Что такое электив


Что такое электив в школе? Чем отличается факультатив от электива?

Современное образование дает большие возможности для того, чтобы подрастающее поколение могло полностью реализовать свои интересы. Данный процесс стал возможен при использовании различных форм обучения в образовательных учреждениях.

Что такое электив?

Родители старшеклассников часто задаются таким вопросом, ведь каждый из них желает помочь своему ребенку в дальнейшем обучении, а для этого очень часто требуются углубленные знания по многим предметам, хотя в рамках образовательного стандарта они должны преподаваться на базовом уровне.

В переводе с английского значение слова «электив» − «избирательный». То есть если склоняться к нашему русскому языку, то это не что иное, как возможность что-то выбрать.

Современные возможности школы

Современная школа способна предлагать своим ученикам различное дополнительное образование, выходящее за рамки ФГОС. Осуществление данной деятельности происходит за счет использования:

  • кружковой деятельности на начальной и средней ступенях образования;
  • факультативов и элективов на старшей ступени образовательного процесса.

Что такое электив в школе? Ответом на данный вопрос может послужить следующее изречение: это возможность выбора дополнительного образования, предлагаемая учащимся по ряду предметов без отрыва от основного процесса обучения. Оно проводится с детьми, объединенными согласно имеющимся у них интересам и склонностям.

Безусловно, использование любого нововведения должно быть оправдано решением определенного рода задач и соответствовать поставленным целям. На вопрос о том, что такое электив в школе и каковы его цели, можно ответить следующим образом: это возможность выбора старшеклассниками предметов из списка, предлагаемого учебным заведением.

Электив должен:

  • помочь повысить свой уровень знаний согласно профориентации;
  • устранить пробелы в имеющихся знаниях с целью успешной сдачи экзаменов и получения аттестата с желаемыми оценками.

Кто ведет элективы в школе?

Проведением кратковременного курса по тому или иному предмету занимается педагог, владеющий хорошими знаниями в данной области. Обычно это учителя-предметники, перед которыми ставятся две задачи:

  • углубить знания детей в конкретных областях наук,
  • дать возможность ученикам подтянуть свои знания по предмету.

Что такое электив для педагога? Учитель, став ответственным за данную форму обучения, должен построить процесс, чтобы при минимуме теоретических занятий ученик мог получить практические навыки по предмету. Иными словами, используя имеющуюся базу знаний обучаемого, педагог должен максимально расширить их пределы.

Еще в 90-х годах прошлого столетия в общеобразовательных учреждениях была введена такая форма занятий, как факультатив. А на сегодняшний день появились элективы. Обе формы относятся к занятиям по выбору ученика.

Возникает вопрос о том, чем отличается факультатив от электива? В данном случае отталкиваться нужно от их определений. Что такое факультатив? Это индивидуальная форма обучения учеников, при которой ребенок может выбрать из предлагаемого списка то, что ему интересно, или вообще не сделать выбора. Насильно посещать тот или иной факультатив заставить его никто не имеет права.

Что такое электив? Это дополнительна форма индивидуального образования, при которой ребенок из предложенного образовательным учреждением списка предметов должен сделать выбор, основываясь на своей заинтересованности. Далее ученик обязан посещать все занятия и выполнять предлагаемые ему задания. Другими словами, данный вид деятельности с момента выбора становится неотъемлемой частью основного образовательного процесса ученика.

Какие виды элективов существуют?

В школьном образовании выделяют два вида элективов. Это:

  • предпрофильного содержания (8-9 классы);
  • профильного содержания (10-11 классы).

Предпрофильные элективы рассчитаны на оценивание ситуации правильности выбора ребенком, возможность подтянуть свои знания по некоторым предметам. Профильные элективы направлены на углубленное изучение предмета с целью успешной сдачи ЕГЭ.

Понятие межпредметных курсов

Некоторые школы нашей страны могут предлагать свои дополнительные образовательные услуги под названием «межпредметные элективы». Целью проведения данного вида занятий является профориентация ребенка. Учебное заведение дает возможность попробовать свои силы, оценить правильность сделанного выбора в области дальнейшего профессионального образования. К такому роду занятий можно отнести следующие виды элективов:

  • химико-биологические;
  • социально-экономические;
  • физико-математические;
  • физико-химические;
  • информационно-технологические;
  • физико-биологические.

Чаще всего данные занятия имеют место быть на этапе предпрофильной подготовки ученика. Это соответствует 8-9 классам обучения.

В данном случае элективы распределяются согласно интересам обучаемых. И если в школе существует два и более параллельных класса, то учебное расписание составляется таким образом, чтобы все дети, выбравшие данный курс, могли на нем присутствовать.

Данное условие, конечно, является большой проблемой для человека, составляющего расписание, поскольку нужно учитывать ряд факторов:

  • занятость педагога;
  • отсутствие окон в расписании для учеников;
  • возможность детей посещать центры дополнительного образования, которые чаще всего начинают свою работу с 15:00.

Но нет ничего невозможного. На данный момент имеется множество школ в России, успешно выполняющих образовательный процесс с включением в него элективных курсов.

Родители как участники образовательного процесса

Казалось бы, в образовательном процессе всегда участвует две стороны – это ученик и педагог. Но немаловажную роль играют и родители. Начиная с 8 класса очень часто они пытаются навязать свою волю ребенку, а именно посоветовать, куда пойти учиться. Этого делать, конечно же, не нужно. Ведь ребенок – индивидуальность, личность. И если когда-то родители не поступили в театральное училище, то этого за них не должны делать дети.

Каждому необходимо давать право выбора. Тем более что современная школа предоставляет такие возможности учащимся. Что такое электив для родителей? Это возможность дать ребенку оценить свои силы для дальнейшего обучения согласно выбранной специальности без дополнительных финансовых затрат.

Используя элективы как профильное образование для ребенка, можно выделить следующие положительные стороны:

  • не нужно нанимать репетитора;
  • занятия проходят без отрыва от основного образовательного процесса;
  • ребенок проживает дома совместно с родителями;
  • занятия проводят знакомые педагоги, что позволяет сохранить психоэмоциональный фон ребенка.

Послесловие

Только при правильно построенном процессе обучения можно создать для детей такую базу знаний, которая будет помогать им в течение всей их жизни. Всем участникам образовательного процесса нужно научиться правильно использовать те ресурсы, которые предлагает государство.

Не каждый ученик слышал такое слово, как «электив». Что это значит, нужно доносить до детей еще в школьные годы, чтобы им было проще адаптироваться во взрослой жизни. Ведь проведение данного рода занятий предусмотрено и на ступени высшего образования. Кроме того, все чаще с целью повышения квалификации сотрудников работодатели избирают форму краткосрочных курсов под названием элективы.

Не стоит бояться новых форм образования, стоит бояться необразованности подрастающего поколения! Электив − уникальная возможность выявить таланты учащегося, его направленность в ту или иную сферу жизни. Правильный подход родителей и педагогов поможет воспитать будущих профессионалов своего дела.

fb.ru

Что такое электив в школе? Элективный курс. Отличие электива от факультатива

Модернизация отечественного школьного образования привела к появлению новой формы обучения. Элективный курс, который появился на основной и старшей ступени обучения, является обязательным. Его школьник выбирает согласно своим интересам и творческим возможностям.

В 2002 году в РФ принята Концепция профильного образования на старшей ступени (10-11 класс), одобренная Министерством образования РФ. Именно в этот период и появились элективные курсы по отдельным учебным предметам, а также межпредметные курсы.

Нормативная база

Какие документы применяются в профильном обучении в российских школах? Факультативы, элективы создаются с учетом следующих документов:

  • Федерального базисного учебного плана (2004 год).
  • Концепции модернизации отечественного образования.
  • Распоряжения Правительства РФ от 2001 года.

В России была создана специальная информационно-правовая база по элективным курсам. Она состоит из следующих документов:

  • информационное письмо об организации элективных курсов в профильном обучении.
  • приложение к письму МО РФ о введении специальной предпрофильной подготовки школьников.
  • рекомендации по созданию обучения на основе индивидуальных учебных планов школьников.

Модель организации профильного обучения на старшей ступени имеет определенную структуру. Старшеклассникам предлагается курс по выбору, в рамках которого осуществляется комбинирование различных предметов школьной программы. Создаваемая при этом гибкая система профильного образования включает такие типы учебных дисциплин:

  • элективные;
  • профильные;
  • общеобразовательные базовые.

Особенности элективов

Что такое электив в школе? Это курсы, которые обладают широким спектром задач и функций:

  • обеспечивают глубокий уровень усвоения профильных предметов (разделов);
  • способствуют знакомству со смежными учебными предметами («Биохимия», «Физическая химия», «Компьютерная графика»);
  • гарантируют повышенный уровень освоения базовых учебных дисциплин (например, по русскому языку элективы 10-11 классах направлены на подготовку к успешной сдаче ЕГЭ);
  • помогают подросткам осваивать способы решения разных практических задач, успешно адаптироваться в социальной среде;
  • создают непрерывную профориентационную работу;
  • помогают удовлетворять познавательный интерес школьников к определенным предметам;
  • являются способом продвижения выпускников на рынке труда (элективы по делопроизводству, бухгалтерскому учету).

Какое еще значение имеют элективы? Английский язык, являющийся в настоящее время международным, ребята могут осваивать не только в рамках традиционных уроков, но и на элективах.

В настоящее время работодатели нуждаются в сотрудниках, которые могут брать на себя ответственность за совершение определенных поступков. Чтобы в полной мере выполнять социальный заказ, в школах организуются дополнительные занятия, имеющие разную направленность.

Что такое электив? Это курс по одной либо нескольким дисциплинам, посещение которого является для ученика отличным способом развития интеллектуальных и творческих способностей.

Рассуждая над тем, что такое электив, отметим, что он помогает учителям внедрять в образовательный и воспитательный процесс ФГОС нового поколения.

Ключевая идея профильного образования заключается в увеличении роста возможностей учеников. Предпрофильное обучение было введено на второй образовательной ступени – в 9 классах. Что такое электив по профориентации?

Чем элективы отличаются от факультативов? Главная особенность первых в том, что они являются обязательными, а вот факультативы не относятся к таковым. Несмотря на то что ребенок сам может выбрать элективный курс, избежать посещения хотя бы одного не получится. А вот заниматься на факультативах можно по желанию.

Это курс, в рамках которого ребятам предлагают не только разнообразные тестирования, но и предлагается информация об особенностях профессий, востребованности разных специалистов на рынке труда.

Как должна быть оформлена программа электива по русскому языку, математике, химии, биологии? Этот вопрос волнует многих педагогов, работающих на основной и старшей ступени обучения.

Курсы по выбору должны соответствовать определенным требованиям. Основные из них:

  • содержание курсов должно соответствовать требованиям ФГОС, включать материал, который выходит за рамки обычной школьной программы;
  • ребенок должен иметь право его выбора;
  • курсы предлагаются из расчета 10-12 часов, чтобы за год дети могли освоить несколько программ.

Разновидности курсов

Выяснив, что такое электив, перейдем к их подразделению. Педагоги разрабатывают два варианта:

  • предметно-ориентированные;
  • межпредметные.

Первая группа предполагает авторские программы, которые можно считать аналогами факультативов. Их основной целью является подготовка к сдаче экзаменов, углубление знаний по предмету.

Решение задач является важным аспектом, который позволяет качественно и глубоко усваивать учебный материал по химии. Предлагаемый курс позволяет модернизировать умения и навыки школьников в области расчетных задач, знакомит с разными алгоритмами, способствует практическому применению полученных знаний.

Умение решать химические задачи – критерий творческого отношения к этой учебной дисциплине. При сдаче ЕГЭ по химии обучающиеся должны продемонстрировать не только знания, но и нестандартное мышление, логику. В рамках курса осуществляются практикумы, позволяющие школьникам проявлять инициативу и развивать самостоятельность.

Важным аспектом является применение расчетных задач, имеющих связь с медициной, биологией, экологией, физикой. Курс вооружает школьников основными алгоритмами решения нестандартных и стандартных заданий. Он ориентирует подростков на естественнонаучный профиль, рассчитан на 68 часов.

Основная его суть состоит в подведении ребят к осознанию связи между химическим образованием и жизнью в социуме. Формируется активная жизненная позиция, закладываются идеи применения теоретических навыков в повседневной жизни. По своей типологии данный элективный курс является межпредметным.

В курсе четко прослеживается единство материального мира, что способствует формированию гармонически развитой личности.

При выполнении индивидуальных и групповых заданий, в ходе дискуссий, учащиеся получают общеучебные умения и навыки, совершенствуют свое логическое мышление.

Данный курс знакомит старшеклассников со следующими профессиями: эколог, врач, биолог, химик-аналитик и т. д.

Цели курса:

  • создание благоприятных условий для творческой самореализации и формирования познавательного интереса;
  • анализ готовности школьников к усвоению материала повышенного уровня сложности по химии;
  • формирование полноценных расчетных навыков, а также умения подбирать рациональный способ решения предлагаемой задачи;
  • профессиональная ориентация.

Учащиеся должны знать:

  • способы решения разных типов задач;
  • формулы, необходимые для поиска ответа на вопрос;
  • основные и альтернативные способы решения химических заданий;
  • физико-химические величины.

Уметь:

  • самостоятельно подбирать рациональный вариант решения;
  • оформлять задачу в соответствии с требованиями.

Содержание программы

  1. Знакомство с элективным курсом (1 ч).
  2. Разбор алгоритмов решения химических задач на неорганические реакции (4 ч).
  3. Выполнение упражнений по составлению сокращенных структурных формул углеводородов состава С7–С10 разветвленного строения, а также их изомеров (4 ч).
  4. Задачи с применением терминов «мольная доля», «объемное содержание», «молярная концентрация растворов» (3 ч).
  5. Рассмотрение заданий на определение молекулярных формул различных веществ по известным массам реагентов или продуктов сгорания (5 ч).
  6. Задания олимпиадного характера по темам: «Алканы» (2 ч).
  7. Анализ расчетных заданий по теме «Циклоалканы» (5 ч).
  8. Специфика рассмотрения заданий на выявление молекулярных формул органических соединений определенного гомологического ряда на базе химических реакций с их непосредственным участием (на базе гомологов этилена) (2 ч).
  9. Задачи олимпиадного уровня по темам: «Алкадиены» (2 ч) и «Алкины» (2 ч).
  10. Упражнения по темам: «Бензол» (2 ч), «Арены» (1 ч).
  11. Зачетная работа по рассмотренным алгоритмам (1 ч).
  12. Комбинированные задания по разделу «Углеводороды и их соединения» (3 ч).
  13. Составление химических реакций методом электронного баланса с участием различных классов органических веществ (3 ч).
  14. Задания олимпиадного уровня по тематикам: «Предельные одноатомные спирты» (2 ч); «Многоатомные предельные спирты – этиленгликоль и глицерин» (1 ч); «Фенолы и ароматические спирты» (1 ч).
  15. Комбинированные задачи на спирты (3 ч).
  16. Задачи профильного уровня по темам: «Карбонильные соединения: альдегиды и кетоны» (1 ч), «Предельные одноосновные карбоновые кислоты» (2 ч); «Непредельные и ароматические карбоновые кислоты» (1 ч).
  17. Задачи на генетическую взаимосвязь карбоновых кислот с другими органическими соединениями (3 ч).
  18. Задачи разного уровня сложности по разделам: «Сложные эфиры» (2 ч), «Жиры» (2 ч), «Углеводы – это сахара» (2 ч).
  19. Составление генетической взаимосвязи между разными классами органических веществ, осуществление готовых схем (3 ч).
  20. Комбинированные задания по тематикам: «Углеводороды» и «Кислородсодержащие и вещества» (3 ч).
  21. Зачет по пройденному материалу (2 ч).

После внедрения на начальную и основную ступени образования стандартов нового поколения, в школах начали вводить предпрофильное и профильное обучение. В девятом классе помимо элективов по профориентации, ребятам предлагается еще несколько предметных курсов, выбор которых позволит им подготовиться к итоговой государственной аттестации, продумать будущий выбор профессии.

Педагоги все чаще стараются разрабатывать межпредметные элективы, содержание которых связано сразу с несколькими предметными областями. Посещение занятий позволяет ребятам выбрать ту научную область, которая им наиболее интересна, углублять в ней свои теоретические и практические знания.

www.nastroy.net

Что такое электив в школе? Чем отличается факультатив от электива?

Современное образование дает большие возможности для того, чтобы подрастающее поколение могло полностью реализовать свои интересы. Данный процесс стал возможен при использовании различных форм обучения в образовательных учреждениях.

Что такое электив?

Родители старшеклассников часто задаются таким вопросом, ведь каждый из них желает помочь своему ребенку в дальнейшем обучении, а для этого очень часто требуются углубленные знания по многим предметам, хотя в рамках образовательного стандарта они должны преподаваться на базовом уровне.

В переводе с английского значение слова «электив» − «избирательный». То есть если склоняться к нашему русскому языку, то это не что иное, как возможность что-то выбрать.

Современные возможности школы

Современная школа способна предлагать своим ученикам различное дополнительное образование, выходящее за рамки ФГОС. Осуществление данной деятельности происходит за счет использования:

  • кружковой деятельности на начальной и средней ступенях образования;
  • факультативов и элективов на старшей ступени образовательного процесса.

Что такое электив в школе? Ответом на данный вопрос может послужить следующее изречение: это возможность выбора дополнительного образования, предлагаемая учащимся по ряду предметов без отрыва от основного процесса обучения. Оно проводится с детьми, объединенными согласно имеющимся у них интересам и склонностям.

Целеполагание для проведения элективов

Безусловно, использование любого нововведения должно быть оправдано решением определенного рода задач и соответствовать поставленным целям. На вопрос о том, что такое электив в школе и каковы его цели, можно ответить следующим образом: это возможность выбора старшеклассниками предметов из списка, предлагаемого учебным заведением.

Электив должен:

  • помочь повысить свой уровень знаний согласно профориентации;
  • устранить пробелы в имеющихся знаниях с целью успешной сдачи экзаменов и получения аттестата с желаемыми оценками.

Кто ведет элективы в школе?

Проведением кратковременного курса по тому или иному предмету занимается педагог, владеющий хорошими знаниями в данной области. Обычно это учителя-предметники, перед которыми ставятся две задачи:

  • углубить знания детей в конкретных областях наук,
  • дать возможность ученикам подтянуть свои знания по предмету.

Что такое электив для педагога? Учитель, став ответственным за данную форму обучения, должен построить процесс, чтобы при минимуме теоретических занятий ученик мог получить практические навыки по предмету. Иными словами, используя имеющуюся базу знаний обучаемого, педагог должен максимально расширить их пределы.

Отличие электива от факультатива

Еще в 90-х годах прошлого столетия в общеобразовательных учреждениях была введена такая форма занятий, как факультатив. А на сегодняшний день появились элективы. Обе формы относятся к занятиям по выбору ученика.

Возникает вопрос о том, чем отличается факультатив от электива? В данном случае отталкиваться нужно от их определений. Что такое факультатив? Это индивидуальная форма обучения учеников, при которой ребенок может выбрать из предлагаемого списка то, что ему интересно, или вообще не сделать выбора. Насильно посещать тот или иной факультатив заставить его никто не имеет права.

Что такое электив? Это дополнительна форма индивидуального образования, при которой ребенок из предложенного образовательным учреждением списка предметов должен сделать выбор, основываясь на своей заинтересованности. Далее ученик обязан посещать все занятия и выполнять предлагаемые ему задания. Другими словами, данный вид деятельности с момента выбора становится неотъемлемой частью основного образовательного процесса ученика.

Какие виды элективов существуют?

В школьном образовании выделяют два вида элективов. Это:

  • предпрофильного содержания (8-9 классы);
  • профильного содержания (10-11 классы).

Предпрофильные элективы рассчитаны на оценивание ситуации правильности выбора ребенком, возможность подтянуть свои знания по некоторым предметам. Профильные элективы направлены на углубленное изучение предмета с целью успешной сдачи ЕГЭ.

Понятие межпредметных курсов

Некоторые школы нашей страны могут предлагать свои дополнительные образовательные услуги под названием «межпредметные элективы». Целью проведения данного вида занятий является профориентация ребенка. Учебное заведение дает возможность попробовать свои силы, оценить правильность сделанного выбора в области дальнейшего профессионального образования. К такому роду занятий можно отнести следующие виды элективов:

  • химико-биологические;
  • социально-экономические;
  • физико-математические;
  • физико-химические;
  • информационно-технологические;
  • физико-биологические.

Чаще всего данные занятия имеют место быть на этапе предпрофильной подготовки ученика. Это соответствует 8-9 классам обучения.

В данном случае элективы распределяются согласно интересам обучаемых. И если в школе существует два и более параллельных класса, то учебное расписание составляется таким образом, чтобы все дети, выбравшие данный курс, могли на нем присутствовать.

Данное условие, конечно, является большой проблемой для человека, составляющего расписание, поскольку нужно учитывать ряд факторов:

  • занятость педагога;
  • отсутствие окон в расписании для учеников;
  • возможность детей посещать центры дополнительного образования, которые чаще всего начинают свою работу с 15:00.

Но нет ничего невозможного. На данный момент имеется множество школ в России, успешно выполняющих образовательный процесс с включением в него элективных курсов.

Родители как участники образовательного процесса

Казалось бы, в образовательном процессе всегда участвует две стороны – это ученик и педагог. Но немаловажную роль играют и родители. Начиная с 8 класса очень часто они пытаются навязать свою волю ребенку, а именно посоветовать, куда пойти учиться. Этого делать, конечно же, не нужно. Ведь ребенок – индивидуальность, личность. И если когда-то родители не поступили в театральное училище, то этого за них не должны делать дети.

Каждому необходимо давать право выбора. Тем более что современная школа предоставляет такие возможности учащимся. Что такое электив для родителей? Это возможность дать ребенку оценить свои силы для дальнейшего обучения согласно выбранной специальности без дополнительных финансовых затрат.

Используя элективы как профильное образование для ребенка, можно выделить следующие положительные стороны:

  • не нужно нанимать репетитора;
  • занятия проходят без отрыва от основного образовательного процесса;
  • ребенок проживает дома совместно с родителями;
  • занятия проводят знакомые педагоги, что позволяет сохранить психоэмоциональный фон ребенка.

Послесловие

Только при правильно построенном процессе обучения можно создать для детей такую базу знаний, которая будет помогать им в течение всей их жизни. Всем участникам образовательного процесса нужно научиться правильно использовать те ресурсы, которые предлагает государство.

Не каждый ученик слышал такое слово, как «электив». Что это значит, нужно доносить до детей еще в школьные годы, чтобы им было проще адаптироваться во взрослой жизни. Ведь проведение данного рода занятий предусмотрено и на ступени высшего образования. Кроме того, все чаще с целью повышения квалификации сотрудников работодатели избирают форму краткосрочных курсов под названием элективы.

Не стоит бояться новых форм образования, стоит бояться необразованности подрастающего поколения! Электив − уникальная возможность выявить таланты учащегося, его направленность в ту или иную сферу жизни. Правильный подход родителей и педагогов поможет воспитать будущих профессионалов своего дела.

autogear.ru

Что такое электив в школе? Элективный курс. Отличие электива от факультатива :

Модернизация отечественного школьного образования привела к появлению новой формы обучения. Элективный курс, который появился на основной и старшей ступени обучения, является обязательным. Его школьник выбирает согласно своим интересам и творческим возможностям.

Историческая справка

В 2002 году в РФ принята Концепция профильного образования на старшей ступени (10-11 класс), одобренная Министерством образования РФ. Именно в этот период и появились элективные курсы по отдельным учебным предметам, а также межпредметные курсы.

Нормативная база

Какие документы применяются в профильном обучении в российских школах? Факультативы, элективы создаются с учетом следующих документов:

  • Федерального базисного учебного плана (2004 год).
  • Концепции модернизации отечественного образования.
  • Распоряжения Правительства РФ от 2001 года.

В России была создана специальная информационно-правовая база по элективным курсам. Она состоит из следующих документов:

  • информационное письмо об организации элективных курсов в профильном обучении.
  • приложение к письму МО РФ о введении специальной предпрофильной подготовки школьников.
  • рекомендации по созданию обучения на основе индивидуальных учебных планов школьников.

Структура обучения

Модель организации профильного обучения на старшей ступени имеет определенную структуру. Старшеклассникам предлагается курс по выбору, в рамках которого осуществляется комбинирование различных предметов школьной программы. Создаваемая при этом гибкая система профильного образования включает такие типы учебных дисциплин:

  • элективные;
  • профильные;
  • общеобразовательные базовые.

Особенности элективов

Что такое электив в школе? Это курсы, которые обладают широким спектром задач и функций:

  • обеспечивают глубокий уровень усвоения профильных предметов (разделов);
  • способствуют знакомству со смежными учебными предметами («Биохимия», «Физическая химия», «Компьютерная графика»);
  • гарантируют повышенный уровень освоения базовых учебных дисциплин (например, по русскому языку элективы 10-11 классах направлены на подготовку к успешной сдаче ЕГЭ);
  • помогают подросткам осваивать способы решения разных практических задач, успешно адаптироваться в социальной среде;
  • создают непрерывную профориентационную работу;
  • помогают удовлетворять познавательный интерес школьников к определенным предметам;
  • являются способом продвижения выпускников на рынке труда (элективы по делопроизводству, бухгалтерскому учету).

Какое еще значение имеют элективы? Английский язык, являющийся в настоящее время международным, ребята могут осваивать не только в рамках традиционных уроков, но и на элективах.

В настоящее время работодатели нуждаются в сотрудниках, которые могут брать на себя ответственность за совершение определенных поступков. Чтобы в полной мере выполнять социальный заказ, в школах организуются дополнительные занятия, имеющие разную направленность.

Что такое электив? Это курс по одной либо нескольким дисциплинам, посещение которого является для ученика отличным способом развития интеллектуальных и творческих способностей.

Рассуждая над тем, что такое электив, отметим, что он помогает учителям внедрять в образовательный и воспитательный процесс ФГОС нового поколения.

Ключевая идея профильного образования заключается в увеличении роста возможностей учеников. Предпрофильное обучение было введено на второй образовательной ступени – в 9 классах. Что такое электив по профориентации?

Чем элективы отличаются от факультативов? Главная особенность первых в том, что они являются обязательными, а вот факультативы не относятся к таковым. Несмотря на то что ребенок сам может выбрать элективный курс, избежать посещения хотя бы одного не получится. А вот заниматься на факультативах можно по желанию.

Это курс, в рамках которого ребятам предлагают не только разнообразные тестирования, но и предлагается информация об особенностях профессий, востребованности разных специалистов на рынке труда.

Требования к курсам

Как должна быть оформлена программа электива по русскому языку, математике, химии, биологии? Этот вопрос волнует многих педагогов, работающих на основной и старшей ступени обучения.

Курсы по выбору должны соответствовать определенным требованиям. Основные из них:

  • содержание курсов должно соответствовать требованиям ФГОС, включать материал, который выходит за рамки обычной школьной программы;
  • ребенок должен иметь право его выбора;
  • курсы предлагаются из расчета 10-12 часов, чтобы за год дети могли освоить несколько программ.

Разновидности курсов

Выяснив, что такое электив, перейдем к их подразделению. Педагоги разрабатывают два варианта:

  • предметно-ориентированные;
  • межпредметные.

Первая группа предполагает авторские программы, которые можно считать аналогами факультативов. Их основной целью является подготовка к сдаче экзаменов, углубление знаний по предмету.

Пример электива «За рамками учебниками химии»

Решение задач является важным аспектом, который позволяет качественно и глубоко усваивать учебный материал по химии. Предлагаемый курс позволяет модернизировать умения и навыки школьников в области расчетных задач, знакомит с разными алгоритмами, способствует практическому применению полученных знаний.

Умение решать химические задачи – критерий творческого отношения к этой учебной дисциплине. При сдаче ЕГЭ по химии обучающиеся должны продемонстрировать не только знания, но и нестандартное мышление, логику. В рамках курса осуществляются практикумы, позволяющие школьникам проявлять инициативу и развивать самостоятельность.

Важным аспектом является применение расчетных задач, имеющих связь с медициной, биологией, экологией, физикой. Курс вооружает школьников основными алгоритмами решения нестандартных и стандартных заданий. Он ориентирует подростков на естественнонаучный профиль, рассчитан на 68 часов.

Основная его суть состоит в подведении ребят к осознанию связи между химическим образованием и жизнью в социуме. Формируется активная жизненная позиция, закладываются идеи применения теоретических навыков в повседневной жизни. По своей типологии данный элективный курс является межпредметным.

Предназначение электива

В курсе четко прослеживается единство материального мира, что способствует формированию гармонически развитой личности.

При выполнении индивидуальных и групповых заданий, в ходе дискуссий, учащиеся получают общеучебные умения и навыки, совершенствуют свое логическое мышление.

Данный курс знакомит старшеклассников со следующими профессиями: эколог, врач, биолог, химик-аналитик и т. д.

Цели курса:

  • создание благоприятных условий для творческой самореализации и формирования познавательного интереса;
  • анализ готовности школьников к усвоению материала повышенного уровня сложности по химии;
  • формирование полноценных расчетных навыков, а также умения подбирать рациональный способ решения предлагаемой задачи;
  • профессиональная ориентация.

Ожидаемые результаты

Учащиеся должны знать:

  • способы решения разных типов задач;
  • формулы, необходимые для поиска ответа на вопрос;
  • основные и альтернативные способы решения химических заданий;
  • физико-химические величины.

Уметь:

  • самостоятельно подбирать рациональный вариант решения;
  • оформлять задачу в соответствии с требованиями.

Содержание программы

  1. Знакомство с элективным курсом (1 ч).
  2. Разбор алгоритмов решения химических задач на неорганические реакции (4 ч).
  3. Выполнение упражнений по составлению сокращенных структурных формул углеводородов состава С7–С10 разветвленного строения, а также их изомеров (4 ч).
  4. Задачи с применением терминов «мольная доля», «объемное содержание», «молярная концентрация растворов» (3 ч).
  5. Рассмотрение заданий на определение молекулярных формул различных веществ по известным массам реагентов или продуктов сгорания (5 ч).
  6. Задания олимпиадного характера по темам: «Алканы» (2 ч).
  7. Анализ расчетных заданий по теме «Циклоалканы» (5 ч).
  8. Специфика рассмотрения заданий на выявление молекулярных формул органических соединений определенного гомологического ряда на базе химических реакций с их непосредственным участием (на базе гомологов этилена) (2 ч).
  9. Задачи олимпиадного уровня по темам: «Алкадиены» (2 ч) и «Алкины» (2 ч).
  10. Упражнения по темам: «Бензол» (2 ч), «Арены» (1 ч).
  11. Зачетная работа по рассмотренным алгоритмам (1 ч).
  12. Комбинированные задания по разделу «Углеводороды и их соединения» (3 ч).
  13. Составление химических реакций методом электронного баланса с участием различных классов органических веществ (3 ч).
  14. Задания олимпиадного уровня по тематикам: «Предельные одноатомные спирты» (2 ч); «Многоатомные предельные спирты – этиленгликоль и глицерин» (1 ч); «Фенолы и ароматические спирты» (1 ч).
  15. Комбинированные задачи на спирты (3 ч).
  16. Задачи профильного уровня по темам: «Карбонильные соединения: альдегиды и кетоны» (1 ч), «Предельные одноосновные карбоновые кислоты» (2 ч); «Непредельные и ароматические карбоновые кислоты» (1 ч).
  17. Задачи на генетическую взаимосвязь карбоновых кислот с другими органическими соединениями (3 ч).
  18. Задачи разного уровня сложности по разделам: «Сложные эфиры» (2 ч), «Жиры» (2 ч), «Углеводы – это сахара» (2 ч).
  19. Составление генетической взаимосвязи между разными классами органических веществ, осуществление готовых схем (3 ч).
  20. Комбинированные задания по тематикам: «Углеводороды» и «Кислородсодержащие и вещества» (3 ч).
  21. Зачет по пройденному материалу (2 ч).

Заключение

После внедрения на начальную и основную ступени образования стандартов нового поколения, в школах начали вводить предпрофильное и профильное обучение. В девятом классе помимо элективов по профориентации, ребятам предлагается еще несколько предметных курсов, выбор которых позволит им подготовиться к итоговой государственной аттестации, продумать будущий выбор профессии.

Педагоги все чаще стараются разрабатывать межпредметные элективы, содержание которых связано сразу с несколькими предметными областями. Посещение занятий позволяет ребятам выбрать ту научную область, которая им наиболее интересна, углублять в ней свои теоретические и практические знания.

www.syl.ru


Смотрите также