Икона сергия радонежского


Иконография Преподобного Сергия Радонежского

Житием твоим, еже в мире сем, образ быв всем… яко солнце, просиял еси.

(Канон на обретение мощей, песнь 3)

По обилию и разнообразию иконографических сюжетов преподобный Сергий Радонежский не имеет равных среди святых, прославленных в Русской Церкви. Самые ранние изображения преподобного появились уже в начале XV в. Из дошедших до нашего времени изображений древнейшим является, очевидно, покров со святых мощей преподобного, датируемый двадцатыми годами XV в. (Сергиево-Посадский госуд. историко-художественный музей-заповедник). Лицевое шитьё достаточно точно передает портретные черты преподобного; во всяком случае, близкие по времени иконографические сюжеты с преподобным это портретное сходство в большей или меньшей степени учитывают. Надо отметить, что более поздние (уже середины XV в.) покровы с мощей преподобного Сергия впечатления портретного сходства уже не оставляют.

Преподобного Сергия вскоре после обретения мощей стали достаточно часто изображать в многофигурных композициях в числе наиболее почитаемых святых. Литературной основой для изображения конкретных событий жизни преподобного стало его Житие, составленное в 1417—1418 гг. его учеником Епифанием Премудрым.

Какие же события из жизни преподобного Сергия нашли отражение в иконографических сюжетах? Епифаний Премудрый, начиная жизнеописание преподобного Сергия, говорит: Надеюсь я на Милосердного Бога и на молитву Его угодника, Преподобного старца. Видимо, и самым первым сюжетом, усвоенным в иконографии преподобного, стало его молитвенное предстояние Святой Живоначальной Троице:

От младаго возраста, отче Сергие, Христа возлюбив и Сего живоносным стопам последуя, мира всего избегл еси и достигл еси в незаходимый свет разума, идеже ныне дерзновенно Святей Троице предстоиши, Юже о всех нас умоли (из канона на обретение мощей преподобного Сергия).

В собрании Третьяковской галереи хранится новгородская икона первой половины XV в. — Богоматерь на престоле с сидящим

Богомладенцем в окружении святых. На верхнем поле изображен преподобный Сергий, но это, видимо, более поздняя вставка. Из точно датируемых икон с изображением преподобного следует назвать икону из Троицкого собора (взорванного в 1942 г.) Стефано-Махрищского монастыря. Ныне эта икона первой трети XV в. в собрании Государственного исторического музея. По композиции она похожа на новгородскую: Богоматерь сидит на престоле с Богомладенцем; пред Нею изображен в молении преподобный Сергий. Благословляющий преподобного Сергия Богомладенец Христос почти точно повторяет изображение на келейной иконе преподобного — Богоматери Одигитрии XIV в. (из собрания Троице-Сергиевой лавры).

Преподобного Сергия часто изображали в числе палеосных святых на иконах Богоматери: вместе с Пречистой Девой и другими угодниками Божиими он выступал ходатаем пред Богом, как говорится в одной из молитв к нему, за всю богопросвещенную Россию. Преподобного Сергия почитали новгородцы и часто изображали рядом со «своим» преподобным Варлаамом Хутынским. Известны изображения и на иконах-святцах, т.н. новгородских «таблетках» из Софийского собора.

В собрании Третьяковской галереи есть происходящий из Ильинской церкви пригородного коломенского села Сандыри трехстворчатый складень — Богоматерь Ярославская с избранными святыми. На левой створке складня среди прочих святых изображены преподобный Сергий и митрополит Петр; на другой створке святитель Алексий. Эта икона — родовая святыня Шереметевых, написанная, судя по всему, в Троице-Сергиевой лавре. Икона датируется 1491 г. Молитвенное предстояние угодника Божия, строго говоря, нельзя привязать к какому-то определенному моменту — оно было постоянным. В то же время достаточно быстро в иконографии преподобного Сергия появляются сюжеты, вполне определенные в хронологическом отношении.

Один из самых ранних эпизодов жития, ставший излюбленным иконографическим сюжетом, — явление преподобному Сергию Матери Божией. Епифаний рассказывает о том, как во время совершения келейного правила, завершив пение акафиста Божией Матери, он вдруг сказал своему ученику Михею: «Чадо! Трезвись и бодрствуй, потому что сейчас мы будем иметь чудесное и неизреченное посещение». Еще он говорил это, как раздался голос: «Пречистая грядет», и святой поспешно вышел из келлии в притвор. Его осиял яркий свет, сильнее солнечного, и блаженный увидел Пречистую с двумя апостолами, Петром и Иоанном, от которых также исходило неизреченное сияние. Явление Божией Матери преподобному Сергию известно не только как клеймо житийной иконы, но и как самостоятельный иконографический сюжет уже с первой половины XVI в.: Богоматерь с посохом, в сопровождении апостолов Петра и Иоанна протягивает руки навстречу святому, который склоняется пред Нею в молитве; позади преподобного Сергия изображают его келейника, преподобного Михея Радонежского.

Большие житийные иконы преподобного Сергия появляются во второй половине XV в. Литературной основой для них служило Житие, написанное Епифанием Премудрым и в середине XV в. основательно переработанное и дополненное Пахомием Логофетом. В числе наиболее известных — икона начала XVI в., круга Дионисия, из Успенского собора города Дмитрова; ныне она в собрании Музея им. преподобного Андрея Рублева. Посмотрим, как представлена на ней жизнь Троицкого игумена.

Первое клеймо (левое верхнее) — рождение Варфоломея, затем следуют: «Научение грамоте» (старец-монах благословляет отрока Варфоломея); пострижение святого в монахи игуменом Митрофаном.

Следующее клеймо — изгнание бесов молитвами преподобного: однажды преподобный Сергий ночью вошел в церковь на молитву, и когда он начал пение, внезапно стена церкви расступилась и вошло видимым образом множество бесов; они бросились на блаженного, скрежеща зубами и угрожая убить его. Преподобный, имея упование на Бога, творил усердную, со слезами молитву против врагов; вскоре Божественная сила внезапно осенила его и вмиг рассеяла лукавых духов.

Далее идут сюжеты поставления Сергия во диаконы, а затем и во иереи, епископом Волынским Афанасием, жившим тогда в городе Переяславле. Надпись на развернутом свитке, который держит над главою преподобного архиерей: Божественная благодать, всегда немощныя исцеляющая, а недостаточныя полняющая…

Следующий сюжет — изведение источника: собравшиеся к преподобному иноки возроптали на отсутствие воды в пустынной обители. Сергий вышел из монастыря, взяв с собою одного из иноков, и спустился с ним в лесной овраг под монастырем, где никогда не было источника воды. Преподобный осенил крестным знамением место, где стояла дождевая вода, и вдруг из-под земли забил полноводный источник, который бьет и поныне и из которого берут воду для всех монастырских нужд, благодаря Бога и Его угодника Сергия. От воды из этого источника случались многочисленные исцеления больных, страдавших разными недугами, если болящие приходили к источнику с верой, говорится в Житии.

Следующие клейма рассказывают о воскрешении младенца по молитве преподобного Сергия: несчастный отец спешил донести своего тяжело заболевшего малютку-сына до келии преподобного и просить молитв о его исцелении, но не успел — сын умер. Отец отправился за гробом, чтобы сына похоронить, но преподобный Сергий горячо молился над умершим, и Господь возвратил младенцу жизнь.

Клеймо «Служение Божественной литургии преподобным Сергием с Ангелом» иллюстрирует следующий рассказ Жития. Однажды преподобный Сергий служил Литургию вместе со своим родным братом Стефаном и племянником епископом Феодором. Молившимся в храме монахам Исаакию молчальнику и Макарию было видение в алтаре четвертого священнослужителя — сияющего необычайным светом, в блистающих ризах. Иноки поняли, что святому Сергию сослужил Ангел Божий.

С этим сюжетом связывают и чудесное видение, которое имел ученик преподобного Симон: когда святой Сергий служил Литургию, Симон увидел огонь, разливающийся по святому престолу. Когда Преподобный причащался, то Божественный огонь вошел в святой потир.

Далее на иконе из Успенского собора расположено описанное выше изображение чудесного посещения преподобного Сергия Богородицей.

Следующее клеймо — приход послов от Константинопольского Патриарха Филофея. В обитель преподобного Сергия из Константинополя прибыли греки, посланцы Патриарха; они передали подарки — крест, параман, схиму — и послание с советом устроить в обители общежительный монастырь.

Далее — клейма с чудесными исцеления-ми. Клеймо с изображением исцеления греческого епископа, приезжавшего в Москву. Епископ много слышал о святом (слава о Сергии достигла Константинополя!), но думал про себя так: «Разве может явиться такой светильник веры в этой стране, особенно в наше последнее время?» Приближаясь к монастырю, он почувствовал сильный страх, а войдя в монастырскую ограду, ослеп. Преподобный Сергий исцелил епископа, и тот прозрел.

На другом клейме — исцеление Захария Бороздина, тверского боярина, давшего во время болезни обет посетить Сергиеву обитель; преподобный явился ему в сонном видении и исцелил; выздоровевший Захария с радостью отправился в монастырь.

Еще один случай чудесной помощи преподобного Сергия — исцеление некоего знатного человека, жестоко мучимого бесом. Преподобный отслужил молебен о страждущем, и тот стал приходить в себя и, пробыв в монастыре несколько дней, уехал домой полностью здоровым.

Последний из изображенных на дмитровской иконе случай исцелений относится к посмертным чудесам преподобного: это возвращение зрения слепцу, приведенному к гробу преподобного Сергия. Получивший прозрение недавний слепец остался в обители трудником.

Клеймо с изображением погребения преподобного Сергия: стоящий у гроба Ангел держит раскрытую книгу с молитвой шестого часа святителя Василия Великого «Боже и Господи сил и всея твари Содетелю…»

На житийных иконах преподобного из Троице-Сергиевой лавры и Московского Кремля кроме перечисленных сюжетов представлены также следующие:

«Приведение отроком Варфоломеем старца к родителям» — дополнение к сюжету «Научение грамоте».

«Чудо о некоем земледельце». Некий крестьянин-земледелец пришел в монастырь, чтобы увидеть преподобного. Крестьянин никогда ранее не видел Сергия и, придя в обитель, начал его разыскивать и никак не мог поверить, что сам преподобный в ветхой одежде работает на огороде, и надменно отвернулся от него. В это же время в обитель прибыл князь и земно поклонился преподобному Сергию, тем самым вразумив крестьянина.

Сюжет с изображением множества птиц. Однажды, когда святой совершал свое молитвенное правило, вдруг раздался голос: \«Сергий!\” Преподобный открыл оконце келии и увидел множество прекрасных птиц, летавших не только по монастырю. Послышался голос: \«Так же многочисленны будут твои ученики, и после тебя они не оскудеют, если только захотят последовать твоим стопам\».

Необходимо упомянуть здесь и знаменитую икону святителя Алексия, Митрополита Московского с житием, написанную в конце XV — начале XVI вв. Дионисием для Успенского собора Московского Кремля (ныне в ГТГ). Здесь заслуживают внимания два клейма, связанные со взаимоотношениями святителя и преподобного. На седьмом клейме святитель Алексий просит преподобного Сергия отпустить его ученика Андроника на игуменство в Спасский (ныне Спасо-Андроников) монастырь, который свт. Алексий основал в 1361 г. на высоком берегу реки Яузы в Москве. Перед сидящим святителем стоит преподобный Сергий и сопровождающие его два Троицких монаха; преподобный смиренно принимает первосвятительское благословение (Блаженный не отверг просьбу святителя и отпустил с ним Андроника, говорится в Житии). На тринадцатом клейме Митрополит Алексий, чувствуя приближение своей кончины, призывает преподобного Сергия на первосвятительское служение. Преподобный сидит в мантии на широком седалище напротив святителя Алексия, Митрополит — на святительском престоле; между ними возвышается киворий… По великому смирению своему преподобный Сергий не принял предложения, и Митрополит Алексий, утешив преподобного духовными назиданиями, отпустил его в свой монастырь. Этот сюжет очень точно воспроизводится в миниатюрах Лицевого жития преподобного Сергия XVI в. (Российская государственная библиотека).

В начале XVI в. для собора Высоцкого монастыря в Серпухове была написана житийная икона преподобного с восемнадцатью клеймами; сейчас икона находится в Третьяковской галерее.

Рассматривая сюжеты, изображенные на житийных иконах преподобного Сергия Радонежского, обращаешь внимание на их назидательность; каждый эпизод жития великого игумена Святой Руси не только исторически точен, но открывает для молящегося пред иконой преподобного принять его как добрый пример в своей христианской жизни: житием своим, еже в мире сем, преподобный Сергий являет образ всем — в том числе и нынешнему поколению христиан.

www.pravmir.ru

Преподобный Сергий Радонежский: иконы

Первый образ святого, вышитый на покрове вскоре после его смерти, келейные иконы преподобного Сергия, изображение припадающего ко Христу «игумена земли Русской» на Спасской башне Кремля и древнюю иконографию «Видения отроку Варфоломею», которое мы привыкли представлять себе по картине Михаила Нестерова, – все это можно увидеть в галерее икон.

Преподобный Сергий Радонежский. Шитый покров первой четверти XV века – одно из наиболее ранних дошедших до нас изображений святого. Вероятно, что он был исполнен к обретению мощей преподобного, которое произошло в 1422 году во время игуменства прп. Никона Радонежского. Очевидно, что это изображение обладает портретным сходством в большей степени, чем все иные изображения преподобного. Нет ничего невозможного в том, что в его исполнении так или иначе приняли участие люди, лично знавшие святого и помнившие его облик (год преставления преп. Сергия – 1392).

Преподобный Сергий в молении Богоматери с Младенцем, Архангел Гавриил. Эта икона первой трети XV века из собрания Гос. Исторического музея происходит из местного ряда Троицкого собора Махрищского монастыря. Существует предположение о том, что эта икона может быть связана с основанием преподобным Сергием Благовещенского Киржачского монастыря. (Будучи недовольным нестроениями среди братии и временно уйдя из Троицкой обители, св. Сергий в первую очередь посетил монастырь преп. Стефана Махрищского, после чего основал Благовещенский Киржачский монастырь, где прожил около четырех лет). Изображение Архангела Гавриила на иконе в этом случае как бы напоминает о Благовещенском посвящении Киржачского монастыря.

св. Николай

Иконы Богоматери и св. Николая второй половины XIV века, хранящиеся в Троице-Сергиевой Лавре, по преданию, являются келейными образами преп. Сергия.

Шитый покров на мощи преподобного. Середина XV века. Синие фоны этого и самого первого покрова – поздние дополнения. Изначально цвет фона был темно-коричневым.

Преподобный Сергий Радонежский, с житием. Конец XV века (?). Икона Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры. Вклад царя Ивана IV.

Исцеление от слепоты греческого епископа. Клеймо иконы преп. Сергия из Троицкого собора Лавры.

Преподобные Харитон исповедник, Варлаам Хутынский и Сергий Радонежский. Икона–таблетка из серии святцев Софии Новгородской. Конец XV века, собрания Новгородского музея-заповедника.

Явление Богоматери преподобному Сергию, св. Троица. Первая треть XVI века, мастерские Троице-Сергиевой Лавры (?). Резная икона из собрания Государственного Русского музея.

Преподобный Сергий Радонежский с житием. Икона начала XVI века круга Дионисия в собрании Музея им. Андрея Рублева. Происходит из Успенского собора Дмитрова:

Явление старца отроку Варфоломею.

Искушение преподобного.

Воскрешение умершего младенца.

Явление преп. Сергию Богоматери с апостолами Петром и Павлом. В разрезе здания изображен преп. Михей, бывший очевидцем события.

Погребение преподобного.

Посмертное чудо – исцеление слепца у мощей преподобного.

Преподобный Сергий Радонежский. Покров, первая половина XVI века, мастерская вел. Княгини Соломонии. Собрание Сергиево-Посадского музея-заповедника.

Преподобный Сергий Радонежский с житием. Вторая четверть XVI века. Икона из собрания Гос. Третьяковской галереи происходит из старообрядческой молельни в Токмаковом переулке в Москве.

Преподобный Сергий Радонежский. Икона второй половины XVI века из собрания Сергиево-Посадского музея.

Преподобный Сергий Радонежский с житием. 1591 год. Келарь Троице-Сергиевой Лавры Евстафий Головкин.

средник иконы.

Миниатюры из рукописи лицевого Жития преп. Сергия конца XVI века из собрания РГБ.

Преподобный Сергий в молении за братию основанной им Лавры

Прогнание бесов молитвой святого

Изведение источника молитвой преподобного

Святитель Алексий, митрополит Московский, упрашивает преподобного принять митрополию после его кончины

Видение Божественного Огня во время Литургии в монастыре

Преподобный Сергий Радонежский. 1669 год, Симон Ушаков. Икона из собрания Гос. Третьяковской галереи.

Преподобный Сергий Радонежский с житием. Вторая половина XVII века.

Переселение семьи преподобного из Ростова.

Преподобный Сергий кормит пришедшего к нему медведя.

Видение преподобному множества птиц в знак того, что в его обители спасутся множество монахов.

Видение Божественного огня во время Литургии.

Преподобный Сергий Радонежский с житием. XVIII век. Собрание музея-заповедника «Ипатьевский монастырь».

Преп. Сергий Радонежский. Палех. XIX век.

Преп. Сергий перед гробами родителей – прп. Кирилла и Марии Радонежских. Вторая половина XIX века. Собрание музея им. Андрея Рублева.

Спас Смоленский с припадающими преподобными Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским со Спасской (Фроловской) башни Московского Кремля. Иконография восходит к первой трети XVI века, когда подобная икона была размещена на Фроловской (ныне – Спасской) башне Московского Кремля в 1524 году в честь взятия Василием III Смоленска в 1514 году. Подбор же святых в том случае был достаточно очевиден, поскольку преп. Варлаам был наиболее почитаемым святым Новгорода и Северо-Запада Руси, а преп. Сергий – наиболее почитаемым святым Руси Московской.

Версия для печати

Тэги: Святые  Прп. Сергий Радонежский  Церковное искусство 

Page 2

Первый образ святого, вышитый на покрове вскоре после его смерти, келейные иконы преподобного Сергия, изображение припадающего ко Христу «игумена земли Русской» на Спасской башне Кремля и древнюю иконографию «Видения отроку Варфоломею», которое мы привыкли представлять себе по картине Михаила Нестерова, – все это можно увидеть в галерее икон.

Преподобный Сергий Радонежский. Шитый покров первой четверти XV века – одно из наиболее ранних дошедших до нас изображений святого. Вероятно, что он был исполнен к обретению мощей преподобного, которое произошло в 1422 году во время игуменства прп. Никона Радонежского. Очевидно, что это изображение обладает портретным сходством в большей степени, чем все иные изображения преподобного. Нет ничего невозможного в том, что в его исполнении так или иначе приняли участие люди, лично знавшие святого и помнившие его облик (год преставления преп. Сергия – 1392).

Преподобный Сергий в молении Богоматери с Младенцем, Архангел Гавриил. Эта икона первой трети XV века из собрания Гос. Исторического музея происходит из местного ряда Троицкого собора Махрищского монастыря. Существует предположение о том, что эта икона может быть связана с основанием преподобным Сергием Благовещенского Киржачского монастыря. (Будучи недовольным нестроениями среди братии и временно уйдя из Троицкой обители, св. Сергий в первую очередь посетил монастырь преп. Стефана Махрищского, после чего основал Благовещенский Киржачский монастырь, где прожил около четырех лет). Изображение Архангела Гавриила на иконе в этом случае как бы напоминает о Благовещенском посвящении Киржачского монастыря.

св. Николай

Иконы Богоматери и св. Николая второй половины XIV века, хранящиеся в Троице-Сергиевой Лавре, по преданию, являются келейными образами преп. Сергия.

Шитый покров на мощи преподобного. Середина XV века. Синие фоны этого и самого первого покрова – поздние дополнения. Изначально цвет фона был темно-коричневым.

Преподобный Сергий Радонежский, с житием. Конец XV века (?). Икона Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры. Вклад царя Ивана IV.

Исцеление от слепоты греческого епископа. Клеймо иконы преп. Сергия из Троицкого собора Лавры.

Преподобные Харитон исповедник, Варлаам Хутынский и Сергий Радонежский. Икона–таблетка из серии святцев Софии Новгородской. Конец XV века, собрания Новгородского музея-заповедника.

Явление Богоматери преподобному Сергию, св. Троица. Первая треть XVI века, мастерские Троице-Сергиевой Лавры (?). Резная икона из собрания Государственного Русского музея.

Преподобный Сергий Радонежский с житием. Икона начала XVI века круга Дионисия в собрании Музея им. Андрея Рублева. Происходит из Успенского собора Дмитрова:

Явление старца отроку Варфоломею.

Искушение преподобного.

Воскрешение умершего младенца.

Явление преп. Сергию Богоматери с апостолами Петром и Павлом. В разрезе здания изображен преп. Михей, бывший очевидцем события.

Погребение преподобного.

Посмертное чудо – исцеление слепца у мощей преподобного.

Преподобный Сергий Радонежский. Покров, первая половина XVI века, мастерская вел. Княгини Соломонии. Собрание Сергиево-Посадского музея-заповедника.

Преподобный Сергий Радонежский с житием. Вторая четверть XVI века. Икона из собрания Гос. Третьяковской галереи происходит из старообрядческой молельни в Токмаковом переулке в Москве.

Преподобный Сергий Радонежский. Икона второй половины XVI века из собрания Сергиево-Посадского музея.

Преподобный Сергий Радонежский с житием. 1591 год. Келарь Троице-Сергиевой Лавры Евстафий Головкин.

средник иконы.

Миниатюры из рукописи лицевого Жития преп. Сергия конца XVI века из собрания РГБ.

Преподобный Сергий в молении за братию основанной им Лавры

Прогнание бесов молитвой святого

Изведение источника молитвой преподобного

Святитель Алексий, митрополит Московский, упрашивает преподобного принять митрополию после его кончины

Видение Божественного Огня во время Литургии в монастыре

Преподобный Сергий Радонежский. 1669 год, Симон Ушаков. Икона из собрания Гос. Третьяковской галереи.

Преподобный Сергий Радонежский с житием. Вторая половина XVII века.

Переселение семьи преподобного из Ростова.

Преподобный Сергий кормит пришедшего к нему медведя.

Видение преподобному множества птиц в знак того, что в его обители спасутся множество монахов.

Видение Божественного огня во время Литургии.

Преподобный Сергий Радонежский с житием. XVIII век. Собрание музея-заповедника «Ипатьевский монастырь».

Преп. Сергий Радонежский. Палех. XIX век.

Преп. Сергий перед гробами родителей – прп. Кирилла и Марии Радонежских. Вторая половина XIX века. Собрание музея им. Андрея Рублева.

Спас Смоленский с припадающими преподобными Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским со Спасской (Фроловской) башни Московского Кремля. Иконография восходит к первой трети XVI века, когда подобная икона была размещена на Фроловской (ныне – Спасской) башне Московского Кремля в 1524 году в честь взятия Василием III Смоленска в 1514 году. Подбор же святых в том случае был достаточно очевиден, поскольку преп. Варлаам был наиболее почитаемым святым Новгорода и Северо-Запада Руси, а преп. Сергий – наиболее почитаемым святым Руси Московской.

www.nsad.ru

Икона святого преподобного Сергия Радонежского

Икона преподобного Сергия Радонежского считается одной из самой популярных, прославленных и любимых. Святое изображение находится практически в любом храме. За свою жизнь старец творил не только божественные чудеса, но и стремился установить культуру монашества в государстве. Преподобный передал знание многочисленным ученикам, которые тоже пошли по пути целеустремленного подвижничества.

История появления образа

Первые образы стали появляться сразу после смерти старца. Их легко распознать по описанию и гравировке имени, которое высвечивается на уровне плеча преподобного.

  • Сергий Радонежский чаще изображен в полный рост, реже — поясно.
  • У старца узкое лицо, своею правой рукой святой делает благословляющий жест. В другой его руке располагается свиток с молитвенными словами.
  • Преподобный всю свою жизнь посвятил служению воле Господа, являлся великим монахом, поэтому он всегда изображается в рясе. Под ней располагается подрясник, а поверх этих одежд виднеется епитрахиль (длинная богослужебная лента).
  • У Сергия Радонежского, изображенного на иконе, длинная борода клиновидной формы и усы. Его волосы, зачесанные назад, густые, средней длины. Строгий взгляд направлен прямо на верующего. Иногда он изображается с глазами, обращенными в сторону.
  • Вокруг святого лика располагаются многочисленные клейма (10-20 шт.), демонстрирующие различные сцены из жития преподобного.

Читайте о святом:

Интересно! Подобный экземпляр располагается в музее имени А. Рублева. Начальное клеймо изображает появление на свет будущего просветителя, на следующих — обучение, постриг в монашескую жизнь, совершение чудес и погребение. На последнем клейме присутствует Ангел Хранитель, который держит открытый молитвенник.

Любая икона преподобного Сергия Радонежского обладает назидательным значением. Каждый образ наделен исторической достоверностью и учит верующих раскрывать собственные сердца для принятия истинного знания о Боге и освобождении. Преподобный является идеальным образцом для подражания. Он был человеком, сумевшим возобновить в русской душе веру в Сына Божьего.

Преподобный Сергий Радонежский с житием. Из Успенского собора г. Дмитрова. Москва, музей им. Андрея Рублева

Другие изображения

Существует икона, где зритель может обнаружить Серафима Саровского и мудрого Сергия вместе. Оба старца, жившие в разное время, изображены в полный рост, а над их головами, на облаке, восседает Иисус Христос, благословляющий человечество. Композиция демонстрирует особое положение, которого были удостоены святые праведники. Этот фактор позволяет разместить их вместе на одном полотне.

Икона с двумя великими подвижниками говорит о тленности бытия и любви Господа к каждому живому существу.

Часто эти святые отцы изображаются молящимися у Божьего Престола. Они смиренно и одухотворенно просят защиты и благодати для тех, кто еще продолжает свой мирской путь. Во главе собрания здесь предстает Пречистая Дева Мария.

Посещение Богородицей кельи Сергия Радонежского послужило сюжетом для написания иконы. На священном полотне изображена Божья Матерь в сопровождении апостолов Петра и Иоанна. Мария протягивает свою десницу вставшему на колени преподобному старцу.

История пришествия известна их уст келейника по имени Михей. Он являлся учеником Сергия, который сказал ему после пения акафиста, что через считанные минуты случится сверхъестественное событие.

В середине XX века обнаружилась икона преподобного Сергия Радонежского и Куликовской битвы. Авторами считаются мастера из Ярославля XVII века. Два с половиной столетия эта икона скрывалась под толстым слоем олифы: поверх нее были написаны другие картины. Особый состав помог устранить новые изображения и открыть чудесное полотно православному миру.

Эта композиция оставляет множество нераскрытых загадок:

  • Святой старец располагается в центре иконы.
  • Сбоку находятся многочисленные клейма с демонстрациями жития преподобного Сергия.
  • В нижней части видна продольная и нетипичная для иконографии композиция, где изображен сложный сюжет и большое количество действующих персонажей.
  • Сражающиеся войска имеют тождественные знамена со Спасом Нерукотворным (реликвия с ликом Христа).
  • Противоборствующие армии совершенно схожи.
  • Противники князя Дмитрия спускаются с горного массива, переходят речку и попадают на само поле битвы.
  • Русское войско обладает пушками, которые стреляют по монгольской орде.

Эти особенности дают повод к новейшей трактовке знаменитого события. Эта уникальная икона хранится в Ярославском музее.

Рака с мощами Сергия Радонежского в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Помощь святого лика

Всматриваясь в изображение, размышляя о жизни старца, православный верующий подсознательно совершает анализ своих поступков. Каждых христианин понимает разницу между собственной деятельностью и аскетичным бытием святого. Человек мысленно пристыжает себя и старается некоторым образом очистить греховное мировоззрение.

  • Молитва перед иконой Сергия Радонежского помогает человеку овладеть знаниями. Летопись утверждает, что преподобный обрел способность к грамоте после встречи с таинственным монахом, хотя ранее молодому человеку она совершенно не давалась.
  • Святой образ поможет в усмирении и вразумлении непослушных детей.
  • Чудодейственное изображение способно избавить от гордыни и нетерпеливости.
  • Молитвы помогают от негативного внешнего воздействия, вражеских козней и житейских разладов.
  • Старец становится покровителем всех мужчин с именем Сергей, а также защищает сирот и женщин, потерявших мужей.
  • Еще при жизни святой изгонял нечистых духов, исцелял немощных и воскрешал людей. Существует множество описаний посмертных чудес, это привлекает большое количество православных христиан к иконам и мощам святого.

Эффект наступает через некоторое время. Верующему нужно понимать, что Бог проверяет силу и волевое стремление просящего. Неофиты, молясь перед иконой, могут ощущать большую потерю сил, поэтому необходимо учесть: всякая духовная деятельность требует колоссального усердия. Дискомфортное состояние является естественным, если человек не наработал привычки.

Читая молитву, человеку необходимо придерживаться тех текстов, которые ему хорошо известны. Своими словами разрешается добавлять только суть прошения. Лучше молится ежедневно, чем раз в неделю, но долго.

Совет! Верующему не стоит корить себя за физическую слабость в божественных делах. Летописи утверждают, что и святые люди испытывали усталость, и отдых необходим каждому. Даже лежа на одре человек способен читать молитвы и получать вспоможение от Всевышнего.

Кому еще можно молиться об учебе:

Житие святого старца

Рождение Сергия произошло в Ростове в семье богобоязненных родителей, которых звали Кириллом и Марией. Спустя время последние были причислены православной церковью к лику святых. Матушка, будучи беременна преподобным, стояла на службе, а в её чреве был слышен троекратный клич младенца. Окружающие люди узрели это, поэтому многим стало ясно, что вскоре на свет появится преданный служитель Троицы.

  • При рождении ребенок получил имя Варфоломея. Утверждается, что младенец отказывался брать грудь в среду и пятницу, что символизировало начало его грандиозного воздержания.
  • Варфоломей учился плохо, так как обладал слабой памятью. Разрешить проблему ему помог небесный посланец, встретившийся подростку на прогулке. Отрок принял благословение и стал легко воспринимать учение. Варфоломея не интересовали обычные игры, он занимался внимательным изучением Священных Текстов.
  • Вскоре семья перебирается в Радонеж (Московская область). После кончины родителей преподобный раздал наследство беднякам и поселился на холме под названием Маковец. Брат Стефан помогал ему в строительстве жилища. Здесь они неустанно молились, ведя аскетический образ бытия.
  • Прибывший иеромонах Митрофан сделал Варфоломея монахом, когда ему было 23 года. Отныне он получил второе имя — Сергий. В обитель преподобного стали приходить братья, которые любезно принимались основателем. Всеобщими усилиями была воздвигнута часовня, а потом и монастырь. Дары от архимандрита шли только на строительство и расширение монашеского приюта.
Преподобный Сергий прощается с братией монастыря. Миниатюра Лицевого Жития преподобного Сергия.

Роль святого в объединении Руси

В тяжелый период конфликта с татарским игом Сергий Радонежский сумел собрать разрозненные русские княжества в единую силу. Святой старец заявил, что западное христианство идет по ложному пути и не имеет ничего общего с истинным учением Божьего Сына.

Европейские узурпаторы, прикрываясь именем религии и стравливающие монголов на Русь, совершали страшные крестовые походы, что немыслимо для благочестивых верующих.

Перед Куликовской битвой преподобный благословил на великую победу князя Д. Донского. Грандиозное сражение произошло в день чудесного рождения Девы Марии, которая всегда покровительствовала русским землям. Потеряв множество славных воинов, дружина Донского одержала победу, а сам князь лично явился в Троицкий храм, чтобы благодарить великого мудреца Сергия.

Преподобный, будучи в преклонных годах, покинул бренный мир в 1392 году. Он знал о кончине за полгода, а перед самой смертью собрал братию и наказывал уклоняться от греховных страстей, надеясь на всемогущество Господа.

Важно! Жизнь святого является идеальным примером для подражания. Сергий Радонежский всю свою жизнь отдал во имя служения Господу, совершая чудесные избавления и давая правильные наставления. Иконы и мощи святого обладают необычайной силой, искренне молясь перед которыми, человек обретет спокойствие на душе и в окружении.

Посмотрите видео об иконе Сергея Радонежского

Янв 17, 2019 13:47Администратор

molitva-info.ru

Сергий Радонежский с житием

Состав клейм: 1. Рождество Варфоломея (преподобного Сергия); 2. Откровение грамоты; 3. Беседа старца с родителями отрока; 4. Пострижение в иноки; 5. Изгнание бесов; 6. По-ставление в иерея; 7. Изведение источника; 8. Смерть отрока; 9. Вокрешение отрока по мо­литве преподобного Сергия; 10. Видение Божественного огня; 1]. Встреча преподобным Сергием греческого посольства от константинопольского патриарха Филофея Коккина;

  1. Явление Богоматери и апостолов Петра и Иоанна Богослова преподобному Сергию;
  2. Исцеление от слепоты сомневающегося греческого епископа; 14. Погребение преподоб­ ного Сергия; 15. Обретение мощей преподобного Сергия; 16. Исцеление боярина Захарии

    Бороздина; 17. Исцеление Симеона Антонова; 18. Исцеление нищего слепого странника.

В среднике изображена фигура преподобного Сергия в рост, со свитком, на котором чита­ется текст поучения братии, произнесенный перед смертью: «Внимайте себе, братие, всех молю, прежде имейте страх Божий и чистоту душевную и любовь нелицемерную, к сим и страннолюбие...». По периметру средника следует текст тропаря преподобному: «Иже добродетелей подвижник, яко истинный воин Христа Бога, на страсти вельми подвизался еси в жизни временней, в пениих, бдениих же и пощениих образ быв твоим учеником: темже и вселися в тя Пресвятый Дух, Егоже действием светло украшен еси: но яко имея дерзновение ко Святей Троице, поминай стадо, еже собрал еси мудре, и не забуди, якоже обещался еси, посещая чад твоих, Сергие Преподобие, отче наш».

Преподобный Сергий (в миру Варфоломей) — прославленный святой Русской православной церкви, известный церковный и общественно-политический деятель Руси второй поло­вины XIV в. Его житие написано в 1418 г., вскоре после преставления старца, его учеником и со-постником Епифанием Премудрым. В своем повествовании он использовал и свой опыт обще­ния со святым, и воспоминания очевидцев и родственников, пребывающих в Троицкой обители. В дальнейшем, после открытия нетленных мощей преподобного Сергия, первоначальный текст был обработан Пахомием Сербом (Логофетом) и расширен новыми сюжетами и чудесными явле­ниями из жизни подвижника, включая случаи исцелений у гроба чудотворца. Эта редакция серб­ского агиографа легла в основу ряда житийных икон преподобного, созданных в конце XV — на­чале XVI в. в Московском Кремле и Троице-Сергиевой лавре. Древние иконы святого «устроителя» Церкви послужили образцом и для более поздних памятников второй половины и конца XVI в. По документам известно, что почти во всех подмосковных храмах были иконы преподобного, в том числе «з житиями». Композиция публикуемой иконы является точным повторением крем­левского образа, с равновеликим сокращением на 35 см сверху и по бокам.

Преподобный Сергий родился от благочестивых родителей, ростовского боярина Кирилла и его жены Марии. Рождение сопровождалось чудесными событиями: в храме во время литургии все присутствующие услышали трижды глас из утробы матери, исходящий от еще нерожденного младенца. После свершившегося знамения родители дали обет посвятить ребенка Богу. Родив­шийся младенец отказывался вкушать молоко после употребления матерью мясной пищи, а че­рез некоторое время, в среду и пятницу, соблюдая пост, также не прикасался к еде. Это событие, ставшее ключевым в понимании жизненного подвига преподобного, построившего монастырь Святой Троицы, на публикуемой иконе отражено косвенно — помещением сюжета рождения Вар­фоломея в традиционной иконографии Рождества (клеймо 1). Следующее чудо — это освоение Варфоломеем книжной премудрости по молитве таинственного странника, который благосло­вил отрока и предрек родителям богоизбранный путь его (клейма 2, 3). В отличие от женившихся братьев Варфоломей решил принять иночество, но сделал это позже, т.к. по просьбе родителей ухаживал за ними в старости. После их смерти он вместе со старшим братом Стефаном ушел в ра­донежские леса, где братья построили келью и храм, посвятив его Святой Троице — в память зна­мения, данного Сергию еще до рождения, стать учеником Святой Троицы и привести к вере в Бога других. Брат, не выдержав тягот пустынного жития, оставил Варфоломея, поселился в московском Богоявленском монастыре. Варфоломея на 23 году, по его просьбе, проезжающий мимо игумен Митрофан постриг в монашество с именем Сергий и оставил новопостриженного инока «без-молствовати и единствовати» (клеймо 4). Жизни монашеского уединения посвящено следующее клеймо — «изгнание бесов». Живя в пустыни, отправляя иноческий устав, беспрестанно молясь, преподобный Сергий терпел нужду, холод, жару, но дикие звери не трогали его, подобного «пер­возданному Адаму» в райском саду. Не раз бесы, «грозя и устрашая», нападали на него во время богослужения в церкви «бяху в одеждах и шапках островерхих литовских», желая разорить цер­ковь, но преподобный Сергий молитвой прогонял их (клеймо 5). Следующий сюжет посвящен ос­нованию монастыря. Со временем стала приходить к Сергию братия, и просились они стать его учениками, но преподобный долго не соглашался. Когда братия уговорила его, Сергий «трое или четверо келлии своими руками сделал», посеял огород. Преподобный Сергий выполнял все по­слушания монашеские, «без лености братиам аки купленный раб служаше». Игуменствовавший у них священник заболел и умер. Братия уговорила Сергия принять игуменство и руководство над ними. После общей молитвы братия отвезла преподобного Сергия в Переяславль — там он был уже известен епископу Афанасию Волынскому как строитель монастыря и как молитвенник и рукоположен им в один день в иподьякона, дьякона, а затем в иерея (клеймо 6).

Следующий цикл клейм посвящен духовному устроению монашеской жизни в обители: изо­бражаются чудеса, свидетелями которых была сама братия, часто изумленная, сомневающаяся и ропщущая. Таким чудом стало изведение источника рядом с монастырем, так как первона­чально приходилось приносить воду из реки, до которой путь был долгий. Братия возроптала и хо­тела перенести монастырь ближе к реке, но преподобный Сергий уговорил их подождать: как-то он спустился с иноком в овраг, где было сыро от снега, помолился, и место наполнилось «высо­кой водой» (клеймо 7). В присутствии брата Симеона Параклисиарха на литургии сходил к жерт­веннику Благодатный огонь, которым преподобный Сергий причастился (клеймо 10). Келей­ник Михей стал свидетелем чудесного явления Сергию Богоматери и апостолов Петра и Иоанна (клеймо 12). Слава о новом духовном светоче на Руси распространилась далеко за пределами мо­настыря: к нему обращаются за помощью поселяне (клейма 8—9,13). Из далекого Царьграда при­ходили греческие послы со схимой, крестом, парамандом и благословением патриарха Констан­тинопольского, после чего игуменом в монастыре был введен общежительный устав (клеймо 11). В нижнем ряду клейм представлены сцены погребения, обретения мощей и чудесные исцеления у гроба подвижника (клейма 14—18).

Публикуемая икона происходит из Сергиевского придела старообрядческой белокриницкого согласия церкви Успения на Апухтинке, освященной в 1909 г. В пятиярусных иконостасах нижнего и верхнего храмов были собраны иконы XV—XVII вв. со всей России. В описях храма упоминается древняя житийная икона преподобного Сергия XVI в. новгородского письма. Анализ основы по­казал, что памятник был дважды в реставрации. Изображение на иконе находится под слоем про­писей, которые в отдельных местах перекрывают кракелюр; многие детали нарисованы заново. Золото и надписи, воспроизводящие житийные тексты (в некоторых случаях ошибочно), также относятся к позднему поновлению. Известно, что над декорацией храма работал мстерский ху­дожник-реставратор Г.И. Чириков, замечательный иконописец-«подстаринщик». Возможно, ре­ставрация и была им выполнена.

Происходит из московской старообрядческой церкви Успения на Апухтинке. Поступила в 2007 г. из Покровского собора

icons.pstgu.ru


Смотрите также