Храм пресвятой богородицы


Собор Пресвятой Богородицы

Собор Пресвятой Богородицы. Дионисий. Роспись Похвальского придела Успенского собора Московского Кремля. 1481 г.

Празднование Собора Пресвятой Богородицы совершается 8 января, на второй день после Рожества Христова.  

Содержание

Собор Пресвятой Богородицы. История праздника

В богослужебном годовом круге есть такая особенность: после великого праздника на следующий день совершается память святых, послуживших этому событию. Так, после Рождества Христова отмечается Собор Пресвятой Богородицы, после Богоявления — Собор Иоанна Предотечи, после дня памяти святых верховных апостолов Петра и Павла — Собор двенадцати апостолов. На второй день после Рождества Христова празднуется Собор Пресвятой Богородицы. Этот праздник посвящен прославлению Пресвятой Девы Марии, родившей Исуса Христа. Прославляя Пресвятую Богородицу, Церковь вспоминает бегство Святого Семейства в Египет.      

Рождество Христово. Икона Андрея Рублева, 1405 год. Благовещенский собор Московского Кремля

Библиотека Русской веры Cобор Пресвятой Богородицы. Великие Минеи Четьи → Читать онлайн в оригинале

Когда царь Ирод узнал, что волхвы, которые поклонились новорожденному Спасителю, ушли в свою землю, не сообщив ему место рождения Младенца, то Ирод впал в гнев и приказал убить всех младенцев до двух лет в Вифлееме и окрестностях. Но ангел явился во сне Иосифу и велел ему взять Младенца Христа и Пресвятую Богородицу и бежать в Египет. Иосиф сделал, как сказал ему ангел. Когда царь Ирод умер, ангел снова явился Иосифу и велел вернуться в Вифлеем. Иосиф, Дева Мария с Младенцем поселились не в Вифлееме, а в Назарете, опасаясь сына Ирода — Архелая. В первое воскресенье после Рождества Христова совершается память святого праведного Иосифа, которому была обручена Дева Мария, святого царя Давыда, из рода которого происходил Христос, и святого апостола Иакова, брата Господня, сына Иосифова.

Святой праведный Иосиф. Фрагмент фрески. ВизантияСв. апостол Иаков. Фреска. Афон, ХVI век

Установление празднования Собора Пресвятой Богородицы

Установление празднования Собора Пресвятой Богородицы относится к древним временам христианской Церкви. Епифаний Кипрский (ум.403 г.), святой Амвросий Медиоланский (ок.340-397 гг.) и блаженный Аврелий Августин (354-430 гг.) в своих поучениях на праздник Рождества Христова соединяли хвалу родившемуся Христу с хвалой родившей Его Деве Марии. Указание на празднование собора Пресвятой Богородицы на следующий день по Рождестве Христовом содержится в 79 правиле VI Вселенского Собора, который состоялся в 680-681 гг.  

Праздник Собор Пресвятой Богородицы. Богослужение

Тропарь Рожеству Христову, глас 4.

Ржcтво2 твоE хrтE б9е нaшъ, восіS ми1рови свётъ разyмныи. в8 нeмъ бо и4же ѕвэздaмъ служaщіи, ѕвэзд0ю поучaхусz. тебЁ клaнzтисz сlнцу прaведному. и3 тебЁ вёдэти свhше вост0къ, гDи слaва тебЁ.

Кондак Собору Пресвятой Богородицы, глас 6.

И$же прeжде дн7ьни1цы t nц7A бе€м™ре рождeисz, на земли2 без8 nц7A воплоти1сz днeсь и3стебE. тёмже ѕвэздA бlговэствu1етъ волхвHмъ, ѓгGли же спaстыри пою1тъ, не сказaнное ржcтво2 твоE њбрaдованнаz.  

Собор Пресвятой Богородицы. Иконы

Иконография Собора Богоматери сформировалась в конце ХШ века. На Руси иконы Собора Богородицы известны с XIV века. В центре композиции изображается сидящая на троне Богородица с Младенцем на руках. Ее окружают ангелы, пастухи и волхвы. На иконе также изображают прославляющих Богородицу православных гимнографов и Отцов Церкви. Самая ранняя известная фреска с изображением Собора Пресвятой Богородицы находится в церкви Богородицы Перивлепты в Охриде (1295 г.). Самая древняя русская икона Собора Пресвятой Богородицы, датируемая к. XIV — нач. XV вв., происходит из Пскова. Икона весьма отличается как от предшествующих византийских памятников, так и от русских икон и фресок более позднего времени. В центре иконы изображена Богородица на троне, который имеет изогнутую асимметричную спинку и украшен белой завесой. Однако Богородица не держит на руках Младенца Христа, хотя именно так Она изображается во всех других произведениях на этот сюжет. На этой иконе перед Богородицей, на Ее груди, помещено заключенное в двухцветную восьмиконечную «славу» изображение Христа, которое Она как бы  придерживает.

Собор Пресвятой Богородицы. Середина XV в. Ростово-Суздальская школа. Москва, дом-музей П.Д. Корина

Собор Пресвятой Богородицы. Икона из Варваринской церкви в Пскове. Конец XIV- нач. XV в. Москва, ГТГ

Слева от трона Девы Марии изображены приносящие дары волхвы, один из них указывает на звезду, изображение которой на иконе не сохранилось. Справа и слева от подножия трона написаны фигуры двух женщин, которые олицетворяют Пустыню и Землю. Пустыня одета в красное, она подносит Христу ясли, а Земля облачена в зеленый плащ: одной рукой она как бы протягивает вертеп, а в другой держит процветшую ветвь. Вверху, над горками, изображены ангелы и дивящиеся пастухи. В верхних углах изображения особо почитаемых святых — Николы Чудотворца и великомученицы Варвары. Изображение именно святых, вероятно, выполнено по желанию заказчика, и не имеет прямого отношения к иконографии. В нижней части образа изображены три мужа в белых одеждах, похожих на стихари, юный чтец, а также юноша. Эта сцена и по сей день  не имеет однозначной интерпретации. В научной литературе встречаются противоречивые истолкования. Предполагают, что вся группа в целом может олицетворять разные формы прославления Богородицы, совершаемого людьми. Три центральных фигуры рассматривались как хор певчих, как диаконы, как Богоотцы Давыд, Иосиф и Иаков. Их называли «пастырями»  в конкретном и иносказательном значении этого слова, понимая под этим и странствующих исполнителей духовных стихов, посвященных библейским событиям.

Существуют и более поздние иконописные изображения и фрески Собора Пресвятой Богородицы. Как уже говорилось выше, Пресвятая Дева изображается восседающей на троне с Младенцем Христом, в окружении ангелов, волхвов, которые преподносят дары Спасителю, и святых.

Собор Пресвятой Богородицы. Дионисий. Роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. 1502 г.

Собор Пресвятой Богородицы. XVI в. Великий Устюг. Государственный музей палехского искусства, Палех

Собор Пресвятой Богородицы. Икона из Успенской церкви села Варзуга. Конец XVII в. Русский Север. Государственный Эрмитаж

Народные традиции праздника Собор Пресвятой Богородицы

В народе праздник Собора Пресвятой Богородицы называли «Бабьи каши». В этот день было принято почитать рожениц и повивальных баб. В деревнях 8 января пекли пироги и угощали ими рожениц. В крестьянских семьях с детьми в этот день родители готовили яства и отправлялись с поклоном в гости к повитухе, которая принимала роды. По древнерусским традициям в день Собора Пресвятой Богородицы женщины ощущали свое особенное единство с Богородицей, вот почему они оставляли Ей в дар хлеб. Женщины пекли хлеб и приносили его в церковь: часть угощений они оставляли у алтаря, а часть после освящения несли домой. Также в этот день полагалось варить кашу. Считается, что эти традиции имею языческое происхождение, поскольку языческие верования долгое время бытовали после Крещения Руси. Известно, что до Крещения на Руси было многобожие. Среди богов почитали покровительницу всех женщин — Макошь, культ которой после Крещения Руси изменился и смешался с христианским праздником Собора Богородицы.

ruvera.ru

Покров Богородицы. История и традиции

Наста днесь пресветлыи праздник, Пречистая Дево, честнаго Твоего Покрова

Покров Богородицы. Фреска Ферапонтова монастыря. Дионисий, 1502 год

Покро́в Пресвятыя Влады́чицы на́шея Богоро́дицы и Приснодевы Марии празднуется 14 октября (1 октября по старому стилю). Этот праздник не входит в число двунадесятых, однако является одним из самых необычных и почитаемых. По благочестивому обычаю он относится к великим праздникам. Покров Пресвятой Богородицы известен на Руси со второй половины XII века. По преданию, этот праздник установил князь Андрей Боголюбский.

Содержание

Покров Пресвятой Богородицы. Событие и история праздника

В праздник Покрова Пресвятой Богородицы верующие вспоминают чудо явления Богородицы известному христианскому святому Андрею, Христа ради Юродивому, и его ученику Епифанию. Описание этого видения приводится в житии Андрея Юродивого, помещенном в Великих четьи-минеях святителя Макария Московского 2 октября по старому стилю, на следующий день после праздника Покрова. 

Стра́шно и чу́дно виде́ние честну́ю свя́тцу (т.е. честных святых — в славянском языке кроме единственного и множественного имеется двойственное число — прим. ред.) Андре́я и Епифа́ния, ка́ко ви́деста на возду́се святу́ю Богоро́дицу, прише́дшу Влахе́рну в святу́ю це́рковь с а́нгелы и с Предоте́чею и с Богосло́вцем Иоа́нном и с ине́ми мно́гими святы́ми. Наро́ду стоя́щу в це́ркве, ви́деста моля́щуся с слеза́ми к Сы́ну за ве́сь ми́р. И глаго́ла Андре́й к Епифа́нови: «Ви́диши ли Цари́цу и Госпожу́ все́х, моля́щися за́ мир?» Он же рече́: «Ви́жу, о́тче!» И покры́вши честны́м свои́м омфо́ром, светя́щися па́че еле́ктора лю́ди су́щая в це́ркве.

Согласно описанному видению, Богородица по воздуху пришла царскими вратами во Влахернскую церковь Константинополя в сопровождении ангелов, Иоанна Предотечи, Иоанна Богослова и сонма святых. Остановившись вблизи амвона, перед алтарём, Богородица сняла с головы омфор и держала над молящимися в церкви людьми. Омфор при этом сиял, как електор (от греч. ἤλεκτρον — янтарь, прим. ред.). Андрей Юродивый — будущий известный христианский святой, славянин, попавший некогда в византийский плен. Омфор или покров — женский головной убор, большое покрывало, закрывающее голову и плечи. Святые Андрей и Епифаний видели, как Богородица покрыла своим омфором всех людей, молившихся в храме, защищая их от бед и напастей — зримое выражение молитвенной помощи Богородицы, молящейся «со слезами к Сыну за весь мир». Чувством радости и благодарности проникнуты церковные песнопения этого праздника. Пресвятая Богородица — наша заступница перед Богом, благодатный покров ее молитвы защищает нас от зла и напастей.

Библиотека Русской веры Поучение на Покров Пресвятой Богородицы. Великие Минеи Четьи →

Читать онлайн в оригинале

Покров Пресвятой Богородицы. Богослужение

Древнейшие русские стихирари (сборники стихер, праздничных песнопений) включают в себя и песнопения Покрову. На сегодняшний день известна самая ранняя служба Покрову Богородицы из минеи XIV века. А первые упоминания об этом празднике имеются в Прологах, сборниках поучительных текстов, которые датируются концом XII — началом XIII века. Уже к XV веку праздник Покрова получил общерусское распространение. В Великих четьих-минеях, составленных святителем Макарием, имеется уже не одно, а несколько похвальных слов на праздник Покрова, написанных в разное время. В XVI веке, при святителе Макарии, митрополите Московском и всея Руси (ок. 1482–1563), и первом русском царе Иване Грозном (1530–1584) праздник становится одним из самых почитаемых в русской Церкви.

Чувством радости и благодарности проникнуты церковные песнопения этого праздника. Пресвятая Богородица — наша заступница перед Богом, благодатный покров ее молитвы защищает нас от зла и напастей. Вот как говорится об этом в праздничном тропаре:

Дне́сь благове́рнии лю́дие све́тло пра́зднуем, осеня́еми Богома́ти твои́м прише́ствием, и к твоему́ взира́юще пречи́стому О́бразу уми́льно глаго́лем, покры́и на́с честны́м Си амфо́ром, и изба́ви нас от вся́кого зла, моля́щи Сы́на своего́, Христа́ Бо́га на́шего, да спасе́т душа́ на́ша

Русский текст:

Сегодня мы, православные люди, радостно празднуем, осеняемые, Мати Божия, твоим пришествием, и взирая на твой пречистый Образ с умилением просим, укрой нас честным твоим покровом, и избавь нас от всякого зла, молясь к Сыну своему, Христу Богу нашему о спасении душ наших.

Библиотека Русской веры Канон Покрову Пресвятой Богородицы →

Читать онлайн

Кондак празднику:

Де́вая дне́сь предстои́т в це́ркви, и с ли́ки святы́х неви́димо за ны мо́лится Бо́гу.  А́нгели со святи́тели покланя́ются, апо́столи же с проро́ки ликовству́ют. На́с бо ра́ди Богоро́дица мо́лит Христа́ Преве́чнаго Бо́га.

Русский текст:

Сегодня Девая предстоит в храме и с сонмами святых невидимо за нас молится Богу. Ангелы со архиереями поклоняются, апостолы же со пророками ликуют. Потому что за нас молит Богородица Христа Превечного Бога. 

Храмы Покрова Пресвятой Богородицы

На Руси церкви в честь Покрова Божией Матери стали строить в XII веке. В 1165 году Андрей Боголюбский построил первый храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы — церковь Покрова на Нерли. Этот белокаменный храм, всемирно известный памятник архитектуры, возведен на рукотворном холме среди заливного луга при слиянии рек Нерли и Клязьмы. Весной вода поднимается так высоко, что белокаменный храм оказывается стоящим на маленьком островке.

Храм Покрова на Нерли

После взятия Казани был построен собор Покрова на Рву, называемый в народе «собор Василия Блаженного». Первый временный, деревянный Покровский собор был построен осенью 1554 года. Строительство каменного собора продолжалось шесть лет, закончилось в 1561 г. До постройки в 1600 г. колокольни Ивана Великого, Покровский собор был самым высоким зданием в Москве.

Собор Василия Блаженного (храм Покрова на Рву)

Большинство храмов на Руси освящались в честь Богородичных праздников. Эта традиция сохранилась и в старообрядчестве. Особенно много храмов старообрядцы освящали во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Связано это, по-видимому, с тем, что первый храм, построенный после раскола на Ветке, был Покровским.

Покровский кафедральный собор Русской Православной старообрядческой Церкви на Рогожском кладбище

Главный храм Русской Православной старообрядческой Церкви — Покровский собор на Рогожском кладбище, построенный в 1790-1792 гг. по проекту архитектора М. Ф. Казакова. Первоначально планировалось построить пятиглавый храм в стиле классицизма. Но его внушительные размеры могли затмить Успенский собор Московского Кремля, поэтому по приказанию императрицы Екатерины II проект скорректировали: из пяти глав оставили одну, убрали алтарную абсиду и понизили высоту здания. В результате этих переделок изнутри храм кажется больше, чем снаружи. До восстановления храма Христа Спасителя это был самый большой храм в Москве.

Храм РПСЦ во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, г. Миасс Челябинской области

Кроме кафедральных соборов, и во многих приходских храмах сегодня престольный праздник: в общинах Русской Православной старообрядческой Церкви в городах Санкт-Петербурге, Барнауле, Ижевске, Ростове-на-Дону, Хабаровске, Ржеве Тверской области, Миассе Челябинской области, Вереи Московской области и множестве других городов и сел России, Украины, Казахстана, Молдовы, Румынии, Болгарии и Канады.

Покровский собор Русской Древлеправославной Церкви (м. Павелецкая)

Кафедральный собор другого старообрядческого согласия, Русской Древлеправославной Церкви, также освящен во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Храм был построен в 1908-1910 годах общиной белокриницкого согласия. В советские годы был закрыт, передан в 1990 году общине Русской Древлеправославной Церкви. Также Покров является храмовым праздником для общин Русской Древлеправославной Церкви в городах Самаре и Белгороде, селах Новый Заган и Бичуры Республики Бурятия.

Храм РПСЦ во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, с. Стрельниково Костромской области

Сегодня престольный праздник у поморской общины храма в Токмаковом переулке г. Москвы и множестве приходов России, Белоруссии, Молдовы, Украины и стран Балтии. В США храмовый праздник отмечают одновременно белокриницкая и поморская общины г. Вудбурн (штат Орегон).  

Покров Пресвятой Богородицы. Иконы

Иконография Покрова основывается на Житии Андрея, Христа ради юродивого, в котором описывается явление Покрова Богородицы. Самые древние на Руси изображения праздника Покрова XIV веку. Известны две основные иконографические традиции Покрова — «суздальская» и «новгородская». На одних иконах Богородицу изображают перед храмом, она сама простирает свой омфор надмолящимися.

Покров Богоматери. Первая половина XVI века. Собрание Вологодского музея-заповедника. В точности повторяет икону из Зачатьевской церкви Покровского монастыря в Суздале

На других иконах Богородица изображается стоящей внутри храма и молящейся вместе с другими людьми, а омфор поддерживают ангелы.

Покров Пресвятой Богородицы. Около 1399 г. Новгород

В конце XV века эти две иконографические традиции стали объединяться.

«Покров Богородицы» из Воскресенского Горицкого монастыря. XVI век

Покров Богородицы с клеймами. XVI век. Устюженский краеведческий музей

Покров пресвятой Богородицы/ Современная старообрядческая икона. Мастерская Борисов в Коломне  

Народные традиции праздника Покрова Богородицы

В народной традиции с Покрова начиналась пора свадеб — после сбора урожая, когда были окончены основные полевые работы, имелось достаточно времени и продуктов для угощения. Поэтому праздник Покрова считается покровителем свадеб, и это был как бы девичий праздник. Девушки-невесты старались в этот день непременно пойти к службе, поставить свечу перед образом Покрова Богородицы, причем была уверенность, что девушка, первая поставившая свечу, и замуж выйдет раньше всех.

Отсюда и народная поговорка: «Покров-праздничек, покрой землю снежком, а мою голову венцом». С этого времени девушки устраивали вечерние посиделки с рукоделием.

Также считалось, что с этого времени начинается зима, выпадает первый снег, покрывая землю. Начинали топить печи, конопатили избы, «закармливали» на зиму скот. В этот день скотине отдавали последний сноп с последней полосы, который назывался «пожинальником». Этот сноп во время уборки хлеба дожинали непременно всей семьей, и потом хранили в переднем углу избы до Покрова. В этот день его скармливали скотине, надеясь тем самым предохранить ее от зимней бескормицы и всех напастей, которые могли подстерегать в самое тяжелое и суровое время года.

ruvera.ru

Храм Рождества Пресвятой Богородицы(при Санктпетербургской государственной консерватории имени Николая Андреевича Римского-Корсакова)

Приветствуем Вас на сайте общины храма Рождества Пресвятой Богородицы (при Санктпетербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова) Санктпетербургской Митрополии Русской Православной Церкви Московского Патриархата!

от Великого поста до Пятидесятницы календарь-таблица на период пения Триоди в 2019 г.

+

Новости

+

Текущие события

2019

Май

  • 12 мая (Воскресенье): Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц 10:00 — Божественная Литургия (в храме Успения Пресвятой Богородицы деревни Лéзье, что во Мгинском городском поселении Кировского района Ленинградской области)
  • 26 мая (Воскресенье): Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне 10:00 — Божественная Литургия (в храме Успения Пресвятой Богородицы деревни Лéзье, что во Мгинском городском поселении Кировского района Ленинградской области)

Июнь

  • 16 июня (Воскресенье): ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ. ПЯТИДЕСЯТНИЦА 10:00 — Божественная Литургия и великая вечерня (в храме Успения Пресвятой Богородицы деревни Лéзье, что во Мгинском городском поселении Кировского района Ленинградской области)

+

До сентября 2016 г., в связи с реконструкцией исторического здания консерватории, все богослужения в период ремонтно-восстановительных работ совершались в помещении домовой церкви во имя преп. Сергия Радонежского школы-интерната № 24.

С 1 сентября здание школы-интерната перешло в оперативное управление ГБОУ школы № 627 Невского района Санкт-Петербурга, и администрация учебного заведения намерена использовать пространство храма для учебных целей.

Летом 2017 г. активисты общины храма сильно затянули с обращением в городскую администрацию с просьбой о помощи в продолжении совершения богослужений, и в начале сентября администрация школы ликвидировала домовый храм.

nativitas.ru

Праздник Собор Пресвятой Богородицы. Введение во храм Пресвятой Богородицы

Январь по праву называют одним из самых богатых на праздники месяцев. Помимо любимых всеми Нового Года и Рождества, 8 числа этого месяца отмечают важный церковный праздник – Собор Пресвятой Богородицы.

Почему этот день так важен с религиозной точки зрения?

Церковь празднует Собор Пресвятой Богородицы не случайно на следующий день после Рождества Христова. Служители господа обращаются с хвалебными молитвами к Матери Иисуса, которая была избрана Господом для рождения Сына Божьего. В Библии написано о непорочном зачатии и безболезненных родах Марии. По той причине, что она - Та самая, избранная дева, в церковных обычаях принято чествовать мать Иисуса сразу после Дня Его Рождения.

Почему праздник называется Собором?

Богородица удостоена чествования круглый год. Имеется множество церковных обрядов, посвященных ее рождению, получению ею Благой вести от ангела и так далее. Праздник Собор Пресвятой Богородицы назван так потому, что он направлен на общее служение Марии. Речь идет о соборной службе, где провозглашаются молитвы для Богоматери, а также лиц, приближенных к ней и Иисусу Христу: царю Давиду, святым Иосифу и Иакову.

Иосиф Обручник и святой Иаков

Для рода Давидова рождение Мессии стало величайшим событием, несмотря на то, что действие протекало в неприглядной пещере Вифлеема. Родственников у Марии не было, и в момент рождения Иисуса рядом был лишь Иосиф Обручник, который был уже в почтенном возрасте и был призван блюсти девственность Богородицы. Предание гласит, что иудейский первосвященник благословил его на обручение с Марией. Иосиф опекал Богородицу и ее Младенца долгие годы и именно ему во сне явился ангел с предупреждением, что надобно бежать в Египет. Не колеблясь ни минуты, он встал и повел Марию с ребенком за собой. Даже преклонный возраст не помешал Иосифу взять на себя ответственность за две столь важные жизни, и, дабы обеспечивать своих подопечных, он начал работать плотником в Египте, зарабатывая на пропитание.

По плоти Давид был предком Господним, так как по преданию надлежало, чтобы Спаситель был рожденным из рода Давидова. Не менее важная приближенная к Господу персона – Иаков. Он был сыном Иосифа Обручника от первого брака, поэтому его считают братом Господним. Будучи благочестивым и преданным Богу, после воскрешения Христа из мертвых его нарекли настоятелем Иерусалимской Церкви.

Собор Пресвятой Богородицы: история праздника

Дева Мария почитаема людьми с раннего становления Христианской церкви. Праздник Собор Пресвятой Богородицы как таковой начал отмечаться еще в IV веке нашей эры, когда Епифаний Кипрский, Августин Блаженный и Амвросий Медиоланский произвели обряд Богослужения в честь Рождения Христова и соединили его с оным для Матери Его. Официальный статус это церковное событие приобрело лишь в 681 году, когда впервые был проведен собор в честь Девы Марии, Иакова и отца его Иосифа Обручника.

Дата 8 января выбрана не случайно. Среди всех святых Богоматерь удостоена наивысшей чести. Поэтому в качестве дани уважения к Пресвятой Деве церковные служители чествуют ее на следующий день после самого важного религиозного праздника – рождения Спасителя.

Собор Пресвятой Богородицы: особенности праздника

С течением времени некоторые церковные события имеют обыкновение становиться народными. Так, 8 января принято праздновать религиозный праздник – Собор Пресвятой Богородицы, однако на Руси зародились свои обычаи. В народе в этот день прозвали «Бабьи каши». Полагается почитать рожениц и повивальных баб. В деревнях 8 января согласно старым обычаям принято было печь пироги и угощать ими рожениц. В крестьянских семьях, где были дети, в этот день обязанностью родителей было приготовить вкусности, взять водку и отправиться с поклоном в гости к повитухе, которая принимала роды.

По старорусским обычаям в день Собора Пресвятой Богородицы женщины чувствовали свое особое единство с Богоматерью, поэтому оставляли ей в дар хлеб. Как правило, женщины пекли хлебобулочные изделия и приносили их в церковь: часть угощений они оставляли у алтаря, а часть освящали и несли домой.

Считается, что эти обычаи пришли из язычества, которое долгое время процветало на Руси. Известно, что до посвящения русских земель в христианство, люди почитали множество Богов. Среди них была покровительница всех женщин – Макошь, культ которой претерпел метаморфозы и смешался с празднованием Собора Богородицы. Искоренить следы язычества долгое время было невозможно, особенно это касалось поклонению богиням, помогающим женщинам.

Известны случаи, когда параллельно с появившимися христианскими церквями многие крестьянки в деревнях продолжали каждую осень преподносить дары богиням рожениц. Эти закостенелые традиции вызывали гнев отцов церквей, но, тем не менее, даже страх перед наказанием не мешал женщинам осуществлять их ритуалы. Бытует мнение, что во многом празднование Собора Пресвятой Богородицы было маскировкой языческих обрядов, которые проходили во время богослужения и после него. Люди закатывали пиры в этот день, водили хороводы и продолжали навещать рожениц и повитух.

Даже в XVIII веке продолжались гонения на язычников, которые тщательно скрывали свои ритуалы от церквей. Священники называли большинство традиций этого дня дьявольской работой, повергая в смятение всех крестьян. Даже такой нетривиальный обычай, как варить в этот день кашу, они относили к проискам нечистой силы. Интересен тот факт, что освящение хлеба на Собор Пресвятой Богородицы священнослужители также отрицали. В 1590 году Киевский митрополит осуждал людей, называя подобные их действия еретическими.

Кого еще воспевали на Руси 8 января?

По старинному обычаю день Собора Пресвятой Богородицы приходился на 26 декабря. Помимо молитвенного воспевания Девы Марии, славяне отдавали должное памяти пророка Давида, который смог победить своими руками гиганта Голиафа. Крестьяне почитали этого святого и обращались к нему с молитвами за помощью. Считалось, что те, кто верует и молится Давиду, будут избавлены от ярости и гнева. Это поверье сложилось в результате исторических данных о том, что пророк был оруженосцем Саула и часто должен был укрощать строптивого мужа песней и шуткой. Отсюда на Руси зародилось поверье, что, отправляясь в путь, странник должен испросить защиты у Давида. Это должно было обеспечить ему легкую дорогу и избавиться от всяческих напастей, в том числе разбойников и диких зверей.

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Представители христианской религии не понаслышке знают, что календарь исчерчен красным цветом в дни наиболее значимых церковных событий. Дева Мария – одно из самых важных действующих лиц в истории появления на свет Спасителя. Поэтому в ее честь отведено множество хвалебных церемоний, в том числе и проводимый 8 января Собор Пресвятой Богородицы. История праздника уходит в самое сердце истории Нового Завета. Однако на этом список важных событий не подходит к концу, и существует множество других, важных с религиозной точки зрения событий.

Введение во храм Пресвятой Богородицы – праздник, пришедший из древнего Придания. Он относится к двенадцати наиболее важным религиозным событиям года и отмечается на четвертый день декабря.

В этот день по Приданию люди должны вспоминать родителей Богородицы: Анну и Иоакима, которые прожили долгую жизнь до самой старости, но Бог так и не наградил их детьми. До последнего веруя в Божью справедливость, они уповали на Господа в своих молитвах, пообещав, что, если он подарит им долгожданное дитя, то они посвятят его ему. Их просьбы были услышаны Всевышним, и он послал им младенца – прекрасную Марию.

Когда девочке исполнилось три года, Анна с мужем отправились в Иерусалим, чтобы отвести дочь в храм, как и обещали Господу. В виду особой важности обета родители Марии зажгли свечи и устроили сопроводительную процессию девочке. Впереди нее следовали юные девы, а вокруг Марии и родителей – родственники.

Когда процессия подошла к воротам храма, их встретили священники во главе с Захарией, отцом Иоана Крестителя. При входе в Божью обитель стояло 15 ступеней. Родители оставили девочку на первой из них, после чего с удивлением наблюдали, как их дочь самостоятельно поднялась до самого возвышения.

Захария получил послание свыше о том, что должен ввести Марию в самое святое место храма, куда было положено входить только единожды в году. С этого момента можно считать, что начался нелегкий и решающий период в Истории – мать Спасителя начала свой путь. Введение во храм Пресвятой Богородицы – событие праздника, когда юная дева начала служить Господу согласно обещанию родителей.

Пребывание Марии в храме

Летописцем, который записал историю событий о жизни Богородицы в Божьем доме, был Иосиф Флавий. Он поведал, что девочка жила в помещении с другими девственницами и была на попечительстве благочестивых дев. Основными занятиями, которым предавалась девочка, были мольба, рукоделие и чтение молитв. Мария была прилежной ученицей и с детства проявляла себя с лучшей стороны.

По правилам тогдашнего мира, девочка по достижении пятнадцатилетнего возраста должна была покинуть стены храма и обзавестись мужем. Однако в этом вопросе Мария впервые проявила непокорство: она приняла обет оставаться девой до конца дней и посвятить себя служению Богу. Захария, будучи мудрым, предложил выход из ситуации. Он посоветовал престарелому родственнику девочки Иосифу жениться на ней, дабы обеспечить ей достойную жизнь. При этом подразумевалось, что Мария и далее будет оставаться непорочной и сможет исполнить свой обет.

История празднования вхождения во храм Пресвятой Богородицы

Первые упоминания об этом события появились в начале нашей эры, а точнее, эры христианства. В период с 250 по 300 годы н.э. по настоянию императрицы Елены был сооружен первый храм, посвященный памяти вхождения Пресвятой Богородицы во храм. Окончательно празднование этого мероприятия было учреждено в церковных кругах к IV веку.

Празднование проходило пресно и поверхностно, и лишь к началу Х века Георгий Никодимский совместно с Иосифом Песнописцем написали каноны для проведения молитвенных обрядов.

Особенности празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы

Нужно сказать, что любое церковное мероприятие представляет собой обряд. Конечно, в отличие от языческих жертвоприношений, христиане придерживаются гуманных методов, в основном прибегая к помощи молитвенных песнопений, проповедей, помазанию и имитации некоторых исторических событий, носящих символический характер.

Независимо от того, ведется ли служба в храме или проходит любой праздник, например, Собор Пресвятой Богородицы, молитва Богородицы является неотъемлемым атрибутом события. Немаловажными факторами в проведении богослужения выступают одежды священников. Так, в день празднования Введения во храм Богородицы служители Господа облачаются в одеяния синего или голубого цвета. В этот день проводится вечерняя служба, всенощное бдение, литургия.

Особенности праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы подразумевают прочтение лишь предусмотренных текстов: молитва Богородице, одноименный тропарь и кондак, а также ряд специфических богослужебных песнопений.

Распятие в честь праздника

По религиозным понятиям существует 12 наиболее значимых событий в году. Некоторые из них воспеваются не только во время массовых молитвенных песнопений, но и имеют свою собственную атрибутику, как, например, распятие «Введение во храм Пресвятой Богородицы».

Крестики с изображением данной тематики весьма популярны. Они исполняются из различных материалов. На одной стороне крестика можно увидеть Создателя, восседающего на уготованном ему престоле, а с обратной – наблюдать праздничную процессию во время восхождения на ступени храма Марии.

fb.ru


Смотрите также