День памяти сергия радонежского


Слово в день памяти преподобного Сергия Радонежского, всея России чудотворца

Преподобный Сергий Радонежский, память которого мы с вами сегодня празднуем, родился в 1314 году. Он прожил 78 лет и в конце XIV века в 1392 году преставился о Господе. Сегодня – день его блаженной кончины. Нужно ли пересказывать житие преподобного, которое нам всем более или менее известно? Нужно ли говорить о его жизни, прошедшей в такое страшное для нашей Родины столетие полного разгрома и русской государственности, и русской культурной жизни, и задержки на многое время не только культуры, а и религиозной, духовной нашей жизни?

Это было очень страшное столетие… Именно в него вписалась жизнь преподобного Сергия. Мы не только слышали, читали о его жизни, о тех страшных условиях, в которых он жил, мы не только помним некоторые обстоятельства, связанные с жизнью государства, с Москвой, с освобождением от татар, с гибелью Мамая… Многие из нас даже видели кое-что о его жизни. Кто из нас с вами, например, не видел и не знает картину нашего знаменитого художника Нестерова – отрок Варфоломей, стоящий перед старцем, благословляющим его на учение грамоте, что отроку так трудно давалось?.. Повторяю: житие его нам известно. Но не так уж нам известна его святость.

Какие особенные черты были в святости преподобного Сергия, что подняло его на такую высоту?

Протоиерей Всеволод Шпиллер

Я хочу вам напомнить об одной черте в житии преподобного Сергия, которая, собственно говоря, и есть самое главное, самое существенное в его жизни, его подвиге и его завете нам.

Пятьсот с лишним лет тому назад жил преподобный Сергий. А вот то, чему он нас учил и что он оставил нам, как свой завет, мы, считающие себя духовными детьми преподобного Сергия, совсем забыли. Преподобный Сергий учил о том, что самое страшное зло на земле – это есть рознь, страшная рознь между людьми. Это та самая рознь, которая началась с Каина и Авеля. И он ее назвал «ненавистной рознью мира сего».

Этой самой розни подвергся и стал её жертвой сам преподобный Сергий, изгнанный из монастыря своего. И кем бы вы подумали? Прежде всего – братом своим родным! Родным братом и по монашеству, и по рождению! Эта рознь, о которой говорил преподобный Сергий – основное зло нашей жизни.

Мы просыпаемся по утрам, читаем утренние молитвы. В одной из первых молитв имеется такое прошение к Богу: мы просим сделать нас причастниками Его Божественной вечной славы. Вот что дано человеку! А во что человек превращает этот данный ему от Бога дар? Во что превратил его Каин? Во что его превращаем мы все? В следующей молитве, тоже одной из первых утренних молитв, мы признаем, что в нашей душе есть «семя тли». Именно из этого страшного семени тли и вырастают огромные деревья невероятной силы, силы той розни, которую преподобный Сергий так клеймил, ненавидел и прямо называл эту злую силу «ненавистной рознью мира сего!»

Что мы с вами делаем для того, чтобы семя тли в себе убить? Так мало… А из этого семени вырастает огромное зло, которое совершенно разрушает человека. Ведь, что такое рознь? Откуда она взялась? На чем она держится и как развивается? – Всегда на страстях, всегда из страстей! И прежде всего – из тщеславия, из честолюбия, из гордости. Именно с этими страстями – с тщеславием, честолюбием, гордостью – связаны и все остальные страсти, и все остальные грехи, и вся страшная рознь, которая родит зло в этом мире. Она делает человека нечистым. Тут всё: и прелюбодеяние, и любодеяние, и всё, всё – из этого тщеславия, из этого честолюбия, из этой гордости. И преподобный Сергий нас учил постоянно бороться с той рознью, которая вырастает из этих страстей, т.е. с этими страстями прежде всего.

Задайте вопрос сами себе и сами же и ответьте на него: как я с этим боролся, что я делаю для этого? Стараюсь ли я быть чистым, прежде всего – чистым? Куда девалось целомудрие? Мы всегда просим у Бога: целомудрие дай нам, Господи. А всегда целомудрие связано с кротостью. А куда девалась кротость?

Вот что мы должны запомнить сегодня, в день праздника нашего небесного покровителя, учителя нашего: более всего бороться с этой страшной рознью, которая происходит всегда из страстей. И главные страсти – тщеславие и честолюбие. (Ведь брат-то выгнал преподобного Сергия из его монастыря именно подчинившись этой страсти…)

Укрепляемые молитвенным заступлением преподобного Сергия, будем бороться! И мы не будем побеждены по молитвам преподобного Сергия, как и он не был побежден, а восторжествовал в конце концов. И будем бороться не унывая, не сомневаясь в том, что кроме семени тли, в нас есть и те силы, которые приведут нас к причастности Божественной вечной славе. Аминь.

08.10.83.

www.pravmir.ru

Православные христиане отмечают день памяти преподобного Сергия Радонежского

8 октября православные христиане отмечают день памяти великого русского святого — преподобного Сергия Радонежского. Он был не первым русским святым, но его имя — один из главных символов православной Руси. Преподобного называют всея России чудотворцем и игуменом земли Русской — духовным учителем всего русского народа.

Фото: Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Преподобный Сергий построил первый на Руси монастырь в честь Святой Троицы, впоследствии получивший название Троице-Сергиевой лавры. Никто до него на Руси так глубоко не понимал важнейший христианский догмат о том, что Бог — это Троица: Отец, Сын и Святой Дух.

Преподобный родился и жил в трудное, ключевое для Руси время. Страна более столетия находилась под татаро-монгольским игом. Русские люди платили дань татарским ханам, а князья должны были ездить в Золотую Орду за подтверждением титула великого князя (ярлыком на княжение). Однако со временем Орда начала приходить в упадок, а Русь, напротив, объединяться против врагов.

Будущий святой родился в семье ростовских бояр по имени Кирилл и Мария. О дате и месте его рождения историки спорят и поныне, выдвигая разные версии. Самая популярная гласит, что будущий преподобный родился в селе Варницы (ныне Ростовской области) 3 мая 1314 года. Однако позднее семья переехала ближе к Москве, в селение Радонеж. Потому преподобный получил имя Сергий Радонежский.

Как написано в житии преподобного, которое составил его ученик Епифаний Премудрый, еще до рождения сына Мария получила знамение от Бога, что носит не простое дитя: когда она стояла в церкви на службе, младенец в ее чреве закричал во время чтения Евангелия и позже — когда пели Херувимскую песнь. Когда Мария родила ребенка, при крещении его назвали Варфоломеем.

Когда Варфоломей и его брат Стефан подросли, их отдали учиться. В те времена, после долгих лет татаро-монгольского ига, грамотность находилась в упадке, учителя и школы были редкостью, однако родители позаботились об образовании сыновей. Варфоломей усердно занимался, но ему не давалась грамота. Учителя наказывали его, родители очень огорчались, а сам мальчик все время молился, чтобы Бог просветил его разум. 

Однажды Варфоломей по поручению отца разыскивал потерявшихся жеребят и увидел под деревом монаха-старца, творившего молитву. Они помолились вместе, а потом старец дал мальчику кусочек просфоры. Родители Варфоломея, Кирилл и Мария, пригласили старца разделить с ними трапезу и переночевать в их доме. Когда вечером вся семья вместе с гостем встали на молитву, старец велел Варфоломею читать псалтирь. Мальчик, который до этого никак не мог освоить буквы, легко справился с чтением. И тогда все поняли, что в виде старца им явился ангел, сотворивший чудо. Благодаря этому чуду преподобного Сергия почитают как покровителя всех учащихся и молятся ему об успехах в учебе.

Варфоломей с детства мечтал стать монахом, а его брат Стефан стремился к семейной жизни. Он женился, однако вскоре жена его умерла. Варфоломей, которому в это время исполнилось 23 года, уговорил брата поселиться вместе с ним в глухом лесу, построить храм и жилую келью и в тишине молиться Богу. Жизнь отшельников в лесу была очень трудной. Было тяжело добывать себе пропитание и топливо для очага, в лесной чаще жили медведи и волки. К тому же отшельников искушали бесы, насылая на них страшные видения. Стефан не выдержал тягот и отправился в Москву, в Богоявленский монастырь, в котором со временем стал настоятелем.

Варфоломей остался один. Однажды к нему пришел странствующий монах и совершил пострижение молодого отшельника в монашество под именем Сергий.

Фото: Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Со временем слава о святом отшельнике и построенной им церкви во имя Святой Троицы распространилась по округе, и рядом с ним стали селиться другие монахи. Их община превратилась в Троицкий монастырь.

Даже будучи игуменом, преподобный Сергий трудился наравне с другими монахами, строил кельи, пек хлеб. Он не позволял братии просить подаяния в деревнях или у знатных бояр. Но со временем у обители появились благодетели, которые обеспечили монахов всем необходимым. Однажды Преподобному явилась сама Пресвятая Богородица и пообещала, что благодаря Ее покровительству монастырь ни в чем не будет нуждаться.

Вскоре слава Преподобного стала так велика, что к нему начали приезжать за советом знатные бояре и князья. Митрополит Алексий Московский хотел назначить святого своим преемником, но тот не согласился.

Однажды к преподобному Сергию приехал великий князь Дмитрий Донской. До князя дошли вести о том, что хан Мамай собирает войска и хочет напасть на русские княжества. Он, глубоко почитая Преподобного, решил просить у него благословения выступить с войском и нанести упреждающий удар. 

Преподобный сказал ему так: «Следует тебе, господин, заботиться о порученном тебе Богом славном христианском стаде. Иди против безбожных, и, если Бог поможет тебе, ты победишь и невредимым в свое отечество с великой честью вернешься». 

В помощь княжескому войску святой послал двух своих монахов — Александра Пересвета и Андрея Ослябю, которые до принятия монашества были воинами. Они оба погибли в Куликовской битве и были прославлены Церковью как святые. Сама же Куликовская битва стала переломным моментом в русской истории. После нее Русь начала крепнуть и давать отпор неприятелям.

За полгода до своей кончины св. Сергий сложил с себя сан настоятеля и назначил себе преемника — преподобного Никона Радонежского. Шесть месяцев святой пребывал в безмолвной молитве.

В сентябре 1392 года он заболел. Предвидя свою близкую кончину, преподобный Сергий собрал всех монахов и благословил их жить в мире. 25 сентября по юлианскому календарю святой отошел ко Господу. Он завещал похоронить себя как простого монаха, на кладбище. Но по просьбе троицкой братии и по распоряжению московского митрополита его погребли в храме. Во время похорон преподобного совершилось много чудесных исцелений.

После кончины преподобного его ученик Епифаний Премудрый составил подробное житие, в котором описал все труды и духовные подвиги преподобного Сергия, а также чудеса, которые совершались по его молитвам на протяжении всей его жизни и у мощей святого после его праведной кончины.

Преподобный Сергий — вопросы и ответы

— Насколько документально подтверждены факты из жития преподобного Сергия?

— Из всех упоминаемых в различных вариантах житий исследователи единогласно принимают лишь дату смерти святого — 8 октября (25 сентября ст. ст.) 1392 года. Больше точных дат в жизнеописании преподобного Сергия нет. Вызывают споры и даты рождения (называются 1314, 1319 и 1322 годы), и время монашеского пострига, и другие.

Основной источник сведений о жизни святого — житие, написанное его учеником, монахом Епифанием Премудрым (XIV век), не позднее 1422 года. Κ сожалению, «Житие Сергия» не дошло до нас в первоначальном виде: чуть позднее, в середине XV века было составлено второе житие авторства ученого серба Пахомия Логофета. Более поздние жития святого появлялись вплоть до XIX века, но все они так или иначе основывались на сведениях, указанных в первых двух источниках.

Например, место рождения преподобного Сергия — деревня Варницы под Ростовом Великим — известна лишь благодаря церковному преданию.

— В каком возрасте преподобный Сергий принял монашество?

— Из-за отсутствия точных дат оценки историков расходятся и в этом вопросе. По различным версиям, святому в тот момент было либо 20 лет, либо 23 года.

— Почему преподобный Сергий решил посвятить первый храм основанной им обители Святой Троице?

— Об этом сведений не сохранилось. Однако исследователи отмечают, что на современной территории России после разделения церквей в 1054 году и до времени преподобного Сергия не было ни одного храма в честь Святой Троицы.

— Преподобный Сергий основал Троицкий монастырь. Он был его первым настоятелем?

— Он не был ни первым, ни даже вторым настоятелем монастыря. Он стал лишь третьим игуменом Троицкой обители. Первым настоятелем стал игумен Митрофан, а после его смерти в 1344 году игуменом был избран инок, имя которого исторически источники не сохранили. К тому времени духовный авторитет св. Сергия был велик, и братия монастыря просила его принять управление обителью, однако святой отказался принимать на себя бремя игуменства до тех пор, пока ему не исполнится 33 года. 

Сан игумена Сергий принял ориентировочно после 1354 года.

— Был ли преподобный Сергий архимандритом Троицкого монастыря?

— Теоретически да. В Русской Церкви титул «архимандрит» впервые упоминается в XII в. применительно к игумену. В Киевскую эпоху в Русской церкви этот титул мог иметь только игумен одного важнейшего монастыря епархии, впоследствии архимандритами могли уже титуловаться настоятели и других значительных монастырей.

Троицкая обитель еще при жизни преподобного Сергия играла важную роль в жизни Русской церкви и могла бы считаться «архимандрией». В монастыре еще при жизни св. Сергия был по крайней мере один архимандрит: «Троицкий патерик» свидетельствует, что в 1357 году к Троицкой монашеской общине присоединился некий архимандрит Симон — впоследствии прославленный в лике святых преподобный Симон архимандрит, Смоленский (память 23 мая). Но он не был настоятелем.

В житиях преподобный Сергий именуется исключительно игуменом Троицкого монастыря.

— Известно, что св. Сергий покидал свою обитель. Зачем?

— Первый раз — около 1350-х годов: братия сложно восприняла введение общежительного устава плюс старший брат Сергия Стефан заявил свои права на игуменство.

В 1365 году Сергий отправился в Нижний Новгород мирить местных князей, братьев Бориса Константиновича и Димитрия Константиновича. 

Наконец, в 1382 году, во время нашествия Тохтамыша, преподобный Сергий оставляет монастырь и, очевидно, вместе с братией уходит в Тверь под защиту тверского князя Михаила Александровича. 

Вполне возможно, были и другие путешествия св. Сергия, о которых не сохранилось упоминаний.

— Князь Дмитрий Московский (Донской) почитал преподобного Сергия. Означало ли это, что московский правитель во всем слушался святого?

— Отношения между князем и преподобным Сергием знали и случаи расхождения между ними. Так, например, в 1378 году, когда скончался московский митрополит Алексий, а сам преподобный Сергий отказался перед этим принять митрополичий сан, перед князем встал вопрос о кандидатуре для замещения московской кафедры.

Тогда св. Сергий предложил великому князю Дмитрию избрать на митрополичью кафедру суздальского епископа Дионисия, однако сам Дмитрий имел виды на московского спасского архимандрита Михаила (Митяя). В результате политические соображения возобладали над послушанием святому подвижнику, и князь Дмитрий настоял на том, чтобы собор епископов избрал митрополитом Михаила.

Это привело к серьезному церковному конфликту и охлаждению отношений между московским князем и преподобным Сергием. Однако уже через 2 года, в канун Куликовской битвы, князь Дмитрий засвидетельствует непререкаемый духовный авторитет Сергия, явившись к нему за благословением.

— Как благословил преподобный Сергия князя Дмитрия на битву?

— Епифаний Премудрый приводит слова святого Сергия, сказанные князю: «Следует тебе, господин, заботиться о порученном тебе Богом славном христианском стаде. Иди против безбожных, и, если Бог поможет тебе, ты победишь и невредимым в свое отечество с великой честью вернешься». 

В этих словах, как отмечают исследователи, не содержалось ни пророчества о победе, ни уверенности в возвращении самого князя с поля боя: «если Бог поможет тебе», — сказал Преподобный.

Правда, чуть позже св. Сергий отправит вдогонку русскому войску гонца с новым посланием для князя: «Без всякого сомнения, господин, смело выступай против свирепости их, нисколько не устрашаясь, — обязательно поможет тебе Бог».

Лишь более поздние варианты жития видоизменили слова Сергия и превратили их в пророческое предсказание победы.

— Сколько было святых учеников у преподобного Сергия?

— В Соборе Радонежских святых — празднике, который отмечается 19 июля (6 июля ст. ст.), перечислены 44 святых подвижника, бывших учениками св. Сергия.

Помимо них, в число прославляемых в этот день святых входят также прославленные сродники и собеседники Преподобного, а также святые монахи Троице-Сергиевой лавры — всего более 70-ти святых.

— Сколько монастырей основал преподобный Сергий, а сколько его ученики?

— Сам Сергий основал, помимо Троицкого, еще четыре монастыря: Благовещенский на Киржаче, Старо-Голутвин близ Коломны, Высоцкий монастырь и Георгиевский монастырь на Клязьме. Е. Голубинский считал, что прп. Сергий также основал московский Симонов монастырь и Успенский Дубенский «на острову» монастырь на р. Дубенке, на северо-запад от Троицкого монастыря, в память о победе на Куликовом поле.

Учениками св. Сергия, по мнению русского историка Василия Ключевского, было основано 27 монастырей. Однако Ключевский учитывал только выходцев непосредственно из Свято-Троицкой обители Сергия, собственно учеников святого. Если принять во внимание обители, основанные собеседниками Преподобного, то их число возрастет до сорока. Из них, в свою очередь, выйдут основатели еще примерно пятидесяти монастырей.

— Что связывает преподобного Сергия Радонежского и Литву?

— Прямой связи, разумеется, не было: преподобный Сергий не бывал в литовских землях. Но приблизительно в 1376 году Вселенский патриарх Филофей прислал преподобному Сергию в качестве благословения монашеский параман, схиму и крест с частицами мощей византийских святых и трех литовских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия, принявших мученическую кончину в 1340-х годах и прославленных в 1374 году в Константинополе.

Фото: Свято-Троицкая Сергиева Лавра

— Когда преподобный Сергий был прославлен в лике святых?

— Точной даты этого церковного деяния не сохранилось. До так называемых Макарьевских соборов (1547 и 1549 гг.) в Русской церкви не было единых канонических правил и процедур канонизации новых святых, и, возможно, почитание преподобного Сергия сложилось само собой.

Церковный историк Евгений Голубинский считал, что общецерковное прославление Сергия Радонежского вместе с преподобным Кириллом Белозерским и святителем Алексием было одним из первых деяний митрополита Ионы после возведения его на кафедру в 1448 году. Называют также и более позднюю дату — 1452 год.

— Почитают ли Сергия Радонежского в Католической церкви?

— До середины XX века отношение католиков к святым Восточной церкви было однозначное: после разделения Церквей в 1054 году не могло быть речи о признании святости подвижников православия.

Тем не менее, в 1940 году папа Пий XII благословил русским католикам почитать преподобного Сергия Радонежского в числе нескольких древнерусских святых.

В 1969 году по распоряжению папы Павла VI имя преподобного Сергия впервые включено в общецерковный мартиролог Католической церкви. День его памяти у римо-католиков — 25 сентября по григорианскому календарю.

Известно также, что кардинал Йозеф Алоиз Ратцингер после избрания его римским папой рассматривал в качестве одного из возможных папских имен имя Сергий в честь преподобного Сергия Радонежского. Ему помешали это сделать соображения церковно-политического характера — в первую очередь, возможное недовольство таким выбором со стороны католиков Восточной Европы.

Рублев.com

pravlife.org

День памяти преподобного Сергия Радонежского (подборка материалов)

Память преподобного Сергия Радонежского отмечается несколько раз в году: 5 / 18 июля — воспоминание обретения его честных мощей (1422), 25 сентября / 8 октября – его преставление (1392).

Артемий Ермаков

Имя преподобного Сергия Радонежского напоминает, до какой высоты способна подняться наша земля‚ просвещенная Словом Христовым. Человек‚ не оставивший после себя ни одной книги‚ стоит у начала всей русской культуры Московского периода‚ открывает дверь‚ ведущую из глухой подмосковной тайги прямо в глубину Божьей премудрости‚ во все тайны человека и мира. И деятельность его тем более видится нам чудесной‚ потому что мы не можем разделить в ней плоды небесной помощи и его собственных трудов. Сергий всю жизнь старался уйти от мира‚ не принимать на себя решения судеб окружавших его людей‚ не вмешиваться самочинно в происходящие вокруг события. Однако все бытовые и исторические подробности эпохи так тесно сплетены в его житии‚ что, кажется, нет такой стороны русской жизни второй половины XIV века‚ которую бы он не освятил‚ где бы не осталось следов его бережного благословения. Если же вспомнить‚ каково было это время‚ то выяснится‚ что преподобный Сергий стоит не только в начале русского Просвещения‚ но и знаменует собой русское Возрождение в самом высоком его смысле.

При беспристрастной оценке исторических событий порой открываются неожиданные вещи. Сопоставляя русское и европейское Средневековье‚ видишь‚ что возрождение культуры в России началось едва ли не раньше‚ чем в Европе. И что уж совсем удивительно‚ это возрождение носило христианский характер. Русь‚ придавленная татарщиной на протяжении более двухсот лет‚ не могла бы сохранить свои традиции‚ свое культурное поле без веры‚ без опоры на Церковь. Без веры вообще ничего невозможно создать. Леонардо‚ Микеланджело‚ Лютер‚ Макиавелли — все эти «титаны» европейского Возрождения были глубоко верующими людьми. Они верили в Бога, но и во всемогущество и силу человеческого разума‚ в истинность его эстетического чувства‚ в способность человека создавать прекрасное‚ в его право творить и изменять мир. Европейское возрождение еще очень далеко от богооставленности и богоотвержения. Оно только готовится снять с Творца ответственность за судьбы мира и передать ее людям. Но герои‚ готовые принять эту ответственность‚ в Европе уже выросли. Счастье‚ что в России еще долго не находилось подобных людей.

Русская действительность с 1237 года не располагала к парению души. Ценность отдельной человеческой личности в условиях ига была предельно низкой. Рассуждения о способности этой личности повлиять на историю‚ изменить ее ход‚ наверное‚ вызывали горькую усмешку. Ни последний холоп‚ ни великий князь не могли надеяться устроить по собственной воле даже свою судьбу. Благосостояние и жизнь любого человека на Руси зависели от исхода соперничества за ханский престол‚ благосклонности или самодурства ордынских наместников‚ колебаний цен на мировом рынке работорговли‚ падежа скота или неожиданной засухи в Великой степи. Одна Церковь могла свободно не признавать над собой власти Орды. Не вмешиваясь напрямую в политический процесс‚ она помогала людям сохранить веру в свои силы. Перед лицом хана падали ниц даже князья‚ но перед Богом каждый человек был свободен. Ребяческий атеизм и человекопоклонство не потому худо прививались тогда на Руси‚ что она была отсталой‚ но потому что отказ терпеливо нести свой крест‚ означал поистине рабскую зависимость от кочевничьей нагайки. Преодоление ига не было возможным для человека делом. Упование на Бога давало не только надежду на загробное спасение‚ но и твердый фундамент для земного государственного и хозяйственного строительства. Потому что всякий желающий спастись в будущей жизни‚ должен был «поработать Богу» и «до конца претерпеть» все тяготы в настоящей. Плодом такой работы и такого терпения и была вся жизнь преподобного Сергия.

Житие его‚ удивительно мягко и живо написанное Епифанием Премудрым‚ дает нам ключи к разгадке множества тайн русской культуры и русской интеллигенции. С самого начала своей жизни‚ еще даже до земного рождения Сергий (до монашества Варфоломей) отмечен небесными знамениями. Он трижды кричит во время литургии‚ находясь в чреве матери‚ отказывается брать грудь матери в постные дни‚ не принимает молока от кормилицы. Родители его ясно осознают‚ что в их семье происходит явление святого. Однако же им не приходит в голову каким-то образом возвысить своего ребенка‚ отделить его от других на основании проявившихся в нем талантов. Культ вундеркинда до сих пор с трудом прививается в русской традиции воспитания. Знамения‚ таланты и сама святость даются человеку от Бога‚ и потому родители‚ а вслед за ними и повествователь‚ прежде всего, прославляют Создателя‚ а потом уже любуются творением. Варфоломея в детстве оберегают‚ но не более‚ чем следует лелеять каждого ребенка. Его не освобождают ни от домашнего труда‚ ни от повседневных обязанностей‚ ни от школьного обучения.

Наблюдая за этим обучением‚ мы видим еще одну знаменательную подробность. Любой человек‚ даже святой‚ не представляет собой идеала земного совершенства. Столь важная для подвижника вещь‚ как грамота‚ дается ему хуже‚ чем братьям. И все окружающие мягко‚ но настойчиво требуют от него усилий и старания в учебе. Преподобный как будто не оправдывает их ожиданий. В житии прямо говорится‚ что Варфоломей учился читать «не прилежно» и «не слушал учителя». Такое отношение к учебе не одобряется‚ но искупается тайной молитвенной просьбой мальчика к Богу. Чудесное исполнение этой просьбы не должно наводить нас на мысль о пренебрежении к труду (им наполнена вся жизнь преподобного). Здесь скорее нужно видеть проявление равной милости Бога ко всякому просящему. Школьный период жизни преподобного более всякого другого развенчивает мысль о каком-либо превосходстве святого над прочими людьми. Для русского просвещения‚ для русской культуры чужда мысль о заранее избранной «духовной элите»‚ предназначенной для власти или руководства «невеждами». Сергий сам был подобным невеждой‚ а получив доступ к премудрости‚ никогда не забывал‚ Кому она принадлежит.

Не забывал он и послушания‚ первой добродетели всякого свободного от своеволия христианина. Имея перед собой уже ясно видимую жизненную цель‚ монашество‚ он, тем не менее, смиряет себя ради отца и матери‚ оставшись ухаживать за ними. Все‚ кто привык говорить о том‚ что монашество учит человека презирать семью‚ найдут в этой главе жития пример того‚ как первое исходит из второго. Здесь пример преподобного побуждает нас не пренебрегать сегодняшними обязанностями‚ как бы важны и велики не были наши планы. Человек‚ по-настоящему верующий‚ никогда «не пройдет по людям» ради исполнения своего самого «высокого» желания‚ но‚ напротив‚ охотно «наступит на горло» себе‚ когда увидит нужду ближнего. Преподобный Сергий‚ вся жизнь которого была великой жертвой Богу‚ начал свой подвиг с малой жертвы своим родителям‚ и‚ что особенно важно‚ сделал это с радостью.

С радостью же он приступает и к осуществлению дела своей жизни‚ постижению Троицы. Поражает философский размах этого труда. Догмат о святой Троице — труднейший для понимания в христианстве. Он не был полностью раскрыт для простонародья не только в Киевской Руси и в Европе‚ но и в самой Византии. Именно на почве учения о Троице в христианстве возникали самые серьезные расколы и ереси. Высота тайны триединого Божественного Существа‚ казалось‚ должна была испугать человека‚ с таким трудом научившегося читать. Однако преподобный Сергий берется за проникновение в нее также решительно‚ как уходит из мира. Заметим‚ свой храм в лесу он строит и освящает вместе с братом еще до пострижения в монахи. Идея строительства и самая тяжелая часть труда принадлежит ему‚ однако, он отказывается от дерзости самовольного поиска истины и ждет‚ пока старший брат не решит‚ кому будет посвящен храм.

В этот момент решалась судьба Русской Церкви‚ да и всей русской культуры. Попробуйте представить ее себе без Лавры‚ без Андрея Рублева‚ без храмов в честь Святой Троицы. И такое решение передано преподобным Сергием в чужие руки‚ причем у него уже был ответ на свой вопрос. Тут имеет значение не только смирение перед старшим‚ но и внутренняя честность‚ присущая всякому исследователю. Каждый‚ кто приступает к изучению и познанию Бога‚ человека или мира‚ не смеет настаивать на своей догадке‚ прежде чем не получит ее подтверждения извне. Жаждущий открыть нечто миру‚ пусть выслушает сперва‚ что говорит ему мир. «Больший из вас да будет вам слуга».

Это уже другая страница жизни преподобного. Пройдя через тяжелый период одинокого подвижничества, Сергий оказывается перед необходимостью устройства общежительного монастыря. Его более всего тяготит необходимость начальствовать над братией‚ распоряжаться по хозяйству‚ руководить их духовным деланием. Традиции старчества были в ту пору почти утрачены на Руси. Игуменство открывало перед Сергием искушение занимать подчиненных тем трудом,‚ которого он не сносил сам. И потому он не мог исполнить игуменского служения, не увеличив своей повседневной работы. Епифаний пишет‚ что преподобный «без лености братии‚ как купленный раб‚ служил: и дрова для всех колол‚ и толок зерно‚ и жерновами молол‚ и хлеб пек‚ и еду варил […]; обувь и одежду он кроил и шил; и из источника воду в двух ведрах черпал и на своих плечах в гору носил и каждому у кельи ставил».

Особенно примечателен рассказ о том‚ как преподобный Сергий выстроил одному из пожилых братьев крыльцо‚ взяв за целодневную работу решето гнилого хлеба. Кому-то это может показаться юродством‚ но если вспомнить, что в обители тогда был голод‚ и монахи роптали на игумена‚ требуя от него разрешения собирать милостыню‚ такой поступок становится понятным. Только своим личным примером учитель мог убедить учеников в том‚ что хлеб нужно добывать трудом собственных рук. Это правило остается верным и для нынешнего времени.

Рассказ о голоде напоминает нам еще об одной черте характера святого‚ о его терпении. При том гармоничном сочетании труда и молитвы‚ которое было присуще Сергию‚ он ничуть не тяготится бедами и скорбями‚ посещающими монастырь. Не спешит скорее разрешить их‚ хотя сознает‚ что имеет для этого возможности. Он доверяет Богу до самого конца и тогда‚ когда не прозревает явного смысла событий. В результате хлеб в обитель привозят ангелы‚ а родник пробивается на самой вершине холма. Возвратившийся в монастырь старший брат пытается затеять в церкви спор о первенстве. Преподобный уходит от этого спора. Уходит в буквальном смысле слова‚ не пытаясь ответить‚ не требуя заступничества митрополита или князя‚ даже не прося Бога восстановить справедливость. Прожив год на реке Киржач и основав новый монастырь‚ он также легко возвращается. Его настолько трудно смутить‚ что когда крестьянин‚ пришедший издалека посмотреть на прославленного игумена‚ отказывается узнать Сергия в оборванном старике‚ копающем грядки‚ преподобный только ласково отвечает: «Не печалься! Что ищешь и чего желаешь‚ тотчас даст тебе Бог».

Монашество пренебрегает миром‚ но не людьми в нем. Преподобный бежит от человеческой славы‚ но приветлив к людям и скор на помощь. Для него равны и несчастный отец‚ принесший умершего сына‚ и великий князь Дмитрий‚ идущий на битву с Мамаем. В связи с Куликовской битвой политическая роль Сергия проступает очень отчетливо. Его благословение русского войска на брань придает сражению духовный характер. Все воины становятся не только защитниками Русской Земли‚ но и мучениками за веру. Даже иноки берут в руки оружие. Преподобный Сергий принимает всю ответственность за исход сражения‚ решительно связывая судьбу русской церкви с удачей княжеского похода. О победе открыто служится многочасовой молебен. Но вот победа одержана‚ и князь с митрополитом Алексием просят святого принять сан епископа‚ а потом и митрополита. И преподобный также решительно отказывается‚ обещая в случае повторения просьбы уйти в леса‚ «туда‚ где его никто не сыщет». Одно дело — стоять за правду‚ другое — принимать почести.

Нельзя не сказать и о рукотворном наследстве преподобного Сергия. Кольцо монастырей‚ опоясавших Москву и осветивших дикие северные дебри‚ отковано в Лавре. История каждого из них — это история его основателя‚ часто ученика преподобного‚ или же послушника его учеников. Через столетие после смерти святого мы уже видим поразительное разнообразие типов подвижничества от Иосифа Волоцкого и Пафнутия Боровского до Нила Сорского и Кирилла Белозерского. К этому многоцветью Сергий тоже приложил свою руку. Возможность различных духовных путей к единой цели доказывает‚ что он основал в Лавре не партию‚ не орден‚ а братство христиан‚ главная задача которых подчиняться не людям и уставам‚ написанным людьми‚ но самому Богу. И как братья они не похожи друг на друга‚ но все чем-то неуловимо напоминают отца. Преподобный Сергий почти на 400 лет определил общий тип русской святости‚ а когда время совсем уже изменилось, его достойным наследником явился преподобный Серафим Саровский.

Подводя итоги и пытаясь определить место преподобного Сергия Радонежского в истории русской культуры и просвещения‚ хочется еще раз напомнить‚ что мы имеем дело не с ученым‚ а с мудрым человеком. А значит, это скорее не авторитет‚ а пример. Пример не только для подражания‚ но и для измерения. Учивший всю свою жизнь умеренности во всяком деле духовном и земном‚ преподобный сам стал мерой нашей культуры. Его житие позволяет проверить соответствие сегодняшних науки‚ искусства и школы их небесным образцам. Результаты наших измерений‚ возможно‚ будут неутешительны‚ но отчаиваться‚ наверно‚ не стоит. Ведь такая мера дается не каждому народу.

Мощи Преподобного Сергия († 1392; память его 25 сентября) были обретены 5 июля 1422 г. при преподобном игумене Никоне († 1426; память его 17 ноября). В 1408 г., когда Москва и ее окрестности подверглись нашествию татарских орд Едигея, Троицкая обитель была опустошена и сожжена, иноки во главе с игуменом Никоном укрылись в лесах, сохранив иконы, священные сосуды, книги и другие святыни, связанные с памятью преподобного Сергия. В ночном видении накануне татарского набега Преподобный Сергий известил своего ученика и преемника о грядущих испытаниях и предрек в утешение, что искушение будет непродолжительно и святая обитель, восстав из пепла, процветет и еще более возрастет. Митрополит Филарет писал об этом в «Житии Преподобного Сергия»: «По подобию того, как подобало пострадать Христу, и чрез крест и смерть войти в славу воскресения, так и всему, что Христом благословляется на долготу дней и славу, подобно испытать свой крест и свою смерть». Пройдя через огненное очищение, воскресла в долготу дней обитель Живоначальной Троицы, восстал и сам преподобный Сергий, чтобы уже навеки своими святыми мощами пребывать в ней.

Пред началом строительства нового храма во имя Живоначальной Троицы на месте деревянного, освященного 25 сентября 1412 года, Преподобный явился одному благочестивому мирянину и велел известить игумену и братии: «Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?» И вот при строительстве собора, когда рыли рвы для фундамента открыты и изнесены были нетленные мощи Преподобного, и все увидели, что не только тело, но и одежды на нем были невредимы, хотя кругом гроба действительно стояла вода. При большом стечении богомольцев и духовенства, в присутствии сына Димитрия Донского, князя Звенигородского Юрия Димитриевича († 1425), святые мощи были изнесены из земли и временно поставлены в деревянной Троицкой церкви (на том месте находится теперь церковь Сошествия Святого Духа). При освящении в 1426 году каменного Троицкого собора они были перенесены в него, где и пребывают доныне.

Все нити духовной жизни Русской Церкви сходятся к великому Радонежскому угоднику и чудотворцу, по всей православной Руси благодатные животворящие токи распространяются от основанной им Троицкой обители.

Почитание Святой Троицы в русской земле началось со святой равноапостольной Ольги († 969;), воздвигшей первый на Руси Троицкий храм в Пскове. Позже воздвигались такие храмы в Великом Новгороде и других городах.

Духовный вклад Преподобного Сергия в богословское учение о Святой Троице особенно велик. Преподобный глубоко прозирал сокровенные тайны богословия «умными очами» подвижника — в молитвенном восхождении к Триипостасному Богу, в опытном Богообщении и Богоуподоблении.

«Сонаследниками совершенного света и созерцания Пресвятой и Владычной Троицы, — изъяснял святой Григорий Богослов, — будут те, которые совершенно соединятся с совершенным Духом». Преподобный Сергий опытно познал тайну Живоначальной Троицы, потому что жизнью своей соединился с Богом, приобщился к самой жизни Божественной Троицы, т. е. достиг возможной на земле меры обожения, став «причастником Божеского естества» (2 Пет. 1, 4). «Кто любит Меня, — сказал Господь, — тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14, 23). Авва Сергий, во всем соблюдший заповеди Христовы, относится к числу святых угодников, в душе которых «сотворила обитель» Святая Троица; он сам сделался «обителью Святой Троицы», и всех, с кем общался Преподобный, он возводил и приобщал к Ней.

Радонежский подвижник, его ученики и собеседники, обогатили Русскую и Вселенскую Церковь новым богословским и литургическим ведением и видением Живоначальной Троицы, Начала и Источника жизни, являющей Себя миру и человеку в соборности Церкви, братском единении и жертвенной искупительной любви ее пастырей и чад.

Духовным символом собирания Руси в единстве и любви, исторического подвига народа стал храм Живоначальной Троицы, воздвигнутый Преподобным Сергием, «чтобы постоянным взиранием на Нее побеждался страх ненавистной розни мира сего».

Почитание Святой Троицы в формах, созданных и завещанных святым игуменом Радонежским, стало одной из наиболее глубоких и самобытных черт русской церковности. В Троице Живоначальной Преподобным Сергием было указано не только святое совершенство вечной жизни, но и образец для жизни человеческой, духовный идеал, к которому должно стремиться человечество, потому что в Троице, как Нераздельной, осуждаются усобицы и благословляется соборность, а в Троице, как Неслиянной, осуждается иго и благословляется свобода. В учении Преподобного Сергия о Пресвятой Троице русский народ глубоко чувствовал свое кафолическое, вселенское призвание, и, постигнув всемирное значение праздника, народ украсил его всем многообразием и богатством древнего национального обычая и народной поэзии. Весь духовный опыт и духовное устремление Русской Церкви воплотились в литургическом творчестве праздника Святой Троицы, троицких церковных обрядов, икон Святой Троицы, храмов и обителей Ее имени.

Претворением богословского ведения Преподобного Сергия стала чудотворная икона Живоначальной Троицы преподобного Андрея Радонежского, прозванием Рублева († 1430), инока-иконописца, постриженика Троицкой Сергиевой обители, написанная по благословению преподобного Никона в похвалу святому авве Сергию. (На Стоглавом соборе 1551 года эта икона была утверждена в качестве образца для всей последующей церковной иконографии Пресвятой Троицы.).

«Ненавистная рознь», раздоры и смятения мирской жизни преодолевались иноческим общежитием, насажденным Преподобным Сергием по всей Руси. У людей не было бы разделения, раздоров и войн, если бы человеческая природа, созданная Творцом по образу Божественного Триединства, не была искажена и раздроблена первородным грехом. Преодолевая своим сораспятием Спасителю грех особности и разделения, отвергаясь «своего» и «себя», иноки-общежительники, по учению святого Василия Великого, восстанавливают Первозданное единство и святость человеческой природы. Обитель Преподобного Сергия стала для Русской Церкви образцом такого восстановления и возрождения, в ней воспитались святые иноки, пронесшие затем начертание истинного пути Христова в отдаленные пределы. Во всех своих трудах и деяниях Преподобный Сергий и его ученики воцерковляли жизнь, давая народу живой пример возможности этого. Не отрекаясь от земного, но преображая его, они звали восходить и сами восходили к Небесному.

Школа Преподобного Сергия через обители, основанные им, его учениками и учениками его учеников, охватывает все пространство Русской земли и проходит чрез всю дальнейшую историю Русской Церкви. Четвертая часть всех русских монастырей, твердынь веры, благочестия и просвещения, основана аввой Сергием и его учениками. «Игуменом Русской земли» назвал народ основателя Дома Живоначальной Троицы. Преподобные Никон и Михей Радонежские, Сильвестр Обнорский, Стефан Махрищский и Авраамий Чухломский, Афанасий Серпуховской и Никита Боровский, Феодор Симоновский и Ферапонт Можайский, Андроник Московский и Савва Сторожевский, Димитрий Прилуцкий и Кирилл Белозерский — все они были ученики и собеседники «чудного старца» Сергия. Святители Алексий и Киприан, митрополиты Московские, Дионисий, архиепископ Суздальский, и Стефан, епископ Пермский, состояли с ним в духовном общении. Патриархи Константинопольские Каллист и Филофей писали к нему послания и посылали свое благословение. Чрез преподобных Никиту и Пафнутия Боровских идет духовная преемственность к преподобному Иосифу Волоцкому и дружине его учеников, чрез Кирилла Белозерского — к Нилу Сорскому, к Герману, Савватию и Зосиме Соловецким.

Церковь чтит и тех из учеников и сподвижников Преподобного Сергия, память которых не отмечена в месяцеслове специально, под отдельным днем. Мы помним, что первым пришел к Преподобному на Маковец старец Василий Сухой, названный так за его несравненное постничество. Вторым был инок Якута, т. е. Иаков, из простых крестьян, он безропотно долгие годы нес в обители хлопотное и трудное послушание рассыльного. Пришли, среди прочих учеников, к Преподобному его земляки из Радонежа диакон Онисим с сыном Елисеем. Когда собралось 12 иноков и построенные келлии обнесены были высокой оградой, диакона Онисима авва назначил привратником, потому что келлия его была крайняя от входа в обитель. Под сенью святой Троицкой обители провел свои последние годы игумен Митрофан, тот самый, кто постриг когда-то Преподобного Сергия в ангельский образ и наставил в иноческих подвигах. Могила умершего вскоре блаженного старца Митрофана стала первой на монастырском кладбище. В 1357 году пришел в обитель из Смоленска архимандрит Симон, оставив почетную должность настоятеля в одном из смоленских монастырей ради того, чтобы стать простым послушником у Богоносного Радонежского игумена. В награду за великое смирение Господь сподобил его быть участником дивного видения Преподобного Сергий о будущем умножении его иноческого стада. По благословению святого аввы принял на себя подвиг молитвенного безмолвия блаженный старец Исаакий Молчальник, чье молчание для иноков и внешних было поучительнее всяких слов. Лишь один раз за годы безмолвия отверз уста преподобный Исаакий — чтобы свидетельствовать, как виденный им Ангел Божий сослужил в алтаре Преподобному Сергию, совершившему Божественную литургию. Очевидцем благодати Святого Духа, содействовавшей Преподобному, был также екклисиарх Симон, который видел однажды, как Небесный огонь сошел на Святые Тайны и угодник Божий «причастился огня неопально». Старца Епифания († ок. 1420), бывшего позже, при игумене Никоне, духовником Сергиева стада, Церковь называет Премудрым за высокую ученость и великие духовные дарования. Он известен как составитель житий Преподобного Сергия и его собеседника Святителя Стефана Пермского, похвальных слов им, а также «Слова о жизни и преставлении великого князя Димитрия Донского». Житие Преподобного Сергия, составленное Епифанием через 26 лет по кончине Преподобного, т. е. в 1418 г., было затем переработано прибывшим с Афона иноком агиографом Пахомием Сербом, прозванным Логофетом.

К Преподобному Сергию, как к неиссякаемому источнику молитвенного духа и благодати Господней, во все времена шли на поклонение — для назидания и молитвы, за помощью и исцелением — тысячи народа. И каждого из прибегающих с верой к его чудотворным мощам он исцеляет и возрождает, исполняет силы и веры, преображает и возводит к своей светоносной духовности.

Но не только духовные дары и благодатные исцеления подаются всем, приходящим с верою к мощам Преподобного, но ему дана также от Бога благодать защищать от врагов Русскую землю. Своими молитвами Преподобный был с воинством Димитрия Донского на Куликовом поле; он благословил на ратный подвиг своих пострижеников-иноков Александра Пересвета и Андрея Ослябя. Он указал Иоанну Грозному место для сооружения крепости Свияжска и помогал в победе над Казанью. Во время польского нашествия Преподобный Сергий явился во сне нижегородскому гражданину Козме Минину, повелевая собирать казну и вооружать войско для освобождения Москвы и Русского государства. И когда в 1612 г. ополчение Минина и Пожарского после молебна у Святой Троицы двинулось к Москве, благодатный ветр развевал православные стяги, «яко от гроба самого Чудотворца Сергия».

К периоду Смутного времени и польского нашествия относится героическое «Троицкое сидение», когда многие иноки по благословению преподобного игумена Дионисия повторили священный ратный подвиг сергиевых учеников Пересвета и Ослябя. Полтора года — с 23 сентября 1608 г. по 12 января 1610 года — осаждали поляки обитель Живоначальной Троицы, желая разграбить и разрушить этот священный оплот православия. Но заступлением Пречистой Богородицы и молитвами Преподобного Сергия, «со многим стыдом» бежали наконец от стен монастыря, гонимые Божиим гневом, а вскоре и сам предводитель их Лисовский погиб лютой смертью как раз в день памяти Преподобного, 25 сентября 1617 г. В 1618 г. приходил к стенам Святой Троицы сам польский королевич Владислав, но, бессильный против охраняющей обитель благодати Господней, вынужден был подписать перемирие с Россией в принадлежавшем монастырю селе Деулине. Позже здесь был воздвигнут храм во имя Преподобного Сергия.

В 1619 году посетил Лавру приехавший в Россию Иерусалимский патриарх Феофан. Он в особенности пожелал видеть тех иноков, которые в годину военной опасности дерзнули возложить на себя поверх иноческих одеяний боевые кольчуги и с оружием в руках встали на стенах святой обители, отражая неприятеля. Преподобный Дионисий, игумен, возглавлявший оборону († 1633), представил патриарху более двадцати иноков.

Первым из них был Афанасий (Ощерин), самых преклонных лет, до желтизны седой старец. Патриарх спросил его: «Ты ли ходил на войну и начальствовал над воинами?». Старец ответил: «Да, Владыко святой, понужден был кровавыми слезами». — «Что же свойственнее иноку — молитвенное уединение или воинские подвиги пред людьми?» — Блаженный Афанасий, поклонясь, отвечал: «Всякая вещь и всякое дело познается в свое время. Вот подпись латинян на голове моей, от оружия. Еще шесть памятей свинцовых в моем теле. В келлии сидя, в молитвах, разве смог бы я обрести таких побудителей к воздыханию и стенанию? А было все это не нашим изволением, но по благословению пославших нас на Божию службу». Тронутый мудрым ответом смиренного инока, патриарх благословил и поцеловал его. Он благословил и остальных монахов-воинов и выразил одобрение всему братству Лавры Преподобного Сергия.

Подвиг обители в тяжелое для всего народа Смутное время описан келарем Авраамием (Палицыным) в «Сказании о событиях Смутного времени» и келарем Симоном Азарьиным в двух агиографических сочинениях: «Книге о чудесах Преподобного Сергия» и житии преподобного Дионисия Радонежского». В 1650 г. Симеоном Шаховским был составлен акафист Преподобному Сергию, как «взбранному воеводе» Русской земли, в память об избавлении Троицкой обители от вражеского обстояния. Другой существующий акафист Преподобному был составлен в ХVIII веке, автором его считают митрополита Московского Платона (Левшина; † 1812).

В последующее время обитель продолжала быть неоскудевающим светочем духовной жизни и церковного просвещения. Из ее братии избирались на чреду служения многие прославленные иерархи Русской Церкви. В 1744 году обитель за заслуги перед Родиной и верой стала именоваться Лаврой. В 1742 г. в ее ограде учреждена духовная семинария, в 1814 году сюда была переведена Московская духовная академия.

И ныне Дом Живоначальной Троицы служит одним из главных благодатных центров Русской Православной Церкви. Здесь изволением Святого Духа совершаются деяния Поместных Соборов Русской Церкви. В обители имеет местопребывание Святейший Патриарх Московский и всея Руси, который носит на себе особенное благословение Преподобного Сергия, являясь, по установившемуся правилу, «Свято-Троицкой Сергиевой Лавры священноархимандритом».

Пятое июля, день обретения мощей святого аввы Сергия, игумена Русской земли — самое многолюдное и торжественное церковное празднество в обители.

Материалы на сайте Православие.Ru
Житие
Житие преподобного Сергия Радонежского Вышла вторая книга серии «Жития святых», посвященная «игумену Земли русской» преподобному Сергию Радонежскому. Издание содержит житие преподобного по изданию Лавры преподобного Сергия 1885-1891-1898-1904 гг. Книга богато иллюстрирована древнерусскими миниатюрами из рукописных житий, иконами, фотографиями и более поздними рисунками, иллюстрирующими жизнь и многочисленные чудеса, происшедшие по молитве великого святого.
  Сергий Радонежский, преподобный всея Руси Учивший всю свою жизнь умеренности во всяком деле духовном и земном‚ преподобный сам стал мерой нашей культуры. Его житие позволяет проверить соответствие сегодняшних науки‚ искусства и школы их небесным образцам. Результаты наших измерений‚ возможно‚ будут неутешительны‚ но отчаиваться‚ наверно‚ не стоит. Ведь такая мера дается не каждому народу.
Статьи о преподобном Сергии
Игумен всея Руси Однажды ночью в своей келье преподобный услышал голос, назвавший его имя: «Сергий!» Открыв оконце, Сергий увидел необычайный небесный свет и множество «зело красных птиц». И тот же голос торжественно произнес: «Им же образом видел еси птица сия, тако умножится стадо ученик твоих, и по тебе не оскудеют, аще восхотят стопам твоим последовати».
  Дело преподобного Сергия В день памяти преподобного Сергия размышляем о том, что такое трудные времена, когда они были легкими, почему сегодня снова срабатывает принцип «разделяй и властвуй» и том, не примирит ли нас общая беда, если мы продолжим так усердно обособляться.
  К вопросу о дате рождения преподобного Сергия Радонежского В историографии и агиографии присутствуют разные версии даты рождения преподобного Сергия, основанные на по-разному интерпретируемых косвенных данных, имеющихся на сей счет в источниках. Актуальность опыта выяснения наиболее вероятной даты обусловлена приближением юбилейных торжеств, посвященных 700-летию рождения «игумена Русской земли».
  Земной победы небесное основание Избавителю от второго ига, польско-литовского, Кузьме Минину явился именно молитвенник об избавлении от ига первого, татарского. Преподобный Сергий являлся и другим мирянам по всей Руси, и инокам своей святой обители, и тушинским казакам, ее осаждавшим. На истинном камне веры и не на чем ином основано было дело спасения русского народа — второе победоносное нижегородское ополчение.
  Как боролись с памятником преподобному Сергию На этой неделе Церковь молилась о упокоении Вячеслава Клыкова: 11 июля настал 40-й день по его кончине. В начале следующей недели празднуется память преподобного Сергия Радонежского. Эти два имени в восприятии многих оказались связаны не только из-за памятника, созданного скульптором, но и потому, что раб Божий Вячеслав пытался, как мог, продолжить дело преподобного Сергия – созидание России.
  В память о славе Куликова поля Отрадно, что эта выставка приносит нашему сознанию, нашей душе чувство единства друг с другом, сеет зерна, которые должны прорасти в дела любви к ближнему и Отечеству. Сегодня, когда во всем мире мы наблюдаем натиск агрессивного секуляризма, нам всем необходимо чувство приобщенности к своим корням, к православной традиции. И такая сплоченность в наше время может явить себя только под покровом Церкви. Вспомним мудрые слова: быть русским означает быть православным.
  Образы русских святых в современной ростовской финифти Ростовские живописцы по эмали в последние годы шаг за шагом постигают законы миниатюрной иконописи, восстанавливая утраченную способность свободно работать в этом жанре. Они изображают святых согласно установившимся правилам – иконописным канонам, используя в работе разнообразные источники: от репродукций древних икон и памятников лицевого шитья до поздних образцов иконописи.
  Друг! Пересядь выше Преподобный Сергий с детства вел себя как человек, ищущий последнего места; он убегал от известности, богатства, власти — всего того, что люди ищут в этом мире. Все, чего он хотел, — это удалиться в пустынное место и молиться Богу.
  Наследие преподобного Сергия Радонежского Преподобный Сергий оставил нам как никогда актуальный завет: «Взирая на образ единения Святой Троицы побеждайте ненавистное разделение мира сего».
  Служитель Святой Троицы С образом преподобного Сергия в православном сознании связаны самые светлые представления о гармоничной человеческой личности, живущей «по закону Христову».
 
 
 
 
  Подарок от преподобного Преподобный Сергий был одним из первых святых, которых я полюбила в период воцерковления. Прочитала его житие, купила нательный образок и стала его носить. Даже, помнится, молилась ему, чтобы он стал моим небесным покровителем. Потом эта горячая привязанность как-то отошла, в мою жизнь вошли другие святые, но образок я по-прежнему носила.
Новые чудеса преподобного Сергия
 
 
 
 
 
Троице-Сергиева Лавра и другие храмы
Киевские пути преподобного Сергия 18 июля Церковь празднует обретение мощей прп.Сергия, игумена Радонежского. Предлагаем читателям прогуляться во времени по древней Киевской Руси и увидеть, как связана она с «игуменом земли Русской».
 
 
  Монашеское братство Аввы Сергия Если отец Николай видел, что молодой монах идет быстро, бежит, машет руками, он подойдет, возьмет за руку, остановит и скажет: «Не бегай, не маши руками, ты умер для мира, что ты суетишься; твои руки связаны обетами перед Богом, что ты ими машешь?»

Источник: http://www.pravoslavie.ru/

Ещё на нашем сайте:

К 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского

Сергий Радонежский — игумен земли русской (подборка видеофильмов)

Житие святых в иллюстрированных презентациях

«Будет он обителью и слугой Святой Троицы»: К 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского

Стихи о Сергии Радонежском

Протоиерей Андрей Ткачев: Преподобный Сергий Радонежский (+ВИДЕО)

(428)

georgievka.cerkov.ru

Православные христиане отмечают день памяти преподобного Сергия Радонежского

Распечатать

Фото: Свято-Троицкая Сергиева Лавра

8 октября православные христиане отмечают день памяти великого русского святого — преподобного Сергия Радонежского. Он был не первым русским святым, но его имя — один из главных символов православной Руси. Преподобного называют всея России чудотворцем и игуменом земли Русской — духовным учителем всего русского народа.

Преподобный Сергий построил первый на Руси монастырь в честь Святой Троицы, впоследствии получивший название Троице-Сергиевой лавры. Никто до него на Руси так глубоко не понимал важнейший христианский догмат о том, что Бог — это Троица: Отец, Сын и Святой Дух.

Преподобный родился и жил в трудное, ключевое для Руси время. Страна более столетия находилась под татаро-монгольским игом. Русские люди платили дань татарским ханам, а князья должны были ездить в Золотую Орду за подтверждением титула великого князя (ярлыком на княжение). Однако со временем Орда начала приходить в упадок, а Русь, напротив, объединяться против врагов.

Будущий святой родился в семье ростовских бояр по имени Кирилл и Мария. О дате и месте его рождения историки спорят и поныне, выдвигая разные версии. Самая популярная гласит, что будущий преподобный родился в селе Варницы (ныне Ростовской области) 3 мая 1314 года. Однако позднее семья переехала ближе к Москве, в селение Радонеж. Потому преподобный получил имя Сергий Радонежский.

Как написано в житии преподобного, которое составил его ученик Епифаний Премудрый, еще до рождения сына Мария получила знамение от Бога, что носит не простое дитя: когда она стояла в церкви на службе, младенец в ее чреве закричал во время чтения Евангелия и позже — когда пели Херувимскую песнь. Когда Мария родила ребенка, при крещении его назвали Варфоломеем.

Когда Варфоломей и его брат Стефан подросли, их отдали учиться. В те времена, после долгих лет татаро-монгольского ига, грамотность находилась в упадке, учителя и школы были редкостью, однако родители позаботились об образовании сыновей. Варфоломей усердно занимался, но ему не давалась грамота. Учителя наказывали его, родители очень огорчались, а сам мальчик все время молился, чтобы Бог просветил его разум. 

Однажды Варфоломей по поручению отца разыскивал потерявшихся жеребят и увидел под деревом монаха-старца, творившего молитву. Они помолились вместе, а потом старец дал мальчику кусочек просфоры. Родители Варфоломея, Кирилл и Мария, пригласили старца разделить с ними трапезу и переночевать в их доме. Когда вечером вся семья вместе с гостем встали на молитву, старец велел Варфоломею читать псалтирь. Мальчик, который до этого никак не мог освоить буквы, легко справился с чтением. И тогда все поняли, что в виде старца им явился ангел, сотворивший чудо. Благодаря этому чуду преподобного Сергия почитают как покровителя всех учащихся и молятся ему об успехах в учебе.

Варфоломей с детства мечтал стать монахом, а его брат Стефан стремился к семейной жизни. Он женился, однако вскоре жена его умерла. Варфоломей, которому в это время исполнилось 23 года, уговорил брата поселиться вместе с ним в глухом лесу, построить храм и жилую келью и в тишине молиться Богу. Жизнь отшельников в лесу была очень трудной. Было тяжело добывать себе пропитание и топливо для очага, в лесной чаще жили медведи и волки. К тому же отшельников искушали бесы, насылая на них страшные видения. Стефан не выдержал тягот и отправился в Москву, в Богоявленский монастырь, в котором со временем стал настоятелем.

Варфоломей остался один. Однажды к нему пришел странствующий монах и совершил пострижение молодого отшельника в монашество под именем Сергий.

Фото: Свято-Троицкая Сергиева ЛавраСо временем слава о святом отшельнике и построенной им церкви во имя Святой Троицы распространилась по округе, и рядом с ним стали селиться другие монахи. Их община превратилась в Троицкий монастырь.

Даже будучи игуменом, преподобный Сергий трудился наравне с другими монахами, строил кельи, пек хлеб. Он не позволял братии просить подаяния в деревнях или у знатных бояр. Но со временем у обители появились благодетели, которые обеспечили монахов всем необходимым. Однажды Преподобному явилась сама Пресвятая Богородица и пообещала, что благодаря Ее покровительству монастырь ни в чем не будет нуждаться.

Вскоре слава Преподобного стала так велика, что к нему начали приезжать за советом знатные бояре и князья. Митрополит Алексий Московский хотел назначить святого своим преемником, но тот не согласился.

Однажды к преподобному Сергию приехал великий князь Дмитрий Донской. До князя дошли вести о том, что хан Мамай собирает войска и хочет напасть на русские княжества. Он, глубоко почитая Преподобного, решил просить у него благословения выступить с войском и нанести упреждающий удар. 

Преподобный сказал ему так: «Следует тебе, господин, заботиться о порученном тебе Богом славном христианском стаде. Иди против безбожных, и, если Бог поможет тебе, ты победишь и невредимым в свое отечество с великой честью вернешься». 

В помощь княжескому войску святой послал двух своих монахов — Александра Пересвета и Андрея Ослябю, которые до принятия монашества были воинами. Они оба погибли в Куликовской битве и были прославлены Церковью как святые. Сама же Куликовская битва стала переломным моментом в русской истории. После нее Русь начала крепнуть и давать отпор неприятелям.

За полгода до своей кончины св. Сергий сложил с себя сан настоятеля и назначил себе преемника — преподобного Никона Радонежского. Шесть месяцев святой пребывал в безмолвной молитве.

В сентябре 1392 года он заболел. Предвидя свою близкую кончину, преподобный Сергий собрал всех монахов и благословил их жить в мире. 25 сентября по юлианскому календарю святой отошел ко Господу. Он завещал похоронить себя как простого монаха, на кладбище. Но по просьбе троицкой братии и по распоряжению московского митрополита его погребли в храме. Во время похорон преподобного совершилось много чудесных исцелений.

После кончины преподобного его ученик Епифаний Премудрый составил подробное житие, в котором описал все труды и духовные подвиги преподобного Сергия, а также чудеса, которые совершались по его молитвам на протяжении всей его жизни и у мощей святого после его праведной кончины.

Преподобный Сергий — вопросы и ответы

— Насколько документально подтверждены факты из жития преподобного Сергия?

— Из всех упоминаемых в различных вариантах житий исследователи единогласно принимают лишь дату смерти святого — 8 октября (25 сентября ст. ст.) 1392 года. Больше точных дат в жизнеописании преподобного Сергия нет. Вызывают споры и даты рождения (называются 1314, 1319 и 1322 годы), и время монашеского пострига, и другие.

Основной источник сведений о жизни святого — житие, написанное его учеником, монахом Епифанием Премудрым (XIV век), не позднее 1422 года. Κ сожалению, «Житие Сергия» не дошло до нас в первоначальном виде: чуть позднее, в середине XV века было составлено второе житие авторства ученого серба Пахомия Логофета. Более поздние жития святого появлялись вплоть до XIX века, но все они так или иначе основывались на сведениях, указанных в первых двух источниках.

Например, место рождения преподобного Сергия — деревня Варницы под Ростовом Великим — известна лишь благодаря церковному преданию.

— В каком возрасте преподобный Сергий принял монашество?

— Из-за отсутствия точных дат оценки историков расходятся и в этом вопросе. По различным версиям, святому в тот момент было либо 20 лет, либо 23 года.

— Почему преподобный Сергий решил посвятить первый храм основанной им обители Святой Троице?

— Об этом сведений не сохранилось. Однако исследователи отмечают, что на современной территории России после разделения церквей в 1054 году и до времени преподобного Сергия не было ни одного храма в честь Святой Троицы.

— Преподобный Сергий основал Троицкий монастырь. Он был его первым настоятелем?

— Он не был ни первым, ни даже вторым настоятелем монастыря. Он стал лишь третьим игуменом Троицкой обители. Первым настоятелем стал игумен Митрофан, а после его смерти в 1344 году игуменом был избран инок, имя которого исторически источники не сохранили. К тому времени духовный авторитет св. Сергия был велик, и братия монастыря просила его принять управление обителью, однако святой отказался принимать на себя бремя игуменства до тех пор, пока ему не исполнится 33 года. 

Сан игумена Сергий принял ориентировочно после 1354 года.

— Был ли преподобный Сергий архимандритом Троицкого монастыря?

— Теоретически да. В Русской Церкви титул «архимандрит» впервые упоминается в XII в. применительно к игумену. В Киевскую эпоху в Русской церкви этот титул мог иметь только игумен одного важнейшего монастыря епархии, впоследствии архимандритами могли уже титуловаться настоятели и других значительных монастырей.

Троицкая обитель еще при жизни преподобного Сергия играла важную роль в жизни Русской церкви и могла бы считаться «архимандрией». В монастыре еще при жизни св. Сергия был по крайней мере один архимандрит: «Троицкий патерик» свидетельствует, что в 1357 году к Троицкой монашеской общине присоединился некий архимандрит Симон — впоследствии прославленный в лике святых преподобный Симон архимандрит, Смоленский (память 23 мая). Но он не был настоятелем.

В житиях преподобный Сергий именуется исключительно игуменом Троицкого монастыря.

— Известно, что св. Сергий покидал свою обитель. Зачем?

— Первый раз — около 1350-х годов: братия сложно восприняла введение общежительного устава плюс старший брат Сергия Стефан заявил свои права на игуменство.

В 1365 году Сергий отправился в Нижний Новгород мирить местных князей, братьев Бориса Константиновича и Димитрия Константиновича. 

Наконец, в 1382 году, во время нашествия Тохтамыша, преподобный Сергий оставляет монастырь и, очевидно, вместе с братией уходит в Тверь под защиту тверского князя Михаила Александровича. 

Вполне возможно, были и другие путешествия св. Сергия, о которых не сохранилось упоминаний.

— Князь Дмитрий Московский (Донской) почитал преподобного Сергия. Означало ли это, что московский правитель во всем слушался святого?

— Отношения между князем и преподобным Сергием знали и случаи расхождения между ними. Так, например, в 1378 году, когда скончался московский митрополит Алексий, а сам преподобный Сергий отказался перед этим принять митрополичий сан, перед князем встал вопрос о кандидатуре для замещения московской кафедры.

Тогда св. Сергий предложил великому князю Дмитрию избрать на митрополичью кафедру суздальского епископа Дионисия, однако сам Дмитрий имел виды на московского спасского архимандрита Михаила (Митяя). В результате политические соображения возобладали над послушанием святому подвижнику, и князь Дмитрий настоял на том, чтобы собор епископов избрал митрополитом Михаила.

Это привело к серьезному церковному конфликту и охлаждению отношений между московским князем и преподобным Сергием. Однако уже через 2 года, в канун Куликовской битвы, князь Дмитрий засвидетельствует непререкаемый духовный авторитет Сергия, явившись к нему за благословением.

— Как благословил преподобный Сергия князя Дмитрия на битву?

— Епифаний Премудрый приводит слова святого Сергия, сказанные князю: «Следует тебе, господин, заботиться о порученном тебе Богом славном христианском стаде. Иди против безбожных, и, если Бог поможет тебе, ты победишь и невредимым в свое отечество с великой честью вернешься». 

В этих словах, как отмечают исследователи, не содержалось ни пророчества о победе, ни уверенности в возвращении самого князя с поля боя: «если Бог поможет тебе», — сказал Преподобный.

Правда, чуть позже св. Сергий отправит вдогонку русскому войску гонца с новым посланием для князя: «Без всякого сомнения, господин, смело выступай против свирепости их, нисколько не устрашаясь, — обязательно поможет тебе Бог».

Лишь более поздние варианты жития видоизменили слова Сергия и превратили их в пророческое предсказание победы.

— Сколько было святых учеников у преподобного Сергия?

— В Соборе Радонежских святых — празднике, который отмечается 19 июля (6 июля ст. ст.), перечислены 44 святых подвижника, бывших учениками св. Сергия.

Помимо них, в число прославляемых в этот день святых входят также прославленные сродники и собеседники Преподобного, а также святые монахи Троице-Сергиевой лавры — всего более 70-ти святых.

— Сколько монастырей основал преподобный Сергий, а сколько его ученики?

— Сам Сергий основал, помимо Троицкого, еще четыре монастыря: Благовещенский на Киржаче, Старо-Голутвин близ Коломны, Высоцкий монастырь и Георгиевский монастырь на Клязьме. Е. Голубинский считал, что прп. Сергий также основал московский Симонов монастырь и Успенский Дубенский «на острову» монастырь на р. Дубенке, на северо-запад от Троицкого монастыря, в память о победе на Куликовом поле.

Учениками св. Сергия, по мнению русского историка Василия Ключевского, было основано 27 монастырей. Однако Ключевский учитывал только выходцев непосредственно из Свято-Троицкой обители Сергия, собственно учеников святого. Если принять во внимание обители, основанные собеседниками Преподобного, то их число возрастет до сорока. Из них, в свою очередь, выйдут основатели еще примерно пятидесяти монастырей.

— Что связывает преподобного Сергия Радонежского и Литву?

— Прямой связи, разумеется, не было: преподобный Сергий не бывал в литовских землях. Но приблизительно в 1376 году Вселенский патриарх Филофей прислал преподобному Сергию в качестве благословения монашеский параман, схиму и крест с частицами мощей византийских святых и трех литовских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия, принявших мученическую кончину в 1340-х годах и прославленных в 1374 году в Константинополе.

Фото: Свято-Троицкая Сергиева Лавра

— Когда преподобный Сергий был прославлен в лике святых?

— Точной даты этого церковного деяния не сохранилось. До так называемых Макарьевских соборов (1547 и 1549 гг.) в Русской церкви не было единых канонических правил и процедур канонизации новых святых, и, возможно, почитание преподобного Сергия сложилось само собой.

Церковный историк Евгений Голубинский считал, что общецерковное прославление Сергия Радонежского вместе с преподобным Кириллом Белозерским и святителем Алексием было одним из первых деяний митрополита Ионы после возведения его на кафедру в 1448 году. Называют также и более позднюю дату — 1452 год.

— Почитают ли Сергия Радонежского в Католической церкви?

— До середины XX века отношение католиков к святым Восточной церкви было однозначное: после разделения Церквей в 1054 году не могло быть речи о признании святости подвижников православия.

Тем не менее, в 1940 году папа Пий XII благословил русским католикам почитать преподобного Сергия Радонежского в числе нескольких древнерусских святых.

В 1969 году по распоряжению папы Павла VI имя преподобного Сергия впервые включено в общецерковный мартиролог Католической церкви. День его памяти у римо-католиков — 25 сентября по григорианскому календарю.

Известно также, что кардинал Йозеф Алоиз Ратцингер после избрания его римским папой рассматривал в качестве одного из возможных папских имен имя Сергий в честь преподобного Сергия Радонежского. Ему помешали это сделать соображения церковно-политического характера — в первую очередь, возможное недовольство таким выбором со стороны католиков Восточной Европы.

rublev.com


Смотрите также