доставили в Крым по просьбе генерала П. Н. Врангеля. Конец октября 1920 года стал окончательным прощанием иконы с постоянным пребыванием на русских землях. Святыня вновь прибывает в Сербию. С конца 1927 года иконописный образ вместе со знаменами Русской армии под командованием генерала П. Н. Врангеля хранится в Белграде, в русской Свято-Троицкой церкви.

Вместе с Архиерейским Синодом Русской православной церкви за рубежом Курская Коренная прибывает в Мюнхен. Начало 1950-х ознаменовано переездом Первоиерарха Анастасия в США и созданием там Ново-Коренной пустыни. Именно туда первыми числами февраля 1951 года прибывает икона. А с 1957 года святыня постоянно находится в здании Знаменского Собора Архиерейского Синода. Храм, посвященный этому Чудотворному образу, расположен в Нью-Йорке.

С 2009 года иконе выпадает ежегодное странствие к родным истокам. Святыню доставляют в Курскую епархию к месту изначального обретения. Делается это для жаждущих и поклоняющихся верующих.

Чудодейственные события

В 1767 году Серафима Саровского, одного из самых почитаемых монахов на Руси и великого подвижника, постигла тяжелая болезнь. Близкие потеряли надежду на выздоровление. Однако Серафиму явилась Божья Матерь, пообещала ему исцеление. Через какое-то время внезапно начавшийся дождь заставил зайти во двор Серафима процессию крестного хода. Преподобный приложился к лику Божьей Матери Знамение и вскоре выздоровел.

1898 год можно считать еще одним рождением иконы. Атеистически настроенный А. Г. Уфимцев с тремя товарищами установил часовую бомбу подле киота чудодейственной святыни. Взрыв причинил огромный материальный ущерб. Даже в верхнем куполе не уцелели стекла. А сама икона Знамение осталась невредимой.

К случаям чудотворения относят эпизод, происшедший с Иоанном Шанхайским. Этот архиепископ РПЦЗ привез святыню в Свято-Николаевский приход (Сиэтл, США). 2 июля 1966 года выдающийся духовный миссионер скончался во время молитвы перед Курско-Коренной иконой Божьей Матери Знамение.

Когда ожидают помощи и заступничества

Богатое молитвенное наследие, предания и многочисленные свидетельства красноречиво убеждают, в чем помогает Чудотворная икона Знамение. Все происшедшее со святынями за многие столетия говорит о том, что нужно молиться при наступлении различных бедствий, войн, других угроз.

Верующие уповают, что Пресвятая Божья Матерь защищает и охраняет:

  • когда над целым селением либо же отдельным человеком нависла угроза, от которой, кажется, нет спасения;
  • при эпидемиях, падучей болезни, страшных телесных недугах (особенно помогало, когда молились и стоя читали акафист);
  • когда хотят погубить человека клеветой, обидой, любой несправедливостью;
  • когда человек подвергается жестоким пыткам либо побоям, другим видам телесного насилия (обращаются за помощью жены, терпящие издевательства и принуждения).

В подобных и многих других случаях возносимая молитва от пламенного и чистого сердца будет услышана. Молитвенная просьба перед образом Божьей Матери помогала вернуть потерянные вещи, наладить испорченные семейные отношения.

Икона защищает от конфликтов, помогает наладить отношения не только между соседями, но и между разными странами. Рекомендуется произносить молитвенные слова перед образом, когда человек отправляется в путешествие.

С какими молитвами обращаются к Знамению

Христианская традиция сохранила основные устремления и чаяния молящихся иконе Божьей Матери Знамение. О чем молятся перед чудодейственным ликом? Зачастую прихожане приходят со своими индивидуальными просьбами либо ожиданиями. Но чаще Заступницу просят помочь в:

  • обретении мира и покоя, примирении враждующих;
  • избавлении от междоусобной распри или войны;
  • исцелении от страшных недугов (холеры), разных заболеваний (слепоты, недугов глаз);
  • защите от злоумышленников, воровства и преступлений;
  • избавлении от завистников, неприятельских нападений;
  • стихийных бедствиях и при пожарах.

Чистая, глубоко искренняя молитва, обращенная к лику Пречистой Божьей Матери, поможет вернуть мир и покой в семью. Сосредоточенные прошения сохраняют спокойствие дома и во всем мире. Молящаяся душа всегда находит убедительные слова. Хотя можно воспользоваться имеющимися образцами.

Где может разместиться икона Знамение

Икона Знамение не столь распространена в повседневном жизненном укладе. Такие образы рекомендуется размещать в домашнем иконостасе. Тогда можно не бояться происков врагов, пожаров, других бедствий и проблем. Образ Божьей Матери Знамение дарует мощную защиту и надежное заступничество для всех нуждающихся.

Четких правил, где и как должна икона располагаться в доме, не существует. Но необходимо помнить, что помогающая сила будет нисходить к тому, кто сосредоточен на молитве и ничем не отвлекается.

obikonah.ru

В чём помогает икона «Знамение» Пресвятой Богородицы

Дева Мария, мать Иисуса Христа и Заступница всех людей на Земле, один из самых почитаемых образов в православии. Существует множество икон, на которых Богоматерь изображена в различных положениях и каждая из них имеет своё особое для верующего человека значение. Святой лик не раз спасал целые города от нападок врагов, а страждущим и больным дарил исцеление. Самой чтимой в православном мире является икона «Знамение» Пресвятой Богородицы, которая помогает в различных бедах.

Типы икон Богородицы

В любом православном храме можно встретить различные изображения Девы Марии, которые имеют своё сакральное значение. Богоматерь может быть как с младенцем на руках, так и просто склонившейся в мольбе за земных грешников. Различают несколько типов икон Богородицы, которые особо почитаются у верующих. К ним относятся:

  • Оранта;
  • Умиление;
  • Одигитрия;
  • Богоматерь без младенца.

Икона Пресвятой Богородицы «Знамение»

Самым распространённым изображением Непорочной Марии с Иисусом Христом считается тип «Оранта». К нему относится и икона Пресвятой Богородицы «Знамение». Данное изображение известно православному миру более девяти веков.

Оранта олицетворяет собой Богоматерь, которая развела приподнятые руки в стороны, в полный рост или же по пояс. Ладони Богородицы открыты и направлены в сторону молящихся. В области груди у Заступницы висит некое подобие медальона, где можно увидеть лик Иисуса Христа.

Название иконы «Знамение» пошло ещё из Древнего Новгорода, когда именно это изображение Матери Божией и её сына спасло город от врагов. Случилось это в 1170 году, когда Великий Новгород терпел осаду вражеских князей. Из ночи в ночь архиепископ Илья усердно молился Творцу о спасении города и однажды во сне услышал голос, который призвал его совершить крестный ход с иконой Богородицы, что находилась в городской церкви Спаса Преображения.

На следующее утро все жители города во главе с архиепископом исполнили волю Божью и обошли вокруг стен Новгорода с указанным образом. Во время этого противник начал обстреливать совершающих крестный ход людей, но ни одна стрела не задела молящихся и только одна попала в лик Богородицы. В этот момент из её глаз градом потекли слёзы, а враг в панике покинул свои позиции и оставил жителей Новгорода и сам город в покое.

В честь случившегося архиепископ установил праздник почтения иконы-спасительницы, которую назвали «Знамение» и её датой стало 10 декабря. Данный святой лик ещё не раз творил чудеса и спасал людей и целые города. В день почитания иконы к ней идут тысячи верующих и просят её о таких вещах:

  • защита от врагов, воров и стихийных бедствий;
  • примирение враждующих;
  • исцеление от слепоты и холеры.

Часто встречается в иконописи и изображение Заступницы с Сыном, который крепко прижимается к Ней щекой. Такой тип икон относится к виду «Умиление» и самыми почитаемыми образами среди них являются изображение Феодоровской и Касперовской Богородицы.

Читайте также:  Мощные молитвы для очищения души и тела

Изображение Царицы Небесной «Феодоровское» известно в православии с ХII века и именно этот святой образ считается покровителем царской династии Романовых. Некоторые специалисты уверены, что своё название изображение получило тогда, когда царь Михаил Фёдорович взошёл на престол в 1613 году. Другие уверены, что «имя» икона получила в честь нашедшего её святого Феодора Стратилата. Великомученик обнаружил картину на сосне в городе Городце, а позже там появился Городецкий мужской монастырь.

Интересным фактом обнаруженной святыни является то, что, побывав в нескольких пожарах, она осталась цела и невредима и даже не утратила яркости своих красок. Феодоровская икона Божьей Матери потемнела только тогда, когда царь Николай II отрёкся от престола.

Икона постоянно находилась и находится под пристальным вниманием верующих, каждый день к ней устремляются сотни просящих. Список того, в чём помогает икона «Феодоровская Божья Матерь», очень велик. Люди просят у святого образа:

  • семейного счастья;
  • удачного замужества;
  • появления ребёнка;
  • лёгких родов.

Почитается Царица Небесная Феодоровская 27 марта и 29 августа. Преклониться перед святым изображением можно в Богоявленском соборе Костромы. А в дни празднования икона посещает Киев и Астрахань.

«Богоматерь Касперовская»

В Успенском соборе Одессы находится второй из почитаемых образов «Умиления» икона «Божья Матерь Касперовская». Одним из необычных свойств этого святого изображения является то, что оно написано на холсте, который приклеен на обычную доску и православные почитают его как чудотворный.

Художник изобразил Непорочную Марию с ребёнком, который нежно прижимается к ней щекой, а чуткая мать смотрит на своё дитя с любовью и отрадой. Известно, что само изображение появилось в России в середине ХVI века, а через 2 столетия его приобрела Иулиания Касперова, по фамилии которой икона и получила своё название.

Состоятельная дама была верующим человеком и часто молилась перед ликом Девы Марии с Иисусом. А в один прекрасный день она обнаружила, что тёмные от времени силуэты посветлели и заиграли новыми яркими красками, как будто их только что нарисовали.

После этого слава о чудотворной иконе пошла по окрестностям. Как-то одна из мелких дворянок, страдавшая параличом нерва левой руки, увидела во сне Богородицу, которая указала ей дом, где она исцелится. Наутро больная женщина отправилась в путь и, помолившись перед Касперской иконой, выздоровела. А её рука, которая не функционировала долгое время, обрела подвижность и чувствительность.

У чудотворного образа исцелились люди, страдавшие параличом, хромотой, слабоумием и одержимостью. После множества чудесных выздоровлений тех, кто приходил на поклон в дом Касперовой, женщина отдала образ в местную церковь. Во время военных действий икона защищала Одессу от врагов и посягателей.

В наши дни у Заступницы Касперовской тоже просят здоровья и быстрого исцеления от болезней. Большую часть времени этот образ Богородицы находится в украинских городах Одесса и Херсон, а в остальное время его возят по всему миру. Почитается память святого изображения 12 июля и 14 октября, а также в среду Седмицы.

Читайте также:  Молитва Николаю Чудотворцу о замужестве

Игоревская икона Богородицы

Чтимой православной церковью является и Игоревская икона Божьей Матери. Своё название она получила от имени киевского князя Игоря, который после народных волнений постригся в монахи, но всё же пал жертвой народного гнева. Случилось это во время того, когда бывший вельможа молился перед иконой Девы Марии и просил отпущения своих грехов.

Жители города не перестали глумиться над телом уже покойного князя даже после того, как он испустил дух. Через некоторое время останки убиенного попали в Чернигов, а он был причислен к лику святых. Икона, перед которой он постоянно молился в своей келье, стала носить его имя.

Оригинальное изображение Игоревской Божьей Матери не дошло до наших дней и предположительно утеряно во время Второй мировой войны.

День памяти святого изображения, который в своё время даже украшал один из входов Киево-Печерской лавры, отмечается 18 июня. В этот день у Девы Марии просят помощи те, кто находится на распутье или в смятении.

«Одигитрия» в православии

В православии почитается и изображение Богородицы с сыном, которое ещё называют «Одигитрия», что в переводе с греческого звучит как «Путеводительница». Этой иконе кисти святого Луки приписывают исцеляющие свойства и помощь в безвыходных ситуациях. В настоящее время изображений этого списка много и они широко чтятся в православии. Самими распространёнными являются такие «Одигитрии»:

  • Грузинская;
  • Иверская;
  • Тихвинская.

Обычно на таких картинах изображена Дева Мария, на левой руке которой сидит уже подросший Иисус. Мальчик протягивает к Матери правую руку и как бы благословляет её и всех живущих, а в левой руке Он держит свиток, олицетворяющий Святое Писание. Свободной правой ладонью Богоматерь с уважением указывает на Своего Сына.

Первая «Одигитрия» была нарисована ещё в V веке и называлась Влахернской иконой, которая не дошла до наших дней. По одной из версий изображение получило своё название от монастыря Одигон в Константинополе, где хранилось долгое время. Считается, что оригинальную «Путеводительницу» разрубили на куски турки, которые позарились на оклад из драгоценных камней и золота.

Грузинская Богородица

Одной из самых чтимых икон этого списка в православном мире считается Божья Матерь Грузинская. Значение иконы-одигитрии и то, в чём она помогает, очень велико. История этого изображения многогранна и берёт своё начало в солнечной Грузии. Затем икона была похищена персами и переходила от одного владельца к другому. Вернуть ее в православный мир помог купец Стефан Лазарев.

Мужчина не пожалел денег для того, чтобы выкупить христианскую святыню у мусульман и отправил её в один из монастырей Архангельской области. Находясь в Красногородском Богородицком монастыре, икона начала творить чудеса. Всё началось с исцеления слепого и глухого монаха, который дни напролёт преклонял колени перед святым изображением. Через некоторое время инок стал слышать и видеть.

Читайте также:  Молитвы на начало и по окончании всякого дела

В день почитания святого образа (22 августа), который не сохранился до наших дней, но имеет множество списков чудес, верующие люди идут в храм и просят у Богородицы исцелить их от:

  • слепоты;
  • глухоты;
  • болезней желудка;
  • рака.

Иногда Грузинской «Одигитрией» называют ещё и Иверскую икону Богоматери с Сыном. Изображение выполнено во всех традициях икон этого типа и в настоящее время ей можно поклониться на святой горе Афон. Иконана, которая находится в Иверском монастыре, датируется IX веком и тоже творит чудеса.

«Семистрельная» Защитница

Особыми защитными свойствами обладает икона Богоматери «Семистрельная», значение которой и молитва к ней помогает избежать нападок врагов. Она относится к типу, где Царица Небесная изображена одна. Обычно на святом изображении Дева Мария видна по пояс со сложенными на груди руками. Она защищается от семи стрел или мечей, которые попали ей в грудь.

Значение древнего образа очень символично и олицетворяет всю боль матери при утрате ребёнка. Обычно у «Семистрельной» просят защиты от врагов и усмирения враждующих соседей. Иногда этот образ ещё называют «Умягчением злых сердец». Подобное изображение Богоматери принято размещать в домах и квартирах, считается, что оно защитит от врагов и подарит мир живущим в доме.

«Огневидная» Заступница

Не дошла до нашего времени и икона Божьей Матери «Огневидная», которая появилась в России в 845 году. Копия этого образа хранится в Государственном историческом музее Москвы и была написана в 1812 году. Необычность этого изображения в том, что на нём Богоматерь облачена во всё красное, а Её глаза отрешенно созерцают этот мир, тогда как мысли обращены с молитвами ко Господу. Примечательно, что и цвет лица Девы Марии тоже передан в красных тонах.

Этот тип икон показывает людям глубокую скорбь и сама Непорочная Мария как бы обагрена кровью распятого Иисуса Христа. Верующие просят у «Огневидной» исцеления от болезней, помощи и защиты от различных жизненных неприятностей. Днём памяти этого святого изображения считается 23 февраля.

Обращение к Матушке Матроне

Однако не только у Пресвятой Богородицы просят люди помощи и защиты. Часто обращаются страждущие и к Матроне Московской, которая издавна причислена к лику православных святых. Женщина жила и проповедовала в Москве, за что и называется «Московская».

Икона Матроны, её значение и то, в чём она помогает, очень символично для каждого человека. В православии святая является образцом самоотречения и помощи людям. К матушке Матроне обычно обращаются те, кто хочет избежать обмана или же наладить личную жизнь. Почитается святая 19 апреля и 9 ноября.

Обращаясь за помощью к любому из святых, стоит помнить, что слова должны идти от сердца, а просьба ни в коем случае не должна навредить кому-то из окружающих. Вера в чудеса позволяет им случаться намного чаще.

ezoterika.me

Икона Божией Матери «Знамение»

Новгородская икона Божией Матери «Знамение». XII в. Софийский собор. Великий Новгород
Самым древним на Руси образом Божией Матери «Знамение» является новгородская икона, написанная во второй четверти – середине XII века. Но название «Знамение» начинает связываться с ней, как ни странно, только в конце XV столетия, особенно четко – с XVI века, а окончательно закрепляется в XVII. Отмечать праздник иконы 27 ноября стали, по всей видимости, еще до явления ею чуда новгородцам, что случилось 25 февраля 1169 года (1170). В Новгородской первой летописи сообщается, что новгородцы одолели суздальцев «силою крестною и святою Богородицею»[1], то есть какое-либо наименование с иконой еще не связывается. Икону летописец называет просто «святою Богородицею», без конкретного эпитета. Слово «знамение» тогда по обыкновению употреблялось в том же значении, что и у В.И. Даля: «Знамение – знак, признак, примета; клеймо, тамга, печать; явление природы или чудо для знаменования, доказательства; предвещенье чего-либо»[2].

Этимология слова «знамение» напрямую связана с глаголом «знать». Индоевропейское ĝen – «знать» тождественно ĝen – «рождать, рождаться» и происходит из этого последнего[3]. Именно понятия «рождать(ся)» и «знать» составляют смысл слова «знамение».

Рассмотрим символический и богословский смыслы иконографии образа. При этом не будем забывать об условности языка иконы и о разнице между изображением и изображаемым. И.К. Языкова пишет: «В момент созерцания иконы молящемуся как бы открывается святая святых, внутренняя Марии, в недрах Которой Духом Святым зачинается Богочеловек»[4]. Подчеркнем это «как бы». С такой оговоркой одно из значений круга, в котором изображен Эммануил, следует понимать и воспринимать как символ откровения. Но все-таки откровения – Божественного знамения. И хотя нам открывается самое сокровенное, тем не менее это только первая ступень беседы иконы с нами, когда знамение есть «предвещение чего-либо». На второй ступени Богородица, зная Спасителя еще до Рождества, еще во чреве, рождает – на иконе как бы извечно отправляет – Богомладенца в мир для спасения рода человеческого.

Икона Божией Матери «Знамение». Кон. XVI в. Собрание П.Д. Корина
Руки Богородицы воздеты к небу, они распахнуты навстречу Тому, Кто выше всей вселенной, и в то же время они благословляют молящихся. Это очень древний молитвенный жест: по свидетельству Тертуллиана, руки христианами его времени воздевались и распростирались, «подражая страсти Господней»[5]. Молитвенно воздетые руки Богородицы означают также заступничество за людей пред Богом. Надпись на одной из византийских печатей начала XIII века гласит: «Простирая Свои руки и принося заступничество Свое всей вселенной, дай и мне Свой покров, о Пречистая, для того, что я должен совершить»[6]. С руками, воздетыми к небу, молился и Моисей во время битвы израильтян с амаликитянами: «И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик; но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем, Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной стороны, а другой с другой стороны. И были руки его подняты до захождения солнца» (Исх. 17: 11–12). Здесь наглядно подтверждается значение всей психофизической стороны моления: мало произносить слова в сердце, не последнюю роль играет поза молящегося и его жесты. Обратим также внимание на тему света и благодати, сопровождающую этот жест. Имя «Аарон» переводится как «гора света», «Ор» – «свет». А руки самого Моисея были «подняты до захождения солнца», то есть руки, поддерживаемые «светами», протягивались к Свету и получали благодать Божию. Точно так же во время литургии перед престолом протягивает руки священник, возглашая: «Горе имеем сердца». Потому можно говорить о каноничности данного жеста, издревле применяемого в литургии, о своеобразной связи через этот жест Ветхого и Нового Заветов.

Богоматерь «Великая Панагия». Ок. 1224 г. ГТГ
То же самое заложено в иконографии Богородичного образа «Знамение». И здесь мы видим исполнение Ветхого Завета в Новом. Богомладенец в изобразительном отношении условно, но извечно рождается в мир на его спасение. Потому Он нередко и помещен в мандорле, сквозь круги которой как бы исходят в мир Божественные энергии (опять тема света и благодати, отраженная даже в цвете одежды Эммануила). Мандорла в данном случае выступает в роли знака движения – движения Младенца и света. И когда при осаде Новгорода стрела суздальцев попала в икону и икона отвернулась от нападавших, то суздальцы тем самым лишились света и благодати, а новгородцы, напротив, получили эту благодать для решительных действий и победы над противником. Напомним, что греч. ενέργεια переводится как действующая сила, а знамение, по В.И. Далю, есть знак. Но по греч. знамение – σημειον – это чудесный знак, а не обычный. В новгородской Праздничной минее (ок. второй четверти XIV в.) данное слово в отношении чудотворной иконы употребляется именно в значении «предзнаменование», «чудо». Другое назначение мандорлы в данном случае – подчеркнуть христоцентризм иконы: и концентрическими кругами вокруг Богомладенца – «Свет пришел в мир» (Ин. 3: 19)[7], и своим высоким иерархическим статусом в системе иконописных символов. Простертые из медальона руки Богомладенца в Великой Панагии (от греч. Παναγία – Всесвятая) указывают на проникновение вечности во время[8], а значит – на упразднение времени, что характерно для православного мировосприятия[9].

Итак, первый смысл иконы «Знамение» – откровение. Вместе с тем в ней кроется и другое значение: христиане со своей стороны узнают Рождение и приход в мир Спасителя, знают Его и свидетельствуем о Нем как об узнанном. То есть рождение (γέννησις), собственно, и происходит во имя творения (γένεσις), чтобы вернуть творение к Божественному плану: дабы человек стал тварным богом по благодати. Иначе говоря, без разделения и смешения возникает двойственное единство «Бога и меня» – единство, о котором писал в свое время С.Л. Франк. Напомним, что слово «Божество» указывает в богословии на свойство, на природу, а слово «Бог» – на Личность. В качестве сверхвременного или вневременного акта происходит исполнение слов пророка Исаии: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему Эммануил, что значит: с нами Бог» (Ис. 7: 14; Мф. 1: 23). В XV веке этот текст Исаии приводится не только на иконах пророческого чина иконостаса, как в Успенском соборе Кирилло-Белозерского монастыря[10], но и служит основой для вольных литературных переложений, в которых по отношению к пророчеству употребляется слово «знамение»[11].

Религиозный опыт молитвенного общения с иконой позволяет обнаружить в себе новое состояние, исполненное Божественных энергий. Для его обозначения подходит греческий термин ένθεος[12] – букв. «наполненный божеством». На это состояние указывают слова Христа: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17: 21). Мы облечены во Христа, а Христос пребывает в нас. В этом случае на личном уровне между Первообразом и человеком при посредстве иконы устанавливается реальная взаимосвязь, а на общественном – икона становится общенародной святыней. Так священной охранительницей Великого Новгорода стал образ именно Божией Матери «Знамение». Эта икона считалась в Византии и на Руси также покровительницей Церкви, чем объясняется частое употребление ее иконографии на печатях монастырей, епархий и митрополий[13], в люнетах над входом в храм[14], в конхах апсид[15]. Есть основания для установления связи образа Божией Матери «Знамение» с иконой Благовещения. Если в недрах Марии «Духом Святым зачинается Богочеловек», как богословски верно отметила И.К. Языкова, то это и есть начало исполнения пророчества об Эммануиле: благая весть перешла в стадию своего осуществления. Поэтому Э.С. Смирнова совершенно права, считая изображения на обратной стороне иконы образами Иоакима и Анны, а не апостола Петра и мученицы Наталии, как полагал В.Н. Лазарев с последователями. Тема Боговоплощения – центральная для иконы «Знамение» (поэтому данная иконография и канонична для центра пророческого чина иконостаса). Обе стороны знаменитого новгородского образа с нарастанием содержания свидетельствуют именно о Боговоплощении. В противном случае теряется богословская связь между аверсом и реверсом этой иконы, что приходит в противоречие практике церковной жизни. Подобная связь присутствовала в подавляющем большинстве выносных православных образов.

Оранта. Фрагмент росписи свода. Вторая половина III в. Катакомбы Каллиста. Рим
С иконой «Знамение» непосредственно связан особый чин в честь Матери Божией, получивший название «Чин возношения Панагии». Но мы знаем, что Панагией называется и энколпион – небольшое изображение Богородицы, носимое архиереем на груди поверх облачения, и просфора, из которой на литургии изъята частица в память Пречистой. Просфора во время трапезы обязательно ставилась на специальное блюдо – панагиар – с изображением Богоматери «Знамение», часто в окружении пророков. На византийских панагиарах XII–XIII веков можно видеть надпись: «Христос есть Хлеб. Дева дарует тело Богу Слову». Надпись наносилась не только ради украшения; смысл ее заключался в том, чтобы таинственно соединить чин Панагии и смысл святого хлеба – тела Христова, полученного Им от Своей Матери. Так чин Панагии возвращает нас к теме Боговоплощения.

Родословная иконографии «Знамения» восходит к изображению Оранты, которую на Руси называли еще «Нерушимой стеной», потому что «считали заступницей “всех городов, предградий и весей” в борьбе против извечных врагов – степных кочевников»[16]. Правильно ли считать, что Оранту изображали как заступницу, начиная с росписей катакомб? В них можно видеть немало похожих по иконографии изображений: так первоначально изображались, например, души умерших, которые молились за еще живых христиан.

Ампула Монцы. VI–VII вв. Византия, Палестина
Оранта была и есть символ Небесной Церкви. Она стала таковым в полной мере и осознанно с того момента, когда была отождествлена с личностью Богородицы. Уже в катакомбах «под образом молящейся жены древние христиане имели обыкновение изображать иногда не кого другого, как Пресвятую Деву Марию»[17], сопровождая фрески надписями «Maria» и «Mara». Тем не менее, «в этих орантах мы имеем не портретный, индивидуальный тип Богоматери, но условное Ее изображение, принятое для каждой степенной христианской женщины»[18]. Однако в клейме «Вознесение» ампулы Монцы (иконография клейм восходит к IV–VI вв.) мы видим Оранту уже, несомненно, в лице Божией Матери, видим Ее как персонификацию апостольской Церкви.

С IX века Пречистую начали писать в конхе апсиды. Как отмечает И.К. Языкова, с тех пор «тема заступничества обретает более широкий аспект: молитва Богоматери связывает воедино Небесное Царство, представленное в верхней части храма, с “миром дольним” – у Нее под ногами. Богоматерь Оранта как бы раскрывается навстречу Христу, Который снисходит чрез Нее на землю, воплощается в человеческом образе и освящает Своим Божественным присутствием человеческую плоть, превращая ее в храм – отсюда Богоматерь Оранта трактуется как олицетворение христианского храма, а также всей новозаветной Церкви»[19].

Образ Божией Матери «Оранта». Фреска. Сербия. XIV в.
Сербскими изографами в XIV веке написана фреска по типу новгородской иконы «Знамение», где Матерь Божия, изображенная в рост, одета не в привычную тунику, а в хитон с клавами. Подобные примеры можно видеть на некоторых фресках Оранты в катакомбах. Богородица в данном случае понималась как сама Церковь и как посланница. Если раньше заступничество Пречистой подразумевало движение от дольнего к горнему, то здесь оно понимается как апостольское и направлено от горнего к дольнему.

Протографы образа Богоматери «Знамение» известны тоже с IV века (катакомбы святой Агнессы в Риме) и, судя по отсутствию нимба у Богомладенца, созданы были до I Вселенского Собора, то есть до 325 года. А в V–VI веках их писали уже на иконах и в настенных росписях храмов, чеканили на монетах, воспроизводили на печатях византийских императоров, что говорит об их константинопольском происхождении. Особенно широкое распространение данная иконография получает с XI–XII веков и становится популярной во всей православной ойкумене. Тем не менее, многие искусствоведы считают временем появления этого извода лишь середину XI столетия, ссылаясь на сохранившиеся изображения монет (номисма императриц Зои и Феодоры, 1042 г.) и на сфрагистику (печати императрицы Евдокии Макремволитиссы, жены Константина Х в 1059–1067 гг. и Романа IV в 1068–1071 гг.). По всей видимости, путаница здесь происходит из-за нечеткой классификации названий иконографических типов, поскольку традиция закрепления устойчивых наименований того или иного типа Богородичных икон складывается лишь ко времени заката Византийской империи, а возможно и позже – уже в поствизантийское время.

По мнению И.К. Языковой, иконография Оранты есть сокращенный и усеченный вариант образа Богоматери «Знамение». Такое мнение не может не вызвать возражения. Поскольку извод Оранты древнее «Знамения», то первый не может быть «сокращенным вариантом» второго: усекать можно лишь то, что уже есть. Здесь мы имеем дело не с сокращением иконографии образа, а его строительством. Поэтому схема «Знамения» и сложней схемы Оранты, причем не только внешне, но и внутренне. «Это наиболее богословски насыщенный иконографический тип», – убеждена и сама И.К. Языкова[20].

Икона Божией Матери «Влахернитисса». Сер. XIII в. Монастырь св. Екатерины. Синай
Мы уже удостоверились на примере кипрских фресок[21] в несомненной связи изображений образа «Знамение» с образом Богоматери Влахернитиссы[22], что лишь подтверждает понимания слова «знамение» как чуда, ведь события 910 года, имевшие место во Влахернском храме[23], уже более восьмиста лет отмечаются Русской Православной Церковью как праздник Покрова Божией Матери. Видимо, закономерно, что икона именуется «Знамение» только на Руси и нигде больше. В других странах она известна под иными названиями, преимущественно взятыми из акафистов.

В искусстве византийского круга для данной иконографии использовалось несколько терминов, которыми часто оперируют и историки искусства: «Платитера» (от «Πλαντυτέρα τόν ουρανόν» – «Ширшая небес», из литургии Василия Великого), «Эпискепсис» («Επίσκεψις» – «Покровительница, Заступница»), «Мегали Панагия» («Μεγάλη Παναγία» – «Великая Всесвятая»)»[24]. Добавим сюда «Пантонассу» («παντο» – «все» + «νάσσα» от «ναίω» – «жить, обитать; находиться; населять»).

Икона Богоматери «Платитера». XV в. Греция
Следует отметить и определенную иконографическую связь между образом Божией Матери «Знамение» и иконой Богоматерь Никопея (Победотворная)[25]. При реставрации Влахернского храма (1030–1031) во время правления императора Романа III Аргира строителями была обнаружена замурованная в стене икона, которую спрятали от иконоборцев, скорее всего, в VIII веке при императоре Константине Копрониме. Найденный образ описал свидетель событий Иоанн Скилица. Его текст достаточно долго понимался как описание извода, идентичного тому, что и извод новгородской иконы «Знамение», однако современные исследователи сделали более точный перевод, из которого следует, что Богородица держит мандорлу с Богомладенцем в Своих руках. Так была найдена Никопея, известная с доиконоборческих времен. До наших дней дошла аналогичная Синайская икона VII века. Роль этого извода, по мнению академика Н.П. Кондакова и В.Н. Лазарева, перекликается с той ролью, которую призвана играть новгородская святыня – икона Богоматери «Знамение».

Икона Богоматери «Пантонасса». XV–XVI вв. Греция
Отметим, насколько точно наши предки дали название образу! Чудо неразрывно связано с этой иконой. Особенно для новгородцев. Чудесным образом они получили от нее помощь при осаде города суздальцами. В 1356 году пожар, возникший в церкви, утих после молебна перед этой иконой. В 1611 году из Знаменского собора были выброшены шведы, пытавшиеся его ограбить. Сравнительно недавно многие присутствовавшие были свидетелями небесного явления: 15 августа 1991 года при передаче иконы из музея, где она долго хранилась, Новгородской епархии, радуга окружила кольцом золотой купол Софийского собора, а потом стала подниматься и растворилась в чистом, без единого облачка, небе.

В заключение напомним, что слово «чудо» образовано от глагола «чути» – то есть «слышать, ощущать». Бог, учитывая человеческую природу, для спасения Своего народа обращается к нему при помощи знамений. Пока мы будем «чуять» всеприсутствие Божие и всемирный покров Богородицы, можно надеяться на Ее заступничество и помощь в скорбях. А через Ее образ «Знамение» будет и дальше нисходить на нас светоносная благодать Божия.

[1] Цит. по: Смирнова Э.С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение»: Некоторые вопросы Богородичной иконографии XII в. // Древнерусское искусство. Балканы. Русь. СПб., 1995. С. 289.[2] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. М., 1994. Т. 1. С. 687.[3] Кстати, отсюда и греческие омонимы γέννησις (рождение) и γένεσις (творение), которые нельзя путать между собой, но которые еще со времен ересиарха Ария, к сожалению, принимают одно за другое.[4] Языкова И.К. Богословие иконы. М., 1995. С. 93.[5] Тертуллиан. О молитве // Избранные сочинения. М., 1994. С. 299.[6] Цит. по: Смирнова Э.С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение». С. 292.[7] В древности новгородская икона производила светоносное впечатление более сильное, чем сегодня, ибо по силуэту изображения была обрамлена блестящим металлическим окладом, предохранявшим святыню от механических повреждений.[8] Известнейший ученый из Петербурга Г.М. Прохоров находит время крестообразным. Этот крест составляют прошлое, настоящее (в средокрестии), будущее и вечность, которая обозначается верхней частью креста. Прохоров трактует Боговоплощение как вхождение вечности во время, ведь Сын Божий, будучи рожден «прежде всех век» и оставаясь пребывающим в вечности, стал Сыном Человеческим, родился во времени. Отсюда вытекает естественный вывод: Христос представлял «вечность-в-настоящем», а его противники — «прошлое-в-настоящем» (см.: Прохоров Г. Крестообразность времени, или Пушкинский дом и около. СПб., 2002; Прохоров Г. Напоминание о Христе – противоядие против либерально-коммунистических фантазий и источник нового христианского творческого воображения в новом тысячелетии // http://www.agnuz.info/book.php?id=193&url=page06.htm; Погосов Артем. Икона и образ // Церковный вестник. М., 2006. № 3.[9] Валерий Лепахин считает время иконой вечности: «Время, будь то хронологическое или циклическое, не самостоятельно и автономно, но тесно связано с вечностью, оно понимается и изображается как двуединая времевечность. Время не мыслится вне вечности, из которой оно «выпадает» при сотворении мира и которая полагает ему конец (см.: Откр. 10: 6) перед Вторым пришествием и началом Страшного суда» (Лепахин Валерий. Иконичный образ святости // http://www.pravoslavie.ru/jurnal/050617200127). Отметим, что еще Платон связывал время с вечностью. Для него время – несовершенный образ вечности.[10] Лелекова О.В. Иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, 1497 год: Исследование и реставрация. М., 1988. С. 320.[11] На иконе пророка Софонии, ныне находящейся в Русском музее, можно видеть надпись: «Аз тя проповеда младу, из нея же страшно знамение» (См.: Смирнова Э.С. Московская икона XIV–XVII веков. Л., 1988. Табл. 104).[12] Любопытно, что от этого греческого термина произошло некогда очень популярное слово – «энтузиазм».[13] См. печати Киевских митрополитов Никифора I (1104–1121) и Михаила (1131–1147), Новгородских епископов Нифонта (1131–1156) и Аркадия (1156–1158 годы), Смоленского епископа Мануила (1137–1167), Галичского епископа Космы (1157–1165).[14] См., например: 1) фреска Богоматерь Влахернитисса, храм Панагии Форбиотиссы в Асину на Кипре (1105–1106); 2) фреска кисти Феофана Грека Богоматерь Знамение над входом Троицкого придела, хоры храма Спаса на Ильине улице, Новгород (1378); 3) фреска Оранта (с Богомладенцем в медальоне) из монастыря Молдовита, Буковина, Румыния (XVI в.).[15] См. фреску Богоматерь Влахернитисса, храм Панагии в Трикомо на Кипре (начало XII в. – 1130-е гг.) и др.[16] Логвин Г.Н. София Киевская. Киев, 1971. С. 26.[17] Голубцов А.П. Из чтений по церковной археологии и литургике. СПб., 2006. С. 234.[19] Языкова И.К. Богословие иконы. С. 189.[21] См. настенные росписи в храме Панагии Форбиотиссы в Асину и в храме Панагии в Трикомо, которые упоминались выше (примеч. 13, 14).[22] «Название “Влахернитисса” встречается как на композициях с Богоматерью Орантой без медальона с Эммануилом, так и на композициях с Богоматерью Орантой и Эммануилом, то есть как на новгородской иконе. Однако сами византийцы применяли это название не только к этим, но и к другим изображениям, например к Богоматери с Младенцем типа “Умиления”, по иконографии более всего напоминающую нашу Толгскую. Вероятно, все чтимые образы Влахерн, с их разнообразными иконографическими типами, могли называться “Влахернитисса”, в том числе и вариант новгородской чудотворной иконы» (Смирнова Э.С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение». С. 292).[23] «Знамение Божией Матери во Влахернской церкви эсхатологично. По пророчествам, Покров является знамением и чудом последних времен. Значение этой тайны откроется тогда, когда зло одержит на земле уже как будто полную и безоговорочную победу. Что это будет за откровение, нам неизвестно теперь», – пишет современный автор (Рогозянский Андрей. Покров: богословская тайна и исторический парадокс // http://www.rusk.ru/st.php?idar=103738).[24] Смирнова Э.С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение. С. 290.[25] См.: Лазарев В.Н. Русская иконопись // Иконы XI–XIII вв. М., 2000. С. 42, 166; а также: Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. Пг., 1915. Т. 2. С. 105–123.

Виктор Кутковой

10 / 12 / 2007

 версия для печати

Смотрите также