kirill-anya.ru

Путешествие по Норвегии

kirill-anya.ru

Аня и кирилл яночкины


«Своим семьем»: многодетные на колесах и главный лайфхак

Кирилл и Анна Яночкины – родители четырех детей и заядлые путешественники. Они объехали если не пол земного шара, то точно немалую его часть. Супруги делятся секретами, как спланировать путешествие с маленькими детьми, о чем не забыть?

Анна с детства знала, что такое большая семья: она – второй ребенок известного акушера-гинеколога Романа Николаевича Гетманова, в семье которого кроме нее выросло еще девять детей. Так что о многодетности она знала не из книжек и смотрела на нее без идеалистического флера.

– Мама с папой недавно оцифровали свои старинные видеозаписи, я взяла их посмотреть. И вот перед глазами один вечер семьи, папа тестирует камеру: мама с железным спокойствием делает уроки с одним из сыновей в крошечной комнате. Младшие дети прыгают вокруг по двухэтажным кроватям, годовалый стучит деревянным молотком об пол, летают яблоки, летает попугай и что-то кричит, одна из сестер вопит: «Уберите от меня камеру, не смейте меня снимать».

Со стороны, когда ты уже из этого вышел, это все выглядит безумно. Кажется, что мы давно должны были сойти с ума. Но почему-то этого не произошло и мы в какой-то степени повторяем путь родителей. Наверное, потом наши дети тоже будут говорить: как можно было выжить и не сойти с ума, – Анна рассказывает о своем детстве с юмором.

Кирилл старше Анны на двенадцать лет, они познакомились, когда его будущая жена заканчивала школу. Послушав совета духовников, они не встречались до того момента, пока Анна не поступит в университет, и писали друг другу письма. Бумажные. Поженились, когда Анна училась на первом курсе филфака МПГУ.

Первые полгода супруги жили в квартире одних знакомых, потом еще два года – у других, собственное жилье появилось через три года, к году старшего сына.

Адаптация к семейной жизни у Анны была своеобразная. Она привыкла жить в большой семье и, если готовила еду, то почти в промышленных масштабах. Противень мяса, пятилитровую кастрюлю супа – двоим точно не съесть!

– Психологически непросто было оказаться в ситуации без маленьких детей, – вспоминает Анна. – Когда я уезжала от родителей, младшим был Филя, и он ко мне каждое утро приползал в комнату, мы с ним по утрам валялись, играли. Мне очень не хватало дома какой-то движухи: детей, занятий с ними, шума. Я поэтому даже няней чуть-чуть поработала.

Одно из первых бытовых совместных супружеских приключений – заваривание новогодней елки. Кирилл и Анна решили, что просто выкидывать елку не интересно, надо заварить ее и принять полезную, дающую силы хвойную ванну. По дороге до ванной все до единой иголки осыпались и рассеялись по квартире. Но все-таки супруги решили заварить хоть какую-то часть елки, хотя бы ствол, и в итоге – засорился слив.

– Мы периодически тогда придумывали какие-то такие смешные дурацкие вещи, – смеется Анна.

Академический отпуск не брала, а диплом защищала с младенцем

Анна была уверена, что дети появляются сразу после венчания, но первый ребенок появился через два года, когда она окончила второй курс. Анна училась на вечернем отделении и в академический отпуск решила не уходить.

– Появился первый ребенок, и, конечно, было желание как можно раньше и разностороннее его развить. Я таскала его на бальные танцы, шахматы, изо, в группу раннего развития. Мне как раз сегодня сын напомнил: «Мама, а ты помнишь, что я занимался бальными танцами? Я нашел у себя какие-то грамоты». Помню, что надо было в 9 утра с ним куда-то далеко идти, в центр раннего развития, где в группе мы лепили из пластилина колбаски.

А через четыре года с месячной Ксенией я защищала диплом.

Пока училась, со старшими сидели все мои братья и сестры. Вот они – плюсы многодетной семьи.

– А потом была няня, – добавляет Кирилл.

– Да, когда мы поняли, что близкие уже начинают напрягаться от моих звонков, решили, что нужна няня.

Супруги в разговоре постоянно продолжают, подхватывают мысли друг друга – «а помнишь, как…», и улыбаются. Они вместе радуются, вместе переживают. Каждый по-своему – Анна открыто, эмоционально, Кирилл – внешне сдержанно, но не менее сильно. Так вместе они пережили потерю беременности – между первым и вторым ребенком.

– У нас каждый ребенок был долгожданным, – говорит Кирилл. – И я никак не могу понять фразы «перестраивать жизнь под детей». Здесь нет никакого насилия, что вот, резко ломается прежняя жизнь и родители, сжав зубы, принимают новые условия. Да, жизнь перестраивается, но это происходит естественно и само собой. Ну вот, например, пошли дети в школу, значит, надо теперь вставать на час раньше и отводить их, составлять собственное расписание так, чтобы суметь их забрать.

– Каждый ребенок – это благословение, – говорит Аня. – Каждый дался непросто, разница между вторым и третьим – семь лет. Ты – из многодетной семьи, вокруг все рожают, а ты рвешь на себе волосы, рыдаешь и не понимаешь, за что, что в тебе не так и почему. Мне, наверное, быть бездетной или малодетной – в сто раз тяжелее, чем быть многодетной. Так ты живешь и каждый Божий день разруливаешь какие-то проблемы, ставишь и решаешь определенные задачи, особенно не задумываясь, считая такую жизнь естественной.

Или родители просят детей скоординировать планы, чтобы побыть «своим семьем».

Автор фразы – сын Саша. Когда он был маленьким и уставал от больших семейных праздников, он говорил фразу, ставшую в семье крылатой: «Я хочу побыть своим семьем».

Когда мужу надоедает беспорядок, он просто берет пылесос

Обязанности по дому – на обоих супругах. Только мебель для дома, шкафы-купе, например, Кирилл делает сам.

– У Кирилла только один недостаток, – смеется Анна, – он не готовит. Не очень давно, младшей тогда был месяц, Кирилл с Сашей уехал на Кавказ – в такой мужской горный поход, а я с тремя девочками осталась в нашем доме в деревне. В какой-то момент сломался водопровод, посудомойка замигала, что кончилась соль, и я просто села рядом с этой посудомойкой и стала плакать с мыслями, что я ничего не могу без Кирилла. Но потом пришлось собраться, залезть в колодец, надеть шланг на насос, разобраться, куда сыпать порошок.

Когда Кириллу надоедает, что что-то хрустит под ногами, а я не успеваю, он берет пылесос и начинает убираться.

Анна – учитель русского и литературы, и только последние три года она в «декрете»: и со старшими детьми не уходили ни в академический, ни в декретный отпуск.

– Но это было не от каких-то амбиций. Скорее это было влияние мамы, которая говорила: «У женщины всегда должно быть что-то для реализации, кроме семьи». Мама всю жизнь преподавала в училище анатомию и не работает только последние десять лет, и то потому, что папа уже взмолился.

Но работала я с удовольствием, дети ходили в детский садик, иногда, когда болели, оставались с няней. А теперь я не вспоминаю об этом времени как о чем-то безвозвратно утерянном и не стремлюсь обратно. Да, наверное, должно быть еще что-то, кроме детей. Я, например, шью лоскутные одеяла и очень это дело люблю. С сентября хочу открыть семейный детский сад.

– Когда мы осознали неизбежность долгов в связи с покупкой квартиры, Аня начала продавать свои произведения, – говорит Кирилл.

– Да, мне заказывают, я шью. Это не то что серьезный заработок, но утешительно: вроде и ты вносишь свою лепту в семейный бюджет.

У супругов нет никакого специального планирования в смысле быта и финансов. Все вопросы решаются по мере поступления.

– Мы просто знаем, что такого числа придет аванс, такого числа придет зарплата, – говорит Кирилл. – Сейчас есть возможность заплатить за квартиру – заплатим. Есть возможность купить что-то – купим. Нет денег на «купить» – ждем зарплаты. Ничего не откладываем.

Что касается быта, например, Анне удобнее готовить обед во время завтрака, а ужин во время обеда – просто потому, что младшие при деле, а потом целый день с ними что-то приходится делать, трудно отвлечься. Вечернее время занимать готовкой невозможно, мама нужна школьникам, нужна малышам, надо, чтобы не было шума в квартире, потому что папа готовится к урокам. Но это сейчас, потом все может измениться.

Два дня в Москве за все лето

Яночкины любят путешествовать. Они даже создали сайт, на котором можно проследить по карте, где они побывали, и прочитать отчеты о поездках.

В первое семейное лето в 2003 году они только два дня были в Москве, между поездками, в которых – сходили в горный поход, сплавились на байдарках, съездили в Крым и в Армению, побывали в деревне.

Любовь к путешествиям и у Кирилла, и у Анны – наследственная. Папа Кирилла – мастер спорта международного класса по альпинизму, так что его сын с самого детства – в альпинистских лагерях. Родители Анны – заядлые путешественники, и в первый свой поход она отправилась, когда ей было две недели – родители привезли ее в корзинке на Бородаевское озеро.

Пока не было детей, ездили без машины, а потом поняли, что без нее никак, и стали автопутешественниками.

Фото: Анна Яночкина / Facebook

Старший сын Яночкиных впервые поехал в путешествие по Русскому Северу, еще не родившись – Анна была беременна, до родов оставался месяц. Но тогда поездка была недолгой, и с родителями Анны. То есть – под контролем Романа Николаевича.

Когда старшему сыну исполнилось два года, Яночкины купили первый автомобиль и через Румынию, Болгарию уехали в Турцию на месяц.

Именно путешествия – это то, что супруги планируют заранее. За полгода Кирилл обкладывается картами, книгами, разрабатывает маршрут.

Фото: Анна Яночкина / Facebook

– По корешкам книг, которые скапливаются на его столе, я могу предположить, куда мы отправимся, – смеется Анна.

Что брать с собой в путешествие – лайфхаки многодетной семьи

– Есть вещи, без которых не обойтись, например, страховки на машину, визы. Это делается заранее. Сейчас много различных программ, помогающих упростить путешествия, – говорит Кирилл. – Например, есть программы, которые позволяют найти аналоги тех или иных лекарств в разных странах. Ну и, конечно, те, которые мы знаем, что могут понадобиться, берем с собой.

Кирилл заранее просматривает, где в тех местах, куда они едут, есть автосервис, специализирующийся на машине их марки.

Берут Яночкины с собой двухконфорочную плиту и два пятилитровых газовых баллона – один про запас.

Фото: Анна Яночкина / Facebook

Еду чаще покупают в супермаркетах и на рынках, но какой-то запас непортящихся продуктов берут с собой. На всякий случай. Например, во Франции не раз сталкивались с тем, что в воскресенье ни один магазин не работает, а в Норвегии – еда очень дорогая.

Обязательно в машине должен быть большой запас воды – до 60 литров. И еду приготовить, и посуду помыть, и душ принять.

Кстати, вода оказывается нужна и если семья остановилась ночевать не у водоема. В машине есть автодуш, так что спать все ложатся чистые и довольные.

– У нас с годами менялся стиль поездок, – рассказывает Анна. – Мы начинали с того, что брали совсем мало вещей. Кирилл позволял с собой взять личных вещей не больше, чем помещается в небольшую пластиковую коробку. Строгим голосом говорил: «Носков не больше трех пар!» И ничего нельзя было протащить в машину контрабандой. Туристические палатки у нас были не кемпинговые, а совсем маленькие, горные.

Те же пластиковые коробки служили мебелью – столами и стульями. Теперь супруги возят складную кемпинговую мебель, большую семейную палатку с тамбуром, в котором можно спокойно всем разместиться во время дождя. А вместо пластиковой – стеклянную посуду. А иногда – всё вместе, потому что они любят делать вылазки в горы, тогда приходится оставить машину и дальше нести все на себе, вот тут пластиковая посуда оказывается кстати.

Пластиковая коробка легко превращается в детскую ванночку, когда нужно искупать малыша. Или служит тазом для стирки, которой с детьми всегда бывает очень много.

Очень помогает в поездках с детьми компрессорный автохолодильник, в котором можно хранить продукты. В поездках без холодильника молочные продукты и мясо можно покупать только на один день вперед, а с холодильником посещения магазинов становятся гораздо реже.

Для документов, которые не обязательно брать с собой, но иногда они могут пригодиться, таких как, например, медицинские полисы, Яночкины закачали специальную программу для телефона.

Вообще супруги стараются выезжать ночью – дети спят и их не нужно развлекать.

Но наступает время, когда дети просыпаются, и тогда пригождаются взятые из дома тетради, наклейки, фломастеры, раскраски, игры. Обязательно – перекусы.

– Задача мамы, – говорит Анна, – если она не за рулем, – беспрерывно следить: если дети пораскрашивали, начали фломастерами друг на друге рисовать – раз, всем по банану; начали шкурки от банана засовывать в вентиляционные отверстия, раз – все играем в «Смотри в оба» и так далее. Все это чередуется с какими-нибудь аудиокнигами, подборками песен, которые все любят петь.

Фото: kirill-anya.ru

Приехали люди и стали наши вещи к себе в машины складывать

Когда мы ездили с двумя детьми, еще до кризиса, мы оба работали, зарплаты были хорошими, и мы могли больше позволить себе в поездках.

– Но ко всему проще относиться философски, – добавляет Анна. – Нет денег, значит, надо ночевать в палатках.

– Если ехать в Европу, – продолжает Кирилл, – проблем с тем, где поставить палатки, вообще нет: во всех странах есть кемпинги. Во Франции они через каждые 40 километров, например. Так что мы планируем только маршрут. Опять же, в навигаторах есть специальные программы. Ты понимаешь, что в течение 40 минут надо делать остановку на ночлег, и смотришь, где ближайший кемпинг. Цены там более или менее стандартные, в некоторых странах подешевле, в некоторых подороже.

Останавливаются Яночкины и «дикарями», причем и в Европе, и в России, и в Азии.

– В Европе возникали разные милые ситуации, например, в Италии – приезжал какой-то фермер на своем тракторе, на земле которого мы остановились, и говорил: «Костер не жжете? Отлично, стойте дальше, пожалуйста!» А в Чечне, где мы были два года назад, нас пугали медведями, но мы их не встречали. В Краснодарском крае мы остановились однажды на краю поля, и вечером подошли мужчины: «Мы завтра в 10 утра косить будем, так что вы до этого времени уезжайте, чтобы не попасть под машины».

В Грузии один раз мы разбили палатку, как вдруг приехали люди на машинах, стали наши вещи брать и складывать в свои машины со словами: «Да вы что, вы же в Грузию приехали, вас любой в гости с радостью примет. Вы зачем в поле стоите? Пойдемте к нам, мы вас накормим, напоим». Еле сумели объяснить, с благодарностью, что нам так хорошо, комфортно.

Фото: kirill-anya.ru

– Надо знать, что говорится в законодательстве страны, в которую едешь, по поводу диких стоянок, – рассказывает Кирилл. – Например, в Норвегии есть так называемое право общего доступа. То есть ты можешь, независимо от статуса земли (государственная или частная), если это не заповедник, стоять с палаткой где угодно, лишь бы не на засеянных полях и не ближе 150 метров к какой-нибудь постройке. Но это если ты с палаткой пришел пешком. Частные дороги их владельцы имеют право перекрывать.

– В Дагестане, – вновь подключается к разговору Анна, – мы проснулись от звона коровьих колокольчиков: ко входу в палатку пришел пастух с ведром молока: «Куда вам его разлить?» В Азербайджане местные надавали нам буквально гору шелковицы.

Бюджет и безопасность в путешествии

Супруги просчитывают, сколько денег уйдет на бензин: смотрят цены на него в тех странах, куда отправляются, и сколько примерно планируется его потратить.

Уже несколько лет Анна ведет очень подробные таблицы Excel, куда записывает все расходы из путешествий по категориям. Сейчас уже проще рассчитывать, зная, сколько в процентном соотношении уходит на еду, на топливо.

Дополнительных средств «на всякий случай» супруги почти не берут. Если случится что-то непредвиденное, можно позвонить родственникам домой и они переведут на карту. Но никаких «если что», к счастью, не возникало.

На фотографиях из Норвегии Кирилл и Саша лазают по горам. Иногда таких крутых, что прямо дух захватывает. По крайней мере, у человека, не посвященного в тайны альпинизма.

Фото: kirill-anya.ru

– Мне тоже было страшно, – улыбается Анна. – Я не всегда видела на месте, куда они залезали: была беременна и иногда оставалась внизу с Ксеней. Потом просматривала фотографии с комментариями: «А-а-а, вы что делаете?! Куда вы залезли?!» Кирилл успокаивал, что все под контролем.

– В горах гораздо менее опасно, – поясняет Кирилл. – В городе можно под машину попасть, да что угодно может случиться. В горах ты лучше контролируешь ситуацию.

В этот момент Анна отодвигает младшую дочку, которая, сидя у мамы на руках, пытается дотянуться до электрической розетки.

– Важно, чтобы и в поездке, как дома, у детей были обязанности, у каждого свои, – говорит Анна. – Кто-то раскрывает походный стол, кто-то раскладывает коробки по палаткам, зная, где у кого что должно лежать. Конечно, все глобальное ложится на плечи родителей, но дети должны не просто болтаться, а участвовать в общей жизни. Лучше, если у каждого есть свои закрепленные обязанности, своя зона ответственности.

Фото: kirill-anya.ru

Главный лайфхак

С Яночкиными легко и радостно общаться. Может быть, потому, что они не пытаются жить по каким-то увиденным в книгах схемам, построенным образцам. Они просто живут, и потому их жизнь получается такой настоящей.

Если возникают какие-то сложности между мужем и женой, тогда все это очень трудно правильно организовать. У нас таких сложностей нет, и как-то само все получается, без прикладывания титанических усилий и чтения книг по организации семейной жизни.

– Кирилл, а вы что не говорите, какая у вас чудесная жена?

– Так это и так видно…

Но уже после нашего разговора супруг заметил Анне:

– Да чего рассказывать про какие-то лайфхаки и секреты счастливой жизни. Мой главный лайфхак – жениться на тебе.

Фото: Ефим Эрихман

www.pravmir.ru

Автомобильное путушествие по Армении и Нагорному Карабаху

Яночкин Кирилл. Водитель, штурман, фотограф, в общем, начальник и автор путешествия – это я. Яночкина Аня. Повар, фотограф, штурман – моя жена Яночкин Андрей. Повар – брат

Черненькая Майя. Фотограф, финансист  - мама

Анциферова Маша. Повар, фотограф, биолог – сестра жены.

Карту нашего маршруат можно посмотреть здесь. (Маршрут отмечен зеленым цветом.)

Справочные сведения:

«Страна камня», как называют Армению, занимает  малую часть обширного Армянского нагорья. Средняя высота ее территории – 1800 м. Для климата характерны богатство солнечной энергией, большая изменчивость погоды и хорошо выраженная вертикальная поясность, которую создает сложный горный рельеф. В Армении 96% армян, есть русские, курды, греки, ассирийцы. Язык – армянский, но большинство может говорить по-русски. Армяне – христиане. Центр Армяно-Григорианской церкви в Эчмиадзине.

Время опережает московское на 1 час. Деньги – драмы. 1$ = 580 драмов (июль 2003). Для поездки в Армению вам не потребуется никаких документов, только российский паспорт. Визы нет.

Маршрут был составлен таким образом, чтобы за две недели по возможности охватить наиболее известные архитектурные памятники, в тоже время посетить большую часть районов Армении и увидеть самые интересные и красивые места.

Использовались следующие книги: Кириллова Ю. Армения – открытый музей. (Желтая серия). Григорян А. Ереван, Гарни, Гегард, Эчмиадзин, Аштарак. (Белая серия). Эти советские серии путеводителей хорошо знакомы всем любителям путешествовать по России. Памятники архитектуры в советской Армении. Информация из Сети. А так же Энциклопедия Путешественника. Армения, купленная в Ереване. Хорошая, правда весьма оптимистичная, автомобильная карта была куплена тоже в Ереване. Книги и карты стоит покупать в Ереване на вернисаже, рядом с площадью Республики, (проходит каждые выходные) торговаться надо немилосердно.

Всю информацию о достопримечательностях можно достать в этой литературе, дальше пойдет речь лишь о технической стороне путешествия.

Общие советы:

Еда: поесть можно фактически везде. Вам предложат шашлык, лагманджо, кефте, манты. Шашлык, преимущественно свиной, большими кусками, бывает с костями обычно весьма хорош. Лагманджо – это что-то вроде круглого лаваша, вымазанного томатным соусом с перцем и фаршем. Обалденная вещь. Берите сразу много. Кефте не берите, наши котлеты вкуснее. Манты в разных местах разные. Супов обычно не бывает. Всегда предложат салат, мацун и тан. Мацун – это что-то вроде нашего творога, но жидкий и весьма специфичный. Тан – это разведенный водой подсоленный мацун. Очень хорошо утоляет жажду, немного похож на турецкий айран, бывает газированный тан. В ресторанчиках обычно небольшой выбор вин, так что вино приносите с собой, это нигде не возбраняется. Вам еще вынесут рюмки и откроют вашу бутылку. Вино берите сухое в районе 1.8 – 2 $ за бутылку, дешевле не стоит брать. Важно где и сколько вино хранилось в магазине. Мы покупали одно и тоже вино в разных местах, где не соблюдались условия хранения (а это обычное дело), вино портилось. А так в Армении отличное вино: насыщенное цветом, густое и ароматное. Хорошо идет под мясо и фрукты. Марки вин, которые нам понравились: Гандзак, Вернашен, Арени, Старый Эривань (Старый Эривань - марочное вино двух видов: выдержанное в дубовых бочках (дороже) и обычное. Нам понравилось обычное. Бочка универсализировала вкус, а вино в первую очередь – продукт местности) Есть неплохие десертные вина, но хорошие сложнее найти (марок, к сожалению, не помню). Вино надо иметь в багажнике штук 5 всегда. Приготовьтесь к тому, что как только вы войдете в ресторан или кафе, тут же местную музыку поменяют на русскую попсу или, чаще, на блатняк. То же самое, если играет живак. Нам весьма и весьма неслабый обед (ужин) обычно обходился в 8500 – 12000 драмов на всех (15-20 $).

Фрукты отличные и дешевые. Крым просто отдыхает.

Коньяк покупайте в фирменных магазинах. Не покупайте на заводе с рук, нас кинули.

Гостиницы: Исходя из нашего опыта, ночевать в палатке у воды гораздо приятнее, чем в гостинице. Во всех гостиницах по всей Армении вода бывает только в ведрах и обычно ее еле-еле хватает. Воду включают только по утрам тоненькой струйкой. Нам предложили люкс номер, но надо было 2 часа ждать, пока Ariston нагреет воду. Мы отказались, лучше холодной из ведра, да побыстрее. Если вы собрались ночевать в палатках, очень полезно купить в Армении иранский газовый баллон с горелкой (5000 драмов = 250 руб, вместе с газом, т.е. за даром). Такими баллонами пользуются все армяне, т.к. азербайджанцы отрубили им газ. Нас этот баллон очень выручил.

Дороги: От Еревана на Ленинакан (Гюмри), на Эчмиадзин, на Севан и на юг по Араратской долине до города Арарат -  магистрали с разделительной полосой неплохого качества. Основная дорога Армении из Еревана через всю страну в Иран (М-2) по местным меркам хорошая. Она в выбоинах и сильно разбита иранскими фурами. Вокруг Севана с юга разбитый асфальт, с севера большей частью мерзкая пыльная грунтовка. Неплохие дороги, идущие во все стороны от Ванадзора (Кировакана). В связи с тем, что М-2 проходит слишком близко с Нахичеванью, (в войну азербоны обстреливали эту трассу) в данный момент реконструируется очень сложная дорога из Мартуни в Ехегнадзор через Селимский перевал. К декабрю 2003г. обещают отличную дорогу, а пока это очень тяжелая грунтовка.

Бензин: продают везде 0.5 $ за литр. Чаще всего вывешивают цену за канистру, т.е. 20 л. (наследие бедных времен). В Карабахе заправок меньше. На освобожденных территориях продают только в редких уцелевших селах прямо из канистры. Автосервис дешевый.

С гаи никаких проблем. Как только говоришь, что туристы, даже документов не смотрят. Правда, придется поболтать, рассказать о себе, выслушать про родственников в Москве.

Парковка. Рядом со многими известными монастырями тусуется народ и стрижет 200 драмов = 10р за парковку. Я их посылал или давал мелочь.

Границы. Границы с Азербайджаном и Турцией закрыты. Турки закрыли границы до решения вопроса об «освобожденных территориях» (см. ниже). С Грузией граница открыта. Ходит поезд Ереван – Тбилиси. Ходят какие-то автобусы из Тбилиси. Есть, кажется, еженедельный автобус из Москвы от Курского вокзала. Летом стоил 3000р, включая все расходы на таможню и охрану: «слушай, заплатил и едешь как король». Если прибавить деньги на еду в дороге на два дня, то получиться то же самое, что лететь самолетом. Изредка ходит раздолбанный Икарус с Армянского кладбища в Москве. Он подешевле. Автобусы на каких-то участках сопровождает милиция. В стоимость входят все взятки грузинским погранцам и ментам. Армяне и знакомые грузины не советуют соваться на своей машине в Грузию. Я думаю, самой свежей информацией обладают водители этих автобусов и автобусов Москва – Тбилиси с Курского вокзала и Щелковской. Граница с Ираном открыта. Постоянно идут фуры на Ереван и в другие части Армении. Есть еще граница с Нахичеванью, там, видимо, та же ситуация, что и с самим Азербайджаном. Граница с Карабахом только на карте. Реально – это гаишные посты на дорогах, где записывают паспорта и номера машин. Эти посты стоят не на границе, а поблизости, где удобно.

Карабах. После победы в войне с Азербайджаном Республика Нагорный Карабах официально была провозглашена независимым государством. Но реально – это часть Армении, деньги здесь армянские. Чтобы попасть в Степанакерт никаких документов не требуется, но чтобы свободно перемещаться по Карабаху и по освобожденным территориям надо разрешение МИДа Армении, которое, как говорят, дают в Ереване. Современный Карабах раза в 2 больше советского. До войны Карабах был полностью окружен территорией Азербайджана и не граничил с Арменией. В результате войны армяне захватили территории между Карабахом и Арменией, между Карабахом и Ираном и некоторые другие территории, по которым проходили жизненно важные дороги, связующие части Карабаха (например дорога Степанакерт – Мартакерт). И правильно сделали. После развала Союза уже никто не смог бы помешать азербайджанцам потихоньку выжить всех армян из Карабаха, как они это делали все советское время в Карабахе. А без «освобожденных территорий» Карабах не выжил бы в азербайджанской блокаде. Границы с Азербайджаном охраняются и непроходимы. Дорога в Степанакерт – отличная. Строится новая, стратегическая, дорога «Север – Юг» из Степанакерта в Мартакерт по исконным территориям Карабаха, вдали от границ. Не ездил, но думаю, что неплохая. Остальные дороги не ремонтировались с советского времени. Армяне в Карабахе более суровые и мрачные, чувствуется за плечами война.

Основная дорога в Карабах Горис – Степанакерт хорошая, а после границы отличная. На карте есть еще 8 дорог из Армении в южную равнинную часть Карабаха. В нагорную северную часть дорог почти нет. Дорога через Зодский перевал (по ней мы ехали) проходима для всех машин с не очень маленьким дорожным просветом. Это грунтовка с довольно крутыми подъемами, сильно разбита военной техникой. Дорога Варденис – Кельбаджар (на армянских картах Карвачар) еще хуже. Военные утверждают, что только для джипов. Чтобы на нее попасть нужно проехать еще и через военный пост в Кельбаджаре. Дорога из Джермука в Кельбаджар по слухам такая же и закрыта военными. Других дорог через горы нет.

kirill-anya.ru

По следам Тевтонского ордена. Путешествие по Восточной Пруссии

Подготовка к путешествию

Маршрут Путешествие такой большой семейной компанией мы запланировали еще летом. Надо было обязательно вывезти отдохнуть Аниных родителей, устроить для них отдых. Маршрут выбирали долго и мучительно. Дело в том, что большую часть польских интересностей мы уже довольно подробно осмотрели за последние три года. Сначала думали поехать в Словакию или Чехию, но трезво поразмыслив, решили, что для первого раза надо куда-то поближе, чтобы из 9 дней не уходило 4 дня на дорогу. В одном из прошлых путешествий по Польше мы проезжали через Торунь и Хелмно, сделав в этих городах остановку всего на пару часов. Как мы тогда жалели, что ночевали в Познани, а не в Торуне! На этот раз решили исправить это и пожить в этом очаровательном городе подольше. Так и спланировали путешествие. Весь первый день, включая очень раннее утро - дорога до Польши. А во второй день неспеша едем до Торуня, осматривая по дороге интересные места: Пултуск, Цеханов, Плоцк. В Торуне живем три ночи - то есть два дня. Один день на город, второй - на замок Голубь-Добжинь и город Хелмно. Далее едем в Гданьск, по дороге смотрим Грудзенц, Квидзынь, Гнев и Пелпин. Три ночи - два дня в Гданьске. Один день - город и шопинг, второй - Мальборк. На обратном пути решили переночевать до границы, чтобы не попасть в вечерние воскресные очереди. По дороге до Белястока смотрим Лидзбарк Вармински. В каждой машине у нас было по два водителя, поэтому дорога туда и обратно не была тяжелой.

Визы У нас были полугодовые испанские мульты. Гетмановым делали венгерские визы по фиктивным электронным броням.

Путеводители По Польше у нас довольно много русскоязычных материалов Министерства туризма, раздобытые на международной туристической выставке в Москве. Так же подготовили некую компиляцию из путеводителей LP, RG, DK и информации и схем из интернета.

Еда В отношение еды в Польше очень приятно путешествовать, поскольку еда здесь очень качественная и очень дешевая. Обедали мы, точнее объедались, всегда в ресторанах, завтракали в отелях или апартаментах, а до нормального ужина обычно дело не доходило. Аня приготовила целый справочник по Польской кухне, и мы пробовали разные супы и невероятно сытные вторые блюда: всякие галонки, бигосы и т.д.

Некоторые выводы Путешествовать такой огромной командой сложно, но можно. Грамотно спланировать программу и ночевки, найти хорошие апартаменты или коттедж - это уже половина дела. Ну и автобус. Он, конечно, дает неоспоримое превосходство в комфорте во время переездов, как длинных так и коротких.

Всего 33 дня пути, 9 236 км, около 20 паромов

Путеводители и карты Удобных универсальных путеводителей по Норвегии нет. LP совершенно бесполезен, можно только взять карты городов. Много полезной общей информации можно найти на сайте visitnorway.ru, там же можно заказать бесплатные путеводители по стране, по фьордам и по Северу Норвегии. Готовились к путешествию, изучая сайты туристической информации конкретных регионов. На этих сайтах часто можно заказать бесплатно бумажные путеводители по региону. Обычно мы заранее покупаем бумажный двухкилометровый атлас страны, куда собираемся ехать. Но сейчас не стали этого делать из-за неподъемной цены+доставка. Готовились по онлайн картам. Быстрые карты есть на сайте visitnorway.ru, но неудобный интерфейс. Самые удобные карты с туристическими маршрутами и тропами на сайте http://ut.no/kart/. При подготовке путешествия мы пользовались этими картами. Более подробные карты есть на сайте norgeskart.no. Сайт довольно тормозной и постоянно пользоваться им неудобно. Отлично, что есть мобильное приложение norgeskart.no, которое умеет кешировать эти он-лайн карты. Поэтому у нас полтора месяца лежал на столе планшет и выкачивал гигабайты карт по нашему маршруту. Может быть, создам раздачу этих 20 гб кэша в торрентах, чтобы работа не пропала. Маршрут прокладывал ТомТом на телефоне, а параллельно на 10-дюймовом планшете двигалась топографическая карта, которую можно было приближать до 15-16 зума (видны грунтовые дорожки и тропинки) или отдалять до 11, чтоб видеть общую картину района, где мы сейчас едем. Подробная топокарта очень помогала в поисках хороших мест для дикого кемпинга, да и вообще, хорошая карта вносит некую объемность в восприятие мест, по которым едешь.

На телефоне тоже стояла norgeskart.no с этим же кэшем. Телефон брали с собой в походы, на восхождения и велопрогулки для ориентирования на местности.

Визы Визы получали чешские годовые. (105 евро на всех)

Снаряжение Все наше снаряжение мы подробно описывали на специальной страничке, созданной 2 года назад. В этот раз из того списка мы не брали пляжные зонты и коврики, зато было очень много других вещей. Думаю, что сделаем особую страничку про снаряжение этого путешествия.

Дикий кемпинг В этот раз у нас все ночевки были дикими. Только один раз ночевали в кемпинге в Стокгольме. В Норвегии с диким кемпингом проблем нет, есть право общего доступа к природным ресурсам: везде можно ставить палатку, собирать грибы и ягоды, ловить рыбу в соленой воде не зависимо от того частная ли это земля или государственная. Стоять можно везде, кроме возделланных полей, и не ближе 150 метров до любого строения.

Траты В этом году вели подробную таблицу с тратами по категориям.

Всего потратили 191 899 рублей. Из них:

1) еда - 60 906 р (32 % бюджета), 2) ночлег - 1412 р (1 % бюджета) 3) дизель - 54 498 р (28 % бюджета) 4) дорожные расходы (зеленая карта, паромы, платные дороги и туннели) - 43 668 р (23 % бюджета) 5) всякое (бытовые мелочи) - 11 865 р (6 % бюджета) 6) музеи, зоопарк, ж/д билеты - 19 549 р (10 % бюджета)

Легкий шопинг в Стокгольме и Риге в тратах не учтен.

Путешествие вышло довольно дорогим. В прошлом году чуть меньшую сумму мы потратили на 43 дня путешествия по Греции, при этом мы довольно часто обедали в ресторанах и тавернах, иногда платили за ночлег и не в чем себе не отказывали при выборе продуктов в маркетах. Конечно, сказалось падение рубля, но все же Норвегия безумно дорогая страна.


Смотрите также