Божья матерь казанская


Тайна явленного Образа

От редакции: Казанская икона Пресвятой Богородицы особенно почитается в России. Этот образ есть в каждой православной семье и в каждом храме. Известно множество чудотворных списков Казанской иконы. Сам же образ, явленный в Казани в 1579 году, был украден в 1904 году и до сих считается утерянным. В своей статье журналист и кинорежиссер Эмилия Аронова убедительно рассказывает, что явленный образ всегда оставался в Казани.

В настоящее время икона находится в храме Ярославских чудотворцев на Арском кладбище. 

Таинственная старушка

Несколько лет назад, во время престольного праздника в старообрядческом храме Казани после службы, крестного хода и праздничной трапезы подошла к одному из приезжих зарубежных архиереев скромная старушка. Она протянула открытку, на которой была изображена Казанская икона Божией Матери, и радостно сказала:

— Вы не были раньше в Казани и не видели настоящую явленную Казанскую икону? Пойдемте! Я знаю, где она находится сейчас! Я вам ее покажу!

Не то Владыка плохо понял, не то сильно торопился по другим делам, но он улыбнулся учтиво и прошел мимо. Старушка грустно двигалась вдоль изгороди у храма, поставила открытку с образом на щербатые кирпичи. Люди быстро разошлись. Чудесный лик на маленькой открытке едва заметно улыбался.

Великое множество списков

Если в столице Татарстана спросить, где находится известная Казанская икона, каждый человек ответит по-разному: в том месте она, или в этом. Если последовательно обойти все указанные храмы Казани, то действительно, в каждом можно обнаружить свой чудотворный лик Богородицы. Все иконы — древнего письма, находятся в богатых киотах, умилительные и благообразные с виду. Люди обращаются к Казанским иконам Богородицы чаще, чем к другим. И всем Царица Небесная помогает. У каждой иконы висят золотые кольца и предметы — свидетельства благодарных людей, что их молитвы услышаны Богом.

Казанская икона Богородицы — самая популярная в России. До революции Казань была известна христианам всего мира. Сюда приезжали люди всех христианских конфессий и согласий, чтобы увидеть Святыню и помолиться Ей. До 70% доходов городу приносили паломники. В настоящее время поток туристов к Казанской иконе увеличивается с каждым годом. При возрожденном Казанском Богородицком монастыре создан паломнический центр. Но мало кто ищет явленный образ. Все едут к Ватиканскому списку.

В чем же ценность оригинальной иконы, почему наши предки так благоговейно чтили и берегли его? 

Утрата явленной иконы

В ночь с 28 на 29 июня 1904 года вор Стоян Чайкин проник за стены Казанского Богородицкого монастыря, связал сторожа, взломал двери главного храма и унёс две иконы — Спаса Нерукотворного и Казанский образ Божьей Матери.

Предписание прокурора Казанского окружного суда начальнику жандармского управления гласило: «…около 2-х часов утра совершена в г. Казани, в летнем храме при Богородицком женском монастыре кража двух икон: чудотворной Казанской Божией Матери и Спасителя. Обе иконы эти были в драгоценных ризах, ценимых: на иконе Божией Матери до 70 тысяч рублей и на иконе Спасителя до 30 тысяч рублей. Кроме того, из двух свечных ящиков, через взлом их, было похищено около 600 рублей…»

Сыщики задержали вора по горячим следам. На вопрос, где иконы, он ответил, что оклады с них проданы, а сами образы порублены топором и сожжены в печи. 

 

 

«Ватиканская» икона

Многие люди сомневались, что чудесный лик был уничтожен. Скорее всего, вор Чайкин продал его. Ведь он не мог не понимать, что сам образ стоит гораздо дороже любого оклада. Спустя почти век после похищения Казанской иконы в Россию вернулся образ, который многие люди считали тем самым явленным ликом, украденным в 1904 году. Казанская икона Божией Матери стала достоянием всего православного мира, совершив кругосветное путешествие.

В первые годы советской власти из России за границу были вывезены многие ценные предметы искусства и старины, в этом потоке переправлен был на Запад и так называемый Ватиканский список Казанской иконы Божией Матери. В одном из материалов Казанского епархиального управления был подробно описан «путь иконы домой»:

«В 1928 году старинный список выкупил Норман Вайс. Список попадает в Англию и вскоре находит нового “хозяина”, им становится миллионер Фредерик Митчелл-Хеджес.

В 1953 году коллекционер покупает замок Фарлей Касл в английской провинции Беркшир. Приобретенный им образ Богородицы был открыт для верующих, стал являть чудеса и получил широкую известность в среде эмигрантов под именем “Черная Богородица замка Фарлей”.

К иконе стали приходить православные верующие, в основном — русские из первой волны эмиграции. Одни эмигранты убеждали хозяина, что эта икона хранилась в Казанском соборе г. Москвы, другие утверждали, что видели ее в столице Российской империи Санкт-Петербурге! А между тем мы знаем, что Московский и Петербургский списки между собой весьма разнятся».

Экспертом в 1954 году выступил Николай Ефремович Андреев — историк, литературовед и искусствовед, профессор Кембриджского университета. Был проведен сравнительный анализ трех Казанских Богородичных икон, хранившихся в Казани, Москве и Санкт-Петербурге, и сделан вывод: «Образ Казанской иконы Божией Матери, появившийся в Англии, во многом совпадает с сохранившимися описаниями иконы, исчезнувшей из Казани, но размеры ее иные: 7 вершков в длину и 6 в ширину (т.е. 31 х 27 см). Лик Богоматери прекрасен, темноват и, несомненно, является работой мастера. Написана она в итало-критской манере… Фигуры Богоматери и Младенца полностью соответствуют описи украденной иконы, как и положение благословляющей десницы… Если же это не есть Казанская явленная икона, то она, несомненно, представляет из себя превосходнейшую копию с поражающей силой в ликах и в красках, до сих пор неописанную и почти одновременную с Казанской иконой, и является хорошо датированным памятником, тесно связанным с событиями истории Московской Руси».

Казанская икона, как мы знаем, особенно прославилась на исходе Смутного времени. Когда в 1611 году народное ополчение отправилось освобождать Москву от поляков, там был первообраз иконы. Именно в память этих событий установлен праздник 4 ноября в честь Казанской иконы Богородицы. После победы для Небесной Защитницы был отстроен Казанский собор на Красной площади. В нем хранился список с явленного в Казани Богородичного образа. Россияне навсегда полюбили этот чудотворный лик.

Но и эта икона оказалась похищенной уже в новые советские времена прямо из алтаря Московского Казанского собора. На этот раз никто не нашел ни похитителей, ни свидетелей преступления. Выходит, что та икона, которая появилась в Англии, могла быть как Казанским, так и Московским образом. Или разные грабители продали за границей несколько чудотворных икон.

Трудно понять, где хранился явленный образ — в Казани, в Москве или в Санкт-Петербурге. Еще труднее разобраться, что за образ в 1962 году прибыл в Сан-Франциско для исследования и продажи. Представляет интерес заключение членов международного Института охраны, проверки и реставрации произведений живописи: «Икона написана на доске из липы, сильно искривленной возрастом, размером 105/8 х 1274 дюйма. …икона не могла быть написана позже 1450 года по английскому календарю. Икона стала предметом многочисленных тестов в Англии, включая рентгеновские тесты, которые показывают, что она является подлинником»

Выкупленная католиками Казанская икона 21 июля 1970 года, в праздник обретения образа девой Матроной, была передана в церковь Святой Фатимы. Чудотворный образ 1 марта 1993 года увезли в Лиссабон, а затем икона была переправлена в Ватикан, где заняла давно приготовленное для нее место, прочно обосновавшись в самом сердце Святого Престола — в личных покоях папы Иоанна Павла II. Его Святейшество сам потребовал, чтобы икону привезли в Рим, потому что хотел лично отвезти ее в Россию.

Впервые о том, что Казанская икона хранится у папы, ватиканские чиновники официально заявили лишь через семь лет. Вскоре в Рим приехала делегация из Казани. Кульминацией встречи стала аудиенция мэра татарской столицы Камиля Исхакова у папы Иоанна Павла II.

В августе 2004 года папа Иоанн Павел II принял решение передать в дар Русской Православной Церкви чудотворную икону Казанской Божией Матери, перед которой он сам ежедневно молился. В Ватикане при стечении тысяч верующих прошла торжественная церемония прощания с иконой.

28 августа 2004 года, на праздник Успения Божией Матери, в Москве, в кремлевском Успенском соборе, делегация из Ватикана во главе с кардиналом Вальтером Каспером передала икону Казанской Божией Матери Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II.

В 2005 году, во время тысячелетнего юбилея Казани, все верующие России праздновали возвращение Казанской Иконы Божией Матери «домой». Я снимала документальный фильм о каждом этапе этого чудесного события. На улицах города в эти памятные дни можно было встретить и православных, и католиков, и сестер из Фатимы, и местных мусульман, и атеистов.

Очень многим хотелось верить, что первообраз жив и находился в Ватикане. Все надеялись, как и предсказывалось, что с момента возвращения чудотворного лика начнется возрождение России. Но явленный образ не вернулся «домой». Произошел своеобразный подлог. Икона не соответствовала старинным описаниям. Совместная российско-ватиканская комиссия установила, что это позднейший список XVII века. Люди не придали этому значения. Паломники приезжают в Казань, чтобы с трепетом приложиться к Казанской иконе… точнее к «Ватиканскому списку». 

«Одигитрия» — значит «путеводительница»

Тайна снова осталась Тайной.

Улыбка Богоматери на таинственной открытке каждый раз обретала особенный смысл. Казалось иногда, что Богородица не улыбается вовсе, а иногда — просто сияет от счастья. Богородица здесь как живая. Как не вспомнить описания Образов, сотворенных евангелистом Лукой. Они считались источником благодати еще в раннем христианстве. Такой боговдохновенный образ, воздействуя на молящегося перед ним, давал ощущение переживания личной встречи, стирая границы между образом и изображением.

В одном из описаний Казанской иконы можно прочесть: «Насколько умилителен и одухотворен Ее лик! Божья Матерь изображена с головой, преклоненной к Сыну Своему. Богомладенец представлен с благословляющей десницей, а лицо Богоматери излучает такую любовь, что трудно представить себе что-либо выше этого изображения, превосходящее всякое человеческое искусство. В Ее светлых очах отражается задумчивость, но не суетная задумчивость, не тревожная, а тихая материнская задумчивость и бесконечное милосердие. Глаза Богомладенца, живые человеческие глаза, смотрят выше земного, в детском их выражении виден разум взрослого человека, а в детской нежности — сила Божественная, весь лик Его исполнен Божественной красоты».

Что же отличает образ на открытке от Ватиканского списка? На нем, как и на многих Казанских иконах, Богородица смотрит прямо. А на «бабушкиной» открытке Богородица, как настоящая Одигитрия — путеводительница, указывает на младенца! Но не рукой, как мы видим это на Смоленской, Тихвинской и других поясных иконах. Она особым поворотом головы и взглядом дает нам понят, к Кому необходимо устремлять мольбы, Кого просить о спасении.

Эту же деталь заметили искусствоведы. Выступая в 2002 году на конференции «Христианство в Волго-Уральском регионе: история и культура», Н. Чугреева, старший научный сотрудник Музея древнерусской культуры имени Андрея Рублева, обратила внимание слушателей на ряд фактов, доказывающих, что мы имеем дело с разными иконами. Это видно, например, по размерам: Ватиканская икона намного больше Казанской — 31,12х26,49. Размер Казанского образа — 26,7х22,3 см. Как известно, списки всегда больше по размерам, чем оригиналы икон, подчеркнула Н. Чугреева. Она утверждает, что в Ватикане находится список, изготовленный много позже оригинала — в первой половине XVIII века. Это доказывают многочисленные свидетельства специалистов, изучавших Ватиканскую икону по фотографиям.

Знаток иконописи подробно остановилась на различиях, подчеркнув, что со временем сложилась устойчивая и простая иконография Казанской иконы: Богородица изображена без рук, склонена к младенцу, младенец прямоличен, он стоит, а не сидит. Ватиканская икона отличается от более ранних списков тем, что Богородица обращена к молящимся, в то время как на ранних списках Она смотрит на Христа. Обращенный на молящихся взгляд — признак более поздних икон. На Ватиканском списке жест благословения именословный (пальцы руки изображают по две буквы имени — «Исус Христос»), в то время как на ранних образах — двуперстный.

Но где же хранится сегодня удивительная икона с «правильным поворотом головы»? Я задалась целью найти ее, увидеть. В день, когда Церковь чтит Казанскую икону, я позвонила в Казанское епархиальное управление РПЦ с целью узнать, где служит Владыка Литургию. Мне сказали, что в храме Ярославских чудотворцев на Арском кладбище. На официальном сайте Казанского епархиального управления указано, что в нем хранится список середины XVIII века чудотворной Казанской иконы Божией Матери, находящийся в передней части у правого клироса.

Поиски привели в небольшой кладбищенский храм.

Церковь во имя святых благоверных князей Феодора и чад его Давыда и Константина — единственная, не закрывавшаяся в советские годы. Одно из самых намоленных и почитаемых мест Казани. К концу 30-х годов все монастыри и большинство городских храмов были закрыты, поэтому все святыни были перенесены сюда. Среди них — рака с мощами святителя и чудотворца Гурия, первого архиепископа Казанского, старинная икона Сергия Радонежского, и «та самая» икона Богородицы.

Увидев ее, я удивилась. Лик был настолько темный, что, казалось, за стеклом нет вообще ничего… (Позже я узнала, что, как и явленная, эта икона скрыта под слоем слюды). Я стала молиться Богородице, чтобы Она явила нам Свой Лик, чтобы «вернулась» к нам. Выйдя из храма, в церковной лавке я увидела множество открыток. Тех самых, что хотела подарить Владыке таинственная старушка. И на всех — обработанный в фотошопе, «высветленный» Образ Царицы Небесной. Я сразу узнала Его! Значит в этом храме хранится настоящая явленная икона?

Если прочитать предание об обретении иконы, можно обнаружить много совпадений. И та и другая иконы скрыты под слюдой и имеют сходные признаки. Известно, что икона была небольшого размера — это косвенно подтверждается тем, что она была завернута в рукав однорядки. Размер иконы (6×5 вершков, или 26,7×22,3 см) приводится казанским церковным историком профессором КДА Г. З. Елисеевым (Елисеев. 1858. С. 391); тот же размер указан и в описи Казанского девичьего монастыря 1853 г. (РГИА. Ф. 834. Оп. 3. № 2631. Л. 5-9). Икона была «письма греческаго, цвета темнаго», изображение Богоматери погрудное, рук не видно, голова склонена к Младенцу Христу, изображенному прямолично, стоящим. Его правая рука отведена в сторону в жесте двуперстного благословения, левая опущена и скрыта под гиматием. Декоративные мотивы оклада XIX в. близки к праздничной ризе явленной Казанской. На внутренней раме размещалось 11 клейм с изображениями праздников («Зачатие Пресвятой Богородицы» («Встреча Иоакима и Анны»), «Рожество Пресвятой Богородицы», «Введение во храм Пресвятой Богородицы», «Благовещение», «Рожество Христово», «Собор Пресвятой Богородицы», «Сретение Господне», «Успение Пресвятой Богородицы», «О Тебе радуется», «Похвала Пресвятой Богородицы», «Покров Пресвятой Богородицы»), в последнем, 12-м клейме было представлено обретение иконы, на полях рамы изображены святые.

Но самое главное — удивительный взгляд!!! Богородица смотрит не прямо, а на Божественного младенца.

Первым, кто приписал Казанскую к типу «Одигитрия», был патриарх Гермоген. Именно в его «Сказании о явлении чудотворной иконы Пресвятыя Богородицы во граде Казани» она впервые называется «Образом Пречистыя Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Честнаго и Славного Ея Одигитрия». Поздние исследователи недоумевали, почему икона называлась Одигитрией. Возможно, исследователи не видели этот лик, так явно «указывающий взглядом Путь».

Знаток церковных древностей профессор Казанской Духовной академии И.М. Покровский замечает по этому поводу:

Совершенно непонятно, почему могли назвать Одигитрией Казанскую, когда все тогдашние грамотеи, в том числе и летописцы, хорошо знали, что Одигитрией называется Смоленская икона, перенесенная на Русь еще в 1046 году. Правда, Казанская явленная икона в «Сказании» Гермогена, а отсюда и в прологе называется Одигитрией, но не списком с Одигитрии. В объяснении такого названия Казанской иконы осмеливаемся предположить, что составитель сказания, написанного через пятнадцать лет после явления иконы, назвал Казанскую икону Пречистыя Владычицы нашея Богородицы честнаго и славного Ея Одигитрия по личному соображению.

И.М. Покровский не может найти другой уважительной причины, только как личный «произвол» человека, увидевшего ее. Простой общеизвестный факт «знаток церковных древностей» упускает из виду. Первые копии с явленной иконы делались с учетом правильности композиции, а в Казанской иконе Божией Матери это был особый поворот головы Богородицы и особое положение Богомладенца. Может быть и название определялось поворотом головы, взглядом на Христа?

Часто не всегда обоснованно «уводили» искусствоведы верующих людей от подлинной памяти о явленном образе. И в наши дни нашлись люди, которые «безапелляционно и авторитетно» отвергли версию, что Казанская икона Богородицы из храма Ярославских чудотворцев является подлинником.

При обследовании этой иконы во время проходившей в Казани в 2002 году Международной научно-практической конференции «Христианство в Волго-Уральском регионе» под эгидой Московской Патриархии и Международного союза антропологических и этнологических наук при ЮНЕСКО, было установлено, что икона относится ко 2-й половине XVIII в. Женщина-искусствовед из Москвы категорически опровергла все обоснования сходства, сказав фразу, которая навсегда засела в моем сознании: «И вообще стиль написания этой иконы не канонический, не древний. Это какой-то южнорусский кустарный стиль».

Но разве южнорусский стиль мешает иконе быть настоящей? Как раз — наоборот! Не многие из современных людей знают, что современные жители Казни — называй они себя хоть булгарами, хоть тюрками, без разницы — пришли на Волжские берега именно с юга.

Главное открытие, которое я сделала в конце сей почти детективной истории, следующее: важность подлинника по сравнению со списком огромна! На копии можно многое изменить, исказив до обратного смысла суть Образа: и голову повернуть, и пальчики «разогнуть», как ни ужасно звучит сие святотатство. Такое — вполне реально, как показали Никоновские реформы. Если же мы имеем подлинник, тем более чудесно явленный нам по Промыслу Божиему, значит все в нем именно так, как и было на самом деле! Господь обращается к нам, желая через сей Образ явить свое Откровение. Он призывает тех, кто «имея уши — слышит, имея глаза — видит». Можно «званым» все рассказать, но они не поймут, не поверят, мимо пройдут… Только «избранные» в последовательности событий, в особенности иконописи или в фактах явления могут различить «суть Послания». И эти Образы раскроют душе искренне верующего человека сокровенные Тайны Божественного Водительства. Познать эти Тайны человеку невероятно трудно, и более того, чем ближе ты, казалось бы, к разгадке, тем дальше ты на самом деле от нее. На духовном пути, который указывает нам Одигитрия, — бесконечной длины дорога, непостижимой высоты горы, ужасной глубины пропасти, но человек призван идти этим путем — вслед за Христом! 

Заключение

«В 1950–1952 году послушница игуменьи Софии монахиня Агафия рассказала архиепископу Сергию (Королеву) хранившуюся ею тайну о том, что грабители похитили не явленную в 1579 году икону, а один из ее точных списков. Еще задолго до кражи игуменьей Маргаритой, напуганной несколькими попытками похищения явленного образа, было введено правило: на ночь заменять подлинную икону списком. Каждый вечер после закрытия храма подлинник вынимался из-под ризы и сопровождался в покои игуменьи, а наутро возвращался на прежнее место. Этот ритуал был произведен и накануне той злополучной ночи. Утром же, когда плачущие монахини обступили настоятельницу, она необычайно спокойно сказала им:

Не плачьте, сестры, Божия Матерь с нами.

При даче свидетельских показаний на суде поведение игуменьи Софии также было удивительно спокойным. Ее больше заботило, по рассказам присутствующих, возвращение драгоценного оклада, чем самой иконы.

Получается, что злоумышленники похитили не подлинник иконы Казанской Божьей Матери, а список! Возможно, тот самый, который вернулся в Россию под названием Ватиканского.

Как бы то ни было, но по молитвам будет нам и Откровение. Самое главное и самое радостное открытие, которое ждет нас в конце «расследования» Тайны — это укрепление веры! Сказать убедительно точно, где именно хранится явленный Казанский образ Богородицы — невозможно. Но надежда, что список жив, сияет радостью в сердцах многих людей!

В летописи таких близких народов, как русские и татары, много удивительных моментов, забытых или пока плохо изученных, которые показывают и духовное, и «плотское» родство между славянами — предками русских, и булгарами — предками современных татар. Важно! Особенно важно в наши дни — вспомнить добрые примеры из истории, когда близость между этими российскими народами помогала сохранить крепость и независимость нашего государства. Об этом рассказывают и жития святых — Ярославских чудотворцев и Александра Невского. Для этого и явился нам образ Богородицы в Казани. А мы в погоне за временными земными благами до сих пор так и не поняли возвышенный духовный смысл этого Явления!

Не случайно праздник Народного единства установлен именно 4 ноября, когда Церковь вспоминает помощь Казанской Святыни в борьбе против внешних врагов Российского государства! В единстве народов сила нашей страны. А истоки этого единства можно обнаружить с незапамятных времен!

ruvera.ru

Казанская икона Божий Матери: ее описание и история, значение и в чем она помогает

Pravoslavie.Guru > Иконы > Казанская икона Божьей Матери: ее значение и в чем помогает

В православии существует несколько особо почитаемых образов, среди которых не последнее место занимает Богоматерь – одна или с Младенцем Христом. Один из наиболее известных и старых образов – Казанская икона Божьей Матери, история которой началась 4,5 века назад.

Оглавление:

  • История
  • Утрата и последующие «находки»
  • Описание
  • Праздники
  • О чем молятся
  • Приметы
  • Вывод

История

Одна из наиболее почитаемых икон Богоматери была обретена в 1579 году. В том году в Казани случился страшный пожар, уничтоживший часть города. Он начался возле Никольской церкви, перекинулся на Кремль и дома. Спустя неделю дочери стрельца (по некоторым сведениям купца) Дмитрия Онучина, десятилетней Матроне привиделся сон: в нем Богородица указывала место и велела достать икону.

Мало кто с первого раза поверил девочке, но сон повторялся трижды, и родители пришли проверить. Пришли на место, указанное во сне, начали копать и на глубине около метра обнаружили икону, замотанную в рубаху. Те, кто пришел на раскопки отмечали, что когда образ вытащили, он сверкал, будто был только что написан и совершенно не пострадал, хотя был под слоем пепла.

На месте обретения образа был построен Богородицкий девичий монастырь, в котором и оставили икону Казанской Богоматери. Примечательно, что первой его монахиней стала сама Матрона, когда выросла, принявшая имя Мавры. Также в Москву был отправлен список (копия) с иконы. В 1594 году в «Повести о чудесах Богородицы» автора Казанского митрополита Гермонена было отмечено, что сразу после обретения икона начала совершать чудеса: двое слепых, которые несли ее, исцелились. Однако до 30-х годов XVII века икона была местной и почиталась в основном в Казани.

Во время польско-литовской оккупации митрополит Гермоген благословил иконой первое ополчение. И хотя оно понесло поражение, призыв митрополита сражаться за веру, икону и Родину стал причиной формирования Второго ополчения. После его победы и освобождения страны от вражеских войск список с иконы перенесли в приходской храм князей Пожарских на Лубянке. В 20-х годах XVII века, когда князь построил новый Казанский собор, копию перенесли туда. После его разрушения в первой половине XX века копию перенесли в Богоявленский Елоховский собор.

В следующие 1,5 века копии с иконы были распространены по многим храмам и монастырям. В XIX веке Казанская икона почиталась наравне с Владимирской и Смоленской, а в народе ходили легенды о многочисленных чудесах, совершенных Божьей Матерью. Примечательно, что чудеса совершал не только «оригинал», но и копии: в источниках упоминается около 500 чудес, совершенных копиями.

К сожалению, обилие списков привело к тому, что месторасположение оригинала уже в XIX веке не было точно известно. Большинство исследователей склоняются к мнению, что он хранился в Казанском Богородицком соборе.

Утрата и последующие «находки»

В 1904 году икона Казанской Богоматери и образ Спасителя были похищены. Обе иконы были в драгоценных окладах, также украли деньги. Вором оказался крестьянин Варфоломей Чайкин. Он признался, что снял все драгоценности с окладов и продал их, а саму икону сжег. Это подтвердилось в ходе розыска, но позднее грабитель несколько раз менял показания, из-за чего появились версии о ее спасении: о продаже старообрядцам, похищении копии. Последняя версия связана с тем, что последняя игуменья Казанского собора из-за нескольких попыток кражи начала на ночь заменять ее копией. Но исследователи не подтверждают эти версии.

После нескольких десятилетий икона была обнаружена за границей: в 1950 году ее приобрел английский коллекционер Фредерик Митчелл-Хеджес. Через 20 лет русские католики смогли выкупить икону и передали ее в португальский город Фатиму, где для иконы построили отдельную церковь. Однако в 1993 году образ вновь перевезли – на этот раз в Ватикан к Папе Римскому. Через 11 лет, в 2004 году, ее передали Патриарху Московскому Алексию II. С тех пор она хранится в резиденции Патриарха.

К сожалению, несмотря на схожий с похищенным оклад образа, это не оригинал. Исследователи отметили, что переданная икона является копией, сделанной в XVIII веке и имеет ряд отличий в рисовании, которые характерны для того времени: голова Божьей Матери сильнее повернута к зрителю, сами черты лица более «русские».

Сегодня имеются только копии Казанского образа, которые распространены по стране. Самая ранняя копия (1606 года) хранится в московской Третьяковской галерее. Другой список, считающийся наиболее приближенным к старинному оригиналу, находится в Князь-Владимирском соборе Санкт-Петербурга. Еще одна копия в Санкт-Петербурге размещена в Казанском соборе.

В 2011 году Казанскую икону даже направили в космос. Ее передали экипажу космического корабля «Юрий Гагарин» для передачи на российскую часть международной станции. Патриарх подчеркнул, что Богоматерь будет защищать всю землю, оберегая ее жителей.

Описание

Икона Казанской Богоматери относится к типу одигитрии, сокращенному варианту, что переводится с греческого как «Путеводительница, Указывающая Путь». Будучи человеком, Богоматерь является «дорогой» между людьми и Христом, она связывает два мира, проводит верующего между ними к спасению.

Согласно преданию, первый такой тип был написан еще евангелистом Лукой, позднее привезен в Константинополь. Эта икона и стала прообразом для Казанской.

На иконе Богородица изображена по грудь, слева от нее на руках сидит Младенец Христос. Голова Богородицы слегка наклонена к ребенку, сам Христос сидит прямо, его лицо расположено строго в анфас. Его правая рука сложена в двуперстие, которым он благословляет людей. В некоторых копиях пальцы Христа сложены так, чтобы обозначать две греческие буквы – первые буквы имени Иисус Христос.

Раньше икона имела богатое украшение: ее покрывали золотом и жемчугом, драгоценными камнями. На праздники икону облачали в две ризы – золотую и из жемчуга и камней. В обычные дни риза была более скромной, но не менее ценно: с золотыми венцами и бриллиантовыми розами. Икона меньшего размера обычно имела двойной кивот. На внутренней раме изображали 12 маленьких икон, посвященных православным праздникам.

Основным значением образа является явление в мир Христа, поклонение ему. Младенец является центром композиции: на иконе показано величие Христа, явившегося миру. Богоматерь же изображена на втором плане, она как бы представляет сына людям. В отличие от Владимирского образа («Умиление»), показывающего любовь матери к ребенку, Казанский образ более величественен и строг. Его задача – возвеличить Сына Божьего и его Мать.

Праздники

Праздник Казанской иконы Божьей Матери отмечается дважды:

  1. 21 июля (8 июля по старому стилю) – «Летняя Казанская». Это дата обретения образа. В этот день икону вытащили из земли в том месте, которое было указано Матроне;
  2. 4 ноября (22 октября по старому стилю) — «Осенняя Казанская». Она посвящена освобождению Москвы. Этот праздник был образован в 1649 году и посвящен победе русского ополчения в бою против польских захватчиков в 1612 году. Раньше он был нерабочим днем, но с приходом Советского Союза празднование было отменено. С 2005 года 4 ноября отмечается День народного единства и ставится выходной.

На оба праздника совершается одна и та же служба: ее автором стал патриарх Гермоген. В ней просят о защите и благословении всего народа.

В Казани в эти дни проводят крестные ходы от Благовещенского собора до Богородицкого монастыря, где была обнаружена икона. Эти шествия начали проводить с 2000 года, а в 2013 году маршрут изменили: теперь он пролегает вокруг Казанского Кремля. В 2005 году крестный ход проходил при участии Патриарха Алексия II.

О чем молятся

Главное значение иконы – путь от человека к Христу, помощь в поиске пути к Богу. Иконе молятся о:

  1. Защите, поддержке и утешении в тяжелых жизненных ситуациях и бедах;
  2. Защите солдат и военных, несущих службу или призванных на войну. Обычно молятся за сыновей или внуков;
  3. Излечении болезней и недугов, особенно часто к помощи прибегают при болезнях со зрением;
  4. Обретении зрения в духовном смысле, нахождение правильного пути, принятии верных решений, избавлении от соблазнов. Нередко рассказывают, что Богородица, явившись во сне, помогала уберечься от беды советом или исправить уже случившееся;
  5. Защиты семьи от невзгод и ссор, принесении гармонии в отношения и благополучия.

Особенно тепло Казанская Богоматерь относится к детям и молодым супругам: этой иконой благословляли жениха и невесту, ей молились о счастье семьи и здоровье и защите детей. Также женщины, как хозяйки дома, могут просить защиты, мира и процветания для семьи.

Считалось, что если день свадьбы пришелся на праздник Казанской Богородицы, то молодых ждет счастье, любовь и понимание. Образ, поставленный в изголовье детской кровати, поможет уберечь ребенка.

Молиться можно в храме и дома, лучше всего делать это утром. Для проведения молитвы необходимо:

  1. Сразу после пробуждение нужно как следует умыться и перекрестить руки, думая только о хорошем, настроившись на спокойное и радостное общение;
  2. «Очистить» мысли: необходимо сосредоточиться на обращении к Божьей Матери, на время выбросив из головы все житейские мысли и заботы;
  3. Далее, необходимо зажечь свечи перед иконой, встать на колени и начать молитву. Можно воспользоваться «готовой» или сказать своими словами – искренне, от всей души. Главное, чтобы в молитве не было ни одного негативного пожелания или просьбы – Богоматерь является защитницей и не может наказывать.

Хорошо принимает Казанская икона Божией Матери стихи: их также можно использовать вместо молитвы.

икона Казанской Божией Матери

В народе существовали несколько примет, связанных с праздником иконы 21 июля:

  1. В этот день ранним утром женщины шли собирать березовые листья, покрытые инеем, а после смотрели в него, как в зеркало. Считалось, что это поможет сохранить здоровье и красоту на весь следующий год;
  2. Дождь считался хорошим признаком. Говорили, что это слезы Богородицы, которая вымаливает прощение у Бога за людей и просит о благополучии и хорошем урожае;
  3. Сухая же погода свидетельствовала о плохом урожае и возможных бедах;
  4. Некоторые приметы относились уже к погоде: утренний туман предвещал тепло, дождь – скорый снег, яркое солнце – солнечную зиму.

Вывод

Казанская икона Богоматери с Младенцем является одним из самых известных и почитаемых образов в православии. Она была обретена во второй половине XVI века в Казани после явления знамения, после перенесена в Москву. Перед ней молились многие российские цари и императоры перед важными битвами. И хотя оригинал был утрачен в начале XX века, к Казанской Богоматери по-прежнему приходят с просьбами о помощи.

pravoslavie.guru

Казанская икона Божией Матери

Дата публикации или обновления 01.11.2017

  • Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы - оглавление.
  • Образ Богородицы в Русской иконографии   Иконография Богородицы
  • Перед какой иконой Божией Матери о чем молятся
  • Даты празднования икон Богородицы   Акафисты иконам Богородицы
  •   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Э   Ю   Я

    Казанская икона Божией Матери. Галерея икон.

    Обретение Казанской иконы Божией Матери произошло 8 июля 1579 года в Казани, через четверть века после покорения царём Иоанном Грозным Казанского ханства. В июне 1579 года Казань пострадала от страшного пожара, обратившего в пепелище часть города и половину Казанского кремля. Мусульмане злорадствовали, думая, что Творец прогневался на христиан. Но пожар в Казани явился предзнаменованием окончательного утверждения Православия на всей златоордынской земле – будущем Востоке Российского государства.

    Во время пожара сгорел и дом стрельца Даниила Онучина. Через несколько дней после пожара стрелец решил начать на прежнем месте постройку нового дома. Тогда его десятилетней дочери Матроне явилась во сне Богородица с повелением возвестить архиепископу и начальникам города, чтобы они обрели в земле, на месте недавнего пожара, Её икону. Словам девочки не придали значения, но после третьего явления Матрона слёзно упросила свою мать исполнить повеление Богородицы. И вот, начав разгребать пепелище в указанном месте, они увидели сияющую чудным светом икону Божией Матери.

    Казанская икона Божией Матери. Галерея икон.

    Весть о чудесной находке мгновенно облетела всю Казань. К месту обретения иконы стало стекаться множество народа. После молебна икона была торжественно перенесена в Казанский Благовещенский собор. Многочисленные чудотворения от новоявленной иконы начались с прозрения двух слепцов, Иосифа и Никиты. Чудотворная икона, которую прозвали по месту её обретения Казанской, стала на Руси одной из самых почитаемых икон Пресвятой Богородицы.

    Казанская икона Божией Матери. Галерея икон.

    Икона Божией Матери Казанская вдохновляла русских ратников в период Смутного времени при освобождении Москвы от поляков. Перед Казанской иконой в 1709 году, накануне Полтавской победы, император Пётр I молился о даровании победы русскому войску (этот список в настоящее время находится в Казанском соборе Санкт-Петербурга). В 1812 году накануне отъезда в действующую армию перед чудотворной иконой молился князь Михаил Кутузов.

    Казанская икона Божией Матери. Икона XVII века. Богоявленский кафедральный собор в Елохове, г. Москва.

    К сожалению, в 1904 году чудотворная икона была похищена грабителями и, после снятия с неё драгоценных риз, ими уничтожена. После российской революционной смуты 1917 года многочисленные древние списки с чудотворной иконы разошлись по всему миру. Русская Православная Церковь прилагает все усилия для возвращения святынь на родину. В России самый ранний из известных списков чудотворной Казанской иконы Пресвятой Богородицы (1606 г.) находится в Третьяковской галерее.

    Дни празднования: 21 июля (8 июля по старому стилю) и 4 ноября (22 октября).

    Еще о Казанской иконе Божией Матери

    Казанская икона Божией Матери (Одигитрия) - повсеместно чтимая и самая популярная чудотворная икона Богоматери в России. Явлена в Казани в 1579 после присоединения ее к Московскому государству. Обстоятельства обретения Казанской иконы подробно описаны участником этого события будущим патриархом Гермогеном. Краткое сказание вместе с первой копией-списком Казанской иконы было послано царю Ивану Грозному; по его указу на месте явления основан женский Успенский монастырь. В 1594 Гермоген составил подробную повесть о явлении Казанской иконы; список повести конца 16 — начала 17 века украшен миниатюрами (Лицевое сказание).

    Казанская икона Божией Матери.

    Находится в храме в честь Казанской иконы Божией Матери, Феодоровский женский монастырь в Переславле-Залесском.

    Казанская икона представляет собой погрудное изображение Одигитрии, в котором голова Богоматери склонена к Младенцу Христу, представленному в фас. Явленная икона была небольших размеров; Иван Грозный украсил ее драгоценным окладом. Первоначально она находилась в казанском Успенском монастыре, дальнейшая ее история неясна. В 19 — начале 20 века особо почитались три Казанские иконы, каждая из которых считалась подлинной чудотворной: в Успенском монастыре в Казани (вероятно, явленная в 1579; украдена и уничтожена (?) в 1904); в Казанской церкви на Красной площади в Москве, основанной после освобождении Москвы от поляков ополчением Д. Пожарского (эта икона — один из первых списков чудотворной Казанской, принесенная с ополчением, — не сохранилась); в Казанском соборе в Санкт-Петербурге (ныне во Владимирском соборе). Местночтимые списки Казанской иконы многочисленны; большинство из них имеет свои собственные сказания и историю почитания.

    Казанская икона Божией Матери.

    Фреска на храме Казанской иконы Божией Матери на Красной площади в Москве.

    Празднование Казанской иконы совершается 8 (21) июля — в память о явлении иконы в 1579 и 22 октября (4 ноября) — в память избавления Москвы и России от поляков в 1612.

    В начало

    Казанская икона Божией Матери. Из статьи Шамордино, вышитые иконы монастыря.

    Казанская икона Божией Матери. Из статьи Шамордино, вышитые иконы монастыря.

    Казанская икона Божией Матери.

    Казанская икона Божией Матери.

    Казанская икона Божией Матери.

    Казанская икона Божией Матери.

    Казанская икона Божией Матери.

    Казанская икона Божией Матери.

    Казанская икона Божией Матери.

    Казанская икона Божией Матери.

    Казанская икона Божией Матери.

    Казанская икона Божией Матери.

    Казанская икона Божией Матери.

    Казанская икона Божией Матери.

    Казанская икона Божией Матери.

    Казанская икона Божией Матери.

    Казанская икона Божией Матери.

    Казанская икона Божией Матери.

    Казанская икона Божией Матери.

    Казанская икона Божией Матери.

    Казанская икона Божией Матери.

    Казанская икона Божией Матери.

    Казанская икона Божией Матери.

    Казанская икона Божией Матери.

    Казанская икона Божией Матери.

    Казанская икона Божией Матери.

    Казанская икона Божией Матери.

    Казанская икона Божией Матери.

    Казанская икона Божией Матери.

    Казанская икона Божией Матери.

    Казанская икона Божией Матери.

    Казанская икона Божией Матери.

    Казанская икона Божией Матери.

    Казанская икона Божией Матери.

    Казанская икона Божией Матери.

    Казанская икона Божией Матери.

    Казанская икона Божией Матери.

    Казанская икона Божией Матери.

    Казанская икона Божией Матери.

    Казанская икона Божией Матери.

    Казанская икона Божией Матери.

    Казанская икона Божией Матери.

    Казанская икона Божией Матери.

    Казанская икона Божией Матери.

    Казанская икона Божией Матери.

    Казанская икона Божией Матери.

    Казанская икона Божией Матери.

    Казанская икона Божией Матери.

    Казанская икона Божией Матери.

    Казанская икона Божией Матери.

    Казанская икона Божией Матери.

    Казанская икона Божией Матери.

    Казанская икона Божией Матери.

    Казанская икона Божией Матери.

    Казанская икона Божией Матери.

    Казанская икона Божией Матери.

    Казанская икона Божией Матери.

    Казанская икона Божией Матери.

    Казанская икона Божией Матери.

    Казанская икона Божией Матери.

    Казанская икона Божией Матери.

      А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Э   Ю   Я

    В начало

    www.vidania.ru

    Казанская Божья Матерь - это... Что такое Казанская Божья Матерь?

    Казанская Божья Матерь

    Каза́нская ико́на Бо́жией Ма́тери — чудотворная икона Богородицы, явившаяся в Казани в 1579 году. Одна из самых чтимых икон в Русской Церкви.

    Обретение и дальнейшая история иконы

    После пожара в Казани в 1579, уничтожившего часть города, девятилетней Матроне Онучиной явилась во сне Богородица, велевшая откопать Её икону на пепелище. В указанном месте на глубине около метра действительно была найдена икона.

    День явления Казанской иконы — 8 июля по юлианскому календарю — ныне общецерковный праздник в Русской Церкви.

    На месте явления иконы был построен Богородицкий девичий монастырь, первой монахиней, а после и игуменьей которого стала Матрона Онучина (принявшая имя Марфа).

    Уже в XIX не было полной ясности, где находился подлинник явленной иконы, но большинство мнений склонялось к тому, что он был в казанском Богородицком монастыре.

    29 июня 1904 из Богородицкого монастыря икона была похищена. Похитителя нашли: им оказался Варфоломей Чайкин (Стоян), крестьянин 28 лет. Он утверждал, что драгоценности и оклад образа продал, а саму икону расколол и сжёг в печи, что было подтверждено следственными действиями и судом присяжных. Впоследствии он не раз менял свои показания; возникало много версий, что икона не была уничтожена, в частности, что на самом деле была украдена копия иконы, а также, что икону Чайкин за огромную сумму перепродал старообрядцам.

    История почитания иконы

    Казанская икона Богородицы в окладе (XIX век)

    Чудеса от иконы начались ещё при её перенесении с места явления в храм: исцелились двое слепых, участвовавших в процессии.

    Уже в 1579 году список с Казанской иконы отправлен в Москву царю Ивану IV (Грозному). При Петре I один из списков чудотворной иконы был перенёсен в Санкт-Петербург. С 1737 года эта икона находилась в церкви Рождества Богородицы на Невском проспекте, которую в 1811 году сменил Казанский собор.

    Будущий Патриарх Ермоген, святитель Московский, в 1594 году, будучи митрополитом Казанским, составил Повесть и чюдеса Пречистыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея явления образа, иже в Казани[1].

    Ещё один чудотворный список с иконы был привезён из Казани в Москву, видимо, ополчением из Казани, в войско князя Дмитрия Пожарского в 1611 году. Осенью 1612 года ополчение свергло боярское правительство королевича Владислава. В память о сём событии было установлено сначала местное (в Москве и Казани), а с 1649 года - всероссийское празднование иконе 22 октября (4 ноября).

    Икона, бывшая с ополчением, спустя некоторое время была помещена в собор во имя Казанской Божией Матери на Красной площади. После разрушения собора почитаемый список Казанской иконы был перенесён в Богоявленский, что в Елохове, собор Москвы.

    Первым храмом в честь иконы стала Казанская церковь в подмосковном селе Коломенском:

    «В 1610 г. Тушинский самозванец с воеводой Сапегою имел здесь свой стан. Царь Михаил Феодорович в память избавления Москвы от поляков приказал заложить каменную пятиглавую церковь во имя Казанской Богоматери, освященную при Алексее Михайловиче»[2]. Современный храм в Коломенском был построен в 1649—1653 годах как домовая церковь при Коломенском царском дворце.

    В 1768 году императрица Екатерина II украсила оклад Казанской иконы Богородицы в Казанском Богородицком монастыре своей бриллиантовою короной.[3]

    В XIX веке Казанский образ был, вне сомнения, самой почитаемой иконой во всероссийском масштабе; к началу XX века по Российской империи были десятки официально «чтимых» местных списков Казанской иконы по различным епархиям.

    В конце XX века получили распространение мифы [4], связывающие икону с митрополитом Гор Ливанских Илиёй, и об особой роли иконы в Великой Отечественной войне.

    Считается, что Казанская икона оберегает южные пределы России.

    «Ватиканский» образ Казанской

    В 2004 дипломатия Ватикана предприняла попытку добиться согласия Московсого Патриархата на приезд Папы Иоанна Павла II в Россию, используя в качестве удобного предлога его предложение передать в дар Русской Церкви некий Казанский образ, хранившийся в личных покоях Папы с марта 1993, неясного происхождения[5][6][7][8].

    Московская Патриархия предприняла усилия к тому, чтобы по возможности снизить значение планируемого акта[9]; в результате «Ватиканская» икона была доставлена в Москву делегацией во главе с кардиналом Вальтером Каспером и 28 августа 2004 в Успенском соборе Московского Кремля преподнесена Патриарху Алексию II[10][11], который поместил её в своей резиденции.

    Предполагаемая доставка образа в Казань вызвала протесты со стороны некоторых националистических татарских организаций, в частности, Всетатарского общественного центра (ВТОЦ), президиум которого обратился с открытым письмом к понтифику Римско-Католической Церкви, где говорилось, что вокруг иконы «раздуваются сомнительные страсти»[12].

    Находясь в июле 2005 с визитом в Казани, Патриарх Алексий II, совершив литургию в Благовещенском соборе Казанского кремля[13], передал образ Казанской епархии[14]: икона была помещена в Крестовоздвиженском храме б. Богородицкого монастыря[15].

    Иконография

    Иконографически Казанскую икону принято относить к сокращённому огрудному варианту Одигитрии, возможно, она является списком с образа, хранившегося во Влахернском храме в Константинополе.

    Богородица изображается огрудно, в характерных одеждах, с небольшим наклоном головы к Младенцу. Младенец Христос представлен строго анфас, фигура ограничена по пояс, видна только правая рука с благословляющим (обычно двуперстным) жестом.

    Казанская икона Богородицы — одна из наиболее почитаемых и воспроизводимых икон, ныне она является по сути одним из самостоятельных иконографических типов богородичных икон в России.

    Гимнография

    Автором службы в честь Казанского образа почитается святитель Патриарх Ермоген.

    Тропарь, глас 4

    Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающих. Всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице, и же в напастех и скорбех и в болезнех, обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем пред пречистым Твоим образом со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя, избавления всех зол, всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.

    Кондак, глас 8

    Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу, скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы: ускорим на молитву и потщимся на покаяние: источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица, предваряет на помощь и избавляет от великих бед и зол благонравныя и богобоящияся рабы Своя.

    Примечания

    Ссылки

    Wikimedia Foundation. 2010.

    dic.academic.ru


    Смотрите также