Икона иисуса христа спасителя


Икона Иисус Христос. Иконография Иисуса Христа: самые известные иконы, значение, в чем помогают, как молиться

Наложенное в библейском Ветхом Завете вето на изображение Бога и его ипостасей, было незыблемо до VIII века. Однако прошедший в 787 году Седьмой Вселенский собор изменил догматы христианства, включив в него иконопочитание. Изменилась и сама трактовка запрета. Теперь запрещалось придумывать образы, так как подобное считалось созданием идолов. При этом изображение нерукотворных ликов Спасителя церковью разрешалось. Более того, это стало самой популярной темой иконографии. Но изображать Иисуса нужно было согласно правилам.

Стандарты изображения Иисуса Христа

Иконография Иисуса Христа и ранее подчинялась определенным правилам. В иконописи стали использовать основные, характерные черты, хотя канонического изображения Спасителя существовал не один вариант.

  • К характерным чертам Иисуса отнесли нимб со вписанным в него крестом. Он показывал воплощение Бога Отца в Божьем сыне. А вот в образе «Иисус Халки» был запечатлен только крест.
  • На иконах использовались первые буквы имени Бога. К примеру, если рядом с ликом или нимбом есть «IC ХС», то и без расшифровки становится понятно, что изображен Иисус.
  • Сам лик Христа изображали удлиненным, с утонченными чертами лица и выразительным взглядом, в одежде простых людей (рубашке, накидке).
  • Лик, находящийся в центре иконы, как бы смотрит на тебя. Однако были и иконоборцы, которые все еще ссылались на Старый Завет и запрещали эти изображения святого лика. А иконопочитатели считали, что человек имеет право созерцать своего создателя - Бога - в человеческом обличии. И что это не нарушает библейские ограничения.

В иконоборческих спорах этот вопрос стал принципиально важным. Ведь это влияло не только на церковное искусство. В иконе должен быть изображен единственный образ Бога. Именно он обязан был считаться центральным. И от этого изображения и зависело построение всей лестницы образов структуры мироздания.

У первых христиан таких ярких споров не зафиксировано, так как изображения на то время были больше знаково-символическими. Реализма от них не требовалось. Только самим христианам было понятно, что на иконе, и какой смысл она в себе несет. Лишь они могли прочитать весь тайный замысел изображения. К одной из таких икон относят синайский образ Христа Пантократора.

Описание образа Христа Пантократора

Написана икона в стиле позднеантичной энкаустики. Сочно, довольно реалистично, виртуозно. Эти образы Христа относятся к V-VI вв. Выделяются образы непривычным реализмом, по сравнению со стандартной манерой письма. На некоторых даже читалась некоторая чувственность лика.

Именно этот иконографический тип и эти физиологические черты будут прослеживаться вплоть до двадцатого столетия. Если посмотреть несколько ранних изображений Иисуса (образ Спасителя в композиции «Преображение», образ Христа Грядущего на облаках, поясное изображение Пантократора), то между ними прослеживается один образ, иконы близки между собой. А это могло говорить только о том, что лик Иисуса уже был полностью сформирован. И утверждены изображения были еще до начала иконоборческих споров. В период же споров оставалось лишь дать богословское утверждение, которого так не хватало. Что и было сделано.

Современная иконография Христа

В наше время иконография очень разнообразна. И для того чтобы выделить базовые типы изображений, можно взять за образец главный образ Спасителя Нерукотворного. Как появилась первая, нерукотворная икона? По сказаниям христиан, верно восточное предание, которое берет свое начало с шестого века.

Легенда первой иконы Иисуса Христа

Согласно легенде, эдесский царь Авгарем V, страдающий от проказы, услышав о чудесах, совершаемых Иисусом, послал к Спасителю своего гонца с просьбой исцелить его. А если Христос не может явиться, то прислать хотя бы лик Спасителя, чтобы с помощью лика получить исцеление от болезни. Но к Иисусу пробиться было непросто. Он был окружен толпой. И у художника не получалось нарисовать портрет. Заметив это, Иисус умыл свое лицо и обтер его платком. После чего на платке проявился лик.

Кстати, это не единственная версия появления Спаса Нерукотворного. Западная, средневековая, версия этого сказания возникла примерно в тринадцатых-пятнадцатых веках. И согласно этой версии, платок Иисусу подала благочестивая Вероника, сопровождавшая Спасителя в Крестном пути. Этим платком Христос вытирал с лица кровь и пот. А потом на платке также проступил Образ.

Иконы с подобным изображением Божественного лика получили название «Плат Вероники». Изображали они только голову и от первоначального варианта чудодейственного Мандилиона, отличались появившимся на голове Христа терновым венком. Сегодня это и есть знаменитая икона Иисуса Христа в терновом венце.

Образ Христа «Спас Мокрая Борода»

На территории Руси также существуют подобные иконы, например, «Спас Мокрая Борода». Появился этот лик в IX веке. Древнейшим из известных образов является Новгородский Спас Нерукотворный. По манере такой рисунок, ближе к классическому типу и соответствует восточному преданию об омовении лица. Изображение несколько отличается от каноничного. В частности, здесь у Иисуса борода будто и правда смочена водой.

Спас Вседержитель

Наиболее широко распространено изображение, известное как Спас Вседержитель или Пантократор. Это погрудное изображение Спасителя. Также существуют варианты в рост, по пояс или на троне. В левой руке изображается свиток с писанием или Евангелие, пальцы правой руки сложены в благословляющем жесте. Описание иконы Иисуса Христа Пантократора упоминается в IV–VI веках в Византии. Древнейшее подобное изображение относится к середине VI века — это Христос Пантократор Синайского монастыря.

Вера в Бога, воплощенного в человеке, – именно это правильное значение великой иконы. Она положила начало догмату Боговоплощения. И этот догмат стал ключевым у христиан. А образ дошел и до наших дней и встречается довольно часто. На фресках в церквях, в домах, украшает купола церквей.

Существует несколько вариантов Спаса Вседержителя, например, Спас в силах. Данный тип иконы предусматривает изображение Иисуса в полный рост в сидячем положении. Фон представляет из себя изображение земли, духовного мира и невидимого мира в виде красного квадрата, синего овала и красного ромба, соответственно. Встречаются подобные иконы и без заднего фона, называются они Спас на престоле.

Спас Эммануил

Особым типом иконографии представлен Спас Эммануил. Главным его отличием от канонического, является изображение Христа не в зрелом возрасте, а в детстве. Однако и все привычные атрибуты, такие как нимб и крест над головой, присутствуют в данном виде икон Спасителя. Чаще всего этот образ не бывает одиночным, примером тому служат изображения Богородицы с младенцем Иисусом. Это призвано подчеркнуть родство Христа с Отцом Богом.

Деисус

На этих иконах Иисус Христос изображается в центре, в окружении различных библейских персонажей – Богородицы, Иоанна, апостолов или иных святых. Сам Спаситель изображается в виде Пантократора на троне.

Впервые такой вид икон упоминается в седьмом веке. Смысл иконы в том, что Спаситель является заступником людского рода пред Богом Отцом, доносит людские молитвы, обещает быть милостивым защитником каждого, обратившегося к нему. Образ помогает верующему стать ближе к всевышнему, раскаяться, очистить душу, получить прощение за грехи.

Ангельский Деисус — традиционная русская икона, появившаяся в XII веке. Это одна из разновидностей икон типа Деисус. Здесь Христос изображается совместно с архангелами Гавриилом и Михаилом.

Образ «Предста Царица»

Еще один вид иконографии — «Предста Царица». На ней Иисус представлен в царских далматике, лоре и короне-камилавке. В одной руке у него жезл, в другой - Евангелие. Это изображение доносит, что Бог связан с церковью. И Христос здесь в роли священника.

Рассмотреть все виды икон не представляется возможным. Мы описали только самые основные. К примеру, можно встретить названия икон Иисуса Христа, вообще не отвечающие стандартным канонам. Вот некоторые из них.

Спас благое Молчание

На ней Иисус написан в виде ангела, то есть до принятия человеческого облика. На самой иконе изображен юноша в светлой одежде, за спиной видны крылья, над головой звездчатый нимб Господа Саваофа. Руки его пусты. Так как он еще не спустился на землю. И пока еще не стал наставником для человечества.

Спас Великий Архиерей

Здесь мы спасителя видим в роли священника. На нем пышная одежда, голову украшает корона. Здесь, как и у Спаса Вседержителя, он держит Евангелие и второй рукой занимается благословением.

Добрый пастырь

На этих иконах Христос представлен в образе учителя и наставника. В основном он изображен обычным пастухом со склоненной головой, несущим на плечах заблудившуюся овцу.

Есть также иконы Бога Иисуса Христа, начало которых взято из Ветхозаветных писаний. К примеру «Христос во гробе». Это изображение, пожалуй, одно из самых трагичных в христианской иконографии. Здесь Спаситель изображен умершим, его тело находится на ложе рядом с открытым гробом. Такие изображения носят чисто символический характер, показывая, как смирно Христос принял свою участь.

Существуют и католические иконы Иисуса Христа. От православных они отличаются вольным изображением Спасителя и латинскими надписями.

Перед любым изображением Христа можно возносить молитву Спасителю, искренне просить о прощении грехов и милости Господа.

www.nastroy.net

Когда помогает икона Иисуса Христа

Икона Спасителя – центральный образ в православии. С самых древних времен она хранилась в каждом доме. Ее особенно любили и почитали, ведь это изображение Господа. Существует множество образов Спасителя. И большинству из них присваивается чудотворная сила. Иконы излучают мир и источают благовония. Они излечивают от многих недугов, не только душевных, но и физических.

Символ и значение икон

Еще с давних времен верующие люди стали изображать Бога, Святых и Божью Матерь. Со временем церковь взяла под контроль это искусство и установила определенные правила и рамки, которые должны были соблюдаться в картине. Икона – это своеобразный посредник между духовным божественным миром и человеком. Благодаря святому образу любая молитва вознесется к небесам значительно быстрее.

Иконы православной церкви полны различных метафор и ассоциаций, каждый элемент и каждая деталь имеют свое скрытое, но достаточно большое значение.

Любое изображение несет в себе своеобразный код, раскрывающий сущность церкви, человека и веры. Например, крест – мученичество, указующий перст – божий промысел, а Святой с копьем – победу над злом.

Кроме того, на некоторых старинных иконах можно увидеть лозу и виноград – знак церкви.

Символичный язык иконописи охватывает не только жесты и положения святых. Он определяет саму композицию, технику изображения и даже цвета. Однако все это подчинено отдельным церковным канонам. Это сделано для того, чтобы исключить двойственное значение и оградить верующих от проявления ереси.

История появления первых чудотворных икон

Исцеляющие и помогающие изображения, по мнению церковных мужей, берут свою силу от Божьей благодати. В православной церкви признаны многие чудотворные иконы, а точнее около 1000. В основном, это образы Христа и Богородицы.

Многие предания гласят, что первое чудотворное изображение – это плат, которым Иисус отер свое лицо, и на нем остался отпечаток. Его еще называют Мандилион. Изначально от него исцелился древний эдесский царь Авгарь. Он был болен проказой.

Одним из первых упоминаний о чудотворных иконах является также мироточение Писидийской иконы в VI веке. Тогда от руки изображенной Богородицы заструился елей. Это явление было подтверждено на VII Вселенском Соборе.

Самые известные чудотворные образы мира

История знает много священных изображений, которые помогали и до сих пор исцеляют многие человеческие недуги — как душевные, так и физические.

При этом одни православные иконы исцеляют бесплодие, другие помогают в браке и любви, третьи исполняют желания и т. д. Поэтому к ним выстраиваются очереди верующих, жаждущих конкретной помощи.

А есть и такие иконы, к которым стремятся попасть практически все православные:

  • Икона Николая Чудотворца. К этому образу обращаются те, кто уже практически отчаялся. И он исполняет любую просьбу или молитву, идущую от чистого сердца. Кроме того, Святой является заступником моряков и путешественников.
  • Казанская икона Божьей Матери. Один из известнейших образов Богородицы. В современной истории эта икона знаменита тем, что в Великую Отечественную войну она защищала наших солдат и простых жителей в блокадном Ленинграде. Говорят, что этот образ помогает в беде многим верующим.
  • Владимирская икона Божьей Матери. Это один из самых старых и почитаемых святых образов на Руси, тот, который должен быть в каждой православной семье. Он исцеляет тело и душу, а также защищает от зла.

Чудотворные иконы, как правило, сопровождаются какими-либо знамениями или знаковыми событиями. Они приходят на помощь тогда, когда верующие особенно требуют заступничества.

Как иконы признаются чудотворными

Многие слышали об исцеляющих свойствах того или иного божественного изображения. Также есть и научно доказанные факты мироточения и благоухания образов. Однако не каждый такой случай признается официальной церковью как чудотворный. В течение многих веков в православии сформировались определенные правила и каноны, по которым иконы признаются чудотворными.

Первопроходцем на Руси в данном вопросе можно считать Петра I. Именно он издал ряд определенных указов, благодаря которым чудотворные иконы были изъяты из частных домов, и должны были храниться исключительно в храмах. Поэтому впоследствии большие шансы на признание получали именно церковные образы.

Кроме того, в дореволюционной, да и современной, России для оценки подлинности чуда православные иконы (фото или оригинал) помещали в специальный алтарь. Там они опечатывались, и при нескольких свидетелях, один из которых должен обязательно быть в священном сане, проверялись.

Икона Спасителя

Этот образ является основным в православии. Изображения Христа присутствовали во всех домах, независимо от достатка, с давних времен на Руси. Как правило, икона Спасителя выполнена строго по общепринятым церковным канонам. Этот образ дарует людям утешение и веру. Основные его элементы:

  • Нимб со вписанным крестом и тремя греческими буквами, которые обозначают выражение: «Я есмь Сущий».
  • Пурпурный хитон (риза). Символизирует человеческую природу Спасителя.
  • Синий гиматий (верхняя одежда). Напоминает о божественном происхождении Иисуса.

Как правило, сейчас можно встретить лишь два вида изображений Христа: в образе обычного человека или младенца, а также в облике Царя Царствующих. Икона Христа Спасителя всегда располагается на центральном куполе любого православного храма, ведь это считается самым почетным местом.

В основных церковных канонах есть несколько иконографических типов этой иконы.

Спас Нерукотворный

Эту святыню считают самой первой в мире. История повествует, что Икона Спасителя имеет две легенды о своем происхождении. Одна из них рассказывает о времени жизни Христа в Осроене. Здешний царь Авгарь V долго мучился от ужасной «черной проказы».

Как вдруг он услышал о необыкновенном человеке-чудотворце, посетившем его город. Царь послал к Иисусу своего живописца Анания с просьбой исцелить его. Однако художнику все никак не удавалось подступиться к Сыну Божьему – его окружала толпа верующих и почитателей.

Отчаявшись, он решил срисовать Христа, но у него не получалось изобразить лицо. Наконец сам Спаситель пригласил его к себе. Чтобы вознаградить живописца, он попросил принести воды, умылся ею и вытерся убрусом. Чудесным образом вода превратилась в краски, а на полотне проявился облик Христа.

Получив убрус, царь Авгарь исцелился и избавился от древних идолов.

Еще одна легенда гласит, что святой образ проявился на платочке, которым перед Голгофой отирал лица во время своей молитвы Спаситель. Только после Вознесения Ананию передали этот дар.

Спас Вседержитель

Это один из основополагающих образов Христа в иконописи. Он призван показать спасающего, великодушного и творящего Бога, который держит весь огромный мир в руке. Здесь он изображен с благословляющей десницей и Евангелием. Одновременно икона Спасителя показывает всю безграничную доброту и сострадание Бога.

Этот образ в иконографии начал формироваться еще в VI веке. В это время практически все святые изображения создавались в Константинополе. Именно поэтому лик и одеяния Христа приняли единую форму, которую мы сейчас видим в церкви.

На Руси картина появилась примерно в XI веке. Согласно легенде, Спас Вседержитель считался молельной иконой русских князей. Его даже помещали возле гробниц ярославских правителей Василия и Константина.

Спас на престоле

В данном образе Господь изображается на троне в полный рост. Здесь он показан не только владыкой всего мира, но и единственным судьей. Его правая рука также поднята для благословения, а левая держит открытое Евангелие. Престол символизирует необъятную Вселенную и определяет царственную славу и власть Господа.

Однако этот образ не единственный. Существует еще одна православная икона – икона Спасителя на троне, где правой рукой он указывает на Евангелие. Так Господь определяет первоочередность и главенство священной церковной власти над светской.

Известна легенда, которая рассказывает о неком византийском императоре Мануиле I Комнине. Он самостоятельно написал икону Спасителя на троне, но повздорил с одним греческим священником и решил наказать его за несогласие.

Ночью Мануил увидел сон, в котором Бог наказывает его за вмешательство в церковные дела. Проснувшись, император обнаружил на своем теле многочисленные раны. А, взглянув на икону, он увидел, что Спаситель изменил положение руки. Теперь он указывал на строки открытого Евангелия.

Известно, что эта икона получила название «Мануилов Спас», или же «Спас Златая Риза» (за богатый золоченый оклад).

Спас в силах

Это одно из самых символичных изображений Господа. Данная икона Христа Спасителя до сих пор не разгадана до конца и трактуется по-разному. Здесь Вседержитель восседает в полный рост на престоле. В руках его открытое Евангелие.

А самое примечательное, что изображен он всегда на фоне красного квадрата с немного вытянутыми концами. Квадрат здесь символизирует Землю. Кроме того, на концах его изображены ангел, лев, орел и телец.

Принято считать, что это символичные изображения преданных евангелистов – Матфея, Марка, Иоанна и Луки. Они как бы распространяют учение Христа по всему миру.

Сверху этого красного квадрата нарисован синий овал. Это наш духовный мир. В нем изображены ангелы, символизирующие все силы небесные. Поверх данного овала снова нарисован красный ромб. Он определяет невидимый человеку мир.

Существует поверье, что в этом образе Иисус предстанет в конце времен, на Страшном Суде.

Спас Эммануил

Как правило, Иисус изображается на всех иконах в зрелом образе, когда он принял крещение, свершал чудеса и получил мученическую смерть. Однако есть и исключения.

Икона Спасителя, значение которой трудно переоценить, изображает Христа во младенчестве и отрочестве. Он представлен как в композиции с прочими святыми, так и отдельно.

При этом образ Господа в этих картинах принято называть «Спас Эммануил».

Эта икона символизирует предопределенность всего на Земле, исполнение высшего божественного замысла. Первые подобные изображения появились в некоторых итальянских мозаиках в VI-VII веках. На Руси Эммануил писался вместе с двумя ангелами.

История возникновения данного изображения основана на некоторых библейских текстах. Эммануил обозначает выражение «с нами Бог». На большинстве икон Иисуса изображают ребенком 12 лет. Ему присуще достаточно мудрое и взрослое выражение взгляда для детского возраста. В остальном он описывается так же, как и взрослый образ Христа.

Спас Благое Молчание

Его еще называют Ангелом Великого Совета. Это икона Спасителя (фото или любое другое его изображение), показывающая Христа до его земного воплощения.

Он представлен ангелом – юношей с большими крыльями за спиной. Над головой у него крестчатый или же особый восьмиугольный нимб. Он состоит из красного и черного квадратов, наложенных друг на друга.

Цвета обозначают божественность и непостижимость Создателя.

На Руси этот ангел изображался до пояса, с особым восьмиконечным нимбом и сложенными руками. Икона стала наиболее известна и популярна в XVIII-XIX веках. Образ Христа символизировал смирение и бездействие перед предназначенными испытаниями и даже смертью.

Эта икона пользовалась почетом и уважением, как у староверов, так и у богомольцев. Однако она не получила должного распространения, и найти ее старинные образцы довольно сложно.

Источник:

Изображая Бога: иконы Иисуса Христа

Икона Христа занимает центральное место любого иконостаса, но оказывается, что вариантов ее написания не так много.

С чем связана эта сдержанность, как появилось первое изображение Христа и о чем спорили иконоборцы, корреспонденту «НС» рассказала искусствовед Ирина ЯЗЫКОВА, заведующая кафедрой христианской культуры в Библейско – богословском институте святого апостола Андрея, автор книг о богословии русской иконы.

Ангел «Благое молчание», Спас «Благое молчание». «Еще более непонятный образ, — считает Ирина Языкова, — Христос, изображенный в виде ангела. Ангела Софии. Можно толковать это как один из доипостасных образов Христа. То есть до Его воплощения.

Однако образ настолько сложен, что даже главы Собора говорили, что такие иконы не стоит писать. Икона должна сама объяснять веру, а здесь приходится объяснять икону. Поэтому подобные иконы Вселенские соборы не поощряли.

Тем не менее в XVI веке они получают распространение и популярность»

Как изобразить Бога? И можно ли? Этими вопросами задавались богословы до VIII века. Разногласия были так существенны , что приводили к ожесточенным спорам между иконоборцами и иконопочитателями.

Отвергая иконы Христа, иконоборцы ссылались на ветхозаветную заповедь , запрещавшую изображать Бога.

А иконопочитатели, наоборот, утверждали право изображать Христа как Второе Лицо С вятой Троицы , как Бога , пришедшего во плоти, ведь сказано в Евангелии , что « Слово стало плотью и обитало с нами , полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» ( Ин . 1: 14). Споры завершились победой защитников иконопочитания в 787 году на Седьмом Вселенском соборе . Но и они подчеркивали, что икона изображает всего лишь человеческую природу Христа , тогда как Его Божественная природа по – прежнему остается неизобразимой .

— Первые иконы Христа, появляются незадолго до иконоборческих споров, — рассказывает искусствовед Ирина Языкова . — Одна из таких икон , сохранившаяся в синайском монастыре Святой Екатерины , — образ Христа Пантократора, написанный в позднеантичной живописной технике энкаустики.

Несмотря на непривычный (с точки зрения классической иконографии) реализм живописи , этот иконографический тип выглядит вполне сложившимся, и найденные здесь физиогномические черты будут затем устойчивы на протяжении многих веков, вплоть до XX века.

К ранним изображениям Иисуса Христа можно также отнести образ Спасителя в композиции « Преображение » из этого же монастыря ( VI в .), образ Христа Грядущего на облаках из церкви Святых Космы и Дамиана в Риме (VI – VII вв.), поясное изображение Пантократора из церкви Санта Мария в Кастельсеприо ( VII – VIII вв .).

Все они достаточно близки между собой и свидетельствуют , что в V – VI веке образ Иисуса Христа в церковном искусстве уже сформировался .

Внешность Христа

Но как изображали Христа до V века, в апостольские времена , ведь, вероятно, апостолы помнили, как именно Он выглядел ?

— Во времена первых христиан, которые были временами гонений на Церковь, преобладали символические изображения , не претендующие на реализм и достоверность, — говорит Ирина Языкова, — чтобы их сакральный смысл, понятный посвященным , оставался недоступным для людей внешних , находящихся вне пределов христианской общины .

Символом Христа нередко становилось изображение рыбы.  Слово ΙΧΘΥΣ (по – гречески « рыба») можно прочитать как аббревиатуру: Ἰησοὺς Χριστὸς Θε o ὺ῾Υιὸς Σωτήρ (Иисус Христос Сын Божий Спаситель).

Символом Христа являлось также изображение пеликана, поскольку считалось , что в крови этой птицы есть противоядие от змеиных укусов и в случае нападения змеи она, разрывая себе грудь, кормит детей своей плотью , чтобы их спасти, что является аналогией Евхаристической Жертвы Христа.

Позже появляются изображения Христа в виде юноши с агнцем на плечах, мозаика с подобным сюжетом « Христос — Добрый Пастырь», например, украшает мавзолей Галы Плацидии в Риме ( V в .).

— То была прикровенная проповедь христиан первых веков , — объясняет Ирина Языкова. — Но на Пято-шестом Трулльском соборе (691-692 гг.) решили отказаться от подобных символических изображений , так как они зачастую вводили в заблуждение вчерашних язычников. Было решено изображать Христа открыто в человеческом образе, в каком Он воплотился.

Правда, оказалось, что, кроме икон V века, никаких, даже словесных, описаний внешности Христа не сохранилось. Евангелие об этом молчит.

Вокруг внешности Иисуса Христа велись жаркие споры. Одни говорили, что в псалмах сказано, будто Он «прекраснее сынов человеческих» (Пс.44: 3), и писали Христа прекрасным юношей, по типу греческих богов; а другие, наоборот, писали Христа подчеркнуто некрасивым, ссылаясь на пророчество Исайи: «…мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему.

Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое» (Ис. 53: 2-3).

Но с годами выработался единый исторический тип, созданный по принципу золотого сечения: гармонические пропорции лица с большими глазами, с прямым тонким носом, темные, но не черные волосы , до плеч (так носили мужчины и в Иудее, и в Греции), с небольшой бородой.

Хотя в разных странах этот образ (искусствоведы его называют греко – семитским) несколько меняется: например, эфиопы Его изображают темнокожим, китайцы — узкоглазым, а в рублевское время на Руси Христу придавали славянские черты — русые волосы, светлые глаза.

Впрочем, несмотря на все различия, Христа на иконе всегда можно узнать.

Плащаница

Все разговоры о первообразе так или иначе приводят к Нерукотворному образу Спасителя , иконе икон .

— В самом его названии уже заложена концепция любой иконы , в которой важное место всегда отводится тому , что лежит за пределами человеческого творчества , — говорит Ирина Языкова.

— Нерукотворный образ  содержит веру в Боговоплощение , действительное свидетельство этого воплощения. Веру в то, что невидимый Бог становится видимым.

Неслучайно отцы Седьмого Вселенского собора говорили, что иконы — это свидетельство того, что Христос не призрачно, а истинно воплотился .

В предании сохранились две версии происхождения нерукотворного образа ( правда , обе прослеживаются только с VI века ): одна из них была распространена на Западе , другая — на Востоке. В первой рассказывается о праведной женщине Веронике, которая из чувства сострадания отерла Лик Спасителя своим платком, когда Он нес на Голгофу Крест. И чудесным образом Лик Христа запечатлелся на ткани.

Вторая история повествует о заболевшем проказой царе Авгаре. Христос передал царю холст, на котором запечатлелись Его черты, и царь исцелился, приложившись к нерукотворному образу.

Позже произошло другое чудо: оберегая от врагов, полученную от Христа святыню замуровали в стене, однако образ Спасителя проявился на камне .

В иконографии, особенно русской, были распространены два типа Нерукотворного образа: « Спас на убрусе» , то есть на куске ткани , и « Спас на чрепии» , то есть на черепице или камне.

— Обе истории, вероятно, восходят к Туринской Плащанице , — рассказывает Ирина Языкова, — ткани , на которой действительно нерукотворным образом отпечатался не только Лик , но и Тело Господа нашего Иисуса Христа. История П лащаницы полна загадок, однако для нас важно то, что она является прототипом иконографической схемы ( и идеи ) Нерукотворного Спаса — самой первой и главной иконы .

Христос Пантократор

Второй, очень распространенный тип иконы Иисуса Христа — образ Христа Пантократора (Вседержителя), творящего Вселенную, держащего все в Своей руке .

— В этой иконографии, — объясняет Ирина Языкова, — выражен уже не догмат Боговоплощения и не тайна вочеловечивания Христова , а идея пребывания Христа на земле как Богочеловека . Поэтому Христа изображают в красно – синих одеждах. Это символ двуединой природы : красная одежда — человеческая природа, а синяя (небесная) — Божественная .

Есть три варианта этой иконографии: изображение фигуры Христа в рост , на престоле и поясное. Самое частое — поясное .

— Обычно такой образ помещали в иконостасе возле Царских врат, — рассказывает Ирина Языкова, — Христос вводит молящегося в Царство Божье. «Я есмь дверь: кто войдет Мною , тот спасется…» ( Ин . 10: 9).

Обычно на такой иконе Спаситель изображен с закрытым Евангелием, так как , подходя к вратам , мы только приближаемся к той тайне, которая откроется во всей полноте в последний день, в день Суда, когда « все тайное станет явным », с Книги Жизни будут сняты печати, и Слово будет судить мир.

Но этот принцип не всегда соблюдается, иногда иконы Христа Пантократора в иконостас пишут с открытым Евангелием, хотя обычно такой тип иконографии больше используется в небольших иконах — моленных или келейных.

Явление Божией славы

«Спас в силах» — уже в самом названии этого иконографического образа отражена богословская концепция иконы — явление Иисуса Христа в силе и славе в конце времен . На этой иконе Христос восседает как Царь Царей — иконография показывает Второе пришествие. Обычно этот образ используется как центральный в композиции храмового иконостаса .

В его основе лежит явление Господа пророку Иезекиилю: «…а над подобием престола было как бы подобие человека. И видел я как бы пылающий металл , как бы вид огня внутри него вокруг; от вида чресл его и выше, и от вида чресл его и ниже я видел как бы некий огонь, и сияние было вокруг Него.

В каком виде бывает радуга на облаках во время дождя, такой вид имело это сияние кругом» ( Иез . 1: 26-28).

Божия слава, виденная пророком, передается на иконе символическими фигурами. Христос, восседающий на престоле, изображен на фоне красного квадрата , на который последовательно наложены синий круг (овал , мандорла) и красный ромб .

Читайте также – Иконография Сретения Господня (+Иконы)

— На сочетании этих двух основных цветов, красного и синего, и строится вся композиция, — говорит Ирина Языкова. — Они символизируют соединение во Христе — милости и истины , божественной и человеческой Его природы, непознаваемости и воплощения .

Красный нижний квадрат означает землю.

В четыре конца земли проповедуется Евангелие Царства, и в четырех уголках квадрата изображаются символы евангелистов : ангел символизирует евангелиста Матфея, телец — Луку, лев — Марка, орел — Иоанна.

Следующая фигура — синий круг означает небесную сферу, мир бесплотных сил или ангельских чинов , как их называет Дионисий Ареопагит . Все, что изображено вокруг фигуры Христа и даже сам престол, — изображения различных небесных сил .

Фигура Самого Христа окружена красным ромбом . В отличие от «нижнего» квадрата, также красного, этот «верхний» ромб обозначает огонь, сходящий с небес , огненную природу Божества — «ибо Господь , Бог твой, есть огонь поядающий » (Втор.4: 24). Бог говорит с молящимся из среды огня . Обычно Спаситель облачен в одежды красного и синего цвета, но иногда и в золотые , что обозначает сияние Его славы. Правой рукой Христос благословляет, левой придерживает раскрытую Книгу .

— Образ Книги — это и Книга Жизни, в которой вписаны имена спасенных (см. Ис. 32: 32; Откр. 3: 5), и Книга Откровения, написанной внутри и извне, запечатанная семью печатями, открыть и прочесть которую никто не может, кроме Агнца (см. Откр.5: 1-7), это и Книга Завета и Закона (см. Втор . 30: 10) — Библия, и собственно Евангелие — Благая Весть, которую в мир принес Спаситель.

И наконец, символ Самого Господа Иисуса Христа , Который есть Слово Божие, пришедшее в мир , — объясняет Ирина Языкова.

С нами Бог

Имя Эммануил появляется в Библии в словах пророчества Исайи ( Ис . 7: 14) и означает «с нами Бог».

«Спас Эммануил» — один из самых необычных образов Христа, где Он изображен в виде младенца или отрока.

Обычно Младенец держит в руке свиток , символизирующий учение, которое Он приносит в мир, Благую весть . Он изображен как человек, но Его учение в Нем и с Ним , ибо Он — Бог и Спаситель .

— В этой иконографии мы снова видим идею Боговоплощения, — поясняет Ирина Языкова, — Всемогущий Бог умалился до кроткого беззащитного Младенца. И хотя, вероятно, предстоять в молитве естественнее и понятнее перед иконой Нерукотворного Спаса или Христа Пантократора, но в образе «Спаса Эммануила» выражена глубокая богословская идея.

Основные типы иконографии Спасителя этим исчерпываются. Иконы Христа ближе к догматам, чем все другие иконы. Они строже, ближе к самой вере, и в них нет места для фантазии.

Существуют и более поздние гимнографические, сложные и заумные образы, такие как «Недреманное Око», например, или «Благое Молчание», но их появление свидетельствует лишь о заимствованиях из других культур, в частности из западноевропейской.

Заимствования эти не всегда бывали удачными, осмысленными и оправданными.

Православная аскетическая практика уделяет иконе Христа особое место, чтобы человека вела от видимого к невидимому не собственная фантазия и пустые мечтания, а Слово Божие, «ради слабости понимания нашего» (св. Иоанн Дамаскин) облеченное в образ.

Митрополит Филарет Московский писал об этом так: «Чтобы в поисках присутствия Божия ум не впадал в химерические представления, чтобы мысли сосредотачивались и ограждались от рассеянности, святой образ Бога, являвшегося во плоти, представляется одновременно взору чувственному и созерцанию духовному и собирает мысли и чувства, внешние и внутренние, в едином созерцании Божественного» .

Источник:

Изображение Иисуса: молитва

В огромном православном мире Иисусова икона занимает первое и великое место. Она является не только благолепным украшением храма и предметом почитания, но имеет великое вероучительное значение.

Моление перед образами Христа

Каждый верующий христианин должен знать, в чем помогает икона Иисуса Христа:

  • в исцелении от тяжелых, смертельных болезней;
  • в любой беде, в сложных жизненных ситуациях;
  • дарует помощь в указании верного пути в жизни;
  • помогает в принятии серьезных, судьбоносных решений;
  • избавляет от глупых и грешных мыслей, тревог;
  • укрепляет физические и духовные силы;
  • оберегает от нашествия диавольской силы;
  • ограждает от влияния злых, завистливых и хитрых людей;
  • дарует мир и покой в доме.

Когда помогает икона Спасителя? Помощь Свыше является тем людям, кто обращается за помощью к Творцу с верой чистой и глубокой, кто не избегает покаяния во грехах и тем, делом чьей жизни является Спасение и жизнь вечная. Таким христианам Господь всегда протянет Свою Руку помощи.

Самые распространенные образы

Первый образ Христа — это запечатлившийся на полотенце Лик, когда Спаситель отер тканью Свое лицо. На сегодняшний день это — известная икона «Спас Нерукотворный»

В католической церкви существует иная версия происхождения «Нерукотворного Лика»: во время совершения Крестного пути благочестивая женщина Вероника подала свой платок одному из страдальцев, чье лицо было залито кровью. Отерев лицо, мужчина увидел, что на платке остался отпечаток и проявился терновый венец . С тех пор изображение стало носить название «Плат Вероники». Реликвия благоговейно хранится в Риме.

Также в Православной Церкви распространены Иисусовы иконы:

  • «Спас Вседержитель» — Спаситель в поясном изображении, в левой руке удерживает Книгу;
  • «Спас в Силах» — Творец восседает на троне в белоснежных одеждах;
  • «Эммануил» — Иисус изображен в возрасте отрока;
  • «Благое молчание» — Творец изображен в образе Ангела, до Своего земного воплощения;
  • «Великий Архиерей» — Господь указан в архиерейском облачении.

Эти иконы являются каноническими, что позволяет читать пред ними любые молитвы Святой Троице.

Символика образов

Рыба. Согласно учению Нового Завета, рыба есть проповедь. Сам Господь сравнивает апостолов, которые ранее были рыбаками, с «ловцами человеков».

Царствие Небесное — это невод, закинутый в воду и захвативший рыб всяческого рода. В самом начале христианской эры люди носили на шее «амулеты» с изображением рыбок из камня и стекла. По этому символу христиане распознавали друг друга. Даже на стенах торговых лавок, на полу рыночной площади, везде, где случалось скопление людей, были начертаны рыбы.

Это служило знаком для странствующих христиан о том, где собираются единоверцы.

Агнец. В христианском мире агнец есть имя Иисуса как Мессии. Изображение Агнца — тайна Христовой смерти. Часто встречается изображение, где Агнец Божий стоит на небольшом холме, с которого стекают водные потоки. Холм — это Церковь, ручьи — символика четырех Евангелий.

Лоза винограда. Евангельский образ Христа — источника жизни для православного человека. Ветки винограда символизируют членов Церкви, а грозди, которые клюют птицы — символика Причастия. Ведь Сам Спаситель именовал себя виноградной лозой, Своего Отца — виноградарем, а учеников-апостолов — ветвями.

Крест. Восьмиконечное изображение распятия есть тот самый Крест, на котором был распят Спаситель человечества.

Редкие иконы

«Ангел Великого Совета» — символика Христа, заимствованная из Ветхого Завета. Этот образ послужил поводом к написанию изображения Христа в виде ангела с белоснежными крылами.

«Спас Благое Молчание»- изображение творца в ангельском чине (до воплощения). Руки Спасителя сложены на груди крестообразно, нимб имеет вид восьмиконечной звезды (ее образуют два квадрата).

«Добрый Пастырь». Иисус изображен в виде юного пастуха, держащего жезл. Его окружает стадо пасущихся овец. Образ был распространен в древнехристианском искусстве, в настоящее время встречается в регионах, приветствующих западноевропейское влияние.

«Не рыдай Мене, Мати». На иконе Христос представлен возлежащим наполовину в гробе, а за Его спиной указан Крест.

«Христос Царь Иудейский». Образ имеет католическое происхождение, Спаситель изображен по колено, в багрянице и терновом венце, Его руки связаны, в правой руке творец удерживает трость.

Икона в доме

В жилище православной семьи иконы должны быть помещены на иконостасе. Если же иконостаса в доме нет, то все равно им не место рядом с другими предметами интерьера.

Неуместно ставить их в книжные полки и за стеклянные дверки шкафов, рядом с косметикой, статуэтками, фотографиями, картинами и прочими украшениями интерьера.

Строжайше запрещено помещать иконы рядом с красочными плакатами эстрадных исполнителей, спортсменов, политиков и прочих кумиров.

Важно! Икона — это не «накопитель» благодати. Благодать действует на молитвенников не от иконы, а через нее. Она посылается Всевышним тем христианам, кто верует в Него. Прикладывание в образу без веры в Его силу и с мрачными мыслями — пустое.

Но глубокая вера и надежда на помощь даруют людям исцеление, поддержку и благодеяние. Также следует помнить, что икона — это не оберег, что свойственно языческому культу. Она не гарантирует защиту от ссор, проблем, не являет защиту от нечисти.

Православная практика ведет человека по жизненному пути Словом Божиим. Поэтому Христовы иконы занимают главное место как в православном храме, так и в доме верующих людей.

Источник:

Икона Иисус: молитва

Советуем ознакомиться икона иисус молитва с несколькими вариантами на русском языке, с полным описанием и картинками.

В огромном православном мире Иисусова икона занимает первое и великое место. Она является не только благолепным украшением храма и предметом почитания, но имеет великое вероучительное значение.

Моление перед образами Христа

Каждый верующий христианин должен знать, в чем помогает икона Иисуса Христа:

  • в исцелении от тяжелых, смертельных болезней;
  • в любой беде, в сложных жизненных ситуациях;
  • дарует помощь в указании верного пути в жизни;
  • помогает в принятии серьезных, судьбоносных решений;
  • избавляет от глупых и грешных мыслей, тревог;
  • укрепляет физические и духовные силы;
  • оберегает от нашествия диавольской силы;
  • ограждает от влияния злых, завистливых и хитрых людей;
  • дарует мир и покой в доме.

Когда помогает икона Спасителя? Помощь Свыше является тем людям, кто обращается за помощью к Творцу с верой чистой и глубокой, кто не избегает покаяния во грехах и тем, делом чьей жизни является Спасение и жизнь вечная. Таким христианам Господь всегда протянет Свою Руку помощи.

Самые распространенные образы

Первый образ Христа — это запечатлившийся на полотенце Лик, когда Спаситель отер тканью Свое лицо. На сегодняшний день это — известная икона «Спас Нерукотворный»

В католической церкви существует иная версия происхождения «Нерукотворного Лика»: во время совершения Крестного пути благочестивая женщина Вероника подала свой платок одному из страдальцев, чье лицо было залито кровью. Отерев лицо, мужчина увидел, что на платке остался отпечаток и проявился терновый венец . С тех пор изображение стало носить название «Плат Вероники». Реликвия благоговейно хранится в Риме.

Также в Православной Церкви распространены Иисусовы иконы:

  • «Спас Вседержитель» — Спаситель в поясном изображении, в левой руке удерживает Книгу;
  • «Спас в Силах» — Творец восседает на троне в белоснежных одеждах;
  • «Эммануил» — Иисус изображен в возрасте отрока;
  • «Благое молчание» — Творец изображен в образе Ангела, до Своего земного воплощения;
  • «Великий Архиерей» — Господь указан в архиерейском облачении.

Эти иконы являются каноническими, что позволяет читать пред ними любые молитвы Святой Троице.

Символика образов

Рыба. Согласно учению Нового Завета, рыба есть проповедь. Сам Господь сравнивает апостолов, которые ранее были рыбаками, с «ловцами человеков».

Царствие Небесное — это невод, закинутый в воду и захвативший рыб всяческого рода. В самом начале христианской эры люди носили на шее «амулеты» с изображением рыбок из камня и стекла. По этому символу христиане распознавали друг друга. Даже на стенах торговых лавок, на полу рыночной площади, везде, где случалось скопление людей, были начертаны рыбы.

Это служило знаком для странствующих христиан о том, где собираются единоверцы.

Агнец. В христианском мире агнец есть имя Иисуса как Мессии. Изображение Агнца — тайна Христовой смерти. Часто встречается изображение, где Агнец Божий стоит на небольшом холме, с которого стекают водные потоки. Холм — это Церковь, ручьи — символика четырех Евангелий.

Лоза винограда. Евангельский образ Христа — источника жизни для православного человека. Ветки винограда символизируют членов Церкви, а грозди, которые клюют птицы — символика Причастия. Ведь Сам Спаситель именовал себя виноградной лозой, Своего Отца — виноградарем, а учеников-апостолов — ветвями.

Крест. Восьмиконечное изображение распятия есть тот самый Крест, на котором был распят Спаситель человечества.

Редкие иконы

«Ангел Великого Совета» — символика Христа, заимствованная из Ветхого Завета. Этот образ послужил поводом к написанию изображения Христа в виде ангела с белоснежными крылами.

«Спас Благое Молчание»- изображение творца в ангельском чине (до воплощения). Руки Спасителя сложены на груди крестообразно, нимб имеет вид восьмиконечной звезды (ее образуют два квадрата).

«Добрый Пастырь». Иисус изображен в виде юного пастуха, держащего жезл. Его окружает стадо пасущихся овец. Образ был распространен в древнехристианском искусстве, в настоящее время встречается в регионах, приветствующих западноевропейское влияние.

«Не рыдай Мене, Мати». На иконе Христос представлен возлежащим наполовину в гробе, а за Его спиной указан Крест.

«Христос Царь Иудейский». Образ имеет католическое происхождение, Спаситель изображен по колено, в багрянице и терновом венце, Его руки связаны, в правой руке творец удерживает трость.

Икона в доме

В жилище православной семьи иконы должны быть помещены на иконостасе. Если же иконостаса в доме нет, то все равно им не место рядом с другими предметами интерьера.

Неуместно ставить их в книжные полки и за стеклянные дверки шкафов, рядом с косметикой, статуэтками, фотографиями, картинами и прочими украшениями интерьера.

Строжайше запрещено помещать иконы рядом с красочными плакатами эстрадных исполнителей, спортсменов, политиков и прочих кумиров.

Важно! Икона — это не «накопитель» благодати. Благодать действует на молитвенников не от иконы, а через нее. Она посылается Всевышним тем христианам, кто верует в Него. Прикладывание в образу без веры в Его силу и с мрачными мыслями — пустое.

Но глубокая вера и надежда на помощь даруют людям исцеление, поддержку и благодеяние. Также следует помнить, что икона — это не оберег, что свойственно языческому культу. Она не гарантирует защиту от ссор, проблем, не являет защиту от нечисти.

Православная практика ведет человека по жизненному пути Словом Божиим. Поэтому Христовы иконы занимают главное место как в православном храме, так и в доме верующих людей.

Чудотворная икона «Спас Нерукотворный»

Нерукотворный образ Спасителя считается самой ценной и единственной в своем роде иконой. Этой иконе поклоняются христиане всего мира, ведь нерукотворный образ способен полностью изменить жизнь каждого, кто искренне попросит об этом.

История иконы

По преданию, икона появилась с помощью настоящего явленного чуда. Царь Эдесса Авгарь заболел проказой и написал письмо Иисусу, прося исцелить его от страшной болезни. Иисус ответил на послание, но письмо не исцелило царя.

Умирающий монарх отправил к Иисусу своего слугу. Прибывший мужчина передал Спасителю свою просьбу. Иисус выслушал слугу, подошел к сосуду с водой, умылся и вытер лицо полотенцем, на котором чудесным образом отпечатался Его лик. Слуга забрал святыню, отвез Авгарю, и тот полностью исцелился, лишь прикоснувшись к полотенцу.

Иконописцы Авгаря переписали лик, оставшийся на полотне, а саму реликвию закрыли в свиток. Следы святыни теряются в Константинополе, куда свиток был переправлен для безопасности на время набегов.

Описание иконы

На иконе «Спас Нерукотворный» не изображаются события, Спаситель не выступает в роли недосягаемого Бога. Только Его лик, только взгляд, направленный на каждого, кто подходит к иконе.

Это изображение несет в себе главную мысль и идею христианской веры, напоминая всем, что именно через личность Иисуса человек может прийти к истине и войти в Царствие Небесное. Молитва перед этим образом подобна разговору наедине со Спасителем.

О чем молятся иконе

Каждый православный, молящийся перед иконой «Спас Нерукотворный», ведет самый честный разговор со Спасителем о своей жизни и жизни вечной. Этому образу принято молиться в самых сложных жизненных ситуациях, когда отчаяние, уныние или гнев не дают жить по-христиански.

Молитва Спасителю перед этим образом способна помочь:

  • в исцелении тяжелой болезни;
  • в избавлении от печалей и горестей;
  • в полном изменении жизненного пути.

Молитвы нерукотворному образу Спасителя

«Господи, Боже мой, Твоей милостью дана мне жизнь моя. Господи, Ты ли оставишь меня в моей беде? Укрой меня, Иисусе, и спроводи за черты моей беды, убереги от новых потрясений и укажи мне путь к покою и миру. Прости мне мои прегрешения, Господи, и позволь смиренно войти в Царствие Твое. Аминь».

Эту молитву следует читать, когда вся привычная жизнь разрушена, и грех уныния заполнил душу. Слова этой молитвы способны помочь идти дальше, веря в милость Божию.

«Спаситель Небесный, Создатель и Заступник, Приют и Покров, не оставь меня. Исцели, Господи, душевные и телесные раны мои, убереги от боли и бед и прости мне мои прегрешения, вольные и невольные. Аминь».

Эту молитву нужно читать в болезни или в любой сложной ситуации.

«Господи, Твоей милостью очищусь, и обрету благодать Твою. Боже мой, не оставь меня в горести и беде, одари своим сиянием и позволь обрести Твое благословение. Аминь».

Эта короткая молитва способна придать сил и помочь принять верное решение.

Как выглядит икона

Этот образ Иисуса — единственный, где Спаситель изображен в портретной манере. На этой иконе Господь не ведет за собой, не указывает, не наставляет и не просвещает. Он просто присутствует, оставаясь наедине с каждым, пришедшим к Нему.

Спаситель изображается с прямым взглядом, направленным в глаза каждому, представшему перед Ним. Его волосы и борода изображаются мокрыми, передавая историю появления чудотворной иконы.

День памяти и почитания иконы «Спас Нерукотворный» — 29 августа по новому стилю. В это время молитвы Спасителю способны изменить судьбу и направить жизнь по иному руслу.

Источник:

Икона Иисус Христос. Иконография Иисуса Христа: самые известные иконы, значение, в чем помогают, как молиться :

Наложенное в библейском Ветхом Завете вето на изображение Бога и его ипостасей, было незыблемо до VIII века. Однако прошедший в 787 году Седьмой Вселенский собор изменил догматы христианства, включив в него иконопочитание. Изменилась и сама трактовка запрета.

Теперь запрещалось придумывать образы, так как подобное считалось созданием идолов. При этом изображение нерукотворных ликов Спасителя церковью разрешалось. Более того, это стало самой популярной темой иконографии. Но изображать Иисуса нужно было согласно правилам.

Стандарты изображения Иисуса Христа

Иконография Иисуса Христа и ранее подчинялась определенным правилам. В иконописи стали использовать основные, характерные черты, хотя канонического изображения Спасителя существовал не один вариант.

  • К характерным чертам Иисуса отнесли нимб со вписанным в него крестом. Он показывал воплощение Бога Отца в Божьем сыне. А вот в образе «Иисус Халки» был запечатлен только крест.
  • На иконах использовались первые буквы имени Бога. К примеру, если рядом с ликом или нимбом есть «IC ХС», то и без расшифровки становится понятно, что изображен Иисус.
  • Сам лик Христа изображали удлиненным, с утонченными чертами лица и выразительным взглядом, в одежде простых людей (рубашке, накидке).
  • Лик, находящийся в центре иконы, как бы смотрит на тебя. Однако были и иконоборцы, которые все еще ссылались на Старый Завет и запрещали эти изображения святого лика. А иконопочитатели считали, что человек имеет право созерцать своего создателя — Бога — в человеческом обличии. И что это не нарушает библейские ограничения.

В иконоборческих спорах этот вопрос стал принципиально важным. Ведь это влияло не только на церковное искусство. В иконе должен быть изображен единственный образ Бога. Именно он обязан был считаться центральным. И от этого изображения и зависело построение всей лестницы образов структуры мироздания.

У первых христиан таких ярких споров не зафиксировано, так как изображения на то время были больше знаково-символическими. Реализма от них не требовалось. Только самим христианам было понятно, что на иконе, и какой смысл она в себе несет. Лишь они могли прочитать весь тайный замысел изображения. К одной из таких икон относят синайский образ Христа Пантократора.

Описание образа Христа Пантократора

Написана икона в стиле позднеантичной энкаустики. Сочно, довольно реалистично, виртуозно. Эти образы Христа относятся к V-VI вв. Выделяются образы непривычным реализмом, по сравнению со стандартной манерой письма. На некоторых даже читалась некоторая чувственность лика.

Именно этот иконографический тип и эти физиологические черты будут прослеживаться вплоть до двадцатого столетия.

Если посмотреть несколько ранних изображений Иисуса (образ Спасителя в композиции «Преображение», образ Христа Грядущего на облаках, поясное изображение Пантократора), то между ними прослеживается один образ, иконы близки между собой.

А это могло говорить только о том, что лик Иисуса уже был полностью сформирован. И утверждены изображения были еще до начала иконоборческих споров. В период же споров оставалось лишь дать богословское утверждение, которого так не хватало. Что и было сделано.

Современная иконография Христа

В наше время иконография очень разнообразна. И для того чтобы выделить базовые типы изображений, можно взять за образец главный образ Спасителя Нерукотворного. Как появилась первая, нерукотворная икона? По сказаниям христиан, верно восточное предание, которое берет свое начало с шестого века.

Легенда первой иконы Иисуса Христа

Согласно легенде, эдесский царь Авгарем V, страдающий от проказы, услышав о чудесах, совершаемых Иисусом, послал к Спасителю своего гонца с просьбой исцелить его.

А если Христос не может явиться, то прислать хотя бы лик Спасителя, чтобы с помощью лика получить исцеление от болезни. Но к Иисусу пробиться было непросто. Он был окружен толпой. И у художника не получалось нарисовать портрет.

Заметив это, Иисус умыл свое лицо и обтер его платком. После чего на платке проявился лик.

Кстати, это не единственная версия появления Спаса Нерукотворного. Западная, средневековая, версия этого сказания возникла примерно в тринадцатых-пятнадцатых веках. И согласно этой версии, платок Иисусу подала благочестивая Вероника, сопровождавшая Спасителя в Крестном пути. Этим платком Христос вытирал с лица кровь и пот. А потом на платке также проступил Образ.

Иконы с подобным изображением Божественного лика получили название «Плат Вероники». Изображали они только голову и от первоначального варианта чудодейственного Мандилиона, отличались появившимся на голове Христа терновым венком. Сегодня это и есть знаменитая икона Иисуса Христа в терновом венце.

Образ Христа «Спас Мокрая Борода»

На территории Руси также существуют подобные иконы, например, «Спас Мокрая Борода». Появился этот лик в IX веке. Древнейшим из известных образов является Новгородский Спас Нерукотворный.

По манере такой рисунок, ближе к классическому типу и соответствует восточному преданию об омовении лица. Изображение несколько отличается от каноничного.

В частности, здесь у Иисуса борода будто и правда смочена водой.

Спас Вседержитель

Наиболее широко распространено изображение, известное как Спас Вседержитель или Пантократор. Это погрудное изображение Спасителя. Также существуют варианты в рост, по пояс или на троне.

В левой руке изображается свиток с писанием или Евангелие, пальцы правой руки сложены в благословляющем жесте. Описание иконы Иисуса Христа Пантократора упоминается в IV–VI веках в Византии.

Древнейшее подобное изображение относится к середине VI века — это Христос Пантократор Синайского монастыря.

Вера в Бога, воплощенного в человеке, – именно это правильное значение великой иконы. Она положила начало догмату Боговоплощения. И этот догмат стал ключевым у христиан. А образ дошел и до наших дней и встречается довольно часто. На фресках в церквях, в домах, украшает купола церквей.

Существует несколько вариантов Спаса Вседержителя, например, Спас в силах. Данный тип иконы предусматривает изображение Иисуса в полный рост в сидячем положении. Фон представляет из себя изображение земли, духовного мира и невидимого мира в виде красного квадрата, синего овала и красного ромба, соответственно. Встречаются подобные иконы и без заднего фона, называются они Спас на престоле.

Спас Эммануил

Особым типом иконографии представлен Спас Эммануил. Главным его отличием от канонического, является изображение Христа не в зрелом возрасте, а в детстве.

Однако и все привычные атрибуты, такие как нимб и крест над головой, присутствуют в данном виде икон Спасителя. Чаще всего этот образ не бывает одиночным, примером тому служат изображения Богородицы с младенцем Иисусом.

Это призвано подчеркнуть родство Христа с Отцом Богом.

Деисус

На этих иконах Иисус Христос изображается в центре, в окружении различных библейских персонажей – Богородицы, Иоанна, апостолов или иных святых. Сам Спаситель изображается в виде Пантократора на троне.

Впервые такой вид икон упоминается в седьмом веке. Смысл иконы в том, что Спаситель является заступником людского рода пред Богом Отцом, доносит людские молитвы, обещает быть милостивым защитником каждого, обратившегося к нему. Образ помогает верующему стать ближе к всевышнему, раскаяться, очистить душу, получить прощение за грехи.

Ангельский Деисус — традиционная русская икона, появившаяся в XII веке. Это одна из разновидностей икон типа Деисус. Здесь Христос изображается совместно с архангелами Гавриилом и Михаилом.

Образ «Предста Царица»

Еще один вид иконографии — «Предста Царица». На ней Иисус представлен в царских далматике, лоре и короне-камилавке. В одной руке у него жезл, в другой — Евангелие. Это изображение доносит, что Бог связан с церковью. И Христос здесь в роли священника.

Рассмотреть все виды икон не представляется возможным. Мы описали только самые основные. К примеру, можно встретить названия икон Иисуса Христа, вообще не отвечающие стандартным канонам. Вот некоторые из них.

Спас благое Молчание

На ней Иисус написан в виде ангела, то есть до принятия человеческого облика. На самой иконе изображен юноша в светлой одежде, за спиной видны крылья, над головой звездчатый нимб Господа Саваофа. Руки его пусты. Так как он еще не спустился на землю. И пока еще не стал наставником для человечества.

Спас Великий Архиерей

Здесь мы спасителя видим в роли священника. На нем пышная одежда, голову украшает корона. Здесь, как и у Спаса Вседержителя, он держит Евангелие и второй рукой занимается благословением.

Добрый пастырь

На этих иконах Христос представлен в образе учителя и наставника. В основном он изображен обычным пастухом со склоненной головой, несущим на плечах заблудившуюся овцу.

Есть также иконы Бога Иисуса Христа, начало которых взято из Ветхозаветных писаний. К примеру «Христос во гробе». Это изображение, пожалуй, одно из самых трагичных в христианской иконографии. Здесь Спаситель изображен умершим, его тело находится на ложе рядом с открытым гробом. Такие изображения носят чисто символический характер, показывая, как смирно Христос принял свою участь.

Существуют и католические иконы Иисуса Христа. От православных они отличаются вольным изображением Спасителя и латинскими надписями.

Перед любым изображением Христа можно возносить молитву Спасителю, искренне просить о прощении грехов и милости Господа.

Источник:

fakt777.ru

Иконы Иисуса Христа и их значение

При любом доме искренне верующего человека присутствуют иконы Иисуса Христа.

Любая икона обладает своим содержанием, идеей и значением, а лик Спасителя помогает людям преодолеть сложности жизненного пути, помогает обрести мир в душе.

Оглавление:

  • Иконография Иисуса Христа
  • Икона «Иисус Христос Вседержитель»
  • Икона «Спаситель»
  • Икона «Первые шаги Христа»
  • Икона «Плач Иисуса Христа об убиенных младенцах»
  • Икона «Распятие Иисуса Христа»
  • Икона Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы
  • Икона «Христос в терновом венце»
  • Икона Иисуса Христа Ушакова

Иконография Иисуса Христа

Иконография Иисуса Христа – это объединение школ, систем и творений, на которых изображен Сын Божий.

Примечательно, что в Раннем Христианстве облик Спасителя изображался посредством аллегории – ягнёнок, пеликан, как символ милосердия, дельфин, то есть спаситель утопающих, который был пронзен трезубцем, рыбы. В 692 году Пято-Шестой (Трулльский) собор запретил к изображению Спасителя таким образом.

На данный момент Иисуса Христа изображают в виде Судии – Царя Царствующих и Вседержителя; или в образе, который Спаситель носил среди обычных людей, чтобы свершать служение Свое.

Причисляются иконы Иисуса Христа к шести главным иконографическим типам.

Многие наслышаны, но не все знают историю и значение иконы Святая Троица.

Икона «Иисус Христос Вседержитель»

На изображении виден Сын Божий  в возрасте, когда он совершал свое проповедование. Церковный Устав говорит писать  Иисуса Христа одетым в пурпурный хитон (элемент одежды, часть ткани, которая накладывается на правый бок и закрепляется на левом плече), синий гиматий (прямоугольная ткань, обычно надевается сверху хитона), а над головой изображать крещатый нимб.

Считается, что синий наряд Сына Божьего олицетворяет небесное начало, а багровый – естество людей, мучения и царственность. Эта картина считается символом согласия между небесным, земным и духовным.

Спаситель изображается на троне, однако встречаются образы в полный рост и по пояс. Левая рука Христа обычно удерживает Евангелие,  а правая складывается в благославляющий знак. Если Евангелие открытое, то на страницах рисуют символику рождения и смерти – буквы альфа и омега (ΑΩ).

Икона «Иисус Христос Вседержитель» не дает забыть о небесном суде, который ждёт любого праведного и нет, о милосердии и доброте. Она несёт помощь людям в преодолении жизненных трудностей.

Икона «Спаситель»

В прошедшие времена Иисус Христос был представлен на изображениях тем, кто несёт овцу доброго пастуха, в виде ягнёнка, рыбы. Позже такой образ Спасителя был запрещён к использованию.

Иисус Христос сейчас на иконах представляется исключительно по церковному Уставу. Неизменными элементами иконы Сына Божьего считаются крещатый нимб, багровый хитон, синий гиматий.

Икона «Первые шаги Христа»

Икона «Первые шаги Христа» располагается в монастыре св. Герасима Иорданского. Данный монастырь был возведён в V столетии Герасимом, что пришёл в Святую Землю с целью поклонения и стал монахом.

Находится  эта религиозная община рядом с дельтой реки Иордан в Эль-мейт в южной стороне Иорданской долины. Считается, что в прохождении к Египту, Святое Семейство со Спасителем становилось в пещере при монастыре. Во время одного из привалов Богомладенец Иисус совершил свои первые шаги.

Икона «Плач Иисуса Христа об убиенных младенцах»

Игемен Хризостен, будучи иконописцем, создал икону «Плач Иисуса Христа об убиенных младенцах». Происхождение иконы связывают с монастырём св. Герасима Иорданского.

Образ плачущего Сына Божьего над не рождёнными детьми несёт в себе идею исцеляющего раскаяния. Женщины, свершившие грехопадение, по неверию или незнанию, перед иконой служат покаянные молитвы, чтобы ощутить повинное умиротворение.

Игумен иерея Петра Удовенко попросил изготовить икону и для Николо-Матроновского храма, чтобы больше православных женщин смогли искренне покаяться в своем грехе и обрести прощение.

Икона «Распятие Иисуса Христа»

Распятие Спасителя – символ искупление Иисусом Христом грехов человечества. В центре иконы располагается Крест Господень со Спасителем на нём, а над головой Христа находится табличка с буквами – «I.Н.Ц.I» – «Иисус Назорянин Царь Иудейский», которые могли быть написаны самим Понтием Пилатом.

В начале 30х годов I века изображали Сына Божьего с открытыми глазами, как символ бессмертия. По традициям православия Христос пишется с закрытыми глазами.

Главным мотивом иконы при этом является спасение людского рода. О священном начале Иисуса из Назарета и его бессмертии говорят ангелы, что летают над ним в небе.

Икона Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы

Лик Девы Марии почитается во всем мире и олицетворяет нравственность, невинность и праведные совершения. Икона Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы считается основным женским образом и мотивом в христианстве.

Иконописцы следуют точному канону во время писания иконы. Каждая деталь на изображении несёт свой смысл и призвана вызывать определённые ассоциации у верующих.

Никогда Дева Мария не изображается с взрослым Исусом. Таким образом подчёркивается её великая роль, как Матери, что отдала своего сына в жертву человечеству.

Икона «Христос в терновом венце»

Второе название образа – «Царь Иудейский».

Сюжет иконы отображает тяжесть грехов человечества, что Сын Божий взял на себя.  Образ Иисуса Христа, запечатлённый на данной иконе, твердит о покорности перед своей судьбой, терпение мук и боли, насмешек и унижений, выпавших на долю Спасителя.

Изображается Иисус Христос со связанными руками и склонённой набок головой, обрамлённой в терновый венец. На плечах Спасителя покоится мантия монарха – «багряница».

Молитвы перед иконой «Христос в терновом венце» помогает христианам справиться с жизненными трудностями, особенно связанными с несправедливостью.

Икона Иисуса Христа Ушакова

Икона, писанная Симоном Ушаковым, датируемая 1661 годом, находится в Благовещенском соборе Кремля.

Изображение Сына Божьего написано с соблюдением всех канонов – лик Христа с крестовым нимбом над головой.

Окружает лик Спасителя фон, который делает видимость некой пространственной среды, находящуюся на границе с реальным миром,  откуда смотрит посетитель.

Так формируется образ идеальной Божественной Личности Спасителя, которая существует в мире, сходным с материальным.

1001molitva.ru

Икона Спасителя. Чудотворные иконы. Православная икона - икона Спасителя

Икона Спасителя – центральный образ в православии. С самых древних времен она хранилась в каждом доме. Ее особенно любили и почитали, ведь это изображение Господа. Существует множество образов Спасителя. И большинству из них присваивается чудотворная сила. Иконы излучают мир и источают благовония. Они излечивают от многих недугов, не только душевных, но и физических.

Символ и значение икон

Еще с давних времен верующие люди стали изображать Бога, Святых и Божью Матерь. Со временем церковь взяла под контроль это искусство и установила определенные правила и рамки, которые должны были соблюдаться в картине. Икона – это своеобразный посредник между духовным божественным миром и человеком. Благодаря святому образу любая молитва вознесется к небесам значительно быстрее.

Иконы православной церкви полны различных метафор и ассоциаций, каждый элемент и каждая деталь имеют свое скрытое, но достаточно большое значение. Любое изображение несет в себе своеобразный код, раскрывающий сущность церкви, человека и веры. Например, крест – мученичество, указующий перст – божий промысел, а Святой с копьем – победу над злом. Кроме того, на некоторых старинных иконах можно увидеть лозу и виноград – знак церкви.

Символичный язык иконописи охватывает не только жесты и положения святых. Он определяет саму композицию, технику изображения и даже цвета. Однако все это подчинено отдельным церковным канонам. Это сделано для того, чтобы исключить двойственное значение и оградить верующих от проявления ереси.

История появления первых чудотворных икон

Исцеляющие и помогающие изображения, по мнению церковных мужей, берут свою силу от Божьей благодати. В православной церкви признаны многие чудотворные иконы, а точнее около 1000. В основном, это образы Христа и Богородицы.

Многие предания гласят, что первое чудотворное изображение – это плат, которым Иисус отер свое лицо, и на нем остался отпечаток. Его еще называют Мандилион. Изначально от него исцелился древний эдесский царь Авгарь. Он был болен проказой.

Одним из первых упоминаний о чудотворных иконах является также мироточение Писидийской иконы в VI веке. Тогда от руки изображенной Богородицы заструился елей. Это явление было подтверждено на VII Вселенском Соборе.

Самые известные чудотворные образы мира

История знает много священных изображений, которые помогали и до сих пор исцеляют многие человеческие недуги - как душевные, так и физические. При этом одни православные иконы исцеляют бесплодие, другие помогают в браке и любви, третьи исполняют желания и т. д. Поэтому к ним выстраиваются очереди верующих, жаждущих конкретной помощи. А есть и такие иконы, к которым стремятся попасть практически все православные:

  • Икона Николая Чудотворца. К этому образу обращаются те, кто уже практически отчаялся. И он исполняет любую просьбу или молитву, идущую от чистого сердца. Кроме того, Святой является заступником моряков и путешественников.
  • Казанская икона Божьей Матери. Один из известнейших образов Богородицы. В современной истории эта икона знаменита тем, что в Великую Отечественную войну она защищала наших солдат и простых жителей в блокадном Ленинграде. Говорят, что этот образ помогает в беде многим верующим.
  • Владимирская икона Божьей Матери. Это один из самых старых и почитаемых святых образов на Руси, тот, который должен быть в каждой православной семье. Он исцеляет тело и душу, а также защищает от зла.

Чудотворные иконы, как правило, сопровождаются какими-либо знамениями или знаковыми событиями. Они приходят на помощь тогда, когда верующие особенно требуют заступничества.

Как иконы признаются чудотворными

Многие слышали об исцеляющих свойствах того или иного божественного изображения. Также есть и научно доказанные факты мироточения и благоухания образов. Однако не каждый такой случай признается официальной церковью как чудотворный. В течение многих веков в православии сформировались определенные правила и каноны, по которым иконы признаются чудотворными.

Первопроходцем на Руси в данном вопросе можно считать Петра I. Именно он издал ряд определенных указов, благодаря которым чудотворные иконы были изъяты из частных домов, и должны были храниться исключительно в храмах. Поэтому впоследствии большие шансы на признание получали именно церковные образы.

Кроме того, в дореволюционной, да и современной, России для оценки подлинности чуда православные иконы (фото или оригинал) помещали в специальный алтарь. Там они опечатывались, и при нескольких свидетелях, один из которых должен обязательно быть в священном сане, проверялись.

Икона Спасителя

Этот образ является основным в православии. Изображения Христа присутствовали во всех домах, независимо от достатка, с давних времен на Руси. Как правило, икона Спасителя выполнена строго по общепринятым церковным канонам. Этот образ дарует людям утешение и веру. Основные его элементы:

  • Нимб со вписанным крестом и тремя греческими буквами, которые обозначают выражение: «Я есмь Сущий».
  • Пурпурный хитон (риза). Символизирует человеческую природу Спасителя.
  • Синий гиматий (верхняя одежда). Напоминает о божественном происхождении Иисуса.

Как правило, сейчас можно встретить лишь два вида изображений Христа: в образе обычного человека или младенца, а также в облике Царя Царствующих. Икона Христа Спасителя всегда располагается на центральном куполе любого православного храма, ведь это считается самым почетным местом.

В основных церковных канонах есть несколько иконографических типов этой иконы.

Спас Нерукотворный

Эту святыню считают самой первой в мире. История повествует, что Икона Спасителя имеет две легенды о своем происхождении. Одна из них рассказывает о времени жизни Христа в Осроене. Здешний царь Авгарь V долго мучился от ужасной «черной проказы». Как вдруг он услышал о необыкновенном человеке-чудотворце, посетившем его город. Царь послал к Иисусу своего живописца Анания с просьбой исцелить его. Однако художнику все никак не удавалось подступиться к Сыну Божьему – его окружала толпа верующих и почитателей. Отчаявшись, он решил срисовать Христа, но у него не получалось изобразить лицо. Наконец сам Спаситель пригласил его к себе. Чтобы вознаградить живописца, он попросил принести воды, умылся ею и вытерся убрусом. Чудесным образом вода превратилась в краски, а на полотне проявился облик Христа. Получив убрус, царь Авгарь исцелился и избавился от древних идолов.

Еще одна легенда гласит, что святой образ проявился на платочке, которым перед Голгофой отирал лица во время своей молитвы Спаситель. Только после Вознесения Ананию передали этот дар.

Спас Вседержитель

Это один из основополагающих образов Христа в иконописи. Он призван показать спасающего, великодушного и творящего Бога, который держит весь огромный мир в руке. Здесь он изображен с благословляющей десницей и Евангелием. Одновременно икона Спасителя показывает всю безграничную доброту и сострадание Бога.

Этот образ в иконографии начал формироваться еще в VI веке. В это время практически все святые изображения создавались в Константинополе. Именно поэтому лик и одеяния Христа приняли единую форму, которую мы сейчас видим в церкви.

На Руси картина появилась примерно в XI веке. Согласно легенде, Спас Вседержитель считался молельной иконой русских князей. Его даже помещали возле гробниц ярославских правителей Василия и Константина.

Спас на престоле

В данном образе Господь изображается на троне в полный рост. Здесь он показан не только владыкой всего мира, но и единственным судьей. Его правая рука также поднята для благословения, а левая держит открытое Евангелие. Престол символизирует необъятную Вселенную и определяет царственную славу и власть Господа.

Однако этот образ не единственный. Существует еще одна православная икона – икона Спасителя на троне, где правой рукой он указывает на Евангелие. Так Господь определяет первоочередность и главенство священной церковной власти над светской. Известна легенда, которая рассказывает о неком византийском императоре Мануиле I Комнине. Он самостоятельно написал икону Спасителя на троне, но повздорил с одним греческим священником и решил наказать его за несогласие. Ночью Мануил увидел сон, в котором Бог наказывает его за вмешательство в церковные дела. Проснувшись, император обнаружил на своем теле многочисленные раны. А, взглянув на икону, он увидел, что Спаситель изменил положение руки. Теперь он указывал на строки открытого Евангелия. Известно, что эта икона получила название «Мануилов Спас», или же «Спас Златая Риза» (за богатый золоченый оклад).

Спас в силах

Это одно из самых символичных изображений Господа. Данная икона Христа Спасителя до сих пор не разгадана до конца и трактуется по-разному. Здесь Вседержитель восседает в полный рост на престоле. В руках его открытое Евангелие. А самое примечательное, что изображен он всегда на фоне красного квадрата с немного вытянутыми концами. Квадрат здесь символизирует Землю. Кроме того, на концах его изображены ангел, лев, орел и телец. Принято считать, что это символичные изображения преданных евангелистов – Матфея, Марка, Иоанна и Луки. Они как бы распространяют учение Христа по всему миру.

Сверху этого красного квадрата нарисован синий овал. Это наш духовный мир. В нем изображены ангелы, символизирующие все силы небесные. Поверх данного овала снова нарисован красный ромб. Он определяет невидимый человеку мир.

Существует поверье, что в этом образе Иисус предстанет в конце времен, на Страшном Суде.

Спас Эммануил

Как правило, Иисус изображается на всех иконах в зрелом образе, когда он принял крещение, свершал чудеса и получил мученическую смерть. Однако есть и исключения. Икона Спасителя, значение которой трудно переоценить, изображает Христа во младенчестве и отрочестве. Он представлен как в композиции с прочими святыми, так и отдельно. При этом образ Господа в этих картинах принято называть «Спас Эммануил».

Эта икона символизирует предопределенность всего на Земле, исполнение высшего божественного замысла. Первые подобные изображения появились в некоторых итальянских мозаиках в VI-VII веках. На Руси Эммануил писался вместе с двумя ангелами.

История возникновения данного изображения основана на некоторых библейских текстах. Эммануил обозначает выражение «с нами Бог». На большинстве икон Иисуса изображают ребенком 12 лет. Ему присуще достаточно мудрое и взрослое выражение взгляда для детского возраста. В остальном он описывается так же, как и взрослый образ Христа.

Спас Благое Молчание

Его еще называют Ангелом Великого Совета. Это икона Спасителя (фото или любое другое его изображение), показывающая Христа до его земного воплощения. Он представлен ангелом – юношей с большими крыльями за спиной. Над головой у него крестчатый или же особый восьмиугольный нимб. Он состоит из красного и черного квадратов, наложенных друг на друга. Цвета обозначают божественность и непостижимость Создателя.

На Руси этот ангел изображался до пояса, с особым восьмиконечным нимбом и сложенными руками. Икона стала наиболее известна и популярна в XVIII-XIX веках. Образ Христа символизировал смирение и бездействие перед предназначенными испытаниями и даже смертью.

Эта икона пользовалась почетом и уважением, как у староверов, так и у богомольцев. Однако она не получила должного распространения, и найти ее старинные образцы довольно сложно.

fb.ru


Смотрите также