11 сентября день трезвости


Почему Всероссийский День трезвости отмечается 11 сентября?

28.08.2016

Многих россиян приводит в изумление информация о том, что 11 сентября в РФ отмечается Всероссийский День трезвости. Давайте попробуем выяснить, кто же его учредил, и какие ассоциации он вызывает у современников в наши дни. Что же это за праздник?

История празднования Дня трезвости начало более ста лет назад в ХХ веке. Тогда по инициативе православных церковнослужителей в 1913 году был проведен самый первый на территории России День трезвости. В марте 1914 года Высшим церковно-государственным органом в стране в период с 1721 года по 1917 год, было принято особое решение о введении Всероссийского Дня трезвости. Празднование Дня трезвости было назначено на 11 сентября.

Эта дата была выбрана православными священнослужителями не случайно.  По церковному календарю в этот день православные христиане празднуют большое торжество – «Усекновение главы Пророка Иоанна Предтечи». В честь святого, самого чтимого после Девы Марии, был установлен строжайший пост. В церквях проводились молебны, крестные ходы, а также читались мирянам лекции о большой значимости, а также важности безалкогольного образа жизни и взывали к нему.

Все желающие прихожане могли дать обет трезвости, и получить благословение священнослужителя. Во время строгого поста в дореволюционной России, в городах которой пьянство считалось распространенным явлением, закрывались винные заведения, а также запрещалась торговля алкогольными напитками. Нарушители запрета, по мнению священнослужителей и паствы, были большими грешниками.

В наше время РФ является одним из лидеров по употреблению крепких алкогольных напитков и далеко опережает страны многие страны Европы и мира. В связи с этим День трезвости считается актуальным всероссийским праздником в стране и необходимым всему обществу. Алкоголизм стал настоящим бедствием, а данные статистики указывают на постоянный рост статистики потребления спиртного, относящихся к эффективным средствам уничтожения человечества.

В 2013 году был зафиксирован тревожный показатель – 18 литров алкоголя на душу населения. Такая страсть к напиткам на основе этилового спирта становится причиной ужасных преступлений, аварийных ситуаций на дорогах, а также большого количества ДТП со смертельным исходом.  Единственным выходом из этой ситуации является здоровый образ жизни, отказ от алкоголя, наркотиков и других вредных привычек.

День трезвости не является красным днем календаря. Во время праздника в монастырях и храмах проводятся службы, молебны об исцелении прихожан, страдающих недугом пьянства. Верующие люди возносят молитвы иконе «Неупиваемая Чаша» за своих родных и близких, страдающих алкоголизмом, наркоманией.

Общественные организации и молодежные сообщества проводят выставки на тему пагубного влияния алкоголя и наркотических средств, флешмобы, различные мероприятия во многих российских городах. Их цель – привлечение всех слоев населения к здоровому образу жизни. Самостоятельный отказ от употребления алкоголя считается одной из главных задач современного общества. Только трезвый человек может по-настоящему быть счастливым, успешным, сильным и здоровым и дарить радость людям.

Рейтинг статьи: 1985 просмотров

Автор: Елена Пискун

geo-storm.ru

11 сентября – Всероссийский день трезвости

Первое празднование Дня трезвости состоялось более 100 лет назад, в 1911 году в Санкт-Петербурге, под лозунгом «В трезвости счастье народа». А в 1913 году этот день стал официальным праздником, поддерживаемым церковью. Священнослужители и представители научной интеллигенции хотели таким образом объединить общество, противопоставив алкогольной зависимости ценности здорового образа жизни, созидание, творчество и разум. Возобновилась традиция лишь в 2005 году.

По мнению организаторов праздника, в этот день любой человек должен внести свой, пусть даже самый малый, вклад в поддержание здорового образа жизни.

Празднование Дня трезвости является значимым событием для всего общества в целом. По статистике, с каждым годом увеличивается доля потребления алкоголя на душу населения. Алкоголизм принимает формы национального бедствия. Именно поэтому социальные институты делают все, чтобы сделать здоровый образ жизни общественной ценностью, а страсть к алкоголю, равно как и к другим веществам, изменяющим состояние сознания человека, порицаемым всеми пороком, ведущим к упадку личности.

В этот день во многих городах России проводятся тематические митинги, конференции и семинары, посвященные профилактике и избавлению от алкогольной и других видов зависимостей. Церковь, в свою очередь, организует специальные службы.

День трезвости – праздник, который следует проводить, сохраняя трезвость рассудка, радуясь возможности общения с близкими и стремясь сделать так, чтобы трезвость стала естественным состоянием каждый день в году. Ведь только трезвый человек может быть успешным, счастливым, иметь крепкую семью и уважение. Отказываясь от употребления алкоголя, мы сможем сделать нацию более здоровой и сильной.

Во многих частях мира употребление алкогольных напитков на различных встречах и приемах является общепринятой практикой. Тем не менее, в связи с опьяняющими, токсическими и вызывающими зависимость свойствами алкоголя его потребление может оказывать неблагоприятное воздействие на здоровье и иметь негативные социальные последствия.

В дополнение к хроническим болезням, которые могут развиться с годами у лиц, употребляющих алкоголь в больших количествах, потребление алкоголя также связано с повышенным риском возникновения таких острых состояний здоровья, как травмы, в том числе травмы в результате дорожно-транспортных аварий.

Только факты!
  • Во всем мире в результате вредного употребления алкоголя ежегодно происходит 3,3 миллиона смертей, что составляет 5,9% всех случаев смерти.
  • Вредное употребление алкоголя является причинным фактором более чем 200 нарушений здоровья, связанных с болезнями и травмами.
  • 5,1% общего глобального бремени болезней и травм обусловлено алкоголем.
  • Потребление алкоголя приводит к смерти и инвалидности относительно на более ранних стадиях жизни. Среди людей в возрасте 20-39 лет примерно 25% всех случаев смерти связаны с алкоголем.
  • Установлены причинно-следственные связи между вредным употреблением алкоголя и заболеваемостью такими инфекционными болезнями, как туберкулез, а также течением ВИЧ/СПИДа.
  • Помимо последствий для здоровья вредное употребление алкоголя наносит значительный социальный и экономический ущерб отдельным людям и обществу в целом.
Человек и алкоголь: история борьбы

Спиртные напитки известны очень давно. Человечество знакомо с вином и пивом не менее пяти-семи тысяч лет и ровно столько же – с последствиями его употребления.

На протяжении тысячелетий случались попытки и найти приемлемую меру пития, и оправдать собственное пьянство, и полностью запретить спиртное.

Вот лишь некоторые эпизоды из этой истории.

Древняя Греция

Вред злоупотребления вином осознавали еще в Древней Греции.

На родине Диониса – древнегреческого бога винодедия – пили только разбавленноевино. На каждом застолье присутствовал симпосиарх – специальный человек, в обязанности которого входило установить степень разбавления спиртного напитка.

Пить неразбавленное вино считалось дурным поступком.

Спартанцы, известные своей суровостью, устраивали для юношей показательные представления. Они поили неразбавленным вином покоренных ими илотов и пускали их по улицам, чтобы молодежь видела, как отвратительно выглядят пьяные.

Аль-Кохль

До VII-VIII веков человечество не знало крепких напитков. Спиртное производилось простым брожением сырья: винограда и солодового сусла.

Более крепкие напитки таким способом получить невозможно: когда при брожении достигается определенный уровень спирта, процесс останавливается.

Чистый спирт впервые получили арабы, на что указывает само арабское слово «алкоголь» («аль-кохль» означает спирт). В те времена арабы были лидерами в химии и открыли метод перегонки.

Кстати, сами изобретатели и их народ спиртное не пили: Коран открыто запрещает пить вино.

Первый прототип водки, судя по всему, получил араб Ар-Ризи в XI веке. Но использовал он эту смесь исключительно в медицинских целях.

Сухой закон

В некоторых государствах проблему алкоголизма пытались решить кардинально: запретить продажу, производство и употребление алкоголя.

Наиболее известны в истории три случая: сухой закон в России, вводившийся дважды (в 1914 и 1985 годах), и сухой закон в США.

С одной стороны, введение сухого закона приводило к увеличению продолжительности жизни и ее качества.

Так, в России 1910-х он снизил количество алкоголиков, самоубийц и пациентов психиатрических лечебниц, а также увеличил число денежных вкладов в сберкассы.

В то же время в эти годы произошел бум самогоноварения и отравлений суррогатом. Сухой закон не предполагал помощи по преодолению зависимости, что подтолкнуло страдающих от алкоголизма людей искать замену.

Введение сухого закона 18-й поправкой к Конституции США в 1920 году привело к появлению знаменитой американской мафии, поставившей под свой контроль контрабанду и нелегальную торговлю алкоголем.

Тогда говорили, что 18-я поправка возвела на трон гангстера Аль Капоне. В итоге в 1933 году 21-й поправкой сухой закон пришлось отменить.

История борьбы с алкоголем в России

К сожалению, история русского государства с самого начала знакома с пристрастием русского человека к алкоголю. Еще в «Рассказе о выборе веры» князем Владимиром первый правитель христианской Руси, выбирая веру, отвергает ислам именно по причине запрета на алкоголь в этой религии.

Чуть менее семи веков хоть какую-то борьбу с этим общественным недугом вела только церковь, как правило – монашеская ее ветвь. Хорошо известна фраза одного из основателей Феодосия Печерского (Киев, XI век): «О горе пребывающим во пьянстве! Пьянством ангела-хранителя отгоняем от себя, а злого беса привлекаем, ибо бесы радуются нашему пьянству”.

Государство обратило внимание на проблему пьянства только в XVII веке. Алексей Михайлович, отец Петра Первого, сначала решил взяться за пьянство среди монашества, запретив в 1647 году насельникам Соловецкого монастыря держать в кельях спиртное. Пять лет спустя была проведена и кабацкая реформа, которая ставила целью уменьшить уровень пьянства уже среди простого населения. Увы, последующие войны отвлекли царя от благих дел.

Петр I ясно осознавал вред злоупотребления спиртным.

В 1714 году он даже учредил позорный орден «за пьянство». Таким орденом «награждали» отличившихся в употреблении алкоголя. Без учета цепи медаль, которую полагалось носить на шее, весила чуть меньше семи килограммов.

Следующих государственных усилий, направленных на борьбу с алкоголем, пришлось ждать еще четверть тысячелетия с хвостиком.

Николай II воспользовался началом Первой мировой войны и вообще ввел сухой закон – сначала на момент мобилизации, затем – до окончания войны. Сначала запретили водку, а потом – вино и пиво. Однако затем случились две революции, и всем стало не до этого.

Впрочем, поначалу советские власти тоже начали бороться с алкоголем, запретив производство и торговлю спиртными напитками. Однако в 1923 году запрет был отменен.

Короткая антиалкогольная кампания случилась в 1929 году, когда было закрыто много пивных лавок и водочных и образованы общества трезвости. Прошла более-менее вменяемая, как это принято сейчас говорить, пиар-кампания по формированию трезвого образа жизни. Но, опять же, это было ненадолго.

В 1958 году было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об усилении борьбы с пьянством и о наведении порядка в торговле крепкими спиртными напитками». Согласно этому документу уже нельзя было продавать водку во всех предприятиях торговли общественного питания (кроме ресторанов), расположенных на вокзалах, в аэропортах, на привокзальных и пристанционных площадях. Впервые запрещали торговать спиртным в непосредственной близости от школ и институтов, детсадов, больниц, санаториев, в местах массовых гуляний и отдыха.

rubtsovskmv.ru

11 сентября — Всероссийский день трезвости

Впервые он отмечался в 1913 году по инициативе Церкви. На время праздника были закрыты казённые винные лавки и запрещена продажа алкогольных изделий. Во всех православных храмах столицы читалось воззвание о значении праздника, силами трезвенников были организованы крестные ходы. Праздники того времени отличались большой насыщенностью мероприятий просветительского и культурного характера.

* * * Вторая половина XIX века – время серьезных перемен во всех сферах жизни Российского государства. В 1861 году состоялась отмена крепостного права, начавшая новый этап в истории России – наметился существенный рост производства, произошло усиление политической активности всех слоев населения, появление новых идей и духовных исканий у ведущих мыслителей русской культуры. Несмотря на то, что уровень потребления алкоголя на душу населения в год по сравнению с современностью тогда был невысок (4,7 литров против 18,5 литров сегодня), общество, и особенно духовенство, ответило на рост потребления алкоголя массовым созданием обществ трезвости. В конце XIX – начале XX вв. в России развернулось широкое трезвенное движение. Под последним понимается «общественное движение за добровольный отказ граждан (временный или постоянный) от потребления алкоголя, принятие ограничительных, запрети¬тельных и просветительных мер против распространения, производства и потребления алкоголя на местном, региональном и государственном уровне».

Первые российские общества трезвости с уставами и продуманной программой действий начали появляться примерно в 1880-х годах. В 1882 году С.А. Рачинским было создано знаменитое Татевское общество трезвости. Наибольшее развитие в истории страны движение за трезвость получило в 1907-1914 годах (между революцией 1905-1907 гг. и первой мировой войной), когда многие осознали необходимость отрезвления как условие спасения и мирного обновления страны. В первую очередь, это связано с переменой правительственного курса, когда власть, наконец, всерьез задумалась об алкогольной угрозе.Еще в 1894 году в связи с переходом к государственной винной монополии по всей стране начали создаваться Попечительства о народной трезвости – государственные учреждения, целью которых было распространение здравых понятий о вреде пьянства. Члены попечительств о народной трезвости в отличие от других попечительств получали жалование, а сами попечительства пользовались крупным финансированием. К сожалению, деятельность многих попечительств была крайне пассивной и малоэффективной. Причем «правительство понимало неэффективность начатой борьбы» и искало другие способы решения назревшей алкогольной проблемы.

Наряду с попечительствами в стране создавались различные церковные и гражданские общества трезвости. К 1911 году в стране насчитывалось более 2000 обществ трезвости с огромным количеством членов. При этом общества трезвости были по преимуществу религиозными православными и крестьянскими своему составу. То есть большинство обществ трезвости в российской империи были созданы при сельских приходах, а их работой руководил местный священник.

В 1914 году, в том числе в связи с начавшейся войной, был принят ряд антиалкогольных постановлений, который в значительной степени снизил разрушительное воздействие алкоголя на российское общество. Произошло резкое уменьшение количества потребляемого алкоголя и вслед за этим резкое улучшение демографических и социально-экономических показателей развития страны, описанное в литературе.

* * * В Челябинске общество трезвости, получившее название «Градо-Челябинское Иоанно-Предтеченское общество трезвости», было создано 2 сентября 1912 года в честь Иоанна Предтечи по инициативе настоятеля Александро-Невской церкви священника Михаила Пеньковского.

Благодаря энергичной проповеди о. Михаила о вреде пьянства и пользе трезвости, в общество вовлекалось все больше и больше членов. Работа развивалась, общество росло и стало пользоваться популярностью.В начале общество насчитывало 23 человек, к концу первого года существования (на начало 1914 года) – 243 человека. Члены общества давали обет в течение определенного времени не употреблять спиртных напитков. Не реже 2-х раз в месяц созывались общие собрания, помимо разрешения хозяйственных вопросов, много говорилось и читалось о пользе трезвости. Особо стойкие и чем-либо проявившие себя члены премировались специальными грамотами, и для всех вообще членов общества присвоено было право ношения знака члена общества из бронзы под золотом.

Деятельность общества выразилась в проповеди с церковного амвона о вреде пьянства, в раздаче устава Общества, иконок, листовок, брошюр против пьянства всем вступающим по отдельности, в расклейке картин против пьянства по папертям городских и ближайших поселковых храмов, лекционной работе. В Народном доме проходили «народные чтения с туманными картинами» (диапозитивами) о вреде пьянства. Собрания общества проходили в Александро-Невской церкви.

Была собрана порядочная библиотека по вопросам трезвости, которая все пополнялась выпиской вновь специальных трезвенных журналов, плакатов, журналов религиозно-нравственных и общепопулярных газет того времени. Кроме этого, библиотека пополнялась книгами религиозно-нравственного содержания, пожертвованных горожанами; на членские взносы приобретались брошюры, которые распространялись бесплатно среди населения.29 августа 1913 года в Челябинске проводился праздник трезвости. В этот день во всех храмах города прошли торжественные богослужения, читались проповеди о борьбе с алкоголизмом. На ярмарочной площади у Александро-Невской церкви после литургии состоялся крестный ход и молебен Св. Иоанну Крестителю. В апреле 1914 года был устроен еще один «Праздник трезвости», в котором приняло участие много интеллигенции, особенно учителей. Так описывает это событие Ф.И.Горбунов: «Был устроен грандиозный ход по городу с хоругвями и духовым оркестром, привлекший массу публики. По городу, разукрашенные цветами и цветными лентами с лозунгами о вреде пьянства, были рассыпаны сборщики и сборщицы с кружками по сбору средств в пользу общества. Сбор был хороший. На эти собранные средства рядом с Народным Домом была открыта обществом чайная и читальня».

Популярность общества росла. Но в июле 1914 года началась война. Много членов общества ушло на войну. Продажа вина была закрыта. Трезвость для всех стала обязательной и «в обществе, как в роге спасения, надобность отпала». После 1917 года деятельность общества вовсе прекратилась. * * * Большинство обществ трезвости появилось на территории Челябинской епархии в довольно поздний (после 1911 г.) период развития общероссийского движения за трезвость. Они создавались по образцу существующих, уже наработавших опыт обществ и братств трезвости в других регионах. Подчас общества трезвости обязаны своим появлением государственной и церковной политике, но также среди инициаторов подобной работы было немало энтузиастов, искренно желавших потрудиться на благо Церкви и своего народа. Одной из важнейших форм работы местных обществ трезвости (помимо церковной проповеди и богослужения) было моральное воздействие, пример трезвенников. Общества трезвости подготовили почву для проведения ограничительных мер со стороны государства, воздействуя на общественное сознание. Но реальный результат – заметное снижение потребления по всей стране – проявился только вследствие решительных государственных мер.

Сегодня по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) каждая пятая смерть в России и соседних странах происходит от причин, связанных с алкоголем. При этом уровень потребления алкоголя в нашей стране классифицируется как максимально опасный для здоровья населения. К этому стоит добавить тот социальный урон, который несет обществу высокая алкоголизация населения: ей обязаны огромное количество преступлений, распад семей, брошенные и неполноценные в физическом отношении дети.С точки зрения Церкви лучшей профилактикой любого рода зависимостей является духовно-нравственное воспитание, вовлечение в евхаристическую и общинную жизнь. История Русской Православной Церкви свидетельствует о большом опыте, накопленном приходскими обществами трезвости начала XX века. Тогда при активном участии в Церкви велась обширная просветительская работа – проводились Праздники трезвости, читались публичные лекции, произносились проповеди о вреде пьянства и пользе трезвости. Общее число участников обществ трезвости доходило до 500 000 человек.

Такое движение не могло оставаться незамеченным, и к 1914 году в отношении царского правительства к алкоголю наметились серьезные сдвиги, породившие массу позитивных перемен, улучшивших демографические, социальные и экономические показатели развития страны. К сожалению, война и революция изменили ситуацию, и теперь ценный опыт приходится приобретать и осмыслять заново.

Конечно, ситуация в стране за прошедшие 100 лет изменилась, нужны новые формы работы, адаптированные к современным условиям. Но сам факт того, что в нашей истории, и в частности г. Челябинске, существовало общество трезвости, члены которого вели трезвый образ жизни ради спасения себя и своих близких от порока пьянства, ради возрождения нравственных ориентиров своих сограждан, вселяет в нас уверенность и смелость встать на путь трезвости и личным примером трезвой жизни внести свой вклад в преодоление страшной беды, угрожающей нашему Отечеству.

* * *

По традиции, 11 сентября, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи после Божественной Литургии в Свято-Покровском храме г.Озерска совершается молебен о страждущих недугом винопития и наркомании.

ozersk.prihod.ru

11 сентября — День трезвости

11 сентября 1913 года по инициативе служителей Православной Церкви был проведен первый российский День трезвости. В России в эти дни закрывались все винные лавки и прекращалась продажа алкогольных напитков. Интересно, что тогда, в дореволюционные годы 43% мужского населения в стране оставались абсолютными трезвенниками, а теперь по утверждению исследователей на душу населения приходится около 18 литров спирта в год. Конечно знатоки сразу вспомнят что до Петра I народ водку ведрами мерил, что бутылки и литры это вообще не наш стандарт. И что зима близко, а кто русскую зиму пережил и не грамма не употребил, так это вообще фантастика.

И все же вот он и настал день трезвости, повод задуматься, посчитать сколько вёдер разлито сколько дел не сделано и «как бы можно было б жить если бы перестал я пить?» Разумный и осознанный выбор трезвого образа жизни — одна из основных задач, стоящих перед обществом. И в этот день силами различных общественных и молодежных организаций проводятся тематические акции, выставки, флешмобы и другие мероприятия во многих российских городах.

Сегодня верующих решающих бросить пить благословляют в церквях, выносят особо помогающие иконы, устраивают крестные ходы, дабы устрашить зеленого змия и призвать к трезвости. Рекомендована к столу пища постная. Пироги с капустой, каши на воде, щи пустые без мяса, хлеб и вода. Вот такой праздник!

11 сентября — День граненого стакана.

Вы думали Малевич известный художник из-за того что он написал знаменитый черный квадрат, а что если нет, что если он дорог нам потому что нарисовал граненый стакан! Между прочим, в старину кружки делали как бочонки, из дощечек и стаканы из дощечек. И только нашим прогрессивным художникам Каземиру Малевичу и Вере Мухиной пришла в голову идея воплотить эту форму в стекле, и появился первый граненый стеклянный стакан, прямо в день трезвости, если кто про него помнил, в 1943 году. Стакан отличался практичностью, если его роняли на пол, с высоты в метр он не разбивался как обычный стеклянный стакан, а оставался совершенно цел. Не трескался он и не кололся от кипятка, но по традиции, прежде чем налить кипяток в стакан, в него сначала клали чайную ложечку, а потом уж лили. Свойства граненого стакана оценили и в ресторанах и на железной дороге и в школах, и в многочисленных рабочих столовых. Всем пришёлся он по душе и стал своего рода символом общественного питания в СССР. На железной дороге граненый стакан с горяченным чаем обязательно подавали в подстаканнике, теперь эта пара стакан и подстаканник — предмет гордости коллекционеров. Вот такой праздник пришёлся на день трезвости. А у Вас есть граненый стакан в подстаканнике? Есть? Так попейте сегодня лучше чай. Да ложечку-то выньте, что ж вы глаз зажмурили…

11 сентября — День пряных булочек с крестом в США.

Десять-одиннадцать тысяч лет назад египтяне подносили богине Луны круглые лепешки с изображением бычьих рогов. Похожий обычай приготовления ритуального хлеба существовал в Древней Греции и Риме. Круглая булка ирландского хлеба перед выпечкой надсекается сверху острым ножом крест-накрест, саксы ели булочки с сухофруктами (смородиной), отмеченные крестом (надрезанные перед выпечкой сверху в форме креста) в честь богини весны и рассвета Eostre, чьим именем и была названа Пасха! Сами по себе булочки Хот Кросс Банс настолько оригинальны и вкусны, что стали изготавливаться и продаваться повсеместно и в любое время года, теряя сакральный смысл.

Считается, что помеченный крестом хлеб отгоняет злых духов. Хлеб, выпекаемый на Страстную Пятницу никогда не плесневел, его держали в качестве амулетов от одного года к другому.

Булочки дают защиту от пожаров и удачу на весь год — их подвешивали в корзинках или размещали на стойках в домах и пабах.

Моряки брали Хот Кросс Банс в плаванье, чтобы уберечь судно от кораблекрушения.

Люди верили, если растолочь и смешать с водой кусочек креста, нанесенного на пасхальную выпечку, можно излечиться от болезни.

Хлеб, испеченный на Страстную пятницу, прятали в амбарах, зарывая его глубоко в зерно, чтобы защитить урожай от жучков-вредителей, мышей и крыс (хохот в зале).

Каким образом праздник, посвященный пасхальному угощению выпал на сентябрь — не известно, но это факт: традиционные английские пряные булочки с крестом, без которых невозможно представить себе католическую Пасху, чествуют ежегодно 11 сентября. Булочки пекут из дрожжевого теста с изюмом и сверху украшают крестом из сахарной глазури и с удовольствием поедаются! Очень вкусно, а если поделиться с кем-то половинкой булочки, это станет гарантией верной дружбы на целый год, особенно если при этом сказать заветные слова: «Половинка для тебя, половинка для меня — будем верные друзья!»

woman.rambler.ru


Смотрите также