Да святится имя твое


Да святится Имя Твое. Что Имя Божие значит для нас?

Подготовьтесь к чтению

Минуту-две помолчите, чтобы, как сказано в молитвослове, успокоить все свои чувства и настроиться на молитву и чтение Писания. Не открывайте в это время никакие лишние вкладки и не заходите в соцсети. Не отвлекайтесь ни на что.

Помолитесь

На церковнославянском языке

Господи Иисусе Христе, отверзи ми уши сердечныя услышати слово Твое, и разумети и творити волю Твою, яко пришлец есмь на земли: не скрый от мене заповедей Твоих, но открый очи мои, да разумею чудеса от закона Твоего; скажи мне безвестнея и тайная премудрости Твоея. На Тя уповаю, Боже мой, да ми просветиши ум и смысл светом разума Твоего не токмо чести написанная, но и творити я, да не в грех себе святых жития и словесе прочитаю, но в обновление, и просвещение, и в святыню, и в спасение души, и в наследие жизни вечныя. Яко Ты еси просвещаяй лежащих во тьме и от Тебе есть всякое даяние благо и всяк дар совершен. Аминь.

На русском языке

 Господи, Иисусе Христе, отверзи мне очи мои сердечные, чтобы я, услышав Слово Твое, уразумел оное и исполнил волю Твою, потому что странник я на земле. Не скрой от меня заповедей Твоих, но отверзи очи мои, чтобы я уразумела чудеса от закона Твоего. Скажи мне безвестное и тайное премудрости Твоей. На Тебя уповаю, Боже мой, и верую, что Ты просветишь ум мой и смысл светом познания Тебя, и что тогда я не только прочту написанное, но и исполню оное. Соделай, чтобы я не во грех себе Слово Твое прочел, но во обновление и в просвещение, и в святыню, и в спасение души, и в наследие жизни вечной. Ибо Ты, Господи, просвещение лежащих во тьме, и от Тебя есть всякое даяние благое и всякий дар совершенный. Аминь.

Еще минуту помолчите.

Прочитайте Молитву Господню

9 Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; 10 да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; 11 хлеб наш насущный дай нам на сей день; 12 и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; 13 и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь. (Матф.6:9-13)

Медленно перечитайте первое прошение: Да святится Имя Твое и подумайте над этими словами в течение двух-трех минут. Можете просто медленно повторять их вслух или про себя, сосредотачиваясь на их смысле. Если у вас возникли мысли или вопросы, запишите их.

Ответьте на вопросы:

Какие вопросы или мысли у вас вызывает это прошение?

Наш комментарий

Первое, о чем Христос заповедует нам просить нашего Небесного Отца – это о том, чтобы святилось Его Имя. Святить что-либо – это относиться к этому, как к святому, отделенному от нашей обыденной жизни, а значит, относиться с благоговением и любовью, со страхом осквернить и с желанием прославить. Сейчас мы воспринимаем имя как простое обозначение человека или вещи. В древности, в том числе в Священном Писании, имя понималось как то, что связано с самой сущностью человека или вещи. Имя в Библии практически тождественно тому, кто его носит. Соответственно, просить о том, чтобы Имя Божие святилось, это в конечном итоге просить о том, чтобы Самому Богу воздавалась слава и чтобы к Нему Самому относились с благоговением и любовью. Противоположность этому – хуление Имени Божиего. С этим почитанием Бога связана и одна из десяти заповедей – заповедь не произносить Имени Божьего всуе.

Подробно о понимании имени в Священном Писании и Предании Церкви вы можете прочитать в книге митрополита Иллариона Алфеева «Священная тайна Церкви».

Ответьте на следующий вопрос Почему первое, о чем мы просим в этой молитве, это о том, чтобы святилось Имя Божие?

Прочитайте следующие отрывки. Послание к Римлянам, глава 2

17 Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом, 18 и знаешь волю [Его], и разумеешь лучшее, научаясь из закона, 19 и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, 20 наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины: 21 как же ты, уча другого, не учишь себя самого? 22 Проповедуя не красть, крадешь? говоря: «не прелюбодействуй», прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь? 23 Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога? 24 Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников.

Первое послание апостола Петра, глава 2

11 Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, 12 и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения.

Евангелие от Матфея, глава 5

13 Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. 14 Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. 15 И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. 16 Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.

Первое послание Тимофею, глава 6

1 Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести, дабы не было хулы на имя Божие и учение. (1Тим.6:1)

Перечитайте эти отрывки еще раз.

Ответьте на вопрос Что здесь говорится об Имени Божием и Его Святости?

Сформулируйте в 10 словах основную мысль всех четырех отрывков

Прочитайте одно или несколько святоотеческих толкований на прошение о том, чтобы святилось Имя Божие.

Святитель Иоанн Златоуст Святой Кассиан Римлянин Блаженный Августин Святитель Феофан Затворник Святитель Николай Сербский

Святитель Иоанн Златоуст

«Да святится имя Твое», говорит Он. Ничего не просить прежде славы Отца небесного, но все почитать ниже хвалы Его — вот молитва, достойная того, кто называет Бога Отцом! …Бог имеет собственную славу, исполненную всякого величия и никогда неизменяемую. …Ею созерцая и серафимы, славя Бога, так взывают: «свят, свят, свят» (Ис.6,3).

Св. Кассиан Римлянин

Достигши столь высокой степени сынов Божиих, мы не можем не гореть свойственною добрым деяниям любовью, которая заставит нас во всем искать не своей пользы, но славы Отца нашего. Посему и говорим: «да святится имя Твое», чем свидетельствуем, что наше чаяние, наша радость — есть слава нашего Отца, последуя Тому, Кто сказал: «ищай славы пославшаго Его, сей истинен есть, и несть неправды в нем» (Ин.7,18).

Блаженный Августин

Сказано, кто—Тот, к Кому обращаемся с молением и где Он обитает. (Это в словах: «Отче наш, иже еси на небесех»). Теперь посмотрим, о чем надлежит молить Его. Первое из всего, что испрашивается есть: «да святится имя Твое». О сем просим не в том смысле, будто бы имя Божие не было свято, но в том, да имеется оно святым у людей; т.е. так да ведом им будет Бог, чтоб они не почитали что-либо другое более святым и что оскорбить более боялись бы они, чем имя Его. Подобно сему, когда сказано: «ведом во Иудеи Бог, во Израили велие имя Его» (Пс.75, 1), то cиe должно не так понимать, как бы в одном месте Бог был менее велик, а в другом более; но там велико имя Его, где оно именуется по великости величия своего. Таким образом, там именуется имя Божие, как святыня, где именуется со благоговением и страхом оскорбить Его.

Чего ради просишь,—да святится имя Божие? — Оно свято. Что же и просить, да будет свято то, что уже свято есть?—К тому же когда просишь, да святится имя Его, не о Нем ли Его просишь, а не о себе?—Но уразумей (как должно смысл слова, и увидишь), что о себе просишь. Ибо того просишь, чтоб то, что само в себе всегда свято, святилось в тебе. Что значит «да святится»? Святым да имеется, да не презирается. Видишь ли теперь, что себе добра желаешь, когда сего желаешь. Ибо для тебя пагубно, когда презришь имя Божие, а не для Бога.

Когда говорим: «Да святится имя Твое», то самих себя убеждаем желать и искать, чтоб имя Его, которое всегда в себе свято есть, святым имелось у людей, т.е. не было презираемо; что не для Бога потребно, а для людей спасительно.

Феофан Затворник

К сим двум мыслям, как дополнение и приложение, можно прибавить следующие две. Первая. Прославляется и благовейно чтится имя Божие, когда познаны бывают неизреченное всесовершенство Божие, и величие Его с неумытною правдою и судом, превосходящие меру постижения нашего. До познания сего можно доходить и собственным размышлением при руководстве божественного откровения. И смиренный Богомысленник не может не заключать своего богомыслия—или славословием Богу, предивному в совершенствах своих, или падением пред Ним в страхи и трепете, при представлении Его величия необъятного и Его страшной правды и судов неумытных. Но такие проявления славословия и благоговеинства, происходя от меры постижения Божиих свойств и величия, и сами не восходят выше сей меры, и далеко бывают от меры Божией. К тому же они проявляются вследствие натиска от ума на сердце, почему бывают поверхностны. Настоящее же словословие и благоговеинство бьют ключом из сердца, заставляя ум только изумляться. Сиe производится действием благодати Божией. Она дает чувству вкусить сколь благ и велик Господь, и за сердцем вводит в созерцание сего ум. И бывает тогда истинное славословие и благоговеинство в глубине души. Бывает и то, что у них однажды водрузившись, оно не отходит от них никогда, И вот о сем то благодатном воздействии и гласят слова молитвы: да святится имя Твое. Даруй Господи, благодатью Твоею сердцу нашему вкусить, сколь благ еси, дивен и велик, и уму нашему войти в созерцание сего, чтоб наши славословие благоговеинство, хоть мало, подходили в меру Твою и водворившись внутрь нас, никогда не отходили от нас!—Не потому ли и повелел Господь говорить: «да святится», а не: да святим мы, что благодатные славословие и страх Божий, когда приходят, действуют сами собою, оставляя дух наш быть только сознавателем происходящего и вкушателем того. Вторая. Да прославляется и да благовейно чтится имя Твое всеми людьми. Молящиеся о сем конечно сами славословят Бога и благоговеинствуют пред Ним, сознав долг свой к тому. Дети естественно и чтут и славят отца. Но самая любовь к отцу не даст им довольствоваться славою и почитанием отца только в своем кругу; они желают и ищут, чтоб отец их всеми был славим и чтим. Так и в отношении к Богу, именующие его Отцом своим не могут довольствоваться только своим Его прославлением и чествованием; но желают, чтоб и все люди славили Его и благоговеинствовали пред Ним. Так как cиe иначе исполниться не может, как распространением истинного познания о Боге, чрез распространение божественного откровения; то в желании, чтоб все славили и чтили Бога—Отца нашего, естественно выражается желание и того, чтоб распространялось благовестие о Боге и всеми было познано имя Его. Ибо Бог наш таков, что только познай Его, и уже не возможешь не славословить Его и не благоговеинствовать пред Ним. Блаж. Августин, выразив мысль, что в слове «да святится» содержится моление о том, да благоговейно чтится имя Божие, приложил: «и cиe—то совершает ныне Евангелие, возвещаемое всем народам!»—Св. Кассиaн после приведенных выше слов о желании славы Отцу небесному от лица детей, движимых любовью к Нему, присовокупляет: «сосуд избранный, будучи исполнен сими чувствованиями, желает «отлучен быти от Христа» (Рим.9,3), чтоб только приобрести Ему многочисленное семейство, и присовокупить к славе Отца своего спасение всего Израиля».—Тертуллиан туже мысль выражает: «молимся, да святится имя Божие не в нас только, кои уже присвоились Ему, но и в прочих людях, коих еще ожидает Божия благодать. Мы повинуемся заповеди, повелевающей нам молиться за всех, и даже за врагов наших (Mф.5,44). Не говоря: да святится имя Божие только в нас, мы тем самым говорим: да святится оно и во всех». Таким образом молясь: «да святится…», молимся да распространится во всем роде человеческом истинное Боговедение, чтоб из всех людей составилось одно семейство Божие, Бога именующих Отцом своим, славящих Его и благоговейно чтущих.

Есть еще третья мысль,—в слове: «да святится…»,— которую можно признать и дополнительною, как две предложенные пред сим, и принимать, как прямую мысль молитвы именно: да прославляется Бог жизнью нашею. Сию преимущественно мысль внушают все святые отцы.

Святитель Николай Сербский

Ты не становишься святее от наших славословий, однако, прославляя Тебя, мы делаем святее себя. Имя Твое чудесно! Люди препираются об именах – чье имя лучше? Хорошо, что и Твое имя вспоминают иногда в этих спорах, ибо в тот же миг глаголящие языки затихают в нерешительности оттого, что все великие человеческие имена, сплетенные в прекрасный венок, не могут сравниться с Твоим именем, Святый Боже, Пресвятый!

Когда люди хотят прославить Твое имя, они просят природу помочь им. Они берут камень и дерево и возводят храмы. Люди украшают алтари жемчугом и цветами и возжигают огонь растениями, их сестрами; и берут ладан у кедров, их братьев; и придают силу своим голосам звоном колоколов; и призывают животных прославлять имя Твое. Природа чиста, как Твои звезды, и невинна, как Твои ангелы, Господи! Смилуйся над нами ради чистой и невинной природы, воспевающей вместе с нами святое имя Твое, Святый Боже, Пресвятый!

Как нам славословить имя Твое?

Может, невинной радостью? – тогда помилуй нас ради наших невинных детей.

Может, страданьем? – тогда взгляни на наши могилы.

Или самопожертвованием? – тогда вспомни мучения Матери, Господи!

Имя Твое тверже стали и ярче света. Благо человеку, который возлагает надежды на Тебя и становится мудрее Твоим именем.

Глупцы говорят: «Мы вооружены сталью, так кто сможет дать нам отпор?» А Ты уничтожаешь царства крохотными насекомыми!

Страшно имя Твое, Господи! Оно озаряет и сжигает, как огромное огненное облако. Нет на свете ничего святого или ужасного, что не было бы связано с Твоим именем. О, Святый Боже, дай мне в друзья тех, у кого Твое имя врезалось в сердце, а во врагов тех, которые не желают и знать о Тебе. Ибо такие друзья останутся мне друзьями до смерти, а такие враги падут предо мной на колени и покорятся, как только переломятся их мечи.

Свято и ужасно имя Твое, Святый Боже, Пресвятый! Да будем помнить имя Твое в каждый миг нашей жизни, и в минуты радости и в минуты слабости, и вспомним его в наш смертный час, Отец наш небесный, Святый Боже!

Другие святоотеческие толкования на прошение «Да святится Имя Твое» вы можете найти здесь Ответьте на вопрос Какие важные мысли вы увидели в святоотеческих толкованиях?

Ответьте письменно на следующие вопросы

1.Что лично я вкладываю в слова «Да святится Имя Твое»? 2.Благоговею ли я перед Именем Божиим? Не произношу ли Его всуе? 3.Что мне хочется сделать после ответа на эти вопросы? 4.Как я могу это осуществить?

5.Что мне хочется сейчас сказать Богу?

Подведите итоги Что я вынес из ответа на личные вопросы? Что важного для себя я вынес из сегодняшней встречи?

Домашнее задание

Вариант 1. Выделите 6 важных для вас областей своей жизни (например: работа, хобби, отношения с родными, отношения с друзьями и т.п.). Каждый день отвечайте себе письменно в течении 20 минут на вопросы касательно одной из этих областей

Вопросы Как у меня обстоят дела в этой области? (можно подробно описать, как обстоят дела) Это больше способствует прославлению Бога или хулению? Понимаю ли я, что и как мне нужно (с)делать, чтобы это больше способствовало прославлению Бога? Есть ли у меня желание это сделать?

Нужна ли мне чья-то помощь для этого, или я справлюсь сам(а)?

Спустя минут 15 напишите, что вам дали ответы на эти вопросы. Можно воспользоваться такими вопросами Легко ли мне отвечалось на предложенные вопросы? Как это на меня повлияло? Узнал ли я что-то новое о себе?

Что мне хочется сказать Богу по итогам ответов?

Идея выделить несколько важных областей жизни и размышлять каждый день над одной из них, а также большая часть вопросов взяты из ЖЖ психолога Дарьи Кутузовой и организованного ей сообщества «16 тем». В рамках сообщества все темы прорабатываются гораздо глубже, каждые две недели происходит возвращение к ним, поэтому если кто-то ощутил пользу от такого подхода, имеет смысл записаться в это сообщество. 

Вариант 2. Каждый день в добавление к молитвенному правилу читайте один или два из прославляющих Бога псалмов. Например, псалмы 112, 110, 28, 29, 32, 135, 138, 144, 102, 145, 146, 147, 148, 149, 150, 117, 95. На наш взгляд, лучше читать по-русски (чтобы глубже проникнуться смыслом), пользуясь не Синодальным переводом, а переводом Юнгерова (он ближе к церковнославянскому, чем Синодальный перевод)

На следующей встрече по желанию можно поделиться  результатами.

Материал подготовила Татьяна Зайцева,

редактор раздела Евангельских групп пишите: [email protected]

Предыдущий выпуск: Сущий на небесах Следующий выпуск: Да приидет Царствие Твое

Подписывайтесь на канал Предание.ру в Telegram, чтобы не пропускать интересные новости и статьи!

blog.predanie.ru

Да святится имя Твое - Сокрытое Сокровище

Торжественно и пленительно звучат первые строки Господней молитвы «Отче наш»: «Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое…» Случайно ли первая просьба в этой молитве, произнесенной Самим Иисусом Христом, говорит об имени Божьем? Что означает святить Божье имя, и каково это имя?

В библейские времена имя значило намного больше, чем теперь. Имя символизировало характер.

В Библии у Бога много имен. Среди самых распространенных – имя Ел, или Елохим, которое подчеркивает Его могущество и силу. Вторым распространенным именем Бога является Яхве (или Иегова), которое означает «Сущий».

Имя Божье символизирует природу, характер и личность Бога. Познав Его, мы можем покоиться в нашей вере. Вот почему псалмопевец написал: «И будут уповать на Тебя  знающие имя Твое, потому что Ты не оставляешь ищущих Тебя, Господи» (Псалом 9:11).

Жизнь Иисуса открывает нам новое значение Божьего имени. В Иоанна 17:6 Иисус сказал: «Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне». Иисус пришел помочь нам более полно понять имя Божье и его значение. Он пришел помочь нам увидеть характер Божий.

«Имя» Божье богато по смыслу для каждого из нас. Это имя, на которое мы можем положиться. Но это также имя, которое должно быть почитаемо. Об этом говорит третья заповедь Закона Божьего. «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исход:20:7). Важно помнить, что небрежное употребление слов «Бог», «Господь», «Иисус Христос» часто граничит с богохульством. Способ, которым мы произносим Божье имя, указывает на наше отношение к Богу.

Что значить «святить» имя? Святить означает благоговеть, оказывать Божьему имени уважение и почтение. Это значит, относиться к нему как к святому имени, а не как к обычному. Святить имя Господа – значит, говорить о Высшем существе с благоговением. Нам никогда, никоим образом не следует легкомысленно употреблять имя Божье или слова, обращенные к Нему. «…Свято и страшно Имя Его! Начало мудрости – страх Господень; разум верный у всех,  исполняющих заповеди Его» (Псалом 110:9,10).

Что значит: мы должны «бояться Бога»? Иметь страх Божий означает не страшиться Бога, а относиться к Нему с благоговейным трепетом, потому что Он Бог. Это означает глубоко уважать Бога. Такой страх является началом мудрости, он имеет прямое отношение к тому, чтобы святить Божье имя.

Также важно помнить, что благоговение или почтение должно оказывать не только Творцу, но и Его творению. Мое уважение к Богу побуждает меня по-доброму относиться к другим людям и с почтением – к старшим.

Когда Господь просит нас молиться о том, чтобы имя Божье святилось среди людей, Он напоминает нам, что Его имени и Его  Личности в этом мире не воздается должного почтения.

«Почему? – спросите вы. – Почему люди не почитают Бога так, как должно?»

Ответ одновременно и прост, и сложен. Простой ответ заключается в том, что причиной является грех. Ответ становится более сложным, когда мы замечаем, что на этой земле установлено другое царство, которое находится во вражде с Царством Божьим.

Речь идет о царстве тьмы, или царстве сатаны. Евангелие от Иоанна называет сатану «князем мира сего» (Иоанна 12:31). Именно он побуждает людей использовать Божье имя небрежно. Таков первый шаг в его усилиях заставить нас небрежно думать о Боге, небрежно жить, небрежно поступать с другими людьми.

В противоположность сатане, Иисус назван «Владыкой царей земных» (Откровение 1:5). Безусловно, главной темой Его вести была победа Его Царства над царством тьмы. Фактически  Иисус пришел проложить путь для полной победы Божьего Царства в этом вселенском противостоянии.

«Да приидет Царствие Твое» – этот призыв находится в центре великой борьбы между Христом и сатаной. И каждый человек является воином в одном из этих двух царств. Мы находимся либо на стороне Царя Иисуса, либо на стороне сатаны.

Борьба между Князем Божьим (Христом) и князем этого мира (сатаной) начиналась на небе (Откровение 12:7,8) и продолжалась на протяжении всего времени Ветхого Завета. Даже тогда одни были на Господней стороне, а другие стали противниками Бога. Но с пришествием Иисуса битва за сердца людей и правление Божье разгорелась сильней. С приходом Иисуса Царство благодати вошло в силу. Оно будет расширяться до Второго пришествия, когда Иисус вернется, чтобы навсегда установить на земле Свое Царство, Царство любви, милости и благодати. Христиане ждут этого события и молятся о нем, как ни о чем другом.

«Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Титу 2:11-13).

И я хочу, дорогие читатели, чтобы мы встретились с вами в Божьем Царстве.

Подготовила Ю. Коровина

Ретро статья газеты «Сокрытое Сокровище» октябрь 2004 г.

sokrsokr.net

ДА СВЯТИТСЯ ИМЯ ТВОЁ (Евангелие от Матфея 6:5-15)

Евангелие от Матфея 6:5-15Ключевой стих 6:9«Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое».На прошлой неделе мы слушали проповедь о прощении грехов. Иисус имеет власть прощать грехи. Он простил паралитику все его грехи и дал ему новую жизнь. Проблема греха является самой главной проблемой человека. Она серьёзней, чем болезнь или инвалидность, серьезней, чем проблема хлеба и одежды, серьезней даже проблемы женитьбы и замужества. Грех – это первоочередная проблема каждого человека, которую нам надо решать. Иисус пришёл в этот мир, чтобы дать нам прощение грехов. Иисус полностью решает нашу проблему греха. Я верю, что те, кто позавчера читали свои свидетельства на собрании, получили полное прощение грехов и полноту радости в Иисусе. Слава Иисусу.

В сегодняшнем слове Иисус учит: как нужно молиться. Иисус сказал: «Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое». Иисус хотел, чтобы Его ученики не стали формалистами и лицемерами, а имели глубокие и правильные отношения с Небесным Отцом, и могли победить этот мир через молитву. Я молюсь, чтобы по этому слову каждый из нас обновил свою молитвенную жизнь. Я молюсь, чтобы молитва стала нашей электростанцией, чтобы мы могли победить этот мир и исполнить волю Бога.

I. Отношение к молитве (5-8)Взгляните на стих 5. «И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою». Как нам нужно молиться? Во времена Иисуса довольно часто можно было встретить какого-нибудь религиозного фарисея или книжника, который молился на улице. Они выбирали место, откуда их хорошо видно и слышно и произносили красивые молитвы в высоком стиле. Люди считали их очень духовными. Но Иисус сказал, что они лицемеры. Это не была молитва, потому что слова лицемера направлены не к Бог, а произносились перед людьми, чтобы получить признание и похвалу от людей. Молитва – это личное общение с Богом. Молитва очень важна для человека. Молитва является для нас источником сил. Подобно тому, как Слово Бога является духовным хлебом, молитва является нашим духовным дыханием. Если человек начинает редко дышать, он слабеет, и может потерять сознание. Точно также, без молитвы наша духовная жизнь становится бессильной. Мы постоянно и регулярно дышим, и точно также мы нуждаемся в постоянной, регулярной молитвенной жизни. Если наше тело получает физические нагрузки, мы должны чаще дышать, точно также, когда мы имеем духовные трудности, мы должны чаще молиться. В Евангелиях мы видим, как Иисус постоянно уходил в уединённое место и там молился (Мф.14:23, Мк.1:35, Лк.6:12). В Деяниях, мы видим, что ученики Иисуса также вели регулярную молитвенную жизнь (Деян.3:1, 6:4, 10:9). Наша молитва также должна быть постоянной. Молитва – это дар Бога для нас, потому что через молитву мы получаем новые духовные силы, новую радость. В молитве мы получаем утешение от Бога и направление Бога. В молитве мы каемся и получаем прощение грехов. В молитве мы прославляем Бога и просто общаемся с Ним.

Посмотрите на стих 6. «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». Истинная молитва – это молитва наедине с Богом, в тайне. Такую молитву Бог принимает и воздаёт. Это слово не значит, что мы не должны молиться по двое. Иисус сказал: «ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18:20), и в Деяниях описано, что совместная молитва имеет очень сильное влияние (Деян.4:31, 12:5,12, 16:25). Иисус подразумевает, что молитва должна быть не перед людьми, а только перед Богом. Кроме этого, Иисус говорит о важности личной молитвы. Мы молимся по двое или вместе в колене и в церкви, мы молимся вместе дома в семье, но каждый человек должен иметь время для личного общения с Богом. Духовный рост человека измеряется продолжительностью именно его личной молитвы. В наше время молодые люди чаще всего входят в свою комнату и затворяют дверь, чтобы в тайне общаться со своим ноутбуком, MP3-плеером или IPAD. Иисус говорит: «войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне». Без молитвы наша жизнь становится пустой.

Иисус предостерёг ещё об одной проблеме. Посмотрите на стихи 7, 8. «А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него». Иисус учит, что в молитве не нужно говорить лишнего. Язычники (то есть люди, которые не знают живого Бога, а поклоняются идолам и каменным богам), очень часто в молитве произносят слова, которых даже сами не понимают. Они произносят их просто для того, чтобы украсить свою просьбу. Они думают, что чем дольше я молюсь, тем лучше. Поэтому начинают повторять всякую ерунду. Они думают, что чем больше они говорят, тем лучше. Тем больше вероятность, что их бог ответит. 50 раз повторить или 100? — конечно 100. Но Иисус говорит, что даже один раз сказать Богу – более чем достаточно. Посмотрите ещё раз на стих 8: «ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него». Бог прекрасно знает, в чем мы нуждаемся, ещё до того, как мы начали просить. Поэтому мы не должны обращаться к Богу как язычники. Через изучение Библии, мы уже знаем Бога, поэтому наша молитва должна быть совершенно другой.

II. Содержание молитвы (9-15)Посмотрите на стихи с 9-го по 13-й. Давайте прочтём эту молитву. «Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь».

Молитва, которую дал Иисус, состоит из нескольких конкретных тем молитвы. Давайте разберёмся глубже.

Во-первых, Иисус учил обращаться к Богу, «Отец наш». Во время Ветхого Завета люди обращались к Богу: Всемогущий Бог или Господь (по-еврейски это Элогим, Эл-Шаддай, Саваоф и др.). Никто тогда не называл Бога – Отцом. Иудеи знали Бога, как Всемогущего Творца неба и земли. Бога, Который сотворил всё своим словом. «Да будет свет, твердь, суша, флора, солнце, луна, звезды, рыбы, птицы, животные и человек. И стало так». Они верили, что жизнь каждого человека в руках Бога. Они знали, что Бог – свят. И если кто-нибудь в своей грешной природе встретит святого Бога, он мгновенно умрёт. Они имели такое сильное благоговение перед Богом, что не использовали обычно его имя «ЯХВЕ», а применяли к Нему кодовые имена. Но Иисус учил говорить: Отец. Как они могли это сделать? В Евангелии от Иоанна 1:12 сказано: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими». Иисус отдал Своё тело на крест и пролил Свою кровь, чтобы купить нам привилегию называть Бога – Отцом. Мы теперь дети Божьи. И мы имеем абсолютно все привилегии как дети Божьи. Мы можем обращаться и просить Бога как Его дети.

Бог – Отец всех нас: украинцев, русских, вьетнамцев, корейцев, сирийцев, нигерийцев. В крови Иисуса мы братья и сестры, а Бог – наш Отец.

Во-вторых: да святится имя Твоё. Посмотрите ещё раз на стих 9. Первая тема молитвы: «Да святится имя твоё». Обычно люди молятся очень эгоцентричными молитвами: Боже дай мне то, дай мне это. Дай мне сдать этот экзамен, дай мне хорошую работу, срочно пошли мне автобус, пошли мне хорошего мужа. Но Иисус учил Богоцентричной молитве: да святится имя Твоё, да придёт царствие Твоё, да Будет воля Твоя. Нашей самой горячей молитвой должно быть, чтобы имя Бога святилось. Прославить Бога должно быть нашим самым сильным стремлением. Отец, да святится имя Твоё в моей семье. Да святится имя Твоё в нашей церкви. Да святится имя Твоё в Юридической Академии. Да святится имя Твоё в Одессе и на Украине. Когда мы живём ради славы Бога, имя Бога святится во всех, кто рядом с нами.

В-третьих: да придёт Царство Твоё, да будет воля Твоя. Со времени грехопадения этот мир является полем боя между Богом-Творцом и дьяволом. Бог послал Великого Царя, Иисуса, чтобы разрушить дела дьявола и восстановить Божье царство. Когда мы принимаем Иисуса своим Спасителем-Царём, мы получаем спасение от власти дьявола и становимся детьми Божьими. Однако, битва ещё не окончена. Она идёт здесь и там по всему миру. Иисус призвал нас, чтобы мы жили как духовные солдаты, которые сражаются молитвой и провозглашением Его слова. Так царство Бога распространяется.

Иисус учил молится, да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Перед крестом Иисус Сам молился: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк.22:42). Воля Бога должна исполниться, прежде всего, во мне, поэтому это очень трудная молитва. Мы часто забываем волю Бога и думаем только о том, что нам нужно, чтобы сбылась наша воля. Но нужно оставить свою волю. Миссионеры, молясь: «да будет воля Твоя», оставляют родину, уютный дом, обеспеченную стабильную жизнь, и едут в чужую страну, чтобы проповедовать Евангелие гордым и эгоистичным студентам. Мы молимся сейчас за библейскую академию, за проповедников пастырь Терезу, пастыря Гену, пастырь Эстер и пастырь Ханну, за пастыря Иоанна и его маму, за проповедь и приглашение первокурсников, — всё это «да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе».

Взгляните на стих 11. «хлеб наш насущный дай нам на сей день». Мы должны не только просить, а и верить, что Бог даёт нам хлеб насущный на каждый день. Иисус никогда не волновался о вопросе хлеба, Его интересовало только дело Бога. Поэтому, если мы много сил тратим, чтобы решить финансовые вопросы это не значит, что мы сможем себя прокормить. Но если мы отвечаем за дело Бога, то Бог отвечает за все наши дела. В Евангелии от Матфея 6:33 Иисус пообещал: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам».

Посмотрите на стих 12. «и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». Как поступает человек, когда другой причиняет боль или страдание? Обычно мы сразу обижаемся. И бывает, осознанно или неосознанно, храним обиду долгое время и мстим. А когда мы сами согрешили и каемся, мы очень легко приносим свои грехи к Иисусу и сразу получаем прощение. Но здесь мы видим, что наше прощение грехов и наше прощение к другим очень связаны. В стихах 14, 15 Иисус дополнительно объяснил: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». Божье прощение грехов – самое необходимое для нашей жизни, потому что грехи отравляют душу человека и делают его врагом Бога. Грех ведёт нас к гибели, и уничтожат нас, как проказа съедает тело прокажённого. Нам нужно прощение, поэтому мы тоже должны простить.

Грех похож на долг. В Евангелии от Матфея, в 18-й главе, Симон Пётр спросил у Иисуса так: «Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?» (Мф.18:21) Тогда Иисус отвечал: «не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз» (Мф.18:22). Это значит, что нужно до конца прощать согрешающему против нас. Иисус рассказал притчу об одном злопамятном слуге. Один слуга был должен царю 1000 талантов. Если бы он продал всё, что у него было: всё имение, дом, даже жену и детей, он всё равно не смог бы уплатить долг. Он не мог сделать этого, даже работая всю жизнь. Но к счастью, царь простил своему слуге весь этот долг. Но этот слуга, найдя на обратном пути одного своего должника, который был должен ему 100 динариев, схватил его за шею и начал душить, крича: «Отдай мне мои деньги!» Хотя должник умолял его о милости, но этот слуга посадил его в темницу. Услышав это, царь призвал его и сказал: «злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?» (Мф.18:32,33) Разгневавшись, царь отдал слугу истязателям, пока не отдаст ему всего долга. После этой притчи Иисус сказал: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Мф.18:35).

Долг в 100 динариев означает грехи брата против нас, а долг в 1000 талантов – наши грехи против Бога. Как Библия говорит: «нет праведного ни одного; все согрешили и лишены славы Божией» (Рим.3:10,23). Все грешники перед Богом должны были уплатить свой долг за свои грехи. Но никто не мог сделать это. Тогда наш милосердный Бог, возлюбив нас, отдал нам Своего Единородного Сына Иисуса. Иисус Христос был осуждён и страдал вместо нас, и умер на кресте за наши грехи, пролив Свою кровь. На кресте Иисус простил всех нас, молясь так: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк.23:34а). Иисус простил все наши грехи, поэтому мы должны прощать до конца братьям, согрешающим против нас. Своими силами мы не можем простить ни одного человека, но благодаря Иисусу Христу, простившему все наши грехи, теперь мы можем прощать других от всего сердца и активно любить. Также мы можем с дерзновением молиться Богу о прощении наших грехов. Наш Небесный Отец – милосердный Отец, Который прощает нам наши грехи, и делает нас Божьими людьми, прощающими других братьев и сестёр во имя Иисуса.

Давайте прочтём стих 13. «и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь». Мир полон зла и «диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Пет.5:8). Никто не может устоять против искушений сатаны. В такой ситуации мы беспомощны. Но Бог даёт молящемуся духовную силу одержать победу над искушениями и лукавым. Сатана не спит, и старается искусить нас похотью, деньгами, славой, гордостью и духом противления. Но тот, кто знает свою духовную немощь и слабости, молится за защиту от искушений и за избавление от лукавого.

Бог дал мне это слово, чтобы моя молитвенная жизнь восстановилась. Из-за суеты, работы и различных забот я стал всё меньше молиться. Я молился с другими и с семьёй, но я начал пренебрегать личной молитвой и иногда даже несколько дней подряд не молился лично (утром вскакивал, опаздывая на работу, на работе занят целый день и вечером моментально засыпал без молитвы). Поэтому я стал духовно истощенным, я чувствовал себя духовным зомби. Мне было трудно терпеть, прощать, принимать, любить. Наоборот, я стал злым как фарисей, агрессивным, невоздержанным. Мне было тяжело выполнять миссию. Перед тем как изучать это слово с пастырями, целый день у меня не было времени молиться, поэтому мне было очень трудно, я не имел ясности. Но через 2 дня я изучал с пастырем Алексеем и Бог дал мне возможность много готовиться в молитве, поэтому изучение было очень ясным и благодатным. Святой Дух пребывал с нами. Я каюсь, что пренебрегал личной молитвой. Я принял решение снова минимум 3 раза в день иметь время для личной молитвы, чтобы духовно бодрствовать и иметь силы победить этот мир. Я молюсь, чтобы наша молитва стала источником пробуждения в одесских ВУЗах и во всём мире. Отец Наш, Да святится имя Твоё.

ubf.odessa.ua

Молитва Отче наш — текст, толкование | Святая Матрона Московская

Текст молитвы «Отче наш» следует знать и читать каждому православному верующему. Согласно Евангелию, Господь Иисус Христос дал её своим ученикам в ответ на просьбу научить их молитве.

Молитва Отче наш

О́т­че наш, И́же еси́ на Не­бе­се́х! Да свя­ти́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́р­ст­вие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на Не­бе­си́, и на земли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго. Яко Твое есть Царство, и сила, и слава во веки. Аминь.

***

Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; Да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; Хлеб наш насущный дай нам на сей день; И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава вовеки. Аминь. (Мф., 6:9-13)

***

После прочтения молитвы её следует завершить крестным знамение и поклоном. Отче наш произносится верующими, например, дома перед иконой, или в храме во время службы.

Толкование молитвы Отче наш святителя Иоанна Златоуста

Отче наш, Иже еси на Небесех! Смотри, каким образом Он тотчас ободрил слушателя и в самом начале вспомнил о всех благодеяниях Божиих! В самом деле, тот, кто называет Бога Отцом, одним этим наименованием исповедует уже и прощение грехов, и освобождение от наказания, и оправдание, и освящение, и искупление, и сыноположение, и наследие, и братство со Единородным, и дарование духа, так как не получивший всех этих благ не может назвать Бога Отцом. Итак, Христос двояким образом воодушевляет Своих слушателей: и достоинством называемого, и величием благодеяний, которые они получили.

Когда же говорит на Небесех, то этим словом не заключает Бога на небе, но отвлекает молящегося от земли и поставляет его в превыспренних странах и в горних жилищах.

Далее, этими словами Он научает нас и молиться за всех братьев. Он не говорит: «Отче мой, Иже еси на Небесех», но — Отче наш, и тем самым повелевает возносить молитвы за весь род человеческий и никогда не иметь в виду собственных выгод, но всегда стараться о выгодах ближнего. А таким образом и вражду уничтожает, и гордость низлагает, и зависть истребляет, и вводит любовь — мать всего доброго; уничтожает неравенство дел человеческих и показывает полное равночестие между царем и бедным, так как в делах высочайших и необходимейших мы все имеем равное участие.

Конечно, и наименование Бога Отцом заключает в себе достаточное учение о всякой добродетели: кто Бога назвал Отцом, и Отцом общим, тот необходимо должен так жить, чтобы не оказаться недостойным этого благородства и показывать ревность, равную дару. Однако Спаситель этим наименованием не удовлетворился, но присовокупил и другие изречения.

Да святится имя Твое, говорит Он. Да святится значит да прославится. Бог имеет собственную славу, исполненную всякого величия и никогда не изменяемую. Но Спаситель повелевает молящемуся просить, чтобы Бог славился и нашею жизнью. Об этом Он и прежде сказал: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5:16). Сподоби нас, — как бы так учит нас молиться Спаситель, — так чисто жить, чтобы чрез нас все Тебя славили. Пред всеми являть жизнь неукоризненную, чтобы каждый из видящих ее возносил хвалу Владыке — это есть признак совершенной мудрости.

Да приидет Царствие Твое. И эти слова приличны доброму сыну, который не привязывается к видимому и не почитает настоящих благ чем-либо великим, но стремится к Отцу и желает будущих благ. Такая молитва происходит от доброй совести и души, свободной от всего земного.

Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Видишь ли прекрасную связь? Он прежде повелел желать будущего и стремиться к своему отечеству, но доколе этого не будет, живущие здесь должны стараться вести такую жизнь, какая свойственна небожителям.

Итак, смысл слов Спасителя таков: как на небе совершается все беспрепятственно и не бывает того, чтобы Ангелы в одном повиновались, а в другом не повиновались, но во всем повинуются и покоряются – так и нас, людей, сподоби не в половину творить волю Твою, но все исполнять, как Тебе угодно.

Хлеб наш насущный даждь нам днесь. Что такое хлеб насущный? Повседневный. Так как Христос сказал: да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли, а беседовал Он с людьми, облеченными плотью, которые подлежат необходимым законам природы и не могут иметь ангельского бесстрастия то, хотя и повелевает нам так исполнять заповеди, как и Ангелы исполняют их, однако снисходит к немощи природы и как бы так говорит: «Я требую от вас равноангельной строгости жизни, впрочем не требуя бесстрастия, поскольку того не допускает природа ваша, которая имеет необходимую нужду в пище».

Смотри, однако, как и в телесном много духовного! Спаситель повелел молиться не о богатстве, не об удовольствиях, не о многоценных одеждах, не о другом чем-либо подобном – но только о хлебе, и притом о хлебе повседневном, так чтобы нам не заботиться о завтрашнем, почему и присовокупил: хлеб насущный, то есть повседневный. Даже и этим словом не удовлетворился, но присовокупил вслед затем и другое: даждь нам днесь, чтобы нам не сокрушать себя заботой о наступающем дне. В самом деле, если ты не знаешь, увидишь ли завтрашний день, то для чего беспокоишь себя заботой о нем?

Далее, так как случается грешить и после купели возрождения (то есть Таинства Крещения. — Сост.), то Спаситель, желая и в этом случае показать Свое великое человеколюбие, повелевает нам приступать к человеколюбивому Богу с молением об оставлении грехов наших и так говорить: И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должникам нашим.

Видишь ли бездну милосердия Божия? После отъятия стольких зол и после неизреченно великого дара оправдания Он опять согрешающих удостоивает прощения.

Напоминанием о грехах Он внушает нам смирение; повелением отпускать другим уничтожает в нас злопамятство, а обещанием за это и нам прощения утверждает в нас благие надежды и научает нас размышлять о неизреченном человеколюбии Божием.

И не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Здесь Спаситель явно показывает наше ничтожество и низлагает гордость, научая нас не отказываться от подвигов и произвольно не спешить к ним; таким образом и для нас победа будет блистательнее, и для диавола поражение чувствительнее. Как скоро мы вовлечены в борьбу, то должны стоять мужественно; а если нет вызова к ней, то должны спокойно ожидать времени подвигов, чтобы показать себя и нетщеславными, и мужественными. Лукавым же здесь называет Христос диавола, повелевая нам вести против него непримиримую брань и показывая, что он таков не по природе. Зло зависит не от природы, но от свободы. А что преимущественно диавол называется лукавым, то это по чрезвычайному множеству зла, в нем находящегося, и потому, что он, не будучи ничем обижен от нас, ведет против нас непримиримую брань. Поэтому Спаситель и не сказал: «избави нас от лукавых», но — от лукаваго,— и тем самым научает нас никогда не гневаться на ближних за те оскорбления, какие мы иногда терпим от них, но всю вражду свою обращать против диавола как виновника всех зол. Напоминанием о враге сделав нас более осторожными и пресекши всякую беспечность нашу, Он воодушевляет нас далее, представляя нам того Царя, под властью Которого мы воинствуем, и показывая что Он могущественнее всех: Яко Твое есть Царство, и сила, и слава во веки. Аминь, – говорит Спаситель. Итак, если Его Царство, то не должно никого бояться, так как никто Ему не сопротивляется и никто не разделяет с Ним власти.

Толкование молитвы Отче наш дано в сокращениях. «Толкование на святого Матфея евангелиста Творения» Т. 7. Кн. 1. СП6., 1901. Репринт: М., 1993. С. 221-226

Читайте также:

Иисусова молитва

Символ веры

svyatmatrona.ru


Смотрите также