Икона сергия радонежского фото


Икона Сергия Радонежского - Иконописная мастерская Радонежъ

Икона Сергия Радонежского – это духовный портрет игумена и собирателя земли Русской, чудотворца и угодника Божиего.

Икона Сергия Радонежского  – это оттиск святого лика на нетленной плащанице народной памяти.

Икона Сергия Радонежского – это воплощение живой веры, любви и житейской мудрости, кротости и смирения в облике печальника земли Русской.

Икона Сергия Радонежского – это неисчерпаемый сосуд Божией благодати, преизливающийся на каждого с благоговением преклоняющего главу перед святой иконой.

В его молчаливом образе мы видим воплощение Святой Руси. Своею правдой, он обличает нашу неправду. Он показал нам идеал человеческого бытия.

Но его суровый взгляд, словно наполняется светом любви, когда оттаивают и умягчаются наши окоченевшие от житейского мудрования и суетности мира, сердца.

Существует множество изображений преподобного Сергия Радонежского. Его образ столетиями вдохновлял древних иконописцев и мастеров современной живописи.

Почему его так возвысил Русский народ? Какой же особый подвиг выделил простого инока, не имеющего чинов и званий среди других избранников Божиих? Почему пламя народной любви к нему не угасает до наших дней?  Почему в православных храмах всего мира горят неугасимые лампады перед иконами Богоносного отца нашего Сергия?

Жизнеописатель преподобного Сергия, его современник Епифаний, так сказал о своем учителе: «Это был первый и последний инок Троицкого монастыря».

Как понять это изречение? Ведь и после Сергия из Троицкой Лавры вышло множество святых, прославившихся своими богоугодными делами, оставившие след в истории Руси, повлиявшие на умы и судьбы будущих поколений.

Ответ заключается в силе духа святого Сергия. Такой силы духа, такой силы жизни, такой силы святости не было после него, пожалуй ни у кого. Дух – определяет всю ценность человека. Не зря в старину говорили: «Каков дух – таков и человек».

Преподобный Сергий своей жизнью показал до какого высокого предела может возвыситься дух человека. К какой высокой мере святости можно прийти еще на земном пути.

Первичной красотой является Сам Бог. И в иконах Сергия Радонежского нам открывается вся красота Творца в лике Его угодника.

ИКОНА СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО, ЗНАЧЕНИЕ

Значение  иконы Сергия Радонежского, прежде всего выражено в самом Сергии. В его жизненных устремлениях, в его образе жизни, в его духовных идеалах.

В той любви и молчаливом безмолвии, смирении и кротости, добре и человеколюбии, в том чего нам так часто не хватает.

В нашем стремлении приобщиться той благодати, что являет нам Сергий в своем облике со святых икон.

Значение иконы преподобного Сергия  заключено в его благословении всех нас, с верою и любовью возносящих молитвы образу святого старца.

Через зримый образ иконы мы возносим свои молитвы  самому преподобному Сергию.

Значение Сергия Радонежского – велико для каждого православного человека и для всей Руси в целом.

На иконе Сергия Радонежского изображен игумен земли Русской. Собиратель Русских земель. Ангел хранитель Руси. Всея России Чудотворец.

Почему так величают преподобного Сергия?

Из монастыря преподобного Сергия вышли десятки тех монахов, которые видя подвиги и духовные достижения своего наставника, организовывали монастыри, которые можно считать тоже оказывались под  духовным руководством святого Сергия.

Еще при жизни Сергий и его ученики основали более 40 монастырей. Потом стали появляться сотни новых обителей, которые объединили русские земли. Они двигались на Северо-Восток основывая всё новые и новые монастыри. Они шли в поисках тишины и уединения. Его ученики бескровным путем, любовью и молитвой, колонизировали огромные территории, расширили границы Российского государства. И духовным центром нового государства всегда была и остается Свято-Троицкая Сергиева Лавра.

Сергий Радонежский оказал огромное влияние на культуру и просвещение Руси

Монастыри были очагами просвещения, первыми университетами, в которых помимо получения знаний,  прежде всего воспитывалась душа человека. В святых обителях воспитывался дух нашего народа. В них возгорался Огонь Божий, к которому стремились Русские люди.

Святой Сергий стал тем человеком, который сумел собрать дух русского народа воедино. И даже во времена тяжких испытаний, этот дух, связанный в единой пучок преподобным Сергием, не разъединялся больше никогда.

ИКОНА СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО, В ЧЕМ ПОМОГАЕТ

О его прозорливости и чудесных исцелениях народ слагал легенды еще при жизни старца.

В самые трудные минуты жизни именно к его образу обращаются люди. К простому отшельнику, ставшему самой влиятельной фигурой православной Руси. Преподобный Сергий Радонежский покровитель всей России. Покровитель всех и вся.

Это наш главный национальный святой которому можно молиться совершенно обо всем. И при искренней молитве перед иконой преподобного Сергия Радонежского, мы получаем благопотребное душам нашим.

Преподобному Сергию Радонежскому молятся:

– Об укреплении православной веры

Преподобного Сергия при жизни считали, если не воплощением Христа, то по меньшей мере одним из его апостолов. Имея острый ум, харизму и дар убеждения, Сергий приобщал людей к православной вере. И до сегодняшнего дня Сергий совершает миссионерство на просторах Русской земли.

На кануне Куликовской битвы, преподобному Сергию явилась Богородица и изрекла:”Покуда стоит Сергиева обитель, будет стоять Русь”.

– О защите городов Русских и мире на земле Преподобный Сергий жил в трудные для Руси времена. Татарское иго было тяжким бременем для нашего народа. За три столетия оно сделало безропотными рабами не только простых людей, но и  родовитых бояр и князей. Влияние поганого ига не обошло стороной и родителей Сергия.  С детства он видел страдание Русского народа и сопереживал соотечественикам.

Но вскоре святой Сергий стал духовным стержнем, соединившим Русь. Он стал тем эталоном святости, тем человеком, которого так не хватало в ту смутную эпоху. Под знаком Святой Троицы проходило единение древней Руси.  Он явился мощной духовной опорой своей страны. Только преподобному Сергию было под силу вдохновить Дмитрия Донского и его войско на битву с ордынским ханом.  Сергию удалось помирить и сплотить князей в борьбе с монголо-татарским игом. «Любовью и единением мы можем спастись» – говорил Богоносный старец.

– Об устроении земных дел

Сергий Радонежский основал обитель Пресвятой Троицы. Он был очень трудолюбивым человеком.  Занимался хозяйственными вопросами. Владел множеством ремесел. Сам шил одежду и обувь. Помогал братии устраивать их жилье. Сам делал свечи и пёк просфоры для Божественной литургии. Запрещал братии жить на подаяния и помогал овладеть полезными ремеслами. С готовностью откликался на любой призыв о помощи и не требовал ничего взамен.

– Об облегчении в скорбях и печалях

Через множество испытаний прошел Преподобный Сергий. Много лишений и невзгод пришлось преодолеть ему на своем жизненном пути. Он испытал весь ужас татаро-монгольского ига. Видел отчаяние и скорбь своего народа. Но сила духа, необычайно сильный и свободолюбивый характер и конечно же непоколебимая вера в помощь Божию, помогли ему преодолеть все неурядицы. Он помогает людям не впасть в грех уныния и отчаяния, помогает преодолеть скорби.

– Об исцелении душевных и телесных немощей

Со всех краев света приходили к преподобному Сергию за исцелениями. Люди просят о здоровье для себя и своих близких. Об исцелении телесных болезней и духовных недомоганий.

О чудесных исцелениях по молитве преподобного Сергия, ходили легенды еще при его жизни. Слепым он возвращал зрение, глухим слух, исцелял расслабленных и прокаженных.  В его житии описывается случай, когда по молитве преподобного Сергия воскрес маленький мальчик. Известен случай исцеления бесноватого вельможи. В житии преподобного Сергия рассказывается о бесчисленных чудесах исцеления совершаемых по его молитве.

– О помощи в добрых начинаниях и богоугодных делах

«Святой Сергий – это чудо из чудес и знак Божией милости всей Русской земле» – сказал о Сергии его летописец Епифаний. Преподобный помогает людям во всех добрых начинаниях и богоугодных делах. Он вдохновлял своих учеников на свершение великих деяний во славу Божию. Много его духовных детей прославил Господь в лике Святых. Сергий вдохновил преподобного Андрея Рублева на написание его знаменитой Троицы. Сергий призывал братию своей обители заниматься рукоделием и добывать себе пропитание трудами рук своих.

– О помощи в учебе, о вразумлении и наставлении До 7 лет Преподобному Сергию, тогда ещё отроку Варфоломею, не давалась грамота. Он постоянно молил Бога о помощи. И услышал Господь его молитвы, послал ему ангела в образе схимника, после общения с которым, Варфоломей чудесным образом стал постигать науки.

Впоследствии его обитель стало главным очагом просветительской деятельности на всей Руси. Столетие после успения Сергия, стало столетием русского ренессанса, пиком возрождения и становления культуры средневековой Руси.

– О защите сирот и вдов

Человеколюбием и состраданием славился Сергий. Он всегда помогал приходящим к нему, никого не обделял своим вниманием и помощью, будь то именитый князь или простой крестьянин. Помогал сиротам и вдовам.

– О воинах защищающих родину

Перед куликовской битвой Преподобный Сергий  отправил Дмитрию Донскому, двух монахов из своей обители, которые стали живым благословением битвы за Русь Святую, за веру православную.

А через два века преподобный Сергий незримо оберегал защитников осажденной Сергиевой Лавры от польских захватчиков.

Благословение преподобного Сергия и ныне получают все бойцы оберегающие нашу страну.

Преподобный Сергий Радонежский, почитатель Святой Троицы

По приглашению преподобного Никона, ученика и последователя святого Сергия, в Сергиев монастырь пришли иконописцы: Анрей Рублев и Даниил Черный. В образе Живоначальной Троицы живописцы воплотили то, что было открыто преподобному Сергию. Святая Троица Анрея Рублева разительно отличается от своих Византийских прототипов. Из сюжета “Гостеприимство Авраама” изчезает все бытовое, все лишнее, открывается окно в Горний мир. Икона Троицы, обретает новое значение, новый философский смысл. Подробнее…

В честь Святой Троицы построил Сергий свой первый храм, дабы воззрением на Святую Троицу победить рознь мира сего. Под знаком Святой Троицы шло объединение Руси.Благодаря преподобному Сергию, Троица, отразившись в бесчисленных храмах, становится главным символом Руси.

Мощи преподобного Сергия Радонежского

Описывая икону Сергия Радонежского, нельзя обойти стороной историю обретения его чудодейственных мощей. Историю борьбы Советской власти со всем что было дорого православным людям. Историю подвига духовных чад преподобного Сергия. В 1422 году при строительстве каменного Троицкого Собора были обретены честные мощи преподобного Сергия Радонежского. Но незадолго до этого святой Сергий являлся своему ученику и последователю, преподобному Никону и указал где и кода будут обретены его мощи. И вот уже более 600 лет святые мощи являются чудодейственным источником благодатной помощи, всем людям, приходящим поклониться главной святыне Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Недалеко от мощей святого Сергия в Успенском соборе хранится гроб, в котором покоились мощи Сергия до их чудесного обретения. Нескончаемой вереницей каждый день к мощам святого Сергия притекает поток его духовных чад, всех тех кто с верой и надеждой обращается к нему в своих молитвах.

Заходя в Троицкий Собор, где покоятся мощи Великого старца, растворяется граница времени, и множество поколений его духовных чад, снова все вместе собираются вокруг простого отшельника, исихаста, ставшего самой влиятельной фигурой средневековой Руси.

Мощи преподобного Сергия Радонежского. История богоборчества в Советской России

Шел 1917 год. В Советской России была предпринята чудовищная по своей сути, компания по осквернению святынь православной церкви. Всего что было дорого православным людям.Но хоть идея и родилась спонтанно, она очень понравилось главным идеологам Советской власти. Трогать святыни Свято-Троицкой Сергиевой Лавры долго не решались. Власти боялись праведного гнева православного народа, настолько велико было почитание святого Сергия. Разговоры об осквенрнении раки святого старца начались ещё в 1919 году. Но по промыслу Божию, за два года до этого вокруг препободобного Сергия стали собираться люди, которые своим самоотверженным подвигом окажут огромное влияние на ход тех событий.

Все началось с явления преподобного Сергия Радонежского графине Алтуфьевой во сне. Случилось это весной 1917 года. Преподобный Сергий сказал графине: ” Срочно всё бросайте и приезжайте в Сергиев Посад”. Алтуфьева незамедлительно поведала своему мужу об удивительном сне. И так как их семья была благочестивой, набожной и воцерковленной, они решили посоветоваться со своим духовником отцом Анатолием Потаповым. Внимательно выслушав рассказ о сонном видении графини, духовник благословил их ехать в обитель преподобного Сергия.

Страна жила в предчуствии грядущей беды и в Сергиев Посад потянулись лучшии умы России в надежде найти помощь и духовную поддержку у преподобного Сергия Радонежского. Так в скромном деревянном доме семьи Алтуфьевых, на улице Валовой, образовался культурный центр Сергиева Посада. Центр собрания интелегенции, людей неравнодушных к судбе России. В один из вечеров пришла тревожная весть о скором осквернении главной святыни православной Руси. Священнику Павлу Флоренскому преснился сон: буд то он стоит у раки с мощами преподобного, и тело святого Сергия, будто становится живое. С ощущением что преподобный Сергий оживает, он проснулся и поспешил к Алсуфьевым. Посоветовавшись, они решили сохранить хотя бы главу преподобного. На следующий день они тайно спустились под клеть Троицкого Собора, где была погребена семейная чета Трубецких. Они взяли главу князя Трубецкогои и подменили ею главу Сергия. А ларец со святыней спрятали в кадке с фикусом в своем доме. Тем временем обстановка в стране накалялась. Люди с тревогой ожидали новых арестов. Новая власть все чаще объявляла Сергиеву Лавру: гнойником на теле советской России. И решила уничтожить столицу русского православия. Бороться с Лаврой решили начав с осквернения её главной святыни, мощей её создателя, преподобного Сергия Радонежского.

11 апреля 1919 года, в Лазареву Субботу произошло страшное событие. В Троицкую Лавру пригласили кинооператоров. Кинохроника того события, до сих пор будоражит умы людей, актом вандализма запечатленным на кинопленке. Троицкая церковь переполнена, люди теснятся у усыпалницы. Иероманах Ионна разоблачает мощи святого Сергия. И что же он видит под облачением: – полусгнивший череп с прядью рыжих волос, завернутый в вощеную бумагу недавнего происхождения. По церкви раздаются возгласы: ” мощей нет, они истлели”. Но только несколько человек знали о подмене: отец Павел Флоренский, наместник Лавры архимандрит Кранит и Алсуфьевы.

К сожелению влястям на короткое время удалось скомпрометировать церковь. Но был и противоположный эфект, на следующий день началось массовое поломничество к открытым мощам Сергия Радонежского. Люди спешили получить последнее благословение святого старца. Вскоре все храмы Лавры были закрыты и приспособлены под нужды трудового народа. В них открыли общежития, клубы, ремонтные мастерские и даже мельницу. В 1928 году начались массовые аресты. И над семьей Алсуфьевых нависла угроза. Опасаясь за святыню, они зарыли её в саду у своего дома. Обыск не заставил долго себя ждать. Большевики перерыли весь дом, но ничего не нашли. Но обыск мог повториться. Алсуфьевы вынуждены были обратиться к другу семьи, верующему и очень набожному человеку, Павлу Голубцову. Они извлекли главу преподобного Сергия из потайного места и положив её в сумку. Павел Голубцов отправился с главой Сергия в Москву. На какое то время, святыню спрятали в новом доме Алтуфьевых в Люберцах. Но началась война и над святой главой вновь нависла угроза. Начались массовые репрессии и Павел Голубцов передал святыню на хранение своему духовнику, который служил в храме Владимирской иконы Божией Матери, в селе Виноградово. Там реликвия, хранилась всю войну. Враг находился всего в пяти киломертах от села и святой Сергий явил очередное чудо. Помог советским войскам отстоять последний рубеж перед Москвой. 28 лет святыня находилась в игнании и толко в 1946 году глава преподобного Сергия Радонежского вернулась в раку с мощами.

Купить икону преподобного Сергия Радонежского

В иконописной мастерской Радонежъ Вы можете купить, либо заказать рукописную икону Сергия Радонежского. Позвоните нам и мы поможем подобрать Вам сюжет, композиционное решение иконы, её оптимальный размер и оформление, либо напишем икону по Вашему образцу.

Бесплатная доставка по Москве. При желании икона может быть освящена в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.

Икона Сергия Радонежского выполненная иконописцами мастерской Радонежъ, как и любая икона ручной работы, несет в себе живое тепло человеческих рук и любящего сердца. Каждая икона написанная с любовью – уникальна и неповторима.

Мы приложим все силы, навыки и умения, весь наш духовный опыт, чтобы рукописная икона Сергия Радонежского, приобретенная в нашей мастерской, освятила Ваш дом, принесла мир, любовь, благополучие Вам и всем Вашим домочадцам.

Мира вам и добра, дорогие братия и сестры, и пусть святой угодник Божий, Сергий Радонежский, сопутствует вам на протяжении всего жизненного пути.

ikona-radoneg.ru

Икона преподобного Сергия Радонежского

Преподобный Сергий Радонежский В первой половине XIV века возникла знаменитая Троице-Сергиева Лавра. Основатель ее преподобный Сергий (в миру Варфоломей) был сыном Ростовских бояр Кирилла и Марии, переселившихся ближе к Москве в селение Радонеж. В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться грамоте. Он всей душой жаждал учения, но грамота не давалась ему. Скорбя об этом, он днем и ночью молил Господа открыть ему дверь книжного разумения. Однажды, ища в поле пропавших лошадей, он увидел под дубом незнакомого старца-черноризца. Монах молился. Отрок подошел к нему и поведал свою скорбь. Сочувственно выслушав мальчика, старец начал молиться о его просвещении. Затем, достав ковчежец, вынул малую частицу просфоры и, благословив ею Варфоломея, сказал: «Возьми, чадо, и съешь: сие дается тебе в знамение благодати Божией и разумения Священного Писания». Благодать эта действительно сошла на отрока: Господь дал ему память и разумение, и отрок стал легко усваивать книжную мудрость. После этого чуда в юном Варфоломее еще более окрепло желание служить только Богу. Ему хотелось уединиться по примеру древних подвижников, но любовь к родителям удерживала его в родной семье. Варфоломей был скромен, тих и молчалив, со всеми был кроток и ласков, никогда не раздражался и обнаруживал совершенное повиновение родителям. Обыкновенно он вкушал только хлеб и воду, а в постные дни совершенно воздерживался от пищи. После смерти родителей Варфоломей предоставил наследство своему младшему брату Петру и вместе со старшим братом Стефаном поселился в 10 верстах от Радонежа, в глубоком лесу около речки Кончюры. Братья рубили лес своими руками и построили келью и малую церковь. Эту церковь священник, посланный митрополитом Феогностом, освятил в честь Святой Троицы. Так возникла знаменитая обитель преподобного Сергия. Вскоре Стефан оставил своего брата и стал настоятелем Богоявленс-кого монастыря в Москве и духовником великого князя. Варфоломей же, постриженный в монашестве с именем Сергий, около двух лет подвизался один в лесу. Нельзя и представить, сколько искушений перенес в это время юный монах, но терпение и молитва преодолели все трудности и диавольские напасти. Мимо келии преподобного Сергия целыми стаями пробегали волки, приходили и медведи, но ни один из них не причинял ему вреда. Однажды святой пустынник дал хлеба пришедшему к его келье медведю, и с тех пор зверь стал постоянно навещать преподобного Сергия, который делил с ним свой последний кусок хлеба. Как ни старался святой Сергий скрывать свои подвиги, слава о них распространилась и привлекла к нему других иноков, желавших спасаться под его руководством. Они стали просить Сергия принять сан священника и игумена. Сергий долгое время не соглашался, но видя в их неотступной просьбе призвание свыше, сказал: «Желал бы лучше повиноваться, чем начальствовать, но страшусь суда Божия и предаю себя в волю Господню». Это было в 1354 г., когда святитель Алексей вступил на кафедру московского митрополита. Жизнь и труды преподобного Сергия в истории русского монашества имеют особое значение, потому что он положил начало жизни пустынников, устроив вне города обитель с общиножитием. Устроенная на новых началах обитель Святой Троицы сначала во всем терпела крайнюю скудость; ризы были из простой крашенины, священные сосуды были деревянные, в храме вместо свечей светила лучина, но подвижники горели усердием. Святой Сергий подавал братии пример строжайшего воздержания, глубочайшего смирения и непоколебимого упования на помощь Божию. В трудах и подвигах он шел первым, а братия следовала за ним. Однажды в обители совсем истощился запас хлеба. Сам игумен, чтобы заработать несколько кусков хлеба, собственноручно построил сени в келье одного брата. Но в час крайней нужды, по молитвам братии неожиданно подавалась обители щедрая помощь. Через несколько лет после основания обители около нее стали селиться крестьяне. Невдалеке от нее шла большая дорога к Москве и на север, благодаря чему средства обители стали возрастать, и она по примеру Киево-Печерской Лавры стала щедро раздавать милостыню и принимать на свое попечение больных и странников. Слух о святом Сергии достиг Константинополя, и патриарх Филофей прислал ему свое благословение и грамоту, которой утверждались новые порядки пустынного общиножития, заведенные основателем Свято-Троицкой обители. Митрополит Алексей любил преподобного Сергия, как друга, поручил ему примирять враждовавших князей, возлагал на него важные полномочия и готовил себе в преемники. Но Сергий отказался от этого избрания. Однажды митрополит Алексей хотел возложить на него золотой крест в награду за труды, но Сергий сказал: «От юности своей я не носил на себе золото, в старости же тем более хочу пребыть в нищете» — и решительно отклонил от себя эту почесть. Великий князь Димитрий Иванович, прозванный Донским, чтил преподобного Сергия, как отца, и просил у него благословения на борьбу с татарским ханом Мамаем. «Иди, иди смело, князь, и надейся на помощь Божию», — сказал ему святой старец и дал ему в сподвижники двух своих иноков: Пересвета и Ослябю, которые пали героями в Куликовской битве.

Еще при жизни преподобный Сергий совершал чудеса и удостаивался великих откровений. Один раз явилась ему в дивном величии Матерь Божия с апостолами Петром и Иоанном и обещала покровительство его обители. В другой раз он видел необыкновенный свет и множество птиц, оглашавших воздух благозвучным пением, и получил откровение, что множество иноков соберется в его обители. Через 30 лет после его блаженной кончины (25 сентября 1392 г.) открылись его святые мощи.

xn--80ancrr3a.xn--p1ai

Иконы прп. Сергия Радонежского

Первый образ святого, вышитый на покрове вскоре после его смерти, келейные иконы преподобного Сергия, изображение припадающего ко Христу «игумена земли Русской» на Спасской башне Кремля и древнюю иконографию «Видения отроку Варфоломею», которое мы привыкли представлять себе по картине Михаила Нестерова, – все это можно увидеть в галерее икон.

Преподобный Сергий Радонежский. Икона, XVII век

Преподобный Сергий Радонежский. Шитый покров первой четверти XV века – одно из наиболее ранних дошедших до нас изображений святого. Вероятно, что он был исполнен к обретению мощей преподобного, которое произошло в 1422 году во время игуменства прп. Никона Радонежского. Очевидно, что это изображение обладает портретным сходством в большей степени, чем все иные изображения преподобного. Нет ничего невозможного в том, что в его исполнении так или иначе приняли участие люди, лично знавшие святого и помнившие его облик (год преставления преп. Сергия – 1392).

Преподобный Сергий в молении Богоматери с Младенцем, Архангел Гавриил. Эта икона первой трети XV века из собрания Гос. Исторического музея происходит из местного ряда Троицкого собора Махрищского монастыря. Существует предположение о том, что эта икона может быть связана с основанием преподобным Сергием Благовещенского Киржачского монастыря. (Будучи недовольным нестроениями среди братии и временно уйдя из Троицкой обители, св. Сергий в первую очередь посетил монастырь преп. Стефана Махрищского, после чего основал Благовещенский Киржачский монастырь, где прожил около четырех лет). Изображение Архангела Гавриила на иконе в этом случае как бы напоминает о Благовещенском посвящении Киржачского монастыря.

св. Николай

Иконы Богоматери и св. Николая второй половины XIV века, хранящиеся в Троице-Сергиевой Лавре, по преданию, являются келейными образами преп. Сергия.

Шитый покров на мощи преподобного. Середина XV века. Синие фоны этого и самого первого покрова – поздние дополнения. Изначально цвет фона был темно-коричневым.

Преподобный Сергий Радонежский, с житием. Конец XV века (?). Икона Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры. Вклад царя Ивана IV.

Исцеление от слепоты греческого епископа. Клеймо иконы преп. Сергия из Троицкого собора Лавры.

Преподобные Харитон исповедник, Варлаам Хутынский и Сергий Радонежский. Икона–таблетка из серии святцев Софии Новгородской. Конец XV века, собрания Новгородского музея-заповедника.

Явление Богоматери преподобному Сергию, св. Троица. Первая треть XVI века, мастерские Троице-Сергиевой Лавры (?). Резная икона из собрания Государственного Русского музея.

Преподобный Сергий Радонежский с житием. Икона начала XVI века круга Дионисия в собрании Музея им. Андрея Рублева. Происходит из Успенского собора Дмитрова

Явление старца отроку Варфоломею.

Искушение преподобного.

Воскрешение умершего младенца.

Явление преп. Сергию Богоматери с апостолами Петром и Павлом. В разрезе здания изображен преп. Михей, бывший очевидцем события.

Погребение преподобного.

Посмертное чудо – исцеление слепца у мощей преподобного.

Преподобный Сергий Радонежский. Покров, первая половина XVI века, мастерская вел. Княгини Соломонии. Собрание Сергиево-Посадского музея-заповедника.

Преподобный Сергий Радонежский с житием. Вторая четверть XVI века. Икона из собрания Гос. Третьяковской галереи происходит из старообрядческой молельни в Токмаковом переулке в Москве.

Преподобный Сергий Радонежский. Икона второй половины XVI века из собрания Сергиево-Посадского музея.

Преподобный Сергий Радонежский с житием. 1591 год. Келарь Троице-Сергиевой Лавры Евстафий Головкин.

Средник иконы.

Миниатюры из рукописи лицевого Жития преп. Сергия конца XVI века из собрания РГБ.

Преподобный Сергий в молении за братию основанной им Лавры

Прогнание бесов молитвой святого

Изведение источника молитвой преподобного

Святитель Алексий, митрополит Московский, упрашивает преподобного принять митрополию после его кончины

Видение Божественного Огня во время Литургии в монастыре

Преподобный Сергий Радонежский. 1669 год, Симон Ушаков. Икона из собрания Гос. Третьяковской галереи.

Преподобный Сергий Радонежский с житием. Вторая половина XVII века.

Переселение семьи преподобного из Ростова.

Преподобный Сергий кормит пришедшего к нему медведя.

Видение преподобному множества птиц в знак того, что в его обители спасутся множество монахов.

Видение Божественного огня во время Литургии.

Преподобный Сергий Радонежский с житием. XVIII век. Собрание музея-заповедника «Ипатьевский монастырь».

Преп. Сергий Радонежский. Палех. XIX век.

Преп. Сергий перед гробами родителей – прп. Кирилла и Марии Радонежских. Вторая половина XIX века. Собрание музея им. Андрея Рублева.

Спас Смоленский с припадающими преподобными Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским со Спасской (Фроловской) башни Московского Кремля. Иконография восходит к первой трети XVI века, когда подобная икона была размещена на Фроловской (ныне – Спасской) башне Московского Кремля в 1524 году в честь взятия Василием III Смоленска в 1514 году. Подбор же святых в том случае был достаточно очевиден, поскольку преп. Варлаам был наиболее почитаемым святым Новгорода и Северо-Запада Руси, а преп. Сергий – наиболее почитаемым святым Руси Московской.

Преподобный Сергий Радонежский. Икона, середина XVI века. Ризница Троице — Сергиевой Лавры

Преподобный Сергий Радонежский. Икона с житием, 1-я треть XVI века. Мастерская Феодосия

Икона — Сергий Радонежский

Икона — чудо о птицах

Икона монахини Иулиании (Соколовой). Прп. Сергий передает игуменство прп. Никону

Икона монахини Иулиании (Соколовой). Явление Божией Матери преподобному Сергию. Икона в Серапионовой палате

Икона Преподобный Сергий Радонежский, с житием. Москва

Икона св.преподобного Сергия Радонежского, написанная в день обретения его мощей одним из его учеников

Икона Святой Сергий Радонежский благословляет князя Димитрия Донского на Куликовскую битву

Преподобный Сергий Радонежский

Известная икона с изображением Сергия Радонежского

Сергий Радонежский (в миру Варфоломей, 3 мая 1314 — 25 сентября 1392)

Сергий Радонежский, автор Алексей Зубарев

sergeyrad.moseparh.ru

СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ

Автор:Е.А. ЕРМОЛИН.

СЕРГИЙ Радонежский (в миру Варфоломей Кириллович) (3.5(?).1322, вариант 1314, Варницы под Ростовом — 25.9.1392, Троицкий монастырь) — религиозный подвижник, церковный деятель, духовный учитель и собиратель Руси, причислен к лику святых.

12 фото

Смотреть фотогалерею 12 фото

Икона Сергий Радонежский с житием

из

Из ростовского боярского рода. По легенде, некий святой старец, встретившийся как-то раз юному Варфоломею, предсказал мальчику великое поприще. Около 1332 родители Варфоломея, спасаясь от голода и от насилий московских воевод после перехода части Ростовского княжества под власть Москвы, переехали из Ростова в глухой лесной край, в городок Радонеж. Достигнув юности, Варфоломей, с детства склонный к созерцательной, молитвенной жизни и строгой аскезе, удалился вместе со своим братом-монахом Стефаном в дремучий лес, на горку Маковец. Здесь они срубили Троицкую церковь. Вскоре Стефан ушел в Москву, а Варфоломей около двух лет прожил в лесу в полном одиночестве, пустынником, в трудах, борясь со страстями и темными видениями. Преодолевая страхи и соблазны силой молитвы и сурового труда, общался со зверями и птицами, прикормил медведя.

В конце 30-х или начале 40-х постригся в монахи, став иноком Сергием. Опыт пустынножительства был в ту пору на Руси уникален. Сергий основал новый в этом краю вид монашеского подвига, открыл новый на Руси образ христианской жизни. Слава об его подвижничестве распространялась, к нему стали приходить монахи и селиться рядом. В 40-е XIV века возник Троицкий монастырь.

В первой половине 50-х (а может, и раньше) Сергий стал игуменом монастыря. Свое призвание видел в самоотверженном служении ближнему, помощи и поддержке всем нуждающимся. «Розни мира сего» он противопоставлял троичный идеал любви и полного взаимного согласия. Сергий выполнял в монастыре самую тяжелую работу: ставил кельи, носил воду, рубил дрова, выпекал хлеба, шил одежду, готовил пищу для братии, служа ей «как раб купленный», — и соединял этот труд с молитвенным бдением и постом, с духовным попечением о послушниках и монахах своей обители. В монастыре по решению Сергия было введено забытое к тому времени на Руси общежительство, предполагавшее общность имущества всех монашествующих и совместные их труды в обители. Сергий воспользовался при этом советом константинопольского патриарха Филофея, приславшего в дар монастырю наперсный крест.

В связи с введением «общей жизни» в монастыре возникли разногласия; предъявил права на руководство общиной вернувшийся из Москвы Стефан. Сергий тайно ушел тогда на реку Киржач, где основал Благовещенский монастырь. К нему стали переходить монахи из Троицы. Однако по повелению митрополита Алексия, Сергий был должен вернуться в Троицкий монастырь, а роптавшие на него монахи были удалены из обители. Троицкий монастырь дал пример и норму монашеской жизни. Он стал тем духовным центром, откуда на северо-восток Руси распространялось отшельническое монашество и монастырское общежительство. Здесь, на водоразделе Волги и Двины, в глухих непроходимых лесах, в XIV веке возникает северная Фиваида, небывалый до того на Руси край аскетов-отшельников, избравших «бездомность», пребывание вне здешнего, земного града, в котором «несть спасения». Здесь раскрывает себя «Церковь, явленная именно в ее социальном ино-бытии, как «новое жительство» «не от мира сего» (Г.Флоровский).

По благословению Сергия из Троицкого монастыря уходят в пустыню Сильвестр и Павел Обнорские и затем становятся основателями монастырей в Комельском лесу. Под влиянием Сергия основывает общежительные монастыри Димитрий Прилуцкий. По его же благословению основан Федором и Павлом Борисоглебский монастырь на Устье.

Едва ли не впервые на Руси Сергий обретает мистический опыт высшего мира. Горние силы говорят с ним «на языке огня и света» (Г.Федотов), он слышит голоса и видит ангелов. В его келью, наконец, является на рубеже 70−80-х Богоматерь в сопровождении апостолов Петра и Иоанна и дает ему обещание покровительствовать его обители, а иногда говорят, что и всей Русской земле. Причем Сергий видит Богоматерь не духовными, а телесными очами, наяву и лично.

Троицкий монастырь при Сергии был школой умного делания, ведущего к откровению божественного света. И нельзя исключить причастности к этой практике учеников и собеседников Сергия, подвизавшихся в ярославских пределах. Главное дело Сергия, по Ключевскому, — нравственное воспитание народа живым примером общего усиленного труда на общественное благо, посвященности Богу, взаимного служения друг другу.

Дискуссионны отдельные моменты религиозно-политической деятельности Сергия. Прочно опирается на традицию и хорошо аргументирован вывод о том, что Сергий благословил князя Дмитрия Ивановича, посетившего его в Троице, на противоборство Орде, на освобождение Руси от ордынского бремени. Будучи главным духовным авторитетом на Руси, Сергий не мог уклониться от участия в судьбоносных решениях. Очевидно, он признал борьбу с Мамаем священной войной и послал на битву против иноверцев-мусульман двух иноков-схимников, Андрея Ослябю и Александра Пересвета, а также грамоту к войску. Заботясь о духовном единении Руси на основе братской христианской любви, Сергий стремился к прекращению кровавых усобиц. В 1885 после бесед с ним в Рязани рязанский князь Олег Иванович заключил с Москвой вечный мир.

Вместе с тем, Сергий был против дробления вселенской Церкви на части, соответственно государственным границам. Справедливо видя в стремлении князя Дмитрия Ивановича попытку приручить Церковь, насадить в митрополиты свою креатуру, подчинить ее светской власти, он не всегда находил общий язык с Москвой, поскольку единство всех христиан для него было важнее, чем локальные московские интересы.

Мощи Сергия были обретены 5 июля 1422. В 1422−23 был построен каменный Троицкий собор над его могилой. В его память Андрей Рублев написал икону Троица для иконостаса Троицкого собора. Житие Сергия Радонежского создано Епифанием Премудрым (и переработано Пахомием Логофетом). Канонизация — 1448−1449.

«Духовное влияние преп. Сергия пережило его земное бытие и перелилось в его имя, которое из исторического воспоминания сделалось вечно деятельным нравственным двигателем и вошло в состав духовного богатства народа… При имени преп. Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной» (В. Ключевский).

yarwiki.ru


Смотрите также