Икона александр невский


Икона Александра Невского — значение, история, в чем помогает

Олицетворением мужества, мудрости, силы для россиян является князь Александр Невский. В лике святых он назван «правоверным» — это означает, что при жизни человек являл искреннюю веру, неся свое политическое служение сумел соблюсти Христовы заповеди. На иконах Александр Невский чаще всего изображается в доспехах.

Собиратель и защитник земель русских

Родился будущий правитель в непростые времена — в 1220 г., земной путь его был окончен в 42 года. Являясь наследником переяславского князя, Александр с малых лет узнал, что такое политика, война, ответственность за судьбы подданных. Его дедом был князь Всеволод, который сумел объединить земли от Владимира до Рязани. Будучи шестилетним мальчиком, Александр вместе с братом принял посвящение в воины, сам епископ благословил его на подвиги во имя русской земли и Церкви.

Через год отец принимает под свое правление Новгород, но местные жители просят себе другого князя. Семья возвращается в родной Переславль. Лишь через несколько лет новгородцы зовут Ярослава обратно, и он делает правителями сыновей. Вскоре умирает старший из братьев — Федор.

Недаром святой Александр Невский на иконах часто облачен как воин — в руках его меч, под плащом металлическая кольчуга, на голове — шлем с изображением креста. Первую свою битву князь принял рано, в 14 лет, под руководством отца. Тогда был взят г. Дерпт. Спустя пару лет, князь остается самостоятельно управлять Новгородом, поскольку Ярослав уезжает в Киев. Молодой князь женится на дочери Полоцкого князя — видимо, брак имел под собой политические основания.

В тяжелые годы выпало княжить юноше — крестоносцы угрожали с запада, наступали шведы. Долгие годы монголо-татары держали в страхе большую часть русских земель. Но маленькая дружина во главе с Александром не унывала — люди верили, что Господь постоит рядом с ними за правое дело. Ведь она не нападали, а защищали собственные дома, семьи.

Малоизвестные факты

  • В советское время было принято упоминать лишь военные подвиги князя. Монах и святой не годился для советской пропаганды. Отсюда возникло впечатление, что Церковь сделала князя святым потому, что он много совершил для страны.
  • Проповедь Евангелия была одним из основных дел жизни князя. Он даже в Орде сумел открыть православную общину.
  • Главные военные победы Александр Невский совершил, будучи очень молодым. Он не проиграл ни одной битвы.
  • Народное почитание князя возникло сразу после смерти — как в случае со многими праведниками. Официально же канонизация состоялась лишь спустя три столетия.

Чем помогает икона св. Александра

Князь отошел ко Господу в 1263 г., после очередного визита в Орду. Тело его покоилось в Рождественском монастыре г. Владимира. Но царь Петр, основав новый город, решил переместить туда мощи прославленного воина, защитника российской государственности. Буквально за несколько лет был отстроен новый монастырь, после чего мощи торжественно перенесли.

На всем пути процессию окружали толпы народа — все помнили и любили святого. Он был не только защитником границ Родины, но и поборником православной веры. Поэтому икона Александра Невского помогает в духовных вопросах также, как и в военной службе. Перед любым важным военным походом духовенство и власти молились святому, а однажды во время такого молебна царь Иоанн был избавлен от боли в руке, которую случайно опустил в гробницу с мощами.

Как изображают Александра Невского

Иконография святого делится на две основные части. Первый демонстрирует его в то время жизни, в которое князь занимался больше воинскими делами. Святой изображен в княжеском облачении, с мечом, острие которого направлено либо вверх, либо св. Александр опирается на рукоять. Может присутствовать также щит, но не всегда.

  • В правой руке князь может держать знамя с изображением «Спаса Нерукотворного», левой опираться на меч. То есть свою веру он готов отстаивать ценой собственной жизни.
  • За спиной святого виднеется городская стена, за ней — дома и купола храма. Сам же князь стоит в поле, где проходит сражение — крестоносцы против русских, враги отступают, уже развернули коней для побега. Фигура князя намного крупней остальных — такова уж композиция иконы, ведь язык ее иносказательный, а не буквальный.
  • Существует и поясная икона, св. Александр изображен в задумчивости, одной рукой опирается на меч, другую приложил к груди. Богатые одежды расшиты камнями, оторочены мехом. Волосы густые, вьются на концах, лицо молодое, чуть удлиненное, голова немного наклонена влево. Святой словно размышляет о том, что будет с Россией, сможет ли она достойно хранить веру, которую он так защищал?

Другие виды икон Александра Невского рассказывают о духовной стороне его личности: там он изображается в зрелом возрасте, в монашеском облачении — это монашеская ряса с капюшоном, на ней восьмиконечные кресты. В левой руке святой держит свиток, правая указывает на сердце в знак того, что оно посвящено Господу Иисусу Христу.

  • Существует очень интересная житийная икона конца 19 в. На первом плане князь в облачении схимника (оно отличается от одежд обычного монаха — является более закрытым, расшито крестами). Фигура святого развернута ко Христу, который восседает на облаках в левом верхнем углу композиции. Там как бы приоткрывается райская завеса, видны ангельские чины, окружающие Престол Божий. Христос держит в левой руке открытую Книгу. Правой шлет князю Свое благословение.

Вдалеке виднеется речной берег, на водах — корабли. На берегу разразилась битва — русские воины на белых конях идут в атаку. Над сражением парит Ангел, несущий в руках корону.

Чудеса святого образа

В те времена Римская церковь вела активную экспансию на чужие земли. Неважно, что страдали братья-христиане: Папа стремился получить как можно больше подданных, а следовательно — денег и власти. В те годы правил Иннокентий 4-й, дважды он требовал от князя подчинения.

Но Александр Невский всегда знал, что православие — это судьба России. Он стойко отражает нападения немцев. Улажены были конфликты с Финляндией, Норвегией. Оставался лишь один враг — татарское иго. Видя, что силы пока не равны, решает князь потерпеть дань. Главное, что орда не вмешивается во внутренние дела страны. Это позволяет русским сохранить свою веру. Князь знает, что однажды народ будет свободен, он думает о том, как сохранить неповрежденной его душу.

Духовная живопись

Художники изображали Александра Невского на своих картинах, их тоже можно иметь в доме, но не путать с иконами. Картина имеет совсем другую цель — она повествует, развлекает, может даже обучать, но икона призвана собрать мысли человека, сосредоточить их на молитве.

Прекрасный образ князя создал Александр Нестеров — он показал его, как полководца, в облачении и с оружием. Но оружие лежит на полу храма, а сам воин склонил голову в молитве. Это человек мужественный, в то же время имеющий твердую веру. Он понимает, что исход любого сражения зависит не от его усилий, а от воли Бога.

Современный художник П. Рыженко изобразил беседу князя с ханом Сартаком. Они сидят в поле перед открытой Библией. Хан в глубокой задумчивости, а князь как будто ждет ответа на важный вопрос. Известно, что потомок Чингисхана под влиянием Александра Невского принял православие, за что впоследствии был убит.

Святыни и храмы Александра

Мощи святого покоятся в Александро-Невской лавре (Санкт-Петербург). В годы гонений они сохранились, хотя рака была передана в музей. В 2007 г. святыню провозили по местам, связанным с земной жизнью князя. Частицы мощей имеются во Владимире, Софии (Болгария), на Урале.

Большой известностью пользуется храм во имя святого, расположенный в Москве. В 2009 г. сюда была передан чудотворный образ Божией Матери «Одигитрия», имеющая древнее происхождение. Теперь икона постоянно находится в храме Александра Невского. Церковь имеет уникальный иконостас, состоящий из пяти ярусов. Полы сделаны из мрамора, специальная обработка позволяет ему сиять, отражая свет. Особая конструкция свода обеспечивает прекрасную акустику. Храм стоит посетить.

Икона святого Александра Невского будет прекрасным подарком военному, руководителю, занимающему ответственную должность. Перед ней можно попросить о том, чтобы Господь помог достойно выполнять обязанности. Обращаться к нему с молитвой можно и по любому другому поводу, ограничений на это церковь не налагает.

Молитва святому благоверному князю Александру Невскому

О святый благоверный княже Александре! Призри милостивно на ны, недостойныя рабы Божии (имена), и исходатайствуй нам житие тихое и безмятежное, и к вечному Царствию шествие неуклонное твоим предстательством устрой нам, да сохранит нас Господь Бог Своею благодатию в мире, здравии, долгоденствии и всяком благополучии в должайшая лета, да присно славим и благословим Бога в Троице Святей славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.

Яко благочестиваго корене пречестная отрасль был еси, блаженне Александре, яви бо тя Христос яко некое Божественное сокровище Российстей земли, новаго чудотворца преславна и Богоприятна. И днесь сошедшеся в память твою верою и любовию, во псалмех и пениих радующеся славим Господа, давшаго тебе благодать исцелений. Егоже моли спасти град сей, и стране нашей Богоугодней быти, и сыновом Российским спастися.

Что нужно обязательно знать о святой иконе

Икона Александра Невского — значение, история, в чем помогает was last modified: Июль 8th, 2017 by Bogolub
  1. Главная
  2. /
  3. Описание икон
  4. /
  5. Икона Александра Невского —...
Загрузка... Читайте далее:

bogolub.info

Икона Александра Невского

Александр Невский — великий правитель и полководец, прославившийся не только многочисленными победами в юном возрасте, но и своей нерушимой верой в Господа. Икона Александра Невского способна стать настоящей защитой вашему дому и укрепить вашу веру в Бога.

Александр Невский был самым юным воеводой, не проигравшим ни одного сражения. Князь родился в 1221 году, а умер — в 1263. За 42 года своей жизни Александр одержал множество побед над врагами Руси, показал себя ярым приверженцем православной веры и после смерти был возведен в ранг святых. Икону Александра Невского начали почитать в 1547 году, после официальной канонизации.

Написанная в 13 веке поясная икона святого князя Александра находится в Покровском Свято-Троицком соборе. Копии этого образа можно найти в Троицкой Александро-Невской лавре и в храме города Иркутска.

Описание и значение иконы

На иконе святой Александр изображен в доспехах, с мечом в одной руке и Священным Писанием в другой. Таким образом он несет Слово Божье и защищает православную веру от посягательств воинствующих неверующих. Меч на этой иконе является не только неотъемлемой частью образа святого полководца, но и символизирует силу христианства в руках истинно верующих людей.

О чем молятся иконе святого князя

С молитвой к Александру Невскому обращаются в первую очередь те люди, чья деятельность связана с военными действиями и дипломатией. Работники силовых структур почитают святого князя как своего покровителя, а несправедливо осужденные, обиженные или преданные люди просят помощи и заступничества Александра Невского.

Считается, что икона святого в домашнем иконостасе может помочь в продвижении по службе, а также защитить дом от воров и бандитов. Молитвы Александру Невскому способны укрепить веру и принести мир и взаимопонимание в вашу семью.

Считается, что самый известный случай помощи святого Александра Невского относится ко времени жестокой блокады Ленинграда. Умирающие от голода жители молились святому Александру, прося защиты и сил выстоять и не сдаться. Как вспоминают дети и внуки выживших блокадников, святой Александр являлся к их родителям во сне, даруя силы выжить и не погибнуть во время военных действий.

Молитвы образу Александра Невского

«О, пресвятой и многочтимый княже Александре, защитник слабых, дарующий силы и стойкость! Молим тебя даровать нам мирный путь в Царствие Небесное, да не омрачится живот наш болью, войнами и тяжестью расплаты за грехи наши. Святый княже, ворогов изгнавший с земли родной Словом Божьим и нерушимой храбростью, даруй нам покров свой, силу свою и твердость христианской веры, ибо с ней мы изгоним змея сомнения и греха из сердец своих. Аминь».

Эту молитву иконе святого Александра принято читать в сложных жизненных ситуациях, чтобы укрепить веру и получить покровительство святого.

«Александре, пресвятой воеводе, истину превозносивший, победивший ложь и дьявольскую хитрость; к тебе прибегаем с плачем и мольбою: усмири врагов наших и отринь от нас всякое зло. Упроси Бога нашего Иисуса Христа, дабы ниспослал Он на головы наши святую Благодать и Свое благословение. Аминь».

Эту молитву Александру Невскому можно читать, чтобы избежать бед и укрепить дух православия в своей семье.

«Святый Александре, пресвятой и многочтимый воеводе, с мечом и Словом Божьим Русь защитивший, врагов и бесов изгнавший, мир принесший! Молю тебя: одари меня, смиренного раба Божьего, своей силою и покровом, яко правдой Божьей и огнем твоим нести истинную веру и познать благодать служения нашему Богу. Аминь».

Эта молитва способна полностью изменить вашу жизнь, повернув ее в русло нерушимой христианской веры и служения Господу. Икону святого Александра Невского необходимо иметь в своем доме всем, кто желает твердо проходить свой жизненный путь, легко преодолевая все трудности и препятствия.

Как выглядит икона святого князя Александра

Помимо первоначального образа воеводы, икона Александра Невского имеет еще несколько вариантов написания. Образ князя-воина, несущего Слово Божье, чаще всего преподносят в подарок людям, чья профессия связана с военным делом.

Икона Александра Невского, изображающая князя в молитвенном подвиге, смиренно склонившимся перед Гласом Божьим, призвана укреплять веру в семье и нести благословение всем домочадцам.

Александр-защитник Русской земли изображается со знаменем Божьим в одной руке и мечом — в другой. Этот образ символизирует защиту и покровительство святого для всех православных людей.

Дни празднования иконы Александра Невского

Три раза в году все православные христиане воздают почести иконе святого князя Александра: 5 июня, 12 сентября и 6 декабря. В эти дни во всех православных храмах проводятся праздничные службы и читаются хвалебные каноны святому Александру.

Молитвы этому святому могут помочь вам укрепить свою веру в Бога, увидеть свой истинный путь и обрести уверенность в своей силе и помощи Божьей. Мы желаем вам душевного покоя и удачи во всех начинаниях. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

Казанская икона Божией Матери широко известна среди православных христиан. Заступница и защитница всех людей находится ...

Православная икона святой Марины была написана в честь христианского подвига юной девушки. Особой силой ознаменован ...

Святой Давид Гареджийский особо почитаем женщинами Грузии и России. Икона святого старца способна сохранить и ...

Икона «Умягчение злых сердец» — одна из самых почитаемых в православном мире. Ее почитание связано ...

dailyhoro.ru

Благоверный князь Александр Невский в памятниках иконографии

В 2013 г. Цер­ковь тор­же­ствен­но от­ме­тила 750-ле­тие пре­став­ле­ния свя­то­го бла­го­вер­но­го ве­ли­ко­го кня­зя Алек­сандра Нев­ско­го. Нет со­мне­ния, что ве­ли­кий князь Алек­сандр Нев­ский – са­мый из­вест­ный свя­той из нема­ло­го чис­ла про­слав­лен­ных во­и­нов Свя­той Ру­си. По­чи­та­ние его как свя­то­го воз­ник­ло сра­зу по­сле его смер­ти и бы­ло со­хра­не­но рус­ским на­ро­дом на про­тя­же­нии всей ис­то­рии – вплоть до вре­мен но­вей­ших. Имя свя­то­го Алек­сандра Нев­ско­го ста­ло си­но­ни­мом вы­со­ко­го пат­ри­о­ти­че­ско­го слу­же­ния, уко­ре­нен­но­го в стрем­ле­нии ис­пол­нить прав­ду Бо­жию. Не уди­ви­тель­но, что в за­пад­ной ис­то­рио­гра­фии во­ен­ные по­дви­ги кня­зя низ­во­дят­ся до уров­ня мел­ких по­гра­нич­ных кон­флик­тов, а по­ли­ти­ка его рас­смат­ри­ва­ет­ся как «недаль­но­вид­ная». Тен­ден­ци­оз­ность та­ких оце­нок оче­вид­на.

Алек­сандр Нев­ский ро­дил­ся при­бли­зи­тель­но в 1220 г. в Пе­ре­я­с­лав­ле. Его отец, князь Яро­слав Все­во­ло­до­вич (во свя­том кре­ще­нии Фе­о­дор), был в то вре­мя Пе­ре­я­с­лав­ским кня­зем. Дво­рец кня­зя – де­ре­вян­ный, как боль­шин­ство по­стро­ек на Ру­си в те вре­ме­на – сто­ял непо­да­ле­ку от Спа­со-Пре­об­ра­жен­ско­го со­бо­ра – един­ствен­но­го из до­шед­ших до на­ше­го вре­ме­ни бе­ло­ка­мен­ных хра­мов Се­ве­ро-Во­сточ­ной Ру­си до­мон­голь­ско­го пе­ри­о­да (его за­ло­жил князь Юрий Дол­го­ру­кий, а по­стро­ил в 1157 г. св. Ан­дрей Бо­го­люб­ский). В этом со­бо­ре и кре­сти­ли кня­зя Алек­сандра.

В юно­сти Алек­сандр вме­сте со стар­шим бра­том Фе­до­ром был на­мест­ни­ком от­ца в Нов­го­ро­де, а по­сле то­го, как отец по­лу­чил ве­ли­кое кня­же­ние в Ки­е­ве, кня­жил в Нов­го­ро­де (фак­ти­че­ски с 1236 по 1252 гг.). В 1239 г. Алек­сандр же­нил­ся на до­че­ри по­лоц­ко­го кня­зя Бря­чи­сла­ва.

Прав­ле­ние кня­зя Алек­сандра вы­па­ло на чрез­вы­чай­но труд­ное вре­мя: вра­ги на­па­да­ли на Русь од­новре­мен­но с раз­ных сто­рон: с во­сто­ка – та­та­ро-мон­го­лы, с за­па­да – ла­ти­няне. Бо­га­тый Нов­го­род от та­тар от­ку­пил­ся, а от Ли­тов­ско­го го­су­дар­ства и шве­дов от­ку­пить­ся не по­лу­чи­лось. Шве­ды дви­ну­лись в по­ход про­тив Нов­го­ро­да в 1240 г.; они со­би­ра­лись ос­но­вать но­вую кре­пость и от­сечь го­род от Ка­ре­лии, т. е. ли­шить Нов­го­род по­чти пя­той ча­сти при­над­ле­жа­щей ему тер­ри­то­рии (позд­нее – Вот­ская пя­ти­на).

Вот как го­во­рит об этом По­весть о жи­тии Алек­сандра Яро­сла­ви­ча Нев­ско­го, на­пи­сан­ная во Вла­ди­ми­ре через несколь­ко лет по­сле смер­ти кня­зя, в 1280-е гг.: «Ко­роль стра­ны Рим­ской из се­вер­ной зем­ли… со­брал си­лу ве­ли­кую, и на­пол­нил мно­гие ко­раб­ли пол­ка­ми сво­и­ми, дви­нул­ся с огром­ным вой­ском, пы­хая ду­хом рат­ным. И при­шел в Неву, опья­нен­ный безу­ми­ем, и от­пра­вил по­слов сво­их, воз­гор­див­шись, в Нов­го­род к кня­зю Алек­сан­дру, го­во­ря: „Ес­ли мо­жешь, за­щи­щай­ся, ибо я уже здесь и разо­ряю зем­лю твою“.

Молитва Александра Невского в храме Св.Софии и благословение его архиепископомперед битвой. Миниатюра Лицевого

Летописного свода. Москва, XVI в.

Алек­сандр же, услы­шав та­кие сло­ва, раз­го­рел­ся серд­цем, и во­шел в цер­ковь свя­той Со­фии, и, упав на ко­ле­ни пред ал­та­рем, на­чал мо­лить­ся со сле­за­ми: „Бо­же слав­ный, пра­вед­ный, бо­же ве­ли­кий, силь­ный, бо­же пре­веч­ный, со­тво­рив­ший небо и зем­лю и уста­но­вив­ший пре­де­лы на­ро­дам, ты по­ве­лел жить, не пре­сту­пая чу­жих гра­ниц“. И, при­пом­нив сло­ва про­ро­ка, ска­зал: „Су­ди, Гос­по­ди, оби­дя­щих ме­ня и огра­ди от бо­рю­щих­ся со мною, возь­ми ору­жие и щит и встань на по­мощь мне“.

И, окон­чив мо­лит­ву, он встал, по­кло­нил­ся ар­хи­епи­ско­пу. Ар­хи­епи­скоп же был то­гда Спи­ри­дон, он бла­го­сло­вил его и от­пу­стил».

Пе­ред ре­ша­ю­щей бит­вой бы­ло яв­ле­но некое чу­дес­ное пред­зна­ме­но­ва­ние, о ко­то­ром По­весть рас­ска­зы­ва­ет так: «Был один муж, ста­рей­ши­на зем­ли Ижор­ской, име­нем Пе­лу­гий, ему по­ру­че­на бы­ла ноч­ная стра­жа на мо­ре. Был он кре­щен и жил сре­ди ро­да сво­е­го, языч­ни­ков, на­ре­че­но же имя ему в свя­том кре­ще­нии Филипп, и жил он бо­го­угод­но, со­блю­дая пост в сре­ду и пят­ни­цу, по­то­му и удо­сто­ил его Бог ви­деть ви­де­ние чуд­ное в тот день. Рас­ска­жем вкрат­це.

Св. Александр ранит в лицо Биргерав Невской битве. Миниатюра ЛицевогоЛетописного свода. Москва, XVI в.

Узнав о си­ле непри­я­те­ля, он вы­шел на­встре­чу кня­зю Алек­сан­дру, чтобы рас­ска­зать ему о ста­нах вра­гов. Сто­ял он на бе­ре­гу мо­ря, на­блю­дая за обо­и­ми пу­тя­ми, и про­вел всю ночь без сна. Ко­гда же на­ча­ло всхо­дить солн­це, он услы­шал шум силь­ный на мо­ре и уви­дел один на­сад, плы­ву­щий по мо­рю, и сто­я­щих по­сре­ди на­са­да свя­тых му­че­ни­ков Бо­ри­са и Гле­ба в крас­ных одеж­дах, дер­жа­щих ру­ки на пле­чах друг дру­га. Греб­цы же си­де­ли, слов­но мглою оде­тые. Про­из­нес Бо­рис: „Брат Глеб, ве­ли гре­сти, да по­мо­жем срод­ни­ку сво­е­му кня­зю Алек­сан­дру“. Уви­дев та­кое ви­де­ние и услы­шав эти сло­ва му­че­ни­ков, Пе­лу­гий сто­ял, тре­пе­тен, по­ка на­сад не скрыл­ся с глаз его.

Вско­ре по­сле это­го при­шел Алек­сандр, и Пе­лу­гий, ра­дост­но встре­тив кня­зя Алек­сандра, по­ве­дал ему од­но­му о ви­де­нии. Князь же ска­зал ему: „Не рас­ска­зы­вай это­го ни­ко­му“. И бы­ла се­ча ве­ли­кая с рим­ля­на­ми, и пе­ре­бил их князь бес­чис­лен­ное мно­же­ство, а на ли­це са­мо­го ко­ро­ля оста­вил след остро­го ко­пья сво­е­го…»

Опи­са­ние бит­вы на Неве со­дер­жит ряд яр­ких эпи­зо­дов, ко­то­рые позд­нее бу­дут за­пе­чат­ле­ны в ми­ни­а­тю­рах, ил­лю­стри­ру­ю­щих Ли­це­вой ле­то­пис­ный свод – Остер­ма­нов­ский I (БАН) и Лап­тев­ский (РНБ) то­ма, со­здан­ные во вто­рой по­ло­вине XVI в.

Невская битва. Гаврила Олексичвъезжает на вражеский корабль.Миниатюра Лицевого Летописногосвода. Москва, XVI в.

«Храб­рый муж из пол­ка Алек­сандра по име­ни Гав­ри­ло Олек­сич… на­пал на шнек и, уви­дев ко­роле­ви­ча, вле­ко­мо­го под ру­ки, въе­хал до са­мо­го ко­раб­ля по сход­ням, по ко­то­рым бе­жа­ли с ко­роле­ви­чем; пре­сле­ду­е­мые им схва­ти­ли Гав­ри­лу Олек­си­ча и сбро­си­ли его со схо­ден вме­сте с ко­нем. Но по Бо­жьей ми­ло­сти он вы­шел из во­ды невре­дим, и сно­ва на­пал на них, и бил­ся с са­мим во­е­во­дою по­сре­ди их вой­ска».

На ми­ни­а­тю­рах Ли­це­во­го сво­да пред­став­ле­ны сле­ду­ю­щие эпи­зо­ды Нев­ской бит­вы:

– Мо­лит­ва Алек­сандра Нев­ско­го в хра­ме Свя­той Со­фии и бла­го­сло­ве­ние его ар­хи­епи­ско­пом пе­ред сра­же­ни­ем;

– Гав­ри­ла Олек­сич въез­жа­ет на вра­же­ский ко­рабль;

– Алек­сандр ра­нит в ли­цо Бир­ге­ра в Нев­ской бит­ве.

Раз­гром шве­дов на Неве 15 июля 1240 г. стал пер­вой бли­ста­тель­ной по­бе­дой кня­зя Алек­сандра; с это­го вре­ме­ни его ста­ли на­зы­вать

Нев­ским. По сви­де­тель­ству жи­тия, имен­но пе­ред этой бит­вой князь об­ра­тил­ся к вой­ску со сло­ва­ми: «Не в си­ле Бог, а в прав­де». Алек­сандр су­мел от­во­е­вать ста­рин­ную рус­скую кре­пость Ко­по­рье, осво­бо­дил Псков, а в 1242 г. раз­бил на льду Чуд­ско­го озе­ра вой­ска Ли­вон­ско­го ор­де­на:

«Бы­ла же то­гда суб­бо­та, и, ко­гда взо­шло солн­це, со­шлись про­тив­ни­ки. И бы­ла се­ча же­сто­кая, и сто­ял треск от ло­ма­ю­щих­ся ко­пий и звон от уда­ров ме­чей, и ка­за­лось, что дви­ну­лось за­мерз­шее озе­ро, и не бы­ло вид­но льда, ибо по­кры­лось оно кро­вью.

А это слы­шал я от оче­вид­ца, ко­то­рый по­ве­дал мне, что ви­дел во­ин­ство Бо­жие в воз­ду­хе, при­шед­шее на по­мощь Алек­сан­дру. И так по­бе­дил вра­гов по­мо­щью Бо­жи­ей, и об­ра­ти­лись они в бег­ство, Алек­сандр же ру­бил их, го­ня, как по воз­ду­ху, и неку­да бы­ло им скрыть­ся. Здесь про­сла­вил Бог Алек­сандра пред все­ми пол­ка­ми, как Иису­са На­ви­на у Иери­хо­на».

Ми­ни­а­тю­ра Ли­це­во­го Ле­то­пис­но­го сво­да, ил­лю­стри­ру­ю­щая бит­ву на Чуд­ском озе­ре, по­ка­зы­ва­ет по­мощь Небес­но­го во­ин­ства кня­зю Алек­сан­дру Нев­ско­му.

Битва на Чудском озере. Помощь Небесноговоинства св. Александру Невскому. МиниатюраЛицевого Летописного свода. Москва, XVI в.

По­сле смер­ти от­ца в 1247 г. князь Алек­сандр вме­сте с млад­шим бра­том Ан­дре­ем от­пра­вил­ся в Зо­ло­тую Ор­ду к ха­ну Ба­тыю, а за­тем – в Мон­го­лию, в став­ку ве­ли­ких ха­нов Ка­ра­ко­рум. До­мой он вер­нул­ся в 1249 г. Его брат Ан­дрей стал вла­ди­мир­ским кня­зем, а Алек­сандр, по­лу­чив яр­лык на ки­ев­ское кня­же­ние, остал­ся в Нов­го­ро­де. 

Князь Алек­сандр ви­дел, что спра­вить­ся сво­и­ми си­ла­ми од­новре­мен­но со все­ми вра­га­ми невоз­мож­но, и про­явил ло­яль­ность в от­но­ше­нии Зо­ло­той Ор­ды. Глав­ной сво­ей за­да­чей он ви­дел обо­ро­ну за­пад­ных ру­бе­жей. Брат его Ан­дрей кня­жил во Вла­ди­ми­ре и за­ру­чил­ся по­мо­щью За­па­да в борь­бе с та­та­ра­ми, но пла­той за эту по­мощь бы­ло при­ня­тие унии. В 1251 г. к Алек­сан­дру Нев­ско­му в Нов­го­род при­е­ха­ли два кар­ди­на­ла с бул­лой па­пы Ин­но­кен­тия IV. По рас­ска­зу ле­то­пис­ца, Алек­сандр в сво­ем от­ве­те пап­ско­му по­соль­ству из­ло­жил всю ис­то­рию Ру­си и в за­клю­че­ние ска­зал: «си вся съве­да­ем доб­ре, а от вас уче­ния не прии­ма­ем».

При под­держ­ке та­тар Алек­сандр Нев­ский овла­дел Вла­ди­ми­ром, по­са­дил на кня­же­ние в Нов­го­ро­де сво­е­го сы­на Ва­си­лия. Князь Ан­дрей, сто­рон­ник унии, бе­жал в Шве­цию. По­сле бег­ства Ан­дрея ве­ли­кое кня­же­ние вла­ди­мир­ское пе­ре­шло к Алек­сан­дру. В 1262 г. Алек­сандр за­клю­чил с ли­тов­ским кня­зем Мин­дов­гом со­юз­ный до­го­вор про­тив Ли­вон­ско­го ор­де­на и от­пра­вил­ся в Зо­ло­тую Ор­ду: во Вла­ди­ми­ре, Суз­да­ле, Ро­сто­ве, Пе­ре­я­с­лав­ле, Яро­слав­ле и дру­гих го­ро­дах бы­ли пе­ре­би­ты та­тар­ские от­куп­щи­ки да­ни, а са­рай­ский хан Бер­ке по­тре­бо­вал про­из­ве­сти во­ен­ный на­бор сре­ди жи­те­лей Ру­си, по­сколь­ку воз­ник­ла угро­за его вла­де­ни­ям со сто­ро­ны иран­ско­го пра­ви­те­ля.

Алек­сандр Нев­ский от­пра­вил­ся в Ор­ду, чтобы по­пы­тать­ся от­го­во­рить ха­на от это­го тре­бо­ва­ния. Про­быв там це­лый год, на об­рат­ном пу­ти князь скон­чал­ся. Пе­ред смер­тью он был по­стри­жен в схи­му с име­нем Алек­сий. Те­ло кня­зя по­греб­ли в 1263 г. в Рож­де­ствен­ском мо­на­сты­ре Вла­ди­ми­ра. Мит­ро­по­лит Ки­рилл воз­ве­стил на­ро­ду во Вла­ди­ми­ре о его смер­ти сло­ва­ми: «Ча­да моя ми­лая, ра­зу­мей­те, яко за­и­де солн­це Рус­ской зем­ли», и все с пла­чем вос­клик­ну­ли: «уже по­ги­ба­ем».

О все­на­род­ной скор­би об умер­шем кня­зе сви­де­тель­ству­ет «По­весть о жи­тии Алек­сандра Яро­сла­ви­ча Нев­ско­го». А вот сло­ва на­ше­го зна­ме­ни­то­го ис­то­ри­ка С. М. Со­ло­вье­ва: «Со­блю­де­ние Рус­ской зем­ли от бе­ды на во­сто­ке, зна­ме­ни­тые по­дви­ги за ве­ру и зем­лю на за­па­де до­ста­ви­ли Алек­сан­дру слав­ную па­мять на Ру­си и сде­ла­ли его са­мым вид­ным ис­то­ри­че­ским ли­цом в древ­ней ис­то­рии…»

Жи­тие рас­ска­зы­ва­ет об этих скорб­ных со­бы­ти­ях так:

«Свя­тое же те­ло Алек­сандра по­нес­ли к го­ро­ду Вла­ди­ми­ру. Мит­ро­по­лит же, кня­зья и бо­яре и весь на­род, ма­лые и боль­шие, встре­ча­ли его в Бо­го­лю­бо­ве со све­ча­ми и ка­ди­ла­ми. Лю­ди же тол­пи­лись, стре­мясь при­кос­нуть­ся к свя­то­му те­лу его на чест­ном од­ре. Сто­я­ли же вопль, и стон, и плач, ка­ких ни­ко­гда не бы­ло, да­же зем­ля со­дрог­ну­лась. По­ло­же­но же бы­ло те­ло его в церк­ви Рож­де­ства Свя­той Бо­го­ро­ди­цы… ме­ся­ца но­яб­ря в 24 день, на па­мять свя­то­го от­ца Ам­фи­ло­хия.

Св. Александр Невский в схиме.Монахиня Иулиания (М.Н.Соколова).Икона-таблетка. Сергиев Посад.

1960-1980

Бы­ло же то­гда чу­до див­ное и па­мя­ти до­стой­ное. Ко­гда бы­ло по­ло­же­но свя­тое те­ло его в гроб­ни­цу, то­гда Се­ва­стьян-эко­ном и Ки­рилл-мит­ро­по­лит хо­те­ли раз­жать его ру­ку, чтобы вло­жить гра­мо­ту ду­хов­ную. Он же, буд­то жи­вой, про­стер ру­ку свою и при­нял гра­мо­ту из ру­ки мит­ро­по­ли­та. И смя­те­ние охва­ти­ло их, и ед­ва от­сту­пи­ли они от гроб­ни­цы его. Об этом воз­ве­сти­ли всем мит­ро­по­лит и эко­ном Се­ва­стьян. Кто не уди­вит­ся то­му чу­ду, ведь те­ло его бы­ло мерт­во и вез­ли его из даль­них кра­ев в зим­нее вре­мя. И так про­сла­вил Бог угод­ни­ка Сво­е­го».

В 1380 г. про­изо­шло об­ре­те­ние нетлен­ных мо­щей св. Алек­сандра Нев­ско­го. В 1491 г. во Вла­ди­ми­ре по­лы­хал страш­ный по­жар, неза­дол­го до ко­то­ро­го го­ро­жане ви­де­ли над Рож­де­ствен­ским мо­на­сты­рем свя­то­го Алек­сандра на коне. Во вре­мя по­жа­ра мо­щи и пе­ле­на, ле­жа­щая на гро­бе свя­то­го, уце­ле­ли.

Об­ще­цер­ков­ное про­слав­ле­ние в ли­ке свя­тых бла­го­вер­но­го кня­зя Алек­сандра Нев­ско­го со­сто­я­лось на Со­бо­ре 1547 г. К это­му со­бы­тию бы­ла на­пи­са­на служ­ба и «Сло­во по­хваль­ное Алек­сан­дру». Ав­тор «Сло­ва» за­пи­сал про­ис­хо­див­шие от мо­щей чу­де­са, ко­то­рые бы­ли за­сви­де­тель­ство­ва­ны мо­на­ха­ми Рож­де­ствен­ско­го мо­на­сты­ря.

О по­чи­та­нии свя­то­го Алек­сандра Нев­ско­го как за­щит­ни­ка и по­кро­ви­те­ля рус­ской зем­ли сви­де­тель­ству­ет пись­мо мит­ро­по­ли­та Мос­ков­ско­го и всея Ру­си Ма­ка­рия к ца­рю Иоан­ну Гроз­но­му, на­пи­сан­ное до взя­тия Ка­за­ни. Пер­во­свя­ти­тель, бла­го­слов­ляя ца­ря на бит­ву, при­зы­ва­ет его вспом­нить «храб­рость пра­ро­ди­те­лей сво­их Бо­гом вен­чан­но­го ца­ря Вла­ди­ми­ра Мо­но­ма­ха и храб­ро­го кня­зя Алек­сандра Нев­ско­го и про­чих срод­ник тво­их, ка­ко­вы по­бе­ды над по­га­ны­ми со­тво­ри­ша и про­слав­ле­ны от Бо­га бы­ша» (Ни­ко­нов­ская ле­то­пись).

Изо­бра­же­ния св. кня­зя Алек­сандра Нев­ско­го по­яв­ля­ют­ся в XVI в. по­сле его ка­но­ни­за­ции. Со­глас­но тра­ди­ции, его, как при­няв­ше­го пе­ред смер­тью схи­му, изо­бра­жа­ли в мо­на­ше­ских одеж­дах (ман­тия, ку­коль).

Од­на из са­мых ран­них икон, изо­бра­жа­ю­щих Алек­сандра Нев­ско­го в мо­на­ше­ском об­ла­че­нии – нов­го­род­ская таб­лет­ка се­ре­ди­ны XVI ве­ка из со­бо­ра св. Со­фии «Пре­по­доб­ные Иоанн, Ав­ра­амий Ро­стов­ский и Алек­сандр Нев­ский» (Нов­го­род­ский му­зей-за­по­вед­ник). Свя­той пред­став­лен в ко­рич­не­вой ман­тии, се­ро­ва­то-охри­стом хи­тоне, на пле­чах ку­коль схи­мы, ко­рот­кие, слег­ка вью­щи­е­ся во­ло­сы и неболь­шая кли­но­об­раз­ная бо­ро­да тро­ну­ты се­ди­ной, в ле­вой ру­ке раз­вер­ну­тый сви­ток с тек­стом: «Бра­тие моя, Бо­га бой­тесь и за­по­ве­ди Его тво­ри­те».

В мо­на­ше­ском об­ла­че­нии князь пред­став­лен так­же в рос­пи­сях Бла­го­ве­щен­ско­го со­бо­ра Мос­ков­ско­го Крем­ля. Эта ико­но­гра­фия ха­рак­тер­на и для ли­це­вых по­кро­вов на гроб­ни­цу свя­то­го, со­здан­ных в XVII в. Со­хра­ни­лось несколь­ко ли­це­вых по­кро­вов с изо­бра­же­ни­ем св. Алек­сандра Нев­ско­го. По­кров, хра­ня­щий­ся в риз­ни­це Тро­и­це-Сер­ги­е­вой лав­ры и про­ис­хо­дя­щий, по-ви­ди­мо­му, из со­бо­ра Рож­де­ствен­ско­го мо­на­сты­ря во Вла­ди­ми­ре, был вы­пол­нен в 1670–1680 гг. в Стро­га­нов­ских ма­стер­ских. На по­кро­ве св. Алек­сандр Нев­ский пред­став­лен с за­кры­ты­ми гла­за­ми, в схи­ме и ман­тии; в ру­ках – раз­вер­ну­тая хар­тия с тек­стом мо­лит­вы; ко­рот­кая бо­ро­да и усы ис­пол­не­ны тем­но-крас­ным шел­ком, что вы­де­ля­ет лик на фоне се­реб­ря­но­го и зо­ло­то­го ши­тья одежд, ним­ба и фо­на.

Па­рал­лель­но «мо­на­ше­ско­му» ико­но­гра­фи­че­ско­му из­во­ду св. Алек­сандра Нев­ско­го су­ще­ство­вал еще и «кня­же­ский», по­явив­ший­ся уже в XVI в.

Св. блгв. кн. Александр Невский, Чудотворец.Икона конца XVI в. из Троицкого собораИпатьевского монастыря. КГОИАМЗ

«Ипатьевский монастырь». Кострома.

Об­ра­зы свя­тых и несвя­тых кня­зей Древ­ней Ру­си вклю­ча­лись в со­став осо­бых ико­но­гра­фи­че­ских про­грамм двор­цо­вых хра­мов, на­при­мер, Ар­хан­гель­ско­го и Бла­го­ве­щен­ско­го со­бо­ров Мос­ков­ско­го Крем­ля, а так­же Но­воспас­ско­го мо­на­сты­ря – усы­паль­ни­цы Ро­ма­но­вых. Ес­ли в Бла­го­ве­щен­ском со­бо­ре князь Алек­сандр изо­бра­жен в мо­на­ше­ском об­ла­че­нии, то на фрес­ках Ар­хан­гель­ско­го со­бо­ра в слое жи­во­пи­си XVII в. – со­глас­но тра­ди­ци­он­ной кня­же­ской ико­но­гра­фии – в пла­ще и шап­ке.

Как уже ука­зы­ва­лось вы­ше, це­лый ряд ми­ни­а­тюр с во­ин­ски­ми по­бе­да­ми Алек­сандра Нев­ско­го со­дер­жит­ся в Ли­це­вом Ле­то­пис­ном сво­де.

В XVII в. про­дол­жа­ли раз­ви­вать­ся обе ли­нии ико­но­гра­фии. К на­ча­лу сто­ле­тия от­но­сит­ся жи­тий­ная ико­на св. Алек­сандра Нев­ско­го, хра­ня­ща­я­ся в при­де­ле Вхо­да Гос­под­ня в Иеру­са­лим со­бо­ра По­кро­ва-на-Рву (храм Ва­си­лия Бла­жен­но­го, ГИМ). Этот хра­мо­вой об­раз про­ис­хо­дил из неко­гда су­ще­ство­вав­шей на тер­ри­то­рии Крем­ля церк­ви в честь свя­то­го Алек­сандра Нев­ско­го. В сред­ни­ке изо­бра­жен князь-схим­ник, окру­жен­ный 35 клей­ма­ми, по­вест­ву­ю­щи­ми о его жиз­ни и чу­де­сах.

На про­тя­же­нии XVII в. в Кремлев­скую цер­ковь св. Алек­сандра Нев­ско­го со­вер­ша­лись еже­год­ные цар­ские вы­хо­ды в день па­мя­ти свя­то­го (впо­след­ствии цер­ковь бы­ла разо­бра­на).

Св. блгв. кн. Александр Невский.Икона из Троицкого собора Ипатьевскогомонастыря. Фото 1910 г.

В неболь­шом сред­ни­ке – фрон­таль­ное изо­бра­же­ние Алек­сандра Нев­ско­го в рост в мо­на­ше­ском оде­я­нии, над­пись: «Свя­тый бла­го­вер­ный ве­ли­кий князь Алек­сандр Нев­ский, на­ре­чен­ный во ино­цех Алек­сий».

Во­круг сред­ни­ка два ря­да клейм, из ко­то­рых 12, за­ни­ма­ю­щих верх­нее по­ле, по­свя­ще­ны со­бы­ти­ям жиз­ни свя­то­го, осталь­ные – по­смерт­ным чу­де­сам: пер­вое – о «ду­шев­ной гра­мо­те», за­тем сле­ду­ют раз­лич­ные чу­де­са и ис­це­ле­ния у гро­ба, в кон­це – «Чу­до о Дон­ской по­бе­де» (Алек­сандр Нев­ский ока­зы­ва­ет по­мощь бла­го­вер­но­му кня­зю Ди­мит­рию Дон­ско­му в Ку­ли­ков­ской бит­ве) и «Чу­до в бит­ве на Мо­ло­дех» (Алек­сандр Нев­ский, свя­тые кня­зья Бо­рис и Глеб, кня­зья Ан­дрей, Все­во­лод, Ге­ор­гий и Яро­слав при­ни­ма­ют уча­стие в сра­же­нии рус­ско­го вой­ска с крым­ским ха­ном Девлет-Ги­ре­ем в 1572 г.). В неко­то­рых клей­мах над гроб­ни­цей Алек­сандра Нев­ско­го на вы­со­кой под­став­ке по­ме­ще­на ана­лой­ная ико­на с по­яс­ным изо­бра­же­ни­ем кня­зя (в схи­ме), что, воз­мож­но, вос­про­из­во­дит кон­крет­ные ре­а­лии Рож­де­ствен­ско­го со­бо­ра, где пре­бы­ва­ли мо­щи свя­то­го.

Св. Александр Невский с житием.Икона начала XVII в. Храм Покрова

на рву (Василия Блаженного). Москва.

В мо­на­ше­ском об­ла­че­нии он пред­став­лен на иконе «Дре­во Мос­ков­ско­го го­су­дар­ства» («По­хва­ла Бо­го­ма­те­ри Вла­ди­мир­ской»), на­пи­сан­ной Си­мо­ном Уша­ко­вым в 1668 г. (ГТГ). Об­раз его раз­ме­щен спра­ва, у ос­но­ва­ния Дре­ва го­су­дар­ства. Обе вет­ви, сим­во­ли­зи­ру­ю­щие две со­став­ные ча­сти го­су­дар­ства – власть свет­скую и ду­хов­ную, про­из­рас­та­ют из Успен­ско­го со­бо­ра Крем­ля и окайм­ля­ют чу­до­твор­ный об­раз Бо­го­ма­те­ри Вла­ди­мир­ской.

В жи­во­пи­си XVII в. из­вест­но нема­ло при­ме­ров ико­но­гра­фии мо­на­ше­ско­го ва­ри­ан­та, как на иконе из церк­ви Успе­ния на Апух­тин­ке в Москве (ГТГ).

Во Вла­ди­ми­ре, в свя­зи с осо­бым по­чи­та­ни­ем Алек­сандра Нев­ско­го как мест­но­го свя­то­го, бы­ла на­пи­са­на ико­на «Хри­стос Все­дер­жи­тель с при­па­да­ю­щи­ми кня­зья­ми Алек­сан­дром Нев­ским и Ге­ор­ги­ем Вла­ди­ми­ро­ви­чем», XVII в. (Вла­ди­ми­ро-Суз­даль­ский му­зей-за­по­вед­ник). Мест­ное по­чи­та­ние спо­соб­ство­ва­ло со­зда­нию осо­бо­го из­во­да изо­бра­же­ний со­бо­ра свя­тых вла­ди­мир­ских кня­зей.

Св. Александр Невский.Икона XVII в. из Успенской церкви

на Апухтинке. Москва, ГТГ.

Си­ту­а­ция с ико­но­гра­фи­ей Алек­сандра Нев­ско­го кар­ди­наль­ным об­ра­зом из­ме­ни­лась в 1724 г. по­сле пе­ре­не­се­ния его мо­щей по ука­зу Пет­ра I в Санкт-Пе­тер­бург, в Алек­сан­дро-Нев­ску­ю­ лав­ру. В этом же го­ду был из­дан указ Свя­тей­ше­го Си­но­да (от 15 июня 1724 г.) пи­сать свя­то­го Алек­сандра Нев­ско­го не в мо­на­ше­ских одеж­дах, а в ве­ли­ко­кня­же­ских. Мо­на­ше­ская ико­но­гра­фия свя­то­го ис­поль­зо­ва­лась с тех пор лишь в ста­ро­об­ряд­че­ской сре­де.

Для мо­щей кня­зя в Алек­сан­дро-Нев­ской лав­ре бы­ла уста­нов­ле­на гроб­ни­ца из се­реб­ра, вы­пол­нен­ная по эс­ки­зу Г. Х. Гро­та в 1750–1753 гг. (ныне в Го­судар­ствен­ном Эр­ми­та­же). Ра­ку свя­то­го укра­ша­ла ико­на, на­пи­сан­ная Ива­ном Адоль­ским-млад­шим. В со­бо­ре у свя­тых мо­щей в дни его па­мя­ти со­би­ра­лись ка­ва­ле­ры ор­де­на св. Алек­сандра Нев­ско­го. Этот ор­ден был за­ду­ман Пет­ром I для на­граж­де­ния во­ен­ных, но учре­ди­ла его Ека­те­ри­на I уже по­сле смер­ти Пет­ра, и на­граж­да­ли им как во­ен­ных, так и граж­дан­ских лиц.

В XVIII в. по­яв­ля­ют­ся но­вые ва­ри­а­ции ико­но­гра­фии св. Алек­сандра Нев­ско­го. Кня­зя неред­ко изо­бра­жа­ли с ви­дом Алек­сан­дро-Нев­ской лав­ры – как на иконе XVIII в. из двор­ца Мон­пле­зир в Пе­тер­го­фе. Фигу­ру свя­то­го по­ме­ща­ли, как пра­ви­ло, спра­ва, а ос­нов­ное про­стран­ство дос­ки от­во­ди­лось для изо­бра­же­ния зда­ний лав­ры.

Св. Александр Невский.Икона XVIII в. из дворца Монплезир

в Петергофе. ГРМ.

В XVIII в. по­явит­ся так­же се­рия изо­бра­же­ний Алек­сандра Нев­ско­го с ма­лым жи­тий­ным цик­лом, со­сто­я­щим из че­ты­рех клейм. На­при­мер, на иконе «Свя­той Алек­сандр Нев­ский со сце­на­ми жи­тия» вто­рой по­ло­ви­ны XVIII в., на­пи­сан­ной в се­ле Пав­ло­во-на-Оке (НГХМ), пред­став­ле­ны сю­же­ты, ил­лю­стри­ру­ю­щие бит­ву на Неве.

Встре­ча­ют­ся от­дель­ные ико­ны с изо­бра­же­ни­ем кня­зя на фоне Нев­ской бит­вы (ГМИР).

В XIX в. есть ин­те­рес­ный при­мер со­че­та­ния Бо­го­ма­те­ри Бо­го­люб­ской с изо­бра­же­ни­ем ко­ле­но­пре­кло­нен­но­го Алек­сандра, хо­тя тра­ди­ци­он­но Бо­го­ма­терь Бо­го­люб­ская изо­бра­жа­лась с кня­зем Ан­дре­ем. В XIX в. со­зда­ва­лись жи­тий­ные ико­ны св. Алек­сандра Нев­ско­го с неболь­шим ко­ли­че­ством сю­же­тов. В ико­нах-ми­не­ях Но­во­го вре­ме­ни св. Алек­сандр изо­бра­жа­ет­ся в кня­же­ских одеж­дах.

Боль­шин­ство икон XVIII–XIX вв. изо­бра­жа­ет св. Алек­сандра Нев­ско­го имен­но так, как уста­нов­ле­но Свя­тей­шим Си­но­дом – в во­ин­ских до­спе­хах и цар­ской ман­тии, укра­шен­ной гор­но­ста­ем, ино­гда вер­хом на коне.

Св. Александр Невский в схиме.Монахиня Иулиания (М.Н.Соколова).Икона-таблетка. Сергиев Посад.

1960-1980

В ХХ сто­ле­тии свя­то­го Алек­сандра Нев­ско­го изо­бра­жа­ли как в тра­ди­ци­ях «ве­ли­ко­кня­же­ско­го» из­во­да, так и в об­ра­зе схим­ни­ка – в со­от­вет­ствии с ре­ко­мен­да­ци­ей Ико­но­пис­но­го под­лин­ни­ка XVIII в.: «в схи­ме, ри­зы пре­по­доб­ни­че­ския, ку­дер­цы ви­деть ма­лень­ко ис под схи­мы, сам пле­чист те­лом, ри­за ба­гор, ис­под дичь, в ру­це сви­ток за­жат» (Стро­га­нов­ский ико­но­пис­ный под­лин­ник, БАН).

Мо­на­хи­ней Иули­а­ни­ей (М. Н. Со­ко­ло­вой) в се­ре­дине 1970-х гг. бы­ла на­пи­са­на в ка­че­стве учеб­но­го по­со­бия для уча­щих­ся ико­но­пис­но­го клас­са Мос­ков­ской ду­хов­ной се­ми­на­рии ико­на-таб­лет­ка свя­то­го Алек­сандра Нев­ско­го, пред­став­ля­ю­щая как ве­ли­ко­кня­же­ский, так и схим­ни­че­ский из­во­ды.

Ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние икон свя­то­го Алек­сандра Нев­ско­го свя­за­но с той зна­чи­тель­ной ро­лью, ко­то­рую иг­ра­ла Рос­сия в ми­ро­вой по­ли­ти­ке XIX в. В част­но­сти, одер­жан­ные в хо­де­рус­ско-ту­рец­ких кон­флик­тов по­бе­ды, осво­бож­де­ние по­ра­бо­щен­ных тур­ка­ми на­ро­дов спо­соб­ство­ва­ли по­чи­та­нию св. Алек­сандра Нев­ско­го в Ев­ро­пе. Со­бо­ры в честь Алек­сандра Нев­ско­го бы­ли воз­ве­де­ны в Па­ри­же (1859–1861), Со­фии (1883–1912), Вар­ша­ве (1894–1900), Бел­гра­де (1894–1912) и Тал­лине (1895–1900).

Св. Александр Невский в житии.Икона XIX в. Частное собрание

Осо­бое по­чи­та­ние свя­то­го Алек­сандра Нев­ско­го свя­за­но с за­щи­той Ро­ди­ны в го­ды Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны 1941–1945 гг. По при­зы­ву Бла­жен­ней­ше­го мит­ро­по­ли­та Мос­ков­ско­го Сер­гия ве­ру­ю­щим на­ро­дом бы­ли со­бра­ны сред­ства для со­зда­ния авиа­ци­он­ной эс­кад­ри­льи име­ни Алек­сандра Нев­ско­го. На од­ном из ис­тре­би­те­лей с над­пи­сью на бор­ту «Алек­сандр Нев­ский» сра­жал­ся Ге­рой Со­вет­ско­го Со­ю­за Алек­сандр Дмит­ри­е­вич Би­лю­кин; за го­ды вой­ны он вы­пол­нил 430 успеш­ных бо­е­вых вы­ле­тов, в 36 воз­душ­ных бо­ях лич­но сбил 23 и в со­ста­ве груп­пы 1 са­мо­лет про­тив­ни­ка.

Свя­то­му бла­го­вер­но­му кня­зю Алек­сан­дру Нев­ско­му на Ру­си по­свя­ще­но мно­же­ство хра­мов. Так, в пре­де­лах Мос­ков­ской епар­хии из чис­ла рус­ских свя­тых боль­ше все­го хра­мов по­свя­ще­но имен­но ему. Мно­го­чис­лен­ные ико­ны свя­то­го на­хо­дят­ся в во­ин­ских ча­стях и на бо­е­вых ко­раб­лях во­ору­жен­ных сил Рос­сии. Нет со­мне­ния в том, что на ос­но­ве из­вест­ных ико­но­гра­фи­че­ских сю­же­тов по­явят­ся и но­вые, сви­де­тель­ству­ю­щие о мо­лит­вен­ном по­чи­та­нии и бла­го­дат­ной по­мо­щи свя­то­го, про­из­нес­ше­го неко­гда зна­ме­ни­тые сло­ва: «Не в си­ле Бог, а в прав­де».

Епи­скоп Ба­ла­ши­хин­ский Ни­ко­лай

Ис­точ­ни­ки и ли­те­ра­ту­ра

[1] Ан­то­но­ва В.И., Мне­ва Н. Е. Ка­та­лог древ­не­рус­ской жи­во­пи­си XI – на­ча­ла XVIII вв. (Гос. Тре­тья­ков­ская га­ле­рея). Т. 1–2. М., 1963.

[2] Бе­гу­нов Ю. К. Жи­тие Алек­сандра Нев­ско­го в стан­ко­вой жи­во­пи­си на­ча­ла 17 ве­ка. ТОДРЛ. Т. 22. М.-Л., 1966.

[3] Древ­не­рус­ские кня­же­ские жи­тия. М., 2001.

[4] Ико­ны Вла­ди­ми­ра и Суз­да­ля. Го­судар­ствен­ный Вла­ди­ми­ро-Суз­даль­ский­и­сто­ри­ко-ар­хи­тек­тур­ный и ху­до­же­ствен­ный му­зей-за­по­вед­ник. М., 2006.

[5] Иули­а­ния (Со­ко­ло­ва), мо­на­хи­ня. Труд ико­но­пис­ца. Свя­то-Тро­иц­кая Сер­ги­е­ва лав­ра,1995.

[6] Кв­ли­вид­зе Н. В. Алек­сандр Яро­сла­вич Нев­ский. Ико­но­гра­фия. Пра­во­слав­ная эн­цик­ло­пе­дия. Т. 1. М., 2000.

[7] Князь Алек­сандр Нев­ский и его эпо­ха. СПб., 1995.

[8] Ко­маш­ко Н.И., Са­ен­ко­ва Е. М. Рус­ские жи­тий­ные ико­ны. М., 2007.

[9] Му­зей име­ни Ан­дрея Рубле­ва. Из но­вых по­ступ­ле­ний. М., 1995.

[10] На­за­рен­ко А. В. Алек­сандр Яро­сла­вич Нев­ский. Пра­во­слав­ная эн­цик­ло­пе­дия. Т. 1. М., 2000.

[11] Охот­ни­ко­ва В. И. По­весть о жи­тии Алек­сандра Нев­ско­го. СККДР. Вып. 1. Л, 1889.

[12] Пан­чен­ко О. В. Из ар­хео­гра­фи­че­ских изыс­ка­ний в об­ла­сти со­ло­вец­кой книж­но­сти. «Ка­нон всем свя­тым, иже в Ве­ли­цей Рос­сии в по­сте про­си­яв­шим». Со­чи­не­ние Сер­гия Ше­ло­ни­на. ТОДРЛ. Т. 56. СПб., 2004.

[13] Под­обе­до­ва О. И. Ми­ни­а­тю­ры рус­ских ис­то­ри­че­ских ру­ко­пи­сей. К ис­то­рии рус­ско­го ли­це­во­го ле­то­пи­са­ния. М., 1965.

[14] Пол­ное со­бра­ние рус­ских ле­то­пи­сей. Т. 12–13. Ле­то­пис­ный сбор­ник, име­ну­е­мый Пат­ри­ар­шей или Ни­ко­нов­ской ле­то­пи­сью. М., 2000.

[15] Смир­но­ва Э.С., Ла­у­ри­на В.К., Гор­ди­ен­ко Э. А. Жи­во­пись Ве­ли­ко­го Нов­го­ро­да, XV век. М., 1982.

[16] Со­ко­лов М. И. Пе­ре­пис­ные кни­ги Ко­стром­ско­го Ипа­тьев­ско­го мо­на­сты­ря 1595 го­да. М., 1890.

azbyka.ru

Икона князя Александра Невского в чем помогает

Художественный образ формирует представление об исторических фактах и личностях. Поэтому икона благоверного князя Александра Невского представляет преображенный и просветленный лик, удаленный от мирской мишуры. Это воплощение могущества, мужества и мудрости.

Александр Невский

Родился Александр в семье князя Ярослава и княжны Феодосии. Его дед князь Всеволод объединил русские земли от Владимира до Рязани. В шесть лет он прошел посвящение в воины. Как только сыну исполнилось семь лет, отец взял с собой в Новгород, куда его призвали на княжество.

С ранних лет он учился боевому искусству, а в шестнадцать лет участвовал в первом бою с отцом. Это были сложные времена для Руси. На восточной границе грозили монгольские захватчики, а на западной немецкий орден и шведы. Божий промысел определил защитником земли русской князя Александра. Первая победа была над шведами на реке Нева, за этот подвиг он получил имя Невский. Ему в это время не было еще двадцати лет.

Кроме шведов на западе беспокоили немецкие рыцари Тевтонского ордена, которые захватили города Капорье и Псков. В 1942 году князь Александр освободил города и разгромил немецких рыцарей на Чудском озере. Все свои победы он одержал в молодом возрасте и не потерпел ни одного поражения.

Он был не только бесстрашным полководцем, но и мудрым политиком. Когда западной границе Руси ничто не угрожало, то опасность шла с востока в лице хана Батыя с татарскими ордами. Александр неоднократно посещал с визитом Золотую орду и решил, что лучше платить дань, чем воевать. Он сумел организовать в Орде православную общину и известно, что потомок Чингисхана принял православную веру под влиянием князя.

Так же читайте:  Молитва Матроне Московской о любви к парню

Умер князь в дороге из Орды в Городце в 1263 году. Ближайшим городом для захоронения был выбран Владимир, куда через девять дней пути доставили тело. Все священные служители засвидетельствовали чудо, тело покойного не имело признаков разложения. Народное поклонение останкам святого князя началось в 1380 году, а официальная канонизация произошла во времена Ивана Грозного через 150 лет.

У вас есть телеграм? Если да, тогда вам понравится наша православная группа: t.me/molitvaikona, заходите, мы ждем Вас!

Образы святого раннего периода представляют его в монашеском одеянии, которое отражают духовное значение его заслуг. Изображение «Битвы новгородцев с суздальцами» представляет большой раритет. События происходили до появления князя Александра на свет, что свидетельствует о вневременности жития Божьего угодника.

В изображениях князя Александра допетровского времени доминирует монашеская интерпретация. Икона в Софиевском соборе представляет Александра Невского со свитком в руках, на котором надпись «боятся Господа и исполнять заветы». Вместе с князем изображены Иоанн и Авраамий Ростовский.

Замечательным произведением русской живописи является икона Александра Невского в соборе Василия Блаженного в Москве. На ней изображены не только события при жизни князя, но и Крымская битва, сражение с крымским ханом Гиреем.

Изменение трактовок иконописи произошло во времена правления Петра первого. Царь считал себя преобразователем и продолжателем борьбы с иноземной экспансией. В знак глубокого уважения к святому царь Петр основал Александро-Невской монастырь. Останки Святого были торжественно доставлены из Владимира и помещены в новой обители. С этого времени внимание уделяется военным доблестям князя. На иконах его изображают в военной одежде, царской мантии и оружием в руках. На голове шлем с крестом, под накидкой кольчуга. Князь на иконах с широкими плечами и мощными руками, красивым лицом и видом полной боевой решительности.

В конце девятнадцатого начале двадцатого века такие художники как Васнецов и Нестеров создают образы князя религиозно-национального стиля. Икона во Владимирском соборе города Киева представляет князя былинным героем, а в храме Спаса-на-Крови в Санкт Петербурге смиренным иноком. Чудотворная икона Александра Невского находится в соборе города Нижний Новгород.

Значение иконы Александра Невского и в чем помогает

Россия во времена Александра Невского переживала сложный период, который был связан с захватом территорий и религиозным давлением. Русь после падения Византии получила в наследство не только веру, но и недоброжелателей, которые стали вторгаться на русские земли. Римская церковь проводила экспансию чужих земель, и папа римский неоднократно требовал подчинения от князя.

Значение иконы Александра Невского состоит в олицетворении защитника отечества. В периоде правления князя можно выделить несколько положительных моментов:

  • разгромил немцев на Чудском озере и шведов на Неве;
  • сохранил православную веру;
  • защитил интересы Русских княжеств на востоке и западе;
  • сделал Золотую Орду своим единомышленником.

Молитва ему как благодетелю военных действий началась после чудес перед битвой на Куликовском поле и получение останков князя его внуком Дмитрием Донским, который сверг монголо-татарское ярмо.

В чем помогает икона Александра Невского:

  • Святой является благодетелем всех военных служащих, дипломатов, людей, спасающих чужие жизни, руководителей на ответственных постах.
  • Православные молятся с просьбой дать мужества и отваги в боевых сражениях.
  • Перед любым важным военным походом служители церкви молились Святому.

Во времена отечественной войны была названа его именем военная авиационная эскадрилья. В тяжелые времена для страны был поставлен фильм Сергея Эйзенштейна о полководце победителе немцев, который вдохновлял солдат на борьбу с фашизмом.

За особые боевые доблести был учрежден орден Александра Невского в русской и советской армии. Популярность князя известна далеко за пределами России. В его честь названы соборы в Болгарии, Грузии, Сербии, Греции.

Так же читайте:  Акафист Анастасии Узорешительнице

Жизнь князя Александра была короткой сорок два года, но за это время сделал то, что другим жизни не хватит, повлиял на ход мировой истории. День памяти великого полководца и защитника отчизны — 6 декабря.

Смотрите еще видео рассказ об иконе благоверного князя:

Икона князя Александра Невского в чем помогает

tolkovanie.info


Смотрите также