www.mlekopit.ru

Икона божией матери млекопитательница


Икона «Млекопитательница» Божией Матери, значение и в чем помогает

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм  Господи, Спаси и Сохрани † -  https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ .  В сообществе больше 30 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Радость материнства,  довольно часто сопровождается рядом проблем и трудностей, с которыми сталкивается молодая мать. Первоначальное призвание женщины было родить и вскормить дитя свое. Заступницей матери-кормилицы является Образ Божией Матери «Млекопитательницы».

Икона Божией Матери «Млекопитательница» —  образ женщины, кормящей грудью младенца. Ни одна икона, кроме этой, не открывает священное таинство – кормление матерью своего дитя – кормление Богородицей сына своего святейшего Иисуса Христа. Самое великое таинство на свете – кормление ребенка, ради которого каждая мать готова пойти на все, дабы реализовать данную Богом ей способность вскормить своего младенца.

Значение иконы  «Млекопитательница»

Образ Богородицы, значение и символику, которую она в себе скрывает, старались описать многие священнослужители и научные работники.  Она – помощница, она — заступница, она — покровительница, она — редчайший  образ иконографии.

Молоко матери – самая большая ценность, которую каждая женщина может дать, после рождения малыша. Богородица кормит своего отрока – Иисуса, совершая неимоверное, сокровенное таинство.

Данную святыню относят к разряду древнейших образов. Изначально, она долго хранилась в Святом месте – Иерусалиме, в храме Лавра Саввы Освященного. Потом, перевезена на гору Афон, в церковь Карельской Келии Хиландарского монастыря.

Существует большое количество чудотворных списков с образа Богородицы, которые поистине волшебные, они творят чудеса. Обязательные символы, присущие всем спискам святыни – изображение луны и солнца.

У вас есть телеграм? Если да, тогда вам понравится наша православная группа в телеграме: https://t.me/molitvaikona, заходите, мы ждем Вас!

По поверью, такой лик должна быть у каждой женщины, которая собирается стать матерью, тогда она будет испытывать только радость материнства, не зная излишних бед и хлопот, а грудное вскармливание не доставит ни малейших переживаний.

В чем помогает икона «Млекопитательница»

К Богородице в образе кормящей матери, как правило, обращаются беременные девушки, для благословения на удачное кормление своего будущего малыша, а так же, родившие, у кого, по каким-либо причинам проблемы с вскармливанием младенца. Эта святыня помогает в следующих ситуациях:

  • К Царице Небесной обращается каждая беременная, которая хочет вскормить свое сокровище – свое дитя.
  • Образ Матери – заступницы. К ней обращаются для исцеления болезней у деток.
  • Молитва Божией Матери «Млекопитательница» помогает матерям при заболеваниях молочных желез, при гинекологических заболеваниях, а так же, помогает с легкостью перенести роды. Не зря говорят, когда идешь «на роды» — положи в кармашек халата или рубашки образок Богородицы-кормилицы и роды пройдут безболезненно.
  • Матери и младенцы всегда получают от Девы Марии сильнейшую защиту и покров.
  • Обращаются к Богородице и за помощью в проблемах семейных, дабы найти взаимопонимание и спокойствие, говорят, она дает каждому просящему «молоко душевное».

Икона Божией Матери «Млекопитательница» о чем молятся?

Как и любой образ, икона Млекопитательница требует к себе уважения, искренней молитвы, чистых помыслов. Встав перед образом, необходимо, непременно, подумать о проблеме, которая беспокоит и со всей чистотой души прочитать молитву Божией Матери «Млекопитательнице». А звучит она так:

«Величаем Тя, Пресвятая Дево, Млекопитательнице Спаса нашего, и чтим образ Твой святый, от негоже благодать исцеления нам присно подаеши. Приими, Госпоже Богородительнице, слезная моления рабов Твоих, к Тебе притекающих. Зрим Тя на свя­тей иконе, на руках носящую и мле­ком питающую Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа. Аще и безболезненно родила еси Его, обаче матерния скорби веси и немощи сынов и дщерей человеческих зриши. Темже тепле припадающе к цельбоносному образу Твоему и умиленно сей лобызающе, молим Тя, всемило­стивая Владычице: нас, грешных, осужденных в болезнех родити и в печалех питати чада наша, милостивно пощади и сострадательно заступи, младенцы же наша, такожде и родившия их, от тяжкаго недуга и горькия скорби избави. Даруй им здравие и благомощие, да и питаемии от силы в силу возрастати будут, и питающия их исполнятся радостию и утешением, яко да и ныне предстательством Тво­им из уст младенец и ссущих Господь совершит хвалу Свою. О Мати Сына Божия! Умилосердися на Матери сынов человеческих и на немощныя люди Твоя: постигающия нас болезни скоро исцели, належащия на нас скорби и печали утоли, и не презри слез и воздыхании рабов Твоих. Услыши нас в день скорби пред иконою Твоею припадающих, и в день радости и избавления приими благодарная хваления сердец наших. Вознеси мольбы наша к престолу Сына Твоего и Бога нашего, да ми­лостив будет ко грехом и немощем нашим и пробавит милость Свою ве­дущим имя Его, яко да и мы, и чада наша, прославим Тя, милосердую За­ступницу и верную надежду рода на­шего, во веки веков. Аминь».

 Где находится

Самый почитаемый образ находится на горе Афон на севере Восточной Греции, в церкви Карельской Келии. В столице градов русских – Москве, этот лик можно встретить в Богоявленском соборе и в храме Святителя Николая, а на территории Украины, в прекрасном городе Одесса, хранится список святого лика в Свято-успенском мужском монастыре. Рядом с образом в одесском храме, расположена редчайшая святыня – часть святейшей ризы Иисуса Христа.

Обязательно к прочтению:  Преподобный Симеон Новый Богослов

Храни Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и фильм об этой чудотворной иконе:

ikona-i-molitva.info

Икона Божией Матери «Млекопитательница»: в чем помогает, о чем молятся

Чудо материнства почитается практически в каждой культуре и традиции и, конечно, особенное положение занимает Богоматерь в православной традиции. Вариантов иконописных образов существует огромное количество и каждый имеет какую-то собственную «специализацию». В частности, икона Млекопитательница используется для того, чтобы получить особое благословение на лактацию молока и выполнение других материнских функций.

Особым почтением пользуется икона кормящая Богородица у тех, кто сам непосредственно относится к материнству, то есть у кормящих женщин, а также тех, кто вынашивает ребенка или относительно недавно разрешился от бремени. На изображении предстает сама Дева Мария, которая кормит младенца Христа собственной грудью.

История иконы

Наиболее древняя икона Божией Матери Млекопитательница была создана в далеком пятом веке. После этого образ на протяжении семи веков пребывал в Иерусалиме и после этого отправился на Афон. Там образ хранился до 19 века после чего отправился на территорию Курской области, где был создан специальный храм для молитвы иконе.

На протяжении всей истории образа фиксировались различные факты исцеления и помощи. В частности, из того в чем помогает икона Божией матери Млекопитательница чаще всего отмечают:

  • выздоровление от гинекологических недугов;
  • получение беременности;
  • устранение трудностей при беременности;
  • прибавка количества молока;
  • легкие роды.

На ранних вариантах изображались небесные светила, которые указывали наземной мир. В свою очередь фигуры матери и младенца также несли символическое значение, они говорили о духовном питании верующих. Ведь Богородица посылает свою милость всем верующим, хранит и помогает каждому.

Разные традиции

Нужно сказать, значение иконы Богородицы Млекопитательница особым образом отмечалось не только в православии, католичество тоже активно использовало этот сюжет. Даже, если со временем в православии такая композиция стала по большей части нетипичным и «узкоспециализированным» вариантом, то в католичестве Мадонна с младенцем стала распространенным образом.

Как известно, в католичестве изображения носят более художественный характер, они представляют собой фактически картины, только на религиозную тематику. Поэтому художникам тут предоставлялась возможность использовать множество эффектных приемов. В частности, в сюжете Млекопитательница икона Божией матери есть возможность работать с тонкими деталями лица Марии, подчеркивать различные эмоции, создавать удивительный образ непорочного материнства.

Многие художники, к примеру, Леонардо да Винчи создавали подобные образы. Однако после 16 века эта художественная традиция прервалась, так как католики создали запрет об изображении обнаженных тел, частью этого запрета стало и изображение Девы Марии, кормящей младенца.

О чем молятся иконе Божией матери Млекопитательница

Тут следует отметить нерукотворный образ, который был найден в городе Крестогорск пару веков назад. Теперь не составляет труда увидеть в построенной там церкви Успения икону Млекопитательница.

Как правило, приложиться приходят женщины для того, чтобы разрешиться от бремени или просто попросить помощи перед родами.

Даная икона тоже считается чудотворной наподобие Афонской и пользуется почитанием верующих. Каждый год образ, который висит над воротами храма в Крестогорске, спускают для поклонения.

Значение иконы

Хотя многие, когда смотрят на Млекопитательницу икону Божией матери, понимают, о чем молиться только исходя из прямых ассоциаций (материнство, лактация и подобное), верующие также могут использовать этот образ более глубоким образом. Ведь речь идет о символизме, который относится к воплощению Христа (Господь родился в образе человека) и взаимоотношениях людей с Господом. Дева Мария заботится о Господе и дает ему питание, фактически возможность существовать, но также и Всевышний дает каждому человеку возможность появиться на свет.

Такая удивительная и неразрывная связь позволяет глубоко осознать веру. Перед образом есть, о чем поразмыслить.

Молитва иконе Божией матери Млекопитательница

Тропарь, глас 3-й:

Без семене от Божественнаго Духа, волею же Отчею зачала еси Сына Божия, от Отца без матери прежде век суща, нас же ради из Тебе без отца бывша, плотию родила еси и Младенца млеком питала еси, темже не престай молити избавитися от бед душам нашим.

Кондак, глас 5-й:

Душ наших чувствия очистиши, узрим на иконе таинство преславное, Творца вселенныя и Господа вышних сил, во объятиях держима и от сосцу Твоею яко Младенца питаема, и, со страхом и радостию покланяющеся Тебе и рождшемуся от Тебе Спасу нашему, воззовем: Радуйся, Владычице, жизни нашея Питательница.

Молитва

Приими, Госпоже Богородительнице, слезныя моления рабов Твоих, к Тебе притекающих. Зрим Тя на святей иконе, на руках носящую и млеком питающую Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа. Аще и безболезненно родила еси Его, а паче матерние скорби веси и немощи сынов и дщерей человеческих зриши. Темже тепле припадающе к цельбоносному образу Твоему и умиленно сей лобызающе, молим Тя, Всемилостивая Владычице: нас, грешных, осужденных в болезнех родити и в печалех питати чада наша, милостивно пощади и сострадательно заступи, младенцы же наша, такожде и родившия их, от тяжкаго недуга и горькия скорби избави. Даруй им здравие и благомощие, да и питаемии от силы в силу возрастати будут, и питающие их исполнятся радостию и утешением, яко да и ныне предстательством Твоим из уст младенец и ссущих Господь совершит хвалу Свою. О, Мати Сына Божия! Умилосердися на матери сынов человеческих и на немощныя люди Твоя: постигающия нас болезни скоро исцели, належащия на нас скорби и печали утоли, и не презри слез и воздыханий рабов Твоих. Услыши нас в день скорби пред иконою Твоею припадающих и в день радости избавления приими благодарное хваление сердец наших. Вознеси мольбы наша ко престолу Сына Твоего и Бога нашего, да милостив будет ко грехом и немощем нашим и пробавит милость Свою ведущим Имя Его, яко да и мы, и чада наша, прославим Тя, милосердую Заступницу и верную надежду рода нашего, во веки веков. Аминь!

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5) Загрузка...

omolitvah.ru

Икона Млекопитательница

Образ тесно связан с историей Афона и Православной Церкви. Сегодня эта икона почитается как одна из главных святынь Афона, написанная благодаря видению одного из Афонских подвижников.

Афон — полуостров в Греции, населенный монахами. Здесь множество общежительных монастырей, скитов на несколько монахов и келий — жилищ пустынников, в одиночестве молящихся ко Господу за весь мир. Ни одного светского города — с офисами, торговыми центрами, транспортом — здесь нет, это «монашеская республика», которая управляется Советом из представителей всех монастырей полуострова. Это единственный в мире пример такого общественного устроения.

Афонская монашеская республика была основана Самой Пресвятой Богородицей. Из Священного Предания известно, что Богородица плыла на корабле в Иверскую землю — будущую Грузию — чтобы проповедовать там Евангелие. Однако Господь явил Свою волю — буря несколько раз прибивала корабль, на котором находилась Дева Мария, к берегам Афона, тогда населенного греками-язычниками. Видя Божий промысел в сложившихся обстоятельствах, Богородица сошла на афонский берег и день за днем рассказывала о земной жизни Своего Сына — Господа Иисуса Христа, проповедовала Его учение, наконец, видя многих крестившихся людей, пророчески сказала, что Афон станет святым местом, Ее любимой землей — Ее духовным владением.

Именно поэтому на Афоне очень чтят Пресвятую Богородицу. Более тысячи лет назад свершилось чудо, памятью о котором и стала икона «Достойно есть» или «Милующая» — это два названия одного образа.

Послушник, живший в одной уединений келии при старце-подвижнике, молился Пресвятой Богородице, когда к нему зашел некий странник. Вместе они стали петь песнопение «Честнейшую Херувим», после которого странник вдруг сказал: «А у нас перед этим всегда прибавляют: «Достойно есть…»». Когда пришелец запел свою молитву, лик Богородицы просиял, а послушник почувствовал себя словно на небесах, какое утешение благодати Божией снизошло в его сердце.

По просьбе монаха странник назвал свое имя, Гавриил, и согласился записать текст песнопения, сделав это… на камне у входа в келью, после чего стал невидим. Узнавшие о чуде с камнем монахи Афона поняли, что это был сам Архангел Гавриил. На каменной плите, которую позже как святыню хранили в Константинополе, в кафедральном императорском Софийском соборе, остались слова песнопения на греческом.

История эта случилась в 980 году, 24 июня. В этот день празднуется память иконы Достойно есть — Милующая. Накануне совершается Всенощное бдение, а в сам день памяти образа Божественная литургия. Икона выносится на середину каждого православного храма.

Короткая молитва иконе Богородицы «Достойно есть»-«Милующая» сохранилась со времени чуда, совершенного Архангелом Гавриилом. Это песнопение поется за каждым православным богослужением. Его можно читать онлайн на русском языке в любое время:

«Достойна Ты прославления и имени Благой, о Богородица, всегда Блаженная и Непорочная Матерь Бога нашего, пребывающая ближе к Богу, чем Херувимы и более славная, чем Серафимы, без нарушения чистоты Ты родила Бога Слово, Тебя, истинную Богородицу, мы возвеличиваем».

www.o-vere.ru

История иконы Божьей Матери «Млекопитательницы»

Единственный в России удел Пресвятой Богородицы-Млекопитательницы — это основанный в ее честь Щегловский мужской монастырь, что стоит на Тульской земле, в старинном граде Туле.

Ранее в соборном храме находился дивный образ Божией Матери «Млекопитательница» в серебряной ризе с бирюзовыми и красными украшениями.

В настоящее время в соборе Богородичного Щегловского монастыря пребывает для поклонения прекрасный список с чудотворной иконы Божией Матери «Млекопитательница». Одежда Богоматери на этой иконе также написана в красных и синих тонах.

В монастырском храме в честь Никандра Псковского есть старинный чудотворный образ Божией Матери «Млекопитательница», написанный для этого малого храма обители и сохраненного Божией милостию и монахами неприкосновенным с тех давних пор. Еще до революции он был украшен серебряной ризой.

В настоящее время на этой старинной иконе Божией Матери «Млекопитательница» в Щегловском монастыре в Туле есть украшения: панагия — подарок митрополита Тульского и Белевского Алексия и крест с украшениями — подарок архимандрита Клавдиана, наместника Богородичной обители.

25 января Православный мир чествует икону Божией Матери «Млекопитательница». Новорожденный малыш нуждается в материнском молоке, поскольку в нем пища и здоровье, нуждается в ласке и утешении. Как и всякая мать, Пресвятая Богородица кормила молоком своим Иисуса Христа. Потому к Ней мы молимся, чтобы росли наши дети здоровыми, жизнью своей Бога славили, чтобы радовались, глядя на них, их питательницы.

А между тем, образ, который слывет покровительницей кормящих матерей, появился и прославился в мужском монастыре, оплоте строгости и целомудрия. Икона Божией Матери «Млекопитательница», прославилась не у малых детишек, а у строгих афонских монахов. И вскормила она их не молоком, а мудростью духовной и разумением книг Божественных.

История этой иконы уходит в глубину веков, в то время, когда появились первые монашеские обители и первая Лавра на Востоке — Лавра Саввы Освященного. Именно там хранился этот святой образ и отдан был по пророческому завещанию Саввы Освященного своему царственному тезоимениннику Савве Сербскому вместе с иконой «Троеручица».

Икона Богоматери, именуемая «Млекопитательница», в настоящее время находится на Афоне, в церкви Карейской Келии, принадлежащей Хиландарскому монастырю. Устное предание, до сих пор сохраняющееся в этой обители, говорит, что первоначально эта икона находилась в лавре преподобного Саввы Освященного, которая расположена в восемнадцати верстах от Иерусалима.

На снимке первый известный образ Божией Матери «Млекопитательница» — единственной православной иконы, изображающей Богородицу кормящей Божественного Младенца. Этот святой образ и хранился некогда в основанном Саввой Освященным лавре, располагавшейся недалеко от Иерусалима, единственной лавре на Востоке, именуемой Великой.

Святой Савва Освященный (+532), один из основателей общежительного монашества и составитель известного иерусалимского устава, перед своим исходом из жизни временной оставил удивительное завещание, похожее больше на пророчество. Он открыл братии, окружавшей его смертный одр, что Лавру со временем посетит царственный тезоименинник — паломник по имени Савва, и ему должна быть дарована в благословение чудотворная монастырская икона Богородицы «Млекопитательницы». Со времени произнесения этого предсказания святыня около семи веков находилась в Лавре святого Саввы Освященного под Иерусалимом.

В первой половине XIII века явился в лавру на поклонение святитель Савва, первый архиепископ Сербии, младший сын Немани, основателя сербской королевской династии. Посещение прославленного владыки было воспринято как исполнение древнего пророческого завещания святого Саввы Освященного.

Cербский подвижник Савва — сын короля, отказавшийся ради монашеской жизни наследовать отцовский престол. Когда он молился у гроба Саввы Освященного, своего небесного покровителя, стоявший тут же игуменский жезл преподобного неожиданно упал на пол, а икона Пресвятой Богородицы, стоявшая до того неподвижно, вдруг несколько раз наклонилась…

Расценив все это как знак исполнения древнего пророчества, монахи отдали Савве Сербскому и завещанную ему «Млекопитательницу» (вместе с другой иконой Божией Матери — «Троеручицей»), и игуменский жезл.

На обратном пути из Палестины в Сербию святитель Савва посетил Святую Афонскую Гору, где им был основан Хиландарский монастырь. От святителя Саввы Сербского «Млекопитательница» перешла Хиландарскому монастырю на Афоне, к восстановлению и расширению которого он имел со своим отцом, в монашестве Симеоном, прямое отношение. Именно этой обители он и оставил в неотъемлемое наследство и украшение икону Божией Матери «Млекопитательница», поставив ее в церкви при Карейской келлии, названной впоследствии Типикарницею, так как в ней находился Типик (устав) святителя Саввы.

(На снимке ниже: старец Симеон у входа в древнюю келлию «Типикарница» св. Саввы Сербского в Карее — административной «столице» Святой горы Афон.)

Для монахов, желающих подвизаться в одиночестве, была построена свт. Саввой Сербским эта отдельная от Хиландарского монастыря келлия в центре Афона — Карее. Ее настоятель обладал полной независимостью. Связь с Хиландаром заключалась лишь в том, что настоятеля келлии избирал и поставлял хиландарский игумен.

Савва Сербский поставил икону Пресвятой Богородицы-Млекопитательницы на Афоне в церкви при Карейской келлии. В знак особого почитания чудотворная иерусалимская святыня была поставлена в иконостасе не по левую сторону от царских врат, а по правую, где обыкновенно помещают икону Святой Троицы или образ Спасителя. В церкви икона Господа Вседержителя занимает место по левую сторону от царских врат в иконостасе, то есть там, где должна стоять икона Богоматери.

Прославили этот образ строгие афонские монахи. Богословский смысл святого образа очень глубок: «Мать вскармливает Сына, так же Она питает наши души, так же и Бог кормит нас «чистым словесным молоком Слова Божьего (1 Петр 2,2), дабы мы, возрастая, переходили от пищи молочной к твердой (Евр. 5,12)».

Для устроения монашеской жизни в Карейской келлии святой Савва написал особый устав (Типик), ставший образцовым для сербского скитского монашества. Согласно ему монах, подвизающийся в келлии, должен был прочитывать каждый день всю Псалтырь и принимать пищу в течение пяти дней лишь раз в день, а по понедельникам, средам и пятницам еще и без вина и масла.

В церкви при Карейской келлии, названной впоследствии Типикарницею, так как в ней и находился Типик святителя Саввы, и была поставлена «Млекопитательница».

Наследие святителя Саввы Сербского живет в православном Церковном предании славянских народов. С его именем связано первое введение Иерусалимского Устава в славянских иноческих обителях, по Типику святого Саввы доныне живет Сербский Хиландарский монастырь на Афоне.

Принадлежащая святителю редакция Кормчей книги с толкованиями Алексия Аристина стала наиболее распространенной в Русской Церкви. В 1270 году митрополиту Киевскому Кириллу был прислан из Болгарии первый список Кормчей святого Саввы. С него была списана одна из древнейших русских Кормчих — Рязанская Кормчая 1284 года. Она, в свою очередь, легла в основу печатной Кормчей, изданной в 1653 году и неизменно с тех пор переиздававшейся в Русской Церкви. Таков вклад святителя Саввы в каноническую сокровищницу Православия.

В середине XIX в. — в 1848 году — прославился еще один список иконы «Млекопитательница», привезенный в Россию схимонахом Ильинского скита на Афоне Игнатием. Он был послан в Россию для сбора пожертвований и был благословлен в путь этой иконой.

В Харькове от нее было явлено первое чудо — у столяра, поправлявшего киот иконы без должного благоговения, отнялись руки. Покаянные молитвы у привезенного образа принесли ему исцеление, и за этим первым чудом последовало и множество других: в Ельце, Задонске, Туле, Москве…

Основатель Богородичного Щегловского мужского монастыря в Туле святой Варсонофий, в миру Василий Иванович Макарухин, родом из первопрестольной, будучи в то время сорока трех лет от роду, поклонился святому образу в Москве, где икона пребывала два месяца.

Есть все основания полагать, что во время уединенной молитвы перед этим образом Пресвятой Богородицы получил укрепление в вере Василий Макарухин. Тогда и задумал он употребить все свое большое состояние на одно большое богоугодное дело — построить монастырь в честь иконы Божией Матери «Млекопитательница». И таким образом передать и современникам, и будущим прихожанам, то есть нам с вами, завет свт. Саввы Освященного, завет свт. Саввы Сербского, завет афонских монахов: …дабы мы, возрастая, переходили от пищи молочной к твердой пище Православия. То есть от начальных азов к богословию, к пониманию спасительного смысла возрастания в вере, призыва идти за Христом для спасения души, достижения Царства Божия, вечной жизни.

С Ильинским скитом связывают происхождение известных икон Божией Матери «Млекопитательница», находящихся в Москве и Одессе. Настоятель скита Гавриил, причисленный ныне к лику святых, преподнес в 1894 г. список «Млекопитательницы» афонской работы «в дар и благословение в храм Богоявления, что на Елоховом поле» в память о двухмесячном пребывания «в оном храме» чудотворного образа из Ильинского скита.

На отдельных списках иконы «Млекопитательница» могут быть начертаны по-гречески и в славянском переводе слова тропаря: «Радуйся, Владычице, жизни нашей Питательнице, млеком своим Господа, яко Младенца, питавшая!»

К иконе Божией Матери «Млекопитательница» обычно обращаются за помощью кормящие матери. Считается, что она имеет особую благодать защищать матерей и детей, но чудеса, по молитвам к ней явленные, могут коснуться и каждого из нас.

Особое почитание образ «Млекопитательницы» приобрел среди южан — народов Италии, Греции, Балкан, для которых эта святыня являлась родной, а также служила памятью о Святой Земле. На Руси икона Божией Матери «Млекопитательницы» не получила большого распространения, видимо, из-за сугубо «прикладного» ее понимания как моленного образа для кормящих матерей.

Празднование в честь чудотворной иконы Богородицы «Млекопитательницы» совершается 25 января (12 января по старому стилю), в день памяти святителя Саввы Сербского, особо послужившего ее прославлению.

Обретение первой российской (Крестогорской) «Млекопитательницы» относят к 1650 г. Она была обнаружена на высоком дереве в урочище Крестогорск в 20 верстах от Минска. На месте ее явления был построен храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, в котором она и была помещена над царскими вратами. Чтобы верующие могли к ней приложиться, был устроен особый механизм для спуска иконы вниз. Осталось много преданий о чудотворной силе этой иконы, упоминают, в частности, что она спасала людей во время нашествия шведов.

Иконография

Икона Божией Матери «Млекопитательницы», по-гречески «Галактотрафусы», изображает Богородицу, кормящую грудью Младенца Иисуса.

Одним из чтимых образов «Млекопитательницы» является фреска в верхней части южной стены притвора сербской церкви Богородицы Одигитрии в Пече (ок. 1330 г.).

Богоматерь представлена сидящей на престоле под киворием с подвешенной к нему лампадой и кормящей Младенца, расположенного у Нее на коленях. С обеих сторон от престола изображены два поклоняющихся ангела.

Вверху изображения написаны слова последнего стиха каждого икоса акафиста Пресвятой Богородице: «Радуйся, Невесто Неневестная». Эта надпись, заключающая в себе смысл всего Великого Богородичного акафиста, свидетельствует о большом почитании в Сербии образа «Млекопитательницы». Сам факт изображения кормящей Божией Матери на престоле под киворием говорит о глубоком символическом значении, которое придавалось этой иконе у сербов: Божия Матерь, из Которой «течет мед и млеко» (стих 6 икоса), мыслилась Подательницей Жизни вечной, образом Рая.

Списки с иконы

Святой образ иконы Божией матери «Млекопитательница» есть в мужском монастыре святого Герасима Иорданского. Это прекрасная икона довольно больших размеров, напоминающая фреску. Икону почитают в монастыре, ей поклоняются паломники.

Один из наиболее известных чудотворных списков иконы Богородицы «Млекопитательницы» находится в скиту святого пророка Илии на Афоне. Время и место написания этого образа неизвестно. По преданию, он принадлежал одному афонскому подвижнику, схимонаху Игнатию, который в 1848 году был послан в Россию для сбора пожертвований в пользу обители. От иконы было множество чудес в русских и украинских городах. В частности, в Харькове произошло чудо поражения обеих рук некоего столяра, поправлявшего киот иконы без должного благоговения, и чудесное исцеление согрешившего после молебного пения перед святым образом.

В Италии почитаемый образ «Млекопитательницы» находится в базилике Сан-Джованни-Эванджелиста Равенне.

Другие чтимые списки иконы «Млекопитательницы» прославились в Москве и Одессе. Их история связана с именем преподобного Гавриила Афонского, настоятеля Свято-Ильинского скита.

В главном приделе московского Богоявленского собора хранится икона Божией Матери «Млекопитательницы» с предстоящими святителем Николаем Чудотворцем и пророком Иоанном Предтечей. Пресвятая Богородица изображена с короной на голове, которую поддерживают коленопреклоненные Ангелы. Надпись на иконе гласит: «Сия святая икона написана и освящена на Святой Афонской Горе в скиту святого пророка Илии и посылается в дар и благословение в царствующий град Москву в храм Богоявления, что на Елоховом поле. В незабвенную память двухмесячного пребывания в оном храме чудотворного образа Пресвятой Богородицы „Млекопитательница“, принадлежащей вышесказанному скиту в бытность настоятеля архимандрита Гавриила. 1894 год».

Одесский образ находился до революции на Ильинском подворье в Одессе в великолепном трехпрестольном храме, построенном в 1894–1896 годах прп. Гавриилом Афонским. Главный престол собора был освящен во имя иконы Божией Матери «Млекопитательница». В настоящее время в этом храме, преосвященном в честь святого пророка Божия Илии, образу «Млекопитательницы» посвящен правый придел, а сама икона, привезенная преподобным Гавриилом Афонским, находится в Свято-Успенском одесском мужском монастыре. В киоте иконы хранятся редчайшие святыни: часть ризы Христа Спасителя и часть хитона Пресвятой Богородицы.

В России известны еще два образа Божией Матери «Млекопитательницы», прославившиеся чудотворениями. Один из них являлся афонским списком чудотворного образа, посланным в 1860-м году в Курскую губернию. Второй образ — обретенный. Он был обнаружен в 1650 году на высоком дереве в двадцати верстах от города Минска. Вскоре на этом месте был построен храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Осталось много преданий о чудотворной силе этой иконы, помогавшей при избавлении от различных бед и недугов, спасавшей людей во время нашествия шведов.

Тропарь, глас 1

Без Семене от Божественнаго Духа, / волею же Отчею зачала еси Сына Божия, / от Отца без матери прежде век суща, / нас же ради из Тебе без отца бывша, / плотию родила еси и Младенца млеком питала еси. // Темже не престай молити избавитися от скорбей душам нашим.

Кондак, глас 5

Душ наших чувствия очистивше, / узрим на иконе таинство преславное, / Творца Вселенныя и Господа вышних сил, / во объятиях держима и от сосцу Твоею яко Младенца питаема, / и, со страхом и радостию поклоняющеся Тебе / и рождшемуся от Тебе Спасу нашему, воззовем: // радуйся, Владычице, жизни нашея Питательнице.

Молитва

Приими, Госпоже Богородительнице, слезная моления рабов Твоих, к Тебе притекающих: зрим Тя на святей иконе, на руках носящую и млеком питающую Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа: аще и безболезненно родила еси Его, обаче матерния скорби веси и немощи сынов м дщерей человеческих зриши: темже тепле припадающе к цельбоносному образу Твоему и умиленно сей лобызающе, молим Тя, всемилостивая Владычице: нас грешных, осужденных в болезнех родити и в печалех питати чада наша, милостивно пощади и состадательно заступи, младенцы же наша, такожде и родившыя их, от тяжкаго недуга и горькия скорби избави, даруй им здравие и благомощие, да и питаемии от силы в силу возрастати будут, и питающыя их исполнятся радостию и утешением, яко да и ныне предстательством Твоим из уст младенец и ссущих Господь совершит хвалу Свою. О Мати Сына Божия! умилосердися на матери сынов человеческих и на немощныя люди Твоя: постигающыя нас болезни скоро исцели, належащыя на нас скорби и печали утоли, и не презри слез и воздыханий рабов Твоих, услыши нас в день скорби пред иконою Твоею припадающих, и в день радости и избавления приими благодарная хваления сердец наших, вознеси мольбы наша ко престолу Сына Твоего и Бога нашего, да милостив будет ко грехом и немощем нашим и пробавит милость Свою ведущим имя Его, яко да и мы, и чада наша, прославим Тя, милосердую Заступницу и верную Надежду рода нашего, во веки веков.


Смотрите также