Что такое арт терапия


Примеры упражнений и заданий по арт-терапии

Занятия творчеством способны помочь в борьбе со стрессом, депрессией, различными расстройствами, фобиями, повысить самооценку, показать внутренний мир пациента.

Поэтому арт-терапию активно применяют в качестве вспомогательного метода при лечении психических заболеваний.

Чтобы добиться быстрого улучшения состояния благодаря арт-терапии, упражнения следует выполнять регулярно.

Как развивать память и мышление у взрослых и детей? Примеры упражнений вы найдете на нашем сайте.

Что это такое?

Арт-терапия — ответвление в психокоррекции и психотерапии, которое использует творчество в качестве психотерапевтического инструмента.

Сведения об арт-терапии из истории:

  1. Основателем этого направления является Адриан Хилл, британский художник, живший в двадцатом веке. В конце тридцатых годов в процессе лечения туберкулеза он обнаружил, что рисование позволяет ему ощущать себя лучше. В 1938 году Адриан начал обучать рисованию пациентов (преимущественно раненых военных) и заметил, что творчество позволяет не только отстраниться от ощущений, связанных с заболеваниями, но и значительно улучшает общее психическое самочувствие.
  2. В первый раз определение «арт-терапия» было использовано Адрианом Хиллом в 1942 году. В 1945 году была опубликована его книга «Искусство против болезней».
  3. Согласно психоаналитическим воззрениям, арт-терапия позволяет пациентам перенаправлять нерастраченную внутреннюю энергию в социально одобряемые сферы, поэтому психическое состояние улучшается. Процесс перенаправления энергии (включая сексуальную энергию) называется сублимацией.

Арт-терапия помогает не только тем, чье ментальное состояние не в порядке, но и психологам и психотерапевтам: они получают возможность лучше понять самочувствие пациента, оценить его настроение.

Это дает возможность найти оптимальный подход к лечению.

Также арт-терапию продолжают использовать в качестве вспомогательной помощи людям, страдающим серьезными соматическими заболеваниями: она помогает им отстраняться от боли и дискомфорта, чувствовать собственную значимость и поддерживать психическое здоровье.

к содержанию ↑

Теоретические основы

Пациенты, проходящие курсы арт-терапии, рисуют, лепят, слушают музыку, играют на музыкальных инструментах, пишут и читают художественные произведения, танцуют и так далее.

В процессе они учатся получать удовольствие от собственной деятельности, принимать себя и свои недостатки, выплескивать негативные эмоции, что приводит к улучшению их ментального самочувствия.

Арт-терапия считается одним из наиболее эффективных методов лечения психических расстройств. Это направление способно помочь людям любого возраста, даже детям раннего дошкольного возраста, поскольку его легко адаптировать.

В настоящее время существует тенденция к созданию гибких арт-терапевтических систем, которые подойдут для работы с группой людей.

Ранее это направление чаще применялось в индивидуальной работе с пациентом. Его часто применяют для помощи маленьким детям, поскольку их рисунки могут рассказать о самочувствии не меньше, а то и больше, чем их поведение.

Любой вид искусства способен оказать благоприятный эффект на состояние пациентов, поэтому можно не только рисовать или заниматься лепкой из пластилина, но и выжигать по дереву, выкладывать мозаику, заниматься шитьем, вязанием, вышивкой: все зависит лишь от финансовых возможностей пациентов и клиники.

Не нужно путать арт-терапию и занятия творчеством в принципе: арт-терапевтические методы применяются психологом либо психотерапевтом, и именно он следит за тем, чтобы занятия приносили необходимые результаты и имели правильную структуру.

В настоящий момент выделено несколько основных направлений арт-терапии, включая самые известные: изотерапию, музыкотерапию, библиотерапию.

к содержанию ↑

Принципы

Принципы, лежащие в основе арт-терапии:

  1. Похвала, одобрение. Теплые и искренние слова способны поддержать мотивацию пациента, дать ему понять, что то, что он делает, важно. Самому больному также стоит учиться хвалить себя, даже если он (отчасти из-за психической болезни) никогда этого не делает. Самопохвала может быть немного отстраненной от темы искусства, к примеру: «Я молодец, потому что заставил себя заняться рисованием, и теперь у меня хорошее настроение».

    Оценочных суждений (плохо-хорошо) нужно максимально избегать как при похвале извне, так и при самопохвале: это может усугубить самочувствие пациентов, заставить их ненавидеть себя и свои способности.

    Примеры похвалы: «Это интересная идея», «Очень красивое сочетание цветов».

  2. Отсутствие образца. Этот принцип отчасти соприкасается с темой оценочных суждений: если есть образец, то он воспринимается как хороший, то, на качество чего нужно равняться.

    И люди, у которых вышло хуже или не слишком похоже, могут почувствовать себя плохо. Арт-терапия нацелена не на получение наилучших результатов, а на помощь, поэтому эти моменты следует исключить. Психологи предлагают пациентам тему и обычно говорят, что им следует рисовать так, как хочется, исходя из фантазий.

  3. Эмоциональная включенность людей, ведущих занятие. Психологам важно не просто дать тему и замолчать до конца занятия, а наблюдать за процессом, хвалить, беседовать.
  4. Поддержание доброжелательной атмосферы в группе. Должны быть определены правила, которые помогут всем участникам чувствовать себя комфортно.

    Всегда должна быть возможность высказать личное мнение и не получить агрессию, поэтому от переходов на личности важно воздержаться.

  5. Право на ошибку. Психологам важно напоминать пациентам о том, что они могут ошибаться, рисовать, лепить недостаточно хорошо, отвечать невпопад и так далее. Самим пациентам также стоит напоминать об этом как можно чаще.
  6. Внутригрупповые диалоги. Доброжелательные беседы, касающиеся искусства в целом, темы занятия, помогут сплотить пациентов и дадут им возможность чувствовать себя хорошо, защищенно. Каждый желающий всегда должен иметь возможность высказаться.
  7. Ритуалы. В начале и в конце занятия должен проводиться определенный ритуал (одинаковое действие): например, в конце пациенты могут, передавая карандаш друг другу, рассказать о том, что дало им занятие.

Многие люди, имеющие психические заболевания, занимаются самобичеванием: «У меня ничего не получится», «Я бездарность», «Я отвратительно рисую и леплю, поэтому в этом нет смысла».

Это симптом заболевания, который проявляется и в других сферах жизни, поэтому с ним нужно работать.

Психолог должен дать понять каждому пациенту, проходящему курс арт-терапии, что качество несущественно и что смысл арт-терапии в другом: в том, чтобы получить удовольствие, поднять настроение, выплеснуть накопившиеся негативные эмоции.

Арт-терапия может быть не внутригрупповой, а индивидуальной: психолог или психотерапевт дает пациенту задание, и тот выполняет его в кабинете или дома, в комфортной обстановке.

к содержанию ↑

Цели и задачи

Главные цели и задачи арт-терапии:

  • уменьшение либо устранение патологической симптоматики, включая тревожность, страхи, ненависть к себе, чувство безысходности, раздражительность, психосоматические проявления;
  • выплескивание накопившихся негативных эмоций, снятие психического напряжения;
  • формирование адекватной самооценки;
  • совершенствование коммуникативных навыков, поддержка пациентов, которые за время болезни приобрели ту или иную степень социальной дезинтеграции, из-за которой жизнь в обществе для них затруднена;
  • развитие творческих способностей;
  • борьба с патологическим перфекционизмом, формирование установки о том, что ошибаться нормально;
  • совершенствование когнитивных умений, в особенности внимания.

Арт-терапия также направлена на формирование умения доводить любое дело до конца.

к содержанию ↑

Методика в работе психолога

Методы арт-терапии активно используют современные психологи, особенно те, которые работают с детьми и подростками.

Обычно эта терапия применяется в качестве вспомогательного метода, поскольку большинство психических проблем клиентов требуют комплексного подхода.

Психологи, работающие в учебных заведениях, в особенности в детских садах, могут предлагать детям пройти рисуночные тесты: нарисовать дом, дерево или семью.

После того, как рисунки готовы, психолог собирает их и анализирует: оценивает детали, цвета. Этот арт-терапевтический метод позволяет быстро выявлять отклонения в психическом здоровье и интеллекте детей.

Рисуночные тесты могут применяться не только для обнаружения детей с ментальными проблемами, но и для проверки того, насколько эффективной оказалась психотерапевтическая помощь.

Основные методы арт-терапии: рисование, лепка, музыка, оригами, работа с деревом, камнем, написание текстовых произведений (стихотворения, проза), танцевальное искусство, пение, гончарное искусство.

Наиболее известными методиками и техниками арт-терапии являются:

  1. Методика «Мандала». Мандалы — симметричные изображения, встречающиеся в буддизме, индуизме. Пациенты раскрашивают готовые рисунки мандал и рисуют их самостоятельно. Цвета, которые пациент использовал при работе с мандалой, способны многое рассказать о его психическом самочувствии.
  2. Методики гештальт-терапии. Гештальт-терапия — направление, основой которого является механизм, состоящий из эксперимента и феномена: пациенту предлагают поставить эксперимент и понаблюдать за тем, что будет происходить. Любая реакция на эксперимент непосредственно во время его проведения является феноменом. Арт-терапия является неотъемлемой частью методик гештальт-терапии, поскольку позволяет ставить эксперименты, используя арт-средства.
  3. Методики Евгении Беляковой (артсинтезтерапия, или АСТ). В этом направлении применяются стихосложение, театр, рисование, театральные импровизации, риторика. Основательница направления является руководителем программы по обучению артсинтезтерапевтов. Основная цель методики — научить пациентов высвобождать переживания.

Арт-терапия может использоваться в комплексе с различными психотерапевтическими методиками, такими как когнитивно-бихевиоральная психотерапия, семейная психотерапия, психологическое консультирование.

Арт-терапия, применяемая в рамках психологического консультирования, помогает пациенту глубже погрузиться в проблему, прочувствовать ее и найти выход.

Чтобы стать арт-терапевтом, следует либо получить дополнительное образование (повысить квалификацию), либо пройти программу магистратурского уровня.

к содержанию ↑

Виды и направления

Основные направления и приемы:

  1. Рисуночная терапия. Это наиболее распространенное терапевтическое направление, поскольку оно наиболее доступно и с его помощью легко найти подход к людям любого возраста. К рисуночной терапии относятся роспись, живопись, ознакомление с рисованными произведениями искусства и их обсуждение.
  2. Библиотерапия. Включает в себя чтение и обсуждение текстовых произведений. Книги подбираются так, чтобы они могли помочь пациенту прочувствовать какие-либо личные переживания.
  3. Сказкотерапия. Разновидность библиотерапии, применяемая в основном для работы с детьми младшего возраста. Однако сложные сказки, мифы, легенды могут подойти и для работы с более взрослыми пациентами.

    Сказки в метафорической форме доносят до читателя важные мысли, которые нужно заметить и проанализировать.

  4. Музыкотерапия. Музыка способна запускать ассоциативные цепочки у пациентов, помогая им раскрыться. Она способна успокоить или, наоборот, мобилизовать, вызвать какие-то переживания, фантазии. В рамках музыкотерапии пациенты не только слушают музыку, но и обсуждают ее, узнают новое.
  5. Танцевально-двигательная терапия. Прекрасно подходит для работы с детьми, большинство из которых крайне активны и с легкостью позволят вовлечь себя в танцы. Движение под музыку позволяет высвободить негативные переживания и получить массу положительных эмоций.
  6. Драматерапия. Это различные драматизации, постановка сценок, пьес, отыгрывание определенных сюжетов.

Также арт-терапия делится на:

  1. Пассивную. Включает в себя только изучение уже готовых произведений искусства — прослушивание музыки, рассматривание картин, скульптур — и последующее обсуждение. Позволяет избавить пациентов от дополнительной тревоги по поводу того, что они сделают некачественную работу.
  2. Активную. Включает непосредственно создание произведений искусства: рисунков, поделок, стихотворений, прозы и так далее.

Для индивидуальной работы наиболее подходят следующие методики: рисуночная терапия, музыкотерапия, библиотерапия, сказкотерапия. Другие же методики хорошо подходят для групповых занятий.

к содержанию ↑

Упражнения для детей и взрослых

Упражнения для детей:

  1. Штрихи. Ребенку предлагается в удобном для него темпе наносить на лист бумаги короткие линии. Это позволяет выплескивать раздражительность и способствует успокоению. Подходит для дошкольников.
  2. Рисование на влажном листе. Ребенок, взяв в руки кисть или губку, наносит на влажный лист бумаги линии, пятна, полосы и все, что захочет, получая возможность наблюдать за тем, как краска красиво растекается. Это активирует его воображение и оказывает расслабляющий эффект. Подходит для дошкольников.
  3. Аппликация на сосуд. Ребенок украшает понравившуюся емкость кусочками бумаги. Можно добавить зерна, бисер, бусины. Подходит только для старших дошкольников и более взрослых детей.

Детям можно предлагать рисовать пальчиковыми красками, использовать акварельные (желательно медовые) краски.

При работе с детьми младше трех лет следует помнить о том, что они могут случайно проглотить мелкие детали (зерна, бусины), засунуть их в уши и нос, поэтому следует максимально ограждать их от занятий, предполагающих взаимодействие с мелкими предметами.

Упражнения для взрослых:

  1. Нарисуйте картину в полной темноте. Это будет удивительный опыт, который наверняка сможет доставить удовольствие. Когда окажетесь в темноте, не торопитесь. Сосредоточьтесь на ощущениях, которые Вам доступны, и постепенно рисуйте.
  2. Работа с мусором. В столах у многих людей находятся различные ненужные мелочи: скрепки, обрывки бумаги, старые газеты, записки. Вам следует покопаться в закоулках своих ящиков и вытащить оттуда все, что можно обозначить как мусор. После этого осмотрите находки и определите, какие из них кажутся Вам олицетворением прошлого, от которого хочется избавиться. Из отобранных фрагментов составьте коллаж. После его рекомендуется сжечь.
  3. Напишите сказку о герое или героине. Сядьте поудобнее, тщательно все обдумайте и напишите свою сказку о том, как он или она преодолевает трудности и как его/ее жизнь меняется в лучшую сторону.

Арт-терапия позволяет значительно улучшать психическое состояние пациентов, поэтому активно применяется в большинстве развитых стран мира. Чтобы арт-терапевтическое лечение было успешным, следует прислушиваться к рекомендациям психотерапевта и чаще хвалить себя.

Особенности применения арт-терапии:

Наша интересная группа Вконтакте:

Понравилась статья? Следите за обновлениями сайта В Контакте или Твиттере. Подпишитесь на свежие материалы по E-Mail:

psyholic.ru

Что такое арт-терапия?

Слово «арт-терапия» появилось в отечественном лексиконе сравнительно недавно, примерно с середины 1990-х годов. С этого времени отмечается более активное внедрение разных форм арт-терапии в медицинские и образовательные учреждения нашей страны, ее развитие как области научного, медицинского знания.

Перевод этого слова, пришедшего из стран английского языка, на русский язык, нередко неточен. Некоторые считают, что арт-терапия - это лечение, исцеление, развитие чрез любую творческую деятельность, «общение» с произведениями искусства. А потому, если в результате прослушивания музыки или составления композиции из цветов тебе на душе стало легче или отступила боль, то это - тоже арт-терапия. Конечно же, исцеление, развитие через творчество - это реальность, и каждый из нас, наверное, на себе когда-либо ощутил подобные эффекты.

За рубежом, в том числе, в тех странах, где слово арт-терапия стало применяться значительно раньше, чем где-бы-то-ни-было, а именно, в Великобритании и Соединенных Штатах Америки, оно обозначает нечто другое. В строгом смысле этого слова арт-терапия (art therapy) - одно из направлений психотерапии искусством(по-английски, artstherapies), наряду с музыкальной терапией, танцевально-двигательной терапией и драматерапией, вид профессиональной лечебной деятельности или услуги, осуществляемой специально подготовленным персоналом. Арт-терапия не является ни психологической самопомощью через искусство, ни исцеляющей или развивающей практикой, связанной с самостоятельными занятиями творчеством.

В странах английского языка слово «art» означает визуальные искусства (живопись, графика, скульптура и др.). Таким образом, арт-терапия предполагает, что клиент (пациент) рисует, лепит, выражая себя в продуктах своей деятельности, и это обязательно происходит в присутствии специалиста - арт-терапевта (арт-психотерапевта). Последний создает для клиента особую среду, помогает ему включиться в процесс изобразительного творчества.

Нередко «исцеление» клиента происходит уже в процессе его изобразительной деятельности, в силу отреагирования сильных переживаний (катарсиса). Немаловажное значение имеет обсуждение и психологический анализ творческой продукции клиента с участием арт-терапевта. Это позволяет автору работы понять свои психологические особенности (внутренние конфликты, неосознаваемые потребности, особенности реагирования в разных жизненных ситуациях и др.). Кроме того, изобразительное творчество в процессе арт-терапии часто дает толчок развитию различных жизненно важных навыков и способностей (принятие решений, самоорганизация, внимание, образное мышление и т. д.), что имеет огромное значение для социальной адаптации.

Соответственно, музыкальная терапия, например, предполагает использование звуков или музыки (как предлагаемой клиенту для прослушивания или исполняемой им самим) в качестве средства выражения клиентом своих чувств в присутствии и с помощью специалиста (профессионального музыкотерапевта), и т. д.

Арт-терапевты, в особенности, работающие в медицинских учреждениях и, как правило, имеющие медицинскую продготовку (как и музыкальные терапевты, драматерапевты, танцетерапевты), несут за своих клиентов клиническую ответственность, отвечают по закону за причинение клиенту психологического, физического или морального ущерба в результате занятий Они работают, используя специальные приемы, освоенные ими в процессе обучения, опираясь на этические нормы и стандарты профессиональной деятельности.

В некоторых странах (США, Великобритания) арт-терапия является самостоятельной медицинской профессией. Чтобы стать арт-терапевтом и получить право работать по этой специальности в медицинских или образовательных учреждениях или заниматься частной практикой, необходимо пройти специальное обучение, рассчитанное на два или три года последипломной подготовки. Арт-терапевты (музыкотерапевты и др.) знают, что и как можно «лечить» с помощью применяемых ими методов, что может причинить клиенту вред. Они понимают причины и механизмы развития болезненных состояний и различных психологических проблем, умеют оценивать состояние клиента, получаемые им в результате арт-терапии коррекционные и развивающие эффекты и, в случае необходимости, менять форму и приемы психологического «сопровождения» клиента.

В нашей стране (как, впрочем, и многих других странах) арт-терапия самостоятельной профессией не является. Она признана в качестве одного из методов психотерапии. Заниматься лечебной деятельностью с применением этого метода могут лишь сертифицированые психотерапевты. Применять арт-терапию также могут практические психологи, занимаясь психологическим консультированием. Однако, для того, чтобы со знанием дела применять арт-терапию, гарантировать клиентам качественные услуги, и психотерапевт, и психолог должны, как и за рубежом, пройти специальный курс подготовки. Такие курсы в Российской Федерации уже существуют в течение нескольких лет (смотри раздел «Арт-терапевтическое образование»»). Однако они различаются как по продолжительности, так и по качеству получаемого образования.

Арт-терапия в развитых странах, а в последние годы и в нашей стране - используется довольно широко. Она, например, является очень ценным и даже незаменимым инструментом при оказании психологической помощи детям с различными эмоциональными и поведенческими расстройствами, имеющими нарушения в развитии. С ребенком легче наладить контакт посредством игр и рисунка. Арт-терапию можно проводить даже с детьми или взрослыми, не способными к языковому общению - с теми, у кого имеются врожденные заболевания, органические поражения мозга и т. д. В этих случаях рисунок становится основным средством общения с клиентом.

Сейчас арт-терапия активно внедряется в школы - не только специальные, но и массовые, помогая, например, выявлять детей и подростков группы повышенного риска совершения общественно-опасных поступков, самоубийств и т. д., а затем проводить с ними профилактические или коррекционные программы. Арт-терапия также может использоваться в школах при проведении различных тренингов - например, тренингов общения, формирования жизненных навыков, развития толерантности и других.

Раньше всего, однако, арт-терапию начали применять в деятельности психиатрических учреждений, первоначально - в качестве вида занятости больных, а затем - в форме психо- и социотерапевтической поддержки и реабилитации пациентов с разными психическими расстройствами - неврозами и реактивными состояниями, психозами, наркотической и алкогольной зависимостью. Арт-терапия при этом в большинстве случаев дополняет психофармакотерапию, физиотерапию и другие методы лечения.

В последние годы в разных странах мира также активизировались попытки использования арт-терапии у пациентов с соматическими и психосоматическими заболеваниями на разных этапах их лечения и реабилитации. Это происходит, в целом, на фоне все более активного использования психотерапии при разных заболеваниях внутренних органов.

Хотя более традиционными для клиники внутренних болезней и психосоматической медицины являются такие методы психотерапии, как гипнотерапия, релаксация, аутогенная тренировка, внушение и самовнушение, благодаря эмпирическим наблюдениям и ряду исследований специалисты стали обращать большее внимание на роль творческих занятий пациентов в процессе их лечения от различных заболеваний внутренних органов, включая рак.

Больные, перенесшие хирургические вмешательства, страдающие деменцией, а также имеющие нарушения развития и хронические соматические заболевания, могут рассматриваться как клинически важные группы, с которыми может применяться арт-терапия. В последние годы накапливается положительный опыт применения арт-терапии в стоматологической практике, а также с беременными и семьями, ожидающими ребенка.

Значительным потенциалом арт-терапия обладает и в плане работы с пожилым людьми, а также в качестве одного из видов психосоциальной помощи разным социально неблагополучным группам населения: тем, кто переживает стресс из-за отсутствия работы, пытается адаптироваться к новым условиям (беженцы), вернулся из мест лишения свободы или находится в исправительных учреждениях и другим.

А.И. Копытин

rusata.ru

Что такое арт-терапия: знакомимся и вникаем

Здравствуйте, дорогие читатели блога! А знаете ли вы, что такое арт-терапия? Кому и для чего она нужна, как работает и чего можно достичь с ее помощью? О том, как творчество способно лечить от душевных неурядиц, мы и поговорим в данной статье.

Говорить об арт-терапии начали сравнительно недавно. Но уже сейчас это слово фактически у каждого ассоциируется с рисованием, лепкой и т.д. Чаще всего – именно с рисованием.

Арт-терапия – что это такое?

Арт-терапией называют направление современной психотерапии, в основе которой лежит создание и/или анализ произведений искусства. Но не стоит говорить, что все творчество уже относится к арт-терапии. Просто рисовать или лепить – это еще не лечение. Главная же задача арт-терапии: с помощью средств искусства вызвать у человека определенное переживание, и затем – очень важный этап – преобразовать его в действие. Ведь, по сути, реальность меняется только тогда, когда мы делаем шаги, активно себя проявляем. А вот куда и как двигаться – в этом как раз и прекрасно поможет разобраться арт-терапия.

Возникла арт-терапия на стыке двух областей: психологии и искусства. Данное направление считается относительно новым в психотерапии. Сам термин «арт-терапия» впервые был использован английским художником Адрианом Хиллом в 1938 году, в описании его работы с туберкулезными больными. Вскоре понятие получило широкое распространение.

Чем же ценна арт-терапия? В первую очередь тем, что она способна сгармонизировать, уравновесить психическое состояние человека через развитие способности самопознания и самовыражения. В этом контексте ценность искусства бесспорна: с его помощью на символическом уровне можно прожить, изучить, выразить самые разные эмоции и чувства. Любовь, гнев, обида, ненависть, страх, злость, радость, разочарование, – все это может быть отреагировано посредством творчества. Да еще и в мягкой, нетравматической форме.

Какие основные функции арт-терапии?

Арт-терапия – довольно универсальное направление психотерапии. Ведь с его помощью можно успешно и мягко решать целый ряд различных задач:

  • Диагностическую – с помощью целенаправленной творческой деятельности можно понять, в чем состоит проблема клиента, что с ним на самом деле происходит;
  • Развивающую – арт-терапия позволяет выявлять какую-то сильную или слабую сторону клиента и эффективно ее развивать;
  • Коррекционную – частая задача арт-терапии состоит в том, чтобы подкорректировать то, что уже «сломалось», перестало работать. В процессе коррекции уходят тревоги, страхи, ограничивающие убеждения и т.д.;
  • Эстетическую – в процессе арт-терапии люди начинают поистине творить! Создаются картины, пишутся книги, сочиняется музыка. И это все происходит нередко с теми клиентами, которые считали себя прежде совершенно нетворческими!
  • Психотерапевтическую – арт-терапия включает в себя также работу с глубинными психотравматическими переживаниями. Тут как раз идет непосредственное лечение с помощью средств искусства.

С кем работает арт-терапия?

Наверное, проще сказать, с кем она не «работает». С отъявленными скептиками и теми, кто сам не желает что-то изменить в собственной жизни. Если же человек искренне верит, что есть возможность выйти на новый уровень осознания, пересмотреть свои взгляды и выбрать для себя более конструктивные методы поведения, – арт-терапия ему прекрасно в этом поможет.

Методы арт-терапии широко используются в работе как с взрослыми людьми, так и с детьми. С малышами прекрасно работают такие методы арт-терапии, как сказкотерапия, песочная терапия, изотерапия (терапия изобразительным искусством). Этими методами часто пользуются в детском саду и развивающих детских центрах.

С какими же запросами чаще всего приходят к арт-терапевту? С теми же, с которыми идут и на любую психотерапию. Ее главная задача – подтолкнуть человека, помочь ему снова обрести лад с собой и окружающими. Или, говоря на языке психологии, обрести аутентичность и адаптивность. Аутентичность – способность человека пребывать в контакте и согласии с собственной уникальной сущностью, со своими желаниями и чувствами. Адаптивность – умение находить равновесие между своими намерениями и целями, с одной стороны, и внешними обстоятельствами, желаниями окружающих, с правилами «игры», с другой стороны.

Методы арт-терапии

Методов арт-терапии существует огромное множество. Мало того, все еще появляются новые. Но рассмотрим основные из них:

  • Изотерапия – терапия с помощью средств изобразительного искусства, говоря попросту, рисования;
  • Музыкотерапия – лечение с помощью музыки: прослушивание, создание собственных ритмов;
  • Цветотерапия – использование различных цветовых образов и сочетаний;
  • Мандалотерапия – лечение с использованием мандал;
  • МАК – работа с метафорическими ассоциативными картами;
  • Песочная терапия – использование потенциала песка для терапевтической работы;
  • Тканевая терапия – работа с тканями;
  • Куклотерапия – лечение с помощью специально изготовленных кукол;
  • Сказкотерапия – лечение с помощью терапевтической метафоры;
  • Библиотерапия – лечебное воздействие чтением или иной формой взаимодействия с текстом;
  • Фототерапия – использование терапевтических возможностей фотографии для личностного роста и развития человека;
  • Коллажирование – терапия через создание коллажей;
  • Кинотерапия – лечение с помощью кино;
  • Тестопластика – терапия через работу с пластичными материалами.

Отличия методов арт-терапии от прочих методов

Чем же арт-терапия существенно отличается от других методов психотерапии? В первую очередь, тем, что она:

  • Совершенно безвредна. Иными словами, под руководством опытного терапевта творчеством невозможно навредить;
  • Имеет широкий спектр действия;
  • Предоставляет мягкий глубинный доступ к характеристикам человека, скрытым от глаз. То есть, предоставляет терапевту информацию из подсознания клиента;
  • Приносит удовольствие человеку. Он получает творческое и эстетическое наслаждение, становится более психологически защищенным от некоторых факторов извне, начинает легче приспосабливаться к изменяющимся условиям;
  • Развивает ассоциативно-образное мышление;
  • Помогает стать увереннее в себе, накопить жизненный опыт, легче и лучше выражать самого себя;
  • Решает большой круг проблем: внутренние и внешние конфликты, возрастные и экзистенциальные кризисы, травмы и потери и т.д.

Арт-терапия – это всегда путь к себе. Путь интересный, насыщенный и захватывающий. Путь очень богатый и благодатный. И он ценен даже сам по себе, без привязки к конкретному резултату. Хотя тот тоже не оставит долго себя ждать.

Люди, практикующие арт-терапию, становятся не просто увереннее в себе и целеустремленнее. Они не только развивают свой творческий потенциал и зачастую находят истинное призвание. Но они также начинают видеть мир совсем иными глазами. Глазами художника, творца, человека, который может на многое влиять в своей жизни. А, значит, становиться лучше с каждым днем. И еще – любить мир и жизнь во всех их проявлениях. Прекрасное качество, не правда ли?

Я искренне желаю вам познакомиться со своим творческим «Я», наладить искренние взаимоотношения, творить и радоваться жизни во всех ее проявлениях! Будьте счастливы всегда!

Друзья, если вам понравилась эта статья, пожалуйста, поделитесь ею с друзьями, нажав на кнопочки социальных сетей. Возможно, кому-то очень пригодится данная информация. Так давайте же будем щедрыми!

И, конечно, подписывайтесь на обновления блога. Здесь всегда много интересного! Оставайтесь с нами!

Автор: Анна Кутявина

vmeste-rastem.ru

Арт-терапия - психология

Название «арт-терапия» переводится с латинского как «лечение искусством». Это направление психотерапии сравнительно молодое, но стремительно развивающееся благодаря тому эффекту, который достигается в ходе лечения. У нее появляется множество видов и подвидов, открывающих широкие возможности для избавления от психологических проблем.

Что такое арт-терапия?

Изначально речь шла о рисуночной терапии, то есть лечении изобразительным искусством, но в дальнейшем появились и другие виды творчества – пение, танцы, актерская игра, лепка и другие, которые помогают человеку не только расслабиться и отвлечься от насущных дел, но и глубже познать себя, свое внутреннее «Я», избавившись таким образом от своих комплексов и противоречий, улучшив настроение, гармонизировав душевное состояние. Терапия искусством не имеет нежелательных побочных эффектов и не вызывает у человека сопротивления, ведь в этом деле важен сам процесс, а не результат.

Что такое арт-терапия в психологии?

Данное понятие ввел британский врач и художник Адриан Хилл, который работал с туберкулезными больными и заметил, что занятие рисованием помогает им бороться с недугом.

Арт-терапия в психологии применялась и во времена Второй мировой войны по отношению к детям, освобожденным из концентрационных лагерей. Сегодня ее проводят как в форме индивидуальных, так и групповых занятий.

Арт-терапией можно заняться, даже не выходя из дома, купив раскраску-антистресс, придуманную Джоанной Басфорд.

Цели арт-терапии

Проходя курс лечения искусством, клиент осуществляет самопознание, самовыражение и самоанализ, что позволяет гармонизировать его психическое состояние. Терапия творчеством преследует цель улучшить психологический и эмоциональный фон, снять напряжение, избавиться от страхов и фобий, агрессии, тревожности, апатии, депрессии, повысить жизненный тонус и настроение.

Кроме гармонизации психического состояния занятия психолога с элементами арт-терапии преследуют следующие задачи:

  1. Раскрыть творческий потенциал человека, его таланты и способности.
  2. Ускорить выздоровление при многих заболеваниях.
  3. Наладить контакт между терапевтом и клиентом, установить между ними доверительные отношения.
  4. Помочь пациенту сконцентрироваться на внутренних переживаниях и научиться контролировать свои эмоции.
  5. Помочь человеку социально адаптироваться.
  6. Дать толчок к выражению своих чувств и мыслей, которые человек не может или не хочет выразить привычным способом.

В чем преимущества арт-терапии?

Арт-терапия воздействует на психику мягко, ненавязчиво, ведь сам процесс лечения подобен занятию хобби.

Зачастую пациент находится в подавленном состоянии и наладить общение трудно, а возможности арт-терапии позволяют проявить свое «Я» через визуальное искусство.

Методика такого лечения базируется на принципе, что содержания внутреннего «Я» пациента отражаются в зрительных образах в тот момент, когда он лепит, рисует, танцует или поет, в результате чего гармонизируется состояние психики.

Такое лечение не вызывает у клиента отторжения или неприятия, что очень важно для людей в состоянии стресса. Оно всегда добровольно и безопасно. В процессе проецирования внутренних переживаний на свое творение человек не осознает, что они бессознательно выходят наружу.

Если рассматривать процесс с точки зрения психоанализа, то основным его механизмом является сублимация.

Через художественные визуальные образы и объекты происходит взаимодействие бессознательного с сознанием, а терапевт помогает пациенту понять, что же хочет сказать ему его «бессознательное».

Виды арт-терапии

Данная методика вызывает все больший интерес, что создает предпосылки для расширения ее границ и появления все новых «инструментов» лечебного искусства. Методы арт терапии включают:

  • изотерапию – живопись и рисование;
  • цветотерапию — на человека воздействуют светом различных цветовых гамм;
  • музыкотерапию, которая заключается в прослушивании различных композиций;
  • песочную терапию – рисование песком;
  • видеотерапию — подразумевается просмотр видео, в котором у героя отображена такая же проблема;
  • игротерапию — в процессе игры формируются нужные психические функции;
  • библиотерапию — этот метод использует литературу для лечения словом;
  • сказкотерапию – сочинение сказок, анализ уже существующих произведений;
  • маскотерапию — применяется объемное изображение лица пациента, позволяющее направить его эмоции и переживания в нужное русло;
  • драматерапию, то есть драматизацию, разыгрывание какого-либо сюжета;
  • фототерапию – фотографирование, создание коллажей;
  • денс-терапию – занятие танцами;
  • арт-синтезтерапию — она объединяет в себе живопись, стихосложение, мульт-, цвето-, маско-, фототерапию и др.

Арт-терапия для женщин

При современном темпе жизни, когда люди регулярно подвергаются стрессу, терапия искусством помогает понять себя, свое место в жизни и найти способы осуществления своих желаний.

Арт-терапия для взрослых предоставляет возможность усилить собственную энергию, обрести уверенность в себе и спокойствие.

Посредством художественных визуальных образов создается картина собственной жизни – такая, какой человек хочет ее видеть.

Арт-терапия для пожилых людей

Направление лечения всегда выбирает специалист, учитывая сложность каждого вида творчества.

И если подросткам больше подойдет игра в любительском театре или танцы, то арт-терапия для пожилых предусматривает выбор более спокойных и несложных техник, с которыми легко справиться, и для выполнения которых не нужны особые навыки.

При работе с пожилыми очень важно сподвигнуть человека начать и не стремиться достичь какого-то конкретного результата. Это самый трудный этап, ведь многие люди в таком возрасте уже не верят в свои силы, к тому же считают, что для этого нужен особый талант.

Арт-терапия – упражнения

Существует масса приемов, позволяющих решить свои внутренние проблемы. Вот некоторые из них:

  1. При работе с ребенком попросить его нарисовать свой страх. Чтобы пугающее обернулось обратной стороной, его нужно сделать смешным и забавным. Например, пририсовать крокодилу бантик, а злой собаке розовые крылышки.
  2. Техники арт-терапии включают упражнение под названием «Каляки-маляки». Пациенту предлагается нарисовать бессмыслицу, а затем внимательно ее рассмотреть и выделить осмысленный образ, обвести его, дорисовать, а после описать рисунок.
  3. Приемы арт-терапии включают методику «коллаж». В контексте заданной темы клеить, лепить и рисовать на бумаге все, что угодно. Анализ проводится с учетом размера и положения элементов, цвета, сюжета, гармоничности и пр.

Книги по арт-терапии

Терапия творческим самовыражением освещается в следующих произведениях:

  1. «Техники телесно-ориентированной арт-терапии» А.И. Копытина. Практическое пособие, помогающее в работе с различными травмами и зависимостями.
  2. «Практика арт-терапии: подходы, диагностика, системы занятий» Л.Д. Лебедевой. Автор в простой и доступной форме приводит подробное описание техник лечения искусством, перечисляет все для этого необходимое, описывает диагностические методики.
  3. «Терапия творческим самовыражением» М.Е. Бурно. В книге приводится весь спектр лечебных методик, опирающихся на искусство и творчество.

Источник:

Арт-терапия. Методы и виды арт-терапии | Цветы жизни

Арт-терапия — пожалуй, одна из самых приятных терапий. Терапия для души и тела. Арт-терапия многогранная, разная и в большинстве своем увлекательная и вполне может превратиться в хобби.

Сегодня я пригласила в гости профессионального психолога Анну Кутявину, чтобы познакомиться с арт-терапией ближе, узнать о ее целях и направлениях, кому она подходит и в каких дозировках.

Здравствуйте, дорогие читатели!

Знакомы ли вы с понятием «арт-терапия»? Что это за метод такой, и с чем его едят? Сегодня хочу поделиться с вами своими мыслями о великой силе арт-терапии для детей и взрослых. Как говориться, из личного опыта.

Если вы наберете в поиске «арт-терапия», сразу же всплывет огромное количество ссылок на статьи, курсы, подборки упражнений, видео- и аудиороликов. В этом всем так легко потеряться.

И вот уже кажется, что арт-терапия – это что-то очень сложное, чему учат годами в институтах и университетах. Или, наоборот, у вас может сложиться впечатление, что все это легко, и называть себя арт-терапевтом может даже ребенок.

Покалякал по листу – и привет, дело сделано.

Смею вас разочаровать – ни тот, ни другой подход неверен. Да, чтобы стать профессионалом в арт-терапии, надо учиться. Усвоить базовые навыки, познакомиться с техниками, попробовать терапию на себе. И лишь потом нести ее в широкие массы. Но, с другой стороны, изучить некоторые приемы и принести позитивные изменения в свою жизнь с помощью искусства под силу даже начинающим.

Только, пожалуйста, не думайте, что любое творчество само по себе уже является терапией. Это не всегда так. Вспомните хотя бы известных художников и музыкантов, которые создавали свои шедевры под влиянием каких-то дурманящих веществ. Творчество ли это? Да! Но терапия ли? Однозначно, нет.

Что же такое арт-терапия?

Уже из самого названия понятно, что арт-терапия – это лечение искусством. Но как же происходит это лечение? Ведь в арте нет никаких таблеток и капельниц, микстур и лечебных массажей… Но зато есть кисти и краски, бумага и цветное тесто, пластилин и глина, песок, манка, фотографии, ткани. И еще много всего другого, что при грамотном подходе способно исцелить человеческую душу.

Арт-терапия – это связующая нить между сознанием и подсознанием. Такой себе своеобразный мостик из души – в мозг. Ведь большинство наших проблем – не на сознательном уровне, а значительно глубже. Поэтому их так непросто искоренить медикаментозно  и словесно. А вот на уровне образов, метафор, искусства – можно.

Арт-терапия как отдельное и очень перспективное направление психотерапии возникла сравнительно недавно, уже в 20 столетии. Она появилась как бы на стыке искусства и психологии, и сейчас завоевывает все большую и большую популярность.

Чем же ценна арт-терапия?

Главная ценность арт-терапии состоит в том, что она может уравновесить психическое состояние человека, повышая его способность к самовыражению, самопознанию и рефлексии.

С помощью искусства, на символическом уровне проживаются фактически все чувства и эмоции человека: любовь и ненависть, обида и радость, злость и восторг, гнев, страх, разочарование.

И все это отреагирование проходит в нетравматической для человека форме.

Рисуя, раскрашивая, сочиняя, читая истории, вылепливая фигурки, человек не просто решает какую-то конкретную узкую задачу.

Он учится смотреть на ситуацию со стороны, обретает более глубокое видение и понимание своей жизни, находит важные ответы на вечные вопросы: а кто я? Зачем я живу? Что для меня главное? В чем мое предназначение, моя истина, мой смысл? Что хорошего я несу в мир? Чем я ценен? Какова моя роль в мире? А это уже значительно больше, чем просто лечение того или иного признака. Как холистическая медицина. Или видение общей картины, и оздоровление всего организма сразу.

Клиенты арт-терапевтов

С кем же чаще всего приходится работать арт-терапевтам? Возможно, это прозвучит слишком громко, но фактически со всеми! Кроме отъявленных скептиков и нытиков, а также тех, кто только интересуется новинками, но не готов меняться.

Со всеми же остальными – и с взрослыми, и с детьми – арт-терапия способна дать хорошие плоды. В частности, помочь ищущему и открытому человеку пересмотреть свои взгляды на жизнь, выйти на новый уровень осознания, выбрать для себя более подходящие методы поведения.

А также раскрыть в себе творческий потенциал.

Читайте также:  Автоматизм - психология

В работе с детишками чаще всего используются такие направления арт-терапии, как песочная терапия, сказкотерапия, изотерапия (терапия рисованием, изобразительным искусством). Элементы этих методов часто применяют в своей работе воспитатели и психологи в детском саду, инструкторы в развивающих центрах, логопеды, коррекционные педагоги.

Арт-терапия чудесно работает с детками с особенностями развития, с инвалидностью. Лично мне выпало работать с незрячими детишками, с малышами с ДЦП, аутизмом, множественными нарушениями развития. И результаты очень приятно удивляли и удивляют.

Ведь все так просто – сказка, песок, краски, глина. Все то, что так любят детишки! А оказывается, что это еще и чудесная развивающая, коррекционная, психотерапевтическая среда.

Стоит лишь направить творчество в нужное русло, отграничить его от «просто творчества», и внимательно отследить процесс и его результаты.

Главные запросы, с которыми приходят на арт-терапию:

— Восстановление контакта с собой и с окружающими людьми, налаживание отношений, понимание их особенностей;

— Обретение равновесие между своими целями и намерениями, с одной стороны, и внешними условиями, желаниями других людей, с правилами «игры», с другой стороны;

— Коррекция поведения, замена неконструктивной манеры поведения на более подходящую;

— Расслабление, ощущение себя, своих чувств и ресурсов;

— Раскрытие творческого потока, единство с собой, своим внутренним я.

Задачи арт-терапии

Выше мы проговорили основную цель и предназначение арт-терапии. Теперь же предлагаю рассмотреть конкретные задачи, с которыми она справляется, причем, весьма успешно. К ним относятся:

— Диагностика. С помощью творчества можно выявить, в чем главные проблемы клиента, на какую сферу ему стоит обратить более пристальное внимание, что происходит с ним на самом деле.

— Коррекция. С помощью средств арт-терапии можно помочь человеку изменить поведение в более конструктивную сторону, исцелиться от страхов, тревог, ограничивающих убеждений, фобий и т.д.

— Развитие. Одна из главных функций арт-терапии – выявление сильных и слабых сторон человека, и их развитие.

— Удовлетворение эстетических потребностей. В ходе арт-терапевтического процесса начинается истинное творчество. Клиенты создают картины, музыку, стихи, даже книги. Что интересно, чаще всего это происходит именно с теми, кто считал себя совершенно «земным», далеким от творчества и вдохновения.

— Психотерапия. И, конечно же, с помощью арт-терапии можно работать с глубокими пластами подсознания, с психотравмой, тяжелыми переживаниями.

Направления и методы арт-терапии

В арт-терапии существует огромное множество направлений. Кроме того, все еще появляются новые и новые. Среди основных направлений можно назвать следующие:

— Изотерапия – лечение с помощью рисования, изобразительного искусства. Клиенту предлагается воспользоваться кистями и красками, карандашами, иногда – фломастерами, мелками, ручками;

— Мандалотерапия – терапия с использованием мандал. Клиенту предлагают создать мандалу – нарисовать ее, сплести из цветных ниток, создать насыпную с помощью песка и т.д.;

— Музыкотерапия – направление арт-терапии, подразумевающее лечение при помощи музыки. Так, человеку могут предложить прослушать готовую музыку, проиграть ее, или же создать собственные ритмы;

— Песочная терапия – терапевтическая работа с использованием потенциала песка. Клиент создает картины, проигрывает сюжеты в психологической песочнице;

— МАК – психологическая работа с применением метафорических ассоциативных карт. Они хорошо помогают сделать выбор, найти неожиданное решение, взглянуть на ситуацию со стороны;

— Сказкотерапия – терапия с помощью метафоры в сказках, легендах, мифах. Клиенту предлагается прочесть и проанализировать готовую сказку, переписать ее часть, или сочинить свою сказку под запрос;

— Тканевая терапия – терапевтическая работа с тканями. В данном случае человек создает композиции при помощи разных типов тканей;

— Библиотерапия – целебное воздействие чтением или другой формой работы с текстом. Здесь человек читает знакомые и незнакомые тексты, выбирает значимые для него слова, составляет послания из этих слов и т.д.;

— Куклотерапия – лечение при помощи различных кукол. Клиенту предлагается изготовить собственную куклу из различных материалов;

— Коллажирование – лечение с помощью создания коллажей. Бумага, вырезанные картинки превращаются в карту желаемого;

— Кинотерапия – терапия с помощью кино и видеороликов. Клиенту предлагается просмотреть ролики, потом идет обсуждение и переосмысление важных для клиента ценностей;

— Фототерапия – лечение с использованием терапевтических возможностей фотографии, для развития и личностного роста человека. Подразумевает работу с фотографиями, своими и чужими;

— Тестопластика – лечение при помощи работы с пластичными материалами: соленым тестом, глиной, пластилином.

Почему именно арт-терапия?

Главная особенность арт-терапии и ее отличие от других методов психотерапии – это ее безвредность, мягкое, бережное действие на человека. Под руководством опытного арт-терапевта навредить клиенту с помощью творчества невозможно.

Кроме того, она работает напрямую с подсознанием, помогает достучаться до невидимых, скрытых от глаз ресурсов и характеристик человека.

Арт-терапия развивает креативность, образное мышление, дарит человеку истинное удовольствие от творчества. Клиент не просто получает эстетическое наслаждение, но и легче приспосабливается к условиям внешней среды, становится более психологически защищенным. Творчество помогает обрести уверенность в своих силах, легче выражать себя, накопить положительный жизненный опыт.

Кроме того, арт-терапия способна решить очень широкий круг проблем и задач:  возрастные и экзистенциальные кризисы, внутренние и внешние конфликты, потери, травмы и т.д.

Все эти аргументы свидетельствуют о том, что непременно стоит попробовать творить в рамках арт-терапии. Ведь это путь к своей душе, честной и настоящей. И дорога очень интересная, захватывающая, насыщенная яркими образами. Она ценна уже сама по себе, как процесс. Но и результаты бывают очень и очень впечатляющими.

Фактически все, рано или поздно столкнувшиеся с арт-терапией, начинают смотреть на мир глазами творца. Художника, поэта, скульптора, человека, который сам создает свою жизнь и изменяет мир вокруг себя. Такие люди непременно находят свое призвание, предназначение, жизненную миссию, и следуют ей. Становясь лучше с каждым днем.

Я от всей души желаю вам тоже обрести своего творца, познакомиться с собственным потенциалом и огромными возможностями, построить искренние взаимоотношения с миром и близкими людьми. А в первую очередь – с самим собой.

Счастья вам и процветания!

Анна Кутявина

В этой статье вас ждут конкретные упражнения по арт-терапии, о том, что мы можем сделать и как повлиять на себя и свою жизнь.

Позже мы рассмотрим большинство видов арт-терапии подробнее. А пока приглашаю просмотреть видео о том, как избавиться от депрессии при помощи арт-терапии.

Пусть творчество радует, а вдохновение дарит крылья!

С любовью,

Людмила Поцепун.

Источник:

Арт-терапия, психология творчества. Консультация психолога арт-терапевта. Арт-терапия в группе и индивидуально

«Время от времени стоит сделать перерыв и навестить самого себя» О.Джорджди

Арт-терапия – это сочетание психологии и творчества.

Арт-терапия использует язык цвета, символов и образов — вместо привычного вербального языка. Загляните в Блог арт-терапевта — я пишу об арт-терапии и творческих упражнениях, которые помогут вам на пути самоисследования и добавят креативности в вашу жизнь.

Арт-терапия  позволяет обратиться к внутренним ресурсам, которые были до сих пор не востребованы.

Арт — терапия не случайно содержит в себе слово «терапия» — занятия творчеством успокаивают, отвлекают от круга надоевших мыслей, расслабляют и одновременно дают возможность сосредоточиться и собрать силы. 

«Живопись — идеальный способ отвлечения. Я не знаю ничего другого, что бы более полно поглощало ум, не изматывая тело. Какими бы ни были сиюминутные беспокойства или тревоги за будущее, как только картина начата, им уже нет места в мыслях. Они уходят в тень и тьму.

Весь свет мыслей человека концентрируется на работе. Время уважительно стоит в сторонке».

  Эти слова принадлежат Уинстону Черчиллю, который всю жизнь увлекался живописью и это было для него собственным способом арт-терапии, способом отдохнуть, зарядиться энергией, дать возможность прийти новым идеям и решениям. 

Я провожу занятия арт-терапией для взрослых и детей. 

  Курс индивидуальных занятий арт-терапией «Жизнь в цвете»  — моя авторская программа.

Это арт-занятия для развития эмоционального интеллекта и способов эмоционльаной саморегуляции, креативности и гибкости в решении различных вопросов, улучшения навыка присутствия «здесь и сейчас»,  баланса между правым и левым полушарием.

Арт-терапию я практикую с с 2007 года и программа индивидуальных занятий родилась из сотен часов проведения арт-терапевтических групп и применения методов терпии искусствами в индивидуальном консультировании. Постепенно я стала все чаще получать  вопросы о том, можно ли позаниматься арт-терапией отдельно, индивидуально. Поэтому наряду с индивидуальными консультированием я провожу и индивидуальные занятия арт-терапией.

Это психологическая консультация, где используются арт-терапеветические, творческие техники работы с  вопросами клиента.

Добавлю, что это еще и несомненно и самый красивый способ работы с психологом, если можно так сказать. Вы становитесь в буквальном смысле слова художником и творцом своей жизни, настроения, общения с миром и людьми. 

Арт-терапия с детьми -с  4-х лет , диагностика и  коррекция поведения ребенка, работа с эмоциями и спобосами социального взаимодействия. Техники — рисунок, коллаж, глина, различные сенсорные материлы, сказкотерапия, игровая терапия, музыкотерапия. Подробнее о работе с детьми можно прочесть в разделе Арт-терапия с детьми. Консультация детского психолога

Что такое арт-терапия? 

У каждого свой ответ на этот вопрос.

Кто-то воспринимает арт-терапию  как способ самопознания и самовыражения, новый метод в психологии личности.

Для других арт-терапия прежде всего творчество, погружение в процесс, возможность  научиться делать что-то новое  — рисовать акварелью, делать фотоколлажи, писать стихи.

Арт-терапия развивает правое полушарие, интуицию и эмоциональный интеллект — поэтому, для многих это способ увеличить свою успешность и продуктивность. 

Арт-терапия — прекрасный инструмент эмоциональной саморегуляции и управления настроением, что является залогом успешной профессиональной деятельности и самораелизации.

Арт-терапия — это способ развить эмпатию, творчество дает способность понимать и себя и других людей, это всегда стимулирует перемены  в личной жизни и отношениях. 

Самовыражение и терапия. Иногда о проблеме можно рассказать,  а иногда ее проще нарисовать, выразить в цвете, образе.

Не всегда хватает слов, чтобы выразить свои чувства или описать ситуацию. Рисунок, образы, цвет помогают безопасно выразить себя.  В этом исцеляющий эффект арт-терапии — отделить проблему от себя и посмотреть на нее со стороны. Вы чувствете себя комфортно, психолог не вторгается в Ваше пространство.

Творчество. Арттерапия- это всегда возможность развить свои творческие способности, открыть новые ресурсы, и следовательно стать и в жизни более творческим и гибким.

Арт-терапия это не только психология, но  еще и удовольствие и радость от самого процесса творчества, возможность побыть творцом и вернуть себе легкость детства, когда мы были более свободны и спонтанны в выражении своих чувств, с интересом принимали новое.

Читайте также:  Конструктив - психология

«Арт — терапия — стань художником своего настроения!»

Статья для журнала «Лиза» №16 апрель  2014г.

Весна – время обновления, перемен.   Становится длиннее день, меняются запахи, звуки, цвета. Хочется чего-то неожиданного – и от себя и от  мира.

Но несмотря на то, что все окружающие говорят о переменах, которые несет новое время года, первый шаг иногда сделать трудно. С чего начать? Что попробовать? Как оживиться после зимней спячки и включиться в ритм природы?  Как узнать – могу ли я что-то новое?

Я психолог, арт-терапевт и хочу рассказать сегодня о том, как творческий подход поможет вам впустить в свою жизнь новые краски, чувства, события. 

И начать нужно с цветотерапии – разделе психологии о значении цвета и его влиянии на настроение и самочувствие человека.

Сначала  поговорим о цвете, о новых красках в жизни – и в прямом и в метафорическом смысле. Весна ассоциируется у каждого со своим цветом, но есть общие, которые для многих являются символами весны.

 Зеленый цвет. Это цвет молодости, нового цикла жизни. Зеленый  цвет прежде всего ассоциируется у нас с оживлением природы после зимы, с возрождением, пробуждением.

Каждый раз весной мы наблюдаем чудо – как растения пробиваются сквозь толщу земли, тянутся к солнцу. И на подсознательном уровне мы реагируем на зеленый, как на цвет жизни, надежды, энергии.

Зеленый одновременно успокаивает и тонизирует – этот цвет жизненно необходим нам, как напоминание о своем внутреннем потенциале, о  способности  к обновлению.

 Желтый цвет. Это символ солнца, тепла, начала дня.

 Солнце – это свет, который позволяет нам увидеть мир, увеличить пространство  убрать границы, избавиться от всего, что угнетает и подавляет.

  Там, где есть желтый – нет места плохому настроению и депрессии. Солнце наполняет плод своей энергией при созревании, и также желтый цвет наполняет нас витальностью и жизненными силами.

Оранжевый цвет. Цвет праздника и хорошего настроения. Этот цвет добавляет тепла и остроты в нашу палитру ощущений  –  как специи, которые часто бывают оранжевого цвета.  

Включение этих цветов и их оттенков в вашу жизнь даст толчок к позитивным переменам, даст возможность впустить весну в себя, улучшит настроение и контакт с окружающими. Вопрос – как это сделать? Отвлечься от шаблонов, пойти по нестандартному пути.  Изменить прежние привычки и добавить новые.

Творчество.

Попробуйте  сделать что-то новое.

Арт-терапия – это творчество и самопознание. Если вы ни разу не слышали, что такое арт-терапия, то сейчас самое подходящее время, чтобы начать это знакомство.

Я арт-терпевт и веду занятия по развитию творческих способностей, часто слышу от участников, что сложно было решиться прийти в первый раз, что нет творческих способностей, что последний раз опыт общения с красками был в школе.  Но творческий потенциал есть у каждого, главное – начать. 

Представьте, что вы можете ответить на вопрос «Как дела?» или «Как настроение?» , а можете нарисовать  Читать статью полностью…

Техники, которые я использую: 

Рисунок

Создание коллажей – из готовых фотографий, цветной бумаги, сочетание разных техник и материалов.

Движение, танец, телесноориентированная терапия.

Музыкотерапия.

Сказкотерапия. Сочинение историй, сказок, сценариев, поэзия.

Фототерапия  и видеотерапия — работа с современными технологиями, цифровой фотографией и видео.  Есть еще отдельные направления арт-терапии, о которых можно долго рассказывать и которых мы так или иначе касаемся на различных занятиях. 

Источник:

Что такое «лечение искусством» или арт-терапия

Арт-терапией называется один из методов психотерапии, основанный на применении творческих навыков пациента. Её цель заключается в успокоении, расслаблении человека и достижении им внутренней гармонии. С помощью искусства человек способен выразить свои самые тайные эмоции – злость, страх, обиду, неуверенность.

Выплескивая наружу отрицательные чувства, он «наводит порядок» в своей душе, его внутреннее состояние улучшается. Для проведения арт-терапии не требуются какие-то особые финансовые вложения, не нужны многочасовые беседы с психологом. Человек должен всего лишь делать то, что у него хорошо получается и приносит ему полное расслабление.

Арт-терапия для детей и взрослых

Так что же такое арт терапия? В её основе лежит метод сублимации. Сублимацией называется способность перенаправлять свою энергию с одного объекта на другой для снятия внутреннего напряжения.Дословно «арт-терапия» переводится как «лечение искусством». В каждом человеке есть зачатки творческих способностей, у всех они выражены по-разному.

Кто-то неплохо рисует, а кто-то только мечтает научиться этому. Один из несомненных плюсов методики – она применяется по отношению как к взрослым людям, так и к детям. Некоторые люди стесняются выражать свое творческое начало, считая, что время уже потеряно.

Дети в этом плане более открыты – они с удовольствием делают то, что им хочется, не задумываясь, как к этому отнесутся окружающие.

Для чего нужно обязательно разбираться со своим внутренним дискомфортом? Невысказанные вслух мысли и опасения, непроработанные страхи ведут к тому, что страдает не только наша психика и душа, но и наше тело. Так появляются психосоматические болезни и невротические расстройства. Выплескивая на бумагу весь негатив, который накопился внутри, человек помогает себе очиститься.

Означает ли это, что метод этой терапии заключается только в рисовании? Вовсе нет. Направлений арт-терапии столько же, сколько существует направлений в искусстве.

Основные из них – самостоятельное сочинение кратких произведений в прозе или стихов, танцы, лепка, изготовление кукол и поделок, составление букетов. Даже простое рисование может выполняться в различных техниках.

Самые оригинальные из них – рисование солью, мятой бумагой, мыльными пузырями.

Арттерапию нельзя использовать как лечение от серьёзных психических расстройств и заболеваний, но она поможет «вытащить» наружу скрытые страхи и комплексы и достигнуть гармонии и успокоения.

Показания к применению арт-терапии

Кому нужна арт-методика? Показания к её применению следующие:

  • эмоциональное восстановление после потери близкого человека;
  • фобии, страхи, навязчивые мысли;
  • заниженная самооценка;
  • депрессивные состояния;
  • хронический стресс, неврозы;
  • повышенная тревожность;
  • расстройства сна;
  • частые конфликты в школе у детей и подростков.

Иными словами, в список показаний входят состояния, которые заставляют человека чувствовать себя неуверенно и психологически плохо.

Противопоказаниями к арт-терапии являются тяжёлые депрессии, нарушения сознания, маниакальные состояния.

Сеансы терапии могут проводится индивидуально, но по желанию пациент может посещать групповые занятия. Некоторые предпочитают приходить на сеансы всей семьёй. Это способствует сближению членов семьи и формированию взаимопонимания между ними.

Арт-терапевтические центры существуют при психиатрических клиниках, различных социальных центрах, центрах детского творчества.

Арт терапия в психологии ставит своей целью дать безопасный выход негативным эмоциям и чувствам, проработать подавленные страхи и тревоги, развить самодисциплину, сконцентрировать внимание пациента на чувствах, которые он переживает, поощрить развитие творческих способностей.

Когда человек видит плоды своего труда, у него улучшается настроение и повышается самооценка. Кроме того, арт-терапию можно рассматривать как вспомогательную методику при проведении клинической психотерапии.

Методы арт-терапии для детей

Арт терапия для детей воспринимается малышами как весёлая и увлекательная игра. Психотерапевты, работающие с малолетними пациентами, знают, как важно установить контакт с ребенком и вызвать его доверие. В ходе занятий раскрывается творческий потенциал малыша, развиваются те участки мозга, которые отвечают за креативное мышление.

При работе с детьми помимо рисования могут использоваться такие методы:

  • Игры с песком. Всё, что для них нужно, – это небольшая песочница и игрушки: формочки и лопатки. Дети любят возиться с песком, строить из него различные фигуры и даже небольшие постройки. Это расслабляет их и развивает мелкую моторику рук.Занятия показаны малышам, которые перенесли стресс: потеряли кого-то из близких или друзей, сменили место жительства, перешли в другую школу или детский сад. Также специалисты рекомендуют этот метод детям с лёгкой формой расстройств аутистического спектра. Сейчас в продаже есть кинетический песок – он ещё лучше подходит для подобных занятий.
  • Сказкотерапия. Отлично подходит для детей 3-7 лет. Задача специалиста – совместно с ребёнком придумать небольшую добрую сказу. Для начала малыша просят рассказать о сказочном существе, которое нравится ему больше всего. Затем начинают задавать наводящие вопросы: как оно выглядит, где живёт, с кем дружит, чем любит заниматься. В результате сказкотерапии у ребенка формируются правильные представления о моральных ценностях, взаимоотношениях между людьми.
  • Участие в театральных мини-постановках. Когда ребенок пробует себя в качестве актера, он учится выражать свои чувства не только словами, но и жестами, мимикой. Примеряя на себя чужие образы, малыши смогут лучше чувства понимать окружающих, у них разовьётся способность сочувствовать и сопереживать.
  • Музыкальная терапия для детей. Музыка оказывает на людей очень большое воздействие – это доказанный факт. Правильно подобранные классические композиции помогут ребёнку расслабиться и снять стресс, успокоить нервную систему.Музыкальную терапию рекомендуют при неврологических расстройствах, плохой успеваемости, задержке речевого развития.  Детям старшего возраста во время сеанса специалист рассказывает о базовых понятиях музыковедения – объясняет, что такое ритм, гармония, знакомит с музыкальными инструментами.

Также с малышами можно лепить, мастерить самодельных кукол, изготавливать поделки из подручных материалов, заниматься пальчиковым рисованием. Всё это – тоже формы «лечения искусством».

Как быстро можно увидеть результат

Многие люди не понимают, зачем нужно тратить по несколько часов на лепку, рисованию или танцы, если можно прибегнуть к стандартным методам психотерапии – например, к беседе с квалифицированным психотерапевтом.

Дело в том, что арт-терапия позволяет избавиться от комплексов и внутренней зажатости. Очень важно не сравнивать результаты своей работы с другими. Каждый рисунок или танец неповторим, если он выполнен с душой и от чистого сердца.

Одним людям станет легче уже после первых нескольких сеансов, другим потребуется несколько месяцев. Арт-терапия дает шанс открыть себя с новой стороны. Возможно, человек и сам не подозревал о своем таланте к какому-либо виду искусства.

Особенно быстро свой творческий потенциал раскрывают маленькие дети.

Кроме того, очень важно то, что во время сеанса человека ничего не отвлекает. Он полностью посвящает себя занятию, отвлекается от насущных проблем и концентрируется на своих ощущениях. Это дает ему возможность остаться со своими чувствами наедине.

Источник:

Арт-терапия как направление современной психологии: виды, методы, упражнения для детей и взрослых

Психотерапия

26.01.2018

1.1 тыс.

708

9 мин.

Арт-терапия как направление практической психологии существует давно из-за благоприятного влияния творчества на людей с психическими расстройствами.

Изначально этот метод был в арсенале психотерапевтов и реабилитологов, а сегодня широко применяется и в психологии для помощи детям и взрослым.

Творческая деятельность отвлекает, позволяет выразить скрытые эмоции, развивает, успокаивает и помогает достичь внутреннюю гармонию. Арт-терапия подразделяется на виды.

Впервые термин «арт-терапия» применил британский художник Адриан Хилл в 30-х годах 20 века. Он заметил, что рисование положительно влияет на эмоциональное состояние людей здоровых и с психическими расстройствами. Сейчас это эффективный метод коррекции эмоциональных состояний с помощью творческой деятельности. Цель — самопознание. Результаты, которых помогает достичь арт-терапия:

  1. 1. Выражение эмоций, в том числе негативных и преобразование их в позитивные, которые большинство взрослых подавляют в себе.
  2. 2. Понимание и принятие себя через прислушивание к своим ощущениям в процессе, это часто помогает найти ответ на интересующий вопрос и выход из сложной ситуации.
  3. 3. Отвлечение от проблем и мыслей, которые угнетают, психологическая перезагрузка.
  4. 4. Повышение самооценки.
  5. 5. Личностное развитие, обретение внутренней гармонии.
  6. 6. Наполнение жизни чем-то интересным и увлекательным.
  7. 7. Реализация творческого потенциала и личностных особенностей через творение.
  • Мы рекомендуем!Высохшая Степаненко выложила рацион для пенсионеров: чтобы сжигать по 7 кг в неделю, пейте густой…

Основными принципами арт-терапевтических занятий считаются:

  • полное игнорирование понятий «красиво», «правильно», «эстетично» — творение должно выражать внутренние переживания, не имеет значения, как оно выглядит;
  • никто не должен оценивать, критиковать и анализировать работу человека, кроме него самого;
  • для сеанса арт-терапии необязательно присутствие психолога, психотерапевта и т. д., его можно организовать самостоятельно в любое время;
  • человек сам волен выбирать вид арт-терапии;
  • к творению можно возвращаться неограниченное количество раз, пока, по мнению автора, оно не будет завершенным.

Арт-терапию принято классифицировать по нескольким принципам:

  1. 1. Количество пациентов: групповая (в том числе семейная) и индивидуальная.
  2. 2. Возраст пациентов: для детей дошкольников, школьного возраста, подростков, взрослых, пожилых людей.
  3. 3. Участие клиента в процессе: пассивная терапия — когда он только созидает или слушает произведения искусства других авторов; активная — когда сам выступает в роли творца.

Существует множество видов творчества, применяемых для арт-терапии:

Вид арт-терапииСутьРеализация
МузыкальнаяПрослушивание приятной музыки благоприятно воздействует на психику и самочувствие человека через слуховые рецепторы. Проводится в группах или индивидуально. Музыка может быть любого направления, живая или в записи. Многие люди, испытывая потребность выплеснуть чувства, неосознанно выбирают такой простой и доступный способ, как прослушивание грустных композиций. Это желание вполне естественно и должно быть удовлетвореноПодходит людям со всеми отклонениями и проблемами. Не обязательно обращаться к специалистам, достаточно с закрытыми глазами в спокойной обстановке слушать то, что подходит сейчас под настроение
ТеатральнаяИгра различных ролей в постановках позволяет улучшить мыслительные процессы и выплеснуть нереализованные чувстваЭффективна для людей, чьи проблемы не связаны с заниженной самооценкой. Стеснительным и замкнутым лучше отдать предпочтение другим видам искусства
ИгроваяС помощью манипуляций с игрушками можно решить проблемы, которые появились в детстве через воспоминания и возникающие при этом эмоции. В терапии для детей способствует развитию фантазии, воображения и самоактуализации. Задача арт-терапевта — правильно трактовать личностные проявления ребенка и донести нужную информацию родителям для домашней коррекцииПодходит как детям, так и взрослым. Для первых это один из основных видов деятельности, для взрослых — способ погрузиться в воспоминания
Художественная (рисование)На бумагу с помощью рисунка выплескиваются внутренние конфликты, переживания, скрытые желания. Оценивая результат, взрослый человек может по-другому посмотреть на свое состояние и понять то, что до этого было скрыто от сознания. Этот вид арт-терапии повышает самооценку, помогает выразить протест, скрытые желания и развивает творческие способности у детей и взрослых. Есть множество техник рисования, выбрать подходящую можно исходя из личных предпочтенийПрименяется для преодоления невроза. На начальной стадии терапии лучше отдать предпочтение краскам и мягкой кисточке, чем карандашам и фломастерам. Рекомендуется взять широкую палитру цветов. От линеек и прочих предметов, помогающих чертить ровные линии, лучше отказаться
МаскотерапияМаска — предметный образ, символизирующий внутреннее состояние. Разрисовывая и декорируя ее, основываясь на своих ощущениях, можно спроектировать свое текущее состояниеПодходит людям с комплексами и серьезными проблемами, связанными с восприятием себя как части общества
ПесочнаяКлиенту детского, взрослого или пожилого возраста предлагается остаться наедине с собой и нарисовать картину на песке. На бессознательном уровне через акт творения и тактильные ощущения снимается внутреннее напряжение, рассеивается тревожность. Переживания и внутренние конфликты в огражденном пространстве выливаются в зримые образы, которые можно проанализировать и найти выход из ситуации, а также улучшить мнение о себеИдеально подходит как метод профилактики психических расстройств, для разрядки интровертов в трудной ситуации
КоллажЧеловеку предлагается создать объемную картину, используя различные по текстуре виды бумаги, природные материалы, ткань и любые подручные средства. Все детали необходимо приклеивать на ватман или большой лист бумаги скотчем, клеем или степлером. Картина может иметь определенный сюжет или быть просто набором изображений, понятным только самому автору. Этот вид арт-терапии позволяет раскрыть творческий потенциал, выявить скрытые желания и снять нервное напряжение. На групповых сеансах позволяет сплотить участников.Рекомендуется использовать только на завершающей стадии терапии, когда состояние человека значительно улучшилось, ответы на вопросы найдены и хочется просто спокойно и отвлеченно созидать творение. Хорошо подойдет в качестве профилактики стрессов. Можно создавать коллаж и в домашних условиях в качестве визуализации планов на будущее
ЦветоваяПациент наносит на свое тело или тело партнера краски различных цветов, выражая свое внутреннее состояние. Кроме творческой реализации, разные цвета позволяют благоприятно влиять на органы разных систем через визуальное восприятие. Этот способ эффективен для снятия напряжения и избавления от комплексовПсихологи рекомендуют применять цветотерапию парам, в чьих отношениях возникло напряжение и отчужденность. Выплескивая свои переживания и обиды через краску и взаимодействуя тактильно, они сближаются и становятся более открыты друг к другу
СказкотерапияСочиняя сказки с примерами, иллюстрирующими моральные ценности, клиенту помогают разобраться в себе, найти ответ на волнующие вопросы, сделать выводы. Автор сказки должен быть осведомлен в проблемах клиента и завоевать его доверие. Сама сказка не должна иметь никаких четких указаний, только подтекст и ситуации, которые можно оценивать с разных сторон. Обсуждая эту историю и анализируя ее, человек может провести параллели с событиями собственной жизни и понять, что на них можно смотреть под разными углами и делать различные выводыПрименяется в основном для поддержания эмоционального состояния детей, но в отдельных случаях эту разновидность используют и взрослые
ЛепкаИспользуя тесто для лепки или пластилин, можно выразить свой внутренний мир и сбросить негатив, создавая скульптуру. Во время такого тренинга происходит реализация не только творческого потенциал, но и успокаивается нервная система благодаря тактильному контакту с податливым материалом. Этот вид арт-терапии некоторые специалисты считают способом натолкнуть человека на мысль, что в его силах «слепить» что угодно из проблемы, сконцентрировавшись на ситуацииИдеально подойдет людям, переполненными агрессией и злостью

Разновидности арт-терапии одновременно являются ее методиками. Они постоянно пополняются с расширением творческих возможностей современного социума. Кроме перечисленных, широко применяются фототерапия и способ с использованием метафорических карточек.

Эффективные упражнения для взрослых:

  1. 1. Обсуждение музыкальной композиции или картины художника после длительного изучения творения. Анализ позволяет по-разному смотреть на одну и ту же ситуацию, дать волю фантазии и домыслить некоторые факты, делать определенные выводы на основании личного восприятия и опыта. Рассуждая на тему чужого творения, человек отвлекается, начинает мыслить шире и в будущем может проводить параллели со своими внутренними переживаниями. Подобное упражнение целесообразно проводить в группах: точки зрения разных людей помогут расширить кругозор и научиться принимать мнения, отличные от собственного.
  2. 2. Рисование ограниченным количеством цветов: любимым и нейтральным, наиболее характеризующими личность. Картина может быть сюжетной или абстрактной. Помогает выплеснуть на бумагу негативные эмоции, злость, агрессию.
  3. 3. Рисовать каракули в отдельном блокноте ежедневно на протяжении 10 дней. Одновременно нужно делать пометки касательно своих текущих переживаний и эмоций.
  4. 4. Раскрашивание рисунков в раскрасках-антистресс. Их можно купить готовыми или создавать самостоятельно. Прием нацелен на успокоение нервной системы, снятие напряжения и систематизацию мыслей.
  5. 5. Создание образа своей проблемы из пластилина, воска или глины. Затем с фигурой нужно поговорить откровенно, далее избавиться от нее или трансформировать в другой образ, более позитивный.
  6. 6. Сочинение сказки для своего ребенка (в случае семейной арт-терапии). Процесс позволит понять, совпадает ли желание родителя донести что-то до малыша с его с готовностью воспринять информацию, природу конфликта между поколениями, сблизит родных людей.
  7. 7. Создание коллажа на любую из тем: «Я через год», «Я без своей проблемы», «Зачем мне…». Визуализация поможет найти способы достижения целей и устранения трудностей, определиться с выбором, принять важное решение, избавиться от комплексов.

Методики и приемы арт-терапии для детей:

  1. 1. Во время звучания песни нужно подпевать, танцевать и демонстрировать жестами и мимикой все, о чем поется. Таким образом укрепляется эмоциональная сфера, развиваются коммуникативные и творческие навыки, способности адекватно реагировать на события в жизни.
  2. 2. Нарисовать людей или предметы на заданную или вольную тему («Кем я хочу быть», «Моя мечта», «Мои родственники»). Поможет специалисту понять, как ребенок воспринимает себя и окружающих, его самооценку и скрытие желания.
  3. 3. Нарисовать картину пальцами, природными материалами, краской без заданной темы. Это прием марания, нацелен на выброс негативных эмоций у детей (особенно дошкольного возраста) склонных к агрессии и гиперактивности, на развитие фантазии.
  4. 4. Сделать произвольное количество отпечатков ладошки, пальцев или других предметов на бумаге с помощью красок. Это прием монотипии, он помогает справиться со злостью.
  5. 5. Нарисовать любую картину на мокром листе бумаги красками. Капли красок разных цветов будут растекаться, переходя одна в другую, образуя причудливые абстрактные формы и новые оттенки. Участвуя в процессе и наблюдая за ним, ребенок успокаивается, снимает напряжение и отвлекается от проблем.
  6. 6. Нарисовать что угодно карандашами, мелками или фломастерами с помощью завитков и каракуль. Прием широко используется в психотерапевтических практиках. Упражнение позволяет снять мышечный тонус и развивает усидчивость.
  7. 7. Слепить из пластелина то, что тревожит ребенка, высказать творению все, что хочется, уничтожить его или трансформировать в более привлекательную фигуру. Упражнение помогает сбросить напряжение и найти решение проблемы. Подходит детям старшего возраста.

Учитывая безвредность метода арт-терапии, ее можно применять в домашних условиях.

Просмотр фильма, прослушивание музыки и искреннее обсуждение, особенно волнительных моментов, с близкими, рисование в блокноте, сочинение историй, песен или стихов помогут отвлечься от трудностей, сублимировать негатив. Рекомендуется практиковать любые способы творческой разрядки регулярно, чтобы избежать депрессивных состояний.

Источник:

obu4ayka.ru


Смотрите также