Дни поминовения усопших


Поминовение усопших

См. раздел ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ

Во всех делах твоих помни о конце твоём (Сир. 7:39). Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лк. 20:38).

Поминове́ние усо́пших — богоугодное действие, ходатайственного характера, направленное на улучшение участи усопших.

Для христианина смерти, как исчезновения, или прекращения существования, нет. Смерть – это завершение земного пути, прекращение страданий, своеобразный рубеж, за которым наступает то, к чему он всю жизнь шел и стремился. Кто познал истину и умер в вере, тот победил смерть, вместе с Воскресшим Христом. Церковь не разделяет своих членов на живых и мертвых, у Христа все живы.

По учению Святой Православной Церкви все верующие в Господа Иисуса Христа не умирают, но живут вечно. «Всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет во век» (Ин. 11:26). Поэтому умирающие православные христиане не перестают быть членами Святой Церкви, сохраняя молитвенное общение со всеми остальными ее чадами.

Любовь не умирает

Плодом жизни любого человека является только одно – любовь, которую он смог проявить в своей жизни. После временного разлучения души и тела до Страшного Суда, усопший уже не может творить дела любви, но его любовь может умножаться через его близких в его память. Близкие могут духовно возрождаться, желая помочь усопшему, поминать его на Литургии, молиться о нём, творить дела милосердия в его память.

Поминовение на Божественной литургии

«Всякий желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь может наилучшим образом сделать это молитвой о них и, в особенности, подачей записки для поминовения на Божественной литургии. Ничего лучшего и большего сделать для них мы не можем. Это им всегда необходимо…» (архиеп. Иоанн (Максимович)).

Милостыня

Кроме молитвы за усопших ещё одним действием поминовения их является милостыня. Под милостынею понимается не только подаяние нищим в память усопшего, но всякое благодеяние по отношению к нуждающимся.

Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Роскошное погребение, не есть любовь к умершему, но тщеславие. Если хочешь соболезновать об умершем, покажу тебе иной способ погребения и научу тебя полагать ризы, убранство, достойное его и его прославляющее: это милостыня».

Молитва

Любовь к умершим родственникам возлагает на нас, ныне здравствующих, святую обязанность – молиться о спасении их душ. По словам священника Николая Успенского, «…молясь об усопших родственниках, мы доставляем им единственное благо, которого жаждут их души, – помилование от Господа».

Для молитв за умерших назначен особый день в седмице – суббота, в которую полагается заупокойная служба (кроме праздников, если случатся в этот день).

Помимо частных поминовений усопших, Святая Церковь установила общие поминовения. Дни особого общего поминовения усопших называются родительскими субботами. В эти дни поминаются все от века умершие христиане. Почему именно в субботы, а не в другие дни, полагается моление об упокоении душ? Потому что день субботы, как день покоя, по своему значению есть наиболее примечательный для моления – упокоить умерших со святыми. А родительскими они называются потому, что каждый человек поминает, прежде всего, самых близких людей – своих родителей. Это:

– Мясопустная вселенская родительская суббота за неделю перед Великим Постом; – Троицкая вселенская родительская суббота перед днем Святой Троицы; – Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й недели Великого Поста;

– Димитриевская родительская суббота (за неделю перед праздником памяти великомученика Димитрия Солунского – Небесного Покровителя благоверного великого князя Дмитрия Донского); Радоница (во вторник второй недели после Пасхи),

– 9 мая – день поминовения всех погибших и трагически умерших в период Великой Отечественной войны.

Накануне родительских дней вечером в храмах совершаются парастасы – заупокойные всенощные бдения, а после литургии бывают вселенские панихиды.

Из глубокой древности идет обычай совершать о каждом усопшем поминовение в третий, девятый и сороковой дни по его кончине, а также совершать сорокоусты. Сорокоуст – это непрерывное поминовение в течение 40 дней по кончине.

Также поминовению усопшего посвящается годовой день смерти, день рождения и именин в том смысле, что умерший жив и бессмертен по духу и некогда совершенно обновится, когда Господь воздвигнет тело его.

Помимо участия в заупокойных богослужениях, Святая Церковь заповедует своим чадам поминать усопших и на домашней молитве. Здесь каждому молящемуся предоставляется некоторая свобода для проявления личного усердия. В дополнение к вечерним и утренним молитвам иноки и миряне прочитывают помянник, совершая поименное поминовение живых и мертвых. Кроме того, существует древний обычай читать псалтирь по усопшим. На домашней молитве по благословению духовника может быть совершено поминовение и тех, кого нельзя поминать на церковном богослужении – своих родных и близких, скончавшихся вне ограды Православной Церкви – некрещеных, еретиков и т.д. Оптинские старцы разрешали на домашней молитве поминать даже самоубийц.

Слышат ли усопшие наши молитвы о них?

Общение между земной и Небесной Церковью несомненно существует. Оно основано на христианской любви и выражается в молитвенной помощи друг другу. Спаситель говорит: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лук.20:38). Апостол Павел пишет: «Любовь никогда не перестаёт» (1Кор.13:8). 

Вопрос о том, как именно отражаются на усопших молитвы за них со стороны членов земной Церкви, не имеет в Православном Догматическом Богословии детального, вплоть до подробностей, раскрытия. О чём можно говорить с уверенностью, богоугодные молитвы за почивших ближних не остаются бесплодными; благодаря молитвенному повиновению почившие могут получать утешение и отраду. Мы не можем точно сказать, что усопшие именно слышат наши молитвы, но можем утверждать, что они чувствуют их.

О каких-то деталях из жизни усопших и о том, как на них сказываются обращенные к Богу молитвы, можно узнать из содержания частных откровений, преподававшихся в разное время тем или иным святым.

Так, из откровения преподобному Григорию, ученику святого Василия Нового, известно, что душа блаженной Феодоры (после её физической смерти), проходя через мытарства, ощущала на себе следствие молитв духовника, отца Василия. При этом она понимала, кто за неё молится. Его молитвы способствовали ей в прохождении мытарств.

Довольно внимательно к этому вопросу относился святитель Григорий Двоеслов. В одном из наиболее известных произведений этого автора, «Диалоги…», представлена история о двух благочестивых женах, которые, к сожалению, не могли обуздать свои языки. Они не сделали этого даже и после того, как были обличены и наставлены «человеком Божьим», предупредившем их, что если не исправятся, то он отлучит их от Церкви. Вскоре остроязычные женщины умерли и были погребены в пределах местного храма. Когда в храме совершалась Евхаристия, и диакон, в определенное время, согласно традиции, указывал лишённым общения покинуть собрание верных, бывшая кормилица умерших жен видела, как они, вдруг, поднимались из гробов и удалялись вон. Когда она сообщила об этих видениях «человеку Божьему», тот вручил ей просфора и велел принести её Господу. После того, как она выполнила распоряжение святого, усопшие больше не «поднимались» из гробов и не удалялись из церкви. Из сказанного следует, что каким-то таинственным образом душам женщин становилось известным возглашение диакона, однако каким, святитель Григорий не объясняет.

Свидетельств подобного рода известно немало, однако, следует помнить, что не всё, о чём в них сообщается, можно понимать буквально: в них много загадочного и символического.

Кроме того, доверять можно не всяким свидетельствам. Например, далеко не всякое «явление» «родственника» во сне есть действительное явление родственника. Скажем, под видом родственных душ спящему могут являться лукавые духи. С другой стороны, «явление почившего родственника» может быть естественным результатом напряженных воспоминаний или переживаний о нём. Правильным действием в случае «явления» усопшего ближнего будет — усилить молитву как о себе, так и о ближнем, чей образ был явлен во сне.

См. ПОГРЕБЕНИЕ, ОТПЕВАНИЕ, ПОМИНКИ

azbyka.ru

Дни поминовения усопших. Инфографика - Православный журнал "Фома"

В течение церковного года существует несколько специально выделенных дней поминовения усопших: это родительские субботы и еще несколько дней памяти.

Вселенские родительские субботы

Троицкая суббота

В субботу перед праздником Святой Троицы. В Церкви нет мертвых и живых. У Бога все живы. Поэтому в Церкви мы ощущаем связь с умершими христианами. Пятидесятница – день рождения Церкви. Накануне этого дня Церковь молится о христианах, переступивших порог земной жизни, но остающихся в Церкви.

Мясопустная суббота

За неделю до Великого поста, в субботу перед Неделей о Страшном суде. В день, предшествующий воспоминанию Последнего суда, христиане молят Праведного Судью явить Свою милость всем усопшим христианам.

Родительские субботы Великого поста

2-я, 3-я и 4-я субботы Великого поста

На протяжении всей Четыредесятницы дней, когда возможно совершение полной Литургии (а значит, и главной церковной молитвы об усопших) очень немного. Чтобы не лишать умерших молитвенного предстательства в этот период, Церковь установила три особых дня для молитвы о них.

Частные родительские дни

Радоница

9-й день после Пасхи, вторник Фоминой седмицы. С этого дня Устав вновь, после долгого перерыва на Великий пост и пасхальные дни, дозволяет общецерковное поминание умерших с совершением панихида.

Димитриевская родительская суббота

В субботу, предшествующую дню памяти великомученика Димитрия Солунского (8 ноября). Поминовение изначально установлено благоверным князем Дмитрием Донским после возвращения в Москву с битвы на Куликовом поле (1380) для поминовения погибших в битве воинов. Сегодня в Русской Церкви это день памяти всех усопших православных христиан.

11 сентября – день памяти православных воинов

Поминовение было установлено указом Екатерины II во время Русско-турецкой войны (1768 – 1774).

9 мая

День поминовения всех погибших в годы Великой Отечественной войны.

 

Скачать Фомапостер. Бесплатно

(24 votes, average: 4,83 out of 5) Загрузка...

foma.ru

Поминание усопших

Поминание усопших — дни православного поминовения, устав, молитвы

Каждый православный христианин должен понимать важность молитвы за умершего. Ведь ушедшие от нас родные и близкие уже не могут изменить свою загробную участь, и только мы, живые, можем им помочь молитвой!

Если ваш любимый, родной человек близок к неизбежной кончине, читайте около него Псалтирь, Евангелие, при приближающейся агонии — канон и молитву на исход души. Если человек еще в сознании, обязательно пригласите священника к постели умирающего! Он совершит Таинства Исповеди и Причастия, при необходимости — Крещения, нужно будет только согласие умирающего (человек может показать его глазами) или знание о желании, высказанном человеком ранее.

При чтении молитв на исход души человек не будет долго страдать, но уйдет в иной мире спокойнее, более легко.

После смерти тоже начинайте читать Псалтирь — если можете, рядом с телом или в другой комнате. Не стесняйтесь своих слез, обращайтесь к Богу. Читайте, если сможете, пока тело не унесут. Если у вашей семьи есть возможность, читайте Псалтирь по очереди непрерывно, пока не пройдут похороны.

Помочь усопшему и за гробом вы можете

  • Молитвой «Упокой, Господи, душу усопшего (усопшей) раба (рабы) Твоего (Твоей) (имя), где нет печали и слез, но жизнь и радость бесконечная» — или кратко «Упокой, Господи, душу усопшего (усопшей) раба (рабы) Твоего (Твоей)». Читайте ее сразу после смерти человека во время чтения Псалтири после каждого псалма или просто по возможности в течение дня.

  • Ежедневным чтением молитв, которые будут приведены в конце статьи, посещением богослужений с молитвой об усопшем и о своей душе.

  • Заказом богослужений в храме: отпевания, заочной панихиды, сорокоуста об упокоении.

  • Милостыней за упокой души. Это значит, что вы жертвуете свои материальные средства или время в помощь другим людям. Вы можете не просто подавать деньги нищим — тем более, что сейчас всем известно, насколько выпрашивание милостыни стало бизнесом, — а жертвовать деньги в детские дома, хосписы, дома престарелых, благотворительные фонды. Можете про себя говорить или писать, отдавая деньги: «На помин души (за упокой души) (имя)». Кроме того, вы можете некоторое время побыть волонтером одной из благотворительных организаций. Это будет ваш труд для души умершего.

  • Панихида — заупокойное чинопоследование, но не отпевание. На нем с молитва поминаются умершие, просится им милосердие Божие, прощение грехов и жизнь вечная.  Первая панихида совершается над новопреставленным, еще до погребения, затем на третий, девятый, сороковой день. Отмечаются панихидой и годовщины смерти, дни рождения и именины. Кроме особых, существуют общие панихиды и панихиды по всем усопшим христианам — Вселенские. Совершаются общие и Вселенские панихиды в особо выделенные Церковью дни. Родительские субботы — это дни, когда каждый православный христианин может особо помолиться за своих близких умерших. Русской Православной Церковью установлено семь таких дней в году. Завершающая часть панихиды — лития. В переводе с греческого слово «лития» означает усердное моление.

  • Молитва — это общение с Господом, лучшим Врачом и Утешителем. Что невозможно человеку — преодолеть горе безболезненно, без вреда здоровью — то возможно Богу. Только Он может благодатью Своей помочь и вашему близкому усопшему, и вам обрести надежду и радость. Молитва поможет вам понять, что жизнь не только скоротечна и может завершиться внезапно, но что она имеет смысл в вечности. Нужно и самому готовить свою душу, ценить жизнь и близких людей, не творить зла и несправедливости.

Сильные молитвы об усопших

Известно, что сила молитвы велика. Например, один из пожилых настоятелей монастыря рассказывал случай из практики священнического служения:

«Было это в тяжелые послевоенные годы. Приходит ко мне, настоятелю деревенского храма, заплаканная от горя мать, у которой утонул ее восьмилетний сынишка Миша. И говорит она, что Миша приснился ей и жаловался на холод — был он совсем без одежды. Говорю ей: “А осталась ли какая его одежда?” — “Да, конечно”. — “Раздай-ка ее друзьям Мишиным, наверняка им пригодится”. Через несколько дней она говорит мне, что опять видела Мишу во сне: он был одет как раз в ту одежду, которая была отдана его друзьям. Поблагодарил он, но теперь пожаловался на голод. Посоветовал я сделать для деревенских детишек — друзей и знакомых Миши — поминальную трапезу. Как ни трудно в тяжелое время, но что не сделаешь для любимого сынишки! И женщина, чем могла, угостила детей. В третий раз пришла она. Очень меня благодарила: “Миша во сне говорил, что теперь ему и тепло и сытно, только моих молитв не хватает”. Научил я ее молитвам, посоветовал не оставлять и на будущее дела милосердия. Стала она ревностной прихожанкой, всегда готовой откликнуться на просьбы о помощи, по мере сил и возможностей помогала сиротам, нищим и убогим».

Традиционно подают милостыню нищим и подаяние в церковную кружку «на храм», мысленно молясь: «Упокой, Господи, душу усопшего раба (рабы) Твоего (Твоей)…»

Боритесь с горечью потери молитвой. Нужно пережить период горя, однако молиться о человеке лучше сразу по его уходе в небесные обители. Конечно, нужно выплакаться, слезы немного облегчат боль, но не тоните в жалости к себе и одиночестве. Действуйте: сейчас нужна ваша помощь душе усопшего.

Молитва в Церкви

Поминовение усопшего в Церкви — важная забота о нем. Есть ряд возможных форм церковного поминовения вашего близкого человека:

  • Отпевание — священник в храме или часовне совершает панихиду над гробом, а затем вкладывает икону в руки усопшего, чтобы икона и молитва сопровождали его в загробный путь.

  • Если человека похоронили и вы не успели отпеть его, попросите священника приехать на кладбище для отпевания или закажите заочную панихиду: обычно она совершается после утреннего богослужения в каждом храме, на ней поминаются все, за кого подали записки на панихиду в этот день (то есть это не индивидуальное богослужение). Панихиду совершают перед кануном — это небольшой столик-подсвечник, который легко узнать по Кресту с изображением распятого Христа над ним (в некоторых храмах он большой, в человеческий рост). Перед панихидой «на канун» принято приносить жертву за усопшего на храм — это любые продукты, кроме мясных и скоропортящихся; алкоголь не приносят, кроме церковного вина — кагора. Их ставят на обычный столик рядом с кануном.

  • Не забывайте при посещении богослужений или просто зайдя в храм помолиться в свободное время ставить на канун свечу с молитвой: «Упокой, Господи, душу усопшего (усопшей) раба (рабы) Твоего (Твоей) (имя), где нет печали и слез, но жизнь и радость бесконечная».

  • Сорокоуст об упокоении — это поминание человека за Божественной литургией в течение 40 дней, как раз до сороковин, когда, по преданию, душа получает свое постоянное место пребывания по смерти — в райских обителях или в аду. Можно заказать поминовение на полгода или год.

  • Жертвой на кирпичи для строящегося храма. В каждом городе существуют строящиеся церкви, нуждающиеся в средствах. Придя в приход такого храма (обычно при нем стоит маленький деревянный храм, где принимают и записки, и пожертвования), попросите, чтобы у вас приняли пожертвование на именной кирпич, если это возможно. Имя вашего родного человека напишут на кирпиче, который встанет в стену храма, а в самом храме на богослужениях будут всегда поминать вашего усопшего.

  • Вечное поминовение. Обычно такую просьбу исполняют в монастырях: об упокоении вашего родного человека будут молиться за каждой Божественной литургией до конца времен.

Заговор, ритуал или молитва?

Можно и нужно молиться дома за близких усопших. Так вы поможете своим родным стать в небесных селениях ближе ко Господу, улучшите их участь в вечной жизни. Вам же Господь ниспошлет облегчение в скорби и душевный покой.

  • Панихида, сорокоуст, лития — не заговор об изменении жизни. Это молитва Церкви, через которую Господь подает вам благодатную помощь, указывает истинный путь.
  • Нет особого смысла в том, чтобы непременно заказать богослужения в трех церквях. Лучше заказать в ближайшем храме и чаще посещать утренние Литургии, когда будут поминать вас или вашего близкого человека, причащаться.
  • Молитва об умершие и богослужения в церкви о нем не «очистят энергетику». Молитва — обращение к Богу здесь и сейчас. Церковь будет молиться о помощи Божией вам, о том, чтобы воля Божией действовала в вашей жизни. Ведь дьявол действует без нашего согласия, просто приходя к людям, не защищенным молитвой и церковными Таинствами.
  • Заказ панихиды не обязательно держать в тайне. Наоборот, можете рассказать близким об этом и вместе прийти в храм помолиться.

Правда в том, что зачастую на людей, твердо решивших креститься или крещеных, но решивших начать духовную жизнь, нападают бесы. Это выражается в плохом настроении и раздражительности, внезапной раздражительности у близких, поломках транспорта. Это реальные действия темных духов. Не бойтесь ни в коем случае: вы на верном пути, а они лишь пытаются помешать вам прийти под охрану Господа. Церковь издревле советует в подобных случаях читать псалом «Живый в помощи» (то есть «Живущий с помощью Божией»), где приводится диалог человека и спасающего его Бога.

Просьба к Богу о усопшем — молитва дома

Заказать богослужение об усопшем в храме — не значит забыть о поминании его. Ежедневно в течение 40 дней читайте, кем бы ни приходился вам ваш близкий усопший человек, такую молитву:

«Упокой, о Господь, души усопших рабов Твоих: моих родителей, родственников, благодетелей (имена их — лучше по помяннику, чтобы никого не забыть) и всех православных, прости им все грехи, сделанные по умыслу или случайно, посели их в Царстве Твоем Небесном».

Или ту же краткую молитву:

«Упокой, Господи, душу усопшего (усопшей) раба (рабы) Твоего (Твоей) (имя), где нет печали и слез, но жизнь и радость бесконечная».

Когда не хватает времени: «Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего»

Есть особое краткое богослужение, которое могут совершать близкие покойного. Литию как усердную молитву можно служить трижды в день похорон:

  • при выносе тела из дома;
  • на кладбище во время похорон;
  • перед поминками;
  • а также в любое время на кладбище и дома перед иконами.  

    Текст и чин заупокойной литии, которую может совершить самостоятельно каждый верующий мирянин дома и на кладбище, можно читать самому на русском языке.

Помощь самоубийце

Вы своей молитвой и милостыней за усопшего всегда сможете помочь ему пережить мытарства и обрести обитель спокойную. Если человек не был крещен — тоже не унывайте, молитесь о нем усерднее. Есть особые молитвы для самых близких: вдовы об ушедшем муже, прошение детей об умершем родителе или родителях.

Дома можно молиться и за самоубийц — увы, человек добровольным уходом из жизни отказался от милости Божией о нем, поэтому Церковь не может поминать его в молитве за богослужением. (Отметим, однако, что по особому благословению правящего архиерея человек, совершивший самоубийство в признанном душевном помрачении или заболевании, ради близких или ради спасения кого-то от смерти Церковью поминается, его загробная участь может быть мирной).

Молясь обо всех умерших близких, вы можете читать их имена по помяннику. Это блокнот небольшого размера, обычно продающийся с заголовком «Помянник» в церковной лавке, куда вписываются имена людей, о здравии и об упокоении которых вы молитесь. Есть благочестивая традиция вести семейный помянник и передавать его из поколения в поколение: так сохраняется память семьи.

Молитва об усопшем, как и любая другая, читается со вниманием, осознанием слов молитвы — это не механический заговор, но общение с Богом, просьба к Нему за близкого человека. Молиться лучше в уединении, но можно и читать молитву онлайн в транспорте или на работе — это не грех, лучше так, чем не читать молитву вовсе, просто старайтесь больше концентрироваться.

Молитва на кладбище

Могила и памятник умершего — долг любви и уважения к нему. Издревле на поминальные дни люди приходили, чтобы привести в порядок могилы своих близких. Крест или памятник обычно ставится в ногах покойного, чтобы лицо его было обращено к Распятию. Если вы хотите заказать памятник не в виде креста — пусть на нем тоже будет выбит, выгравирован или нарисован Крест, сила которого будет охранять умершего.

Не стоит на кладбище есть, даже кутью, и особенно пить алкоголь. Принесите с собой свечу (обычно в стеклянном фонарике) и прочитайте молитвы об усопшем.

Не нужно распивать алкоголь «в память о человеке» и оставлять рюмку с алкоголем и кусочком хлеба на могиле. Все это обрядовые традиции, имеющие корни в язычестве. Лучше принесите на могилу цветы и икону Христа, Богородицы или святого покровителя умершего.

На кладбище можно прочитать акафист об усопших и после него совершить литию — в переводе с греческого слово «лития» означает усердное моление. Заупокойная лития может совершаться и священником, и мирянином (то есть любым крещеным человеком). Эта лития создана для особой молитвы по усопшим и совершается перед выносом гроба из дома, на кладбище над свежей могилой и даже в любое время по вашему желанию попросить Господа о помощи в загробной жизни вашему близкому человеку — чаще всего на кладбище и перед поминками, после возвращения домой с похорон.

Записка об умершем в храм

В церковной лавке можно увидеть предложение написать записки на проскомидию и на ектению. При подаче записки на проскомидию вам дадут просфору с вынутыми из нее кусочками, а при подаче записки на ектению имена будут прочитаны в центре храма. По сути, записки на проскомидию имеют значение более сильной молитвы, но различие сделано по цене — ведь есть бедные люди, которым нужно экономить и на просфорах, они и подают списке только на ектению.

Как писать записки о упокоении

  • На прихрамовой территории или в храме найдите свечной ящик (церковную лавку). Заходя в храм, трижды перекреститесь, повторяя «Господи, помилуй меня», «Пресвятая Богородица, спаси нас», «Все святые, молите Бога о нас». Женщины должны посещать храм в платке и юбке — в большинстве храмов и юбки, и платки можно взять на время.

  • Попросите бланк записки «Об упокоении».

  • Перечислите в записке имена (в родительном падеже) людей, о которых вы хотите помолиться. В одной записке традиционно помещают не более 10 имен, но вы можете написать и больше (однако тогда придется оплачивать больше записок — таково традиционное пожертвование).

  • Если человек скончался недавно и не минуло 40 дней после смерти, напишите в записке, которую будете подавать в церковной лавке — новопреставленного (новопреставленной); в других особых случаях смерти пишется: младенца (до 7 лет), отрока (от 7 до 17 лет), убиенного (убиенной — то есть убитого или убитой).

  • В записке должны быть перечислены только имена крещеных людей.

  • Проскомидия совершается только за Божественной литургией, которая служится обычно по утрам. По сути проскомидия — приготовление к Литургии. В этом повседневном богослужении и самом его событии — Таинстве Причастия — заключен огромный смысл, древняя традиция и сильная благодать Божия, поистине просвещающая каждого православного христианина.

  • Самая сильная молитва — это любое поминовение и пребывание за Литургией. Причащайтесь сами и подавайте записку о вашем дорогом умершем на Литургию.

Поминовение 40 дней

Сорокоуст — поминание человека за Божественной литургией в течение 40 дней. Также можно заказать молебен об усопшем несколько раз или на 40 дней. Заказываются и молебен, и сорокоуст так же, как подаются обычные записки. Сорокоуст заказывают о скончавшемся недавно человеке — лучше сразу после смерти. Тогда поминание человека за Божественной литургией будет идти в течение 40 дней, как раз до сорокового дня по смерти, когда, по Церковному преданию, видениям и свидетельствам людей, пережившим клиническую смерть, душа получает свое постоянное место пребывания по смерти — в райских обителях или в аду. Об усопшем можно заказать поминовение на полгода, год и даже вечное: как и на сорокоусте, его все это время будут поминать за Литургией.

Заупокойный молебен

Ежедневно после утренней службы священник читает записки, поданные на молебен об умерших перед Распятием, которое напоминает нам: Христос умер и воскрес, чтобы после смерти нас ждала жизнь вечная с Ним.

  • Имена усопших вписывают в записку «О упокоении» и подают перед утренним богослужением; можно и после него, но вы можете опоздать, тогда записку прочитают на молебне в следующий день;

  • Вписывая имена в записку, поминайте их словами «Упокой, Господи, душу усопшего раба (рабы) Твоего (Твоей)…» Тогда вы не просто «закажете обряд», но положите начало молитве;

  • Обычно в записку пишут до 10 имен, не умещайте на один листок больше — возьмите еще записку;

  • Пишите имена в родительном падеже, то есть «О упокоении (кого?) Алексея, Лидии…»;

  • Указывайте имена умерших, данные им при крещении; в сомнительном случае обратитесь с вопросом к сотрудникам храма или священнику;

  • Не пишите ничего, кроме имен, например, отчества, фамилии или звания;

  • Если человек скончался недавно и не минуло 40 дней после смерти, напишите — новопреставленного (новопреставленной); в других особых случаях смерти пишется: младенца (до 7 лет), отрока (от 7 до 17 лет), убиенного (убиенной — то есть убитого или убитой).

Отметим, что молебен за упокой души, сорокоуст, записка на проскочили или ектению, панихида — разные богослужения. Уточните, куда будет подана записка в храме, который вы посещаете.

Нужно помнить, что молитва — не обряд и не заговор. Как и в общении с обычными людьми, чтобы верно общаться с Богом, нужно соблюдать следующие правила. Это скорее правила диалога, беседы с Ним, чтобы вам самому услышать слова Творца в своем сердце:

  • Молитесь осознанно, слушайте слова молитв.
  • Молитесь на заказанном вами молебне от начала до конца. Это не молитва, которой помолятся «за вас», пока вы отдыхаете. Священник молится о вас от имени всей Церкви.
  • Уточните время молебна заранее. Обычно он совершается после утренней Литургии.
  • Верьте, что Бог слышит вас. Он все обстоятельства сделает так, как лучше для вас. Все мы должны пройти через определенные трудности, получив жизненные уроки, став сильнее, умнее и добрее.
  • Молитесь Господу и дома, просите Его о помощи умершему, говорите с Ним и о любых ваших трудностях, благодарите за Его заботу. Церковь благословляет ежедневно читать утренние и вечерние молитвы, которые есть в каждом молитвослове, с обращениями и покаянием Господу и Пресвятой Богородице. Любые молитвы можно читать и в храме, и перед домашним иконостасом.

Стол на поминки

  • В день похорон обычно совершают отпевание, читают на могиле литию, а затем приглашают родных и близких на поминальный стол — поминки.
  • Дома можно собрать желающих помянуть близкого человека на застолье, но без большого количества спиртного;
  • Можно поставить неподалеку от стола фотографию умершего в траурной рамке и положить перед ней два цветка;
  • Во время застолья завершением традиционных остов могут стать слова «Вечная память» и «Царствие Небесное ему/ей», пьют при этом, не чокаясь.

Календарь поминовения

Традиционными поминальными днями являются следующие

  • Родительские субботы Великого поста. Церковь благословила три дня для особой молитвы об усопших Великим постом.  Это субботы второй, третьей, четвертой недель поста. В эти дни важно побывать на Литургии, причаститься самим и помолиться за усопших, подав записки.

  • Вселенская Мясопустная родительская суббота. Суббота мясопустная празднуется за неделю до начала Великого поста. Мясопустной называется, потому что приходится на одноименную неделю перед Масленицей, еще имеет название Малой масленицы.

  • Троицкая родительская суббота. Троицкая — это вторая вселенская родительская суббота, когда Православная Церковь поминает всех умерших крещеных христиан. Приходится она на субботу перед праздником Троицы — Пятидесятницей.

  • Радоница, Радуница. Это день особого поминовения усопших, который приходится на вторник после Фоминой недели — второй недели после Пасхи. В Фомино воскресенье православные вспоминают, что воскресший Иисус Христос сошел во ад и победил смерть. Радоница, непосредственно с этим днем связанная, тоже говорит нам о победе над смертью. В этот день традиционно православные идут на кладбище, и там, у могилок своих родных и близких людей, славят Христа. Радоница, собственно, называется так именно по слову «радость», радостная весть о Воскресении Христовом. На кладбище поют пасхальный тропарь, кладут пасхальные яйца на могилки, служат литию.

  • Поминовение воинов 9 мая. Он установлен Церковью недавно — 9 мая, день победы в Великой Отечественной войне. В этот день после Литургии в храмах совершают панихиду обо всех воинах, которые отдали свою жизнь за Родину.

  • Димитриевская суббота. Димитриевская родительская суббота — суббота перед днем памяти святого великомученика Димитрия Солунского, который отмечается 8 ноября по новому стилю.

Молитвами всех святых да хранит и да утешит вас Господь!

www.o-vere.ru

Ближайший день поминовения усопших

Для наших читателей: ближайший день поминовения усопших с подробным описанием из различных источников.

Учение Православной Церкви о душе говорит о том, что смерть не является завершением земной жизни, а только переходом в иной мир. У Бога все живы — именно поэтому Церковь постоянно молится не только за живых своих членов, но и за всех почивших. Чтобы показать, насколько важна роль поминальных молитвословий, перечислим основные моменты их присутствия в богослужении:

1) молитвы об упокоении совершаются в Церкви ежедневно (на литургии, во время панихид);

2) по церковному уставу каждый из семи дней недели посвящен определенному событию и имеет свои особенности богослужения. Суббота посвящается памяти святых и всех почивших христиан;

3) частное поминовение умерших совершается в 3-й, 9-й и 40-й дни после смерти, а также на годовщину. Ежегодно панихиды по родным заказывают на именины или в день рождения покойного;

4) дни общего церковного поминовения именуются родительскими субботами. Две из шести родительских суббот (Мясопустная и Троицкая) носят название вселенских, так как полностью посвящены молитвословию о почивших во все времена и имеют исключительный богослужебный порядок.

В течение года количество заупокойных молитв разнится от наименьшего в предпраздничные и праздничные дни до наибольшего во вселенские родительские субботы, которые почти полностью состоят из заупокойных молитвословий.

Что такое родительские субботы?

Дни особого поминовения в Православной Церкви именуются родительскими субботами. Такое название объясняется тем, что в эти дни христиане молятся об упокоении своих родителей (это слово следует понимать шире — дедов, прадедов и всех предков своего рода (прародителей)), а также всех усопших православных христиан. Люди в эти дни посещают кладбища, ухаживают за могилами, заказывают панихиды в храмах или совершают богослужения над могилами самостоятельно — мирским чином (чтение литии).

Вселенские родительские субботы

Субботы перед Масленицей и Духовым днем (Пятидесятницей) — это дни, когда все православные христиане призываются к усиленной молитве об усопших членах Церкви — знакомых и незнакомых, далеких и близких.

Мясопустная суббота предшествует Неделе (воскресенью), в которую Церковь вспоминает о Страшном Суде и сугубо молится обо всех почивших. Это поминовение вообще всех умерших православных людей говорит о единстве Церкви, тело которой составляют души не только живых, но и мертвых, объединенные во Христе.

Троицкая суббота связывается с сошествием Святого Духа в пятидесятый день после Воскресения Христова. Это событие является одним из ключевых для понимания учения о спасении. Святой Дух, сошедший на апостолов, является для всего человечества свидетельством присутствия Божия рядом с людьми, обещанием спасения. Считается, что в день Пятидесятницы была образована апостольская Церковь.

Чин богослужения двух вселенских суббот составлен особенным, исключительным образом: некоторые произносимые в этот день молитвы не присутствуют ни в каких других службах. Если в этот день выпадает память святых, то она переносится на следующий день. Если же выпадает престольный или двунадесятый праздник, заупокойная служба совершается в отдельной части церкви — усыпальнице либо переходит на предыдущую субботу или четверг.

Нужно отметить, что в первую очередь во время вселенских суббот поминаются все усопшие от века православные христиане, а уже во вторую очередь — непосредственно наши сродники. Однако, чтобы дать людям помолиться более лично и усердно именно о своих родных, кроме поминовения на утрени и вечерне совершается еще и великая панихида. В чем отличие между этими поминовениями? Если утреня и вечерня совершаются по исключительному, специально составленному для двух этих дней порядку и носит всеобъемлющий характер, то во время панихиды произносятся молитвы более общие по содержанию и употребляющиеся также при других обстоятельствах (например, канон из обычных заупокойных субботних служб). Еще одним важным отличием является то, что на утрене поминание совершается без указания конкретных имен, но за всех «праотец, отец и братий…», а на панихиде оно происходит по церковным синодикам и личным помянникам.

Субботы Великого поста

Нарочитое (особенное) поминовение усопших совершается также в субботы 2-й, 3-й и 4-й недель Великого поста. Эти субботы являются своего рода восполнением того, что во время Четыредесятницы практически не совершается литургическое поминовение. Перечисленные субботы также называются родительскими, но их чинопоследование не носит такого особенного характера, как в случае с Троицкой и Мясопустной субботами, поэтому родительские субботы Великого поста не называют вселенскими.

Еще одно отличие состоит в том, что во вселенских субботах на первый план выходит поминовение всех умерших во все века существования человечества, а в великопостные субботы главная роль отдается все-таки молитвам об усопших родственниках (совершается во время утрени и вечерни). Отдельная вселенская панихида в этот день не служится. Родительские субботы Великого поста отличает от вселенских и то, что в эти дни не отменяется прославление святых, а если суббота совпадает с Благовещением, престольным праздником либо полиелеем, то заупокойная служба не переносится на другой день, а просто опускается.

Частные родительские дни

Некоторые дни поминовения встречаются лишь в практике Русской Православной Церкви. К ним относятся Димитриевская суббота, Радоница, 9 мая (память погибших в Великой Отечественной войне) и 11 сентября (день памяти православных воинов, установленный указом императрицы Екатерины II, совершается нерегулярно).

Димитриевская суббота

Как гласит предание, этот день был утвержден благоверным князем Димитрием Донским в субботу перед днем памяти его святого покровителя — великомученика Димитрия Солунского (26 октября) — в год Куликовской битвы (1380). Тогда князь впервые повелел отслужить в обители преподобного Сергия Радонежского заупокойную службу в память воинов, павших на Куликовом поле.

Со временем связь этого дня с его историческим истоком ослабела, и сегодня Димитриевская суббота является поминальной родительской субботой, без частного соотнесения с событиями 700-летней давности.

Радоница

Радоница является, пожалуй, самым известным (даже в нецерковных кругах) днем поминовения усопших. В этот день всегда объявляется государственный выходной, чтобы все люди (как верующие, так и светские) имели возможность посетить родные могилы.

Дата Радоницы является переходящей — зависящей от даты Пасхи. Чаще всего она назначается на вторник (если не совпадает с важными праздниками) Фоминой седмицы (вторая неделя после Пасхи).

Установление такого особого дня поминовения связано с Великим постом. Дело в том, что на протяжении постных седмиц очень часто нарочитое поминовение умерших (которое всегда совершается в 3-й, 9-й и 40-й дни) не может быть совершено из-за особенностей великопостного богослужебного устава. Поэтому к концу поста накапливается множество неотслуженных панихид, которые переносятся на первый день, когда можно совершить полную литургию и панихиду. Таким днем и является Радоница.

Поскольку Радоница всегда совпадает с попразднством, в этот день нет никаких специальных заупокойных молитвословий ни на литургии, ни на утрени и вечерне. Поминальные молитвы присутствуют только на полунощнице, а также служится великая панихида после вечерни.

Суеверия, связанные со смертью и поминками

Удивительно, но факт: в мире победившей науки, где люди часто ставят под сомнение все мировые религии, всё еще невероятно сильны так называемые народные приметы, или суеверия.

Этимология слова «суеверие» говорит сама за себя: суетная вера, вера в нечто пустое, несуществующее.

Поскольку смерть для любого человека является темой, окруженной многими тайнами и вопросами, к ней, как к магниту, притягивается и такое же количество различных суеверий. Так, очень распространены многочисленные предрассудки, связанные с организацией поминок. Часто по усопшему устраивается настоящая тризна с большим количеством разнообразных яств и алкоголя. Однако церковные люди должны понимать, что поминки организуются главным образом для того, чтобы проявить милость к людям, которые присутствовали на отпевании и похоронах. Еда нужна живым, душа же покойного нуждается в молитвах.

Абсолютно бессмысленны и все приметы, связанные непосредственно с поминальной едой. Некоторые особенно суеверные люди считают, что еду с поминок нельзя уносить домой, потому что она «обладает отрицательной энергетикой». Это утверждение является ни на чем не основанным суеверием. Еда была приготовлена для того, чтобы накормить людей, и если она остается — ее можно и нужно раздать.

Масса суеверий связывается с подготовкой к похоронам. Часто приходится наблюдать, как в доме завешивают зеркала (чтобы случайно в них не увидеть покойника), переворачивают стулья, на которых стоял гроб (чтобы живые не сели на них) и многие подобные вещи. Как верующие христиане, мы должны всячески искоренять подобные языческие предрассудки в окружающем обществе, объяснять людям полную бессмысленность таких действий.

Абсурдной и одновременно неискоренимой является традиция приносить на кладбище еду или сладости, а также оставлять стопку водки «для покойника». Стоит ли говорить обо всей нелепости подобных обычаев? Душа, которая уже не имеет материальной оболочки, не нуждается ни в чем материальном, в том числе в пище. Чтобы почтить память наших родных, мы можем заботиться об их могилах, о поддержании их в чистоте и порядке. Можем приносить на кладбище цветы и венки. Но самое главное, что мы можем сделать, — это послужить над могилой литию, попросить Господа помянуть усопшего.

В христианстве нет места магии. Цель жизни христианина — очистить собственную душу. Цель его смерти — соединиться с Богом в Царстве Небесном. В отличие от бытовых суеверий и предрассудков, каждое религиозное действие имеет высокую цель. Об этом мы должны твердо помнить и отличать одно от другого.

Даты родительских суббот и дней поминовения усопших в 2019 году

Поминовение пострадавших в годину гонений за веру Христову — 10 февраля.

Вселенская родительская суббота (мясопустная) — 2 марта.

Суббота 2-й седмицы Великого поста — 23 марта.

Суббота 3-й седмицы Великого поста — 30 марта.

День поминовения всех погибших в годы Великой Отечественной войны — 9 мая.

Радоница — 7 мая.

Троицкая родительская суббота — 15 июня.

Димитриевская родительская суббота — 2 ноября.

Однажды в жизни каждого человека наступает время, когда кто-то из знакомых, близких или родных людей отправляется к почившим праотцам. Останки умершего человека чаще всего предают земле, где они и будут находиться в дальнейшем. Однако любовь к не иссякает, поэтому в определенные дни совершаются поминки по умершему. Чтобы не допустить нежелательных ошибок, очень важно знать, как поминать усопших, в какие дни это делается и, безусловно, как происходят поминки.

Как и когда проводить поминки

Для поминовений выделяют три основных срока после смерти человека. Первый раз моления происходят на третий день, второй раз поминают на девятый день и уже третий раз молятся об усопшем при наступлении сорокового дня. Отсчет ведется со дня кончины человека, а не со дня погребения. Поминки в установленные дни являются священным обычаем, который сохранился с давних времен.

Основные ошибки и правила

Поминки, как и любой другой обычай, имеют свои установленные годами правила. Их непременно нужно соблюдать, чтобы ненароком не потревожить и не обидеть душу умершего. Но прежде чем узнать какие правила поминания усопших существуют, стоит узнать об ошибочных действиях, которые многие совершают на похоронах. Распространённые ошибки могут быть связаны с такими предметами, как:

  1. Венки, которые в настоящее время являются важной атрибутикой любых похорон. На самом деле все искусственные изделия подобного рода становятся для души усопшего большой ношей, которую им приходится все время носить на шее. Чем больше венков было положено на могилу, тем сильнее страдает душа. Лучше, если на место захоронения будут возложены живые цветы.
  2. Поминальный стол. На самом деле поминки любого человека, будь то родственник или просто знакомый, должны проходить без спиртных напитков. Чем больше алкоголя будет выпито в поминальный день, тем страшнее муки у души усопшего. Согласно православным верованиям тот, кто алкоголем поминки устраивает — умершему мучений тяжких желает. В это день лучше пожертвовать еду бездомным или малоимущим людям, а также пригласить близких людей и угостить их чем-то вкусным, но при этом, не наливая спиртной напиток, — это будет благочестивым делом.
  3. Конфеты, печенье. После погребения очень часто можно увидеть, как раздают сладости соседям. Здесь тоже нужно обратить внимание на церковные учения. Сладкие изделия, наряду со спиртными, представляют собой продукты чревоугодия. Своей «доброй» раздачей конфет или печенья, якобы во имя усопшего родственника, вы можете совершить целенаправленное подталкивание к чревоугодию, что является большим грехом. В этот день лучше собраться за столом и помянуть умершего человека добрым словом, вспомнив его хорошие качества или жизненные заслуги. Можно также раздать приготовленную еду соседям, прохожим; особенно хорошо, если это будет делать человек с затруднительной финансовой ситуацией. Такое действие будет считаться словно милостыня во имя усопшего.
  4. Музыка. Дело касается похоронных оркестров. На самом деле в этот день не принято устраивать музыкальные оформления, даже если они трагические. Таким образом, идет привлечение бесов и прочей нечисти.

Итак, как правильно поминать умерших родственников.

Отведенные дни для поминок

Как уже говорилось ранее, различают три особых срока, когда проводят поминки, не считая дня похорон:

  1. Третий день со дня смерти. Именно в этот период происходит поминовение, так как он ознаменован трехдневным воскресением сына Божьего Иисуса Христа, а также во имя святого образа Святой Троицы. В первые 2 дня душа умершего человека остается на земле и в сопровождении с ангелом проходит по местам, которые наиболее укрепились в воспоминаниях. Порой душа скитается в окружении жилища, где находится тело. Только на третий день Господь велит ей вознестись к небесам на поклон Божий. В связи с этим третий день — наиболее подходящий срок для первичного поминовения души.
  2. Девятый день после смерти. Поминки проводятся в честь чинов ангельских, число которых как раз равняется 9. Ангелы являются слугами Небесного Владыки. Они в этот день приходят к Богу, чтобы ходатайствовать о получении помилования для преставившегося за содеянные им при жизни грехи. До этого срока душа знакомиться с Небесным Царством, посещает райские обители. На протяжении 6 дней душа спокойна, не вспоминает о скорби, которая одолевала ее при жизни. По истечении этого времени Господь призывает ангелов вновь представить упокоенную душу. Поэтому вновь родственники взывают с молитвой к Господу Богу, чтобы он принял в свое царство душу упокоенного.
  3. Сорокадневный срок. Это период является наиболее знаменательным, так как ровно столько времени необходимо, чтобы подготовиться к принятию дара Божьего и его благодати. Церковь, беря во внимание эти священные знания, установила, что на сороковой день необходимо поминать умершего, так как его душа восходит на священную гору Небесного Владыки. После того как случилось второе появление души перед Богом, ангелы отводят ее в ад к мученикам, где на протяжении всего времени она созерцает их муки за нераскаянность. Когда наступает дата сорокового дня после смерти, душа представляется Богу в третий раз. И вот на этом этапе решается ее дальнейшая судьба. Именно поэтому так важно в этот день совершать поминки по умершему человеку и взывать к Господу с молитвой.

По истечении сорока дней умершего принято считать приснопамятным, то есть тот кого надо приснопоминать, где «присно» обозначает «всегда». О своем почившем родственнике или близком человеке не надо забывать после смерти.

Что такое панихида

При жизни любовь можно показать своим близким людям обняв их и поцеловав. Но если человек отправляется в мир иной, то проявить свои чувства к нему можно только при помощи панихиды. Проводятся они в церкви, как правило, сразу же после окончания утренней службы. Сколько будет стоить панихида, узнать можно непосредственно при посещении храма.

Для проведения панихиды необходимо купить хлеб или что-то из выпечки, но ни в коем случае она не должна быть сладкой, а также можно приобрести фрукты. Эти продукты считаются основными, но можно добавить и другие виды, в зависимости от финансовых возможностей. Как правило, в этот день заведено нести муку, различную крупу и масло растительного происхождения. Ни в коем случае нельзя брать с собой спиртное и сладости.

К продуктам добавляется записка с именами всех усопших родственников, написанная заранее. Бланк для правильного заполнения можно взять непосредственно в церкви. Все приготовленное для панихиды укладывается на специальном столе. Во время панихиды желательно присутствие того, кто взывает с молитвой к святым. Общая продолжительность священного действия составляет порядка пятнадцати минут. Верующие люди говорят, что в это время душа становится рядом со своим родственником и молится за него точно так же, как и он.

Есть панихиды, которые особо значимы для умерших душ, их действие в 10 раз сильнее, чем обычная служба. Проходят они в специальный день памяти умерших, который приходится на родительскую и поминальную субботы. О том, когда они бывают и сколько их в году, узнать можно в самой церкви или в специальном церковном календаре, где их принято отмечать черным крестиком. Как правило, основная их часть приходится на период Великого поста.

Душа умершего человека ожидает родственника в храме и радуется, если он приходит. В противном случае она очень сильно тоскует и чувствует себя опустошенной. Накануне, в пятницу вечером, во имя упокоенного справляется парастас.

Помимо суббот, поминание умерших в православии происходит на Радоницу, которая следует на девятый день после празднования Пасхи. Именно в это время души ждут своих родных возле могил или в церкви, иногда они приходят в квартиру, где жили до смерти. В этот день необходимо усиленно припоминать их, а также заказывать панихиду и подавать милостыню нуждающимся. Если день рождения усопшего приходится на Радоницу, то ничего страшного нет в том, чтобы устроить поминки. Нет запретов для памяти о близких людях, покинувших бренную землю.

Церковный устав гласит

Не надо забывать о близких своих, ушедших к Богу. Поминовение усопших по уставу православной церкви происходит и через полгода со дня смерти, и даже через год. Годовщина смерти считается вторым рождением души и новой жизнью в Небесном Царстве. Особое внимание уделить нужно поминовению перед Троицкой субботой; когда совершается очередной помин об усопшем, в церкви ставится свеча за упокой души в отведенном для усопших месте в один из полых подсвечников, а также заказывают панихиду. Но ни в коем случае, даже спустя много лет со дня смерти, нельзя приносить спиртное или сладкое. Не надо гневить Бога и терзать душу умершего.

Согласно уставу церковному, на благодать души усопшего сразу же после его смерти в храме надо заказать сорокоуст, который будет читаться на протяжении сорока дней. В монастыре можно заказать молебен за упокой, который служители будут делать на протяжении нескольких месяцев. Еще один важный момент, который необходимо соблюдать — если человек при жизни был некрещеным, то в церковных службах его поминать нельзя. О благословении его души молиться можно только дома перед ликом святого, чьим именем был наречен упокоенный раб Божий.

Если по каким-то причинам не получается отметить поминки в день смерти близкого человека, то можно сделать это в любое другое время, даже в случае, когда оно намного позднее, чем дата кончины, за исключением тех дней, когда поминать умерших запрещено. Не стоит устраивать поминки по церковным правилам во время:

В эти дни справлять поминки ни в коем случае нельзя, таким образом можно потревожить упокоенную душу, в результате чего она будет мучиться и изнывать.

Неоднократно можно услышать, что поминать усопших нельзя в понедельник. На самом деле церковным уставом это не запрещено. Такое мнение связано исключительно с мнением людей о том, что понедельник — день тяжелый, и в этот день ничего нельзя начинать, значит, проводить поминки можно и в этот день недели.

Родительские субботы – это важные дни, когда поминают своих родных и близких. В такие дни, как правило, люди приходят на кладбище, приводят в порядок могилы, дают знакомым угощение, чтобы те также помянули покойного.

У каждого  такого дня имеются свои обычаи, традиции и особенности, но суть в том, чтобы обязательно заказать панихиду по близким усопшим родственникам и друзьям, а также по возможности обязательно съездить на кладбище.

Родительские субботы Великого Поста – дни, когда особенно проявляется любовь и тепло к душам умерших близких.

По календарю приходятся они на:

  • 10 февраля. Вселенная родительская суббота или Мясопустная. Еще не пост, но мясо уже кушать нельзя.
  • 3 марта — это суббота второй седмицы Великого поста.
  • 10 марта — это суббота третьей седмицы Великого поста.
  • 17 марта будет суббота четвертой седмицы Великого поста.

Остановимся подробнее на том, на какие числа выпадают дни поминовения усопших в 2018 году: календарь которых, как известно, меняется в зависимости от даты Пасхи. Предлагаем приготовить салаты с языком, простые и вкусные рецепты с фото.

Основные даты православного календаря

Общеизвестной родительской субботой считается Радоница. Знаменательная дата для христиан. Чтобы узнать на какое число выпадает Радоница, следует знать, какого числа Пасха. Как раз на девятый день после пасхального праздника поминают умерших. В новом году пасхальный праздник будет 8 апреля. Это значит, что 17 апреля верующие отправятся на кладбище. Такой обычай зародился с того времени, когда произошло крещение Руси. В этот поминальный день запрещены громкие празднества. Поминать покойных на кладбище принято молча.

Общеизвестными днями поминовения усопших в 2018 году: календарь упоминает Радоницу и Троицу. За год общее количество родительских дней насчитывается восемь.

Мясопустная суббота, одна из давних праздников поминовения, приходится на 10 февраля. Эта родительская суббота отмечается за одну неделю до Великого поста. Это последний день, когда разрешается есть мясные продукты.

Троицкая суббота – следующий известный в народе день поминовения. По поверьям именно в Троицу душа полностью очищается Святым духом и переходит на наивысшую ступень духовного развития. Во время посещения кладбища заведено у могилы оставлять часть еды с поминального обеда и конфеты. В эту субботу 26 мая молодым девушкам не стоит заниматься домашней работой. Также на Троицу нельзя венчаться. Поверье гласит, что заключенный в этот день брак будет несчастливым.

Усекновение главы Иоанна Предтечи – самый трагичный родительский день. По новому календарю он приходиться на 11 сентября. В этот календарный день поминают православных воинов, павших в период войны с Польшей и Турцией. Это праздник почитания мужества и смелости в борьбе за великое дело. В этот поминальный день строго соблюдается пост, нельзя есть даже рыбные блюда.

Дмитриевская родительская суббота – еще один день, связанный с поминовением павших воинов. Появился эта календарная дата, как дань памяти о великомученике Дмитрии Солунском. По новому календарю этот день выпадает на 5 ноября. По обычаю к этому дню подготавливаются заблаговременно. За день до субботы ходят в баню, а уходя, в народе заведено оставлять полотенце для предков. В Дмитриевскую субботу не только приходят на могилы предков, но и устраивают большие поминки.

По поверьям, чем богаче стол, тем довольнее будут умершие предки. В эту дату о покойных говорят только светлое и хорошее. Также с этим праздником связана примета, если в эту субботу начинается сильный холод и идет снег, то весна обещает быть холодной. Рассказываем секреты приготовления лазаньи в домашних условиях с фаршем.

Родительские субботы Великого Поста – дни, когда особенно проявляется любовь и тепло к душам умерших близких. По календарю приходятся они на 2, 10 и 17 марта. В этот день верующие молятся за дорогих и близких сердцу родных людей, чтобы Господь не оставлял их без своего благоденствия.

Хотя при современном ритме жизни, каждодневных заботах и рутине когда-то добрые и теплые чувства к тем, кого мы любим, будто затираются. Несмотря на то, как человек относится к церковным праздникам, верующий он или нет, в любом случае нужно благодарно почитать и помнить своих близких. Вот почему родительские субботы – это особые дни величайшего уважения и почитания друг к другу.

Правила в поминальные дни

Правила во все поминальные дни практически едины. В эти дни заведено посещать церкви, в частности, поминальные службы. Верующие берут с собой постную еду, в качестве, пожертвования на панихидный стол. Их раздают всем нуждающимся: бедным и нищим. Помимо церкви в родительские субботы заведено посещать кладбища, поминать усопших близких. Считается большим грехом распивать спиртные напитки на кладбище. Самое верное, что можно сделать для умерших – это помолиться об упокоении души. Кстати, мы собрали имена для девочек редкие и красивые 2018 по месяцам.

Из статьи вы узнали, на какие числа приходятся основные дни поминовения усопших в 2018 году: календарь насчитывает их ровно восемь. Кстати, в некоторых областях России, праздник Радоницу приравняли к выходному дню, что еще раз говорит о том, что родительские субботы – это важные дни, когда мы отдаем дань памяти близким и родным людям.

♦  Рубрика: Разные праздники, Религиозные праздники.

Главная –> Молитвы –> Дни особого поминовения усопших

Обычай поминать усопших встречается уже в церкви ветхозаветной (Чис. 20, 29; Втор. 34, 9; 1 Цар. 31, 13; 2 Мак. 7, 38—46; 12, 45). В христианской Церкви этот обычай древен, как древне и само основание, по которому совершается поминовение усопших.

Смерть – это завершение земного пути, прекращение страданий, своеобразный рубеж, за которым наступает то, к чему он всю жизнь шел и стремился. Кто познал истину и умер в вере, тот победил смерть, вместе с Воскресшим Христом. Церковь не разделяет своих членов на живых и мертвых, у Христа все живы. Любовь к умершим родственникам возлагает на нас, ныне здравствующих, святую обязанность – молиться о спасении их душ.

Согласно христианской традиции, поминки по усопшему проводятся в день похорон (на третий день после смерти), на девятый и сороковой день после смерти. В дальнейшем поминки традиционно устраивают через год, а также в день рождения, день смерти и на именины усопшего. В эти дни принято посещать могилу покойного. На поминки в день похорон традиционно приглашают всех, кто был на кладбище и помогал с похоронами. Поэтому, как правило, поминки на третий день бывают самыми многочисленными. На поминки девятого дня принято приглашать только близких друзей и родственников почившего. Поминальная трапеза в сороковой день схожа с поминками в день похорон. На сороковой день приходят все, кто желает помянуть ушедшего из жизни человека.

Проводить поминки можно как в доме усопшего, так и в любом другом месте. Поминовение в эти дни освящены древним церковным обычаем.

Сразу после смерти принято заказывать в церкви сорокоуст, чтобы в течение первых сорока дней новопреставленного ежедневно сугубо поминали. Особо отмечаются третий и девятый дни, когда, по учению Церкви, душа предстаёт небесному Престолу, и сороковой – когда Господь выносит временный приговор, определяя, где душа будет находиться до Страшного Суда. В эти дни нужно усердно молиться за усопшего, а после этих дней чаще подавать записки на Литургию и панихиду. Панихида – заупокойное богослужение, которое можно совершать как до погребения, так и после. Особую силу имеют общие поминовения усопших, которые совершаются в мясопустную родительскую субботу (за неделю до Великого Поста), в Радоницу (через девять дней после Пасхи), накануне Троицы и в Димитриевскую родительскую субботу (суббота до 8 ноября). Кроме того, в три субботы в Великом Посту (2-ю, 3-ю и 4-ю) Вселенская Церковь постановила поминать всех умерших христиан соборно.

Умершие за себя молиться не могут, они ждут наших молитв. Больше всего душа нуждается в них первые 40 дней, пока она проходит мытарства и совершается частный суд. Надо во всех, сколько это возможно, храмах заказать сорокоуст – поминовение на 40 дней, каждый день подавать на панихиду, поминать на Псалтири, давать милостыню и просить помолиться за эту душу. Так, постоянно поминая, с помощью Церкви, можно вымолить душу даже из ада.

Но особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви. Прежде чем посетить кладбище, следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именами усопших сродников для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами). После Литургии нужно отслужить панихиду. Панихиды, которые совершаются в такие дни, именуются вселенскими, а сами дни – вселенскими родительскими субботами. Свеча, поставленная за упокоение «на канун», является одним из непременных видов поминовения. При этом необходимо вознести Господу молитвы за усопших: «Помяни, Господи, души(у) усопших(его) рабов(а) Твоих(его) (имена их), и прости их вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царство Небесное».

Канун — четырехугольный стол с мраморной или металлической доской, на которой расположены ячейки для свечей.

Что надо знать о панихиде

Кроме ежедневного поминовения усопших на службах суточного круга Церковь установила целый ряд заупокойных поминовений. Среди них первое место занимает последование панихиды. Панихида — заупокойная служба, Богослужение по умершим. Сущность панихиды состоит в молитвенном поминовении усопших отец и братий наших, которые хотя и скончались верными Христу, но не вполне отрешились от слабостей падшей человеческой природы и унесли с собой во гроб слабости и немощи свои. Совершая панихиду, Святая Церковь сосредоточивает наше внимание на том, как души усопших восходят от земли на Суд к Лицу Божию и как со страхом и трепетом предстоят на этом Суде и исповедуют свои дела пред Господом. «Упокой» — поется во время панихиды. Физическая смерть человека еще не означает полный покой для умершего. Его душа может страдать, не находить себе покоя, ее могут мучить нераскаянные грехи, угрызения совести. Поэтому мы, живые, молимся об усопших, просим Бога дать им покой, облегчение. Церковь не предвосхищает у Господа всеправосудного тайны Его Суда над душами наших усопших близких, она возвещает основной закон этого Суда — Божественное милосердие — и побуждает нас на молитву об усопших, давая полную свободу нашему сердцу высказаться в молитвенных воздыханиях, излиться в слезах и прошениях.

Во время панихиды и отпевания все молящиеся стоят с зажженными свечами, в ознаменование того, что душа умершего перешла от земли в Царство Небесное — в Невечерний Божественный Свет. По установившемуся обычаю свечи гасят по окончании канона, перед пением «Со духи праведных…».

Дни поминовения усопших.

Третий день. Поминовение усопшего в третий день после смерти совершается в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы. Первые два дня душа преставившегося еще находится на земле, проходя вместе с сопровождающим ее Ангелом по тем местам, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, злых и добрых дел. Душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня как птица, ищущая себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Господь повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему — Богу всяческих. Весьма своевременно поэтому церковное поминовение души, представшей пред лицем Правосудного.

Девятый день. Поминовение умершего в этот день бывает в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему за нас, ходатайствуют о помиловании преставившегося. После третьего дня душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии она пребывает шесть дней. На это время душа забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждения святых она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире! Я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!» В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред престолом Всевышнего. Но и в это время святая Церковь опять молится за усопшего, прося милосердного Судию о водворении со святыми души своего чада.

Сороковой день. Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, для принятия особого Божественного дара благодатной помощи Отца Небесного. Пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали закона лишь после сорокадневного поста. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо на сороковой день по воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение в сороковой день после смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведными. После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда решается ее участь — по земным делам ей назначается место пребывания до Страшного суда. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими заглаживаются грехи умершего и испрашивается душе его водворение в раю со святыми.

Годовщина. Церковь совершает поминовение усопших в годовщину их смерти. Основание этого установления очевидно. Известно, что самым большим литургическим циклом является годовой круг, по прошествии которого вновь повторяются все неподвижные праздники. Годовщина смерти близкого человека всегда отмечается хотя бы сердечным поминовением его любящими родными и друзьями. Для православного верующего — это день рождения для новой, вечной жизни.

ВСЕЛЕНСКИЕ ПАНИХИДЫ (РОДИТЕЛЬСКИЕ СУББОТЫ)

Кроме этих дней Церковь установила особенные дни для торжественного, всеобщего, вселенского поминовения всех от века преставившихся отцов и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, — вселенскими родительскими субботами. В кругу богослужебного года такими днями общего поминовения являются:

Суббота мясопустная. Посвящая Неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного суда Христова, Церковь, ввиду этого суда, установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех, от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем. Ибо спасение возможно только в Церкви — сообществе верующих, членами которого являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой.

Суббота Троицкая. Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу перед Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать всесвятого и всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится». Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».

Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы. Во святую Четыредесятницу — дни Великого поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним — Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения усопших еще и по той причине, что в седмичные дни Великого поста заупокойных поминовений не совершается (сюда относятся заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, сорокоусты), так как ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни святой Четыредесят-ницы, и выделены указанные субботы.

Радоница. Основанием общего поминовения умерших, которое совершается во вторник после Фоминой недели (воскресенья), служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад и победе Его над смертью, соединяемое с Фоминым воскресеньем, с другой — разрешение церковным уставом совершать обычное поминовение усопших после Страстной и Светлой седмиц, начиная с Фомина понедельника. В этот день верующие приходят на могилы своих родных и близких с радостной вестью о Воскресении Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется Радоницей (или Радуницей). К сожалению, в советское время установился обычай посещать кладбища не на Радоницу, а в первый день Пасхи. Для верующего человека естественно посещать могилки своих близких после усердной молитвы о их упокоении в храме — после отслуженной в церкви панихиды. Во время же Пасхальной недели панихид не бывает, ибо Пасха — это всеобъемлющая радость для верующих в Воскресение Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Поэтому в течение всей Пасхальной недели не произносятся заупокойные ектении (хотя совершается обычное поминовение на проскомидии), не служатся панихиды.

Димитриевская родительская суббота – в этот день совершается поминовение о всех православных убиенных воинах. Оно установлено святым благоверным князем Димитрием Донским по внушению и благословению преподобного Сергия Радонежского в 1380 году, когда он одержал славную, знаменитую победу над татарами на Куликовом поле. Поминовение совершается в субботу перед Димитриевым днем (26 октября по старому стилю). Впоследствии в эту субботу православные христиане стали творить поминовение не только воинов, за веру и отечество положивших свою жизнь на поле брани, но вместе с ними и за всех православных христиан. Поминовение усопших воинов совершается Православной Церковью 26 апреля (9 мая по новому стилю), в праздник победы над фашистской Германией, а также 29 августа, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи. Обязательно надо поминать усопшего в день его смерти, рождения и именин. Дни поминовения надо проводить чинно, благоговейно, в молитве, благотворении нищим и близким, в размышлении и о нашей смерти и будущей жизни.

Правила подачи записок “О упокоении” такие же, как и записок “О здравии”.

Поминать усопшего в Церкви нужно как можно чаще, не только в означенные особые дни поминовения, но и в любой другой день. Главное моление о упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого следует перед началом литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных православных). На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их упокоение, которые в конце литургии будут опущены в святую чашу и омыты Кровью Сына Божия. Будем помнить, что это наибольшее благо, которое мы можем оказать тем, кто нам дорог. Вот как говорится о поминовении на литургии в Послании восточных Патриархов: «Мы веруем, что души людей, впавших в смертные грехи и при смерти не отчаявшихся, но покаявшихся еще до разлучения с настоящей жизнью, только не успевших принести никаких плодов покаяния (такими плодами могли быть их молитвы, слезы, коленопреклонения при молитвенных бдениях, сокрушение, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу и ближним), – души таких людей нисходят в ад и терпят за учиненные ими грехи наказания, не лишаясь, впрочем, надежды на облегчение. Облегчение же они получают по бесконечной благости Божией через молитвы священников и благотворения, совершаемые за умерших, а особенно силою бескровной жертвы, которую, в частности, приносит священнослужитель для каждого христианина за его близких, и вообще за всех повседневно приносит Кафолическая и Апостольская Церковь».

« назад :: Как молиться в дни поминовения. Молитвы об усопших »

Иные популярные молитвы:

Все молитвы …

molitva-bogu.ru


Смотрите также