Что есть жизнь согласно буддизму


Суть буддизма: краткая суть религии, буддизм как философия

Золоченые пагоды, гигантские статуи, умиротворяющая музыка – знаменитые буддистские символы. Раньше они ассоциировались исключительно с культурой Востока. Но в последние десятилетия европейцы активно заинтересовались азиатским учением. Почему это происходит? Давайте разберемся, в чем заключается суть буддизма.

16 ноября 2016

Почти 300 млн жителей Земли называют себя буддистами. Учение принес людям индийский принц Сиддхартха Гаутама, живший 2,5 тыс. лет назад. Легенда рассказывает, что будущий вероучитель провел детство и юность в роскоши, не зная тревог и волнений. В 29 лет он впервые увидел бедность, болезнь и смерть других людей.

Принц понял, что богатство не избавляет от страданий, и отправился на поиски ключа к истинному счастью. Шесть лет он странствовал по свету, знакомился с философскими теориями разных народов. Духовные поиски привели Гаутаму к «буддхи» (просветлению). Дальше Будда преподавал принципы нового учения до своей смерти.

Буддизм нельзя считать классической религией. Это своеобразный философский способ жизни. Приверженцы учения соблюдают 3 принципа:

  • жить порядочно и честно;
  • изучать мысли и действия других людей и свои собственные;
  • относиться к окружающим с мудрым пониманием.

Буддисты верят, что, следуя этим идеям, можно избавиться от страданий и прийти к блаженству.

Учение Гаутамы распространилось по всему миру. В нем есть решения для проблем современного общества, нацеленного на погоню за материальными благами. Буддизм учит, что богатство не гарантирует счастья. Буддистская философия интересна тем, кто хочет постичь глубину человеческого мышления, узнать природные методы оздоровления.

Буддисты терпимо относятся ко всем другим религиям. Эта система убеждений основана на мудрости и понимании. Поэтому в мировой истории ни разу не было войн во имя буддизма.

Для любого цивилизованного человека приемлемы 4 буддистские благородные истины.

  1. Суть жизни – страдание, т. е. болезни, старение, смерть. Мучительны и душевные страдания – разочарование, одиночество, тоску, гнев, страх. Но учение буддизма не призывает к пессимизму, а объясняет, как освободиться от страданий и прийти к счастью.
  2. Страдания вызваны желаниями. Люди мучаются, если их ожидания не сбываются. Вместо того чтобы жить ради удовлетворения своих страстей, нужно просто изменить желания.
  3. Страдания прекратятся, если отказаться от бессмысленных страстей и жить сегодняшним днем. Не стоит застревать в прошлом или воображаемом будущем, лучше направить свою энергию на помощь людям. Избавление от желаний дает свободу и счастье. В буддизме это состояние называется нирвана.
  4. К нирване ведет благородный восьмеричный путь. Оно состоит из правильных воззрений, устремлений, слов, поступков, средств к жизни, усилий, осознанности и сосредоточения.

Следование этим истинам требует мужества, терпения, психологической гибкости и развитого ума.

Буддийское учение привлекательно тем, что его можно постичь и проверить на собственном опыте. Эта религия утверждает, что решение всех проблем находится не снаружи, а внутри самого человека. Она дает своим последователям стойкость перед любыми невзгодами, душевную гармонию и счастливую размеренную жизнь.

www.wday.ru

Жестокие истины жизни согласно буддизму

Жизнь — не пикник. Слишком часто нам приходится преодолевать препятствия, чтобы выжить.

Иногда мы пытаемся отрицать препятствия, потому что их слишком сложно принять. Но это необходимо, если мы хотим жить по-настоящему полноценной и свободной жизнью.

Согласно философии буддизма, счастье включает в себя принятие всех различных аспектов жизни, даже если они отрицательные. В противном случае мы закрываем глаза на реальность и сопротивляемся природным силам Вселенной.

Итак, ниже, мы собираемся пережить 5 истин. Буддизм говорит, что мы все выиграем от этого принятия.

1. Беспокоиться бесполезно

Беспокойство создается в сознании и действительно не дает никакой ценности для нашей жизни. Будете ли беспокоиться о том, что произойдет? Если нет, то это пустая трата времени. Как говорит ниже, буддийский мастер Тих Нхат Хан, попробуйте остаться в настоящем моменте, не помещая ярлыки в ваши «будущие условия счастья».

Беспокойство ничего не делает. Даже если вы будете беспокоиться в двадцать раз больше, это не изменит ситуацию в мире. На самом деле, ваше беспокойство только ухудшит ситуацию. Несмотря на то, что все не так, как нам бы хотелось, мы все еще можем быть довольны, зная, что мы стараемся изо всех сил и будем продолжать это делать. Если мы не знаем, как дышать, улыбаться и жить в любой момент нашей жизни, мы никогда не сможем помочь кому-либо. Я счастлив в настоящий момент. Я не прошу ничего другого. Я не ожидаю дополнительного счастья или условий, которые принесут больше счастья. Самая важная практика — бесцельность, а не бег за вещами», — Тих Нхат Хан.

2. Если мы хотим быть счастливыми, мы должны видеть реальность

Буддизм учит нас, что мы должны видеть реальность, какой она есть, если хотим быть по-настоящему свободными. Вместо того, чтобы быть привязанным к нашим идеям и мнениям, нам нужно оставаться открытыми и любопытными, какова бы ни была истина.

Буддийский мастер Пема Чёдрен говорит, что это лучше всего:

У нас есть две альтернативы: либо мы сомневаемся в наших убеждениях, либо нет. Либо мы принимаем наши фиксированные версии реальности, либо начинаем бросать им вызов. По мнению Будды, тренироваться в том, чтобы оставаться открытым и любопытным — тренироваться в роспуске наших предположений и убеждений — это лучшее использование нашей человеческой жизни.

3. Мы должны активно принимать изменения

Все в жизни — это перемены. Вы рождены, вы, в конце концов, умрете. Погода меняется каждый день. Независимо от того, как вы смотрите на жизнь, все меняется. Однако многие из нас пытаются держать вещи «фиксированными» и «постоянными».

Принимая изменения, мы даем огромное освобождение и энергию для создания жизней, которые мы хотим. Буддийский Дайсаку Икеда говорит, что принятие изменений позволяет нам проявлять инициативу и создавать позитивные изменения в нашей жизни.

Буддизм считает, что все в постоянном движении. Таким образом, вопрос заключается в том, будем ли мы принимать пассивные изменения и будем сметены ими или мы должны взять на себя инициативу и создать позитивные изменения по собственной инициативе. Хотя консерватизм и самозащиту можно сравнить с зимой, ночью и смертью, дух новаторства и попытки реализовать идеалы вызывают образы весны, утра и рождения.

4. Корень страдания — временные чувства

Так многие из нас жаждут тех чувств, что мы считаем счастьем. Мы считаем, что счастье включает в себя возбуждение, радость, эйфорию … но это лишь временные чувства. И постоянное стремление к этим чувствам только превращается в страдание, потому что они не длится долго.

Вместо этого истинное счастье приходит из внутреннего мира — довольствоваться тем, что у вас есть и кем вы являетесь. Юваль Ноа Харари прекрасно описывает это:

Согласно буддизму, корень страдания — это не чувство боли, ни печали, ни даже бессмысленности. Скорее, настоящий корень страдания — это бесконечное и бессмысленное стремление к эфемерным чувствам, которое заставляет нас находиться в постоянном напряжении, беспокойстве и неудовлетворенности. Из-за этого стремления ум никогда не удовлетворен. Даже когда он испытывает удовольствие, он не доволен, потому что он боится, что это чувство скоро исчезнет, ​​и жалуется, что это чувство должно оставаться и усиливаться. Люди освобождаются от страданий, когда они испытывают то или иное мимолетное удовольствие, а скорее, когда они понимают непостоянный характер всех своих чувств и перестают их жаждать.

Медитация учит нас, что все непостоянно, особенно наши чувства. Это учит нас, что настоящий момент — это все, что существует. И когда мы действительно осознаем это, мы становимся довольными и счастливыми, по словам Юваля Ноа Харари:

Это цель буддийской практики медитации. В медитации вы должны внимательно следить за своим умом и телом, наблюдать непрестанное возникновение и передачу всех ваших чувств и осознать, насколько бессмысленно преследовать их. Когда преследование прекращается, ум становится очень расслабленным, ясным и довольным.

Всевозможные чувства продолжают возникать и проходить — радость, гнев, скука, похоть — но как только вы перестаете испытывать особые чувства, вы можете просто принять их такими, какими они есть. Вы живете в настоящий момент, а не фантазируете о том, что могло бы быть. В результате безмятежность настолько глубока, что те, кто проводит свою жизнь в бешеном стремлении к приятным чувствам, вряд ли могут себе это представить.

Поделись этой интересной статьей с друзьями, пусть они тоже будут в курсе!

Еженедельный розыгрыш подарка!

Источник

redler.ru

Смысл жизни с точки зрения Буддизма

Буддизм представляет собой религиозно-философское учение, которое на сегодняшний день имеет широкое распространение в странах дальнего востока. Согласно общепринятым данным, буддизм возник в шестом веке до нашей эры в Древней Индии. Его основателям является Сиддхартха Гаутама, который затем получил имя Будда Шакьямуни.

Следует отметить, что само понятие «Буддизм» было придумано жителями Европы в 19 века. Очевидно, что такое название религии они дали из-за имени его основателя. В то время как сами многочисленные последователи данного учения называют его не иначе как «Дхарма», что означает Учение или Закон, или «Буддхадхарма», что можно истолковать как Учение Будды. Существует мнение, что невозможно понять всю мудрость и тонкость культур Индии и Китая, не познав при этом тонкостей буддизма.

Как утверждал Будда Шакьямуни, его учение — это способ самосовершенствования, а также познания самого себя. Также буддизм — это религия, в которой практически ничего не говорится о существовании высшего разума – Бога, а также о бессмертном существовании человеческой души. У буддистов есть свое видение о смысле жизни, к которому они и следуют.

Согласно учениям Будды, человеческая жизнь наполнена страданиями. Страдания являются последствием возникновения человеческих желаний. По мнению множества буддистов, именно избавление от страданий и является смыслом человеческой жизни. Они верят, что избавиться от страданий можно только одним способом, для этого необходимо достичь состояния, которое называется просветление или нирвана.

Нирвана — это состояние высшего блаженства, при котором человек не испытывает какую либо потребность в чем-то. Он не испытывает желаний, страданий и привязанностей, при этом они не влияют на события в его жизни. Также некоторые учителя в буддизме называют нирвану выходом из другого состояния – сансары.

Сансара — это череда перерождений. То есть это то состояние, в котором на данный момент находимся все мы. Находясь в сансаре, человек страдает и перерождается из одного тела в другое. При этом на ход его последующих жизней влияют результаты его прошлых действий, которые называются кармой. Хорошие действия возвращаются для человека хорошим, плохие – плохим.

Именно выход из мучительного состояния сансары и переход в состояние духовного блаженства – нирваны и является основным смыслом жизни у большинства буддистов. Достижение нирваны происходит за счет постоянной работы над собственным сознанием, а также при ведении праведной жизни в миру.

deathor.ru

Буддизм: кратко о религии. Доступно и понятно

Статья о буддизме — философском учении, которое часто принимают за религию. Вероятно, это не случайно. Прочитав небольшую статью о буддизме, вы сами решите, насколько буддизм можно отнести к религиозному учению, или, скорее, он является философской концепцией.

Буддизм: кратко о религии

Прежде всего, давайте с самого начала обозначим, что, хотя для большинства людей буддизм — это религия, в том числе и для его последователей, однако, на самом деле буддизм никогда не был религией и быть ей не должен. Почему? Потому что один из первых просветлённых, Будда Шакьямуни, несмотря на то, что сам Брахма вменил ему в обязанности передавать учение другим (о чём буддисты предпочитают умалчивать по очевидным причинам), никогда не хотел делать из факта своего просветления культ и тем более культ поклонения, который всё-таки впоследствии привёл к тому, что буддизм всё больше и больше стали понимать как одну из религий, и тем не менее буддизм таковой не является.

Буддизм — это в первую очередь философское учение, цель которого — направить человека на поиск истины, выхода из сансары, осознание и видение вещей такими, какими они являются (один из ключевых аспектов буддизма). Также в буддизме нет понятия бога, т. е. это атеизм, но в смысле «не-теизма», поэтому если и относить буддизм к религиям, то это нетеистическая религия, также как и джайнизм.

Ещё одно понятие, которое свидетельствует в пользу буддизма как философской школы, — это отсутствие каких-либо попыток «связать» человека и Абсолют, в то время как само понятие ре-лигии ('связывание') и есть попытка «связать» человека с Богом.

В качестве контраргументов защитники концепции буддизма как религии представляют то, что в современных обществах исповедующие буддизм люди поклоняются Будде и делают подношения, а также читают молитвы и т. д. На это можно сказать, что тенденции, которым следует большинство, никоим образом не отражают сути буддизма, но лишь показывают, насколько современный буддизм и его понимание отклонились от изначальной концепции буддизма.

Таким образом, уяснив для себя, что буддизм не является религией, мы можем наконец приступить к описанию главных идей и концепций, на которых базируется эта школа философской мысли.

Коротко о буддизме

Если говорить о буддизме кратко и понятно, то его можно было бы охарактеризовать двумя словами — «оглушительная тишина», — потому что понятие шуньяты, или пустоты, является основополагающим для всех школ и ответвлений буддизма.

Нам известно то, что, во-первых, за всё время существования буддизма как философской школы сформировалось множество его ветвей, самыми крупными из которых считаются буддизм «большой колесницы» (Махаяна) и «малой колесницы» (Хинаяна), а также буддизм «алмазного пути» (Ваджраяна). Также большое значение приобрёл дзен-буддизм и учение адвайты. Тибетский буддизм гораздо больше отличается от основных ветвей, чем другие школы, и некоторые считают именно его единственно верным путём.

Однако в наше время довольно сложно сказать, какая из множества школ действительно наиболее приближена к изначальному учению Будды о дхарме, потому что, к примеру, в современной Корее появились ещё более новые подходы к трактовке буддизма, и, разумеется, каждый из них претендует на право истинности.

Школы Махаяны и Хинаяны опираются главным образом на Палийский канон, а в Махаяне к ним добавляют ещё и Махаянские сутры. Но мы должны всегда помнить о том, что сам Будда Шакьямуни ничего не записывал и передавал свои знания исключительно устным путём, а иногда и просто через «благородное молчание». Лишь гораздо позже ученики Будды стали записывать эти знания, таким образом они дошли до нас в виде канона на языке пали и махаянских сутр.

Во-вторых, из-за патологической тяги человека к поклонению были возведены храмы, школы, центры по изучению буддизма и т. д., что естественным образом лишает буддизм его первозданной чистоты, и с каждым разом нововведения и новообразования снова и снова отдаляют нас от основополагающих концепций. Людям, очевидно, гораздо больше по душе концепция не отсечения ненужного с целью видения «того, что есть», а, наоборот, наделения того, что уже есть, новыми качествами, приукрашиванием, что лишь уводит от изначальной истинности к новым трактовкам, неоправданным увлечениям ритуальностью и, как следствие, к забвению истоков под грузом внешнего декора.

Эта участь не только одного буддизма, а, скорее, общая тенденция, которая свойственна людям: вместо того, чтобы понять простоту, мы отягощаем её всё новыми и новыми умозаключениями, в то время как нужно было делать обратное и избавляться от них. Об этом и говорил Будда, об этом и его учение, и конечная цель буддизма как раз в том и состоит, чтобы человек осознал себя, своё Я, пустоту и недуальность сущего, чтобы в конце концов понять, что даже «Я» в действительности не существует, а оно есть не что иное, как конструкция разума.

В этом и состоит суть понятия шуньяты (пустоты). Для того чтобы человеку было проще осознать «оглушительную простоту» буддистского учения, Будда Шакьямуни учил о том, как правильно выполнять медитацию. Обычный ум получает доступ к знаниям через процесс логического дискурса, точнее, он рассуждает и делает выводы, таким образом приходя к новым знаниям. Но насколько они новы, можно понять из самих предпосылок их появления. Такое знание никогда не может быть действительно новым, если человек пришёл к нему логическим путём из пункта А в пункт Б. Видно, что он использовал отправные и проходящие точки для того, чтобы прийти к «новому» выводу.

Обычное мышление не видит в этом препятствий, в целом, это общепринятый метод получения знаний. Однако не единственный, не самый верный и далеко не самый эффективный. Откровения, посредством которых были получены знания Вед, — это другой и принципиально отличный способ доступа к знаниям, когда сами знания открывают себя человеку.

Особенности буддизма кратко: медитация и 4 вида пустоты

Мы провели параллель между двумя противоположными способами доступа к знаниям не случайно, т. к. медитация — это и есть тот метод, который позволяет со временем получать знания непосредственным образом в виде откровений, прямого видения и знания, что принципиально не возможно сделать, пользуясь так называемыми научными методами.

Конечно, Будда не дал бы медитацию для того, чтобы человек научился расслабляться. Расслабление — это одно из условий для входа в состояние медитации, поэтому говорить о том, что сама медитация содействует расслаблению, было бы ошибочно, но именно так часто представляют медитационный процесс людям несведущим, новичкам, отчего складывается неверное первое впечатление, с которым люди и продолжают жить.

Медитация — это тот ключ, который раскрывает перед человеком величие пустоты, той самой шуньяты, о которой мы говорили выше. Медитация — это центральная составляющая учения буддизма, потому что только через неё мы можем познать пустоту. Опять же, речь идёт о философских концепциях, а не о физико-пространственных характеристиках.

Медитация в широком смысле слова, в том числе медитация-размышление, также приносит свои плоды, потому что человек уже в процессе медитационного размышления понимает, что жизнь и всё сущее обусловлено, — это и есть первая пустота, санскрита шуньята — пустота обусловленного, что означает, что в обусловленном отсутствуют качества необусловленного: счастье, постоянство (вне зависимости от продолжительности) и истинность.

Вторая пустота, асанскрита шуньята, или пустота необусловленного, также может стать понятной благодаря медитации-размышлению. Пустота необусловленного свободна от всего обусловленного. Благодаря асанскрите шуньяте, нам становится доступно видение — видение вещей такими, какие они есть на самом деле. Они перестают быть вещами, и мы наблюдаем лишь их дхармы (в этом значении дхарма понимается как некий поток, не в общепринятом смысле слова «дхарма»). Однако и здесь путь не заканчивается, потому что Махаяна считает, что и сами дхармы есть некая вещественность, поэтому и в них нужно найти пустоту.

Отсюда мы приходим к третьему виду пустоты — Махашуньяте. В ней, а также в следующем виде пустоты шуньяте шуньяты, кроется отличие буддизма традиции Махаяны от Хинаяны. В двух предыдущих видах пустоты мы всё ещё признаем двойственность всего сущего, дуальность (это то, на чём основана наша цивилизация, противоборство двух начал — плохого и хорошего, злого и доброго, малого и великого и т. д.). Но в этом и коренится заблуждение, т. к. нужно освободиться и от принятия различий между обусловленностью и необусловленностью бытия, и даже больше — нужно прийти к тому, чтобы понять, что пустота и непустота — лишь ещё одно порождение ума.

Это умозрительные концепции. Конечно, они помогают нам лучше разобраться в концепции буддизма, но, чем дольше мы цепляемся за дуальную природу сущего, тем дальше мы находимся от истины. В этом случае под истиной опять же понимается не некая идея, потому что и она была бы вещественной и принадлежала, как и любая другая идея, к миру обусловленного, а следовательно, не могла бы быть истинной. Под истиной следует понимать ту самую пустоту махашуньяты, которая приближает нас к истинному видению. Видение не судит, не разделяет, поэтому его и называют видением, в этом его принципиальное отличие и преимущество перед мышлением, потому что видение даёт возможность увидеть то, что есть.

Но и сама махашуньята — это ещё одна концепция, а следовательно, не может быть полнейшей пустотой, поэтому четвёртой пустотой, или шуньятой, называется свобода от каких бы то ни было концепций. Свобода от размышлений, но чистое видение. Свобода от самих теорий. Только свободный от теорий ум способен увидеть истину, пустоту пустоты, великую тишину.

В этом величие буддизма как философии и его недосягаемость по сравнению с другими концепциями. Буддизм велик тем, что он ничего не пытается доказать или в чём-то убедить. В нём нет авторитетов. Если же вам скажут, что есть, — не верьте. Бодхисаттвы приходят не для того, чтобы вам что-то навязать. Всегда помните изречение Будды о том, что если вы встретите Будду, убейте Будду. Нужно открыться пустоте, услышать тишину — в этом правда буддизма. Его апелляция — исключительно к личному опыту, открытию для себя видения сути вещей, а впоследствии и их пустоты: в этом заключена кратко концепция буддизма.

Мудрость буддизма и учение о «Четырех благородных истинах»

Здесь мы сознательно не стали упоминать о «Четырёх благородных истинах», которые повествуют о дуккхе, страдании, — одном из краеугольных камней учения Будды. Если вы научитесь наблюдать за собой и за миром, вы и сами придёте к этому выводу, а также к тому, каким образом можно избавиться от страдания, — тем же самым, каким вы его обнаружили: нужно продолжать наблюдать, видеть вещи без «соскальзывания» в суждение. Только тогда их можно увидеть такими, какие они есть. Невероятная по своей простоте философская концепция буддизма между тем доступна своей практической применимостью в жизни. Она не выдвигает условий и не раздаёт обещаний.

Учение о колесе сансары и реинкарнациях также не является сутью этой философии. Объяснение процесса перерождения — это, пожалуй, как раз то, что делает её применимой для использования в качестве религии. Этим она объясняет, почему человек появляется в нашем мире раз за разом, также это действует в качестве примирения человека с действительностью, с той жизнью и воплощением, которое он проживает в этот момент. Но это лишь объяснение, уже данное нам.

Жемчужина мудрости в философии буддизма заключена именно в способности и возможности человека увидеть то, что есть, и проникнуть за завесу тайны, в пустоту, без какого бы то ни было вмешательства со стороны, при отсутствии посредника. Это именно то, что делает буддизм гораздо более религиозным философским учением, чем все другие теистические религии, т. к. буддизм предоставляет человеку возможность найти то, что есть, а не то, что нужно или кто-то предписал искать. В нём нет цели, а следовательно, он даёт шанс для настоящего поиска или, правильнее сказать, для видения, открытия, потому что, как бы парадоксально это ни звучало, но нельзя найти того, к чему стремишься, что ищешь, чего ожидаешь, т. к. искомое становится всего лишь целью, а она запланирована. По-настоящему найти можно лишь то, чего не ждёшь и не ищешь, — только тогда это и становится настоящим открытием.

www.oum.ru


Смотрите также