Чудотворец николай икона


Икона Николая Чудотворца: описание, значение, помощь

Кондак 1 Воз¬бра́н¬ный Чу¬до¬тво́р¬че и из¬ря́д¬ный уго́д¬ни¬че Хрис¬то́в, ми́¬ру все¬му́ ис¬то¬ча́-яй мно¬го¬це́н¬ное ми́¬лос¬ти ми́¬ро и не¬ис¬чер¬па́е¬мое чу¬де́с мо́ре, вос¬хва¬ля́ю тя лю¬бо́¬вию, свя¬ти́¬те¬лю Нико́лае; ты же, я́ко име́яй дерз¬но¬ве́¬ние ко Го́с¬по¬ду, от вся́¬ких мя бед сво¬боди́, да зо¬ву́ ти:

Ра́¬дуй¬ся, Нико́лае, ве¬ли́¬кий Чу¬до¬тво́р¬че.

Икос 1 А́н¬ге¬ла о́б¬ра¬зом, зем¬на́¬го су́¬ща естество́м, яви́ те¬бе́ всея́ тва́¬ри Созда́тель: благопло́дную бо доб¬ро́¬ту ду¬ши́ твоея́ прови́дев, пре¬бла¬же́н¬не Нико́лае, нау-чи́ всех вопи́ти те¬бе́ си́¬це:

Ра́¬дуй¬ся, от утро́бы ма́терния очище́нный; ра́¬дуй¬ся, да́же до кон¬ца́ освя¬ще́н-ный. Ра́¬дуй¬ся, рожде́нием сво¬и́м роди́телей удиви́вый; ра́¬дуй¬ся, си́¬лу ду¬ше́в¬ную а́бие по рождестве́ яви́¬вый. Ра́¬дуй¬ся, са́¬де зем¬ли́ обетова́ния; ра́¬дуй¬ся, цве́¬те Бо¬же́ст¬вен¬на¬го сажде́ния. Ра́¬дуй¬ся, лозо́ доброде́тельная виногра́да Хри¬сто́¬ва; ра́¬дуй¬ся, дре́¬во чудото́чное рая́ Иису́сова. Ра́¬дуй¬ся, кри́не ра́йскаго прозябе́ния; ра́¬дуй¬ся, ми́¬ро Хри¬сто́¬ва благоуха́ния. Ра́¬дуй¬ся, я́ко то¬бо́ю отго́нится ры¬да́¬ние; ра́¬дуй¬ся, я́ко то¬бо́ю прино́сится ра́-до¬ва¬ние.

Ра́¬дуй¬ся, Нико́лае, ве¬ли́¬кий Чу¬до¬тво́р¬че.

Кондак 2 Ви́¬дя¬ще тво¬и́х мир излия́ние, Бо¬го¬му́д¬ре, просвеща́емся душа́ми и телесы́, ди́в¬на¬го тя мирото́чца живоно́сна, Нико́лае, разуме́юще: чу¬де¬сы́ бо, я́ко вода́ми, бла¬го¬да́¬тию Бо́¬жиею излива́ющимися, напая́еши ве́р¬но во¬пию́¬щих Бо́¬гу: Алли¬лу́иа.

Икос 2 Ра́¬зум не¬ура¬зу¬ме́н¬ный вра¬зум¬ля́я о Свя¬те́й Тро́¬ице, был еси́ в Нике́и со свя¬ты́-ми отцы́ по¬бо́р¬ник испове́дания пра¬во¬сла́вныя ве́¬ры: ра́вна бо Отцу́ Сы́¬на испове́дал еси́, соприсносу́щна и сопресто́льна, А́рия же безу́мнаго обличи́л еси́. Се¬го́ ра́¬ди ве́рнии научи́шася вос¬пе¬ва́¬ти те¬бе́:

Ра́¬дуй¬ся, ве¬ли́¬кий бла¬го¬че́с¬тия сто́л¬пе; ра́¬дуй¬ся, ве́р¬ных прибе́жища гра́¬де. Ра́¬дуй¬ся, тве́р¬дое Пра¬во¬сла́¬вия укреп¬ле́¬ние; ра́¬дуй¬ся, чест¬но́е Пре¬свя¬ты́я Тро́ицы носи́ло и похвале́ние. Ра́¬дуй¬ся, Отцу́ равноче́стна Сы́¬на пропове́давый; ра́¬дуй¬ся, А́рия возбеси́вшагося от Собо́ра свя¬ты́х отгна́вый. Ра́¬дуй¬ся, о́т¬че, отце́в сла́вная кра¬со¬то́; ра́¬дуй¬ся, всех богому́дрых прему́драя добро́то. Ра́¬дуй¬ся, о́гненная словеса́ испуща́яй; ра́¬дуй¬ся, до́б¬ре ста́¬до свое́ на¬став¬ля́яй. Ра́¬дуй¬ся, я́ко то¬бо́ю ве́¬ра утвержда́ется; ра́¬дуй¬ся, я́ко то¬бо́ю е́ресь низлага́ется.

Ра́¬дуй¬ся, Нико́лае, ве¬ли́¬кий Чу¬до¬тво́р¬че.

Кондак 3 Си́¬лою, да́н¬ною ти свы́¬ше, слезу́ вся́¬ку отъя́л еси́ от ли¬ца́ лю́¬те стра́ждущих, богоно́сне о́т¬че Нико́лае: а́лчущим бо яви́л¬ся еси́ корми́тель, в пучи́не морсте́й су́¬щим из¬ря́д¬ный прави́тель, не¬ду́¬гую¬щим ис¬це¬ле́¬ние и всем всяк помо́щник по¬ка¬за́л¬ся еси́, во¬пию́¬щим Бо́¬гу: Алли¬лу́иа.

Икос 3 Име́яше вои́стину, о́т¬че Нико́лае, с Не¬бе¬се́ песнь те¬бе́ воспева́ема бы¬ти, а не от зем¬ли́: ка́¬ко бо кто от че¬ло¬ве́к возмо́жет твоея́ свя¬ты́¬ни ве¬ли́¬чия пропове́дати? Но мы, лю¬бо́¬вию твое́ю побежда́еми, во¬пи¬е́м ти си́¬це:

Ра́¬дуй¬ся, о́б¬ра¬зе а́гнцев и па́стырей; ра́¬дуй¬ся, свято́е очисти́лище нра́вов. Ра́¬дуй¬ся, доб¬ро¬де́¬те¬лей ве¬ли́¬ких вмес¬ти́¬ли¬ще; ра́¬дуй¬ся, свя¬ты́¬ни чи́с¬тое и чест-но́е жи¬ли́¬ще. Ра́¬дуй¬ся, све¬ти́ль¬ни¬че все¬све́т¬лый и вселюби́мый; ра́¬дуй¬ся, све́¬те златоза́рный и не¬по¬ро́ч¬ный. Ра́¬дуй¬ся, до¬сто́й¬ный А́н¬ге¬лов со¬бе¬се́д¬ни¬че; ра́¬дуй¬ся, до́б¬рый че¬ло¬ве́¬ков на-ста́в¬ни¬че. Ра́¬дуй¬ся, пра́¬ви¬ло ве́¬ры благочести́выя; ра́¬дуй¬ся, о́б¬ра¬зе кро́¬тос¬ти ду¬хо́в¬ныя. Ра́¬дуй¬ся, я́ко то¬бо́ю от страс¬те́й те¬ле́с¬ных избавля́емся; ра́¬дуй¬ся, я́ко то¬бо́ю сла́достей духо́вных исполня́емся.

Ра́¬дуй¬ся, Нико́лае, ве¬ли́¬кий Чу¬до¬тво́р¬че.

Кондак 4 Бу́ря недоуме́ния смуща́ет ми ум, ка́¬ко досто́йно есть пе́¬ти чу¬де¬са́ твоя́, блаже́нне Нико́лае? Ни¬кто́¬же бо мо́¬жет я исчести́, а́ще бы и мно́ги язы́ки име́л и гла¬го́¬ла¬ти восхоте́л; но мы, ди́в¬но Бо́¬гу в те¬бе́ прославля́ющемуся, дерза́ем вос¬пе¬ва́¬ти: Алли¬лу́иа.

Икос 4 Слы́шаша, бо¬го¬му́д¬ре Нико́лае, бли́жнии и да́льнии ве¬ли́¬чие чу¬де́с тво¬и́х, я́ко по возду́ху ле́гкими благода́тными крила́ми навы́кл еси́ су́¬щих в бе¬да́х предваря́ти, ско́ро от тех избавля́я всех, во¬пию́¬щих к те¬бе́ та¬ко¬ва́я:

Ра́¬дуй¬ся, из¬бав¬ле́¬ние от пе¬ча́¬ли; ра́¬дуй¬ся, подая́ние бла¬го¬да́¬ти. Ра́¬дуй¬ся, неча́емых зол прогони́телю; ра́¬дуй¬ся, жела́емых бла¬ги́х на¬са¬ди́¬те¬лю. Ра́¬дуй¬ся, ско́¬рый уте́¬ши¬те¬лю в беде́ су́¬щих; ра́¬дуй¬ся, стра́шный наказа́телю оби́дящих. Ра́¬дуй¬ся, чу¬де́с пучи́но, Бо́¬гом излия́нная; ра́¬дуй¬ся, зако́на Хри¬сто́¬ва скрижа́ли, Бо́¬гом пи́санныя. Ра́¬дуй¬ся, кре́п¬кое па́дающих возведе́ние; ра́¬дуй¬ся, пра́во стоя́щих утвер¬жде́-ние. Ра́¬дуй¬ся, я́ко то¬бо́ю вся¬кая лесть обнажа́ется; ра́¬дуй¬ся, я́ко то¬бо́ю вся¬кая и́стина сбыва́ется.

Ра́¬дуй¬ся, Нико́лае, ве¬ли́¬кий Чу¬до¬тво́р¬че.

Кондак 5 Бо¬го¬те́ч¬ная звез¬да́ яви́л¬ся еси́, наставля́я по мо́¬рю пла́¬ваю¬щих лю́¬те, и́м¬же смерть предстоя́ше вско́ре иногда́, а́ще не бы ты предста́л еси́ при¬зы¬ва́¬ющим тя в по́¬мощь, Чу¬до¬тво́р¬че свя¬ты́й Нико́лае; уже́ бо несты́дно бесо́м лета́ющим и погрузи́ти корабли́ хотя́щим запрети́в, отгна́л еси́ их, ве́р¬ныя же научи́л еси́ спаса́ющему то¬бо́ю Бо́¬гу взыва́ти: Алли¬лу́иа.

Икос 5 Ви́деша отрокови́цы, на брак скве́рный ни¬ще¬ты́ ра́¬ди угото́ванныя, вели́кое твое́ к ни́щим ми¬ло¬се́р¬дие, пре¬бла¬же́н¬не о́т¬че Нико́лае, ег¬да́ ста́рцу роди́телю их но́щию узельцы́ три зла́та тая́ся пода́л еси́, самаго́ со дще́рьми избавля́я от паде́ния грехо́внаго. Того́ ра́¬ди слы́¬ши¬ши от всех си́¬це:

Ра́¬дуй¬ся, ми́¬лос¬ти превели́кия со¬кро́¬ви¬ще; ра́¬дуй¬ся, про¬мыш¬ле́¬ния о лю́¬дех при¬я́те¬ли¬ще. Ра́¬дуй¬ся, пи́¬ще и от¬ра́¬до к те¬бе́ при¬бе¬га́ю¬щих; ра́¬дуй¬ся, хле́¬бе неснеда́емый а́лчущих. Ра́¬дуй¬ся, бо¬га́т¬ство, бе́дне живу́щим на зем¬ли́, Бо́¬гом да́нное; ра́¬дуй¬ся, воздви́жение ско́¬рое убо́¬гих. Ра́¬дуй¬ся, бы́ст¬рое ни́¬щих услы́¬ша¬ние; ра́¬дуй¬ся, скор¬бя́¬щих прия́тное попече́ние. Ра́¬дуй¬ся, трие́х дев не¬по¬ро́ч¬ный невести́телю; ра́¬дуй¬ся, чис¬то¬ты́ усе́рдный хра¬ни́¬те¬лю. Ра́¬дуй¬ся, не¬на¬де́ж¬ных на¬де́я¬ние; ра́¬дуй¬ся, всего́ ми́¬ра наслажде́ние.

Ра́¬дуй¬ся, Нико́лае, ве¬ли́¬кий Чу¬до¬тво́р¬че.

Кондак 6 Пропове́дует мир весь те¬бе́, пре¬бла¬же́н¬не Нико́лае, ско́¬ра¬го в бе¬да́х за¬сту́п¬ни-ка: я́ко мно́гажды во еди́нем часе́, по зем¬ли́ путеше́ствующим и по мо́¬рю пла́вающим, предваря́я, посо́бствуеши, ку́п¬но всех от злых сохраня́я, во¬пию́-щих к Бо́¬гу: Алли¬лу́иа.

Икос 6 Возсия́л еси́ свет жи¬во́т¬ный, из¬бав¬ле́¬ние нося́ воево́дам, непра́ведную смерть прия́ти иму́¬щим, те¬бе́, до́б¬рый па́¬сты¬рю Нико́лае, при¬зы¬ва́¬ющим, ег¬да́ вско́ре я́вль¬ся во сне царе́ви, устраши́л еси́ его́, сих же неврежде́нных отпусти́ти повеле́л еси́. Се¬го́ ра́¬ди с ни́¬ми ку́п¬но и мы бла¬го¬да́р¬ствен¬но во¬пи¬е́м ти:

Ра́¬дуй¬ся, усе́рд¬но при¬зы¬ва́¬ющим тя по¬мо¬га́¬яй; ра́¬дуй¬ся, от непра́веднаго убие́ния избавля́яй. Ра́¬дуй¬ся, от ле́стныя сохраня́яй клеветы́; ра́¬дуй¬ся, непра́ведныя разруша́яй сове́ты. Ра́¬дуй¬ся, растерза́яй лжу я́ко пау¬чи́¬ну; ра́¬дуй¬ся, возноша́яй сла́вно и́с¬ти¬ну. Ра́¬дуй¬ся, непови́нных от уз разреше́ние; ра́¬дуй¬ся, и мертвеце́в оживле́ние. Ра́¬дуй¬ся, прояви́телю пра́в¬ды; ра́¬дуй¬ся, помрачи́телю не¬пра́в¬ды. Ра́¬дуй¬ся, я́ко то¬бо́ю непови́ннии из¬бав¬ле¬ни от ме¬ча́; ра́¬дуй¬ся, я́ко то¬бо́ю наслади́шася све́¬та.

Ра́¬дуй¬ся, Нико́лае, ве¬ли́¬кий Чу¬до¬тво́р¬че.

Кондак 7 Хо¬тя́ богоху́льное ере¬ти́¬чес¬кое отгна́ти зло¬смра́¬дие, ми́¬ро вои́стину бла¬го¬во́н-ное, та́инственное яви́л¬ся еси́, Нико́лае: лю́¬ди Мире́йския упа́сл еси́ и весь мир сво¬и́м бла¬го¬да́т¬ным ми́¬ром испо́лнил еси́. И от нас у́бо богоме́рзкое грехо́вное зло¬смра́¬дие от¬же¬ни́, да благоприя́тно Бо́¬гу во¬пи¬е́м: Алли¬лу́иа.

Икос 7 Но́¬ва¬го тя Но́я, наста́вника ковче́га спаси́тельнаго разуме́ем, о́т¬че свя¬ты́й Нико́лае, бу́¬рю всех лю́¬тых разгоня́ющаго направле́нием сво¬и́м, ти¬ши¬ну́ же Боже́ственную принося́щаго во¬пию́¬щим та¬ко¬ва́я:

Ра́¬дуй¬ся, обу¬ре¬ва́¬емых ти́¬хое при¬ста́¬ни¬ще; ра́¬дуй¬ся, утопа́ющих из¬ве́ст¬ное хра¬ни́¬ли¬ще. Ра́¬дуй¬ся, пла́¬ваю¬щих посреде́ пучи́н до́б¬рый ко́рм¬чий; ра́¬дуй¬ся, треволне́ния морска́я уставля́ющий. Ра́¬дуй¬ся, превожде́ние су́¬щих в ви́хрех; ра́¬дуй¬ся, согре́яние су́¬щих во мра́зех. Ра́¬дуй¬ся, сия́ние, ско́рбный мрак разгоня́ющее; ра́¬дуй¬ся, све¬ти́¬ло, вся концы́ зем¬ли́ про¬све¬ща́ю¬щее. Ра́¬дуй¬ся, от бе́зд¬ны гре¬хо́в¬ныя че¬ло¬ве́¬ки избавля́яй; ра́¬дуй¬ся, в бе́зд¬ну а́дскую сатану́ вверга́яй. Ра́¬дуй¬ся, я́ко то¬бо́ю дерз¬но¬ве́н¬но бе́зд¬ну ми¬ло¬се́р¬дия Бо́¬жия при¬зы¬ва́¬ем; ра́-дуй¬ся, я́ко то¬бо́ю от по¬то́¬па гне¬ва из¬ба́вль¬ше¬ся, мир с Бо́¬гом обрета́ем. Ра́¬дуй¬ся, Нико́лае, ве¬ли́¬кий Чу¬до¬тво́р¬че.

Кондак 8

Стра́н¬ное чу́¬до явля́¬ет¬ся при¬те¬ка́ю¬щим к те¬бе́, блаже́нне Нико́лае, свяще́нная твоя́ це́р¬ковь: в ней бо и ма́¬лое мо¬ле́¬ние при¬но¬ся́¬ще, ве́лиих не¬ду́¬гов прие́млем ис¬це¬ле́¬ние, а́ще то́кмо по Бо́¬зе упо¬ва́¬ние на тя воз¬ло¬жи́м, ве́р¬но во-пию́¬ще: Алли¬лу́иа.

Икос 8 Весь еси́ всем вои́стину помо́щник, богоно́се Нико́лае, и собра́л еси́ вку́¬пе вся прибега́ющия к те¬бе́, я́ко свободи́тель, пита́тель и врач ско́¬рый всем земны́м, на по¬хва¬лу́ всех под¬ви¬зая вопи́ти к те¬бе́ си́¬це:

Ра́¬дуй¬ся, вся́¬ких ис¬це¬ле́¬ний ис¬то́ч¬ни¬че; ра́¬дуй¬ся, лю́¬те стра́¬жду¬щим по¬мо́щ¬ни-че. Ра́¬дуй¬ся, заре́, сия́ющая в нощи́ грехо́вней блужда́ющим; ра́¬дуй¬ся, ро¬со́ небото́чная в зно́и трудо́в су́¬щим. Ра́¬дуй¬ся, по¬да¬ва́¬яй тре́¬бую¬щим благострое́ние; ра́¬дуй¬ся, уготовля́яй про¬ся́-щим изо¬би́¬лие. Ра́¬дуй¬ся, мно́гажды про¬ше́¬ние предваря́яй; ра́¬дуй¬ся, ста́рым седи́нам си́¬лу обновля́яй. Ра́¬дуй¬ся, мно́гих за¬блу́жд¬ших от пу¬ти́ и́с¬тин¬на¬го обличи́телю; ра́¬дуй¬ся, та́¬ин Бо́¬жи¬их ве́р¬ный слу¬жи́¬те¬лю. Ра́¬дуй¬ся, я́ко то¬бо́ю за́висть попира́ем; ра́¬дуй¬ся, я́ко то¬бо́ю благонра́вное жи-тие́ исправля́ем.

Ра́¬дуй¬ся, Нико́лае, ве¬ли́¬кий Чу¬до¬тво́р¬че.

Кондак 9 Вся́¬кия утоли́ бо¬ле́з¬ни, ве¬ли́¬кий наш зас¬ту́п¬ни¬че Нико́лае, растворя́я бла¬го-да́т¬ная врачева́ния, услажда́ющая ду́¬ши на́¬ша, серд¬ца́ же веселя́щая всех усе́рд¬но к по́¬мо¬щи тво¬е́й при¬те¬ка́ю¬щих, Бо́¬гу же во¬пию́¬щих: Алли¬лу́иа.

Икос 9 Ви¬ти́я суему́дренныя не¬чес¬ти́¬вых ви́¬дим то¬бо́ю посра́мленныя, бо¬го¬му́д¬ре о́т-че Нико́лае: А́рия бо ху́льника, разделя́юща Бо¬жест¬во́, и Саве́ллия, смеша́юща Свя¬ту́ю Тро́ицу, препре́л, нас же во Правосла́вии укрепи́л еси́. Се¬го́ ра́¬ди во¬пи¬е́м ти си́¬це:

Ра́¬дуй¬ся, щи́¬те, защища́яй бла¬го¬че́с¬тие; ра́¬дуй¬ся, ме¬чу́, посеца́яй зло¬че́с¬тие. Ра́¬дуй¬ся, учи́¬те¬лю Бо¬же́ст¬вен¬ных ве¬ле́¬ний; ра́¬дуй¬ся, губи́телю богопроти́вных уче́¬ний. Ра́¬дуй¬ся, ле́ствице, Бо́¬гом утвержде́нная, е́ю¬же восхо́дим к Не¬бе¬си́; ра́¬дуй¬ся, по¬кро́¬ве, Бо́¬гом зда́нный, и́м¬же покрыва́ются мно́¬зи. Ра́¬дуй¬ся, нему́дрых умудри́вый тво¬и́ми сло¬ве¬сы́; ра́¬дуй¬ся, лени́вых подви́гнувый тво¬и́ми нра́вы. Ра́¬дуй¬ся, све́т¬лос¬те за́¬по¬ве¬дей Бо́¬жи¬их неугаси́мая; ра́¬дуй¬ся, луче́ оправда́ний Гос¬по́д¬них пре¬све́т¬лая. Ра́¬дуй¬ся, я́ко уче́нием тво¬и́м со¬кру¬ша́¬ют¬ся ерети́ческия главы́; ра́¬дуй¬ся, я́ко то¬бо́ю ве́рнии сподобля́ются сла́¬вы.

Ра́¬дуй¬ся, Нико́лае, ве¬ли́¬кий Чу¬до¬тво́р¬че.

Кондак 10 Спас¬ти́ хо¬тя́ ду́¬шу, плоть твою́ ду́хови покори́л еси́ вои́стину, о́т¬че наш Нико́лае: молча́ньми бо пре́ж¬де и боре́ньми с по́мыслы, дея́нию богомы́слие приложи́л еси́, богомы́слием же ра́¬зум соверше́н стя¬жа́л еси́, и́м¬же дерз¬но¬ве́н-но с Бо́¬гом и А́н¬ге¬лы бесе́довал еси́, всег¬да́ вопия́: Алли¬лу́иа.

Икос 10 Сте¬на́ еси́ похваля́ющим, пре¬бла¬же́н¬не, чу¬де¬са́ твоя́ и всем к зас¬туп¬ле¬нию тво¬ему́ при¬бе¬га́ю¬щим; те́м¬же и нас, в доброде́тели убо́¬гих, от ни¬ще¬ты́, на¬па́с-ти, не¬ду́¬гов и нужд разли́чных сво¬бож¬да́й, во¬пию́¬щих ти с лю¬бо́¬вию та¬ко¬ва́я:

Ра́¬дуй¬ся, от убо́жества ве́ч¬на¬го изыма́яй; ра́¬дуй¬ся, бо¬га́т¬ство не¬тле́н¬ное по¬да-ва́¬яй. Ра́¬дуй¬ся, бра́шно неги́блющее а́лчущим пра́в¬ды; ра́¬дуй¬ся, пи¬тие́ не¬ис¬чер¬па́е-мое жа́ждущим жи́з¬ни. Ра́¬дуй¬ся, от мяте́жа и бра́¬ни соблюда́яй; ра́¬дуй¬ся, от уз и плене́ния свобожда́яй. Ра́¬дуй¬ся, пре¬сла́в¬ный в бе¬да́х зас¬ту́п¬ни¬че; ра́¬дуй¬ся, превели́кий в на¬па́с¬тех за-щи́т¬ни¬че. Ра́¬дуй¬ся, мно́гих от по¬ги́¬бе¬ли исхи́тивый; ра́¬дуй¬ся, безчи́сленных неврежде́нно сохрани́вый. Ра́¬дуй¬ся, я́ко то¬бо́ю лю́тыя сме́р¬ти гре́ш¬нии избега́ют; ра́¬дуй¬ся, я́ко то¬бо́ю жизнь ве́ч¬ную ка́ющиися получа́ют.

Ра́¬дуй¬ся, Нико́лае, ве¬ли́¬кий Чу¬до¬тво́р¬че.

Кондак 11 Пе́¬ние Пресвяте́й Тро́¬ице па́¬че ины́х прине́сл еси́, пре¬бла¬же́н¬не Нико́лае, умо́м, сло́¬вом и де́¬лом: мно́гим бо испыта́нием правове́рная повеле́ния уясни́л еси́, ве́¬рою, на¬де́ж¬дою и лю¬бо́¬вию наставля́я нас в Тро́¬ице Еди́¬но¬му Бо́¬гу вос¬пе¬ва́¬ти: Алли¬лу́иа.

Икос 11 Светоза́рную лу¬чу́ во мра́це жи¬тия́ су́¬щим неугаси́мую ви́¬дим тя, Бо́¬гом избра́нне о́т¬че Нико́лае: с невеще́ственными бо а́нгельскими све́ты бесе́дуеши о несозда́нном Тро́ическом Све́¬те, ве́р¬ных же ду́¬ши просвеща́еши, во¬пию́¬щих ти та¬ко¬ва́я:

Ра́¬дуй¬ся, озаре́ние Три¬со́л¬неч¬на¬го Све́¬та; ра́¬дуй¬ся, денни́це незаходи́маго Со́лн¬ца. Ра́¬дуй¬ся, свеще́, Боже́ственным пла́менем возжже́нная; ра́¬дуй¬ся, я́ко угаси́л еси́ бесо́вский пла́мень не¬че́с¬тия. Ра́¬дуй¬ся, све́т¬лое правове́рия пропове́дание; ра́¬дуй¬ся, доброзра́чное све́¬та ева́нгельскаго сия́ние. Ра́¬дуй¬ся, мо́л¬ние, е́реси пожига́ющая; ра́¬дуй¬ся, гро́¬ме, устраша́ющий соблазня́ющия. Ра́¬дуй¬ся, и́с¬тин¬на¬го научи́телю ра́¬зу¬ма; ра́¬дуй¬ся, та́инственнаго изъяви́телю ума́. Ра́¬дуй¬ся, я́ко то¬бо́ю попра́ся по¬кло¬не¬ние тва́¬ри; ра́¬дуй¬ся, я́ко то¬бо́ю научи́хомся покланя́тися Твор¬цу́ в Тро́¬ице.

Ра́¬дуй¬ся, Нико́лае, ве¬ли́¬кий Чу¬до¬тво́р¬че.

Кондак 12 Бла¬го¬да́ть, да́н¬ную ти от Бо́¬га, све́дущии, ра́дующеся, твою́ па́¬мять пра́зднуем по до́лгу, пре¬сла́в¬ный о́т¬че Нико́лае, и к чу́д¬ному зас¬туп¬ле¬нию тво¬ему́ вседу́шно притека́ем; пресла́вных же тво¬и́х дея́ний, я́ко песка́ морска́го и мно́¬жест¬ва зве́зднаго исчести́ не могу́ще, недоуме́нием объя́ти бы́вше, во¬пи¬е́м к Бо́¬гу: Алли¬лу́иа.

Икос 12 Пою́¬ще твоя́ чу¬де¬са́, вос¬хва¬ля́¬ем тя, все¬хва́ль¬не Нико́лае: в те¬бе́ бо Бог, в Тро́-ице прославля́емый, ди́в¬но про¬сла́¬ви¬ся. Но а́ще и попремно́гу соста́вленныя от души́ псалмы́ и пе́сни при¬но́¬сим ти, Чу¬до¬тво́р¬че свя¬ты́й, ни¬что́же твори́м ра́вно дарова́нию чу¬де́с тво¬и́х, и́м¬же удивля́ющеся, во¬пи¬е́м к те¬бе́ та¬ко¬ва́я:

Ра́¬дуй¬ся, Ца¬ря́ ца́рст¬вую¬щих и Го́с¬по¬да госпо́дствующих слу¬жи́¬те¬лю; ра́¬дуй-ся, служи́телей Его́ не¬бе́с¬ных сожи́телю. Ра́¬дуй¬ся, лю́¬дем ве́р¬ным поможе́ние; ра́¬дуй¬ся, ро́¬да хри¬сти¬а́н¬ска¬го возвыше́ние. Ра́¬дуй¬ся, по¬бе́¬ды тезоимени́тый; ра́¬дуй¬ся, венцено́сче наро́читый. Ра́¬дуй¬ся, всех доб¬ро¬де́¬те¬лей зер¬ца́¬ло; ра́¬дуй¬ся, всех при¬те¬ка́ю¬щих к те¬бе́ кре́п¬кое за¬бра́¬ло. Ра́¬дуй¬ся, по Бо́¬зе и Бо¬го¬ро́¬ди¬це, все на́¬ше упо¬ва́¬ние; ра́¬дуй¬ся, теле́с на́¬ших здра́¬вие и душ спа¬се́¬ние. Ра́¬дуй¬ся, я́ко то¬бо́ю от ве́ч¬ныя сме́р¬ти сво¬бож¬да́¬ем¬ся; ра́¬дуй¬ся, я́ко то¬бо́ю без-ко¬не́ч¬ныя жи́з¬ни спо¬до¬бля́ем¬ся.

Ра́¬дуй¬ся, Нико́лае, ве¬ли́¬кий Чу¬до¬тво́р¬че.

Кондак 13 О, пре¬свя¬ты́й и пре¬чу́д¬ный о́т¬че Нико́лае, уте¬ше́¬ние всех скор¬бя́¬щих, ны́нешнее на́¬ше при¬ими́ при¬но¬ше́¬ние и от гее́нны из¬ба¬ви¬ти¬ся нам Го́с¬по¬да умо¬ли́ бо¬го¬приятным тво¬и́м хо¬да́¬тай¬ством, да с то¬бо́ю вос¬пе¬ва́¬ем: Алли¬лу́иа.

Этот кондак чи¬та¬ет¬ся трижды, за¬те́м 1-й икос «А́н¬ге¬ла о́б¬ра¬зом…» и 1-й кондак «Воз¬бра́н¬ный Чу¬до¬тво́р¬че и из¬ря́д¬ный уго́д¬ни¬че…»

pravoslavie.wiki

Икона Николая Чудотворца: значение (фото, видео)

Когда возникают неразрешимые проблемы, православный верующий человек обращается с молитвами и за помощью к святителю Николаю Угоднику (Чудотворцу). Приобретая его образ, часто возникают вопросы,  в чем помогает икона Николая Чудотворца, как просить Святого Угодника о помощи, где должна стоять в доме.

Молитвы святителю Николаю Чудотворцу

Образ Николая Угодника знают во всём мире, даже независимо от вероисповедания. Родился и жил святой в Турции. Мощи его хранятся в Италии. Самое большое почитание ему в России и во всех бывших республиках Советского Союза. А если ознакомиться со свидетельствами его помощи людям, то география затронет все страны.

Молитва о здравии и исцелении

«О всесвятый Николае, угодниче преизрядный Господень, теплый наш заступниче, и везде в скорбех скорый помощниче, помози мне, грешному и унылому, в настощем житии, умоли Господа Бога, даровати ми оставление всех моих грехов, елико согреших от юности моея, во всем житии моем, делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы; и во исходе души моея помози ми окаянному, умоли Господа Бога всея твари Содетеля, избавити мя воздушных мытарств и вечнаго мучения, да всегда прославляю Отца, и Сына, и Святаго Духа, и твое

милостивное предстательство, ныне и присно, и во веки веков. Аминь»

Молитва о помощи в делах

О всехвальный, великий чудотворче, святителю Христов, отче Николае! Молим тя, буди надежда всех христиан, верных защитель, алчущих кормитель, плачущих веселие, болящих врач, по морю плавающих управитель, убогих и сирых питатель и всем скорый помощник и покровитель, да мирное зде поживем житие и да сподобимся видети славу избранных Божиих на небеси, и с ними непрестанно воспевати единаго в Троице поклоняемого Бога во веки веков. Аминь.

Молитва об исполнении желания

О добрый наш пастырю и богомудрый наставниче, святителю Христов Николае! Услыши нас грешных, молящихся тебе и призывающих в помощь скорое предстательство твое; виждь нас немощных, отвсюду уловляемых, всякаго блага лишенных и умом от малодушия помраченных; потщися, угодниче Божий, не оставити нас в греховнем плену быти, да не будем в радость врагом нашим и не умрем в лукавых деяниих наших.

Моли о нас недостойных Содетеля нашего и Владыку, ему же ты со безплотными лики предстоиши: милостива к нам сотвори Бога нашего в нынешнем житии и в будущем веце, да не воздаст нам по делом нашим и по нечистоте сердец наших, но по своей благости воздаст нам.

На твое бо ходатайство уповающе, твоим предстательством хвалимся, твое заступление на помощь призываем, и ко пресвятому образу твоему припадающе, помощи просим: избави нас, угодниче Христов, от зол находящих на нас, и укроти волны страстей и бед возстающих на нас, да ради святых твоих молитв не обымет нас напасть и не погрязнем в пучине греховней и в тине страстей наших. Моли, святителю Христов Николае, Христа Бога нашего, да подаст нам мирное житие и оставление грехов, душам же нашим спасение и велию милость, ныне и присно и во веки веков.

Немного истории

Святой Николай Угодник родился в Ликийской области, от того и обращаются к нему ещё Святитель Мирликийский. С младенчества было понятно, что малыш данный Богом по молитвам его родителей, будет необычным. Будучи младенцем, он три часа во время Крещения простоял сам, перед образом Святой Троицы.  Питался только молоком матери, в постные дни — среду и пятницу. Дух его горел божьим светом, изучая Святое Писание и молясь по ночам, Николай преуспел в благочестии, за что и был возведён в сан священника.

Множество чудес святой Николай Угодник совершал при жизни. Будучи ещё мальчиком, он спас от духовного падения нуждающуюся семью. Тайно подложив им в дом необходимую сумму денег.

Посетив Иерусалим, все святыни, Николай Угодник, побывав на Голгофе, вознёс благодарственную молитву Спасителю. В храме на горе Сион ночью перед святым сами открылись ворота. Он принял решение удалиться в пустыню, но голос Бога его остановил и призвал вернуться на родину. По возвращении домой, Николай Угодник всё ещё стремился к отшельничеству.

Господь вновь остановил его, показав ему его настоящий путь служения. Вручив ему дорогое украшенное Евангелие, а Богородица, одев на него омофор. «Да будет прославлено в тебе Имя Моё» — сказал ему Бог. Когда умер правящий архиепископ, Николай Чудотворец занял его место. Так, святой стал на проповеднический путь служения Христу.

Это было время правления жестокого гонителя христиан, императора Диоклетиана. Епископа Николая Мирликийского посадили в тюрьму, вместе с тысячами христиан. Где он поддерживал словом Божьих, страдавших за имя Христово. Сам епископ оставался невредимым и возвратился к прихожанам с приходом к власти царя — равноапостольного Константина.

Читайте также: Икона Георгия Победоносца (описание)

Святитель Николай дожил до преклонных лет и мирно скончался. Его нетленные мощи начали источать целебное миро. В начале XI века перенесены в итальянский город Бари, где хранятся до наших дней.

Икона святителя Николая Чудотворца: значение, описание – видео

Икона Николая Чудотворца есть в доме каждого православного христианина. Его образ часто встречается в транспорте, в торговых точках, больницах, учебных заведениях, на рабочих местах. Целые предприятия просят его о покровительстве, строя на своих территориях часовни, храмы в его честь.

Он также почитаем, как и Господь с Пресвятой Богородицей. Главное значение иконы святого Николая – это заступничество за каждую душу человеческую.

Существует много свидетельств, когда по обращению к нему, святой помогал даже неверующим. После чего они принимали Христа как единого Бога. Настолько широко известно имя Божьего Угодника.

Сильных святых, великих святых много, только святой Николай имеет имя Угодника.

Обычно в доме есть красный угол, место для домашней молитвы, где находятся все любимые иконы. Там же и расположите икону святителя Николая. О нём интересное видео, со свидетельствами его помощи.

Также вас заинтересует: Утренние молитвы на церковнославянском

В чём помогает икона Николая Чудотворца

Смотря на фото иконы Николая Чудотворца, его пронзительный взгляд, чувствуешь в его образе божественную силу. Молитва Николаю Чудотворцу изменяющую судьбу, помогает всем, кто искренне пропускает молитвы к нему через свои сердца.

В чём помогает Николай Угодник:

  • покровительствует путешественникам;
  • помогает найти благочестивого мужа;
  • утешает неправильно осуждённых заключённых;
  • исцеляет болезни;
  • подсказывает решения проблем;
  • помогает пройти мытарства после смерти.

Скачайте молитвы на телефон или компьютер

Скачать или распечатать текст молитв святителю Николаю Угоднику онлайн.

Святой Николай Угодник, моли Бога о нас!

molitvy.online

Иконы Николая чудотворца: история и описание

Николай Чудотворец — один из самых почитаемых святых в православии. Большее количество храмов и образов посвящено только Деве Марии. На домашних иконостасах он всегда стоит рядом с Богородицей. В домах большинства христиан есть Никола — защитник слабых, оклеветанных, покровитель детей, моряков, воинов и путешественников.

Иконы Николая Чудотворца показывают нам самого святого, его жизненный путь, сотворенные чудеса. Ещё при жизни Господь выделили этого человека как благочестивого христианина, полностью посвятившего свою жизнь служению Всевышнему. После смерти тело Николая стало мощами. Сам же он причислен к святым.

Интересно и полезно знать об иконах Николая Чудотворца. Это поможет выбрать близкий душе образ, чтобы обращаться перед ним в молитве к святому.

Краткая история жизни

Ещё ребёнком Николай проявлял тягу к богослужению. Он днями не выходил из церкви, изучал литературу, молился. Стремление отдать себя христианству заметил в мальчике его дядя, священник местной церкви. Он взял Николу сначала чтецом, а потом назначил священником.

После смерти родителей Угодник унаследовал крупное по тогдашним меркам состояние. Он все раздал бедным, а сам ушел в монастырь, чтобы дни проводить в общении с Господом. Но ему было видение: Всевышний сказал уйти из обители, служить ему по-другому — молясь, помогая слабым, проповедуя, защищая свою веру. Естественно, Николай повиновался.

Даже краткое описание жизни, личности епископа Мирликийского дает понять, что Господь покровительствовал Николаю. Он всегда внимал его молитвам, даровал тем, о ком он просит, спасение, излечение. Самый известный случай — воскрешение моряка, который сорвался с высокой мачты.

Иконографические типы

Типы иконописи образа имеют разный смысл, по-разному показывают Николая. Два основных способа изображения Чудотворца — поясной и ростовой. Каждый из них имеет свои подвиды, которые сформировались в те или иные времена. Чаще всего одной рукой святой держит священное писание, а другой благословляет. Традиционно Николая изображают с закрытым Евангелием. Менее распространены образы, на которых книга открыта, а рука застыла не в благословляющем жесте. Его трактуют, как указание на Евангелие или как жест речи. Впервые такие изображения появились к концу XIII века.

Никейское чудо

Часто встречаются образы с поясными фигурами Христа и Божией матери наверху. Они повествуют нам о Никейском чуде. Самая древняя из таких икон написана примерно в XIII веке, то есть незадолго после крещения Руси. Описание самого чуда содержит некнижная редакция «Жития Николы», датируемая XV–XVI веками.

В 325 году царь Константин собрал всех священнослужителей страны, чтобы они обсудили учения Ария. Последний утверждал, что Иисус не единосущен Отцу, но сотворенный им. Подобное учение — еретическое, ложное Разделение сущностей Спасителя и Бога очень похоже на язычество. Во время споров Никола ударил Ария по щеке. Было ли это на самом деле так, никто не знает. Некоторые ученые говорят, что Угодника вовсе не было в Никее. Но доподлинно известно, что произошел суд, который лишил Николая епископского сана и воли.

После этого случая многим высокопоставленным духовным чинам было видение: сам Господь вручает Евангелие Чудотворцу, а Дева Мария надевает на него омофор (епископский атрибут). Впоследствии решение суда было отменено, Николаю вернули полномочия.

Никола Зарайский

Ростовые иконы Чудотворца — одни из самых древних. На них он также держит закрытое Евангелие, а другой рукой благословляет. На Руси получил распространение особый подвид таких образов, отличающийся тем, что руки святого разведены. Он напоминает иконографический тип «молящийся», или «оранта». Ранее такие иконы изредка писали в Византии. Русское искусство переняло их в XIII веке, а распространились иконы данного типа через столетие. Полагается, что такое изображение взято с очень древней, не сохранившейся до сегодня, иконы Николая Чудотворца. Известно, что её привезли из Корсуни в Зарайск в 1225 году. Поэтому все изображения Чудотворца с разведенными руками получили название «Никола Зарайский». Их полюбили иконописцы, изображающие житие святого.

Житийные иконы Угодника показывают его деяния при земной жизни и после смерти, становление как епископа, биографию. Первые из них на Руси появились в XIII–XIV веках. Основные сюжеты древних святынь — рождение, обучение письму, помазание, помощь людям. Традиционно моменты жизни (клеймы) завершает перенесение мощей святого из разрушенных Мир в город Бари. Это случилось в 1087 году. Деяние почитается православными христианами, ежегодно празднуется. Сюжет стал обязательным при создании житийных икон Николы.

Никола Можайский

Это самостоятельный образ, но иногда он появляется на житийных иконах, описывающих Николая как заступника православных городов, покровителя воинов. На изображениях данного типа епископ Мирликийский изображен в полный рост, руки раскинуты. Правой рукой он держит меч, а левой — монастырь, огороженный крепостной стеной. Прототип иконографического типа — статуя, которая, согласно легенде, охраняла город Можайск. Как-то раз на него напали полчища кочевников. Жителям оставалось только молиться о спасении. Тогда прямо над храмом появился Никола — такой, как изображен на Можайской иконе. Захватчиков охватил животный страх, они убежали. С тех пор святой считался защитником города. Со статуи написана икона Николая Чудотворца.

Не так распространены оплечные образы святого. Сохранившиеся до наших времен относятся минимум ко второй половине XVI века. Тогда они не пользовались популярностью. Зато через 300 лет их востребованность возрастает, особенно среди старообрядцев.

Сотворенные чудеса

Когда речь идет об иконах, нельзя не упомянуть сотворенные ими чудеса. Когда речь идет о Николае, можно даже не говорить о конкретных списках — он откликается на искрение мольбы, даже если они произнесены не перед иконой.

Одна молодая пара каталась на яхте, когда начался шторм. Их ребенок (ещё младенец) упал в воду. Буря была настолько сильной, что найти его было невозможно. Тогда родители начали молиться о том, чтобы их дитя было спасено. Шторм утих, отчаянная пара рано утром вернулась на берег и сразу посетила храм. Надежды на то, что ребенок уцелел, не было. Там, прямо на полу, лежал младенец. Он был мокрым, будто его кто-то вытащил из воды и сразу же положил на это место.

О чем молятся Николаю?

Никола Чудотворец считается защитником слабых, несправедливо осужденных, покровителем водной стихии, моряков, путешественников, детей. Чаще всего молитвы к нему обращены со следующими просьбами:

  • Помощь при учебе. При жизни Никола был прилежным учеником, всегда тянулся к знаниям. Он понимает, насколько порой бывает сложно. Поэтому ученики и студенты молятся святому, прося помощи в этом нелегком деле.
  • Помощь в пути. Сами путники и их родственники просят Угодника, чтобы он помогал в дороге, отводил от опасностей.
  • Наставление на истинный путь. Каждый заслуживает прощения. Поэтому люди, которые отбывают наказание или просто хотят завязать с криминальным миром, молятся Николе, чтобы он помог найти духовный путь.
  • Защита от клеветы. Бывают ситуации, в которых человек не виновен, но не может этого доказать. Тогда остается только молиться. Николай всегда откликается на подобные просьбы.

Иконография святого очень разнообразна. При выборе иконы Николая Чудотворца для своего дома важно смотреть не на её описание, историю или стоимость, а на то, насколько она близка душе.

obikonah.ru

Икона святителя Николая Чудотворца Мирликийского: значение святого образа для христианского мира

Изображение Николая Чудотворца на иконе имеет большое значение во всем христианском мире. Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, который стал великим Божьим угодником, искренне любят и почитают католики, православные. Нет христианского храма или дома, где бы ни было образа Николая Чудотворца. Часто его фигуру изображают возле Господа Иисуса Христа. Православная церковь празднует дни Николая Чудотворца три раза каждый год:

  • День рождения святого – 11 августа (по старому стилю 29 июля).
  • Последний день его земной жизни – 19 декабря (по старому стилю 6 декабря).
  • Дату прибытия мощей святого в город Бари – 22 мая (по старому стилю 9 мая).

Святой еще при жизни славился большим помощником людей во всех их проблемах, поэтому к нему с горячими молитвами идут, чтобы просить о содействии и защите. Российским народом святой уважаем и почитаем уже много веков. Почти каждый, даже небольшой, город имеет храм, посвященный Николаю Угоднику. Это и главный собор северной столицы России – Санкт-Петербурга, а также славная Никольская башня, венчающая Московский Кремль.

Со знаменитой башней, возведенной в 1491 году, связано чудесное событие, в реальности которого нет сомнений. Сооружение было украшено ликом святого. 1917 года, когда на территории Москвы бесчинствовали солдаты армии Наполеона, враги предали огню и мечу весь город. Несмотря на сильные повреждения и разрушения, само изображение Николая Угодника сохранило целостность.

Жизненный путь Николая Чудотворца

Как свидетельствует жизнеописание Николая Чудотворца, он родился во второй половине третьего века (около 280 года) в городе Патары Ликийской области. Тогда эти территории южного побережья Малоазийского полуострова являлись греческой колонией.

Детские годы

Родители Николая были состоятельными благочестивыми людьми, поэтому мальчик получил начальное образование, рос достойным христианином. С юных лет его отличали от сверстников серьезность, спокойствие, любовь к мудрости книг Священного Писания, к церковной службе. Дни напролет он проводил в стенах храма, а когда приходила ночь, читал священные книги и молился.

Служение

Увидев благочестие и духовные устремления юного Николая, дядя, епископ Патарский, которого также звали Николаем, взял его в церковь чтецом. Немного позже он сделал молодого человека своим помощником, рукоположил в сан пресвитера, поручив поучать прихожан. Так, Патар стал местом, где начался христианский подвиг несения Слова Божия святого Николая Угодника.

Существует еще одна версия жизнеописания, согласно которой совсем еще молодой священник сразу стал епископом Мирры по решению собора епископов Ликии. Такое быстрое восхождение в IV веке было возможным. После смерти отца и матери молодой священник стал наследником семейного состояния, всецело используя его для помощи нуждающимся людям. Причем всегда свершал добрые дела и пожертвования тайно, бескорыстно, избегая благодарности и славы. Первые годы служения церкви Николая Чудотворца совпали с годами правления императоров Диоклетиана и Максимиана (до 305 года), которые систематически преследовали христиан. Гонения на последователей Иисуса Христа в разных регионах Римской империи продолжались до 306-311 годов.

После совершения паломничества к святыням Иерусалима Чудотворец хотел стать одним из палестинских отшельников, но по воле Господа изменил свое решение. Всевышний явился к священнику во сне и открыл, что его истинное предназначение – это служение Богу на родной земле. Удивительные происшествия случились уже во время следования к Святой Земле. Молодой путешественник дважды смог успокоить бурные морские воды, угрожающие кораблекрушением, и вернул к жизни матроса, который упал с мачты.

По возвращении на Ликийскую землю святитель, желая избежать известности, славы от жителей родного города, направился в Мирру (центр Ликии). Как раз тогда епископский собор был занят вопросом избрания архипастыря. Божьей волей и решением собрания должность была отдана Николаю. Такое внезапное быстрое возвышение смутило священника и повергло в растерянность. Тогда для укрепления веры и силы к юноше пришел Господь вместе с Пресвятой Богородицей. Они передали Николаю Евангелие и омофор, сказав, что ожидают от священника не отшельнического служения, а прославления Божьего Имени. Это чудо часто изображают на образах Николая Чудотворца.

Несмотря на высокое уважаемое положение, образ жизни архиепископа Николая почти не изменился. Он остался простым, скромным, трудолюбивым. Молитва и пост занимали много времени. А главной заботой Николая Чудотворца осталась помощь всем, кому она была нужна: бедным, богатым, здоровым, немощным, молодым, старым.

Невзирая на скромность, чистоту, святитель, когда было нужно, становился ревностным и настойчивым защитником Христовой Церкви. Вместе с соратниками он находил храмы, места жертвоприношений язычников Мирры и пригородных земель, разрушал их, уничтожая идолов, активно привлекая заблудшие души к Истиной Вере. 325 года состоялся Первый Вселенский собор (который принял Символ Веры), среди его активных участников присутствовал святитель. Вместе со славными защитниками Веры – Спиридоном Тримифунтским, папой Римским, Александром Александрийским, святым Сильвестром (и еще 312 священниками) – противостояли агрессивным нападкам еретика Ария.

Согласно с некоторыми источниками, Николай при всех дал богоборцу увесистую пощечину. За этот поступок священника на время лишили сана епископа, а затем взяли под стражу. Но Господь чудесным образом избавил защитника Веры от несправедливого наказания. Позже, будучи в сане архиепископа, он сам много раз освобождал христиан из заточения и даже сохранял жизнь тем, кого невинно приговорили к казни. После освобождения и восстановления в сане святитель Николай снова вернулся к своим обязанностям, продолжая сеять слово Истиной Церкви, борясь за чистоту Веры против лукаво мудрствующих, еретиков, сомневающихся. Священник искоренял семена неверия, сомнений, чтобы укрепить слабых, излечив их неспокойные души.

Святитель Николай отошел в лучший мир в преклонном возрасте приблизительно в 345-351 году. Он прожил благочестивую, полную сострадания и помощи людям жизнь, священник был щедрым, добрым человеком. Служение Господу и Вере стало его смыслом и призванием не только во время земной жизни, но и поныне. Святого Николая почитают великим христианским помощником во многих странах мира. Множественные чудеса, творимые при жизни, и помощь, даруемая верующим, до сегодня сделали образ Николая поистине легендарным.

Почитание святого Николая Чудотворца

Николай Чудотворец – особо почитаемый Православной Церковью святой. Путешествующий по Руси итальянец А. Гваньини (XVI век) засвидетельствовал, что более других русские чтут Николая Угодника, воздавая ему почести, почти такие же, как и Богу. Конечно, иноземец слегка приукрасил действительность, но подметил верно – множество русских храмов посвящено святому, простые люди часто обращаются к его помощи и заступничеству. Многочисленные иконы, новые иконографические сюжеты, связанные с реальными чудесными случаями являются ярким подтверждением участия святого в разрешении проблем верующих.

Мощи святого Николая в Италии

Почитание Николая Чудотворца (архиепископа Мирликийского) на его родине берет начало в скорости после его кончины (во второй половине IV века). Византия пришла к этому позже – к VII веку. Так, Константинопольский Патриарх Симеона Метафраста, характеризуя святого Николая, писал, что это был старец с ангельским ликом, на нем каждый видел печать святости и Божией благодати. От образа исходило светлое сияние. Тот человек, который смотрел на него, сам совершенствовался, становился лучше. А опечаленные, страдающие души обретали утешение.

Завладеть мощами святого угодника стремились многие. В том числе жители Бари. Таким образом они желали вернуть своему городу значение духовного центра. Барийцы явились к месту захоронения Чудотворца, предложили монахам за вознаграждение отдать реликвии. Когда иноки отказались, итальянцы связали их. Мощи святого угодника Николая покинули гробницу с наполненным миром саркофагом в Мирах Ликийских, после чего были переправлены на корабле в Бари (на юг Италии).

Корабли пристали к берегу Бари 9 мая. Мощи торжественно перенесли в стоящий недалеко храм святого Стефана. Во время шествия происходили чудотворные исцеления, что усиливало радость и духовный подъем встречающих реликвии горожан. Спустя один год под руководством аббата бенедиктинской обители Илии специально для помещения святых реликвий возвели и освятили новую церковь – базилику святого Николая. Мощи святителя хранятся здесь до сегодняшнего дня.

Иконография образа Николая Чудотворца

Практически сразу после Крещения Руси (XI век) повсеместно распространяется почитание Николая Угодника. Самым ранним изображением святого является роспись храма Святой Софии в Киеве. Интерес вызывает фреска киевского Михайловского Златоверхого монастыря (находится в Третьяковской галерее). На изображении святой стоит в полный рост, благословляя всех правой рукой, а левой держа открытое Евангелие

Другой древний способ изображения святителя Николая – по пояс. Святой держит левой рукой закрытое Евангелие. Подобные образы первыми стали писать Византийские иконографы, работающие с XI по XIII век. Российская икона Николая Чудотворца этого типа раньше принадлежала Новодевичьей обители (Смоленский собор). Старинный образ XII века попал в Москву из Новгорода благодаря Ивану Грозному. Сейчас святой лик хранится в Третьяковской галерее.

Образы Николая Угодника Смоленского собора привлекают своими изображениями на полях. Центр верхней части демонстрирует Престол уготованный (символ второго пришествия); по обе стороны от Николая – находятся Дамиан, Косьма. Боковые поля, раскрашены тремя рядами святых: в полный рост святые Борис и Глеб с мученическими крестами, мечами в ножнах; мученики Лавр и Фрол; святые жены-мученицы, чтимые Новгородской земли, преподобная мученица Домна и Евдокия; Фотиния и Параскева (оплечно). В Государственном Русском музее сегодня хранится Новгородская икона Николая Чудотворца (из Свято-Духовой обители), образ написали около средины XIII века. Его композиция также включает изображения местночтимых святых города Новгород.

Образцы икон Николая Чудотворца XI-XIV веков формируют традицию житийных икон святого. Широкое распространение в Италии, на Руси, Балканах получили образы со сценами из жизни святителя. Самыми древними житийными русскими иконами считают новгородский образ погоста Любони, датируемый XIV веком, а также коломенская икона святителя Николая в сокровищнице Третьяковской галереи.

Если сравнить популярность образа Николая Чудотворца в разных странах христианского мира, то наибольшей она является именно в России. Поэтому часто можно услышать, что это истинно русский святой. Возможно потому, что его образ многогранен: святитель, опора Церкви, борец с ересью, покровитель властителей, путешественников и защитник бедных, заступник за всех несчастных.

obikonah.ru


Смотрите также